Молчалин и Софья. Значение образов в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума. Как складываются взаимоотношения между софьей и отцом, отцом и дочерью, софьей и м


Ах! Софья! Неужли Молчалин избран ей!

А.С. Грибоедов

Александр Сергеевич Грибоедов - писатель, редкий далее для русской литературы, столь богатой удивительными и разнообразными талантами. Он был автором нескольких произведений, но именно комедия «Горе от ума» принесла ему известность. Прошло ужо более ста семидесяти лет, а это произведение продолжает волновать читателей и зрителей. Хотя его герои и очень далеки от нас, мы воспринимаем их как живых людей, смеемся над ними, негодуем, презираем, любим. Почему лее так происходит? Наверное, потому, что автор в этой пьесе поставил ряд важнейших проблем своего времени, а они и по сей день продолжают волновать людей.

Главная тема комедии - противоречия между «веком нынешним» и «веком минувшим», то есть между прогрессивными силами общества и регрессивными элементами. Выразителем первых является главный герой комедии -Чацкий, а противостоят ему Фамусов, Скалозуб, Молчалин и другие. Между этими персонажами находится одна из центральных фигур комедии - Софья.

Образ Софьи объединяет несколько сюжетных линий и определяет одну из главных - «любовный треугольник» Софья - Чацкий Молчалин. Именно наличие подобной сюжетной линии являлось обязательным по канонам классицизма, который господствовал на сцене театра в начале XIX века. Однако в комедии Грибоедова образ Софьи достаточно сложен и противоречив. С одной стороны, она воспитана на сентиментальных романах, ее голова начинена любовными приключениями, и себя она вообраяжет их героиней. Софья мечтательница, фантазерка, приписывающая все добродетели героев французских романов далекому от идеала Молчалину. Она не обладает ни душевной простотой, ни благородством. Слова Фамусова о московских девицах: «Словечка в простоте не скажут, все с ужимкой» - имеют прямое отношение и к его собственной дочери. Но все же есть в Софье нечто, привлекающее к ней того же Чацкого. В свои семнадцать лет она проявляет завидную независимость мнений, немыслимую для таких людей, как Молчалин или даже ее отец.

Софья не лишена смелости, бескорыстия и способна пренебречь светскими предрассудками, может глубоко переживать и искренне любить.

Но эти положительные черты характера Софьи не смогли победить в душной атмосфере фамусовского общества. Зато капризность изнеженной барышни, избалованность, самолюбие и обидчивость прослеживаются автором по всему ходу комедии. В Софье смешались хорошие задатки с лживостью, живой ум с отсутствием всякого намека на убеждения. Вместе с тем очевидна и сила характера героини. Уж если она привязалась сердцем, то крепко. Ни отец, ни Чацкий не могут поколебать ее. Лишь подслушанный разговор Мол-чалина с Лизой открывает ей глаза на подлость и низость ее возлюбленного. Но, обманутая в своих чувствах, Софья не боится суда окружающих. Она говорит Чацкому: «Я виню себя кругом », а Молчалину велит убраться из дому.

Но жизнь в светском обществе имеет свои законы. Обидевшись на Чацкого за его нападки па Молчалина, Софья мстит ему традиционным способом - распускает сплетню о его сумасшествии. Она настолько поддалась влиянию «фа-мусовщины», что сама незаметно стала защитницей такого образа жизни. Так Грибоедов показал, как незаурядная девушка порабощается той средой, в которой она воспитывалась и жила. Образ Софьи важен для комедии еще и потому, что определяет сюжетную линию, связанную со стремлением Чацкого узнать, кого лее Софья предпочла ему.

Молчалин страшная фигура. Он был, есть и будет во все времена. Такие люди имеют единственную страсть - желание любой ценой сделать карьеру. Ухаживание за дочерью своего начальника - это лишь способ преуспеть. В то же время Молчалин вовсе не видит для себя предела благополучия в женитьбе на Софье, и это заметно не только по его поведению, но и в разных мелких фактах и намеках, разбросанных в пьесе.

В отличие от Чацкого, Молчалину прислуживаться совсем не тошно, наоборот, он жизни не мыслит без этого. Для него идеал это высокое положение в дворянском обществе, и неважно, каким путем его достичь. Молчалин - большой мастер преподносить себя в выгодном свете. Он вроде домашнего кота, мягкого и ласкового, который бродит везде по дому, и если блудит, то втихомолку и прилично.

