Несущая прекрасное людям. Жизнь и деятельность Марии Клавдиевны Тенишевой. Мария тенишева Мария клавдиевна тенишева меценат


Мария Клавдиевна Пятковская родилась в Петербурге 20 мая 1858 года в дворянской семье, однако считалась незаконнорожденной. В возрасте 16 лет ее выдали замуж за адвоката Рафаила Николаева, однако брак оказался неудачным. Оставив свою маленькую дочь Марию на попечение мужу, в 1881 году она уехала в Париж, где получила музыкальное образование и стала профессиональной певицей. Там же Мария Клавдиевна учится живописи, а также начинает увлекаться коллекционированием предметов искусства и народного быта.

На лето Мария Клавдиевна возвращалась из Франции в Россию и жила в имении А.Н.Николаева (дяди мужа) под Смоленском. Там она обрела свою лучшую подругу - Е.К.Святополк-Четвертинскую, по прозвищу «Киту», а также познакомилась с крупнейшим российским промышленником, субсидировавшим строительство первого в России завода автомобилей, одного из зачинателей электромеханического производства в нашей стране - князем В.Н.Тенишевем.

Не смотря на то, что князь был на 22 года старше Марии Клавдиевны, в 1892 году они обвенчались после скорого развода князя с первой женой и расторжения брака Марией Клавдиевной. Однако родные мужа бесприданницу не признали, и в родословную князей Тенишевых Мария Клавдиевна так и не была вписана.

Получив титул и деньги от Вячеслава Николаевича, Тенишева приступила к реализации своих идей.

Делом всей жизни для М.К.Тенишевой стало Талашкино, которое супруги приобрели у «Киту» в 1893, а спустя год, Тенишевы купили рядом с Талашкино хутор Флёново, открыв там уникальную по тем временам сельскохозяйственную школу - с лучшими учителями и богатейшей библиотекой. При школе по инициативе княгини были созданы учебные мастерские прикладного искусства: столярная, резьбы и росписи по дереву, чеканки по металлу, керамическая, окраски тканей и вышивания.

На рубеже веков Талашкино превратилось в духовный и культурный центр России, аналогичное подмосковному Абрамцево. Оно стало местом встречи выдающихся деятелей культуры, вдохновленных идеей «нового русского Возрождения». Просветительская идея привлекла в Талашкино множество выдающихся русских художников. В.Д.Поленов, В.М.Васнецов, С. В. Малютин, М.В.Врубель, К.А.Коровин, В.А.Серов, Н.К.Рерих гостили и работали в имении княгини, предлагая свои рисунки для росписи балалаек, сундучков, мебели.

Труды Марии Клавдиевны были оценены по достоинству и во Франции она была избрана действительным членом Общества изящных искусств в Париже и членом Союза декоративно-прикладного искусства в Париже. После выставки своих работ в Риме Тенишева получила Почетный диплом от итальянского Министерства народного просвещения и была избрана почетным членом Римского археологического общества.

Истинной страстью М. К. Тенишевой была русская старина. Собранная ею коллекция предметов русской старины была выставлена в Париже и произвела неизгладимое впечатление. Именно эта коллекция стала основой музея «Русская старина» в Смоленске. В 1911 году Тенишева передала в дар Смоленску первый в России музей этнографии и русского декоративно-прикладного искусства «Русская старина».

После революции 1917 года Тенишева вместе со своей близкой подругой Е. К. Святополк-Четвертинской навсегда покинула Россию, поселившись во Франции.

Мария Клавдиевна Тенишева скончалась 14 апреля 1928 г. в парижском пригороде Сен-Клу. В некрологе, посвящённом Марии Клавдиевне, И. Я. Билибин писал: «Всю свою жизнь она посвятила родному русскому искусству, для которого сделала бесконечно много».

русская дворянка, общественный деятель, художник-эмальер, педагог, меценат и коллекционер

Мария Тенишева

Краткая биография

Княгиня Мари́я Кла́вдиевна Те́нишева (урождённая Пятковская , по отчиму - Мария Морицовна фон Дезен; в первом браке - Николаева ; 1858-1928) - русская дворянка, общественный деятель, художник-эмальер, педагог, меценат и коллекционер. Основательница художественной студии в Петербурге, Рисовальной школы и Музея русской старины в Смоленске, ремесленного училища в Бежице, а также художественно-промышленных мастерских в собственном имении Талашкино.

Мария Пятковская родилась 20 мая (1 июня) 1858 года в Петербурге. Рано вышла замуж за Рафаила Николаевича Николаева. У супругов родилась дочь, также названная Марией, однако брак не сложился. Вскоре Мария Клавдиевна с маленькой дочерью уезжает в Париж к знаменитой Маркези учиться пению. У неё было прекрасное сопрано. Через некоторое время по возвращении в Россию Мария Клавдиевна знакомится с В. Н. Тенишевым. В 1892 г. Мария вступила в брак с князем Вячеславом Николаевичем Тенишевым - крупным российским промышленником (родные мужа бесприданницу не признали, и в родословную князей Тенишевых Мария Клавдиевна не была вписана). Супруги поселились недалеко от Бежицкого завода в имении Хотылёво, приобретённом князем Тенишевым в Брянском уезде Орловской губернии и расположенном на берегу реки Десны, где княгиней была основана одноклассная школа. Просветительская деятельность княгини Тенишевой началась с организации ремесленного училища близ Бежицкого завода, первый выпуск которого состоялся в мае 1896 года, столовой и клуба для рабочих завода.

