Музыкальный аппарат для кафе своими руками. Juke Box – легендарные музыкальные автоматы! Выбор места установок


Всем кто интересуется музыкальным вендингом — бизнесом связанным с музыкальными (торговыми) автоматами посвящается. Делюсь собственным опытом. Для тех кто в танке: музыкальный автомат — это не то что торгует дисками, совсем нет. Стоит он где нибудь в кафе или баре, из него льется музыка, вы можете подойти и закинув денежку (скажем 10 руб.) заказать себе песню по своему вкусу и сделать погромче, или попросить у бармена микрофон и попеть караоке. Первый автомат бы куплен в феврале 2008 года, сейчас общее число автоматов 11 (9 моих + 2 у брата). Переход на музыкальные автоматы был связан с постоянным поиском снижения трудозатрат, до этого была сеть 14 кофейников, одному обслуживать довольно хлопотно, природная лень заставляет постоянно искать способы работать меньше, а зарабатывать при этом больше. Короче лень — двигатель прогресса! Часть кофейников была продана и закуплены взамен них музыкальные автоматы моноблоки .

1. Выбор автомата.

Моделей автоматов довольно много разных, особенно много их у братьев славян на Украине. Я при выборе руководствовался следующими соображениями:

  • автомат должен иметь приятный дизайн, плавные линии лучше острых углов. У братьев славян автоматы зачастую похожи на квадратные трехголовые гробики.
  • автомат должен иметь деревянный корпус и свою активную и мощную акустику
  • автомат должен иметь удобное ПО для клиента, т.е. нужную песню клиент должен находить быстро за 10-20 секунд

Для этого меню должно быть из трех полей — стиль музыки / группа / песня (например «Русский рок / Ария / Герой асфальта» или Шансон / Михаил Круг / Владимирский централ). У братьев славян 2 поля и нужную песню можно искать минут 15…

  • т.к. я сам в прошлом компьютерщик, для меня удобно было чтобы ПО было на базе хорошо знакомого Windows
  • в автомате должно быть караоке

1.1. ПО автомата

Программа музыкального автомата заслуживает вынесения в отдельный подраздел. Та программа которая пришла в первом аватомате и ПО сейчас — это совершенно разные программы. Я очень плотно работал в этом направлении с разработчиками, т.к. их первоначальное ПО меня совершенно не устраивало, я им в свое время высылал 3 страницы текста с предлагаемыми усовершенствованиями. Теперь в программе клиент может регулировать громкость как фоновой музыки так и заказной, можно выставлять максимум (потолок) громкости как фоновой, так и заказной, можно кидать виртуальный кредит через сервисное меню, ведется журнал включений выключений, появился ТОП100, История и многое другое.

Не хватает мне удаленного контроля. То есть я бы хотел в режиме реального времени удаленно «видеть» свои автоматы, включены или нет, количество купюр и общая сумма в стекере купюрника, возможность удаленно «закинуть кредит», просмотр статистики, удаленное редактирование статистики, удаленное редактирование цен, удаленная регулировка громкости, удаленный «перезапуск автомата», удаленная «блокировка» и «разблокировка» автомата. Автомат должен информировать о некорректном выключении из сети и снятии стекера (если снимается при не включенном сервисном режиме).
Если все это будет — ПО будет почти идеальным.

1.2. Фонотека

Автомат поставляется у же с фонотекаой более 20 тысяч песен и клипов. Плюс караоке. Фонотека очень просто обновляется. Я постоянно закидываю свежие сборники, подборки и т.д. Своими силами довел фонотеку почти до 30 тыс. песен.

2. Выбор места установок

За год были установки автоматов в кафе, шашлычных, забегаловках, летних кафе на набережной, ресторанах.
Мое мнение самые хорошие места — дешёвые забегаловки (10 руб за песню, 20-30 руб. за караоке) — именно эти места дают самую большую выручку. Лучше если место работает с вечера и до утра, чем с утра до вечера — во втором случае режим столовой и рентабельность будет нулевая. В кафе где с 6 вечера до 6 утра при стоимости 30 руб за песню выручка 15 тыс/мес — вполне реально (у меня такое было), правда потом меня оттуда вышибли конкуренты предложив 50% за аренду, у меня было 30% — на 50на50 я не пошел по принципиальным соображениям. Туда воткнули убогий автомат барного типа на жетонах.
Надо быть готовым что по настоящему хороших мест мало, и в этом бизнесе тоже есть своя конкуренция. Я удивился, но бизнес которым я решил занятся — им оказываются уже много лет занимаются другие люди.

