Нужно ли следовать своей мечте аргументы. Аргументы по всем направлениям. А.П. Чехов «Ионыч»


Итоговое сочинение – важнейшее испытание на дороге к ЕГЭ. Если вы его не сдадите, о сдаче единого государственного экзамена можно даже не помышлять. Поэтому так важно начать прилежно готовиться уже сейчас! Времени немного, пара месяцев. Но совместными усилиями мы с вами все преодолеем. Совместными? Да! Пишите в комментариях, какого произведения не хватило, и мы сделаем по нему аргумент!

  • Михаил Афанасьевич Булгаков описал пропасть между мечтой и реальностью в своем романе «Мастер и Маргарита». Главный герой мечтал опубликовать книгу – достижение всей своей жизни. Ради ее написания он ушел с работы, потратил много выигранных денег на закупку различных трудов, которые помогли ему в творчестве. Но в итоге он сам же пожалел о том, что так рьяно добивался исполнения своей мечты. Критики тут же налетели на опубликованный отрывок, словно стая воронов на труп. Начались оскорбления в печати, гонения на такого «антисоветского» писателя. Да и подвальчик на Арбате, который Мастер оплатил выигрышем в лотерею, счастья не принес: его подставил и выселил Магарыч, прикинувшийся другом. Герой оказывается в сумасшедшем доме, а свой роман он и вовсе сжег. Выходит, человек должен бояться своих желаний, ведь даже представить себе не может, чем они обернутся в реальности.
  • О ничтожности некоторых из наших желаний рассказывает М. А. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита». Воланд на своем представлении в Варьете иронизирует по поводу мечтаний москвичей: все они помешаны на «квартирном вопросе». Маг удовлетворяет их мелочность и тщеславие, выбрасывая пачки денег в воздух, одевая женщин в роскошные наряды. Но автор романа показал суетность и несущественность таких стремлений буквально: все деньги и одеяния растаяли или же превратились в пустые бумажки. Таким образом, мечты всех этих ограниченных и скупых людей оказались ничтожными иллюзиями, и сатана преподал им хороший урок.
  • Героиня романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» многое пережила, чтобы воплотить свою заветную мечту. Женщина страстно желала вернуть своего любимого человека, который пропал. Она перепробовала все возможное, но так ничего и не узнала о его судьбе. И вот однажды она встретила незнакомца, который сделал пугающее предложение: взять крем, намазать все тело и ждать его звонка. После этого должна произойти встреча с иностранцем, который знает о Мастере то, что так хочет узнать Маргарита. Женщина очень испугалась, но решилась на этот шаг. Она навек оставила мужа и всю прежнюю жизнь в довольстве и праздности. Ей пришлось познакомиться с дьяволом и стать хозяйкой на его балу. Она вытерпела и боль, и страх ради любви. В результате героиня смогла вызволить Мастера, но исполнение мечты досталось ей дорогой ценой. Таким образом, чтобы получить желаемое, необходимо приложить усилия, ведь просто так грёзы не сбываются.

Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание»

  • Ф. М. Достоевский в своем произведении «Преступление и наказание» описал очень опасного мечтателя, которому следовало бы остерегаться своих желаний. Родион Раскольников стремился восстановить попранную социальную справедливость и раздать излишки богатых людей беднякам. Для этого он выбрал первую жертву – ростовщицу Алёну Ивановну. Эта старуха окутывала долговыми сетями десятки честных, но нищих семей. Герой убивает ее, а заодно и лишает жизни ее беременную сестрицу, которая оказалась свидетельницей расправы. Но исполнение его мечты оборачивается крахом всех радужных надежд. Украденные деньги никому не помогли, а лишь погубили душевный покой убийцы и вора. Таким образом, некоторых желаний действительно стоит бояться, так как в реальности они способны воплотиться лишь уродством и греховностью.
  • Реальность порой не способна осквернить мечту, как доказывает нам автор книги «Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский. Соня Мармеладова мечтала обратить Родиона в христианскую веру и направить его на праведный путь искупления греха. Поэтому девушка идет на нравственный подвиг: она отправляется на каторгу вслед за любимым. Суровые реалии тюремного быта не сломили возвышенную душу. Героиня приноровилась к жестоким порядкам и поддерживала многих арестантов своей заботой. Все ее полюбили. Даже холодное сердце гордого Родиона растаяло. В итоге желание Сони сбылось: ее избранник отрекся от бесчеловечных теорий. В эпилоге мы видим, как он увлеченно читает Библию, проникаясь мудростью и милосердием. Таким образом, даже самая несбыточная, казалось бы, мечта может прорваться в явь и не оскверниться ею, если человек пламенно верит в то, что делает.
  • А. П. Чехов, «Ионыч»

    • В рассказе А. П. Чехова «Ионыч» герой мечтает о своей реализации в профессии. Он хочет внести большой вклад в развитие медицины, хочет помогать людям и нести добро в этот мир. Но Дмитрий попадает в глухую провинцию, где его чистосердечные порывы к свету заглушаются непролазной тьмой мещанства и пошлости. Все окружение молодого врача затягивает его в болото однообразия и скуки. Здесь никто ни к чему не стремится, никто ничего не жаждет. Все идет своим чередом. И Старцев тоже предает мечту, становясь заурядным толстым человеком средних лет. Он грубит и ворчит, обслуживая надоевших пациентов, которых он рассматривает исключительно в качестве источника заработка. Теперь он хочет только посидеть в клубе и поиграть в азартные игры. На его примере мы понимаем, что измена свои идеалам и мечтам сулит полную духовную деградацию.
    • Не всем мечтам суждено сбыться, и это норма жизни. Данный тезис доказывает А. П. Чехов в книге «Ионыч». Катерина мечтает стать виртуозной пианисткой, но может ли она это сделать? Едва ли. Не всем людям дан истинный талант. Но героиня не понимает этого, хвастаясь своим умением барабанить по клавишам. Она даже отвергает предложение Дмитрия, уезжает из отчего дома и проводит несколько лет в столице, пытаясь выучиться на пианистку. И что же в итоге? Молодость увядает, красота блекнет, а мечта превращается в больные уколы честолюбия. Девушка возвращается домой ни с чем, смутно осознавая собственную бездарность. А стоило ли так заноситься и отвергать молодого человека? Нет. Но прошлого не вернуть, и Катерина тщетно пытается напомнить Дмитрию прежние чувства. Таким образом, не все мечты человеку дано реализовать, и он должен принять этот факт мужественно и спокойно, направив свои усилия в другое, более подходящее русло.
    • А. С. Пушкин, «Капитанская дочка»

