Никитин н и первый живописец 18 века. Иван никитин - первый русский портретист. Старинная живопись Ивана Никитина. Биография художника


ПОРТРЕТЫ И.Н.НИКИТИНА

НИКИТИН Иван Никитич(1680-е (Москва) - не ранее 1742 г.)

Живописец, портретист.

Первоначальное художественное образование получил в типографской школе при Оружейной палате в Москве (?).

1711 г . - переезд в Петербург.

Ранние работы (одна и та же композиционная схема, барочное, с элементами рокайльного, решение, напоминают портреты живописца К.де Брейна).

1714 г . - портреты племянниц Петра I , царевен Екатерины и Прасковьи.

Не позднее 1716 г. - Портрет сестры Петра I Натальи Алексеевны.

1712-1713 гг. - Портрет девочки (Елизаветы Петровны(?)). Один из самых ранних детских портретов в русском искусстве.

1715 г . - поясной портрет Петра I . Не сохранился.

Итальянский период.

1716-1719 гг. - находился в Италии. Учился во флорентийской АХ у Т.Реди, придворного живописца герцога Козимо III Медичи.

1717 г . - парные портреты Петра I и Екатерины I . Принадлежали герцогу Козимо III Медичи. Выполнены по образцам европейских парадных портретов в стиле барокко. Портреты собственноручно подписаны Никитиным. Это редчайший случай в его практике.

Петербургская деятельность.

1720 г . - возвращение в Петербург.

1721 г . - Портрет Петра I с натуры, писанный в Кронштадте.

28 января 1725 г. - вызван в Зимний Дворец «списывать персону императора». Работа «Петр I на смертном ложе» имеет этюдный характер, впечатление незавершенности из-за краткости сеанса.

1720-е гг. - «Портрет графа Г.И.Головкина». По типу напоминает французские классицистические репрезентативные портреты времен Людовика XIV .

1726 г . - «Портрет барона Строганова». Композиция в духе рококо.

1726-1727 (?)) - «Портрет напольного гетмана». Личность изображенного не определена. Работа не имеет аналогов в живописи XVIII в. по своему реалистичному исполнению.

После смерти Петра I И.И.Никитин фактически был лишён возможности работать. Пройдя через Тайную канцелярию и одиночную камеру Петропавловской крепости за участие в так называемом деле М.Родышевского, приговорен к ссылке в Тобольск, но помилован. По некоторым свидетельствам художник умер по пути из Тобольска в Москву.

Главные работы:

«Портрет девочки (Елизаветы Петровны?)» (1712-1713, ГЭ)

«Портрет царевны Прасковьи Ивановны (1714, ГРМ)

«Портрет цесаревны Анны Петровны» (не позднее 1716, ГТГ)

«Портрет царевны Натальи Алексеевны» (не позднее 1716 г.?, ГРМ; подобные портреты - ГМЗ «Павловск», ГТГ, 1715-1716);

«Портрет Петра I »(парный к портрету Екатерины I, оба - 1717, галерея Уфицци, Флоренция, хранятся в Главном управлении финансов, Италия)

«Портрет Екатерины I » (парный к портрету Петра I, оба - 1717, галерея Уфицци, Флоренция, хранятся в Главном управлении финансов, Италия);

«Петр I на смертном ложе» (1725, ГРМ);

«Портрет барона С.Г.Строганова» (1726, ГРМ);

«Портрет напольного гетмана» (1720-е (1726-1727?), ГРМ);

«Портрет графа Г.И.Головкина» (1720-е, ГТГ).

_____________________________________________________________________________________________

Полный текст статьи чит. в книге:

Иван Никитич Никитин (около 1690(?1680) - 1742) - сын священника Никиты Никитина, служившего в Измайлове, брат священника Иродиона Никитина, позднее протопопа Архангельского собора в Кремле, и живописца Романа Никитина. О ранних годах обучения художника ничего не известно.Первоначальные художественные навыки он получил, вероятно, под руководством голландца А. Шхонебека в гравировальной мастерской при Московской Оружейной палате. В 1711 году вместе с гравировальной мастерской Никитин был переведен в Петербург. Писать портреты он, судя по всему, выучился самостоятельно, изучая и копируя имевшиеся в России работы иностранных мастеров. Благодаря родственникам, служившим в придворных церквах, Никитин быстро занял прочное положение в окружении Петра I."Персонных дел мастер", любимый художник Петра I, И. Н. Никитин являл собой пример патриотической гордости русского царя перед иностранцами , "дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастеры". И Петр не ошибался: "живописец Иван" был первым русским портретистом европейского уровня.Его творчество - начало русской живописи нового времени. Год рождения Никитина точно неизвестен, и традиционно принятая дата - около 1690 года - иногда оспаривается. Лишь недавно выяснилось отчество художника; в результате архивных изысканий была отделена его фигура от другого Никитина, его однофамильца; только в последние годы определился круг его работ, очищенный от приписываемых ему копий и картин других художников. Так что же известно о судьбе мастера огромного дарования и трагической жизни? Иван Никитич Никитин родился в семье священника, весьма близкой ко двору. В Измайлове, родовом имении Романовых, прошло детство художника. Учился он, скорее всего, в Оружейной палате - только там можно было овладеть ремеслом живописца. Однакодаже в самых ранних никитинских работах обнаруживается знакомство с европейской живописью. Никитин покинул Москву в 1711 году, когда всех мастеров Оружейной палаты перевели в новую столицу. Здесь, при новозаведенной Санкт-Петербургской типографии, вскоре была основана рисовальная школа, в которой "грыдоровальных дел мастера и живописцы... в рисовании наилучшую получали науку". Среди преподавателей - Иван Никитин.В ранних (до 1716 года) работах художника прослеживается явная связь с парсунами конца XVII столетия. Их отличает жесткое письмо, глухие темные фоны, плоскостность изображения, отсутствие глубокого пространства и условность светотеневой моделировки. К ранним работам можно отнести такие следующие его портреты

Парсуна

ПАРСУ́НА (др.-русск. парсуна, через польск. persona, от лат. persona - "личность, лицо, маска") - разновидность картины , характерная для переходного периода древнерусского искусства конца XVI-XVII в. Соединяет традиции иконописного мастерства и живописного портрета . Парсуна - уже не икона, но еще не портрет.

Парсу́на (искажённое лат.persona - личность , особа ) - название ранних русских портретов, находившихся под сильным влиянием иконописи. (Первоначально синоним современного понятия портрет вне зависимости от стиля, техники изображения, места и времени написания, искажение слова «персона», которым в XVII веке назывались светские портреты).

Никитин Иван Никитич. Портрет Елизаветы Петровны ребенком. 1712-13 г

Портрет дочери Петра I, Елизаветы (1709-1761), будущей императрицы (с1741г.) самое раннее из известных 18 полотен придворного художника Петра I. В нем ощущается некоторая скованность в изображении фигуры, плоскостность в трактовке костюма и фона, но живой образ девочки полон обаяния. Чувствуется стремление художника к передаче не только внешнего сходства, но и настроения, к раскрытию внутреннего мира портретируемой. Пышный парадный костюм ребенка, тяжелое платье с большим декольте, горностаевая мантия на плечах, высокая прическа взрослой дамы - дань требованиям времени

