Лев додин биография личная жизнь. Страшный рок над театром европы. Молодежный театр Алтая


Театр Европы, более известный как Додинский театр, или Малый драматический театр Санкт-Петербурга переживает очередной кризис. Обошлось пока что без смерти. Ведущая актриса театра Татьяна Шестакова, жена Льва Додина в Париже в конце декабря прошлого года выбросилась из окна. Она выжила, отделавшись переломами рук и ног.

Сам режиссер уже несколько месяцев находился в депрессии, не появлялся в театральном институте на своем курсе, приостановил репетиции "Мастера и Маргариты".

У Татьяны Шестаковой, по словам сотрудников театра, в последнее время был творческий кризис, поскольку с главных ролей ее перевели на возрастные.

О Додинском театре мрачные легенды ходят давно. Наиболее сильный шок у поклонников театра был после самоубийства известного артиста Владимира Осипчука, которое последовало несколько лет назад.

Это был затяжной творческий кризис актера, возможность жить без театра, столкнувшаяся с невозможностью жить дальше в нем. Впрочем, точных причин не знает никто. Да это и неважно.

Смерть Осипчука закрепила за театром мрачную славу Дома, откуда уйти невозможно.

Для актера стать учеником Додина было равно тому, чтобы вступить в добровольное рабство, отдать за успех душу. Они все становились у Додина крупными звездами — не на час, на всю жизнь. Но за это надо было отречься от себя, сложив жизнь к ногам Мастера. Таков его творческий метод и тут ничего не поделать.

У многих в последний момент сработал инстинкт самосохранения, как у Максима Леонидова — он почувствовал, что надо бежать...

"- Максим, вы ведь в свое время закончили в Ленинграде Театральный институт. Среди ваших учителей был Лев Додин, который считается сегодня одним из лучших театральных режиссеров. У вас не возникало желания поработать в одной команде со своим знаменитым учителем?

Было такое. Когда я ушел из группы "Секрет" и не собирался еще уезжать в Израиль, у меня состоялся серьезный разговор со Львом Абрамовичем. Мы даже решили, что я, наверное, приду работать в его театр. Но потом я испугался и испугался совершенно закономерно. Потому что, учась у Льва Додина, я прекрасно понимал, что такое его театр. Это абсолютное стопроцентное в театре и больше нигде. Это нужно отдать всего себя не только театру, но и непосредственно Льву Абрамовичу. Дело в том, что это особая режиссура, особые театральные отношения. В общем, это не для меня. Я довольно свободолюбивый парень и мне тяжело так безоговорочно отдавать себя в руки пусть даже и любимого учителя."

Но многие выбирали иной путь, и Осипчук был из них.

Додинский театр выковыривает из зрителя далеко спрятанные переживания, взывает к атавизмам сознания, будит рефлексы на уровне симпатической нервной системы. Но это дается актерам ценой собственной колоссальной работы, ценой жизни в иной системе координат. Ценой отказа от дневного света — в театральном зале, как известно, нет окон, а почти все время они проводят там.

О системе координат — в мире Додинского театра — свой язык и свои персонажи. О Додине уже написано как о Мастере, создавшем театральную школу и метод. О жертвах метода пока не написано, вероятно, потому, что они — добровольные и — во имя искусства. В переводе с театрального это значит — святые.

"Додин не употребляет слово "замысел", тем более его сниженные варианты вроде пресловутой "задумки". Его заменяет странное на посторонний слух существительное сговор и производные от него глаголы сговориться, сговариваться. Эти осторожные слова означают уровень взаимопонимания, достигнутый участниками работы, в противовес единоличной, персональной идее режиссера, выходящего к остальным участникам репетиционного процесса с замыслом.

Слово "репетиция" употребляется в разговорах с администрацией, художественно-постановочной частью, на пресс-конференциях и т.п. Артистам же и участникам известно слово проба, в общем, соответствующее немецкому "die Probe" (проба, опыт, испытание, образец, репетиция). Французское "la repetition" (повторение, репетиция) в корне противоречит творческой философии Додина, это будет ясно позднее. Нет места в лексике Додина и "прогону" - одному из самых распространенных словечек театрального арго. Если в процессе постановки спектакля пьеса или какая-либо ее крупная часть играется без остановок — это называется сквозная проба. Слово проба означает также и "этюд" - репетиционное сочинение артистов. При этом часто можно услышать этюдное самочувствие, не всегда в положительном смысле, в зависимости от ситуации.

В репетиционной и учебной работе нет "перерывов" или "антрактов" - всегда паузы. Пауза — содержательный структурный момент, когда накапливаются новые мысли, представления, видения, по додинской терминологии — внутренние тексты. На памяти автора в конце репетиции или урока ни разу не прозвучало "закончили" или "на сегодня всё" и т.п. Вместо этого говорится "на этом прервемся", что, очевидно, можно не комментировать.

