Материал на тему: Тренинг по тимбилдингу (тренинг командообразования). Упражнения на командообразование


Упражнение на командообразование «Тролли»

Цель : Упражнение дает группе опыт слаженного командного взаимодействия

Время : 25-35 минут

Размер группы : 12-40 человек

Вам понадобится две дощечки 10х35 см — тролли. Также, перед началом упражнения отметьте поле для игры — две параллельные линии, находящиеся на расстоянии не меньше трех метров друг от друга. Для проведения упражнения мы делим участников на команды по 6-8 человек.

Инструкция:

«Коллеги, перед вами стоит задача — переправиться от одной линии до другой, не касаясь земли, используя тролли. У вас 10 минут для выработки стратегии. Затем вы должны будете выполнить задание. Учтите, что есть несколько правил. Если кто-то из команды касается земли — команда начинает проходить поле сначала. Команда выполнившая задание первой получает 10 баллов. За второе место 5 баллов. За 3 место 2 балла. Остальные баллов не получают. Тренироваться на поле для игры запрещается ».

Итоги упражнения:

  • Довольны ли вы своим результатом?
  • Что помогало/ что мешало справиться с заданием?
  • Кого хотите отдельно выделить/ поблагодарить?

Упражнение на командообразование «Тропинка»

Цель: Упражнение представляет из себя хорошее испытание на сплоченность и терпение команды. При реализации этого упражнения проявляются командные роли участников.

Время: 30-40 минут

Размер группы: 8-30 человек

К этому упражнению тренеру необходимо подготовиться. Если вы проводите тренинг на природе, то возьмите 15-17 кирпичей и разложите их змейкой. Если вы проводите в аудитории, то устройте ту же самую змейку с помощью скотча и бумаги А4. Кирпичи или бумагу нужно располагать друг от друга на расстоянии одного человеческого шага, но шаг этот должен быть достаточно большим.

Инструкция к упражнению:

Внимание. Перед вами «ядовитое болото». И вам необходимо всей командой его преодолеть. Первый и последний кирпич/лист это начало и конец «болота». Преодолевая болото вам нужно быть аккуратными. Важно соблюдать следующие правила:

  • Все участники должны находиться в постоянном контакте друг с другом.
  • Если контакт разорвался, то участники начинают прохождение болота заново.
  • Если кто-нибудь касается земли, вся команда начинает тонуть в «болоте» и упражнение также начинается сначала.

Итоги упражнения:

  • Как вы себя чувствуете?
  • Группа достигла цели? Она может гордиться результатом?
  • Что помогло вам?
  • Что мешало?
  • Какие выводы сделаем из этого упражнения?

Другой вариант этого же упражнения на командообразование:

Тренер отмечает на земле/полу начало и конец болота. Дает стопку листов бумаги и участники должны сами разложить их таким образом, чтобы пересечь болото. Здесь тренеру важно заранее отрегулировать один параметр: расстояние между границами должно быть таким, чтобы команде пришлось собирать за собой листы и передавать впереди идущему участнику.

Упражнение на командообразование «Волшебная лампа»

Цель: Упражнение позволяет участникам задуматься о тех изменениях, которые они хотели бы видеть в своей команде. Также это упражнение подходит для эффектного и теплого завершения тренинга командообразования.

Время: 20-30 минут в зависимости от размера команды

Размер группы : 10-20 участников

Необходимые материалы . Бумага для заметок, карандаши, бумага формата A3.

Описание:

1. Группа, сидящая в общем кругу, получает следующую инструкцию: «Представьте себе: вы и ваша команда находят старую лампу, кто-то берет ее в руки, потирает и — сюрприз! — из нее появляется джинн. Теперь вы можете загадать три желания, но, поскольку вы нашли джинна вместе со своей рабочей командой, эти желания должны относиться к рабочей обстановке. Вы можете изменить своего босса, своих коллег, сделать так, чтобы с вами работала ваша любимая тетя, чтобы коллеги чаще улыбались, чтобы офисный стол стал больше, и т. д. Каждый может загадать свои три желания ».

2. Каждый пишет свои три желаемых изменения, относящихся к командной работе.

3. Общегрупповой список фиксируется на доске.

Подведение итогов упражнения:

Можно ли что-то сделать, чтобы эти перемены произошли в реальности? Если нет, то что можно сделать для улучшения ситуации?

Другой вариант этого упражнения:

После того как каждый написал свои 3 желания, делим группу на мини-группы по 4 человека, каждаямини-группа получает по листу бумаги формата A3, на котором им нужно отобразить в виде рисунков, диаграмм и т. д. те изменения, которые эти четыре участника хотели бы видеть в своей команде. Затем один представитель каждой мини-группы рассказывает о том, что было решено в его группе.

Упражнение на командообразование «7 факторов»

Цель: Упражнение тренирует умение участников группы договариваться между собой.

Время : 45-50 минут

Размер группы : 8-25 участников.

Для следующего упражнения нам нужно разделиться на мини-группы по 5-6 человек.

Каждая мини-группа должна будет составить список из 7 факторов, которые кажутся вам наиболее важными для работы в коллективе, например: умение внимательно слушать, способность поставить себя на место другого, уважение к партнеру, ясное мышление, доверие, фантазия, и др.

На эту работу у вас будет 15 минут. Для того, чтобы не мешать друг другу, предлагаю группам разойтись по разным местам в аудитории.

15 минут идет работа

Справились? Отлично! Теперь задача каждой команды проранжировать эти факторы по их важности для работы в коллективе. Обязательное условие: с этим решением должны быть согласны все члены команды.

На это еще 15 минут. После этого команды по-очереди выступают, презентуя группе свои 7 факторов.

Итоги упражнения:

  • Насколько быстро и слаженно вы смогли составить список?
  • Быстро ли был найден приемлемый для всех вариант ценностной градации?
  • О каких качествах долго спорили?
  • Было ли у вас ощущение, что остальные члены вашей команды поняли ваши идеи?
  • Можно ли было донести свою точку зрения до остальных более эффективно?
  • Чему вы научились в этом упражнении?
  • Какое качество лично вам кажется особенно важным?
  • Какое качество вы хотели бы развивать в себе в дальнейшем?

Упражнение на командообразование «Узел»

Цель: Упражнение демонстрирует этапы формирования команды, командные роли.

