Музей "усадьба рукавишниковых". Архитектурное наследие рукавишниковых Усадьба Рукавишниковых: цены на билеты



Интернет:
www.сайт/M636 - официальная страница
Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник - W1316 , официальный сайт www.ngiamz.ru

Филиал или подчиненная организация:
Нижегородский Кремль - M643
Музей нижегородской интеллигенции - M649
Музей истории художественных промыслов Нижегородской области - M1883
Музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья - M1884
Выставочный зал "Покровка, 8" - M1885
Нижегородский острог - M2552

Членство в организациях:
Союз музеев России - R14

Организации партнеры:
Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник «Бородинское поле» - M442

Выездные и обменные выставки:
"Старый Нижний в работах фотомастеров А.О. Карелина и М.П. Дмитриева" - 30 фоторабот выдающихся мастеров конца XIX- начала XX вв., отображающих облик одного из старейших и красивейших городов России
"Подвиг народного единства". Выставка рассказывает об одном из самых драматических периодов Российской истории и посвящена Нижегородскому ополчению 1611-1612 гг. под предводительством К. Минина и Дм. Пожарского. На ней представлены акварели в стиле книжной миниатюры XVII в. (18 работ)
"Со крестом в сердце и оружием в руках" - выставка военных лубочных картинок посвящена ратным подвигам соотечественников. Значительное место в выставке занимают лубки, иллюстрирующие выдающиеся военные сражения (начиная с XVI в. и заканчивая Первой Мировой войной), а также военные песни. Выставка включает 34 работы
"Невинно вино, укоризно же пьянство". Яркие сюжеты, остроумные, поучительные тексты и актуальность темы делают выставку исключительно привлекательной и запоминающейся (18 работ)
"Минувших дней прекрасные фрагменты". Oб особняке Рукавишниковых на Верхне-Волжской набережной (25 работ)
"Святой Преподобный Серафим Саровский" - выставка, посвященная 300-летию Саровской пустыни. Она включает репродукции икон, лубочных картинок, фотографий М.П. Дмитриева, старинных открыток, фрагменты путеводителя для паломников в Саровскую Пустынь (28 работ)
Фотовыставка "Символика Российского государства" - выставка знакомит с историей государственных символов на протяжении трех столетий. Среди изображений - знамя Нижегородского ополчения 1812 г., военные фотографии дореволюционной и советской России, образцы коронационных и агитационных сервизов, монеты и бумажные деньги XIX-XX вв., произведения декоративно-прикладного искусства Нижегородской области (30 работ)
"Жизнь без утайки" - серия лубочных картинок на бытовую тему. Семья, любовные отношения, наставления детей, хозяйство, благосостояние, народный праздник - много сюжетов найдете вы на выставке лубочных картинок. Но самое интересное - вглядываясь в лубки, понимаешь, что подобные истории не редкость и в наши дни (22 работы)
Выставка "Солдатский треугольник" посвящена Великой Победе. Она представляет тексты писем времен Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Фронтовые письма являются необходимым источником не только для изучения исторических событий, но и для познания исторической психологии людей. Именно их изучение позволяет внести ощутимый вклад в "человеческую историю" (21 работа)

Виртуальные ресурсы:
см. выше

Решила я рассказать о Верхневолжской набережной - одном из самых красивых мест Нижнего Новгорода, да так и затормозилась около одного дома на ней. Правда дома необычного - это один из самых роскошных особняков города - дом-усадьба Рукавишниковых.
Набережная начинается от площади Минина и Пожарского и идет вдоль волжского откоса до Сенной площади. Двадцать один дом. Идешь здесь как по музею и все время удивляешься. Не такая уж она и маленькая, как принято считать. Впрочем, разве дело в километраже?!
Когда мы приехали к набережной и начали искать парковку, стало понятно - у кремля не припаркуешься. Так, петляя "дворами", мы нашли удобное место - поставили машину на улице Пискунова, в месте, где она примыкает к набережной.
Первый дом, который мы увидели на Верхневолжской набережной, и был домом Рукавишниковых.

