На чем основывается самодурство дикого. Дикой и Кабаниха. Основные черты самодурства (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»). Чрезмерная жадность помещика


Начальники-самодуры встречаются довольно часто. От них хочется плакать и спрятаться куда-нибудь подальше. Наше счастье, если есть возможность поменять работу.

Когда в семье живет самодур, то тут гораздо хуже. От него не спрятаться, не убежать и ничего не предпринять. Хотя, разобравшись, на чем основано самодурство, можно решить проблему поведения такого человека.

Кто такой самодур?

Самые несдержанные из нас ответят коротко и ясно. Самодур - больной на всю голову товарищ.

Только такой ответ неправильный. Самодур - это такой человек, который обладает властью над другими людьми. Выполняет свои прихоти, не считаясь с желаниями других. Самодуру доставляет удовольствие унижать окружающих. Он возвышается над другими, унижая их.

Вспомним Островского

Точнее его произведение под названием "Гроза". Есть там некий Савл Прокофьевич Дикой. Фамилия у него говорящая, а нрав как раз ей под стать.

Этот Дикой был самым настоящим самодуром. Зажиточный купец, имеющий столько денег, сколько на деревьях листьев. С этим человеком всерьез считались. И сей факт импонировал Савлу. Дикой решил, что деньги решают все. Отчасти так оно и было. Мало кто мог фамильярно похлопать городничего по плечу. А Савлу Прокофьевичу это не составляло труда.

К своим подчиненным купец относился жестоко. Жалование задерживал, порой платил совсем копейки. Работники возмущаться пробовали, но Дикой начинал буянить. Кричал, что они червяки, захочет и уничтожит всех враз.

Домашним еще хуже доставалось от богатея. Самодурство - это ужасная черта характера, от которой страдает все окружение человека. Вот и приходилось семье Дикого страдать. Сколько раз убегали они из дома или отсиживались на чердаке, когда дорогой муж и отец буянил.

Почему Савл Прокофьевич был самодуром? Да потому, что у него в руках были деньги. И он полагал, что имеет право на все. В глубине души Дикой - трусливый человек, который тушуется, когда ему дают отпор. Правда, делать этого никто не рисковал, кроме Кабанихи.

Кто такая Кабаниха?

Самодурство Дикого и Кабанихи разное. Если он - богатый трус, то она - ярая защитница старины. Марфа Игнатьевна Кабанова - это яркий образ невежества, ханжества и мракобесия. Казалось бы, эта женщина верующая. В ее речи проскальзывают такие слова, как "тяжкий грех", например. Но ничего общего с истинной верой ее понятия о жизни не имеют. А слова используются с одной целью: заставить собеседника подчиниться.

Кабанова совершенно отказывается принимать какие-либо новшества. Она живет по-старинке, и других учит этому же. Ее самодурство - это навязывание своего мировоззрения домашним. Сына Тихона загнобила до такой степени, что он слова молвить боялся. Чуть что, Кабаниха кричала на него, упрекала, ехидничала. Невестку Катерину поедом ела. И когда та погибла, своей вины Кабаниха не чувствовала.

Если Дикой - трус и глупец, то Кабанова, при всем своем невежестве, хитра и умна. Она отличный манипулятор, умеющий подавлять волю других людей. Марфу Игнатьевну боится сам Дикой. Она способна дать ему отпор. С ней же никто не рискует тягаться, все опасаются.

Деспотизм и самодурство - это основные черты характера Кабанихи. Злобная и хитрая, живущая собственным укладом, не желающая ничего менять, она - образец темного фанатика, для которого не существует никаких точек зрения, кроме своей собственной.

Троекуров

А теперь рассмотрим самодурство Троекурова. Это герой романа "Дубровский". Кто написал его, не стоит напоминать.

Кирилл Петрович Троекуров - типичный самодур. Он и Дикой - два сапога пара. Оба жадные до денег и считают, что капитал решает все. Страсть к деньгам и к безграничной власти, в этом заключаются основные черты обоих персонажей.

Но если Дикой был труслив, то Троекуров довольно решительный человек. Он отличается своей отменной жестокостью. И тот, кто беднее его, ничтожество в глаза Кирилла Петровича.

Из-за своей жестокости он лишил жизни Андрея Гавриловича Дубровского. А ведь когда-то они были товарищами. Троекурову не понравилось, что Дубровский не заискивает перед ним. Тот был слишком горд и самодостаточен. Это взбесило Кирилла Петровича. И он отобрал у Андрея Гавриловича имение.