Время: 20-50 минут

Размер группы: 8-30 человек

Вам понадобится веревка. Длина веревки зависит от количества участников.

Инструкция:

«Для следующего упражнения нам нужно разделиться на две команды. Постройтесь, пожалуйста, в линию. Каждый из группы должен взяться за веревку. Задача — завязать веревку в узел на границе между командами».

Отпускать руки нельзя, можно только перемещать вдоль веревки (если кто-то отпускает руки, упражнение начинается сначала).

Итоги упражнения:

  • Как вы себя чувствуете?
  • Что мы могли наблюдать в ходе нашего упражнения?
  • Что вас удивило?
  • Что вы еще хотели бы сказать?

Другой вариант данного упражнения на командообразование — потом развязать завязавшийся узел с теми же правилами.

Надеемся, что наши упражнения на командообразование пригодятся вам в тренингах. Но стоит учесть, что эти упражнения взяты из свободных источников, и поэтому они:

  • могут быть уже известны участникам ваших тренингов, т. к. доступны многим
  • содержат лишь краткое описание упражнения, без раскрытия "подводной части айсберга", без раскрытия технологии искусного проведения этих упражнений

Команда профессионалов TRENERSKAYA.RU делает 2 важных дела:

  1. отбирает лучшие и эксклюзивные упражнения , которые используют в своей работе самые известные и звездные тренеры
  2. подробно описывает скрытую тренерскую методику их проведения, раскрывая всю «подводную часть» тренерской работы, все тренерские «фишки» и секреты

Полная база лучших упражнений для тренингов по доступным ценам в разделе

Очень удачное упражнение-разминка, подходящее практически для всех тем тренингов. Упражнение может быть использовано в тренингах командообразования, бизнес-тренингах, так и в тренингах личностного роста.

Это упражнение послужит блестящей подводкой к теме конфликтов в команде. Упражнение наглядно демонстрирует участникам, что силовое воздействие в ситуации конфликта или сопротивления если и работает, то совсем недолго. Что оно очень быстро вызывает равное по силе противодействие, и в результате ни одна из сторон не может приблизиться к цели.

Упражнение «Строим дом из веревки» взято из арсенала доктора психологических наук, профессора, известнейшего тренера и писателя Н. И. Козлова.

Данное упражнения решает две основные задачи. Первая — развитие лидерских качеств участников тренинга, что актуально в тренингах лидерства, тренингах уверенности и в тренингах для руководителей. В упражнении «Строим дом из веревки» участники поисследуют свой собственный стиль лидерства, увидят свои ключевые особенности и ошибки, смогут потренировать другие модели лидерства. На тренингах для руководителей это упражнение позволит потренировать и навыки лидерства, и навыки эффективной организации процессов, навыки управления.

Вторая задача упражнения — умение слаженно работать в команде. Упражнение «Строим дом из веревки» идеально подходит для тренингов командообразования, тимбилдинга. Упражнение позволит участникам тренинга наглядно увидеть, насколько они сейчас могут работать общей командой, и что нужно сделать, чтобы работать вместе более слаженно.

Крайне эффективное командообразующее упражнение, требующее участия и тотальной вовлеченности всей группы. Перед участниками ставится сложнейшая задача, решить которую можно только совместными усилиями, мобилизовав все свои личностные качества, деловые навыки и умение работать в команде.

«Титаник» особенно подходит для тренингов командообразования и тренингов личностного роста. Будет также отличным упражнением для тренировки участников, которым в жизни часто приходится решать задачи, требующие проявления лидерских качеств, креативности, активности в нестабильных обстоятельствах.

Сильное и запоминающееся упражнение-вызов, мощным и наглядным образом показывающее участникам, что успешность команды и успешность переговоров зависит от их умения слушать, выяснять интересы партнера и находить общее решение.

По своей легенде упражнение похоже на хороший экономический детектив, что сразу вовлекает участников тренинга, поднимает их уровень заинтересованности и мотивацию на дальнейшее обучение. Упражнение «Шишки» гарантированно «цепляет» участников и обычно запоминается как одно из самых ярких упражнений тренинга.

Упражнение идеально подходит для тренингов командообразования и тренингов продаж и переговоров, как открытых, так и корпоративных.

Масштабное упражнение, направленное на развитие лидерских качеств участников тренинга, на развитие коммуникативных навыков, умения договариваться . На тренинге командообразования это упражнение научит участников работать в команде, договариваться, слышать друг друга, принимать коллективные решения, более эффективно взаимодействовать.

Но качественное проведение данного упражнения требует от тренера высокой квалификации и большого опыта проведения подобных упражнений. Иначе при всей интересности легенды группа не осознает всех тех выводов, которые могла бы осознать при высоком качестве работы тренера.

Упражнение Переправа

Упражнение тренирует навыки обсуждения и принятия совместного решения, помогает увидеть, кто в команде занимает лидерские роли и что помогает, а что мешает данной команде достигать совместных результатов. Также упражнение хорошо использовать для введения норм коммуникации в команде.

Необходимые материалы. Две веревки длиной около 1,5 метра каждая. Также для этого упражнения участники должны быть одеты в удобную, не стесняющую движений одежду. Время. От 20 минут до часа, в зависимости от того, насколько «сработана» и эффективна совместная деятельность команды.

Размер группы: 12-20 человек. Описание. Веревки кладут на пол параллельно друг другу таким образом, чтобы расстояние между ними было около 4-5 метров. Вся группа становится за одну из веревок. Группе дается следующая вводная: «Вы всей командой путешествовали на космическом корабле и потерпели крушение. К счастью, на помощь вам пришел другой космический корабль, который готов принять всех вас у себя на борту. Область за обеими веревками – безопасная зона, где вам нужно всем оказаться. Область между веревками – опасная область, которую вам нужно преодолеть. Ваша цель – всей командой оказаться за второй веревкой. При этом вы не можете ногами касаться пола между веревками, если это произойдет – вся команда возвращается на линию старта. Также вы не можете использовать для переправы никакие предметы, такие как стулья, столы. Вопросы для обсуждения.

1. Кто занимал наиболее активную позицию при поиске решения? Кто ничего не делал? 2. Кто координировал деятельность группы, а кто вносил беспорядок? 3. Лидерства и инициативы было слишком много или слишком мало? 4. Что помогало или мешало эффективной деятельности команды? 5. Какие нормы взаимодействия можно ввести для того, чтобы в будущем действовать более эффективно?

