Куприн гранатовый браслет тема и проблема. Нравственные и социальные проблемы в рассказах Куприна (на примере рассказа «Гранатовый браслет»). Ревность: плюсы и минусы


Работа учителя

1

Учебный предмет

литература

2

Класс

9

3

Учебник

«Литература» в 2 частях, под редакцией В. П. Журавлёва, М.: Просвещение 2013 год

4

Вид урока

Комбинированный урок

5

Тема урока

Повесть «Гранатовый браслет». Мир человеческих чувств в повести А. И. Куприна.

6

Используемые технологии

* технологии сотрудничества, основанные на взаимодействии: учитель – ученик. (В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко); * технологии Ильина с упором на личностный интерес ученика (внутренний посыл, а не приказ учителя); * ИКТ

7

Планируемые предметные результаты

* научиться определять проблематику произведения; * проектировать высказывание по заданному вопросу с использованием исходного текста в качестве аргументации; * практиковать обучающихся в определении художественных средств выразительности речи.

8

Планируемые мета предметные УУД

Коммуникативные: *использовать в речи точные ответы с целью отображения реальных знаний и умений по данной теме. Регулятивные: *проблемно-тематический анализ произведения; художественные средства выразительности языка; *выстраивать работу по карте-алгоритму «Проблематика текста. Авторская позиция». Познавательные: *открыть мастерство А. И. Куприна в изображении человеческих чувств через деталь; *определить понятие "любви» по А. И. Куприну; *определить проблематику повести и авторскую позицию.

9

Планируемые личностные результаты

* устойчивая мотивация к умению формулировать мысль на основе алгоритм; * навык работы в коллективе, группе; *воспитание чувства великой и вечной духовной ценности любви и уважения к чувствам других людей; *умение интерпретировать текст и формировать собственное мнение по главной проблеме.

10

Деятельность учителя

И

ученика.

    Организационный момент. *Приветствие. *Мониторинг отсутствующих. * Объявление темы урока. * 1 слайд Тема урока, постановка цели и задач урока. 2. Актуализация знаний повторение по карте-алгоритму « Проблематика текста. Авторская позиция » *Что такое проблема?

* Какие есть виды проблем?

Информация об А. И. Куприне. (Рослова В., Джунаева О.)

Какова история написания произведения? (Брюханов В)

Как рисует А. И. Куприн В. Н. Шеин? (Моторина И.)

Как рисует А. И. Куприн Г. Желткова? (Зиядинов Э.)

3. Проверка домашнего задания. 1)Какая тема повести является главной? (тема любви). 2) Какими эпитетами наделяет это чувство А. И. Куприн? (Моторина И., Михальчишена А.) 3)Какие проблемы автор поднимает в повести «Гранатовый браслет»? (Михальчишена А., Терехов В., Брюханов В.)

4. 2 слайд. Работа с таблицей. «Тематика. Проблематика. Авторская позиция».

    слайд. Эпиграф к повести. Соната Л. В. Бетховена. Перед тем, как прослушаете музыку великого немецкого композитора Л. В. Бетховена, подумайте: почему А. Куприн взял эту музыку в качестве эпиграфа к повести?

(*Во - первых, эти два слова ассоциируются между собой; * во-вторых, музыка и любовь вечны; *в-третьих, чувство любви Желткова настолько было возвышенным и чистым, что только высокой музыке было под стать.) 5. Рефлексия . В своём письме к Ф. Д. Батюшкову А.Куприн писал: «Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. - А в чём тогда? Как вы думаете? – В любви. Но в любви!». Именно эта фраза прозвучала в конце письма. Мир человеческих чувств писатель сумел преобразить, воскресить, облагородить и это ему удалось сделать благодаря сильному чувству главного героя. Создавая образ «маленького человека», писатель вывел личность, способную переродить других.

6. Итог урока. *Выставление оценок. Аргументация оценок.

7. Домашнее задание. Подготовиться к сочинению.

Проблемно-тематический анализ повести.

Тема

проблема

маленький человек и его окружение

социально-нравственная проблема «маленького человека» в обществе именитых и власть имущих людей.

Даже «маленький человек» своей жизнью и поступками способен изменить мнение окружающих и заставить уважать себя.

