Методы и приемы обучения грамоте на уроках в начальной школе по умк "школа россии". Организация уроков обучения грамоте


Обучение грамоте - важнейшее звено всей системы работы по родному языку в начальных классах. Младшие школьники овладевают та­кими умениями, навыками и знаниями, кото­рые имеют огромное значение для последующей ус­пешной учебы. Обучение грамоте - это прежде всего средство приобретения детьми первоначальных навыков правильного чте­ния и письма, одновременно это и средство формирования их мышления и развития речи.

Характерная особенность этого периода в том, что он знаменует собой переход ребенка от одного образа жизни к дру­гому, изменение акцентов в его игровой и трудовой деятельно­сти, что в значительной мере определяет сложность воспитатель­ной работы по созданию классного коллектива, по осознанию первоклассниками норм и правил поведения в школе.
Существенным фактором, оказывающим влияние на работу по обучению грамоте, является, как правило, различный уровень дошкольной подготовки детей. Дети отличаются друг от друга по уровню речевого развития, у некоторых из них имеются не­достатки в речи, не все дети в одинаковой мере подготовлены к овладению звуковым анализом слов. Кроме этого, как показывает практика последних лет, большинство первоклассников, начинающих обучение в школе уже умеют читать, а доля нечитающих детей невелика.

Необходима дифференцированная работа педагога по обучению младших школьников грамоте. На помощь учителю приходят современные учебно-методические комплекты, предполагающие возможность уровневой дифференциации в 1 классе. Например, учебный комплект по обучению грамоте авторского коллектива Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной. Учебник содержит речевой материал для работы как с группой обучающихся, умеющих бегло читать, так и с теми детьми, которые только начали осваивать грамоту.

Умение сочетать в одном уроке обучения грамоте решение образовательной и воспитательной задачи, организацию дифференцированной работы с младшими школьниками, а также формирование у детей познавательного интереса к предмету, составляет основу мастерства учителя начальных классов.
Проиллюстрируем на примере практическую возможность реализации образовательных, развивающих и воспитательных задач на уроке обучения грамоте.
Предлагаем вниманию читателей конспект урока по учебному комплекту Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной.

Тема: «Звуки [д], [д,]. Согласные буквы Дд»

Задачи урока:

Образовательные - познакомить обучающихся с новыми звуками и буквами; совершенствовать навык чтения; формировать умение выполнять звуковой анализ слов; продолжать работу по выделению корня в однокоренных словах, подбору гнезд однокоренных слов.
Развивающие – развивать речь обучающихся, совершенствовать операции анализа и синтеза, обобщения и классификации; способствовать продвижению каждого ученика в зависимости от уровня его подготовки.
Воспитательные – формировать коллектив обучающихся, формировать умение сотрудничать, дружить.

Учитель открывает первое правило.

И первое из правил: помоги другу в трудной минуте. Настоящий друг – этот тот, кто умеет поддержать своего товарища, помочь ему в трудную минуту, он всегда рядом и в радости и в грусти. Давайте проверим, как справились со своими заданиями ученики у доски и поможем. <Рисунок 2 >

Физиминутка

Поднимает руки класс – это раз,
Повернулась голова – это два.
Руки вниз вперед смотри – это три.
Руки в стороны пошире развернули на четыре,
С силой их к себе прижать – это пять.
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

Работа с новыми звуками и буквой

1. Выделение нового звука

В нашем классе много ребят, мы каждый день все лучше узнаем друг друга, учимся дружить. Я приглашаю к доске Диму и Дашу, они помогут нам познакомиться с парой новых звуков.
- С какого звука начинается имя Даши? [д]
- Имя Димы? [д,]
- Охарактеризуйте звуки [д], [д,].

Дети уже имеют определенный опыт исследования звуков, поэтому самостоятельно смогут доказать учителю, что звуки согласные, звонкие, парные по твердости и мягкости.

Давайте раскрасим звукового человечка в азбуке.

Дети рисуют человечку шляпку в виде колокольчика, раскрашивают один башмачок в синий цвет, а другой в зеленый.

2. Звуковой анализ слов «Даша», «Дима»

Звуки в словах обозначаются с помощью звуковых кружков: гласные – красным цветом, согласные твердые – синим, мягкие – зеленым. Ученики, имеющие эти имена, выполняют задание на доске, остальные дети индивидуально на партах.

Учитель открывает второе правило дружбы.

- Второе правило дружбы: не унижай друга, не обзывай и не обижай его.

3. Упражнение в различении новых звуков

  • работа в парах постоянного состава

Перед вами карточки. Работая в парах, раскрасьте простым карандашом кружок около тех слов, в которых есть новые звуки [д], [д,]. <Рисунок 3 >

Учитель открывает третье правило дружбы.

Вы хорошо потрудились, вот третье правило дружбы: останови друга, если он делает что-то плохое.

  • работа в парах сменного состава

Я буду показывать карточки со звуковой схемой слова, а вы найдите на парте и поднимите карточку с нужным словом. <Рисунок 4>

Примечание: работая в парах сменного состава, дети, к примеру, первого варианта передвигаются по ряду (ученики с первой парты – на последнюю, остальные двигаются всегда на место вперед), а второго варианта – остаются на своем месте).

Учитель открывает четвертое правило дружбы.

- Четвертое правило дружбы: умей с другом разделить радость.

4. Знакомство с буквами Дд.

Пара звуков [д], [д,] на письме обозначается буквами Дд. Почему букв 2?
На что похожа буква д?

Мой теленок встал на ножки,
Вышла буква по дорожке.

Физиминутка

Хоровое проговаривание скороговорки и имитирование движений:
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом.

Примечание: скороговорка применяется еще и в качестве речевой разминки перед чтением.

5. Чтение слогов с новой буквой

На доске:

ДА
ДО
ДИ
ДУ
ДЫ

ДОС
КУД
ДИК
ДЫР
ДУЛ

ДЫН
ДИМ
РАД
СОД
ДУБ

Нечитающие ученики просто прочитывают слоги, читающие называют слог с добавлением до целого слова. Например, да- дача, до – доска, ди – диван и т.д.
Примечание : дифференциация задания по сложности

Учитель открывает пятое правило дружбы

Пятое правило дружбы: не обманывай друга, будь с ним честен.

6. Чтение слов, работа с однокоренными словами

Ребята, даже слова умеют дружить, давайте поработаем с ними.

Слова из азбуки для удобства вынесены на доску.

Прочитайте слова 1 столбика, на какие 2 группы их можно разделить? Выделите корень в словах.

Какая общая часть в словах второго столбика? С помощью какой приставки образованы слова «подарит, подарок»?

Выделите корень в словах третьего столбика?

Продолжите четвертый столбик однокоренными словами.

Примечание: особенности программы (наблюдение за однокоренными словами)

7. Работа с текстом

Откройте азбуку на стр. 94. Найдите внизу страницы текст, где часть слов обозначено рисунками.
- Попробуйте сначала составить текст в паре, а потом мы его озвучим. (чтение текста несколькими учениками)
- Какой заголовок вы подобрали бы к тексту?
- В каких словах встретились звуки [д], [д,]?
- Почему несколько слов обозначено голубым цветом? Как предлоги пишутся со словами?