Упражнение Путаница

Это упражнение хорошо использовать в конце тренинга для его завершения и подведения позитивной и запоминающейся черты. Также в нем участники активно взаимодействуют друг с другом, что позволяет использовать его в тренинге по командообразованию. Время: 10-15 минут. Описание: Вся команда становится в круг и вытягивает вперед руки. После этого каждый участник должен схватить своей рукой за руку другого человека. Нельзя брать за руку своего соседа или обеими руками соединяться с одним и тем же человеком. После того как все взялись за руки, группа должна распутаться,то есть, не разжимая рук, сделать так, что бы все снова стояли в кругу. Обсуждение: Можно и не проводить, если упражнение используется как разминка. Возможные вопросы к группе:

1. Что было легко, а что тяжело? 2. Кто вел себя активно, а кто ждал, пока все вокруг него распутаются? 3. Кто брал на себя роль лидера, помогая другим распутаться? 4. Наблюдалась ли в команде недостаток или переизбыток лидерства?

Упражнение Волшебная бутылочка

Упражнение позволяет участникам задуматься о тех изменениях, которые они хотели бы видеть в своей команде. Так же это упражнение можно использовать для завершения тренинга.

Материалы: Бумага для заметок, карандаши, бумага формата А3. Время: 10-30 минут.

Описание: Тренер дает группе, следующие инструкции: «Представьте себе, что вы и ваша команда находят старую лампу, кто-то берет ее в руки, потирает и из нее появляется волшебный джин. Теперь вы можете загадать три желания. Но есть маленький нюанс, так как лампу вы нашли вместе со своей командой, то и желания должны касаться команды. Каждый может загадать свои три желания. И следом формируется общий список желаний. Обсуждение: Можно ли что-то сделать, чтобы эти перемены произошли в реальности? Если нет, то, что можно сделать для улучшения волнующего вопроса?

Упражение Расскажите историю

Упражнение показывает, насколько участники способны эффективно передавать друг другу инициативу, что важно в тренинге эффективных коммуникаций или командообразованию. Время: 1-15 минут. Описание: Тренер или группа пишут на флипчарте:

1. Название любого предмета, который можно увидеть в магазине. 2. Название любого предмета, который можно подарить на день рожденье маме. 3. Любой вид спорта. 4. Любую еду. 5. Имя любой знаменитости. 6. Любое преступление. 7. Любую профессию.

Тренер объясняет, что сейчас группе нужно будет придумать историю. При этом первый участник должен будет начать со слов «Однажды я обнаружил совершенно необычную вещь…». Следующий в группе продолжает историю. Каждый должен говорить по одному предложению и включать в рассказ действующих лиц и предметы, указанные на флипчарте. Поведение итогов: Для эффективного общения в группе необходимо уметь передавать инициативу и давать каждому высказаться.

Упражнение Связующая нить

Время: 5 мин. Для этого упражнения нужен реквизит – клубок шерстяных ниток. Ведущий перекидывает одному из участников клубок ниток, оставляя себе конец клубка, и говорит, что он любит, о чём мечтает и что он желает тому участнику, которому передал клубок. Другой участник ловит клубок, наматывает нитку на палец и продолжает игру дальше. Когда все участники проделают это упражнение, всех членов группы связывают нити клубка. Спросить участников, что на их взгляд, напоминает эта связывающая нить, какие ассоциации вызывает. Затем предложить участникам закрыть глаза и удерживая свой конец нити, думать о том, что эта группа – единое целое, и каждый в группе ценен и важен. Вторая часть проводится под медитативную музыку. Можно участникам предложить представить группу в виде Образа кокона или Образ купола, который накрывает группу. Рефлексия: сравните своё состояние до начала занятия и после, что изменилось, что вы чувствуете? 10 мин.

Командообразование

Тренинг по командообразованию насыщен различными упражнениями, направленными на сплочение коллектива. Здесь приведены примеры командообразующих упражнений. Медитация – 3 мин. Все сидят в круге, взявшись за руки. Под звуки медитативной музыки произносят звуки вслед за тренером. (аум, оум, ия, уи, аум, ия) Рефлексия: расскажите, что вы чувствовали во время упражнения. Принятие решений – 10 мин. Разбиться на три команды. Задание каждой команде – разработать алгоритм принятия группового решения, какие шаги необходимо сделать, чтобы принять решение. Группы предъявляют своё решение ан ватмане. Групповая дискуссия, выработка общего решения, которое записывается на ватмане, утверждается голосованием. Рефлексия: как происходил процесс принятия решения, что ты чувствовал при этом, учитывалось ли твоё мнение?

Самообновление - 10 мин. Каждый участник пишет на подготовленных листах бумаги ответы на два вопроса:

Ответы вывешиваются на доске для общего ознакомления, затем группа обсуждает каждый вопрос отдельно, что она должна сохранить в своей работе, каким образом она может совершенствовать свои позитивные качества и что необходимо для этого сделать. Разрабатывается соответствующий план действий, участники обмениваются своими мнениями о процессе обновления в команде. Вариант проведения упражнения: исключить предварительную работу, начать обсуждение с «мозгового штурма» – ответы на вопросы. Если ответов получилось много, разбиться на подгруппы для проработки решений.

Командообразующие упражнения

Добавляем в свою коллекцию упражнений по командообразованию еще три.

Оркестр – 5 мин. Каждый участник выбирает какой-либо предмет, издающий звук. Кто-то выбирается на роль дирижера оркестра. Дирижёр вырабатывает знаки, необходимые для управления оркестром. Задача – сыграть какую-нибудь музыкальное произведение. Рефлексия: понравился ли вам «оркестр», ваша роль в нём?

Машина – 5 мин. Один из участников – винтик современной машины, который задаёт движение всей машины. Другие участники подстраиваются к нему. Получается механизм, который слаженно работает. Рефлексия: какова ваша роль в этом слаженном механизме, есть ли у вас чувство, что вы – часть этого механизма?