      • Александр Сергеевич Пушкин в своем историческом романе «Капитанская дочка» описывает преданность мечте, которая увенчалась воплощением желания в жизнь. Марья Миронова полюбила Петра и мечтала выйти за него замуж. Но судьба все время ставила им палки в колеса: сначала Швабрин донес отцу Гринева, что бесприданница жаждет заманить богатого наследника в ловушку. Пожилой дворянин, естественно, запретил этот брак. Потом Марья стала пленницей Алексея, и тот принуждал ее выйти за него замуж. Казалось бы, бедная сирота должна была принять предложение, лучшего ждать не придется, но девушка упорно ждала любимого. Когда освобождение состоялось, ей снова пришлось потерять Петра. Его осудили за мнимую помощь Пугачеву. И тогда героиня не побоялась ехать к самой императрице. Такая верность мечте, наконец, привела Марью к исполнению желания: она стала супругой любимого человека.
      • Иногда люди готовы пойти на любые мерзости, лишь бы их мечта исполнилась. Такой пример описывает А. С. Пушкин в романе «Капитанская дочка». Алексей хотел жениться на Марье, но она его отвергала. Красавица к тому же влюбилась в нового офицера гарнизона, Петра. Тогда Швабрин решил добиться своего интригами и даже предательством. Он очернял репутацию Мироновой и ее семьи в глазах Гринева. Тогда отважный юноша назначил сплетнику поединок, защищая честь любимой девушки. И Швабрин вновь проявил подлость, воспользовавшись нечестным приемом. А когда крепость захватили бунтовщики, герой и бровью не повел, предав отчество. Тут-то он и решил взять жену силой и принуждением, не останавливаясь не перед чем. Ему вовремя помешал Гринев, и все же Алексей готов был переступить через все моральные запреты, лишь бы только добиться исполнения мечты. Из-за такой беспринципности она и не сбылась, ведь в любом стремлении важно сохранять достоинство, иначе ты только отдалишься от своей мечты, ибо станешь недостойным ее.
      • А. Н. Островский, «Гроза»

        • В пьесе А. Н. Островского «Гроза» главная героиня мечтает о счастливой и свободной жизни. Но замужество не оправдало ее надежд: муж оказался под железной пятой матери, которая отправляла упреками каждый день существования молодой семьи. Если сын еще мог сбежать на время в трактир или по делам, то его супруга принимала на себя всю тяжесть взаимоотношений со свекровью. Реальность жестоко обманула ожидания возвышенной и романтичной девушки. Она-то думала, что все семьи, подобно ее родителям, живут в гармонии и понимании. Но ее мечте о любви не суждено сбыться даже за пределами лома Кабанихи. Борис стал очередным разочарованием. Его любовь не простиралась дальше запрета дядюшки. В результате от столкновения реальности с миром грез героиня теряет силы жить и убивает себя. Таким образом, конфликт действительности и мечты может привести к трагедии.
        • Мечты сбываются, но не сами собой. Для этого нужно что-то сделать. Но нередко люди не понимают простых истин, и А. Н. Островский описал такой пример в драме «Гроза». Тихон любит жену и мечтает жить с нею в тепле и гармонии семейного очага, но мать героя постоянно донимает молодых своим вечным желанием все контролировать. Казалось бы, исправить эту проблему можно, но Тихон – безвольный и апатичный человек, которому любое дело кажется непосильным бременем. Матери он боится, хотя уже стал взрослым мужчиной. В результате, он тянет лямку трудной жизни, не пытаясь воплотить свои желания. Этого было достаточно, чтобы довести несчастную Катерину до суицида. В финале герой оплакивает жену и укоряет мать за крушение всех своих надежд. Но виноват только он один.

        И. А. Гончаров, «Обломов»

        • В романе И. А. Гончарова «Обломов» герой всю жизнь увязает в фантазиях, прячась от реальности в теплом халате на любимом диване. Он практически не выходит из дома, зато часто думает о том, что выйдет и что-то сделает. На все требования действительности (воровство в Обломовке, необходимость покинуть квартиру и т.д.) Илья Ильич лишь отмахивается, пытаясь любой ценой перекинуть заботы о делах на кого-то другого. Поэтому Обломова всегда окружают мошенники, которым выгоден непрекращающийся побег друга из реальности, где они беззастенчиво обирают его. Мечтательность Ильи Ильича заводит его в тупик. Проживая дни в иллюзиях, он разучился что-либо делать, поэтому он теряет возлюбленную Ольгу, проматывает остатки наследства и оставляет сына сиротой без состояния. Обломов умирает в цвете лет от своего образа жизни, хотя нет, от своего образа мыслей, ведь именно он доводит мужчину до полной физической и духовной деградации. Таким образом, избыточная мечтательность грозит человеку непоправимыми и тяжелыми последствиями.
        • Наши мечты далеко не всегда ведут нас по правильному пути. Иногда они запутывают нас в глубине лабиринтов, откуда сложно выбраться назад. Поэтому необходимо вовремя отличить свои истинные желания от ложных и навязанных представлений о том, чего мы хотим. В романе И. А. Гончарова «Обломов» как раз такой пример. Ольга Ильинская возомнила себя спасительницей Ильи Ильича и стала упорно переделывать его. Она не жалела его привычек, не считалась с его мнением, да и не любила его такого, каким он был в реальной жизни. Она видела перед собой лишь иллюзию, которую мечтала сделать. Поэтому их отношения и не сложились, а сама героиня попала в глупое положение. Она, молодая и красивая, едва ли не сама делала предложение ленивому толстяку, который всячески тормозил процесс. Тогда женщина осознала, что жила в иллюзиях и выдумала себе любовь. Ольга, к счастью, нашла более подходящего мужа и распрощалась с фальшивыми желаниями, которые могли бы сделать ее несчастной, если бы исполнились. Таким образом, далеко не все мечты ведут нас к счастливому будущему.

        А. Грин, «Алые паруса»

        • В произведении Грина «Алые паруса» героиня доказала на своем примере, что даже самые смелые мечты сбываются, если человек верит в них всем сердцем. Когда-то маленькая девочка получила предсказание, что за ней приплывет принц на волшебном судне с алыми парусами. Ассоль поверила в предначертание и стала ждать того таинственного незнакомца, хотя все вокруг смеялись над ее наивностью. Общество вымещало на ней негативное отношение к ее отцу, и девушка росла изгоем. К тому же ее считали сумасшедшей, ведь кто в здравом уме поверит в рассказы о сказочных кораблях и прекрасных принцах? Но героиня упорно верила в свою счастливую звезду, и не зря. Отважный мореход узнал о ее мечте и исполнил ее, решив поддержать красавицу. В итоге Ассоль дождалась исполнения своего желания, несмотря на то, что в нее никто не верил. Таким образом, чтобы реализовать свои грёзы, необходимо быть смелым и независимым человеком, преданным своему идеалу.
        • Чтобы исполнить свою мечту, человеку иногда приходится многим пожертвовать. Например, Артур Грэй из повести «Алые паруса» вынужден был покинуть свой дом и разорвать связи с родными людьми, чтобы стать моряком. Его родители были известными аристократами, представителями древней династии. Их единственному сыну была уготована судьба дипломата, ведь отец был важным государственным чиновником. Однако мальчик хотел жить по-другому. Мрачная и помпезная атмосфера особняка его угнетала. Он хотел свободы и разнообразия путешествий. Но семья не одобряла его намерения. Тогда 15-летний юноша сбежал из дома. Ему, без сомнения, было тяжело пойти на этот шаг, но он смог выйти из зоны комфорта. Такова цена исполнения грёз.

