Краткое содержание мюзикла борис годунов. Самые известные оперы мира: Борис Годунов, М. П. Мусоргский. Борис Годунов. Дон Карлос. История создания


М.П. Мусоргский опера «Борис Годунов»

Опера Модеста Петровича Мусоргского «» - это необычайное по своей силе, замыслу и музыкальному языку произведение. Написана она на либретто самого композитора по одноименной трагедии А.С. Пушкина.

Краткое содержание оперы Мусоргского «Борис Годунов» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

баритон дворянин, русский царь
Ксения сопрано очаровательная дочь Бориса Годунова
Федор меццо-сопрано младший сын Бориса Годунова, наследник престола
Мамка Ксении меццо-сопрано няня детей Годунова
Василий Иванович Шуйский тенор князь, советник царя
Пимен тенор старый монах, свидетель убийства царевича
Андрей Щелкалов баритон дьяк в боярской думе
Самозванец Григорий тенор беглый монах, представившийся царевичем Дмитрием
Марина Мнишек сопрано амбизиозная польская принцесса, Лжедмитрия
Рангони бас иезуит Марины Мнишек


Известно, что в основе оперы лежат подлинные исторические события, рассказывающие о тяжелом времени для страны, которые наступили со смертью Бориса Годунова, приходом поляков и Лжедмитрия. Неслучайно ее жанр Мусоргский определил, как народная музыкальная драма, ведь главное действующее лицо в ней – народ, и сцены с ним занимают центральное место в драматургии.

Все действие разворачивается в 1598-1605 годах, перед началом тяжелейшего времени для страны и народа – «Смутного времени». Пожалуй, центральное место в опере занимает трагедия самого Бориса. После неожиданной смерти царевича Димитрия он взошел на престол, казалось бы, достиг высшей власти. Причем избран он был самим народом. Но Борис глубоко переживает собственную трагедию и беспокоится за свою семью. Он сильно переживает за свою дочь, потерявшую жениха, за своего еще маленького сына. Но более всего терзают его душу мысли о невинно убиенном царевиче Димитрии. Следует отметить, что в произведении А.С. Пушкина и в либретто М.П. Мусоргского рассматривается версия причастности Бориса Годунова к убийству младенца, однако это всего лишь основано на народной молве.


Ко всему прочему в стране назревает Смутное время, появляется самозванец, беглый монах Григорий Отрепьев, который, услышав от летописца повествование об убиенном царевиче, провозглашает себя Димитрием. Вдобавок он заручился поддержкой поляков. Собрав свое войско, он направляется в Москву, отвоевывать «свой» престол.

В результате этого, Годунов, терзаемый постоянными видениями убиенного царевича и муками совести, умирает, передав престол по закону своему сыну Федору. А для народа наступает темное время, которое предсказывает в своей финальной песни юродивый из картины народного восстания.


Продолжительность спектакля
I Акт II Акт III Акт IV акт
70 мин. 35 мин. 50 мин. 50 мин.





Интересные факты

  • После премьеры в 1874 году опера продержалась на сцене несколько лет. Однако спектакль давали с произвольными сокращениями. Н.А. Римский-Корсаков писал, что существовало мнение о том, что опера не понравилась царской фамилии.
  • Настоящее призвание драма получила позже, в 1898 году уже в редакции Н.А. Римского-Корсакова. Именно эта версия пришлась по вкусу публике, и началось триумфальное восхождение оперы по отечественным и зарубежным сценам.
  • Интересный факт связан с одной из постановок «Бориса Годунова», состоявшейся 6 января 1911 года в Мариинском театре, где роль царя исполнял Ф. Шаляпин. В зале присутствовал император Николай II со своей семьей. Участники труппы (хористы и часть солистов) решились на авантюрный поступок – разыграть на сцене представление для императора с целью добиться повышения жалования. В разгар оперы исполнители упали на колени, простерли руки и стали петь заранее подготовленный гимн царю. В этом время дирекция театра и режиссер в ужасе метались за сценой, даже сам Шаляпин, не зная о готовившейся акции, поспешил на сцену и замер в изумлении. Однако все это оказалось напрасно. Николай II не понял намека солистов, не разборчиво было их пение, поэтому все решили, что таким образом они выказывают любовь к императору. Более того, Ф. Шаляпина обвинили в неколлективистском поведении, ведь он не пал на колени перед самим государем.


  • В своей первой редакции Мусоргский выписал каждое движение исполнителей на сцене, вплоть до мимики на лице. Многие исследователи сравнивают ее со сценарием кинофильма.
  • Такое огромное количество редакций объяснил Римский-Корсаков в своем предисловие к опере. Он написал, что после первого появления на сцене произведение вызвало противоположное мнение. Так, с одной стороны – это необыкновенно талантливая работа, проникнутая народным духом и историей, с живыми и яркими сценами. С другой стороны, заметны недостатки в технической стороне: неудобные голосовые партии, слабая инструментовка, неточности в голосоведении. Именно поэтому он взялся за первую редакцию оперы Мусоргского, стараясь как можно точнее сохранить первоисточник, но сгладить все неточности и погрешности.
  • Кстати, Годунов был первым царем, избранным народом.
  • Примечательно, что Мусоргский во время работы над своими произведениями никогда не делал предварительных набросков, предпочитая долго обдумывать и записывать уже готовую музыку. Именно поэтому его работа продвигалась медленнее, по сравнению с другими композиторами
  • Ужасная с точки зрения нравственности сцена под Кромами, с обезумевшим народом, жестоко расправляющимся с боярином, была вырезана из спектаклей Императорских театров. Только после Октябрьской революции ее смогли вернуть.

Популярные арии и номера

Песня Юродивого "Месяц едет, котенок плачет" - слушать

монолог Бориса «Скорбит душа» - слушать

Песня Варлаама "Как во городе было во Казани" - слушать

Хор крестьян "Гайда! Расходилась, разгулялась сила-удаль молодецкая" - слушать

История создания

В 1868 году друг Мусоргского – В. Никольский предложил ему присмотреться к произведению А. Пушкина «Борис Годунов». Композитору понравилась трагедия и он практически сразу приступил к написанию оперы. Либретто Мусоргский решил создать самостоятельно, тем более он опирался на первоисточник – трагедию Пушкина, а также активно пользовался фактами из «Истории государства Российского» Н. Карамзина.

Работа так быстро увлекла композитора, что через 1,5 месяца уже был написан первый акт. Отдельный сцены и композиции Мусоргский представлял на суд перед членами «Могучей кучки », которые собирались у А. Даргомыжского или сестры М. Глинки . Всех без исключения приводило в восторг услышанное. Даже критик В. Стасов очень тепло отзывался о новом творении композитора.

Спустя год работа была полностью завершена и партитура предложена дирекции Императорских театров. Но композитора ожидало сильное разочарование, поскольку произведение не одобрили. В 1871-1872 годах Мусоргский представляет свою вторую версию. Сюда он добавляет сцену народного восстания в финале, но редакция снова отвергает рукопись. Композитор нашел этому свое объяснение. Он посчитал, что связано это с музыкой - она слишком нова. Отчасти это верно, так как гармонический язык действительно новаторский. Достаточно вспомнить сцену из II действия с курантами или Пролог с колокольным звоном. В этих фрагментах оперы Мусоргский знакомит слушателей с сонористикой.