От такой вседозволенности Дубровский слег. Да так и не оправился от болезни. Но Троекурову этого оказалось мало. Он порушил жизнь своей дочери Маши. Самодурство - это отвратительная черта, которой обладал богач. Узнав, что дочь влюблена во Владимира Дубровского - сына прежнего товарища Троекурова, отец-самодур насильно выдает ее замуж. Таким образом, сломана судьба Маши и Владимира.

Если рядом самодур

Литература - дело хорошее. Но что делать в реальной жизни, когда приходится сталкиваться с самодурством?

Если это начальник, считающий, что все основано на деньгах, не бойтесь дать ему отпор. Поставить на место такого человека трудно, но возможно. Дайте ему понять, что не станете терпеть хамское отношение к себе. Когда становится совсем туго - увольняйтесь. Лучше потерять работу, чем нервы и здоровье.

Если самодурство - это типичная черта кого-то из близких, не поддавайтесь их давлению. Вам пытаются внушить, какой вы плохой: обижаете родственника, не прислушиваетесь к нему, считаете себе умнее. Признавайте - да, я плохой. Не позволяйте взрастить в вас чувство вины. Самодуру только это и нужно. Смело защищайте свои интересы и отстаивайте жизненную позицию.

Заключение

Основные черты самодурства - это безграничная жестокость по отношению к окружающим, подавление чужой воли и манипуляция людьми. Самодуры - чаще всего богатые люди. Они считают, что деньги дают им власть над окружающими.

По возможности старайтесь избегать таких людей. А если приходится сталкиваться, то ставьте на место. Пусть знают, что деньги - не повод для того, чтобы унижать ближних.

В «Грозе» есть типичный образ самодура в лице Дикого. Богатый купец Дикой также, как и Кабанова, не терпит никаких противоречий. К посторонним людям и членам своей семьи Дикой относится весьма грубо.

Механик-самоучка Кулигин предлагает Дикому устроить солнечные часы на бульваре и просит десять рублей. Дикой сердится и подозревает Кулигина в обмане и называет его разбойником. «Хочу так думать о тебе, так и думаю. Для других - ты честный человек, а я думаю, что ты - разбойник, вот и все!» Жадность к деньгам у Дикого так велика, что он или совсем не платит рабочим, или обсчитывает их. «У нас о жалованьи никто и пикнуть не смей, - говорит живущий у него Кудряш, - наругает на чем свет стоит. Ты, говорит, почем знаешь, что я на уме держу? Нешто ты мою душу можешь знать? А может, я приду в такое расположение, что тебе пять тысяч дам». Дикой сам признается Кабановой, что никому доб¬ром денег отдать не может, хотя и понимает, что должен платить. «Только заикнись мне о деньгах, - говорит он, - у меня всю нутренную разжигать станет; ну, в те поры ни за что обругаю человека».


Дикой - это законченный тип купца-самодура.
В одной из своих комедий [«В чужом пиру похмелье»] Островский так определяет значение слова «самодур»: «Самодур - это называется, коли вот человек никого не слушает; ты ему хоть кол на голове теши, а он все свое. Топнет ногой, скажет: кто я? Тут уж все домашние ему в ноги должны, так и лежат, а то беда... Это - дикий, властный человек, крутой сердцем».


Таким, самодуром, основой поведения которого служат необузданный произвол и тупое упрямство, является Савел Прокофьич Дикой. Он привык к беспрекословному повиновению окружающих, которые идут на что угодно, лишь бы как-нибудь не прогневить его. Особенно тяжко приходится домашним: дома Дикой распоясывается без всякого удержу, и члены семьи, спасаясь от его ярости, целыми днями прячутся на чердаках да в чуланах. Вконец затравил Дикой племянника, Бориса Григорьевича, зная, что тот находится от него в полной материальной зависимости.
Нисколько не стесняется Дикой и с посторонними, над которыми можно безнаказанно «покуражиться». Благодаря деньгам он держит в своих руках всю бесправную массу обывателей и издевается над ними. Особенно ярко черты самодурства проявляются у него в разговоре с Кулигиным. Кулигин обратился однажды к Дикому с просьбой дать десять рублей на устройство солнечных часов для города.
«Дикой. А может, ты украсть хочешь; кто тебя знает!..
Кулигин. За что, сударь, Савел Прокофьич, честного человека обижать изволите?
Дикой. Отчет, что ли, я стану тебе давать? Я и поважней тебя никому отчета не даю. Хочу так думать о тебе, так и думаю. Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и все. Хотелось тебе это слышать от меня? Так вот слушай! Говорю, что разбойник, и конец! Что же ты, судиться, что ли, со мной будешь! Так ты знай, что ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю».


