Наиболее распространенная фамилия в европе. Самые древние фамилии Европы . Немецкие распространенные фамилии


Падение империи инков — цивилизации унаследовавшей достижения более древних народов Южной Америки.
Падение империи инков — цивилизации унаследовавшей достижения более древних народов Южной Америки.

Национальный девиз: Ama llulla, ama suwa, ama qilla (Не лги, не воруй, не ленись) Империя Инков, Тауантинсуйу (Tawantin Suyu, Tawantinsuyu)

Хронология

Еще до того, когда инки достигли своего могущества, в андском обширном регионе процветало несколько других культур. Первые охотники и рыболовы появились здесь, по крайней мере, 12000 лет назад, а к 3000 г. до н. э. рыбацкие деревушки усыпали все это безводное побережье. В плодородных долинах у подножия Анд и зеленых оазисах в пустыне возникали небольшие сельские общины.

Тысячелетия спустя в глубь территории проникли более крупные социальные группы людей. Преодолев высокие горные пики, они начали селиться на восточных склонах хребта, применяя те же ирригационные методы, которые они разработали на побережье для орошения своих полей и сбора урожая. Вокруг храмовых комплексов возникали населенные пункты, а ремесленники производили все более сложные гончарные изделия и ткани.

Археологи классифицируют изделия андских ремесленников по временному и географическому периоду их распределения. Для этого пользуются термином «горизонты, чтобы идентифицировать основные этапы стилистического единообразия, нарушаемого некоторыми особенностями, с точки зрения эстетики и технологии.




Ранний колониальный период: 1532 — 1572 гг. н.э.

Ранний горизонт: 1400 — 400 гг. до н.э.

Названный в честь храмового центра в Чавин де Уантар, расположенного в небольшой северной долине на восточных склонах Анд, чавинский стиль, крепко связанный с могущественной нарождающейся новой религией, возник приблизительно около 1400 годов до н. э. и достиг своего пика развития и влияния к 400 г. до н. э.

Эта религия, которая, как полагают, строилась на ведущей роли оракула, якобы способного предвидеть будущее, побеждать болезни и обращаться с просьбами к богам, постепенно распространялась к югу. К 1000 г. до н.э. она достигла района современной Лимы, а к 500 г. до н.э. - Айякучо, расположенного на двести миль в глубь страны. Из Чавин де Уантар, по-видимому, направлялись жрецы в другие общины, чтобы добиться там поклонения таким божествам, как вот этот бог с жезлом, названный так потому, что у него в руках скипетр (символ власти).

Народ чавин добился значительного технологического прогресса и сделал даже несколько передовых по тем временам открытий. Чавины изобрели ткацкий станок и экспериментировали с различными металлургическими техническими приемами, такими, как сварка, паяние и изготовление сплавов из золота с серебром. Среди произведенных ими изделий можно найти большие металлические скульптуры, а также ткани из крашеной пряжи с изображением таких образов чавинского культа, как бог с оскалившимся ягуаром и другими животными, живущими в долине Амазонки.

Ранний промежуточный период: 400 г. до н.э. — 550 г. н.э.

Различные местные стили начали возникать на территории южной части побережья Перу. Двумя наиболее характерными чертами так называемой паракасской культуры, названной так по наименованию полуострова Паракас, являлись прекрасные ткани и гробницы в форме бутылки — в каждом помещении такого склепа можно было разместить до 40 тел.

Другой народ — наска — обрабатывал земельные участки в долинах, расположенных в 200 милях к югу от современной столицы Перу Лимы. К 370 г. до н.э. наскский стиль доминировал на юго-западном побережье, оставив наиболее заметный след в керамических изделиях. Наски знамениты своими загадочными озадачивающими линиями Наска — громадными наземными рисунками. Для этого они убирали на определенном участке все камни и гравий, обнажая более блеклые по цвету почвы, после чего рассыпали кучами собранные камни с гравием по его краям. Такие «линии», вероятно, имели какой-то смысл для религии народа наска.

На северном побережье Перу около 100 г. до н.э. возникла воинственная культура моче. Она распространила свой контроль на территории до 150 миль по побережью. Индейцы моче разработали целый металлургический комплекс, создали монументальные здания из высушенного на солнце кирпича-сырца (адоба), у них появился свой оригинальный стиль, который получил наибольшее отражение в сосудах с реалистическими портретами.

Средний горизонт: 550 — 900 гг. н.э.


До сих пор сохранившиеся в первозданном виде погребальные башни «чульпас» возвышаются на одном из горных склонов у озера Титикака. Практика захоронений на территории империи сильно разнилась от одного района к другому, отличаясь и по социальному признаку. Эти гробницы, принадлежащие местной знати, возведены на уложенных без раствора каменных плит самого высого качества. они были построены в середине второго тысячелетия н.э. и сильно пострадали от землятрясений.

Наступила эра больших городов. На берегах озера Титикака на высоте 12500 футов появились пирамиды и каменные холмы, украшенные прекрасной резьбой по камню, как это видно по изображению бога (справа), который считается новой интерпретацией старого бога чавинов с жезлом. Построивший все эти сооружения народ поселился в этом регионе около 100 г. до н.э. и начал возводить около 100 г. н.э. город Тиауанако.

К 500 г. н. э. тиауанаканцы уже господствовали на территории Южных Анд, а через пятьсот лет исчезли вовсе. Во времена своей гегемонии они создали далекие колонии, объявили своими земли, примыкавшие к берегам озера Титикака, и посылали торговые караваны лам по всему побережью.

Тем временем небольшой поселок Уари, расположенный к северу на расстоянии 600 миль, постепенно превращался в город. В период его расцвета в нем проживало от 35 000 до 70 000 жителей, в их дома подавалась вода через подземную водопроводную систему.

Ткачество было одним из самых распространенных занятий. Народ уари исчез приблизительно около 900 г. н.э., но он оставил после себя важное наследие - концепцию централизованного государства и рекомендации для его создания.

Поздний промежуточный период (прибрежный): 900 — 1476 гг. н.э.

Рушившиеся одна за другой империи ознаменовали наступление периода междоусобных войн, в ходе которых мелкие народы, подхлестываемые примеров народа уари, пытались создать собственные метрополии.

Начав наступление от центра принадлежавших когда-то моче земель на северном побережье Перу, племя чиму постепенно объединило в своем новом государстве более 600 миль побережья. Из прекрасно снабжаемой водой с помощью ирригационной системы столицы Чан-Чан, расположенной в жаркой пустыне, с населением 36000 жителей, владыки чиму управляли строго разделенным на классы обществом, в котором умелые ремесленники пользовались особым уважением.

