Кувуклия внутри. Археологи: Гроб Господень оказался неповрежденным


Собор был возведен на том знаковом месте, где Спаситель Христос претерпел распятие и погребение, а вскоре воскрес. Эта Церковь является самым значимым центром христианского паломничества, люди в больших количествах прибывают сюда с IV столетия.

Описание архитектуры

Главная святыня израильской земли представлена в виде грандиозного комплекса построек. Храм Гроба Господня находится в старинной части Иерусалима, в квартале, который называют Христианским.

Храм Гроба Господня в Иерусалиме

Собор, знаменитый величайшими религиозными сооружениями, является штаб-квартирой православной конфессии столицы Израиля. Однако Храмом-Святыней одновременно управляют и другие христианские конфессии (армяне и католики), соблюдая сложную градацию правил.

Архитектурный комплекс великой христианской святыни включает в свою структуру несколько культовых частей:

  • Холм Голгофа с небольшой областью, где Мессия был распят. Изначально он являлся частью другой скалы - Гареба, и несколько выделялся собственной вершиной, напоминая очевидцам свод черепа. Отсюда Голгофа и получила своё название. Иная версия твердит, что здесь проходили жестокие публичные казни.
  • Сооружение в виде ротонды с куполом, под которым находится Кувуклия (гробница в скале). По традиционным верованиям она располагалась за пределами города, в северо-западной стороне от Иерусалима. Вскоре под словом Кувуклия стали подразумевать всю Палестину.
  • Кафоликон - средняя часть храмового комплекса, обнесенного специфическими несущими стенами, которые не всегда соприкасаются с потолком. Именно здесь проходят торжества и литургии Греко-православной церкви.
  • Подземный храм, освященный в честь Обретения Креста, на котором провел последние минуты материального существования Иисус Христос.
  • В архитектуре Храма также расположена церковь преподобной Елены с несколькими приделами. На территории христианской святыни построены монастыри, разнообразные галереи и дополнительные здания.

Управление в Храме официально разделено между несколькими христианскими конфессиями, которые получают, в соответствии с этим, индивидуальные приделы и часы служб.


На заметку! Подобное распределение часто становится причиной конфликтов на религиозной почве. Для предотвращения всплесков ненависти, с начала VII столетия ключи от Церкви хранятся в мусульманской семье Joudeh, а право на открытие врат принадлежит другой - Nuseibeh.

Архитектура великой святыни

С момента основания Храм является предметом больших раздоров между людьми различных верований. Сегодня здесь наблюдается огромное скопление верующих, они приходят, чтобы ощутить ауру грандиозного сооружения и молить Христа о спасении души.


На заметку! Исследователи не смогли обнаружить официальной документации о месте, где тело Христа подготавливалось к погребению. Однако с V столетия в традициях Церкви выделяется чин Погребения плащаницы Мессии в Страстную Пятницу. Святыню, украшенную лепестками розы, торжественно переносят с холма, где был распят Христос, на священный Камень помазания. После короткого заупокойного моления плащаницу кладут на каменное ложе Спасителя и, наконец, уносят в Кафоликон.

Основные достопримечательности

С левой стороны от Камня помазания располагается Кувуклия - часовня с круглым сводом. С боков от этой постройки стоят небольшие мраморные перегородки со скамейками и канделябрами. Над массивной дверью Кувуклии висят лампады, части которых разделены между христианскими конфессиями.


«Сердце» Гроба

Кафоликоном называют срединную часть всего комплекса Гроба Господня. Это помещение огорожено таким образом, что стены соборного храма не достигают сводов. Подобная конструкция возникла после пожара, произошедшего в 1808 г. В период восстановления сюда добавился высокий иконостас, что позволило говорить о единстве церковного пространства и необходимой молитвенной атмосфере.


Церковь Голгофы

Холм, хранящий в себе место Распятия, получил современный облик после реставрационных работ 1810 г. При строительстве церкви мастера выравнивали и обтесывали края скалы, на которую ведут сегодня две лестницы. Два продолговатых помещения разделяют Голгофу на православную и католическую часть.

