Кто из героев стал жертвой свиты воланда. Кто из героев романа Булгакова "Мастер и Маргарита" становится жертвой свиты Воланда и почему
Роман М.А. Булгакова, дописанный в 1939 году, потряс первых слушателей своей фантастичностью, авторским переосмыслением Священного Писания и прежде всего саркастическим высмеиванием советской действительности. Друг и биограф Булгакова П.С. Попов писал: «…мрак он еще сгустил, кое-где не только завуалировал, но и поставил точки над i. …идеология крайняя». Действительно, в большей части романа описываются похождения Воланда и его свиты и встречи нечистой силы с московскими обывателями. Сочетание фантастического и обыденного усиливает сарказм автора. Почти каждая глава первой части романа посвящена высмеиванию и разоблачению, наказанию и исправлению нравов москвичей: лгунов, взяточников, подхалимов, предателей, мещан и подлецов.
Самое «масштабное» обдуривание москвичей свита Воланда устраивает в театре Варьете. Театральное представление понадобилось Воланду для того, чтобы узнать, изменилось ли «московское народонаселение» «внутренне». Сначала Коровьев устраивает в театре настоящий денежный дождь. Заметив оживление зрителей и начавшуюся было потасовку, Воланд философски замечает: «Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота». На следующий день после представления «червонцы» превращаются в этикетки из-под Абрау-Дюрсо. Следующими жертвами «фокусника» становятся московские модницы, которые без колебания меняют свои старые платья и обувь на заграничные наряды, выставленные Коровьевым на сцене. Едва они выходят из театра, прекрасные платья исчезают, и жадные до модной одежды дамы остаются в одном нижнем белье. Еще одну «групповую» шутку Коровьев устраивает в филиале зрелищной комиссии. После его пребывания там весь филиал против своей воли громко и хором поет «Славное море священный Байкал». Таким образом нечистая сила отучает директора филиала от пристрастия к «кружкам», а работников — от смиренного потакания этому директору. Наверное, эта «шутка» свиты Воланда оказывается самой безобидной.
В наибольшей степени от свиты Воланда страдает театральная и литературная часть Москвы. Видимо, по мнению автора, работники искусства больше других виновны в трусости и предательстве. Литераторы и режиссеры предают прежде всего себя, потому что боятся писать то, что они думают, а создают только те произведения, которые угодны государству. Главой и вождем литераторов в романе выступает Берлиоз, председатель правления МАССОЛИТа (выдуманной автором ассоциации московских литераторов). Берлиоз погибает в самом начале романа, и нечистая сила причастна к его гибели лишь косвенно. Зато на балу у сатаны Берлиоз погибает во второй раз: по желанию Воланда он отправляется «в небытие», ведь он сам не верил в жизнь после смерти и убеждал в этом Ивана Бездомного. А, по словам Воланда, «каждому будет дано по его вере».
Кроме того, Берлиоз является «главным злодеем», фигурой, символизирующей мир литературных бездарностей, взаимной клеветы, подлости и мещанства, где главной ценностью считается дача в Перелыгино. Под его начальством увеличивается армия бездарных литераторов и бессовестных критиков, среди которых и обидчики Мастера — Латунский, Ариман, Лаврович. У писательской братии превыше всего начинает цениться умение хорошо поесть; не случайно на первом этаже дома, который занимает МАССОЛИТ, расположился ресторан «Грибоедов». Покидая Москву, Коровьев и Бегемот поджигают ресторан. Символично, что «оплот» литераторов погибает в огне, как и рукопись романа, сожженного Мастером после литературной травли.