Учитель открывает шестое правило дружбы

- Шестое правило дружбы: умей признать ошибки друга и помириться с ним.

Инсценировка сказки «Теремок»

Хорошие примеры дружбы мы можем найти и в любимых сказках. Я перечислю героев одной русской народной сказки, а вы отгадайте ее название: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик - попрыгайчик, лисичка сестричка, волчок - серый бочок, косолапый мишка.
- Давайте немного отдохнем и инсценируем сказку «Теремок». <Рисунок 5 >
- Почему героев сказки «Теремок» можно назвать друзьями?

Итог урока.

С какими звуками мы познакомились сегодня? Дайте им характеристику.
- Какой буквой обозначаются эти звуки?
- Какие правила дружбы мы узнали?

Рефлексия

Я прошу похлопать в ладоши тех ребят, кто сегодня на уроке был очень активен.
… был очень внимателен.
… испытывал затруднения.

Методика обучения грамоте

Обучение грамоте – особая ступень овладения первоначальными умениями письма и чтения (стартовая площадка в овладении ребёнком всей школьной премудрости: «Сперва аз да буки, а там и науки»).

Задачи периода обучения грамоте:

    сформировать элементарный навык чтения и письма;

    развитие фонематического слуха

Обучение грамоте является составной частью обучения русскому языку. В процессе обучения грамоте развиваются речевые навыки учащихся, они приобщаются к чтению литературы, начинают формироваться основные языковые понятия, простейшие орфографические и грамматические умения, то есть методика обучения грамоте тесно связана с другими разделами методики: грамматика, орфография, орфоэпия, и др.

Все современные учебники можно разделить на три группы по принципу построения :

Частотный принцип (К. Д. Ушинский, В.Г. Горецкий) изучения звуков (букв) означает, что сначала изучаются наиболее употребительные звуки, затем идут менее употребительные и, наконец, вводится группа малоупотребительных.

Позиционный принцип (Д.Б. Эльконин) означает, что звуки изучаются в соответствии с фонетической системой русского языка: гласные а-я, о-е и т.д., сонорные согласные, парные согласные и т.п.

Генетический (Р.Н. Бунеев) по сложности и сходности написания звуков и букв (схожесть элементов и, п, г, р, т)

На каждый урок отводится две страницы "Азбуки" (или разворот), которые содержат материалы разных видов :

    Текстовый материал : столбики слов, предложения, тексты для чтения.

    Иллюстративный материал : предметные картинки, сюжетные картинки

    Внетекстовые элементы (схемы слов и предложений, слоговые таблицы, лента букв). Назначение ленты букв - систематизация изученных звуков и букв.

    Занимательный материал : ребусы, "рассыпанные" слова, "цепочки" слов, скороговорки и т.д. Главное назначение игрового материала - воспитывать у детей интерес к родному языку, способствовать развитию их речи и мышления.

1 блок – основные языковые понятия(речь (устная, письменная), предложение, слово, слог, ударение, звук, гласный-согласный, гласный –ударный, безударный, согласный твёрдый-мягкий, звонкий-глухой)

2 блок – все буквы и звуки русского языка, учимся плавному слоговому чтению, списыванию с печатного и рукописного текстов, письму под диктовку

Обучение грамоте делится на 2-3 этапа:

1 этап – добуквенный (добукварная подготовка)

Продолжительность от 2-3 уроков до 2 месяцев.

С чем знакомимся? (языковые понятия)

Предложение – это несколько слов, связанных между собой по смыслу и выражающих законченную мысль – схема предложения – её оформление (мысль началась, мысль закончилась), с помощью мыслей выражаем чувства, знаки препинания в конце предложения(?,!, ., …)

Слово

Слог - делим слово на слоги разными способами (хлопки, подбородок, скандирование – ребёнок сам выбирает удобный способ)

Ударение – способы постановки ударения: позови слово; ставить ударение на разные слоги, потом выбрать правильный вариант, слово можно спросить: это мАма? Показать разные способы постановки ударения.

Звуки – речевые и неречевые (из этих звуков можно собрать слово?) – собрать слово можно только из тех, что произносит человек.

Гласные – поются, воздух проходит свободно, не встречают преграду – произносим сначала тихо, потом громко, чем громче, тем шире раскрывается рот (гласные – ротораскрыватели), историческая справка – глас, голос

Согласные – не всегда поются, звук встречает преграду, спотыкается, ротосмыкатели, твердые, мягкие и т.д.

Структура урока свободная, главное соблюсти 4 момента:

    усвоение учащимися нового термина;

    активная умственная деятельность учащихся;

    организация деятельности самих учащихся (наглядно-действенное мышление): игры, работа с кассами букв, схемами-моделями и т.п.;

    2-3 физминутки.

Виды деятельности учащихся в подготовительный период:

Фонетическая работа:

    выделение предложений из речевого потока;

    выделение отдельных слов в предложении;

    скандирование слов, выделение слогов;

    сравнение по размеру предмета и слова ;

    выделение ударного слога;

    подбор слов к слоговой или звуковой схеме;

    упражнения в звукоподражании;

    выделение первого (последнего) звука в слове;

    подбор слов на определенный звук (с учетом твердости-мягкости);

    выделение каждого звука в слове;

    определение на слух количества звуков в слове;

    выделение в слове гласных (согласных) звуков;

    объединение в пары слов с одинаковым гласным звуком (жук-ключ, сыр-дым)

Формирование представлений о речи и предложении : Ответы на вопросы учителя по картинкам, составление предложений. Ответы на вопрос «Что это?» по предметным картинкам. Постановка вопросов к предметным картинкам (не умеют, надо учить). Составление предложений по серии сюжетных картинок. Подсчет предложений в речи. Подсчет слов в предложении. Рассказывание по восприятию, по памяти, по картинке; пересказ (на основе умений полученных в д/с).

Лексическая работа : знакомство первоклассников со значением новых слов; введение в активный словарный запас слов на школьную тематику; распределение слов по тематическим группам (учебные вещи, игрушки, инструменты, птицы, насекомые, овощи и т.д.); выделение слова из предложения.

Слушание: чтение учителем художественных произведений, доступных пониманию детей; чтение текстов в букварях, предназначенных для чтения взрослыми; беседы по прочитанному учителем.

Чтение: чтение стихов, заученных до школы; для читающих детей – чтение текстов в букваре или специально подобранных учителем.

2 этап – буквенный

Начинается с первой буквы, не в алфавитном порядке.

На данном этапе проводятся уроки двух типов:

    введение нового звука,

    урок закрепления.

Структура урока введения новых звуков и букв

1-й этап: Звуковой (слого-звуковой) анализ слов.

Задачи: научить анализировать звучащее слово, вычленять и характеризовать звуки, т.е. развивать фонематический слух у детей.

