Купить билеты на Пролетая над гнездом кукушки (Затмение). Спектакль Пролетая над гнездом кукушки (Затмение) Пролетая над гнездом кукушки спектакль


Сыграть Макмерфи спустя тридцать лет после того, как это сделал Джек Николсон, возьмется только тот, кто никаких сравнений не выдерживает: безымянный выскочка из окраинного театра. Либо тот, кто в сравнениях не нуждается. В «Ленкоме» Макмерфи играет Александр Абдулов. Ему не требуется самоутверждаться, топчась на чужом поле. Оставалось предположить, что в роли ветерана Вьетнама, свободолюбивого дебошира, упрятанного на три месяца в тюрьму, закосившего в дурке и павшего от рук стервы в белом халате, - в этой роли есть то, что Абдулову хотелось бы сыграть, но до сих пор не пришлось. Одиночку, противопоставившего себя морю бед. Шекспировскую тему о том, «какой светильник разума угас».

«Полет над гнездом кукушки», как ни крути, не «Гамлет», и в ленкомовской афише спектакль назвали «Затмением». Еще презентабельнее афиша выглядела бы, случись то, что поначалу затевалось: пригласить на постановку самого Формана (хотя зачем бы ему это могло понадобиться?). В результате спектакль ставил приглашенный из Питера болгарин Александр Морфов - молодой и крепкий профессионал, работающий в несколько анемичной манере, которую так любит пожилое театральное руководство. Странно, но пытаясь избежать сравнений с фильмом (так говорилось до премьеры), Морфов смонтировал спектакль именно как кино - он сам инсценировал роман, нарезав его мелкими порциями, и потом склеил через затемнение. Другое его слабое место - репризы. Актер Марка Захарова привык (и лучше других умеет) выстраивать завязку-кульминацию-развязку на кратчайшей дистанции. В «Ленкоме» актера встречают на старте аплодисментами, а на финише провожают овацией. Морфов, по всему видать, понимает природу здешнего актера, но репризы бегут у него не раскатистыми волнами, как в спектаклях Марка Захарова, а так, мелкой рябью. Однако скучать не приходится. Анна Якунина в роли медсестры походит на телеведущую из «Слабого звена». Сергей Фролов в роли младшего пациента Билли замечательно сыграл расставание с девственностью, а еще лучше - с привычкой стучать на своих. Даже то, что немой Вождь (Сергей Степанченко) вдруг заговорил в финале с интонациями сибирского зверотехника, не слишком портит спектакль. Другое дело, что напрочь выветрился пафос, которым эта вещь наделялась у нас прежде. Ведь масскультной иконой роман Кена Кизи сделали не талант Милоша Формана или Николсона, а время, нонконформистские шестидесятые-семидесятые с их героем-одиночкой, испытывающим устойчивость американского миропорядка выходкой, а свой рассудок - наркотиками и лоботомией. В брежневском СССР пятикратно оскароносную «Кукушку» смотрели и читали как диссидентскую литературу. Сегодня же об устойчивости остается только мечтать правительству, о порядке - органам, а о послушном и единодушном большинстве, с которым Макмерфи вступал в диалог (назовем это так), - партийным боссам. Послушное - еще куда ни шло, единодушное - это уж дудки. Так что Абдулову, наделившему Макмерфи своей харизмой, остается наблюдать, какое она производит впечатление: ему некому особо противопоставляться и не к кому обращаться. Поистине единодушную реакцию в зале вызывает разве что тот факт, что этому парню даже в дурдоме удалось сколотить круглую сумму. Что же касается «светильника разума», то это то, что Абдулов играет по-настоящему сильно и вполне себе в шекспировской традиции: разум его не гаснет к финалу, а, напротив, кажется, он только тогда и просыпается, когда у него в собеседниках оказывается безумие.

Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)


Смотрела в Ленкоме «Пролетая над гнездом кукушки» («Затмение»). Спектакль поставлен в 2005 году болгарским режиссером Александром Морфовым.

Не люблю «Ленком», но у знакомой пропадал билет… У входа один мужик тоже пытался спихнуть лишние билетики: начал с 1500, потом скидывал, дошел до 500 – никто не брал. А наши билеты были по 1700, но, мы, правда, не платили – это был подарок. Переоценивают они свой театр.