М. К. Тенишева обладала великолепным художественным вкусом, чувствовала и любила искусство. «Настоящей Марфой Посадницей» назвал её Н. К. Рерих. Тенишева собирала акварели и была знакома с художниками Васнецовым, Врубелем, Рерихом, Малютиным, Бенуа, скульптором Трубецким и многими другими деятелями искусства. Ею была организована студия для подготовки молодых людей к высшему художественному образованию в Петербурге (1894-1904), где преподавал Репин. Параллельно была открыта начальная рисовальная школа в Смоленске 1896-1899 гг. Во время пребывания в Париже Тенишева училась в Академии Жюлиана, серьёзно занималась живописью, коллекционированием.Коллекция акварелей русских мастеров была передана Тенишевой в дар Государственному Русскому музею.

Мария Клавдиевна субсидировала (совместно с С. И. Мамонтовым) издание журнала «Мир искусства», материально поддерживала творческую деятельность А. Н. Бенуа, С. П. Дягилева и других выдающихся фигур «Серебряного века».

Заветной мечтой М. К. Тенишевой было эмалевое дело, в котором её ожидал огромный успех. Именно благодаря трудам Тенишевой и её исканиям было возрождено эмалевое дело, совместно с художником Жакеном были разработаны и получены более 200 тонов непрозрачной (опаковой) эмали, восстановлен способ изготовления «выемчатой» эмали. Труды Марии Клавдиевны были оценены по достоинству, и во Франции она была избрана действительным членом Общества изящных искусств в Париже и членом Союза декоративно-прикладного искусства в Париже. После выставки своих работ в Риме Тенишева получила Почётный диплом от итальянского Министерства народного просвещения и была избрана почётным членом Римского археологического общества.

Истинной страстью М. К. Тенишевой была русская старина. Собранная ею коллекция предметов русской старины была выставлена в Париже и произвела неизгладимое впечатление. Именно эта коллекция стала основой музея «Русская старина» в Смоленске (ныне в собрании Смоленского музея изобразительных и прикладных искусств им. С. Т. Конёнкова). В 1911 году Тенишева передала в дар Смоленску первый в России музей этнографии и русского декоративно-прикладного искусства «Русская старина». Тогда же удостоена звания почетной гражданки города Смоленска.

Одним из главных просветительских проектов в жизни Тенишевой стало Талашкино - родовое имение княгини Екатерины Константиновны Святополк-Четвертинской (урождённая Шупинская) (1857-1942), которое Тенишевы приобрели в 1893 г. (управление делами было оставлено в руках бывшей хозяйки). Дружившие с детства Тенишева и Святополк-Четвертинская воплотили в Талашкино концепцию «идейного имения», то есть центра просветительства, возрождения традиционной народной художественной культуры и одновременно - развития сельского хозяйства.

В 1894 г. Тенишевы приобрели недалеко от Талашкина хутор Флёново и открыли там уникальную по тем временам сельскохозяйственную школу, собрав превосходных преподавателей и богатейшую библиотеку. Использование самых передовых достижений аграрной науки позволило школе готовить высокоэффективных фермеров, которых требовала реформа Столыпина.

После 26 марта 1919 г. Тенишева вместе с самой близкой подругой Е. К. Святополк-Четвертинской, горничной Лизой и близким другом и помощником В. А. Лидиным покинула Россию навсегда и уехала через Крым во Францию. Написанные в эмиграции и опубликованные в Париже уже после её смерти воспоминания княгини Тенишевой - «Впечатления моей жизни. Воспоминания» - охватывают период с конца 1860-х до новогодней ночи 1917 г.

Тенишева скончалась 14 апреля 1928 г. в парижском пригороде Ля-Сель-Сен-Клу. В некрологе, посвящённом Марии Клавдиевне, И. Я. Билибин писал: «Всю свою жизнь она посвятила родному русскому искусству, для которого сделала бесконечно много» .

Вступительная статья.

Н.И.Пономарева

Имя Марии Клавдиевны Тенишевой (1867?-1928) относится к именам, незаслуженно забытым. Оно, как и некоторые другие, как бы «выпало» из истории отечественной культуры. Даже сама память о ней не сохранялась. Улица в Смоленске, названная именем Тенишевой в 1911 году, когда Мария Клавдиевна стала почетным гражданином города, после ее смерти была переименована. Не хранит память о ней и музей «Русская старина», уникальное собрание русских древностей, подаренное ею Смоленску в 1911 году; коллекция музея, многократно перетасованная и скрытая от наших глаз, гибнет в запасниках.

А что же Талашкино - имение М.К.Тенишевой под Смоленском? Талашкино - всемирно известный в свое время центр русской культуры рубежа XIX-XX веков, который сегодня должен быть не менее известен, чем мамонтовское Абрамцево. И там замерла духовная жизнь, а последним, чудом уцелевшим памятникам архитектуры грозит гибель от разрушительной реставрации...

Но вот рукописи, по утверждению Булгакова, к счастью, не горят. И те 35 тетрадок, что сохранила после смерти Тенишевой ее подруга княгиня Екатерина Константиновна Святополк-Четвертинская, а затем в 1933 году опубликовало Русское Историко-Генеалогическое общество во Франции, теперь - почти через 60 лет - увидели свет и па родине Марии Клавдиевны.