Почему-то Додин не любит глагол "уйти" в его буквальном значении, означающем направление движения. Он предпочитает глагол разойтись, видимо, в силу его не такой уж полной завершенности.

В творческой лаборатории Додина сфера слова едва ли не доминирует. Все его основные идеи, намерения, импульсы выражаются преимущественно через слово, всегда оригинальное и выразительное. Шестичасовой монолог — не такая уж большая редкость в биографии Додина, педагога и режиссера. Автору по крайней мере трижды довелось быть свидетелем такой формы общения со студентами и артистами. И все три раза Додину было что сказать.

При этом отношение Додина к слову по меньшей мере двойственно. Он не любит академических терминов в работе. Большинство театральных слов с его точки зрения заплесневело, а иные так субъективно толкуются, что надежнее пользоваться своими собственными. Отсутствие спецтерминологии в общепринятом виде объясняется и одной из личных фобий Додина: страхом оказаться в рабстве у слов на подсознательном уровне. Их беспросветная власть исследовалась в спектаклях "Повелитель мух", "Бесы", "Клаустрофобия", "Чевенгур", отчасти в "Гаудеамусе".

Вообще лингвистический анализ режиссерско-педагогического метода Додина мог бы дать любопытные результаты. Изменения в творческой психологии ощутимы уже на уровне словаря. Вот высказывания пятнадцатилетней давности: "...я уверен: сегодняшнего зрителя нужно надолго и основательно выбить из его привычного течения жизни... Зрителя, который заскочил в театр, надо заставить понять... Для меня сегодня идеал театра — это не тот, который легко укладывается в мое привычное течение жизни, а тот, что вырывает меня из него, ставит под сомнение, требует что-то пересмотреть".

Слав почти что пророческие. И срок исполнился. Надо что-то пересмотреть. Срочно, потому что поступок Шестаковой — острый сигнал к тому, чтобы пересмотреть.

Актеры Додину преданы самозабвенно, по-детски, впитав его пиетет к процессу рождения театра, и отождествляя режиссера с творцом театра.

"- Я сейчас вспоминаю, что перед премьерой "Чайки" в питерском Малом драматическом театре актер Петр Семак получил серьезную травму шеи. Он настоял, чтобы премьеру не откладывали, играл в гипсовом воротнике, потому что не хотел подводить свой театр, своего режиссера...

Значит, в театре у Льва Додина создана команда и сформированы определенные ценности."

Это не совсем так. Потому что сформированы не ценности, а сверхценности, и если в системе происходит второй страшный сбой — пришло время сверхценности эти менять, иначе — рухнуть всему миру. Как рушится театральное здание Театра Европы на улице Рубинштейна в Санкт-Петербурге: "Мы побывали во многих театральных школах Европы, оттуда к нам обращаются за помощью, за советами, с просьбами о всякого рода стажах и курсах, но мы не можем здесь принять коллег, потому что если я их поведу по нашей лестнице, то их хватит кондрашка. Когда-то эта лестница была не менее безобразна, ее никак не хотели чинить. Но вдруг, на наше счастье, пронесся слух, что приедет тогдашний первый секретарь обкома — кажется, на спектакль "Братья и сестры". Обрадованный директор тут же позвонил в райком партии, прислали бригаду рабочих и всю лестницу обили железом, прикрыв многовековую гниль. Первый секретарь обкома не приехал, но долгие годы лестница выглядела пусть и странно по архитектурным признакам, но, по крайней мере, пристойно. Сегодня все отодрано, и снова многовековая гниль высунулась наружу. Среди всего этого ходим, репетируем. Конечно, никого молодого я туда пустить просто не могу, мне стыдно." - Говорит Лев Додин о здании театра...

Но Додинский театр жив не лестницей, а кулисами — духом кулис, атмосферой, которую создает Додин. Говоря об успехе, он немного лукавит.

" - За рубежом, как, впрочем, и дома, публику влечет встреча с подлинным искусством, — считает Лев Додин. — Никого нельзя заманить и заставить терпеливо высидеть в зрительном зале длительное время (а ведь наш спектакль в трех частях по роману Достоевского "Бесы" длится около 10 часов!), если происходящее на сцене не созвучно с мыслями и переживаниями публики. Актеры с предельной искренностью и страстью делятся размышлениями о современных моральных и духовных проблемах, которые волнуют всех. Считаю, что именно эту искренность и злободневность как раз и ценит зритель, будь то в Париже, Лондоне, Брюсселе, Амстердаме или в Петербурге."

Зритель ценит не искренность, зритель чувствует, как на додинской сцене из артиста вытекает настоящая жизнь, как тратится на него, зрителя, кровь и плоть, и потому театр Додина — настоящий.

