Ксения Вязникова: «Каждый певец вырастает настолько, насколько он умён. Ксения вязникова Ксения вязникова меццо сопрано родилась



Родилась в Москве. Окончила Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского в 1998 году. Стажировалась в Венской музыкальной академии у профессора И. Вамзера с 1996 г. по 1998 г. На сцене Венской государственной оперы певица исполнила партии Азучены (Верди, «Трубадур»), Керубино (Моцарт, «Свадьба Фигаро»).

В 1998 году дебютировала на сцене Чешской национальной оперы г. Брно, в премьерных спектаклях «Кармен» (Кармен) и «Самсон и Далила» (Далила).
Ксения Вязникова неоднократно участвовала в Собиновском фестивале (г. Саратов), Шаляпинском фестивале (г. Казань). В 2000 году совместно с компанией EURO STAGE певица приняла участие в международном проекте постановки оперы Моцарта «Свадьба Фигаро» (Керубино). В 2003 году с итальянскими постановщиками Марко Боэми (дирижер) и Дени Криеф (режиссер), участвовала в премьере оперы Верди «Набукко» в партии Фенены (Голландия), а в 2004 году приняла участие в премьере этой же оперы в постановке Дмитрия Бертмана в Дижоне и Париже (Франция) с участием оперной примадонны Марии Гулегиной.
Лауреат международных конкурсов вокалистов: первая премия конкурса имени Шуберта, вторая премия конкурса имени Печковского («Вокалисты в Большом»), дипломант конкурса имени Римского-Корсакова. Лауреат программы «Новые имена планеты».

Певицей сделаны CD-записи редко исполняемых камерных произведений Брамса «Прекрасная Магелона», «Четыре строгих напева», а также симфонической поэмы Берлиоза «Ромео и Джульетта».

В театре «Геликон-Опера» с 2003 года.

В 1998 г. дебютировала на сцене Чешской национальной оперы в Брно, в премьерных спектаклях «Кармен» (Кармен ) и «Самсон и Далила» (Далила ).
В 2000 г. певица приняла участие в постановке оперы Моцарта «Свадьба Фигаро», исполнив партию Керубино (совместный проект Татарского государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля и голландской прокатной компании «Euro stage»).
В 2003 г. участвовала в премьере оперы Верди «Набукко» в Татарском театре оперы и балета, исполнив партию Фенены (дирижер Марко Боэми, режиссер Дени Криеф).
В 2004 г. приняла участие в постановке оперы «Набукко» в Дижоне и Париже (Франция, режиссер Дмитрий Бертман).
В 2007 г. исполнила партию Амнерис в опере «Аида» во Франции (cовместный проект театра «Геликон-опера» и Оперы Масси, постановка Дмитрия Бертмана).

В 2003 г. участвовала в Первом оперном фестивале «Самарская весна», где исполнила партию Амнерис в опере Верди «Аида», а также приняла участие в гала-концерте. Неоднократно участвовала в Собиновском фестивале в Саратове и Шаляпинском фестивале в Казани.

Певица сотрудничала с такими дирижерами, как Гельмут Риллинг, Марко Боэми, Теодор Курензис, Владимир Понькин и др.

В 2009 г. дебютировала в Большом театре в партии Маргрет («Воццек» А. Берга).
В ее репертуар в Большом театре также вошли следующие партии:
Марина Мнишек («Борис Годунов» М. Мусоргского)
Аннина («Кавалер розы» Р. Штрауса)
Смеральдина («Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева)
Флора Бервуа («Травиата» Дж. Верди)
Любаша («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова)
Мать, Китайская чашка, Стрекоза, Пастух («Дитя и волшебство» М. Равеля)
Маленькая разбойница («История Кая и Герды» С. Баневича)

Ксения Вязникова - яркое вокальное явление в российском музыкальном пространстве. В репертуаре ведущей солистки Московского музыкального театра «Геликон-опера» свыше 30 ведущих партий для меццо-сопрано. Она - педагог двух ВУЗов, регулярно даёт мастер-классы, участвует во множестве интересных проектов.