Несмотря на решительный отказ в постановке, некоторые сцены из спектакля были исполнены уже в том году. Так, Русское музыкальное общество представило публике сцену коронации, под управлением дирижера Э. Направника. В этом же году Бесплатная музыкальная школа познакомила слушателей с полонезом из III акта. Чуть позже в 1873 году певице Юлии Платоновой удалось добиться исполнения трех сцен из оперы, которые она включила в свой бенефис.

Отдельно стоит упомянуть про то, что эта опера имеет большое количество редакций. Только по официальным источникам их около шести. Так, две были написаны самим Мусоргским, чуть позже столько же создал Н. Римский-Корсаков, затем оперу редактировали М. Ипполитов-Иванов, Д. Шостакович , Джон Гутман, Кароль Ратгауз. Примечательно, что каждый из этих вариантов представляет свою очередность сцен и включает разные части в контекст первоисточника. Плюс в последних двух современных версиях возвращается оркестровка Мусоргского.

Постановки


Премьера спектакля состоялась в Мариинском театре 27 января 1874 года, под управлением дирижера Э. Направника. Несмотря на противоречивые отзывы, подчас слишком восторженные или откровенно негативные, опера продержалась в репертуаре еще несколько лет, правда ее уже исполняли с некоторыми сокращениями. Так, после премьеры, в течение 10 лет спектакль поставили только 15 раз, а в 1881 году ее и вовсе исключили из репертуара. После этого, зрители смогли снова насладиться прекрасной музыкой Мусоргского лишь в декабре 1888 года, когда опера была поставлена на сцене Большого театра. Однако и в столице судьба произведения была не очень успешной, после 10 представлений, она также была снята со сцены в 1890 году. Римский-Корсаков решил исправить ситуацию и представил свою первую редакцию, ее постановка прошла 28 ноября 1896 года в Петербургской консерватории. Сам редактор и выступил в роли дирижера. Этот вариант пришелся по душе публике.

Истинное признание опера получила в декабре 1898 года, когда состоялась постановка в московском театре Солодовникова, под руководством дирижера И. Труффи. Бориса исполнил легендарный Федор Шаляпин. Именно эта версия позволила представить оперу в других городах, и всюду ее ждал несомненный успех.

Скандальная постановка состоялась в ноябре 1904 года в Мариинском театре. Режиссер-постановщик решил использовать старые декорации, возобновив их. Это сильно не понравилось главному солисту Ф. Шаляпину и он едва не сорвал спектакль, отказываясь выходить на сцену.

В мае 1908 года жители и гости Парижа смогли увидеть подлинную русскую драму «Борис Годунов» на премьере в «Гранд-Опера». Ее исполнение было приурочено к известным Дягилевским Русским сезонам. Оперу ожидал огромный успех, а солистку Наталию Ермоленко-Южину, исполнявшую партию Марины Мнишек, даже представили к ордену Почетного легиона.

Нью-Йоркская публика смогла познакомиться с оперой «Борис Годунов» в марте 1913 года, во время постановки в Метрополитен-опера. Дирижировал спектаклем Артуро Тосканини.
Несколько раз опера также экранизировалась. В 1955 году вышел фильм режиссера В. Строева, в 1987 году – Дерека Бейли. В 1989 году А. Жулавским был снята кинолента с участием Галины Вишневской в роли Марины и Руджело Раймонди – партия Бориса. Дирижировал оркестром М. Ростропович.


Осенью 2010 года зрители Нью-Йорка смогли познакомиться с новым прочтением «Бориса Годунова» благодаря режиссерской работе Стивена Уодсворта и дирижеру Валерию Гергиеву. Этот спектакль был технически оснащен, его можно было увидеть в режиме онлайн в любой точке мира и почувствовать себя среди зрителей в зале. Роль Бориса была поручена самому харизматичному басу – Рене Папе. Кстати, изначально режиссером спектакля был Петер Штайн, однако, он вынужден был уйти, из-за унизительного отношения к себе в американском консульстве.

Надолго запомнилась зрителям премьера «Бориса Годунова», которая состоялась в июне 2015 года. Главное ее отличие в том, что проходила она на территории Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря. Такой необычный проект «русская опера в русском монастыре» был благословлен митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием.

Необычная постановка оперы прошла в ноябре 2015 года в Новосибирском оперном театре. Она шла вместе с инфографикой, чтобы комментарии, показанные там, помогали зрителям лучше погрузиться в произведение и историческую эпоху, причем постановщики приняли решение полностью убрать Польский акт. Они объяснили это тем, что в самой первой версии Мусоргского он отсутствовал.

Драма Мусоргского по праву является настоящим шедевром, она входит в репертуар многих мировых театров. Интересно, что сама опера имеет множество версий и достаточно непростую судьбу.

Видео: смотреть оперу «Борис Годунов» Мусоргского

В 1868 году по совету профессора В. В. Никольского – историка русской словесности – обратил внимание на трагедию А. С. Пушкина «Борис Годунов» как на возможный источник для будущей оперы. Эта пьеса весьма редко ставилась на сцене – причиной тому было и политически острое содержание (идея преступности царской власти), и непривычная для современников драматургия, казавшаяся «несценичной». Но именно эти черты и привлекли композитора, который – по его словам –«разумел народ как великую личность». Действие разворачивается в один из самых тяжелых периодов русской истории – в Смутное время, непосредственно перед польской интервенцией, когда стране в одинаковой степени угрожали и внутренние противоречия, и внешние враги. На этом трагическом фоне разворачивается личная драма главного героя – царя Бориса, тяжело переживающего свое преступление.

Либретто оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргский создавал сам, опираясь не только на трагедию А. С. Пушкина, но и на «Историю государства Российского» Н. М. Карамзина. Из двадцати сцен пьесы он сохранил первоначально семь, добиваясь большего драматического накала действия, которое находится в полном единстве с музыкой. Вокальные партии «вырастают» из выразительности человеческой речи – причем речи индивидуальной, обрисовывающей множество ярких образов: величественно-спокойный монах-летописец Пимен, по-юношески амбициозный Самозванец, пьяница Варлаам, мудрый в своей трагической святости Юродивый… Особенно интересным представляется образ заглавного героя, который вовсе не выглядит однозначно «преступным царем» – это и мудрый государственный деятель, и любящий отец, и человек, терзаемый муками совести…

Предельная жизненность выразительных речитативных мелодий М. П. Мусоргского нередко вступает в противоречие с правилами гармонии, создавая непривычные для уха современников жесткости. Впрочем, подобное возникает и в инструментальных эпизодах – например, в колокольном звоне: красочное звучание создается сочетанием музыкальных пластов, не связанных между собою тонально. Основой этих сочетаний становится тритоновое созвучие, которое вернется в сцене галлюцинации Бориса – момент, который должен быть триумфом преступного царя, становится предсказанием его трагической судьбы.

