Краткая биография да винчи. Краткая биография леонардо да винчи - гения эпохи возрождения. Летающие машины Леонардо да Винчи


Леонардо ди сер Пьеро да Винчи (итал. Leonardo di ser Piero da Vinci). Родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано, около городка Винчи, близ Флоренции - умер 2 мая 1519, замок Кло-Люсе, близ Амбуаза, Турень, Франция. Итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения.

Леонардо да Винчи - яркий пример «универсального человека» (лат. homo universalis).

Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано близ небольшого городка Винчи, недалеко от Флоренции в «три часа ночи» то есть в 22:30 по современному отсчёту времени. Примечательна запись в дневнике деда Леонардо, Антонио да Винчи (1372-1468) (дословный перевод): «В субботу, в три часа ночи 15 апреля родился мой внук, сын моего сына Пьеро. Мальчика назвали Леонардо. Его крестил отец Пьеро ди Бартоломео».

Его родителями были 25-летний нотариус Пьеро (1427-1504) и его возлюбленная, крестьянка Катерина. Первые годы жизни Леонардо провёл вместе с матерью. Его отец вскоре женился на богатой и знатной девушке, но этот брак оказался бездетным, и Пьеро забрал своего трёхлетнего сына на воспитание. Разлученный с матерью Леонардо всю жизнь пытался воссоздать её образ в своих шедеврах. Жил он в это время у деда. В Италии того времени к незаконнорожденным детям относились почти как к законным наследникам. Многие влиятельные люди города Винчи приняли участие в дальнейшей судьбе Леонардо. Когда Леонардо было 13 лет, его мачеха умерла при родах. Отец женился повторно - и снова вскоре остался вдовцом. Он прожил 77 лет, был четырежды женат и имел 12 детей. Отец пытался приобщить Леонардо к семейной профессии, но безуспешно: сын не интересовался законами общества.

Леонардо не имел фамилии в современном смысле; «да Винчи» означает просто «(родом) из городка Винчи». Полное его имя - итал. Leonardo di ser Piero da Vinci, то есть «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи».

В своих «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Вазари рассказывает, что как-то один знакомый крестьянин попросил отца Леонардо найти художника, чтобы тот расписал круглый деревянный щит. Сер Пьеро отдал щит своему сыну. Леонардо решил изобразить голову горгоны Медузы, а чтобы изображение чудовища производило на зрителей должное впечатление, он использовал в качестве натуры ящериц, змей, кузнечиков, гусениц, нетопырей и «прочих тварей» «из множества каковых, сочетая их по-разному, он создал чудовище весьма отвратительное и страшное, которое отравляло своим дыханием и воспламеняло воздух». Результат превзошёл его ожидания: когда Леонардо показал законченную работу отцу, тот испугался. Сын сказал ему: «Это произведение служит тому, ради чего оно сделано. Так возьмите же и отдайте его, ибо таково действие, которое ожидается от произведений искусства». Сер Пьеро не отдал работу Леонардо крестьянину: тот получил другой щит, купленный у старьёвщика. Щит же Медузы отец Леонардо продал во Флоренции, выручив за него сто дукатов. По преданию, этот щит перешёл к семье Медичи, а когда он был утерян, полновластных хозяев Флоренции изгнал из города восставший народ. Через много лет кардинал дель Монте заказал картину с изображением Медузы Горгоны Караваджо. Новый талисман был преподнесён Фердинанду I Медичи в честь женитьбы его сына.

В 1466 Леонардо да Винчи поступает в мастерскую Верроккьо подмастерьем художника. Мастерская Верроккьо находилась в интеллектуальном центре тогдашней Италии, городе Флоренции, что позволило Леонардо обучиться гуманитарным наукам, а также приобрести некоторые технические навыки. Он изучил черчение, химию, металлургию, работу с металлом, гипсом и кожей. Помимо этого юный подмастерье занимался рисованием, скульптурой и моделированием. В мастерской, кроме Леонардо, обучались Перуджино, Лоренцо ди Креди, Аньоло ди Поло, работал Боттичелли, часто бывали такие известные мастера, как Гирландайо и др. Впоследствии, даже когда отец Леонардо принимает его на работу в свою мастерскую, он продолжает сотрудничать с Верроккьо.

В 1473 году в возрасте 20 лет Леонардо да Винчи получает квалификацию мастера в Гильдии Святого Луки.

В XV веке в воздухе носились идеи о возрождении античных идеалов. Во Флорентийской Академии лучшие умы Италии создавали теорию нового искусства. Творческая молодёжь проводила время в оживленных дискуссиях. Леонардо оставался в стороне от бурной общественной жизни и редко покидал мастерскую. Ему было не до теоретических споров: он совершенствовал своё мастерство. Однажды Верроккьо получил заказ на картину «Крещение Христа» и поручил Леонардо написать одного из двух ангелов. Это была обычная практика художественных мастерских того времени: учитель создавал картину вместе с помощниками-учениками. Самым талантливым и старательным поручалось исполнение целого фрагмента. Два ангела, написанные Леонардо и Верроккьо, недвусмысленно продемонстрировали превосходство ученика над учителем. Как пишет Вазари, поражённый Верроккьо забросил кисть и никогда больше не возвращался к живописи.

В 1472-1477 годах Леонардо работал над: «Крещение Христа», «Благовещение», «Мадонна с вазой».

Во второй половине 70-х годов была Создана «Мадонна с цветком» («Мадонна Бенуа»).

В возрасте 24 лет Леонардо и ещё трое молодых людей были привлечены к судебному разбирательству по ложному анонимному обвинению в содомии. Их оправдали. О его жизни после этого события известно очень мало, но, вероятно (есть документы), у него была собственная мастерская во Флоренции в 1476-1481 годах.

