"ъмщи мадек оеф об учефе." юфп йнем ч чйдх йеыхб ч тпнбое н.б. вхмзблпчб "нбуфет й нбтзбтйфб"? 



Автор романа о Понтии Пилате является двойником Булгакова не только потому, что в его образе отражены психологические черты и жизненные впечатления писателя. Булгаков сознательно выстраивает параллели меду своей жизнью и жизнью Мастера. Образ героя носит притчевый характер, выражая представление Булгакова о чрезвычайно важном призвании художника и являя собой обобщенный тип художника. Чрезвычайно привлекательна идея романа «Мастер и Маргарита» о высшем назначении искусства, призванного утвердить добро и противостоять злу. «Сам облик Мастера - человека с чистой душой, с чистыми помыслами, охваченного творческим горением, поклонника красоты и нуждающегося во взаимном понимании, родственной душе, - сам облик такого художника нам безусловно дорог». В самом имени героя заключен не только прямой смысл слова «мастер» (специалист, достигший в какой-либо области высокого умения, искусства, мастерства). Оно противопоставлено слову «писатель». На вопрос Ивана Бездомного: «Вы - писатель?» Ночной гость ответил: «Я - мастер, - он сделался суров» (112). В 30-е годы писателя занимал важнейший вопрос: достоин ли человек быть ответственным перед вечностью? Иначе говоря, каков его заряд духовности. Личность, осознавшая себя, в представлении Булгакова, подотчетна только вечности. Вечность - среда существования этой личности. Берлиоз и многие другие «чьими руками по незнанию или безразличию творится зло на земле заслуживает безвестности».1 Обращение к философии И. Канта позволило Булгакову более непосредственно обратиться к поискам природы нравственности и тайны творчества - понятиям, тесно связанным между собой, поскольку искусство в своей основе глубоко нравственно. Мастер обладает всеми высокими нравственными качествами, испытывая лишь недостаток как и сам М. Булгаков, практическом начале. Он «податливо проникается крайним отчаянием, а также свободно возносится в самые выси. Его свободная личность равно воспринимает и зло, и добро, оставаясь при этом собой».2 Слабое противостояние злому началу для творческой натуры представляется автору романа закономерным. Герои - носители высокой нравственной идеи в произведениях писателя неизменно оказываются побежденными в столкновении с обстоятельствами, которые породило зло. Роман Мастера не принадлежащего к могущественной иерархии литературного и окололитературного мира, не может увидеть света. В этом обществе Мастеру нет места, несмотря на всю его гениальность. «Своим романом М. Булгаков... утверждает приоритет простых человеческих чувств над любой социальной иерархией.»1 Но в мире, где роль человека определяется исключительно его общественным положением, все-таки существуют добро, правда, любовь, творчество, хотя им иногда и приходится искать защиту у « «. Булгаков твердо верил, что только опираясь на живое воплощение этих гуманистических понятий, человечество может создать общество истинной справедливости, где монополией на истину не будет обладать никто. Роман Мастера, как и роман самого Булгакова резко отличается от других произведений того времени. Он - плод свободного труда, свободной мысли, творческого полета, без насилия автора над собой: «...Пилат летел к концу, к концу, и я уже знал, что последними словами романа будут: «...Пятый прокуратор Иудеи, возник Понтий Пилат,» - говорит Мастер (114). История романа о Понтии Пилате предстает как живой поток времени движущийся из прошлого в будущее. А современность - как звено, соединяющее прошлое с будущим. Из романа Булгакова явствует, что свобода творчества нужна писателю как воздух. Без нее он жить и творить не может. Литературная судьба Мастера во многом повторяет литературную судьбу самого Булгакова. Нападки критики на роман о Понтии Пилате почти дословно повторяют обвинения янковцев против «Белой гвардии» и «Дней Турбиных». В «Мастере и Маргарите» нашла точное отражение обстановка в стране 30-х годов. Через чувство страха, охватившего Мастера, в романе писателя передается атмосфера тоталитарной политики, в условиях которой писать правду о самовластии Понтия Пилата, о трагедии проповедника правды и справедливости Иешуа было опасно. Отказ печать роман сопровождался в редакции зловещим намеком:»...Кто это... надоумил сочинить роман на такую странную тему!?» Ночная исповедь Мастера перед Иваном Бездомным в книжечке Стравинского поражает своим трагизмом. Булгакова травили критики, присяжные ораторы, и он, естественно, болезненно реагировал на эти гонения. Не имея возможности противостоять своим хулителям публично, «писатель искал сатисфакции через посредства искусства, взяв себе в секунданты муз (в том числе и покровительницу истории Клио). Таким образом, сценическая площадка «Мастера» стала дуэльным ристалищем.»1 В плане автобиографических ассоциаций следует указать на то, что исходной причиной кампании против Булгакова явился его роман «Белая гвардия» и пьеса «Дни Турбиных», и в первую очередь главный герой этих произведений белый офицер Алексей Турбин. Таким образом, выявляется сходство жизненных обстоятельств М. Булгакова и мастера, но и параллелизм героев романа Булгакова и романа Мастер и их литературной судьбы. Обстановка травли в которой оказался писатель во второй половине ХХ-х годов весьма напоминает обстоятельства, о которых рассказывает. Это и полное отрешение от литературной жизни, и отсутствие средств к существованию, «постоянное ожидание «худшего». Статьи-доносы, градом сыпавшиеся в печать имели не только литературный, но и политический характер. «Настали совершенно безрадостные дни. Роман был написан6 больше делать было нечего...» (119), - рассказывает Мастер Ивану Бездомному. «Что-то наредкость фальшивое и неуверенное чувствовалось буквально в каждой строчке этих статей, несмотря на их грозный и уверенный тон. Мне все казалось, ...что авторы этих статей говорят не то, что они хотят сказать, и что их ярость вызывается именно этим» (119-120). Кульминацией этой кампании стали известные письма Булгакова к советскому правительству (собственно, к Сталину). «По мере того, как я выпускал в свет свои произведения, критика СССР обращала на меня все большее внимание, причем ни одно из моих произведений... не только никогда и нигде не получила ни одного одобрительного отзыва, но напротив, чем большую известность приобретало мое имя в СССР и за границей тем яростнее становились отзывы прессы, принявшие, наконец, характер неистовой брани»1 (письмо 1929 г.). В другом письме (март 1930 г.) М. Булгаков пишет: «...Я обнаружил в прессе СССР за 10 лет моей работы (литературной) 301 отзыв обо мне. Из них похвальных - было 3, враждебно-ругательных - 298». Примечательны заключительные слова этого письма: «...У меня, драматурга, ... известного и в СССР, и за границей, - налицо в данный момент - нищета, улица и гибель». Почти дословное повторение в оценке своего положения Булгаковым и Мастером ясно свидетельствует о том, что писатель сознательно ассоциировал судьбу Мастера со своей собственной. В этой связи письмо к Сталину становится не только биографическим6 но и литературным фактом - заготовкой к роману, поскольку образ Мастера появился в более поздних редакциях романа. У Булгакова и Мастера одна общая трагедия - трагедия непризнания. В романе четко звучит мотив ответственности и вины творческой личности, которая идет на компромисс с обществом и властью, уходит от проблемы морального выбора, искусственно изолирует себя, чтобы получить возможность реализовать свой творческий потенциал. Устами Иешуа Мастер упрекает современников в трусливом малодушии при защите своего человеческого достоинства под напором диктатуры и бюрократии. Но в отличие от Булгакова Мастер не борется за свое признание, он остается самим собой - воплощением «безмерной силы и безмерной, беззащитной слабости творчества.» У Мастера, как и Булгакова наступает заболевание: «А затем наступила... стадия - страха. Нет, не страха этих статей..., а страха перед другими, совершенно не относящимися к ним или к роману вещами. Так, например, я стал бояться темноты. Словом, наступила стадия психического заболевания» (120). К несомненным автобиографическим ассоциациям относятся и листы сожженного романа. Как известно, Булгаков сжег черновые рукописи первых редакций романа, отданных ему через три года после изъятия при обыске. Доведенный до отчаяния Мастер «вынул из ящика стола тяжелые списки романа и черновые тетради и начал их жечь». «Ломая ногти, он раздирал тетради, стоймя вкладывал их между поленьями и кочергой, трепал листы. ...И роман, упорно сопротивляясь, все же погибал». Нельзя не отметить, сожжение романа как мотив, «отсылающий к «Мертвым душам» и более того - ...не только к творчеству, но и судьбе Гоголя.» Большая любовь, озарившая жизнь М. Булгакова, также нашла отражение в романе. Наверное будет неправильным отождествлять образы Мастера и Маргариты с именами создателя романа и Елены Сергеевны. Они собирательны. Но многие автобиографические черты писателя и его жены присутствуют в произведении. Прежде всего хотелось бы отметить уход Маргариты (как и Елены Сергеевны) от обеспеченного, благополучного мужа. (Подробнее об этом см. ниже). Булгаков считает литературу верной судьбе Гоголя.» Большая любовь, озарившая жизнь М. Булгакова, также нашла отражение в романе. Наверное будет неправильным отождествлять образы Мастера и Маргариты с именами создателя романа и Елены Сергеевны. Они собирательны. Но многие автобиографические черты писателя и его жены присутствуют в произведении. Прежде всего хотелось бы отметить уход Маргариты (как и Елены Сергеевны) от обеспеченного, благополучного мужа. (Подробнее об этом см. ниже). Булгаков считает литературу верной спутницей Мастера, она не просто разделяет его трудную судьбу, но и дополняет собой его романтический образ. Любовь является к Мастеру как неожиданный дар судьбы, спасение от холодного одиночества. «По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в ее глазах!» (114) - рассказывает Мастер. И далее: «Она поглядела на меня удивленно, а я вдруг, и совершенно неожиданно, понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину!» (114). «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!» (115). Явившаяся как внезапное озарение, мгновенно вспыхнувшая любовь героев оказывается долговечной. «В ней мало помалу открывается вся полнота чувства: тут и нежная влюбленность, и жаркая страсть, и необыкновенно высокая духовная связь двух люлей.» Мастер и Маргарита присутствуют в романе в неразрывном единстве. Когда Мастер рассказывает Ивану историю своей жизни, все его повествование пронизано воспоминаниями о любимой. В русской и мировой литературе традиционен мотив покоя как одной из высших ценностей человеческого существования. Достаточно вспомнить, например, Пушкинскую формулу «покой и воля». Поэту они необходимы для освобождения гармонии. Имеется в виду не внешний покой, а творческий. Такой творческий покой и должен обрести Мастер в последнем приюте. В решении романа много нюансов, оттенков, ассоциаций, но «все они как в ракурсе сходятся в одном: это решение естественно, гармонично, единственно и неизбежно. Мастер получит именно то, что неоднократно жаждал.» И Воланд не смущает его разговором о неполноте награды. Булгаковская Маргарита обретает бытие после смерти за свою любовь, а Мастер - за подвиг свободной творческой воли, воссоздание бытия. Мастер легко переступает свой порог и выходит к общечеловеческому. Правда, делает он это ценой отказа от своего творчества, за что удостоен «покоя». Причем Мастер и в этом случае соблюдает принцип абсолютной первичности нравственной позиции. В сцене Воланда с Левием Матвеем впервые говорится: «Он не заслужил света, он заслужил покой.» (290). Награда, данная герою, не ниже, но в чем-то даже выше, чем традиционный свет. Ибо покой, дарованный мастеру, - это покой творческий. Булгаков поднял подвиг творчества так высоко, что «Мастер на равных разговаривает с Князем тьмы», так высоко, что вообще «возникает речь о вечной награде (... для Берлиоза, Латунского и прочих вечности нет и ни ада, ни рая не будет).» Но «Булгаков... ставит подвиг творчества - свой подвиг - не так высоко, как смерть на кресте Иешуа Га-Ноцри.» И если провести связь с другими произведениями писателя - не так высоко, как подвиг «в поле брани убиенных» в романе «белая гвардия». Наслаждаться «голым светом» способен лишь преданный Иешуа ограниченный и догматичный Левий Матвей («но жесткое, «черно-белое» мышление подчеркивается цветовой гаммой в сцене казни, когда он то пропадал в полной мгле, то вдруг освещался зыбким светом») , не обладающий творческим гением. Это сознает Иешуа и потому просит Воланда, «духа отрицание», наградить Мастера творческим покоем: «Он прочитал сочинение Мастера, - заговорил Левий Матвей, - и просит тебя, чтобы ты взял с собою Мастера и наградил его покоем» (290). Именно Воланд с его скепсисом и сомнением, видящий мир во всех его противоречиях, лучше всего может справиться с такой задачей. Нравственный идеал, заложенный в романе Мастера, не подвержен тлению, и находится вне власти потусторонних сил. Булгаковский Иешуа, пославший на землю Левия Матвея, не абсолютный бог. Он сам просит за Пилата, Мастера и Маргариту у того, кто так давно послал его самого на землю: «Он просит, чтобы ту, которая любила и страдала из-за него, вы взяли бы тоже, - в первый раз моляще обратился Левий к Воланду.» (291). Покой для Мастера и Маргариты - очищение. А очистившись, они могут прийти в мир вечного света, в царство Божие, в бессмертие. Покой просто необходим таким настрадавшимся, неприкаянным и уставшим от жизни людям, какими были Мастер и Маргарита: « ... О, трижды романтический мастер, неужели вы не хотите днем гулять со своей подругой под вишнями, которые начинают зацветать, а вечером слушать музыку Шуберта? Неужели же вам не будет приятно писать при свечах гусиным пером? Туда, туда. Там ждет уже вас дом и старый слуга, свечи уже горят, а скоро они потухнут, потому что вы немедленно встретите рассвет. По этой дороге, мастер, по этой,» - говорит Воланд герою (308).