  • Южная часть отдана во владение францисканцев. Современный облик сформировался в 1930-х годах. Серебряный алтарь пожертвовал в 1588 г. Ф. Медичи, его поставили на то самое место, где Мессию пригвоздили к Кресту.
  • Ниже скалы Распятия расположен придел, названный «Адамовой главой». Существует предание, что Мельхиседек, царь Салимский, похоронил здесь голову прародителя человечества. Справа располагается православная ризница, где лежат мощи святых и реликвии со времен Страстей.
На заметку! Для православных верующих существует канонический обычай поклонения Гробу Христа. Сначала человек молится в ангельском приделе и прикасается к тому камню, который был убран от входа в пещеру. Далее, следует поцеловать нижнюю грань перед входом и прочесть «Воскресение Христово…», а после медленно войти в Живоносный Гроб. Здесь ставятся свечи, совершаются поклоны и воспеваются молитвы. На ложе разрешено класть иконы, кресты и т.д., выходить необходимо спиной вперед.

Краткая история создания

В период правления Адриана (135 г.) на Голгофе построили языческий Капитолий, где римляне поклонялись Юпитеру. В 325 г. престарелая мать Константина Великого святая Елена проделала нелегкий путь на Святую землю. Мысль о паломничестве пришла ей во сне, голос повел расчистить Голгофу от нечестивых сооружений.


Как добраться

Храм Гроба Господня объединяет культовые места последних дней материального бытия Иисуса Христа. Святыня считается центром христианского паломничества, ежедневно сюда приходит большое количество верующих, желающих погрузиться в атмосферу истинной религии.

Храм разделен между несколькими конфессиями, имеющими собственные распорядки и часы для богослужений.

Великая христианская святыня находится в старинном квартале Иерусалима.

Добраться до Собора Гроба Господня можно на автобусах, которыми заведует фирма «Эгед». Транспорт едет до Яффских врат, от которых остается несколько минут ходьбы до Церкви. Святыню разрешено посещать с пяти утра до восьми вечера. Так как приходящих паломников очень много, у Святого Гроба не позволяют стоять более одной минуты.

Храм Гроба Господня

Храм Гроба Господня в Иерусалиме (Израиль) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Израиль
  • Туры на майские по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Храм Гроба Господня (другое название храм Воскресения Христова) - конечная точка дороги Виа-Делароза (Via Dolorosa), по которой Иисус Христос нес свой крест к месту распятия. Путь на Голгофу, холм, где сегодня располагается знаменитый на весь мир храм, начинается от ворот святого Стефана в восточной части Иерусалима и проходит через Мусульманский квартал.

Сегодня Храм Гроба Господня располагается в самом центре Христианского квартала и включает, помимо места распятия Христа, также гробницу, где был погребен Сын Божий и впоследствии воскрес. Гробница является главным алтарем храма и местом паломничества христиан. Храм открыт для посещения, с самого раннего утра и до вечера.

Храм Гроба Господня

История

Начало строительства храма связывают с именем матери императора Константина Еленой, которая, находясь в преклонном возрасте, решила совершить паломничество к месту распятия Христа. Один из местных жителей привел её на холм, где располагался храм Венеры, в его подземелье и был обнаружен Гроб Господень, величайшая христианская святыня, место погребения Христа. Помимо гробницы, Елена обнаружила также три креста, и для того, чтобы определить, на каком из них распяли Сына Божьего, она прикладывала их к умершим. После прикосновения истинного креста произошло чудо воскрешения. Храм неоднократно разрушали и снова восстанавливали. Большая часть нынешней постройки относится к 11-12 векам.

Благодатный огонь

Одно из главных чудес, которые связаны с храмом, - это церемония схождения Благодатного огня или Святого Света, ежегодно проводимая накануне Пасхи. Вынос Благодатного огня символизирует воскрешение Христа и собирает огромное количество верующих. Церемония также транслируется в прямом эфире.

Прилетев в Израиль невозможно не побывать в его столице Иерусалиме и главной святыне всего христианского мира - Храме гроба Господня. Древний город, которому насчитывают более 3500 лет, покажется интересным для многих, вы окунетесь в атмосферу какой-то особой святости, таинственности и непроходящей волшебной сказки. В этом городе распяли Иисуса Христа и отсюда пророк Мухаммед поднялся в рай. По этим, отполированным миллионами ног каменистым улочкам, проходили цари и рабы, воины и паломники, торговцы и нищие.