Безответная любовь

*нравственная проблема безответной любви

Смерть от безответной любви может пробудить к жизни человека. + аргумент из текста

жизнь

*философская проблема смысла жизни *философская проблема любви.

Любовь может быть смыслом жизни. + аргумент из текста

Дополнительный материал / цитаты.

Проблема смысла жизни. Мёртвый Желтков приобретает «глубокую важность, как будто он перед расставанием с жизнью узнал какую-то глубокую, сладкую тайну, разрешившую всю человеческую его жизнь»

Проблема безответной любви. Умирает Желтков, но пробуждается к жизни княгиня Вера. Вере открылась та самая «большая любовь, которая повторяется раз в тысячу лет».

Проблема «маленького человека» и его окружения. В начале произведения, читая письмо Желткова, муж Веры Николаевн, князь Василий Львович, чувства влюблённого пародирует, вспоминая при этом некую историю любви, но князь Шеин меняет своё мнение о бедном влюблённом Желткове: «Я чувствую, что этот человек не способен обманывать и лгать заведомо…»(10 глава), «…я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души, и я не могу здесь поясничать» (11 глава). И особую весомость имеет обращение князя к жене: «Я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим»

Любовь - необыкновенное чувство, которое, к сожалению, познать дано не каждому человеку. Тема сегодняшней статьи - повесть Куприна " Гранатовый браслет" . Смысл названия произведения более глубокий, чем может показаться на первый взгляд . Какова проблематика повести? Что символизирует украшение, подаренное главной героине?

"Гранатовый браслет": содержание

Утонченную графиню однажды полюбил неприметный телеграфист. Он не искал с ней встреч, не был навязчив, лишь только письма, которые светская красавица получала изредка, говорили о его чувствах. В день своих именин княгиня получила в подарок от мужа жемчужные серьги. Это был утонченный , изысканный подарок. А вечером посыльный вручил горничной небольшую квадратную коробку со словами " Передайте лично в руки барыне" . В ней был запечатан гранатовый браслет.

Смысл названия повести Куприна объяснить довольно просто. Безответно влюбленный телеграфист однажды всё-таки осознал, что его томления ни к чему хорошему не приведут. Написал княгине еще несколько писем, и к одному из них приложил украшение из низкопробного золота и плохо шлифованных камней. Этот подарок вызвал негодование у родственников главной героини.

Муж и брат княгини отправились к телеграфисту, дабы прекратить череду любовных писем, угрожающих репутации дворянского семейства. Им это удалось. Телеграфист покончил с собой. И только после его смерти княгиня осознала, что в ее жизни случилась любовь, о которой грезят миллионы женщин, но на которую уже неспособны мужчины.

В чём же смысл названия " Гранатового браслета" ? Телеграфист мог бы подарить княгине серьги из бирюзы или Однако Куприн предпочел , чтоб его героиня получила от своего воздыхателя украшение, изготовленное из камней ярко-красного цвета - цвета любви. Смысл названия " Гранатового браслета" следует искать в символике драгоценных камней. Гранат всегда ассоциировался с любовью, верностью, страстью.

Итак, телеграфист погиб. Княгиня поняла, что никогда уже не встретит человека, который будет ее любить столь самоотверженно. Таково краткое содержание " Гранатового браслета" . Сюжет произведения, правда, не так прост. В нём есть еще немало персонажей. Кроме того, повесть Куприна наполнена символами.

Вера Шеина

Так зовут главную героиню повести Александра Ивановича Куприна " Гранатовый браслет" . Она красива, образована, в меру высокомерна. У Веры Шеиной нет детей, но есть умный, добрый, понимающий муж. Василий - предводитель дворянства. Отношения супругов давно стали скорее дружескими. Между ними нет страсти. И была ли она когда-нибудь?

Для того чтобы раскрыть тему любви в " Гранатовом браслете" , следует рассказать о том, как относилась героиня к своему поклоннику. Звали его Желтков. Он отправлял княгине письма не год, и не два. Ещё за семь лет до событий, описываемых в повести, он одолевал Веру Затем надолго замолчал. И только в день именин напомнил ей снова о себе. Вера распечатала небольшую посылку, обнаружила в ней браслет. Как и все женщины, сперва обратила внимание на украшение, и только потом на письмо. " Ах, опять это он" - подумала княгиня. Желтков вызывал у нее только раздражение.