Взаимоотношения между Иешуа Га-Ноцри и Воландом в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» - тема очень интересная, которая вызывает поначалу недоумение. В этих связях нет привычного христианского антагонизма. Здесь скорее можно проследить партнерские взаимоотношения, основанные не на паритете, а на некоем подчинении «ведомства» Воланда «министерству» Иешуа. Особенно хорошо видно это в последних главах романа.

Антагонизм или взаимодействие?

Если мы представим в образе Га-Ноцри Иисуса Христа, а в Воланде увидим Сатану (сравнения эти напрашиваются сами собой), то нам нужно дать ответ на вопрос о том, почему возникло такое взаимодействие, почти сотрудничество двух «ведомств». Высшее руководство посылает к низшему (исполнителю) Левия Матвея. Гонец передает приказ обеспечить Мастеру - главному герою романа - покой. И Сатана, тот, кому по христианской теологии поручено ведать адом, соглашается. Давайте разберемся в этих хитросплетениях и отношениях Царствия Небесного и преисподней.

Ключевые цитаты

Давайте вспомним фабулу романа «Мастер и Маргарита». Содержание этого многогранного литературного труда кратко можно передать так. В Москву 1930-х годов прибывает Воланд со свитой и занимает квартиру покойного литератора Берлиоза. Его цель - найти Маргариту, королеву своего майского бала. В ходе развития сюжета он сталкивается с Мастером - писателем, создавшим роман о Иешуа Га-Ноцри. Далее повествование идет как будто в двух параллельных реальностях: в современной автору Москве и Ершалаиме (Иерусалиме) почти две тысячи лет назад. Травимый коллегами из МАССОЛИТа писатель в конце концов сломался и сжег свое произведение. «Рукописи не горят», - сказал Воланд, и вот тетрадь с апокрифическим «Евангелием от Мастера» вновь появилась. «Хэппи энд?» - спросите вы. Не совсем. Вот ключевая цитата из романа:

«- Он [Га-Ноцри] прочел произведение Мастера… Он просит, чтобы ты взял Мастера с собой и наградил покоем. Неужто тебе это сложно совершить, дух зла?

— Для меня нет ничего сложного, и это тебе хорошо известно. — Воланд помолчал и спросил: — А вы, чего же вы не возьмете его к себе, в ваш свет?

— Он не заслужил свет, он заслужил покой, — печально проговорил посланник Левий».

Модель мира автора

Этот приведенный выше диалог вызывает целый ряд вопросов, несущих концептуальный характер. Давайте их сформулируем. Почему Мастер не заслужил свет? Отчего с просьбой предоставить исстрадавшемуся писателю покой Иешуа (Христос) обращается через посланника к Воланду? Ведь Сатана, по христианским верованиям, управляет адом. А Бог всемогущ и может Сам свершить всё, в том числе и дать кому-то покой. Если Христос отдает Мастера в руки Воланда, разве можно назвать это достойной наградой? Ведь не зря же у Левия Матвея печальный голос. Что означает «покой» для самого Булгакова, как он соотносится с «тьмой» и «светом» Нового Завета? Как видим, диалог между Левием Матвеем и Воландом лишен всякого антагонизма. Персонажи слегка пикируются, но выглядит это как упражнение в софистике. Можно сказать, что для Булгакова Воланд не представляет собой абсолютное зло. Он скорее гордый и мнящий себя независимым исполнитель воли Божьей.

Неотомистская модель мира

Михаила Афанасьевича Булгакова нельзя упрекнуть в том, что он придерживался православной догматики. Левий Матвей и Иешуа у него не выглядят представителями Высшего Блага. Мастер «угадал» Страсти Христовы, но описывает он их как страдания тленного человека. Да, Иешуа у писателя «льна курящегося не угасит». Он читает в сердцах людей (в частности, у Понтия Пилата). Но Его божественная суть раскрывается позже. Бывший сборщик податей евангелист Левий Матвей выглядит и вовсе непримиримым религиозным фанатиком, который «неверно записывает сказанное Иешуа». Таким образом, эти персонажи романа Булгакова не являются чистым Светом, но его посланниками. А в христианстве гонцы Бога - это ангелы. Но и Сатанаил - тоже ангел, только павший. И он не есть Абсолютное Зло. Поэтому встреча Воланда и Левия Матвея лишена евангельского антагонизма (вспомним хотя бы Второе Послание к Коринфянам, главу 6).

Платоновская модель мира

Рассмотрим роман «Мастер и Маргарита», содержание которого мы вкратце пересказали, в свете учения классической греческой философии. Платон представлял земной мир как материальное воплощение идей. Изливаясь вниз эманациями, они удаляются от источника света. А потому они искажаются. В горнем мире остается незыблемым божественный мир идей, а внизу - тленная, материальная юдоль скорби. Эта модель Платона не дает ответа на вопрос о том, почему Мастер не заслужил свет, но по крайней мере объясняет, что означает покой. Это состояние между земным миром скорбей и Царствием Абсолютного Добра, некий промежуточный пласт реальности, где устанавливается спокойное существование человеческой души. Именно этого и хотелось Мастеру, сломленному травлей, - быть наедине с Маргаритой и забыть весь пережитый ужас Москвы тридцатых годов двадцатого века.

Образ Мастера и скорбь Левия Матвея

Многие исследователи сходятся во мнении, что главный персонаж романа автобиографичен. Писатель также сжег первую редакцию «Мастера и Маргариты», а вторую писал «в стол», понимая, что опубликовать такой «неортодоксальный» сюжет в СССР - это обречь себя на ссылку в ГУЛАГ. Но, в отличие от своего литературного героя, Булгаков не отрекся от своего детища, он выпустил его в этот мир.

Цитаты про Мастера представляют его человеком, сломленным системой: «Больше нет у меня никаких стремлений, грез да и вдохновения нет тоже… меня ничто вокруг не интересует… Я сломлен, мне скучно… Этот роман стал мне ненавистен, я слишком исстрадался из-за него». Находясь в психиатрической больнице, он надеется, что Маргарита его забудет. Тем самым он предает и ее. Трусость - это совсем не добродетель. Но еще большим грехом является уныние. Маргарита говорит о возлюбленном: «Ах ты несчастный, маловерный… Они опустошили твою душу». Этим и объясняется печальный голос Левия Матвея. В Царствие Отца Небесного не может войти нечто нечистое. А Мастер не стремится к Свету.