В 1481 году да Винчи выполнил первый в своей жизни большой заказ - алтарный образ «Поклонение волхвов» (не завершён) для монастыря Сан Донато а Систо, находящегося неподалёку от Флоренции. В том же году была начата работа над картиной «Святой Иероним».

В 1482 Леонардо, будучи, по словам Вазари, очень талантливым музыкантом, создал серебряную лиру в форме конской головы. Лоренцо Медичи послал его в Милан в качестве миротворца к Лодовико Моро, а лиру отправил с ним как подарок. Тогда же начата работа над конным памятником Франческо Сфорца.

У Леонардо было много друзей и учеников. Что же касается любовных отношений, достоверных сведений на этот счёт нет, поскольку Леонардо тщательно скрывал эту сторону своей жизни. Женат он не был, о романах с женщинами достоверных сведений нет. По некоторым версиям, у Леонардо была связь с Чечилией Галлерани, фавориткой Лодовико Моро, с которой он написал свою знаменитую картину «Дама с горностаем». Ряд авторов, вслед за словами Вазари, предполагают интимные отношения с юношами, в том числе учениками (Салаи), другие считают, что, несмотря на гомосексуальность живописца, отношения с учениками не были интимными.

Леонардо присутствовал на свидании короля Франциска I с папой Львом X в Болонье 19 декабря 1515 года. В 1513-1516 годах Леонардо жил в Бельведере и работал над картиной «Иоанн Креститель».

Франциск поручил мастеру сконструировать механического льва, способного ходить, из груди которого появлялся бы букет лилий. Возможно, этот лев приветствовал короля в Лионе или использовался во время переговоров с папой.

В 1516 году Леонардо принял приглашение французского короля и поселился в его замке Кло-Люсе, - там Франциск I провёл своё детство, - неподалёку от королевского замка Амбуаз. В официальном звании первого королевского художника, инженера и архитектора Леонардо получал годовую ренту в тысячу экю. Никогда до этого в Италии Леонардо не имел звания инженера. Леонардо был не первым итальянским мастером, милостью французского короля получившим «свободу грезить, мыслить и творить», - до него подобную честь разделяли Андреа Соларио и Фра Джованни Джокондо.

Во Франции Леонардо почти не рисовал, но мастерски занимался организацией придворных празднеств, планированием нового дворца в Роморантане при задуманном изменении речного русла, проектом канала между Луарой и Соной, главной двухзаходной спиральной лестницей в замке Шамбор. За два года до смерти у мастера онемела правая рука, и он с трудом передвигался без посторонней помощи. Третий год жизни в Амбуазе 67-летний Леонардо провел в постели. 23 апреля 1519 года он оставил завещание, а 2 мая скончался в окружении учеников и своих шедевров в Кло-Люсе.

По словам Вазари, да Винчи умер на руках короля Франциска I, своего близкого друга. Эта малодостоверная, но распространённая во Франции легенда нашла отражение в полотнах Энгра, Ангелики Кауфман и многих других живописцев. Леонардо да Винчи был похоронен в замке Амбуаз. На могильной плите была выбита надпись: «В стенах этого монастыря покоится прах Леонардо да Винчи, величайшего художника, инженера и зодчего Французского королевства».

Основным наследником был сопровождавший Леонардо ученик и друг Франческо Мельци, который в последующие 50 лет оставался главным распорядителем наследства мастера, включавшего кроме картин инструменты, библиотеку и не менее 50 тысяч оригинальных документов на различные темы, из которых до наших дней сохранилась лишь треть. Другому ученику Салаи и слуге досталось по половине виноградников Леонардо.

Нашим современникам Леонардо в первую очередь известен как художник. Кроме того, не исключено, что да Винчи мог быть и скульптором: исследователи из университета Перуджи - Джанкарло Джентилини и Карло Сиси - утверждают, что найденная ими в 1990 году терракотовая голова является единственной дошедшей до нас скульптурной работой Леонардо да Винчи.

Однако сам да Винчи в разные периоды своей жизни считал себя в первую очередь инженером или учёным. Он отдавал изобразительному искусству не очень много времени и работал достаточно медленно. Поэтому художественное наследие Леонардо количественно не велико, а ряд его работ утрачен или сильно повреждён. Однако его вклад в мировую художественную культуру является исключительно важным даже на фоне той когорты гениев, которую дало Итальянское Возрождение. Благодаря его работам искусство живописи перешло на качественно новый этап своего развития.

Предшествующие Леонардо художники Ренессанса решительно отказывались от многих условностей средневекового искусства. Это было движения в сторону реализма и многое уже было достигнуто в изучении перспективы, анатомии, большей свободы в композиционных решениях. Но в плане живописности, работы с краской, художники были ещё достаточно условны и скованы. Линия на картине четко очерчивала предмет, и изображение имело вид раскрашенного рисунка.

Наиболее условным был пейзаж, который играл второстепенную роль. Леонардо осознал и воплотил новую живописную технику. У него линия имеет право на размытость, потому что так мы её видим. Он осознал явления рассеяния света в воздухе и возникновения сфумато - дымки между зрителем и изображённым предметом, которая смягчает цветовые контрасты и линии. В итоге реализм в живописи перешёл на качественно новую ступень.

Единственное его изобретение, получившее признание при его жизни - колесцовый замок для пистолета (заводившийся ключом). В начале колесцовый пистолет был мало распространён, но уже к середине XVI века приобрёл популярность у дворян, особенно у кавалерии, что даже отразилось на конструкции лат, а именно: максимилиановские доспехи ради стрельбы из пистолетов стали делать с перчатками вместо рукавиц. Колесцовый замок для пистолета, изобретённый Леонардо да Винчи, был настолько совершенен, что продолжал встречаться и в XIX веке.