Дикой чувствует свою силу и власть, власть капитала. «Толстосумы» почитались тогда «именитыми людьми», перед которыми бедняки вынуждены были заискивать и пресмыкаться. Выйти в люди - значило «сколотить» себе капитал. Хороши были любые средства, лишь бы только разбогатеть. Тот же Кулигин говорит об этом так: «А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег нажить».


Ради денег Дикой готов пойти на какое угодно мошенничество и обман. Вот один из его приемов: «Много у меня в год-то народу перебывает... не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!» Жалобы обиженных не достигают цели. Да и что бедняки могут сделать с самодуром, когда он даже городничего фамильярно хлопает по плечу?
Деньги - это его страсть. Расстаться с ними, если уж они попали в его карман, для Дикого мучительно. «У него в доме никто и пикнуть не смей о жалованье: изругает на чем свет стоит». Лучше всего говорит об этом сам же Дикой: «...да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь, уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу! Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить - обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю. Потому только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает, да и только; ну, и в те поры ни за что обругаю человека». «Пронзительный мужик», - так характеризует Дикого за его грубость и ругательства Кудряш.


Пасует Дикой лишь перед теми, кто способен дать ему отпор. Раз на перевозе, на Волге, он не посмел связаться с проезжим гусаром, а после опять-таки выместил свою обиду дома, разогнав всех по чердакам да чуланам. Сдерживает он свой нрав и перед Кабанихой, видя в ней ровню себе.
Власть денег была, однако, не единственной причиной, создававшей почву для необузданного произвола. Другой причиной, помогавшей процветанию самодурства, было невежество.
Речь Дикого пестрит грубыми, оскорбительными выражениями и эпитетами (разбойник, червяк, дурак, дармоед проклятый и т. п.).


Деспотизм, необузданный произвол, невежество, грубость - вот те черты «жестоких нравов», которые характеризуют образ самодура Дикого, типичного представителя «темного царства».

И несмотря на то, что вот уже три с половиною столетия, как мы свергнули с себя иго татарское, все еще существует на земле русской, в лице этих многочисленных Большовых, Диких, Торцовых и их забитых, безответных жертв - заимствованное из Сарая темное царство. Из всего наследства, оставленного нам прежними нашими ордынскими владыками, в три с половиною века мы избавлены, по воле мудрого, христианского правительства, только от страшных пыток, одно воспоминание о которых смущает душу современного человека - да от кнута. Лихоимство же, семейный деспотизм и затворничество женщин еще доселе существуют в области "темного царства". Они пережили и кнут, и пытки, потому что кнут и пытки могло уничтожить правительство разом - одним законодательным актом, но остальные статьи сарайского наследства - самодурство, семейный деспотизм, лихоимство, затворничество женщин нельзя уничтожить указами. Сколько писано было указов, указов самых грозных, против лихоимства и взяточничества, - но они существуют. Сколько издано постановлений, ограждающих подчиненных от произвола старших, но произвол не уничтожился. Петр I с барабанным боем вывел русскою женщину из татарского терема в европейскую ассамблею, но затворничество женщин еще не вывелось на Руси. Наконец, ни в одном из европейских законодательств нет такого широкого для свободы женщины закона, как у нас - закона, представляющего ей право самостоятельно, независимо от родителей или от мужа располагать своим имуществом, но несмотря на то, сами-то женщины у нас в темном царстве самодуров не больше, как движимое имущество. Для уничтожения этих диких сторон русского народа, для развеяния в прах и пыль последних остатков от наследства сарайского, нужны не указы, а общественное образование, которое приведет с собою и справедливость, и правосудие, и уважение к закону, и все, чего недостает еще народу русскому.