        Н. В. Гоголь, «Мертвые души»

        • Разница между мечтой и желанием становится очевидной, когда мы узнаем, чего же человек хочет от жизни. Главный герой поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» хотел одного: обогащения. Ради этого он колесил по России в поисках помещиков, которые могли бы переписать на него тех крестьян, которые уже умерли. Так, аферист намеревался обманным путем получить ссуду, заложив десятки крепостных, которых на самом деле не было. Очевидно, что Чичиков не гнушался самыми низкими средствами в реализации своих планов. Он не побоялся поставить на кон свою честь, даже свободу, ведь за такие махинации можно попасть под суд. Но стоит ли результат такого риска? Неужели ради денег человек готов пожертвовать всем тем, что у него есть? Это очень мелочный повод. Для мечты простого стремления к наживе мало. Это всего лишь потребительское желание, которое легко удовлетворить. Оно есть у большинства людей, в нем нет ничего такого, что могло бы вдохновить человека. Настоящая мечта – это идеал, едва достижимое чудо, к которому тянется человек. А то, что так прозаично и банально, называется лишь сиюминутной прихотью – желанием.
        • Один из героев поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» отличался особой мечтательностью. Манилов жил в грёзах, поэтому на словах он казался идеальным помещиком. Он мечтал построить каменный мост через пруд, поставить там палатки и ларьки для купцов, словом, организовать инновационные торговые площадки. Однако все завсегдатаи дома знали, что хозяин рассказывает эту байку не первый год. Также он производил впечатление начитанного и культурного человека, но книга на его столе уже два года открыта на четырнадцатой странице. Дворянин очень заботился о хозяйстве, но ничего в нем не понимал, поэтому управляющий его обворовывал. Манилов жил иллюзиями, которые питали его воображение. Ему достаточно было этих фантомов, он ничего не собирался делать для их реализации. Поэтому ни один из его грандиозных планов никогда не перестанет быть планом.

        А. П. Чехов, «Крыжовник»

        • Мечта – это прекрасная и вдохновляющая феерия, которая ведет нас по жизни к тому будущему, которое мы хотим. Но если грёзы превращаются в фанатическое стремление, близкое к одержимости, то они могут свести человека с ума. Пример описал А. П. Чехов в рассказе «Крыжовник». Главный герой больше всего на свете хотел купить свою собственную усадьбу. Там он намеревался выращивать свои любимые садовые ягоды и жить в полном покое. Ради приобретения этого райского уголка он решил растратить всего себя. Мужчина женился по расчету, уморил супругу экономией и скаредностью, да и сам недоедал, лишь бы скопить денег на вожделенную покупку. Все увлечения, чувства, знания были забыты. Николай Иванович жил одной лишь мечтой. В итоге он добился своего, стал барином со своим поместьем и блюдечком кислого крыжовника. Но он жил в одиночестве и полной праздности, не имея ни семьи, ни любви, ни дела всей жизни. Герой стал духовно нищим, распугал всех друзей, даже брату было не по себе в его присутствии. Крайности до добра не доводят, даже если они проявляются в мечтах. Фанатизм разрушает внутренний мир человека.
        • В рассказе А. П. Чехова «Крыжовник» главный герой на своем примере доказал, что нельзя мечтать лишь о материальных ценностях, иначе личность мечтателя деградирует. Николай Иванович всю жизнь стремился лишь к обретению усадьбы, которой из-за долгов лишился его отец. Сын очень болезненно отреагировал на этот инцидент из семейной хроники, и, видимо, это событие повлияло на его мировоззрение. Он готов был пожертвовать всем, лишь бы приобрести поместье с участком, пригодным для выращивания крыжовника. Николай Иванович взял в жены богатую, но немолодую и некрасивую вдову, а вскоре довел ее до смерти своей скупостью. Подобное поведение оттолкнуло всех его знакомых и друзей. Он остался один, но с крыжовником, ведь купил дом и землю. После покупки его родной брат отметил, что новоиспеченный барин опустился и деградировал. Мелкая и эгоистичная мечта привела его к обывательскому существованию, которое никак нельзя назвать полноценной жизнью. Его сытое удовлетворение ничего общего не имеет со счастьем. Именно поэтому нельзя сказать, что все грёзы одинаково возвышенны и прекрасны.

        А. И. Куприн, «Олеся»

          В повести А. Куприна «Олеся» героиня обладала мечтательной натурой, поэтому вообразила, что сможет обмануть судьбу. Она обладала магическими способностями, и с помощью карт сделала предсказание, которое предвещало ей боль от связи с возлюбленным. Но юная ведьма была слишком очарована Иваном, а потому позволила мечте об их любви стать явью. Их роман действительно продолжался легко и стремительно, молодые люди были без ума друг от друга. Видимо, из-за этого затмения сознания девушка поддалась разрушительным иллюзиям — поверила в то, что ей необходимо ходить в церковь и вести тот образ жизни, который нравится ее избраннику. Но реальность оказалась жестоким опровержением этого сладостного самообмана: Олесю сильно избили фанатичные прихожанки. Она поняла, что грёзам о союзе с Иваном не суждено пробиться через непонимание и предрассудки общества. Да и мечта о покорении судьбы тоже не сбылась: неумолимый рок следовал за жертвой по пятам. Очевидно, что реальность разрушает наши фантазии тогда, когда мы находимся под одурманивающими чарами любви и позволяем себе мечтать о том, что просто не может сбыться.

        И. А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско»

          В рассказе Ивана Бунина «Господин из Сан-Франциско» мечта героя так и не сбывается, потому что он все время переносил срок ее реализации и, в конце концов, умер. Он всю жизнь работал, наживал капитал, строил свой бизнес, а потому мало времени уделял семье и досугу. Так, из человека он превратился в господина без имени и индивидуальных черт. Герой стал обыкновенным коммерсантом, в котором удавалось разглядеть лишь наличие денег. А ведь мечтал он о другом — о счастливой жизни с близкими людьми, о путешествиях и новых ощущениях. Но мужчина слишком поздно понял, что ему действительно дорого. Так и не доехав до заветной цели путешествия, он умер на первой же остановке. Все его грезы разбились о неспособность разобраться с приоритетами. Важное он отложил на потом, и в результате ничего не сбылось.