Этот образ очень непрост и опасен. Если Скалозуб солдафон, то Молчалина и раскусить трудно, а некоторые свойства его характера могут быть представлены даже как достоинства, особенно в устах влюбленной в него Софьи. В этом, кстати, заключено и еще одно значение образов Софьи и Молчалина в комедии. Это значение связано со взаимодействием этих героев в пьесе: Софья как бы противостоит Чацкому в его наскоках на Молчалина. При этом ее аргументы достаточно обоснованны. Таким образом, как мне кажется, Грибоедов хотел показать трудность распознавания истинных целей таких людей, как Молчалин, их хорошо скрываемое лицемерие. Живучесть подобных типов основана на том, что Молчалин защитник чинопочитания, подхалимства, но защитник умный, тонкий и обходительный. Он чуток к любым переменам, прекрасно ориентирован в социальной среде. Если бы не приезд Чацкого в дом Фамусова, он «достиг бы степеней известных». И не пропадет, и достигнет. Не в доме Фамусова, так в другом. Знает свое место и держится его строго и определенно.

Молчалин все делает вовремя. Когда в доме Фамусова был скандал, он выслушал Софью и за секунду до появления отца незаметно ретировался в свой чуланчик, ушел в тень.

Таким образом, два персонажа комедии, Софья и Молчалин, - типичные представители русского общества начала XIX века. Значение этих образов для построения сюжета комедии является определяющим.

Крах терпит Софья: «Ферзь... разочарована на счет своего сахара медовича». Может быть, она и не примирится с Мол-чалипым, как предсказывает Чацкий, но «другой найдется, благонравный, низкопоклонник и делец». Однако во всех случаях высокое положение в фамусовском мире будет куплено ею ценой утраты тех человеческих качеств, которые ей давали право на любовь Чацкого. А это нравственная гибель, это трагедия. Нам жаль Софью, потому что лично она не безнравственна, как писал И.А. Гончаров, она - жертва той лжи, которая характерна для фамусовского общества, погубившего ее.

Бесспорна и нравственная гибель Молчалина, героя с темной душой и низменными целями; героя, так блестяще развенчанного Грибоедовым в комедии, но такого неистребимого в жизни, ибо «Молчалины блажентствуют на свете!».

МОЛЧАЛИН И СОФЬЯ. ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗОВ В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»