"- Чувства художественной растерянности избежать не удается, потому что постоянно находишься в состоянии растерянности перед тем, что хотел бы выразить. Художественная растерянность — неотъемлемое свойство человека, который хотел бы что-то сказать. Когда сказать нечего, тогда немоты нет, слов хватает. А вот когда сказать и понять хочется многое, тебя охватывает немота, которую преодолеть очень трудно. Иногда хочется не раскрывать рта. Но я думаю, это не потому, что отстаешь от ритма сегодняшней жизни. Как от нее можно отстать? Сегодняшняя жизнь бьет тебя по голове своими событиями, унижает своим отношением к культуре. Она делает тебя беззащитным от кого бы то ни было. Она взрывает небоскребы в Нью-Йорке и дома в Москве. От чего ты отстаешь? Ты теряешься от того, что не можешь рассказать историю про небоскреб? Но ты и не должен ее рассказывать. Просто в том спектакле, который ты делаешь, сказываются твои нервы, которые это пережили. Если ты делаешь спектакль своими нервами, то волей-неволей этот небоскреб рухнет и в твоем спектакле. Если ты делаешь спектакль чем-то другим, ты тем более не будешь испытывать никакой растерянности, потому что все рецепты ясны и понятны."

Додинский небоскреб рухнул. Из окна в Париже. Надо теперь, чтобы уцелел мастер. Потому что все жизни актерские в додинском театре, как ниточки, зажаты в его руке. Они без него не могут, не хотят, не умеют. Они решили так сами, и это было последним решением. Или — предпоследним, что — самое страшное.

Лев Абрамович Додин... Это имя хорошо известно в театральных кругах. Выдающийся режиссер, талантливый педагог и театральный деятель - он входит в число творческой элиты России. О нем и его работах вы сможете узнать из этой статьи.

Детство и юность будущего режиссера

Лев Додин родился 14.05.1944 г. в городе Сталинске, сегодня это Новокузнецк. Именно здесь его родители находились в эвакуации во время войны. В родной Ленинград они вернулись в 1945 году.

С ранних лет Лев стал посещать занятия в городском Театре юношеского творчества. В ту пору руководителем здесь был замечательный педагог М. Г. Дубровин. Под его влиянием у юного Льва Додина появилось стойкое желание посвятить свою жизнь театру. Окончив школу, Лев Додин становится студентом Государственного института театра, кинематографии и музыки Северной столицы. Его педагогом и наставником был выдающийся режиссер Б. Зон. Своими учителями Додин Лев Абрамович называет еще и Товстоногова, Любимова, Эфроса.

Первые режиссерские шаги

Лев Додин, жизнь и судьба которого после окончания института были всецело связаны с театром, стал осуществлять свои режиссерские задумки.

Его дебют как режиссера совпал с годом выпуска. Так, 1966 год отмечен в творческой биографии Льва Додина выходом телеспектакля «Первая любовь» по И. Тургеневу. Далее последовали работы в Ленинградском театре юного зрителя. Здесь он поставил спектакль «Свои люди - сочтемся» по А. Н. Островскому. В Театре драмы и комедии вышли его «Недоросль», а также «Роза Берндт».

Малый в судьбе режиссера

В 1975 году в жизни Льва Додина появился Малый драматический театр. Сначала режиссер просто сотрудничал с этим Поставил спектакль «Разбойник» К. Чапека. Позднее появились «Назначение» по А. Володину, «Татуированная роза» по Т. Уильямсу, «Живи и помни».

Судьбоносным для Додина стал спектакль «Дом» по роману Ф. Абрамова, вышедший в 1980 г. После этой постановки в 1983 г. Лев Додин получил предложение возглавить театр. С тех самых пор и по сей день он является бессменным руководителем МДТ.
Первой его работой уже в качестве главного режиссера стал спектакль «Братья и сестры». Постановка трудно пробивалась сквозь жернова цензуры. Однако благодаря спектаклям «Дом» и «Братья и сестры» сформировались те художественные основы, которые сегодня составляют такое понятие, как театр Льва Додина.

За 25 лет руководства Л. А. Додиным на сцене МДТ прошли спектакли: «Звезды на утреннем небе», «Повелитель мух», «Старик», «Московский хор», «Gaudeamus», «Бесы», «Король Лир», «Любовь под вязами», «Чевенгур», «Жизнь и судьба», «Клаустрофобия», «Молли Суини», «Бесплодные усилия любви» и другие, всех не перечислить.

В репертуаре театра много спектаклей по произведениям А. П. Чехова, который всегда был интересен Додину. Это знаменитый «Вишневый сад», «Дядя Ваня», «Чайка», «Пьеса без названия».

Преподавательская деятельность

Оригинальный художник, непревзойденный творец театрального эпатажа Лев Додин, спектакли которого в жанрово-стилевом формате почти вызывающе отличаются один от другого, все же по сути является последовательным традиционалистом.