Как известно, «Пролетая над гнездом кукушки» не пьеса, а роман Кена Кизи. В «Ленкоме» идет своя инсценировка. Отличия от знаменитого фильма и от канонического текста романа (есть еще немало его вариантов, возможно, что-то взяли оттуда) имеются.
Само название «Затмение» говорит, видимо, о том, что у всякого могут быть темные моменты, когда он не в себе, когда темная полоса, но потом все вернется к норме. Это немного не то, что было в романе: там выбывание из игры (пролет над гнездом кукушки из индейской считалочки) было навсегда.

Отношения между Патриком Макмерфи и старшей сестрой Речид (здесь ее зовут так) приобрели сексуальный характер, что выглядит неприятно, учитывая возраст исполнительницы ее роли Елены Шаниной. Вряд ли это так задумывалось – актриса в другом составе (где Макмерфи - Соколов) значительно моложе.

Самоубийство Билли Биббита (Дмитрий Гизбрехт) имеет другую мотивировку. В книге он покончил с собой из-за страха, что о его «грехопадении» узнает мамочка – самый жуткий, хотя и закадровый персонаж романа. А здесь спусковым крючком стало то, что он узнал, что девушка Кэнди (Анна Большова), приглашенная Макмерфи, была проституткой. Она при нем начала требовать с Патрика деньги, вела себя грубо. Конечно, сказала ему об этом сестра Речид: «За деньги она согласится спать даже с таким, как ты», но все равно косвенно виновным оказался и Макмерфи.
Нет самоубийства Чесвика (Андрей Леонов).
Герои не устраивают безумную морскую прогулку.
Нет той сентиментальной сцены, когда больные отказываются узнавать в привезенном к ним «овоще» своего бравого Макмерфи. Они стоят над каталкой и вспоминают его шуточки, смешные случаи.
В конце Вождь не поднимает ту тяжелую штуку, которую пытался поднять Макмерфи («Ну, я хотя бы попробовал»). Он просто вышибает дверь.

Кое-что зрителям осталось непонятно. Например, почему иногда из трубы выпускали дым. А это из бреда Вождя. Он считал, что старшая сестра, руководящая и пациентами, и безвольным доктором Спайви, регулирует бег времени, заставляя часы то стремительно лететь, то тянуться бесконечно. По её распоряжению включают «туманную машину», а таблетки, что дают больным, содержат в себе электронные схемы и помогают контролировать извне сознание. Но в пьесе Вождь ничего этого не говорит.

В остальном спектакль традиционен во всем, включая декорации, воспроизводящие больничные покои. Неужели «Пролетая над гнездом кукушки» нельзя поставить как-то по-другому? В ленкомовском спектакле есть только одна нестандартная сцена в начале 2-го акта. Там ходят на ходулях, летают шарики, которые ловят в сачок, танцуют. Может, стоило дать больше фантасмагории?

Как я уже писала, роль воплощения зла – старшей медсестры Речид играла Шанина, а роль Макмерфи – Лазарев. О роли Шаниной можно спорить. На мой взгляд, она для нее старовата и все равно слишком женственна. Она принципиально не стерва. Копирует настоящих старших сестер и директрис, но жути маловато. А Лазарев слишком хороший мальчик, слишком правильный для Макмерфи. Да, он энергичный, но какой-то деревянный. А тот ведь и плут, и похотливый не в меру и заводится с пол-оборота. Отморозок, в общем-то, хотя и добрый к некоторым людям.
Вообще-то спектакль ставился на Абдулова. У того, наверное лучше получалось, хотя и он был не Николсон.

В этом и был посыл всего романа Кена Кизи. Отморозки и сумасшедшие тоже имеют право быть свободными. Наведение порядка в любых масштабах, даже с самыми лучшими намерениями – уже тоталитаризм. Ведь разве сестра Речид не права в том, что составила четкий распорядок жизни вверенного ей отделения? Что же, разрешить психически больным самим решать, что делать? Они наделают. Сестра им добра желает.
А что получилось на деле? Масса запретов, унижающих и закрепощающих людей, превращающих их и без того тяжелую жизнь почти в пытку. Почему не смотреть телевизор днем, а не вечером, почему даже в выходной не полежать в кровати подольше, почему ограничивают в курении? На все один ответ: «У нас такой порядок». И получается опять не Суббота для человека, а человек для Субботы.
Но тоталитаризм прикрыт демократическими принципами. Формально существует как бы самоуправление пациентов. Они могут устраивать собрания, избирать, принимать решения. Только их всегда обманывают, а решения они принимают в итоге такие, которые угодны администрации. Кизи хотелось сказать свою правду о американском обществе, что он и сделал с помощью этого романа.