3. Проблемы музыкального вендинга

Проблемы во многом схожи с кофейным вендингом — небольшое колличество высокорентабельных мест, конкуренция, и — более частые поломки автоматов. В кафешках как правило нестабильное электричество, используется масса оборудования типа холодильники, чайники, грили и т.п., электричество скачет, часто бывают скачки. Автоматы довольно нежные и частенько летят усилители (пропадает звук). В таких случаях можно подключить к автомату внешние колонки со встроенными усилителями (активные), например Микролаб соло 2 / 3 / 4 / 5 / 6 / 7. Очень рекомендую соло 7, хотя стоят они 9 тыс. за пару, но в этом случае встроенные в МА колонки вообще не нужны.
Чтобы заниматься этим бизнесом желательно быть продвинутым пользователем ПК (уметь заменить материнскую плату, поставить ОС, дрвайвера, софт, все настроить, уметь копировать, а лучше синхронизировать каталоги в ТС), дружить с тестером и паяльников, не бояться проводов, уметь спаять например звуковой провод и т.д. Все эти знания и умения наверняка вам пригодятся если вы решите заняться музыкальным вендингом.

4. Рентабельность музыкального вендинга

Если не учитывать тот факт что малорентабельных мест ОЧЕНЬ много и автоматы придется постоянно двигать, скажу что рентабельные и высокорентабельные места тоже бывают! Т.е. вполне реально иметь скажем 2-3 тысячи в неделю — это нормальное рентабельное место. Можно и 4 — 5 тысяч в неделю — это уже высоко рентабельное. У производителей автоматов своя сетка и у них пиковая рентабельность на одном месте достигла 8 тыс/руб в неделю — обманывают или нет — это на их совести. Пять в неделю у меня было (правда недолго, 2 месяца, потом начался кризис и сейчас этой точки нет вообще). Если 1 тысяча в неделя есть то могу оставить без арендной платы (такие места есть) — хотя по идее надо искать и двигать на другие места.

Если в ходе перестановок средняя рентабельность (прибыль) получается 5 тыс.руб. с автомат — это нормальный результат. Автомат стоит примерно 70 — 80 тыс. (бывают и дороже). Кстати МА можно собирать самому — все комплектующие в свободной продаже, корпус можно заказать у мебельщиков, если руки есть и голова варит — вполне реальная тема (планирую сам в будущем заняться). При самостоятельной сборке думаю достичь экономии 30 — 50 % от розничной стоимости автоматов.

Не стоит забывать что в музыкальном вендинге нет таких затрат как ингредиенты и снеки. Мы торгуем воздухом, поэтому и арендную плату можно платить больше. Я предлагаю 20% если выручка меньше 10 тыс/мес и 30% если выше.

5. Авторские отчисления

Есть несколько организаций которые защищают авторские права
РАО — Российское Авторское Общество — собирает деньги и отдает их авторам музыки и песен.
РФА и РОУПИ — две конкурирующие конторы — собирают деньги за смежные авторские права. Т.е.например человек написал песню и музыку — он автор (авторское право), затем эту песню спел известный певец (смежное авторское право) и крупная звукозаписывающая компания выпустила пластинку. Так вот звукозаписывающая компания и певец — они обладают смежными правами на песню. РАО не берет (или по крайней мере раньше не брала) мзду с владельцев муз.автоматов — они рэкетируют только владельцев площадки.
РФА и РОУПИ — кому то из них (или обоим) надо платить за смежное авторское право. РФА берет 500 руб. с владельца автомата. Мое мнение — это неправильно, брать надо ТОЛЬКО с владельцев площадки, т.к. у них доход несоизмеримо выше. Но я отвлекся, платить или нет это каждый решает сам. И не забудьте что РФА и РОУПИ — это конкуренты, которые воюют между собой, у каждого есть некоторый пакет соглашений с авторами и каждый будет требовать чтобы заплатили ему (или обеим организациям). И еще РАО, РФА и РОУПИ — это не государственные организации. Они ТИПА некоммерческие, государство тут стоит в стороне и участия не принимает. В общем узаконенный рэкет. Не так давно убили главу РФА, так что деньги там судя по всему крутятся немалые.

6. Друзья соседи или конкуренты

Конкуренты по моему городу разделяются на местных и федеральные сети. Местные — практические все это кустарно сделанные самоделки барного типа, работающие на жетонах. Федеральная сеть — это все те же братья славяне с Украины. Сколько их я не знаю, но думаю не менее полусотни, т.к. ресурсы у них приличные. Они мне тоже предлагали поучаствовать, но я отказался, не привык работать на дядю. Лучше иметь 10 своих, чем сто чужих. К тому же нужно было вложить приличные деньги, т.к. автоматы эти они сделали бы на мои деньги — короче схема у них хитро закрученная, для лохов. Человек с головой на такие условия никогда не пойдет. Но это отдельная тема.
Украинские автоматы квадратные как гробы и состоят из трех частей, имхо дизайн ужасный, между собой мы их называем «трехголовые чудовища».
Вообще на Украине эта тема развита гораздо сильнее чем у нас и вариантов автоматов там масса. Вот посмотрите — целый зоопарк приведен на этом сайте
А ПО у хохляцких автоматов у ВСЕХ примерно с одинаковым интерфейсом (видимо копируют друг у друга), выглядит оно примерно так:

То есть ВСЕ группы вынесены в один длиннющий список, по моему очень неудобно. К примеру курсор стоит на группе АРИЯ а нужно поставит ЧАЙФ — нужно пролистать ВСЕ от буквы А до буквы Ч (у меня в автомате 3 тысячи каталогов /папок) — упариться можно. А если курсор стоит на английской букве A то я вам просто не завидую, потому что и ЧАСА будет мало. В моем ПО добавлено отдельное поле — стиль музыки, поэтому поиск сокращается в десятки раз. Найти любую нужную композицию (если она есть) можно в течении минуты если точно знать название группы и песни.