Леонардо да Винчи интересовали проблемы полёта. В Милане он делал много рисунков и изучал летательный механизм птиц разных пород и летучих мышей. Кроме наблюдений, он проводил и опыты, но они все были неудачными. Леонардо очень хотел построить летательный аппарат. Он говорил: «Кто знает всё, тот может всё. Только бы узнать - и крылья будут!».

Сначала Леонардо разрабатывал проблему полёта при помощи крыльев, приводимых в движение мышечной силой человека: идея простейшего аппарата Дедала и Икара. Но затем он дошёл до мысли о постройке такого аппарата, к которому человек не должен быть прикреплён, а должен сохранять полную свободу, чтобы управлять им; приводить же себя в движение аппарат должен своей собственной силой. Это в сущности идея аэроплана. Леонардо да Винчи работал над аппаратом вертикального взлёта и посадки. На вертикальном «ornitottero» Леонардо планировал разместить систему втяжных лестниц. Примером ему послужила природа: «посмотри на каменного стрижа, который сел на землю и не может взлететь из-за своих коротких ног; а когда он в полёте, вытащи лестницу, как показано на втором изображении сверху… так надо взлетать с плоскости; эти лестницы служат ногами…». Что касается приземления, он писал: «Эти крючки (вогнутые клинья), которые прикреплены к основанию лестниц, служат тем же целям, что и кончики пальцев ног человека, который на них прыгает, и всё его тело не сотрясается при этом, как если бы он прыгал на каблуках». Леонардо да Винчи предложил первую схему зрительной трубы (телескопа) с двумя линзами (известная сейчас как зрительная труба системы Кеплера). В рукописи «Атлантического кодекса», лист 190а, есть запись: «Сделай очковые стекла (ochiali) для глаз, чтобы видеть Луну большой».

Леонардо да Винчи, возможно, впервые сформулировал простейшую форму закона сохранения массы для движения жидкостей, описывая течение реки, однако, из-за невнятности формулировки и сомнений в подлинности, это утверждение подвергается критике.

В течение своей жизни Леонардо да Винчи сделал тысячи заметок и рисунков, посвящённых анатомии, однако не публиковал свои работы. Делая вскрытие тел людей и животных, он точно передавал строение скелета и внутренних органов, включая мелкие детали. По мнению профессора клинической анатомии Питера Абрамса, научная работа да Винчи обогнала своё время на 300 лет и во многом превосходила знаменитую «Анатомию Грея».

Изобретения Леонардо да Винчи:

Парашют
Колесцовый замок
Велосипед
Танк
Лёгкие переносные мосты для армии
Прожектор
Катапульта
Робот
Двухлинзовый телескоп.

Творец «Тайной вечери» и «Джоконды» проявил себя и как мыслитель, рано осознав необходимость теоретического обоснования художнической практики: «Те, которые отдаются практике без знания, похожи на моряка, отправляющегося в дорогу без руля и компаса… практика всегда должна быть основана на хорошем знании теории».

Требуя от художника углубленного изучения изображаемых предметов, Леонардо да Винчи заносил все свои наблюдения в записную книжку, которую постоянно носил при себе. Итогом стал своеобразный интимный дневник, подобного которому нет во всей мировой литературе. Рисунки, чертежи и эскизы сопровождаются здесь краткими заметками по вопросам перспективы, архитектуры, музыки, естествознания, военно-инженерного дела и тому подобное; всё это пересыпано разнообразными изречениями, философскими рассуждениями, аллегориями, анекдотами, баснями. В совокупности записи этих 120 книжек представляют материалы для обширнейшей энциклопедии. Однако он не стремился к публикации своих мыслей и даже прибегал к тайнописи, полная расшифровка его записей не выполнена до сих пор.

Признавая единственным критерием истины опыт и противопоставляя метод наблюдения и индукции отвлечённому умозрению, Леонардо да Винчи не только на словах, а на деле наносит смертельный удар средневековой схоластике с её пристрастием к абстрактным логическим формулам и дедукции. Для Леонардо да Винчи хорошо говорить - значит правильно думать, то есть мыслить независимо, как древние, не признававшие никаких авторитетов. Так Леонардо да Винчи приходит к отрицанию не только схоластики, этого отзвука феодально-средневековой культуры, но и гуманизма, продукта ещё неокрепшей буржуазной мысли, застывшей в суеверном преклонении перед авторитетом древних.

Отрицая книжную учёность, объявляя задачей науки (а также и искусства) познание вещей, Леонардо да Винчи предвосхищает нападки Монтеня на учёных буквоедов и открывает за сто лет до Галилея и Бэкона эпоху новой науки.

Огромное литературное наследие Леонардо да Винчи дошло до наших дней в хаотическом виде, в рукописях, написанных левой рукой. Хотя Леонардо да Винчи не напечатал из них ни строчки, однако в своих записях он постоянно обращался к воображаемому читателю и все последние годы жизни не оставлял мысли об издании своих трудов.

Уже после смерти Леонардо да Винчи его друг и ученик Франческо Мельци выбрал из них отрывки, относящиеся к живописи, из которых был впоследствии скомпонован «Трактат о живописи» (Trattato della pittura, 1-е изд., 1651). В полном же виде рукописное наследие Леонардо да Винчи было опубликовано только в XIX-XX веках. Помимо громадного научного и исторического значения оно имеет также художественную ценность благодаря сжатому, энергичному слогу и необычайно чистому языку.

Живя в эпоху расцвета гуманизма, когда итальянский язык считался второстепенным по сравнению с латынью, Леонардо да Винчи восхищал современников красотой и выразительностью своей речи (по преданию он был хорошим импровизатором), но не считал себя литератором и писал, как говорил; его проза поэтому - образец разговорного языка интеллигенции XV века, и это уберегло её в целом от искусственности и велеречивости, присущей прозе гуманистов, хотя в некоторых пассажах дидактических писаний Леонардо да Винчи мы находим отзвуки пафоса гуманистического стиля.