Империя Чиму усиливалась, благодаря сложной созданной ими ирригационной системе, а также завоеванию таких соседних культур, как Чанкей, Ика-Чинка и Сикан. О культуре сикан можно судить по ножу для ритуальных церемоний. Когда их культура достигла периода наивысшего расцвета, чиму умели украшать одежду и домашнюю утварь требовавшими сложной обработки золотыми узорами, создавали ткани поразительной красоты.

И вот им пришлось вступить в борьбу за власть со своими соперниками инками.

Поздний промежуточный период (горные районы): 900 — 1476 гг. н.э.


‘Уака’ — священные места инков.
«Кенко » — одно из самых крупных «уака» в районе Куско. Полукруглая стена из уложенных в ряд гладких больших камней лишь подчеркивает естественную монолитную известковую породу, это главный центр для религиозного поклонения в «Кенко «. В примыкающей к стене пешере есть вырубленный в скале алтарь.

Потомки народа, поселившегося в долине Куско, расположенной на высоте более 11 000 футов над уровнем моря, инки начали развивать свою культуру только после 1200 г. н.э., о чем свидетельствует кувшин (справа). Хотя столица Куско постоянно росла, их власть оставалась довольно ограниченной. Тогда в 1438 году Пачакути Инка Юпанки захватил престол. Называя себя «Сотрясающим землю», он со своими войсками совершил поход по всем Андам, завоевывая одни государства, ведя переговоры с другими, стараясь объединить несколько соседних стран в единую могущественную империю. Пачакути перестроил Куско, превратив столицу в город с прекрасными каменными дворцами и храмами. Его провинциями управляло многочисленное дисциплинированное, отлично функционировавшее чиновничество, стоявшее на защите интересов государства. Его преемник, сын Топа Инка, который пришел к власти в 1471 году, нанес такой сокрушительный удар по чиму, что обеспечил себе полный контроль над всем этим обширным регионом, простиравшимся от Эквадора до самого сердца Чили.

Поздний горизонт: 1476 — 1532 гг. н.э.

Укрепив свою власть, инки добились небывалого взлета культуры. По разветвленной дорожной сети маршировали армии и осуществлялась торговля. Искусство ковки золота, керамика и ткачество достигли невероятной красоты и совершенства. Обработчики камня создавали массивные здания из точно и плотно пригнанных друг к другу громадных каменных блоков. Инкская знать, представитель которой изображен в виде статуэтки справа, правила Андами до смерти императора Уайна Капака, который умер от черной оспы в период между 1525 - 1527 гг. Вскоре скончался и его преемник, оставив открытым вопрос о наследовании трона, что привело к возникновению гражданской войны. Она закончилась в 1532 году, когда один из двух соперничающих друг с другом сыновей Уайны Капака Атауальпа оказался победителем, а Уаскар заключенным в тюрьму.

К этому времени испанец по имени Франсиско Писарро совершил свое ознакомительное путешествие по побережью империи инков. Имея в своем распоряжении всего двести человек бойцов, он воспользовался междоусобицами, эпидемией оспы и атаковал войска инков, захватил в плен самого Атауальпу и казнил его.

Ранний колониальный период: 1532 — 1572 гг. н.э.

Писарро со своей бандой авантюристов подошел к Куско в 1533 году и был просто поражен невиданной красотой этого города. Испанцы посадили на трон единоутробного брата Атауальпы Манко Инку, чтобы управлять через него инкской империей.

Однако Манко Инка не стал марионеткой в руках завоевателей и вскоре возглавил народный бунт. В конечном итоге его вынудили бежать из Куско, где теперь правил сам Писарро до тех пор, пока не был убит в 1541 году сторонниками его главного соперника. Через год в Лиму прибыл вице-король, чтобы управлять Андскими территориями как испанскими провинциями.

В 1545 году испанцы захватили Манко Инку, который все еще являлся императором для нескольких тысяч инков, которые вместе с ним укрылись в густых джунглях, где построили город Вилькабамбу. Манко Инку убили. Его сын Тупак Амару, последний император инков, пытался оказать сопротивление испанцам, но оно было сломлено, когда в 1572 году испанцы захватили его основную базу в Вилькабамбе.

Падение империи инков.


Конкистадоров всегда притягивал звон золота. William H. Powell, photograph by the Architect of the Capitol.

Франциско Писсаро в 1502 году прибыл в Америку в поисках счастья. Семь лет он прослужил в районе Карибского моря, участвуя в военных компаниях против индейцев.

В 1524 году Писсаро вместе с Диего де Альмагро и священником Эрнандо де Люке организовывает экспедицию по неоткрытым территориям Южной Америки. Но её участникам так и не удается найти ничего интересного.

В 1526 году состоялась вторая экспедиция, в ходе которой Писсаро наменял золота у местных жителей. В ходе этой экспедиции испанцами было захвачено трое инков, с целью сделать из них переводчиков. Данная экспедиция оказалась очень тяжелой, на их долю выпали и болезни, и голод.

В 1527 году Писсаро попадает в город инков Тумбес. От местных жителей он узнает о большом количестве золота и серебра украшающие сады и храмы в глубинах их земель. Понимая, что необходимы военные силы для получения этих богатств, Писсаро едет в Испанию и обращается к Карлу V за помощью. Он рассказывает о несметных сокровищах инков, которые можно довольно просто заполучить. Карл V дает Писсаро титул губернатора и капитан губернатора на всех землях, которые он сумеет завоевать и контролировать.

Еще до начала завоевания испанцами инки пострадали от появления европейцев на их континенте. Чёрная оспа косила целые семьи у не имевших к ней иммунитета туземцев.

Примерно в это же время умирает Уайна Капака (Сапа Инка). Высшая государственная должность должна перейти к кому-то из сыновей от главной жены. Выбирался тот из сыновей, кто, по мнению монарха, мог бы лучше справиться с обязанностями. В Куско, столице инков, знать провозглашает новым Сапа Инка — Уаскара, что в переводе означает «сладкий колибри».

Проблема была в том, что последние годы своей жизни предыдущий Сапа Инка провёл в Кито. Вследствие чего большая часть двора проживала в Кито. Город превратился во вторую столицу, разделив вождей племени на две соперничающие группировки. Расквартированная в Кито армия отдавала предпочтение другому сыну Уайны Капака — Атахуальпе, что в переводе означает «дикий индюк». Он большую часть жизни провел рядом с отцом на полях сражения. Это был человек острого ума. Позднее испанцы удивлялись скорости, с которой он освоил игру в шахматы. В то же время он был беспощаден, доказательством тому мог служить страх придворных навлечь на себя его гнев.