Приемы :

Звуковой (слого-звуковой) анализ слов по готовой модели или составление звуковой модели; протяжное интонирование звуков.

Вычленение звука из слова, его характеристика; наблюдение над артикуляцией звука.

Упражнения в слышании звука в других слова; придумы­вание слов с данным звуком (в разных позициях).

Обозначение звуков известными буквами, т.е. переход от звуковой модели к буквенной.

Постановка учебной задачи: «Какой буквой обозначить данный звук?»

2-й этап: Знакомство с новой буквой.

Задачи : овладение детьми представлением о знаковой природе букв, усвоение норм графики, овладение зрительным обра­зом печатных букв.

Приемы:

Введение буквы как значка для обозначения звука или звуков (дается алфавитное название буквы).

Рассматривание буквы, сравнение (на что похожа эта буква).

Нахождение в «Кассе букв» и наложение буквы на услов­ный значок в звуковой модели.

Введение новой буквы в буквенную запись слова; помеще­ние на «Ленту букв» или в «Город букв».

3-й этап: Чтение слогов-слияний (СГ) с новой буквой.

Задачи: научить слитному прочтению СГ с ориентацией на букву гласного; формировать способ обозначения твердости и мягкости согласных с помощью букв гласных.

Приемы: анализ и синтез.

4-й этап: Чтение слов с новой буквой.

Задачи: формирование первоначального механизма чтения; понимание лексического значения слов; грамматико-орфографическая пропедевтика.

Приемы:

Чтение слов с заданием (например: прочитай и отметь не­понятное слово; прочитай и найди лишнее слово).

Соединение стрелкой слова в столбике и слова в тексте.

Выяснение (уточнение) лексического значения слов.

Печатание и составление слов из разрезной азбуки.

Соотнесение слова и звуковой модели; звукового и буквен­ного состава слов.

Сравнение слов по разным основаниям (лексическому зна­чению, звуковому, слоговому и буквенному составу).

Игровые приемы, приемы познавательного чтения (Ш.А. Амонашвили).

Составление словосочетаний и предложений с данными словами.

Пропедевтические наблюдения над лингвистическими осо­бенностями слов (например: рана-ранка, санитар - санитары; гриб – грибной - грибники и т.д.).

Словесное рисование с использованием слов: на доске учитель рисует рамку, внутри которой в разных местах печата­ются слова. Детям надо догадаться, прочитав слова, что мо­жет быть нарисовано на рисунке в рамке.

5-й этап: Чтение букварного текста.

Задачи: формирование механизма чтения и приемов понима­ния прочитанного; овладение общим способом работы с любым текстом; организация продуктивного многочтения.

Схема работы с букварным текстом (этап – цель - приёмы) следующим образом:

работа до чтения

спрогнозировать содержание будущего текста

прогнозирование:

по иллюстрации (рассматривание, беседа, составление рас сказа);

по ключевым словам;

по заголовку.

работа во время чтения

жужжащее чтение;

чтение друг другу в парах;

чтение вслух цепочкой;

уточняющие вопросы по ходу чтения;

выяснение непонятного;

комментарии учителя.

работа после чтения

достигнуть понимания

прочитанного

итоговые вопросы;

Итоговое вырази тельное чтение;

соотношение с иллюстрацией и заголовком;

творческие задания.

Структура урока закрепления будет содержать все перечисленные этапы, кроме 2-го и 3-го.

Трудности первоклассников:

Звукослияние – смотрим на вторую букву, она командует, как будем произносить первую.

Регрессии – это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного (тормозят скорость чтения).

Антиципация – предвосхищение, смысловая догадка (на первых этапах – ошибки при чтении).

3 этап - послебукварный

Детям предлагаются для чтения отрывки из известных произведений. Уроки заключительной части готовят детей к урокам литературного чтения и по структуре и содержанию аналогичны им: подготовка к восприятию текста, знакомство с текстом, анализ прочитанного. Здесь важно работать над такими качествами навыка чтения как правильность и сознательность. Выразительность и беглость уходят на второй план.

Письмо

Обучение письму – это, прежде всего, выработка графического навыка. Особенности графического навыка состоят в том, что данный навык, с одной стороны, является двигательным (механическим), а с другой – сознательным .

Сознательный характер письма состоит в следующем:

а) в правильном соотнесении звука и буквы; б) соблюдении ряда графических и орфографических правил; в) в использовании письменного навыка для передачи своих собственных мыслей и чувств.

Основная цель – формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого письма.

Достижение этой цели зависит от решения следующих задач :

    ознакомление с правилами посадки и владения инструментами;

    ориентировка на странице прописей и тетради;

    ознакомление с начертаниями букв, их воспроизведение;

    письмо слогов, слов и предложений с соблюдением наклона и одинаковой высоты, пропорций букв;

    обучение безотрывному (по возможности), ритмичному и скорому письму;

    предупреждение искажения при написании букв;

    исправление индивидуальных недостатков почерка у отдельных учеников.

Методы обучения письму:

Копировальный метод – обведение букв, напечатанных в специальных тетрадях точками, бледными чернилами или написанных учителем карандашом; письмо через кальку или полиэтиленовую пленку. (репродуктивный метод, основанный на механическом упражнении, не ведет к сознательному овладению навыком письма) .

Линейный метод – использование точных и всегда одинаковых расстояний между элементами букв, точные пропорции высоты и ширины буквы и ее частей. Одно время с этой целью применялась вспомогательная сетка, определяющая пропорции букв. От ее использования отказались в связи с тем, что она вредна для зрения, лишает детей самостоятельности, сковывает движения руки и тем самым не способствует развитию навыка письма, формированию глазомера. Пропорции буквы ребенок осваивает в ходе анализа формы буквы, далее закрепляет их в процессе письма.

Генетический метод – буквы изучаются в порядке от графически простой по форме к графически более сложной.

Ритмический (тактический) метод – письмо под счет, в одинаковом для всех учащихся темпе, ритме. В настоящее время многие методисты и педагоги-практики отвергают данный метод, однако его ограниченное применение позволяет выработать в классе общую скорость письма, что необходимо на диктантах и контрольных работах.

Метод Карстера заключается в прописывании специальных росчерков, что способствует развитию движений руки: пальцев, кисти, предплечья. При этом также формируется умение пользоваться направлением, пространством листа, и развивается свобода и легкость движения руки. По мнению многих методистов, система упражнений Карстера больше пригодна для занятий со взрослыми при выработке скорости письма или исправлении почерка, т.к. многие росчерки сложны по технике исполнения. Однако отдельные упражнения могут быть использованы для занятий с детьми.

Таким образом, в практике обучения наилучшие результаты достигаются путем разумного сочетания названных методов на определенных этапах обучения письму.

Этапы и условия формирования графического навыка:

1. Заштриховка фигур, обводка трафаретов, рисование узоров и др. упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, выработку умения соблюдать строку, нужным образом располагать и держать письменные принадлежности, писать прямые и закругленные линии и т.п.