Даже в наименее «поэтических» по замыслу фрагментах слог Леонардо да Винчи отличается яркой образностью; так, его «Трактат о живописи» оснащен великолепными описаниями (например, знаменитое описание потопа), поражающими мастерством словесной передачи живописных и пластических образов. Наряду с описаниями, в которых чувствуется манера художника-живописца, Леонардо да Винчи даёт в своих рукописях множество образцов повествовательной прозы: басни, фацеции (шутливые рассказы), афоризмы, аллегории, пророчества. В баснях и фацециях Леонардо стоит на уровне прозаиков XIV века с их простодушной практической моралью; а некоторые его фацеции неотличимы от новелл Сакетти.

Более фантастический характер имеют аллегории и пророчества: в первых Леонардо да Винчи использует приемы средневековых энциклопедий и бестиариев; вторые носят характер шутливых загадок, отличающихся яркостью и меткостью фразеологии и проникнутых язвительной, почти вольтеровской иронией, направленной по адресу знаменитого проповедника Джироламо Савонаролы. Наконец, в афоризмах Леонардо да Винчи выражена в эпиграмматической форме его философия природы, его мысли о внутренней сущности вещей. Художественная литература имела для него чисто утилитарное, подсобное значение.

На сегодняшний день от дневников Леонардо уцелело около 7000 страниц, находящихся в разных коллекциях. Сначала бесценные заметки принадлежали любимому ученику мастера, Франческо Мельци, но когда тот умер, рукописи исчезли. Отдельные фрагменты начали «всплывать» на рубеже XVIII-XIX вв. Поначалу они не встретили должного интереса. Многочисленные владельцы даже не подозревали, какое сокровище попало к ним в руки. Но когда учёные установили авторство, выяснилось, что и амбарные книги, и искусствоведческие эссе, и анатомические зарисовки, и странные чертежи, и исследования по геологии, архитектуре, гидравлике, геометрии, боевым фортификациям, философии, оптике, технике рисунка - плод одного человека. Все записи в дневниках Леонардо сделаны в зеркальном изображении.

Из мастерской Леонардо вышли такие ученики («леонардески» ): Амброджо де Предис, Джованни Больтраффио, Франческо Мельци, Андреа Соларио, Джампетрино, Бернардино Луини, Чезаре да Сесто.

В 1485 году, после страшной эпидемии чумы в Милане, Леонардо предложил властям проект идеального города с определёнными параметрами, планировкой и канализационной системой. Миланский герцог Лодовико Сфорца отклонил проект. Прошли века, и власти Лондона признали план Леонардо совершенной основой для дальнейшей застройки города. В современной Норвегии находится действующий мост, созданный по проекту Леонардо да Винчи. Испытания парашютов и дельтапланов, выполненных по эскизам мастера, подтвердили, что только несовершенство материалов не позволило ему подняться в небо. В римском аэропорту, носящем имя Леонардо да Винчи, установлена исполинская, уходящая в небо статуя учёного с моделью вертолёта в руках. «Не оборачивается тот, кто устремлён к звезде», - писал Леонардо.

Леонардо, по всей видимости, не оставил ни одного автопортрета, который бы мог ему быть однозначно приписан. Учёные усомнились в том, что знаменитый автопортрет сангиной Леонардо (традиционно датируется 1512-1515 годами), изображающий его в старости, является таковым. Считают, что, возможно, это всего лишь этюд головы апостола для «Тайной вечери». Сомнения в том, что это автопортрет художника, высказывались с XIX века, последним их высказал недавно один из крупнейших специалистов по Леонардо, профессор Пьетро Марани. Но недавно итальянские учёные заявили о сенсационной находке. Они утверждают, что обнаружен ранний автопортрет Леонардо да Винчи. Открытие принадлежит журналисту Пьеро Анджела.

Он виртуозно играл на лире. Когда в суде Милана рассматривалось дело Леонардо, он фигурировал там именно как музыкант, а не как художник или изобретатель. Леонардо первым объяснил, почему небо синее. В книге «О живописи» он писал: «Синева неба происходит благодаря толще освещённых частиц воздуха, которая расположена между Землёй и находящейся наверху чернотой».

Леонардо был амбидекстром - в одинаковой степени хорошо владел правой и левой руками. Говорят даже, что он мог одновременно писать разные тексты разными руками. Однако большинство трудов он написал левой рукой справа налево.

Считается, что да Винчи был вегетарианцем (Андреа Корсали в письме к Джулиано ди Лоренцо Медичи сравнивает Леонардо с одним индусом, который не ел мяса).

Часто приписываемая да Винчи фраза «Если человек стремится к свободе, почему он птиц и зверей держит в клетках?.. человек воистину царь зверей, ведь он жестоко истребляет их. Мы живем, умерщвляя других. Мы ходячие кладбища! Ещё в раннем возрасте я отказался от мяса» взята из английского перевода романа Дмитрия Мережковского «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи».

Леонардо в своих знаменитых дневниках писал справа налево в зеркальном отражении. Многие думают, что таким образом он хотел сделать тайными свои исследования. Возможно, так оно и есть. По другой версии, зеркальный почерк был его индивидуальной особенностью (есть даже сведения, что ему было проще писать так, чем нормальным образом); существует даже понятие «почерка Леонардо».

В числе увлечений Леонардо были даже кулинария и искусство сервировки. В Милане на протяжении 13-ти лет он был распорядителем придворных пиров. Он изобрёл несколько кулинарных приспособлений, облегчающих труд поваров. Оригинальное блюдо «от Леонардо» - тонко нарезанное тушеное мясо, с уложенными сверху овощами, - пользовалось большой популярностью на придворных пирах.