Все его идеи, которые он воплощает на сцене, являются результатом личного, индивидуального осмысления. Он все пропускает через себя, всегда испытывая огромную духовную потребность познания. Наверное, поэтому довольно рано Лев Додин испытал непреодолимое желание и необходимость передавать свой накопленный духовный опыт кому-то другому. И, как результат, с 1969 года он начинает преподавать в Академии театрального искусства Санкт-Петербурга. Сегодня он является профессором Академии и возглавляет кафедру режиссуры. Большая часть обучения для актеров, режиссеров, согласно его методу, проходит в театре. Додин не повторил буквально никого из своих учителей. У него свой Станиславский, Мейерхольд, Дубровин, Зон, Стрелер...

Спектакли, поставленные Додиным, идут по много лет, не теряя своей актуальности, они, вместе с изменяющимся миром, наливаются новым смыслом. Его многочисленные ученики остаются таковыми на протяжении почти всей своей творческой биографии. Среди них - Мария Никифорова, Владимир Захарьев, Петр Семак, Олег Гаянов, Игорь Коняев, Татьяна Шестакова, Сергей Туманов, Наталья Кромина, Владимир Селезнев, Николай Павлов, Андрей Ростовский, Леонид Алимов и др., кто работал и продолжает трудиться с мастером в МДТ. Однако много и таких, кто и вне театра остаются его учениками, являясь приверженцами додинской школы.

Лев Абрамович проводит регулярные мастер-классы в различных театральных школах Европы, а также в Японии и в США. Он является членом жюри литературного конкурса «Северная Пальмира», а также одним из членов жюри питерской театральной премии «Золотой софит».

Метод Додина

Творчество этого замечательного режиссера, созданная им школа не оставляют равнодушным никого. Он обладает феноменальной силой притяжения. В его творческой лаборатории большое внимание уделяется слову. Все свои намерения, идеи, импульсы Лев Додин воплощает через выразительное и всегда оригинальное слово. Ему есть что сказать своим ученикам, поэтому додинские монологи могут длиться часами.

Его метод полностью направлен на создание театрального целого. У него есть свое философское понимание того, что есть театр. Он всегда боролся за Театр-дом, Театр-семью. Созданию такой сцены Лев Додин и посвятил всю свою жизнь. Согласно додинской модели, театр - это коллективный художник, у которого единая коллективная душа. Только в Театре-доме, по мнению Льва Абрамовича, можно создать спектакль, являющийся продуктом большой культуры.

Его творческие эксперименты, режиссерские постановки интересны зрителю. Небольшое по размерам помещение театра не всегда вмещает всех тех, кто желает побывать на его спектаклях.

Наиболее известные мировые постановки режиссера

Лев Додин, фото которого постоянно появляются в СМИ и изданиях соответствующей тематики, является автором более шестидесяти оперных, а также драматических спектаклей, имевших успех на различных мировых сценах. Наиболее известные из них - это «Банкрот», поставленный в Финском национальном театре, «Электра» и «Саломея» Р. Штрауса, «Леди Макбет Мценского уезда», «Господа Головлевы», «Кроткая» во МХАТе, «Пиковая Дама», «Мазепа», «Демон» А. Рубинштейна. Оперные постановки создавались им в сотрудничестве с выдающимися дирижерами: Мстиславом Ростроповичем, Клаудио Аббадо, Джеймсом Конлоном и др.

Награды и звания

Лев Додин является народным артистом России, лауреатом государственных премий СССР и РФ, премии Президента РФ. Его спектакли и театральная деятельность отмечены рядом российских и международных наград. В 1994 г. он был удостоен французского ордена Литературы и искусства.

Российский театральный режиссер Лев Додин . Известен как директор и художественный руководитель Малого Драматического театра в Санкт-Петербурге, заведующий кафедрой режиссуры СПГАТИ. Додин является обладателем Золотой Маски, а также званий Народного артиста России и Заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Лев Додин родился в 1944 году в городе Сталинск (Новокузнецк), где его родители спасались в эвакуации от ленинградской блокады. После окончания войны вместе с ними Лев вернулся в город на Неве, где и остался жить на долгие годы.

С раннего детства маленький Лев увлекся театром, был частым завсегдатаем ленинградских сцен для юных зрителей. Будучи школьником, начал ходить в Театр Юношеского Творчества при Дворце пионеров и там впервые ощутил силу искусства и осознание, что должен принадлежать этому миру.

Сразу же после окончания учебы в школе Лев успешно поступил в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии на курс знаменитого Бориса Зона, выпустившего немало талантливых актеров. Отучившись положенное количество лет на актерском, Додин продолжил обучение еще на год в студии режиссуры Зона и окончил институт только в 1966 году.

Спустя всего год после выпуска из института Додин сам становится преподавателем ЛГИТМиКа, обучая студентов режиссуре и актерскому мастерству. Этот пост останется за ним надолго.

Лев Додин: «Я не столько режиссер, сколько педагог. По крайней мере, первого для меня не существует без второго. И я давно бы перестал заниматься режиссурой, если бы в нее не входила педагогика».