2. Письмо элементов букв.

3. Письмо отдельных букв без соединения с другими буквами.

4. Письмо сочетаний букв, слогов, целых слов.

Методические приемы обучения письму.

    показ написания учителем (при знакомстве с буквой, элементом, проговаривание);

    списывание с готового образца (подражают, воспроизводят образцы письма, данные в прописях, на доске или в тетрадях);

    копирование (ученик упражняется в выполнении правильного движения);

    воображаемое письмо (письмо в воздухе);

    анализ формы буквы;

а) анализ буквы, разложением ее на зрительные элементы;

б) анализ буквы с точки зрения движений при письме;

в) анализ буквы в сравнении с ранее изученными.

Впервые изучаемая буква сначала анализируется по количеству элементов. Затем учитель объясняет, как писать букву, выделяя основные элементы движения, указывая ее пропорции и особенности. Эффективным приемом формирования образа буквы является конструирование ее из элементов – шаблонов.

    усвоение правил письма:

Буквы надо писать с одинаковым наклоном.

Буквы в словах надо писать на одинаковых расстояниях.

Буквы в словах надо писать одинаковой высоты.

Слог пишется безотрывно.

    письмо под счет (Движение «на себя» сопровождается счетом «раз», «два», «три». Соединительное движение «от себя» пишем под счет «и», которое произносится то длиннее, то короче, в зависимости от длины пути);

    анализ ошибочного написания (Ошибочное написание выносится на доску лишь в том случае, когда у большинства учащихся класса проявилась данная ошибка, объяснение написания проводится повторно).

Структура урока письма.

1. Оргмомент. Упражнения для пальцев. Целевая установка.

2. Повторение: написание букв под диктовку, списывание с печатного, диктант (с 10 урока) – 3-5 минут.

3. Звуковой анализ: выделение изученного нового звука. Знакомство с письменной буквой, сравнение ее с печатной.

4. Рассматривание образца на доске, в прописи, анализ зрительных элементов буквы.

5. Показ учителем с одновременным объяснением, анализ двигательных элементов.

6. Письмо новой буквы: воображаемое, копировальное, по образцу.

7. Чтение и звуко-буквенный анализ соединение (слогов).

8. Письмо соединений (слогов) различными способами.

9. Чтение и звуко-буквенный анализ слов, предложений.

10. Письмо слов, предложений, выполнение различных заданий.

11. Сравнение новой буквы с ранее изученными и их запись.

В течение урока проводится 2-3 физминутки (для глаз, для рук, подвижная), письменные упражнения чередуются с устной работой. Помним, что в 1 классе продолжительность письменной работы не более 5 минут.


Описание работы : Данный материал будет полезен учителям начальных классов, родителям и всем тем, кто обучает детей чтению.

Русский (родной) язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. К одному из основных разделов изучения языка относится «Обучение грамоте», которое осуществляется в течение всего I класса. В этот период учащиеся овладевают звуковым анализом, первоначальными навыками чтения и письма. К концу года они должны научиться читать по слогам короткие, доступные их пониманию букварные тексты, списывать и писать под диктовку после анализа слова, написание которых не расходится с произношением, списывать после разбора короткие предложения. Умст-венно отсталые первоклассники должны выучить наи-зусть с голоса учителя и уметь читать короткие стихотворения или четверостишия.

Много интересного применяю на уроках обучения грамоте. На каждую букву, звук имеются карточки с изображением предметов и показы письменных и печатных образцов букв. / Смотрите фотографию/

Разрезную азбуку на магнитах применяю как игру « На рыбалке». Ученик удочкой вытаскивает рыбку-букву и называет ее и слова с этой буквой, а на доске вспоминает письменный образ этой буквы.

Сигналы с разноцветными кружочками (красным и синим) позволяют устанавливать обратную связь и отрабатывать умение различать гласные и согласные звуки и буквы.

Очень нравится детям «Чтение с секретом». Показываю указкой различные слоги, дети самостоятельно читают и по секрету на ушко говорят учителю слово

Ро-ди-на мо-ло-ко ма-ма

Игра в «Магазин». На столе игрушки. Купить игрушку, в названии которой 2 слога, 3 слога, 1 слог. Сделать шаги - проверить количество слогов. Игрушки садятся за парты и читают вместе с детьми. Игровые моменты повышают интерес к чтению.

Учить детей различать предложения в тексте, делать остановки на точках помогает паровозик. До точки едет Алеша - паровозик свистит - остановка. Дети усваивают, что на точке надо остановиться. Работа над пунктуацией и выразитель- ностью чтения.

Главным учебным предметом в начальной школе считаю чтение и развитие речи.

Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя

Навык чтения - это то, чему учат и одновременно то, посредством чего ученик сам учится. Процесс овладения чтением является очень сложным. Вовлекаются все волевые качества - восприятие, внимание, воображение, память. У детей нашей школы заниженный уровень познавательной активности, поэтому научить их читать очень трудно.

Чтение, книга - это мощное средство образования, воспитания и развития: умственного, эстетического, интеллектуального и чувственного, средство развития всех способностей. Много внимания уделяю теме «Формирование интереса учащихся к чтению книг». Творческое и ответственное отношение к своему делу дают положительные результаты. В пятый класс ученики идут хорошо подготовленными. Все отлично читают, умеют работать с книгой, с текстом, отвечать на поставленные вопросы, пересказывать, выражать свое отношение к героям рассказа.

Чтение - вот лучшее учение. Это главное учение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. Этому умению учит учитель начальной школы. Передо мной всегда стоит вопрос: Что придумать, чтобы урок чтения стал любимым? Как учить, чтобы дети полюбили книгу? Ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие. Помню слова Константина Дмитриевича Ушинского «Все, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается все усвоенное в детские годы». Учить детей читать - дело непростое. Надо не только научить читать буквы, а научить читать мысли, задумываться над каждым написанным словом - чему оно нас учит. На уроках обучения грамоте буквы для нас становятся живыми. Мы здороваемся с каждой изученной буквой, вспоминаем, как она звучит. В каких словах живет. «С»- Сережина, «М» - мамина, «К» - Клавина. Как писал Константин Георгиевич Паустовский: « Слова, то шелестят, как трава, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лед».

Хороший прием - выделять изучаемую букву в тексте, подчеркнуть карандашом. (Использую старые журналы или книжки - малышки). На полях карандашом пишу большую и маленькую буквы. Внимательно вести пальчиком по строчкам и подчеркивать изучаемую букву. Кстати, следить нужно с помощью пальчика, так как рецепторы кончика пальца возбуждают головной мозг, что очень важно для учеников с умственной отсталостью. Это упражнение помогает запомнить графический образ буквы и приучает к самому процессу чтения - «читать» по строчкам, развивает внимание не пропустить ни одной буквы.

Способы чтения, которые очень нравятся детям.