Модель мира раннего христианства

Первоначальная Церковь представляла материальный мир как творение исключительно злого начала. Поэтому христиане первых веков не имели нужды в теодицее, оправдании Бога за существующее зло. Они уповали на «новую землю и новое небо», где обитает истина. Этим миром, считали они, управляет князь тьмы 14:30). Души, стремящиеся к Свету, как мучимый совестью будут услышаны и приняты в небесный чертог. Те же, кто слишком погряз в своих грехах, кто «возлюбил мир», останутся в нем и будут проходить новые циклы перерождений, воплощаться в новые тела. Характеристика Мастера, данная самим Булгаковым, позволяет судить, что этот персонаж не стремится к Свету. В отличие от Понтия Пилата, он жаждет только покоя - прежде всего для себя. И Иешуа Га-Ноцри позволяет ему сделать этот выбор, потому что в Царствие Небесное никого нельзя вогнать силой.

Почему Мастер не заслужил свет, но ему был дарован покой

Маргарита в романе выглядит более решительной, смелой и целеустремленной женщиной, чем ее возлюбленный. Она не только муза Мастера. Она готова побороться и за него самого. Душевное благородство Маргариты проявляется на майском балу Воланда. Она не просит ничего для себя. Все свое сердце она целиком кладет на алтарь любви. Образ Мастера, отказавшегося от своего романа и уже готового отречься от Маргариты, Булгаков противопоставляет своей главной героине. Вот она, да, она удостоилась бы света. Но она жаждет войти в него только рука об руку с Мастером. По мнению Булгакова, существуют и другие миры, где люди обретают покой и умиротворение. Данте Алигьери в «Божественной Комедии» описывает Лимб, где души праведников, не знающие светоча христианства, живут, не зная горя. Туда и помещает своих влюбленных автор романа.

Награда или приговор?

Мы уже ответили на вопрос о том, почему Мастер не заслужил свет. Но как воспринимать его судьбу - радоваться ли нам за него или печалиться вместе с Левием Матвеем? С христианской точки зрения, нет ничего хорошего в том, чтобы пребывать вдали от Бога. Но, учили они, все души когда-то прозреют и увидят истину. Они обратятся к Богу, Он не оставит Своих детей. И когда они очистятся от грехов, Он примет их, как принял Отец своего блудного сына. Поэтому участь Мастера и Маргариты нельзя счесть приговором на вечное отчуждение от света. Все души когда-то спасутся, поскольку их настоящим домом является Царствие Небесное. В том числе и Воланд. Просто у каждого свое покаяние.

П ДБ, ФЩ ОЕ РПИПЦ ОБ УМБВПХНОПЗП, - ФЙИП ПФЧЕФЙМ РТПЛХТБФПТ Й ХМЩВОХМУС ЛБЛПК-ФП УФТБЫОПК ХМЩВЛПК, - ФБЛ РПЛМСОЙУШ, ЮФП ЬФПЗП ОЕ ВЩМП.
- юЕН ИПЮЕЫШ ФЩ, ЮФПВЩ С РПЛМСМУС? - УРТПУЙМ, ПЮЕОШ ПЦЙЧЙЧЫЙУШ, ТБЪЧСЪБООЩК.
- оХ, ИПФС ВЩ ЦЙЪОША ФЧПЕА, - ПФЧЕФЙМ РТПЛХТБФПТ, - ЕА ЛМСУФШУС УБНПЕ ЧТЕНС, ФБЛ ЛБЛ ПОБ ЧЙУЙФ ОБ ЧПМПУЛЕ, ЪОБК ЬФП!
- оЕ ДХНБЕЫШ МЙ ФЩ, ЮФП ФЩ ЕЕ РПДЧЕУЙМ, ЙЗЕНПО? - УРТПУЙМ БТЕУФБОФ, - ЕУМЙ ЬФП ФБЛ, ФЩ ПЮЕОШ ПЫЙВБЕЫШУС.
рЙМБФ ЧЪДТПЗОХМ Й ПФЧЕФЙМ УЛЧПЪШ ЪХВЩ:
- с НПЗХ РЕТЕТЕЪБФШ ЬФПФ ЧПМПУПЛ.
- й Ч ЬФПН ФЩ ПЫЙВБЕЫШУС, - УЧЕФМП ХМЩВБСУШ Й ЪБУМПОССУШ ТХЛПК ПФ УПМОГБ, ЧПЪТБЪЙМ БТЕУФБОФ, - УПЗМБУЙУШ, ЮФП РЕТЕТЕЪБФШ ЧПМПУПЛ ХЦ ОБЧЕТОП НПЦЕФ МЙЫШ ФПФ, ЛФП РПДЧЕУЙМ?
- фБЛ, ФБЛ, - ХМЩВОХЧЫЙУШ, УЛБЪБМ рЙМБФ, - ФЕРЕТШ С ОЕ УПНОЕЧБАУШ Ч ФПН, ЮФП РТБЪДОЩЕ ЪЕЧБЛЙ Ч еТЫБМБЙНЕ ИПДЙМЙ ЪБ ФПВПА РП РСФБН. оЕ ЪОБА, ЛФП РПДЧЕУЙМ ФЧПК СЪЩЛ, ОП РПДЧЕЫЕО ПО ИПТПЫП. лУФБФЙ, УЛБЦЙ: ЧЕТОП МЙ, ЮФП ФЩ СЧЙМУС Ч еТЫБМБЙН ЮЕТЕЪ уХЪУЛЙЕ ЧПТПФБ ЧЕТИПН ОБ ПУМЕ, УПРТПЧПЦДБЕНЩК ФПМРПА ЮЕТОЙ, ЛТЙЮБЧЫЕК ФЕВЕ РТЙЧЕФУФЧЙС ЛБЛ ВЩ ОЕЛПЕНХ РТПТПЛХ? - ФХФ РТПЛХТБФПТ ХЛБЪБМ ОБ УЧЙФПЛ РЕТЗБНЕОФБ.
бТЕУФБОФ ОЕДПХНЕООП РПЗМСДЕМ ОБ РТПЛХТБФПТБ.
- х НЕОС Й ПУМБ-ФП ОЙЛБЛПЗП ОЕФ, ЙЗЕНПО, - УЛБЪБМ ПО. - рТЙЫЕМ С Ч еТЫБМБЙН ФПЮОП ЮЕТЕЪ уХЪУЛЙЕ ЧПТПФБ, ОП РЕЫЛПН, Ч УПРТПЧПЦДЕОЙЙ ПДОПЗП мЕЧЙС нБФЧЕС, Й ОЙЛФП НОЕ ОЙЮЕЗП ОЕ ЛТЙЮБМ, ФБЛ ЛБЛ ОЙЛФП НЕОС ФПЗДБ Ч еТЫБМБЙНЕ ОЕ ЪОБМ.
- оЕ ЪОБЕЫШ МЙ ФЩ ФБЛЙИ, - РТПДПМЦБМ рЙМБФ, ОЕ УЧПДС ЗМБЪ У БТЕУФБОФБ, - ОЕЛПЕЗП дЙУНБУБ, ДТХЗПЗП - зЕУФБУБ Й ФТЕФШЕЗП - чБТ-ТБЧЧБОБ?
- ьФЙИ ДПВТЩИ МАДЕК С ОЕ ЪОБА, - ПФЧЕФЙМ БТЕУФБОФ.
- рТБЧДБ?
- рТБЧДБ.
- б ФЕРЕТШ УЛБЦЙ НОЕ, ЮФП ЬФП ФЩ ЧУЕ ЧТЕНС ХРПФТЕВМСЕЫШ УМПЧБ "дПВТЩЕ МАДЙ"? фЩ ЧУЕИ, ЮФП МЙ, ФБЛ ОБЪЩЧБЕЫШ?
- чУЕИ, - ПФЧЕФЙМ БТЕУФБОФ, - ЪМЩИ МАДЕК ОЕФ ОБ УЧЕФЕ.
- чРЕТЧЩЕ УМЩЫХ ПВ ЬФПН, - УЛБЪБМ рЙМБФ, ХУНЕИОХЧЫЙУШ, - ОП, НПЦЕФ ВЩФШ, С НБМП ЪОБА ЦЙЪОШ! нПЦЕФЕ ДБМШОЕКЫЕЕ ОЕ ЪБРЙУЩЧБФШ, - ПВТБФЙМУС ПО Л УЕЛТЕФБТА, ИПФС ФПФ Й ФБЛ ОЙЮЕЗП ОЕ ЪБРЙУЩЧБМ, Й РТПДПМЦБМ ЗПЧПТЙФШ
БТЕУФБОФХ: - ч ЛБЛПК-ОЙВХДШ ЙЪ ЗТЕЮЕУЛЙИ ЛОЙЗ ФЩ РТПЮЕМ ПВ ЬФПН?
- оЕФ, С УЧПЙН ХНПН ДПЫЕМ ДП ЬФПЗП.
- й ФЩ РТПРПЧЕДХЕЫШ ЬФП?
- дБ.
- б ЧПФ, ОБРТЙНЕТ, ЛЕОФХТЙПО нБТЛ, ЕЗП РТПЪЧБМЙ лТЩУПВПЕН, - ПО - ДПВТЩК?
- дБ, - ПФЧЕФЙМ БТЕУФБОФ, - ПО, РТБЧДБ, ОЕУЮБУФМЙЧЩК ЮЕМПЧЕЛ. у ФЕИ РПТ ЛБЛ ДПВТЩЕ МАДЙ ЙЪХТПДПЧБМЙ ЕЗП, ПО УФБМ ЦЕУФПЛ Й ЮЕТУФЧ. йОФЕТЕУОП ВЩ ЪОБФШ, ЛФП ЕЗП ЙУЛБМЕЮЙМ.
- пИПФОП НПЗХ УППВЭЙФШ ЬФП, - ПФПЪЧБМУС рЙМБФ, - ЙВП С ВЩМ УЧЙДЕФЕМЕН ЬФПЗП. дПВТЩЕ МАДЙ ВТПУБМЙУШ ОБ ОЕЗП, ЛБЛ УПВБЛЙ ОБ НЕДЧЕДС. зЕТНБОГЩ ЧГЕРЙМЙУШ ЕНХ Ч ЫЕА, Ч ТХЛЙ, Ч ОПЗЙ. рЕИПФОЩК НБОЙРХМ РПРБМ Ч НЕЫПЛ, Й ЕУМЙ ВЩ ОЕ ЧТХВЙМБУШ У ЖМБОЗБ ЛБЧБМЕТЙКУЛБС ФХТНБ, Б ЛПНБОДПЧБМ ЕА С, - ФЕВЕ, ЖЙМПУПЖ, ОЕ РТЙЫМПУШ ВЩ ТБЪЗПЧБТЙЧБФШ У лТЩУПВПЕН. ьФП ВЩМП Ч ВПА РТЙ йДЙУФБЧЙЪП, Ч дПМЙОЕ дЕЧ.
- еУМЙ ВЩ У ОЙН РПЗПЧПТЙФШ, - ЧДТХЗ НЕЮФБФЕМШОП УЛБЪБМ БТЕУФБОФ, - С ХЧЕТЕО, ЮФП ПО ТЕЪЛП ЙЪНЕОЙМУС ВЩ.
- с РПМБЗБА, - ПФПЪЧБМУС рЙМБФ, - ЮФП НБМП ТБДПУФЙ ФЩ ДПУФБЧЙМ ВЩ МЕЗБФХ МЕЗЙПОБ, ЕУМЙ ВЩ ЧЪДХНБМ ТБЪЗПЧБТЙЧБФШ У ЛЕН-ОЙВХДШ ЙЪ ЕЗП ПЖЙГЕТПЧ ЙМЙ УПМДБФ. чРТПЮЕН, ЬФПЗП Й ОЕ УМХЮЙФУС, Л ПВЭЕНХ УЮБУФША, Й РЕТЧЩК, ЛФП ПВ ЬФПН РПЪБВПФЙФУС, ВХДХ С.
books.rusf.ru/unzip/xussr_av/bulgam01.htm?3/50