В глубине души Вера Шеина мечтает о страстной любви. Но как и миллионам женщин на земле, это чувство ей не знакомо. Настоящая любовь прошла мимо нее в образе непримечательного телеграфиста. О том, насколько велико было чувство несчастного Желткова, княгиня поняла лишь после его смерти.

Генерал Аносов

Это второстепенный персонаж. Но без него тема любви в " Гранатовом браслете" не была бы полностью раскрыта. На момент публикации повести Куприн уже преодолел сорокалетний рубеж. Он был не стар, но, вероятно, грустные мысли об ушедшей молодости посещали его иногда. Для писателя главной темой творчества стала любовь. Он, как уже было сказано, полагал, что не каждый способен на это чувство. И совсем редко, по мнению прозаика, оно встречалось в кругу последних представителей русского дворянства.

Генерал Аносов в повести высказывает точку зрения автора. Он представитель старшего поколения. Именно генерал помогает княгине оценить чувства Желткова. Именно после разговора с ним Вера по-другому взглянула на любовь телеграфиста. У Аносова, в отличие от других гостей, присутствующих на именинах Шеиной, история о несчастном авторе любовных посланий вызвала не усмешку, а скорее восхищение.

Немалую роль в раскрытии любовной темы в " Гранатовом браслете" сыграли истории, рассказанные старым генералом. Он поведал молодой женщине о двух случаях, произошедших много лет назад в гарнизоне, где он служил. Это были истории любви, завершившиеся весьма трагично.

Анна

Автор дает довольно подробную характеристику героям, которые не имеют прямого отношения к основной сюжетной линии. Именно это даёт право назвать " Гранатовый браслет" повестью, а не рассказом. Анна - сестра Веры. Это молодая, привлекательная женщина, которая лишена настоящей любви так же, как и главная героиня. Но в отличие от Веры, она натура очень страстная. Анна беспрестанно кокетничает с молодыми офицерами, посещает званые вечера, тщательно следит за своим обликом. Она не любит своего мужа, а потому не может быть счастлива.

Образ гранатового браслета

Стоит ещё несколько слов сказать о главном " персонаже" повести Куприна. А именно о гранатовой браслете. Желтков - скромный служащий. У него нет денег на дорогой подарок для любимой женщины. Когда-то гранатовый браслет принадлежал его прабабке. Последней это украшение носила мать Желткова.

Камни со старого браслета перенесены на новый, изготовленный из золота, хотя и низкопробного. Вероятно, он долго копил на подарок княгине. Но дело, конечно, не в стоимости этого украшения. Желтков подарил княгине самое дорогое - браслет, принадлежавший матери.

Последнее письмо

Повесть Куприна о трагедии одинокого человека, безгранично любящего женщину, которая никогда не ответит ему взаимностью. После разговора с братом княгини телеграфист написал последние, предсмертное письмо. А затем покончил с собой. После его гибели Вера попросила пианистку Женни Рейтер сыграть симфонию Бетховена, которую так любил Желтков. Когда она слушала эту удивительную музыку, вдруг поняла: он простил ее .

Александр Иванович Куприн – русский писатель, которого, без сомнения, можно отнести к классикам. Его книги до сих пор узнаваемы и любимы читателем, причем не только по принуждению школьного учителя, но в сознательном возрасте. Отличительной чертой его творчества является документальность, его истории опирались на реально произошедшие события или же реальные события стали толчком для их создания – среди них повесть «Гранатовый браслет».

«Гранатовый браслет» — реальная история, услышанная Куприным от знакомых при просмотре семейных альбомов. Жена губернатора делала зарисовки к письмам, которые ей присылал некий телеграфный чиновник, безответно влюблённый в неё. Однажды она получила от него подарок: позолоченную цепочку с кулоном в форме пасхального яичка. Александр Иванович взял эту историю в качестве базы для своего произведения, превратив эти скудные, неинтересные данные в трогательную повесть. Цепочку с кулоном писатель заменил на браслет с пятью гранатами, которые, согласно сказанному царём Соломоном в одном рассказе, означают гнев, страсть и любовь.