Совместное чтение с учителем

Хоровое чтение с выделением гласной

Индивидуальное чтение (обязательное)

«Эхо» - 1 читает, все повторяют

Большую помощь в формировании навыка выразительного чтения оказывают небольшие по объему произведения, написанные в форме диалога (и фольклорные, и авторские) Имеется в классе «Волшебный сундучок» с карточками для обучения чтению по ролям. Например:

Здравствуй, кумушка, хлеб да соль...

Дай мне рыбки.

Налови сам, да ешь.

Да, я не умею.

Эка, ведь я же наловила. (Лиса и волк)

Работа над интонацией, силой, эмоциональной окраской голоса удачно проходит в элементах «драматизации», разыгрываем небольшие сказки. Для поддержки интереса к чтению и книге сотрудничаю с библиотеками. Знакомлю детей со школьным библиотекарем, провожу экскурсии в библиотеку и приглашаю на интересные беседы к себе на урок. Ходим часто и в сельскую библиотеку. Совместно с работниками библиотеки проводим утренники, посвященные юбилеям детских писателей /Смотрите фотографии/

1. Покажите ребенку, как вы читаете. Для этого берите красивую книгу с крупными буквами, садитесь с ребенком и читаете интересный стих (сказку). При этом водите пальчиком ребенка по прочитанным словам.

2. Со временем появятся тексты, которые дети знают наизусть. Ребенок с удовольствием «читает» этот текст, а вы помогаете ему показать прочитанное слово.

3. Такая работа не мешает параллельно учить алфавит, наоборот, алфавит запоминается весь, в комплексе.

4. У ребенка складывается пример скорости чтения, желание читать полными словами.

5. Обязательно следует возвращаться к прочитанному.

6. При отработке навыка чтения необходима помощь взрослого, похвала, радость успеха.

«Гусеница» строится и растет из кружочков, в которых записаны прочитанные ребенком стихотворения, рассказы, сказки. Чтобы убедиться, что ученик действительно прочитал текст, можно попросить пересказать прочитанное. Кружочки «Гусеницы» соединяем друг с другом с помощью скотча. Детям нравится сравнивать длину «Гусеницы».

Урокам обучения грамоте уделяю особое значение, так как они являются фундаментом всего дальнейшего обучения.

Выбор правильных методов обучения - это одна из главных проблем в педагогической науке. Особенно это касается методики обучения грамоте в начальной школе, с помощью которой учитель вооружает детей основами наук, обеспечивает правильное развитие личности, формирует мировоззрение, развивает различные познавательные способности. Многое решает выбор методики обучения, именно от ее эффективности зависит, будет ли процесс учебы интересным и радостным либо он превратится в тяжкий, обременительный труд.

Ученик и учитель

Методика обучения грамоте в начальной школе должна приносить плодотворные, результативные итоги. Учитель - это посредник между знаниями и сознанием ученика. Главная задача - донести эти знания до ребенка, используя при этом эффективные методы, организуя способы, определенные пути, приемы предоставления учебного материала.

Во многом методы обучения зависят от биологических, физиологических особенностей подрастающего организма. При подаче обучающих материалов должны учитываться возрастные, биологические ступени развития, от них зависит работоспособность, физическое здоровье, утомляемость, уровень творческих способностей. Все должен учитывать при работе с детьми.

Главная проблема в образовании - как развить у детей интерес к новым знаниям, обучению, как воспитать в них потребность к саморазвитию, к самостоятельному поиску. Эти проблемы затрагивают потребностную мотивационную сферу ребенка. Зачастую ученики еще не способны учиться «для себя». Они могут стараться за похвалу, за подарки, для родителей. Каждый из этих мотивов имеет в итоге конец. Именно поэтому учитель обязан сформировать мотивацию к обучению, где основой будет служить познавательный процесс. Для решения этих задач разрабатываются разнообразные методики.

История различных методов

История методов обучения грамоте в начальной школе уходит своими корнями в далекое прошлое, она поучительна и сложна. Самыми выдающимися педагогами в свои времена были Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, В. П. Вахтеров. Животрепещущей темой для них была букваристика. Умение читать, писать (элементарная грамота) - ключ к всеобщему образованию. Долгое время безграмотность была преградой на пути народа к свету знаний.

До конца 18-го века в школьной практике господствовали догматические методы обучения, когда использовался буквосослагательный метод (аз, буки, веди). Опирался он на механическое зазубривание букв, называние их, слогов и далее слов. Если анализировать эффективность данного метода, то можно сказать, что опирался он только на заучивание. Во внимание не принималась звучащая речь, звуки, не требовалось слитное чтение слогов.

Для детского восприятия тексты были очень трудными. Они все носили сложное религиозное содержание. Преподавание письма отрывалось от чтения.

Потребности в массовом образовании привели к тому, что педагоги стали искать новый метод обучения - более легкий, быстрый, экономный. На смену буквослагательному пришел звуковой метод, который ориентирован на аналитическую и синтетическую способность учащегося.

Преимущества звукового метода

Как уже упоминалось, буквосослагательный метод является ярко выраженным буквенным синтетическим методом: буквы заучиваются, объединяются в слоги, после этого в слова. Множественные споры букваристов в 19-м веке привели к тому, что появились звуковые методы обучения. Они обладают целом рядом преимуществ перед буквосослагательными методиками.

В наши дни основополагающей является звуковая методика обучения грамоте в начальной школе. Литературное чтениепри этомстало намного интереснее. На уроках проводится аналитическая работа, развиваются мыслительные процессы. При этом обучение и чтению, и письму стало проводиться одновременно. Тексты для чтения легче усваиваются, так как носят увлекательный, познавательный характер.

В Европе аналитико-синтетический звуковой метод в 19-м веке разработали А. Дистервег, В. Грезер, Фогель. В России его впервые ввел К. Д. Ушинский, продолжили его дело в конце 19-го века известные букваристы Тихомиров, Вахтеров, Флеров, а уже в 20-м веке - Янковская, Редозубов.

Советские буквари стали значительным шагом в образовании. стали более усовершенствованными, они позволили быстро овладевать навыками чтения. В сравнительно короткие сроки (за три месяца) стало возможным научиться читать. При этом сразу же методика обучения грамоте позволяла обучаться письму, получать знания по грамматике, орфографии. В наше время разработано уже более тридцати различных букварей и азбук для детей начальной школы.

Методика обучения грамоте в начальной школе Горецкого

Современная методика В. Г. Горецкого и А. Ф. Шанько рассчитывается на три с половиной месяца занятий. В системе подразумевается иная последовательность при изучении звуков и букв, чем алфавитная. Горецкий в методике обучения грамоте в начальной школе расположил звуки и буквы, основываясь на частоте их употребления. Вначале изучаются наиболее используемые в речи, затем менее употребительные и в заключение - малоупотребительные звуки. Это позволяет ускорять процессы развития и техники речи. При этом открывается возможность для учителя параллельно проводить целенаправленное развитие речи, анализировать смысловое содержание текстов, выполнять различные упражнения для закрепления полученных знаний.