Помимо литераторов «банда гипнотизеров» наказывает и работников Варьете. Степа Лиходеев, директор театра, за неумеренное пьянство и любовь к слабому полу в течение нескольких минут, как был — в кальсонах и носках, — перемещается в Ялту. Администратора Варенуху за вранье по телефону Бегемот и Коровьев превращают в вампира, и он чуть было не убивает финдиректора Римского. Римский хуже всех пострадал от общения с нечистью: после ночного приключения с Варенухой, напоминающего фильм ужасов, он поседел и превратился в трясущегося умалишенного старика. За «осетрину второй свежести» свита Воланда наказывает грустного буфетчика, предупреждая: «Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя». Конферансье Жоржу Бенгальскому за неуместные и глупые шутки прямо во время представления Бегемот отрывает голову. И хотя потом голова прирастает обратно к телу, Бенгальского увозят в сумасшедший дом, потому что он все время ее ищет.
Председателя зрелищной комиссии за грубость и резкость Бегемот превращает в костюм. При этом костюм говорит голосом Прохора Петровича, ставит на бумагах резолюции и раздражается, когда ему мешают во время работы. Эпизод с костюмом напоминает сцену из , где Чичиков, придя в канцелярию, видит там «светлосерую куртку… которая, своротив голову набок и положив ее почти на самую бумагу, выписывала… какой-нибудь протокол». Булгаков, считавший Гоголя своим учителем, реализует гоголевскую метонимию, превращая художественный мир романа в гротескный и абсурдный.
Свита Воланда не забывает и про «квартирный вопрос», испортивший москвичей. Они с шумом прогоняют из квартиры Берлиоза его киевского дядю, приехавшего с тайной целью заполучить пустующую квартиру племянника. Взяточник и плут Никанор Иванович, «председатель жилищного товарищества дома № 302-бис по Садовой улице», попадается на жадности и взяточничестве: пачка купюр, которые он получает от Коровьева за нелегальное проживание «иностранца» в «нехорошей» квартире, превращается в пачку долларов, и председателя арестовывают за хранение валюты. Никанор Иванович оправдывается в милиции: «Брал, но брал нашими, советскими!» И снова роман перекликается с творчеством Гоголя. Фраза Никанора Ивановича напоминает рассуждение Ляпкина-Тяпкина, героя : «Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело». Как видно, обыватели не очень изменились с гоголевских времен.
Изображая последствия пребывания в Москве нечистой силы, автор балансирует на тонкой грани между реальностью и фантастичностью. Абсурдное и алогичное отовсюду проникает в роман, проявляется даже в незначительных деталях. Например, у Азазелло, уговаривающего Маргариту посетить бал, из кармашка полосатого добротного костюма торчит обглоданная куриная кость. У соседа Маргариты, превращенного Наташей в борова, в копытцах остается портфель с важными документами.
За смешными и пугающими «похождениями» свиты Воланда стоит глубокий философский смысл. Силы добра и зла оказываются связаны в романе общей задачей: они противостоят ханжеству, невежеству, душевной скудости и подлости современного мещанского общества. Мысль о том, что силы зла невольно действуют заодно с силами добра заложена в эпиграфе романа, взятом из , где сатана называет себя частью «той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Если силы добра в лице Иешуа пытаются исправить людей, проповедуя любовь, добро и истину, то силы зла разоблачают, пугают и наказывают. Но их жертвы только поначалу испытывают «космический» ужас. Вылечившись в клинике Стравинского, они забывают о нечистой силе и продолжают жить по-старому, не исправившись душой. Только двое из «московских» персонажей романа наказаны смертью — барон Майгель (шпион и наушник) и Берлиоз.
И все-таки большая часть романа посвящена сатирическому высмеиванию и разоблачению лгунов, взяточников, подхалимов, предателей, закосневших московских обывателей. Смех Булгакова берет истоки в смехе Гоголя: использует схожие литературные приемы, вставляет в «Мастера и Маргариту» намеренные отсылки к гоголевским произведениям. Однако, как пишет один из исследователей творчества Булгакова: «Булгаковский смех разит и убивает. Он не светел, как смех Гоголя. Но это и не смех Щедрина. В его карающей силе есть изящество. Он артистичен, этот убийственный смех. Он даже легок и шипуч, как шампанское. Но в это шампанское подмешан яд». За сатирическим изображением действительности в «Мастере и Маргарите» скрывается беспощадная месть автора за трагическую судьбу художника, Мастера, тяжесть которой Булгаков выстрадал всей своею жизнью.