Сюжет

«Гранатовый браслет» начинается приготовлениями к празднеству, когда Вера Николаевна Шеина внезапно получает от неизвестного подарок: браслет, в котором зелёными вкраплениями красовались пять гранатов. На бумажной записке, что прилагалась к подарку, указано, что драгоценный камень способен наделить владелицу предвидением. Княгиня делится с мужем новостями и показывает браслет от неизвестного человека. По ходу действия выясняется, что этим человеком является мелкий чиновник по фамилии Желтков. Впервые Веру Николаевну он увидел в цирке много лет назад, и с тех пор внезапно вспыхнувшие чувства не угасали: даже угрозы её брата не останавливают его. Тем не менее, Желткову не хочется мучить возлюбленную, и он решает окончить жизнь самоубийством, чтобы не навлечь на неё позор.

Заканчивается повесть осознанием силы искренних чувств незнакомца, которое приходит к Вере Николаевне.

Тема любви

Главная тема произведения «Гранатовый браслет» — это, несомненно, тема безответной любви. Более того, Желтков является ярким примером бескорыстных, искренних, жертвенных чувств, которые он не предаёт, даже когда его верность стоила жизни. Княгиня Шеина тоже сполна ощущает силу этих эмоций: спустя годы осознаёт, что снова хочет быть любимой и любить – а украшение, подаренное Желтковым, знаменует скорое появление страсти. Действительно, в скором времени она заново влюбляется в жизнь и чувствует ее по-новому. вы можете прочитать на нашем сайте.

Тема любви в повести фронтальная и пронизывает весь текст: эта любовь высокая и чистая, проявление Бога. Вера Николаевна ощущает внутренние изменения даже после самоубийства Желткова – она познала искренность благородного чувства и готовности пожертвовать собой ради того, кто ничего не даст взамен. Любовь изменяет характер всей повести: чувства княгини умирают, увядают, засыпают, будучи когда-то страстными и горячими, и превратившиеся в прочную дружескую связь с мужем. Но Вера Николаевна в душе всё равно продолжает стремиться к любви, пускай это и притупилось со временем: ей требовалось время, чтобы дать страсти и чувственности выйти наружу, но до этого её спокойствие могло показаться равнодушным и холодным – это и ставит для Желткова высокую стену.

Главные герои (характеристика)

  1. Желтков работал мелким чиновником в контрольной палате (автор поместил его туда, чтобы подчеркнуть то, что главный герой был маленьким человеком). Куприн даже не указывает его имени в произведении: только письма подписаны инициалами. Желтков именно такой, каким читатель и воображает человека низкой должности: худощавый, бледнокожий, нервными пальцами поправляющий пиджак. У него нежные черты лица, глаза голубого цвета. Согласно повествованию, Желткову где-то тридцать лет, он небогат, скромен, порядочен и благороден – это отмечает даже муж Веры Николаевны. Пожилая хозяйка его комнаты говорит, что за все восемь лет, что он жил у неё, он стал для неё словно родным, а собеседником он был очень милым. «…Восемь лет тому назад я увидел вас в цирке в ложе, и тогда же в первую секунду я сказал себе: я ее люблю потому, что на свете нет ничего похожего на нее, нет ничего лучше…», — так начинается современная сказка о чувствах Желткова к Вере Николаевне, хотя он никогда не лелеял надежд, что они будут взаимны: «…семь лет безнадежной и вежливой любви…». Ему известен адрес возлюбленной, чем она занимается, где проводит время, что надевает – он признаётся, что ему ничего, кроме неё, не интересно и не радостно. вы тоже можете найти на нашем сайте.
  2. Вера Николаевна Шеина унаследовала внешность матери: высокая, статная аристократка с гордым лицом. Характер у неё строгий, несложный, спокойный, она вежлива и учтива, любезна со всеми. Замужем за князем Василием Шеиным она уже более шести лет, вместе они являются полноценными членами высшего общества, устраивают балы и приёмы, несмотря на финансовые затруднения.
  3. У Веры Николаевны есть родная сестра, младшая, Анна Николаевна Фриессе, унаследовавшая, в отличие от неё, черты отца и его монгольскую кровь: узкий разрез глаз, женственность черт, кокетливая мимика. Характер у неё легкомысленный, задорный, весёлый, но противоречивый. Её муж, Густав Иванович, богатый и неумный, но боготворит её и постоянно находится поблизости: его чувства, кажется, не изменились с первого дня, он ухаживал за ней и всё так же сильно обожал. Анна Николаевна не выносит мужа, однако у них есть сын и дочь, она верна ему, хоть и относится достаточно презрительно.
  4. Генерал Аносов — крестный отец Анны, его полное имя – Яков Михайлович Аносов. Он тучный и высокий, добродушный, терпеливый, плохо слышит, у него большое, красное лицо с ясными глазами, он очень уважаем за годы своей службы, справедлив и отважен, совестью чист, носит постоянно сюртук и фуражку, пользуется слуховым рожком и палкой.
  5. Князь Василий Львович Шеин – муж Веры Николаевны. Про внешность его сказано немного, только то, что у него светлые волосы, а голова — большая. Он очень мягок, жалостлив, чуток – с пониманием относится к чувствам Желткова, непоколебимо спокоен. У него есть сестра, вдова, которую он приглашает на торжество.
  6. Особенности творчества Куприна