Родился в Винчи, Италия (недалеко от Флоренции) в 1452 году. Он был сыном Сер Пьеро да Винчи, юридическим специалистом, и крестьянской девушки по имени Катерина. Они не были женаты, поэтому их сын был незаконнорожденным. Его отец женился на женщине из богатой семьи, и его отправили жить с бабушкой и дедушкой. Позже он жил с семьей своего отца, но как незаконный сын его лишили средств для получения хорошего образования и усвоения прибыльных профессий. Тем не менее, такие ограничения не могли подавить амбиция да Винчи и любовь к знаниям.

В возрасте 15 лет, да Винчи стал учеником Андреа дель Верочио во Флоренции, где его навыки как художника процветали и даже запугивали наставника. Но его всегда интересовало изобретение, в 1482 году он сделал смену декораций, что раскрыло в нем настоящего изобретателя

С 1478 до 1482, он создал свою собственную студию.

В поисках более широкого объема работ, да Винчи переехал из Флоренции, в культурную столицу Италии, Милан. Там, да Винчи продал себя герцогу Лодовико Сфорца в качестве военного инженера.

Да Винчи провел 17 лет в Милане работая для герцога, изобретая, создавая картины, скульптуры, изучая науку и воплощая в жизнь многие инновационные и смелые идеи. Без сомнения, 17 лет, проведенные в Милане были наиболее продуктивными для да Винчи.

В 1499 году французы вторглись в Милан и герцог Сфорца спасся бегством. Леонардо провел оставшиеся годы й жизни путешествуя в городах, как Венеция и Рим. В этот период он создал картину “Мона Лиза” (в 1503 году) и провел более 30 вскрытий.

Умер в 1519 году, в середине эпохи Возрождения.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Пушкин Александр Сергеевич

    Родился 6 июня в 1799 году в Москве. Все свое детство, лето проводил у бабушки, Марии Алексеевны в селе Захарове. Что в последствии будет описываться в его лицейских поэмах.

  • Фет Афанасий Афанасьевич

    Жил юный поэт в небольшой деревне. Позже обучался заграницей и после приехал в Москву, умело лавируя полученными знаниями.

  • Зинаида Гиппиус

    В 1869 году 20 ноября в семье обрусевшего немца и дворянина Николая Гиппиус родилась дочь Зинаида. Родиной будущей мадонны декаданса стал небольшой городок Белёв, расположенный в Тульской губернии.

Леонардо да Винчи один из самых уникальных людей нашего мира. Родился в 1452 году внебрачным ребенком в Италии в селении Анкиато неподалеку от города Винчи, который и подарил ему приставку к имени. Первые годы жизни прожил с матерью, но позже отец забрал мальчика к себе на воспитание.

В 1466 году в возрасте 14 лет был принят помощником к художнику Верроккьо во Флоренции. Именно в мастерской и начались его разносторонние увлечения и рисунком, и скульптурой, и моделированием. Начал осваивать навыки черчения, работы с лепниной гипсовой, с кожными изделиями и металлическим переплавом.

Первые шедевры: «Крещение Христа», «Благовещение», «Мадонна с вазой». Следовательно созданы новые крупные работы, такие как «Мадонна с цветком» и «Поклонение волхвов».

1482 год начинается вынужденным переездом в Милан, где Леонардо немного отходит от живописи увлекаясь механикой. 1487 год ознаменовался работой да Винчи над изобретением машины для полетов. Изначально им был собран простой аппарат с крыльями крыльев, а следовательно путем доработки построен аэроплан с управлением. Для длительного полета не хватало только двигателя, что и стало препятствием для внедрения машины жизнь.

Еще одной знаменитым изобретением молодого ученного стала машина со взлетом и посадкой с места.

Параллельно в эти же художник увлекается анатомией и архитектурой, впервые выдвинул теорию ботаники как самостоятельной дисциплины.

После погружения Леонардо в науку он снова возвращается к живописи и пишет всем известную нам картину «Дама с Горностаем» и рисунок «Витрувианский человек», который по сей день принято считать за каноны пропорции человека.

Леонардо, как правило, если чем то заинтересовывался, то изучал это досконально. Благодаря таким качествам характера великий ученый внес большой вклад в такие отрасли как: физика, архитектуры, живопись и рисунок.

В 1503 году была написана картина «Мона Лиза». С 1508 года да Винчи начинает военную службу во Франции.

1512 год жизни художника ознаменован переездом в Рим по прошению папы Льва 10.

1513 г - 1516 г написана картина «Иоанн Креститель».

В 1516 году великий художник переселяется жить в замок Кло-Люсе, по приглашению Людовика 12. Вскоре у него парализовало правую руку.

Скончался Леонардо да Винчи в 1519 году 2 мая во Франции в замке Кло-Люсе вблизи города Амбуаз.

Вариант 2

Место рождения – недалеко от небольшого итальянского городка Винчи (что нашло отражение в его фамилии).

Леонардо да Винчи был первенцем у своего отца нотариуса (который за свою жизнь был женат 4 раза и имел 12 детей) и матери крестьянки. До 3 лет жил с матерью, затем отец забрал его на воспитание.

В 14 лет Леонардо связывает свою жизнь с искусством (поступает на обучение в мастерскую). Работа подмастерьем художника позволила ему приобрести технический опыт и познакомиться с гуманитарными дисциплинами. Уже после написания первой картины («Жизнь Христа») совместно со своим учителем, превосходство ученика становится очевидно. 20-летний Леонардо получает возможность открыть свою мастерскую, так как регистрируется как мастер Гильдии Святого Луки, но продолжает тесно сотрудничать со своим первым учителем Вероккьо.