Театр Кабуки - 2 мин. Группа разбивается на две команды, которые выстраиваются в две шеренги друг против друга. Команда должна договориться, какую роль она будет играть и по команде ведущего обе команды одновременно исполняют роль. Роли всего три: принцесса, самурай, дракон. Есть условия, о которых команды предупреждают заранее: принцесса боится дракона, дракон боится самурая, самурай боится принцессы. Побеждает та команда, которая не боится своего партнёра. Игра проводится несколько раз, ведётся счёт. Упражнение воспитывает корпоративный дух, развивает интуицию, делает разрядку.

Упражнения на формирование команды

Три упражнения, которые направлены на формирование командного духа и могут использоваться на тренинге по командообразованию или как разминки для сплочения участников тренинга.

Предложение. 2 мин. Каждый говорит по одному слову, чтобы получилось предложение. Упражнение повторяется несколько раз. Это упражнение является к тому же и диагностическим. Если игра стопорится на каком-либо участнике несколько раз подряд, значит он недостаточно активизирован, либо он чем- то взволнован. Это сигнал тренеру – обратить на него внимание.

Броуновское движение. 3 мин. Игра проводится без слов. Задача каждого участника свободно двигаться в определённом пространстве как атомы в молекуле и встретившись с каждым участником, посмотреть ему в глаза и невербальными средствами поднять ему настроение, при этом, нельзя ничего говорить и прикасаться к другому участнику. Эта игра поднимает настроение, устанавливает доброжелательную атмосферу.

Карусель. 5 мин. Участники выстраиваются по парам друг против друга в два круга – внутренний и внешний. Происходит общение в парах по одной из заданных тем, и затем внешний круг передвигается на одного человека вправо, чтобы поменялись пары и игра продолжается до тех пор, пока участники внутреннего круга не повстречаются с каждым участником внешнего круга. Тема для общения: «Поздороваться, Сделать комплимент, Меня радует в жизни…..»; Рефлексия: какие ощущения, какое настроение?

Упражнение Групповая картинка

Упражнения для тренинга на командообразование. Время:10 мин. Для упражнения необходимы листы бумаги формата А4, А3, ватман, акварельные краски для каждого, стаканчики с водой, медитативная музыка. Каждый рисует свои чувства, своё настроение на листе бумаги (ф.А4). Рисунки вывешиваются и определяется общее настроение группы. Затем участники по парам садятся друг против друга, берутся за руки, настраиваются друг на друга, мысленно желают друг другу благополучия, затем молча рисуют без слов на общем листе (ф.А3), что они чувствовали. Рисунки вывешиваются, обсуждение в свободном режиме. Затем пары объединяются в четвёрки, садятся в кружок, берутся за руки и молча настраиваются друг на друга, желая благополучия, затем молча рисуют на общем листе то, что чувствовали. Рисунки вывешиваются, обсуждение в свободном режиме. Затем группы объединяются по 8 человек и всё повторяется, затем вся группа рисует на большом листе ватмана. Рефлексия: какие были чувства во время упражнения, появились ли какие-либо новые чувства по сравнению с началом тренинга.

Упражнение, Да здравствует команда!

Упражнение для тренинга по командообразованию. Время: 20 минут. Для этого упражнения необходимо изготовить листы формата А3 с сеткой из пронумерованных квадратов (всего 25 квадратов), ручки для каждого участника. Задача каждого участника – написать в каждом квадрате по одной своей характеристике, тренер может вслух называть характеристики, относящиеся ко всем участникам. Когда все клетки будут заполнены, начинается второй этап игры. Участники подходят друг к другу, и расписываются в одной из клеток сетки под тем качеством, которое есть у него тоже. Можно расписаться только один раз в одной сетке. Задача участников – получить как можно больше подписей в клетках за определённое время. Группа снова собирается. Тренер объясняет, что целью задания является собрать слово «команда». Первый, кто соберёт слово и скажет «Да здравствует команда!» – победитель. Тренер произносит первую букву «К» и указывает номер ячейки, куда нужно её поставить. Буква заносится в ячейку только в том случае, если на ней кто-нибудь расписался. Тренер продолжает: «Поставьте букву «О» в ячейку номер…, бкуву «м» – в ячейку номер…» и так далее, до последней буквы слова «команда». Тот, кто видит на своей сетке полностью собранное слово и первым выкрикивает: «Да здравствует команда!», провозглашается победителем. Игра может продолжаться до выявления 3 победивших. Рефлексия: что чувствуете, поделитесь, какие были трудности в выполнении упражнения?

Упражнение Постройка моста

Упражнение Постройка моста используется в тренингах по командообразованию, построению команды. Данное упражнение на первых этапах тренинга помогает выявить явных лидеров из участников тренинга.

Ковчег.

Игра развивает чувство сплоченности и ближе знакомит участников. Используется в разминочных целях. Нужен большой лист бумаги, например газета, который расстилают на полу. Команда участников должна простоять на бумаге 5 секунд, не касаясь земли за ее пределами и не произнося ни слова. Перед началом участникам можно пообсуждать стратегию размещения людей. Потом площадь бумаги уменьшают вдвое и все повтряется. Потом предлагают уменьшить площадь так, чтобы задача казалась невыполнимой. И снова пытаются устоять. На моей памяти на фотмате А3 помещалось 25 человек.

Переправа.

Одна из разновидностей предыдущей игры. На земле (полу) отмечаются мелом или веревкой берега «реки». Ширина «реки» метра три. По «реке» плавают «льдины». Это куски бумаги неправильной формы. Задача играющих переправиться с одного на другой берег, причем, на первый игрок может ступить на другой берег только когда на исходном берегу никого не останется. То есть когда все будут находится на льдинах. Во время переправы запрещается произносить слова и наступать в «воду». В противном случае все начинается сначала. В усложненном варианте участников связывают одной ногой попарно, или в цепь. Но в этом случае удачная переправа может затянуться. По слухам, один тренер как то водил топ менеджмент крупной корпорации со связанными ногами 8 часов. Но они не сдавались, хотя и очень сильно устали. В конце концов все таки переправились!

Китайские вертолетчики.