Кстати, раньше в сцене курения курили настоящую сигарету, потом электронную, а теперь просто держат ее во рту. Тоталитаризм и здесь достал.

Для Кизи было важно сказать, что свобода может приводить к трагедии, но человек все равно должен быть свободен в своем выборе. Макмерфи был возмущен тем, что его новые приятели лежат в больнице по собственному желанию, потому что боятся воли. Один из героев, Хардинг (Александр Сирин), все же ушел из больницы и взял на себя ответственность за свои поступки.

Помимо бунтаря Макмерфи, носителем свободы мог бы быть также Вождь – ведь он индеец, т.е. представитель дикого народа, живущего по законам природы. Увы, индейцев испортила цивилизация. Его племя полностью исчезло, предварительно спившись. Он рассказывал, что его отец был большим, но мать «сделала его маленьким», т.е. унижала, из-за чего он начал пить и стал еще меньше. Поэтому Вождь и оказался в психушке – он потерялся в этой жизни.
В книге всю историю рассказывает Вождь. А в пьесе, да и в фильме его роль сильно урезана. В ленкомовском спектакле он больше похож на хиппи. Актер Сергей Пиотровский отличается только высоким ростом, но такой хилый, что хорошо, что ему не пришлось поднимать пульт управления - было бы смешно.

Кроме того, думается, у Кизи не случайно власть олицетворяется женщинами – старшей медсестрой, матерью Билли, матерью Вождя. Этот мотив пока не нашел должного отражения ни в одной постановке.

Так что резервы для постановок романа еще есть.

Из игры актеров я бы отметила Сирина. Читала другие отзывы – все его хвалят. А так, ничего особенного: слишком предсказуемо и слишком много комикуют. Хотя, многим нравится.

Кино я смотрела очень давно, Николсона органически не переношу, книгу не читала. Поэтому шла изначально без предубеждения. Сравнивать было не с чем.
Спектакль мне понравился, но оставил ощущение какой-то недоработанности. Актеры играли, без преувеличения скажу, великолепно, но как-то вразброс. Ясно было, что хромает что-то одно из двух: либо постановка, либо изначально слабоват источник. Казалось, что актерам не хватает прочной основы, четкого рисунка самого действия. Как учителя по литературе, знаете, пишут в сочинениях - "Тема не раскрыта". Вот было такое ощущение.
Хочу сказать спасибо отзыву от Villina, ее сообщение помогло мне заполнить "пустоты". И теперь я понимаю, что это все-таки постановка не дотягивает, а не источник. Жаль, мог бы, наверное, получиться шедевр.

Да, курят прямо на сцене, да, было матное слово, да, были "сальные" шуточки и женская грудь. Мне кажется, что о таких вещах уже пора бы предупреждать в афишах, как, например, в афишах кино: детям до... не рекомендуется. И люди, которые приходят в ужас от обнаженки и бранных слов, просто будут знать, что на данный спектакль им лучше не ходить.
Я наслаждалась игрой актеров, она вне всяких похвал! Особенно хочу отметить Леонова - не потому, что он играл лучше всех, а просто от него я не ожидала, он меня удивил, играл так искренне и трогательно.
Рада, что "попала" именно на Лазарева. Считаю, что он очень органично смотрится в этой роли, плюс замечательно играет. Просто молодец!
Психи очень натуральные!!! Очень! И, главное, не было наигранности никакой, абсолютно естественно, без перебора.

Единственно, в конце меня прямо-таки ужаснул заключительный монолог индейца, которого играл Пиотровский. Я вообще не поняла, что это было. Пока он только ходил и молчал, все было нормально, но стоило ему заговорить, я было подумала, что, скорее всего, этого актера буквально вчера взяли из сельского драмкружка. Что-то он там оттарабанил куда-то в потолок... Может, оно так задумано, конечно... Но это было ужасно, я даже от недоумения всю трагичность момента потеряла.

Несмотря на вышесказанное, хочу сказать, что лично я от спектакля получила большое удовольствие! И посмеялась от души, и погрустила, а игра меня просто восхитила. Если бы мне предложили сходить еще, я бы пошла. И другим советую.