В 1482 г., будучи уже известным художником переезжает в Милан. Там он продолжает работу над несколькими крупными работами, в т. ч. фреской «Тайная Вечеря» и начинает вести свои рукописи, в которых присутствуют не только записи, но и чертежи, и рисунки на всевозможные тематики: теория живописи, архитектура, инженерное дело, анатомия. Также Леонардо неравнодушен к музыке, он становится автором различных басен и загадок.

После смены власти в Милане Леонардо до 1513 г. путешествует по итальянским городам, в этот период точные науки (особенно математика) занимают всё его время, он работает над проектированием оборонительных сооружений, памятников архитектуры. За этот период создано всего несколько картин - «Мона Лиза» в 1503 г. и «Автопортрет» в 1512. В 1513 г. переезжает в Рим, где занимается проведением инженерных экспериментов при дворе династии Медичи.

Новый этап в его жизни наступает в 1516 г., когда его приглашают на службу к королю Франции Франциску I в качестве придворного советника. Эта работа совсем не мешала творчеству Леонардо. Именно в этот период жизни он разрабатывает чертежи летательного аппарата с вертикальным взлетом - посадкой и телескопа. Но последние два года своей жизни он тяжело болеет и плохо передвигается самостоятельно. Реализовать свои мечты он так и не смог, скончавшись в возрасте 67 лет.

Леонардо да Винчи одна из самых неординарных фигур эпохи Возрождения, специалист в естественных и в точных науках, деятель искусства с невероятным творческим потенциалом, за многогранность его ещё называют «универсальным» человеком. В действительности же он опередил свое время и оставил множество тайн и загадок, разгадывать которые предстоит следующим поколениям.

Сообщение 3

Доказательством того, что искусство бессмертно, являются многие произведения разных его сфер. Их талантливые создатели приложили все усилия, чтобы запечатлеть свои мысли в той или иной форме.

Представителем живописи 15 века, чье имя стало всемирно известным, является Леонардо да Винчи.

Родился будущий художник в 1452 году недалеко от Флоренции. Матерью его была крестьянка из народа, а отец – работником юридической сферы. Отец был внимателен к мальчику, поэтому приметив необычную тягу к рисованию, отдал его в одну из местных мастерских. Подрабатывая помощником, он в это время начал рисовать первые картины («Крещение Христа»). Ботичелли, Перуджино и другие известные личности также приобретали навыки в этом заведении. Новое увлечение Леонардо привело его к переезду в Милан. Там он приступил к занятиям механикой. Первым незаконченным его изобретением был летательный аппарат. Основой этого проекта был полет птиц. Молодой человек был разносторонним. В этот же период он старательно увлекался изучением ботаники, чертежами.

Однако несмотря на увлеченность гуманитарными и техническими науками, Леонардо да Вини вновь продолжает заниматься живописью. «Дама с горностаем», «Мона Лиза» (1503 год) – полотна, занимающие небольшой список картин этих лет. С 1508 года его ожидают годы службы во французской армии. Пробуя себя в роли инженера, он проводит ряд экспериментов в 1513 году. Эти события происходят в Риме.

С 1516 года Леонардо приступил к службе при дворе Короля Франции по приглашению. Этот период мужчина находится под покровительством государя. Выполняя роль советника, параллельно он занимался творчеством. Последние годы жизни Леонардо да Вини нельзя назвать плодотворными. Это было связано с тем, что состояние мужчины ухудшилось из-за тяжелого недуга. Его попытка была удачной, он закончил эксперимент с летательным аппаратом.

Смерть настигла талантливого художника в 1519 году во Франции.

О заслугах Леонардо да Винчи в настоящее время ходят легенды. Он подарил эпохе Возрождения различного рода эксперименты в области технических наук. Оставил след в живописи, скульптуре и архитектуре, в результате чего произведения получили всемирную известность. «Джоконда», «Тайная вечеря» и другие гениальные работы мастера отражают оригинальные соединения линий, обращал внимание на элементы психологии, необыкновенное освещение фигур и образов. Его обращение к человеческому телу, работа над анатомией способствовали раннему разрешению многих вопросов, над которыми задумывались ни раз современные ученые. Поэтому творчество художника необыкновенно и притягательно, наполнено новыми идеями. Они приводили в восторг первых лиц государства, что делало его картины произведениями мировой живописи. Многие исследователи отмечают, что каждый труд да Винчи – это взгляд в будущее великого ученого-исследователя, художника, разностороннего человека, который каждую минуту стремился к познанию окружающего мира.

1 191

Леонардо да Винчи (1452 — 1519) — один из величайших мыслителей мира, художников и философов. Стремясь к совершенству, он создал редкие шедевры искусства, такие как «Мона Лиза» и «Тайная вечеря».
В дополнение к искусству Да Винчи изучал все аспекты жизни от анатомии до математики и астрономии; его далеко идущие исследования и открытия стремились показать основное единство Вселенной. Да Винчи считается ключевым человеком в рождении европейского Возрождения, который видел появление новых идей, научных открытий и создания прекрасного искусства.

Леонардо родился нелегитимным сыном флорентийской благородной и крестьянки; он вырос в Винчи, Италия. В его формирующие годы он развивал любовь к природе и с раннего возраста начал проявлять свои замечательные академические и художественные таланты.

В 1466 году он переехал во Флоренцию, где вошел в мастерскую Верроккио. Первоначально его формирующий стиль отражал его учителя, но вскоре он развил художественный смысл, который вышел далеко за рамки жесткого стиля его хозяина. Его первой важной задачей было «Поклонение волхвов», заказанное монахами Сан-Донато Скопето. Несмотря на то, что эта работа была незавершенной, работа была шедевром и представила несколько новых идей. В частности, он представил темы движения и драмы. Он также выступил с инициативой использования Chiaroscuro ; это метод определения форм через контраст света и тени. Это будет позже использовано для большого эффекта в Моне Лизе.