Слова Воланда, взятые в качестве эпиграфа, сказаны им после наблюдения нравов и образа жизни москвичей. Но мессир не остановил действия своей свиты, а продолжил свои наблюдения. Свита же его просто создавала ситуации, в которых люди наиболее ярко проявят свои качества. И, наблюдая их, Воланд смог сделать такой вывод.
Конечно, он мог бы увидеть это и в обыкновенной жизни москвичей, только наблюдая за ними со стороны. Ведь всякое вмешательство может изменить не просто жизни отдельных людей, но и историю всего народа.
Однако, как мы дальше видим, у таинственного гостя столицы были свободны только несколько дней. Он приехал на встречу, которая происходит раз в сто лет и после нее спешно должен уехать. И, чтобы увидеть, как люди ведут себя в определенных условиях, свита и создает эти условия специально для отдельных людей и для целой группы в «пол-Москвы». Но в результате попадающие в эти условия люди гибнут или попадают под следствие, или в психиатрическую лечебницу. Действительно ли так жестоки эксперименты таинственных гостей столицы? Спасся ли хоть кто-нибудь от этих испытаний?
Свита незваного гостя, хотя и недолго пробыла в Москве, однако успела познакомиться с большей частью города. И каждый человек в большей или меньшей степени пострадал от них. Если объединить всех пострадавших в группы, то мы увидим, что на сеансе черной магии в варьете мессир объяснил все причины, по которым простые обыватели Москвы стали его жертвами: чрезмерная любовь к деньгам, любопытство, легкомысленность и квартирный вопрос.
Возьмем, к примеру, председателя жилтоваршцества Никанора Ивановича Бо-сого/Гибель одного из жильцов его дома стала для него лишь новым случаем подзаработать денег. Не напрасно его встречали в коридорах, брали за руки, таинственно заглядывали в глаза и задушевно шептали на ухо. Всем известна была продажность председателя, а он только ждал самого выгодного предложения. К его безмерной любви к деньгам примешивается и легкомыслие. Увидев неожиданно большую сумму, Никанор Иванович совершенно не обратил внимания на обстоятельства, которые всем бросались в глаза: внешний вид предложившего деньги человека. Он вспомнил об этом, когда было уже слишком поздно. И неожиданно у человека появилась совесть и продолжила его мучения. Ведь страшные сны, мучавшие Босого в больнице, были результатом того, что ему стало стыдно за свои дела. Как сказал мессир черный маг, в общем, человек он был неплохой. Однако, он не был и хорошим человеком. Итак, Босой стал жертвой собственной жадности.
Театр варьете был полон зрителей. Но никто из них не удивился ни посыпавшимся с неба червонцам, ни внезапному появлению на сцене великолепного дамского магазина. Именно желание без труда получить желаемое и легкомыслие толкало на сцену женщин и даже мужчин. Никто из них не задумался, за что он может получить такое благо: безмерное количество денег и необыкновенные вещи, которые невозможно купить в московских магазинах. Только высокий чиновник пожелал разоблачения. И женщины, сопровождавшие его, не бросились в «магазин». Эта группа была в отстранении от массы людей. Высокий пост позволял ему иметь все желаемое. И он потребовал категорически разоблачения. И получил его. Разоблачили его самого, чем обеспечили ему большие неприятности дома и, вероятно, на службе. Снова человек сам был повинен в собственных несчастиях. Ему очень хотелось всенародно оскорбить и унизить чародея. Видимо, это доставляло ему большое удовольствие и дома, и на службе, и в театр в тот день он пришел лишь ради этого. И он получил возможность почувствовать себя всенародно оскорбленным.