Вы помиритесь с ним, по размышленъи зрелом. А. С. Грибоедов Александр Сергеевич Грибоедов - талантливый автор комедии «Горе от ума». Вот уже 180 лет она не перестает удивлять и восхищать все новые и новые поколения читателей правдивостью образов, созданных автором, и ярким, сочным, не имеющим себе равных языком. Большое значение в понимании замысла автора, критической оценке современной ему действительности сыграли два героя комедии - Софья и Молчалин. Вообще в пьесе представлен классический «любовный треугольник». Грибоедов мастерски сумел нарисовать трагикомедию этой ситуации, выведя на сцену «вечные характеры» и показав их переживания, интриги, крах мечтаний. Софья - дочь богатого московского барина, скучая в доме отца, она обратила внимание на ничтожного человека, Молча-лина Алексея Степановича, вообразив его «героем своего романа». Отъезд Чацкого толкнул Софью к Молчалину. Из-за молодости и неопытности она выбрала «объектом страсти» именно Алексея Степановича, а кто другой еще мог привлечь ее внимание, не Скалозуб же. Об уехавшем Чацком она с оби-Дой говорит: Вот об себе задумал он высоко... Охота странствовать напала на него, Ах! если любит кто кого, Зачем ума искать, и ездить так далеко? Софья достаточно эгоистична, она хочет, чтобы мир вращал-Ся вокруг нее. Подобострастие, притворство и лесть Молчалина °н& принимает за любовь и безрассудно отдает душу и сердце этому холодному и расчетливому «лакею». Молчалин за других себя забыть готов, дерзости,- всегда застенчиво, несмело целую с кем можно так провесть! Ей невдомек, что сдержанность Молчалина объясняется ц любовью и почтением, а равнодушием и расчетливостью бесце ремонно идущего к своей цели эгоиста. Он прекрасно усвоил за коны общества, в «высшие сферы» которого проберется любым.й способами, поэтому знает: Ах! Злые языки страшнее пистолета. Здесь не нужны искренность, пылкость души, патриотизм и доб. росовестная служба во имя отечества и дела, а совершенно иное в цене: погоня за деньгами, чинами, выгодными партиями, доходны. ми местами. Молчалин прекрасно знает правила этой жизни. Оц приспособился к «сильным мира сего» и уверенно идет к намеченной цели. И при этом не может отказать себе в «маленьких слабостях». Ему симпатична служанка Софьи - Лиза. Алексей Степанович при всяком удобном случае выражает ей свою благосклонность. Ему невдомек, что его низость очевидна даже горничной. Он настолько самоуверен, что ухаживает за Лизой без всякой опаски. Какое личико твое! Как я тебя люблю!.. Приди в обед, побудь со мною; Я правду всю тебе открою... Мой ангелъчик, желал бы вполовину К ней то же чувствовать, что чувствую к тебе... Ослепленная «надуманной любовью», Софья не хочет замечать глупость, ничтожество и низкопоклонство Молчалина. Она возводит его пороки в добродетели, ей так удобно. Она не хочет видеть реальную жизнь, а, начитавшись романов, наделяет необходимыми чертами первого встречного, попавшегося «под руку». Софья достаточно умна, но она плоть от плоти этого общества и живет по его законам. Лгать, изворачиваться, клеветать она умеет блестяще, поэтому обводит вокруг пальца даже многоопытного отца. Как всякая избалованная барышня, она делает, как хочет. Скуки ради она обратила внимание на Молчалина, но потом искренне полюбила, не догадываясь, что он лжец и лицемер, а не влюбленный в нее. При первой же встрече Софья признается Чацкому, что любит Молчалина, только тот не хочет верить, понять очевидного. Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел. При батюшке три года служит, Тот часто без толку сердит, А он безмолвием его обезоружит, От доброты души простит, я между прочим тселостей искать бы мог; Ничуть. от старичков не ступит за порог.. Теперь уже влюбленной Софье не страшны ни гнев отца, ни ение окружающих, ее пылкая натура жаждет счастья, и ° страшнее ее «отрезвление», чем больше она обманывалась, видя в Молчалине идеал. fie помню ничего, не докучайте мне. Воспоминания! как острый нож оне. Не подличайте, встаньте. Ответа не хочу, я знаю ваш ответ, Солжете... Но так же мог сказать о Софье и Чацкий, в них больше разницы, чем в Софье и Молчалине. Александр Андреевич не зря говорит, что для Софьи это еще не катастрофа. Вы помиритесь с ним, по размышленьи зрелом. Себя крушить, и для чего! Подумайте, всегда вы можете его Беречь, и пеленать, и спосылать за делом. Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей - Высокий идеал московских всех мужей. Остается только удивляться прозорливости и гениальному предвидению А. С. Грибоедова, который намного лет вперед предсказал поведение людей. Образы Софьи и Молчалина - ключевые в комедии «Горе от ума». Они иллюстрируют взаимоотношения людей, связанных не искренней любовью и уважением, а корыстью и эгоистическими стремлениями к поставленным целям.

Задачи и тесты по теме "Молчалин и Софья. Значение образов в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»"

  • Лексическая норма

    Уроков: 1 Заданий: 6

  • Синтаксис и пунктуация - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку

Фамусов – крупный чиновник, «управляющий в казенном месте». Одновременно это своенравный барин-крепостник, самовластно обращающийся со слугами.

Как чиновника Фамусова характеризует равнодушие к делу.«Подписано, так с плеч долой!» – говорит он Молчалину. Героя отличает семейственность на службе. Он заявляет Скалозубу:

Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,

Ну как не порадеть родному человечку!

С Лизой Фамусов ведет себя как барин-самодур. Вначале он заигрывает с ней, а потом грозится послать «за птицами ходить». Других провинившихся слуг он готов отправить «на поселенье».

Крутой нрав отличает Фамусова не только по отношению к слугам, но и по отношению к родной дочери. Подозревая Софью в тайных встречах с Чацким, Фамусов собирается послать ее «в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов».

В то же время Фамусова отличает и искренняя любовь к дочери, забота о ее будущем; он всеми силами старается найти для нее выгодного жениха. Неприятие Чацкого и Молчалина как недостойных женихов Софьи и угождение Скалозубу – достойному жениху – проясняют жизненные приоритеты Фамусова. «Кто беден, тот тебе не пара», – поучает Фамусов Софью.

Героя отличают такие положительные качества, как гостеприимство, хлебосольство.

Дверь отперта для званых и незваных,

Особенно из иностранных;

Хоть честный человек, хоть нет,

Для нас равнёхонько, про всех готов обед, –

заявляет Фамусов в своем монологе о Москве во втором действии комедии.