В историческую часть города ведет 8 ворот: Яффские, Сионские (ворота Давида), Дамасские (Шхемские), Мусорные (Навозные), Львиные, Ирода (Цветочные), Новые и Золотые. Мы зашли в город через Яффские ворота, от них удобнее всего совершать прогулку по Старому городу.

Иерусалим поделен на четыре квартала: мусульманский, христианский, армянский и еврейский. Мусульманский квартал самый большой и его населяют арабы. Здесь находятся наиболее значительные места для мусульман мечети, они почитаются мусульманами наравне с Меккой. Тут огромное количество магазинчиков и лавочек, рассчитанных на туристов.

Армянский квартал самый маленький, они живут своей немногочисленной и замкнутой общиной, говорят на своем языке, учатся в национальных школах. Представители армянской диаспоры в основном занимаются творческими профессиями.

В центре христианского квартала находится Храм Гроба Господня, где, согласно церковной традиции, был распят, похоронен, а затем воскрес Иисус Христос. Туда то мы сначала и проследуем.

В еврейском квартале расположена святая святых иудейского народа - Стена плача, у которой сегодня тоже побываем.

Паломники идут в храм тем же путем, которым когда-то шел Иисус Христос - Виа Долороса, Крестный путь, Дорога скорби - это дорога, по которой Иисус Христос прошел от места приговора к казни до Голгофы. На Виа Долороса находятся девять из четырнадцати остановок Крестного пути Христа. Последние из оставшихся остановок находятся на территории храма Гроба Господня.

Древним узкие улочки, вымощеные камнем, идут через узкие кварталы и рынки. Без проводника тут очень легко заблудиться. Находиться в самой гуще базара непередаваемое ощущение. Как будто мы перенеслись веков на 10 назад в прошлое. Тут продается все: от ковров ручной работы до всяких мелких сувениров, бижутерии, сладостей. Каждый упорно зазывает к себе купить какую-нибудь безделушку.

Пройдя еще немного, мы очутились на площади перед Храмом Гроба господня. Тут всегда огромное количество людей, одни собираются войти в храм, а другие уже выходят. Войти в Храм можно через деревянные ворота - это единственное место, доступное для прохода обычным людям.

Прямо после входа в Храм расположен Миррский камень или камень помазания. По преданию, именно на него положили тело Иисуса Христа после распятия, чтобы подготовить к погребению. Если положить на этот камень любой предмет, то он будет освещен, поэтому сюда кладут крестики, свечи, иконки и прочее.

Гора Голгофа, где был распят Иисус, тоже находится в пределах Храма. Туда ведут узкие высокие ступеньки. Честно говоря, Голгофу я представлял совершенно по иному и никак не мог подумать, что это небольшой холм.

В глубине часовни через стеклянное окно видна расселина шириной 15 см, по которой, согласно традиции, кровь Христа достигла прах Адама. На нижнем уровне, под православным престолом Голгофы, находится так называемая часовня Главы Адамовой. Согласно преданию, распятие Иисуса Христа произошло на месте погребения Адама.

Внутренний интерьер Храма

Ротонда с огромным куполом, под которым непосредственно расположена Кувуклия.

Кувуклия - небольшая часовня, непосредственно в которой находится Гроб Господень. Очередь сюда самая большая, мы простояли около часа. Запускают по несколько человек, фотографировать там запрещено. Там я испытал самые необычные эмоции, которые сложно описать.

После Храма мы снова пошли по узким улочкам Иерусалима в сторону еврейского квартала и Стены Плача.

Чтобы подойти к стене, необходимо пройти металлодетекторы и показать содержимое сумок военным. Это место очень сильно охраняется, т.к. велика опасность террактов. Сама стена разделена на 2 части: слева мужская и справа более маленькая женская.

При ее посещении необходимо надеть кипу, они выдаются на входе.

Сами евреи называют ее Западной стеной, а название "Стена плача" возникло у христиан. Дело в том, что когда евреи молятся, то немного покачиваются и возникает ощущение, что они плачут. Еще есть традиция писать записки со своими желаниями и вкладывать в расселины между камнями стены. Если это сделать, то написанные желания обязательно сбудутся.