        Н. В. Гоголь, «Невский проспект»

          Не все мечты одинаково полезны для человека. Некоторых из них действительно стоит бояться. Например, художник из книги Гоголя «Невский проспект» увидел на главной улице города прекрасную незнакомку. Он тут же влюбился и последовал за ней в надежде на знакомство. Воображение творческого человека наделило девушку каким-то магическим очарованием. Он шёл за ней, и даже как будто бы видел с ее сторонне знаки внимания, но оказалось, что милая барышня вела его в публичный дом. Увидев злачное место, герой опешил и убежал прочь. Дома он отчаянно тосковал по молодой женщине, точнее по своему видению с Невского проспекта. Он наделял его внеземной красотой, обладающей гипнотическим притяжением. Он тут же задумал спасти свой идеал, вырвать его из лап порока. Но повторный визит в публичный дом показал, что желание было несбыточным. Девушка презрительно расхохоталась в ответ на проповеди художника. Все его иллюзии с грохотом разрушились. Он не смог этого пережить. Вывод можно сделать такой: не стоит впечатлительным людям гнаться за сомнительными идеалами. Им надо бояться своей разыгравшейся фантазии.

          Крушение надежд на воплощение мечты может больно ранить человека и лишить его стимула к жизни. Например, герой повести Гоголя «Невский проспект» разочаровывается в мечте о спасении прекрасной незнакомки. Юная брюнетка, которую он увидел на улице, оказывается работницей из дома терпимости. Пискарёв сильно переживает по этому поводу, но решает вызволить девушку из плена порока. Опиум сильно распалил его воображение, и в состоянии наркотического опьянения мужчина уже не мог адекватно воспринимать действительность. Придя в публичный дом, он стал проповедовать отказ от аморального образа жизни. Естественно, героиня только посмеялась над гостем. Она и не собиралась ничего менять. А Пискарёв не выдержал крушения надежд и покончил с собой. Несчастный человек просто не смог больше жить, лишившись своей безумной мечты, поэтому последствия разрушения грёз были столь трагичны.

        Интересно? Сохрани у себя на стенке!
  1. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

      Михаил Афанасьевич Булгаков описал пропасть между мечтой и реальностью в своем романе «Мастер и Маргарита». Главный герой мечтал опубликовать книгу – достижение всей своей жизни. Ради ее написания он ушел с работы, потратил много выигранных денег на закупку различных трудов, которые помогли ему в творчестве. Но в итоге он сам же пожалел о том, что так рьяно добивался исполнения своей мечты. Критики тут же налетели на опубликованный отрывок, словно стая воронов на труп. Начались оскорбления в печати, гонения на такого «антисоветского» писателя. Да и подвальчик на Арбате, который Мастер оплатил выигрышем в лотерею, счастья не принес: его подставил и выселил Магарыч, прикинувшийся другом. Герой оказывается в сумасшедшем доме, а свой роман он и вовсе сжег. Выходит, человек должен бояться своих желаний, ведь даже представить себе не может, чем они обернутся в реальности.

      О ничтожности некоторых из наших желаний рассказывает М.А. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита». Воланд на своем представлении в Варьете иронизирует по поводу мечтаний москвичей: все они помешаны на «квартирном вопросе». Маг удовлетворяет их мелочность и тщеславие, выбрасывая пачки денег в воздух, одевая женщин в роскошные наряды. Но автор романа показал суетность и несущественность таких стремлений буквально: все деньги и одеяния растаяли или же превратились в пустые бумажки. Таким образом, мечты всех этих ограниченных и скупых людей оказались ничтожными иллюзиями, и сатана преподал им хороший урок.

  2. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

      Ф.М. Достоевский в своем произведении «Преступление и наказание» описал очень опасного мечтателя, которому следовало бы остерегаться своих желаний. Родион Раскольников стремился восстановить попранную социальную справедливость и раздать излишки богатых людей беднякам. Для этого он выбрал первую жертву – ростовщицу Алёну Ивановну. Эта старуха окутывала долговыми сетями десятки честных, но нищих семей. Герой убивает ее, а заодно и лишает жизни ее беременную сестрицу, которая оказалась свидетельницей расправы. Но исполнение его мечты оборачивается крахом всех радужных надежд. Украденные деньги никому не помогли, а лишь погубили душевный покой убийцы и вора. Таким образом, некоторых желаний действительно стоит бояться, так как в реальности они способны воплотиться лишь уродством и греховностью.

      Реальность порой не способна осквернить мечту, как доказывает нам автор книги «Преступление и наказание», Ф.М. Достоевский. Соня Мармеладова мечтала обратить Родиона в христианскую веру и направить его на праведный путь искупления греха. Поэтому девушка идет на нравственный подвиг: она отправляется на каторгу вслед за любимым. Суровые реалии тюремного быта не сломили возвышенную душу. Героиня приноровилась к жестоким порядкам и поддерживала многих арестантов своей заботой. Все ее полюбили. Даже холодное сердце гордого Родиона растаяло. В итоге желание Сони сбылось: ее избранник отрекся от бесчеловечных теорий. В эпилоге мы видим, как он увлеченно читает Библию, проникаясь мудростью и милосердием. Таким образом, даже самая несбыточная, казалось бы, мечта может прорваться в явь и не оскверниться ею, если человек пламенно верит в то, что делает.

  3. А.И. Куприн «Гранатовый браслет»

      Автор повести в настоящей любви, возвышающей человека, видел высшее счастье, смысл и предназначение человека. Именно о такой любви и о мечте Куприн пишет в повести «Гранатовый браслет».Главный герой повести Желтков мечтает о любви женщины, которую он любит, но не надеется на ответную любовь, он прекрасно понимает, что между ними никогда ничего не будет, но свою любовь он все равно считает великим счастьем. Желтков- простой мелкий чиновник, а женщина, которую он любит -княгиня, он любит ее много лет (восемь лет), пишет ей письма, и так бы и любил, наверное, если бы не подарил ей гранатовый браслет на день рождения, о чем узнал ее муж. Браслет не представлял никакой особой материальной ценности, но Желткову он был очень дорог, потому что достался ему от матери. К Желткову приходит муж Веры и ее брат, они просят его оставить Веру в покое. Пока у главного героя повести была мечта, он мог жить, но когда он понял совершенно определенно, что его мечте никогда не суждено сбыться (так часто бывает, мы как будто понимаем, что что-то очень важное для нас в нашей жизни никогда не случится, но все равно где-то в самой глубине души у нас живет мечта и надежда, а когда мы ее теряем, это очень тяжело пережить), он жить больше не может, и уходит из жизни. Самое трагичное в этой истории то, что после смерти Желткова Вера понимает, что она потеряла, ведь она тоже мечтала о любви, вот только мечтала ее получить от другого человека, от мужа. Но со смертью Желткова она понимает, что именно он один любил ее по-настоящему. Ни мечта Желткова, ни мечта Веры не становятся реальностью, хотя эти люди вполне могли бы быть счастливы, если бы не общественные условности, которые и не дали сбыться мечте этих двух людей.

