Мимолетное видение майкапар. А сейчас предлагаю Вам, мои дорогие читатели, детский цикл "Бирюльки" С.Майкапара в виде сказки


Русский язык - это множество правил, которые нужно не просто знать, а понимать, чтобы грамотно писать и красиво говорить. "Причастия" - одна из важных тем, усвоив которую, можно научиться немногословной, но выразительной речи. Особенную трудность составляет причастие прошедшего времени. Хотя, если подходить к изучению вдумчиво, то разобраться можно.

Разница между и без них

Сравните предложения: одно с а второе - сложное с придаточным. Первый вариант более лаконичный, красивый и поэтичный, чем второй.

Особенно важно уметь заменять придаточные предложения для копирайтеров при выполнении заказов, где указывается точность "водности" текстов, ведь вводные слова, предлоги, союзы и союзные слова как раз и входят в список "водных" выражений.

Причастие как часть речи

Многим с трудом даётся понимание особенностей этой части речи. Дети даже сочиняют по этому поводу веселые стишки:

Беспредельное несчастие -
Изучать, склонять причастие!
Помучусь основательно я,
Пока начну страдательное
Отличать от действительного.
Что есть еще мучительнее?

Из курса школы известно, что причастие - это совсем не простая потому что она имеет свойства и глагола, и прилагательного. От глагола эта часть речи имеет вид и время, а от прилагательного - род, число, падеж, полную либо краткую форму. Также существует действительное причастие прошедшего времени и страдательное. Эту функцию - залог - оно тоже получило от глагола.

Время причастий

Обычно различают в причастиях прошедшее и настоящее время. Понятно, что для определения этой категории следует понять смысловую особенность слова, задуматься над тем, происходит действие в данный момент или уже свершилось. На вопрос о том, что такое причастие прошедшего времени, есть однозначный ответ: смысл слова указывает на то, что здесь демонстрируется результат, а не процесс. Можно сравнить два варианта: «бегущий мальчик» и «прибежавший паренёк». В первом случае использовано настоящее время, ведь ребёнок совершает действие в данный момент. Во втором случае дитя уже закончило бег и стоит перед нами. Следовательно, время причастия - прошедшее.

Действительный залог причастий

Как отличить действительное причастие прошедшего времени от страдательного? Да просто! Во-первых, нужно вдуматься в смысл высказывания. Рассмотрим это на примерах.


Страдательное причастие в прошедшем времени

Глагольная форма, рассматриваемая нами, может обозначать действие, которое производит с объектом кто-то другой. Тогда причастие прошедшего времени носит страдательный залог. Для более полного понимания этого следует рассмотреть примеры.

  1. «Платье, надетое девочкой, настолько было ей к лицу, что все вокруг смотрели на малышку с улыбкой умиления». Из контекста понятно, что наряд сам по себе ничего делать не может. Значит, «надетое» - это страдательное причастие, потому что производит действие девочка, ведь это же она надела платье.
  2. «Вымытая Таней посуда сверкала чистотой». И здесь ясно, что кто-то до описываемого момента произвёл определённую работу - сами тарелки очистить себя от остатков еды не могли. Следовательно, слово «вымытая» является страдательным причастием прошедшего времени.

Каковы главные условия правописания суффиксов у причастий в настоящем времени, понять, вроде, несложно, надо только запомнить, какой суффикс относится к определенному спряжению.

Образование причастий прошедшего времени

Они формируются с помощью основы глагола любого времени и суффиксов, которые помогают: любил - любивший, хотел - хотевший, мечтал - мечтавший, кормить - кормивший, нести - нёсший, лезть - вылезший. Это примеры образования причастий прошедшего времени действительного залога. На залог указывает то, что все действия совершены самими объектами. Для страдательных причастий прошедшего времени подойдут другие примеры: желать - желаемый, вести - ведомый, обсмеять - обсмеянный, обещать - обещанный.

Суффиксы причастий прошедшего времени действительного залога

Образуется эта форма от основы глагола с помощью суффиксов: -вш-, -ш- . Вид и переходность в данном случае значения не имеют. Использованный при образовании причастия суффикс зависит лишь от окончания основы глагола.