Выходили из Иерусалима мы через другие ворота - Мусорные. Отсюда открывается вид на Масличную гору - место, с которой Иисус вознёсся на Небо и на которую, возможно, вернётся в конце времён.

Провести день в таком городе - это ужасно мало. Я бы с удовольствием вернулся бы и подробнее изучил старые улочки Иерусалима и другие кварталы.

Все посты путешествия по

Вконтакте

Гроб Господень - главная святыня христианского мира, гробница в скале; в этой гробнице, согласно Евангелию, Иисус Христос был погребён после распятия и на третий день воскрес. Гробница является главным алтарём в .

Согласно традиции гробница находилась за городскими стенами, на северо-запад от Иерусалима, недалеко от . В начале IV века над нею была возведена Кувуклия Храма Гроба Господня.

В переносном смысле, в особенности в относящихся к Средневековью исторических источниках, - вся (), где находилось это святое для христиан место.

Кувуклия - небольшая (6 х 8 м) купольная часовня желто-розового мрамора в центре Ротонды в Иерусалиме, заключающая в себе Гроб Господень, величайшую христианскую святыню.

В Кувуклии имеются два помещения: Гроб Господень и Придел Ангела.

По Евангелиям

Про гроб говорят все евангелисты: Мф. 27:60-28:8, Мк. 15:46-16:8, Лк. 23:53-24:24, Ин. 19:41-20:11. По их рассказу он принадлежал Иосифу Аримафейскому , находился в саду недалеко от и был новым, то есть в нём ещё никто не был похоронен.

Данное место упоминается в следующих евангельских эпизодах:

  • Положение во гроб
  • Стража у гроба - власти поставили её из опасения, что ученики похитят тело.
  • Воскресение Христово
  • Явление ангела Женам-мироносицам
  • «Не прикасайся ко Мне» - первое явление воскресшего Иисуса Христа (Марии Магдалине)

История открытия Гроба Господня

Поиски пещеры, в которой было погребено тело Иисуса, были предприняты в IV в. по указанию императора Константина. В 326 г. его мать императрица Елена прибыла в Иерусалим с целью паломничества и поиска христианских реликвий:

«…божественный Константин отправил с сокровищами блаженную Елену для отыскания животворящего креста Господня».

Первым из церковных историков об открытии Гроба Господня сообщает в своём труде «Жизнь Константина». Он сообщает, что на месте пещеры, где был погребён Иисус римлянами был построен языческий храм:

«Сию спасительную пещеру некоторые безбожники и нечестивцы умыслили скрыть от взора людей, с безумным намерением скрыть через это истину. Употребив много трудов, они навезли откуда-то земли и завалили ею всё то место. Потом, подняв насыпь до некоторой высоты, замостили её камнем, и под этой высокой насыпью сокрыли божественную пещеру. Окончив такую работу, им оставалось только на поверхности земли приготовить странную, по истине гробницу душ, и они построили мрачное жилище для мёртвых идолов, тайник демона сладострастия Афродиты, где на нечистых и мерзких жертвенниках приносили ненавистные жертвы».

Евсевий Кесарийский, «Жизнь Константина». III, 36

По приказу Константина насыпь храма была срыта и

«вдруг во глубине земли, сверх всякого чаяния, показалось пустое пространство, а потом Честное и Всесвятое Знамение спасительного Воскресения. Тогда священнейшая пещера сделалась для нас образом возвратившегося к жизни Спасителя».

К 335 г. над пещерой императором Константином (Сократ Схоластик сообщает, что инициатором строительства была его мать святая Елена: «мать царя предложила создать на месте гробницы многоценный молитвенный дом») был построен храм Гроба Господня, который в настоящее время представляет собой огромный архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия, Кувуклию - часовню в центре храма, скрывающая непосредственно пещеру Гроба, Кафоликон, подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм святой равноапостольной Елены и несколько приделов.

Описание

Гроб Господень это типичная высеченная в природной скале еврейская гробница периода .

Тело Христа было положено на каменное погребальное Ложе (200 x 80 см, высота от пола 60 см) ногами на восток (то есть ко входу), головой на запад, по еврейскому обычаю.

