Музыкальный инструмент похожий на черепаху. Всё самое интересное о музыкальных инструментах. Симфония для пишущей машинки


Запись медных духовых инструментов в академической музыке

(На примере Трубы, Валторны, Тромбона и Тубы).

Исполнитель:

Семёнов Станислав Михайлович

Допущен к защите

Научный руководитель “ ”___________2012 г. Старший преподаватель

Кафедры музыкальной

звукорежиссуры

Катунина Г.А.

Заведующий кафедрой

музыкальной звукорежиссуры,

профессор Соболева М.А.

Москва 2012 г.

Введение………………………………………………………………………....3

Глава I. Акустические особенности медных духовых инструментов.............4

Труба……………………………..………………………………………...9

Тромбон…………………………………………………………………..11

Валторна…………………………………….……………………………13

Туба………………………………………...……………………………..15

Глава II. Микрофоны, используемые для записи медных духовых инструментов и варианты их расположения в студии……………………….17

Глава III. Запись медных духовых инструментов……………………………19

Запись тромбона и трубы………………………………………………..24

Запись валторны………………………………………………………….25

Запись тубы……………………………………………………………….27

Заключение………………………………………………………………………29

Список иллюстраций……………………………………………………………31

Примеры записи медных инструментов (трек-лист)………………………….32

Список использованной литературы………………………….………………..33

Введение

Целью данной работы является разработка технологий записи медных духовых инструментов на примере: трубы, тромбона, валторны и тубы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:

1) ознакомление с историческими видами медных духовых инструментов,

2) ознакомление с акустическими особенностями медных духовых инструментов,

3) анализ записи медных духовых инструментов

4) рассмотрение основных технических параметров записи на студии

Актуальность темы обусловлена тем, что в современном мире мы сталкиваемся с такой проблемой, как недостаточное количество специализированной литературы для звукорежиссеров по записи медных духовых инструментов. Эти проблемы препятствуют возможности успешно и оперативно решать задачи, касающиеся технологии записи/озвучивания рассматриваемых музыкальных инструментов с которыми часто встречается звукорежиссёр. Знания об акустическом устройстве инструментов, способе извлечения звука, направленности акустического излучения, динамических и спектральных характеристиках, являются обязательными в профессиональной подготовке звукорежиссера.

I. Акустические особенности медных духовых инструментов

Среди многообразия духовых инструментов или аэрофонов, принято выделять группы медных и деревянных.

Медные инструменты часто называются амбушюрные (амбушю́р или амбюшор от фр. embouchure - способ сложения губ музыканта при игре на некоторых духовых инструментах с определенным устройством мундштука, что в основном касается музыкальных инструментов, имеющих чашеобразный мундштук (валторна, труба, тромбон и др.) и некоторых других (флейта, гобой). Амбушюром называется также собственно мундштук указанных типов инструментов. Группа медных духовых, используемых в современных ансамблях и cимфонических оркестрах, включает в себя следующие инструменты: труба, тромбон, валторна, туба, на рассмотрении свойств которых мы и остановимся в данной работе.

Рис.1

Помимо мундштука, изготовленного из различных металлических сплавов, характерной особенностью строения этих инструментов является свернутая трубка различной длины (инвенция, кроны) узкая у вдувного отверстия и постепенно расширяющаяся к выходному отверстию и оканчивающаяся раструбом плавного очертания.

– мундштук тромбона – мундштук валторны

– мундштук трубы – мундштук тубы

Рис.2

Мундштук у медных духовых инструментов является резонатором. От его формы зависит тембр инструмента и его форманта (от лат. Fōrmāntis - придающий форму… ; акустическая характеристика звука…, связанная с уровнем частоты голосового тона и образующая тембр звука).
Чашеобразные мундштуки, которые применяются у труб, тромбонов и туб подчеркивают высокие частоты. Воронкообразные же мундштуки, например, у валторн, напротив, подавляют высокие частоты.

Рис.3

Таким образом, чем мельче мундштучная чашка, тем выше будет форманта. Для того, чтобы подавить дополнительные форманты в звучании инструмента в раструб медных духовых инструментов вводят сурдину (от лат. surdus - глухой, глухозвучащий) - специальное приспособление в музыкальных инструментах для уменьшения силы звука и изменения тембра.

Также для большинства медных духовых характерна вентильная система.

Вентильный механизм (нем. Ventil – клапан) – специальное механическое приспособление в некоторых конструкциях медных духовых инструментов, предназначенное для мгновенного изменения (увеличения) длины канала их основной трубки и соответственно для повышения или понижения высоты извлекаемых звуков.

Система была изобретена в 1818 г. Г.Штольцем и Ф.Блюмелем.

Медные духовые могут иметь два типа вентилей: поворотный или пистонный (помповый).

При поворотных вентилях добавочные кроны открываются с помощью поворота специальных барабанчиков, которые приводятся в действие нажатием пальцев на клапаны.

При пистонных (помповых) вентилях действует система поршневой конструкции. Они нажимаются пальцами до требуемой глубины, при которой просверленные в них отверстия оказываются напротив открытого входа в добавочную крону.

Рис.4

Как и все духовые инструменты, медные инструменты генерируют звук с помощью энергии сжатого воздуха, созданной за счет мускульных усилий музыканта. Роль вибраторов выполняют особым образом колеблющиеся губы; в качестве резонаторов используются столбы воздуха в удлинённых трубах.

Что касается системы звукообразования, то в отношении медных духовых инструментов имеется ряд отличий от прочих духовых, а именно: особый механизм модуляции потока воздуха с помощью колебания губ; использование достаточно больших мундштуков сложной конструкции; применение изогнутых цилиндрических и конических труб; использование вентилей и кулис вместо боковых отверстий; применение больших раструбов в качестве дополнительных усилителей звука, а также использование сурдин.

Возбуждение столбов воздуха происходит с помощью вибраций губ, которые выполняют роль, аналогичную роли гибких тростевых пластинок. Именно поэтому данная группа инструментов называется амбушюрными. В них через особым образом сложенные губы периодическими толчками выходит воздух, т.е. происходит модуляция воздушной струи, которая возбуждает стоячие волны в трубе (резонаторе), что, в свою очередь, усиливает звук, создаёт “положительную обратную связь” и придаёт звуку музыкальную окраску.

Губы могут вибрировать сами по себе под действием струи воздуха, но для этого в полости рта должно быть создано достаточно большое давление. Уровень внутреннего давления очень важен для игры на медных инструментах, так как колебания губ стабилизируются не сразу: в первый момент они должны опираться только на внутренний акустический импеданс (т.е. комплексное сопротивление ) в полости рта, пока в трубе не образуется стоячая волна и не сформируется импедансный пик на входе трубы. Поскольку трубы имеют большую длину, этот процесс занимает достаточно долгое время. Различия в поведении губ и столба воздуха в трубе в начальный период определяет характер (переходных процессов) атаки в медных инструментах – он и служит их идентификационной характеристикой.

В амбушюрных инструментах невозможно играть без опоры на воздушный столб. Формирование стоячих волн в трубах с достаточно большой амплитудой помогает стабилизации потока воздуха через губы.

Вопреки распространённому представлению, основные акустические характеристики труб существенно не изменяются при изгибе их корпуса, однако большинство музыкантов полагает, что чем больше изогнут резонатор, тем более матовый (мягкий) звук извлекается. На самом деле тембр инструмента гораздо сильнее зависит от ширины мензуры. Мензурой называется отношение диаметра к длине трубки.

Все медные духовые инструменты делятся на узкомензурные (труба, тромбон, туба, валторна), у которых основная часть трубки имеет цилиндрическую форму, и широкомензурные (корнет, флюгельгорн, семейство саксгорнов), у которых основная часть трубки имеет коническую форму. Узкомензурные инструменты, особенно труба и тромбон, обладают ярким тембром. У широкомензурных инструментов звук более мягкий, матовый. Узкомензурные инструменты, входящие в состав симфонического оркестра называют еще «характерными»

Помимо прочего, медные духовые отличаются от всех остальных музыкальных инструментов ярко выраженной направленностью, так как звук у медных духовых излучается узким факелом из раструба. Особенно это касается высоких гармоник. Только на самых низких нотах направленность основных тонов близка к круговой. Это может привести к тому, что при прочих равных условиях медь окажется в записи гораздо ближе по плану, чем другие инструменты, так как в микрофоны в основном будет попадать концентрированный узконаправленный прямой сигнал.

Медные духовые отличаются также довольно большой громкостью звука и практически полным отсутствием шумов. Динамический диапазон зависит от высоты извлекаемых звуков – в высоком регистре не получится играть тихо.

Труба

Рис.5

Труба - (итал. tromba , фр. trompette , нем. Trompete , англ. trumpet ) - медный духовой музыкальный инструмент альтово - сопранового регистра, самый высокий по звучанию среди медных духовых. В качестве сигнального инструмента натуральная труба использовалась с древнейших времён, примерно с XVII века вошла в состав оркестра. С изобретением механизма вентилей труба получила полный хроматический звукоряд и с середины XIX века стала полноценным инструментом классической музыки. Инструмент обладает ярким, блестящим тембром, используется как сольный инструмент, в симфоническом и духовом оркестрах, а также в джазе и других жанрах.