  1. Если она оканчивается на гласный, то пишется -вш- . (Примеры: рисовать - рисовавший, строить - строивший, смотреть - смотревший.)
  2. Если в конце основы стоит согласный звук, то следует ставить суффикс -ш- . (Примеры: везти - везший, нести - нёсший.)
  3. Если причастиеобразуется от глагола на -ть , то суффикс -вш- будет писаться после той гласной, которая была в первоначальной глагольной форме перед -ть . (Например: мыть - мывший, хохотать - хохотавший, висеть - висевший.)

Таблица образования причастий прошедшего времени действительного залога

Действительное причастие

Начальная форма глагола

Переходность

глядевший

печатавший

печатать

блестящий

блестеть

промывший

выпивший

прервавший

прервать

прогуливавший

прогуливать

бежавший

Переходность и определения вида причастий

Чтобы легко проверять переходность причастия, нужно от глагола, образующего его, поставить вопрос к зависимому существительному. Если в данной конструкции уместен вопрос винительного падежа без предлога, то Например: смотреть (что?) фильм, печатать (что?) реферат. В конструкции «бежать (где?) по дороге» вопрос «что?» не подойдёт, значит, это непереходный глагол, и причастие будет иметь ту же категорию соответственно.

С видом проблем не должно возникнуть: если действие в процессе - это несовершенный вид, если уже произошло - совершенный.

Образование страдательных причастий в прошедшем времени

Они образуются от переходного глагола соответствующего времени. От причастий существует совсем немного.

Суффикс

Чем оканчивается глагол

Переходность

От глагола сов./несов. вида

Примеры

образованный,

стреляный

заваленный, дареный

Оть, -нуть + односложные глаголы

расколотый, битый

По таблице теперь возникает только один важный вопрос: когда суффиксы страдательных причастий прошедшего времени пишутся с одним «н», а когда с двумя? Тут важно запомнить несколько немудреных правил. Одна «н» будет у причастий несовершенного вида, если они:

  • не имеют зависимого слова, приставки, суффикса -ова-/ -ёва- : жареный, вареный, копченый;
  • краткие причастия: товарищество образовано, жена накрашена.

Две «н» имеют полные страдательные причастия прошедшего времени, образованные глаголами совершенного вида с наличием:

  • зависимых слов: пожаренный в масле осетр; сваренный в бульоне горох;
  • суффиксов -ова-/-ёва- (можно привести следующие примеры: 1. Избалованный мамой ребенок кричал в магазине. 2. Заколдованный ее чарующим взглядом, мужчина сразу же влюбился в красавицу).

Причастия «избалованный» и «заколдованный»имеют ту же синтаксическую функцию, что и прилагательные, то есть в предложении являются чаще всего определениями.

Причастия прошедшего времени действительного залога также могут иметь возвратный суффикс -ся . Например: спрятавшийся таракан, вывалившийся песок, рассмеявшаяся красавица, испугавшаяся муха.

Исключения из общих правил

Но всегда в русском языке есть свои исключения. Такие слова, как «искать», «любить» и «брать», неспособны образовывать страдательные причастия. Есть еще такая особенность у глаголов оканчивающихся на -сти : они могут перевоплотиться в страдательные причастия прошедшего времени. Например:

  • Сплести. (В сплетенные дедом корзины так удобно собирать грибы.)
  • Украсть. (Украденные котом тапки мы долго не могли найти.)
  • Обрести. (Вновь обретенная Шариком кость очень его обрадовала, из-за чего он радостно завилял хвостом.)
  • Найти. (Когда найденные шпаргалки учитель обнаружил, Вася понял, что надо придумать способ хитрить лучше, но чем больше он хитрил, тем больше ему приходилось знать.)

Знание правил русского языка - это ещё не гарантия того, что человек сможет писать и говорить правильно. Их нужно понимать. И чрезвычайно важно развивать умение использовать свои знания на практике.

Разделы: Русский язык

Тип урока : изучение нового материала.

Цели урока :

  1. Обучающие:
  • повторить действительные и страдательные причастия, их отличия;
  • повторить образование и правописание действительных причастий настоящего и прошедшего времени, страдательных причастий настоящего времени;
  • повторить зависимость количества причастных форм от категории переходности-непереходности глагола и его вида;
  • познакомить со способами образования страдательных причастий прошедшего времени.
  • Развивающие :
    • развитие и совершенствование умения различать действительные и страдательные причастия;
    • совершенствование умения образовывать действительные и страдательные причастия, решая орфографические задачи (выбор гласной в суффиксах причастий);
    • развитие умения работать со схемами, опорной записью учебника, таблицей;
    • развитие логического мышления;
    • развитие творческих способностей учащихся.
  • Воспитательные :
    • воспитание любознательности,
    • культуры умственного труда;
    • формирование самостоятельности мышления, навыков самоконтроля.