Атахуальпа выказывал лояльность по отношению к новому Сапе Инка. Но отказывался прибыть ко двору брата, возможно опасаясь того, что Уаскар видит в нём опасного соперника. В конце концов, Сапа Инка потребовал присутствия брата рядом с ним при дворе. Отказавшись от приглашения, Атахуальпа послал вместо себя послов с дорогими подарками. Уаскар, возможно под действием враждебно настроенных к его брату придворных, подверг пыткам людей брата. Убив их он направил свою армию в Кито, приказав силой доставить Атахуальпу в Куско. Атахуальпа призвал верных ему воинов к оружию.

Армии Куско вначале даже сумела взять в плен непокорного брата. Но он сумел сбежать и присоединиться к своим. В битве Атахуальпа победил тех, кто пленил его. Уаскар собирает в срочно порядке вторую армию и отправляет на брата. Новобранцы с плохой выучкой не могли сравниться с ветеранами Атахуальпы, и были разбиты в двух дневном бою.

В итоге Атахуальпа захватывает в плен Уаскара и с триумфом вступает в Куско, после чего была свершена жестокая расправа над жёнами, друзьями и советниками неудачливого брата.

В 1532 году Писсаро с Альмагро вернулись в Тумбес вместе с 160-тью хорошо вооруженными авантюристами. На месте когда-то цветущего города они застали лишь руины. Он сильно пострадал от эпидемии, а потом и от гражданской войны. В течение пяти месяцев Писсаро двигался вдоль побережья, по пути грабя имперские склады.

В итоге Писсаро отправляется ко двору Атахуальпы. Девять из его людей, напуганные перспективой оказаться в гористой местности, во владениях инков повернули назад.

Испанцев удивляли дороги инков, мощенные каменными плитами, с высаженными по краям деревьями, создающими тень, а так же каналы, выложенные камнем.

Узнав о передвижении белых людей внутри его страны, Атахуальпа приглашает их к себе в гости. Со слов посла он понял, что испанцы выглядят и настроены дружелюбно. Во время встречи с послом Писсаро сделал подарки монарху и много говорил о мире.

Писсаро разместил своих людей на открытом пространстве, на главной площади города Кахамарк. Он отправил Эрнандо де Сото засвидетельствовать своё почтение Атахуальпе, с тем, чтобы тот попытался соблазнить его своим предложением, встретиться лично.

Атахуальпа упрекнул испанцев за разграбление его складов и за пренебрежительное отношение к некоторым индейцам на побережье. На что испанцы начали восхвалять своё воинское искусство и предложили воспользоваться их услугами. Атахуальпа соглашается нанести визит Писсаро в Кахамарке.

Во время этой встречи Эрнандо де Сото, хотел напугать Атахуальпу и почти наехал на него на своём коне, остановившись от него в непосредственной близости, так что капли слюны скакуна попали на одежду инка. Но Атахуальпа не дрогнул. Позже он приказал казнить тех придворных, кто выказал страх.

Писсаро же следуя примеру Кортеса, который завоевал могущественную империю ацтеков с помощью похищения императора, начал готовить свою засаду.

Ночью Атахуальпа послал 5000 воинов, чтобы перекрыть дорогу к северу от Кахамарка. По разработанному им плану, как он позже признался испанцам, он хотел захватить в плен живыми Писсаро и всех его воинов, чтобы принести в жертву богу Солнца — Инти, а лошадей их оставить на развод.

На рассвете Писсаро разместил своих людей в строениях вокруг площади. Ожидание было томительно для испанцев, так как десятикратное численное превосходство инков пугало и подавляло. Позже, как признался один из очевидцев «многие испанцы безотчётно из-за сковавшего их ужаса мочились в штаны».


Взятие Атауальпы в плен
Duflos, Pierre, 1742-1816, engraver.

На закате к площади приблизился императорская процессия. Атахуальпу несли 80 слуг на деревянных носилках, инкрустированных золотом и со всех сторон украшенных перьями попугаев. Монарх в одеждах с золотыми нитями и весь в украшения, восседал, держа в руках золотой щит с геральдическим изображением Солнца. Тут же были танцоры и аккомпанирующие им музыканты. Его свита насчитывала более 5000 человек воинов (основные силы, порядка 80000 воинов, были за городом). Все они пришли без оружия.

На площади они увидели лишь одного доминиканского монаха в сутане с крестом в одной и Библией в другой руке. Королевский совет в Испании постановил, что язычникам нужно предоставить возможность принять христианство добровольно, без кровопролития, и конкистадоры решили не нарушать букву закона. Монах объяснил смысл христианской веры правителю инков, а переводчик объяснил ему, что его просят принять религию чужеземцев. «Вы говорите, что ваш Бог принял смерть, — ответил на это Атахуальпа, — а мой всё ещё живёт», — подчеркнул он, показав на уползающее за горизонт Солнце.

Атахуальпа взял в руки протянутый ему молитвенник. Насколько он понимал, испанцы ценили эту вещь так, как индейцы «уака», талисман в котором обретался дух богов. Но этот предмет казался ему игрушкой по сравнению с их громадным каменным «уака», которому поклонялись инки, поэтому он швырнул его на землю. Как утверждают очевидцы, после этого монах повернулся к Писсаро и сказал ему и его людям: «Можете напасть на них после такого. Я заранее отпускаю вам все ваши грехи».


Музыкант с флейтой. Данное изделие демонстрирует нам высокое искусство чиму в области обработке металлов с помощью технических приемов. Такие статуэтки выковывались по частям, которые затем спаивались вместе. Музыкант держит свою флейту в татуированных руках.

Писсаро подал сигнал к атаке. Две пушки дали залп по толпе индейцев. Испанские всадники, выехали из зданий в полном вооружении и атаковали безоружных воинов-инков. За ними под звук труб последовали пехотинцы с боевым кличем — «Сантьяго!» (имя святого помогающего, по убеждению испанцев, одержать верх над противником).

Это была жестокая резня безоружных индейцев. Писсаро с трудом вытащил из неё Атахуальпу. В течение нескольких часов 6000 воинов инков погибло в Кахамарке и вокруг него, но не один испанец не был убит. В число немногих раненных попал и сам Писсаро, получивший ранение от своего же солдата, когда пытался прорваться к царственному противнику, чтобы захватить того живым.

Многие исследователи пытались понять, почему Атахуальпа совершил такую роковую ошибку, выйдя к испанцам с безоружными воинами. Возможно вождь даже не рассматривал такой вариант хода событий, когда столь малочисленных отряд попытается напасть на его громадную армию. Или же поверил в речи испанцев о мире.