7. Налогообложение

Касаемо налогообложения, сколько не искал нигде прямых законодательных актов не нашел. Кто то предлагает платить ЕНВД как с торгового места с базовой доходностью 9000, но тогда этот вид деятельности станет убыточным, т.к. реальная доходность может быть 3-4 тысячи с автомата (в среднем по сети).

Лично я для себя решил, что музыкальные автоматы следует отнести к общепиту и платить с количества работников, включая ИП (4500 руб. базовая доходность с одного человека. Почему я так решил? А что такое общепит?

Ответ на вопрос, что понимается под услугами общественного питания, дает < Общероссийский классификатор услуг населению> ОК 002-93 (ОКУН), утвержденный Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28 июня 1993 ода №163. Согласно этому нормативному документы к услугам общественного питания отнесены услуги имеющие код 122000 — 122706.

Услуги, предоставляемые потребителям организациями общественного питания, можно подразделить на:
услуги питания;
услуги по изготовлению кулинарной продукции и кондитерских изделий;
услуги по организации потребления и обслуживания;
услуги по реализации продукции;
услуги по организации досуга;
информационно-консультационные услуги;
прочие услуги.

Так под услугами питания следует понимать услуги по изготовлению продукции общественного питания и созданию условий для ее реализации в соответствии с типом и классом организации общественного питания. Исходя из этого, услуги питания подразделяются на:
услуги питания ресторанов;
услуги питания баров;
услуги питания кафе;
услуги питания столовых;
услуги питания закусочных.

К услугам по изготовлению кулинарной продукции и кондитерских изделий относятся такие виды услуг как:

изготовление кулинарной продукции и кондитерских изделий по заказам потребителей;

изготовление продукции из сырья заказчика в организации общественного питания;
изготовление кулинарной продукции и кондитерских изделий на дому.

Услуги по организации потребления и обслуживания представлены достаточно широким спектром услуг, которые включают в себя следующие виды:

организация и обслуживание торжеств и ритуальных мероприятий;
организация и обслуживание культурно-массовых мероприятий;
доставка продукции и обслуживание потребителей на рабочих местах и на дому;
услуги официанта на дому;
доставка кулинарной продукции и кондитерских изделий в номера гостиниц;
организация комплексного питания и прочие.

К услугам по реализации продукции в общественном питании относятся:
реализация продукции и изделий кухни через магазины — кулинарии и буфеты;
отпуск обедов на дом.

Услуги по организации досуга включают в себя:

организацию музыкального обслуживания;
проведение концертов и других подобных мероприятий;
предоставление газет, журналов, настольных игр, игровых автоматов, бильярда.

Музыкальный автомат оказывает услугу музыкального оформления и может быть причислен к общепиту. И как следствие платим налог ЕНВД как общепит с количества работников включая ИП. Раньше так же точно к общепиту относились и кофейные автоматы, поэтому я сдавал одну декларацию за кофейники и МА.

Обсуждение статьи идет в этой

Музыкальный автомат или "Джук-бокс" появился на свет в конце XIX века и до сих пор пользуется популярностью, украшая бары, рестораны, кафе и многие другие заведения для культурного отдыха. Тысячи композиций, цветомузыка и многое другое за одну монетку развлекают посетителей, а его яркое креативное дизайнерское оформление редко остаётся незамеченным посетителями.
До изобретения плееров музыкальные автоматы были настоящим культом, а в 30-е годы их даже называли “концертным залом для маленького человека”. Итак, давайте окунемся в историю этой необычной, но легендарной вещи.

Прообраз первого музыкального автомата создал великий изобретатель Томас Эдисон в 1889 году. Это был тонограф - механическая машина для записи музыки и воспроизведения голоса. Изобретение было воспринято с большим восторгом, и, спустя несколько лет, первый музыкальный автомат с использованием механизма тонографа и небольшой копилкой для денег был установлен в Сан-Франциско. Такое устройство, на тот момент, всего за пятьдесят центов могло проигрывать только одну песню длительностью в две минуты, а стоило около 1 000 долларов.
Позднее появилось название "Juke box", оно пришло из негритянского диалекта. "Juke" означает танец, процесс танца. После работы на хлопковых плантациях многие рабочие отправлялись отдыхать в местные закусочные, называемые джук-джоинтами, где для них играли джук-боксы - музыкальные автоматы.

Однако классического музыкального автомата никогда бы не существовало без американской компании "Wurlitzer" , которая была создана в 1856 году. Ее основатель, Рудольф Вурлитцер, долгое время занимался импортом музыкальных инструментов в Америку, открывал магазины, а однажды начал производство собственных пианино. В 1896 году он представил тонофон - фортепиано, приводимое в действие опусканием монетки.