    Оборудование:

    1. Русский язык: Практика. 7 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений/ С.Н. Пименова, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова и др.; Под ред. С.Н. Пименовой. - 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – 240 с.: ил.
    2. Мультимедийная продукция (Программа 1С: Школа. Привет, Причастие! / под ред. Т. Рик).
    3. Проектор.
    4. Переносная доска.
    5. Распечатанные таблицы, цветные кружки для обозначения группы.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    До начала урока учитель раздает учащимся класса жетоны желтого и красного цвета, что дает возможность разделить класс на две группы: с хорошей и более слабой базовой подготовкой.

    Сообщение темы, целей урока (мобилизация внимания).

    Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы с вами повторим образование и правописание действительных причастий настоящего и прошедшего времени и страдательных причастий настоящего времени и узнаем, как образуются страдательные причастия прошедшего времени.

    2. Домашнее задание.

    Повышение учебной мотивации; создание ситуации, при которой ученики нацелены на активную работу на уроке.

    Учитель : Запишите домашнее задание - § 137, упр. 150. Давайте прочитаем задание к упражнению. Вам нужно будет определить, от каких глаголов образованы данные страдательные причастия прошедшего времени. А выполнить упражнение вам поможет материал сегодняшнего урока.

    3. Актуализация знаний учащихся.

    Учитель : Ребята, вы помните, что Причастие и его друзья попали в беду. Разбойник Джо похитил волшебный амулет Причастия, без которого наш герой не сможет стать самостоятельной частью речи. А чтобы найти этот амулет, нужно пройти различные испытания. Вот одно из них перед вами.

    3.1. Индивидуальная работа в паре.

    Работа с компьютерной программой.

    Задание. Распределить по колонкам действительные и страдательные причастия (рис. 1).

    Рисунок 1 Вы можете посмотреть .

    3.2. Фронтальная работа.

    Учитель: Но это ещё не всё. Причастие расстроился, когда ему принесли таблицу, которую он должен заполнить. Но наш герой уверен, что вы ему поможете.

    Задание. Заполнить пропуски в таблице, где это возможно, кроме последней колонки
    (табл. 1).

    Таблица 1

    Действительные причастия

    Страдательные причастия

    наст. время

    прош. время

    наст. время

    прош. время

    (переходный несов. вида)

    чита …. ий

    (переходный сов. вида) решить

    (непереходный несов. вида)

    дрема…ий

    (непереходный сов. вида) задремать

    Самостоятельная работа учащихся по заполнению таблицы.

    Самопроверка выполнения задания с помощью ключа (табл. 2) (демонстрируется через проектор).

    Таблица 2. Ключ

    Действительные причастия

    Страдательные причастия

    наст. время

    прош. время

    наст. время

    прош. время

    читающий

    читавший

    читаемый

    (переходный сов. вида) решить

    решивший

    (непереходный несов. вида) дремать

    дремлющий

    дремавший

    (непереходный сов. вида) задремать

    задремавший

    Учитель : А почему в нашей таблице некоторые клетки остались пустыми? (Не от всех глаголов можно образовать данные формы причастий). От чего это зависит? (От переходности-непереходности глагола и от его вида).

    4. Новый материал.

    4.1. Подготовка к изучению нового материала, повышение учебной мотивации.

    Учитель: Посмотрите на таблицу, у нас одна колонка осталась незаполненной. Как же образуются страдательные причастия прошедшего времени? Ответить на этот вопрос вам поможет опорная запись учебника.

    4.2. Организация самостоятельной работы учащихся с опорной записью учебника.

    Откройте учебник на стр. 57.

    Задание . Используя опорный материал, расскажите, как и с помощью чего образуются страдательные причастия прошедшего времени.

    Проверка выполнения.

    Вывод по опорной записи формулируют учащиеся.

    Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива или основы прошедшего времени глагола при помощи суффиксов -енн-, -нн, -т-.

    4.3. Первичное закрепление.

    Тренировочное упражнение (показывается учителем на доске, затем учащиеся продолжают работу под руководством учителя).