Труба - амбушюрный духовой инструмент, сконструированный из меди или латуни реже из серебра, у которого узкая трубка согнута в один оборот и заканчивается небольшим раструбом; в длину труба примерно 140 см, диаметр раструба 11 см. Как правило у трубы трех - вентильный механизм с помощью которого музыкант может понижать звук на тон, полтона и полтора тона. Каждый вентиль открывает дополнительную трубку – крону. Общая длина воздушного столба внутри инструмента увеличивается и звук понижается. Одновременное нажатие двух или трёх вентилей позволяет понизить общий строй инструмента до трёх тонов. Таким образом труба получает хроматический звукоряд. Нередко, музыканты, играющие на трубе используют сурдину для изменения силы или тембра звучания. Сурдина для классической трубы – это грушеобразная болванка из дерева, алюминия, картона или пластика, вставляющаяся в раструб. Piano с такой сурдиной даёт эффект звучания в отдалении, а forte звучит резко и гротескно. Трубачи, исполняющие джаз, зачастую используют сурдины для создания всевозможных эффектов – рычания, ржания, кваканья и т.п.

Рис.6

Частотный диапазон (трубы in B) – основные тоны 164,8 Гц. Полный диапазон вместе с обертонами достигает 8 кГц.

В низком регистре труба имеет довольно большой динамический диапазон - 35 дБ (от 53 до 88 дБ). В высоком регистре у трубы динамический диапазон сужается до 15 дБ. Частотный диапазон трубы на основных тонах 230…1180 Гц, спектр простирается до 9 кГц. Время атаки от 10 до 20 мс. Гармоники возникают позже основного тона. Так, третья гармоника появляется через 40 мс после возникновения сигнала.

Переходные процессы – длительность нарастания 25-30 мс в низких регистрах и 20 мс в верхних.

Характеристика направленности – звук извлекается только вперёд через раструб, ширина лепестка плавно обостряется к высоким частотам

Тембр – сильный, блестящий в среднем регистре; резкий, пронзительный в верхнем.

Рис.7

Тромбон

Рис.8

Тромбон – (итал. trombone , букв. «большая труба», англ. и фр. trombone , нем. Posaune ) - медный духовой музыкальный инструмент басово - тенорового регистра. Инструмент существует в нескольких разновидностях, образующих отдельное семейство. В наше время чаще используется основной представитель семейства - теноровый тромбон. Как правило, под словом «тромбон» подразумевается именно эта разновидность, в связи с тем, что, часто слово «теноровый» опускают. Альтовый и басовый тромбоны применяются реже, сопрановый и контрабасовый - почти не используются.

Тромбон - амбушюрный духовой инструмент, так же как и труба сконструированный из меди, латуни или других металлических сплавов. Тромбон, как правило имеет подвижную кулису с помощью которой музыкант изменяет объём заключённого в инструменте воздуха. Таким образом, достигая возможности исполнять звуки хроматического звукоряда. Однако кулисный способ управления высотой звука по быстроте и четкости уступает вентильному, как у трубы, валторны или у тубы.

Тромбон - не транспонирующий инструмент, поэтому его ноты всегда записываются в соответствии с действительным звучанием. На некоторых тромбонах имеются добавочные кроны, позволяющие понижать звуки на кварту или на квинту. Такие кроны подключаются с помощью кварт - вентиля или квинт - вентиля.

Общая длина инструмента примерно 275-300 см, диаметр раструба – 18 см

Частотный диапазон – основные тоны для тромбона 41,2 Гц, полный частотный диапазон до 5 кГц, имеется много обертонов в спектре. Главная форманта находится в области 500 Гц.

Рис.9

Динамический диапазон – в среднем составляет 37 дБ, при этом самые громкие звуки имеют уровень 95 дБ (на расстоянии 16 метров от исполнителя). В высоком регистре у тромбона наблюдается до 70 дБ, а в низком регистре на тихих нотах (pp) 40 дБ.

Характеристика направленности – имеет суживающийся к верхним частотам главный лепесток, направленный вверх

Тембр - в нижнем регистре мощный, суровый; в среднем регистре – очень яркий, четкий, блестящий.

Рис. 10

Валторна

Рис.11

Валторна – (от нем. Waldhorn - «лесной рог», итал. corno , англ. French horn , фр. cor ) - медный духовой музыкальный инструмент басово-тенорового регистра. Произошла от охотничьего сигнального рога, в оркестр вошла в середине XVII века. До 1830-х годов, подобно другим медным инструментам, не имела вентилей и была натуральным инструментом с ограниченным звукорядом (так называемая «натуральная валторна», которую использовал ещё Бетховен). Валторна используется в симфоническом и духовом оркестрах, а также как ансамблевый и сольный инструмент. В настоящее время применяется главным образом in F (в строе Фа), в духовых оркестрах также in Es (в строе Ми-бемоль).

Валторна - амбушюрный духовой инструмент, имеет длинную (375 см) узко- канальную цилиндрическую трубу, свернутую спиралеобразно и заканчивающуюся широким раструбом (диаметром 32 см). Валторна снабжена механизмом с четырьмя или пятью вентилями. Инструмент имеет глубокий, узкий, воронкообразный мундштук.

Частотный диапазон: основные тоны для валторны in F составляют 48 Гц, 46 Гц. Полный диапазон достигает 1,5 кГц в нижнем регистре и 5 кГц – в верхнем. Имеется форманты: основная в области 340 Гц, менее выраженные в области 750 Гц, 1220 Гц и 2000 Гц. Спектр валторны также сильно зависят от громкости исполнения. При тихой игре спектр довольно редкий и достигает только 2 кГц. Звук при этом очень мягкий и округлый, волновая форма близка к синусоиде. При игре mezzo-forte спектр расширяется до 4…5 кГц, а при громкой игре достигает 7 кГц.

Динамический диапазон – составляет 40 дБ на низких частотах, 25 дБ – на высоких. В среднем уровни звукового давления достигают 53дБ-А для тихих уровней (pp) и 86 дБ-С для громких (ff) Переходные процессы – достаточно большое время атаки: 40-80 мс в нижнем регистре, 20-30 мс – в верхнем.

Рис. 12

Характеристика направленности – главный лепесток уменьшается по ширине к высоким частотам и имеет некоторый поворот относительно оси.

Тембр – ровный, мягкий, певучий, хорошо сливающийся со струнными и деревянными инструментами.

Рис.13

Туба

Туба - (итал. из латинского tuba - «труба», англ. tuba , нем. Tuba , фр. tube ) Современная модель инструмента была сконструирована во второй четверти XIX века Адольфом Саксом. Туба обладает суровым, массивным тембром, который трудно интонируется. Используется в основном в симфоническом оркестре, где ей принадлежит роль басового инструмента в группе медных духовых. Активно используется в духовых оркестрах, сравнительно реже в различных джазовых и эстрадных оркестрах и ансамблях. В качестве сольного инструмента туба выступает достаточно редко.

Рис.14

Туба - широкомензурный, самый низкий по звучанию медный амбушюрный духовой инструмент, имеет длинную свернутую в несколько раз трубу с большим раструбом.

Общая длина трубы 536 см, диаметр раструба – 35-60 см.

Тубы имеют строи 9-футового В, 12-футового F, 14-футового Es, 16-футового С и 18-футового ВB. Они делаются с широким коническим каналом, не считая цилиндрической по необходимости вентильной системы, и с очень широким раструбом, то есть деталями, которые, вместе с большим, глубоким чашеобразным мундштуком, облегчают извлечение самых низких нот, включая педальные тоны.

Применяются оба типа вентилей и поворотный, и пистонный, в зависимости от индивидуальных предпочтений. Вентильная система состоит из обычных трех вентилей, плюс четвертый, иногда пятый, а в отдельных случаях даже шестой.

Частотный диапазон: для контрабасовой тубы in B, диапазон основных частот составляет 30,87 Гц, 349,2 Гц. Полный диапазон 1-1,5 кГц для низких нот, 1,5-2 кГц для высоких. В спектре мало высших гармоник. Имеется область формант в диапазоне 210-250 Гц.

Динамический диапазон на расстоянии 16 метров от инструмента можно получить уровень 54 дБ (pp), 74 дБ (mF), 87 дБ (ff). Средний используемый динамический диапазон 20 дБ. Рис.15

Переходные процессы – время нарастания для низких нот составляет 60 мс. Для средних – 40 мс. Для высоких – 25 мс.

Характеристика направленности – главный лепесток направлен вверх от раструба, он плавно обостряется к высоким частотам.Тембр – суровый, массивный, глубокий.

Рис. 16

II. Микрофоны, используемые для записи медных духовых инструментов и варианты их расположения в студии.

Перед началом любой сессии звукозаписи и перед записью медных духовых инструментов в частности, необходимо решить: какой микрофон использовать?

По опыту западных звукорежиссеров конденсаторные микрофоны с широкой мембраной, ленточные микрофоны и ПЗМы хорошо зарекомендовали себя при записи духовых. Так, конденсаторный микрофон снимает открытый, естественный звук, хорошо передаёт высокие частоты и превосходно отражает гармонию инструмента в пространстве.

За счет широкой диафрагмы конденсаторные микрофоны отлично справляются с записью тромбона и трубы.