Творческий путь Льва Додина / Lev Dodin

Первой самостоятельной творческой работой Льва Додина стал телеспектакль «Первая любовь», поставленный по повести Тургенева.

С 1967 Додин приходит в Ленинградский Театр Юного Зрителя, где за шесть лет ставит около 10 спектаклей.

В 1974 году он уходит в Малый драматический театр Санкт-Петербурга. Под его руководством МДТ входит в состав Союза Театров Европы, а затем получает и статус «Театра Европы».

Лев Додин является обладателем множества театральных и государственных премий. Среди них - Премия имени Георгия Товстоногова, Театральная премия «Золотой софит», Орден за заслуги перед Отечеством, Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства, Государственная премия СССР, Государственная премия Российской Федерации, Европейская театральная премия.

В 1983 году Додина назначают художественным руководителем МДТ, а в 2002 году он соглашается занять пост директора театра.

Лев Додин: «Когда мне предложили этот пост, первая мысль была – отказаться. Но в это время в труппе уже были мои ученики, которые написали мне письмо с просьбой прийти в театр. Потом к ним добавились еще выпуски, еще. Со многими мы работаем уже больше четверти века. И пока – тьфу-тьфу – не только не устали друг от друга, но, как мне кажется, только начинаем друг друга понимать по-настоящему.».

Параллельно работе в МДТ Додин время о времени сотрудничает с другими театрами, в числе хоторых Ленинградский областной Театр драмы и комедии, Ленинградский театр Комедии, МХАТ им. М. Горького, Ленинградский Большой драматический театр им. М. Горького. Он также ставит свои спектакли на сценах Амстердама, Флоренции, Хельсинки и Зальцбурга.

В репертуаре Додина есть работы по произведениям таких классиков, как Антон Чехов , Уильям Шекспир , Федор Достоевский , Дмитрий Шостакович и др.

Лев Додин: «Режиссура - это ведь забег на длинную дистанцию. Более чем марафонскую. Она требует мощной жизненной закалки - надо вести куда-то большую группу артистов, вести театр в целом, всех сотрудников, тратить немалые деньги, принимая решения…».

О своей личной жизни Додин предпочитает не рассказывать. Известно только, что он женат на Татьяне Шестаковой, и это его второй брак после развода с Натальей Теняковой .

  • Фильмография Льва Додина / Lev Dodin

  • 2009 Чевенгур (фильм-спектакль)
  • 2009 Пьеса без названия (фильм-спектакль)
  • 2009 Московский хор (фильм-спектакль)
  • 2008 Бесы (фильм-спектакль)
  • 1989 Звезды на утреннем небе (фильм-спектакль)
  • 1987 Кроткая (фильм-спектакль)
  • 1983 Ах, эти звёзды… (фильм-спектакль)
  • 1982 Дом (фильм-спектакль)
  • 1966 Первая любовь (фильм-спектакль)

Художественный руководитель Малого драматического театра, один из самых известных и почитаемых в мире российских театральных режиссеров. В 1966 году окончил режиссерский факультет ЛГИТМиКа, работал в Ленинградском ТЮЗе, Театре на Литейном, ставил на малой сцене БДТ. С 1975 года работает в МДТ, с 1983 года становится его художественным руководителем. Мировая известность к Додину пришла после эпичной постановки «Братья и сестры» (по трилогии Федора Абрамова «Пряслины»), работа над которой длилась десять лет. Режиссер работал и работает со многими ведущими сценами мира. Во МХАТе он ставил «Господ Головлевых» по роману Салтыкова-Щедрина с Иннокентием Смоктуновским (1984); оперу Штрауса «Электра» для Зальцбургского фестиваля; «Пиковую даму» Чайковского в Нидерландской опере. Каждая новая работа Додина в МДТ - будь то «Коварство и любовь», «Вишневый сад» или «Гамлет» - становится одним из главных событий сезона в Петербурге. Спектакли Льва Додина регулярно номинируются на «Золотую маску» и практически всегда становятся лауреатами.

Родился 14 мая 1944 года в г. Сталинск (ныне - Новокузнецк) Кемеровской области, в эвакуации.

Заслуженный деятель искусств РСФСР (27.06.1986).
Народный артист России (26.10.1993).

Сразу после школы поступил в Ленинградский театральный институт, в класс выдающегося петербургского театрального учителя Бориса Вульфовича Зона. Первая постановка - в 1966 году телеспектакль «Первая любовь» по повести Тургенева.
В 1967 году начал преподавать актерское мастерство и режиссуру в ЛГИТМиКа, воспитал не одно поколение актеров и режиссеров, профессор, заведовал кафедрой режиссуры в СПГАТИ.
Работал в Ленинградском ТЮЗе, где поставил, в частности, «Свои люди - сочтёмся» А. Н. Островского (1973) и несколько спектаклей вместе с Зиновием Корогодским.
В 1975-1979 годах работал в Ленинградском областном Театре драмы и комедии (ныне - Театр на Литейном).
В 1975 год началось его сотрудничество с Ленинградским МДТ.
С 1983 года - художественный руководитель Академического Малого драматического театра, а с 2002 года - и директор.
В 1992 году Лев Додин и руководимый им театр были приглашены в состав Союза Театров Европы, а в сентябре 1998 года Малый драматический получил статус «Театра Европы», - третьим, после Театра Одеон в Париже и театра "Пикколо" Джорджо Стрелера.