    Задание. От данных глаголов образуйте страдательные причастия прошедшего времени, выделите суффиксы.

    Подписать - подписанный, видеть - виденный, развеять - развеянный, раскусить - раскушенный, разбить - разбитый.

    Обратить внимание учащихся на написание гласной перед суффиксами причастий.

    5. Закрепление изученного материала.

    Дифференцированные задания по группам.

    Учитель : Поднимите руки те, кто получил желтый кружок – 1 группа. Вы садитесь за компьютеры и выполняете следующее задание: образовать от данных глаголов страдательные причастия прошедшего времени. Далее самостоятельно проверьте правильность выполнения работы, нажав кнопку «подтвердить ответ» (рис. 2). Если вы все сделаете верно, поднимаете руку, чтобы учитель отметил выполненную работу.

    Рисунок 2 Вы можете посмотреть .

    Ученики, которые быстро справились с заданием, могут продолжить работать на компьютере до окончания работы второй группы (рис. 3).

    Рисунок 3 Вы можете посмотреть .

    2 группа – упражнение 149.

    Задание . Образовать страдательные причастия прошедшего времени с помощью указанных суффиксов.

  • На уроке вы подробнее познакомитесь с понятием «залог причастия», рассмотрите различия между действительным и страдательным залогом (смысловые и грамматические). Особое внимание во время урока обратите на суффиксы, с помощью которых образуются причастия.

    Тема: Причастие

    Урок: Действительные и страдательные причастия

    Рис. 2. Спряжение глаголов

    Домашнее задание

    Упражнения № 83 - 84. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

    Задание: выпишите словосочетания с причастиями, обозначьте суффиксы причастий, определите залог причастий.

    1. Замечательный памятник. 2. Виднеющийся издалека 3. Возвышающаяся постройка 4. Охраняемый собор 5. Охраняемый законом 6. Остающийся в памяти 7. Устрашающий вид 8. Заставляющий трепетать 9. Вызывающий уважение 10. Увлеченные туристы 11. Архитектурный стиль 12. Застывшая музыка

    Русский язык в схемах и таблицах. Склонение причастий.

    Дидактические материалы. Раздел «Причастие»

    3. Интернет-магазин издательства "Лицей" ().

    Правописание причастий.

    4. Интернет-магазин издательства "Лицей" ().

    Литература

    1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.

    2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

    3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой. 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.

    4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.

    Уроки музыки

    СКАЗКА В МУЗЫКЕ

    Самуил Майкапар. Мимолётное видение
    Эдвард Григ. Танец эльфов
    Эдвард Григ. В пещере горного короля

