Маленькие люди в произведениях. Образ "маленького человека" в русской литературе


Аникин А. А. Определение «маленький человек» – подлинный долгожитель в школьном и вузовском литературоведении. Лишенное научной сухости, оно удобно и для экзаменационных тем. Поэтому естественно, что сложился определенный смысловой и эмоциональный стереотип, сопровождающий это выражение. Даже сами литературные герои откровенно так себя и рекомендуют: «Я, сударь, маленький человек» (Кулигин из пьесы А.Н. Островского «Гроза»), с естественным добавлением: «Меня обидеть можно!». Вот, казалось бы, и весь нехитрый смысл этого наименования. Но это явно лукавая простота, которая из-за своего многолетнего, а то и векового бытования оказывается совершенно непродуктивной как для литературоведческого анализа, так и для живого, толкового сочинения. Эта видимая простоватость усугубляется и тем, что образ «маленького человека», из сострадания что ли, обычно примолаживают: добро, когда его родословную ведут от «Бедной Лизы» Н.М. Карамзина, а то ведь откинут еще полвека и дадут в «отцы» Н.В. Гоголя с повестью «Шинель». Если взглянуть непредвзято, не через сложившиеся догмы, то увидим иную картину. Во-первых, не всякий изображенный бедняк будет отвечать этой теме. Тот же Кулигин исполнен такого претенциозного пафоса, что определение «маленький человек» скорее маска, чем подлинность. Он хочет «умом громам повелевать», он все природные законы отвергнет и изобретет «перпету мобиле», пресловутый вечный двигатель, символ человеческой гордыни; он видит себя богачом, обладателем миллиона, судьей и благодетелем народа, чуть ли не глашатаем Бога (в заключительной реплике «она теперь перед судией, который милосерднее вас»), да и «обидеть» его едва ли возможно: слишком назойливы и вызывающи у него требования «финансировать» его, кулигинские, изобретательские капризы… Во-вторых, уже из короткой оценки Кулигина видно, что содержание образа с эмблемой «маленького человека» далеко не монотонно, скорее парадоксально, и именно это делает данную тему интересной и живой, несмотря на известные издержки всякого устойчивого выражения. Коротко говоря, сложившийся шаблон состоит в том, что «маленький человек» рассматривается как жертва тех или иных общественных отношений: если он хорош (предположим, как Самсон Вырин), то общество несправедливо держит его в четырнадцатом, последнем своем классе; если он плох, как чиновник девятого класса Акакий Башмачкин, то общество и виновато в его недостатках (вспомним, что Н.Г. Чернышевский называл Акакия Акакиевича не иначе как «идиотом»: «круглый невежда и совершенный идиот, ни к чему не способный», 5, 323). Раскрывать тему в подобном духе не только пошло или неинтересно, но главное – это значит не понимать текст, а подгонять его под идеологическую схему, которая остается живучей, несмотря на кажущуюся смену общественных идеологий. Так, в дальнейшем мы обратимся к тем же образам Пушкина и Гоголя, но подчеркнем, что строить социальную защиту их героев не входит в авторскую позицию, и это, однако, отнюдь не перечеркивает мотив сострадания: авторы видят своих героев не в социально-политических координатах, а скорее ставят их перед Богом, перед вечностью, перед сущностями человеческого бытия (яркие символические эпизоды: притча о блудном сыне, выбор имени, смерть и преображение и т. д.).

1. «Станционный смотритель» А. С. Пушкина.
2. «Шинель» Н. В. Гоголя.
3. «Бедные люди» Ф. М. Достоевского.

Судьба простого человека с его бедами и повседневными заботами на первый взгляд может показаться не слишком богатым материалом для литературного творчества. В самом деле, чем может увлечь воображение описание незатейливого быта и однообразного труда? Однако гениальные мастера слова сумели приоткрыть завесу обыденного существования и показать переживания и чаяния простого человека, нередко глубокие и сильные, порой даже трагические.

А. С. Пушкин, в творчестве которого затрагивается множество разнообразных проблем, не обошел своим вниманием и тему «маленького человека». Судьба Самсона Вырина, станционного смотрителя, поначалу складывалась достаточно благополучно. Конечно, этот человек не был богат, но все-таки он имел место, которое приносило ему скромный доход, а главной радостью в жизни вдовца была дочь Дуня. Богатые и знатные проезжие не привыкли слишком церемониться со станционными смотрителями, которые в чиновничьей иерархии стояли на самой низшей ступени. Но очарование Дуни обычно способствовало тому, что проезжающие, стараясь расположить девушку в свою пользу, вели » себя достаточно уважительно и с ее отцом.