Идеалы Фамусова в прошлом , в «веке минувшем». В монологе, открывающем второе действие комедии, герой восхищается достоинствами «почтенного камергера» Кузьмы Петровича. В другом монологе Фамусов преклоняется перед «подвигами» екатерининского вельможи Максима Петровича. С этим внесценическим персонажем прочно связано представление Фамусова об истинном уме. «А? Как, по-вашему? По-нашему, смышлен. / Упал он больно, встал здорово», – замечает Фамусов по поводу падений Максима Петровича на глазах у Екатерины II.



Фамусов, как и другие представители московского барства, – враг просвещения. Ему принадлежат резкие суждения о книгах, например:

Уж коли зло пресечь,

Забрать все книги бы да сжечь.

Занятия науками он считает безумием:

Ученье – вот чума, ученость – вот причина,

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

В идейном конфликте пьесы Фамусов – главный противник Чацкого.

Скалозуб

Сергей Сергеевич Скалозуб ещё один яркий представитель фамусовского общества. Это аракчеевский офицер. Если Фамусов олицетворяет собой уходящий в прошлое век вельмож и хлебосольных московских бар, то полковник Скалозуб – это новый тип русской жизни, сформировавшийся уже после войны 1812 года.

Отметим некоторые черты личности, а также жизненные принципы Скалозуба.

Главную цель своей жизни герой видит не в ратных подвигах, а в успешном продвижении по службе. Скалозуб говорит Фамусову:

Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;

Об них как истинный философ я сужу:

Мне только бы досталось в генералы.

Герой решительно настроен в отношении вольнодумцев. Он заявляет Репетилову:

Я князь-Григорию и вам

Фельдфебеля в Вольтеры дам.

Скалозуб олицетворяет собой деспотические тенденции в государственной жизни России последних лет царствования Александра I. Не случайно Фамусов тянется к Скалозубу, прочит его в женихи Софье. Фамусов видит в Скалозубе реальную силу, которая может сохранить неизменными старые общественные устои.

Молчалин

Коллежский асессорАлексей Степанович Молчалин также одно из центральных лиц в комедии.

Молчалин, как и Скалозуб, – новое явление в русской жизни. Это тип чиновника-бюрократа, постепенно вытесняющийиз государственной и общественной сфер богатых и всесильных вельмож.

Как и Фамусов, Молчалин относится к службе как к способу получения чинов и наград.

По мере я трудов и сил,

С тех пор как числюсь по Архивам,

Три награжденья получил, –

говорит Молчалин Чацкому. Его взгляд на службу выражен также в словах: «И награжденья брать, и весело пожить».

Главные жизненные принципы Молчалина – «умеренность и аккуратность». Молчалин уже не будет расшибать затылок, как Максим Петрович. Его лесть более тонкая.

Угождение нужным людям, в особенности сильным мира сего, соответствует представлениям героя об истинном уме. Глупый с позиций Чацкого, Молчалин по-своему не так уж и глуп. Главные черты мировоззрения героя раскрываются в четвертом действии, в монологе о завещании отца:

Мне завещал отец,

Во-первых, угождать всем людям без изъятья:

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Между тем смирение Молчалина, его угождение ближним исполнены лицемерия и фальши . Истинная сущность Молчалина раскрывается в его отношении к Софье и к Лизе.

Отметим также такую черту Молчалина, как наигранная сентиментальность. Молчалин в совершенстве усвоил моду на «чувствительные» пьесы, на игру на флейте. Сентиментальность становится для героя важным орудием достижения прочного положения в обществе, где правят бал всесильные дамы, падкие на лесть, на изысканные комплименты.

Молчалин играет важную роль не только в идейном конфликте, но и в любовной интриге: он первый любовник ! Прекрасно осознавая важность собственного амплуа, Молчалин признается Лизе:

И вот любовника я принимаю вид

В угодность дочери такого человека.

Со своей ролью герой успешно справляется вплоть до момента разоблачения. Не случайно Молчалин, а не Чацкий становится избранником Софьи. «Молчалины блаженствуют на свете!» – восклицает Чацкий.

