Михаил Афанасьевич Булгаков: краткая биография. Павел Глоба, Б. Романов - Оккультный Булгаков


Михаил Афанасьевич Булгаков — русский писатель и драматург, родился в Киеве в семье профессора Духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова, матерью будущего писателя была Варвара Михайловна, дочь священника-протоиерея. Происхождение Булгакова сильно отличается от происхождения многих выдающихся русских прозаиков того времени, например Горького и Шолохова. Оно наложило свой отпечаток на художественное творчество Булгакова и сильно повлияло на его отношение к революционным переменам в стране. Нельзя полностью объяснить взгляды художника его социальным происхождением и воспитанием, однако они во многом формируют характер и личность человека, его предпочтения в жизни. И Булгаков, будучи честным и справедливым человеком, всё же так и не смог понять прямолинейности новой идеологии, примириться с грубостью и невежеством, которые неизбежны при столь радикальных социальных потрясениях.

Булгаков получил хорошее образование: к восемнадцати годам окончил Первую киевскую гимназию. В 1916 году с отличием окончил медицинский факультет Киевского университета. Михаила Булгакова как человека характеризует то, что во время Гражданской войны он служил военным врачом в разных по политической принадлежности армиях, им руководили не политические пристрастия, а человеческий и врачебный долг. В 1921 году Булгаков переезжает в Москву и с этого времени полностью посвящает свою жизнь литературе и театру. В первые годы своего пребывания в Москве он печатается в популярных газетах, заводит знакомства с писателями и поэтами своего поколения, приехавшими в столицу создавать новую литературу.

В начале литературной деятельности в писательской манере Булгакова проявились две особенности: сатирическая проза и фантасмагория (причудливая фантазия), возникающая на основе научной фантастики и религиозных суеверий. Он пишет множество фельетонов, сатиру на тупость канцелярской работы «Дьяволиада » (1923) и фантастическую повесть, высмеивающую обывательское сознание, «Роковые яйца» (1924). Самым заметным произведением этого периода стала повесть, критиковавшая саму основу советского строя и его революционную идею, «Собачье сердце » (1925). Михаил Булгаков пишет также роман о событиях недавнего времени «Белая гвардия » (1922-1924), а затем выступает как драматург, создав на его основе пьесу «Дни Турбиных » (1926). Оба произведения посвящены теме раскола в русском обществе, поразившей всех смуте в революционном вихре времени, в тяжёлые 1918-1919 годы, когда поочерёдно менялась власть в Киеве. Не случайно эпиграфом к роману автор выбрал слова о буране, захлестнувшем степь, из «Капитанской дочки» Пушкина. Пьеса «Дни Турбиных» была обречена на запрет, однако у неё появился неожиданный защитник — сам Сталин, которому понравилась идеологически «неправильная» пьеса. Интересно, что хотя спектакль «Дни Турбиных» в конце концов был снят с репертуара, но в целом благодаря этому «заступничеству» он выдержал девятьсот восемьдесят семь постановок при жизни Булгакова.

После «Дней Турбиных» в 1920-е годы Михаил Булгаков пишет сатирические комедии о советском быте, мещанской психологии, ханжестве современников и лицемерии власти, а также другие произведения, в которых ярко проявилось несогласие с моральной атмосферой в стране. Это были трудные годы для писателя, поскольку его произведения запрещались к публикации, пьесы не допускались к постановке в театрах. Булгаков даже вынужден был обратиться с письмом лично к Сталину, чтобы ему дали возможность спокойно работать или же разрешили уехать из страны. После этого его приняли на работу во МХАТ (Московский Художественный академический театр), опять по личному приказу Сталина, который, тем не менее, считал Михаила Афанасьевича своим идеологическим врагом.

В последние двенадцать лет жизни Булгаков работал над своим главным произведением — романом «Мастер и Маргарита » (1928-1940), который он начал писать как сатиру на современное советское общество, но потом, осознавая, что проблематика произведения выходит за пределы конкретного времени и касается любого общества, создал грандиозную философскую картину человеческих нравов. Главным художественным приёмом романа «Мастер и Маргарита» стал приём соотнесения современности и евангельской истины. В своём творчестве Михаил Булгаков опирался на традиции мировой и русской классической литературы. Образ Мастера — художника, написавшего роман о Христе, продолжает пушкинскую идею о назначении поэзии и роли поэта; галерея сатирических образов, комические ситуации, язвительность, нравственные мотивы восходят к Гоголю; проделки демонов, изображённых в романе, напоминают европейскую литературу о бесах. Эпиграф к роману Булгаков берёт из сцены встречи Фауста и Мефистофеля в трагедии Гёте «Фауст», в которой демон отвечает на вопрос Фауста о себе: «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Этими словами писатель объясняет смысл своего романа — злая воля бессильна насадить зло в человеке и на земле, и всякое богопротивное дело неизменно обращается в Добро.