Однако бесправие и незащищенность простого человека становятся явными, когда происходит несчастье. Офицер Минский, увезший Дуню, отлично понимает, что станционному смотрителю нечего противопоставить светскому барину: Вырин не богат, не знатен, не имеет высокого чина. Кто всерьез воспримет жалобу такого незначительного человечишки? Да и вряд ли он достучится до кого-нибудь — влиятельные персоны не слишком охотно снисходят до всякой мелочи. Поступок Минского — увоз простой девушки, которая ему приглянулась, в светском обществе не вызвал бы осуждения, наоборот, создал бы вокруг молодого повесы некий романтический ореол, приятный для его самолюбия. Пренебрежение офицера к простому человеку проявляется в том, что Минский дает Вырину деньги и гонит его прочь, не задумываясь, что у станционного смотрителя есть отцовские чувства, чувство собственного достоинства.

Подобное отношение к «маленькому человеку» было распространено в высших кругах общества. Пушкин показал всю ложность и преступность подобных представлений. Переживания незначительного служащего, внезапно лишившегося дочери, оскорбленного ее любовником, оказываются глубокими и мучительными. Подобные чувства просто неведомы были многим блистательным светским франтам, видевшем в смотрителе лишь элемент дорожного благоустройства. Трагический конец Вырина типичен — на Руси издавна принято любое горе заливать спиртными напитками.

Трагична и судьба Акакия Акакиевича Башмачкина в повести Н. В. Гоголя «Шинель». Однако важно отметить: сам персонаж воспринимает как трагедию утрату новой шинели, между тем как вся его жизнь, в сущности, представляет собой гораздо более горестное зрелище. Однообразное существование, в котором нет ни глубоких душевных порывов, ни сильных стремлений, ни целей, вялое движение от рождения к неизбежному концу... А зачем, ради чего?.. Трагизм повести не снижается и тогда, когда в жизни Акакия Акакиевича появляется цель — новая шинель. В нее он вкладывает не только собранные путем строжайшей экономии денежные средства, но и силы души, еще не утраченные окончательно от переписывания бумаг. Новая шинель становится для Акакия Акакиевича в некотором смысле священным предметом; стоит ли удивляться страданиям бедного чиновника, утратившего эту драгоценную для него вещь! Нужно отметить, что шинель, конечно, действительно была необходима злополучному чиновнику — ведь старая еле держалась, а в холода тоже надо ходить на службу. Денег на вторую шинель у бедолаги нет. Но еще больше, чем утрата шинели, потрясло Башмачкинато, как обошелся с ним высокопоставленный чиновник, к которому Акакий Акакиевич обратился с жалобой. Пренебрежение и грубость «значительного лица» сыграли в судьбе бедного чиновника роль более зловещую, чем воры, похитившие шинель. Подлинная трагедия заключается в том, что Акакий Акакиевич оказался абсолютно беззащитным. Гоголь подчеркнул, что его персонаж никому не был интересен и дорог. Действительно у Акакия Акакиевича не было семьи, детей, но намного ли счастливее его оказался Самсон Вырин, у которого была дочь? Отец в ней души не чаял, а она, уехав с офицером, вспомнила об отце лишь через много лет, когда тот уже умер.

Как трагедию переживают эти люди предстоящую разлуку. Хотя, казалось бы, Варвара должна радоваться неожиданной удаче: ей больше не нужно трудиться, не смыкая глаз по ночам, она будет жить в полном достатке — господин Быков женится на ней и увезет ее в свое имение. У нее будет положение в обществе, и уже не будет она подвергаться приставаниям нахальных франтов и сластолюбивых стариков. Мало радости было у Варвары, но дружбу с Макаром Алексеевичем девушка по-настоящему ценит. И он переживает, как сложится ее жизнь, с грустью думает о том, как же он останется один. Общение с Варварой придавало смысла и поэзии его скучной, однообразной жизни. Достоевскому удалось правдиво показать благородные, высокие чувства, которые встречаются в душах «маленьких людей».