    Куприну была близка тема осознания персонажем жизненной истины. Он по-особенному видел окружающий его мир и стремился узнавать что-то новое, его произведениям свойственны драматичность, некая тревожность, взволнованность. «Познавательный пафос» — это называют визитной карточкой его творчества.

    Во многом на творчество Куприна повлиял Достоевский, в особенности на ранних этапах, когда он пишет о роковых и значимых моментах, роли случайности, психологии страсти персонажей – зачастую писатель даёт понять, что не все поддается пониманию.

    Можно сказать, что одна из особенностей творчества Куприна – диалог с читателями, в котором прослеживается сюжет и изображается действительность – это особенно заметно по его очеркам, на которые в свою очередь повлиял Г.Успенский.

    Какие-то его произведения знамениты лёгкостью и непосредственностью, поэтизацией действительности, естественностью и натуральностью. Другие – темой бесчеловечности и протеста, борьбы за чувства. В какой-то момент его начинают интересовать история, античность, легенды, и так рождаются фантастические сюжеты с мотивами неотвратимости случая и судьбы.

    Жанр и композиция

    Для Куприна характерна любовь к сюжетам внутри сюжетов. «Гранатовый браслет» — лишнее доказательство: записка Желткова о качествах украшения и есть сюжет в сюжете.

    Автор показывает любовь с разных точек зрения – любовь по общим понятиям и безответные чувства Желткова. Будущего у этих чувств нет: семейное положение Веры Николаевны, различие в социальном статусе, обстоятельства – все против них. В этой обречённости проявляется тонкий романтизм, вложенный писателем в текст повести.

    Всё произведение окольцовывают упоминания одного и того же музыкального произведения – сонаты Бетховена. Так музыка, «звучащая» на протяжении всей повести, показывает силу любви и является ключом к пониманию текста, раздаваясь в финальных строках. Музыка сообщает недосказанное. Более того, именно соната Бетховена в кульминации символизирует пробуждение души Веры Николаевны и осознание, приходящее к ней. Такое внимание к мелодии – тоже проявление романтизма.

    Композиция повести подразумевает наличие символов и скрытых смыслов. Так увядающий сад подразумевает угасающую страсть Веры Николаевны. Генерал Аносов рассказывает новеллы о любви – это тоже маленькие сюжеты внутри основного повествования.

    Сложно определить жанровую принадлежность «Гранатового браслета». Фактически, произведение называется повестью, во многом благодаря композиции: оно состоит из тринадцати коротких глав. Однако сам писатель называл «Гранатовый браслет» рассказом.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

К. Паустовский называл эту повесть «благоуханным» произведением о любви, а исследователи сравнивали ее с сонатой Бетховена. Речь идет о «Гранатовом браслете» А. Куприна. Школьники знакомятся с ним в 11 классе. Повесть покоряет читателя захватывающим сюжетом, глубокими образами и оригинальной интерпретацией вечной темы любви. Предлагаем анализ произведения, который станет хорошим помощником в подготовке к уроку и ЕГЭ. Для удобства в статье поданы краткий и полный разборы по плану.

Краткий анализ

Год написания - 1910

История создания - На написание произведения А. И. Куприна вдохновила история, услышанная в семье знакомых.

Тема - В повести раскрываются традиционные темы безответной любви, искреннего чувства, о котором мечтают все женщины.