Долгое время о романе не было известно, лишь немногие современники Булгакова помнили о том, что тот писал какой-то роман. Вдова писателя Елена Сергеевна Булгакова двадцать шесть лет хранила два толстых тома рукописи романа, никому его не показывала, опасаясь, что власти уничтожат бесценный труд. Однако к середине 1960-х годов тогда ещё неизвестному учёному-филологу А.Ф. Вулису удалось убедить верную хранительницу романа в своей порядочности. Она дала ему рукопись для прочтения, и в конце 1966 — начале 1967 года роман «Мастер и Маргарита» был опубликован в журнале «Москва». Эта публикация подтвердила знаменитый тезис, прозвучавший в романе: «Рукописи не горят».

1891 , 3 (15) мая – родился в Киеве в семье доцента Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова и его жены Варвары Михайловны (в девичестве – Покровской).

1901 , 22 августа – поступает в первый класс Первой (Александровской) киевской гимназии.

1909 – закончил киевскую Первую гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского университета.

1913 – вступает в свой первый брак – с Татьяной Лаппа (1892–1982).

1916 , 31 октября – получил диплом врача, был направлен на работу в селе Никольское Смоленской губ., затем работал врачом в г. Вязьме.
Декабрь – поездка в Москву.

1918 – возвратился в Киев, где начал частную практику как врач-венеролог в доме на Андреевском спуске.
Декабрь – в Киеве происходят события, впоследствии описанные в романе "Белая гвардия".

1919 , февраль – мобилизован как военный врач в армию Украинской Народной Республики.
Мобилизован в белые Вооружённые силы Юга России и назначен военным врачом 3-го Терского казачьего полка.
26 ноября – первая публикация М. А. Булгакова: фельетон "Грядущие перспективы" в газете "Грозный".

1920 , 18 января – публикация фельетона "В кафе" в "Кавказской газете".
15 февраля – выход первого номера газеты "Кавказ", сотрудником которой становится Булгаков.
Конец февраля – Булгаков заболевает возвратным тифом и остается во Владикавказе, захваченном Красной армией.
Начало апреля – поступает на работу заведующим литературной секцией подотдела искусств во Владикавказском ревкоме (с конца мая заведует театральной секцией).
21 октября – премьера пьесы "Братья Турбины".

1921 , конец июня – уезжает в Батум. Знакомство с О. Э. Мандельштамом .
Конец сентября – переезжает в Москву и начинает сотрудничать как фельетонист со столичными газетами («Гудок», «Рабочий») и журналами («Медицинский работник», «Россия», «Возрождение»).
Публикует отдельные произведения в газете «Накануне», выпускавшейся в Берлине.
Ноябрь-декабрь – знакомство с машинисткой И. С. Раабен (урожденной гр. Каменской), которой Булгаков диктует первую часть "Записок на манжетах".

1922 , март – работает репортером в газете "Рабочий" и в Научно-техническом комитете Военно-воздушной академии.
Начало апреля – поступает обработчиком писем в газету "Гудок".
18 июня – опубликованы главы из повести "Записки на манжетах" в Литературном приложении к берлинской газете "Накануне".
Октябрь – Булгаков становится фельетонистом в "Гудке" с окладом 200 миллионов рублей. Принимает участие в деятельности литературного кружка "Зеленая лампа".
Ноябрь – неудавшаяся попытка Булгакова составить "Словарь русских писателей" и объявление на эту тему в берлинской "Новой русской книге" приводят к тому, что автор попадает в поле зрения ОГПУ.

1923 – вступает во Всероссийский Союз писателей.
Конец мая – знакомство Булгакова с Алексеем Толстым .

1924 – знакомится с недавно вернувшейся из-за границы Любовью Евгеньевной Белозерской (1895–1987), которая в 1925 году стала его женой.
Октябрь – переезд Булгакова и его жены в Обухов переулок. Знакомство с пречистенским кругом.
Конец декабря – в четвертом номере журнала "Россия" опубликована первая часть романа "Белая гвардия".

1925 , январь – публикация рассказа "Богема", начало работы над повестью "Собачье сердце" .
Февраль – публикация повести "Роковые яйца" в шестом выпуске альманаха "Недра".
7 марта – читает на Никитинских субботниках "Собачье сердце", следствием чего становится подробный отчет тайного осведомителя в ОГПУ о содержании повести и реакции на нее публики.
3 апреля – Булгаков получает приглашение сотрудничать с МХАТом.
Конец апреля – опубликована вторая часть романа "Белая гвардия" в пятом номере журнала "Россия".
Июнь – начало июля – М. А. Булгаков и Л. Е. Белозерская отдыхают в Коктебеле по приглашению М. А. Волошина .
Лето – работа над пьесой "Белая гвардия".
1 сентября – чтение первого варианта пьесы К. С. Станиславскому в его квартире.
11 сентября – Булгаков получает известие о том, что повесть "Собачье сердце" отклонена Л. Б. Каменевым.