Создавая образы Молчалина и Скалозуба, Грибоедов высказал свою точку зрения в отношении ближайшего будущего России. В отличие от Чацкого, автор «Горя от ума» не идеализирует перспектив либерализма в «веке нынешнем». Чацкому кажется, что «вольнее всякий дышит». Грибоедов думает иначе. Драматург сознает, что ближайшее будущее России не за Чацким, а за Скалозубом и Молчалиным. Эти герои твердо стоят на ногах, их жизненные позиции более прочны, несмотря на весь их цинизм.

Софья

Дочь Фамусова Софья – центральный женский персонаж комедии. Это богатая и знатная невеста .

Характер Софьи неоднозначен. Еще Пушкин отмечал: «Софья начертана неясно».

С одной стороны, мы видим в Софье, по словам И. А. Гончарова, «сильные задатки недюжинной натуры». Ее отличают природный ум (имя-характеристика «Софья» означает по-гречески «мудрость»), житейская рассудительность, способность к искреннему чувству.

Кроме того, Софье свойственна независимость жизненной позиции : проявив непослушание отцу, Софья полюбила неравного себе человека.

С другой стороны, Софья живет ценностями фамусовского общества. Ложь и клевета не чужды ее натуре.

Быть может, именно отсутствие высоких нравственных принципов и привело героиню к тому, что она оказалась не в состоянии сразу распознать низкую и подлую натуру Молчалина.

Софья оказывается ключевым персонажем в сюжете комедии, в любовной интриге. Отношение Софьи к Молчалину и Чацкому отражает те приоритеты, которые прочно установились в среде московского дворянства. Идеал Софьи, по словам Чацкого, – это «муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей».

Чацкий же с его умом отвергнут героиней. «Да эдакий ли ум семейство осчастливит?» – восклицает Софья, имея в виду либеральные идеи и остроумие Чацкого. Героиня не только отворачивается от друга своего детства, к которому когда-то питала симпатию, но и оказывается инициатором распространения клеветы о его безумии. При этом в результате она сама оказывается обманутой, сама терпит горе от своего «ума», становится жертвой подлости Молчалина, а также собственной самоуверенности.

Образ Софьи оттеняется образом служанки Лизы .

Аристократке Софье противопоставлена простая девушка – остроумная, смышленая, наделенная живым умом, чувством собственного достоинства. Так, Лиза отвергает ухаживания Фамусова и Молчалина. Она тяготится своей ролью наперсницы Софьи. Лиза выступает в комедии как жертва барской ласки и барского гнева.

Минуй нас пуще всех печалей

И барский гнев, и барская любовь, –

Тип урока – урок изучения нового материала.

Форма урока – урок аналитического чтения.

Форма деятельности – работа в группах сменного состава.

Методы – метод комментированного чтения, чтения по ролям, метод беседы, наблюдения, сопоставления.

Цели урока.

Образовательная:

1. Определить роль I действия комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”.

2. Найти определение конфликта, через который происходит развитие действия

3. Схематически представить развитие I действия комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”.

4. Внести дополнения в рабочую таблицу.

Развивающая:

1. Продолжить работу по развитию коммуникативных и творческих навыков, аналитических способностей.

2. Продолжить работу по развитию языковых способностей, образного мышления в процессе работы над анализом текста.

3. Продолжить формирование навыка аналитического чтения в процессе изучения комедии.

4.Научить чувствовать жанровые особенности драматического произведения.

5. Показать богатство русского языка в процессе аналитического чтения.

Воспитательная:

1. На примере взаимоотношений героев комедии продолжить работу по формированию бинарного мышления.

2. Показать значимость непреходящих человеческих ценностей.

Подготовка к уроку

1. Учащиеся самостоятельно знакомятся с текстом I действия комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”.

2. Составляется рабочая таблица “Характеристика главных героев комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. (Приложение 2 , 2А)

3. Делятся на группы по номерам 1–4.

4. Первые номера отбирают материал для характеристики Чацкого, вторые – для характеристики Софьи, третьи характеризуют Молчалина, четвертые – Фамусова.

5. Выбранные из текста I действия цитаты для характеристики героя вносятся в таблицу.

6. Заготавливается черновик схемы “Конфликт в I действии комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”. (Приложение 3)

7. Повторяются ранее изученные термины.

8.Отдельная группа готовит инсценировку по I действию (явления 1-3).

9. Парты расставляются попарно для работы в группах по 4 человека.

10. Перед уроком учащиеся разбиваются на новые группы, включающие номера 1-4.

Оформление урока

1. Для инсценировки 1-3 явлений оформляются декорации.

2. Подбирается музыка: вальсы А.С. Грибоедова, звуки флейты и пианино, звона часов.