И.Н. Никитин. Портрет царевны Прасковьи Ивановны. 1714. Грм

Прасковья Ивановна (1694-1731) - царевна, младшая дочь царя Ивана V Алексеевича и царицы Прасковьи Федоровны (урожденной Салтыковой), племянница Петра I. Жила при матери в Измайлове под Москвой. Петр выдавал своих племянниц замуж за иностранных герцогов, преследуя при этом политические цели. Но это удавалось не всегда: «...младшая - Прасковья Иоанновна, „хроменькая", болезненная и слабенькая, „тихая и скромная", как отмечали современники, долго противостояла железной воле царя и в итоге тайно обвенчалась с любимым человеком, сенатором И. И. Дмитриевьм-Мамоновым. На портрете Ивана Никитина Прасковье Иоанновне 19 лет, ее замужество еще впереди. Она облачена в синее с золотом парчевое платье, на плечах красная с горностаем мантия. Фон портрета нейтральный, темный. Как написан художником этот портрет?... В портрете Никитина нарушены многие из общепринятых (в европейском понимании, в понимании нового искусства) смысловых и композиционных особенностей станковой картины. Это прежде всего сказывается в отходе от анатомической правильности, прямой перспективы, иллюзии глубины пространства, светотеневой моделировки формы. Очевидно лишь тонкое чувство фактуры - мягкость бархата, тяжесть парчи, изысканность шелковистого горностая , -которое, не забудем, хорошо знакомо живописцам и прошлого столетия. В живописной манере ощущаются старые приемы высветления („вохрение по санкирю") от темного к светлому, поза статична, объем не имеет энергичной живописной лепки, насыщенный колорит построен на сочетании мажорных локальных пятен: красного, черного, белого, коричневого, изысканно мерцающего золота парчи. Лицо и шея написаны в два тона: теплым, одинаковым везде в освещенных местах, и холодновато-оливковым - в тенях. Цветные рефлексы отсутствуют. Свет ровный, рассеянный. Фон почти всюду плоский, лишь вокруг головы он несколько углублен, как будто художник пытается строить пространственную среду. Лицо, прическа, грудь, плечи написаны скорее еще по принципу XVII в. - как художник „знает", а не как „видит", стараясь внимательно копировать, а не воспроизводить конструкцию формы. И складки - ломкие, прописаны белыми штрихами, немного напоминающими древнерусские пробела. На этом фоне, как уже говорилось, совершенно неожиданно смело написана парча, с ощущением ее „вещности". Причем, все эти роскошные великокняжеские одежды лишь сдержанно отмечены деталями, в той мере, насколько это необходимо мастеру для репрезентации модели.Но главное отличие портрета представляется не в этом смешении приемов и в своеобразии лепки формы, главное то, что здесь уже можно говорить об индивидууме, об индивидуальности, - конечно, в той мере, в какой она присутствует в модели. В портрете Прасковьи Иоанновны читается свой внутренний мир, определенный характер, чувство собственного достоинства. Центром композиции является лицо с печально глядящими на зрителя большими глазами. Про такие глаза народная поговорка гласит, что они - „зеркало души". Плотно сжаты губы, ни тени кокетства, ничего показного нет в этом лице, а есть погружение в себя, что внешне выражено в ощущении покоя, тишины, статики. „Прекрасное должно быть величаво"» (Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века. - М.: Высшая школа, 1999. С. 65-66.).

И.Н. Никитин, Портрет царевны Натальи Алексеевны, не позднее 1716, ГТГ

Наталья Алексеевна (1673-1716) - дочь царя Алексея Михайловича и его второй жены, Натальи Кирилловны Нарышкиной, любимая сестра Петра I. Наталья Алексеевна была сторонницей петровских реформ, слыла одной из образованнейших русских женщин своего времени. C ее именем связано развитие русского театра. Она сочиняла пьесы, в основном на агиографические сюжеты, устраивала при своем дворе театральные представления. Граф Бассевич, министр бывшего при петербургском дворе голштинского герцога, писал в своих Записках: «Принцесса Наталия, меньшая сестра Императора, очень им любимая, сочинила, говорят, при конце своей жизни две-три пьесы, довольно хорошо обдуманные и не лишенные некоторых красот в подробностях; но за недостатком актеров они не были поставлены на сцену» (Записки Голштинского министра графа Бассевича, служащие к пояснению некоторых событий из времени царствования Петра Великого (1713-1725) // Русский Архив. 1885. Вып. 64. Часть 5-6. С. 601). Не случайно на портрете она одета уже по новому образцу: фасон платья, парик, поза - весь внешний облик говорит о ее принадлежности к новому времени, к эпохе преобразования России. Вместе с тем среди изобразительных средств живописца имеются такие, которые еще относятся к иконному письму: однотонный фон, некоторая плоскостность фигуры; изгибы и складки платья условны и слишком жестки. Однако лицо царевны написано вполне объемно. Художник портретировал Наталью Алексеевну незадолго до ее смерти. Она долго болела и умерла в том же 1716 году - ей было чуть больше сорока лет. Возможно, из-за этого в ее портрете читается некоторая грусть. Лицо выписано чуть отекшим, с болезненной желтизною, что делает честь зоркому глазу художника. Надо полагать, что портрет принадлежал самой Наталье Алексеевне. По мнению С. О. Андросова, более точная датировка произведения - около 1714-1715 года (Андросов С.О. Живописец Иван Никитин. - СПб., 1998. С. 30). Еще одна работа первого периода творчества Никитина - портрет цесаревны Анны Петровны (до 1716), дочери Петра.