С давних пор Ложе сильно повреждено неразумной ревностью паломников, которые любой ценой стремились отколоть и унести с собой частицу реликвии. Чтобы предотвратить эти попытки, святое Ложе было закрыто плитой белого мрамора, которая сейчас уже пожелтела от времени (нынешняя плита положена в 1555 году).

Несколько столетий назад плита треснула поперек. С этой трещиной связано предание, что она чудесным образом возникла, когда мусульмане захотели взять мраморную плиту для украшения мечети. Появление трещины остановило мусульман, и плита осталась на своём месте.

Изначально вокруг Ложа существовала погребальная пещера, но она была разрушена вместе с храмом в 1009 г. по приказу фатимидского . Сохранились лишь само Ложе, часть стен пещеры (до 60-90 см высотой) и часть входа.

Сейчас пещеру заменяет устроенное внутри Кувуклии небольшое помещение (1,93 x 2,07 м), почти половину которого, справа от входа, у северной стены, занимает Ложе. Здесь могут поместиться три, самое большее четыре человека одновременно.

Нынешнее помещение, как и прежнюю пещеру, также называют Святым Гробом. С востока из придела Ангела в него ведет низкий арочный вход (всего 112 х 72 см, и примерно 90 см глубины), очевидно первоначального характера, по мнению большинства археологов.

Иконы, лампады и отделка

Все внутри отделано белым и желто-розовым мрамором, кроме небольшого участка природной скалы в арке входа.

Вокруг Ложа по периметру, на высоте примерно 30 см от него, проходит небольшой мраморный карниз. На северной стене над карнизом православная икона Воскресения Христова с предстоящими Ангелами. Изображение частично скрыто позолоченным окладом и, кроме того, ангелов на нём заслоняют две иконы, стоящие на карнизе.

Слева стоит католическое барельефное изображение, справа живописное армянское изображение Воскресения, в знак того что они имеют право служить на Святом Гробе. На карнизе, кроме того, установлены подсвечники со свечами, от разных христианских вероисповеданий, а также вазы со свежими цветами, которые меняются каждый день.

На западной стене, напротив входа, висит православная икона Божией Матери, за которой устроена ниша.

По стенам вокруг всего помещения высечен по-гречески тропарь святого Иоанна Дамаскина:

«Яко живоносец, яко рая краснейший, воистину и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего воскресения».

Над погребальным Ложем на высоте чуть выше человеческого роста развешаны рядами 43 серебряные лампады, 13 из которых принадлежат православным, ещё 13 католикам, 13 армянам и 4 коптам. В будние дни горит всего несколько из них, а все лампады зажигаются только в большие праздники. В потолке имеется отверстие для вентиляции.

Первое описание на русском языке

- «Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли».

Придел Ангела

Придел Ангела это небольшое помещение (3,4 х 3,9 м) в восточной части Кувуклии, попасть в Гроб Господень можно только пройдя через него.

Согласно Евангелию на этом месте, на камне отваленном от двери Гроба, сидел Ангел возвестивший женам-мироносицам Воскресение Христа:

«И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нём; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь - Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь»

Согласно преданию, мироносицам о Воскресении Христа возвестил Архангел Гавриил. Именно его имя начертано на беломраморном барельефе, который украшает вход из придела Ангела в Святой Гроб.

Слева от входа на барельефе изображены небольшие фигуры жен-мироносиц, а справа фигура простирающего к ним руку Ангела. Между ними над входом вдоль мраморных складок идет надпись по гречески:

«Что ищете живого среди мертвых? Его нет здесь, Он воскрес».

В приделе Ангела, в северной и южной стенах устроены два овальных отверстия диаметром примерно 30-40 см, они используются в Великую Субботу для передачи из часовни наружу. Через северное отверстие Патриарх подает огонь православным, через южное армянский священнослужитель армянам.

Гроб Господень соединяется с приделом Ангела низким арочным входом (всего 112 х 72 см).

Вход в Кувуклию с востока, он имеет деревянные двустворчатые дверки, с Кафоликоном ее соединяет мраморный помост. Снаружи с запада к Кувуклии пристроен Коптский придел.

Камень отваленный от двери Гроба

Согласно Евангелию этот камень был «весьма велик» (Мк. 16:4), но до наших дней сохранились лишь его фрагменты, потому что он был расколот на части при последнем захвате Храма мусульманами в 1244 г.