ОБЧЕТОПЕ, ФП, ЮФП ЙЪОБЮБМШОП ЦЙЧПЕ УХЭЕУФЧП, ОБДЕМЕООПЕ ВПЗПУПЪОБАЭЙН ТБЪХНПН, УЧПВПДОП ПФ НБФЕТЙБМШОПК ЙММАЪЙЙ, ЛПФПТБС, ПВЧПМБЛЙЧБС УПЪОБОЙЕ, ЪБУФБЧМСЕФ ДЕКУФЧПЧБФШ ЬФП УХЭЕУФЧП Ч ЬЗПЙУФЙЮЕУЛЙИ ГЕМСИ. йМЙ, ЮФП-ФП ВМЙЪЛПЕ Л ЬФПНХ.

ДПЧПМШОП ФХНБООПЕ ЧЩУЛБЪЩЧБОЙЕ))

РПЬФПНХ ЧЕТУЙС, ПУОПЧБООБС ОБ РПОСФЙСИ бОДТЕЕЧБ РТЕДУФБЧМСЕФУС НОЕ ВПМЕЕ РПДИПДСЭЕК Й МПЗЙЮОПК: НБФЕТЙС, ЙЪ ЛПФПТПК УДЕМБО ЖЙЪЙЮЕУЛЙК НЙТ Й ЮЕМПЧЕЛ, - УЧЕФМБС НБФЕТЙС ЙМЙ, ФЙРБ, УПЪДБООБС рТПЧЙДЕОГЙБМШОЩНЙ УЙМБНЙ. оЕ НПЗХ УФПРТПГЕОФОП ХФЧЕТЦДБФШ, ЮФП ДЕНПОЙЮЕУЛБС НБФЕТЙС ФП ЦЕ УБНПЕ, ЮФП ФЈНОБС ЙМЙ БОФЙНБФЕТЙС, ОП ЧРПМОЕ ЧЕТПСФОП, РПЮЕНХ ВЩ Й ОЕФ. чПЪНПЦОП, ЬФП Й РПДТБЪХНЕЧБМПУШ, Б ЙНЕООП, ЮФП Х ЧУЕИ МАДЕК ЙЪОБЮБМШОП УЧЕФМБС РТЙТПДБ. йНИП.

ДЕМП ОЕ УПЧУЕН Ч ОБМЙЮЙЙ УЧЕФМПЗП Й ФЈНОПЗП. с ДХНБМБ, ЮФП ЙНЕЕФУС ОЕЛЙК, РХУФШ ДБЦЕ УЙНЧПМЙЮЕУЛЙ ЪБЛПДЙТПЧБООЩК, ЧЪЗМСД ОБ НЕИБОЙЪН/ФЕИОПМПЗЙА РПСЧМЕОЙС ЙМЙ, ФЙРБ, ЧОЕДТЕОЙС ЬФПЗП РТЕУМПЧХФПЗП "УЕНЕОЙ ДШСЧПМБ". цБМШ, ЮФП чЩ ПВ ЬФПН ОЕ УМЩИБМЙ.

Х ЕЧТЕЕЧ ЧУЈ ЧППВЭЕ РП-ДТХЗПНХ. ПУПВЕООП Х УПЧТЕНЕООЩИ ИБУЙДПЧ. Х ОЙИ РПОСФЙС ЪМБ ЧППВЭЕ ОЕФ, ЛБЛ ФБЛПЧПЗП. ОЕ БЛГЕОФЙТХЕФУС ОБ ЬФПН ЧОЙНБОЙЕ.
ЧПРТПУ ЧППВЭЕ ОЕ ЛПЫЕТОЩК. ДЧБ ОЕЮЈФЛЙИ РПОСФЙС ЧНЕУФЕ ДБАФ ВЕУЛПОЕЮОХА ДЙУРЕТУЙА УНЩУМБ.

ЙХДЕКУЛБС НБТЛУЙУФУЛП-МЕОЙОУЛБС ЖЙМПУПЖЙС ТБЪДЕМЙМБ РТПФЙЧПРПМПЦОПУФЙ ОЕПВТБФЙНЩН ПВТБЪПН, ОЕ ТБУЛТЩЧ РПОСФЙС ЕДЙОУФЧБ, ЪБФП УНЕЫБЧ ЕЗП ЧПЕДЙОП У ВПТШВПК. РТЙ ЬФПН ЛБФЕЗПТЙЙ ЛБЮЕУФЧБ ОЙЛПЗП ДБЦЕ ОЕ ЧПМОПЧБМЙ...
ВПЦЕУФЧЕООБС ЬФЙЛБ ВЩМБ ПЛПОЮБФЕМШОП УЧЕТЗОХФБ ЧНЕУФЕ У ТЕМЙЗЙЕК Й ЪБНЕОЕОБ РТПУФЩН ОБВПТПН РТБЧЙМ РПЧЕДЕОЙС. ЮЕЗП ЦЕ ЧЩ ИПФЙФЕ ФЕРЕТШ? ЬЗПЙЪН - УБНПЕ НЕОШЫЕЕ ЙЪ РТПСЧМЕОЙК. Й ОБН ФЕРЕТШ РТЕДУФПЙФ ЪБОПЧП УПВЙТБФШ Ч ЕДЙОХА ГЕМПУФОХА ЛБТФЙОХ Й ДХЫХ, Й ФЕМП, Й вПЗБ УП ЧУЕК ЧУЕМЕООПК...

ДБ ЧП ЧУЈН ПО ВЩМ РТБЧ! ЙВП, УЩО ЦЕ ЦШ ВПЦЙК... ЕНХ НПЦОП.
ЕУМЙ ПРТЕДЕМЙФШ РПОСФЙЕ ЪМБ ЛБЛ ТБЪТХЫЕОЙЕ МАВЧЙ Й ЗБТНПОЙЙ, УФБОЕФ РПОСФОЩН, РПЮЕНХ ВЩМП УЛБЪБОП ФБЛ. НЩ РТЙИПДЙН Ч ЬФПФ НЙТ У ЮЙУФПК ДХЫПК, ОП РТПЗТБННЩ Х ЧУЕИ ТБЪОЩЕ...

Уроки № 1,2 УРОКИ-ИССЛЕДОВАНИЕ

Тема: "Гражданская война и её осмысление в литературе 20-30 годов XX века". 11 класс.
Цель: помочь учащимся понять концепцию гражданской войны в
произведениях А.Фадеева, И.Бабеля, А.Весёлого и М.Шолохова;
частичный анализ поэтики произведений;
развитие навыков диалогической и монологической речи учащихся;
воспитание у ребят гуманных чувств, толерантности, потребности определять свою позицию по отношению к тому или иному историческому событию или литературному явлению, ответственности за свои поступки.
Оборудование урока:
1. На доске слева портреты командиров Красной и Белой армий.
2. На доске справа Из словаря:
Гражданская война это организованная вооружён-
ная борьба за государственную власть между
различными классами социальными группами
внутри страны.
3. На доске в центре тема урока;
портреты А.Фадеева, М.Шолохова, И.Бабеля, А.Весёлого;
эпиграфы к уроку:
История не терпит суесловья, В годину смут, унынья и разврата
Трудна её народная стезя, Не осуждай заблудшегося брата.
Её страницы, залитые кровью, А.Голенищев-Кутузов
Нельзя любить безумною любовью (В романе М. Шолохова «Тихий Дон»
И не любить без памяти нельзя. надпись на могиле Валета:
Я. Смеляков. "День России". «В годину смуты и разврата
Не осудите, братья, брата»)

4. На стенде "Сегодня на уроке" репродукции картин:
"Кавалерийская атака", "Тачанка", "На другой день в станице Платовской" Б. Грекова, "Смерть комиссара" К. Петрова-Водкина.
5. На отдельных листах (для каждого стола)
воспоминания о гражданской войне офицеров и командиров Красной и Белой армий.
6. На стенде "Пиши правильно" слова: гуманизм, гуманность, толерантность, трагедия, концепция, объективность, субъективность.
7. Выставка книг о гражданской войне: художественной и исторической литературы.
8. Грамзаписи песен о гражданской войне: "Там, вдали, за рекой...", "Эх, дороги...".
Уроки рассчитаны на два академических часа.
На уроки приглашён учитель истории.
До урока учащиеся работали в творческих группах, каждая из которых анализировала конкретное произведение, собирала материалы и готовила ответы на вопросы.
Ученики садятся по группам за "круглый стол", лицом друг к другу.
На столах распечатанные заранее документы:

Из воспоминаний Е. И. Ковтюха командующего 1-ой колонной Таманской армии, а затем всей армией, прототипа главного героя романа А.С.Серафимовича "Железный поток":

Немцы и турки покинули Новороссийск ушли в Севастополь. Белые заняли город и взялись за расправу с оставшимися там красноармейцами и моряками, которых было 800...
Их пригнали под конвоем к начальнику гарнизона, который приказал вывести пленных за город и ждать распоряжений. Их вывели за город. Скоро появился и полковник; подойдя к конвою, он приказал построить всех пленных в две шеренги, одна от другой на двадцать шагов, лицом к лицу. Когда перестроение было закончено, он подал команду всем пленным стать на колени и наклонить головы вперёд, а конвою рубить "этим босякам головы", что конвой и исполнил. Трупы полковник приказал не убирать несколько
дней для острастки местному населению.
Ужасающая расправа белых в г. Новороссийске продолжалась три дня. Офицеры и казаки, перепившись, превратились в каких-то разъярённых хищных зверей, насиловавших тысячи невинных женщин и детей. В эти три дня белым командованием было разрешено вступившим в Новороссийск частям делать что кому нравится. Впоследствии выяснилось, что белые за эти дни изрубили всех оставшихся раненых красноармейцев как в лазаретах, так и в эшелонах, находившихся на станции. Почти такую же расправу учинили над оставшимися беженцами, отпустив только некоторых женщин, раздетых и изнасилованных.