- Как у вас появилось желание петь?

Когда я была ребенком, захотела пойти в музыкальную школу, и мама меня отвела на прослушивание в Школу им. Гнесиных. Там сидел такой чудесный дяденька, я его до сих пор помню, он мне сказал: «Хочешь к нам на скрипочку?» - я сказала: «Нет», - «А на флейточку?», - «Нет», - «А чего ты хочешь, девочка?»,- и девочка сказала: «Я хочу туда, где поют» - «Ну, извини, у нас не поют».

В итоге в моей жизни возникло такое замечательное место, как детская музыкально-хоровая школа «Восход», которой руководили три потрясающие сестры: Ирина, Галина и Марина Радченко. Сегодня школа процветает, и Галина Измайловна Радченко - её директор.

Там я занималась всё детство: у нас была интересная и обширная творческая жизнь. Мы постоянно участвовали в каких-то конкурсах, куда-то ездили, занимались в хоре.

Как я сейчас понимаю, подготовка была очень высокого уровня. После этой школы я безо всяких проблем поступила в училище при Московской консерватории, а после его окончания и в Московскую консерваторию в класс народной артистки России, профессора Нины Исаковой. У неё я училась до второго курса, а после отъезда Нины Сергеевны в США ее заменила не менее талантливый педагог и певица Лариса Никитина, очень знаменитая в своё время солистка Большого театра. У Ларисы Александровны я заканчивала консерваторию.

- А кого вы считаете вашим главным педагогом?

Вы знаете, мне бы не хотелось выделять главного, потому что в каждый период жизни тебе даётся определенный педагог. Лично у меня так складывалось. От каждой встречи с педагогом, режиссёром, дирижёром, коллегами-музыкантами, ты можешь взять что-то для себя очень важное, то, что раскрывает тебя с другой стороны и дает импульс твоему развитию.

Мои консерваторские педагоги и профессора гармонично дополнили друг друга. Я считаю, именно синтез двух школ, которые я почерпнула от своих педагогов, успешно отразился на мне. Нина Исакова занималась со мной русской школой, Лариса Никитина в своё время училась у маэстро Барра в школе при театре Ла Скала, куда была послана с труппой Большого театра - она меня познакомила с итальянской школой.

- Что принесло в вашу творческую жизнь обучение в Венской академии музыки?

На моём творческом пути возникла удивительная программа под руководством чудесной женщины Иветты Вороновой «Новые имена».

Эта программа дала мне возможность стажироваться в Венской академии музыки у профессора Ингеборг Вамзе. С Ингеборг мы занимались, конечно, музыкой Моцарта и Вагнера, камерными сочинениями. Ингеборг была прекрасной певицей и давала немецкую школу пения.

Эта школа далека от русской и итальянской, но я постаралась ею овладеть, и мне кажется, довольно удачно - я до сих пор обожаю немецкую музыку и слушать, и исполнять. Вообще, для меня немецкий язык в пении самый удобный.

Тогда я открыла в себе много интересного.

Однажды в Москонцерте был проект с Александром Майкапаром - внуком того самого Майкапара, чьи пьесы мы изучаем с детских лет. Мы подготовили вокальный цикл Брамса «Прекрасная Магелона», который представили в Шуваловской гостиной. Я тогда совершила грандиозный для себя подвиг: я сделала стихотворный подстрочный русский перевод с немецкого языка…Титанический труд. Больше я на подобное никогда решусь! Невероятно мучительно и долго! Но концерты состоялись!..

Моя любовь к немецким романтикам, она, конечно, родом из Вены - от фрау Вамзе.

- Можно ли с уверенностью утверждать, что ваша вокальная карьера сложилась или вам еще есть куда стремиться?

Ой, конечно, есть. Хотелось бы спеть Эболи, это моя партия: музыка Верди такая роскошная. Пока, к сожалению, не сложилось. Хотя я много спела вердиевского репертуара: «Фальстаф», «Бал-маскарад», «Трубадур», «Аида» и так далее… Но «Дон Карлос» пока нет - думаю, он еще ждет меня впереди. Эта партия очень удобно написана для моего голоса. Фрагментами я пела и Арию, и Песенку Эболи, но хотелось бы, чтобы партия состоялась целиком.