Кроме того, позднее, по словам русского купца-путешественника XVI в. Трифона Коробейникова, паломники «тот камень для благословения брали на мощи», то есть попросту уносили его по кусочкам.

Сегодня одна из частей этого священного камня хранится под стеклом в специальном мраморном постаменте в центре придела Ангела. Этот постамент служит также местом для установки переносного святого престола при совершении архиерейской православной литургии.

Другая сохранившаяся часть камня помещена в престоле церкви Спасителя армянского Сионского монастыря, который стоит, по преданию, на месте дома , вне стен , справа от .

Кувуклия

Кувуклия - это небольшая (6 х 8 м) купольная часовня желто-розового мрамора в центре Ротонды Храма Воскресения Христова. Она заключает в себе Гроб Господень и придел Ангела. Вход в Кувуклию с востока, он имеет деревянные двустворчатые дверки, с кафоликоном её соединяет мраморный помост. Снаружи с запада к Кувуклии пристроен придел коптов.

История

Первая Кувуклия была построена при императоре Константине Великом в 325–335 гг. и была полностью разрушена мусульманами в 1009 г.

Вторично Кувуклию отстроил в 1042–48 гг. византийский император Константин Мономах, затем в XII в. её обновили крестоносцы.

В 1555 г. Кувуклию перестроил францисканец Бонифаций Рагузский и она простояла до 1808 г., когда была уничтожена опустошительным пожаром.

Существующая Кувуклия восстановлена в 1809–10 гг. по проекту греческого архитектора Николая Комина (Κομιανός, 1770-1821) из Митилини.

При восстановлении Кувуклии были использованы габариты кувуклии-подобия из Воскресенского Новоиерусалимского монастыря под Москвой (оформление архитектора Бартоломео Растрелли).

Впоследствии она пострадала при землетрясении 1927 г. и сегодня укреплена снаружи с боков стальными балками и стяжками.

Когда великий князь Сергей Александрович погиб от рук террористов, император Николай II пожертвовал в его память лампаду и она висела перед иконой Воскресения, которая расположена над входом в Кувуклию. Находится ли эта лампада сейчас на своем месте, неизвестно.

Фотогалерея





















Полезная информация

Гроб Госпо́день
или Свято́й Гроб
греч. Αγιος Τάφος
Кувуклия
греч. Κουβούκλιον
досл. «покой, царская опочивальня»
лат. Cubiculum
Придел Ангела
греч. παρεκκλήσιον τοϋ Αγγέλου

Стоимость посещения

бесплатно

Часы работы

  • 5.00–20.00 апр–сент, ежедневно
  • 4.30–19.00 окт–март
  • Как правило, Храм закрывается несколько позже указанного времени.
  • В дни христианских праздников доступ к святыням может быть затруднён.
  • Лучшее время посещения: с 16.00–17.00 до закрытия, когда меньше паломнических и экскурсионных групп.

Адрес и контакты

Иерусалим, Старый город, Христианский квартал, Храм Гроба Господня

☎ 02 627 3314

Богослужение на Святом Гробе

Гроб Господень является главным алтарём Храма Воскресения Христова. Регулярные христианские службы на Святом Гробе начались самое позднее в 335 году и продолжаются по настоящее время. Известен перерыв в богослужении с 1009 года по 1020 год, после разрушения Храма Гроба Господня .

Сегодня только православные, армяне и католики имеют право поочередно служить здесь, поскольку именно эти вероисповедания сообща владеют Гробом Господним. Ежедневно на Гробе Господнем совершаются три литургии. Первыми служат литургию православные, в полночь, они имеют право совершать богослужение с 11 вечера до 3 часов утра. За греками служат литургию армяне, с 3 до 6 часов утра. Католическая литургия совершается с 6 до 9 часов утра.

Особенности богослужения

В обычные дни православные совершают литургию непосредственно на верхней плите Гроба, поверхность которого служит престолом, а его левая сторона жертвенником. В этом случае священник всю литургию совершает коленопреклоненно, вставая только на каждение, на Малый и Великий входы, на чтение Евангелия и на вынос Святых Даров.

Малый и Великий входы совершаются вокруг всей Кувуклии, а чтение Евангелия на священном камне в приделе Ангела.