1926 , январь – заключение договора со студией Е. Б. Вахтангова на пьесу "Зойкина квартира"; заключение договора с Московским камерным театром на пьесу "Багровый остров".
7 мая – ОГПУ проводит у Булгакова обыск, в результате которого изъяты рукопись повести "Собачье сердце" и личный дневник писателя.
С октября во МХАТе с большим успехом идёт пьеса «Дни Турбиных». Её постановка была разрешена только на год, но позже несколько раз продлевалась. Пьеса понравилась И. Сталину, который смотрел её более 14 раз.
В конце октября в Театре им. Вахтангова с большим успехом прошла премьера спектакля по пьесе М. А. Булгакова «Зойкина квартира».
В советской прессе начинается интенсивная и резкая критика творчества М. А. Булгакова. По его собственным подсчётам, за 10 лет появилось 298 ругательных рецензий и 3 благожелательных. Среди критиков были влиятельные литераторы (Маяковский, Безыменский, Авербах, Шкловский, Керженцев и другие).

1927 , 7 февраля – Булгаков участвует в диспуте на тему "Дни Турбиных" и "Любовь Яровая" в Театре имени Мейерхольда".
Март – расторгнут договор на пьесу "Собачье сердце" и заключен договор на пьесу "Рыцари Серафимы" ("Бег").
Август – М. А. Булгаков и Л. Е. Белозерская переезжают в отдельную съемную квартиру на Большую Пироговскую улицу.
Декабрь – выход в Париже первого тома романа "Белая гвардия" в издательстве "Конкорд".

1928 – Булгаков едет с женой на Кавказ, где они посетили Тифлис, Батум, Зелёный Мыс, Владикавказ, Гудермес.
В Москве прошла премьера пьесы «Багровый остров».
Замысел романа, позднее названного «Мастер и Маргарита».
Писатель начинает работу над пьесой о Мольере («Кабала святош»).
11 декабря – премьера пьесы "Багровый остров" в Московском камерном театре.

1929 , 28 февраля – знакомство Булгакова с Еленой Сергеевной Шиловской, урожденной Нюренберг. Упоминание о новом романе М. А. Булгакова (будущий "Мастер и Маргарита") в одном из агентурных донесений.
17 марта – последнее представление "Зойкиной квартиры".
Апрель – снятие с репертуара "Дней Турбиных".
8 мая – Булгаков сдает в издательство "Недра" главу "Мания фурибунда" из романа "Копыто инженера".
Начало июня – последнее представление "Багрового острова".
30 июля – Булгаков направляет письмо-заявление И. В. Сталину, М. И. Калинину и другим с просьбой о выезде из СССР и встречается с начальником Главискусства А. И. Свидерским, который информирует об этой беседе секретаря ЦК А. П. Смирнова.
Октябрь – книги Булгакова изымаются из библиотек.
Начало работы над пьесой "Кабала святош".

1930 , 11 февраля – публичное чтение пьесы "Кабала святош" в Драмсоюзе.
18 марта – Главрепертком запрещает пьесу "Кабала святош".
28 марта – Булгаков пишет письмо Правительству СССР.
18 апреля (Пятница Страстной недели) – разговор по телефону М. А. Булгакова с И. В. Сталиным.
10 мая – поступает во МХАТ ассистентом режиссера.
Май – начало работы над инсценировкой поэмы Н. В. Гоголя "Мертвые души".
Октябрь – В. И. Немирович-Данченко отвергает булгаковскую версию "Мертвых душ".

1931 , февраль – к репетициям "Мертвых душ" подключается К. С. Станиславский.
12 октября – подписан договор на постановку "Мольера" с БДТ.
19 ноября – решение Художественно-политического совета БДТ о нецелесообразности постановки пьесы "Мольер".
Вновь начинает работу над романом "Мастер и Маргарита". Впервые роман «Мастер и Маргарита» был напечатан в журнале «Москва» в № 11 за 1966 год и в № 1 за 1967 год.

1932 – на сцене МХАТ состоялась постановка спектакля «Мёртвые души» Николая Гоголя по инсценировке Булгакова.

1934 , июнь – Булгаков принят в Союз советских писателей.

1935 – выступил на сцене МХАТ как актёр – в роли Судьи в спектакле «Пиквикский клуб» по Диккенсу.

1936 , февраль – премьера спектакля «Кабала святош» («Мольер», пьеса в четырёх действиях, написанная в 1929 году) на сцене МХАТ. Спектакль прошел семь раз и после статьи «Внешний блеск и фальшивое содержание» в «Правде» от 9 марта 1936 года был запрещён.