- Недавно прошла премьерная серия спектаклей «Пиковая дама» П.И. Чайковского. Вы исполняли партию Графини. Любите ли вы эту партию и считаете ли её чем-то особенным в вашем репертуаре?

Я бы сказала не об особенности, а об уникальности этого сочинения. У русских композиторов, и даже у самого П.И. Чайковского, «Пиковая дама» - это абсолютно отдельное музыкальное произведение: два гения - Пушкин и Чайковский, - слились воедино в каком-то необычайном экстазе. Тот факт, что композитор написал оперу в такой короткий период, что в его музыке столько внутренних душевных переплетений, делает это произведение шедевром. Партия Графини настолько мистическая и загадочная, что ее нельзя назвать любимой, она стоит особняком, она больше актерская, чем вокальная. Этот образ проходит через всю оперу, при этом у Графини не так много пения: на протяжении всей оперы ты должен играть, и это захватывает.

Нам всем очень повезло, что с нами на этой постановке работал Владимир Иванович Федосеев, потому что он - уникальный музыкант. Складывается такое впечатление, что он сидит внутри тебя, когда ты поешь. И шикарно сделанная в плане драматургических переплетений и взаимоотношения героев постановка получилась абсолютно мистической. Дмитрий Бертман разгадал всё мастерски, впрочем, как обычно.

- Вы преподаёте одновременно в двух вузах: в ГКА им. Маймонида и ГИТИСЕ, а как часто вы даёте мастер-классы?

Недавно я провела мастер-класс в рамках конкурса «Дети играют старинную музыку» - в нем участвуют дети до 18 лет.

В декабре я давала мастер-класс в рамках конкурса музыкантов-исполнителей, который проходил в ГКА им. Маймонида и назывался «Шубертиада». Форма мастер-класса каждый раз зависит от аудитории, которая представлена. Ты в течение ограниченного времени должен найти нюансы, маленькие подсказки, которые сам певец быстро для себя трансформирует. То, что сделано педагогом, я не имею право технически изменять. С моей точки зрения, это просто-напросто запрещено. Задача мастер-класса - быстрое улучшение исполнительской манеры, буквально, в кратчайшие минуты. Это очень интересно: все певцы абсолютно разные, ты к ним должен мгновенно пристроиться, найти с ними единый язык общения, постараться, чтобы певец тебя понял. Я всегда записываю свои мастер-классы на видео, потом смотрю, анализирую, насколько все получилось. И, конечно, когда зрители и участники слышат какие-то улучшения, зал бурно реагирует. Все хлопают - это является своеобразным знаком, что тебе удалось помочь. Это очень приятно.

- Занимаясь с молодёжью, можете ли выделить общие проблемы, и имеется ли у вас общая «панацея от бед»?

Основная проблема русских певцов, на мой взгляд - это незнание на должном уровне иностранных языков. Да, пение на английском сейчас есть, и это хорошо. Но английский - это микроскопическая доза в пространстве общемировой музыкально-вокальной культуры. Певческие языки - это скорее немецкий, французский, итальянский, ими свободно владеет очень маленький процент певцов.

В момент передачи эмоционального состояния (пения) очень важно, чтобы певец понимал каждое слово, которое он поет, а не просто имел общее представление о смысле предложения. Для того, чтобы построить музыкальную фразу, необходимо выделить главное слово, и в каждом языке оно будет абсолютно разное. Это проблема!

Никакой «панацеи от бед» быть не может, так как каждый певец вырастает настолько, насколько он умен. Если он не очень умен, то, скорее всего, будет вариться в собственном соку, а умный певец, безусловно, достигнет высот!

Беседовал Антон ИВАНОВ

Фото со спектакля - Ирина ШЫМЧАК, заглавное фото-портрет - Анна ВОЛК

Важня информация!

В рамках конкурса "Дети в мире старинной музыки" пройдут мастер-классы с участием Ксении Вязниковой для вокалистов.