И это событие большой важности не только потому, что мы выполняем долг перед памятью Тенишевой и тем восстанавливаем историческую справедливость, но и потому, что возвращаем отечественной культуре хотя бы частицу того, что было ею сделано. К сожалению, из-за многолетнего незаслуженного забвения на родине потеряно много «исследовательского» времени и значительная часть фактов биографии Тенишевой уже невосполнима. Ушли из жизни почти все, знавшие Марию Клавдиевну, все ученики ее сельскохозяйственной школы, потерян во Франции ее архив; пока не удается найти ее родных, живших в 20-е годы с нею в Париже. И каждый день множит эти потери...

Почему же нам кажется необходимым сейчас по крупицам восстановить всю созидательную деятельность М.К.Тенишевой? В первую очередь потому, что все тенишевские начинания столетней давности не потеряли своей актуальности в настоящее время. И от нашего понимания смысла деятельности выдающихся русских просветителей-меценатов, каким была М.К.Тенишева, которую современники называли «гордостью всей России», зависит главное - возможность продолжения начатого ими дела, но, увы, прерванного на взлете, как дело Тенишевой в Талашкине.

Книга давно стала библиографической редкостью, и ознакомиться с ней можно было лишь по фотокопиям или микрофильмам. Данное переиздание мемуаров Тенишевой, задуманное Ленинградским отделением издательства «Искусство», также готовилось по фотокопии, сделанной им с экземпляра, хранящегося в Государственной Публичной библиотеке им. М.Е.Салтыкова-Щедрина. В самом конце работы в Ленинград приехал живущий в Париже Александр Александрович Ляпин - внук замечательного русского художника Василия Дмитриевича Поленова - и привез два экземпляра книги Тенишевой, одну из которых он передал в дар музею «Теремок» в Талашкине, а другую - автору этих строк.

Надо сказать, что А.А.Ляпин и другие представители русской эмиграции в Париже, хранящие память о М.К.Тенишевой и ее делах на благо отечества, оказывали нам посильную помощь в поисках архива и материалов, связанных с Марией Клавдиевной. Признаться, было больно сознавать, что там, в Париже, память о Тенишевой сохранилась лучше, чем на ее родине. Невольно сама М.К.Тенишева предсказала себе такой поворот судьбы: «Моя страна была мне мачехой, тогда как на Западе меня встречали открытые объятья».

«Впечатления моей жизни» - книга-исповедь. Она своеобразна в жанровом отношении. По утверждению Е.К.Святополк-Четвертинской записки не предназначались Тенишевой для печати. Это были дневниковые записи. Но нас сразу удивит одна их недневниковая особенность - отсутствие дат. Нельзя предположить, что это дело случайное. Нет ни одного письма Марии Клавдиевны или написанной ею записки, где бы ни была проставлена дата. А в книге даты начинают возникать только во второй половине повествования. Финал же книги сфокусирован на дате, и не только на дате, но и на часе (писались эти строки в семь часов вечера 31 декабря 1916 года). «Теперь осталось всего лишь 5 часов до конца этого злополучного года. Что-то нам сулит 1917 год?»

Образ времени в книге - образ жизненного потока. Чем дальше от первой фразы: «Раннего детства туманное видение», чем ближе к «берегу», к финальной точке, тем отчетливее видны временные вехи... Думаю, правда, что не поэтический образ заставил Тенишеву сознательно не указать ни одной точной даты, которая подсказала бы год ее рождения, ибо фактам, изложенным ею в записках, - встрече с И. С. Тургеневым (не позже 1883 года), неправдоподобно раннему первому замужеству и рождению дочери, отъезду в 1881 году в Париж - никак не соответствует указываемый год рождения - 1867.

Лариса Сергеевна Журавлева - одна из немногих исследователей жизни и деятельности М.К.Тенишевой - нашла в документах другую дату ее рождения -1864 год, - но и эта дата, вероятно, требует уточнения. Так, в статье Джона Боулта «Два русских мецената Савва Морозов и Мария Тенишева» под фотографиями Тенишевой стоят даты: 1857-1928 .

Мы коснулись этого вопроса только лишь потому, что исследование, стремящееся к истине, должно опираться на достоверные данные, а нам для того, чтобы восстановить картину жизни М. К. Тенишевой, предстоит еще окончательно установить дату ее рождения, пока скрытую от нас.

Тайной остается и происхождение М.К.Тенишевой. Своего отца девочка не знала. «Странно... - записывает Тенишева в дневнике. - Росла я под именем Марии Морицовны, и тут же, как во сне, мне припомнилось, что давно-давно, в туманном детстве, меня звали Марией Георгиевной».

В воспоминаниях Ольги де Клапье, ученицы Тенишевой в годы эмиграции, читаем следующее: «Отца Мани убили, когда ей было 8 лет. Она ясно помнила начавшееся после полудня необычайное оживление в большом особняке на Английской набережной. Когда запели „Со святыми упокой” и Маня опустилась на колени, среди женских всхлипываний позади ея часто раздавались слова: „Боже мой. Боже мой! Царя убили...”» . Речь идет об убийстве Александра II, если верить де Клапье, - отца М.К.Тенишевой...

«Впечатления моей жизни» - это дневники и воспоминания одновременно. Дневниковая запись дополнялась воспоминаниями, которые, в свою очередь, корректировали дневник. Вы, несомненно, ощутите мощную энергетическую насыщенность некоторых эпизодов книги. Эти «огненные» заметки были написаны явно под сильным впечатлением только что произошедшего события. Немало записей другого характера - тщательно продуманных, «остуженных», четко выстроенных.