рис. 20 – широкомембранный конденсаторный микрофон

Ленточные микрофоны используют в паре с конденсаторными, располагая их на расстоянии

рис.21- ленточный микрофон

ПЗМ(от англ. Pressure Zone Mic – микрофон граничного слоя) прекрасно работает как основной (ближний) или пространственный микрофон, превосходно сглаживая резкие ноты верхних регистров инструмента, сохраняя при этом присущий медным духовым общий характер звучания.

рис.22 – микрофон ПЗМ

Приступая к записи, необходимо максимально тщательно проверять реакцию микрофонов на резкие пиковые выбросы и настраивать входные уровни на линейках микшерного пульта. Иногда полезно использовать аттенюаторы на самих микрофонах. Это позволит не только значительно сэкономить силы и время музыкантов и звукорежиссеров, но и поможет избежать крайне нежелательных перегрузок звукового тракта и избавит от необходимости подвергать конечную запись обработке эффектами.


Рис. 23 Волновые формы сигнала трубы.

Записывая медные духовые, следует помнить, что зачастую партитурой предполагается игра с сурдинами, в связи с чем, время от времени необходимо будет переставлять микрофоны ближе к исполнителям (примерно 0,5 метра). В отдельных случаях возможно также заранее договариваться с музыкантами, чтобы те самостоятельно контролировали уровень громкости звучания инструментов, чуть мягче играя громкие части или, наоборот, стараться играть громче в проходах pianissimo.

Однако в большинстве случаев снижение громкости при использовании сурдин является естественным, и оно соответствует замыслу композитора или исполнителя. Поэтому звукорежиссеру лучше ничего не менять.

Валто́рна (от нем. Waldhorn - «лесной рог», итал. corno, англ. French horn, фр. cor) - медный духовой музыкальный инструмент басово-тенорового регистра. Произошла от охотничьего сигнального рога, в оркестр вошла в середине XVII века. До 1830-х годов, подобно другим медным инструментам, не имела вентилей и была натуральным инструментом с ограниченным звукорядом (так называемая «натуральная валторна», которую использовал ещё Бетховен). Валторна используется в симфоническом и духовом оркестрах, а также как ансамблевый и сольный инструмент. В настоящее время применяется главным образом in F (в строе Фа), в духовых оркестрах также in Es (в строе Ми-бемоль). Диапазон валторны по действительному звучанию - от H1 (си контроктавы) до f² (фа второй октавы) со всеми промежуточными звуками по хроматическому звукоряду. Ноты для валторны пишутся в скрипичном ключе на квинту выше действительного звучания и в басовом - на кварту ниже действительного звучания (ранее нотировались без ключевых знаков). Тембр инструмента несколько грубоватый в нижнем регистре, мягкий и певучий на пиано, светлый и яркий на форте - в среднем и верхнем.

Валторне хорошо удаётся исполнение длинных нот (в том числе на органном пункте) и мелодий широкого дыхания. Расход воздуха на этом инструменте относительно невелик (не считая крайних регистров).

В
а́гнеровская ту́ба
(нем. Wagnertuba, англ. Wagner tuba, итал. Tuba wagneriana или Tuba di Wagner, фр. Tuba wagnerien; название происходит от имени композитора Рихарда Вагнера) - медный духовой музыкальный инструмент басово-тенорового регистра, объединяющий в себе конструктивные особенности валторны и тубы. Название «вагнеровская туба» не совсем верно, поскольку по конструкции этот инструмент ближе к валторне, к тому же в нём используется валторновый мундштук, поэтому в абсолютном большинстве случаев играют на нём профессиональные валторнисты. Правильнее классифицировать его как разновидность валторны. Однако существующее название сложилось исторически сразу в нескольких европейских языках. По звучанию вагнеровская туба напоминает эуфониум, поэтому при отсутствии этого инструмента в оркестре эуфониум нередко её заменяет.

Изобретение этого инструмента приписывается Рихарду Вагнеру, впервые применившему его в своих произведениях. Предположительно в конструировании вагнеровской тубы поучаствовал также изобретатель саксофона Адольф Сакс. Вагнеровская туба используется композиторами довольно редко. Наиболее известные музыкальные произведения с участием этого инструмента - тетралогия Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга», симфонии Антона Брукнера № 7, 8 и 9, балет Игоря Стравинского «Петрушка», оперы Рихарда Штрауса «Электра» и «Женщина без тени», а также его «Домашняя симфония».

Труба (натуральная) , несмотря на свою многовековую историю, инструмент очень молодой. Однако это действительно так! Труба – дитя технического прогресса, ее изготовление связано с обработкой металла и первые инструменты, которые можно называть трубой, появились приблизительно в 3600 году до нашей эры – в Бронзовом веке.

Известны египетские трубы времен правления фараона Тутанхамона (1500 год до нашей эры), римские трубы: лур, корну, литуус, букцина. Каждый виток прогресса неизменно отражался на качестве и форме изготовляемых труб. Менялась толщина листа металла, из которого делался инструмент, улучшалось качество пайки соединений, менялся и сам металл, из которого изготавливалась труба (бронза, серебро, медь). Естественно, имело место и многообразие форм инструмента. Главным оставалось одно – назначение трубы. Веками ее использовали в свитах правителей и как сигнальный инструмент в войсках.

Наконец, к началу XVII века, труба обрела иные качества и форму. Такой ее знали и для такой писали композиторы от Монтеверди и Перселла, до Мендельсона и Берлиоза. (Первые упоминания об инструментальных мастерах, таких как Шнитцер в Германии, относятся приблизительно к 1590 году.) На протяжении двух последующих веков форма трубы почти не будет меняться. Этот инструмент теперь мы называем натуральной трубой. Звуки на ней извлекаются передуванием и строятся по обертонам. Из-за большой длины инструмента нижняя (педальная) нота была расположена в большой октаве, и от восьмого обертона можно было использовать гаммообразные пассажи.

“Золотым веком” натуральной трубы был век XVII. Натуральная труба блистает в творчестве таких мастеров как Г. Перселл, А. Скарлатти, А. Вивальди, Г.Ф. Телеманн и достигает вершин в музыке Г.Ф. Генделя и И.С. Баха. Роль трубы в музыке того времени двояка. Во-первых, труба остается сигнальным инструментом и группа труб (как правило, три исполнителя) вместе с литаврами создают праздничное, призывное звучание. Во-вторых, композиторы используют верхний регистр солирующей трубы для подвижных фраз и юбиляций (например, в сонатах Г. Перселла и А. Корелли, концертах А. Вивальди, Г.Ф. Телеманна, Бранденбургском концерте № 2 И.С. Баха) и блестяще сочетают его с солирующим голосом (шесть арий А. Скарлатти, арии из кантат И.С. Баха и ораторий Г.Ф. Генделя). Труба вступает в соревнование с голосом на равных. Увы, такие соревнования были не всегда удачны для трубачей. Вспомним фильм “Кастрат Фаринелли” о знаменитом виртуозе-певце, где есть сцена на рыночной площади, когда Фаринелли вступает в соревнование с трубачом и побеждает его, оказываясь виртуозней.

История сохранила нам имена трубачей того времени. Это Джироламо Фантини, автор восьми сонат для трубы и “Modo per impare a sonare di tromba” – первой опубликованной школы игры на трубе, Д. Шор, И. Кларк, для которых исали Г. Перселл и Г.Ф. Гендель, а также Иоганн Готфрид Рейхе из Лейпцига – первый исполнитель музыки И.С. Баха. Конец XVIII века дает старт тем техническим изменениям, которые привели трубу к ее сегодняшнему виду и качеству. Исполнители нуждались в хроматическом инструменте, а композиторы стали использовать в своих сочинениях все более и более сложные сочетания тональностей. На первой хроматической трубе (сообщение о ней датируется 1793 годом) были установлены клапаны на манер флейтовых и кларнетовых. Хотя в дальнейшем эта новация не получила развития, так как при открытых клапанах труба проигрывала в звучании, клапанная труба увековечена в концертах И. Гайдна (1798) и И.Н. Гуммеля (1803), написанных по заказу венского трубача Антона Вейдингера (1766-1852). Эти концерты до сих пор являются самыми популярными в репертуаре трубачей. Эксперименты продолжались. Практический смысл их сводился к тому, чтобы с помощью каких-либо механизмов удлинять трубку инструмента, понижая, таким образом, ноты натурального звукоряда. Не стоит думать, что на время этих поисков натуральная труба сдала свои позиции. Хроматические инструменты пока проигрывали натуральным в качестве звучания и композиторам приходилось проявлять чудеса изобретательности, подгадывая побольше пауз для смены кронов или, как Г. Берлиоз и ранний Р. Вагнер, используя четыре натуральные трубы разных строев попарно.

Т
руба-пикколо,
как и малая труба ре, была изобретена примерно в тоже время и с той же целью - для исполнения старинной музыки. Ее красивый, звонкий тембр и широкий диапазон позволили возродить к жизни множество красивейших сочинений старых мастеров.

В 1884 году известный немецкий трубач Юлиус Козлек (1835-1905) после многих опытов сконструировал трубу в строе Ля с двумя вентилями,на которой с легкостью играл труднейшие партии кларино.Применив к тому же мундштук с глубокой конусообразной чашечкой,он добился необыкновенно легкого и красивого тембра звука.

Труба-пикколо имеет 4 вентиля и 4 дополнительные кроны.Четвертый вентиль является квартвентилем,то есть понижает каждый натуральный звук на кварту.Он служит для заполнения зоны от До до Фа первой октавы,а также для выстраивания отдельных неточно интонируемых звуков. У инструмента есть дополнительная трубка для перестраивания из строя си-бемоль в ля.