Подробности Категория: Искусство России XVIII века Опубликовано 15.02.2018 15:43 Просмотров: 927

Иван и Роман Никитины – русские художники, работавшие в стиле западноевропейского искусства.
Иван Никитин считается основателем русской портретной школы XVIII в.

Иван Никитич Никитин (ок. 1690-ок.1742)

Иван Никитин родился в Москве в семье священника, служившего в Измайлове. Один из его братьев (Иродион) стал священником, а другой (Роман) – художником.
Учился гравировальному делу в Москве при Оружейной Палате у голландца А. Шхонебека.
В 1711 г. вместе с гравировальной мастерской был переведен в Петербург. В это время там работал и преподавал немецкий художник Иоганн Таннауэр, приглашённый Петром I для обучения живописи русских художников. Иван Никитин становится его учеником. В 1716-1720 гг. Иван и Роман Никитины, а также ещё 20 начинающих художников отправляются в Италию для получения дальнейшего художественного образования. Все учатся на государственную пенсию. В Италии и Флоренции братья Никитины учатся у Томмазо Реди. Возвратившись на родину, Иван Никитин стал придворным художником и любимцем Петра I. Жил в Петербурге и Москве.
Но карьера Ивана Никитина внезапно прерывается. Вместе с братом Романом он был арестован в 1732 г. по делу о распространении пасквилей на архиепископа Феофана Прокоповича, очень влиятельного человека того времени – члена Синода, проповедника, государственного деятеля, писателя и публициста, поэта, философа, сподвижника Петра I. Но многие считали его жутким человеком, чуть ли не в традициях инквизиции. Так что последствия критики Прокоповича для братьев Никитиных были весьма печальны: 5 лет они томились в Петропавловской крепости, после этого их били кнутом и сослали в Тобольск пожизненно.
Только в 1741 г. братья получили разрешение вернуться в Москву. Но Иван Никитин скончался в 1742 г. по дороге во время возвращения.

Творчество

Иван Никитин в основном работал в жанре портрета . Но подписаны им всего три работы. Остальные работы (около 10) ему приписываются.
Ранние портреты художника ещё носят следы парсуны . Но Никитина всё же считают одним из первых (а часто называют даже первым) русских художников, кто отошёл от традиционного иконописного стиля русской живописи и начал писать так, как в это время писали в Европе – с перспективой.

Иван Никитин. Портрет Елизаветы Петровны ребенком (1712-1713). Холст, масло. 54 х 43см. Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)
Портрет дочери Петра I, Елизаветы (1709-1761), будущей императрицы – самое раннее из известных полотен художника. В нём ощущается ещё некоторая скованность в изображении фигуры, плоскостность в трактовке костюма и фона (следы парсуны), но уже и умение передать живой образ девочки. Этот образ полон обаяния. Иван Никитин передал не только внешнее сходство, но и настроение Елизаветы. Пышный парадный костюм ребенка, тяжелое платье с большим декольте, горностаевая мантия на плечах, высокая прическа взрослой дамы – дань требованиям времени.
Портрет царевны Прасковьи Иоанновны – одна из ранних его работ.

Иван Никитин. Портрет царевны Прасковьи Иоанновны (племянницы Петра I, 1714). Холст, масло. 88 x 67,5 см. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
Царевне Прасковье Иоанновне 19 лет. Это девушка с чувством собственного достоинства, своеобразным характером и собственным миром. В её образе нет кокетства, а есть осознание себя и своих возможностей. Прасковья Иоанновна (1694-1731) – младшая дочь царя Ивана VI Алексеевича и царицы Прасковьи Федоровны, племянница Петра I. Жила с матерью в селе Измайлово под Москвой, затем имела свои дворы в Москве и Петербурге. Она обладала волевым, настойчивым характером, несмотря на слабое здоровье.