Из "Очерков русской смуты" А.И.Деникина:
Моральный облик армии. "Чёрные страницы".

Армии преодолевали невероятные препятствия, геройски сражались, безропотно несли тягчайшие потери и освобождали шаг за шагом от власти Советов огромные территории. Это была лицевая сторона борьбы, её героический эпос.
Некоторые явления разъедали душу армии и подтачивали её мощь. На них я должен остановиться.
Войска были плохо обеспечены снабжением и деньгами. Отсюда стихийное стремление к самоснабжению, к использованию военной добычи. Неприятельские склады, магазины, обозы, имущество красноармейцев разбиралось беспорядочно, без системы. ...Пределы удовлетворения жизненных потребностей армий, юридические нормы, определяющие понятие "военная добыча", всё это раздвигалось, получало скользкие очертания, преломлялось в сощнании военной массы, тронутой общенародными недугами. Всё это извращалось в горниле гражданской войны, превосходящей во вражде и жестокости всякую войну международную.
... За гранью, где кончается "военная добыча" и "реквизиция", открывается мрачная бездна морального падения: НАСИЛИЯ И ГРАБЕЖА.
... Поистине нужен был гром небесный, чтобы заставить всех оглянуться на себя и свои пути.
... В городах шёл разврат, разгул, пьянство и кутежи, в которые очертя голову бросалось и офицерство, приезжавшее с фронта.

Из очерка В.В. Шульгина "Новогодняя ночь".1920 год.
(Шульгин публицист, один из главных идеологов Белой армии.)

Я хочу думать, что это ложь. Но мне говорили люди, которым надо верить.
В одной хате за руки подвесили... "комиссара"... По ним разложили костёр. И медленно жарили... человека...
А кругом пьяная банда "монархистов"... выла: "боже, царя храни".
Если это правда, если они есть на свете, если рука Немезиды не поразила их достойной их смертью, пусть совершится над ними страшное проклятие, которое мы твори им, им и таким, как они, растлителям белой армии... предателям Белого Дела... убийцам Белой Мечты...
Так думалось в одинокую новогоднюю ночь..

I. Организационная часть.
Звучит начало песни "Эх, дороги...". Один из учеников читает эпиграфы. Музыка замолкает.
II. Вступительное слово учителя.
Эпиграфы к нашему уроку не случайны, так как тема "Гражданская война и её осмысление в литературе 20-30-х годов XX века" требует вдумчивого изучения и знания истории, поэтому обратимся сначала к фактам.
III. Историческая часть. Учитель истории задаёт несколько вопросов ребятам и корректирует их ответы:
Итак, что такое гражданская война с точки зрения историков?
Что общего в высказываниях о гражданской войне командиров Красной и Белой армий? (Высказывания напечатаны заранее на листах.)
В чём различие?
Каково ваше отношение к тем историческим фактам, о которых вы прочитали?
IV. Продолжение беседы с учителем литературы.
Да, гражданская война заставила каждого сделать жёсткий выбор: с кем я? за кого я? Некоторым людям трудно было определить свою позицию, и они прошли трагический путь в её поисках. Об этом мы узнаем в романе М.Шолохова "Тихий Дон".
(Тихо звучит мелодия песни "Эх, дороги".)
По-разному осмысливали происходящее писатели и поэты, которые были очевидцами тех далёких событий, по-разному они изображали гражданскую войну в своих произведениях. Ведь им тоже пришлось сделать выбор.
Одни из них, революционные романтики, воспевали героику войны, оправдывая жестокость и убийство врагов во имя счастливого будущего, другие, сочувствуя народу и поддерживая его, тревожились за сохранение ценностей культуры, нравственности. Но к ним, как правило, плохо прислушивались и даже обвиняли в антинародности.
В самый разгар междоусобной войны, 1920 году, поэт М. Волошин, находящийся в штабе Врангеля, написал стихотворение о двух непримиримых борющихся лагерях.
Послушайте его и подумайте: что тревожит поэта?
Ученик читает стихотворение М. Волошина "Гражданская война".
(Музыка затихает.)
Ребята высказывают своё мнение о чувствах поэта.
Учитель корректирует ответы: В стихотворении отразилась суть гражданской войны. Самое страшное для поэта то, что "война вдохнула" в людей "гнев, жадность, мрачный хмель разгула". Она вовлекла в свой водоворот всех, заставила людей определить свою позицию. А как быть тем, кто против убийств, насилия? Лирический герой стихотворения стоит между врагами и молится за спасение страны и за сохранение подлинных человеческих ценностей, сочувствия, милосердия, доброты, любви. В стихотворении есть трагический образ "золотые великолепия конями вытоптанных жнитв". И в годы войны у крестьянина-бойца душа болела о земле, на которой не сражаться надо, а хлеб растить.

V. Работа творческих групп.
Вы прочитали несколько романов о гражданской войне. Назовите их.
Один из них написал наш земляк Артём Весёлый. Это роман "Россия, кровью умытая".

Какой же выбор сделали писатели и поэты?
Как они относятся к тем далёким событиям?
На эти и другие вопросы, над которыми вам предложено было подумать дома, мы сможем ответить в процессе беседы о содержании художественных особенностях теперь уже знакомых вам произведений.
Итак, слово 1-ой и 2-ой группам, которые работали совместно над романами "Разгром" и "Конармия". Поделитесь с нами своими наблюдениями и выводами. (Выводы ученики записывают в тетрадях по литературе.)

Вопрос для всех: Что общего между романами "Разгром" и "Конармия"?

Вопросы по роману А. Фадеева "Разгром":
1. Каким событиям гражданской войны посвящён роман?
2. Что является центром повествования?
3. В процессе чтения романа мы начинаем сравнивать двух героев. Кто они? Для чего, по-вашему, писатель побуждает нас, читателей, сравнивать этих героев?
4. Что, по-вашему, мешает Мечику слиться с отрядом? В каких эпизодах это видно?
5. Какую проблему ставит автор, изображая Мечика в партизанском отряде?
6. Какова позиция автора в решении этой проблемы? Решает ли он в своём романе?
7. Для чего писатель приводит Мечика к предательству?
8. Какова ваша позиция по отношению к проблеме, поставленной Фадеевым в романе "Разгром"?
Вопросы по роману И.Бабеля "Конармия":
1.Каким произведением по жанру является роман И.Бабеля "Конармия"?
Что лежит в основе сюжетного конфликта?
2. Кто такой Лютов? Стал ли Лютов полноправным бойцом Конармии?
3. Только ли дикие нравы, царившие в действующих войсках, превращали жизнь Лютова в "цепь ужасающих событий"? Можно ли обвинить героя в "мягкотелости" и "чистоплюйстве", не вписывающихся в атмосферу, пропитанную жестокостью и насилием?
4.Для чего Бабелю понадобился рассказчик?
5. Для чего Бабель описывает ужасы войны? Почему в книге о войне почти нет описания батальных сцен?
6. Какова одна из важнейших проблем романа?
Только ли с Лютовым связана проблематика романа?
7. Как взаимодействуют пафос и мир героев романа?
8.Можно ли устоять в условиях войны на принципах гуманизма?
9.В "Конармии" Бабель создаёт несколько ситуаций, похожих на ситуации в "Разгроме" ("Смерть Долгушова"). Как оценить здесь действия персонажей?
10. Почему Бабель не провёл в своём произведении мысль о ненависти к войне?
11. Какие черты личности Бабеля и события, связанные с его биографией, отразились в "Конармии"?

Ребята отвечают на вопросы, опираясь на текст, с использованием своих записей, сделанных на основе наблюдений (исследование было домашним заданием для всех творческих групп).
Вот какими приблизительно были рассуждения ребят в процессе беседы о романе Ф. Фадеева "Разгром". (Ответы записаны после урока.)
1. События в романе Фадеева воспроизводят судьбу одного из партизанских отрядов на Дальнем Востоке. Роман посвящён не победе, а поражению красноармейцев. Изображены моменты наиболее критические, драматические. Писателя, видимо, интересуют мотивы поведения людей, перспективы развития личности, нравственные качества героев, потому что они часто оказываются в ситуации выбора.