В настоящее время на ней играют с более мелким мундштуком,который позволяет легче извлекать звуки в верхнем регистре и более чисто интонировть.

В оркестре трубу-пикколо начали использовать в 20 веке (например,Стравинский в "Петрушке",где есть известное соло трубы-пикколо).А в сольной практике при исполнении старинной музыки инструмент пользуется еще большей популярностью,чем труба Ре.

На малых трубах и трубах-пикколо играли и играют такие замечательные трубачи,как Адольф Шербаум,Людвиг Гюттлер,Морис Андре,Уинтон Марсалис,Хакан Харденбергер и многие другие.

Т
руба́
(итал. tromba, фр. trompette, нем. Trompete, англ. trumpet) - медный духовой музыкальный инструмент альтово-сопранового регистра, самый высокий по звучанию среди медных духовых. В качестве сигнального инструмента натуральная труба использовалась с древнейших времён, примерно с XVII века вошла в состав оркестра. С изобретением механизма вентилей труба получила полный хроматический звукоряд и с середины XIX века стала полноценным инструментом классической музыки. Инструмент обладает ярким, блестящим тембром, используется как сольный инструмент, в симфоническом и духовом оркестрах, а также в джазе и других жанрах.

Трубы делают из латуни или меди, реже - из серебра и других металлов. Уже в античности существовала технология изготовления инструмента из одного цельного листа металла.

По сути своей труба представляет собой длинную трубку, которая изгибается исключительно для компактности. Она слегка сужается у мундштука, расширяется у раструба, а на остальных участках имеет цилиндрическую форму. Именно такая форма трубки придаёт трубе её яркий тембр. При изготовлении трубы важен предельно точный расчёт как длины самой трубки, так и степени расширения раструба - это кардинальным образом влияет на строй инструмента.

Основным принципом игры на трубе является получение гармонических созвуков путём смены положения губ и изменение длины столба воздуха в инструменте, достигаемое с помощью механизма вентилей. На трубе применяется три вентиля, понижающих звук на тон, полтона и полтора тона. Одновременное нажатие двух или трёх вентилей даёт возможность понизить общий строй инструмента до трёх тонов. Таким образом, труба получает хроматический звукоряд.

На некоторых разновидностях трубы (например, на трубе-пикколо) есть также четвёртый вентиль (квартвентиль), понижающий строй на чистую кварту (пять полутонов).

Труба - правосторонний инструмент: при игре вентили нажимают правой рукой, левая рука поддерживает инструмент.

К
лапанный тромбон
отличается от обычного тромбона, тем, что изменение высоты нот осуществляется тремя клапанами (похожий принцип используется и в оркестровой трубе). Эти клапаны дают исполнителю достаточно большую свободу, но зато звук клапанного тромбона уступает по своей яркости и насыщенности обычному тромбону. До середины XX века клапанные тромбоны были широко распространены в танцевальных ансамблях и театральных оркестрах, сейчас же они по большей части применяются в джаз-музыке.

К
орне́т
(итал. cornetto - «рожок») или корне́т-а-писто́н (фр. cornet à pistons - «рожок с поршнями») - медный духовой музыкальный инструмент, напоминающий трубу, но имеющий более широкую и короткую трубку и снабжённый не вентилями, а поршнями. Ведёт своё происхождение от почтового рожка. Был сконструирован во Франции около 1830 года.

Объём действительного звучания корнета совпадает с диапазоном трубы - от e (ми малой октавы) до c3 (до третьей октавы). Применяется в строях си-бемоль (in B) и ля (in A), ноты пишутся обычно без ключевых знаков, на тон или полтора (в зависимости от строя) выше действительного звучания.

В XIX веке корнеты часто вводились в оркестр наряду с трубами. Несмотря на то, что трубы уже были хроматическими инструментами, композиторы редко доверяли им сольные и виртуозные эпизоды. Считалось, что корнет обладает бо́льшими виртуозными возможностями и более мягким тембром, чем труба. Корнеты использовались в оркестровых сочинениях Берлиоза (симфония «Гарольд в Италии»), Бизе (музыка к драме «Арлезианка»), Чайковского (Итальянское каприччио, «Франческа да Римини»). Один из самых знаменитых сольных номеров корнета - Неаполитанский танец из балета Чайковского «Лебединое озеро».

Во второй половине XIX века корнет пользовался большой популярностью. В 1869 году класс корнета был открыт в Парижской консерватории, основателем и первым его профессором был знаменитый корнетист-виртуоз Жан Батист Арбан.

В XX веке улучшение конструкции труб и совершенствование мастерства трубачей практически свели на нет проблему беглости и тембра, и корнеты исчезли из оркестра. В наше время оркестровые партии корнетов исполняются, как правило, на трубах, хотя иногда используется и оригинальный инструмент.

Корнет - обычный участник духового оркестра, где исполняет мелодический голос. Использовался на ранних этапах становления джаза, однако впоследствии уступил место трубе.

В настоящее время корнет помимо духового оркестра используется как учебный инструмент и изредка в качестве солиста.

Т
у́ба
(итал. из латинского tuba - «труба», англ. tuba, нем. Tuba, фр. tube) - широкомензурный медный духовой музыкальный инструмент, самый низкий по регистру. Современная модель инструмента была сконструирована во второй четверти XIX века Адольфом Саксом. Туба обладает суровым, массивным тембром, звук тубы трудно интонируемый. Используется в основном в симфоническом оркестре, где ей принадлежит роль басового инструмента в группе медных духовых. Активно используется в духовых оркестрах, сравнительно реже в различных джазовых и эстрадных оркестрах и ансамблях. В качестве сольного инструмента туба выступает сравнительно редко.

В симфоническом оркестре применяется, как правило, одна, реже две или три тубы. Туба обычно играет роль баса в группе медных инструментов. В партитуре партия тубы пишется ниже других инструментов этой группы, часто на одной строчке с партией третьего тромбона.

Благодаря механизму вентилей туба является достаточно технически подвижным инструментом (что не относится, однако, к самым крайним регистрам), однако в быстрых гаммообразных диатонических и хроматических пассажах, а также в арпеджио интонация тубы становится невнятной.

Стаккато на тубе звучит достаточно отчётливо, хотя и несколько грузно. Оно лучше получается в форте, чем в пиано.

На тубе применяются вентильные трели, кроме того, возможно извлечь несколько трелей губами в верхнем регистре.

Из-за довольно внушительного веса инструмента исполнители довольно редко играют стоя, используя при этом поддерживающий ремень или, иногда, и целую систему из них. Обычно игра на тубе стоя - вынужденная мера, вызванная тем, что оркестр играет в движении (на марше). В прочих ситуациях, когда оркестр играет стоя, не редки случаи, когда тубисты остаются сидеть: поскольку они обычно размещаются в самом дальнем ряду оркестра - это не портит внешний вид оркестра по фронту.

Для тубы созданы разнообразные сурдины. Но из-за «молчаливого протеста», что исполнителям приходится носить и без того нелёгкий инструмент, музыканты, в своём большинстве, бойкотируют использование сурдин.

Э
лектрогитара
- разновидность гитары с электрическими звукоснимателями, преобразующими колебания металлических струн в колебания электрического тока. Сигнал со звукоснимателей может быть обработан для получения различных звуковых эффектов и затем усилен для воспроизведения через динамики. Само слово «электрогитара» возникло от словосочетания «электрическая гитара», но многие об этом забывают, ошибочно называя её «электронная гитара».

Некоторые считают, что электрогитары изготовляются из пластика или металла, но на самом же деле они делаются как правило из дерева. Самые распространённые материалы - ольха, ясень, махагони (красное дерево), клён. В качестве накладок на гриф применяют палисандр, чёрное дерево и клён.

Наиболее распространены шестиструнные электрогитары. Классический строй шестиструнной гитары аналогичен строю акустической гитары: ми си соль ре ля ми (E B G D A E). Достаточно часто используется строй «dropped D», в котором нижняя струна настраивается в ре (D) и более низкие настройки (Drop C, Drop B), которые используют в основном гитаристы металла и альтернативной музыки. В семиструнных электрогитарах чаще всего дополнительная нижняя струна настраивается в си (B). Восьмиструнная гитара - электрогитара с дополнительными 7 и 8 струнами для экстремально тяжёлой музыки. Впервые сделана на заказ и использована шведской метал-группой «Meshuggah». Благодаря популярности этой группы, для любителей подобной музыки выпущена первая серийная 8-струнная гитара, Ibanez 2228.

Типичными, наиболее популярными и одними из старейших моделей электрогитар являются Telecaster (выпущена в 1951 году) и Stratocaster (1954) компании Fender, а также Les Paul (1952) компании Gibson. Эти гитары считаются эталонными и имеют множество копий и подражаний, которые производятся другими компаниями. Многие современные крупные компании по производству музыкальных инструментов в начале своей деятельности выпускали лишь копии популярных моделей Fender и Gibson. Впрочем, впоследствии такие фирмы как Rickenbacker, Ibanez, Jackson, Yamaha, Hamer (англ.), B.C. Rich, ESP, Schecter и другие выпустили собственные модельные ряды инструментов, которые стали очень популярными в мире.