  4. А.П. Чехов «Ионыч»

      В рассказе А.П. Чехова «Ионыч» герой мечтает о своей реализации в профессии. Он хочет внести большой вклад в развитие медицины, хочет помогать людям и нести добро в этот мир. Но Дмитрий попадает в глухую провинцию, где его чистосердечные порывы к свету заглушаются непролазной тьмой мещанства и пошлости. Все окружение молодого врача затягивает его в болото однообразия и скуки. Здесь никто ни к чему не стремится, никто ничего не жаждет. Все идет своим чередом. И Старцев тоже предает мечту, становясь заурядным толстым человеком средних лет. Он грубит и ворчит, обслуживая надоевших пациентов, которых он рассматривает исключительно в качестве источника заработка. Теперь он хочет только посидеть в клубе и поиграть в азартные игры. На его примере мы понимаем, что измена своим идеалам и мечтам сулит полную духовную деградацию.

      Не всем мечтам суждено сбыться, и это норма жизни. Данный тезис доказывает А.П. Чехов в книге «Ионыч». Катерина мечтает стать виртуозной пианисткой, но может ли она это сделать? Едва ли. Не всем людям дан истинный талант. Но героиня не понимает этого, хвастаясь своим умением барабанить по клавишам. Она даже отвергает предложение Дмитрия, уезжает из отчего дома и проводит несколько лет в столице, пытаясь выучиться на пианистку. И что же в итоге? Молодость увядает, красота блекнет, а мечта превращается в больные уколы честолюбия. Девушка возвращается домой ни с чем, смутно осознавая собственную бездарность. А стоило ли так заноситься и отвергать молодого человека? Нет. Но прошлого не вернуть, и Катерина тщетно пытается напомнить Дмитрию прежние чувства. Таким образом, не все мечты человеку дано реализовать, и он должен принять этот факт мужественно и спокойно, направив свои усилия в другое, более подходящее русло.

  5. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

      Александр Сергеевич Пушкин в своем историческом романе «Капитанская дочка» описывает преданность мечте, которая увенчалась воплощением желания в жизнь. Марья Миронова полюбила Петра и мечтала выйти за него замуж. Но судьба все время ставила им палки в колеса: сначала Швабрин донес отцу Гринева, что бесприданница жаждет заманить богатого наследника в ловушку. Пожилой дворянин, естественно, запретил этот брак. Потом Марья стала пленницей Алексея, и тот принуждал ее выйти за него замуж. Казалось бы, бедная сирота должна была принять предложение, лучшего ждать не придется, но девушка упорно ждала любимого. Когда освобождение состоялось, ей снова пришлось потерять Петра. Его осудили за мнимую помощь Пугачеву. И тогда героиня не побоялась ехать к самой императрице. Такая верность мечте, наконец, привела Марью к исполнению желания: она стала супругой любимого человека.

      Иногда люди готовы пойти на любые мерзости, лишь бы их мечта исполнилась. Такой пример описывает А.С. Пушкин в романе «Капитанская дочка». Алексей хотел жениться на Марье, но она его отвергала. Красавица к тому же влюбилась в нового офицера гарнизона, Петра. Тогда Швабрин решил добиться своего интригами и даже предательством. Он очернял репутацию Мироновой и ее семьи в глазах Гринева. Тогда отважный юноша назначил сплетнику поединок, защищая честь любимой девушки. И Швабрин вновь проявил подлость, воспользовавшись нечестным приемом. А когда крепость захватили бунтовщики, герой и бровью не повел, предав отечество. Тут-то он и решил взять жену силой и принуждением, не останавливаясь не перед чем. Ему вовремя помешал Гринев, и все же Алексей готов был переступить через все моральные запреты, лишь бы только добиться исполнения мечты. Из-за такой беспринципности она и не сбылась, ведь в любом стремлении важно сохранять достоинство, иначе ты только отдалишься от своей мечты, ибо станешь недостойным ее.

  6. А. Грин «Алые паруса»

      Главная героиня – Ассоль – верит, что однажды за ней на корабле с алыми парусами приплывёт прекрасный юноша и заберёт её и её отца Лонгрена. Их семья живёт в небольшой деревушке на берегу моря и кормится лишь тем, что продаёт деревянные игрушки, которые мастерит Лонгрен. Ассоль и её отца не любят жители деревни, обвиняя главу семейства в гибели богатого лавочника. Они изгои, которым мало кто готов помочь, поэтому Ассоль мечтает уехать в прекрасную страну, где люди умеют любить и прощать, а не мечтают лишь о самом примитивном и грубом. И её желание исполняется.

  7. М. Горький «Старуха Изергиль»

    • Данко мечтает о свободе для людей своего племени, ради этого он не жалеет собственной жизни, вырывая сердце из своей груди, чтобы его ярким огнём осветить путь, по которому племя пытается выбраться из непроходимого леса и смрадных болот. Герой делает это, несмотря на то что люди озлобились на него и желают его смерти, не веря, что он сможет выполнить своё обещание и вывести их на волю. Данко любит и жалеет людей, поэтому и мечта его связана с ними, с лучшей жизнью для них, именно поэтому он без сожаления жертвует собой.
  8. Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»

    • В повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» проблема мечты и реальности поставлена очень остро. Начнём с того, что сам писатель в своих мечтах хотел соединить бедную крестьянку с представителем аристократического общества. Мир мечты и мир реальности сталкиваются в пространстве повести. Эраст грезит идиллической любовью, искренне желая забыть сословные условности. Но реальность разрушает эти намерения. Политические, психологические, финансовые, социальные - какие только обстоятельства не вмешиваются в отношения влюблённых! Даже одного из них хватило бы, чтобы мечты Эраста рассыпались, как карточный домик, столь зыбки и непрочны его нравственные устои. Судьба Лизы была предрешена с самого того момента, когда она поверила, что сказка про Золушку может стать реальностью в её с Эрастом случае. До этого момента она старалась трезво смотреть на ситуацию, но желание стать женой для любимого сделало её уязвимой. Следуя за мечтой, она потеряла голову, и это закончилось трагедией.
  9. А.С. Пушкин «Метель»

    • В повести «Метель» А.С. Пушкин размышляет о мечте и реальности на примере главной героини – Марьи Гавриловны. Она мечтает выйти замуж за бедного соседа по поместью. Родители категорически против такой невыгодной партии, но Марья в своём стремлении к мечте идёт на всё. Они с Владимиром решили тайно обвенчаться. Их намерения разрушены вмешательством стихии. В день их венчания разбушевалась страшная метель. В результате этого вмешательства Марья обвенчалась с незнакомцем, а Владимир, не успевший прибыть вовремя на место венчания, уезжает в страшном смятении на войну и вскоре погибает в Бородинском сражении. Марья после смерти отца остаётся богатой наследницей, у неё нет отбоя от женихов, но выйти замуж она не может. И вот она встречается с Бурминым, который и оказался её «случайным» мужем. Герои счастливы. В данном произведении Пушкин хотел выразить мысль о том, что мечты бывают опасны, а реальность нужно принять и смириться, только это может стать залогом счастливой жизни.
  10. Л.Н. Толстой «После бала»