2. Одним из центров повествования является противостояние Мечик Морозка. Фадеев пролетарский писатель, активный деятель РАППа. Ему, наверное, важно противопоставить героев как представителей разных классов: Морозка рабочий, а Мечик интеллигент. Морозка реально относится к действительности, а Мечик романтик, переполненный книжными знаниями: "...люди в сопках, знакомые ему только по газетам, вставали перед его глазами как живые в одежде из порохового дыма и героических подвигов"; "Мечик очень смутно представлял себе, что его ожидает".
Фадеев как бы заранее "программирует" место каждого из героев в сюжете и предопределяет развязку. Это происходит уже во время первой встречи Морозки и Мечика: "Сказать правду... ...нельзя верить".
3. Мечику мешает слиться с отрядом его "непостоянство", безволие, эгоизм, индивидуализм. Он постоянно отделяет себя от других и противопоставляет себя окружающим, потому что внутренне не может подчиниться тому, что кажется ему грубым, жестоким, некрасивым, что почти все вокруг принимают как должное.
Создаётся впечатление, что Фадеев сознательно ведёт своего героя к предательству. Это видно в эпизоде с фотографией "девушки в светлых кудряшках", на которую Варя случайно наступает ногой, а Мечику стыдно попросить, чтобы фотографию подняли и дали ему. Отрицательные качества этого героя проявляются и в эпизоде с корейцем, у которого отняли свинью и тем самым обрекли его семью на голодную смерть: у Мечика сердце сжималось от жалости к несчастному, но свинью он ел вместе со всеми. Здесь сказалась беспринципность Мечика.
Герой сопротивляется злу, жестокости, но как-то вяло. Он не сумел смолчать, когда Левинсон и Сташинский приговорили тяжелораненого Фролова к смерти, но защитить его тоже не сумел.
Мечик обрекает своего спасителя Морозку на гибель и становится предателем.
4. Вот что сказал автор о Мечике в 19 главе: "...больше всего на свете он любил всё-таки самого себя свою белую и грязную немощную руку, свой стонущий голос, свои страдания, свои поступки даже самые отвратительные из них".
Причина ненадёжности Мечика его индивидуализме. У Морозки тоже была эта черта, но он её преодолел, а Мечик даже не пытался это сделать.
5. Итак, носителем индивидуализма в романе является интеллигент. Значит, позиция автора в романе классовая. Фадеев оправдывает то, что Левинсон санкционирует смерть Фролова, высшей целесообразностью, необходимостью спасти отряд. А Мечика автор осуждает за неумение это понять.
6.Позиция Фадеева классовая, но, может быть, писатель специально показал, что невозможность человека определить свой выбор в жестокой гражданской войне может привести к предательству?
7. Многие исследователи считают, что позиция Фадеева в романе классовая. Но достоинством произведения является интерес писателя к личности, исследованию человеческой натуры. Это позволяет выделить в романе ещё одну проблему проблему человека на войне, которая актуальна до сих пор.
Да, Фадеев действительно развёл своих героев по разным полюсам, заставил решить вопрос либо "за", либо "против" третьего не дано. Возможно, писатель нас специально подвёл к мысли о том, что война слишком тяжёлое испытание для человека и что сама проблема выбора в условиях гражданской войны внутренне уже трагедийна.

Ответы учащихся по роману И.Бабеля "Конармия":
1."Конармия" типичный для литературы 20-30-х годов роман в новеллах, которые объединяет один герой рассказчик.

Главный герой кандидат права Петербургского университета, прикомандированный к штабу одной их дивизий Первой Конной Кирилл Васильевич Лютов. В романе он является рассказчиком.
Помимо образа главного героя, все главы романа связывает традиционный для русской литературы образ дороги: он объединяет все новеллы и является символом движения, пути, поиска, выбора.
В основе сюжетного конфликта лежат попытки Лютова стать полноправным бойцом Конармии, превратиться в настоящего красного кавалериста, который не выделялся бы в общей массе конников своей неуклюжестью, даже какой-то "чуждостью" остальным. Отсюда мытарства героя.
В новелле "Мой первый гусь Лютов, пытаясь самоутвердиться, сворачивает гусю шею. И новенького тут же признают другие бойцы: "Парень нам подходящий". Но Лютов долго не может уснуть и чувствует, как "сердце, обагрённое убийством, скрипело и текло".
Лютов широко образованный, интеллигентный человек, во многом идеалист и романтик. Он попадает (и совершенно сознательно), во-первых, в круг людей малообразованных, невежественных, одичавших от многолетней бойни, а во-вторых, в боевую обстановку, которая закономерно поставила его перед выбором: либо уйти, либо слиться с остальными. В главе "Путь в Броды" он думает: "Летопись будничных злодеяний теснит меня неутомимо, как порок сердца".

2. Стремление Лютова стать полноправным бойцом Конармии увенчалось успехом, хотя в определённый момент он отчаялся: "...Я болен, мне, видно, конец пришёл, и я устал жить в нашей Конармии..." ("Вечер").
Этот эпизод кульминация романа, так как после него дела Лютова медленно, но верно продвигаются к положительному завершению: он завоёвывает авторитет среди конармейцев. Они называют его "Лютыч", обращаются к нему в случае каких-либо затруднений как к третейскому судье.
Но врождённая нравствення норма не позволяет ему убивать людей, и Лютов вымаливает у судьбы "простейшее умение умение убить человека". Трудно всё-таки человеку на войне! Лютов находит в себе мужество противостоять расстрелу пленных в накалённой боевой обстановке, более того он добился своего. Это развязка: герой преодолел, конечно, до известного предела, пропасть, отделявшую его от бойцов Первой Конной.
Но он всё-таки не слился с ними. "Я был один среди этих людей, дружбы которых мне не удалось добиться" ("Аргамак").

3. Лютов пытается примирить в своём сознании отвращение к насилию и представление о неизбежности насилия, о том, что "Интернационал... кушают с порохом и приправляют лучшей кровью..." Это и превращает жизнь Лютова в "цепь ужасающих страданий".
4. Рассказчик нужен Бабелю не только для композиции. До новеллы "Мой первый Гусь" рассказчика Лютова нет. Значит, он нужен был писателю и по другой причине. Бабелю, видимо, необходимо было показать характер интеллигента, который попал на войну, показать его отношение к происходящему.
Таким образом, судьба героя является не частным случаем, касающимся отдельно взятого интеллигента, а колоссальным обобщением важнейшей в произведении проблемы интеллигенции и революции.

5. Изображение в романе ужасов войны подчинено главной цели показать, как человеческая душа мечется в несправедливом, истекающем кровью мире. Показать, что такое состояние противоестественно для человека!

6. В романе главное не изображение боёв, а изображение человека на войне.
Лютов понимает, какие неправедные и страшные дела творятся вокруг, тем не менее стремиться к тому, чтобы "казаки перестали провожать глазами" его и его лошадь, и страстно желает "вымолить у судьбы... умение убить человека".

7. Если мы рассмотри вопрос о взаимодействии пафоса и мира героев романа, то сможем определить одну из самых важных проблем, которую поставил и решил Бабель в "Конармии". Это проблема человека на войне.
В романе нет героического ореола. Писатель, наоборот, обнажает ужасающий лик войны. Персонажи и сюжеты "Конармии" не укладываются в стереотипы гражданской войны, к которым привыкли читатели 20-30-х годов. Конармейцы Бабеля напоминали скорее бесшабашную блоковскую "голытьбу", что "без имени святого", которая "ко всему готова".
Мы далеки от мысли, что все эти люди заслуживают осуждения, потому что не их вина в том, что они такие, какие есть: ведь культура и нравственность не даются с рождением, они вырабатываются в течение всей жизни. А какая жизнь была у этих конармейцев, прекрасно видно из книги Бабеля.

8. Бабель показывает, что, попадая в жестокий мир войны, даже культурный человек не способен в полной мере устоять на принципах гуманизма. С одной стороны, Лютов протестует против убийства пленных и оскорбления религиозных чувств католиков, а с другой стороны, он поджигает кучу соломы на полу дома для того, чтобы вынудить хозяйку покормить его. Значит, война гибельна в нравственном отношении для обеих воюющих сторон. Вспомним высказывания Деникина и Шульгина!

9. В романе Фадеева мы обратили внимание на два эпизода: смерть тяжелораненого Фролова и конфискация свиньи у бедного корейца, обрекавшегося тем самым на голодную смерть. Комментарий к этим событиям был однозначным, по мнению Левинсона: они оправданы Высшей целью, за которую борется его отряд. А переживания Мечика по этому поводу признаны были лицемерными и порочными.
В "Конармии" Бабеля есть несколько похожих ситуаций. Остановимся на одной из них: на эпизоде смерти Долгушова. Телефонисту Долгушову вырвало снарядом живот, "кишки ползли на колени, удары сердца были видны". Долгушов, оставаясь в сознании, просит Лютова "стратить" на него патрон, потому что "наскочит шляхта насмешку сделает", но Лютов отказывается выполнить просьбу обречённого. "На это время случился поблизости Афоня Бида" он и добивает умирающего Долгушова, а затем чуть не убивает Лютова за то, что "очкастый пожалел" несчастного.
Вот тест на гуманизм в чистом виде! Какой выбор сделать? Не добить Долгушова нельзя, но Лютов этого сделать не может. Это делает Бида.
Кто из них гуманнее? Мы считаем, что в этой ситуации даже намёка на гуманизм нет. Лютов и Афонька поступают бесчеловечно оба, но иначе поступить не могут. Ситуация изначально антигуманна, а значит, и разрешить её гуманным путём невозможно. Мы опять пришли к мысли об антигуманной сущности любой войны!

10. Свои дневники Бабель назвал "Ненавижу войну", но эту мысль не провёл явно в своём произведении. Дело в том, что война и те, кто принимает в ней участие, даны через призму восприятия Лютова, а его взгляд субъективен. Более того, такое отражение событий позволило Бабелю дать единственно возможную интерпретацию войны: совершенно невероятно, чтобы человек, сражаясь в том или ином стане, сумел сохранить безразличный взгляд на происходящее перед его глазами ежедневно и ежечасно. Это ещё более усугубляет дикую противоестественность войны.
Иными словами, Бабель как личность, как писатель, как гуманист напрочь отвергает войну, но, не желая поступиться правдой, преподносит картину событий в том виде, в котором её воспринимает их непосредственный участник. Однако сознание Лютова перемалывается в жестоких и кровавых жерновах бойни. И это насилие, которое совершается над личностью, ещё сильнее утверждает в сознании читателей авторскую позицию: "Войне нет!"
Человек и война понятия взаимоисключающие, как жизнь и смерть. Но смерть отменить нельзя. А войну? Книга Бабеля отрицает войну, ибо за братоубийственные войны человечество платит слишком высокую цену, уничтожая всё, что выращивалось человечеством веками.