Иван Никитин. Портрет канцлера Г.И. Головкина (1720). Холст, масло. 90,9 x 73,4 cм. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Это также ранняя работа художника, выполненная по возвращении из Италии. Граф Гаврила Иванович Головкин – вице-канцлер, сподвижник Петра I, хитрый и ловкий дипломат.
У Головкина умный проницательный взгляд, твердая волевая складка губ. Парик – по моде того времени. Художник создал образ энергичного государственного деятеля, человека эпохи Петра. В его осанке – чувство собственного достоинства. Торжественность и значительность образу придают сдержанность позы, андреевская лента и звезда, польский орден Белого Орла в виде креста на голубом банте.
Портрет напольного гетмана считается вершиной творчества Ивана Никитина. Кто именно изображён на полотне – не вполне ясно, называются различные имена. Но именно в этом изображении мастер парадного портрета проявляет себя мастером человеческой души. Он создаёт трагический образ сильного, властного, много перенесшего на своем веку и исполненного скорби человека.

Иван Никитин. Портрет напольного гетмана (~ 1725). Холст, масло. 76 х 60 cм. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
Гетман изображён в спокойной позе, со спутанными волосами, в расстёгнутой домашней одежде. Он погружён в себя, в свои переживания.
Высокий лоб изрезан морщинами, а глаза застыли, глядя в пространство. Драматический эффект картины создаёт выражение его лица. Преобладание красного тона в изображении лица, а также элементов одежды, усиливает чувство тревоги и напряжённости ситуации.

Роман Никитич Никитин (1691-1753)

Роман Никитич Никитин – младший брат художника Ивана Никитича Никитина. Его жизнь и творчество менее известны, а его художественные принципы более традиционны и консервативны, чем у брата.
Художественное образование Романа Никитина началось под руководством его брата Ивана. Позже наставником Романа стал Иоганн Готфрид Дангауер (Таннауэр) – немецкий живописец, портретист, миниатюрист, придворный художник Петра I.
Возвратившись в Россию после учёбы в Италии, Роман Никитин участвовал в украшении живописью триумфальных ворот в Москве, воздвигнутых по случаю заключения Ништадтского мира, занимался церковной живописью. В 1732 г. братья Никитины были арестованы по делу Феофана Прокоповича, о чём сказано в биографии Ивана Никитина. В Тобольске Роман Никитин продолжал заниматься живописью.
После вступления на престол императрицы Елизаветы Петровны Роман Никитин был возвращён в придворные живописцы, ему было поручено написать образа для новой церкви в Московском Златоустовском монастыре.
Роман Никитич Никитин умер в конце 1753 или в начале 1754 г.

Творчество

С уверенностью Роману Никитину приписывают только два портрета: Григория Дмитриевича Строганова и его супруги, баронессы Марии Яковлевны (Вассы) Строгановой, относящиеся примерно к 1724 г. Возможно, им созданы портреты всей семьи Строгановых, но они не сохранились.

Роман Никитин. Портрет Григория Дмитриевича Строганова (не позднее 1715). Холст, масло. 101 x 77, 5 см. Одесский художественный музей
Портрет Строганова выполнен в классическом европейском стиле с элементами рококо , но в нём ещё видны следы парсуны: статичность, тёмный фон, отсутствие психологизма. Делается попытка передачи движения руки персонажа, но эта попытка не совсем удачна – рука изображена в застывшем положении.

Роман Никитин. Портрет Марии Яковлевны Строгановой (1721-1724). Холст, масло. 76 x 60 см. Государственный Русский музей (Петербург)
Портрет баронессы Строгановой был написан позже. Видно мастерство художника в передаче фактуры богатой одежды. В этом портрете уже чувствуется характер персонажа: открытый взгляд, женственность. Присутствует и некоторая динамика образа, передано движение рук.

Никитин Иван, знаменитый русский художник - портретист, один из первых получивший европейское образование. Родился в Москве в семье священника. Был певчим в патриаршем хоре, потом учителем рисования и «цифири», то есть арифметики, в артиллерийской школе. В 1716 году, путешествуя по Европе, Петр I пишет жене: «Попались мне навстречу Беклемишев и живописец Иван. И как они приедут к вам, тогда попроси короля, чтобы велел свою персону ему списать; также и протчих каво захочешь, а особливо свата, дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастеры». Речь шла о портретах польского короля и герцога Мекленбургского и о русском живописце Иване Никитине. Живопись еще только зарождалась в русском искусстве, приходя на смену иконописи. Такие же первые робкие шаги делал портрет. И тем не менее Петр не усомнился в успехе своего мастера, хотя тому предстояло выдержать соревнование с прославленнейшими портретистами, которые работали при дворах европейских монархов. Не усомнился и не ошибся.