    • В рассказе «После бала» Л.Н. Толстой говорит о том, как разрушаются мечты, столкнувшись с жестокой реальностью. Иван Васильевич, рассказчик в произведении, вспоминает о днях своей молодости, когда он был молод и полон счастливых надежд. Он был влюблён и танцевал со своей избранницей на балу у губернатора всю ночь. Один лишь танец он уступил другому – отцу Вареньки, к которому испытывал такое же восторженное чувство любви, как и к его дочери. Весь мир казался влюблённому радостным и счастливым. Пока не наступило утро после бала. Рассказчик никак не мог заснуть и вышел на прогулку, во время которой увидел чудовищное действо – бесчеловечную экзекуцию над беглым татарином, которой руководил отец Вареньки. Так реальность разрушила мечты о счастье – не мог молодой человек жениться на девушке, отец которой способен участвовать в таком чудовищном деле. Добровольный отказ от мечты объясняется тем, что нельзя наслаждаться счастьем, когда в это же время кого-то истязают и мучают.
  11. А.Н. Островский «Гроза»

    • В пьесе А.Н. Островского «Гроза» главная героиня мечтает о счастливой и свободной жизни. Но замужество не оправдало ее надежд: муж оказался под железной пятой матери, которая отправляла упреками каждый день существования молодой семьи. Если сын еще мог сбежать на время в трактир или по делам, то его супруга принимала на себя всю тяжесть взаимоотношений со свекровью. Реальность жестоко обманула ожидания возвышенной и романтичной девушки. Она-то думала, что все семьи, подобно ее родителям, живут в гармонии и понимании. Но ее мечте о любви не суждено сбыться даже за пределами лома Кабанихи. Борис стал очередным разочарованием. Его любовь не простиралась дальше запрета дядюшки. В результате от столкновения реальности с миром грез героиня теряет силы жить и убивает себя. Таким образом, конфликт действительности и мечты может привести к трагедии.
    • Мечты сбываются, но не сами собой. Для этого нужно что-то сделать. Но нередко люди не понимают простых истин, и А.Н. Островский описал такой пример в драме «Гроза». Тихон любит жену и мечтает жить с нею в тепле и гармонии семейного очага, но мать героя постоянно донимает молодых своим вечным желанием все контролировать. Казалось бы, исправить эту проблему можно, но Тихон – безвольный и апатичный человек, которому любое дело кажется непосильным бременем. Матери он боится, хотя уже стал взрослым мужчиной. В результате, он тянет лямку трудной жизни, не пытаясь воплотить свои желания. Этого было достаточно, чтобы довести несчастную Катерину до суицида. В финале герой оплакивает жену и укоряет мать за крушение всех своих надежд. Но виноват только он один.
  12. И.А. Гончаров «Обломов»

    • В романе И.А. Гончарова «Обломов» герой всю жизнь увязает в фантазиях, прячась от реальности в теплом халате на любимом диване. Он практически не выходит из дома, зато часто думает о том, что выйдет и что-то сделает. На все требования действительности (воровство в Обломовке, необходимость покинуть квартиру и т.д.) Илья Ильич лишь отмахивается, пытаясь любой ценой перекинуть заботы о делах на кого-то другого. Поэтому Обломова всегда окружают мошенники, которым выгоден непрекращающийся побег друга из реальности, где они беззастенчиво обирают его. Мечтательность Ильи Ильича заводит его в тупик. Проживая дни в иллюзиях, он разучился что-либо делать, поэтому он теряет возлюбленную Ольгу, проматывает остатки наследства и оставляет сына сиротой без состояния. Обломов умирает в цвете лет от своего образа жизни, хотя нет, от своего образа мыслей, ведь именно он доводит мужчину до полной физической и духовной деградации. Таким образом, избыточная мечтательность грозит человеку непоправимыми и тяжелыми последствиями.
    • Наши мечты далеко не всегда ведут нас по правильному пути. Иногда они запутывают нас в глубине лабиринтов, откуда сложно выбраться назад. Поэтому необходимо вовремя отличить свои истинные желания от ложных и навязанных представлений о том, чего мы хотим. В романе И.А. Гончарова «Обломов» как раз такой пример. Ольга Ильинская возомнила себя спасительницей Ильи Ильича и стала упорно переделывать его. Она не жалела его привычек, не считалась с его мнением, да и не любила его такого, каким он был в реальной жизни. Она видела перед собой лишь иллюзию, которую мечтала сделать. Поэтому их отношения и не сложились, а сама героиня попала в глупое положение. Она, молодая и красивая, едва ли не сама делала предложение ленивому толстяку, который всячески тормозил процесс. Тогда женщина осознала, что жила в иллюзиях и выдумала себе любовь. Ольга, к счастью, нашла более подходящего мужа и распрощалась с фальшивыми желаниями, которые могли бы сделать ее несчастной, если бы исполнились. Таким образом, далеко не все мечты ведут нас к счастливому будущему.

Подготовка к итоговому сочинению.

Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»

В повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» проблема мечты и реальности поставлена очень остро. Начнём с того, что сам писатель в своих мечтах хотел соединить бедную крестьянку с представителем аристократического общества. Мир мечты и мир реальности сталкиваются в пространстве повести. Эраст грезит идиллической любовью, искренне желая забыть сословные условности. Но реальность разрушает эти намерения. Политические, психологические, финансовые, социальные - какие только обстоятельства не вмешиваются в отношения влюблённых! Даже одного из них хватило бы, чтобы мечты Эраста рассыпались, как карточный домик, столь зыбки и непрочны его нравственные устои. Судьба Лизы была предрешена с самого того момента, когда она поверила, что сказка про Золушку может стать реальностью в её с Эрастом случае. До этого момента она старалась трезво смотреть на ситуацию, но желание стать женой для любимого сделало её уязвимой. Следуя за мечтой, она потеряла голову, и это закончилось трагедией.

А.С.Пушкин «Метель»

В повести «Метель» А.С.Пушкин размышляет о мечте и реальности на примере главной героини – Марьи Гавриловны. Она мечтает выйти замуж за бедного соседа по поместью. Родители категорически против такой невыгодной партии, но Марья в своём стремлении к мечте идёт на всё. Они с Владимиром решили тайно обвенчаться. Их намерения разрушены вмешательством стихии. В день их венчания разбушевалась страшная метель. В результате этого вмешательства Марья обвенчалась с незнакомцем, а Владимир, не успевший прибыть вовремя на место венчания, уезжает в страшном смятении на войну и вскоре погибает в Бородинском сражении. Марья после смерти отца остаётся богатой наследницей, у неё нет отбоя от женихов, но выйти замуж она не может. И вот она встречается с Бурминым, который и оказался её «случайным» мужем. Герои счастливы. В данном произведении Пушкин хотел выразить мысль о том, что мечты бывают опасны, а реальность нужно принять и смириться, только это может стать залогом счастливой жизни.