Несмотря на яркость образов отдельных персонажей, главным «действующим лицом» оперы «Борис Годунов» остается народ, воплощаемый хором. Массовые сцены, основанные на интонациях крестьянской песни, становятся главными вехами развития действия: «На кого ты нас покидаешь» в прологе – скорбная мольба, «Хлеба!» в сцене у собора Василия Блаженного – уже требование, и наконец «Расходилась, разгулялась сила-удаль молодецкая» в сцене под Кромами – «русский бунт, бессмысленный и беспощадный» в действии. Хор в опере М. П. Мусоргского никогда не предстает единой монолитной массой – в нем всегда выделяются отдельные группы, создавая впечатление пестрой толпы.

М. П. Мусоргский предложил партитуру оперы «Борис Годунов» дирекции императорских театров в 1870 году. Произведение было отвергнуто, и официальной причиной было названо отсутствие эффектной женской партии, которую могла бы исполнить примадонна. Эту несостоятельную отговорку композитор воспринял как конструктивную критику, тем более что в литературном источнике подходящий образ был – Марина Мнишек. В новой редакции, законченной в 1872 году, появились польские сцены, связанные с этой героиней, заставляющие вспомнить польский акт «Жизни за царя», тогда же была написана и сцена под Кромами. Сцену у собора Василия Блаженного автор изъял, а эпизод с Юродивым из нее был перенесен в сцену под Кромами.

Но и такой вариант дирекцию императорских театров не удовлетворил, в тот год были исполнены лишь два фрагмента – сцена коронации (силами Русского музыкального общества) и полонез из третьего действия в Бесплатной музыкальной школе. Только в 1874 году состоялась премьера в Мариинском театре. Это произошло благодаря популярной певице Юлии Платоновой, которая потребовала, чтобы «Бориса Годунова» поставили в ее бенефис, угрожая уходом из театра в случае отказа. Дирекция не хотела терять известную певицу, поэтому измыслила новую причину для отказа – нехватка денег на декорации. Но и это препятствие было преодолено: для спектакля использовались декорации, в которых трагедия «Борис Годунов» А. С. Пушкина шла в Александринском театре.

Уже после смерти М. П. Мусоргского оперу «Борис Годунов» отредактировал и заново оркестровал . В таком виде в 1908 году произведение с большим успехом было представлено в Париже – партию Бориса исполнял , чья интерпретация этой роли стала эталонной. Впоследствии еще одну редакцию создал Д. Д. Шостакович.

Музыкальные сезоны

Действующие лица:

Борис Годунов баритон
Федор дети Бориса меццо-сопрано
Ксения сопрано
Мамка Ксении низкое меццо-сопрано
Князь Василий Иванович Шуйский тенор
Андрей Щелкалов, думный дьяк баритон
Пимен, летописец-отшельник бас
Самозванец под именем Григория
(на воспитании у Пимена)
тенор
Марина Мнишек, дочь сандомирского воеводы меццо-сопрано
Рангони, тайный иезуит бас
Варлаам бродяги бас
Мисаил тенор
Шинкарка меццо-сопрано
Юродивый тенор
Никитич, пристав бас
Митюха, крестьянин бас
Ближний боярин тенор
Боярин Хрущов тенор
Лавицкий иезуиты бас
Черниковский бас
Бояре, боярские дети, стрельцы, рынды, приставы, паны и пани, сандомирские девушки, калики перехожие, народ московский.

Место действия: Москва, литовская граница, замок в Сандомире, Кромы.

Время действия: 1598-1605 годы.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Мысль написать оперу на сюжет исторической трагедии Пушкина «Борис Годунов» (1825) подал его друг, видный историк профессор В. В. Никольский. чрезвычайно увлекла возможность претворить остро актуальную для его времени тему взаимоотношений царя и народа, вывести народ в качестве главного действующего лица оперы. «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единой идеей, - писал он. - Это моя задача. Я попытался решить ее в опере».

Работа, начатая в октябре 1868 года, протекала с огромным творческим подъемом. Через полтора месяца уже был готов первый акт. Композитор сам писал либретто оперы, привлекая материалы «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина и другие исторические документы. По мере сочинения отдельные сцены исполнялись в кружке «кучкистов», собиравшихся то у , то у сестры Л. И. Шестаковой. «Радость, восхищение, любование были всеобщими», - вспоминал В. В. Стасов.

В конце 1869 г. опера «Борис Годунов» была завершена и представлена театральному комитету. Но его члены, обескураженные идейно-художественной новизной оперы, отвергли произведение под предлогом отсутствия выигрышной женской роли. Композитор внес ряд изменений, добавил польский акт и сцену под Кромами. Однако вторая редакция «Бориса», законченная весной 1872 года, также не была принята дирекцией императорских театров. «Борис» был поставлен лишь благодаря энергичной поддержке передовых артистических сил, в частности певицы Ю. Ф. Платоновой, избравшей оперу для своего бенефиса. Премьера состоялась 27 января (8 февраля) 1874 года в Мариинском театре. Демократическая публика встретила «Бориса» восторженно. Реакционная же критика и дворянско-помещичье общество отнеслись к опере резко отрицательно.

Вскоре оперу стали давать с произвольными сокращениями, а в 1882 году вообще сняли с репертуара. «Ходили слухи, - писал по этому поводу , - что опера не нравится царской фамилии; болтали, что сюжет ее неприятен цензуре».

«Борис Годунов» был возобновлен в Петербурге много лет спустя (1896) на частной сцене в редакции и инструментовке . С этой поры началось триумфальное шествие «Бориса» по сценам музыкальных театров мира. В последнее время известность приобрела инструментовка оперы, сделанная .

СЮЖЕТ

Во дворе Новодевичьего монастыря пристав угрозами заставляет собравшийся народ просить боярина Бориса Годунова принять царский венец. Борис упорно отказывается от престола. Об этом сообщает народу думный дьяк Щелкалов. Проходят «святые старцы» - калики перехожие, ратующие за избрание Бориса. Пристав оглашает указ бояр - завтра все должны быть в Кремле и ждать там приказаний.

На следующее утро народ, собравшийся перед Успенским собором, покорно славит Бориса, согласившегося венчаться на царство. Но торжество не радует государя - тягостные предчувствия терзают его.

В келье Чудова монастыря старик-отшельник Пимен пишет правдивую летопись о Борисе, повинном в гибели законного наследника престола - царевича Димитрия. Подробностями убийства заинтересовался молодой инок Григорий Отрепьев. С волнением он узнает, что царевич был его ровесником, и принимает дерзкое решение: назваться Димитрием и вступить в борьбу с Борисом.

Григорий появляется в корчме на литовской границе вместе со случайными попутчиками - беглыми монахами Варлаамом и Мисаилом. Входят приставы: они разыскивают беглого еретика Гришку Отрепьева. Читая царский указ, Гришка называет приметы Варлаама. Мнимого преступника схватывают, но обман обнаруживается, и Самозванцу приходится бежать.