Спектакли Льва Додина игрались в 27 странах мира, в том числе в США, Австралии, Японии, Франции, Германии, Великобритании, Швейцарии, Италии, Финляндии, Чехии, Испании, Швеции, Бразилии, Израиле, Греции, Дании, Ирландии, Финляндии, Польше, Румынии, Норвегии, Португалии, Канаде, Голландии, Австрии, Югославии, Новой Зеландии, Бельгии, Венгрии. Осенью 1999 года в Италии прошел фестиваль спектаклей Додина.
Спектакль "Гаудеамус" удостоен премии "UBU" в Италии, грамоты Лоуренса Оливье в Англии, премии за лучший спектакль на иностранном языке во Франции. После гастролей в Англии в 1988 году Малый драматический театр (за спектакль "Звезды на утреннем небе") награжден премией Лоуренса Оливье.

Почётный доктор СПбГУП (2006).
Почётный член Российской академии художеств.
Почётный Президент Союза театров Европы (2012).

Брат - доктор геолого-минералогических наук, член-корреспондент Российской Академии наук Давид Додин (род. 1935).
Был женат на актрисе Наталье Теняковой.
Супруга - народная артистка России Татьяна Шестакова.

театральные работы

Постановки (в скобках - художники постановщики)

Ленинградский ТЮЗ
1967 - «После казни прошу...» В. Долгого. Постановка З. Корогодского, режиссер Л. Додин (Г. Берман)
1968 - «Наш цирк» Сочинение и постановка З. Корогодского, Л. Додина, В. М. Фильштинского (З. Аршакуни)
1968 - «Хозяин» по рассказам М. Горького «Хозяин» и «Коновалов». Постановка З. Корогодского, режиссер Л. Додин (А.Е. Порай-Кошиц)
1968 - «Модель 18-68» Б. Голлера. Постановка З. Корогодского, режиссер Л. Додин (Н. Иванова)
1969 - «Наш, только наш…» Сочинение и постановка З. Корогодского, Додина, В. Фильштинского (М. Азизян)
1970 - «Сказки Чуковского» («Наш Чуковский»). Сочинение и по­становка З. Корогодского, Додина, В. Филыштинского (З. Аршакуни, Н. Полякова, А. Е. Порай-Кошиц, В. Соловьева, под руководством Н. Ивановой)
1970 - «Гибель эскадры» А. Корнейчука. Постановка З. Корогодского, режиссер Л. Додин (В. Доррер)
1971 - «Открытый урок». Сочинение и постановка З. Корогодского, Л. Додина, В. Фильштинского (А. Е. Порай-Кошиц)
1971 - «А вот что бы ты выбрал?..» А. Кургатникова (М. Смирнов)
1973 - «Месс-Менд» В. Меньшова по роману М. Шагинян. Постановка З. Корогодского, режиссер Л. Додин (М. Китаев)
1973 - «Свои люди - сочтемся» А. Островского (Э. Кочергин)