Бас-гитара - струнно-щипковый музыкальный инструмент, предназначенный для игры в басовом диапазоне. Применяется во многих музыкальных стилях и жанрах в качестве аккомпанирующего и реже - сольного инструмента. Со времени своего появления в середине XX века стала одним из наиболее распространённых басовых инструментов.

Партия бас-гитары в музыкальном произведении называется басовая партия или басовая линия, а исполнитель, играющий на бас-гитаре - бас-гитарист или басист.

Основная область применения бас-гитары - современная популярная и джазовая музыка, в классической музыке бас-гитара используется реже обычной шестиструнной гитары. Роль бас-гитары в ансамбле также отличается от роли обычной гитары - бас-гитара чаще используется для аккомпанемента и ритмической поддержки, чем в качестве солирующего инструмента.

Звучит бас-гитара на октаву ниже обычной. Она полностью симметрична (то есть каждая следующая открытая струна отстраивается на кварту ниже предыдущей), таким образом стандартная настройка бас-гитары совпадает с настройкой четырех басовых струн обычной гитары, только на октаву ниже (настройка бас-гитары совпадает с настройкой контрабаса). Диапазон обычной четырёхструнной бас-гитары в классическом строе составляет чуть более трёх октав - от ми контроктавы до соль первой октавы.

В отличие от остальных разновидностей гитар бас-гитара имеет следующие конструктивные особенности, обусловленные необходимостью получить более низкий диапазон звучания:

Большие размеры;

Увеличенная мензура (864 мм (34") против 650 мм у классической гитары);

Более толстые струны;

Уменьшенное число струн (наиболее распространены 4-струнные бас-гитары).

Исторически бас-гитара впервые появилась в виде электробаса и только затем был создан акустический вариант, в отличие от гитары, где все было наоборот - сначала возникновение акустической гитары, а затем преобразование её в электрогитару.

И
нструмент, ведущий свой род от старинной цитры, предстаёт перед нами в одном из самых искусных профессиональных воплощений.

Венгерские цимбалы и по сей день встречаются главным образом в венгерских цыганских ансамблях, где на них виртуозно играют музыканты, одетые в национальные костюмы.

В конце XIX века, когда появилась концертная версия венгерских цимбал, инструмент всё ещё считался этническим, народным, несмотря на то, что к нему обращался маэстро Ференц Лист.

Ситуацию переменили выдающиеся представители венгерской композиторской школы Бела Барток и Зенон Кодай. Позднее к ним присоединился Игорь Стравинский, который никогда не упускал возможности для эксперимента с каким-либо новым звучанием. Индивидуальный тембр и стиль венгерских цимбал украсили и разнообразили музыкальную ткань его сочинения Байка про лису.

Ци́тра (нем. Zither) - струнный щипковый музыкальный инструмент, получивший наибольшее распространение в Австрии и Германии в XVIII веке. Имеет плоский деревянный корпус неправильной формы, поверх которого натянуто от 30 до 45 струн (в зависимости от размера инструмента). Несколько ближайших к исполнителю струн (обычно 4-5), натянутых над грифом с металлическими ладами, защипываются надетым на большой палец правой руки плектром, на них играется мелодия. Оставшиеся струны служат для аккордового сопровождения, на них играют остальными пальцами.

Выделяют различные виды цитр: дискант-цитра, басовая цитра, концертная цитра и др. Общий объем группы - от соль контроктавы до ре четвёртой октавы. В оркестровых произведениях цитра чаще всего солирует.

Цитра известна в Западной Европе с конца XVIII века, в России появилась во второй половине XIX века. Аналогичные инструменты древнего происхождения встречаются у многих народов. Так, цитры были распространены в Китае и на Ближнем Востоке.

К
о́то
(яп. 琴) или японская цитра - японский щипковый музыкальный инструмент. Кото наряду с флейтами хаяси и сякухати, барабаном цудзуми и лютней сямисэном относится к традиционным музыкальным японским инструментам.

Сходные инструменты характерны для культуры Кореи (каягым) и Китая (цисяньцинь).

История кото как японского музыкального инструмента насчитывает более тысячи лет. Он был завезён в Японию из Китая в период Нара (710-793 гг. н. э.) в качестве инструмента для дворцового оркестра и использовался в музыке гагаку (雅楽). Своего расцвета кото достиг в эпоху Хэйан, как неизменный атрибут аристократического образования и времяпрепровождения. Одной из самых известных пьес написанных специально для кото является созданная в XVII веке слепым мастером Яцухаси Кэнгё композиция «Рокудан-но сирабэ» (яп. 六段の調べ, «Музыка шести ступеней»).

На кото играют с помощью накладных ногтей-медиаторов (котодзумэ, яп. 琴爪), надевающихся на большой, указательный и средний пальцы правой руки. Лады и тональности настраиваются с помощью струнных подставок (мостов) непосредственно перед началом игры.

Игра на кото является одним из традиционных японских национальных видов искусства, получивших распространение, прежде всего, при императорском дворе. Однако и сегодня этот инструмент пользуется большой популярностью. Благодаря своей пластичности кото находит применение в современной японской музыке и способствует её развитию.

В настоящее время существует два основных типа инструмента:

Семиструнный «кин» длиной 1 м - используется как соло-инструмент;

и «со» - длиной от 1,80 до 2,00 м, с числом струн от 13 и выше - используется как оркестровый инструмент.

Г
итара Торреса.
Этот тип гитары производился с 1852 года испанским мастером по имени Антонио де Торрес Хурадо, жившим Альмерии.

Гитара Торреса являлась стандартной основой для создания современной классической гитары. Торрес увеличил размеры корпуса гитары и заново спроектировал элементы внутренней конструкции, что заметно улучшило звучание инструмента.

Эта гитара - прямой предшественник современной акустической. Название она получила в честь своего создателя - Антонио де Торреса (1817-1892). У гитары крупный корпус, особенно в нижней части. Внутри, под верхней декой, определенным образом расположены резонирующие планки, задача которых - усилить звук и улучшить тон.

Веерная система - это набор усиливающих деку планок, на внутренней стороне деки которые веером расходятся от розетки. Она распределяет вибрации и обогащает звук инструмента. Торрес не изобрел веерную систему планок, но он её усовершенствовал. Он установил оптимальное количество (семь) веерных пружин и новый принцип их расположения. Они как бы направляют воздух в сторону слушателя.

Подставка: Подставка Торреса была ещё одним важным шагом. С 1857 года мастер стал использовать нижний порожек (косточку) на подставке, который позволял точно подстраивать высоту струн. Струны, пройдя сквозь подставку, крепятся на ней узелками.

Шейка: Это один из самых важных моментов в создании гитары. Тут должна учитываться толщина грифа, верхней деки, высота подставки. Торрес увеличил ширину шейки со стороны колковой коробки до 5 см, что облегчило игру левой рукой. Угол шейки определяет положение струны относительно ладов и характер звука зависит от угла натяжения струны относительно верхней деки. Гриф стал более широким и чуть более выпуклым по отношению к плоскости деки и продолжается вплоть до резонаторного отверстия, совпадающего с 12 ладом

Материалы: Он уделяет особое внимание выбору древесины для верхней деки, но не слишком озабочен выбором материала для косметических элементов. Кроме того, он использовал кипарис, клен, палисандр и другие породы дерева для нижней деки и обечаек, без особых предпочтений. Сам Торрес работал со слишком тонкой древесиной. Это делало гитару более живой, но, возможно, более хрупкой.

Отделка (розетки и пр.): Он делал как простые розетки, так и более тонкие и сложные, но всегда следовал контексту. Смотря за что платил клиент. Отделка большинства его гитар были простой. Если, конечно, это не касалось функциональных частей инструмента.

Остальное: Он учитывал различные элементы - толщину и форму шейки, ширину порожка, угол колковой головки, механику, комбинацию и сочетание материалов, отделка и т.д. и т.п.

У
куле́ле
(от гавайского ʻukulele [ˈʔukuˈlele]) - четырёхструнный щипковый музыкальный инструмент. Появился в 1880-е годы как развитие брагиньи - миниатюрной гитары с острова Мадейра, родственной португальскому кавакиньо. Укулеле распространено на различных тихоокеанских островах, но ассоциируется прежде всего с гавайской музыкой со времён гастролей гавайских музыкантов на Тихоокеанской выставке 1915 года в Сан-Франциско. Стандартный строй - GCEA (Соль-До-Ми-Ля).

Название переводится по одной версии как «прыгающая блоха», так как движение пальцев при игре на укулеле напоминает прыжки блохи, по другой - как «подарок, который пришёл сюда».

Существуют 4 вида укулеле:

сопрано (общая длина 53 см) - первый и наиболее распространенный вид;

концертная (58 см) - чуть более крупная;

тенор (66 см) - появилась в 20-х годах XX века;

баритон (76 см) - самая крупная, появилась в 40-х годах XX века.

Б
алала́йка
- русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент, от 600-700 мм (балалайка прима) до 1,7 метров (балалайка-контрабас) длиной, с треугольным слегка изогнутым (в XVIII-XIX веках также овальным) деревянным корпусом. Балалайка - один из инструментов, ставших (наряду с гармонью и, в меньшей степени, жалейкой) музыкальным символом русского народа.