Царский терем в Кремле. Борис утешает свою дочь Ксению, горюющую об умершем женихе. И в семье и в государственных делах нет царю удачи. Тщетны его старания заслужить любовь народа, мучительны воспоминания о совершенном преступлении. Князь Василий Шуйский, хитрый и коварный царедворец, приносит известие о появлении в Литве Самозванца, назвавшегося именем Димитрия, которого поддерживают король и паны. Борис в смятении. Он сурово допрашивает Шуйского - свидетеля смерти Димитрия, действительно ли погиб царевич? Однако дослушать рассказ Борис не в силах: ему мерещится призрак убитого младенца.

Девушки развлекают песнями скучающую в Сандомирском замке Марину Мнишек. Честолюбивая полька, мечтающая занять престол московских царей, хочет пленить Самозванца. В интересах католической церкви этого требует от нее и иезуит Рангони.

Вместе с толпой веселящихся панов Марина выходит из замка в сад. Здесь ее поджидает Самозванец. Хитростью и лаской Марина разжигает его любовь. Она будет принадлежать ему, когда во главе польского войска Самозванец овладеет Москвой и станет властелином Руси.

Площадь перед собором Василия Блаженного. Народ жадно ловит слухи о приближении Самозванца. Он верит, что Димитрий жив и спасет его от произвола Бориса. Начинается царское шествие. Голодный люд протягивает руки с отчаянной мольбой: «Хлеба!». Жалкий Юродивый бросает в лицо самодержца тяжкое обвинение: он просит Бориса зарезать обидевших его мальчишек, как он зарезал маленького царевича.

В Грановитой палате Кремля собралась боярская дума. Все взволнованы вестью о Самозванце. Запоздавший Шуйский рассказывает о тайных страданиях Бориса. Неожиданно перед взорами бояр предстает и сам царь, в страхе отгоняющий от себя призрак ребенка. Муки Бориса достигают предела, когда намеренно приведенный Шуйским летописец Пимен повествует о чудесном исцелении слепого, помолившегося над могилкой Димитрия. Царь не выдерживает и падает без чувств. Очнувшись, он зовет сына Федора и, едва успев произнести последние слова напутствия, умирает.

Ярким пламенем разгорается крестьянское восстание. На лесной прогалине, близ селения Кромы, народ глумится над Борисовым воеводой, расправляется с попавшимися под руку иезуитами. Варлаам и Мисаил подстрекают взбунтовавшийся народ, рассказывая о пытках и казнях на Руси. Появляется Самозванец, народ радостно приветствует его. Но Юродивый предрекает народу новые невзгоды. «Горе, горе Руси, плачь, русский люд, голодный люд», - поет он.

МУЗЫКА

«Борис Годунов» - народная музыкальная драма, Многогранная картина эпохи, поражающая шекспировской широтой и смелостью контрастов. Действующие лица обрисованы с исключительной глубиной и психологической проницательностью. В музыке с потрясающей силой раскрыта трагедия одиночества и обреченности царя, новаторски воплощен мятежный, бунтарский дух русского народа.

Пролог состоит из двух картин. Оркестровое вступление к первой выражает скорбь и трагическую безысходность. Хор «На кого ты нас покидаешь» сродни заунывным народным причитаниям. Обращение дьяка Щелкалова «Православные! Неумолим боярин!» проникнуто величавой торжественностью и сдержанной печалью.

Вторая картина пролога - монументальная хоровая сцена, предваряемая колокольным звоном. Торжественная величальная Борису «Уж как на небе солнцу красному» основана на подлинной народной мелодии. В центре картины - монолог Бориса «Скорбит душа», в музыке которого царственное величие сочетается с трагической обреченностью.

Первая картина первого акта открывается кратким оркестровым вступлением; музыка передает однообразный скрип пера летописца в тишине уединенной кельи. Мерная и сурово-спокойная речь Пимена (монолог «Еще одно, последнее сказанье») очерчивает строгий и величавый облик старца. Властный, сильный характер чувствуется в его рассказе о царях московских. Григорий обрисован как неуравновешенный, пылкий юноша.

Вторая картина первого акта заключает в себе сочные бытовые сцены. Среди них - песни шинкарки «Поймала я сиза селезня» и Варлаама «Как во городе было во Казани» (на народные слова); последняя насыщена стихийной силой и удалью.

Второй акт широко обрисовывает образ Бориса Годунова. насыщен мятущимся скорбным чувством, тревожными контрастами. Душевный разлад Бориса обостряется в беседе с Шуйским, чьи речи звучат вкрадчиво и лицемерно, и достигает предельного напряжения в заключительной сцене галлюцинаций («сцена с курантами»).

Первая картина третьего акта открывается изящно-грациозным хором девушек «На Висле лазурной». Ария Марины «Как томительно и вяло», выдержанная в ритме мазурки, рисует портрет надменной аристократки.

Оркестровое вступление ко второй картине живописует вечерний пейзаж. Романтически взволнованны мелодии любовного признания Самозванца. Сцена Самозванца и Марины, построенная на острых контрастах и капризных сменах настроений, завершается полным страсти дуэтом «О царевич, умоляю».

Первая картина четвертого акта - драматически напряженная народная сцена. Из жалобного стона песниЮродивого «Месяц едет, котенок плачет» вырастает потрясающий по силе трагизма хор «Хлеба!».

Вторая картина четвертого акта завершается психологически острой сценой смерти Бориса. Его последний монолог «Прощай, мой сын!» окрашен в трагически просветленные, умиротворенные тона.

Третья картина четвертого акта - исключительная по размаху и мощи монументальная народная сцена. Начальный хор «Не сокол летит по поднебесью» (на подлинную народную мелодию величальной песни) звучит насмешливо и грозно. Песня Варлаама и Мисаила «Солнце, луна померкли» основана на мелодии народной былины. Кульминация картины - бунтарский хор «Расходилась, разгулялась», полный стихийного, неукротимого разгула. Средний раздел хора «Ой ты, сила» - размашистый напев русской хороводной песни, который, развиваясь, приводит к грозным, гневным возгласам «Смерть Борису!». Опера завершается торжественным въездом Самозванца и плачем Юродивого.

М.П.Мусоргский «Борис Годунов» (первая постановка – 1874)

Одной из основных идеей Мусоргского, воплощённых в его оперном творчестве было стремление показать истинную историю Руси. Композитор задумал оперную трилогию о трёх революциях:

1. Борис Годунов

2. XVIII век – раскольники и западники («Хованщина»)

3. Пугачёвское восстание

I. История создания оперы: Мусоргский начал работу над «Борисом Годуновым» во второй половине 60-х. В работе над концепцией оперы композитор опирался на несколько источников:

– «Хроники» Шекспира;

– «История государства Российского» Карамзина;

– трагедия Пушкина «Борис Годунов». Композитор помещает в центр сюжетной коллизии антитезу «царь – народ», для него, как и для Пушкина очевидно, что идея абсолютной монархии преступна (для Шекспира законность власти монарха несомненна) – один человек не вправе решать судьбу всей нации. Однако финалы трагедий Пушкина и Мусоргского отличаются. У Пушкина «народ безмолвствует», Мусоргский же рисует картину стихийного народного бунта.