11. Исаак Бабель личность неординарная. За восемь лет (1917-1925 гг.) он был солдатом на фронте, чекистом, служащим Наркомпроса, участником продовольственных экспедиций 1918 г., участник борьбы с Юденичем в составе Северной армии, участник войны с белополяками в составе Первой Конной, был также выпускающим в 7-ой советской типографии в Одессе, репортёром в Петрограде и Тифлисе.
Всё то, о чём он пишет, представляет собой абсолютно реальные факты.
Люди, знавшие писателя лично, вспоминают его чисто детское любопытство: его интересовало всё, "что превышает норму", интересовала жизнь, не упрощённая, не приукрашенная, а первозданная, чувства, не придуманные, а искренние.
И мы, читая "Конармию", это почувствовали.

Учитель. Итак, вы увидели, что А.Фадеев и И.Бабель по-разному относятся к гражданской войне. Но оба писателя показали, как отдельному человеку трудно было сделать выбор. Вы увидели ситуации, в которых вопрос о гуманности людей уже звучит антигуманно. Вы пришли к выводу, что война противоестественна для человека.

Гражданскую войну многие писатели и поэты воспринимали и изображали как народную трагедию. (Тихо звучит песня "Там, вдали, за рекой".) Суть этой трагедии отразила в своём стихотворении " Лебединый стан" М. Цветаева.
Ученица читает наизусть отрывок из стихотворения:

Ох, грибочек ты мой
грибочек, белый груздь!
То, шатаясь, причитает в
поле Русь:
Помогите на ногах нетверда!
Затуманила меня кровь-руда!

Все рядком лежат
Не развесть межой.
Поглядеть: солдат
Где свой, где чужой?

Белым был красным стал:
Кровь обагрила.
Красным был белым стал:
Смерть побелила.

(Музыка затихает.)
Вопрос: Кто из писателей 20-30-х годов близок Бабелю в изображении войны?
Ребята называют роман А.Весёлого "Россия, кровью умытая" и "Донские рассказы" М.Шолохова.
Предоставим слово творческим группам, работавшим с этими произведениями.

Вопросы по роману А.Весёлого "Россия, кровью умытая" (домашнее задание для 3-ей группы):
1. Что вы знаете об Артёме Весёлом?
2. Что общего в произведениях А. Весёлого и И.Бабеля?
3. Чем отличается роман А. Весёлого от "Конармии"?
4. Что, по-вашему волнует автора романа "Россия, кровью умытая"?
5 Какова концепция гражданской войны в романе?
6. Как вы понимаете смысл названия романа?
Ответы учащихся:

1. Артём Весёлый псевдоним Николая Ивановича Кочкурова. Он родился в Самаре, но имеет отношение к нашему краю. В 1918-1919 гг. работал в Мелекессе (ныне Димитровград) редактором газеты "Знамя коммунизма". А в 1919 году ушёл добровольцем в Красную Армию на борьбу с Деникиным.
Многие события из мелекесской жизни отразились в его повести "Страна родная", вошедшей в роман "Россия, кровью умытая", Так, Клюквин-городок, тыл гражданской войны, это Мелекесс 1819 года, а многие уездные работники, прототипы героев романа.
Артём Весёлый, как и Бабель, пострадал в годы сталинских репрессий за правдивое изображение жизни: обоих писателей расстреляли. А.Весёлого обвинили в том, что его "Россия, кровью умытая" клевета на героическую борьбу за Советскую власть.
2. В основе романа А.Весёлого, как и романа "Конармия", тоже реальные события. А. Весёлый несколько лет собирал письма участников гражданской войны, сам прошёл по пути отступления 11-ой армии через астраханские пески.
"Россия, кровью умытая" это роман в новеллах. Здесь, как и у Бабеля, осуждаются бесчеловечные действия "идейных" бандитов с той и другой стороны, звучит сострадание к их жертвам. Жизнь в "России, кровью умытой" изображена, как и в "Конармии", со всеми её противоречиями.

3. В романе Артёма Весёлого нет в отличие от романа Бабеля, единого сюжета, нет единого героя, который связывал бы все новеллы.
"Россия, кровью умытая" роман-эпопея, хотя и не закончен писателем. Задачей автора было создать грандиозную панораму России времён революции и гражданской войны. Не случайно в названии романа его главный образ образ России, а эпиграфы к каждой главе передают стремительное движение революции и гражданской войны, её стихийную силу:
"В России революция дрогнула мати сыра земля, замутился белый свет...",
"В России революция, вся Россия на ножах",
"В России революция, вся-то Рассеюшка огнём взялась да кровью подплыла",
"В России революция кипит страна в крови, в огне".

4. Автора романа, на наш взгляд, волнует противостояние всех участников гражданской войны, бескомпромиссное противостояние мужиков и казаков, казаков и красноармейцев, их всех и интеллигенции.
А. Весёлого волнует в целом судьба всего народа, всей России, судьба человека в этих жестоких условиях.
В главе "Чёрный погон" писатель знакомит нас с интеллигентом Кулагиным офицером-белогвардейцем. Кулагин растерян перед жестокостями гражданской войны: "Всё, чем жив человек, растоптано и заплёвано... под огнём". Когда кто-нибудь говорит ему, что защищает счастье России, он горько отвечает, показывая на виселицы: "Какое там счастье, простой народ бьёте, вон висят..."
В главе "Пирующие победители" мы видим уже противоборствующую сторону красноармейцев, видим их бескомпромиссность: "Раз офицер контрик. Бей с тычка, бей с налёту, бей наотмашь".
Писателя волнует жестокость, которые революция и гражданская война породила в людях: если кадеты и бывшие гимназисты в белой гвардии тренировались в рубке мужиков под селом Лежанкой, чтоб было потом что рассказать, то Васька-красноармеец хвастает: "На свадьбы колец хватает, колец мы нарубили с пальцами у корниловских офицеров... Во всех церквах круглые сутки венчанье..."
Жестокость порождает жестокость. Нас об этом предупреждают все произведения русской литературы о войне, знакомые нам: и "Тарас Бульба" Гоголя, и "Хаджи Мурат" Толстого, и произведения о войне советского периода.
Писателя волнует невежество, грубость красноармейцев. Вспомним, как Тимошкин, глядя на портрет Толстого на стене в комнате учительницы, спрашивает её дочку: "Папаша?"
Артём Весёлый показал в своём романе жестокость и красных, и белых. В главе "Горькое похмелье" он пишет "Красные жгли хутора и станицы восставших казаков, белые громили мужичьи сёла и рабочие слободки".
Роман заканчивается горьким возгласом писателя: "Страна родная... Дым, огонь конца-краю нет!"

5. Артём Весёлый отрицает войну. Он объективен в её изображении. Будучи на стороне Советской власти, он с горькой иронией говорит о невежестве, об ограниченности красноармейцев бывших крестьян, искренне переживает за то, что в гражданской войне во всём народе: и у белых, и у красных просыпается жестокость, исчезает человечность. Не случайно простой рыбак говорит: "Война, война... И кто её выдумал на наше горе? Тьма-тьмущая народу гибнет".
Изображая жестокость до натурализма точно, А. Весёлый утверждает необходимость гуманизма и ненужность войны, тем более братоубийственной.

6. Само название романа отражает, на наш взгляд, позицию автора по отношению к гражданской войне.
Россия это вся страна, весь народ. Россия, свободная, счастливая, это мечта, это цель всех, кто сражался в гражданской войне за своё освобождение от рабства.
Слово "умытая" в словаре В.Даля значит "очищенная", но нельзя мечту умыть очистить кровью. Во "Фразеологическом словаре "умыться кровью" имеет два значения: 1. Обливаться кровью. О человеке, которого били по лицу. (Бей в лицо, чтоб кровью умылся.) 2. Бороться, сражаться, защищая что-либо. ("Оба вы умываетесь кровью за Советскую власть". А.Н.Толстой. "Хлеб".)
Получается, что Россия в гражданской войне оказывается и побитой, и обманутой, причём по лицу, и обманутой, и несчастной. Для писателя гражданская война это трагедия всего народа.

Как изобразил гражданскую войну М. Шолохов? Какова его позиция по отношению к ней? Результатами своего исследования делятся члены 4-ой творческой группы.

Вопросы для работы с "Донскими рассказами" М.Шолохова:
1.Какие рассказы из этого сборника вы прочитали? Какую позицию по отношению к гражданской войне занимает писатель?
2. В каких рассказах эта авторская позиция выражена особенно ярко?
3. В "Донских рассказах", как и в России, кровью умытой", тоже много жестоких сцен. Чем отличаются шолоховские герои?
4. Какова концепция гражданской войны в "Донских рассказах"?

Ответы учащихся.
1. Почти все рассказы сборника прочитаны. Наиболее яркое впечатление оказали на ребят рассказы "Родинка", "Чужая кровь", "Продкомиссар", "Шибалково семя" и др.
На наш взгляд, М.Шолохов показал преступность гражданской войны, её губительные, разрушительные последствия как для судьбы Тихого Дона, так и для России в целом.
Шолохов считает, что в этой войне неправы обе стороны. За это писатель получил ярлык "сомнительного попутчика".
Шолохов, как и писатели, о которых мы сегодня говорили, видел в гражданской войне общечеловеческую трагедию.
2. Эта мысль писателя особенно сильно звучит в рассказе "Родинка".
Главные действующие лица отец и сын Кошевые, которые революция поставила по разные стороны баррикад. Николка почти не помнит отца-казака, помнит только, как тот учил его ездить верхом. Николка хочет учиться, а тут "опять кровь", банда. "А я уж уморился так жить", говорит он.
Отец Николки, атаман банды, тоже испытывает смертную тоску по иной жизни. Стремясь завоевать счастливое будущее для сына, отец убивает его в бою. Узнал, что командир отряда его сын, когда уже убил, по родинке. Понял отец, что совершил грех, и сам себе вынес приговор застрелился.
В этом рассказе для автора важны не идеологические убеждения героев, а общечеловеческий смысл трагедии. Плотское, кровное ставится писателем выше морали классовой борьбы.