Как объяснить появление в условиях России тех лет, среди иконописцев и икон, когда еще попросту не у кого и не на чем было учиться живописному мастерству, художника европейского уровня, виртуоза смелого и самобытного. Откуда появилось его умение увидеть и безошибочно наметить человеческий характер, почти настроение, передать сложнейшую игру светотени - то, к чему будут стремиться спустя полтораста лет импрессионисты. Но именно поэтому имя Ивана Никитина не только открывает собой историю русской живописи и русского портрета. Оно вместе с тем утверждает одно из высших их достижений. Любимец Петра I и ярый противник петровских реформ, портретист ряда европейских монархов и один из первых политических узников Петропавловской крепости, ученик Флорентийской Академии художеств и ссыльный в глуши Тобольска - такими крайностями определялась биография великолепного портретиста.

Заметив склонность юноши к искусству, Петр I определил его сначала в учение к иностранному художнику (вероятно, к Таннауеру). Первые работы относятся к 1712-14, когда художник создал портрет Елизаветы, дочери Петра (1712), и портрет царевны Прасковьи Иоанновны (1714) - племянницы Петра. Уже в этих ранних портретах чувствовалось стремление отразить не парадный облик, а внутренний мир модели. Сложность в том, что нам почти неизвестны его петровские портреты. Документы из месяца в месяц повторяют, что художник работает над изображениями Петра, Екатерины, их дочерей, герцога Голштинского. О том же говорят современники. Нартов, сын известного механика и постоянного сотрудника царя, подтверждает, что Никитин писал Петра много, если не бесчисленное множество раз. С его слов, царь рекомендовал всем придворным приобретать свои портреты только у персонных дел мастера и назначил при этом фантастическую цену в сто рублей за портрет. По-видимому, это был способ компенсировать ту слишком ощутимую разницу, которая существовала между окладами иностранцев и русского художника. Никитин до последних дней своего пребывания при дворе получал то же жалование, что и в Италии - 200 рублей в год. Тан-науеру полагался 641 рубль, архитектору Микетти пять тысяч рублей, самому заурядному строителю Зингеру - тысяча. Утверждение Нартова вряд ли было вымыслом. Таким образом, в иконографии должен был возникнуть никитинский тип, повторяемый и варьируемый последующими поколениями художников. Однако такого типа искусствоведческая наука еще не установила.

На круглом портрете Русского музея Петр - воплощение властной силы, спокойной, уравновешенной, умудренной житейским опытом. Уверенный и чуть усталый взгляд равнодушных глаз, твердая посадка откинутой головы - император. В гатчинском полотне того же музея все иначе. Нервное, в мелких отечных мешочках лицо, готовое перекоситься тиком, взорваться безудержным гневом, бурным восторгом. Подвижные, будто подрагивающие губы. Разлет напряженно поднятых бровей. Взгляд выжидающе-настороженный, недоверчивый, почти враждебный в нетерпеливом повороте головы. Таким Петра представить себе трудно, даже теперь. И вместе с тем в портрете столько личного отношения художника, столько безошибочно переданной жизненности, которые сами по себе говорят, как близко знал живописец свою модель. Для первого портрета не надо лично знать, достаточно видеть и представлять - разница для художника существенная и решающая. И еще почерк. Никитин остался верен некоторым приемам, которыми пользовался до поездки. По-прежнему он изображает модель сидящей, подчеркивая ее значительность, все также плосковаты у него фоны - характерная черта всех русских художников тех лет, еще активнее живописная манера. Но скульптурность объема первых портретов исчезает. Если раньше художник лепил грубоватую, тяжелую форму и потом заливал ее светом, то теперь форма лепится им сразу в свету. Она становится мягче, податливее. В круглом портрете - наоборот, свет используется как резец, высекающий все подробности лица и тела с той неумолимой ясностью, которой никогда не знал Никитин. Этот метод, говорящий о знакомстве с так называемым голландским брюинизмом, но к нему «персональных дел мастер» в других холстах не прибегал.