На настоящий момент существует несколько редакций оперы. « оставил сам Мусоргский, ещё две сделал Римский-Корсаков, изменив оркестровку, свой вариант предложил Д.Шостакович. Еще два варианта были сделаны Джоном Гутманом и Каролем Ратгаузом в середине 20-го столетия для нью-йоркской Метрополитен-опера. Каждый из этих вариантов дает свое решение проблемы, какие сцены, написанные Мусоргским, включить в контекст оперы, а какие исключить, а также предлагает свою последовательность сцен.

II. Драматургия оперы соединяет три линии:

1. Личная драма Бориса – это линия, идущая «на убыль».

2. Коллективный портрет народа – эта линия, наоборот крещендирует

3. Есть ещё драматургическая сфера-посредник – образ Самозванца. С одной стороны, эта линия формирует политический антураж эпохи, с другой – провоцирует, подталкивает развитие первых двух сфер.

III. Музыкальное воплощение драматической коллизии.

Образ народа. Эта драматургическая сфера характеризуется двояко: народ как монолит и народ, персонифицированный в конкретных персонажах-характерах.

Народ-монолит. Экспозиция образа дана в Прологе к опере, где показан народ единый в своей пассивности, действующий по принуждению (пристав). В симфоническом вступлении к I картине Пролога звучат тема «страданий народа», и тема «власти» (идея власти в данном случае воплощена в образе пристава).

I картина пролога – огромная хоровая фреска, она имеет трёхчастную структуру. Основная тема написана в духе плача, средний раздел необычен. Здесь Мусоргский выступает новатором, поскольку создаёт хоровой речитатив, который призван показать незаинтересованность народа в происходящем. Реприза звучит более динамично за счёт привлечения интонаций причета. Заключение картины – ариозо думного дьяка и хор калик перехожих.

II картина Пролога продолжает экспозицию образа: если раньше народ плакал «из под палки», то теперь он по принуждению радуется и славит нового царя. Мусоргский использует русскую народную тему «Слава хлебу» в качестве основы величального хора.

Следующий этап развития образа народа – IV действие. I картина – сцена у собора Василя Блаженного: народ верит, что самозванец – это чудом спасшийся царевич Димитрий, что подогревает ненависть к царю Борису. Столкновение народа с Борисом развивается от просьбы к требованию («Хлеба!»).

Заключительная фаза развития образа народа – сцена под Кромами, картина стихийного бунта (2-я картина IV действия). В этой сцене несколько разделов: I – речитативно хоровой, вступительный; основной – величание боярина Хрущёва; третий раздел – выход Валаама и Мисаила с проклятьями Борису «Солнце, луна померкнули» (здесь используется былинный распев «Жил Святослав 90 лет»); кульминационный раздел – хоровая фуга «Расходилась разгулялась». Её основная тема решена в духе молодецких песен, припев «Ой, ты, сила, силушка» - народная тема «Заиграй моя волынка». В момент наибольшего эмоционального подъёма появляются католические монахи и Лжедмитрий. Происходит трагический слом в образе народа – люди приветствуют самозванца, видя в нём законного царя. Оперу завершает плач Юродивого «Лейтесь, лейтесь, слёзы горькие»

Персонажи народной сферы.

Пимен воплощает идею равенства людей перед лицом истории, в этом образе отражена также идея народной памяти как высшего суда. Персонаж наделён 2-мя лейттемами: 1-я - тема Пимена-летописца, 2-я – тема Пимена богатыря. Она станет основной характеристикой героя и будет сопровождать его на протяжении оперы.

Варлаам и Мисаил – примеры характеристического портрета в творчестве Мусоргского. Это служители церкви, которые однако ведут совсем не церковную жизнь (пьют в корчме, участвуют в народном бунте), в этом качестве они получают сатирическую характеристику, подчёркивающую их ханжество. Первая песня Варлаама «Как во городе было во Казани» – выражение силы и мощи, стихийного удальства русского народа. Вторая песня Варлаама «Едет ён» – комическая характеристика, здесь использована народная песня «Звонили звоны».

Юродивый впервые появляется в 1-й картине IV действия. Этот образ близок по духу Пимену, поскольку воплощает идею народного суда. Юродивый обвиняет Бориса в убийстве царевича Димитрия. Его песня «Месяц едет» соответствует традиции плача и причета.

Образ Бориса. Это один из наиболее глубоких и неоднозначных образов в мировой музыкальной литературе. Сложность определяется психологической проблемой нравственности, больной совести. Бориса нельзя однозначно классифицировать как злодея, поскольку в его характеристике отмечены и положительные качества. Он показан как семьянин, любящий отец (II действие, сцена с детьми – Ксенией и Феодором), в его политических устремлениях есть позитивные черты, одна из его главных идей – власть на благо страны. Однако к власти он приходит, совершив убийство ребёнка.

Главный герой характеризуется лейттемами и развёрнутыми вокальными монологами. Лейттем несколько: первая появляется во 2-й картине Пролога – это тема мрачных предчувствий Бориса; вторая (тема семейного счастья) и третья (галлюцинации – активные хроматически нисходящие ходы) темы появляются во II действии.

В монологах Бориса (I - «Скорбит душа» из 2-й картины Пролога), II - «Достиг я высшей власти» из II действия) находят воплощение принципы речитативно-ариозного стиля, заложенные Даргомыжским. Каждая фраза текста находит адекватное воплощение в музыке. Характер музыкального высказывания меняется в соответствии с динамикой состояния героя.

Развитие образа Бориса «направляют» два персонажа – Самозванец и Шуйский. Шуйский провоцирует угрызения совести царя. Первый раз он рассказывает о смерти царевича (II действие), чем вызывает у Бориса приступ видений. Второй раз приводит Пимена (IV действие) с вестью о чуде (ему был голос царевича Димитрия, который возвестил, что принят в лик ангелов и могила его стала чудотворной). Самозванец выступает для Бориса воплощением больной совести, напоминанием о невинной жертве. Лейттема самозванца первоначально появляется в рассказе Пимена из I действия как тема Димитрия.

Развязкой образа Бориса становится сцена смерти, которая детально выстроена Мусоргским с психологической точки зрения. Борис оставляет царство сыну Феодору, проявляя себя как любящий отец, мудрый государственный деятель, политик. Он косвенно признаётся в своей вине («…не спрашивай, какой ценой я царство приобрёл») и обращается с молитвой к Богу.