Международный музыкальный конкурс «Дети в мире старинной музыки» продолжает традиции конкурсов для детей, созданных Многопрофильной компанией «АРТ-ЦЕНТР ПЛЮС» и Информационным агентством «МУЗЫКАЛЬНЫЙ КЛОНДАЙК» в содружестве с музейными площадками Москвы, выдающимися музыкантами и педагогами. По традиции в программе будут звучать лучшие музыкальные произведения, созданные до 1780г. Мы предлагаем юным исполнителям окунуться в этот музыкально-исторический период, когда музыкальные композиции, написанные для камерного, театрального и концертного исполнения, были близки по стилю исполнения к духовным произведениям. В рамках подготовки к конкурсу «Дети в мире старинной музыки» запланированы уникальные мастер-классы для участников и выступления лауреатов прошлых лет.

Ксения Вязникова окончила Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс Ларисы Никитиной). Стажировалась в Венской академии музыки (класс Ингеборг Вамзер). Была удостоена звания лауреата на международных конкурсах вокалистов имени Ф. Шуберта (I премия) и имени Н. Печковского (II премия) и диплома Международного конкурса имени Н. А. Римского-Корсакова. Стипендиат программы «Новые имена планеты».

Ксения Вязникова окончила Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс Ларисы Никитиной). Стажировалась в Венской академии музыки (класс Ингеборг Вамзер). Была удостоена звания лауреата на международных конкурсах вокалистов имени Ф. Шуберта (I премия) и имени Н. Печковского (II премия) и диплома Международного конкурса имени Н. А. Римского-Корсакова. Стипендиат программы «Новые имена планеты».

В 2000 году Ксения Вязникова стала солисткой Московского камерного музыкального театра под управлением Б. А. Покровского. В настоящее время - солистка театра «Геликон-опера» (с 2003 года) и приглашенная солистка Большого театра (с 2009 года).

В репертуаре певицы партии Ольги («Евгений Онегин»), Полины («Пиковая дама»), Кончаковны («Князь Игорь»), Марины Мнишек («Борис Годунов»), Марфы («Хованщина»), Ратмира («Руслан и Людмила»), Вани («Жизнь за царя»), Любаши («Царская невеста»), Кащеевны («Кащей бессмертный»), Керубино и Марселины («Свадьба Фигаро»), Амнерис («Аида»), Фенены («Набукко»), Азучены («Трубадур»), Мисс Квикли («Фальстаф»), Далилы («Самсон и Далила»), Кармен («Кармен»), Ортруды («Лоэнгрин») и многие другие ведущие партии в операх М. Мусоргского, С. Танеева, И. Стравинского, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Д. Тухманова, С. Баневича, Г. Ф. Генделя, В. А. Моцарта, В. Беллини, Дж. Верди, А. Дворжака, Р. Штрауса, Ф. Пуленка, А. Берга, партии меццо-сопрано в кантатно-ораториальных сочинениях, романсы и песни русских и зарубежных композиторов.

География гастролей артистки весьма обширна: это более 25 российских городов и свыше 20 зарубежных стран. Ксения Вязникова выступала на сценах Венской государственной оперы, Чешской национальной оперы в Брно, Опера де Масси и Татарского государственного театра оперы и балета имени М. Джалиля в Казани. Участвовала в постановке оперы «Набукко» Дж. Верди в Нидерландах (дирижер М. Боэми, режиссер Д. Криеф, 2003), опер «Набукко» (2004) и «Аида» (2007) во Франции (постановка Д. Бертмана).

В Большом театреКсения Вязникова дебютировала в 2009 году в опере «Воццек» (партия Маргрет). В рамках перекрестного года культуры России и Франции приняла участие в концертном исполнении оперы «Дитя и волшебство» М. Равеля, а также спела партию Фирса в мировой премьере оперы «Вишневый сад» Ф. Фенелона в рамках совместного проекта Парижской национальной оперы и Большого театра (2010).