«Тень — это средство, посредством которого тела отображают свою форму. Формы тел не могли быть поняты подробно, а для тени » . Ноутбуки Леонардо да Винчи (Рихтер, 1888)

В 1482 году Леонардо отправился в суд Людовико Сфорца в Милане, где пробыл 16 лет. Здесь он продолжал рисовать, а также разветвлялся в других интересах, таких как инженерное дело и анатомия. В этот период он написал знаменитые произведения «Мадонна на скалах», а также «Тайная вечеря».

Тайная вечеря была описана как одна из величайших религиозных картин. Со Христом в центре картины он олицетворяет собой великое чувство и эмоции, поскольку Христос собирается объявить о своем неизбежном предательстве Иуды. Картина проводится в монастыре Санта-Мария-Делле-Грацие, Милан, но, к сожалению, со временем качество оригинальной картины ухудшилось, несмотря на частые попытки восстановления.
В 1499 году его покровитель Л. Сфорца был побежден французским вторжением, в результате чего Леонардо вернулся во Флоренцию. В этот период он написал фрески битвы при Ангиари. Это произведение должно было оказать огромное влияние на будущих художников. Однако он никогда не был завершен и впоследствии был уничтожен. Именно в этот период Леонардо завершил Мону Лизу. Мона Лиза — одна из самых известных и интригующих картин в мире. Мона Лиза — портрет жены флорентийского благородного. Несколько дней она приходила к Леонардо и сидела, чтобы ее портрет был написан; однако она отказалась улыбаться. Леонардо даже пытался нанимать музыкантов, но безуспешно. Однажды, на мгновение, она слегка улыбнулась, и Леонардо смог ее захватить. Ее улыбка инкапсулирует таинственность, которая одновременно увлекательна и интригует.

«Эта улыбка увековечила ее, увековечила художника и увековечила искусство. Художник и искусство были увековечены только слабой улыбкой, с улыбкой, загадочным прикосновением. Даже сейчас душевное прикосновение есть, и это прикосновение души покорило сердце мира »(1).

В Моне Лизе Леонардо овладевает методами сфумато и светотени. Sfumato обеспечивает постепенный переход между цветами — позволяет создавать нежные и выразительные изображения. В Mona Lisa использование chiaroscuro очевидно в контрасте между ее лицом и темным фоном.

В этот период Леонардо также продолжил учебу в области техники, науки и других предметов. Казалось, что его интересы не заканчиваются. Он сделал обильные заметки в своем сложном зеркальном почерке, многое из которого не было расшифровано в его жизни. Он также рисовал сложные модели машин; в частности, он был очарован полетом. Он обычно покупал птиц, чтобы он мог освободиться и посмотреть, как они улетают. Да Винчи также попытался сам построить летающий объект. Машины, которые он нарисовал на бумаге, например, вертолеты, стали реальностью много веков спустя. Если бы его лекарственные исследования были опубликованы, это бы революционизировало науку, поскольку он был одним из первых, кто понял циркуляцию крови в организме. Он также осознал, что земля вращается вокруг Солнца, предвосхищая будущую работу Коперника и Галилея. Да Винчи был призван размышлять обо всех аспектах жизни и мира, он оставил его с большой любовью и увлечением вселенной.

В разных областях Да Винчи стремился увидеть лежащее в основе единство во Вселенной и с оптимистическим взглядом на человеческий потенциал.

«Отдельные вещи должны быть объединены и обрести такую добродетель, чтобы они восстановили человеку свою утраченную память».

Это рисунок пропорций человека. Да Винчи использовал более раннюю работу и записи римского архитектора Витрувия. На картине сочетаются искусство, человек и наука — иллюстрирующие красоту геометрических пропорций и человеческой формы. Это символизирует работу Да Винчи и возрожденный Ренессанс, чтобы объединить эти формы искусства в одну диаграмму. В простоте рисования линии существует множество различных факторов; он стал знаковым изображением.

Слава Да Винчи росла во время его жизни, хотя он не был богатым человеком, и ему приходилось полагаться на покровительство своих покровителей. Сюда включали сильных людей, таких как Чезаре Борджиа, который в начале 1500-х годов потребовал разработки инструментов войны Да Винчи. Da Vinci разработал арбалет, прототип танков и «пулемет».

Личная жизнь Да Винчи

Леонардо оставался единым на протяжении всей его жизни. Он не женился и не имел детей. Он сохранял свою личную жизнь частным и делился несколькими подробностями. Он был близок со своими учениками Салаем и Мельци, но, похоже, был в основном поглощен его далеко идущими исследованиями, работой и картинами. В свое время в современных докладах указывалось, что Да Винчи был уникальным человеком с физической красотой, достойным присутствием и сильным моральным характером. Да Винчи выражает свою любовь к истине:

«Лежать так мерзко, что, даже если бы он хорошо говорил о благочестивых вещах, это отняло бы что-то от Божьей благодати; и Истина настолько превосходна, что, если она хвалит, но мелкие вещи, они становятся благородными » .

Его первый биограф, Джорджио Вазари, пишет о личности Да Винчи в 1550 году.

«.. Помимо красоты тела, никогда не превозносимого, во всех его действиях была бесконечная благодать; и так велико было его гениальность и такой рост, что, несмотря на трудности, которые он передумал, он легко справлялся с ними »

Примечательной характеристикой Да Винчи было его широкое уважение и почтение к истине, жизни и живым существам. Он принял вегетарианскую диету и купил птиц в клетке, чтобы он мог их освободить. Он цитирует:

« Придет время, когда такие люди, как я буду смотреть на убийство животных, поскольку теперь они смотрят на убийство людей».