1940 , 10 марта – Булгаков скончался в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище. На его могиле по ходатайству его вдовы Е. С. Булгаковой был установлен камень, прозванный «голгофой», который ранее лежал на могиле Н. В. Гоголя.

(1891-1940) русский прозаик и драматург

Сегодня мало найдется людей, которые бы не знали имя Михаила Афанасьевича Булгакова. Произведения этого замечательного писателя начали печатать миллионными тиражами, переводить на иностранные языки, экранизировать. А между тем собственно в литературе Булгаков пробыл всего лишь одно десятилетие - в двадцатые годы. Он и потом никуда не исчезал, продолжал жить и работать, но его имя упоминалось разве что в связи с той или иной режиссерской постановкой, и то лишь в качестве либреттиста или автора инсценировки.

Михаил Булгаков родился в Киеве, в типичной интеллигентной семье. Его отец был известным ученым-богословом в Киевской духовной академии, который, однако, не хотел, чтобы сын пошел по его стопам. Но мальчик так или иначе интересовался делом своего отца, знал его статьи, читал религиозную и другую литературу из огромной домашней библиотеки, что помогло ему стать энциклопедически образованным человеком. Тогда же Михаил начал изучать иностранные языки.

Литературной деятельностью Михаил Булгаков начал заниматься не сразу, вначале он приобрел достаточно серьезный жизненный опыт. Через два года после смерти отца, в 1909 году, Булгаков поступил на медицинский факультет Киевского университета и закончил его, а потом до 1920 года работал врачом. В качестве военного врача он участвовал в гражданской войне. Сначала его мобилизовали белые и отправили в военный госпиталь во Владикавказ, где он скитался в санитарных поездах и повозках и видел все ужасы войны. Потом Михаил Булгаков дезертировал оттуда и вернулся в Киев, где ему пришлось пережить постоянную смену властей: белогвардейцев сменяли петлюровцы, потом приходили немцы, зеленые, вслед за ними - красные. Исследователи до сих пор спорят о политических убеждениях Михаила Булгакова, но скорее всего он никому не отдавал предпочтения, а просто выполнял свой врачебный долг. Правда, два его брата служили в белой гвардии и впоследствии эмигрировали, что стало еще одним основанием для отлучения Булгакова от большой литературы.

Первые шаги в литературе Михаил Афанасьевич сделал еще в 1916-1917 годах, когда работал врачом в Смоленской губернии, но его настоящая творческая биография начинается с 1919 года, когда он стал публиковаться в местных газетах Грозного и Владикавказа.

Свои сложные и противоречивые впечатления, о смутном революционном времени, Михаил Афанасьевич Булгаков отразил в первом романе - «Белая гвардия», который при жизни автора печатался частями в Риге, а полностью вышел только после его смерти. В 1926 году Булгаков переделал этот роман в пьесу «Дни Турбиных». Очевидцы рассказывали, что участники событий плакали на этой постановке, некоторые даже вступали в перепалку с актерами.

О гражданской войне Михаил Булгаков писал на протяжении практически всех двадцатых годов. В числе других произведений об этом сложном времени он создал замечательную по своей психологической глубине драму «Бег», в которой показал трагедию вынужденной эмиграции русских офицеров. Все общество тогда было принято делить на белых и красных, и булгаковский подход многим показался моральным оправданием белого движения. Поэтому пьесу запретили ставить, и даже Станиславский не мог добиться разрешения на постановку. Она пошла в театрах через много лет, уже в 60-е годы. Тогда же режиссеры А. Алов и В. Наумов сняли по ней прекрасный фильм.

А пока что начинающий автор в сентябре 1921 года приезжает в Москву с молодой женой, и ему негде и не на что жить. Начинается знаменитый фельетонный период творчества Булгакова. Писатель сотрудничает с редакциями разных газет, пишет не только фельетоны, но и небольшие рассказы, описывает разные случаи и происшествия из московской жизни. Как раз в то время он сначала познакомился, а потом и подружился с молодыми сотрудниками газеты «Гудок» М. Зощенко, И. Ильфом, В. Катаевым, Ю. Олешей, которые стали знаменитыми писателями. Они каждый по-своему отражали окружающую их жизнь и отрабатывали основные сатирические приемы своей прозы, но в чем-то их творческие поиски совпадали.

Не случайно, что фантастика, свойственная раннему периоду творчества Булгакова, легко прослеживается и у В. Катаева в его рассказе «Сэр Генри и черт», а динамичный и забавный сюжет сближает его с М. Зощенко и авторами «Двенадцати стульев» и «Золотого теленка» И. Ильфом и Е. Петровым (младшим братом В. Катаева).