Реклама — поддержка клуба

Набережная сама по себе великолепна - располагается на высоком волжском берегу, больше похожа на облагороженный бульвар, строения здесь - сплошь памятники архитектуры разных времен. Редкое по красоте место. А уж данная усадьба - настоящая жемчужина петербургского масштаба, не меньше. Глаз оторвать невозможно.
​Когда села писать о набережной, стала разбирать фотографии, удивилась, как же тщательно я рассматривала этот дом. Вот поэтому первый пост о Верхневолжской набережной я посвящу только этой достопримечательности. Не хочу смешивать дом Рукавишниковых ни с чем.
Итак, несколько слов о прошлом и настоящем этого дома.
Здание, которое мы сейчас видим, было построено в 1877 году одним из самых богатых купцов Нижнего Новгорода Сергеем Михайловичем Рукавишниковым. На этом месте уже стоял особняк, возведенный его отцом. Но предшественник был вдвое меньше и проще, его просто "встроили" в новое здание. Архитекторы этого великолепного проекта - Р.Я. Килевейн и П.С. Бойцов, скульптурные элементы - знаменитый скульптор Михаил Осипович Микешин. Здание богато украшено белым декором, который на нежно голубом фоне смотрится потрясающе. Это, конечно, узнаваемое всеми барокко. Здание в целом (и внутри, и снаружи) сделано в стиле эклектики. В те годы этот стиль (смешение стилей) был модным.
Вся усадьба состояла из главного дома - дворца, отдельного флигеля и служебных построек во дворе.
После революции, в 1918 году, в доме был организован Нижегородский краеведческий музей, который, хоть и с некоторым перерывом, существует здесь до сих пор. Под перерывом я имею в виду следующее. Из-за аварийного состояния здания в 90-е годы музей закрыли, и почти десять лет дом стоял заброшенный. Только в 2000-х годах началась реконструкция, которая теперь, слава богу, завершилась. И мы можем видеть знаменитую усадьбу Рукавишниковых во всей красе. Причем эта красота не только внешнего фасада. Внутренние интерьеры, по рассказам, ослепительны. Не зря же дом называют нижегородским маленьким Эрмитажем. Это настоящий дворец!
Как я уже писала, сейчас здесь располагается музей, только теперь это скорее административное здание Нижегородского государственного музея-заповедника, чем музей с привычными историческими экспозициями. Главная задача при реконструкции была восстановить изначальный вид фасада и интерьеров. Т.е. главный дом усадьбы - сам по себе уникальный музей, где каждая комната сделана в своем стиле (барокко, рококо), отличается по цветовой гамме и декору.
Дворец работает в нескольких направлениях - здесь проводятся экскурсии, а также различные мероприятия - от детских интерактивных программ на день рождения, выпускной, различные праздники, так и свадебные церемонии - фотосессии, брачные регистрации и проч. Хорошо, что дворец живет и привлекает людей по разным приятным поводам.
К сожалению, мы внутри усадьбы не были, потому что приехали сюда в 9 часов, а музей по выходным открывается только в 12.
Представляю вам фотографии дома Рукавишниковых с набережной, а также фото многочисленных декоративных элементов.














На здании висят таблички с подробным перечнем проводимых в музее программ, а также адреса филиалов.


























На что посмотреть в Нижнем Новгороде, подробно рассказывают справочники, путеводители и рекламные проспекты многочисленных туристических агентств. Один из древнейших городов Европы с каждым годом привлекает к себе все большее количество туристов. История Нижнего Новгорода очень интересна, особенно страницы, связанные с купечеством.

Знаменитая фамилия

Фамилия Рукавишников в России очень известная - миллионеры-меценаты, писатели, поэты, артисты и космонавт. В царское время было как минимум две известнейшие династии, одна из них нижегородская. Они оставили о себе память не только в литературе и справочниках. Осталась прекрасная усадьба Рукавишникова. Нижний Новгород в своих окрестностях (в селе Подвя́зье, Богородском районе) имеет еще одну усадьбу, носящую фамилию династии, которая тоже является историческим и архитектурным памятником. Очевидно, можно для уточнения, о каком именно особняке идет речь, в скобках указывать город или село, в котором она находится.

«Из грязи - в князи»

Династия Рукавишниковых, имеющая отношение к Нижнему Новгороду, началась с Михаила Григорьевича (1811-1874), который был купцом I гильдии, входил в попечительский комитет о тюрьмах. Кроме того, он был удостоен почетного звания мануфактур-советника, которое соответствовало VIII классу в табеле о рангах и давало право на потомственное дворянство (дед Михаила Григорьевича был простым крепостным, который нажил первоначальный капитал благодаря своей смекалке). Присваивалось звание крупным промышленникам и купцам России. По другим данным, основатель династии был владельцем первого в этом городе сталелитейного завода и крупным ростовщиком-процентщиком.