Прелюдия такова. Вдруг проснулся вулкан и людей разделило рекой из лавы. Спасти их можно только на вертолете, но вертолет может сесть только на другой стороне раскаленной реки. Вертолеты и пилоты должны быть непременно китайскими, потому что посадочная площадка очень маленькая. Играющие делятся на 2 команды. Задача каждой команды перебраться на другой берег по несгораемым тарелочкам))) (обычные одноразовые пластиковые тарелки). Река метров 5 должна быть. У каждой команды есть 3 тарелочки. Ширину реки и количество тарелок можно варьировать. Главное, чтобы командам пришлось скооперироваться для перехода (они об этом должны догадаться самостоятельно). Разговаривать в процессе традиционно нельзя. Перебрасывать тарелки тоже. Если тарелка лежит на реке и на нее никто не наступает хотя бы миг, то она считается утонувшей и изымается ведущим. При произнесении членораздельных звуков или наступании в лаву игра начинается сначала.

Квадрат.

Простая на первый взгляд игра, которая оценивает эффективность взаимодействия участников. Поэтому ее лучше оставлять на последок. Для игры потребуется веревка длиной 6-8 метров на 20-25 человек. Задача проста – за 5 минут выложить на земле квадрат с завязанными глазами и молча. Гораздо интереснее играть, если никто не подглядывает. Участники минут 10-15 обсуждают как они будут это делать. Потом все становятся в круг, завязывают глаза и замолкают. Ведущий дает заранее определенному человеку веревку и далее наблюдает за действом, стараясь не смеяться. Участники сигнализируют ведущему о том, что они закончили выкладывать квадрат на земле, когда все присядут и коснутся квадрата. Только после этого по сигналу ведущего можно снимать повязки с глаз и смотреть, что получилось. Квадрат должен обладать достаточно прямыми углами, без разрывов и разница длины сторон не должна превышать 20 см. Это оговаривается заранее. Обычно дается одна-две попытки. С задачей справляются только 25% команд. Произнесенные звуки или попытка подсмотреть начинают игру заново.

Предлагаю подборку упражнений на командообразование. Если у кого-то есть еще - добавляйте!


Упражнение Уменьшающаяся газета
Упражнение тренирует навыки совместной деятельности команды. Также можно использовать его в конце тренинга для эффективного и позитивного его завершения.
Необходимые материалы: по 1 газетному листу на каждую группу.
Время: 10 минут.
Описание. Участники делятся на мини-группы размером от 3 до 6 человек и каждой команде выдается газетный лист.
Тренер озвучивает следующую инструкцию: «Вам нужно всей командой встать на газетный лист и скандировать «Мы – одна команда»!»
После того как это будет сделано, тренер складывает газету пополам и повторяет задание. После того как как это будет сделано, тренер еще раз складывает газету пополам и снова повторяет задание. Задача группы – разместиться на наименьшем возможном кусочке бумаги на время, достаточное для того, чтобы крикнуть всем вместе «Мы – одна команда!»

Упражнение Мой вклад в команду
Упражнение помогает каждому участнику осознать свою роль в данной команде, тот вклад, который он вносит в командную работу, помогает осознать различные варианты того, как вносится вклад в общий результат, и развить в участниках уважение к другим и признание важности выполнения их функций.
Время: 20-30 минут.
Размер группы: 12-20 человек.
Описание. Все участники делятся на мини-группы по 3-4 человека.
Тренер просит каждого участника высказаться в рамках своей мини-группы на тему того, в чем он видит свой вклад в деятельность всей команды. При этом если тренинг проводится в корпоративном формате, то есть в нем участвуют лица от одной компании, имеется ввиду вклад в работу всей команды, пришедшей на тренинг. Если в тренинге участвуют лица от разных компаний, то можно говорить о том вкладе, который каждый делает в свою конкретную команду на своем рабочем месте. Если кто-то из участников затрудняется, остальные члены его мини-группы могут ему помочь сформулировать свой доклад.
Группам дается 10 минут на подготовку. После этого один участник от каждой мини-группы выступает и рассказывает о каждом в своей группе.

Выводы:
1. Можно подчеркнуть, насколько разные мнения о собственном вкладе прозвучали, подчеркнуть то, что в хорошей команде максимально используются индивидуальные особенности и сильные стороны каждого.
2. Можно подчеркнуть, что вносить свой вклад в команду можно по-разному – выполняя определенные профессиональные или организаторские функции либо влияя психологически на атмосферу в команде (вселяя энтузиазм и уверенность в своих силах либо сглаживая конфликты и т.д.). После этого можно перейти к более подробному рассмотрению ролей в команде.

Упражнение Мост
Цели и возможности применения. В этом упражнении участники действуют сообща, и можно обсудить, что помогало, а что мешало им в совместной деятельности.
Необходимые материалы: скамейка или бревно, которые будут имитировать мост.
Время: 10-30 минут.
Размер группы: 10-30 человек.
Описание. Участники тренинга встают на «мост» вплотную друг к другу.
Тренер объясняет правила игры: участникам необходимо перейти через мост, то есть каждый из них должен сойти с «моста» на противоположной стороне. При этом сходить раньше, чем на противоположной стороне, то есть, если кто-то сделает шаг влево или вправо, то все участники возвращаются на свои места и игра начинается снова.
Обсуждение. То, насколько быстро выполнено задание, говорит о групповой сплоченности и том, насколько скоординировано работает группа. Можно обсудить, что помогало, а что мешало групповой работе, кто брал на себя роль лидера, почему происходили ошибки и люди оступались.

Упражнение Воздушные замки
Упражнение тренирует навыки совместной деятельности. Также оно обычно проходит в веселой и дружественной атмосфере, что позволяет использовать его в конце тренинга для того, чтобы эффективно и позитивно его завершать.
Необходимые материалы: пачка бумаги формата А4.
Время: 25 минут.
Описание. Участники делятся на мини-группы по 3-6 человек. В центре комнаты кладется пачка бумаги и озвучивается следующая инструкция: «Каждой команде необходимо за следующие 15 минут построить из этой бумаги башню. Ничего кроме бумаги использовать нельзя. Башня должна быть выше одного метра в высоту. Побеждает команда, которая построит самую высокую башню».
Обсуждение. Если упражнение используется как завершающее тренинг командообразования, то обсуждение можно не проводить. Если упражнение используется для анализа навыков совместной деятельности, можно обсудить, что помогало, а что мешало всем работать в команде