В 2011 году Ксения спела партию Фрикки в концертном исполнении оперы «Валькирия» Р. Вагнера с Российским национальным оркестром под управлением Кента Нагано. Участница фестивалей имени Шаляпина в Казани, имени Собинова в Саратове, «Самарская весна» и Большого фестиваля Российского национального оркестра. В рамках фестиваля, приуроченного к 75-летию Р. Щедрина, приняла участие в исполнении оперы «Не только любовь» (партия Варвары).

В 2013 году выступила на сцене Комической оперы Берлина в «Огненном ангеле» С. Прокофьева и «Солдатах» Б. Циммермана.

Певица сотрудничала со многими известными дирижерами, среди которых Хельмут Риллинг, Марко Боэми, Кент Нагано, Владимир Понькин и Теодор Курентзис.

Ксения Вязникова записала на компакт-диски редко исполняемые вокальные циклы И. Брамса «Прекрасная Магелона» и «Четыре строгих напева». Кроме того, она участвовала в записи драматической симфонии Г. Берлиоза «Ромео и Джульетта» и оперы «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта (фондовая запись телеканала «Культура»).

В 2008 году была удостоена звания «Заслуженная артистка Российской Федерации».

меццо-сопрано

Родилась в Москве. Закончила Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского в 1998 году.

Стажировалась в Венской Музыкальной Академии у профессора И. Вамзера с 1996 по 1998 год

На сцене Венской государственной оперы певица исполнила партии Азучены (Верди «Трубадур»), Керубино (Моцарт «Свадьба Фигаро»). В 1998 году дебютировала на сцене Чешской национальной оперы г. Брно, в премьерных спектаклях «Кармен» (Кармен) и «Самсон и Далила» (Далила).

Ксения Вязникова неоднократно участвовала в Собиновском фестивале (г. Саратов), Шаляпинском фестивале (г. Казань).

В 2000 году совместно с компанией «EURO STAGE» певица приняла участие в международном проекте постановки оперы Моцарта «Свадьба Фигаро» (Керубино).
В 2003 году с итальянскими постановщиками Марко Боэми (дирижер) и Дени Криеф (режиссер) участвовала в премьере оперы Верди «Набукко» (Фенена).

Певицей сделаны CD-записи редко исполняемых камерных произведений Брамса «Прекрасная Магелона», «Четыре строгих напева», а также симфонической поэмы Берлиоза «Ромео и Джульетта».

Российский канал «Культура» осуществил фондовую запись оперы Моцарта «Свадьба Фигаро», где певица исполнила партию Керубино.

Лауреат международных конкурсов вокалистов: первая премия конкурса имени Шуберта, вторая премия конкурса имени Печковского («Вокалисты в Большом»), дипломант конкурса имени Римского-Корсакова.

С 2003 года – солистка театра «Геликон-опера».

Аудиофайлы

    Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию . К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Выбор редакции
Дорога во сне - символ очень неоднозначный. В виде дороги может отображаться как жизнь в общем понимании, так и конкретная жизненная...

Созревающие на деревьях фрукты - к процветанию во всех делах, успеху.Таково же значение фруктов на банкетных столах (если только видите,...

Трудная дорога, политая кровью врагов и друзей, слезами отчаяния и скорби, приводит Хранителя Алмазного и Деревянного Мечей, мага и...

Сильвия Дэй Посвящается моей семье, которая постоянно меня поддерживает. И, несмотря на то что я так много времени провожу за письменным...
Николай Семенович Лесков Свердловск Средне-Уральское Книжное Издательство 1974 Н. ЛЕСКОВ Сказ о Тульском косом Левше и стальной блохе...
Испытание огнем Джеймс Дэшнер (Пока оценок нет) Название: Испытание огнемО книге «Испытание огнем» Джеймс Дэшнер Лабиринт пройден, но...
Увидев умершего родственника живым во сне, большинство людей останется под неприятнейшим впечатлением. К чему снятся умершие родственники...
Из компота — к расставанию с возлюбленным. К чему снится ягода морошка , постараемся глубоко вникнуть в суть такого сна, во первых и это...
Образ спящей девочки, явившийся во сне, обещает долгожданный прорыв в профессиональной сфере. Период застоя сменится фазой активного...