Исходный момент в методике Горецкого - анализ звучания произносимой речи. Дети вычленяют из текста предложения, разбивают их на на слоги, выделяя при этом ударные, устанавливают последовательность, количество и характер звуков, их связь между собой в слове.

Анализируя эффективность данного метода, стоит сказать, что учителя по достоинству оценили учебник Горецкого. Все его позиции имеют научно обоснованное подтверждение, практика доказывает высокую эффективность преподавания по данной методике.

Обучение русскому языку

На уроке грамоте в начальной школеглавной задачей ставит формирование правильного написания. Умением содержательно, стилистически точно, выразительно, интонационно правильно выражать собственные мысли в письменном виде должен в итоге овладеть каждый ученик. Орфография в методике обучения грамоте в начальной школе также стоит на одном из первых мест. В начальной школе собраны базовые знания, которыми должны овладеть учащиеся, из них формируются основы знания русского языка.

Младшие школьники изучают звуковой состав слова, характеризуют согласные и гласные звуки, объясняют роль безударных и ударных гласных, твердость и мягкость согласных звуков. Изучают основы морфологии для правильного употребления слов. Все эти основы обеспечивает методика начального обучения.

Основные разделы методики

Основными разделами методики первоначального обучения являются следующие:

  • Обучение грамоте . Здесь представлены основные методы обучения чтению и письму, результаты огромных успехов которых начали проявлять себя во времена СССР.
  • Методика чтения . В начальной школе главной задачей при обучении чтению стоит научить ребенка бегло осознанно читать, подготовить его к переходу в средние классы.
  • Грамматика в методике обучения грамоте в начальной школе, а также орфография играют значительную роль. Цель - обучить детей элементарному письму, а также дать первые орфографические навыки.
  • Развитие речи . Данный раздел в начальной школе весьма разнообразен. Дети начинают анализировать свою речь, синтезировать, делать выводы. Они ставятся в условия, когда свою речь нужно обдумывать, правильно выражать собственные мысли. На этом этапе происходит усвоение того, что письменная речь отличается от устной своими формами: лексической, морфологической и синтаксической. У детей должны быть заложены основы связной, правильной речи.

Понятие о методах

Какую методику обучения грамоте в начальной школе взять за основу, чтобы достичь максимального эффекта при обучении детей? Чтобы ответить на данный вопрос, необходимо ознакомиться с тем, какими бывают методы.

Метод - это упорядоченная совместная деятельность учителя и учеников, которая направлена на достижение поставленных целей.

Дидактические методы - совокупность путей, способы решения образовательных задач. Применительно к педагогу здесь говорится о методах преподавания, к ученику - о его отношении к учебе. В совместной деятельности ученика и учителя выделяются приемы, которые входят в основную методику обучения грамоте в начальной школе.

Прием - структурная часть метода, элемент, разовое действие, один шаг для его реализации. Каждый прием - это отдельное действие.

Объективная и субъективная часть

В методах обучения существуют объективная, зависящая от учителя, и субъективная, не зависящая от него, части. Так, например, рассказ - это метод обучения, который исполняют все учителя, общее в нем - объективная характеристика. Но каждое исполнение из уст педагога имеет свои особенности, их привносит в свой рассказ сам учитель. В любой области методов большую роль играет индивидуальное мастерство педагога, высшая форма педагогического искусства.

Главными функциями в любом методе являются мотивационная обучающая, воспитательная, развивающая, организационная. При их помощи учителя решают вопросы, связанные с мотивацией, влияют на учебно-воспитательный процесс в целом. Таким образом, любой метод обучения является путем к достижению поставленных целей.

Классификация методик обучения грамоте в начальной школе

Учитель всегда старается выбрать наиболее удачный метод для достижения своих педагогических целей. Для облегчения проблемы выбора метода их сравнивают по своей эффективности, оценивают и объединяют в определенные группы. Способствует этому классификация, упорядочение методов.

Первые классификации для оценки эффективности метода описывали часть видимого процесса - какие действия совершают на уроке учитель и ученики. Эти действия позволяли охарактеризовать основную методику обучения грамоте в начальной школе. Вскоре оказалось, что для анализа и оценки работы учебно-воспитательного процесса этого мало. Для сравнения стали искать новые пункты для классификации методов, они должны были отразить все стороны процесса. Все методы стали классифицироваться по отдельным системам.

По источникам знаний

Классификация по (Е. И. Петровский, Е. Я. Голант, Н. М. Верзилин). В качестве основы в выделяемых методах рассматриваются источники знаний, которые базируются на практике, слове, наглядности. Культурный прогресс присоединил сюда книгу, в последнее время - видео и компьютерные системы. Данная классификация объединяет в себе пять основных методов:

  • наглядный;
  • практический;
  • работа с книгой;
  • словесный;
  • видеометод.

Каждый метод может выступать в самых разнообразных видоизменениях (модификациях).

По назначению

Методы классифицируются по своему назначению (Б. П. Есипов, М. Д. Данилов), по основной дидактической цели, для которой они используются. Например, "Методика обучения грамоте в начальной школе (пунктуация)". Общие признаки в этой классификации - последовательные этапы процессов обучения, которые способствуют:

  • приобретению знаний;
  • формированию навыков и умений;
  • применению знаний;
  • творческой деятельности;
  • закреплению;
  • проверке знаний, навыков, умений.

Характер познавательной деятельности

Классификация по характеру (типу) учебной деятельности (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин). Оценивается уровень самостоятельности, достигнутый учениками при предложенной схеме работы. Здесь выделяются следующие методы:

  • информационно-рецептивный;
  • репродуктивный;
  • эвристический (поисковый);
  • проблемного изложения;
  • исследовательский.

Если деятельность учителя приводит лишь к запоминанию материала, к неосознанному его воспроизведению (даже и правильному), здесь можно говорить о низкой мыслительной активности (репродуктивный метод). При исследовательской, активной деятельности, когда знания добыты в результате познавательного труда, имеет место эвристический или исследовательский метод.

МБОУ «Июсская средняя общеобразовательная школа»

Урок обучения грамоте

1 класс «Школа XXI века»

Тема урока: «Знакомство с буквой С,с»

Учитель начальных классов

Додонкина Галина Николаевна

Цели деятельности учителя

1. Формировать представление об особенностях новых согласных звуках [с], [с ` ], буквах С, с; познакомить с их графическом изображением: научить читать слоги, слова, предложения с изученными буквами.

2. Развивать умение различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить, делать звуко-буквенный анализ слов.

3. Обучать созданию рассуждения.

Тип урока

Урок изучения нового материала.

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями):

научатся: различать согласные звуки [с], [с ` ], буквах С, с; правильно произносить их в речи; читать слоги, слова с данными буквами.

получат возможность научиться: дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки; искать графическую и текстовую информацию; наблюдать за образованием гласных и согласных звуков и правильно их произносить; составлять небольшие по объёму рассказы по картинкам.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретённая компетентность):

познавательные – развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;

коммуникативные - формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

регулятивные - овладение понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять.