тонофон

В начале 30-х годов XX века наступил настоящий расцвет музыкальных автоматов. Это случилось благодаря Вурлитцеру-младшему - Фарни, который славился своей предприимчивостью, он выкупил патент на устройство "Music box" и привлек к разработке джук-бокса инженера Гомера Кейпхарта.
Фарни Вурлитцер сразу подумал о том, что музыкальный автомат должен выглядеть интересно, поэтому также пригласил известного дизайнера Пола Фуллера, который впоследствии разработал дизайн для многих джук-боксов компании Wurlitzer.
В 1933 году был изобретен Wurlitzer P10 - музыкальный автомат, созданный специально для баров и кафе. Музыка была записана на десяти шеллачных пластинках, и посетитель мог опустить в автомат монетку и выбрать понравившуюся песню. В 30-е годы такой музыкальный автомат стоял практически в каждом питейном заведении.

Wurlitzer P10

В послевоенные годы производство музыкальных автоматов только выросло: пережив войну, людям хотелось радости и отдыха, а значит - музыки. Тогда был создан знаменитый джук-бокс "1015" или "Bubbler" ("Пузырек"), на котором помещалось 24 пластинки. Автомат отличался ярким дизайном и светомузыкой, разработанными Полом Фуллером.

"Bubbler"

Музыкальный автомат в интерьере

В XX веке джук-боксы пользовались такой популярностью, что в 1956 году в Утрехте был открыт Национальный музей музыкальных автоматов. В нем представлена большая коллекция до сих пор работающих джук-боксов, а также ближайших его "родственников" - музыкальных шкатулок, шарманок и часов с мелодиями.

Тогда же музыкальный автомат попадает в кино: в конце 50-х в Италии снимаются два музыкальных фильма: "Ребята и музыкальный автомат" и "Музыкальный автомат кричит о любви", где эпизодические роли исполняет Адриано Челентано. На постерах к фильму главные героини восседают на джук-боксе Seeburg образца 1951 года:

"Музыкальный автомат кричит о любви", 1960г.

"Ребята и музыкальный автомат", 1959г.

Иногда с музыкальным автоматом случаются и забавные истории: например, в феврале 2013 года двое молодых преступников из Калифорнии решили украсть банкомат в местном ресторане в Сан-Диего. Однако этого не произошло, ведь вместо банкомата грабители по ошибке забрали джук-бокс. Полиция предполагала, что такое странное похищение произошло из-за алкогольного опьянения преступников и из-за темноты в помещении.

Сегодняшний музыкальный автомат представляет собой сборник из тысяч композиций, в основе которого лежат компьютерные программы. Дизайн бывает как современным, внешне немного напоминающим платежные терминалы, так и в стиле ретро - как тот самый разноцветный Bubbler.
Ну а если хочется послушать в баре любимые песни - не проходите мимо музыкального автомата.


В эпоху СССР в столовых и небольших кафе стояли музыкальные автоматы, бросаешь пятачок и выбираешь музыкальную композицию. Сегодня я хочу представить вам самоделку – результат сорвавшегося калыма.

Сейчас во многих кафе стоят жидкокристаллические панели, на которых постоянно крутят музыкальные клипы. Идея была в том, что бы каждый посетитель мог со своего смартфона(только Андроид) вставить свою композицию, ролик или клип в список воспроизведения этой панели(например заснять на своем телефоне поздравление и чтобы оно прозвучало). Заказчика смутила стоимость термопринтера + монетоприемника. Но задача интересная и я начал уже работу, поэтому идея была урезана, от термопринтера и монетоприемника я отказался и вот, что получилось.
В продаже есть вот такие медиаплееры(на Aliexpress – до 2000р):


Это полноценный компьютер на чипе RK3066, частота до 1600Мгц, 2х процессорный, видеопроцессор, видео HD, умеет работать как WIFI-точка доступа, читает flash-ки, карты SD.

Подключаем медиаплеер к HDMI входу телевизора(переключить вход телевизора на HDMI) и устанавливаем фаил mPlay.apk(в конце статьи) на медиаплеер(пока не открываем). Настраиваем на девайсе точку доступа(небольшое отступление – на моем плеере WIFI слабый, поэтому желательно все таки использовать публичную точку доступа, благо во всех кафе сейчас бесплатный WIFI). Запускаем mPlay и выбираем в настройках каталог где у нас расположены музыкальные клипы(воспроизводит только файлы *.mp3, *.mp4), в настройках же нажимаем –play-.(Забыл сказать, у плеера 3 разъема: один подключаем к 5 вольтовой зарядке, во второй – мышку, третий остается под флешку. Если у вас мини SD – то в плеере есть слот для карты). Андроид начинает проигрывание музыкальных файлов из выбранного подкаталога. Сервер установлен и запущен в работу.