В торжественных случаях, при совершении архиерейской православной литургии, престол помещают в приделе Ангела, закрепляя его на постаменте со священным камнем, в этом случае Святой Гроб служит жертвенником.

Архиерейская литургия служится три-четыре раза в неделю, во время этих служб Храм открыт для молящихся; в остальные дни недели литургия служится иерейским чином, это закрытые службы и присутствовать на них могут только члены святогробского братства.

Армяне при совершении литургии обязаны приносить и возлагать на святое Ложе особую деревянную доску.

Католики ставят для литургии на гробный камень особый стол, а иногда, при совершении торжественной мессы, престол располагают прямо перед входом в Кувуклию.

Католики имеют в храме орга́н и постоянно используют его в богослужении.

Доступ к Святому Гробу

Гроб Господень свободно доступен для любого паломника или посетителя в те часы, когда храм открыт и непосредственно на Гробе не совершается какая-либо служба. У Святого Гроба постоянно дежурит православный греческий монах. В том случае, когда желающих много и образуется очередь (то есть почти всегда), этот монах поторапливает паломников и не позволяет провести у Гроба более минуты. Существует устоявшийся православный обычай поклонения Святому Гробу. Согласно ему, сначала надо помолиться в приделе Ангела и приложиться к части камня, отваленного Ангелом. Потом, поцеловав низкий вход и читая про себя лучше всего молитву: «Воскресение Христово видевше …» медленно и благоговейно входить в Живоносный Гроб. Войдя, поставить свечи, затем преклонить колена и молиться. Можно положить на Ложе для освящения принесенные с собой иконы, крестики, медальоны и прочее. Многие стараются, по возможности, непременно коснуться устами и челом головной, западной, дальней от входа части Ложа. Обратно принято выходить пятясь назад, чтобы не оборачиваться спиной ко Гробу.

Наилучшие дни для самостоятельного посещения Гроба Господня - это те, которые не совпадают с большими христианскими праздниками. Наилучшее время с 16-17 часов и до закрытия Храма, когда схлынет основная масса паломнических и экскурсионных групп. Храм Гроба Господня открыт ежедневно, официальные часы посещения: в весенне-летний период - 5:00-20:00, в осенне-зимний период - 4:30-19:00 (однако, как правило, Храм закрывается несколько позже указанного времени).

Борьба за освобождение Святого Гроба

С 637 года Палестина находилась под властью мусульман и в течение веков христиане не имели сил, чтобы вернуть её себе. Однако настало время, когда идея о вооруженном освобождении от неверных Святой земли и Гроба Господня распространилась среди западных христиан.

На официальном уровне она была озвучена 24 ноября 1095 года в Клермоне папой Урбаном II, который призвал к вооруженному походу на восток. Его призыв породил Первый Крестовый поход, принесший освобождение Святого Гроба в 1099 году.

Однако успех Крестовых походов был временным и ограниченным, поскольку спустя 88 лет, в 1187 году, Иерусалим был утерян. И хотя крестоносцы ещё возвращали себе Святой город на короткое время, в сентябре 1244 года они лишились его окончательно.

С этих пор Палестина была под властью мусульман вплоть до 1918 года, когда её заняли английские войска в ходе Первой мировой войны.

С 1922 года англичане управляли здесь на основании Британского мандата.

Как гласит Священное писание, Храм Гроба Господня в был построен на месте распятия Иисуса. Именно здесь, по преданию, он был погребен, а затем воскрес чудесным образом. Это место - одно из самых главных для христиан всего мира.

История храма Гроба Господня очень древняя. Самая первая церковь здесь была построена матерью императора Константина по имени Елена, которая приняла христианство, будучи уже в преклонном возрасте. Там, где сегодня находится знаменитый храм Гроба Господня, существовал в те времена храм одной из языческих богинь – Венеры. Войдя в его подземелье, Елена первой обнаружила вход в ту пещеру, в которой находились Гроб Господень и крест - распятие Спасителя.


На протяжении веков храм Воскресения Христова не один раз разрушался и подвергался перестройкам, а также переходил в ведение то мусульманских, то христианских правителей. В 1810 году церковь была восстановлена после ужасного пожара.