3. Жестоких сцен в рассказах Шолохова достаточно много. Писатель, на наш взгляд, старается помочь своим героям или сохранить человечность, или помочь осознать свою жестокость и чем-то искупить её. Причём автор делает это независимо от идеологии своих героев.
Например, в рассказе "Шибалково семя" красноармейцы советуют главному герою убить ребёнка, с которым он нянчится, потому что этот ребёнок прижит от белогвардейской шпионки. А Шибалок говорит: "А мне жалко пострелёнка до крайности". Жалко, наверное, потому что ребёнок, потому что родной, потому что Шибалок ещё не растерял человеческие качества.
В рассказе "Продкомиссар" Шолохов показал сына-большевика, который пошёл против отца богатого донского казака, не желавшего отдать хлеб даром, и убил его. Это изуверство Шолохов не оправдывает: раскаивание заставляет его героя искупить вину своей смертью.
Шолохов считает, что в гражданской войне и красные, и белые могут быть и зверями, и людьми. В рассказе "Чужая кровь", например, мы узнаём о том, как донской казак, ненавидящий большевиков, потерявший сына в войне против новой власти, спас девятнадцатилетнего красноармейца, выходил и полюбил, как сына.
Писатель показывает, что от бессмыслицы кровопролития людей может спасти только путь взаимного прощения.

4. Гражданская война для Шолохова преступление. Ни в одном рассказе он не воспел войну. Гражданская война, по мысли писателя, это национальная трагедия, катастрофа, в которой не может быть победителей. И в этом не только правда жизни. "Донские рассказы" это предупреждение Шолохова на будущие времена. Мы считаем, что они и сейчас очень актуальны.

VI. Подведение итогов, выводы.
Итак, мы познакомились с исследованиями творческих групп, с их наблюдениями и выводами.
Какой общий вывод по теме урока можно сделать? Прочтите свои записи, которые вы сделали в процессе урока.

Учитель корректирует ответы ребят.
Гражданскую войну в истории и литературе 20-30-х годов, да и в современной литературе, осмысливали по-разному. Одни видели в ней только героическое, другие трагедию всего народа.

1. А.Фадеев в романе "Разгром" проявил классовую позицию: он считает, что в революции и гражданской войне происходит "отбор человеческого материала", и отдаёт предпочтение рабочим и крестьянам. Но, оправдывая жестокость "высшей" целесообразностью, он, как истинный художник, не смог не показать мучительные сомнения человека, который должен определить своё место в революции и гражданской войне.

2. И.Бабель в "Конармии" показал, что в жестокой гражданской войне даже человек культурный не способен устоять на принципах гуманизма. Значит, война одинаково губительна в нравственном отношении для обеих воюющих сторон (вспомните высказывания о войне командиров Красной и Белой армий).
Таким образом, Бабель отрицает войну, особенно братоубийственную.

3. А. Весёлый в своём романе "Россия, кровью умытая" показал, что в гражданской войне у всех воюющих: и у белых, и у красных просыпается жестокость, исчезает человечность. Изображая ужасы войны, А. Весёлый отрицает войну и утверждает гуманизм. Для него война трагедия всего народа.

4. Для Шолохова гражданская война преступление, национальная трагедия, война, в которой не может быть победителей.
Всех писателей, изобразивших войну, как мы увидели, волнует судьба России, судьба народа, судьба каждого человека, волнует сохранение общечеловеческих ценностей.
Мы перелистали "страницы, залитые кровью", чтобы извлечь из них уроки и помнить своеобразный завет, который призывает нас к гуманности:
В годину смуты и разврата
Не осудите, братья, брата.
Сознание людей за многие годы после гражданской войны изменилось. Не случайно в нашей стране появился новый праздник День примирения и согласия.
Писатели-гуманисты своими произведениями призывают нас помнить жестокие уроки истории для нашего же блага.

Крылова Эллаида Петровна – заслуженный учитель РФ,
учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №66
города Ульяновска, победитель всероссийского конкурса
«Лучший учитель» ПНПО- 2006, руководитель городского МО

Крылова Э.П. МОУ СОШ №66 г. Ульяновска

"
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·‚15

Все, что пережил Булгаков на своем веку, и счастливого, и тяжелого, - все свои главные мысли и открытия, всю душу и весь талант отдал он роману «Мастер и Маргарита». Булгаков писал «Мастера и Маргариту» как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени и о людях, и потому роман стал уникальным человеческим документом той примечательной эпохи. На страницах романа Булгаковым представлено множество проблем. Булгаков выдвигает идею, что каждому воздается по заслугам, во что верил - то и получишь. Затрагивает он в связи с этим и проблему человеческой трусости. Автор считает трусость самым большим грехом в жизни. Это показывается через образ Понтия Пилата. Пилат был прокуратором в Ершалаиме. Одним из тех, кого он судил, является Иешуа Га-Ноцрп. Тему трусости автор развивает через вечную тему несправедливого суда над Христом. Понтий Пилат живет по своим законам: он знает, что мир разделен на властвую-Н(их и подчиняющихся им, что формула «раб подчиняется господину» незыблема. И вдруг появляется человек, который думает иначе. Понтий Пилат прекрасно понимал, что Иешуа не совершил ничего такого, за что его необходимо казнить. Но для оправдательного приговора мало было одного мнения прокуратора. Он олицетворял власть, мнение многих, и для того, чтобы быть признанным невиновным, Иешуа должен был принять законы толпы. Для того чтобы противостоять толпе, нужна большая В1гутренняя сила и мужество. Такими качествами обладал Иешуа, смело и бесстрашно высказывая свою точку зрения. У Иешуа своя жизненная философия: «... злых людей нет на свете, есть люди несчастливые». Таким несчастливым был и Пилат. Для Иешуа мнение толпы ничего не значит, он, даже находясь в такой опасной для себя ситуации, стремится помочь другим. В невиновности Га-Ноцрп Пилат убедился сразу. Тем более, что Иешуа смог снять сильнейшую головную боль, которая мучила прокуратора. Но Пилат не послушался своего «внутреннего» голоса, голоса совести, а пошел на поводу у толпы. Прокуратор пытался спасти упрямого «пророка» от неминуемой казни, но тот решительно не хотел отказываться от своей «истины». Оказывается, всесильный правитель тоже зависим от мнения других, мнения толпы. Из-за боязни доноса, боязни погубить собственную карьеру Пилат идет против своих убеждений, голоса человечности и совести. И Понтий Пилат кричит так, чтобы слышали все: «Преступник!». Иешуа казнен. Не за жизнь свою боится Пилат - ей ничто не угрожает, - а за карьеру. И когда приходится ему решать, рискнуть ли карьерой или отправить на смерть человека, который успел покорить его умом, удивительной силой своего слова, еще чем-то необычным, он предпочитает последнее. Трусость - вот главная беда Понтия Пилата. «Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков» - слышит во сне Понтий Пилат слова Иешуа. «Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок!» - неожиданно вмешивается и говорит уже в полный свой голос автор книги. Булгаков осуждает трусость без пощады и снисхождения, потому, что знает: не так опасны люди, поставившие своей целью зло, - таких, в сущности, немного, - как те, что словно бы и готовы поспешествовать добру, но малодушны и трусливы. Страх делает неплохих и лично храбрых людей слепым орудием злой воли. Прокуратор понимает, что совершил предательство, и пытается оправдаться перед самим собой, обманывая себя, что его действия были правильными и единственно возможными. Понтий Пилат за свою трусость был наказан бессмертием. Получается, что его бессмертие - это наказание. Это наказание за выбор, который человек делает в своей жизни. Пилат сделал свой выбор. И самую большую проблему составляет то, что действиями его руководили мелочные страхи. Он две тысячи лет просидел на своем каменном кресле на горах и две тысячи лет видел один и тот же сон - муки ужасней не придумать, тем более что сон этот - его самая сокровенная мечта. Он утверждает, что чего-то не договорил тогда, четырнадцатого месяца нисана, и хочет вернуться назад, чтобы все исправить. Вечное существование Пилата нельзя назвать жизнью, это мучительное состояние, которое никогда не закончится. Автор все же дает Пилату возможность освобождения. Жизнь началась тогда, когда Мастер сложил руки рупором и прокричал: «Свободен!». После долгих мучений и страданий Пилат наконец прощен.

    Известно, что над романом «Мастер и Маргарита» - главной книгой своей жизни – Булгаков работал в течение целых 12 лет. Первоначально писатель задумал роман о дьяволе, но возможно уже к 1930 году замысел изменился. Дело в том, что в этом году Булгаков...

    Мнение любого человека в той или иной мере субъективно, поэтому сложно (а для некоторых и невозможно) однозначно согласиться с высказыванием Н.В. Гоголя о том, что «искусство стремится непременно к добру...». Возникает едва ли не первый вопрос о том,...

  1. Новое!

    Роман «Мастер и Маргарита» - самое мистическое произведение М. А. Булгакова. Но он, как ни странно, не воспринимается читателем как оторванная от реальности фантастика. Роман жизнеутверждающ, ведь в нём поднимаются вопросы, вечно волнующие человека:...

  2. Литературовед Б. В. Соколов считает, что «нечис­тая сила в «Мастере и Маргарите» не без юмора обна­жает перед нами людские пороки». Это действительно так. Столкновение с дьявольской силой выводит в ро­мане на всеобщее обозрение то, что обычно скрыто...

Выбор редакции
Общая характеристика Жизнью людей, рожденных под этим знаком, управляет чувство красоты, гармонии и справедливости. Благодаря такту,...

Белое вино — означает романтичность натуры спящего и предвещает Вам неожиданный прилив больших наличных денег, что значительно улучшит...

Быстрый переход к толкованиямУ многих народов летучая мышь является символом интуиции. Если снится крылатый зверек, то сновидцу следует...

Лепить во сне пельмени означает наступление нужды, ухудшение самочувствия и погибшие надежды. Покупать пельмени в магазине – наяву...
Ну кто же не любит спелую сладкую черешню? Она является одним из самых долгожданных лакомств в летний сезон практически для каждого...
Сон, в котором видится дохлый пес, можно назвать пугающим и ужасающим. Но чтобы его истолковать и узнать, к чему снится мертвая собака,...
Квас из чистотела по рецепту Болотова собрал весьма противоречивые отзывы, но к ним мы вернемся чуть ниже. А сейчас поговорим о полезных...
В переводе с грузинского «сацебели» - просто «соус», причем название произносят с ударением на первый слог. Чаще его делают из орехов,...
Сыроедческие спагетти лишь условно можно назвать именем популярных макаронных изделий, так как живые спагетти похожи на оригинал только...