Для того что бы можно было со своего смартфона передавать свои клипы на сервер – устанавливаем на смартфон файл clPlay.apk(не забудьте в настройках включить пункт – установка из неизвестных источников -).(пока не открываем)

Подключаемся к точке доступа смартфоном и запускаем clPlay, если все правильно то программа покажет наличие сервера, выбираем файл который хотим чтоб проигрался на сервере(файл должен уже быть на смартфоне, снятый например посредством камеры смартфона, обязательно *.mp3 или *.mp4).

Нажимаем кнопку -send- , дожидаемся когда исчезнет индикаторное окно. Файл – передан. По окончанию текущего клипа в порядке очереди проиграется ваш клип. Теоретически клиентов одновременно может быть сколь угодно, на практике скорость передачи файлов зависит от количества клиентов и размера передаваемых файлов. Я пока проверял на 2х смартфонах – скорость приемлемая.





Также этот плеер можно использовать с проектором(если у него есть HDMI). Для того что бы опробовать данную систему достаточно планшета и смартфона с Андроидом не ниже 4 версии.

Если кого-то заинтересовала идея вендингово аппарата на основе этой идеи – обращайтесь.

Стильные и красивые автоматы Juke Box – яркая примета эпохи рок-н-ролла! В 40-60-е годы их можно было встретить в каждом первом американском баре, ресторане или клубе. С помощью кнопок на панели управления, посетитель выбирал понравившуюся песню, которая воспроизводилась автоматом за монетку. Джук-боксы считаются важной составляющей музыкальной культуры XX века, и поэтому о них стоит сказать особо!

Джук боксы и джук джойнты

Слово «джук» проникло в Америку во второй половине XIX веке, когда после Гражданской войны, в дельту реки Миссисипи для освоения хлопковых плантаций стали переселяться чернокожие рабочие. Строгие законы Джима Кроу, бытовавшие в южных штатах, не позволяли афроамериканцам развлекаться вместе с белыми, в результате, в местных посёлках стали открываться «чёрные» заведения, как правило, нищие лачуги, работающие только по выходным. Имя им было джук-джойнты !

Редких белых посетителей приводили в ужас теснота и грязь, царившие в джуках. Вместо традиционного американского виски, в них зачастую был простой самогон, а народные танцы чернокожих имели более чем фривольный вид! Название тоже было под стать, ведь на диалекте галла, на котором говорили выходцы с Ямайки, «juke-joint» означало «дом бардака». С годами слово «juke» утратило свой первоначально негативный смысл. Музыкантов, игравших в джук-джойнтах стали называть «джук-бэндами», а музыкальные автоматы, которые пришли им на смену – «джук-боксами».

Впрочем, в повседневный обиход это название вошло далеко не сразу. В северных штатах, где не были знакомы с южным сленгом, оно проникло только в 1940-е годы.

История джук боксов

Классический джук-бокс проигрывал виниловые пластинки, однако ещё задолго до изобретения граммофонов, уже существовали музыкальные автоматы, работавшие от монетки! По-сути, это были большие музыкальные шкатулки, мелодию в которых рождал вращающийся цилиндр с иголками и дырочками. Поскольку первыми музыкальными механизмами были настенные часы с боем, долгое время музыкальные устройства считались ремеслом часовщиков.

В конце XIX века получили распространение так называемые Полифоны, в которых вместо цилиндров были сменные металлические диски с отверстиями, позволявшие менять мелодию без замены всего автомата.Некоторые устройства, такие как Оркестрион (или Оркестрина), сочетали в себе несколько инструментов сразу.
Музыкальные автоматы на базе дисков изготавливались в Англии, Италии и Америке, а также в Швейцарии, Пруссии и Австрии. Но, что очень характерно, именно американцы первыми додумались взимать за проигрывание мелодии плату!

На рубеже XIX-XX века Полифоны и Симфониумы ненадолго вытеснили самоиграющие механические пианино или пианолы (в западной литературе их часто называют Никелодеон), хорошо знакомые российскому зрителю по фильму Никиты Михалкова. Они были значительно громче и мелодичнее (особенно, когда были хорошо настроены).
Но эра музыкальных механизмов уже подходила к концу. На смену им пришли фонографы, которые не содержали в себе никаких инструментов, но позволяли воспроизводить не только мелодию, но и голос. Пионером звукозаписи принято считать Томаса Эдисона, чей фонограф стал предвестником граммофона и патефона. Кстати, в России фонограф появился почти сразу после его изобретения. Именно благодаря ему до нас дошли записи игры С. Танеева и А. Рубинштейна, голоса Толстого, Чайковского и других исторических личностей. В 1886-м году знаменитый изобретатель телефона Белл и его помощники создали графофон - разновиденость фонографа, в котором восковой цилиндр заменил оловянный. Графофон значительно превосходил по качеству машину Эдисона. Для массового производства была создана фирма «Коламбиа Графофон компания», которая в 1931-м году станет знаменитым медиа-концерном EMI.