Упражнение Издание анекдотов
Упражнение помогает участникам скоординировать свои усилия, можно также использовать его как разогревающее упражнение перед началом тренинга.
Необходимые материалы: смешные истории, анекдоты или притчи, разрезанные на полоски, которые перемешаны и расположены по конвертам (по одной истории на конверт).
Время: 10 – 12 минут.
Размер группы: 4 – 20 человек.
Описание. Участники разбиваются на подгруппы размером от 4 до 8 человек, каждая группа получает один конверт.
Подгруппы получают следующую инструкцию: «Ваша команда – это семья, которая унаследовала от дальнего родственника издательство, специализирующееся на книгах со смешными историями. Единственная проблема – родственник был очень рассеян и все истории перепутаны. Задача вашей команды – привести текст в порядок».
Вопросы для обсуждения.
1. Как команда справилась с заданием?
2. Что было сложно?
3. Почему победители победили?
Варианты.
1. Можно не делиться на команды, группа получает на всех один конверт, в котором полоски с кусочками анекдотов перемешаны. Каждый участник получает одну полоску и должен найти участников с отрывками того же анекдота и собрать анекдот вместе с ними.
Можно увязать материал в конвертах с темой тренинга. Например, предложить им собрать истории о продажах или методы работы с возражениями. На корпоративной вечеринке можно таким образом собрать поздравления или пожелания.

Упражнение Круг-треугольник-квадрат-спираль
Упражнение помогает участникам задуматься о мерах по улучшению деятельности своей команды.
Время: 20-30 минут.
Размер группы: 12-20 человек.
Описание.
1. Тренер рисует на доске или флипчарте круг, квадрат, треугольник и спираль. Каждого участника он просит выбрать фигуру, которая ему больше всего нравится.
2. После этого участники объединяются в мини-группы согласно той фигуре, которую они выбрали. Мини-группы получают следующие задания:
Люди, любимой фигурой которых является круг, как правило хорошо умеют взаимодействовать с окружающими и строить отношения. Поэтому группа людей, выбравших круг, придумывает, что можно сделать для того, чтобы эмоциональная атмосфера всегда была позитивной, а команда сплоченной.
Люди, выбравшие квадрат, как правило, любят и умеют поддерживать порядок и структуру, для них важным является выполнение правил. Поэтому группа «квадратов» придумывает нормы и правила, по которым должна существовать хорошая команда, что должно присутствовать для того, чтобы в команде всегда были порядок и структура.
Любители треугольников обычно хорошие знающие свои цели и умеющие их достигать. Поэтому мини-группа из участников, выбравших треугольник, придумывает меры, которые помогут команде быстрее и эффективнее достигать стоящих перед ней целей и задачей.
Участники, выбравшие спираль, как правило, творческие натуры, иногда увлеченные оторванными от реальности идеями, но всегда готовые придумать новый проект и очень быстро реагирующие на что-то новое. Поэтому группа, состоящая из этих людей, придумывает, как команде стать максимально творческой и быстро реагировать на изменения во внешнем мире.
3. Мини-группам дается 10 минут на подготовку. После этого один участник от каждой группы выступает и рассказывает всем идеи своей группы.

Вариант. Упражнение может использоваться после любого активного упражнения на командообразование, например такого, как «Остров» или «Переправа». В таком случае лучше попросить участников каждой мини-группы сформулировать факторы эффективности деятельности команды согласно своим геометрическим фигурам:
Квадрат – что помогает поддерживать порядок и структуру.
Треугольник – что помогает достигать результатов.
Круг – что помогает команде поддерживать хорошие человеческие отношения.
Спираль – что помогает быть творческим и создавать новые идеи.

Необходимы, когда вам требуется сплотить команду, научить её действовать более слаженно и эффективно.

Упражнения на командообразование могут проводиться с двумя разными тренерскими целями: показать группе, что они пока ещё не являются идеальной командой или же, наоборот, дать группе ощущение мощной, сильной, сплоченной команды. Также упражнения на командообразование часто затрагивают вопросы эффективной коммуникации, распределения ролей в группе. В собраны рекомендации опытных тренеров, как привести упражнения на командообразование к нужной вам цели, как сформировать у группы именно те выводы, которые необходимы, как провести упражнения с максимальным результатом.

Тренинги командообразования были и остаются одними из самых востребованных тренингов на рынке, поэтому качественные упражнения на командообразование пригодятся практически любому тренеру.

Эксперты портала сайт подобрали для вас 5 эффективных упражнений на командообразование , которые можно найти в открытом доступе. Эти упражнения могут использоваться как в аудиторном тренинге командообразования, так и в тренинге на природе.

Упражнение на командообразование «Тролли»

Цель : Упражнение дает группе опыт слаженного командного взаимодействия

Время : 25-35 минут

Размер группы : 12-40 человек

Вам понадобится две дощечки 10х35 см — тролли. Также, перед началом упражнения отметьте поле для игры — две параллельные линии, находящиеся на расстоянии не меньше трех метров друг от друга. Для проведения упражнения мы делим участников на команды по 6-8 человек.

Инструкция:

«Коллеги, перед вами стоит задача — переправиться от одной линии до другой, не касаясь земли, используя тролли. У вас 10 минут для выработки стратегии. Затем вы должны будете выполнить задание. Учтите, что есть несколько правил. Если кто-то из команды касается земли — команда начинает проходить поле сначала. Команда выполнившая задание первой получает 10 баллов. За второе место 5 баллов. За 3 место 2 балла. Остальные баллов не получают. Тренироваться на поле для игры запрещается ».

Итоги упражнения:

  • Довольны ли вы своим результатом?
  • Что помогало/ что мешало справиться с заданием?
  • Кого хотите отдельно выделить/ поблагодарить?

Упражнение на командообразование «Тропинка»

Цель: Упражнение представляет из себя хорошее испытание на сплоченность и терпение команды. При реализации этого упражнения проявляются командные роли участников.

Время: 30-40 минут

Размер группы: 8-30 человек

К этому упражнению тренеру необходимо подготовиться. Если вы проводите тренинг на природе, то возьмите 15-17 кирпичей и разложите их змейкой. Если вы проводите в аудитории, то устройте ту же самую змейку с помощью скотча и бумаги А4. Кирпичи или бумагу нужно располагать друг от друга на расстоянии одного человеческого шага, но шаг этот должен быть достаточно большим.