Личностные:

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением; уважают мнение других

Методы и формы обучения

Объяснительно – иллюстративный; частично-поисковый; Фронтальная – чтение слогов с использованием пособия «окошечки», слов, предложений, текстов; выполнение модели слова с отражением звонкости-глухости согласных (символ «звонок» расположен над звонким звуком); сравнение слов по звонкости-глухости.

Индивидуальная – выполнение звукового анализа слов «гуси», «сумка», заданий
в рабочей тетради; чтение произведений А. Барто «Я знаю, что надо придумать» (с. 92), В. Сутеев «Цыплёнок и Утёнок» (с. 93), В. Голявкина «Как я помогал маме мыть пол»
(с. 96–97) (читающими учащимися).

Работа в паре – разгадывание «зашифрованных» слов

Образовательные ресурсы

УМК «Школа XXI века» по обучению грамоте; 1 класс»; Л.Е. Журова, А.О.Евдокимова «Букварь», часть первая, Электронное приложение к учебнику «Азбука»1 класс. Горецкий В.Г., Кирюшкина В.А., Виноградова Л.А.

Ход урока:

Этап урока.

Цель данного этапа.

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к выполнению запланированных результатов

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Мотивация к учебной деятельности и планирование

Цель.

Включение детей в деятельность

Похлопайте в ладоши те, кто пришёл в школу с хорошим настроением.

Пожмите руку соседу, если вы добрый человек и готовы помочь товарищам.

Помашите рукой те ребята, кто хочет поскорее начать урок и узнать что-то новое.

Улыбнитесь друг другу, кто сегодня будет внимательным и старательным.

Доброе утро солнцу и птицам, доброе утро всем улыбчивым лицам.

Чем бы вы хотели сегодня заниматься на уроке? (планирование)

1. Выделение звуков в слове и выполнение звукобуквенного и слого-звукового анализа слова.

2. Чтение слогов и слов.

3. Разгадывание зашифрованных слов

Создание эмоционального настроя урока.

Слушают учителя, настраиваются на предстоящую работу в классе.

Личностные- самоконтроль

Регулятивные- целеполагание. Коммуникативные

2. Постановка учебной задачи.

Цель.

Подведение детей к формулированию темы урока.

Составление плана работы.

Сегодня к нам на урок пришёл гость. Отгадайте, кто это:

Днём спит, ночью летает,

п рохожих пугает. (Сова.)

Совушка-сова, большая голова,

На суку сидит, головой вертит,

Во все стороны глядит.

Кто видел сову? Какая она? (Учитель показывает картинку.)

Мудрая сова пришла познакомить с новой буквой, научить читать слова и предложения. Но прежде чем дать новые знания, мудрая сова интересуется, насколько прочные знания у вас уже есть.

Формулирует задание.

Вступают в диалог с учителем, отвечают на вопросы, помогают строить план урока при помощи условных обозначений.

Регулятивные- целеполагание.

Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества совместно с учителем.

2. Актуализация знаний

Цель: Активизировать знания, умения и навыки по теме урока.

Мотивировать к предстоящей деятельности на уроке.

1. Работа по «ленте букв»:

Для чего на уроке мы используем «ленту букв»?

Определите, на какие группы делятся все звуки и буквы русского языка.

На какие группы можно разделить гласные звуки? Назовите гласные, назовите признаки гласных.

На какие группы можно разделить согласные звуки, назовите признак классификации согласных. Назовите согласные буквы, назовите признаки согласных.

Определите, о каком звуке идет речь: глухой согласный звук, который есть в словах кот, окунь;

Гласный, который обозначает мягкость согласного звука; во всех позициях обозначает один звук.

Мы вспомнили признаки гласных и согласных, мы умеем различать звуки. Это нужно уметь делать при изучении новой темы.

Учитель предъявляет задания.

Ученики слушают задания, отвечают на вопросы

Помогает обобщать, сравнивать и классифицировать буквы и звуки.

Все звуки и буквы русского языка делятся на гласные и согласные.

Дети называют гласные, их отличительные признаки; классифицируют гласные.

Классифицируют согласные, называют признаки классификации, читают согласные буквы.

Это звук [к].

Это звук [и], во всех позициях обозначает один звук; обозначает мягкость согласного.

Дети фиксируют результаты и значение предыдущей работы для изучения новой темы.

Познавательные

Общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме;

Логические – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, ответов учащихся.

Коммуникативные: Обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

Личностные: Осознают себя в роли обучающегося, формулируют мотивы достижения поставленной цели.

3. «Открытие» обучающимися новых знаний

Цель: познакомить обучающихся с согласными звуками [с], [с"] , буквами С,с, обозначающими эти звуки на письме.

1. Наблюдение.

Сова предлагает вам первое испытание: найти «заблудившийся» звук.

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак.

Но зато ему потом

На крючок попался… д ом!

На пожелтевшую траву

Бросает лев свою… листву.

Лежит лентяй на раскладушке,

Грызёт, похрустывая, п ушки.

Отгадайте загадки :

По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.

Кто-то в сумке носит книжки,

Кто-то – нужные вещички,

Кто-то – телефон, игру,

А детишек – ... (кенгуру) .

Вот ещё одна загадка

Девочкам и мальчикам:

Кто рождается в кармане

С маленьким карманчиком?

Когда плывёт - прекрасен,

Когда шипит - опасен. (Гусь.)

Как называется карманчик, в котором носят детёнышей кенгуру? (Сумка.)

2. Звуковой анализ слов «гуси», «сумка».

Рассмотрите схемы, расположенные справа от рисунков.

Выполните звуковой анализ слова «сумка».

Разделите слова «гуси», «сумка» на слоги.

Определите, какой слог ударный.

Сравните звуки, указанные в схемах стрелочкой.

Назовите букву, которой можно обозначить звуки [ с] , [ с’] . (Буква с .)

Рассмотрите букву С, с . На что похожа? (Луна, подкова и т. д.)

Села мышка в уголок.

Съела бублика кусок.

С , колесико хромое,

Познакомилось с тобою. Г. Виеру

Замените фишки в схемах слов буквами.

3. Игра «Живые буквы».

Мудрая сова любит игру «Живые буквы». Давайте поиграем, порадуем гостью. Возьмём слово «сумка».

Назовите гласные звуки.

Назовите согласные звуки.

Назовите звуки по номерам.

Найдите и назовите как можно больше признаков сходства слов «гуси» и «сумка». (Два слога, ударный первый слог, ударный гласный звук [у ] .)

Найдите признаки различия. (Количество букв.)

Уберите буквы и фишки в такой последовательности:

Букву, которой записан второй гласный звук в слове «гуси» (и );

Букву, которой записан ударный гласный звук в слове «сумка» (у );

Букву, которой записан ударный гласный звук в слове «гуси» (у );

Последнюю букву в слове «сумка» (а ).

Дайте характеристику буквам, которые убрали. (Это гласные буквы.)