Да, еще насчет зала! Я сама живу в Питере и все спектакли Ленкома смотрела в наших ДК. А мне так хотелось попасть в сам театр!!! Здание театра - это ведь всегда нечто особенное. Там, так сказать, дух витает. Я так жалела, что не могу попасть в сам театр! Ага!))) До сегодняшнего дня. Пока не прочитала отзывы. Я, конечно, поражена!!
Теперь я понимаю, что я тут просто счастливица: ноги мне не жмет, видно прекрасно, и с билетами проблем вообще никаких. Только дороже получается, я на 9-ом ряду за 2200 р. сидела, не посередине. А по данным с сайта, в самом театре максимум 1500. Но, как я поняла из других сообщений, за такую цену надо еще у кассы театра на сутки палатку разбить, чтобы, выстрадав заветный билет, задохнуться в зале, так ничего толком и не увидев? Нда, я разочарована...

Затмение - измененное название истории Кена Киза «Пролетая над гнездом кукушки». В театре Ленком под руководством Александра Морфова эта постановка играет новыми красками. Спектакль отличается обилием кинематографических эффектов, а потому и создается впечатление, что первые сцены как будто транслируются из психиатрической больницы, чем-то напоминая реалити-шоу.

Психиатрическая больница… разговоры между врачами и пациентами… Размеренная жизнь, идущая строго по плану… Так начинается спектакль «Затмение». Но жизнь по особым правилам разрушается при поступлении нового пациента - Макмерфи, который был переведен в психиатрическую больницу из тюрьмы. Он не хочет следовать правилам больницы, он пытается взбудоражить больных, заставить их жить, ведь только так можно выздороветь и выбраться из больницы на свободу. Начало спектакля заставляет смеяться - много комедийных образов, смешных реплик. Но вторая часть постановки более лирична, что в общей совокупности вызывает смешанные чувства у каждого зрителя.

Как разворачивается история, может узнать каждый зритель, нужно только купить билеты на спектакль «Затмение» (Пролетая над гнездом кукушки) в театр Ленком.

Спектакль Пролетая над гнездом кукушки , основой для которого стало произведение Кена Кизи "Над кукушкиным гнездом", остается популярным среди столичных театралов с самой первой постановки в 2005 году. Одна из причин этому - острая актуальность сюжета, не оставляющая равнодушным никого из зрителей.
Есть ли смысл в борьбе одиночки с системой? Когда вселенский хаос лучше стройной организации? Ответы на эти вопросы дает спектакль "Затмение" болгарского режиссера Александра Морфова, продажа билетов на который проводится заранее.
Спектакль Пролетая над гнездом кукушки насыщен кинематографическими эффектами, действие идет динамично и с самого начала больше всего похоже на трансляцию из психиатрической лечебницы. Здесь у каждого свое занятие: пациенты едут на каталках, персонал пытается создать видимость порядка. Но неожиданно в этом белом и холодном кафельно-неоновом царстве на сцену выходит прирожденный бунтарь Макмэрфи, пытающийся пробудить ото сна обыденности обитателей больницы и разрушить привычный ход вещей.
Если первое действие способно скорее рассмешить зрителя, то второе заставляет задуматься. Душевнобольных играть непросто, и все же актеры "Ленкома" справились с этой задачей на славу, сумев создать естественные образы без переигрывания. Главного героя Макмэрфи исполняют Андрей Соколов и Александр Лазарев.

Билеты на спектакль Пролетая над гнездом кукушки

Выбор редакции
Между подлежащим (группой подлежащего) и сказуемым (группой сказуемого) из всех знаков препинания употребляется только тире. ставится на...

В русском языке существуют особенные части речи, примыкающие к существительному или глаголу. Некоторые языковеды считают их особыми...

Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны?Ъ и ЬТвердый и...

Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны? Ъ и Ь Твердый и...
Наршараб – это кисло-сладкий гранатовый соус – один из знаменитых ингредиентов кавказской кулинарии. Он легко станет любимым продуктом и...
Пикантную закуску можно приготовить для праздника или встречи гостей. Приготовление: Отрежьте ножки от шляпок, посолите их и обжарьте на...
Иметь много денег – приятно. Но к чему снятся деньги? К чему снится мелочь? Стоит разобраться. К чему снится мелочь – основное...
Этот способ приготовления болгарского перца давным-давно привезла моя мама из Молдавии - так тогда называлась Молдова, входящая в состав...
Ароматные сладкие перцы, запечённые в духовке, а потом протушенные с соусом. Вкуснейший овощной гимн лету!Европейская Ингредиенты 1 кг...