В плену Атахуальпе позволили сохранять все королевские привилегии. Все его жёны и слуги находились возле него. К нему являлись вельможи и исполняли его приказания. Менее чем за месяц он научился говорить по-испански и даже немного писать.

Поняв, что белых людей манит золото, он решил откупиться, предложив за свою свободу наполнить комнаты, в которых он находился, золотом, а так же дважды «набить серебром индейскую хижину». Вместо освобождения Атахуальпа таким предложением подписал свой смертный приговор. Приказав, сорвать всё золото в Куско, и доставив его испанцам, он лишь разжёг их страсть к драгоценному металлу. В то же время, боясь, что его брат сможет предложить за свою свободу ещё больше золота, он приказал казнить его. Инки не воспринимали золото и серебро как что-то ценное. Для них это был просто красивый металл. Золото они называли «потом Солнца», а серебро «слезами Луны». Для них ценными были ткани, так как на их изготовление уходило много времени.


Нож для ритуальных церемоний. Ритуальный нож Туми с золотой рукояткой и серебренным лезвием и украшенный бирюзой. Бог Наймлап изображен с полукруглым головным убором и парой крыльев.

Испанцы начали подозревать, что Атахуальпа готовит заговор против них. Это порождало панически страх в их рядах. Писсаро долгое время противился настрою своих соотечественников. Но в итоге паника сломила и его решительный настрой.

Атахуальпа начинал осознавать неминуемость своей гибели. Его религия гарантировала ему вечную жизнь при правильном исполнении обряда.

На заседании совета, возглавляемого самим Писсаро, было решено сжечь Атахуальпу. Когда испанцы сообщили вождю о своём решении, он расплакался. Уничтожение тела означало лишение бессмертия.

Монах перед смертью ещё раз попытался обратить язычника в христианскую веру. Понимая, что если он примет христианство, то его не сожгут, а удушат с помощью гарроты (обруч с винтом, для медленного удушения жертвы), он согласился пройти обряд посвящения, предполагая, что тело будет передано народу для мумификации. Но испанцы и здесь обманули его. После того как вождь был задушен, они сожгли его одежды и часть тела на костре. Остальную часть они предали земле.

Писсаро понимал, какие выгоды ему сулит местный правитель под испанским контролем. Он остановил выбор на сыне Уайны Капака — Манко Инке. Когда испанца прибыли в Куско их встречали как доброжелателей, восстановивших законную правящую ветвь инков, хотя все мумии до их появления были надёжно спрятаны.

Конкистадоры не отличались великодушием и всячески унижали Манко, проявляя наплевательское отношение к обычаям инков. Самое худшее произошло, когда Писсаро отправился на океанское побережье, с целью основания новой столицы Лиму. Главными он оставил своих братьев Гонсало и Хуана. Гонсало относился к Манко с нескрываемым презрением. Похитив его любимую жену, он надругался над ней.

Бесчинства, творимые испанцами, привели к тому, что Манко наотрез отказался от сотрудничества и предпринял попытку покинуть Куско. Испанцы вернули его в столицу закованным в цепями. В заключение подвергали разного рода унижениям.
В итоге Манко уговаривает одного из братьев Франциско, Эрнандо, который совсем недавно приехал в Куско из Испании, выпустить его временно из тюрьмы, чтобы он мог помолиться в святилище, за что обещал подарить золотую статую изображающую его отца. Как только Манко выбрался за пределы Куско, он призвал свой народ к мятежу. Дело кончилось осадой Куско, которая продолжалась почти целый год. Во время этой осады среди индейцев находились предатели как в Куско, так и за его пределами, которые тайно таскали пищу захватчикам. Среди них были даже родственники самого Манко, которые боялись расправы за их прежнюю поддержку европейцев, со стороны нового правителя. Безнадёжность осады стала ясна, когда из Испании прибыло подкрепление. Некоторые сторонники Манко даже откололись от него, поняв, что удачный момент упущен.

После провала осады Куско Манко увёл с собой в густые джунгли 20000 своих соотечественников. Там они за короткий срок возвели новый город Вилькабамба. Он занимал площадь около двух квадратных миль и насчитывал около трёхсот домов и шестидесяти монументальных сооружений. Здесь были удобные дороги и каналы.

Из этого города инки порой совершали набеги на завоевателей, нападая на сторожевые посты. В 1572 году испанцы решили покончить с этим последним оплотом, как свидетельством прежнего могущества туземцев. Добравшись до Вилькабамбы, они на месте города нашли лишь пустынные развалины. Защитники перед тем как покинуть город сожгли его. Испанцы продолжили погоню, проникая всё дальше и дальше в джунгли. В итоге ими был захвачен последний вождь инков Тупак Амару. Его привезли в Куско и отрубили голову на городской площади. Так пресеклась династия правителей инков.

Итогом пятидесятилетнего пребывания испанцев стало сокращение коренного населения — на три четвери. Многие умерли от болезней завезённых из Старого Света, а многие от каторжного труда.

В Испанию было вывезено огромное количества золота и серебра. Предметы искусства как правило переплавлялись перед вывозом. Самые прекрасные изделия доставлялись ко двору Карла V, затем они были выставлены для всеобщего обозрения в Севилье. Когда Карл начал испытывать нехватку в средствах для проведения военных кампаний, было велено переплавить эти выдающиеся произведения инкского искусства.

Литература:
А. Варкин, Л. Зданович, «Тайны исчезнувших цивилизаций», М. 2000.
Инки: владыки золота и наследники славы, перевод с английского Л.Каневского, М., Терра, 1997.

В западной половине Южной Америки под линией экватора на обширных равнинах между Андами жил трудолюбивый народ, создавший большую цивилизованную империю. Цари его, называвшиеся инками, вели свой род от солнца. Рассказывали, что, сжалившись над бедственной жизнью дикарей страны Перу, солнце послало своих детей Манко Капака и его сестру, бывшую и его женою, собрать их в благоустроенное общество, научить земледелию, искусству прясть и ткать и другим ремеслам, надобным для удобной жизни.

Первыми частями страны, в которых ввели образованность Манко Капак и его сестра, были окрестности озера Титикаки, на островах которого стояли впоследствии колоссальные храмы солнца и луны, окруженные священными маисовыми полями. Народ инков ходил в эти храмы на богомолье. Севернее стоял в прекрасной долине Анд священный город Куско, защищенный удивительно крепкими стенами. Он был столицей царя инков; в нем находился великолепный храм солнца, куда также приходили на богомолье благочестивые перуанцы из всех концов царства. Подобно ацтекам , жители Перу не знали железа, но они умели сооружать громадные каменные постройки. Это были правительственные сооружения. Царь созывал народ строить их. Масса населения находилась в рабстве у аристократии, члены которой, собственно и называвшиеся инками, считались принадлежащими к одному роду. Главой этого рода был царь, сан которого переходил по наследству к старшему сыну или, если не было сыновей, то к ближайшему родственнику, имевшему отцом и матерью людей царской фамилии.