Уберите букву с , которой записан мягкий согласный звук. Назовите слово, в котором есть эта буква. (Гуси.)

Уберите букву с , которой записан твёрдый согласный звук. Назовите слово. (Сумка.)

Уберите буквы, обозначающие парные по звонкости-глухости звуки. (Буквы г и к .)

Уберите букву м .

Вспомните и назовите как можно больше слов с буквой с , которая обозначает мягкий согласный звук. (Сила, сено, семья, усики и т. п.)

Назовите слова с буквой с , которая обозначает твёрдый согласный звук. (Свет, свеча, нос, колос и т. п.)

4. Чтение слогов, слов и предложений. «Делу – время, потехе – час».

1) Ребята, давайте теперь прочитаем слоги с буквой эс на странице 91.

2) Теперь прочитаем слова. Первый столбик читает …, второй столбик, третий -…, продолжим читать пары слов на странице 92.

Прочитайте слоги с буквой с , используя «окошечки».

Прочитайте слова по столбцам.

Прочитайте слова парами. Дети, определите, а есть ли разница в том, какой предмет называют первое и второе слово в каждой паре?

Рассмотрите таблицу на доске.

Зачеркните буквы, которые повторяются. Из оставшихся букв соберите два слова. (Иней, снег.)

Чувствуете, как сразу стало холодно?

Замело в лесу пригорки

И овражки замело.

Ни души нет на полянке.

Тихо. Холодно. Бело.

Но это только так кажется. Зимняя лесная сказка самая таинственная. Попробуйте объяснить, почему так происходит?

Выделение звуков [с], [с"], знакомство с буквой С.

Запоминают слова со звуками [с], [с"], знакомятся с буквой С. Отгадывают загадки, выделяют в словах звуки [с], [с"].

(С-с-сом.)

(Лес-с-с.)

(С-с-сушки.)

(Гусь.)

(Кенгуру.)

Выполняют задания учителя

Регулятивные-

Действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя;

Оценивают выполнение задания

Познавательные

добывают новые знания;

Владеют основными логическими действиями (сравнение, анализ, синтез)

Личностные осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием,

Познавательные читают схемы для получения информации.

4. Физминутка

«Зайчик»

Цель: снятие усталости и эмоционального напряжения.

Зайке холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз.

На носочках подтянись,

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

Прыгать заинька горазд,

Он подпрыгнул десять раз.

Показывает движения детям, организует выполнение упражнений детьми.

Выполняют движения по ходу чтения физминутки.

Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем.

5. Первичное закрепление

Цель.

Закрепить знания, полученные на уроке.

1. Чтение текста «Зимняя сказка».

О чём узнали из зимней сказки? Теперь перечитайте сказку шёпотом и посчитайте, сколько раз в ней встретилась буква с. Назовите слова с буквой с.

Какие слова повторяются в тексте?

Сколько предложений в тексте?

Что заметили? (Три одинаковых предложения, состоящие из одного слова.)

СНЕГОПАД

Сыплет снег, осторожен и робок,

От него даже ночью светло.

Деревенька увязла в сугробах,

Белым пухом её занесло.

Тихо вьётся позёмка седая,

Только слышно, как снег разгребая,

У калиток лопаты скрипят. М. Пляцковский

3) Дети, а во что вы любите играть зимой? (ответы детей)

А.Л. Барто написала такое стихотворение. Послушайте. Что же придумал ребёнок, чтобы превратить зиму в лето? А кто хочет прочитать стихотворение всем ребятам?

4) Чтение стихотворения детьми.

Организует работу с текстом.

Читает учитель стихотворение «Я знаю, что надо придумать»

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение.

Слушают учителя, затем читают сами

Регулятивные - анализ, обобщение, умение организовать совместную деятельность под руководством учителя.

Логические - определяют наличие в звучащем слове звука.

Познавательные -осуществляют отбор информации.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель - самоконтроль усвоения знаний.

Работа по учебнику. Расшифровка закодированных слов.

А совушка мудрая головушка предлагает нам такое задание. Найдите его на странице 92.

Прочитайте задание. Прочитайте слово в левом столбце таблицы вверху. Сколько в нём букв. Прочитайте слово слева внизу. Сколько в нём букв? Какие одинаковые буквы встретились в обоих словах? А если мы переставим буквы в словах, слова получатся другие?

Попробуйте поработать в группах и вместе собрать новое слово. Подсказкой вам будут числа - номера букв.

Работа в группах (1 группа весна - навес, 2 группа насос - сосна, 3 группа смола - масло, 4 группа сел - лес)

Давайте проверим какие слова у вас получились. Ответственные каждой группы называют слова, а мы смотрим на экран.

Организует работу по учебнику

Формулирует задание.

Организует самоконтроль.

Работают по учебнику

Работа в парах

Регулятивные- контролирует результат своей деятельности.

Познавательные -осуществляют отбор информации

Личностные

формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные:

Формирование умения слушать и понимать других.

Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.

Формирование умения работать в паре.

7 . Рефлексия деятельности.

Цель.

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, самооценка результатов деятельности.

С какой буквой вы познакомились сегодня на уроке? Какой звук она обозначает?

Наша гостья осталась довольна вашей работой. А своей работой вы довольны? Какие задания вам особенно понравились? Какие оказались трудными?

Оцените свою работу на уроке. Если вам урок понравился, на уроке было всё понятно и интересно, то прикрепите к доске рисунок солнышка, а если у вас возникли трудности, что- то было непонятно – рисунок тучки.

Подводит итог

Контролируют результат своей деятельности.

Понимают причины успеха/неуспеха.

Оценивает свою деятельность на уроке.

Познавательные -

ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные - оформлять свою мысль в устной и речи (на уровне одного предложения).

Регулятивные - самооценка.

Выбор редакции
Общая характеристика Жизнью людей, рожденных под этим знаком, управляет чувство красоты, гармонии и справедливости. Благодаря такту,...

Белое вино — означает романтичность натуры спящего и предвещает Вам неожиданный прилив больших наличных денег, что значительно улучшит...

Быстрый переход к толкованиямУ многих народов летучая мышь является символом интуиции. Если снится крылатый зверек, то сновидцу следует...

Лепить во сне пельмени означает наступление нужды, ухудшение самочувствия и погибшие надежды. Покупать пельмени в магазине – наяву...
Ну кто же не любит спелую сладкую черешню? Она является одним из самых долгожданных лакомств в летний сезон практически для каждого...
Сон, в котором видится дохлый пес, можно назвать пугающим и ужасающим. Но чтобы его истолковать и узнать, к чему снится мертвая собака,...
Квас из чистотела по рецепту Болотова собрал весьма противоречивые отзывы, но к ним мы вернемся чуть ниже. А сейчас поговорим о полезных...
В переводе с грузинского «сацебели» - просто «соус», причем название произносят с ударением на первый слог. Чаще его делают из орехов,...
Сыроедческие спагетти лишь условно можно назвать именем популярных макаронных изделий, так как живые спагетти похожи на оригинал только...