В заключение можно сказать, что интерес писателей к жизни небогатых чиновников и служащих, а также крестьян, стал решительным шагом от романтических традиций к реализму — направлению в литературе и искусстве, основным принципом которого является изображение, максимально приближенное к действительности.

Тема изображения «маленького человека» не является новой в русской литературе. Проблеме человека в свое время уделяли большое внимание Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов и другие. Первым писателем, который открыл нам мир “маленьких людей” был Н.М. Карамзин. Самое большое влияние на последующую литературу оказала его повесть “Бедная Лиза”. Автор положил начало огромному циклу произведений о “маленьких людях”, сделал первый шаг в эту неизвестную до этого тему. Именно он открыл дорогу таким писателям будущего как Гоголь, Достоевский и другие.

А.С. Пушкин был следующим писателем, в сферу творческого внимания которого стала входить вся огромная Россия, ее просторы, жизнь деревень, Петербург и Москва открывались уже не только с роскошного подъезда, но и через узкие двери бедняцких домов. Впервые русская литература так пронзительно и наглядно показала искажение личности враждебной ей средой. Самсон Вырин («Станционный смотритель») и Евгений («Медный всадник») как раз представляют собой мелкое чиновничество того времени. Но А. С. Пушкин указывает нам на «маленького человека», которого мы обязаны заметить.

Еще глубже, чем Пушкин, эту тему раскрыл Лермонтов. Наивную прелесть народного характере воссоздал поэт в образе Максима Максимыча. Герои Лермонтова его “маленькие люди”, отличаются от всех предыдущих. Это уже не пассивные люди как у Пушкина, и не иллюзорные, как у Карамзина, это люди в душе которых уже готова почва для крика протеста тому миру, в котором они живут.

Н. В. Гоголь целенаправленно отстоял право изображения «маленького человека» как объекта литературных исследований. У Н. В. Гоголя человек целиком ограничен своим социальным статусом. Акакий Акакиевич производит впечатление человека не только забитого и жалкого, но и вовсе недалекого. У него, безусловно, есть чувства, но они маленькие и сводятся к радости обладания шинелью. И только одно чувство в нем огромно – это страх. В этом, по Гоголю повинна система социального устройства, и его «маленький человек» умирает не от унижения и оскорбления, а больше от страха.

У Ф. М. Достоевского «маленький человек» — это прежде всего личность безусловно более глубокая, чем Самсон Вырин или Акакий Акакиевич. Ф. М. Достоевского так и называет свой роман «Бедные люди». Автор предлагает нам прочувствовать, пережить все вместе с героем и подводит нас к мысли о том, что «маленькие люди» — не только личности в полном смысле этого слова, но их личностное чувство, их амбициозность намного больше даже, чем у людей с положением в обществе. «Маленькие люди» наиболее ранимы, и для них страшно то, что все остальные не увидят их духовно богатую натуру. Макар Девушкин считает свою помощь Вареньке некоторой благотворительностью, показывая тем самым, что он не ограниченный бедняк, думающий лишь об взыскании и удержании денег. Он, конечно, не подозревает, что этой помощью движет не желание выделиться, а любовь. Но это еще раз доказывает нам главную мысль Достоевского – «маленький человек» способен и на высокие глубокие чувства. Продолжение темы “маленького человека” мы находим у Ф. М. Достоевского в первом большом проблемном романе “Преступление и наказание”. Самое важное и новое, по сравнению с другими писателями, раскрывавшими эту тему, это способность у забитого человека Достоевского заглянуть в себя, способность самоанализа и соответствующих действий. Писатель подчиняет героев детальному самоанализу, ни у какого другого писателя в очерках, повестях, сочувственно изображавших быт и нравы городской бедноты не было такой неторопливой и сосредоточенной психологической проникновенности и глубины изображения характера действующих лиц.

Особенно ярко раскрывается тема «маленького человека» в творчестве А. П. Чехова. Исследуя психологию своих героев, Чехов открывает новый психологический тип – холопа по натуре, существа по душе и духовным потребностям пресмыкающегося. Таков, например, Червяков, который находит истинной наслаждение в унижении. Причины унижения «маленького человека», по мнению Чехова, — он сам.