3. Подготавливается презентация, отражающая основные этапы работы на уроке. (Приложение 1)

Ход урока

Перед уроком звучат 2 вальса А.С. Грибоедова. Слайд № 2, 3, 4.

I. Оргмомент

II. Сообщение цели урока. Постановка проблемного вопроса

Запись темы урока.

Учитель: Вечная современность русской классики… Пожалуй, эти слова можно полностью отнести к одному из самых нестареющих, несмотря на свой приличный возраст (185 лет!) произведений русской литературы. “Горе от ума” А. Грибоедова. Наш сегодняшний урок “Утро в доме Фамусова” – первый в системе уроков изучения текста комедии.

Этим уроком мы начинаем ПОИСК ответов на вопросы: Почему горе? Почему именно от ума? Кому горе?

Слайд № 6. Запись темы, зарисовка схемы

Итак, сегодня мы должны провести анализ первого действия комедии, определить его роль. Внести дополнения в рабочую таблицу. Составить схему “Конфликт в I действии комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”.

Слайд № 7. Цель урока

III. Актуализация ранее полученных знаний. Проверка домашнего задания (инсценировка)

Учитель: Чтобы разобраться в событиях и конфликте, определить роль

I действия, лучше понять характеры героев и замысел автора, предлагаем посмотреть небольшую инсценировку первых трех явлений комедии.

Слайд №8. Афиша

IV. Инсценировка 1-3 явлений I действия

Учитель: Итак, судя по вашим смеющимся лицам, видно, что мы имеем дело с жанром комедии. В комедии Грибоедова, как и в комедии классицизма, представлен определенный набор действующих лиц: благородный отец, героиня, первый любовник (пока только), служанка. Остановимся подробнее на каждом главном герое.

Слайд №9. Вопросы явл. №1-5

V. Анализ явлений 1-6. Работа в группах с таблицей “Характеристика главных героев комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. Внесение дополнений в таблицу

Благородный отец – ФАМУСОВ Павел Афанасьевич (рассказ уч-ся №4).

1. Каким хочет казаться Фамусов и каким он выглядит в 1-4 явлениях? (Фамусов хочет казаться глубоко нравственным человеком, хорошим отцом. На самом деле – лицемер, но любит свою дочь, прочит ей богатого мужа)

2. Верит ли Фамусов объяснениям своей дочери и секретаря?(Скорее всего не верит, но он боится хлопот, не терпит перемен. И поэтому ограничивается только лишь словесным “распеканием”)

Героиня – СОФЬЯ Павловна (рассказ уч-ся №2).

3. Как складываются взаимоотношения между Софьей и отцом, отцом и дочерью, Софьей и Молчалиным? Какое понятие объединяет героев по отношению друг к другу? (Явл. 5)

Чем живет дом Фамусова до появления Чацкого?

(В доме Фамусова все держится на лжи и обмане(Бывает хуже – с рук сойдет). Ложь как милое плутовство (Лиза), ложь как средство скрыть тайну (Софья), ложь как средство угодничества (Молчалин), ложь как щит пороков (Фамусов).

Первый любовник – Молчалин Алексей Степанович (рассказ уч-ся №3).

3. Почему Молчалин так ловко вышел из столь щепетильной ситуации?

(Бумаги при нем даже на свидании!)

Учитель: Итак, события 1-5 явления знакомят нас с главными и второстепенными персонажами. Запишем в столбик через 4 клетки фамилии главных героев

Слайд № 10. Зарисовка схемы в тетрадь

Учитель: И вот привычное, размеренно – спокойное течение событий вдруг нарушает известие: “К вам Александр Андреич Чацкий”.

(Вносим дополнение в зарисованную схему)

Слайд № 11

VI. Чтение по ролям 7 явления I действия

Слайд № 12

Учитель: А теперь обратимся к вопросам по 7-10 явлениям.

Слайд № 13 (Вопросы 7-10 явл.)

VII. Анализ 7-10 явлений. Работа в группах с таблицей “Характеристика главных героев комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”. Внесение дополнений

Беседа по вопросам.

Чацкий Александр Андреевич (рассказ уч-ся №1).

1. Что привело Чацкого в дом Фамусова? [№5]

Как ведет себя Чацкий в диалоге с Софьей? Хочет ли он кого-либо обидеть на самом деле?