Композиция - Смысловая и формальная организация повести имеет особенности. Начинается произведение эпиграфом, обращенным к «Сонате № 2» Бетховена. Этот же музыкальный шедевр выступает в качестве символа в финальной части. В канву основного сюжета автор вплел небольшие любовные новеллы, рассказанные Василием Львовичем. Повесть состоит из 13 частей.

Жанр - Повесть. Сам писатель считал свое произведение рассказом.

Направление - Реализм.

История создания

История создания повести связана с реальными событиями. А. Куприн был другом семьи губернатора Любимова. Во время просмотра семейного альбома Любимовы рассказали Александру Ивановичу интересную любовную историю. В супругу губернатора был влюблен телеграфный чиновник. Женщина собирала его письма и делала к ним зарисовки. Как-то она получила от воздыхателя подарок: цепочку с позолотой и кулон в форме пасхального яйца.

Работа над произведением началась в сентябре 1910 г., о чем свидетельствуют письма автора, адресованные коллегам по перу. Сначала Александр Иванович собирался написать рассказ. Но он насколько вдохновился художественным преображением услышанной истории, что произведение оказалось гораздо большим, чем было задумано. Создавал Куприн «Гранатовый браслет» около 3 месяцев. О продвижении работы он писал Батюшкову. В одном из писем писатель признавался, что у него возникли трудности, связанные с его «невежеством в музыке». Тем не менее, Александр Иванович очень дорожил «Гранатовым браслетом», поэтому не хотел «комкать» его.

Впервые произведение увидело мир на страницах журнала «Земля» в 1911 г. В критике произведения делались акценты на его идеи и выразительных «психологических ситуациях».

Тема

Чтобы уловить идейное звучание повести «Гранатовый браслет» анализ ее следует начинать с характеристики основной проблемы.

Мотив любви всегда был распространен в литературе. Мастера пера раскрывали разные грани этого чувства, пытаясь понять, как оно влияет на человека. В творчестве А. Куприна этот мотив занимает почетное место. Главная тема «Гранатового браслета» - безответная любовь. Проблематика произведения продиктована указанной темой.

События повести разворачиваются на даче Шеиных. Автор начинает произведение пейзажными зарисовками. Конец лета не радовал хорошей погодой, но в начале сентября природа компенсировала хмурый август солнечными деньками. Читая произведение дальше, нетрудно догадаться, что пейзажи не только помогают погрузиться в дачную атмосферу, но и символизируют перемены в жизни главной героини Веры Николаевны Шеиной: ее жизнь с мужем была серой и скучной, пока женщина не получила необычный подарок.

В начале произведения читатель наблюдает только за двумя героями - супругами Шеиными. Автор акцентирует внимание на том, что любовь между этими людьми угасла, вернее, «перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы» .

Система образов дополняется в эпизоде, воспроизводящем празднование именин княгини.

Праздник запоминается рассказами князя Василия Львовича о безответной любви телеграфиста к его супруге. В этот же день Вера Николаевна получила в подарок гранатовый браслет и письмо, подписанное инициалами. Женщина рассказала о странном подарке мужу, другу отца и брату. Они решили разыскать автора письма.

Оказалось, что подарок преподнес чиновник Желтков, без памяти влюбленный в княгиню. Брат Веры Николаевны вернул мужчине браслет. После объяснений с Шеиными Желтков покончил с собой. Своей возлюбленной он оставил записку, в которой просил сыграть сонату Бетховена, если Вера вспомнит о нем. Вечером женщина выполнила просьбу умершего и наконец, почувствовала, что мужчина простил ее.

«Гранатовый браслет» наполнен размышлениями о любви, срывающимися с уст героев. Эти мысли напоминают ключи к двери, за которой спрятаны ответы о сути нежного, но порой безжалостного чувства. Тем не менее, автор не пытается навязать свою точку зрения. Выводы читатель должен сделать сам. Чтобы понять, чему учит писатель, нужно проанализировать поступки героев, их характеры и судьбы.

Произведение А. Куприна наполнено символами. Главную роль играет гранатовый браслет, отсюда и название повести. Украшение символизирует истинную любовь. В браслете пять драгоценных камней. В одной из притч царя Соломона они означали любовь, страсть и гнев. Толкование смысла названия повести будет неполным без учета символической составляющей Также особое внимание привлекает соната Бетховена, которую в данном контексте можно толковать как символ несчастливой, но вечной любви.