Первые повести Михаила Булгакова - «Похождения Чичикова», «Трактат о жилище» и другие - стали своеобразным подготовительным этапом к основным произведениям двадцатых годов - «Дьяволиаде», «Роковым яйцам» и «Собачьему сердцу», которые можно назвать философской сатирой. В этих произведениях Булгаков, как и его современник В. Маяковский, обличает бюрократию и мещанство, но проводит и другую мысль, показывая, какую опасность представляют полуграмотные и невежественные люди, если им дать право навязывать свою волю другим. Сквозь горький юмор просвечивает и трагическая судьба интеллигенции, которая оказалась не готова принять такую новую жизнь, но не может ее изменить. Не случайно от рук обезумевшей толпы гибнет профессор Персиков в повести «Роковые яйца», великое открытие которого оказалось никому не нужным. Так же не случайно закончился неудачей эксперимент профессора Преображенского из повести «Собачье сердце», когда вместо человека с новым высокоразвитым сознанием он получил Шарикова.

Конечно, в то послереволюционное время эти мысли и образы воспринимались как крамола, и многие произведения Михаила Афанасьевича Булгакова так и не были напечатаны, как и не были поставлены многие его пьесы, а те, которые шли на сценах театров, вскоре были запрещены. В этом отношении творческая судьба писателя ничем не отличалась от судеб многих других прозаиков и поэтов того времени, и все-таки в ней был один очень любопытный нюанс. Личность Булгакова вызывала интерес современников не только потому, что он был «запрещенным» писателем, но еще больше потому, что ему однажды позвонил сам Сталин .

Неизвестно, читал или нет Сталин другие произведения Булгакова, но пьесы его он знал. Так, спектакль «Дни Турбиных» во МХАТе он смотрел 15 раз, а «Зойкину квартиру» в Театре им. Вахтангова - 8 раз. Читал он и пьесу «Бег» и не имел ничего против ее постановки, если автор сделает небольшие добавления. Михаил Булгаков не стал переделывать свое произведение, поэтому «Бег» так тогда и не был поставлен. Но дело не в этом. Сталину нравились пьесы писателя, и он даже выступал как бы его покровителем. Так, в отношении пьесы «Дни Турбиных» он говорил, что она дает больше пользы, чем вреда. Только поэтому ее и разрешили к постановке.

Такое покровительство ставило Булгакова в двойственное положение. С одной стороны, ему вроде бы было позволено то, чего не могли делать другие, а с другой, он подвергался точно таким же гонениям. В 1929 году, когда критика стала нестерпимой, со сцены сняли все его пьесы и не приняли к постановке новые вещи, в частности пьесу «Мольер», доведенный до отчаяния писатель несколько раз писал Сталину. В одном из писем от 28 марта 1930 года были такие строчки:

«Я прошу принять во внимание, что невозможность писать равносильна для меня погребению заживо. . .

Я прошу правительство СССР приказать мне в срочном порядке покинуть пределы СССР...»

Тогда-то Сталин и позвонил Булгакову, после чего писателя приняли на работу во МХАТ режиссером-ассистентом, и он получил хоть какие-то средства к существованию. Время от времени на сцене МХАТа и других театров появлялись и некоторые его пьесы. Это вовсе не означало, что Михаил Афанасьевич Булгаков стал придворным драматургом. Он еще не раз писал Сталину, но всегда в защиту людей, пострадавших от репрессий. Так, в 1935 году он вместе с Анной Ахматовой обратился к главе государства с просьбой о помиловании ее арестованных мужа и сына.

Будучи хорошо знаком с театральной средой, писатель в неоконченном романе «Записки покойника», который после получил название «Театральный роман», отразил в весьма иронической форме нравы, царившие в московской театральной сфере.

Все последние годы вплоть до самой смерти, Михаил Булгаков работал над романом «Мастер и Маргарита», главной в котором, как и для всего творчества писателя, оставалась тема борьбы добра и зла. Роман неоднократно начинался и переделывался, и в том, что сейчас мы можем познакомиться с разными этапами работы автора над ним, непреходящая заслуга Елены Сергеевны Булгаковой, третьей жены писателя, его преданного друга и музы. В этом произведении, весьма многогранном, одновременно конкретно-сатирическом и философско-фантастическом, автор попытался и высказать свое понимание проблем творчества, и критически взглянуть на московский быт двадцатых-тридцатых годов, и исполнить гимн великой, всепобеждающей любви.

Само название «Мастер и Маргарита» появилось в черновиках писателя только в 1937 году, сам же Булгаков чаще всего называл его «романом о дьяволе». Но содержание произведения гораздо глубже простого описания того, что случилось в Москве из-за визита «странного незнакомца».

Булгаков всегда интересовался библейскими мотивами в мировой художественной культуре, поэтому вполне закономерно, что своеобразным стержнем «Мастера и Маргариты» является роман о Понтии Пилате и Иешуа. Оба этих произведения объединены общностью героев, авторских идей, представлением, что каждому будет дано по его вере. Михаил Афанасьевич Булгаков верил в великое будущее своего романа. И предвидение его сбылось: миллионы читателей во всем мире не раз и не два обращаются к страницам этого произведения, на которых встречаются великий мессир Воланд со своей свитой, и красавица Маргарита Николаевна, и мастер в черной шапочке с шелковой буквой «М», и жестокий пятый прокуратор Иудеи всадник Понтий Пилат.