Корпус склеен из отдельных (6-7) сегментов, головка длинного грифа слегка отогнута назад. Струны металлические (В XVIII веке две из них жильные; у современных балалаек - нейлоновые или карбоновые). На грифе современной балалайки 16-31 металлических ладов (до конца XIX века - 5-7 навязных ладов).

Звук звонкий, но мягкий. Наиболее частые приемы для извлечения звука: бряцание, пиццикато, двойное пиццикато, одинарное пиццикато, вибрато, тремоло, дроби, гитарные приемы.

До превращения балалайки в концертный инструмент в конце XIX века Василием Андреевым она не имела постоянного, повсеместно распространённого строя. Каждый исполнитель настраивал инструмент сообразно своей манере исполнения, общему настроению играемых произведений и местным традициям.

Введённый Андреевым строй (две струны в унисон - нота «ми», одна - на кварту выше - нота «ля» (и "ми", и "ля" первой октавы) получил широкое распространение у концертирующих балалаечников и стал называться «академическим». Существует также «народный» строй - первая струна «соль», вторая - «ми», третья - «до». При этом строе проще берутся трезвучия, недостатком его является затруднённость игры по открытым струнам. Помимо указанного, существуют и региональные традиции настройки инструмента. Число редких местных настроек достигает двух десятков.

В современном оркестре русских народных инструментов используются пять разновидностей балалаек: прима, секунда, альт, бас и контрабас. Из них только прима является сольным, виртуозным инструментом, а за остальными закреплены чисто оркестровые функции: секунда и альт реализуют аккордовый аккомпанемент, а бас и контрабас - функцию баса.

Балалайка является достаточно распространённым музыкальным инструментом, который изучается в академических музыкальных учебных заведениях России, Белоруссии, Украины и Казахстана.

Срок обучение на балалайке в детской музыкальной школе составляет 5 - 7 лет (в зависимости от возраста учащегося), а в среднем учебном заведении - 4 года, в высшем учебном заведении 4-5 лет. Репертуар: обработки народных песен, переложения классических произведений, авторская музыка.

Клавишные

О
рга́н Ха́ммонда
- электрический орган, который был спроектирован и построен Лоренсом Хаммондом в апреле 1935 года. Изначально орга́ны Хаммонда продавались церквям как недорогая альтернатива духовым орга́нам, но инструмент часто использовался в блюзе, джазе, рок-н-ролле (1960-е и 1970-е) и госпеле. Широкую популярность орга́н Хаммонда обрёл в военных ансамблях во время Второй мировой войны и в послевоенные годы.

В настоящее время (2011) торговая марка Hammond принадлежит Suzuki Musical Inst. Mfg. Co., Ltd., и назвается Hammond Suzuki Co., Ltd.

Для имитации звуков органа, имеющего ряды трубок во множестве регистров, в «Хаммонд органе» был использован аддитивный синтез звукового сигнала из гармонического ряда. Это технологическое решение напоминает ранние модели «Телгармониума» Фаддея Кахилла, где каждый отдельный сигнал создавался механическим фоническим колесом, вращавшимся под электромагнитным звукоснимателем. Орган Хаммонда часто называют электронным органом, что, в принципе, не совсем верно. В строгом смысле, орган Хаммонда следует называть электрическим органом, так как звук в оригинальных инструментах генерируется не электронным осциллятором, а механическим фоническим колесом.

Характерной чертой органов Хаммонда были небольшие рычажки, с помощью которых можно было различным образом микшировать разные формы сигнала. Более поздние модели инструментов имели также и электромеханическое вибрато. Характерный «щелчок», который изначально был скорее недостатком конструкции, быстро стал частью фирменного звука «Хаммонд органа». Эта особенность учитывается при создании современных копий оригинальных инструментов. При этом точная имитация звука «Хаммонд органа» на основе электронных схем достаточно сложна, так как таким образом лишь с трудом удаётся точно воспроизвести изменения фазового соотношения между фоническими колёсами.

Динамики Лесли широко использовались в «Хаммонд органах», хотя изначально фирма «Leslie» была серьёзным конкурентом Хаммонда. Динамики «Leslie» имели вращающийся компонент для создания эффекта вибрато и очень скоро стали стандартом де-факто для органов Хаммонда, так как именно они создавали типичный «рычащий» звук.

Модель B-3 всегда была и остаётся наиболее популярной моделью, хотя C-3 отличается лишь деталями внешнего вида. Условно «Хаммонд органы» можно разделить на две группы:

полноразмерные органы (console organs), такие как B-3, C-3, A-100, имеющие два 61-клавишных мануала

компактные органы (spinet organs), такие как L-100 и M-100, у которых два 44-клавишных мануала.

У большинства «Хаммонд органов» нет полного педального блока «AGO», который значительно увеличивал стоимость и размеры инструмента (так же, как и вес: общий вес модели В3 со скамьёй и педальным блоком составлял 193 кг).

Музыкальные инструменты. Медные духовые инструменты

Представьте себе, что из мира музыкальных инструментов вдруг исчезли трубы. Мрачная получится картина. На треть поредеет симфонический оркестр. Заглохнет джаз. Перестанет существовать духовой оркестр. Пострадает народная музыка.

Группа медных духовых инструментов невелика по составу. Но она сразу же привлекает к себе внимание праздничным сиянием металла, из которого сделаны эти причудливо изогнутые инструменты. Одни из них напоминают рог, другие - гигантскую золотую улитку. Искусство трубить в рог или раковину было известно уже в глубокой древности. Впоследствии люди научились делать инструменты, похожие на рог и предназначенные для военных и охотничьих надобностей.

Эти инструменты получили название благодаря металлу, из которого изготовляются: тонко прокатанные листы меди или латуни, или особый сплав, на 60% состоящий из меди, 10% никеля, 30% цинка, или из серебра. Но в старину некоторые из них делались из рога, раковины или кости.

Было время, когда эти инструменты делали из благородных металлов, причём музыканты считали, что ценные металлы всё-таки придают тембру инструмента особый оттенок: серебро делает звук более полным, золото - мягким, платина - глубоким. Но эти отличия если и есть, то заметны они, в основном, только самим музыкантам. Уже позже решили провести курьёзный эксперимент. Взяли кусок резинового шланга, толщина стенок и другие размеры которого соответствовали трубке кларнета, проделали в нём отверстия и приладили кларнетовый мундштук. Вы догадались, чем закончился опыт? Звучание импровизированного кларнета было достаточно похоже на звучание настоящего.

Если звучание деревянных духовых часто напоминает нам пастушью свирель, то медные инструменты связаны в нашем представлении с военными сигналами, походными маршами. И это не случайно, так как в военных духовых оркестрах применяются медные инструменты. Оттуда они и пришли в симфонический оркестр.

Почему труба звучит? «Потому, что в неё дуют», - так ответят девять из десяти спрошенных. Уверена, и вы так думаете. Тогда попробуйте дунуть в фанфару. Если вы не умеете этого делать, то получится только шипение. В качестве опыта давайте возьмём обычную бутылку с узким горлышком. Дуньте прямо в бутылку, и послышится только шипение. А теперь подуйте наискось, направляя струю на край горлышка. И когда вы найдёте правильное положение губ, раздастся ровный звук, который можно уже назвать музыкальным, потому что у него есть не только определённая высота, но и тембр. Теперь давайте представим медный музыкальный инструмент. В нём нет, как у деревянных, трости, проходя сквозь которую воздух начинает колебаться, издавая звук. У медных в качестве вибратора используются собственные губы музыканта. Он складывает их приблизительно так, как сложены трости в фаготе или гобое, а углубление в мундштуке помогает это сделать.

Теперь вам понятно, что в трубу дуют не для того, чтобы воздух из лёгких музыканта прошёл сквозь неё. Да это иногда и невозможно: объем наших лёгких равен приблизительно четырём литрам воздуха, а если их сравнить с объёмом бас-геликона, станет ясно, что с одного раза человек не наполнит его воздухом. При игре на духовых инструментах дыхание музыканта только помогает возбудить колебания того воздуха, который уже есть в трубке.

Давайте вспомним медные духовые инструменты...

Слушание: Валторна. Диапазон инструмента.

Валторна . Немецкое Waldhorn – лесной рог. Таков дословный перевод названия этого инструмента. Предком валторны были охотничьи рога, в которые трубили, когда нужно было подать сигнал во время охоты или какого-либо торжественного события, объявить сбор войск.

Для того чтобы звук стал громче и сильнее, чтобы его было слышно на большом расстоянии, валторну стали удлинять. Но играть на такой длинной трубке было неудобно. Поэтому трубку инструмента стали «скручивать». Сначала появился один виток, потом два, три. Современная валторна - свёрнутая в круг узкая, примерно трёх метров длины, трубка с конусообразным расширением на конце, переходящим в широкий раструб.

Необычно расположение валторны при игре - раструбом вниз, к правой руке музыканта, которая ладонью упирается в стенку раструба, чуть прикрывая его. Такое положение ввёл дрезденский валторнист Антон Гампель примерно в 1750 году, чтобы легче было управлять звуком валторны введением руки в раструб. Этим приёмом широко пользуются и современные валторнисты. На тембр валторны влияет форма мундштука, чашечка которого имеет форму удлинённой воронки, а не полушария, как у других медных духовых.

Валторна играет в оркестре очень важную роль. Звук её мягкий, благородный. Она может передать и грустное, и торжественное настроение, может звучать язвительно и насмешливо. Это, прежде всего оркестровый инструмент, но для неё существует и сольная литература.