Имение за проценты

В результате именно этого вида его разносторонней деятельности к нему в 1740 году за долги отошел особняк купца III гильдии Серапиона Везломцева, который в наше время известен как Музей-усадьба Рукавишниковых. Нижний Новгород, пятый по численности город России, и в те времена не был заштатным городишком. Новгородские купцы даже III гильдии могли позволить себе иметь особняки, в которых потом 37 лет будет проживать богатейшая семья города. Один из сынов, пошедший по стопам отца, а именно Сергей Михайлович Рукавишников, будучи не только миллионером, а одним из самых решил перестроить особняк, превратив его во дворец.

«По купцу и товар»

Для этой цели был приглашен архитектор П. С. Бойцов, а из Санкт-Петербурга был выписан художник М. О. Микешин, специалист по дворцовому оформлению усадеб. Цель, поставленная перед мастерами, - максимально показать и подчеркнуть возможности и мощь владельца. Пристроенные крылья и возведенный 3-й этаж вместе со старым домом должны были обеспечить наличие 50 комнат, в которых стала бы проживать семья из 8 человек. Цель была достигнута, именно этот особняк на Верхне-Волжской набережной, известный как усадьба Рукавишникова (Нижний Новгород), на долгие годы (презентация состоялась в 1877 году) стал самым роскошным домом в городе, знаменитым далеко за пределами

Роскошь, как самоутверждение

Дворец ничем не уступал столичным собратьям. Здесь было все, что олицетворяло собой роскошь, - мраморная лестница и атланты, поддерживающие балкон, внутренний дворик с фонтаном и верандой, получившийся в результате присоединения продолженным вторым этажом двухэтажного каменного флигеля. Фасад украшали горельефные (фигура на плоскость выступает более чем на половину объема) изображения кариатид, богатая лепнина и роспись. С дворцами его роднил и двухцветный, бело-голубой окрас. Даже в столицах обсуждались общая художественная цельность особняка, высокое эстетическое качество интерьеров, стильность и насыщенность отделок здания, его архитектурные особенности. Одним словом, усадьба Рукавишникова (Нижний Новгород) стала «притчей во языцех».

«Мы пойдем другим путем…»

Однако сыновья Сергея Михайловича, Иван и Митрофан, выросшие в этой роскоши, мало того что не пошли по стопам отца (один стал писателем, второй скульптором), так первый из них, прозаик и поэт-символист, написал роман «Проклятый род», ставший, как сказали бы сейчас, бестселлером и лишивший его миллионного наследства. Иван Рукавишников считался среди поэтов Серебряного века «мастером триолета» (стихотворение из восьми стихов на две рифмы), ну, то есть совсем не купец. Его брат Митрофан, ставший известным скульптором, знаменит тем, что вместе с Кольцовым по собственному проекту изготовили муз для ниш Большого театра после их уничтожения в 1942 году в результате попадания бомбы.

Дом-памятник

Семья распалась, а дом остался, и даже не пострадал в революцию, а в 1924 году особняк на Нижегородском спуске стал краеведческим музеем и больше никогда не менял хозяев. Разве что его переименовали в Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник. Перестроечные годы не обошли его стороной - с 1994 года в течение 16 лет особняк был закрыт. И вот, великолепно отреставрированный, в 2010 году он распахивает свои двери посетителям и становится одной из главных достопримечательностей города. В народе его называют Музей Рукавишниковых, потому что и Митрофан, и Иван Сергеевичи сделали все, что могли для открытия его в 1896 году (сначала в Дмитриевской башне кремля). В нынешнем своем виде восстановленный во всем великолепии особняк представляет собой очень хорошо сохранившийся большой городской усадебный комплекс, относящийся к последней трети XIX века. Его фонды насчитывают 300 тысяч экземпляров, накопленных за почти 100-летнюю историю существования, а 8 филиалов разбросаны по всей области.