    1-е занятие Программное содержание. Учить детей различать изобразительность музыки, выразительные средства, создающие образ.Ход занятия:П е д а г о г. Вы слушали сказки, рассказанные музыкой. В сказках добро часто встречается со злом, в них повествуется о фантастических персонажах, волшебных превращениях. Пьеса, которую вы сейчас услышите, называется «Мимолётное видение». Написал ее С. Майкапар. Как вам кажется, о каком мимолётном видении рассказывается в этой музыке — добром, безобидном или злом? (Исполняет пьесу.)Д е т и. О добром. Музыка лёгкая, воздушная, нежная, как будто кто-то порхает, летит — красивая бабочка или мотылёк.П е д а г о г. Да, музыка звучит нежно, высоко, отрывисто, очень тихо (играет 1-4-й такты). В ней встречаются одинаковые интонации, похожие на кружение или взмахи лёгких крылышек (играет 5-8-й такты). Может быть, композитор хотел рассказать нам о красивом мотыльке, птичке, волшебно светящемся светлячке или сказочном эльфе? Музыка лёгкая, изящная, танцевальная. (Исполняет пьесу повторно.)2-е занятие Программное содержание. Учить детей различать средства музыкальной выразительности, создающие образ: динамику, регистр, темп.Ход занятия:Педагог исполняет пьесу С. Майкапара «Мимолётное видение». Дети вспоминают ее название, высказываются о характере музыки.П е д а г о г. Меняется ли в пьесе характер музыки, или она звучит в одном настроении? (Исполняет пьесу повторно.)Д е т и. Меняется. В середине она звучит более таинственно, загадочно.П е д а г о г. Правильно. В середине мелодия перемещается из верхнего регистра в нижний, более тёмный, становится настороженной, сумрачной, тревожной, таинственной, звучит с остановками, осторожно, неуверенно, вопросительно. (Исполняет 17-24-й такты.)Вдруг движение прекратилось, звучит таинственная пауза — видение исчезло, потерялось. (Исполняет 25-30-й такты.)Но вот опять знакомая порхающая, тихая интонация начала мерцать. Мелодия поднялась высоко и исчезла совсем. (Исполняет последние девять тактов, потом всю пьесу целиком.)Кто хочет изобразить мимолётное видение, потанцевать под музыку? (Дети импровизируют.)Нарисуйте дома тот сказочный образ, который представляется вам, когда вы слушаете эту пьесу.3-е занятие Программное содержание. Учить детей сравнивать пьесы с похожими названиями.Ход занятия:П е д а г о г. Вы слушали пьесу С. Майкапара «Мимолётное видение». Сегодня вы услышите другую пьесу с близким названием – «Танец эльфов» норвежского композитора Эдварда Грига. Похожи они по характеру? (Исполняет две пьесы.)Д е т и. Да. Они лёгкие, воздушные, порхающие, танцевальные.П е д а г о г. Прислушайтесь, в пьесе «Мимолётное видение» чередуются отрывистые, лёгкие звуки и кружащие, порхающие, плавные мелодии. (Играет фрагмент.) А какая мелодия в «Танце эльфов» Э. Грига? (Играет фрагмент.)Д е т и. Мелодия тоже то отрывистая, то плавная.П е д а г о г. Да, но в танце эльфов плавная мелодия более длинная, она гладкая, мягкая, напевная, а в «Мимолётном видении» С. Майкапара плавные интонации совсем коротенькие (играет фрагменты).Мы говорили о том, что в пьесе С. Майкапара есть более таинственная средняя часть (играет фрагмент). А в пьесе Э. Грига меняется характер музыки? (Исполняет пьесу.)Д е т и. Да, в «Танце эльфов» тоже есть тёмная, таинственная мелодия.П е д а г о г. Молодцы! В «Танце эльфов» чередуются две мелодии — светлая, лёгкая и более тёмная, таинственная, настороженная. Какие инструменты мы можем использовать, чтобы подчеркнуть разный характер этих мелодий? (Играет пьесу.)Д е т и. В нежной светлой теме — колокольчик, а в таинственной — погремушки.П е д а г о г. Да. Эти же инструменты мы можем использовать, оркеструя пьесу С. Майкапара «Мимолётное видение». (Дети оркеструют пьесы.)Пьеса Э. Грига называется «Танец эльфов». Какой танец исполняют эльфы? Давайте попробуем его придумать. (Дети импровизируют движения под музыку.)4-е занятие Программное содержание. Учить детей различать изобразительность музыки, черты маршевости и танцевальности.Ход занятия:П е д а г о г. Вы слушали пьесу Э. Грига «Танец эльфов». Эльфы — это добрые волшебные существа, лёгкие, воздушные, летающие.В скандинавских странах существуют сказки про злых духов — троллей. Это враждебные людям фантастические существа. Тролли строят в пещерах в горах целые дворцы.В пьесе Э. Грига «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт» рассказывается о таких волшебных существах, изображается картина подземного царства троллей. Как звучит эта музыка? (Звучит запись.)Д е т и. Музыка страшная, таинственная, сказочная.П е д а г о г. Да. В начале пьесы музыка звучит тихо, издалека, низко, отрывисто, будто тролли крадутся. Постепенно звучность усиливается, одна и та же мелодия становится все громче, быстрее, будто тролли приближаются. В оркестре играют контрабасы, фаготы — низко, зловеще. Потом к ним присоединяются другие инструменты. Музыка похожа на марш, а в конце — на танец, суровый, фантастичный, мрачный, таинственный, зловещий. В конце пьесы слышатся колдовские заклинания и угрожающие выкрики. Таинственная горная сказочная природа изображается в этой музыке. (Звучит запись.)Давайте сочиним с вами сказку про мимолётное видение, эльфов, про троллей и будем изображать сказочных персонажей, танцевать под музыку.

    Многие композиторы пишут музыку, которую с одинаковым увлечением слушают и взрослые, и дети. Но есть композиторы, которые всё своё творчество посвятили созданию только детской музыки, причём такой, которую дети могли бы не только слушать, но и сами исполнять.