Маленький человек - это человек невысокого социального положения и происхождения, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный. И Пушкин, и Гоголь, создавая образ маленького человека, хотели напомнить читателям, привыкшим восхищаться романтическими героями, что самый обыкновенный человек тоже человек, достойный сочувствия, внимания, поддержки.

К теме маленького человека обращаются также писатели конца XIX и начала XX века : А. Чехов , М. Горький , Л. Андреев , Ф. Сологуб , А. Аверченко , К. Тренёв , И. Шмелёв , С. Юшкевич . Силу трагизма маленьких людей - «героев зловонных и темных углов» (А. Григорьев) - верно определил П. Вайль :

Маленький человек из великой русской литературы настолько мал, что дальнейшему уменьшению не подлежит. Изменения могли идти только в сторону увеличения. Этим и занялись западные последователи нашей классической традиции. Из нашего Маленького человека вышли разросшиеся до глобальных размеров […] герои Кафки , Беккета , Камю […]. Советская культура сбросила башмачкинскую шинель - на плечи живого Маленького человека, который никуда, конечно, не делся, просто убрался с идеологической поверхности, умер в литературе.

Маленький человек, не вписывающийся в каноны соцреализма, перекочевал в литературное подполье и начал существовать в бытовой сатире М. Зощенко , М. Булгакова , В. Войновича .

Из многогранной литературной галереи маленьких людей выделяются герои, стремящиеся снискать всеобщее почтение через изменение своего материального статуса или внешнего облика («Лука Прохорович» - 1838, Е. Гребенки ; «Шинель» - 1842, Н. Гоголя); охваченные страхом перед жизнью («Человек в футляре» - 1898, А. Чехова; «Наш человек в футляре» - 1989, В. Пьецуха); которые в условиях подавляющей бюрократической действительности заболевают психическими расстройствами («Двойник» - 1846, Ф. Достоевского ; «Дьяволиада» - 1924, М. Булгакова); у которых внутренний протест против общественных противоречий уживается с болезненным стремлением возвысить себя, приобрести богатство, что в итоге приводит их к потере рассудка («Записки сумасшедшего» - 1834, Н. Гоголя; «Двойник» Ф.Достоевского); которых страх перед начальством приводит к сумасшествию или к смерти («Слабое сердце» - 1848, Ф.Достоевского, «Смерть чиновника» - 1883, А. Чехова); которые, опасаясь подвергнуть себя критике, изменяют свое поведение и мысли («Хамелеон» - 1884, А. Чехова; «Веселые устрицы» - 1910, А. Аверченко); которые могут обрести счастье только в любви к женщине («Старческий грех» - 1861, А. Писемского ; «Горы» - 1989, Е. Попова) которые хотят изменить свою жизнь путем применения магических средств («Верное лекарство» - 1840, Е. Грёбенки; «Маленький человек» - 1905, Ф. Сологуба); которые из-за жизненных неудач решаются покончить с собой («Старческий грех» - А. Писемского; «Рассказ о Сергее Петровиче» - 1900, Л. Андреева)

Примечания

Литература

  • Mazurkiewicz E., Mały człowiek, , t. V, pod red. Andrzeja de Lazari, Łódź 2003, s. 152-154.
  • Gonczarowa O., Sentymentalizm, Idee w Rosji. Leksykon rosyjsko-polsko-angielski , t. V, pod red. Andrzeja de Lazari, Łódź 2003, s. 256-260.
  • Сахарова Е. М., Семибратова И. В., Энциклопедия русской жизни , Москва 1981.

Ссылки

  • Ерофеев, В. Тревожные уроки Мелкого беса
  • Дмитриевская, Л.Н. Новый взгляд на образ «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель» // Русский язык, литература, культура в школе и вузе. - Киев, №4, 2009. С.2-5.
  • Эпштейн, М. Маленький человек в футляре: синдром Башмачкина-Беликова

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Маленький человек" в других словарях:

    Мелочь, пятая спица в колеснице, мелкота, ноль, ничто, не велика птица, пустое место, никто, отставной козы барабанщик, мелкая сошка, ноль без палочки, ничтожность, десятая спица, малые мира сего, мелюзга, пешка, стрюцкий, последняя спица в… … Словарь синонимов