«…Ладно ль за морем иль худо, и какое в свете чудо…»

Сама усадьба Рукавишникова (Нижний Новгород) является памятью и об удачливых купцах - в некоторых залах на постоянной основе действует выставка под названием «Пристойны быть по торгам своим…». Конечно, особняки должны были соответствовать оборотам капитала и положению владельца в обществе. Выставка рассказывает о самых ярких новгородских купцах и предпринимателях - Каменских, Сироткиных и Рукавишниковых. Купечеством Россия (особенно Новгород) славилась всегда. Его воспевали в былинах (легендарный новгородский купец Садко). Часто купцы бывали дипломатами и первооткрывателями (Афанасий Никитин), очень часто меценатами (Третьяков, Морозов, братья Щукины - все выходцы из купечества или «темного царства» по Добролюбову).

Еще одно, не менее знаменитое владение

Как отмечалось выше, в Новгородской области была еще одна усадьба Рукавишниковых. Подвязье - село, расположенное в 15 км от районного центра Богородска. История ее последнего облика такая же, как и у городской. «Миллионщик» Сергей Рукавишников выкупает у дворян Приклонских имение и перестраивает его сообразно своему статусу и миропониманию. Но получилось это не сразу, а только в 1879 году. Имение, с начала XVI века принадлежало боярам Сколковым, первым хозяином из рода Приклонских был Михаил Васильевич, еще в XVIII веке был директором Московского университета, и последняя его хозяйка (женщина совсем не бедная, ее муж Козлов составлял конкуренцию соседу Шереметьеву) наотрез отказывалась продавать «дворянское гнездо» холопскому потомку.

Красавец-объект, заждавшийся реставрации

Усадьба Рукавишниковых (Богородский район) не менее знаменита, чем поместье на Верхне-Волжской набережной. Славный русский дворянский род Приклонских, среди представителей которого были и декабристы, остался в истории имения, которое так и называется - Усадьба Приклонских-Рукавишниковых. Так, в честь победы над Наполеоном на территории родового гнезда тогдашним хозяином Андреем Приклонским был выстроен необычайный для православия храм-ротонда. Однако новый владелец, помня нанесенную ему обиду, с присущим ему размахом перестроил почти все. О необычной роскоши усадьбы говорит хотя бы такой факт. Здесь было четыре оранжереи, оборудованные в соответствии с последними научными и техническими возможностями того времени. На зависть всем соседям, особенно известному агроному-селекционеру А. В. Португалову, здесь произрастали самые диковинные овощи и фрукты. Сейчас эта уникальная, сказочной красоты (о которой можно судить даже по такой малости, как сохранившаяся часть главного входа) усадьба ждет своего восстановления.

Кроме легендарных владений купцов Рукавишниковых, есть много еще того, на что посмотреть в Нижнем Новгороде просто необходимо. Десятки интереснейших объектов ежедневно посещаются тысячами туристов. Это Дом Петра Первого и «Домик Каширина», описанный в «Детстве» Горького, Михайло-Архангельский собор и Нижегородский кремль, музеи Нижегородской интеллигенции и Речного флота, и Нижегородский художественный. Здесь есть памятники Чкалову, Евстигнееву, Минину и Пожарскому. И, конечно же, в Нижнем Новгороде многое связано с Максимом Горьким, имя которого населенный пункт носил с 1932 по 1990 год. «Под городом Горьким, где ясные зорьки…» - даже нынешнее поколение знакомо с этой строчкой из популярнейшей когда-то песни. Но слава о Нижнем Новгороде гремела по стране задолго до рождения великого пролетарского писателя.

Уникальное место расположения

Есть что посмотреть в Нижнем Новгороде - основанный Юрием Всеволодовичем, князем Владимирским, в 1221 году как фортификационное сооружение на месте слияния Волги и Оки, город столетиями был крупнейшим торговым центром России. Новгородская ярмарка прославилась в веках - именно здесь определялись цены на ходовые товары. Безусловным достоинством города из-за его места положения (историческая часть расположена на у подножья которых находится Стрелка - место слияния Волги и Оки) являются видовые панорамы. Обзор с 80-метровой высоты позволяет любоваться уникальными видами, лучшие из которых открываются изнутри Кремля и от «Аллей любви», расположенных по его периметру, с упомянутой выше Верхне-Волжской набережной и парка «Швейцария». Красивый старинный город. Об этой, почти 800-летней, его истории и рассказывают многочисленные Фото, в большом количестве представленные в разнообразных источниках, не оставили без внимания ни одного уголка этого легендарного города, и показывают его старинную и современную красоту в различных ракурсах.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Усадьба Рукавишниковых в середине 19 века попала за долги к крупному ростовщику и владельцу сталелитейного завода Михаилу Рукавишникову. Его сын Сергей решил превратить ее в самый богатый и красивый дом в Нижнем Новгороде и переделал усадьбу в стиле итальянского палаццо.