Ныне храм Гроба Господня в Иерусалиме имеет три части: это храм Воскресения, храм на Голгофе и часовня Гроба Господня. Данная территория разделена между армянской, сирийской, греко-православной, коптской, эфиопской и, конечно, римско-католической конфессиями по соглашению 1852 года. Каждая из этих конфессий молится в храме в строго определенное именно для нее время. Для предотвращения конфликтов ключи от здания храма еще с XII века хранятся в семье мусульман, где они передаются по наследству старшему из сыновей. Любые изменения в храме Гроба Господня могут быть сделаны только при общем согласии представителей всех конфессий.


Экскурсия в храм Гроба Господня

Все местные экскурсии начинаются у центрального арочного входа, рядом с которым на мраморном полу лежит так называемый Камень миропомазания. На нем Никодим и Иосиф смазывали тело Иисуса маслами перед погребением. Сразу за Камнем начинается храм Воскресения. Слева же от камня расположилась центральная часть храма - Ротонда - круглое помещение с колоннами и куполом. В отверстие этого купола храма Гроба Господня проникает свет солнца, а накануне Пасхи - Благодатный Огонь. На куполе изображены 12 лучей, символизирующих 12 апостолов, а деление каждого из лучей на три части является символом триединого Бога.


В Ротонде расположена Кувуклия храма Гроба Господня. Эта часовня из мрамора делится на две части: первая – это Гроб Господень, а вторая – так называемый придел Ангела. Через окошки последнего передается Благодатный Огонь, сходящий ко всем прихожанам накануне Святой Пасхи.


Непосредственно Гроб Господень является маленькой пещерой, в которой с трудом помещается 3-4 человека. По преданию, на этом погребальном ложе и покоилось тело Христа. На стенах Гроба Господня висят католические и армянские иконы, изображающие воскресение Христа Спасителя и Деву Марию с младенцем на руках.


Еще одна святыня храма Воскресения Христова - это, конечно, Голгофа. Здесь стояли три креста. Места двух из них, на которых были казнены разбойники, обведены черными кругами, а место третьего креста, на котором казнили самого Христа – серебряным кругом. Вершина Голгофы разделена на католическую и православную части, в каждой из которых происходят церковные службы. На современную Голгофу ведет древняя лестница.


В центре третьей части храма, которая именуется храмом Воскресения, стоит каменная ваза, символизируя «пуп земли». Именно в этом месте Бог создал Адама. Считается, что в подземелье храма Воскресения царица Елена и увидела крест. Иконы, находящиеся в Храме Воскресения, повествуют о распятии и воскресении Христа.


Купола иерусалимского храма украшены мозаикой с изображениями Божьей Матери, Христа Спасителя, Архангелов Михаила и Гавриила, Иоанна Крестителя, серафимов и херувимов.


Храм Гроба Господня в Израиле сегодня - это святой центр христианской религии, к которому ежегодно совершают паломничество многочисленные верующие со всего мира.


Выбор редакции
Увидев умершего родственника живым во сне, большинство людей останется под неприятнейшим впечатлением. К чему снятся умершие родственники...

Из компота — к расставанию с возлюбленным. К чему снится ягода морошка , постараемся глубоко вникнуть в суть такого сна, во первых и это...

Образ спящей девочки, явившийся во сне, обещает долгожданный прорыв в профессиональной сфере. Период застоя сменится фазой активного...

Беременность во сне трактуется сонниками по-разному. Значение такого сновидения зависит от многих факторов. Во-первых, носите ли вы...
ВконтактеОдноклассники Приснилось украли Деньги, но нужного толкования сна нет в соннике?Наши эксперты помогут Вам узнать к чему снится...
Ягоды смородины крупных размеров, пригрезившиеся во сне, пророчат спящему человеку жизненные блага, веселье и счастливое будущее. Но,...
Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964) - русский советский поэт, драматург, переводчик, литературный критик. Лауреат Ленинской (1963) и...
Леонид Григорьевич Петровский родился 12 июня 1897 года (по другим данным 1902 года) в посёлке Щербиновский рудник, ныне город Дзержинск...
Вальтер Венк Венк, Вальтер (Walter Wenk; 1900-1982) - немецкий военный деятель; генерал танковых войск (1945). Уроженец Виттенберга....