По образному определению В.Лакшина, в книге сталкиваются «ад» и «мед» воспоминаний. «Ад» занимает большую часть дневника, что дает нам основание судить о степени одиночества и скрытности Марии Клавдиевны, когда только бумаге поверяла она случившиеся конфликты. «Меда» значительно меньше.

Небезынтересное предположение о происхождении «Впечатлений...» высказала О. де Клапье: «Мне хочется сказать, насколько эти „впечатления” не соответствуют ее личности. Эта замечательная женщина, с печатью гениальности, имела много талантов, но - да простит мне ее тень это утверждение - не писательский! У нее была тетрадь, в которую она много лет подряд вписывала по несколько страниц изредка, лишь раздосадованная какой-нибудь неудачей, огорченная обманом: известно испокон веков, что очень богатые люди часто бывают жертвами ловких и недобросовестных искателей легкой наживы, интриганов и просителей. Это вызывает горечь и досаду у жертв обмана...

Княгиня Мария, написав две-три страницы горьких сетований, успокоенная и веселая, спускалась вниз, шутила, ела что-нибудь запрещенное доктором, потихоньку от Киту (Екатерины Константиновны Святополк-Четвертинской. - Н.П. ), гуляла по мокрой траве и совершенно больше не думала о людях, ее обманувших. Она уже избавилась от „навязчивой мысли”.

Русская дворянка Тенишева Мария Клавдиевна, биография которой будет описана в этой статье, в девичестве носила фамилию Пятковская. Она являлась видным общественным деятелем, педагогом и меценатом. Она также известна как творческая натура, художник-эмальер и коллекционер предметов искусства. Тенишева Мария Клавдиевна основала Петербуржскую художественную студию, Музей русской старины в городе Смоленске, Рисовальную школу (тоже в Петербурге), Бежицкое ремесленное училище, а также художественно-промышленные мастерские в имении Талашкино, которое принадлежало ей.

Тенишева Мария Клавдиевна: краткая биграфия

Конечно же, повествование о жизни того или иного человека начинается с точной даты его рождения. К сожалению, в истории не сохранилась информация о том, в каком именно году появилась на свет будущая талантливая художница, поскольку она была незаконнорожденной, хоть и столичной дворянкой. Никто сегодня не знает, какая фамилия ее родного отца. После замужества она приняла фамилию мужа и стала именоваться Тенишева Мария Клавдиевна. Дата рождения ее - 20 апреля, а вот год указывается приблизительно, между 1865-1867 гг. Кстати, есть предположения, что ее отцом мог быть сам император Российский Александр Второй. По всей видимости, именно из-за этого так сильно окутана тайной история ее рождения.

Несчастливое детство

Ее мать Мария Александровна вышла замуж за Клавдия Стефановича Пятковского и носила его фамилию. Вторым отчимом маленькой Маши был М. П. фон Дизен - очень состоятельный человек, которому принадлежали несколько домов как в Санкт-Петербурге, так и в Москве. Мать не относилась к дочери с нежностью и заботой, и девочке приходилось всегда быть настороже, чтобы не навлечь на себя ее недовольство, в результате чего могло последовать строгое наказание и даже побои. Девушка росла легкоранимой и замкнутой, ее можно было задеть одним только взглядом. К тому же она долго держала обиду в себе и не могла прощать. Вместе с тем она была очень сильной и волевой натурой, самостоятельной и деятельной. Она мечтала о другой жизни, противоположной той, какая у нее была в доме отчима.

Образование

До 1869 года будущая княгиня Мария Клавдиевна Тенишева обучалась в домашних условиях под бдительным надзором француза-гувернера. Однако, узнав о недавно открывшейся первой в России женской гимназии, где практиковалось обучение девочек по программе мужских училищ, она решила сдать экзамены и поступила. Основательницей гимназии была М. Спешнева. Учеба юной Маше давалась легко, и она вскоре стала одной из первых воспитанниц данного учебного заведения.

Первое замужество

В 1876 году Мария вышла замуж. Ее мужем стал правовед Р. Н. Николаев. Через год у нее родилась дочь, Мария Рафаиловна - будущая баронесса фон дер Остен-Сакен. Однако брак этот был недолговечным и вскоре распался. После в своей автобиографической книге “Тенишева Мария Клавдиевна: впечатления моей жизни” она писала, что причиной развода была несовместимость их натур с мужем.

Париж

Когда малышке было 4 года, Мария Клавдиевна ушла из дома, забрав с собой дочь. Она отправилась в Париж, где стала заниматься вокалом в музыкальной школе М. Маркези. А в это время за Машей ухаживала верная служанка Лиза, которая останется с ними до конца жизни. Вскоре Париж для Марии Клавдиевны Тенишевой становится очень родным городом, здесь она чувствует себя как рыба в воде. Здесь ей все близко и понятно. Она ведет светскую жизнь, знакомится с творческими людьми. В музыкальной школе она встречает Шарля Гуно. Круг ее знакомств растет с каждым днем. Среди ее друзей оказывается также Иван Тургенев. Художник также рад, что его приняла в круг своих друзей Тенишева Мария Клавдиевна. Портрет ее он пишет под первым впечатлением, которое она на него оказала.