Между 1506-1510 годами Леонардо провел время в Милане, работая от имени самого великодушного французского короля Лоис XII. В 1513 году он отправился в Ватикан, Рим, где он пользовался покровительством нового Папы Римского, Льва X. Здесь Да Винчи работал в непосредственной близости от современников, таких как великие Учителя Микеланджело и Рафаэль. Однако вскоре между молодым Микеланджело и Да Винчи возникло сильное соперничество.

Леонардо да Винчи (1452-1519) Leonardo da Vinci

Леонардо да Винчи (1452-1519)
Leonardo da Vinci

Леонардо да Винчи (15 апреля 1452 год - 2 мая 1519 год) - был знаменитым итальянским архитектором эпохи Возрождения, музыкантом, изобретателем, инженером, скульптором и гениальным художником. Он был описан как архетип «человека эпохи Возрождения» и универсального гения. Леонардо широко известен своими уникальными картинами, такими как, Мона Лиза и Тайная вечеря. Он также знаменит за свои многочисленные изобретения. К тому же, он помог в развитии анатомии, астрономии и градостроительства.

В эпоху Возрождения было много гениальных скульпторов, художников, музыкантов, изобретателей. Леонардо да Винчи сильно выделяется на их фоне. Он создавал музыкальные инструменты, ему принадлежит множество инженерных изобретений, писал живописные полотна, скульптуры и многое другое.
Его внешние данные тоже поражают: высокий рост, ангельская внешность и необычайная сила. Познакомимся с гением Леонардо да Винчи, краткая биография расскажет его основные достижения.

Факты из биографии
Родился он неподалеку от Флоренции в небольшом городке Винчи. Леонардо да Винчи был незаконным сыном известного и богатого нотариуса. Его мать - обычная крестьянка. Так как у отца не было других детей, то в 4 года он забрал маленького Леонардо к себе. Необычайный ум и приветливый характер мальчик демонстрировал с самого раннего возраста, и он быстро стал любимцем в семье.
Чтобы понять, как развивался гений Леонардо да Винчи, краткую биографию можно представить следующим образом:
В 14 лет он поступает в мастерскую Вероккио, где учится рисунку и скульптуре.
В 1480 году он переезжает в Милан, где основывает Академию художеств.
В 1499 году он уезжает из Милана и начинает переезжать из города в город, где строит оборонительные сооружения. В этот же период начинается его известное соперничество с Микеланджело.
С 1513 года он работает в Риме. При Франциске I он становится придворным мудрецом.
Умер Леонардо в 1519 году. Как он считал, ничего из того, что он начинал, не было доделано до конца.

Творческий путь
Творчество Леонардо да Винчи, краткая биография которого была изложена выше, можно разделить на три этапа.
Ранний период. Много работ великого живописца были незакончены, такой является «Поклонения Волхвов» для монастыря Сан-Донато. В этот период были написаны картины «Мадонна Бенуа», «Благовещение». Несмотря на свой юный возраст, живописец в своих картинах уже демонстрировал высокое мастерство.
Зрелый период творчества Леонардо протекал в Милане, где он планировал сделать карьеру инженера. Наиболее популярным произведением, написанным в это время, была «Тайная вечеря», тогда же он начал работу над «Мона Лизой».
В поздний период творчества была создана картина «Иоанн Креститель» и серия рисунков «Потоп».

Занятие живописью всегда дополняло науку для Леонардо да Винчи, так как он стремился зафиксировать реальность.

Самые известные картины Леонардо

Благовещение (1475-1480) - Уффици, Флоренция, Италия

Джиневра де Бенчи (~1475) - Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия, США.


Мадонна Бенуа (1478-1480) - Музей Эрмитажа, Санкт-Петербург, Россия


Поклонение волхвов (1481) - Уффици, Флоренция, Италия


Сесилия Галлерани с Горностаем (1488-90) - Музей Чарторыйских, Краков, Польша


Музыкант (~1490) - Пинакотека Амброзиана, Милан, Италия


Мадонна Литта, (1490-91) - Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия


Ла Белл Феррониер, (1495-1498) - Лувр, Париж, Франция

Тайная вечеря (1498) - Женский монастырь Станции Мария Делле Грацие, Милан, Италия


Мадонна в гроте (1483-86) - Лувр, Париж, Франция


Мадонна в гроте или Дева в Гроте (1508) - Национальная галерея, Лондон, Англия


Леда и Лебедь (1508) - Галерея Боргезе, Рим, Италия


Мона Лиза или Джоконда - Лувр, Париж, Франция


Мадонна с младенцем со Св.Анной (~1510) - Лувр, Париж, Франция

Иоанн Креститель (~1514) - Лувр, Париж, Франция

Вакх, (1515) - Лувр, Париж, Франция.

Мадонна с гвоздикой

Аноним 17 век (на базе утерянного оригинала) - Портрет Леонардо да Винчи

Выбор редакции
Если вы любите лимоны, это печенье станет вашим любимым. В нем сочетается нежное рассыпчатое песочное тесто и яркий вкус цитрусовых. Если...

Семга... Как много в этом слове. Любите ли вы рыбу семейства лососевых как люблю её я? Есть множество рецептов её приготовления. Семгу,...

Рецепт булочек с банановой начинкой с пошаговым приготовлением. Тип блюда: Выпечка, Булочки Сложность рецепта: Сложный рецепт...

Свекла, 5 штучек; Морковка, 4 штучки;Твердый сыр, 200 граммов;Грецкие орехи, 200 граммов;Майонез;Свежая зелень;Чеснок, несколько...
Пришли холода, но это не значит, что пора вкусных витаминов закончилась. А как же всеми любимое лакомство - солнечная хурма? Это не...
Невероятно вкусный и нежный, сытный и питательный – паштет из куриной печени, готовится быстро и достаточно просто. Из минимального...
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...
И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...
Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...