В произведении развивается идея о том, что настоящая любовь не исчезает из сердца бесследно. Основная мысль - искренняя любовь существует, нужно только уметь ее замечать и принимать.

Композиция

Особенности композиции произведения проявляются и на формальном, и на смысловом уровне. Вначале А. Куприн обращает читателя к сонете Бетховена посредством эпиграфа. В финале оказывается, что музыкальный шедевр играет роль символа. При помощи этого символического образа создается обрамление, усиливающее идейное звучание.

Порядок элементов сюжета не нарушен. Экспозиция - пейзажные зарисовки, знакомство с семьей Шеиных, рассказ о предстоящем празднике. Завязка - получение Верой Николаевной подарка. Развитие событий - рассказ об именинах, поиски адресанта подарка, встреча с Желтковым. Кульминация - признание Желткова, что его чувства убьет только смерть. Развязка - смерть Желткова и рассказ о том, как Вера слушает сонату.

Главные герои

Жанр

Жанр «Гранатового браслета» - повесть. В произведении раскрывается несколько сюжетных линий, система образов достаточно разветвленная. По объему оно тоже приближается к повести. А. Куприн был представителем реализма, в этом направлении написана и анализируемая повесть. В ее основе реальные события, кроме того автор выразительно передал атмосферу своей эпохи.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 2174.

Повесть великого гения любовной прозы А. И. Куприна «Гранатовый браслет» можно интерпретировать по — разному, рассуждая на тему, кто здесь настоящий герой. Мнение критиков расходится в этом вопросе, одни считают героем Желткова, любыми способами старающегося доказать свою любовь, но и заявить о своем существовании, другие отдают предпочтение мужу героини, который просто желает, чтобы его супруга была счастлива. Разобраться в этом поможет анализ произведения по плану. Данный материл можно использовать при подготовке к ЕГЭ по литературе в 11 классе.

Краткий анализ

Год написания — 1910 г.

История создания — За основу сюжета писатель взял реальную историю, рассказанную им одним из его друзей.

Тема — Главная тема этой повести — любовь, безответная и настоящая.

Композиция — В экспозиции начинается действие, знакомящие с героями повести, следом происходит завязка, когда Вера Николаевна получает в подарок гранатовый браслет. Особенности композиции в использовании символов, тайных смыслов. Здесь и сад, который описан в пору увядания, и новеллы, сам браслет, главным символом является соната Бетховена, проходящая лейтмотивом повести. Идет развитие действия, умирает Желтков, и кульминационным моментом звучит соната Бетховена, и — развязка.

Жанр — Трудно определить жанровую сущность «Гранатового браслета» По своей композиции, состоящей из тринадцати глав, его можно отнести к жанру повести, а сам писатель считал, что «Гранатовый браслет» — рассказ.

Направление — В повести все подчинено направлению реализма, где ощущается легкий налет романтизма.

История создания

История создания повести имеет реальную основу. Когда — то писатель находился в гостях у своего знакомого, где они рассматривали семейные фотографии. Знакомый рассказал историю, которая случилась в его семье. Какой — то чиновник влюбился в его мать, он писал ей письма. Однажды этот мелкий чиновник прислал в подарок любимой женщине какую — то безделушку. Выяснив, кто этот чиновник, ему сделали внушение, и он исчез с горизонта. Куприну в голову пришла идея приукрасить этот рассказ, более подробно охватив любовную тему. Он добавил романтических ноток, возвысил концовку и создал свой «Гранатовый браслет», оставив суть рассказа. Год написания повести — 1910, а в 1911 году повесть была опубликована в печати.

Тема

Александр Куприн считается непревзойденным русским гением любовной прозы, им создано множество произведений, воспевающих любовь в любых ее проявлениях.

В «Гранатовом браслете» анализ повести подчинен этой любимой автором теме, теме любви.

В сущности, в этом произведении рассматривается нравственная проблематика отношений, связанных с любовными отношениями героев повести. В этом произведении все события связаны с любовью, в этом даже смысл названия этой повести, так как гранат — это символ любви, символ страсти, крови и гнева.