    - «МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК», Грузия, KVALI (Грузия), 1993, ч/б, 3 мин. Анимация. История о маленьком фантазере, который пытается заставить всех поверить вего выдумки. И вот однажды он действительно лицом к лицу сталкивается смонстром... Режиссер: Амиран… … Энциклопедия кино

    «МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК» - в литературе, обозначение довольно разнородных героев, объединяемых тем, что они занимают одно из низших мест в социальной иерархии и что это обстоятельство определяет их психологию и общественное поведение (приниженность, соединенная с ощущением … Литературный энциклопедический словарь

    Разг. Пренебр. или Ирон. Незначительный, ничтожный в социальном или интеллектуальном отношении человек. БМС 1998, 618 … Большой словарь русских поговорок

    «Маленький человек» - обобщенное название человека, занимающего низкое общественное положение и играющего незаметную роль в общественно экономическом устройстве государства. Такое определение, по сути идеологическую мифологему, ввели в обиход литературные критики… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Ряд разнообразных персонажей в русской литературе 19 в., объединённых общими признаками: низкое положение в социальной иерархии, бедность, незащищённость, что обуславливает особенности их психологии и сюжетную роль – жертвы социальной… … Литературная энциклопедия

    Little Man Tate … Википедия

    Маленький человек Тэйт Little Man Tate Жанр драма В главных ролях Джоди Фостер Дайенн Уист Длительность 95 мин … Википедия

    Little Man Tate Жанр драма В главных ролях Джоди Фостер Дайенн Уист Длительность 95 мин … Википедия

    - «МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК В БОЛЬШОЙ ВОЙНЕ», СССР, УЗБЕКФИЛЬМ, 1989, цв., 174 мин. Повесть военных лет. В ролях: Пулат Саидкасымов (см. САИДКАСЫМОВ Пулат), Мухаммаджан Рахимов (см. РАХИМОВ Мухаммаджан), Матлюба Алимова (см. АЛИМОВА Матлюба Фархатовна),… … Энциклопедия кино

Книги

  • Маленький человек (история одного ребенка) , А. Додэ. Петроград, 1916. Второе издание В. И. Губинского. Владельческий переплет. Временные пятна. Сохранность хорошая. С 65 иллюстрациями. МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК (позже издававшийся под названием…

Николай Васильевич Гоголь писатель, о творчестве которого можно говорить бесконечно. Он был талантлив и непосредственен. Диапазон его был безграничен. Каждая книга пропитана тонким юмором, патриотизмом, национальным колоритом, а может даже и жуткой фантастикой, которая наводит ужас. У Гоголя найдутся рассказы для разных возрастов, поэтому мы и знакомы с его творчеством с ранних лет.

Творчество Гоголя имело огромное значение для развития русской литературы, а его заслуги перед русским народом безмерны.

Он стал основателем целого направления в русской литературе, которое называлось «натуральной школой», оказал большое влияние на развитие творчества многих русских писателей, а его творчество и в наше время вдохновляет русских композиторов и художников.

На протяжении всей своей деятельности Н.В. Гоголь поднимал много важных тем в своих произведениях это и обычные житейские повседневности, заурядные явления действительности, обличал самодержавно-крепостнический строй и сочувственно изображал «маленьких людей» в повестях.

Кто же такой «маленький человек» спросите вы? Это тип литературного героя, который возник в русской литературе с появлением реализма, то есть в 20-30 годах XIX века. Это обычный невыдающийся, бедный, незнатный человек, который занимает определённое место в жизни и обычно становится объектом насмешек и унижений со стороны более знатных по чину людей. Такие люди ощущают свое бессилие и всеми силами стараются скрыться от окружающего и жить в своем маленьком мире. Но они вследствие какого-либо произошедшего потрясения в их жизни становятся способны на бунт.

Первым, кто написал о таких людях, был А.С.

Пушкин в повести «Станционный смотритель». К этому же направлению принадлежали Ф.М. Достоевский и его «Преступление и наказание», А.П. Чехов «Человек в футляре», А.И. Куприн «Гранатовый браслет» и многие другие. Среди них также был Николай Васильевич Гоголь и его повести «Шанель», «Повесть о капитане Копейкине», «Нос», «Портрет», «Невский проспект» и наиболее трагическая повесть цикла «Петербургские повести» - «Записки сумасшедшего».