Темы (по ред. П.Ламма):

Вступление к Прологу:

Тема страданий народа – с.5, 5 тактов до Ц.1

Тема пристава – с.7, Ц.4

Пролог:

I картина

Хор «На кого ты нас покидаешь» – с.9, Ц.6

«Митюх, а Митюх, чево орём?» – с.14, Ц.11 – по нотам

Ариозо думного дьяка «Православные! Неумолим боярин» – с.30, Ц.24 – по нотам

II картина

Хор «Уж как на небе солнцу красному слава!» – с.50, Ц.7

Монолог Бориса «Скорбит душа» – с.57, Ц.15

I действие:

1-я картина

Тема Пимена-летописца – с.64 (оркестр до Ц.1)

Тема Пимена-богатыря – с.67, Ц.5 – по нотам

Тема царевича Димитрия (позднее – тема Самозванца) – с.84, Ц.36

2-я картина

Сцена в корчме, Варлаам и Мисаил «Люд христианский» – с.97, Ц.10

Песня Варлаама (1-я) «Как во городе» – с.103, Ц.19 – по нотам

Песня Варлаама (2-я) «Как едет ён» – с.112, Ц.33 – по нотам

II действие , 2-я редакция (всего две редакции)

Монолог Бориса «Достиг я высшей власти» – с.200, Ц.43

«Тяжка десница грозного судии» – с.202, Ц.47

Тема галлюцинаций «И даже сон бежит» (оркестровая партия) – с.207, Ц.52, 4-й такт – по нотам

III действие «польское»

IV действие

1-я картина (в редакции клавира 1874 года сцена у Василия Блаженного отсутствует)

Песня Юродивого «Месяц едет» – с.334, Ц.19

Хор «Кормилец батюшка, подай Христа ради» – с.337, Ц.24 – по нотам

«Хлеба! Хлеба!» – с.339, Ц.26

2-я картина

Сцена смерти Бориса «Прощай мой сын» – с.376, Ц.51 – по нотам

3-я картина (сцена под Кромами)

Величание боярина Хрущёва «Не сокол летит» – с.396, Ц.12 – по нотам

Варлаам, Мисаил «Солнце, луна померкнули» – с.408, Ц.25 – по нотам

Хор «Расходилась, разгулялась» – с.413

«Ой, ты, сила, силушка» – с.416, Ц.34

Опера в четырех действиях с прологом

Действующие лица:

БОРИС ГОДУНОВ (баритон)
дети Бориса:
– ФЕДОР (меццо-сопрано)
– КСЕНИЯ (сопрано)
МАМКА КСЕНИИ (низкое меццо-сопрано)
КНЯЗЬ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ ШУЙСКИЙ (тенор)
АНДРЕЙ ЩЕЛКАЛОВ, думный дьяк (баритон)
ПИМЕН, летописец, отшельник (бас)
САМОЗВАНЕЦ ПОД ИМЕНЕМ ГРИГОРИЯ (так в партитуре; правильно: Григорий, Самозванец под именем Димитрия) (тенор)
МАРИНА МНИШЕК, дочь сандомирского воеводы (меццо-сопрано или драматическое сопрано)
РАНГОНИ, тайный иезуит (бас)
бродяги:
– ВАРЛААМ (бас)
– МИСАИЛ (тенор)
ХОЗЯЙКА КОРЧМЫ (меццо-сопрано)
ЮРОДИВЫЙ (тенор)
НИКИТИЧ, пристав (бас)
БЛИЖНИЙ БОЯРИН (тенор)
БОЯРИН ХРУШОВ (тенор)
иезуиты:
– ЛАВИЦКИЙ (бас)
– ЧЕРНИКОВСКИЙ (бас)
ГОЛОСА ИЗ НАРОДА, крестьяне и крестьянки (бас (Митюха), тенор, меццо-сопрано и сопрано)
БОЯРЕ, БОЯРСКИЕ ДЕТИ, СТРЕЛЬЦЫ, РЫНДЫ, ПРИСТАВЫ, ПАНЫ И ПАННЫ, САНДОМИРСКИЕ ДЕВУШКИ, КАЛИКИ ПЕРЕХОЖИЕ, НАРОД МОСКОВСКИЙ.

Время действия

1598 – 1605 годы

Место действия

Москва, на литовской границе, в Сандомирском замке, под Кромами

Пролог

Картина 1 . Двор Новодевичьего монастыря под Москвою (теперь Новодевичий монастырь в черте Москвы). Ближе к зрителям выходные ворота в монастырской стене с башенкою. Оркестровое вступление рисует образ забитого, угнетенного народа. Занавес поднимается. Народ топчется на месте. Движения, как указывает ремарка автора, вялы. Пристав, грозя дубинкой, заставляет народ молить Бориса Годунова принять царский венец. Народ падает на колени и взывает: «На кого ты нас покидаешь, отец!» Пока пристав отлучается, в народе перебранка, бабы поднимаются с колен, но при возвращении пристава опять опускаются на колени. Показывается думный дьяк Андрей Щелкалов. Он выходит к народу, снимает шапку и отдает поклон. Он сообщает, что Борис непреклонен и, несмотря «на скорбный зов боярской думы и патриарха, и слышать не хочет о троне царском».
(В 1598 году царь Федор умирает. На царский престол два претендента - Борис Годунов и Федор Никитич Романов. Бояре за избрание Годунова. Его «просят» стать царем. Но он отказывается. Этот отказ казался странным. Но Годунов, этот выдающийся политик, понимал, что законность его притязаний сомнительна. Народная молва винила его в смерти царевича Димитрия, младшего брата царя Федора и законного наследника престола. И винила неспроста. «Современные летописцы рассказывали об участии Бориса в этом деле, конечно, по слухам и догадкам, - пишет В.О.Ключевский. - Прямых улик у них, понятно, не было и быть не могло (…) Но в летописных рассказах нет путаницы и противоречий, какими полно донесение углицкой следственной комиссии». Итак, Борису необходимо было, чтобы «всем миром» его молили принять царский венец. И вот он - в определенной мере блефуя - на сей раз отказывается: в принужденном взывании к нему «народа», согнанного и устрашаемого приставом люда, недостает «всеобщего» энтузиазма).
Сцена освещается красноватым отблеском заходящего солнца. Доносится пение калик перехожих (за сценой): «Слава тебе, Творцу всевышнему, на земле, слава силам твоим небесным и всем угодникам слава на Руси!» Теперь они появляются на сцене, ведомые поводырями. Они раздают народу ладонки и призывают народ идти с иконами Донской и Владимирской Богоматери к «царю во сретенье» (что истолковывается как призыв к избранию Бориса на царство, хотя впрямую они этого не говорят).

Картина 2 . «Площадь в Кремле Московском. Прямо перед зрителями, в отдалении, Красное крыльцо царских теремов. Справа, ближе к авансцене, народ на коленях занимает место между Успенским и Архангельским соборами».
Оркестровое вступление рисует шествие бояр в собор под «великий колокольный звон»: им предстоит избрать на царство нового царя. Появляется князь Василий Шуйский. Он объявляет об избрании царем Бориса.
Звучит мощный хор - славословие царю. Торжественное царское шествие из собора. «Приставы ставят народ шпалерами» (сценическая ремарка в партитуре). Однако Борисом овладевает зловещее предчувствие. Звучит первый из его монологов: «Скорбит душа!» Но нет… Никто не должен видеть ни малейшей робости царя. «Теперь поклонимся почиющим властителям Руси», - произносит Борис, и вслед затем весь народ приглашается на царский пир. Под колокольный звон шествие направляется к Архангельскому собору. Народ ломится к Архангельскому собору; приставы наводят порядок. Сутолока. Борис показывается из Архангельского собора и направляется к теремам. Ликующий звон колоколов. Занавес падает. Конец пролога.