Но прежде решительных врачебных мер, всякий врач дает трудно больному, изнемогающему от застарелых недугов, предварительные острые средства, которые раздражают застывающий организм, с тем, чтоб он был в состоянии с пользой принять целебные средства. И сказочный богатырь наш Иван Царевич омертвелое, израненное тело матери кропит сначала "мертвой водой", и когда от действия ее срастутся раздробленные суставы разбитого темной силой тела ее, кропит ее "живою водой"… "И встает она краше прежнего". - Эту "мертвую воду" посылает Иван Царевич нашей матушке через Фонвизина, Грибоедова, Гоголя, а во дни наши посылает ее через Островского. Он теперь кропит мертвой водой на темное царство. Эта мертвая вода - сатира, комедия, представляющая темное царство на всенародное посмеяние.

Мы не станем разбирать прежних произведений даровитого нашего драматурга - они всем известны и об них много, очень много говорено в наших журналах. Скажем только одно, что все прежние произведения г. Островского представляют темное царство безвыходным, неприкосновенным, таким царством, которому не будет конца. Безответно, почти даже безропотно смотрят жертвы самодурства на свои страдания и так сильно легло на них влияние «Домостроя», что они не только не стараются свергнуть с себя давящее их иго, но даже ни делом, ни словом не заявляют протеста против семейного деспотизма и невежества. Все они, как мы заметили, проходят школу самодурства, и как бы сознавая законность его, учатся, как самодурничать, когда для них, украшенных серебристым волосом, придет черед самодурничать. Безвыходное состояние среднего общества из области темного царства, безвыходное и для грядущего поколения, производит на читателя самое тяжелое впечатление, вносит в душу его мрачное, отчаянное страдание, столь свойственное каждому человеку, находящемуся не только под гнетом, но даже под каким бы то ни было влиянием темного царства патриархально-семейного деспотизма и вместе с тем не имеющего ни сил, ни возможности разбить эти оковы, если не для себя, то хоть для детей, для внуков своих. В «Грозе» не то, в «Грозе» слышен протест против самодурства, слышен из уст каждой жертвы, даже разгульная Варвара протестует не только словом, но и делом: она бежит из дома матери, свергая с себя оковы патриархального деспотизма, несмотря на то, что ей позволялась свобода для грубых, но зато единственных в ее быту наслаждений. Но всего сильнее, по нашему мнению, протест Кулигина: это протест просвещения, уже проникающего в темные массы домостройного быта. Но обратимся к драме.

Вот ее содержание. Катерина (главное лицо в драме) выдана замуж в другой город за купеческого сына Тихона Кабанова. По патриархальному домостройному обычаю - она выдана замуж, а не вышла. Ее не спрашивали, любит ли она Тихона, ее выдали по благословению родителей за немилого, в той надежде, что, дескать, "стерпится - слюбится". В семье, в которую попала

Катерина, владычествует во всей силе самодурство ее свекрови, старой Кабанихи, перед которою в доме никто слова не может сказать. Молодая женщина, попав под гнет этой старухи, испытывает тысячи нравственных мучений и в то же время сознает, что бог вложил в нее сердце пылкое, что в молодой груди ее бушуют страсти, вовсе не совместимые с затворничеством замужних женщин, которое господствует в той среде, куда попала Катерина. Подвернулся ей на глаза молодой, красивый собою племянник богатого самодура Дикого Борис Григорьевич, воспитывавшийся в коммерческой академии, носящий костюм не русский, а европейский. Муж уезжает, и Катерина при помощи золовки своей Варвары, девки разгульной, видится в овраге с Борисом, с которым до того не перемолвила ни одного слова. Десять ночей она с ним виделась по ночам, и вдруг муж раньше срока возвращается домой. Испуганная грозой, Катерина, при стечении народа, укрывшегося от непогоды под своды древнего здания византийской архитектуры, увидев старинную стенопись, изображающую мучения грешников в геенне, падает на колени перед мужем и кается всенародно, что она десять ночей гуляла с Борисом Григорьевичем. Муж простил ее, хоть и поколотил, по приказу матери, но горькая судьба преследует бедную женщину. Самодурство старухи Кабанихи претворяет в ад дом ее, запертый теперь наглухо замками и затворами - родная дочь бежит из этого ада с любовником, сын спивается с кругу, а Катерина с горя и отчаяния бросается в Волгу. Вот слабый очерк разбираемой драмы.

Обратимся теперь к анализу действующих лиц "Грозы".