Первая встреча с Талашкино

Два года пожив в столице Франции, будущая княгиня возвращается в Россию и отправляется в имение к своей подруге детства Кити. В Талашкине ей очень нравится, несмотря на то, что в здесь нет ничего примечательного. Ей нравится родная природа, холмы, перелески и поля. Немного отдохнув, она вместе с подругой вновь отправляется в Париж, ведь ей нужно доучиться в вокальной школе. Во французской столице они начинают самостоятельно заниматься историей искусств, посещают различные музеи, галереи и т. д. В Лувре Тенишева Мария Клавдиевна знакомится с художником Жильбером и начинает брать у него уроки рисования. Именно в этот период она начинает увлекаться эмалями.

Начало общественной деятельности

В 1887 году, вновь приехав в Талашкино, подруги открывают училище для крестьянских деток. Они решили не только учить их грамоте, но и приобщить к ремеслам и дать им возможность добиться успеха в жизни. Тенишева была настоящей патриоткой, и ей очень хотелось каким-то образом способствовать процветанию своей страны. Возможно, это в ней говорила кровь ее венценосного отца?

Поиски себя

Через год у Марии Клавдиевны Тенишевой завязывается знакомство с Константином Станиславским. Она решает попробовать себя и на театральном поприще. Будучи одаренной от природы, она начинает делать успехи, и великий режиссер дает ей возможность проявить себя в качестве актрисы в театральной постановке “Баловень” на сцене театра “Парадиз”. Однако изобразительное искусство берет верх, и она продолжает свои занятия по акварели у Н. Голицинского, а затем поступает в училище барона Штиглица в рисовальный класс. Вращаясь в творческих кругах, она знакомится с молодым художником И. Е. Репиным, а затем с Александром Бенуа, с которым ее свел брат художника Альбер.

Второе замужество

В 1892 году она выходит повторно замуж и теперь выходит в высший свет как княгиня Мария Клавдиевна Тенишева. Меценат, предприниматель, ученый и просто большой души человек, Вячеслав Николаевич поддерживает все начинания своей женушки. Вскоре он основывает знаменитое Тенишевское училища в Санкт-Петербурге. Замужество с человеком такого высоко полета дало ей много преимуществ и открыла такие возможности, о которых она и не мечтала. Однако она их использует не для личного процветания, а во благо развития отечественного искусства. Это и говорит о том, что Мария Клавдиевна Тенишева - меценат в самом прямом понимании этого слова.

Жизнь в Бежице

Ее мужу принадлежал Брянский рельсопрокатный завод, которым находился в Бежице. Приехав сюда, в свое имение, Мария Клавдиевна начинает заниматься просветительской деятельностью. Конечно же, ей в этом очень много помогал ее муж. Без его капитала ей не удалось бы сделать и крупицы задуманного. Кроме этого, он был очень мудрым, уважаемым в научных кругах человеком, и ей очень помогал советом. В.Н. Тенишев получил международное признание в качестве ученого-социолога и этнографа, автора ценных научных трудов. Однако в России он находился под тайным надзором властей, которых настораживали его свободолюбивые взгляды, а также несогласие с политикой государства, с которыми он время от времени делился в узких прогрессивных круга. А в это время его супруга, ничего не понимающая в политике, чувствовала, что ей нужно развивать таланты людей, которым не по средствам выдвинуться и заявить о себе миру. В ее доме постоянно собирались бедные художники, артисты и певцы, одним словом, люди искусства. Однако все это раздражало князя, он терпеть не мог проявления “богемности”, ему не нравились предметы старины, и он не понимал, как можно тратить средства на приобретение предметов искусств для личной коллекции. Однако было нечто, что объединяло этих двух таких разных людей - любовь к музыке и к просветительству. Тенишев прекрасно играл на виолончели и дружил со многими известными музыкантами.

Знакомство с Чайковским

В 1892 году, благодаря Вячеславу Константиновичу, Тенишева Мария Клавдиевна познакомилась с великим Чайковским. Однажды в их доме на Английской набережной в Санк-Петербурге княжеская чета устроила вечер в честь композитора, а сама княгиня решила исполнить специально для него романсы Чайковского. Великий музыкант был в восторге от ее пения и бросился ей аккомпанировать. Вечер быль удивительно хорошим, и композитору не хотелось уходить, он даже опоздал в оперный на репетицию «Иоланты».

Тенишева Мария Клавдиевна: Талашкино, преображение

Екатерина Святополк-Четвертинская была владелицей этого имения. Она с радостью согласилась продать его мужу своей подруге, князю Тенишеву, а тот, в свою очередь, сделал супруге царский подарок на именины. Вместе с тем Кити получала разрешение пожизненной ренты и осталась жить в имении. С этого дня Талашкино преображается до неузнаваемости. Здесь деятельная женщина основывает маслобойное производство, для которого привозит высококлассную технику из-за рубежа. На этот раз княгиня доказывает себе и окружающим, что может быть не только богемной, творческой и романтичной, но и великолепным бизнесменом. Вся продукция с фабрики импортируется в обе российские столицы - Москву и Санкт-Петербург, а также в Париж. По всему имению начинается грандиозная стройка. Возводятся обширные оранжереи, паровая мельница, вольеры для животных, различные мастерские, в том числе и для ремонта сельхоз техники. Прибывшие на работы в Талашкино рабочие начинают строительство собственного жилья. Все свое время Тенишева Мария Клавдиевна проводила в имении, она привезла для себя из Парижа автомобиль и разъезжала на нем по своим владениям. Затем сюда из Хотылева переводится конный двор, состоящий из 50 лошадей. Для лошадей проводится водопровод с горячей водой. А коневоды приглашаются из Англии. Позже рядом с конезаводом строится манеж для проведения скачек и ложи.