    Сегодня мы познакомимся с музыкой одного из таких детских композиторов, который жил более 100 лет назад. Звали его Самуил Моисеевич Майкапар.

    Самуил Моисеевич Майкапар родился в городе Херсоне в 1867 году. В семье, кроме него было 4 сестры и все они занимались музыкой. Музыкальные способности Самуил унаследовал от своей мамы, которая очень хорошо играла на фортепиано. Он стал заниматься музыкой с 5 лет. В 11 лет он сам стал сочинять музыку, завёл тетрадь, в которую записывал все свои произведения. В семье было решено, что Самуил станет юристом, но от этой карьеры он отказался и поступил в консерваторию, которую успешно закончил.

    В 1901 году Майкапар переехал в город Тверь, где открыл собственную музыкальную школу. Тогда и пришла ему в голову мысль писать детские произведения, которые могли бы исполнять сами дети.

    Разнообразные небольшие пьески композитора для маленьких, только начинающих исполнителей можно назвать миниатюрами. Они, как фотографии в альбоме, объединяются в циклы. С одним из таких циклов мы с вами сегодня познакомимся. Он называется « Бирюльки».

    Вслушайтесь в звучание этого слова. Какое оно ласковое, музыкальное. А что же оно означает? Когда-то, давным- давно, это была любимая игра детворы. На стол высыпались кучкой очень маленькие игрушечные вещички - бирюльки. Чаще всего это были вырезанные из дерева чашечки, кувшинчики, половнички и другие кухонные предметы, лесенок, шляпок, палочек и так далее. Бирюльки нужно было достать маленьким крючком, одну за одной, не пошевелив остальные.

    Маленькие пьески Майкапара напоминают те самые бирюльки из старинной игры. Давайте познакомимся с этой музыкой. Что же можно найти среди бирюлек Майкапара?

    Прежде всего, это детские музыкальные портреты.

    Вот маленький пастушок. Ясным солнечным днём он вышел на летний цветущий луг возле речки. Чтобы не скучно было пасти своё стадо, он срезал себе камышинку и сделал из неё свирель.(Свирель- это маленькая дудочка) . Светлый, радостный наигрыш зазвенел над лугами. В середине пьески мелодия стала больше напоминать танец пастушка, а затем вновь заиграла его дудочка.

    А сейчас, послушав следующую миниатюру, мы увидим маленького командира . Он очень воинственный, мужественный и отважный. Чётким голосом он энергично отдаёт приказы. Мы не знаем, кому они предназначаются - оловянным солдатикам, мягким игрушкам или друзьям- ребятишкам. Но музыка нас убеждает, что любой приказ такого командира будет обязательно выполняться.

    В следующей пьеске музыка очень грустная, тихая, жалобная, Слушая её, хочется кого-то пожалеть, посочувствовать, поплакать. Кажется, что ребёнок жалуется на свою нелёгкую жизнь, на свою печальную судьбу. Назвал эту миниатюру Самуил Майкапар - «Сиротка»

    Alan Huckleberry, piano


    IMTA Level C3

    Trifles: 26 Short Pieces for Piano, Library of Russian Soviet Music, 1977

    Вот какие совершенно разные портреты, не похожие друг на друга представил нам композитор. В каждом из них угадывается не взрослый, а ребёнок. И о каждом нам рассказала музыка по своему.

    Теперь мы обратим внимание на музыкальные пейзажи. Что такое « пейзаж»? Это картины природы: "Облака плывут", "Весною", "Осень", "На катке". Музыкальные пейзажи Майкапара посвящены четырём временам года.

    В «Бирюльках» Майкапара нет такой пьесы, которая называется «Лето», но в это время года легко узнаётся в некоторых миниатюрах. Вот, например, «В садике». Слушая её, живо представляешь тёплый, летний день, детскую площадку, тенистый сад. Давайте послушаем.

    Играя в саду, дети вдруг увидели… Как вы думаете кого? Может это бабочка или птичка? «Мотылёк» … Так Майкапар назвал это произведение. Мотылёк гораздо меньше бабочки, у него нет таких больших крыльев, поэтому он не такой изящный и грациозный. Зато он лёгкий и быстрый. Послушав это произведение, мы как будто увидели, как мотылёк перелетает с одного цветка на другой.