Михаил Булгаков родился 3 (15) мая 1891 года в Киеве в семье преподавателя духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова. С 1901 года будущий писатель получал начальное образование в Первой Киевской гимназии. В 1909 году поступил в Киевский университет на медицинский факультет. На втором курсе, в 1913 году, Михаил Афанасьевич женился на Татьяне Лаппе.

Врачебная практика

Окончив в 1916 году университет, Булгаков устроился на работу в один из киевских госпиталей. Летом 1916 года его направили в село Никольское Смоленской губернии. В краткой биографии Булгакова нельзя не упомянуть, что в этот период писатель пристрастился к морфию, но благодаря стараниям жены смог победить зависимость.

Во время гражданской войны в 1919 году Булгаков был мобилизован как военный врач в армию Украинской Народной республики, а затем в армию Южной России. В 1920 году Михаил Афанасьевич заболел тифом, поэтому не смог покинуть страну с Добровольческой армией.

Москва. Начало творческого пути

В 1921 году Булгаков переезжает в Москву. Он активно занимается литературной деятельностью, начинает сотрудничать со многими периодическими изданиями Москвы – «Гудок», «Рабочий» и др., принимает участие в заседаниях литературных кружков. В 1923 году Михаил Афанасьевич вступает во Всероссийский Союз писателей, в котором также состояли А. Волынский, Ф. Сологуб, Николай Гумилев , Корней Чуковский , Александр Блок .

В 1924 году Булгаков развелся со своей первой женой, и уже через год, в 1925 году, женился на Любови Белозерской.

Зрелое творчество

В 1924 – 1928 годах Булгаков создает самые известные свои произведения – «Дьяволиада», «Собачье сердце» , «Вьюга», «Фатальные яйца», роман «Белая гвардия» (1925), «Зойкина квартира», пьеса «Дни Турбиных» (1926), «Багряный остров» (1927), «Бег» (1928). В 1926 году во МХАТе была премьера пьесы «Дни Турбиных» – произведение поставили по личному указанию Сталина .

В 1929 году Булгаков посещает Ленинград, где знакомится с Е. Замятиным и Анной Ахматовой . Из-за острой критики революции в своих произведениях (в частности, в романе «Дни Турбиных»), Михаила Афанасьевича несколько раз вызывали на допросы в ОГПУ. Булгакова перестают печатать, его пьесы запрещено ставить в театрах.

Последние годы

В 1930 году Михаил Афанасьевич лично написал письмо И. Сталину с просьбой предоставить ему право покинуть СССР либо разрешить зарабатывать на жизнь. После этого писатель смог устроиться режиссером-ассистентом во МХАТ. В 1934 Булгакова приняли в Советский союз писателей, председателями которого в разное время были Максим Горький , Алексей Толстой , А. Фадеев.

В 1931 году Булгаков расстается с Л. Белозерской, и, в 1932 году женится на Елене Шиловской, с которой был знаком уже несколько лет.

Михаил Булгаков, биография которого была насыщена разными по характеру событиями, последние годы сильно болел. У писателя диагностировали гипертонический нефросклероз (болезнь почек). 10 марта 1940 года Михаил Афанасьевич скончался. Похоронили Булгакова на Новодевичьем кладбище в Москве.

Мастер и Маргарита

«Мастер и Маргарита» – самое главное произведение Михаила Булгакова, которое он посвятил своей последней жене Елене Сергеевне Булгаковой, и работал над ним более десяти лет до самой смерти. Роман является наиболее обсуждаемым и важным произведением в биографии и творчестве писателя. При жизни писателя «Мастер и Маргарита» не публиковался из-за запрета цензуры. Впервые роман издали в 1967 году.

Другие варианты биографии

  • В семье Булгакова было семеро детей – три сына и четыре дочери. Михаил Афанасьевич был старшим ребенком.
  • Первым произведением Булгакова был рассказ «Похождения Светланы», который Михаил Афанасьевич написал еще в семилетнем возрасте.
  • Булгаков с ранних лет отличался исключительной памятью и очень много читал. Одной из самых крупных книг, которую будущий писатель прочел еще в восьмилетнем, возрасте был роман В. Гюго «Собор Парижской Богоматери».
  • На выбор Булгаковым профессии врача повлияло то, что большинство его родственников занимались медициной.
  • Прототипом профессора Преображенского из повести «Собачье сердце» стал дядя Булгакова – врач-гинеколог Н. М. Покровский.