Рост империи инков в царствования различных её государей

Цари инков

Цари инков, сыновья солнца, считались священными. Они имели неограниченную власть, назначали всех правителей и судей, устанавливали налоги и законы, были первосвященниками и главнокомандующими. Вельможи, высший разряд которых составляли инки, члены царской фамилии, соблюдали в сношениях с царем формы особого благоговения. У перуанской аристократии был обряд, подобный возведению в рыцарский сан : молодой человек знатного происхождения становился перед царем на колена; царь прокалывал ему ухо золотой иглой. В торжественных случаях царь инков являлся народу в великолепной одежде, сотканной из нежной шерсти викуньи, украшенной золотом и дорогими камнями. Он часто путешествовал по государству; его несли в богатом паланкине; его сопровождала многочисленная блестящая свита.

Во всех областях государства цари имели великолепные дворцы. Любимой их резиденцией был Юкай, сельский дворец в живописной долине неподалеку от Куско. Когда царь инков «отходил в жилище своего отца», всё население империи соблюдало установленные формы траура. В гробницу царя клали драгоценные сосуды, дорогие уборы и на гробе его приносили в жертву любимых его слуг и наложниц; число этих жертв доходило, как говорят, до нескольких тысяч человек. Дорогие вещи клали также и в гробы вельмож; на их похоронах тоже приносились в жертву жены и слуги.

Общественное устройство империи инков

Вся земля перуанской империи считалась собственностью инки. Она была разделена между людьми всех сословий; величина участков была соразмерна сословным надобностям, но возделывало землю только низшее сословие. В тех селениях, которые принадлежали непосредственно правительству, третья доля всех продуктов сельского хозяйства и промышленности принадлежала царю и его фамилии; другая треть шла на содержание храмов и многочисленного духовенства; остальная треть ежегодно делилась в каждой сельской общине между домохозяевами пропорционально числу душ в семействе. Земледелие находилось под покровительством царя. Произведения сельского хозяйства и промышленности, в том числе прекрасные ткани из шерсти викуньи, хранились в царских магазинах и раздавались по мере надобности.

Налоги и натуральные повинности лежали только на простолюдинах; дворянство и духовенство были свободны от них. Простолюдин в империи инков был обязан трудиться, как рабочее животное, исправно исполнять назначенную ему работу, не улучшая тем своего положения, но был обеспечен от нужды. Народ усердно работал под надзором смотрителей, земля была превосходно возделана, рудники доставляли много серебра и золота; по большим дорогам были возведены мосты, каменные гати. Многие из этих сооружений были громадны; дороги заботливо ремонтировались; все области государства были соединены ими с Куско; по ним ходила почта.

Город инков Мачу-Пикчу

Завоевания инков

Империя инков была миролюбива. Её цари не забывали заботиться о хорошем устройстве войска, но любили покорять соседние племена не оружием, а влиянием цивилизации, промышленности, путем убеждения; в тех случаях, когда делали завоевания, они поступали с покоренными милостиво. Целью завоеваний было распространение перуанского богослужения и общественного устройства. В покоренных областях строились храмы солнца; при храмах поселялось многочисленное духовенство; земля делилась на участки, вводился перуанский порядок работ; грубые наречия покоренных мало-помалу заменялись языком инков. В тех областях, население которых упорно сопротивлялось этому влиянию, основывались многочисленные колонии инков, а прежние жители массами переселялись в другие области.

Ученые, которых называли амаута , заведовали школами и вели летописи событий посредством особого способа «узелковой письменности», называвшегося кипу . Племена, жившие около первоначально небольшого царства инков, были некогда враждебны ему, но мало-помалу слились с перуанцами в один народ, усвоив перуанский язык и покорившись порядкам, введенным у них инками.

Образец «узелкового письма» кипу

Служение солнцу

Служение солнцу в империи инков было великолепно и почти совершенно чисто от человеческих жертвоприношений; они производились лишь изредка и в небольшом размере. Обыкновенно приносились солнцу только животные, плоды, цветы, благовонные курения. Людоедство исчезло у перуанцев. Главною пищею их были маис, бананы и кассава; из молодых стволов маиса они приготовляли опьяняющий напиток, который очень любили. Другим любимым их наслаждением было жевать листья коки, производящие действие, подобное опиуму.

В храмах солнца горел вечный священный огонь, который поддерживали девы солнца, жившие подобно монахиням. Их было очень много. Некоторые из них удостаивались чести поступать в число жен царя-инки. Царю и вельможам было позволено многоженство; но, кажется, только одна жена считалась законной.

Империя инков перед появлением испанцев

Такова была империя инков, когда приплыли испанцы во главе с Писарро , чтобы поработить его. Они дивились заботливо возделанным нивам перуанцев, прекрасным изделиям их промышленности, хорошо построенным домам, имевшим обычно лишь один этаж, для предотвращения вреда от землетрясений, но обширным и удобным; дивились огромным великолепным храмам, прочным стенам крепостей; видели народ трудолюбивый, воздержный, безропотно повинующийся законам, которые считались постановлениями божества.

Теократическое устройство придавало государству характер организма, в котором все происходит по закону необходимости; каждому перуанцу было определено его место в той или иной касте, и он оставался в ней с покорностью судьбе. Простолюдины жили по правилам, наложенным на них высшими кастами, но за недостаток свободы были вознаграждены обеспеченностью от нужды.

Когда мы слышим понятия «инки», «майя» или «ацтеки», то мысленно переносимся за океан, в горы и джунгли американского континента. Именно там обитали эти малоизвестные человечеству племена индейцев ¬– создателей цивилизации инков, ацтеков и майя, кратко о которых мы и поговорим дальше. Из истории знаем о них только то, что они были искусными мастерами. Инки строили большие города, соединявшиеся такими дорогами, как будто по ним мчались автомобили. Пирамиды возвели наподобие египетских, но по местным религиозным воззрениям. Ирригационные каналы позволяли кормить народ собственной сельскохозяйственной продукцией.

Инки создали календари, летоисчисление и письменность, имели обсерваторию и хорошо ориентировались по звездам. И вдруг в одночасье, — все цивилизации исчезли. Над разгадкой о причинах довольно странного, даже с позиций современной науки, социально-демографического явления трудятся многие ученые. Первой представим цивилизацию инков в кратком описании.