Инструкция к упражнению:

Внимание. Перед вами «ядовитое болото». И вам необходимо всей командой его преодолеть. Первый и последний кирпич/лист это начало и конец «болота». Преодолевая болото вам нужно быть аккуратными. Важно соблюдать следующие правила:

  • Все участники должны находиться в постоянном контакте друг с другом.
  • Если контакт разорвался, то участники начинают прохождение болота заново.
  • Если кто-нибудь касается земли, вся команда начинает тонуть в «болоте» и упражнение также начинается сначала.

Итоги упражнения:

  • Как вы себя чувствуете?
  • Группа достигла цели? Она может гордиться результатом?
  • Что помогло вам?
  • Что мешало?
  • Какие выводы сделаем из этого упражнения?

Другой вариант этого же упражнения на командообразование:

Тренер отмечает на земле/полу начало и конец болота. Дает стопку листов бумаги и участники должны сами разложить их таким образом, чтобы пересечь болото. Здесь тренеру важно заранее отрегулировать один параметр: расстояние между границами должно быть таким, чтобы команде пришлось собирать за собой листы и передавать впереди идущему участнику.

Упражнение на командообразование «Волшебная лампа»

Цель: Упражнение позволяет участникам задуматься о тех изменениях, которые они хотели бы видеть в своей команде. Также это упражнение подходит для эффектного и теплого завершения тренинга командообразования.

Время: 20-30 минут в зависимости от размера команды

Размер группы : 10-20 участников

Необходимые материалы . Бумага для заметок, карандаши, бумага формата A3.

Описание:

1. Группа, сидящая в общем кругу, получает следующую инструкцию: «Представьте себе: вы и ваша команда находят старую лампу, кто-то берет ее в руки, потирает и — сюрприз! — из нее появляется джинн. Теперь вы можете загадать три желания, но, поскольку вы нашли джинна вместе со своей рабочей командой, эти желания должны относиться к рабочей обстановке. Вы можете изменить своего босса, своих коллег, сделать так, чтобы с вами работала ваша любимая тетя, чтобы коллеги чаще улыбались, чтобы офисный стол стал больше, и т. д. Каждый может загадать свои три желания ».

2. Каждый пишет свои три желаемых изменения, относящихся к командной работе.

3. Общегрупповой список фиксируется на доске.

Подведение итогов упражнения:

Можно ли что-то сделать, чтобы эти перемены произошли в реальности? Если нет, то что можно сделать для улучшения ситуации?

Другой вариант этого упражнения:

После того как каждый написал свои 3 желания, делим группу на мини-группы по 4 человека, каждая мини-группа получает по листу бумаги формата A3, на котором им нужно отобразить в виде рисунков, диаграмм и т. д. те изменения, которые эти четыре участника хотели бы видеть в своей команде. Затем один представитель каждой мини-группы рассказывает о том, что было решено в его группе.

Упражнение на командообразование «7 факторов»

Цель: Упражнение тренирует умение участников группы договариваться между собой.

Время : 45-50 минут

Размер группы : 8-25 участников.

Для следующего упражнения нам нужно разделиться на мини-группы по 5-6 человек.

Каждая мини-группа должна будет составить список из 7 факторов, которые кажутся вам наиболее важными для работы в коллективе, например: умение внимательно слушать, способность поставить себя на место другого, уважение к партнеру, ясное мышление, доверие, фантазия, и др.

На эту работу у вас будет 15 минут. Для того, чтобы не мешать друг другу, предлагаю группам разойтись по разным местам в аудитории.

15 минут идет работа

Справились? Отлично! Теперь задача каждой команды проранжировать эти факторы по их важности для работы в коллективе. Обязательное условие: с этим решением должны быть согласны все члены команды.

На это еще 15 минут. После этого команды по-очереди выступают, презентуя группе свои 7 факторов.

Итоги упражнения:

  • Насколько быстро и слаженно вы смогли составить список?
  • Быстро ли был найден приемлемый для всех вариант ценностной градации?
  • О каких качествах долго спорили?
  • Было ли у вас ощущение, что остальные члены вашей команды поняли ваши идеи?
  • Можно ли было донести свою точку зрения до остальных более эффективно?
  • Чему вы научились в этом упражнении?
  • Какое качество лично вам кажется особенно важным?
  • Какое качество вы хотели бы развивать в себе в дальнейшем?

Упражнение на командообразование «Узел»


Цель:
Упражнение демонстрирует этапы формирования команды, командные роли.

Время: 20-50 минут

Размер группы: 8-30 человек

Вам понадобится веревка. Длина веревки зависит от количества участников.

Инструкция:

«Для следующего упражнения нам нужно разделиться на две команды. Постройтесь, пожалуйста, в линию. Каждый из группы должен взяться за веревку. Задача — завязать веревку в узел на границе между командами».

Отпускать руки нельзя, можно только перемещать вдоль веревки (если кто-то отпускает руки, упражнение начинается сначала).

Итоги упражнения:

  • Как вы себя чувствуете?
  • Что мы могли наблюдать в ходе нашего упражнения?
  • Что вас удивило?
  • Что вы еще хотели бы сказать?

Другой вариант данного упражнения на командообразование — потом развязать завязавшийся узел с теми же правилами.

Надеемся, что наши упражнения на командообразование пригодятся вам в тренингах. Но стоит учесть, что эти упражнения взяты из свободных источников, и поэтому они:

  • могут быть уже известны участникам ваших тренингов, т. к. доступны многим
  • содержат лишь краткое описание упражнения, без раскрытия "подводной части айсберга", без раскрытия технологии искусного проведения этих упражнений

Команда профессионалов сайт делает 2 важных дела:

  1. отбирает лучшие и эксклюзивные упражнения , которые используют в своей работе самые известные и звездные тренеры
  2. подробно описывает скрытую тренерскую методику их проведения, раскрывая всю «подводную часть» тренерской работы, все тренерские «фишки» и секреты

Полная база лучших упражнений для тренингов по доступным ценам в разделе

Очень удачное упражнение-разминка, подходящее практически для всех тем тренингов. Упражнение может быть использовано в тренингах командообразования, бизнес-тренингах, так и в тренингах личностного роста.

Это упражнение послужит блестящей подводкой к теме конфликтов в команде. Упражнение наглядно демонстрирует участникам, что силовое воздействие в ситуации конфликта или сопротивления если и работает, то совсем недолго. Что оно очень быстро вызывает равное по силе противодействие, и в результате ни одна из сторон не может приблизиться к цели.