Малый драматический театр
1974 - «Разбойник» К. Чапека (Э. Кочергин, костюмы И. Габай)
1977 - «Татуированная роза» Т. Уильямса (М. Катаев, костюмы И. Габай)
1978 - «Назначение» А. Володина (М. Китаев)
1979 - «Живи и помни» по роману В. Распутина (Э. Кочергин, костюмы И. Габай)
1980 - «Дом» по роману Ф. Абрамова (Э. Кочергин, костюмы И. Габай)
1984 - «Скамейка» А. Гельмана (худрук постановки). Режиссёр Е. Арье (Д. А. Крымов)
1985 - «Братья и сестры» по трилогии Ф. Абрамова «Пряслины» (Э. Кочергин, костюмы И. Габай)
1986 - «Повелитель мух» по роману У. Голдинга (Д. Л. Боров­ский)
1987 - «В сторону солнца» по одноактным пьесам А. Володина (М. Китаев)
1987 - «Звёзды на утреннем небе» А. Галина (худрук постановки). Режиссёр Т. Шестакова (А. Е. Порай-Кошиц)
1988 - «Старик» по роману Ю. Трифонова (Э. Кочерги­н, костюмы И. Габай)
1988 - «Возвращенные страницы» (литературный вечер). Постанов­ка Додина. Режиссёр В. Галендеев (А. Е. Порай-Кошиц)
1990 - «Gaudeamus» по мотивам повести С. Каледина «Стройбат» (А. Е. Порай-Кошиц)
1991 - «Бесы» по Ф. М. Достоевскому (Э. Кочергин, костюмы И. Габай)
1992 - «Разбитый кувшин» Г. фон Клейста (худрук постановки). Режиссёр В. Фильштинский (А. Орлов, костюмы О. Саваренской)
1994 - «Любовь под вязами» Ю. О’Нила (Э. Кочергин, костюмы И. Габай)
1994 - «Вишнёвый сад» А. П. Чехова (Э. Кочергин, костюмы И. Габай)
1994 - «Клаустрофобия» по мотивам современной русской прозы (А. Е. Порай-Кошиц)
1997 - «Пьеса без названия» А. П. Чехова (А. Е. Порай-Кошиц, костюмы И. Цветковой)
1999 - «Чевенгур» по А. П. Платонову (А. Е. Порай-Кошиц, костюмы И.Цветковой)
2000 - «Молли Суини» Б. Фрила (Д. Л. Боров­ский, костюмы И.Цветковой)
2001 - «Чайка» А. П. Чехова (А. Е. Порай-Кошиц, костюмы Х. Оболенской)
2002 - «Московский хор» Л. Петрушевской (худрук постановки) (А. Порай-Кошиц, костюмы И. Цветковой)
2003 - «Дядя Ваня» А. П. Чехова (Д. Л. Боров­ский)
2006 - «Король Лир» У. Шекспира (Д. Л. Боров­ский)
2007 - «Жизнь и судьба» по В. С. Гроссману, инсценировка Л. Додина (А. Е. Порай-Кошиц)
2007 - «Варшавская мелодия» Л. Зорина (худрук постановки) (Идея сценографии Д. Л. Боров­ский; Художник А. Е. Порай-Кошиц)
2008 - «Долгое путешествие в ночь» Ю. О’Нила (А. Боровский)
2008 - «Бесплодные усилия любви» У. Шекспира (А. Боровский)
2009 - «Повелитель мух» У. Голдинга (Сценография и костюмы Д. Л. Боров­ский; реализация сценографии А. Е. Порай-Кошиц)
2009 - «Прекрасное воскресенье для разбитого сердца» Т. Уильямса (Александр Боровский)
2010 - «Три сестры» А. П. Чехова (А. Боровский)
2011 - «Портрет с дождем» по киносценарию А. Володина (А. Боровский)
2012 - «Коварство и любовь» Ф. Шиллера (А. Боровский)
2013 - «Враг народа» Г. Ибсена (А. Боровский)
2013 - «Он в Аргентине» Л. Петрушевской (худрук постановки). Режиссер Т. Шестакова (А. Боровский)

Ленинградский областной Театр драмы и комедии
1975 - «Роза Бернд» Г. Гауптмана (Л. Михайлов)
1977 - «Недоросль» Д. Фонвизина (Э. Кочергин, костюмы И. Габай)

МХАТ им. М. Горького
1984 - «Господа Головлёвы» по М. Е. Салтыкова-Щедрину (Оформление Э. Кочергина, костюмы И. Габай)
1985 - «Кроткая» по Ф. М. Достоевскому (Э. Кочергин, кос­тюмы И. Габай)

Ленинградский театр Комедии
1980 - «Продолжение Дон Жуана» Э. Радзинского (М. Китаев, костюмы О. Саваренской)

Ленинградский Большой драматический те­атр им. М. Горького
1981 - «Кроткая» по Ф. М. Достоевскому (Э. Кочергин, кос­тюмы И. Габай)

Учебный театр ЛГИТМиК
1978 - «Братья и сестры» по трилогии Ф. Абрамова "Пряслины". Постановка А. Кацмана и Л. Додина (Н. Билибина)
1979 - «Бесплодные усилия любви» У. Шекспира. Постановка А. Кацмана и Л. Додина (Н. Билибина)
1979 - «Если бы, если бы...» Постановка А. Кацмана и Л. Додина
1983 - «Братья Карамазовы» по роману Ф. Достоевского. Постановка А. Кацмана, Л. Додина и А. Андреева (Н. Билибина)
1983 - «Ах, эти звезды!» Постановка А. Кацмана, Л. Додина и А. Андреева