Слушание: Чайковский. Симфония № 5, II часть (фрагмент).

Чтобы прочувствовать красоту звучания валторны, послушайте певучую, проникновенную мелодию, которая звучит в начале второй части Пятой симфонии П. И. Чайковского .

В симфонии «Манфред» Чайковский поручил четырём валторнам на ffff исполнение основной музыкальной темы, рисующей музыкальный портрет героя. А в «Вальсе цветов» из балета «Щелкунчик» квартет валторн звучит мягко и певуче. Большой популярностью пользуется Концерт для валторны с оркестром Р. М. Глиэра.

Слушание: Труба. Диапазон инструмента.

Труба - один из самых древних медных духовых инструментов. Ещё в «Ветхом завете» упоминается об использовании труб в религиозных обрядах. В летописи об осаде печенегами Киева в 968 году говорится о важной роли труб в боевых действиях русского воинства. Труба как сигнальный инструмент используется с древних времён многими народами. Она извещала об опасности, поддерживала отвагу воинов в бою, открывала торжественные церемонии, призывала к вниманию.

В древние времена на башне крепостной стены города Кракова в Польше стоял в дозоре воин. Зорко смотрел он вдаль: не покажется ли враг. В руках он держал медную трубу, чтобы подать сигнал в случае опасности. И вот однажды увидел он вдали вихрь пыли. Это было вражеское войско. Дозорный вскинул трубу, и над Краковом зазвучал сигнал тревоги. Тучей посыпались стрелы на башню. Одна из них вонзилась в грудь трубача. Собрав все силы, он доиграл сигнал. Только на последнем звуке труба выпала из его рук.

Многие столетия бережно хранится в народе память о герое, спасшем свой город ценою жизни. И сейчас позывные Кракова - древний боевой сигнал трубы, обрывающийся на последнем звуке.

Слушание: Гуммель. Концерт для трубы и оркестра ми-бемоль мажор. Andante.

В начале XVII в. труба вошла в оперный оркестр. Сначала она выполняла скромную роль: лишь иногда играла короткие сигналы, участвовала в аккордах сопровождения. В то время на ней можно было играть только несложные мелодии, построенные по звукам трезвучия. Но со временем инструмент усовершенствовали, увеличился его диапазон, труба научилась играть сложные и выразительные партии. Её яркий звук стал привлекать внимание композиторов. И труба зазвучала в торжественных, героических, а иногда и в лирических эпизодах. В XVIII в. она уже занимала видное место в симфоническом и духовом оркестрах.

Слушание: Гершвин. Колыбельная из оперы «Порги и Бесс».

Слушание: Тромбон. Диапазон инструмента.

Следующий по высоте инструмент медной духовой группы - тромбон . Название его происходит от итальянского слова tromba (труба), дополненного увеличительным суффиксом - one. В буквальном смысле это название можно перевести как «трубища». И это действительно так. В XV в. трубу сильно удлинили, для чего сделали выдвигающуюся трубку-кулису. Так появился тромбон.

У тромбона те же предки, что и у трубы, но в некотором смысле тромбон оказался более счастливым - он от рождения был инструментом хроматическим, поэтому почти не подвергался изменениям. Раструб тромбона, сужаясь и изгибаясь, переходит в узкую цилиндрическую трубку, на которую надевается раздвижной механизм. Он состоит из двух неподвижных трубок, по которым скользит U-образная трубка-кулиса. Двигая правой рукой кулису, тромбонист может плавно менять высоту звука, исполняя глиссандо, а также с одинаковой лёгкостью извлекать любые звуки.

Глиссандо - приём игры на музыкальных инструментах, дающий красочный скользящий переход от звука к звуку. В нотной записи оно обозначается волнистой линией между крайними звуками пассажа.

Слушание: В. Эвальд. Мелодия.

Тромбон занимает почётное место в группе медных духовых инструментов. У него очень сильный голос, легко перекрывающий звучание всего оркестра. А когда несколько тромбонов играют вместе, это придаёт музыке торжественность и блеск. Очень хорошо удаются тромбону героические, трагические мелодии. Он похож на оратора, который с трибуны произносит какую-то важную речь, полную пафоса. Но чаще всего три тромбона и туба, объединённые в одну группу, в оркестре играют аккорды, выполняя роль аккомпанемента.

Слушание: Туба. Диапазон инструмента.

Туба - самый низкий по звучанию инструмент медной духовой группы. Её диапазон от МИ контроктавы до ФА первой октавы, тембр её суровый, массивный. В отличие от других инструментов этой группы, туба сравнительно молода. Она родилась в Германии в 1835 году, так как медной группе нужен был хороший устойчивый бас. Состоит она из трубок разной величины, раструба, мундштука и вентилей. Как правило, роль тубы в оркестре ограничивается дублированием на октаву ниже партии третьего тромбона. Она служит фундаментом медной группы, подобно контрабасу у струнных. Именно туба «цементирует» всю музыку.

Принято считать, что это инструмент неуклюжий и неподвижный. Действительно, играть на ней очень сложно. Необходим большой расход воздуха, поэтому исполнителю иногда приходится дышать на каждом звуке. Но на тубе тоже можно играть быстро. Правда, звук у неё очень густой, сильный, сочный, а быстрая музыка при таком звуке будет тяжеловесной. Но если она будет рисовать нам, например, слона, как вы думаете, подойдёт её низкий, тяжёлый тембр для изображения этого животного? Послушайте пьесу К. Сен-Санса «Слон» из сюиты «Карнавал животных».

Слушание: Мусоргский. «Быдло» из цикла «Картинки с выставки».

Конечно, в оркестровых произведениях сольные эпизоды у тубы встречаются очень редко. Один из них - пьеса «Быдло» из сюиты «Картинки с выставки» М. Мусоргского, оркестровку которых сделал М. Равель.

Вопросы и задания:

  1. Как переводится слово «валторна»?
  2. Какого инструмента не хватает: труба, валторна, туба?
  3. Как изменяется высота звука на тромбоне?
  4. Какой инструмент в семействе самый низкий?
  5. Попробуйте охарактеризовать тембры звучания медных инструментов.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 21 слайд, ppsx;
2. Звуки музыки:
Валторна, диапазон инструмента, mp3;
Тромбон, диапазон инструмента, mp3;
Труба, диапазон инструмента, mp3;
Туба, диапазон инструмента, mp3;
Гершвин. Колыбельная из оперы «Порги и Бесс», mp3;
Гуммель. Концерт для трубы и оркестра ми-бемоль мажор. Andante, mp3;
Моцарт. Концерт для валторны № 4 ми-бемоль мажор. III часть. Rondo, mp3 (дополнительно, для самостоятельного прослушивания);
Мусоргский. «Быдло» из цикла «Картинки с выставки», mp3;
Чайковский. Симфония № 5. II часть (фрагмент), mp3;
Эвальд. Мелодия, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

какой музыкальный инструмент изобрел Гермес, натянув на черепаший панцирь бычьи жилы

Альтернативные описания

Денежная единица Италии (в 2002 г. заменена евро), Турции, Мальты

Созвездие Северного полушария

Старинный струнный музыкальный инструмент

. ""Музыкальная"" валюта

Музыкальный инструмент, ставший символом поэзии

Хвост тетерева-самца

Северное созвездие

. "Арфа" в руках поэтической музы

. "Гусли" поэта

. "Музыкальная" валюта

. "Музыкальные" валюта и созвездие

100 турецких пиастров

Аквариумная рыба

Античная арфа

Античная бренчалка

Античная бренчалка, ставшая итальянской валютой

Арфа Орфея

Бренчалка, ставшая валютой

Бывшая валюта Италии

Бывшая валюта римлян

В руках музы Эрато

Валюта Ватикана

Валюта Италии

Валюта Турции

Валюта Турции и Италии

Валюта в Италии до евро

Валюта в Риме до евро

Валюта в Стамбуле

Валюта в кассах римских магазинов

Валюта, что бродила по улицам Рима

Валюта, что ходила по улицам Рима

Гусли в далеком, далеком прошлом

Денежный знак Турции

Деньги макаронника

Древняя арфа

Ж. музыкальное орудие древних; ныне переиначено в рыли, на которых играют, припевая, слепцы в Малороссии и заморские нищие в Питере. Новоголландская птица, у которой хвост лирою. Одно из северных созвездий. Лирный, к лире относящ. Лиран м. тюльпановое дерево, тюльпанник, Lireodendron tulipiferа. Лирик м. или лирический поэт; лирическая поэзия противополагается эпической и заключает в себе: оды, гимны, песни, где господствует не действие, а чувство. Лиризм м. лирический дух, направление; возвышенное, вдохновенное песнопение

Женское имя

Инструмент Орфея

Инструмент Терпсихоры

Инструмент в хвосте птицы

Инструмент поэтической музы

Историческая валюта Италии

Итальянский денежный "вклад" в музыку

Между Геркулесом и Лебедем

Музыкальный символ вдохновения поэта

Название какого созвездия связано с тем что Зевс в благодарность за искусную игру Орфея поместил его золотую кифару на небо

Оружие музы

Прабабка арфы

Прабабушка арфы

Символ вдохновения

Символ поэзии

Созвездие со звездой Вега

Сотня турецких пиастров

То, что Некрасов "посвятил народу своему"