Представители самодурства и самодурного деспотизма в рассматриваемой драме - Кабаниха и Дикой. Верная служительница домостройного алтаря, Кабаниха воспитала сына своего в страхе божием, как думает она, но действительно в страхе перед властью родительской. В деле воспитания она неуклонно следовала премудрым правилам «Домостроя»: "казни сына своего от юности его и покоит тя на старости и даст красоту душе твоей. Аще бо жезлом бивши его - не умрет, но здравее будет, то бо бия его по телу, душу его избавляеши от смерти. Любя же сына своего, учащай ему раны, да последи о нем возвеселишися, казни сына своего измлада и порадуешься о нем в мужестве и посреди злых похвалишися и зависть приимут враги твои. Воспитай детище с прещением… не смейся к нему, игры творя: в мале бо ся ослабиши, в велице поболиши, скорбя. И не дажь ему власти в юности, но сокруши ему ребра, донележе растет". У воспитанного по этой прекрасной программе Тихона ребра хотя и остались целы, но сам-то он вышел не человеком, а каким-то забитым, загнанным, обезличенным добряком, почти идиотом, неспособным ни на что, кроме горького пьянства. И в такую-то семью, за такого-то мужа выдали Катерину, женщину пылкую, мечтательную, в характере которой мало решительности.

Катерина, в которую бог вложил натуру пылкую, пытливую и много задатков добра и правды, родилась в старосветском домостройном купеческом доме, в таком городе, в таком кругу, где во всей суровости сохранился обычай держать взаперти замужних женщин и девиц, где существуют еще эти оковы, подаренные некогда свободной русской женщине темным Сараем и наложенные на нее милым супругом и нежным отцом, с соизволения умиравшей в невежестве Византии.

Самодурство и Невежество в драме А. Н. Островского «Гроза»

1. Реализм драмы «Гроза».

2. Портрет Савела Прокофьевича Дикого.

3. Кабаниха - глава «темного царства».

4. Завершение власти Самодурства и невежества в драме А. Н. Островского «Гроза»

Идея создания драмы «Гроза» появилась у Александра Николаевича Островского в 1859 году после длительного путешествия по волжским городам. Принято считать, что прототипом главной героини этой пьесы - Катерины Кабановой - стала реально существовавшая женщина, Александра Клыкова. История ее жизни была очень похожа на судьбу Катерины. Интерес вызывает тот факт, что Островский завершил свое произведение примерно за месяц до того, как Клыкова утопилась в Волге, не выдержав издевательств своих родственников. Данное обстоятельство, безусловно, свидетельствует о том, что автор очень ярко и реалистично показал в драме «Гроза» жесткий конфликт, происходящий между разными поколениями в одном купеческом семействе.

Самодурство и невежество в драме А. Н. Островского «Гроза» показаны автором при помощи двух очень ярких образов - Савела Прокофьевича Дикого и Марфы Игнатьевны Кабановой («Кабанихи»), свекрови главной героини.

Дикой - один из типичных представителей провинциального богатого купечества. Это человек, имеющий определенные права в городе и считающий, что ему дозволено если не все, то многое. О данном обстоятельстве свидетельствует следующее его высказывание:

Кулигин. За что, сударь, Савел Прокофьевич, честного человека обижать изволите?

Дикой. Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и поважней тебя никому отчета не даю...

Далее Островский указывает на то, что самодурство, недостойное поведение Дикого - вовсе не порочное качество, а природное свойство его «горячего своевольного сердца». Беда Савела Прокофьевича в том, что он не предпринимает никаких попыток обуздать свой неукротимый нрав, и поэтому он безнаказанно творит все, что хочет.

Окружающие люди воспринимают Савела Прокофьевича неоднозначно. Например, Кулигин утверждает, что Дикому следует во всем уступать, чтобы не нарваться на грубость, но Кудряш вполне резонно возражает ему: «...кто ж ему угодит, если у него вся жизнь на ругательстве построена? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходится...».

Но никакой капитал, никакие средства не могут споспешествовать обогащению духовной жизни Дикого. Несмотря на непоколебимую убежденность в собственной правоте, он быстро поджимает хвост, сталкиваясь по воле случая с более значительной персоной. При этом ему вовсе не чужда самокритика: например, накричав во время великого поста на ни в чем не повинного крестьянина, который привез ему дрова, он публично извинился перед обиженным, чтобы не брать на душу греха. Но этот «добрый» поступок - лишь очередная причуда богатого самодура, а не искреннее покаяние.

Жизнь Савела Прокофьевича построена вокруг денег, капитала - по его мнению, все хорошее можно купить, а отдавать деньги «просто так» следует только в исключительных случаях. Сам он прямо говорит об этом: «Я отдать отдам, а обругаю».