Примером жертвы другого рода можно представить Ивана Бездомного. Он, напротив, очень внимательный и недоверчивый. Встретив подозрительного незнакомца, он старается установить его личность, чтобы «доложить куда следует». И все же Иван становится первой жертвой мастеров черной магии. Увидев внезапную смерть Берлиоза, Иван понял, как нелепы могут быть утверждения человека о его способности управлять миром. Затем Иван запутался до того, что не мог уже управлять даже собственными мыслями и желаниями. Иван стал жертвой не Во-ланда, но самого себя. Так же и другие жители Москвы стали жертвами собственной алчности, глупости, эгоизма. -.
Во всей Москве Воланд с компанией нашел лишь одну чистую и бескорыстную душу. Только один человек получил от него то, что хотели получить все. Это была Маргарита, искренно полюбившая Мастера и желавшая для себя только одного: возможности наслаждаться покоем любимого человека, и, хотя, по мнению Волан-да, Мастер не был достоин такого, Маргарита заработала это для него. Но покой среди людей невозможен. И Маргарита со своим Мастером покинули людей, землю и отправились вслед за странной группой, неизвестно, откуда появившейся и неизвестно, куда ушедшей.
В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» добро и зло не противопоставлены друг другу, не находятся в противоборстве, а мирно сосуществуют и сотрудничают. Это просто два разных «ведомства» с разными задачами. Зло в облике Воланда и его свиты выполняет карательную функцию. Булгаковский сатана вершит справедливое возмездие, наказывая людей за их пороки и улучшая тем самым человеческий род. Писатель трагического двадцатого века, Булгаков считал, что зло должно быть наказано. Силы ада в его романе не столько сбивают с пути праведного добрых и порядочных людей, сколько выводят на чистую воду и вершат суд над уже состоявшимися грешниками. Эпиграф из «Фауста» Гёте указывает на то, что «князь тьмы» карает людей за грехи, расчищая дорогу добру.
Кто же составляет в романе силы ада? В буйную свиту Воланда входят «специалисты» самого широкого профиля: мастер озорных проделок и розыгрышей кот Бегемот, красноречивый Коровьев, владеющий всеми наречиями и жаргонами, Мрачный Азазелло, неизменно появляющийся там, где необходимо применить насилие.
Кто же становится жертвой свиты Воланда в Москве тридцатых годов?
Первыми жертвами этой дьявольской шайки становятся московские писатели. Один из них – Михаил Александрович Берлиоз. Это солидный редактор толстого литературного журнала, а также председатель правления московской писательской организации МАССОЛИТ.
Другой – молодой поэт Иван Николаевич Понырев, пишущий под псевдонимом Бездомный. Воланд вступает с писателями в спор о Боге и дьяволе, доказывая, что человек не может сам управлять порядком на земле. Воланд предсказывает Берлиозу, что тот погибнет: ему отрежет голову трамвай. Такое жестокое наказание Берлиоз получил как идейный руководитель писателей, не верящих ни в Бога, ни в дьявола. Ортодоксальность и догматичность не покидает редактора и тогда, когда он видит летящий прямо на себя трамвай, просто в его мозгу кто-то отчаянно кричит: «Неужели?»
Иван отделался легко: он попал в клинику Стравинского, где содержат душевнобольных, с диагнозом «шизофрения», как и предсказал Воланд. При всей своей агрессивности и невежестве Бездомный способен измениться.
Следующей жертвой Воланда и его компании становится директор Варьете Стёпа Лиходеев. Он наказан не только потому, что Воланд захотел увидеть москвичей в массе и поэтому выбрал театр, которым заведовал Стёпа. А потому, что у Лиходеева грехов целый воз: пьянство, преболюбодеяние, безответственное отношение к делу, использование служебного положения в личных целях. «Вообще они в последнее время жутко свинячат. Пьянствуют, вступают в связи с женщинами, используя своё положение, ни черта не делают, да и делать ничего не могут, потому что ничего не смыслят в том, что им поручено. Начальству втирают очки!» - докладывает Воланду Коровьев. А кот Бегемот добавляет: «Машину зря гоняет казённую!» Стёпа ещё легко отделался: ассистенты Воланда вышвырнули его из Москвы в Ялту.