В 1890-м году Луи Гласс и Уильям С. Арнольд запатентовали первый платный фонограф, который был оснащён «Монетным включателем» («Coin Actuated Attachment for Phonograph»). Вставленная в прорезь монетка позволяла слушателю повернуть рычаг, приводивший в действие механизм, помещавший стилус репродуктора в нужную канавку. Устройство оснащалось наушниками или большой медной трубой, которая служила одновременно усилителем и динамиком. Большинство таких проигрывателей позволяло воспроизвести только одну мелодию, однако в 1918-м году Хобарт Ниблэк запатентовал устройство, которое умело автоматически менять записи.

26 сентября 1877 года Эмиль Берлинер запатентовал граммофон, запись в котором проигрывалась с пластинок, первоначально цинковых. Качество и чёткость звука, по сравнению с фонографом, возросло в несколько раз. В начале XX века в Европе, Америке и России началось серийное производство граммофонов.

В 1907 году французская фирма Патэ представляет патефон – свой вариант граммофона, часто без громоздкой медной трубы. Труба у таких патефонов была встроенной и помещалась в корпус. В 1913-м году фирмой DECCA был предложен переносной патефон, помещавшийся в небольшой чемоданчик. Первоначально он предназначался для применения в полевых условиях британской армией, позднее рекламировался как незаменимый спутник на пикниках и гребле.

В 1925-м году Berliner совместно с фирмой RCA предлагает электропатефон (позднее электрофон), оснащённый усилителем, электродвигателем и полноценной акустической системой. Он-то и стал основой первых джук-боксов!

Уже в 1927-м году компания National Automatic Music Co (позднее AMi) представила первый джук-бокс, приводимый в работу монеткой, который позволял выбирать записи. Устройство выбора металлического диска, первоначально использовавшееся в механических пианино, было успешно адапатировано для виниловых пластинок.

Спустя год, Джастис Сибург, фирма которого ранее занималась механическими пианино, объединил электростатический громкоговоритель с электрофоном. Его «Аудиофон» включал в себя 8 отдельных вертушек и был очень громоздким. Его более поздняя модификация - «Селектофон» позволяла выбирать до 10 записей. Выбор осуществлялся позиционированием тонарма вверх и вниз. Устройство от AMi тоже было рассчитано на 10 пластинок, но за счёт того, что оно проигрывало их с обеих сторон, слушатель мог выбирать из 20 записей.

С улучшением качества записи и бурным развитием ламповой электроники, позволявшей усиливать звук, спрос на платные проигрыватели непрерывно нарастал, закономерно рождая всё большее предложение. К середине 40-х до 3/4 всех выпускаемых в Америке записей попадали в джук-боксы! Стоило появиться какой-нибудь хитовой новинке, как она немедленно оказывалась в музыкальных автоматах! Впрочем, как это ни странно, в джук-боксах была не только попса. Хотя их и считают приметой рок-н-ролльной эпохи (на некоторых автоматах даже было написано «Rock’N’Roll»), в них всегда можно было послушать и классические записи, а также оперу и джаз!

Дизайн

Одной из причин популярности джук-боксов был их кичливый дизайн! Если ещё в 30-х музыкальные автоматы представляли собой полированные деревянные ящики, то в 40-е их стали облицовывать пластиком. Большие разноцветные кнопки, сияющие никелированные рычажки, мигающие лампочки цветомузыки, зеркала, картинки и надписи превращали автоматы из простых проигрывателей пластинок в настоящее украшение интерьера!

В военные годы, когда метал и пластик стали нужны для военной промышленности, музыкальные автоматы практически перестали производить. Заводы, где ещё вчера собирали джук-боксы, были отданы для военных нужд. Дошло до того, что автомат 1942-го года «Wurlitzer 950» принимал не монеты, а деревянные жетоны! Советские военные лётчики, которые проходили стажировку на Аляске и по вечерам заходили в местные бары, могли их там видеть.

Военной стала даже реклама - на постерах 40-х годов джук-боксы слушают солдаты и матросы, что, вероятно, стимулировало командование приобретать автоматы на военные базы. Трёхлетний дефицит музыкальных автоматов породил невероятный спрос, в результате, один из первых послевоенных автоматов «Wurlitzer 1015» (также известный как «1015 bubbler»), разработанный инженером Полом Фаллером, рассчитанный на 24 записи, стал бестселлером - менее чем за два года было распродано свыше 56000 штук!

Благодаря столь широкому распространению, именно эта модель у многих до сих пор ассоциируется с классическим джук-боксом! Его конкурентами стали «Model A» от компании AMi, выпущенный в том же 1946-м году и серия «Magic Glow» от Rock-Ola.
Но это было только начало! Американские парни возвращались домой. Уставшие от военного лихолетья, они хотели развлекаться, и производство джук-боксов заработало с новой силой! Уже через три года модель M100A от Wurlitzer предлагала выбор из 100 записей!

В 1949-м году компания RCA разработала собственный формат пластинки с диаметром 175 мм и скоростью 45 об/мин. Он получил широкое распространение среди производителей джук-боксов; отныне все новые автоматы проигрывали только «сорокопятки»! С распространением стереозвука джук-боксы стали оснащаться большими стерео колонками для обеспечения слушателя более качественным звуком. Задолго до появления интернета и вэб-сайтов, на джук-боксы ставились «счётчики популярности», информировавшие хозяина заведения о том, какие записи пользуются наибольшим спросом, а какие устарели и нуждаются в замене. Одним словом, до тех пор, пока джук-боксы были в моде, в них продолжали применять все новейшие достижения электроники и электромеханики!