В отличие от Дикого Марфа Игнатьевна Кабанова, которую окружающие именуют «Кабанихой», придерживается устоявшихся норм старой морали, точнее, ее худшей стороны. Соблюдая правила и законы «Домостроя», она скрупулезно отбирает только те, которые выгодны ей, не обращая внимания на остальные. К сожалению, она не соблюдает самый главный, ключевой закон - нельзя осуждать людей, случайно согрешивших, следует прежде всего подумать о собственных прегрешениях и позаботиться об этом. Кабаниха же находит негативные стороны во всем - даже в момент прощания Катерины с мужем, уезжающим по делам на дне недели, недобрая свекровь находит повод для ехидного иысказывания: «Что ты на шею-то виснешь, бесстыдница! 11е с любовником прощаешься! Он тебе муж, глава! Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!» При этом к сыну Марфа Игнатьевна относится слишком сурово, навязывая свои м. чгляды, не давая ему жить самостоятельно.

Возможно, подобный деспотизм, стремление к безграничной власти над домочадцами и не были основной чертой характера Кабановой. Она пыталась всеми силами поддерживать строгий порядок в доме, руководить не только хозяйством, но и человеческими взаимоотношениями. К сожалению, в силу своего невежества она не в состоянии деликатно разрешать возникающие конфликты, своей диктатурой еще более усугубляя накалившуюся обстановку. Мне-ние чужих людей для нее безразлично, на собственных ошибках учиться она не умеет.

Трагическая развязка драмы «Гроза» - самоубийство Катерины, уставшей от постоянного гнета свекрови, эмоционального напряжения, постоянных оправданий из-за выдуманных прегрешений и «неправильных» поступков. Это не просто уход из опостылевшей жизни, но прежде всего неосознанный вызов той силе Самодурство и невежество , которая правит окружающим миром, протест против навязываемой фальшивой «нравственности». И даже забитый, подавленный матерью муж Катерины - Тихон - понимает это. Склонившись над телом утонувшей супруги, он говорит: «Хорошо тебе, Катя! А я - то зачем остался жить на свете да мучиться!» Он начинает понимать порочность и неискренность отношений, царящих в его семье, но его мягкий, безвольный характер не позволяет ему решиться па серьезный поступок, воспротивиться психологическому давлению.

Слова Тихона дают нам понять, что жизнь в «темном царстве», где правят самодурство и невежество, хуже, чем смерть. Иначе, разве могут живые люди завидовать ушедшим, тем более самоубийцам (ведь по законам православной церкви, добровольное «бегство» из жизни - один из самых тяжких грехов)? И само существование этого порочного круга близится к завершению. Нормальный человек не может существовать в атмосфере гнета, обид, невежества и фальшивой морали, значит, близится освобождение от власти Кабанихи и ей подобных.

Пьеса «Гроза» занимает особое место в творчестве Островского. В этой пьесе драматург наиболее ярко обрисовал «мир темного царства», мир купцов-самодуров, мир невежества, произвола и деспотизма, домашней тирании.

Действие в пьесе разворачивается в маленьком городке на Волге — Калинове. Жизнь здесь, на первый взгляд, представляет собой некую патриархальную идиллию. Город весь утопает в зелени, за Волгой открывается «вид необыкновенный», на высоких берегах ее разбит общественный сад, где часто прогуливаются жители городка. Жизнь в Калинове течет тихо и неспешно, в ней нет никаких потрясений, никаких исключительных событий. Новости из большого мира приносит в городок странница Феклуша, рассказывающая калиновцам небылицы о людях с песьими головами.

Однако в действительности не все так уж благополучно в этом маленьком, заброшенном мирке. Идиллию эту разрушает уже Кулигин в разговоре с Борисом Григорьевичем, племянником Дикого: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите... А у кого деньги, ...тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать». Однако согласия нет и между богатыми: они «враждуют друг на друга», «злостные кляузы строчат», «судятся», «торговлю подрывают». Живут же все за дубовыми воротами, за крепкими запорами. «И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых!.. И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства!» — восклицает Кулигин.