(Чацкий торопится к Софье. Он искренне влюблен в нее. Он искренне говорит о том, что думает, не желая никого обидеть и оскорбить)

2. Каково отношение Софьи к Чацкому при встрече?

(Софья холодна, иронизирует, отвечает язвительными репликами на слова Чацкого, ее обижают слова Чацкого о Молчалине).

Чем вызвана холодность Софьи по отношению к Чацкому?

(Прошло три года – и Софья изменилась, изменилось ее отношение к окружающим. В ней говорит обида, что когда-то, три года назад Чацкий неожиданно уехал, не писал писем, она в нем разочарована. Считает, что тот слишком горд, высокомерен, недобр по отношению к окружающим. Более того, Софья влюблена в Молчалина, и это неизвестно Чацкому).

3. Ждали ли приезда Чацкого в доме Фамусова?

(Конечно, не ждали. Чацкий не писал писем, никого не извещал)

Понимает ли сейчас Чацкий, что в этом доме он чужой?

(Он искренне сражен красотой Софьи, надеется на взаимность. Хочет найти в любимой прошлые чувства, но встречает холодность и равнодушие. Не понимает ее реакции на свои слова. Все его мысли – лишь о Софье)

4. Что значит реплика Софьи: “Ах, батюшка, сон в руку”?

(С. Хочет перевести подозрения отца с Молчалина на Чацкого)

Учитель: Итак, возникает ли конфликтная ситуация в I действии? Если возникает, то какой это конфликт: любовный, общественный, морально-нравственный?

Слайд № 14

Чтобы подвести итоги анализа I действия комедии, предлагаем обратиться к черновику схемы “Конфликт в I действии комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”.

С помощью фломастеров, стрелок, условных обозначений передайте суть конфликта первого действия

VIII. Работа в группах с черновиком схемы “Конфликт в I действии комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”. (Приложение 3)

IX. Презентация схем по группам

X. Вывод.

Слайд № 15. Схема конфликта

Учитель: Какова же роль I действия комедии “Горе от ума”?

Слайд № 16. Роль 1 действия комедии

Роль 1 действия комедии: В I действии дана расстановка действующих лиц, раскрываются характеры главных и некоторых второстепенных персонажей. Заявлены основные общественные проблемы, волнующие автора комедии. 7 явление – завязка любовного конфликта между Чацким и Софьей. Искренний, открытый Чацкий вторгается в дом Фамусова, где все взаимоотношения построены на лжи. Таким образом, искренность, открытость Чацкого сталкиваются с ложью, фальшью и, конечно, обманом. (Ключевое слово отражается в схеме).

XI. Запись домашнего задания. Слайд № 1 7

2. Внести дополнения в таблицу.

3. Сравнить монологи “Вкус, батюшка, отменная манера” и “А судьи кто?”

XII. Итоги урока. Выставление оценок

XIII. Этап рефлексии

Список литературы

1. Грибоедов А.С. Сочинения. – М.: Худож. лит, 1988.

2. Вайль П, Генис А. Родная речь. Уроки изящной словесности. –М.: “Независимая газета”, 1991.

3. Валагин А.П. Прочитаем вместе…:Комедии Д.Фонвизина, А. Грибоедова, Н.Гоголя, А.Островского: Кн. Для учащихся. – М.: “Просвещение”, 1991.

4. Маранцман В.Г., Чирковская Т.В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. Пособие для учителей. – М.: “Просвещение”, 1977.

5. Турьянская Б.И., Гороховская Л.Н., Комисарова Е.В., Михеева Г.И. Литература в 9 классе. Урок за уроком. – М.: ООО “ТИД “Русское слово – РС”, 2007.

6. Фомичев С.А. Комедия А.С. Грибоедова “Горе от ума”: Комментарий. Кн. для учителя. – М.: “Просвещение”, 1983.

джонс филдинг роман образ

Как уже было сказано, сквайр Вестерн "души не чаял в Софье". "Она была действительно его любимой деточкой, как он часто называл ее, и вполне заслужила такую любовь, потому что отвечала на нее самой безграничной привязанностью".

Софья никогда не спорила с отцом (до сватовства Блайфила), "...разве только вступалась за мать, которую горячо любила.