Древние инки

Если рассматривать географическую карту южноамериканского материка, то бросится в глаза его вертикальное деление горами Анды. К востоку от гор простирается Тихий океан. Эту местность, ближе к северу, в 11-м – 15-м веках облюбовало древнейшее индейское племя инков, – на их языке произносится как «кечуа». За такой короткий период по известной масштабности трудно создать уникальную и одну из раннеклассовых цивилизаций Мезоамерики. Инки в этом преуспели, возможно, с некоторой сторонней помощью.

Она простиралась на пять тысяч километров с севера на юг, – это ровно половина протяженности РФ. В нее входили территории, полностью или частично, восьми современных латиноамериканских стран. Эти края населяли около двадцати миллионов человек.

Археологи утверждают: культура кечуа начиналась не на пустом месте. Доказано, что значительная часть либо пришла к кечуа извне, либо они поселились на чужой территории и присвоили достижения предшествующих цивилизаций.

Инки были хорошими воинами и не гнушались захватами новых территорий. От культуры Мочика и государства Кари они могли перенять технологию изготовления цветной керамики, прокладки каналов на поля, от Наска – устройство подземных водопроводов. Перечень можно продолжать.

В чем преуспели сами кечуа, так это в камнерезном деле. Блоки для зданий так ювелирно отесывали, что при их укладке не требовался связующий материал. Вершиной зодчества является группа храмов под общим названием Золотой двор с храмом бога Солнца. Верховные правители кечуа просто обожали золото, им были покрыты дворцы императора от пола до потолка. Всю эту роскошь испанские конкистадоры переплавили и в слитках перевезли домой. Лишь величественные пирамиды на безжизненной земле напоминают о былом величии.

Древние майя

У племени майя было все, что характеризовало древние цивилизации, кроме колеса и инструментов из металла. Инструменты качественно вытачивали из крепкого камня, даже для распила дерева.

Майя умело возводили здания, используя редкие для тех времен арочные перекрытия, а знание геометрии помогало правильно прокладывать ирригационные каналы. Они первыми узнали, как получить цемент. Их хирурги проводили операции скальпелем из застывшего стекла.

Как и инки (кечуа), майя имели большие познания о космосе и звездах. Но вряд ли кто из них мог владеть космическими аппаратами. Но тогда зачем им была нужна купольная башня-обсерватория, сохранившаяся до наших дней? Здание стоит так, чтобы лучше было ориентироваться на орбиту самой яркой планеты. Только лишь для создания календаря, направленного на эту планету? Очевидно, были и другие планы. Недаром на скалах есть загадочные изображения летающих людей.

Существует и такая версия происхождения майя: возможно, они приплыли в Америку на кораблях с другого континента. Как и инки, майя использовали опыт более развитой цивилизации – ольмеков, которые непонятно откуда появились на американском континенте. Например, их опыт приготовления напитков из вещества, похожего на шоколад, а в религии переняли божеств в виде животных.

Майя исчезли в 10-м веке нашей эры. И инков, и майя, и ольмеков постигала одна и та же судьба, – их цивилизации прекратили существование в самом расцвете. Ходовые две версии гибели майя – экология и завоевания. В пользу второй свидетельствуют артефакты нахождения на территории, где жили майя, других племен.

Древние ацтеки

На плодородных землях Мексиканской долины веками жили до десятка племен. В начале 14-го столетия там появилось племя тепанеков. Воинственное, до невозможности жестокое, оно покорило все другие племена. Их союзниками в захватах территорий было малочисленное племя теночков.

Это и были ацтеки. Этим именем их называли соседние племена. Ацтеки изгнаны другими племенами на пустынный остров. И отсюда пошла власть ацтеков на всю долину Мексики, где уже проживали до десяти миллионов человек. Вели торговлю со всеми, кто принимал их. В городах проживали тысячи людей. Государство разрослось до невиданных размеров.

Существует очень мало источников информации относительно истории инков - древней индейской цивилизации. Большая часть сведений исходит от испанских конкистадоров и миссионеров. Филиппо Уаман Пома Де Аяало - художник инков XVI века оставил один оригинальный и бесценный документ - это рисунки и хроники, дающие подробное описание общества инков. Понимая, что его мир может исчезнуть, Уаман Пома описал все его великолепие. Это была работа всей его жизни. Он намеревался подарить ее королю Филиппу II, в надежде, что монарх увидит свою колонию в ином свете и изменит свое отношение к ней.

В его работе он также описал образ жизни андских народов до прихода инков - индейцы вели суровый и сложный образ жизни, они были практически дикарями. Но все изменилось с появлением существа, которое было получеловеком, полубогом - сына Инти, сына Бога. Его имя - Манко Капак. Он назвал себя «инка» и принес в свой мир цивилизацию.

Он научил людей возводить города и возделывать землю. Под его руководством мир инков начал процветать. Его жена Манко Капака Оклло научила женщин ткать.

Таким был мир инков, где одно имя принадлежало и правителю, и его народу.

Спустя 100 лет после становления империи инков, в XV веке, это государство, располагавшееся на территории Перу, Боливии и Эквадора, прекратило свое существование. Однако об этом чуть позже... В статье будет рассказано о том, кто такие инки.

Зарождение цивилизации

По легенде Бог солнца Инти создал предков правителей инков. Это были 4 брата и 4 сестры, которые вышли из пещеры Тампу-Токко. Их предводителем был Айяр Манко, который нес в руках золотой посох. Он должен был отыскать место, где посох войдет в землю, что будет являться знаком плодородной почвы.

После долгих странствий Айяр Манко со своими братьями и сестрами пришли в долину Куско, где посох наконец-то вошел в землю.

Победив воинственных местных жителей, братья и сестры основали столицу империи инков. Айяр Манко стал называть себя Манко Капак, что означает "правитель инков". Он стал первым Саппа Инка (верховным вождем).

А все ли было именно так?

Этнологи национального центра научных исследований не до конца уверены в историческом существовании первых восьми инков. Скорее, это были мифические персонажи. В связи с тем, что все ныне доступные сведения об инках тесно связаны с их эпосом.

Каждая семья правителей инков имела свои традиции, подобные африканским. Каждое поколение правителей излагало историю по-своему.

Знаменательный период в истории инков связан с правителем Пачакути. Помимо прочего, он был величайшим религиозным реформатором. В период его правления народ инков стал намного меньше зависеть от верховных жрецов солнечной религии.

Время Пачакути

В XII веке Анды населяло огромное количество разных народов и постоянно враждующих между собой племен. Пачакути хотел создать империю, которая бы объединила все андские народы. Его имя, которое означает «меняющий мир», прекрасно характеризует его стремления.