    Я думаю, что это видели все, как вода большим, мощным потоком вливается в реку. Особенно весной. Видели? В пьесе «Бурный поток» Майкапар изобразил эту картинку.

    Теперь нам предстоит удивительное путешествие в мир сказок . Сказки - это всегда что-то загадочное, удивительно красивое, необычное. Иногда мы сочиняем сказки сами, иногда видим их во сне. Самуил Моисеевич придумал маленькие сказочные пьески, как, например:«Мимолётное видение», "Сказочка" , "Легенда"…

    Кто из нас не любит танцы? Нам нравятся детские и молодёжные, современные и бальные танцы. Мы с удовольствием смотрим балет, а ведь это тоже танец. Танцы — это очень увлекательное, приятное и красивое занятие. Самуил Моисеевич Майкапар писал много танцев. Это польки, гавоты, менуэты, вальсы. Вальс - это бальный плавный танец, которому больше 200 лет. Слово "Вальс» в переводе означает "кружиться, вращаться». В этом танце преобладают кружащиеся изящные движения.

    Alan Huckleberry, piano
    The University of Iowa Piano Pedagogy Video Recording Project
    IMTA Level D3
    Trifles: 26 Short Pieces for Piano, Library of Russian Soviet Music, 1977

    Майкапар "Полька"

    Исп. Катя, 6 лет, 10 мес. (Отчетный концерт ДМШ Газа)

    Разносторонне одаренный музыкант, Майкапар был известен как автор целого ряда фортепианных пьес для детей и юношества. В частности, большую популярность завоевал его цикл фортепианных миниатюр « Бирюльки ».

    Бирюльки, цикл пьес для детей, соч.28 (1900)

    • 1. В садике
    • 2. Сиротка
    • 3. Пастушок
    • 4. Осень
    • 5. Вальс
    • 6. Тревожная минута
    • 7. Полька
    • 8. Мимолётное видение
    • 9. Маленький командир
    • 10. Сказочка
    • 11. Менуэт
    • 12. Мотылёк
    • 13.Музыкальная шкатулочка
    • 14.Марш
    • 15.Колыбельная
    • 16.Песня моряков
    • 17.Легенда
    • 18.Прелюдия и фугетта
    • 19.Эхо в горах
    • 20.Гавот
    • 21.Весною
    • 22.Семимильные сапоги
    • 23.На катке (Токкатина)
    • 24.Облака плывут
    • 25.Романс
    • 26.Всадник в лесу (Баллада)

    Исполняет Anna Wang (14 year old) Анна Ванг, 14 лет (Recorded on May 9, 2010 in Vancouver, BC, Canada)

    А сейчас предлагаю Вам, мои дорогие читатели, детский цикл "Бирюльки" С.Майкапара в виде сказки

    (по мотивам сказки Г. Каменной)

    Однажды, прибираясь на чердаке, Наташина мама нашла старую куклу с облупленным носом в пыльном платье. На ногах у нее не было туфелек. Наташа наклеила кукле каштановые косички, сшила новое ситцевое платье и маленькие туфельки из клеенки. Но, хотя теперь у нее и были на ногах туфельки, куклу назвали Босоножкой. Такой ее девочка увидела в первый раз. Босоножку Наташа очень полюбила. Каждый день утром она выносила ее гулять в сад. Вместе с ними всегда играл щенок Шарик. И в какие только игры они не играли!

    А вечером, устав от игр, кукла бессильно опускала свои тряпичные руки, склоняла головку на плечо Наташе. Тогда девочка укладывала Босоножку в деревянную кроватку, укрывала одеялом, пела колыбельную

    Босоножке нравилась такая жизнь. Но вот однажды, на день рождения, папа подарил Наташе новую куклу. Она была такая красивая! В розовом прозрачном платье с пышными оборками, на ногах — лакированные туфельки с пряжечками, а на голове шляпа с лентами, как цветок водяной лилии. Красавицу куклу назвали Лялей. Она сидела на диване, среди вышитых подушек, и ни с кем не разговаривала. Конечно, кукла очень воображала. Когда другие игрушки начали играть, она высокомерно заявила: "Потише, у меня голова разболелась! ".Игрушки обиделись и перестали обращать внимание на задаваку.

    Но Наташе Ляля очень понравилась. Утром она брала нарядную куклу на руки, ласково прижимала к себе и кружилась с ней по комнате.