Из эпилога мы узнаём, что наказание подействовало на бывшего директора Варьете: он изменился в лучшую сторону. После своего вызволения из Ялты он восемь дней провёл в клинике Стравинского. Лиходеев становится заведующим гастрономом. Он перестаёт пить портвейн и пьёт только водку, настоянную на смородиновых почках, отчего очень поздоровел, стал молчалив, сторонится женщин. Улучшилось не только физическое, но и нравственное здоровье Лиходеева.
Никанор Иванович Босой, председатель жилищного товарищества дома № 302 – бис по Садовой улиц, где проживал покойный Берлиоз, наказан за взяточничество. Правда, брал он не долларами, а советскими рублями, но всё же брал. Никанор Иванович оказался сначала в тюрьме, а затем в сумасшедшем доме.
Крайне суровые наказания выпадают тем, кто обладает одним как будто безобидным недостатком. Определение его таково: человек без сюрприза внутри. Например, финдиректор Варьете Римский пытается изобретать «обыкновенные объяснения явлений необыкновенных». Ассистенты Воланда устраивают ему такую сцену ужасов, что он в считанные минуты превращается в седого старика с трясущейся головой.
Буфетчик Варьете Соков, который произносит знаменитые слова об осетрине второй свежести, ворует и мошенничает. Но его тяжкий грех состоит не только в скопидомстве, сколько в том, что он обворовывает самого себя. «…что-то, воля ваша, недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжко больны, или втайне ненавидят окружающих», - замечает Воланд.
Суровые наказания выпадают тем, кто облечён хоть какой-то властью и, пользуясь ею, творит безобразия, прекрасно осознавая это. Администратор Варьете Варенуха превращён в вампира, хотя впоследствии он прощён. Барон Майгель, наушник и шпион, убит по личному приказанию Воланда и в его присутствии.
Скандалом оканчивается для высокопоставленного чиновника Аркадия Аполлоновича Семплеярова требование, чтобы на сцене произошло разоблачение фокусов чёрной магии. И «разоблачение» происходит: любовные похождения председателя акустической комиссии становятся известны всей Москве.
Обыкновенные москвичи и москвички наказаны за любовь к деньгам и дорогим нарядам. На сеансе чёрной магии происходит бесплатная раздача парижских вечерних туалетов, откуда-то с потолка на зрителей падают червонцы. Платья и туфли исчезают с тел московских модниц прямо на улицах, а червонцы превращаются в какую-нибудь ерунду – в этикетку от бутылки, в воробья или котёнка. Но всё это можно рассматривать не как наказание, а как суровый урок и напоминание: ничто никогда и никому не даётся даром.
Итак, жертвами Воланда и его свиты становятся москвичи, наделённые властью и использующие её в своих целях, а также те, кто не верит в необыкновенные явления, в чудеса. «Князь тьмы» не сеет зло, а только обнажает его при свете дня, тайное делая явным. Совершая справедливое возмездие за грехи, он делает людей лучше.
так кто ж ты,наконец?
-Я-часть той силы,что
вечно хочет зла и
вечно совершает благо.
Фауст Гёте
События в " Мастере и Маргарите " начинаются " однажды весной в час небывалого жаркого заката,в Мокве,на Патриарших прудах " .В столице появляются сатана и его свита.Главным представителем нечистой силы является Воланд.
Он грозой проносится над Москвой,наказывая непорядочность,эгоизм и алачность.Воланд появился в столице,чтобы " исправить " героев романа,верша " справедливость " .Он карает взяточников и пьяниц,воздаёт должное Мастеру и Маргарите,которые сохранили верность друг другу и любовь.Суд над ними вершится не по законам добра,а по законам нечистой силы.Воланд судит жителей города по совершенным ими поступкам.И Берлиоз,и Варенуха-доносчик,и пьяница Стёпа Лиходеев-все получают по заслугам.Внезапная встреча с нечистой силой заставляет всех этих и прочих корыстных людей снять маски.Кажется,что все они наказаны по заслугам.А за что же наказаны Мастер и Маргарита? Ведь Воланд знал,что эти два человека добрые,бескорыстные и любящие друг друга.Кажется,что Воланд со своею свитою делают добро,помогают найти Маргарите её Мастера,но их поступки порождали зло.