В 50-е годы популярной дизайн концепцией был знаменитый «автомобильный» стиль, где изогнутая хромированная панель напоминала автомобильный бампер, а проигрыватель находился за стеклом, напоминавшим ветровое.
В «космическую» эру 60-х джук-боксы и другие автоматы стилизовали под летающие тарелки и космические корабли. Ярким примером таких устройств была серия «Continental» фирмы AMi, в которой меню было оформлено в виде локатора!

Важным элементом послевоенных музыкальных автоматов стали так называемые «уолл-боксы» - выносные панели управления с множеством кнопок, включавшие в себя монетоприёмник и алфавитно-цифровую клавиатуру для поиска песни и исполнителя. Они располагались автономно от автомата – на стене заведения, барной стойке или даже на столиках кафе, играя роль пульта дистанционного управления. Заказать любимую песню теперь можно было, не вставая из-за стола, да и монетки с нескольких пультов собирались намного «веселее», чем с одного! Одним из популярных уолл-боксов было устройство «Seeburg 3W1» всё той же фирмы Сибурга. Некоторые уолл-боксы совмещались со стильными часами, украшавшими интерьер; как обычно, не обошлось без рекламы Кока-колы - довольно распространены были красные уолл-боксы с логотипом этого шипучего напитка! Подобные уолл-боксы до сих пор можно встретить в американских ресторанчиках, стилизованных под 50-е вроде «Johnny Rockets».

Производители

Самыми известными изготовителями джук-боксов были: Wurlitzer (в бизнесе с 1890-х), AMi (с 1909 года), Seeburg (с 1920-х) и конечно же Rock-Ola (с 1930-х). Нажмите на логотип, чтобы прочитать историю производителя.

AMi

Основана в 1909-м году как компания National Automatic Music Co, первоначально занималась выпуском механических пианино. С началом массового производства граммофонов и развитием рынка грамзаписи, разработанный ранее механизм смены металлических дисков, был успешно адапатирован для виниловых пластинок. Это изобретение было столь удачным, что с незначительными доработками использовалось на протяжении следующих 30 лет!

Первый джук-бокс сошёл с конвейера фирмы уже в 1927 году. Он был рассчитан на проигрывание десяти пластинок с обеих сторон, что позволяло выбирать до 20 записей. Одним из самых ярких и запоминающихся по дизайну автоматов AMi был «Singing Towers, выпускавшийся фирмой с 1939-го по 1942-е годы. Облицованный панелями из литого стекла, с корпусом, стилизованным под камень, он напоминал нью-йоркский небоскрёб. Во время проигрывания музыки подсветка плавно меняла свой цвет. К сожалению, из-за проблем с механизмом этот красивейший джук-бокс не имел коммерческого успеха.

После Второй мировой войны компания сменила название на AMi (Automatic Musical Instrument Company). В 1962-м году AMi приобрела фирма The Automatic Canteen Company, объединив её со своим филиалом ROWE AC Services, занимавшимся разработкой и производством монетоприёмников. Rowe International успешно продолжает бизнес, выпуская современные цифровые джук-боксы.

BAL-AMi

Хотя джук-боксы и считаются американской «фишкой», их производили и в других странах. Стоит сказать пару слов о британских BAL-AMi автоматах. В тяжёлые послевоенные годы в Великобритании были введены серьёзные ограничения на импорт. Чтобы создать как можно больше рабочих мест, правительство запретило ввоз товаров, которые могли быть произведены дома. Допускался частичный импорт, но при этом, по крайней мере, 53% любого изделия должно было быть изготовлено на родине.

После войны спрос в Англии на джук-боксы был огромен, но поскольку производили их всё больше в Соединённых Штатах, ввоз их в Туманный Альбион был крайне затруднён. Лондонский предпринимать Сэм Нортон увидел в этом отличную возможность для прибыли - на базе своей фирмы Balfour (Marine) Engineering вместе с Джоном Хэддоком из корпорации AMi он организовал совместное производство джук-боксов под лицензией AMi. В 1955-м году в продажу поступили первые автоматы BAL-AMi.

Внешне британские джукбоксы ничем не отличались от американских, будучи их полными клонами, но электрика и усилители в них были британскими. Отличительной особенностью «британцев» был их цвет. Если в Америке джук-боксы выпускали преимущественно зелёного цвета, BAL-AMi были розовыми.

Последние две модели: Super 100 и New Yorker, выпущенные в начале 60-х, были уже абсолютно аутентичными разработками BAL-AMi, но в 1962-м году из-за смерти Нормана производство джук-боксов на Balfour было свёрнуто.

Помимо BAL-AMi у фирмы AMi существовали и другие совместные производства: IMA-AMI - Jensen (Дания) и EDEN-AMI (Франция).