В 1716 Петр послал Никитина в Италию. Художник работал в Венеции и Флоренции. В 1720 Никитин вернулся в Россию зрелым мастером, обладающим своим собственным почерком. Первый же портрет, который был ему заказан, - портрет Петра I (1721). Он радикально отличался от работ западноевропейских мастеров. В нем не было помпезности и дорогих декораций. Художник сумел изобразить силу, целеустремленность и властность самодержца, не прибегая к эффектам, свойственным парадному портрету. Петр I очень ценил художника и неоднократно позировал ему. Художник не льстил модели. Им же был создан портрет Петра I на смертном одре (1725). Петр удивительно человечен и в том последнем изображении, которое пишет Никитин. Тема усопшего на ложе смерти решалась многими художниками - для потомков, не представляла ничего особенного, нового, но то, как подошел к ней Никитин, было совершенно необычным. Лицо Петра ничем не выдает свершившегося. Оно в глубоком, может, слишком глубоком оцепенении сна, и лишь взволнованная живопись, неверный свет, манера, стремительные, широкие мазки, напряженность цвета говорят о трагизме минуты. Никитин и увидел его так, как потрясенное сознание воспринимает только что умершего: подушка, лицо, взгляд живого на ушедшего - с высоты роста вниз, на постель и ощущение заслоняющего собой все, будто поднимающегося перед глазами образа. А ведь и здесь никитинское имя рождено верой в образ: таким должен, мог представлять себе Петра его любимец, единомышленник, соратник. Свидетельство искусства о человеческом чувстве - никакого другого свидетельства авторства нет. Слово Никитина было словом о Петре-человеке. После смерти Петра Никитин переехал в Москву. Продолжал работать, отчасти вернувшись к иконописной традиции. Примером тому может служить картина «Древо дома Романовых».

1714-1729 годы. Царевна Прасковья Иоанновна и фельдмаршал Борис Петрович Шереметев. Между двумя полотнами - Италия, пенсионерство, впечатления от западных художников, чудо превращения русского ученика в европейского мастера, и какого мастера! Так пишут все биографы Никитина, так принято писать. И вот перед глазами тугие складки парчового платья царевны с мерцающими вспышками золотых нитей и кажущаяся жестяной орденская лента фельдмаршала с грубо расчерченными переливами муара. Тяжелый, трудно мнущийся бархат горностаевой мантии Прасковьи и размашисто, без намека на особенности ткани проложенный плащ Шереметева. Искрящийся огонек бриллиантовой серьги у царевны и плотные, раскрашенные камни и жемчуга ордена Белого Орла фельдмаршала. Наконец, настойчиво приковывающий глаз перелив лат, соперничащий со светлым пятном лица немолодого мужчины, тогда как у Прасковьи все мелочи куда более затейливого костюма кажутся притушенными, не отвлекая внимания от очень простого, открытого девичьего лица. Нет, здесь чуда нет, и не потому ли заговор молчания вокруг портрета Шереметева никогда никем из исследователей не был нарушен. Упоминаний о нем не найти нигде, кроме музейного каталога, при всем том, что подпись на холсте подлинная. Достаточно самого беглого взгляда, чтобы убедиться. Сделана она в основном красочном слое, «в тесте», не позже, уверенной, привычной рукой. Только почему 1729 год? Для художника он вполне возможен - биографы утверждают, что Никитин был арестован в 1732 году, для модели - нет.

«Петербургский некрополь» В. Саитова, мрачный справочник всех покояшцхся на кладбищах новой столицы, сообщает, что Б. П. Шереметев умер 10 февраля 1719 года в Москве и похоронен в Александро-Невской лавре в Петербурге. Десять лет разницы. Портрет не мог быть написан с натуры. Перед нами копия, авторское повторение - что угодно, только не документ о живом человеке, только не непосредственное свидетельство о нем. Надпись в этом смысле ни о чем не говорила. В XVIII веке, особенно во второй его половине, практика подписывания копий существовала, причем не именем автора оригинала, а именем копииста. До сих пор имеют хождение в специальной литературе портреты царевича Алексея и его жены Шарлотты кисти Григория Молчанова, хотя художник жил пятьюдесятью годами позже своих моделей и всего лишь повторял старые изображения. Неизмеримо более важным здесь представлялось другое: что повторял Никитин - свою же более раннюю работу или чужой оригинал. О дальнейшей жизни художника известно очень мало. После смерти Петра I он примкнул к оппозиции правлению Анны Иоанновны. В 1732 вместе с братом Романом был арестован, бит плетьми и отправлен в Тобольск. Вызван из ссылки обратно только в 1741, но было поздно. Художник не доехал.