Писатель, давая такое название своему названию, сразу дает понять, чему посвящена основная мысль рассказа.

Он рассматривает различные формы любви, разные ее проявления. Каждый человек, описанный писателем, по — разному относится к этому чувству. Для кого — то, это просто привычка, социальный статус, поверхностное благополучие. Для другого — это то единственное, настоящее чувство, пронесенное через всю жизнь, ради которого и стоило жить.

Для главного героя Желткова, любовь — священное чувство, ради которого он живет, понимая, что любовь его обречена на безответность. Обожание любимой женщины помогает ему переносить все жизненные невзгоды, верить в искренность своих чувств. Вера Николаевна для него — смысл всей его жизни. Когда Желткову сказали, что своим поведением он компрометирует любимую женщину, чиновник сделал вывод, что проблемы социального неравенства будут стоять на его пути к счастью всегда, и покончил с собой.

Композиция

Композиция повести содержит множество тайных смыслов и символов. Гранатовый браслет дает яркое определение всепоглощающей теме страстной любви, определение его как крови, дает понять о том, что эта любовь может быть разрушительной и несчастной, гнев — привел к самоубийству Желткова.

Увядающий сад напоминает об увядающей любви Веры Николаевны к своему мужу. Рисунки и стихи в семейных записках ее мужа — история его любви, искренней и чистой, не претерпевшей никаких изменений за все время их совместной жизни. Несмотря на ее угасающую страсть и прохладное к нему отношение, он продолжает любить свою жену по — настоящему.

Генерал Амосов предпочитает делиться с собеседниками рассказами о любви, что тоже символично. Это единственный человек в произведении, правильно понимающий истинную сущность любви. Он — большой психолог, знаток человеческих душ, ясно видящий все их тайные и явные помыслы.

Через все произведение красной нитью проходит вторая соната Бетховена, главный символ всей повести. На фоне музыки развивается действие. Финальное звучание сонаты является сильным кульминационным моментом. Произведение Бетховена раскрывает все недосказанности, все сокровенные мысли и чувства героев.

Завязка действия — Вера Николаевна получает подарок. Развитие действия — брат и муж идут выяснять отношения с Желтковым. Главный герой произведения, остающийся в стороне на протяжении всего повествования, заканчивает жизнь самоубийством. Кульминационный момент — звучит соната Бетховена, и к Вере Николаевне приходит осознание своей жизни.

Куприн мастерски заканчивает свою повесть, приведя все действия к развязке, где раскрывается истинная сила любви.

Под воздействием музыки просыпается спящая душа Веры Николаевны. Она начинает понимать, что прожила, в сущности, бесцельную и бесполезную жизнь, все время создавая видимое благополучие счастливой семьи, а настоящая любовь, сопровождающая ее всю жизнь, прошла мимо.
То, чему учит творение писателя, каждый решает по — своему, здесь все зависит от читателя. Только он решает, в чью пользу сделать выбор.

Жанр

Произведение великого писателя состоит из тринадцати глав, относится к жанру повести. Писатель считал, что это — рассказ. Период происходящих событий длится на протяжении длительного времени, в нем задействовано большое количество персонажей, и оно полностью соответствует принятому жанру.

Выбор редакции
Между подлежащим (группой подлежащего) и сказуемым (группой сказуемого) из всех знаков препинания употребляется только тире. ставится на...

В русском языке существуют особенные части речи, примыкающие к существительному или глаголу. Некоторые языковеды считают их особыми...

Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны?Ъ и ЬТвердый и...

Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны? Ъ и Ь Твердый и...
Наршараб – это кисло-сладкий гранатовый соус – один из знаменитых ингредиентов кавказской кулинарии. Он легко станет любимым продуктом и...
Пикантную закуску можно приготовить для праздника или встречи гостей. Приготовление: Отрежьте ножки от шляпок, посолите их и обжарьте на...
Иметь много денег – приятно. Но к чему снятся деньги? К чему снится мелочь? Стоит разобраться. К чему снится мелочь – основное...
Этот способ приготовления болгарского перца давным-давно привезла моя мама из Молдавии - так тогда называлась Молдова, входящая в состав...
Ароматные сладкие перцы, запечённые в духовке, а потом протушенные с соусом. Вкуснейший овощной гимн лету!Европейская Ингредиенты 1 кг...