Мастер отчаянно боролся со злом,но из-за любви к Маргарите он не смог одержать победу над нечистой силой.Воланд ищет в Москве такого человека,который прибегнет к его услугам,но не из-за жадности и ненасытности,а из-за чего-то возвышенного,такого как любовь.Таким человеком,попавшемся в руки сатаны,стала Маргарита.И Воланд овладел её душою,а потом и душою Мастера.Как можно говорить о добре,когда Воланд намеренно решает " помочь " Маргарите,преследуя в этой сделке свою цель.Нечистая сила несёт лишь зло.А пример с Мастером и Маргаритой-это лишь завуалированное зло под маской доброго поступка.Эта помощь шла не от чистого сердца,а от сатанинского изощрённого ума.Почему Воланд берёт на себя обязанность решать чужие судьбы,наказывать и обвинять людей. Ведь на Земле от нескольких поступков сатаны ничего не изменится.
Я думаю, что М.Булгаков хотел показать нам, что грань между добром и злом,действительно,мала: ведь не сразу осознаешь смысл поступков Воланда и его свиты.
Задачи и тесты по теме "Кто из героев романа М. А. Булгакова Мастер и Маргарита становится жертвой свиты Воланда и почему?"
- Расположение в алфавитном порядке нескольких слов, начинающихся на одну и ту же букву - Звуки и буквы. Правила правописания 2 класс
ТЕМА: « КАЖДОМУ ПО ЕГО ВЕРЕ»
ЦЕЛЬ: выявление роли образа Воланда в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
ЗАДАЧИ: 1) показать пагубное воздействие различных человеческих пороков;
- развивать умения характеризовать героя-персонажа, определяя его идейно-
Художественную роль в системе образов; анализировать, обобщать, делать
Выводы;
- прививать интерес к художественной литературе.
ХОД УРОКА
- БЕСЕДА ПО ДОМАШНЕМУ ЗАДАНИЮ
Работа с досье Воланда (это задание давалось в качестве домашнего задания).
- Имя (прозвище):
Профессор чёрной магии Воланд, он же Консультант, он же Сатана, он же Дьявол, он же Чёрт, он же Князь Тьмы.
2. Дата и место рождения - не установлены.
3. Внешний вид, приметы:
Рост высокий, рот кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз чёрный, левый-зелёный. Брови чёрные, одна выше другой. Голос низкий, тяжёлый, порой переходящий в хрип. Смех раскатистый, громоподобный. Одевается преимущественно во всё чёрное. При себе носит трость с чёрным набалдашником в виде головы пуделя. Не женат.
4. Характер:
Жёсткий, но справедливый. Вспыльчив. Нетерпим к фальши. Обладает способностью предугадывать события. Остроумен. Правдив до бесцеремонности. С будущими жертвами вежлив, услужлив. Держится с достоинством и хладнокровием. Неуловим.
(можно вспомнить о самом Булгакове, бывшем под надзором НКВД, на которого также собирались всевозможные сведения, подшивавшиеся в папку « Дело Булгакова М.А.»)
2. ПЕРЕХОД К НОВОЙ ТЕМЕ. ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ.
Сатана- образ дьявола у Булгакова нетрадиционен. В Новом Завете дьявол-клеветник, провокатор, распорядитель душами грешников, обличитель человеческих пороков .
Какую роль оставил ему Булгаков?
Именно с этой целью он появился в Москве.
Запись ЭПИГРАФА: « Всё будет правильно. На этом построен мир» (Булгаков « Мастер и Маргарита». Можно взять эпиграф к роману.)
3. НОВАЯ ТЕМА.
Работа в группах. Заполнение таблицы.