Н.В.Гоголь «Невский проспект»

В повести Н.В.Гоголя «Невский проспект» исследуется конфликт мечты и реальности на примере двух героев: Пирогова и Пискарёва. Поручик Пирогов не склонен к мечтаниям, все его желания легко достижимы и выполнимы. В его понятия о мире не входят идеалы и стремление к совершенству. Поэтому неудача в выборе женщины для развлечений не приводит к какому-либо трагическому переживанию: не одна, так другая – ему, в принципе, не важно. Совсем другое дело – Пискарёв. Реальная жизнь пагубна для его тонкой натуры, он хочет жить в идеальном мире, который сам придумал в своих мечтах. На Невском проспекте он встретил девушку, которая показалась ему образцом совершенства и красоты. Когда она оказалась пошлой «уличной бабочкой», Пискарёв не смог этого пережить, так как грубая реальность не для него. Невский проспект – это мираж, обман – «всё не то, чем кажется». А люди в этом обманчивом мире не способны увидеть вещи в истинном свете. Это происходит от того, что одни не могут подняться над своим животным состоянием и существует только в реальности, а другие витают в облаках и не желают опуститься на грешную землю.

И.С.Тургенев «Дворянское гнездо»

В основе романа «Дворянское гнездо» И.С.Тургенева лежит история несчастной любви Фёдора Лаврецкого и Лизы Калитиной. Мечта о счастливой совместной жизни разбилась о каприз Варвары Павловны. До встречи с Лизой Лаврецкий был женат на Варваре, женщине глупой, но хваткой. Она видит в муже только денежный мешок и не собирается отказываться от него. Лаврецкий женился на ней совсем молодым, мечтающим об идеале, красивая Варвара казалась ему ангелом. Реальность оказалась настолько жестока, что он разочаровался в женщинах. Встреча с Лизой показалась ему даром судьбы, настолько чиста и благородна оказалась эта девушка. Любовь к ней возродила его к жизни, а её утрата лишила надежды на счастье. Но он принял смиренно это испытание, решив страдать и терпеть, пахать землю и жить своими трудами. А Лиза ушла в монастырь. «Дворянское гнездо» - это символ, в котором заключается мечта о счастье и прекрасной жизни, но эта мечта не может осуществиться, пока в реальной жизни хозяйничают такие люди, как Варвара Павловна.

Л.Н.Толстой «После бала»

В рассказе «После бала» Л.Н.Толстой говорит о том, как разрушаются мечты, столкнувшись с жестокой реальностью. Иван Васильевич, рассказчик в произведении, вспоминает о днях своей молодости, когда он был молод и полон счастливых надежд. Он был влюблён и танцевал со своей избранницей на балу у губернатора всю ночь. Один лишь танец он уступил другому – отцу Вареньки, к которому испытывал такое же восторженное чувство любви, как и к его дочери. Весь мир казался влюблённому радостным и счастливым. Пока не наступило утро после бала. Рассказчик никак не мог заснуть и вышел на прогулку, во время которой увидел чудовищное действо – бесчеловечную экзекуцию над беглым татарином, которой руководил отец Вареньки. Так реальность разрушила мечты о счастье – не мог молодой человек жениться на девушке, отец которой способен участвовать в таком чудовищном деле. Добровольный отказ от мечты объясняется тем, что нельзя наслаждаться счастьем, когда в это же время кого-то истязают и мучают.

Это очень коварное направление, которое подчас подсовывает такие темы, которые можно встретить разве что на кафедре философии. Нет, серьезно: «Чем мечта отличается от реальности»? Вроде бы элементарный вопрос, а ответить на него, привлекая литературные примеры, очень сложно, ведь в книгах русских авторов не так много подходящих вариантов. Да и сам тезис, согласитесь, не вполне ясен. Чего они ждут в ответ на такой вопрос? Рассуждений на 400 слов? Словом, та еще ситуация. Но Многомудрый Литрекон по мере сил старается помочь вам с аргументами, и вот очередная его попытка внести ясность в заковыристые темы сочинений.