Одним из самых богатых, влиятельных людей в городе является купец Савел Прокофьевич Дикой. Основные черты Дикого — грубость, невежество, вспыльчивость и вздорность характера. «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет», — говорит о нем Шапкин. Вся жизнь Дикого основана на «ругательстве». Ни денежные расчеты, ни поездки на базар — «ничего у него без брани не обходится». Более всего достается от Дикого домашним да приехавшему из Москвы племяннику Борису.

Савел Прокофьевич скуповат. «...Только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутреннюю разжигать станет», — говорит он Кабановой. Борис приехал к дядюшке в надежде получить наследство, но попал фактически в кабалу к нему. Савел Прокофьевич не платит ему жалованья, постоянно оскорбляет и бранит племянника, упрекая его в лености и тунеядстве.

Неоднократно ссорится Дикой и с Кулигиным, местным механиком-самоучкой. Кулигин пытается отыскать разумную причину грубости Савела Прокофьевича: «За что, сударь Савел Прокофьевич, честного человека обижать изволите?» На что Дикой отвечает: «Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и поважнее тебя никому отчета не даю. Хочу так думать о тебе, так и думаю! Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, — вот и все... говорю, что разбойник, и конец. Что ж ты, судиться, что ли, со мною будешь? Так ты знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю».

«Какое теоретическое рассуждение может устоять там, где жизнь основана на таких началах! Отсутствие всякого закона, всякой логики — вот закон и логика этой жизни. Это не анархия, но нечто еще гораздо худшее...», — писал Добролюбов о самодурстве Дикого.

Как и большинство калиновцев, Савел Прокофьевич беспросветно невежествен. Когда Кулигин просит у него денег на установку громоотвода, Дикой заявляет: «Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами... обороняться».

Дикой представляет собой «природный тип» самодура в пьесе. Его грубость, хамство, издевательства над людьми основаны, прежде всего, на вздорном, необузданном характере, глупости и отсутствии противодействия со стороны других людей. И только потом уже на богатстве.

Характерно, что практически никто не оказывает Дикому активного сопротивления. Хотя утихомирить его не так уж и сложно: на перевозе его «обругал» незнакомый гусар, не робеет перед ним и Кабаниха. «Нет над тобой старших, вот ты и куражишься», — прямолинейно заявляет ему Марфа Игнатьевна. Характерно, что здесь она пытается и Дикого подогнать под свое видение миропорядка. Кабаниха объясняет постоянный гнев, вспыльчивость Дикого его жадностью, однако сам Савел Прокофьевич и не думает отрицать ее умозаключений. «Кому своего добра не жалко!» — восклицает он.

Гораздо более сложным в пьесе является образ Кабанихи. Это выразительница «идеологии темного царства», которая «создала себе целый мирок особенных правил и суеверных обычаев».

Марфа Игнатьевна Кабанова — богатая купчиха, вдова, культивирующая порядки и традиции старины. Она ворчлива, постоянно недовольна окружающими. Достается от нее, прежде всего, домашним: она «поедом ест» сына Тихона, читает бесконечные нравоучения невестке, пытается контролировать поведение дочери.

Кабаниха ревностно защищает все законы и обычаи Домостроя. Жена, по ее мнению, должна бояться своего мужа, быть безмолвной и покорной. Дети должны почитать своих родителей, беспрекословно выполнять все их указания, следовать их советам, уважать их. Ни одно из этих требований, по мнению Кабановой, не выполняется в ее семье. Марфа Игнатьевна недовольна поведением сына и невестки: «Ничего не знают, никакого порядка», — рассуждает она в одиночестве. Катерину она попрекает тем, что та не умеет проводить мужа «по-старинному» — стало быть, недостаточно любит его. «Другая хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце...», — поучает она невестку. Тихон же, по мнению Кабановой, слишком мягок в обращении с женой, не почтителен в должной мере по отношению к матери. «Не очень-то нынче старших уважают», — говорит Марфа Игнатьевна, читая наставления сыну.

Кабаниха фанатично религиозна: она постоянно вспоминает о Боге, о грехе и воздаянии, в доме ее часто бывают странницы. Однако религиозность Марфы Игнатьевны — не что иное, как фарисейство: «Ханжа... Нищих оделяет, а домашних совсем заела», — замечает о ней Кулигин. В своей вере Марфа Игнатьевна сурова и непреклонна, в ней нет места любви, милосердию, всепрощению. Так, в конце пьесы она даже не помышляет о том, чтобы простить Катерине ее грех. Напротив, она советует Тихону жену «живую в землю закопать, чтобы она казнилась».