Кого наказывает Воланд? | За что? | Как? |
Берлиоза | За безверие и догматизм | Трамваем ему отрезает голову- он уходит в небытие. |
Ивана Бездомного | За сочинение бездарных стихов | Отправлен в психиатрическую больницу |
Директора варьете Стёпу Лиходеева | За пьянство, безделие и разврат | Ассистенты Воланда вышвыривают его из Москвы в Ялту |
Администратора Варенуху | За ложь и хамство | Превращают на некоторое время в вампира |
Никанора Ивановича Босого | За взяточничество | Арестовывают за хранение валюты, затем отправляют в психиатрическую больницу |
Барона Майгеля | За доносы и шпионаж | Азазелло его убивает |
Буфетчика варьете | За жульничество, воровство и скопидомство | Ему обещана в близком будущем смерть от рака печени |
Доктора Кузьмина | Забыл клятву Гиппократа | Доводит до сумасшествия |
Поплавского, дядю Берлиоза | Он хапуга | Вышвыривают из квартиры |
Финдиректора варьете Римского | За бюрократизм | Устраивают сцену ужасов, что он превращается в седого старика с трясущейся головой |
Театрального начальника Семплеярова | За многожёнство | Из высокого кресла он вылетает на должность заведующего грибозаготовительным пунктом |
ВЫВОД: никто не наказан случайно, каждый получил по заслугам. Воланд высмеивает, порой и уничтожает при помощи свиты всё, что отступило от добра, изолгалось, развратилось, нравственно оскудело. Роль Воланда -роль «очистителя».(ЭПИГРАФ)
Почему самое жестокое наказание получил Берлиоз?
В чём его вина, не заслуживающая прощения?
Булгаков верил в то, что на земле существует какое-то новое измерение, дающее смысл и цель земной жизни, высшая реальность. Берлиоз же уверен, что всё совершается на земле, отрицает существование не только Иисуса Христа, но и вообще всё, кроме реальности, доступной органам чувств. Именно поэтому он получает ничто-полное небытие.
Таким образом, даже тяжкий грех Пилата (предательство из-за трусости) более простителен для человека, чем его Безверие, нежелание понять истину человеческой жизни, законы мироздания.
4. ВЫВОД.
Булгаковский Воланд не просто дьявол, он элемент морали мира.Ход истории не меняет человеческую природу: Иуды, Алоизии существуют во все времена (гл.12 «Чёрная магия и её разоблачение»). Сам человек измениться не может, поэтому должно вмешаться зло, чтобы это произошло.
« Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо…» Олицетворяя вечно существующее зло, всемогущий Князь Тьмы направляет его против зла, существующего в обществе и людях, тем самым совершая добро. То есть зло для Воланда не цель, а средство:
Расправиться с людскими пороками;
Нарушить рутину жизни, застоя и предрассудков;
Унизить прохвостов, грязных людишек, хапуг и плутов.
5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
- Гадание на куриных костях
- Планирование движения средств
- Планирование движения средств
- Какие формы нужно разработать для ведения раздельного учета, подскажите?
- Учет деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход
- Настройка «Учет кредитов и займов» в программах «1С» Начисление процентов по кредиту в 1с
- Город Улан-Удэ: население
- Масленица в году где будет праздноваться
- Как в башкирии зарождается протест и кто за этим стоитаналитика Заявление РОО «Конгресс Башкирского народа»
- Карельская кухня – калитки, уха на молоке и дары леса Карельская уха
- Татарский речевой этикет Полезные фразы на ты на татарском
- Гранатовый соус: как приготовить и с чем сочетать?
- Как приготовить самые вкусные блюда из шампиньонов Что можно сделать из королевского шампиньона диетическое
- Что означает считать деньги во сне К чему снится считать
- Жареный болгарский перец Фаршированный перец с кусочками мяса по молдавски
- Перец жареный по молдавски Острый перец по молдавски
- Пошаговый рецепт фаршированные шампиньоны в духовке с фаршем
- Российского видеоблогера Jove обвинили в развращении несовершеннолетних Джов новое июль
- Разучивание элементов движения танца «Полька» с детьми старшего дошкольного возраста Рисунок танца полька
- Паспорт логопедического кабинета на учебный год