Выставка-продажа произведений искусства, где также можно купить картину, инсталляцию , декоративные тарелки. Все это имеется в наличии постоянно.


Иван Никитич Никитин (около 1690 - не ранее 1742) - русский живописец-портретист, основатель русской портретной школы XVIII века.

Биография Ивана Никитина

Родился в Москве, сын священника Никиты Никитина, служившего в Измайлове, брат священника Иродиона Никитина, позднее протопопа Архангельского собора в Кремле, и живописца Романа Никитина.

Учился в Москве, по всей видимости, при Оружейной Палате, возможно, под руководством голландца Шхонебека в гравировальной мастерской.

В 1711 году был переведен в Петербург, учился у Иоганна Таннауэра, немецкого художника, который одним из первых принял приглашение Петра Первого переехать в Петербург учить перспективной живописи русских художников. Быстро завоевывает авторитет при дворе.

В 1716-1720 на государственную пенсию, вместе со своим братом Романом послан (в числе двадцати человек), учиться в Италии, в Венеции и Флоренции. Он учился у таких мастеров, как Томмазо Реди и И. Г. Дангауера. После возвращения становится придворным художником. Так, Никитину принадлежит портрет умирающего Петра Первого. В 1732 году вместе с братом Романом, также художником, был арестован по делу о распространении пасквилей на Феофана Прокоповича. После пяти лет предварительного заключения в Петропавловской Крепости был бит плетьми и сослан в Тобольск пожизненно.

В 1741 году, после смерти Анны Иоанновны, получил разрешение вернуться в Петербург. Выехал в 1742 году и скончался по дороге.

Творчество Никитина

Имеется всего три подписанных работы Никитина, вместе с теми, что ему приписываются, всего около десяти.

Ранние работы ещё содержат следы парсуны, бывшей единственным стилем портрета в России в XVII веке.

Никитин является одним из первых (часто называется первым) русских художников, отошедших от традиционного иконописного стиля русской живописи и начавших писать картины с перспективой, так, как в это время писали в Европе. Тем самым он является основателем традиции русской живописи, продолжающейся до настоящего времени.

Известные работы художника

  • Царевна Прасковья Ивановна, 1714, Государственный Русский музей.
  • Портрет казака в красном кафтане, 1715, Харьковский художественный музей.
  • Царевна Наталья Алексеевна, 1716?, Государственная Третьяковская галерея.
  • Портрет канцлера Головкина, 1720-е годы, Государственная Третьяковская галерея.
  • Портрет Петра Первого, 1725, Государственный Русский музей.


  • Портрет барона Строганова, 1726, Государственный Русский музей.
  • Портрет напольного гетмана, 1720-е годы, Государственный Русский музей.
  • Портрет Анны Петровны, Государственный Русский музей.
  • Портрет С. П. Строгонова, Государственный Русский музей.
Выбор редакции
22.09.2006, Фото Анатолия Жданова и УНИАН. Ордена по разнарядке Депутаты и министры все чаще получают госнаграды неизвестно за какие...

Истинное значение физической величины определить абсолютно точно практически невозможно, т.к. любая операция измерения связана с рядом...

Сложность жизненного уклада муравьиной семьи удивляет даже специалистов, а для непосвященных вообще представляется чудом. Трудно поверить...

В разделе на вопрос хромосомная пара 15 заданный автором Арина лучший ответ это Считают, что 15 пара несёт ответс. за онкологические...
Они хоть и маленькие, но очень сложные существа. Муравьи способны создать сложные дома с туалетом для себя, использовать лекарства для...
Тонкость Востока, современность Запада, теплота Юга и загадочность Севера – все это о Татарстане и о его людях! Представляете, насколько...
Хуснутдинова ЕсенияИсследовательская работа. Содержание: введение, народные промыслы и ремесла челябинской области, народные промыслы и...
Во время круиза по Волге мне удалось посетить самые интересные места на теплоходе. Я познакомился с членами экипажа, побывал в рубке...
В 1948 году в Минеральных водах скончался батюшка Феодосий Кавказский. Жизнь и смерть этого человека была связана со многими чудесами,...
Новое