Он объединил племена вокруг города Куско и его цели стали реальностью.

В начале XV века империя инков подверглась вооруженному нападению племени Чанка. Под угрозой оказался город Куско. Пачакути взял на себя командование войском и сумел отразить нападение и, вдохновленный победой, начал военную экспансию.

Пачакути захватил территорию в районе озера Титикака и расширил на Севере владения империи инков Тауантинсуйу вплоть до района Кохамарки.

Несколько слов об укладе жизни

Кратко культуру инков отражает их быт. Когда инки порабощали народы, они одаривали местных правителей особыми подарками - женщинами и различными диковинами. Таким образом, они делали его в какой-то мере признательным, оставляли в долгу. В обмен на эти дары вожди должны были выплачивать инкам дань или выполнять для них различные виды работ. С этого момента они вступали в отношения, которые исторически называются вассальной зависимостью. Это мог быть принудительный труд, который назывался «мита», либо неравный обмен, называемый «айне».

Эта система взаимоотношений с захваченными племенам стала одной из главных сторон могущества инков.

Создание упорядоченной системы в столь широких масштабах на территории одного из самых больших горных массивов планеты - было нелегкой задачей. Инкам необходимо было создать коллективный труд, товарообмен, систему управления и обеспечить безопасность. Все это было бы невозможным без строительства дорог.

Нет никаких сомнений, что инки уже знали, что такое колесо. Однако горные ландшафты не подходил для использования колесного транспорта. Даже сегодня большая часть путешествий в Андах совершается пешком. Но инки покорили горные вершины, создав развитую сеть путей сообщения. Они возводили мосты в мире, который буквально висели между небом и землей.

Несколько слов о правлении Саппа Инка

Власть инков, как и любая другая власть, требовала воздействия на сознание людей. И величественный город Мачу-Пикчу, как считают этнологи, это лишь часть образа власти. Например, правителю нельзя было смотреть в лицо. Его образ всегда был связан со священными ритуалами. Он почитался, как сын Солнца и был настоящей святыней для народа.

Власть правителя увековечивалась после его смерти, когда он присоединялся ко всем богам и сам становился Богом. Хроники Уамана Пома описывают понимание инками жизни после смерти. Они верили, что человеческая жизненная сила не исчезает после смерти. В их представлении предки могли оберегать живущих на земле.

Столица империи

В самом сердце Анд, на высоте более 3-х тысяч метров, находился город Куско - столица империи инков. В 1534 году он был практически стерт с лица земли испанскими захватчиками. Город Куско - политический и духовный центр империи инков.

Помимо Куско существовало нескольких административных центров, в империи инков было не так много городов. Большая часть территории - маленькие поселки, где инки жили и работали на плантациях. Сельское хозяйство было центральным звеном их экономики.

Ритуалы

Чтобы разобраться, кто такие инки, стоит обратиться к их эпосу.

В хрониках у Мана Пома одна из глав посвящена довольно странному ритуалу - капакоча. Во время некоторых событий, таких, как солнечное затмение, извержение вулкана или эпидемии, чтобы заслужить милость духов, в жертву приносили детей. Случалось и такое, что это были дети вождей племени.

Капакоча было важной частью политического и религиозного культа в Куско.

Система счета

Хотя у инков не было письменности, для записи чисел и, возможно, другой информации они пользовались системой узелков и веревочных сплетений, которая называлась кипу. Благодаря десятичной системе исчисления налогообложение подданных было упорядоченным и эффективным.

Налоги в виде продуктов питания собирались по всей империи и складывались в кольпос. Эта система обеспечивала населению приемлемые условия жизни и было важным аспектом в контроле над экономикой империи.

Они проживали на больших высотах, где каждые 5-6 лет могло не быть урожая, поэтому им просто необходимо было делать запасы.

Взамен империя обеспечивала безопасность, поддерживала инфраструктуру и снабжала жителей средствами к существованию. Для этого везде были построены большие склады с товарами первой необходимости. Такие кольпосы существовали в каждом регионе.

А теперь вернемся к разделу земель

Сын Почакути - Тупак Инка - продолжил завоевание новых территорий и в 1471 году стал правителем. К концу его правления империя простиралась по всей Западной части Южной Америки. Он показал жителям соседних племен, кто такие инки.

В 1493 году правителя сменил его сын Уайна Капак. Войны нового правителя на дальних рубежах повысили уровень недовольства в империи.

В 1502 году, одержав победу в гражданской войне, армия Атауальпа столкнулся с захватчиками из Европы. И хотя инки превышали по численности европейцев, Франсиско-Писарро с небольшим отрядов конкистадоров полностью разбил их огромную армию. При помощи ружей и лошадей, которых инки еще никогда не видели, испанцы одержали победу. Атауальпа был взят в плен и спустя год убит.

Однако, по мнению историков, это не единственная причина падения империи. В то время она находилась в процессе раздробленности и войн, что и стало главной причиной краха.

Великий расцвет империи инков был практически также быстротечен, как и ее падение. И теперь, к сожалению, узнать, кто такие инки, мы можем из немногих источников, сохранившихся до наших дней.

Европейские фамилии могут похвастаться родословными, которые насчитывают сотни лет. Судьбы аристократов часто переплетаются с историческими событиями. Многие представители знатных родов влияли на политику государств. К их мнению прислушивались цари и императоры.

1. Медичи (VIII век)

Одно из самых известных семейств. Имя олигархического клана связывают с Флоренцией, которой правили его представители в XIII —XVIII веках. Позже влияние Медичей распространилось и на Тоскану. Четверо членов этой семьи становились носителями титула папы римского.
Клан часто играл на стыке интересов народных масс и представителей знатных родов. Это позволило ему добиться политического могущества и любви народа. Самыми успешными носителями фамилии считаются Козимо Медичи и Лоренцо Медичи . Оба они были политиками.

Также семейство прославилось меценатством. Нынешний глава дома является президентом Международной ассоциации Медичи , которая занимается защитой искусства, литературы и науки. Большое внимание Оттавиано Медичи уделяет прославлению своих предков.

2. Веттины (IX век)

Дом Веттинов , без преувеличения, является самым разветвленным в Европе. Виндзорская и Саксен —Кобург -Готская ветви семейства представлены королевой Великобритании Елизаветой II и королем Бельгии Филиппом.

Родовое поместье Замок Веттин располагается в федеральной земле Саксония-Анхальт . Члены рода носили высокие титулы на протяжении всего времени существования фамилии. Среди них были короли и маркграфы, курфюрст Римской империи и герцог Варшавский, император Индии и царь Болгарии. Такое семейство не могло не влиять на политические события в Европе.