Перечитывая некоторые эпизоды, кто-то может усомниться в любви Вестерна к дочери. Взять хотя бы тот момент, когда он гонится за Софьей и видит убегающую лисицу, и, ни минуты не поколебавшись, сквайр выбирает охоту. Автор так пишет о проведенном Вестерном времени: "О Софье он [сквайр] и не вспоминал: ни разу мысль о дочери не испортила его наслаждения охотой, такой чудеснейшей, по его словам, что ради нее стоило ускакать из дому за пятьсот миль". Но тут же Филдинг напоминает: "...мы не обвиняем сквайра в недостатке любви к дочери - напротив, он очень ее любил; только мы должны помнить, что был он и сквайр и охотник". Этим же мы можем объяснить тот факт, что Вестерн часто грубо обращается с дочерью ("...выпустил заряд самых крепких словечек и ругательств и ушел"; "ты выйдешь за него, черт меня побери, выйдешь! Чего ж ты не отвечаешь? Экая упрямая стерва!").

Но в то же время, сколько раз мы слышим из уст Вестерна такие слова: "...по мне, лучше светопреставление, чем она повредит себе мизинец".

Софья очень любит своего отца, всегда старается угодить ему. "Она так благоговейно чтила отца и так горячо его любила, что едва ли когда испытывала более приятные ощущения, чем те, которые наполняли ее, когда она чем-то содействовала его удовольствию...". "Пунктуальнейшим образом исполняла она все дочерние обязанности, и любовь делала их не только легкими, но и приятными". Сама Софья говорит об этом так: "Право же, я не знаю высшего наслаждения, чем умножать счастье моего отца, и если горжусь, то не тем, что я делаю, а тем, что обладаю возможностью это делать".

Единственным поводом для ссор между Вестерном и Софьей был выбор жениха. Софья не хочет выходить замуж за ненавистного ей Блайфила, но, по мнению отца, это наилучший вариант для нее. Вестерн от всей души желает, чтобы Софья была счастлива, и думает, что так и будет, если она выйдет за богатого наследника. "Он считал равенство состояний и общественного положения таким же физически необходимым условием брака, как различие пола или иные существенные обстоятельства". А Софья влюблена в Тома Джонса. Но "любовь дочери к бедняку казалась Вестерну столь же невозможной, как любовь ее к животному". Сквайр, отец, желающий дочери только добра, говорит: "...влюбилась по уши в нищего бродягу и не хочет выйти за одного из лучших женихов в Англии, за которого мы ее просватали.

А Софья же наоборот, предпочтет жить в нищете, чем с человеком, которого презирает. Но все же она не забывает о дочернем долге, говоря Тому Джонсу, что "если бы не долг дочери, возбранявший ей следовать своим влечениям вопреки воле отца, то нищета с ним была бы ей гораздо больше по сердцу, чем какое угодно богатство с другим".

И несмотря на всю свою преданность отцу, Софья сбегает в Лондон. Она хочет избежать свадьбы с Блайфилом. Софья - здравомыслящий человек, и она отлично понимает, что отца не переубедить в его решении, она хочет выиграть время ("...тем временем батюшка, может быть образумится...").

Но все же сквайр пытается насильно заставить Софью выйти за Блайфила, запирая ее в комнате. Филдинг так относится к этому: "Сквайр сердечно любил свою дочь- это, мне кажется, не подлежит сомнению. Такая любовь свойственна очень многим родителям, делающим своих детей несчастными на всю жизнь. Хотя эта родительская слепота - почти всеобщее явление, она всегда казалась мне самой необъяснимой из всех нелепостей, какие только могли взбрести на ум удивительнейшего создания, называемого человеком".

Выбор редакции
Между подлежащим (группой подлежащего) и сказуемым (группой сказуемого) из всех знаков препинания употребляется только тире. ставится на...

В русском языке существуют особенные части речи, примыкающие к существительному или глаголу. Некоторые языковеды считают их особыми...

Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны?Ъ и ЬТвердый и...

Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны? Ъ и Ь Твердый и...
Наршараб – это кисло-сладкий гранатовый соус – один из знаменитых ингредиентов кавказской кулинарии. Он легко станет любимым продуктом и...
Пикантную закуску можно приготовить для праздника или встречи гостей. Приготовление: Отрежьте ножки от шляпок, посолите их и обжарьте на...
Иметь много денег – приятно. Но к чему снятся деньги? К чему снится мелочь? Стоит разобраться. К чему снится мелочь – основное...
Этот способ приготовления болгарского перца давным-давно привезла моя мама из Молдавии - так тогда называлась Молдова, входящая в состав...
Ароматные сладкие перцы, запечённые в духовке, а потом протушенные с соусом. Вкуснейший овощной гимн лету!Европейская Ингредиенты 1 кг...