Расширение владений

Тенишева Мария Клавдиевна, семья которой только изредка собирается в Талашкине, нашла для себя новое занятие. Она стала скупать близлежащие села и хутора. Основывала школы, строила общежития. Скоро о школе в Фленово стала говорить вся округа. Время от времени она наведывалась в Петербург. Здесь в их собственном доме она основала рисовальную школу. Сюда приходили учиться молодые талантливые ребята, желающие поступить в Академию Художеств. Среди учеников были М. Добужинский, З. Е. Серебрякова, С. В. Чехонин, сын Репина Юрий, А. Погосская, М. Чемберс-Билибина и др. Школой по просьбе княгини руководит сам Илья Репин.

Посвящения

Друзья-искусстоведы, которым она покровительствовала в начале карьеры и с которыми у нее завязалась дружба, стали посвящать ей произведения. Так, композитор А. С. Аренский написал ноты для романса «Ландыш», а слова к ним сочинил П. И. Чайковский. Художник предлагает княгине свои услуги в деле систематизации Тенишевской коллекции рисунков и акварели. Он также рисует множество картин с видами Талашкинского имения. 1896 год был особенным для семьи Тенишевых. На Всероссийской выставке были представлены Брянский завод и Бежицкая ремесленная школа, принадлежащие князю и княгине. Они были удостоены высочайшей царской благодарности.

И снова Париж

Сколь бы Мария Клавдиевна не любила Россию, тем не менее Париж был именно тем городом, где она чувствовала себя наиболее комфортно. И вот после долго перерыва она вновь оказывается в любимом городе. Здесь ее снова тянет на учебу и она поступает в Академию Жюльена. В классе Б. Констана она продолжает свои занятия живописью и рисунком. Здесь она встречает оказавшегося в бедственном положении, и помогает ему. Кроме этого, она покупает большую часть графических работ художника. А меж тем в России назревают революционные волнения, и ее рисовальную школу начинают подозревать в организации различных сборищ. Из-за этого между ней и директором школы, Репиным, получается конфликт, однако Репин, не желая терять школу, решает эту проблему с властями. В том же году еще одна рисовальная школа открывается в Смоленске. Помещением для творческой мастерской служит дом Е.К. Святополк-Четвертинской, а руководителем назначается один из учеников И. Репина А. Куренной.

Коллекционирования и выставки

1897 году в Петербурге открывается выставка, на которой на суд посетителей выставляются акварели и рисунки из коллекции Марии Тенишевой. О выставке говорит весь петербургский бомонд. И вот ее почитает своим вниманием сам Третьяков. Он предлагает княгине выкупить несколько картин, но та отказывает ему, объясняя свой отказ нежеланием терять целостность коллекции. Кстати, в конце концов она предлагает свою коллекцию Русскому музею, который должен был вскоре открыться. Но ей говорят, что могут взять только картины русских художников. В то же время князь В. Н. Тенишев получает правительственное назначение в качестве генерального комиссара и заведующего русским отделом на Всемирной выставке в Париже. А его супруга вместе с меценатом и руководителем петербуржской балетной труппы Сергеем Дягилевым - в Финляндию, для организации совместной художественной выставки.

Журнала «Мир искусства»

В самом начале 20-го века Мария Тенишева и Сергей Мамонтов создают новый культурный журнал - “Мир искусств”. Именно к этому периоду относится портрет княгини, написанный Серовым и который хранится в Смоленском музее. В ходе работы над журналом она знакомится с выдающимся фотографом своего времени И.Борщевским. И они начинают ездить по старинным русским городам и фотографировать для журнала местные достопримечательности.

Эмальерное искусство

Через некоторое время после создания журнала она возвращается к своей старинной страсти - эмальерному искусству и основывает специальную художественную школу в Смоленске. Мастера, которые участия в ней начинают оформлять церковь, построенную на средства семьи Тенишевых. Для этого также был построен кирпичный завод.

Дальнейшая деятельность

За последующие несколько лет было столько сделано Тенишевой для развития российской культуры, что все не перечесть. Открывались выставки, музеи, давались концерты, и многое другое. В Москве был создан магазин “Родник”, где продавались изделия, производимые в талашкинских мастерских. Дом Тенишевой в Талашкине всегда полон знаменитостей. Сюда даже приезжает сам Вследствие революции 1905 года талашкинские мастерские закрываются, княгиня перестает финансировать журнал “Мир искусств”, и он тоже закрывается. Мария Клавдиевна, забрав свою драгоценную коллекцию, отправляется в Париж и там организует выставку. Живя во французской столице, она продолжает заниматься эмальерным искусством. В 1907 году, вернувшись в Россию, она узнает, что ей присвоено звание почетного гражданина Смоленска. В 1912 году Тенишевский музей почтил своим посещением император всея Руси Николай Второй.

Первая Мировая

В 1914 году, с началом войны, в Смоленске открывается военный госпиталь. Мария Клвдиевна не может оставаться безучастной и сама работает в нем, а ее автомобиль служит для перевозки раненых. Николай Второй приезжает в лазарет, чтобы поприветствовать и наградить армейцев. Император высоко оценил патриотизм княгини и поблагодарил ее за служение родине. В 1915-1916 гг. Тенишева работает над диссертацией и защищает ее. Приближается Октябрьская революция. Культурная жизнь в стране замирает, и Тенишева испытывает сильнейшую депрессию. Затем был октябрь, и ей с группой приближенных людей пришлось бежать на юг страны, откуда она переправилась во Францию, где жила до 1928 года.