3. Габсбурги (X век)

В Средневековье не было более могущественного монаршего дома, чем Габсбурги . Его родоначальники были скромными владельцами недвижимости в Эльзасе и Северной Швейцарии. К концу XIII века они правят Австрией и считаются умелыми дипломатами. Члены этой семьи в разное время являются правителями Чехии, Венгрии, Хорватии, Испании, Португалии, Неаполитанского королевства и даже Мексики.

Территории, подвластные семейству настолько обширны, что Габсбурскую корону называют правителями, над которыми солнце никогда не заходит. В конце XVIII века Габсбурги породнились с Романовыми. Сегодня род не является таким влиятельным.

4. Церингены (XI век)


Швабский род Церингенов заложен Бертольдом I. Род занимал влиятельные позиции в Германии. На протяжении века Церингены были курфюрстами земель Германии герцогами и маркграфами. Самые обширные владения семьи представлены Баденским домом. Благосклонность Наполеона позволила выходцу рода продвинуться. С тех пор череда удачных браков сделала их частью многих королевских и царских семей. Наши современники из рода Церингенов владеют замками в Раштатте и Карлсруэ.

5. Лихтенштейны (XII век)

Владелец небольшого замка Лихтенштейн, расположенного на юге Вены – это родоначальник знатной семьи. К XVI веку этот баронский род окреп и получил возможность влияния на территориях Моравии, Богемии, Австрии и Силезии. Даже Габсбурги некоторое время брали в долг у Лихтенштейнов .

В 1719 году семейство выкупило у обанкротившихся владельцев Хоэнемса два небольших феода . Они располагались на швейцарской границе. император Священной Римской империи признал, что глава семейства Антон Флориан является князем. Его суверенное достоинство и стало причиной возникновения на европейской карте княжества Лихтенштейн. Сегодня им управляет сын главы Лихтенштейнского дома князя Ханса -Адама II.

6. Гримальди (XII век)

Консул Генуи Гримальдо Канелла стал родоначальником этой семьи. Пропапская политика помогала роду в течение нескольких столетий занимать высокое положение. Но нелюбовь народа и вражда с гибеллинами стали причиной того, что клан дважды был изгнан из родного города.

После этого Гримальди осели в Монако. Безопасность им обеспечивала Испания. Признавая вассальную зависимость, семейство обрело здесь вторую родину. Князь Монако Альбер II является главой дома сегодня. Грейс Келли стала его женой и матерью знатного дома.

7. Гогенцоллерны (XII век)

Бурхард I считается зачинателем рода Гогенцоллернов . Фамилия династии произошла от названия высокой скалы в юго-западной Швабии , на которой стоял замок, ставший родовым гнездом семейства. В переводе с южнонемецкого языка слово «хоэнцоллер » обозначает «высокая скала».

Гогенцоллерны вывели Германию в ряд колониальных держав, которые имели мощный военно-промышленный потенциал. Император Вильгельм II, представитель этого знатного рода, стал последним монархом Германии.

Один из наследников российского престола Георгий Михайлович Романов признан многими монархистами наследником главенства в Российском Императорском доме. Он принадлежит к одной из Гогенцоллерновских ветвей, поскольку является сыном прусского принца Франца Вильгельма.

8. Бурбоны (XIII век)

Монарший дом Бурбонов – это один из самых многочисленных кланов Европы. Ветви оргомного генеалогического древа этого рода раскинулись по всему континенту. Династия имеет разные ответвления. Среди них испанская, французская, пармская, сицилийская, севильская и орлеанская родовые ветви.

Некоторые знатные ветви прекратились. Старшая линия Бурбонов из Франции была свидетельницей и пережила Французскую революцию, как и казнь Людовика XVI . Ее существование прекратилось со смертью в 1883 году графа де Шамбор .

Испанские Бурбоны у власти и сегодня. Ее главой является король Испании Филиппа VI. Пармская ветвь увенчана короной великого герцога Люксембурга.

9. Радзивиллы (XIV век)

Есть легенда, согласно которой род Радзивиллов начался от верховного жреца Лиздейка , который приживался при дворе литовского князя Гедимина . Позже, когда князем Ягайло была развязана война с Польшей, члены славного рода получили возможность прославиться. О храбрости Радзивиллов ходили сказания в народе. Один из представителей рода переплыл реку, ухватившись за хвост своего коня. Его храбрость вдохновила всех воинов на победу. Они последовали примеру храбреца и победили.

Радзивиллы являлись князьями Священной Римской империи, меценатами военачальниками и владельцами мануфактур . Они влияли на экономику и политику Европы. Их уважали. Софья Радзивилл за праведные деяния после смерти была причислена к лику православных святых. Сегодня одним из самых видных Радзивиллов является финансист Мацей Радзивилл .

Но были в роду и мошенники. Так, Екатерине Радзивилл , жившей в XX столетии, было предъявлено обвинение в мошенничестве. Она отсидела в тюрьме несколько лет, что стало черным пятном на репутации рода.

10. Оранские (XVI век)

Принцы Оранские были членами олигархического семейства, влияние которого распространялось на территорию Соединенного Королевства Люксембург. Вильгельм I, лидер Нидерландской буржуазной революции, стал родоначальником этой династии.

В XIX веке семейство пережило несколько неприятных десятилетий, связанных с финансовыми потерями. После кончины короля Виллема II великой княжне Анне Павловне пришлось продавать имущество рода, чтобы расплатиться с кредиторами. Мужская линия династии угасла в 1890 году после смерти Виллема III . Сейчас дом представлен потомками по женской линии.

Выбор редакции
Что такое объяснительная записка? Как правильно написать объяснительную записку начальнику на работе за отсутствие на рабочем месте или...

Общее налоговое правило по подоходному налогу гласит, что НДФЛ попадают в государственную казну автоматически. Это значит, что за...

Фото: Денис Медведев / PhotoXPress.RUВесело грызть гранит науки! Было бы на что. С 1 января 2011 г. у нас опять начнётся новая жизнь....

Между подлежащим (группой подлежащего) и сказуемым (группой сказуемого) из всех знаков препинания употребляется только тире. ставится на...
В русском языке существуют особенные части речи, примыкающие к существительному или глаголу. Некоторые языковеды считают их особыми...
Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны?Ъ и ЬТвердый и...
Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны? Ъ и Ь Твердый и...
Наршараб – это кисло-сладкий гранатовый соус – один из знаменитых ингредиентов кавказской кулинарии. Он легко станет любимым продуктом и...
Пикантную закуску можно приготовить для праздника или встречи гостей. Приготовление: Отрежьте ножки от шляпок, посолите их и обжарьте на...