Действие I

Картина 1 . Ночь. Келья в Чудовом монастыре. Старый монах, Пимен, пишет летопись. Молодой монах, Григорий, спит. Слышится пение монахов (за сценой). Григорий просыпается, его мучает проклятый сон, он снится ему вот уже третий раз. Он рассказывает о нем Пимену. Старый монах наставляет Григория: «Смиряй себя молитвой и постом». Но Григория манят мирские радости: «Зачем и мне не тешиться в боях? Не пировать за царскою трапезой?» Пимен предается воспоминаниям, он рассказывает, как сидел здесь, в этой келье, сам Иоанн Грозный, «и плакал он…» Дальше - воспоминания о сыне его, царе Федоре, который, по словам Пимена, «царские чертоги преобразил в молитвенную келью». Не ведать нам больше такого царя, ведь мы «владыкою себе цареубийцу нарекли». Григория интересуют подробности дела царевича Димитрия, каких он был лет, когда его убили. «Он был бы твой ровесник и царствовал» (в некоторых изданиях: «и царствовал б»), - отвечает Пимен.
Звучит колокол. Звонят к заутрене. Пимен уходит. Григорий остается один, в его уме брожение… В голове рождается честолюбивый план.

Картина 2 . Корчма на литовской границе. Сюда пришли Варлаам и Мисаил, бродяги-чернецы, к которым присоединился Григорий: его цель - пробраться через границу в Литву, чтобы оттуда бежать в Польшу. Хозяйка приветствует гостей. Затевается небольшое пиршество, но все мысли Григория - о самозванстве: он намеревается выдать себя за царевича Димитрия и оспорить трон у Бориса. Варлаам затягивает песню («Как во городе было во Казани»). Тем временем Григорий расспрашивает хозяйку корчмы о дороге через границу. Та объясняет, как пройти, чтобы избежать приставов, которые теперь всех задерживают и осматривают, поскольку ищут кого-то, кто бежал из Москвы.
В этот момент раздается стук в дверь - являются приставы. Они всматриваются в Варлаама. Один из приставов достает царский указ. В нем говорится о побеге из Москвы некоего Григория из рода Отрепьевых, монаха-чернеца, которого требуется изловить. Но Варлаам читать не умеет. Тогда прочитать указ вызывается Григорий. Он читает и… вместо примет, обличающих его самого, вслух произносит приметы Варлаама. Варлаам, чувствуя, что дело плохо, выхватывает у него указ и, с трудом разбирая буквы, сам начинает читать по складам и тогда догадывается, что речь идет о Гришке. В этот момент Григорий угрожающе замахивается ножом и выскакивает в окно. Все с криками: «Держи его!» - кидаются за ним.

Действие II

Внутренние покои царского терема в Московском Кремле. Пышная обстановка. Ксения плачет над портретом жениха. Царевич занят «книгою большого чертежа». Мамка за рукодельем. Борис утешает царевну. Ни в семье, ни в государственных делах нет ему удачи. На сказку мамки («Песня про комара») отвечает сказочкой царевич Федор («Сказочка про то и про сё, как курочка бычка родила, поросеночек яичко снес»).
Царь ласково спрашивает Федора о его занятиях. Тот рассматривает карту - «чертеж земли Московской». Борис одобряет этот интерес, но вид его царства наводит его на тяжкие думы. Звучит потрясающая по силе выражения и драматизма ария Бориса (с речитативом: «Достиг я высшей власти…»). Бориса мучают угрызения совести, его преследует образ зарезанного царевича Димитрия.
Входит ближний боярин и сообщает, что Борису «князь Василий Шуйский челом бьет». Явившийся Шуйский рассказывает Борису о том, что в Литве объявился самозванец, который выдает себя за царевича Димитрия. Борис в величайшем волнении. Хватая Шуйского за ворот, он требует, чтобы тот рассказал ему всю правду о смерти Димитрия. В противном случае он придумает ему, Шуйскому, такую казнь, что «царь Иван от ужаса во гробе содрогнется». На это требование Шуйский пускается в такое описание картины убиения младенца, от которого кровь стынет в жилах. Борис не выдерживает; он приказывает Шуйскому удалиться.
Борис один. Следует сцена, названная в партитуре «Часы с курантами» - потрясающий монолог Бориса «Ежели в тебя пятно единое…» Мерный бой курантов, словно рок, усиливает гнетущую атмосферу. Борис не знает, куда деться от преследующих его галлюцинаций: «Вон… вон там… что это?.. там в углу?..» Обессиленный, он взывает к Господу: «Господи! Ты не хочешь смерти грешника; помилуй душу преступного царя Бориса!»

Действие III

Картина 1 . Уборная Марины Мнишек в Сандомирском замке. Марина, дочь сандомирского воеводы, сидит за туалетом. Девушки развлекают ее песнями. Звучит изящно-грациозный хор «На Висле лазурной». Честолюбивая полька, мечтающая занять московский престол, хочет пленить Самозванца. Об этом она поет в арии «Скучно Марине». Появляется Рангони. Этот католический монах-иезуит требует от Марины того же - чтобы она обольстила Самозванца. И это она обязана сделать в интересах католической церкви.

Картина 2 . Луна освещает сад сандомирского воеводы. Беглый монах Григорий, теперь уже претендент на московский престол - Самозванец, - поджидает у фонтана Марину. Романтически взволнованы мелодии его любовного признания («В полночь, в саду, у фонтана»). Из-за угла замка, оглядываясь, крадется Рангони. Он сообщает Самозванцу, что Марина любит его. Самозванец ликует, слыша передаваемые ему слова ее любви. Он намерен бежать к ней. Рангони останавливает его и велит скрыться, дабы не погубить себя и Марину. Самозванец скрывается за дверями.
Из замка выходит толпа гостей. Звучит польский танец (полонез). Марина проходит под руку со старым паном. Хор поет, провозглашая уверенность в победе над Москвой, во взятии в плен Бориса. По окончании танца Марина и гости удаляются в замок.
Самозванец один. Он сокрушается, что лишь украдкой и мельком успел взглянуть на Марину. Его обуревает чувство ревности к старому пану, с которым он видел Марину. «Нет, к черту все! - восклицает он. - Скорее в бранные доспехи!» Входит Марина. Она с досадой и нетерпением выслушивает любовное признание Самозванца. Оно ее не волнует, и не для этого она пришла. Она с циничной откровенностью спрашивает его, когда же наконец он будет царем на Москве. На сей раз даже он опешил: «Ужели власть, сияние престола, холопов подлых рой, их гнусные доносы в тебе могли бы заглушить святую жажду любви взаимной?» Марина ведет с Самозванцем весьма циничный разговор. В конце концов Самозванец вознегодовал: «Лжешь, гордая полячка! Царевич я!» И он предрекает, что посмеется над нею, когда царем он сядет. Ее расчет оправдался: своим цинизмом, хитростью и лаской она разожгла в нем огонь любви. Они сливаются в страстном любовном дуэте.
Появляется Рангони и наблюдает за Самозванцем и Мариной издали. За сценой раздаются голоса пирующих панов.