Писательский путь Михаила Булгакова, уложившийся в два десятилетия, был полон ежедневной энергичной борьбы с трудностями и недоброжелателями, борьбы изобретательной и принципиальной. Его сатирическая проза и повести эту борьбу отразили в своих темах и самом стиле, творчески обобщив итоги непростой исторической эпохи, богатый опыт жизненных наблюдений и встреч. И потому, при очевидной склонности автора к фантастике, сатира его беспощадно реалистична, конкретна, исторически и психологически достоверна; время, города и люди слиты здесь в картину живописную и убедительную. Недаром мы теперь так часто говорим: "булгаковская Москва", "булгаковский Киев".

Сатира Булгакова рождалась из юмористического переосмысления событий реальной жизни и именно поэтому казалась некоторым неприятной неожиданностью. Автора ждала трудная судьба.

В 1920 году М.А. Булгаков объявлен сотрудником "Кавказской газеты". Именно там 18 января публикуется фельетон "В кафэ". Через месяц увидел свет фельетон (или рассказ) с подзаголовком "Дань восхищения" (предположительное название произведения - "Юнкер").

В этом же году Булгакова назначают заведующим литературным отделом (Лито) подотдела искусств Владикавказского ревкома, а затем и заведующим театральным отделом (Тео) подотдела искусств.

Параллельно с работой в Лито и Тео Булгаков читает лекции перед спектаклями оперной и драматической труппы местного русского театра, пишет пьесу "Самооборона" и многие другие. До нас дошел текст только одной из них - "Сыновья муллы". Это произведение, как и остальные пьесы владикавказского периода, были типичными агитками-однодневками, писавшимися ради хлеба насущного. Позднейшее мастерство Булгакова-драматурга здесь никак не проявилось, да и не могло проявиться. Пьеса "Сыновья муллы" интересна другим. В ней рассказывается о приходе Февральской революции в ингушское селение, причем революция здесь представлена как благо для народа. Совершенно иная оценка революции в "Грядущих перспективах".

Во Владикавказе во время публичного диспута Булгаков отстаивал необходимость пушкинского наследия для развития русской культуры, для сохранения преемственности культурного движения в советский период, боролся с пролеткультовским отрицанием классиков, с призывами сбросить их с корабля современности. Это было лишь началом его затяжной схватки с вульгаризаторами культуры. Эти разногласия привели к изгнанию Булгакова, Слезкина и других защитников культурной традиции из подотдела искусств Владикавказского ревкома в октябре 1920 года.

В 1921 году в газете "Коммунист" публикуется фельетон "Неделя просвещения".

В мае 1921, как указал Булгаков в автобиографическом рассказе "Богема", успешная постановка "Сыновей муллы" дала ему достаточно денег для отъезда из Владикавказа в Тифлис. В Грузии Булгаков рассчитывал на более благоприятные условия литературно-драматической деятельности, да и просто на лучшие условия существования: хлеб, мясо и фрукты были там и доступнее, и дешевле. В Тифлисе, а потом в Батуме у Булгакова была возможность эмигрировать: из Батума регулярно ходили пароходы на Константинополь (Стамбул), и достать место на них было возможно. Колебания на этот счет у Булгакова были, но, в конце концов, он остался в России. Писатель принял решение поселиться в Москве, одном из главных литературных центров страны. Туда он прибыл в сентябре 1921 года после короткой остановки в Киеве. Со столицей оказались неразрывно связаны вся последующая жизнь и творчество Булгакова. Отныне он лишь на короткое время выезжал из Москвы на Кавказ, в Крым, в Ленинград, в Киев.

В Москве Булгаков поступает заведующим хроникой в еженедельную газету "Торгово-промышленный вестник". Через два месяца газета была закрыта.

И, наконец, становится постоянным сотрудником (штатным фельетонистом) газеты "Гудок", где вместе с В. Катаевым, Ю. Олешей, И. Ильфом, Е. Петровым, И. Бабелем делает знаменитую "четвертую полосу".

В начале мая 1922 года Булгаков упоминается среди предполагаемых авторов берлинской газеты "Накануне". Фельетоны, печатавшиеся там, очень быстро привлекли к автору внимание московских читателей, а стало быть, и издателей. Печатала его и "Россия".

Ученический период заканчивается, когда выходят один за другим рассказы и небольшие повести: "Похождения Чичикова", "Красная корона", "Чаша жизни", - в которых Булгаков в сатирической форме отражает современную московскую действительность.

Потом в письме правительству СССР Булгаков говорил с волнением и горечью, что для него мыслима лишь "настоящая (проникающая в запретные зоны) сатира". Октябрь, №6, 1976. с. 178. А в его романе "Жизнь господина де Мольера" сказано о том же подробнее: "Сатира действительно, как известно всякому грамотному, бывает честная, но навряд ли найдется в мире хоть один человек, который бы предъявил властям образец сатиры дозволенной".