Seeburg

Основатель фирмы Джастис Сибург родился в Швеции в 1871-м году. В возрасте 16 лет он переехал в США, поселившись в городе Чикаго, где работал на механиком на фортепианном заводе. В 1907-м году Сибург основал собственное производство, и вскоре фирма J.P. Seeburg Piano Co. стала лидером по производству Оркестрионов. В отличие от других автоматов, Оркестрионы имели несколько инструментов внутри, что позволяло им играть как небольшой хорошо слаженный оркестр.

До 1927-го фирма производила механические пианино, пока Сибург не переориентировал её на платные граммофоны. В 1928-м году он стал одним из первых производителей джук-боксов, представив публике свой Аудиофон. Этот громоздкий 8-секционный ящик управлялся пневмоклапанами, что делало его чем-то средним между никелодеоном и граммофоном. Модель имела некоторый успех.

Появление на рынке первых джук-боксов от других производителей побудило Сибурга на создание следующей модели - Селектофона. Это был провал.

Деформирующиеся шпиндели сводили операторов с ума, и это едва не прикончило весь бизнес. В конце 30-х Сибург передал свой бизнес сыну Ноелу. Он был очень опытным и проницательным бизнесменом, который сумел грамотно реорганизовать компанию, сделав её более успешной, чем Вурлицер и Рок-Ола.

В начале 40-х компания Сибург выпустила принципиально новые джук-боксы, отличавшиеся от предшественников надёжностью работы механики и большим количество записей. Автомат 1949-го года, позволявший проигрывать до 100 записей, сделал Сибурга настоящим лидером рынка!

С появлением формата «45 об/мин», Сибург представил модель M100B - первый джук-бокс, рассчитанный на «сорокопятки» . В 1955-м году вышла ещё одна революционная модель: V-200, поддерживавшая целых 200 записей! Впрочем, успех не может длиться вечно. В 70-е, когда спрос на джук-боксы упал, Сибург и его конкуренты практически прекратили их производство в США.

Rock-Ola

Как это ни странно, но название фирмы Rock-Ola происходит вовсе не от стиля рок-н-ролл! Рокола – настоящая фамилия основателя фирмы Дэвида Роколы, которая очень хорошо подходила компании по производству музыкальных автоматов! Дэвид Рокола родился в Канаде и с юных лет работал в магазине слесарем, ремонтируя торговые автоматы.

К 1926-му году Рокола уже имел свой бизнес по производству весов – разумеется, тоже платных. В 30-е годы Рокола переключился на производство игровых автоматов наподобие пинбола. Нешуточный спрос на музыкальные автоматы стал большим соблазном заняться их производством. Но джук-боксы не случайно стоили целое состояние, их устройство было очень сложным и держалось производителями в секрете, а собственных наработок в этой области у Роколы не было. Выкупив права на готовый механизм, проигрывавший 12 пластинок, у человека по имени Смайт, Рокола приступил к производству собственных джук-боксов.

Появление на рынке нового производителя насторожило Фэрни Вурлицера, который увидел в Роколе угрозу для своего бизнеса. Он попытался договориться с Дэвидом, чтобы тот ушёл добровольно, убеждая его в том, что на рынке нет места для ещё одной фирмы. Однако амбициозный Рокола уходить не собирался, и Вурлицер подал иск на 1 миллион долларов, обвинив Роколу в нарушении патентных прав на механизм Смайта. Рокола выиграл процесс (хотя услуги юристов стоили ему почти полмиллиона). Он продолжил производство, выпустив в 1939-м году очень успешную модель "Luxury Light-Up".

В годы Второй мировой войны, когда все заводы были заняты под военные нужды, Рокола занялся устройствами передачи музыки по телефонной линии. Но как только отгремели последние выстрелы, в производство была запущена новая серия «Magic Glow» (модели 1422, 1426 и 1428).

Выбор редакции
Квас из чистотела по рецепту Болотова собрал весьма противоречивые отзывы, но к ним мы вернемся чуть ниже. А сейчас поговорим о полезных...

В переводе с грузинского «сацебели» - просто «соус», причем название произносят с ударением на первый слог. Чаще его делают из орехов,...

Сыроедческие спагетти лишь условно можно назвать именем популярных макаронных изделий, так как живые спагетти похожи на оригинал только...

С древнейших времен и среди всех народов мужская сила и выносливость были одной из самых значимых человеческих ценностей. Слабый в...
Очищение кишечника соленой водой издавна используется в нетрадиционной медицине как метод избавления от застойных явлений, избытка...
Что делать, если диеты не помогают, а голодать не хватает силы воли и возможностей? Остается надежное и проверенное средство — заговор...
Детальное описание из нескольких источников: «молитва за поступление ребенка в вуз» - в нашем некоммерческом еженедельном религиозном...
При своевременно назначенном и эффективном лечении анализ крови СРБ покажет уменьшение концентрации белка уже через несколько дней....
У многих есть мечта: иметь доступ к неиссякаемому фонтану достатка и прибыли. Если получится, то на постоянной основе. А что вы можете...