Религия, старинные обряды, фарисейские жалобы на свою жизнь, игра на сыновних чувствах — Кабаниха все использует для утверждения своей абсолютной власти в семье. И она «добивается своего»: в жесткой, подавляющей атмосфере домашней тирании уродуется личность Тихона. «Тихон сам по себе любил жену и готов бы все для нее сделать; но гнет, под которым он вырос, так его изуродовал, что в нем никакого сильного чувства, никакого решительного стремления развиться не может. В нем есть совесть, есть желание добра, но он постоянно действует против себя и служит покорным орудием матери, даже в отношениях своих к жене», — пишет Добролюбов.

Простодушный, незлобивый Тихон лишился цельности своих чувств, возможности проявить лучшие черты своей натуры. Семейное счастье для него закрыто изначально: в семье, где он вырос, это счастье заменено было «китайскими церемониями». Проявить свою любовь к жене он не может, и не потому что «жена должна бояться мужа», а потому что просто «не умеет» проявить своих чувств, которые с детства жестоко подавлялись. Все это привело Тихона к определенной эмоциональной глухоте: он часто не понимает состояния Катерины.

Лишая сына любой инициативы, Кабаниха постоянно подавляла его мужское начало и одновременно упрекала его в недостатке мужественности. Подсознательно он и стремится восполнить этот «недостаток мужественности» в выпивке да редких «гулянках» «на воле». Реализовать себя в каком-то деле Тихон не может — вероятно, маменька не допускает его распоряжаться делами, считая сына непригодным для этого. Кабанова может лишь послать сына с поручением, но все остальное находится под ее жестким контролем. Получается, что Тихон лишен и собственного мнения, и собственных чувств. Характерно, что и сама Марфа Игнатьевна в какой-то степени недовольна инфантилизмом сына. Это проскальзывает в ее интонациях. Однако вероятно, она не осознает степень своей причастности к этому.

В семье Кабановых сформировалась и жизненная философия Варвары. Ее правило просто: «делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Варвара далека от религиозности Катерины, от ее поэтичности, экзальтированности. Она быстро научилась лгать и изворачиваться. Можно сказать, что и Варвара по-своему «усвоила» «китайские церемонии», восприняв саму суть их. В героине пока сохраняется непосредственность чувств, доброта, однако ее ложь — это не что иное, как примирение с калиновской моралью.

Характерно, что в финале пьесы и Тихон, и Варвара, каждый по-своему, восстают против «власти маменьки». Варвара сбегает из дому с Куряшом, Тихон же впервые открыто высказывает свое мнение, упрекая мать в гибели жены.

Добролюбов заметил, что «некоторые критики хотели даже в Островском видеть певца широких натур», «произвол хотели присвоить русскому человеку как особенное, естественное качество его природы — под названием „широты натуры"; плутовство и хитрость тоже хотели узаконить в русском народе под названием сметливости и лукавства». В пьесе «Гроза» Островский развенчивает и то, и другое явление. Произвол выходит у него «тяжелым, безобразным, беззаконным», он видит в нем не что иное, как самодурство. Плутовство и хитрость оборачиваются не сметливостью, а пошлостью, оборотной стороной самодурства.

Выбор редакции
Что делать, если диеты не помогают, а голодать не хватает силы воли и возможностей? Остается надежное и проверенное средство — заговор...

Детальное описание из нескольких источников: «молитва за поступление ребенка в вуз» - в нашем некоммерческом еженедельном религиозном...

При своевременно назначенном и эффективном лечении анализ крови СРБ покажет уменьшение концентрации белка уже через несколько дней....

У многих есть мечта: иметь доступ к неиссякаемому фонтану достатка и прибыли. Если получится, то на постоянной основе. А что вы можете...
Во всех клиниках «Медок» можно сдать анализы практически всех популярных типов. В том числе: общий анализ мочи; анализ на яйца остриц и...
Современный человек, живущий в большом городе, наполненном суматохой, шумом и соблазнами, не очень склонен верить в духовные чудеса. Но...
Всем невозможно нравиться. Даже если человек очень добрый и милый, это не дает ему стопроцентной защиты от зависти . А зависть - чувство...
Религиозное чтение: самая сильная молитва матери о замужестве дочери в помощь нашим читателям.В прошлом столетии ученые провели...
К причинам появления язвенной болезни относят длительные стрессы, отрицательные эмоции, хронический холецистит, желчнокаменную ,...