Эпилог

В ее уютный домик стали приезжать многие из известных людей искусства. Именно в этот период она стала работать над своей книгой, о которой упоминалось в начале нашей статьи. Умерла княгиня Тенишева в 1928 году на чужбине, но в своем любимом городе. Она так больше и не увидела любимую Россию-матушку. Ее парижский дом называли малым Талашкиным.

Мария Клавдиевна Пятковская родилась в Петербурге в 1867 году. Семейное предание сохранило разные версии того, кто был ее отцом, называлось даже имя императора Александра II. Окончив частную гимназию, девушка была рано выдана замуж за правоведа Рафаила Николаева и вскоре родила дочь Марию. Но брак оказался неудачным. «Все было так серо, обыденно, бессодержательно» - вспоминала Мария Тенишева позже.1881 году, забрав с собой маленькую дочь, Мария Клавдиевна, обладательница восхитительного сопрано, уезжает в Париж для обучения пению. Желание стать профессиональной певицей настолько велико, что неудовольствие родных людей ею не принимается во внимание. Возвратившись из-за границы, Мария Клавдиевна сближается с подругой детства княгиней Екатериной Константиновной Святополк-Четвертинской, которая приглашает молодую женщину погостить в своё родовое имение Талашкино. По соседству с Талашкино находились и земли князя Вячеслава Николаевича Тенишева - крупнейшего российского промышленника и землевладельца. На Смоленщину князь каждое лето приезжал поохотиться. Князь В.Н. Тенишев был на 22 года старше Марии Клавдиевны, но разница в возрасте была не столь важна и заметна. Значительно большее значение имело обнаружившееся родство душ. После скорого развода князя В.Н. Тенишева с первой женой и, в свою очередь, расторжения брака Марией Клавдиевной, они в 1892 году обвенчались.
Так Смоленщина приобрела удивительного человека. И сегодняшняя прогулка будет рассказом о Марии Клавдиевне.

Правда родные мужа бесприданницу не признали, и в родословную князей Тенишевых Мария Клавдиевна так и не была вписана.
Тенишев дал Марии Клавдиевне, помимо духовной опоры, княжеский титул, состояние и возможность реализовать себя в качестве просветительницы и меценатки.
Ею было создано Училище ремесленных учеников (под Брянском), открыто несколько начальных народных школ в Петербурге и Смоленске, совместно с Репиным организованы рисовальные школы, открыты курсы для подготовки учителей.
Делом всей жизни Марии Клавдиевны стало Талашкино — родовое имение ее подруги детства, княгини Екатерины Константиновны Святополк-Четвертинской, которое Тенишевы приобрели 1893 году, оставив управление делами в руках бывшей хозяйки. Тенишева и Святополк-Четвертинская реализовали в Талашкино мысль об «идейном имении»: просветительство, развитие сельского хозяйства и возрождение традиционной народной художественной культуры как живительной жизнетворческой силы.
Талашкино превратилось на рубеже веков в духовный и культурный центр России, где содружеством выдающихся художников эпохи возрождалась и развивалась традиционная русская культура. Рерих назвал Талашкино «художественным гнездом», столь же знаменитым в свое время, как и подмосковное Абрамцево. Неорусский стиль в искусстве - «родом» из Талашкино.
В 1894 году Тенишевы покупают около Талашкино хутор Фленово, открывают там уникальную по тем временам сельскохозяйственную школу - с лучшими учителями, богатейшей библиотекой. Использование самых последних достижений аграрной науки во время практических занятий позволило школе готовить настоящих фермеров, которых требовала реформа Столыпина.



Улица тут одна. И называется Музейная. А в доме живут в основном музейные тётушки-работницы.


При школе по инициативе княгини были созданы учебные мастерские прикладного искусства: керамическая, столярная, резьбы и росписи по дереву, окраски тканей и вышивания, чеканки по металлу.Дети из бедных семей, да и большинство учеников принимались на полное попечение. По-соседству со школой были выстроены уютные дома для мальчиков и девочек. Плохо успевающих учеников из школы не отчисляли. Учили какому-либо ремеслу. Способных и талантливых детей княгиня М.К.Тенишева отправляла учиться дальше в Смоленск, в Петербург, за границу. В своих воспоминаниях княгиня писала: «Приходит в школу бессознательным дикарем - ступить не умеет, а там, смотришь, понемногу обтесывается, слезает грубая кора - человеком делается. Я любила разгадывать эти натуры, работать над ними, направлять их… Да, я люблю свой народ и верю, что в нем вся будущность России, нужно только честно направить его силы и способности».
О том, что все эти благотворительные дела шли от чистого сердца, свидетельствует и отзыв одного из современников: «… в благотворительности Марии Клавдиевны….ничего показного, бьющего на дешевый, чисто внешний эффект. Все глубоко, все от сердца». Княгиня Тенишева старалась приобщить своих воспитанников к искусству. Ее дружба с музыкантом Андреевым, который впервые вывел на столичные подмостки народные инструменты, привела в конечном итоге к созданию в Талашкино оркестра балалаечников. А музыкант оркестра Василий Александрович Лидин и вовсе покинул Петербург, переехал в Талашкино и возглавил созданный им оркестр народных инструментов. Андреев часто бывал в имении Тенишевых; участвовал в концертах вместе с крестьянскими детьми.