«Записки сумасшедшего» написаны в виде дневника, который якобы ведёт мелкий чиновник Аксентий Поприщин. Он довольно непривлекательный, образованный, но малокультурный служащий департамента, где его обязанности сводятся в основном к очиниванию перьев для «его превосходительства» директора. Это человек самого низкого звания, но мечты его наоборот велики и недосягаемы. Его мечта это находиться в кругу светских людей, и быть с ними на равных. Он влюбляется без памяти в дочь директора, но он настолько боязлив, что узнать о ней по- больше он захотел от ее собачки Меджи. Когда же Аксентий узнает о ее свадьбе и видит косые взгляды от Софии и Меджи, впадает в ярость. А когда спустя пару дней догадливый начальник узнает об этом, отругав, говорит, что «он – сорокалетний нуль, у которого нет ни гроша за душой – вздумал волочиться за директорской дочкой». Следующей его апатией стала мысль о том, почему же все достается высшим чиновникам, а не ему и становится, убежден в то, что он испанский король. Таким образом, чувства безысходности и обиды, неутолённое честолюбие в соединении с несчастной любовью доводят Поприщина сначала до нервного расстройства, а потом и до форменного сумасшествия.

«Повесть о капитане Копейкине» это еще одно произведение Николая Васильевича, в котором он раскрывает образ «маленького человека» и его взаимоотношения с верховной властью. Капитан Копейкин это офицер, потерявший на войне 1812 года ногу и руку. После войны он - инвалид был оставлен без средств существования, поэтому вскоре отправляется в Петербург и просит милости у государя. В городе он попадает на прием к вельможе, который является в повести представителем все той же высшей власти. Вельможа на первый раз отнёсся к нему благосклонно и велел «понаведаться на днях», но это повторялось снова и снова. Приходя изо дня в день к вельможе, инвалид Копейкин не смог взять свою заслуженную пенсию. Гоголь показывает нам довольно трагичный финал этой истории. Копейкина, разочаровавшегося в помощи государства, садят в тележку и везут неизвестно куда, где он со временем образует свою шайку разбойников. Таким образом, Гоголь показывает, что герой взял жизнь в свои руки так, как мог это сделать.

Таким образом, Н. В. Гоголь в своих повестях показал нам образ «маленького человека». Рассказал нам о том, что это человек невысокого социального положения, с мелочными желаниями и потребностями все же остается доброй личностью, никому не делающей зла, безобидной. Но с такими людьми высшее общество не желает считаться, поэтому всеми способами оставляет незамеченными их потребности. «Маленький человек» всегда теряется в толпе, так как ничем особенным не привлекает свое внимание. Он слишком обычен и незаметен. Но все же такой герой не так прост, как кажется на первый взгляд. Автор в каждого своего такого персонажа закладывает ранимый характер и душу. И если его довести до отчаяния будет способен противостоять против всего. Но как бы не был силен такой человек в порыве гнева, он всегда «ломается», что приводит либо к сумасшествию, либо к смерти.

Выбор редакции
Описание Гречневый пудинг станет для вас настоящим открытием в области десертов. Требует такое лакомство минимального набора...

Существует множество рецептур приготовления домашнего печенья из пшеничной, овсяной, и даже, гречневой муки, но я сегодня хочу вам...

Кальмаров для салата готовят тремя основными способами - отваривают целой тушкой, нарезают полосками и отваривают, добавляют в салат...

Прекрасным легким блюдом, отлично подходящим для праздничного стола, считается салат с кальмарами. Экспериментируя с различными...
Крупы очень полезны для здоровья человека. Пшено — крупа, получаемая путём обдирки от чешуек культурного вида проса. Она богато белком,...
Камни женщины-Близнеца - как выбрать правильный талисман? Чтобы усилить личные положительные стороны и устранить негативные качества,...
Текст: Саша Глювейн Созвездия, под которыми мы родились, могут влиять на наш характер и выбор партнера. сайт представляет цикл статей, в...
Какова Душа, таков и Человек! Слова Создателя. Диктовка от 01.11.04, стих 41 В течение жизни человек может рождать сильные отрицательные...
Александр Беляев Человек-амфибия (повести) Человек-амфибия ЧАСТЬ ПЕРВАЯ «МОРСКОЙ ДЬЯВОЛ» Наступила душная январская ночь аргентинского...