Действие IV

Картина 1 . Лесная прогалина под селением Кромы. Справа спуск и за ним стена города. От спуска через сцену - дорога. Прямо - лесная чаща. У самого спуска - большой пень.
Ширится крестьянское восстание. Здесь, под Кромами, толпа бродяг, схватившая боярина Хрущова, воеводу Бориса, глумится над ним: она обступила его, связанного и посаженного на пень, и поет ему издевательски, насмешливо и грозно: «Не сокол летит по поднебесью» (на мелодию подлинно русской народной величальной песни).
Входит юродивый, окруженный мальчишками. (В постановках оперы, включающих так называемую вставную сцену «Площадь перед собором Василия Блаженного», этот эпизод переносится в нее, где он драматургически несравненно богаче и эмоционально сильнее, несмотря на то что сам Мусоргский партитуру этого эпизода оттуда изъял и поместил в сцену под Кромами.)
Появляются Варлаам и Мисаил. Рассказывая о пытках и казнях на Руси, они подстрекают взбунтовавшийся народ. За сценой слышны голоса Лавицкого и Черниковского, монахов-иезуитов. Когда они выходят на сцену, народ хватает их и вяжет. Оставшиеся на сцене бродяги прислушиваются. До их слуха доносится шум надвигающегося войска Самозванца. Мисаил и Варлаам - на сей раз по иронии судьбы - славят Самозванца (по-видимому, не признавая в нем беглого московского монаха Гришку Отрепьева, бежавшего некогда из корчмы на литовской границе): «Слава тебе, царевичу, Богом спасенному, слава тебе, царевичу, Богом укрытому!»
Верхом на коне въезжает Самозванец. Боярин Хрущов, в оторопи, славит «сына Иоаннова» и кланяется ему в пояс. Самозванец призывает: «За нами вслед на славный бой! На родину святую, в Москву, в Кремль, златоверхий Кремль!» За сценой раздаются удары набатного колокола. Толпа (в которой также и оба монаха-иезуита) идет за Самозванцем. Сцена пустеет. Появляется юродивый (это в том случае, если этот персонаж не перенесен во вставную сцену - Площадь перед собором Василия Блаженого); он предсказывает скорый приход врага, горе горькое Руси.

Картина 2 . Грановитая палата в Московском Кремле. По бокам скамьи. Направо выход на Красное крыльцо; налево-в терем. Справа, ближе к рампе, - стол с письменными принадлежностями. Левее – царское место. Чрезвычайное заседание Боярской думы. Все взволнованы вестью о Самозванце. Бояре, полуграмотные, по-дурацки обсуждают дело и постановляют казнить злодея. Кто-то резонно замечает, что сначала-то его надо изловить. В конце концов сходятся на том, что «жаль, Шуйского нет князя. Хоть и крамольник, а без него, кажись, неладно вышло мнение». Появляется Шуйский. Он рассказывает, в каком плачевном состоянии находится теперь Борис, которого преследует призрак царевича Димитрия. Неожиданно перед взорами бояр предстает сам царь. Муки Бориса достигают предела; он никого не замечает и в бреду сам себя уверяет: «Убийцы нет! Жив, жив малютка!..» (Но в таком случае - все это понимают - Самозванец не самозванец, не Лжедимитрий, а Димитрий, законный царь.) Борис приходит в себя. Тогда Шуйский приводит к нему старца Пимена. Борис надеется, что беседа с ним успокоит его измученную душу.
Пимен входит и останавливается, пристально глядя на Бориса. Его рассказ - о чудесном исцелении слепого старца, который услышал голос детский: «Знай, дедушка, Димитрий я, царевич; Господь принял меня в лик ангелов своих, и я теперь Руси великий чудотворец…», и «…в дальний путь поплелся…» (Царевич Димитрий канонизирован православной церковью - его тело при вскрытии гроба было найдено нетленным; установлены три празднества в его память: в дни его рождения (19 октября 1581), смерти (15 мая 1591) и перенесения мощей (3 июня 1606).)
Борис не может вынести этого рассказа - он падает без чувств на руки бояр. Бояре сажают его, он приходит в себя и тогда призывает царевича Федора. Одни бояре бегут за царевичем, другие - в Чудов монастырь. Вбегает царевич Федор. Умирающий Борис прощается с царевичем и дает ему последние наставления: «Прощай, мой сын! Умираю. Сейчас ты царствовать начнешь». Он прижимает к себе сына и целует его. Слышен протяжный удар колокола и погребальный звон. Входят бояре и певчие. Борис вскакивает и грозно восклицает: «Повремените: я царь еще!» Затем боярам, указывая на сына: «Вот царь ваш… царь… простите…» Fermata lunga (итал. - долгая фермата [остановка]). Царь Борис мертв. Занавес падает.
На сцене толпы обнищавшего народа. В толпе часто мелькают приставы. Оркестровое вступление передает настроение ожидания и настороженности. Входит кучка мужчин от собора; среди них Митюха. В народе возгласы (Митюха), что на обедне проклинали Гришку Отрепьева, а царевичу пели вечную память. У народа это вызывает недоумение: вечную память петь живому (ведь Димитрий, то есть Лжедимитрий, уже совсем близко)!
На сцену вбегает юродивый в веригах, за ним толпа мальчишек. Они дразнят его. Он садится на камень, штопает лапоть и поет, покачиваясь. Он хвастается имеющейся у него копеечкой; мальчишки вырывают ее у него. Он плачет. Из собора начинается царское шествие; бояре раздают милостыню. Показывается Борис, за ним Шуйский и другие бояре. К Борису обращается юродивый и говорит, что его обидели мальчишки, и он просит Бориса, чтобы тот велел их наказать: «Вели-ка их зарезать, как ты зарезал маленького царевича». Шуйский намеревается наказать юродивого. Но Борис останавливает его и просит юродивого молиться за него, Бориса. Но юродивый отказывается: «Нет, Борис! Нельзя, нельзя, Борис! Нельзя молиться за царя Ирода!» Народ в ужасе расходится. Юродивый поет: «Лейтесь, лейтесь, слезы горькие».

Выбор редакции
«Церковь не лишится Благодати, пока будет приноситься Безкровная Жертва и Евхаристия будет совершаться без отклонений… В последние...

Мы продолжаем знакомить наших читателей с программой телеканала «Спас» «Мой путь к Богу», в которой священник Георгий Максимов...

Каждый приходит к Богу своим путем. Мне повезло: мой путь начался в семье. Отца и матери в моих детских воспоминаниях почти нет. Они...

Любвеобильного и милосердного епископа всегда будет помнить народ и вереница почитателей его памяти, притекающих к святой могиле, никогда...
С известной православной писательницей Наталией Сухининой я познакомился в Кирове на Трифоновских чтениях. Наталию Евгеньевну пригласили...
Если вы любите лимоны, это печенье станет вашим любимым. В нем сочетается нежное рассыпчатое песочное тесто и яркий вкус цитрусовых. Если...
Семга... Как много в этом слове. Любите ли вы рыбу семейства лососевых как люблю её я? Есть множество рецептов её приготовления. Семгу,...
Рецепт булочек с банановой начинкой с пошаговым приготовлением. Тип блюда: Выпечка, Булочки Сложность рецепта: Сложный рецепт...
Свекла, 5 штучек; Морковка, 4 штучки;Твердый сыр, 200 граммов;Грецкие орехи, 200 граммов;Майонез;Свежая зелень;Чеснок, несколько...