Если вы интересуетесь историей усадьбы - попробуйте найти роман «Проклятый род» И. С. Рукавишникова. В автобиографическом произведении - история трех поколений купеческой семьи. От основателя династии, «железного старика», до вырождающихся потомков - расточителей.

Все внутренние помещения усадьбы отличаются особой пышностью отделки стен комнат и дорогим художественным паркетом. Здание украшает лепнина, балкон 2-го этажа поддерживают атланты а оконные простенки занимают горельефные фигуры кариатид. По второму этажу особняк связан с двухэтажным кирпичным флигелем. Внутри усадьбы расположился уютный дворик с фонтаном и верандой.

Комнаты показаны во всем великолепии. Самая роскошная из них - Большая гостиная, выполненная в стиле рококо. Она так насыщена лепниной, что пустого места практически нет. А где нет лепнины - там живописные работы академика живописи Ф. Г. Торопова, изображающие путти - смесь ангелов и античных эротов.

Координаты музея

Стоимость посещения: для граждан РФ: взрослый - 250 RUB, льготный (школьники, студенты, пенсионеры) - 170 RUB. Для иностранных граждан - 250 RUB.

Цены на странице указаны на август 2018 г.

График работы: вторник - четверг 10:00-17:00, пятница - воскресенье 12:00-19:00, выходной понедельник.

April 14th, 2013

Сегодня знакомимся с Усадьбой Рукавишниковых на Верхневолжской набережной Нижнего Новгорода. Это одно из красивейших зданий города.

Само здание, конечно же знакомо многим, до 1994 года здесь располагался краеведческий музей. Моя задача показать, что внутри этого здания сейчас.

является объектом культуры регионального значения. Была построена владельцем первого в Нижнем сталелитейного завода М. Г. Рукавишниковым . Его наследник С. М. Рукавишников решил превратить усадьбу на Верхневолжской набережной в величественный комплекс с домом в стиле итальянского палаццо.

Здание обильно украшено лепниной, балкон поддерживают атланты, а оконные простенки занимают горельефные фигуры кариатид.

С 1924 года в особняке располагается краеведческий музей (ныне — Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник ).

История постройки здания

Первоначально 2-х этажный каменный особняк на Верхне-Волжской набережной принадлежал купцу 3-й гильдии Серапиону Везломцеву и перешел за долги в 1840-х гг. владельцу первого в Нижнем Новгороде сталелитейного завода и крупному ростовщику - процентщику М. Г. Рукавишникову.


Фасад главного дома усадьбы Серапиона Везломцева. 1840-е гг. Копия с архивного чертежа (Центральный архив Нижегородской области)

Его наследник С.М. Рукавишников решил превратить Усадьбу на Верхне-Волжской набережной в величественный комплекс с домом в стиле итальянского палаццо. Для осуществления этой идеи были приглашены архитектор П.С. Бойцов, который выполнил проект реконструкции старого дома - превращения его в здание дворцового типа и художник из Петербурга М.О. Микешин, автор богатого фасадного декора. Сохранив несущие стены старого здания, архитектор пристроил к нему крылья и надстроил третьим этажом, с южной стороны пристроил мраморную парадную лестницу к двухсветному залу, богато декорированному лепниной и росписью. Все внутренние помещения особняка отличаются пышностью отделки стен и дорогим художественным паркетом. Здание обильно украшено лепниной, балкон 2-го этажа поддерживают атланты, оконные простенки занимают горельефные фигуры кариатид. По второму этажу особняк связан с двухэтажным кирпичным флигелем.


Схема показывает, что старое здание 1840-х гг.составляет всю правую часть особняка С. М. Рукавишникова.
Граница старой и новой частей дома видна на первом этаже: в кабинете С. М, Рукавишникова есть наклонный переход в маленькие комнаты. С них и начинается «старое здание» 1840-х гг.

По завершении реконструкции, в 1877 г., Дом Рукавишникова стал самым заметным и богатым в Н. Новгороде. В целом, это - пример хорошо сохранившегося крупного городского усадебного комплекса последней четверти ХIХ в.