Упражнение «Строим дом из веревки» взято из арсенала доктора психологических наук, профессора, известнейшего тренера и писателя Н. И. Козлова.

Данное упражнения решает две основные задачи. Первая — развитие лидерских качеств участников тренинга, что актуально в тренингах лидерства, тренингах уверенности и в тренингах для руководителей. В упражнении «Строим дом из веревки» участники поисследуют свой собственный стиль лидерства, увидят свои ключевые особенности и ошибки, смогут потренировать другие модели лидерства. На тренингах для руководителей это упражнение позволит потренировать и навыки лидерства, и навыки эффективной организации процессов, навыки управления.

Вторая задача упражнения — умение слаженно работать в команде. Упражнение «Строим дом из веревки» идеально подходит для тренингов командообразования, тимбилдинга. Упражнение позволит участникам тренинга наглядно увидеть, насколько они сейчас могут работать общей командой, и что нужно сделать, чтобы работать вместе более слаженно.

Крайне эффективное командообразующее упражнение, требующее участия и тотальной вовлеченности всей группы. Перед участниками ставится сложнейшая задача, решить которую можно только совместными усилиями, мобилизовав все свои личностные качества, деловые навыки и умение работать в команде.

«Титаник» особенно подходит для тренингов командообразования и тренингов личностного роста. Будет также отличным упражнением для тренировки участников, которым в жизни часто приходится решать задачи, требующие проявления лидерских качеств, креативности, активности в нестабильных обстоятельствах.

Сильное и запоминающееся упражнение-вызов, мощным и наглядным образом показывающее участникам, что успешность команды и успешность переговоров зависит от их умения слушать, выяснять интересы партнера и находить общее решение.

По своей легенде упражнение похоже на хороший экономический детектив, что сразу вовлекает участников тренинга, поднимает их уровень заинтересованности и мотивацию на дальнейшее обучение. Упражнение «Шишки» гарантированно «цепляет» участников и обычно запоминается как одно из самых ярких упражнений тренинга.

Упражнение идеально подходит для тренингов командообразования и тренингов продаж и переговоров, как открытых, так и корпоративных.

Масштабное упражнение, направленное на развитие лидерских качеств участников тренинга, на развитие коммуникативных навыков, умения договариваться . На тренинге командообразования это упражнение научит участников работать в команде, договариваться, слышать друг друга, принимать коллективные решения, более эффективно взаимодействовать.

Но качественное проведение данного упражнения требует от тренера высокой квалификации и большого опыта проведения подобных упражнений. Иначе при всей интересности легенды группа не осознает всех тех выводов, которые могла бы осознать при высоком качестве работы тренера.

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Уникальное упражнение "Светофор"

    Невероятное по своей эффективности упражнение, способное за какой-нибудь час совершить «революцию» в умах участников тренинга. Настоящая «жемчужина» среди упражнений своего рода.

    Упражнение для тренинга "Светофор" позволяет участникам, не проходя ситуацию потери в жизни, произвести инвентаризацию своих ценностей, перестать расстраиваться "по мелочам", научиться радоваться и ценить то, что уже есть в жизни! Упражнение станет настоящим украшением для тренингов стрессоустойчивости, тренингов эмоционального интеллекта, тренингов личностного роста и целеполагания.

    Объем уникальной тренерской методички упражнения: 12 страниц!
    Бонус! В состав данной методички входят аудио-записи реального упражнения (общее время звучания 54:35 мин)!

  • Ролевая игра "Случай в гостинице"

    Яркое и запоминающееся упражнение , которое наглядно демонстрирует участникам тренинга слабые места в умении вести переговоры или устанавливать контакт в продажах, а также показывает, какие техники и приемы приводят к успеху в продажах и переговорах, а какие — наоборот. Какие — позволяют быстро установить контакт, а какие скорее накаляют обстановку.

    Упражнение «Случай в гостинице» прекрасно подойдет для тренингов продаж, тренингов переговоров, тренингов уверенного поведения, тренингов влияния.

    Благодаря необычной легенде упражнение «Случай в гостинице» повышает уровень вовлеченности участников тренинга, энергетику группы, мотивацию на дальнейшее обучение .

  • Бизнес-игра "Крестики-Нолики"

    Одно из самых эффективных упражнений , позволяющих за 30-60 минут наглядно продемонстрировать участникам тренинга, что стратегия «Win-Win» в бизнесе и в жизни существенно эффективнее других стратегий. Упражнение представляет из себя захватывающую «экономическую» игру, которая мощно вовлекает участников, поднимает энергетику и мотивацию группы.

    Это упражнение-бриллиант , его точно стоит положить в свою тренерскую копилку!

    Подробная тренерская методичка с изложением тонкостей проведения данного упражнения, разбором возможных возражений и сложных ситуаций, описанием вариаций упражнения в зависимости от уровня группы. Вся «подводная часть айсберга», все тренерские секреты и хитрости теперь доступны для вас!

Выбор редакции
«12» ноября 2012 года Национальный состав населения Республики Бурятия Одним из вопросов, представляющих интерес для широкого круга...

Власти Эквадора лишили Джулиана Ассанжа убежища в лондонском посольстве. Основатель WikiLeaks задержан британской полицией, и это уже...

Вертикаль власти не распространяется на Башкортостан. Публичная политика, которая, казалось, как древний мамонт, давно вымерла на...

Традиционная карельская кухня — элемент культуры народа. Пища — один из важнейших элементов материальной культуры народа. Специфика её...
ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК В РАЗГОВОРНИКЕ!Очень легко выучить и начать говорить!Скачайте!Просьба распространять!Русча-татарча сөйләшмәлек!...
Очень часто нам хочется поблагодарить другого человека за что-то. Да даже просто из вежливости, принимая что-то, мы часто говорим...
Характеристика углеводов. Кроме неорганических веществ в состав клетки входят и органические вещества: белки, углеводы, липиды,...
План: Введение1 Сущность явления 2 Открытие броуновского движения 2.1 Наблюдение 3 Теория броуновского движения 3.1 Построение...
На всех этапах существования языка он неразрывно связан с обществом. Эта связь имеет двусторонний характер: язык не существует вне...