Случалось, Булгаков досадовал на мелкую газетную работу, мешавшую ему заняться сосредоточенным литературным трудом, но нельзя сказать, чтобы она не сослужила ему своей службы и была лишь вредна таланту. К.Г. Паустовский сравнивает опыт молодого Булгакова, с его фельетонисткой и "малой прозой", - с чеховскими дебютами. Любое сравнение хромает, но что-то общее было в отношении двух художников к своим ранним вещам. Чехов писал Д.В. Григоровичу: "За пять лет моего шатанья по газетам я успел проникнуться этим общим взглядом на свою литературную мелкость, скоро привык смотреть снисходительно на свои работы - и пошла писать!.. Как репортеры пишут свои заметки о пожарах, так я писал свои рассказы: машинально, полубессознательно, нимало не заботясь ни о читателе, ни о себе самом…" (письмо от 28 марта 1886 года.). И в подобном же саморазоблачительном тоне высказывался о своей газетно-фельетонной деятельности Булгаков: "…Меж тем фельетончики в газете дали себя знать. К концу зимы все стало ясно. Вкус мой резко упал. Все чаще стали проскакивать в писаниях моих шаблонные словечки, истертые сравнения. В каждом фельетоне нужно было насмешить, и это приводило к грубостям. Волосы дыбом, дружок, могут встать от тех фельетончиков, которые я там насочинял…" ("Тайному другу").

Подобно Чехову, Булгаков пишет об отвращении к литературной поденщине, но, как и Чехов, он не вполне справедлив к себе и своим ранним трудам. И дело не только в том, что Булгаков, что называется, набил руку на этой "скорописи", растормозил свой творческий аппарат, что всегда важно начинающему. И даже не в том, что материал и некоторые способы его обработки будут использованы в его романах. Так, фельетоны "Мадмазель Жанна" и "Говорящая собака" отзовутся в сцене сеанса черной магии в Варьете, а описание квартиры № 50 из "Мастера и Маргариты" будет впервые опробовано в "Трактате о жилище" и "Трех видах свинства". Существеннее, пожалуй, что, досадуя на спешную ремесленную работу, отнимающую время от серьезного, "для души", литературного труда, Булгаков в то же время черпает в приемах фельетона нечто значительное для формирования своего зрелого стиля.

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда…

То, что подмечено Ахматовой, - не исключение, а скорее закон: извлечение новой поэзии не из обработанного традицией образца, а из неприглядной прозы жизни, сора будней, мгновений дня. И, окунувшись во впечатления репортера и газетчика, уйдя с головой в будни "красной столицы", Булгаков, как наблюдательный художник, немало извлек для себя. Не только зоркость на подробности, чуткость ко всему живописному и странному обогащает его перо. Сам принцип повествования, способ рассказа определяется в эти годы.

В 1921 году Булгаков осознал, а чем дальше, тем понимал полнее и глубже, что существует крепчайшая тайная связь автора с каждой созданной им страницей. Даже то, что написано случайно, по безденежью и впопыхах, конвульсивно и полусознательно, томит и печет потом самим фактом существования на типографской бумаге или на сцене, в устах актеров, то есть вне тебя, и, как брошенное дитя, требует отцовской ответственности".

То, что созрело, высказано, запечатлено в образах, - неустранимо. Реальный же путь книги к людям - это уже дело социальных условий и возможностей типографского станка. До создания "Мастера и Маргариты" было еще далеко, но начинающий автор уже определял высокий уровень требований к себе.

Пусть фельетоны М.Булгакова не стали столь значимой страницей в истории литературы, как "Мастер и Маргарита", "Белая гвардия", "Собачье сердце" и другие, но в истории журналистики они являются выдающимися образцами жанра.

Выбор редакции
«12» ноября 2012 года Национальный состав населения Республики Бурятия Одним из вопросов, представляющих интерес для широкого круга...

Власти Эквадора лишили Джулиана Ассанжа убежища в лондонском посольстве. Основатель WikiLeaks задержан британской полицией, и это уже...

Вертикаль власти не распространяется на Башкортостан. Публичная политика, которая, казалось, как древний мамонт, давно вымерла на...

Традиционная карельская кухня — элемент культуры народа. Пища — один из важнейших элементов материальной культуры народа. Специфика её...
ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК В РАЗГОВОРНИКЕ!Очень легко выучить и начать говорить!Скачайте!Просьба распространять!Русча-татарча сөйләшмәлек!...
Очень часто нам хочется поблагодарить другого человека за что-то. Да даже просто из вежливости, принимая что-то, мы часто говорим...
Характеристика углеводов. Кроме неорганических веществ в состав клетки входят и органические вещества: белки, углеводы, липиды,...
План: Введение1 Сущность явления 2 Открытие броуновского движения 2.1 Наблюдение 3 Теория броуновского движения 3.1 Построение...
На всех этапах существования языка он неразрывно связан с обществом. Эта связь имеет двусторонний характер: язык не существует вне...