Турецкая валюта

Что в руках муза поэзии Евтерпа

Экс валюта Италии

Эксвалюта "маде ин" Италия

Будильник добрых чувств (поэтическое)

Денежная единица, = 100 пиастрам (курушам), Ватикан, Италия, Турция

Древнегреческий струнный музыкальный инструмент, символ поэтического творчества и вдохновения

Древнегреческий струнный щипковый музыкальный инструмент в форме овальной незамкнутой сверху рамы с плавно отогнутыми округлыми концами

Испанский автоматический пистолет

Крайние рулевые перья, сильно (лирообразно) изогнутые наружу у тетерева-косача

Символ искусства (в переносном смысле)

Созвездие с главной звездой Вегой

Созвездие Северного полушария

Хвост тетерева-самца

Этот инструмент Гермес изготовил из черепашьего панциря

Символ поэтического творчества, вдохновения

Под аккомпанемент какого инструмент, если верить древним грекам, рождались стихи Сапфо, Анакреона, Пиндара, Есенина

В каком созвездии находится звезда Вега

Струнный смычковый музыкальный инструмент

Музыкальный инструмент Орфея

Музыкальный инструмент Терпсихоры

Музыкальный символ вдохновения

Денежная единица Италии

Денежная единица Ватикана

Денежная единица Мальты

Денежная единица Турции

20 сольдо до 1947 г

В Италии до евро

Созвездие

В руке у Эрато

В руке у Евтерпы

20 сольдо до 1947 года

Прототип арфы

Эмблема военных оркестров

. "...над могилой" из пушкинского стихотворения "Гроб Анакреона"

Старинный струнный музыкальный инструмент

Эмблема и атрибут поэта

Под аккомпанемент какого инструмент, если верить древним грекам, рождались стихи Сапфо, Анакреона, Пиндара, Есенина?

Какой музыкальный инструмент изобрел Гермес, натянув на черепаший панцирь бычьи жилы?

Название какого созвездия связано с тем что Зевс в благодарность за искусную игру Орфея поместил его золотую кифару на небо?

. «гусли» поэта

В каком созвездии находится звезда Вега?

То, что Некрасов «посвятил народу своему»

. «музыкальная» валюта

. «музыкальные» валюта и созвездие

Итальянский денежный «вклад» в музыку

Что в руках муза поэзии Евтерпа?

. «арфа» в руках поэтической музы

. «...над могилой» из пушкинского стихотворения «Гроб Анакреона»

Эксвалюта «маде ин» Италия

Деньги Италии

Северное созвезд. и "гусли" поэта

Северное созвезд. и «гусли» поэта

Валюта Италии до евро

Национальная валюта Италии

Гусли в далёком, далёком прошлом

Анаграмма к слову "риал"

Анаграмма к слову «риал»

Струнный щипковый инструмент

Мешанина из слова "лари"

Мешанина из слова "риал"

Многие музыкальные инструменты древности берут свое начало из соседних культур (область Малой Азии, Ближнего Востока и Средиземноморья). В Греции, однако, были разработаны особенные инструменты, которые в результате развития приобрели классический вид и стали основой для создания новых современных видов инструментов.

Изучая музыкальные инструменты Древней Греции, их можно разделить на три основные категории: струнные, духовые и ударные.

Струнные

  • лира-гитара
  • треугольник-арфа
  • пандура - Маленькая лютня, сходная с мандолиной или гитарой

Все струнные инструменты были щипковыми, играли на них, пощипывая струны. Струнные со смычком не найдены вообще.

Лиры-гитары были самыми популярными инструментами наряду с другими. Происхождение их восходит к Месопотамии. Первые свидетельства о лире встречается во дворце Пилоса на Крите (1400 г. до н. э.). Лира была отождествлена с Аполлоном. Согласно мифологии ее изобрел Гермес. Когда Аполлон обнаружил, что Гермес украл у него быков, стал его преследовать. Гермес, убегавший от преследования, пытаясь спрятаться, случайно наступил на панцирь черепахи. Заметив, что панцирь усиливает звук, он сделал первую лиру и подарил ее Аполлону, умерив, таким образом, его гнев.

Принцип строения первой лиры. На резонаторе из панциря черепахи или дерева закреплялись две тонкие рейки (руки). Вертикально к рейкам на верхней части располагался поперечный брус. Струны равной длины были изготовлены из высушенных и скрученных кишок, сухожилий или льна. Закреплялись они в точке хорды на резонаторе, проходя через маленький гребень, на верхней стороне закручивались на брусе по системе ключа (колок), что облегчало их настройку. Струн изначально было три, позже их стало четыре, пять, семь, а в период «новой музыки» их количество достигло двенадцати. На лирах играли правой рукой или плектром, изготовленным из рога, дерева, кости или металла. Левая рука помогала, играя на отдельных струнах, придавливая их, уменьшая высоту звука. Струны имели конкретные названия, совпадающие с названиями нот.

Существует много типов лир с различными названиями:

«формингс» (древнейшая лира)

«хелис» («хелона» - черепаха)

«варвитос» (с длинными рейками).

Эти термины часто путают при пользовании.

Треугольник - это небольшая наколенная арфа с большим количеством струн. Она встречается на Ближнем Востоке уже с 3 в. до н. э. В Греции она присутствует в кикладской культуре.

На «пандуре», «пандурисе» или «трехструнке» с длинным рукавом, резонатором и тремя струнами в виде тамбура играли плектром. Использовался этот инструмент в Греции редко и известно еще с древних времен, что его происхождение не греческое, а ассирийское.

Духовые

Духовые инструменты делятся на две основные категории:

Трубы (с язычком)

Свирели (без язычка)

Реже использовались другие духовые инструменты, такие как трубы, ракушки и «гидравли».

Сири́нга (Флейта)

Флейты (трубы) или свирели были самыми популярными инструментами в древней Греции. Появились они в 3 тысячелетии до н. э. (кикладская статуэтка). Происхождение их, вероятно, относится к Малой Азии и на территорию Греции они пришли через Фракию.

Одна из легенд гласит, что флейта была изобретена Афиной, которая, увидев свое искаженное отражение в воде во время игры на ней, выбросила ее далеко во Фригию. Там ее нашел Марсий, ставший очень хорошим исполнителем, и впоследствии он пригласил Аполлона на соревнование. Аполлон победил и, в наказание он повесил Марсия и содрал с него кожу. (Эта легенда может быть интерпретирована как борьба национального искусства против иноземного проникновения).

Широкое использование флейты началось после восьмого века, когда постепенно она начала занимать важное место в греческой музыке и, в особенности, в культе Диониса. Флейта представляет собой трубу из тростника, дерева, кости или металла с отверстиями, которые открываются и закрываются с помощью пальцев, и мундштуком с тростниковым язычком - одним или двойным (наподобие современной зурны). Флейтист играл почти всегда на двух флейтах одновременно и привязывал их для удобства кожаным ремешком к лицу, так называемый недоуздок.

Свирель

Этим термином древние греки называли многостворчатую дудку или свирель Пана. Это предмет из 13-18 створок, закрытых с одной стороны и связанных между собой воском и льном с вертикальными опорами. Играли на нем продувкой каждой створки под углом. Это был инструмент пастухов и поэтому он был связан с именем бога Пана. В своей книге «Республика» Платон призывал граждан играть только на лирах, гитарах и пастушьих свирелях, отказываясь от «многозвучных» флейт и многострунных инструментов, считая их вульгарными.

Гидравлы

Это первые клавишные инструменты в мире и «прародители» церковного органа. Они были созданы в 3 в. до н. э. греческим изобретателем Ктисивием в Александрии. Это одна или несколько труб с или без язычков, на которых исполнитель с помощью клапанного механизма мог, используя плектры подавать воздух выборочно каждой флейте. Источником постоянного давления воздуха была гидравлическая система.

Труба

Медная труба была известна в Месопотамии и среди этрусков. Посредством труб возвещали о войне, их использовали во время состязаний на колесницах и народных сборищ. Это инструмент поздней античности. Помимо медных труб, использовали и раковинки с небольшим отверстием в основании и роги.

Выбор редакции
Лучшие лунные дни для смены места работы 10 лунный день: отлично Ближайший начнётся 20.08.2018 в 16:09. Десятый день лунных суток —...

Иметь частный бизнес – очень рискованное дело, ведь при его открытии никто точно не знает, будет он успешным или прогорит. Поэтому его...

Кадровая служба предприятия: делопроизводство, документооборот и нормативная база Гусятникова Дарья Ефимовна 2.5. Табель учета...

Табель учета определен постановлением Госкомстата №1 от 05.01.2004 (табель учета является обязательным для заполнения, но законом не...
Общая характеристика Жизнью людей, рожденных под этим знаком, управляет чувство красоты, гармонии и справедливости. Благодаря такту,...
Белое вино — означает романтичность натуры спящего и предвещает Вам неожиданный прилив больших наличных денег, что значительно улучшит...
Быстрый переход к толкованиямУ многих народов летучая мышь является символом интуиции. Если снится крылатый зверек, то сновидцу следует...
Лепить во сне пельмени означает наступление нужды, ухудшение самочувствия и погибшие надежды. Покупать пельмени в магазине – наяву...
Ну кто же не любит спелую сладкую черешню? Она является одним из самых долгожданных лакомств в летний сезон практически для каждого...