Постановки за рубежом
1986 - «Банкрот» («Свои люди - сочтемся!») А. Н. Островского (Э. Кочергин, костюмы И. Габай) - Национальный театр, Хельсинки, Финляндия
1995 - «Электра» Р. Штрауса. Дирижёр К. Аббадо (Д. Л. Боров­ский) - Зальцбургский Пасхальный фестиваль
1996 - «Электра» Р. Штрауса. Дирижёр К. Аббадо (Д. Л. Боров­ский) - Театр Коммунале, Флорентийский музыкальный май
1998 - «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Д. Шостаковича. Дирижёр С. Бычков (Д. Л. Боров­ский) - Театр Коммунале, Фло­рентийский музыкальный май
1998 - «Пиковая дама» П. И. Чайковского. Дирижёр С. Бычков (Д. Л. Боров­ский) - Нидерландская опера (Стопера), Амстердам
1999 - «Пиковая дама» П. Чайковского. Дирижер В. Юровский (Д. Боровский) - Национальная Парижская опера
1999 - «Мазепа» П.И. Чайковского. Дирижёр М. Ростропович (Д. Боровский) - Театр Ла Скала
2003 - «Демон» А. Рубинштейна. Дирижёр В. Гергиев (Д. Боровский, художник по костюмам Х. Оболенская) - Париж, Театр Шатле
2003 - «Отелло» Дж. Верди. Дирижёр З. Мета (Д. Боровский) - Флоренция, Театр Комунале
2003 - «Саломея» Р. Штрауса. Дирижер Джеймс Конлон (Давид Боровский) - Париж, Опера де Бастиль
2005 - «Пиковая дама» П. Чайковского. Дирижер Г. Родждественский (Д. Боровский) - Национальная Парижская опера
2012 - «Пиковая дама» П. Чайковского. Дирижер Д. Юровский (Д. Боровский) - Национальная Парижская опера

призы и награды

Государственная премия СССР (1986) - за спектакли «Дом» и «Братья и сёстры» по произведениям Ф. А. Абрамова в МДТ.
Государственная премия Российской Федерации (1992) - за спектакль «Для веселья нам даны молодые годы» по мотивам повести С. Каледина «Стройбат» в МДТ.
Государственная премия Российской Федерации (2002) - за спектакль АМДТ-Театра Европы «Московский хор».
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (24 марта 2009).
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (9 мая 2004).
Премия Президента РФ в области литературы и искусства (2000).
Независимая российская премия в области искусства «Триумф» (1992).
Премия французских театральных и музыкальных критиков (1992).
Региональная английской театральной премии (1992).
Офицер ордена искусств и литературы (Франция, 1994).
Премия Фонда имени К.С. Станиславского «За выдающиеся заслуги в педагогике» (1996), «За вклад в развитие российского театра» (2008).
Премия «Золотой софит» (1996, 2007, 2008, 2011).
Национальная театральная премия «Золотая маска» (1997, 1999, 2004).
Высшая европейская театральная премия «Европа – Театру» (2000).
Премия имени Георгия Товстоногова "за выдающийся вклад в развитие театрального искусства" (2002).
Независимая московская театральная премия «Чайка» (2003).
Премия Национальной ассоциации театральных критиков Италии за сезон 2003/2004 годов.
Премия Правительства Санкт-Петербурга в области культуры, литературы и архитектуры (2004).
Награжден медалью венгерского правительства "За вклад в развитие культуры Венгрии" (2005).
Международная премия за развитие и укрепление гуманитарных связей в странах Балтийского региона «Балтийская звезда» (2007).
Премия Федерации еврейских общин России «Человек года» (2007).
Премия «Прорыв» в номинации "Мастер" (2011).
Премия им. Андрея Толубеева в номинации "За сохранение и развитие методологии живого театра" (2011).
Платоновская премия в области литературы и искусства "За сохранение традиций русского репертуарного театра и выдающиеся постановки последних лет" (2012).
Театральная премия СПб «Золотой софит» в номинации "Лучший режиссёр" (2013).
Российская Национальная актерская премии имени Андрея Миронова «Фигаро» в номинации "За служение русскому репертуарному театру"(2013).
Почетный знак "За заслуги перед Санкт-Петербургом" (2013).
Царскосельская художественная премия "За выдающийся вклад в мировое театральное искусство" (2013).

Выбор редакции
Трудная дорога, политая кровью врагов и друзей, слезами отчаяния и скорби, приводит Хранителя Алмазного и Деревянного Мечей, мага и...

Сильвия Дэй Посвящается моей семье, которая постоянно меня поддерживает. И, несмотря на то что я так много времени провожу за письменным...

Николай Семенович Лесков Свердловск Средне-Уральское Книжное Издательство 1974 Н. ЛЕСКОВ Сказ о Тульском косом Левше и стальной блохе...

Испытание огнем Джеймс Дэшнер (Пока оценок нет) Название: Испытание огнемО книге «Испытание огнем» Джеймс Дэшнер Лабиринт пройден, но...
Увидев умершего родственника живым во сне, большинство людей останется под неприятнейшим впечатлением. К чему снятся умершие родственники...
Из компота — к расставанию с возлюбленным. К чему снится ягода морошка , постараемся глубоко вникнуть в суть такого сна, во первых и это...
Образ спящей девочки, явившийся во сне, обещает долгожданный прорыв в профессиональной сфере. Период застоя сменится фазой активного...
Беременность во сне трактуется сонниками по-разному. Значение такого сновидения зависит от многих факторов. Во-первых, носите ли вы...
ВконтактеОдноклассники Приснилось украли Деньги, но нужного толкования сна нет в соннике?Наши эксперты помогут Вам узнать к чему снится...