    И чем ласковее была Наташа с Лялей, тем грустнее и печальнее становилась Босоножка. У нее не было такого красивого платья, шляпки, и она не могла открывать и закрывать глаза. Босоножка все чаще плакала, забившись в угол". Что ты хнычешь, — сказала ей однажды Ляля. Я на твоем месте давно бы отсюда ушла. Вот возьму и пожалуюсь Наташе, и тебя опять забросят на чердак". От обиды Босоножка заплакала еще сильнее и решила уйти далеко в лес и остаться там. Она никому ничего не сказала, выпрыгнула из окна и побежала все дальше и дальше от своего дома. В лесу было темно и страшно.

    Когда над деревьями уже заалела заря, Босоножка вышла на опушку леса. Она осмотрелась вокруг и увидела на ветке мастера Шелкопряда, а на стволе дерева — пушистую Белку с орешком в цепких лапках. Босоножка поделилась с лесными жителями своим горем. Зверюшки посовещались и решили помочь кукле — сделать ее такой же красивой как Ляля. Шелкопряд сшил ей прекрасное платьице, а Белка дала ей две скорлупы ореха вместо туфелек. Принесла подарок и Цапля — это была шляпка-лилия. Исполнилась мечта Босоножки: она стала такой же нарядной, как и кукла Ляля. Зверюшки резвились вокруг куклы, звали ее играть, но она боялась испачкать свое платьице. И зверьки убежали.

    Все в лесу были заняты своим делом. Шелкопряд сматывал в нить свои коконы. Белка запасала на зиму орешки. Босоножка загрустила. Она не знала чем заняться, а к безделью не привыкла. Ей вспомнился дом, Наташа, игрушки. "Я и не представляла себе, что мне будет без вас так грустно -подумала Босоножка. Зачем мне такое красивое платье, если его не видит Наташа? Я неблагодарная кукла. Меня сняли с пыльного чердака, заботились обо мне, а я от них убежала в лес". Босоножка бросилась напрямик через колючие кусты. Трава становилась все гуще и выше. Вдруг подул ветер, сверкнула молния, крупные капли дождя упали на листья. Все зверюшки попрятались в норки, и Босоножка осталась одна.

    А дождь все лил и лил. За ветку зацепилась шляпка-лилия, ветер срывал платье, потоки воды смыли с ног туфельки. Забрызганная грязью, продрогшая от холода, Босоножка, наконец, увидела знакомую крышу. Но перед самым домом она поскользнулась и упала. Очнулась она от громкого лая Шарика. Это он, верный ее товарищ, весь день, когда обнаружилась пропажа, не находил себе места и отправился на розыски. Шарик радостно лизнул Босоножку в щеку и принес ее домой. Наташа очень обрадовалась. Даже Ляля улыбнулась Босоножке. А как радовались все остальные игрушки! Куклу почистили, переодели в выстиранное ситцевое платьице. А вечером все игрушки устроили настоящий бал в честь Босоножки, и Наташа танцевала с ней, как и прежде.

    Босоножка снова была счастлива. Только теперь она до конца поняла, что друзья дороже блестящих нарядов.

    .
    Выбор редакции
    Квас из чистотела по рецепту Болотова собрал весьма противоречивые отзывы, но к ним мы вернемся чуть ниже. А сейчас поговорим о полезных...

    В переводе с грузинского «сацебели» - просто «соус», причем название произносят с ударением на первый слог. Чаще его делают из орехов,...

    Сыроедческие спагетти лишь условно можно назвать именем популярных макаронных изделий, так как живые спагетти похожи на оригинал только...

    С древнейших времен и среди всех народов мужская сила и выносливость были одной из самых значимых человеческих ценностей. Слабый в...
    Очищение кишечника соленой водой издавна используется в нетрадиционной медицине как метод избавления от застойных явлений, избытка...
    Что делать, если диеты не помогают, а голодать не хватает силы воли и возможностей? Остается надежное и проверенное средство — заговор...
    Детальное описание из нескольких источников: «молитва за поступление ребенка в вуз» - в нашем некоммерческом еженедельном религиозном...
    При своевременно назначенном и эффективном лечении анализ крови СРБ покажет уменьшение концентрации белка уже через несколько дней....
    У многих есть мечта: иметь доступ к неиссякаемому фонтану достатка и прибыли. Если получится, то на постоянной основе. А что вы можете...