Сама же она была замечательным художником-эмальером. Ее работы выставлялись в Париже, получив единодушное одобрение мастеров-профессионалов (вещь небывалая для женщины, да к тому же иностранки) в Италии - родине эмали, в Лондоне, Брюсселе, Праге.


Сергей Малютин - автор резного «Теремка» (1902). Его мы видим почти сразу, как заходим за ворота. Опять же, как и сама Тенишева, это человек - кладезь талантов: он и художник, и архитектор, и сценограф, в общем, на все руки мастер. И игрушку матрёшку придумал он.








Музейный кот и ёжик.






А воздух тут! Так и хочется присесть на скамеечку и послушать тишину.


Малютин и архитектор церкви Святого Духа (1903-1908), которую расписывал уже Рерих. Церковь находится на высоком холме. Она строилась еще и как будущая усыпальница Вячеслава Николаевича Тенишева.


Сейчас она очень серьёзно реставрируется. И лик Христа укрыт сеткой.






















Николай Рерих, прежде всего для Фленово, - художник, расписавший Церковь Святого Духа и украсивший её внешние фасады поразительной смальтовой мозаикой. Он приехал в Смоленск по приглашению княгини. Город, а особенно Смоленская Стена, его сильно впечатлили: «Холмы смоленские, белые березы, золотые кувшинки, белые лотосы, подобные чашам жизни Индии, напоминали нам о вечном пастухе Леле и красавице Купаве, или, как бы сказал индус, о Кришне и Гопи». Рерих написал здесь несколько картин («Сторожевая башня», «Общий вид стен кремлевских», «Смоленская башня» и др.). В Художественных мастерских он занимается керамикой (в «Теремке» есть его работы - ваза и картины). А через несколько лет вновь приезжает во Фленово, чтобы расписать церковь. Успевает выполнить фрески алтаря, расписать одну из арок и выложить мозаику над главным входом (началась Первая Мировая). Росписи были на тканевой основе! И по этой причине не сохранились. А главное - Рерих над алтарем изобразил не Русскую Богородицу, а Матерь Мира, то есть отошёл от православных канонов, и поэтому самой церкви строго отказали в освящении. Освятили лишь её цокольный этаж (усыпальницу). После революции из усыпальницы церкви Святого духа, прежде чем устроить там овощехранилище, вынесли тело князя Тенишева. Говорят, что какие-то крестьяне всё-таки тайно его перезахоронили, в березовой роще. И сейчас около церкви стоит символический крест в память о хозяине этих земель, благодетеле и муже княгини Тенишевой.




С революцией 1905 года прервалась прежняя жизнь в «русских Афинах». Начались поджоги, в школе велась революционная пропаганда. Княгиня М.К. Тенишева не могла понять, почему с любовью созданный ею мир разрушается на глазах. В воспоминаниях княгини читаем её размышления о происходящем:«Гляжу на все как на роковую долю свыше. Должно быть, это так надо... Там, где была школа, - тишина. А над ней, высоко на горе, стоит одиноко на вершине венец дела любви - храм. Во время заката уныло гляжу я с балкона на пламенеющий крест, горюю, страдаю и по-прежнему люблю. Долго я урезонивала самое себя, долго болела душою, но, наконец, после многих бессонных ночей и сильной внутренней борьбы я сказала себе, что храмы, музеи, памятники строятся не для современников, которые большей частью их не понимают. Они строятся для будущих поколений, для их развития и пользы. Нужно отбросить личную вражду, обиды, все это сметется со смертью моих врагов и моей. Останется созданное на пользу и служение юношеству, следующим поколениям и родине. Я всегда любила ее, детей и работала, как умела».














После 1917 года Мария Тенишева эмигрировала в маленький городок под Парижем. Денег нет, зато есть её любимый набор: трудолюбие, энергия, талант. Мадам Русская Княгиня и здесь находит применение своему дару творить - становится ювелиром, специалистом по изделиям, инкрустированным выемчатой эмалью. В 1928 году княгини не стало.









Выбор редакции
Лучшие лунные дни для смены места работы 10 лунный день: отлично Ближайший начнётся 20.08.2018 в 16:09. Десятый день лунных суток —...

Иметь частный бизнес – очень рискованное дело, ведь при его открытии никто точно не знает, будет он успешным или прогорит. Поэтому его...

Кадровая служба предприятия: делопроизводство, документооборот и нормативная база Гусятникова Дарья Ефимовна 2.5. Табель учета...

Табель учета определен постановлением Госкомстата №1 от 05.01.2004 (табель учета является обязательным для заполнения, но законом не...
Общая характеристика Жизнью людей, рожденных под этим знаком, управляет чувство красоты, гармонии и справедливости. Благодаря такту,...
Белое вино — означает романтичность натуры спящего и предвещает Вам неожиданный прилив больших наличных денег, что значительно улучшит...
Быстрый переход к толкованиямУ многих народов летучая мышь является символом интуиции. Если снится крылатый зверек, то сновидцу следует...
Лепить во сне пельмени означает наступление нужды, ухудшение самочувствия и погибшие надежды. Покупать пельмени в магазине – наяву...
Ну кто же не любит спелую сладкую черешню? Она является одним из самых долгожданных лакомств в летний сезон практически для каждого...