В годы Великой Отечественной войны экспозиция была перевезена в село Тонкино Горьковской области. Как показали архивные исследования, в эти годы под Верхневолжской набережной располагался бункер Сталина. И главная его часть скрывалась под зданием музея. Подробнее об этом рассказано в одной из серий цикла «Искатели».

После войны и вплоть до 1994 года в здании находился краеведческий музей.



Внутренний дворик с фонтаном и верандой - уютное место отдыха

В течение 16 лет (с 1994 г.) двери парадного подъезда рукавишниковского палаццо были закрыты. В 2010 году реставрационные работы на красивейшем здании Верхне-Волжской набережной завершены. Предпринятое максимально возможное восстановление первоначально богатой и изысканной отделки интерьеров, выявленной в ходе исследования здания, во многом подтверждает свидетельства современников строительства особняка.


Главный дом усадьбы в наши дни становится таким же, каким он был ярко и самобытно представлен в художественном произведении одного из потомков знаменитого нижегородского купеческого рода. И.С. Рукавишников - писатель и поэт, придерживаясь до некоторой степени известных биографических сведений о семье, в романе «Проклятый род» (выходил в 1912 и 1914 гг., переиздан в 1999г.) с большой долей точности и достоверности описывает творение своего отца - овеянный легендами дворец Рукавишниковых на Волжском откосе.

Войдем же внутрь этой усадьбы.

Первое, что видишь попадая в это здание - это широкая парадная лестница с огромным зеркалом наверху.



Стены лестницы богато украшены лепниной.


Потолок расписан в стиле барокко


И конечно, главное украшение лестницы - зеркало

К моему великому сожалению, большинство залов запрещено снимать. Поэтому пофотографировать в них мне не удалось. А там много интересного. Музейные смотрители ссылаются на запрет местного руководства снимать экспонаты, якобы они могут придти в негодность из-за вспышек фотоаппаратов. Хотя как может вспышка испортить, например, чугунную пушку или кресла, которых, кстати сказать, в экспозиции великое множество, мне непонятно.

На мой взгляд это прямое нарушение Указа Президента о доступности музейных ценностей.

В Интернете нашлось лишь пара фоток одного из залов. Видимо запрет на съемку выполняется неукоснительно.

Следующий зал который разрешают фотографировать -сиреневая гостиная

Потолок изумителен! Просто не оторвать взгляда.


Стены покрыты барельефами в том же стиле

Центральное место в гостиной занимает стол в виде бублика

Следующим помещением, в котором дозволена съемка, оказался танцевальный зал. Конечно он производит неизгладимое впечатление.

Весь зал, стены и потолок украшены лепниной.




На полу зала - наборный паркет из различных пород дерева

На одной из стен опять же огромнейшее зеркало, площадью, более 10 кв. м. (оно слева на следующей фото)

После осмотра танцевального зала посетители выходят обратно на парадную лестницу

На самом выходе из здания нас провожает еще одно произведение искусства - тамбур, выполненный из резного дерева.

Такой мы увидели Усадьбу Рукавишниковых в воскресенье.

Выбор редакции
Описание Гречневый пудинг станет для вас настоящим открытием в области десертов. Требует такое лакомство минимального набора...

Существует множество рецептур приготовления домашнего печенья из пшеничной, овсяной, и даже, гречневой муки, но я сегодня хочу вам...

Кальмаров для салата готовят тремя основными способами - отваривают целой тушкой, нарезают полосками и отваривают, добавляют в салат...

Прекрасным легким блюдом, отлично подходящим для праздничного стола, считается салат с кальмарами. Экспериментируя с различными...
Крупы очень полезны для здоровья человека. Пшено — крупа, получаемая путём обдирки от чешуек культурного вида проса. Она богато белком,...
Камни женщины-Близнеца - как выбрать правильный талисман? Чтобы усилить личные положительные стороны и устранить негативные качества,...
Текст: Саша Глювейн Созвездия, под которыми мы родились, могут влиять на наш характер и выбор партнера. сайт представляет цикл статей, в...
Какова Душа, таков и Человек! Слова Создателя. Диктовка от 01.11.04, стих 41 В течение жизни человек может рождать сильные отрицательные...
Александр Беляев Человек-амфибия (повести) Человек-амфибия ЧАСТЬ ПЕРВАЯ «МОРСКОЙ ДЬЯВОЛ» Наступила душная январская ночь аргентинского...