Мечта

  1. А. П. Чехов, «Невеста» . Героиня с детства мечтала выйти замуж и создать семью. Но в 23 года, когда и жених нашелся, и свадьба была накануне, девушка засомневалась, это ли ее призвание? Любит ли она своего суженого? Такую ли жизнь она мечтает построить? Ее колебания заметил Саша, друг ее семейства, и посоветовал Наде открыть глаза на то, что ее окружает серая мещанская обстановка застоя, где с годами ничего не меняется. Слуги все также живут в грязи, их хозяева все также праздно пьют чай и говорят «о высоком», что уже давно является банальностью. Героиня осознала, что идеализировала свой круг общения. На деле все эти родственники и друзья оказались пустыми и ленивыми обывателями. Тогда глаза девушки загорелись новой мечтой: сбежать из дома! Она захотела учиться, найти себя в профессии и честном труде, повидать мир за пределами тесного городка. Ради исполнения грёзы она рискнула всем: положением, наследством, добрым именем. Но зато она обрела воплощение своего идеала: свободную и интересную жизнь счастливого человека. Значит, любая мечта может сбыться, но для этого необходимы усилия, готовность рисковать и сила духа.
  2. О Генри, «Дары Волхвов» . Герои были бедны, но очень сильно мечтали создать друг для друга полноценный праздник. Делла накопила совсем немного, а подарок приметила дорогой: цепочку для часов мужа. В отчаянии девушка придумала лишь один вариант достать необходимую сумму: отрезать роскошные косы и продать их. Вернувшись домой, она переживала, что Джиму не понравится ее новый облик, но все же она не жалела о содеянном. В то же время о поздравлении думал ее супруг. Он подобрал прекрасный гребень для волос жены, но ему пришлось пожертвовать самым дорогим, что у него было – часами. При встрече молодые люди были ошеломлены, но все равно счастливы, ведь такие исключительные знаки внимания говорили об их сильной взаимной любви. Так, желание – это категория абстрактная, нематериальная. Герои мечтали не об аксессуарах, а о том, чтобы сделать приятное близкому человеку. Никакие богатства не принесут влюбленным блаженства, если нет того чувства, что кроется за ценным подарком. Значит, разница между грёзой и целью в том, что мечта стоит над задачами: мы ставим себе цели во имя идеалов, которые являются нашими путеводными звездами.
  3. М. А. Шолохов, «Тихий Дон» . Не всем мечты должны сбываться, ведь некоторые из них затрагивают интересы и права другого человека, который может желать совершенно иного. К примеру, Наталья Коршунова больше всего на свете хотела выйти замуж за Григория Мелехова. Но молодой человек был равнодушен к ней, о нем ходила молва, будто он увлечен замужней женщиной. Однако упорную казачку это не остановило. Она заявила родным, что замужество рассматривает только с Мелеховым, а иначе хоть в монастырь. Семья отнеслась к ультиматуму с пониманием, о свадьбе договорились, хоть Коршуновы были ощутимо богаче, и им это брак был не выгоден. Но Григорий так и не смог полюбить жену. Он даже откровенно признался ей в этом. Как бы она ни старалась, ничего хорошего из этого союза не вышло: супруг постоянно изменял и уезжал из дома, дети росли без отца, а Наталья в финале и вовсе умерла от неудачного аборта. Так, не все мечты могут сбыться, как бы настойчиво мы не добивались этого, потому что многие из них связаны с другими людьми, которые хотят не того же, что и мы.
  4. И. А. Гончаров, «Обломов». Илья Ильич все время грезил о том, что хотел бы сделать, но его планы так и оставались отвлеченными идеями. Барин лишь лежал на диване и думал, отвлекаясь лишь на сон, еду и праздные беседы с гостями. Этот человек был слишком изнежен воспитанием и инфантилен, поэтому бежал от реальности в мир фантазий. Его мечтательность обернулась полным бессилием в действительности. Друге дело — Штольц. Он воплощал все, о чем мечтал: самостоятельно встал на ноги, основал большую компанию, стал богатым и авторитетным членом высшего общества. Даже когда он влюбился, то не стал откладывать воплощение желания — сделал предложение Ольге, поэтому и добился успеха, в отличие от приятеля, который только откладывал решительные действия и заставлял женщину страдать от неизвестности. Таким образом, не приходится сомневаться в справедливости фразы «Мечты слабых — бегство от действительности, мечты сильных формируют личность». Пока одни зарываются в грезы с головой, другие идут по их следу и развиваются, потому что имеют перед собой образ идеального будущего, к которому надо стремиться.
  5. Н. В. Гоголь, «Мертвые души» . Иногда детские мечты становятся ориентиром для выбора профессии. К примеру, Павел рос в бедной семье, и отец не баловал его вниманием, зато научил ребенка, что деньги являются единственными друзьями человека. Также он советовал мальчику угождать начальству и не заводить близких знакомств. Конечно, маленький сын слушал эти речи и верил им, мечтая поскорее встать на ноги и заработать капитал. Об этом говорит его деятельность в гимназии, где герой уже проявлял практический ум, деловую хватку и неразборчивость в средствах. Именно эти детские мечты о богатстве и роскоши определили выбор своеобразной «профессии» Павла: он стал аферистом. Мужчина скупал мертвые души, чтобы заложить их в опекунский совет и получить за них круглую сумму.
  6. А. С. Пушкин, «Капитанская дочка». Марья всю жизнь мечтала найти настоящую любовь, но положение бесприданницы из глубинки не благоприятствовало исполнению ее желания. Однако девушка упорно не отказывалась от своего намерения, даже отказала в ответ на предложение Швабрина, потому что не любила его. А ведь он для нее был отличной партией, и, казалось, ей больше не на что надеяться в жизни. На этом этапе все вокруг говорило ей: Мечтать не вредно! Вряд ли найдется принц на белом коне, который готов будет взять жену без связей и приданого. Но героиня не сдавалась, не хотела компромиссов с судьбой. Именно поэтому она дождалась своего счастья, ведь появился Петр, и они полюбили друг друга. Значит, данная фраза всегда означает внутреннюю неуверенность в том, что желание сбудется. Так человек заключает себя в узду возможностей, говоря, что за ее пределами ничего не выйдет. Очевидно, что это выражение может сыграть негативную роль в жизни личности, убедив ее довольствоваться малым и отказаться от грёз.
  7. Если желание — это сиюминутный каприз, некая потребность, то мечта — это идеал, который вдохновляет нас всю жизнь. Данное различие особенно заметно на фоне событий из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Марья мечтала о любви, большой и чистой, а Алексей желал брака с нею, ведь его прельщала красота девушки. Если героиня ради своей грезы отметала все расчеты и выгоды, отказываясь от замужества не по любви, то ее кавалер ради исполнения желания ничем не жертвовал, ведь его намерение не выходило из ряда привычных эгоистических потребностей. Швабрин желал для себя и не собирался ничего предлагать другому, а вот Марья ради мечты готова была пожертвовать своими интересами, ведь ее идеал был раем для двоих людей, а не для одной женщины. Кроме того, Алексей отступал, видя испытание, ведь никакой каприз не стоит боли и лишений, а капитанская дочка шла вперед, невзирая на препятствия, лишь бы спасти то, ради чего она жила — свою любовь. Таким образом, различия в поведении героев указывают на разницу их стремлений. Марья мечтала, а потому развивалась и возвышалась вместе со своими идеалами, а Швабрин лишь испытывал нужду в близости красивой девушки, а потому его эгоистические желания опошлили и унизили.
  8. А. Грин, «Алые паруса». Умение мечтать помогло девушке абстрагироваться от жестокого общества, которое не принимало ее из-за поступка ее отца. Когда-то бывший моряк не помог соседу, и тот погиб. За это местные жители возненавидели его. Это отношение коснулось и дочери старика: с ней отказывались играть, не хотели дружить. Ассоль могла бы замкнуться в себе, стать нелюдимой и злой, но этого не случилось, ведь она всегда верила в свою счастливую звезду, и этой верой героиня спасалась от гнета среды. Таким образом, стремление к грёзе помогло ей сохранить доброту и душевное равновесие.
  9. Реальность

    1. А. П. Чехов, «Три сестры» . Андрей грезил о работе в научной сфере, хотел стать профессором и ученым в МГУ. Но из-за положения отца семья перебралась в глубинку, где старик служил родине в военном чине. После его смерти дети начали подумывать о переезде, и, конечно, сын поддерживал это решение, ведь на кону стояло его призвание. Однако перед воплощением мечты герой решил жениться на скромной и работящей девушке. Умом она не отличалась, зато в семейной жизни могла бы поддержать супруга. Но эта иллюзия рассеялась сразу же после свадьбы. Девица оказалась сварливой и наглой мещанкой. Постепенно она требовала все больше средств и места в общем доме Андрея и его сестер. Ни о каком переезде слышать она не хотела, зато исправно давила на мужа, чтобы тот приносил больше денег. Мужчина был вынужден оставить мечты о науке и заниматься скучным и рутинным делом, пока его супруга, не стесняясь, завела роман с его же начальником. Все эти обстоятельства довели Андрея до бегства от реальности: он часто пропадал за игральным столом и выпивкой. Таким образом, побег от действительности – это средство защиты личности от агрессивной окружающей среды.
    2. А. И. Куприн, «Гранатовый браслет». Иногда мечтательность не доводит человека до добра. Она разрушает его реальную жизнь, поглощая все силы. Так, Желтков мечтал о княгине Вере, писал ей письма, жил только иллюзиями о том, что эта женщина могла бы быть с ним. Он преследовал ее годами, но за весь это период не промелькнуло ни единой надежды на то, что светская дама обратит внимание на простого телеграфиста. Они были из разных миров, им не суждено быть вместе, не говоря уже о том, что Вера была замужем. На деле это была несбыточная грёза, которая омутом засасывала мужчину в болото. Он не завел семью, не нашел любовь, ничего не добился, так как тратил все силы, все время на бесплодные мечтания о том, чего не могло быть. Таким образом, мечтательность погубила героя, лишив его жизнь реального смысла.
    3. М. Горький, «На дне». Столкновение мечты и реальности мы видим в драме Горького. Клещ мечтает вернуться к нормальной жизни, считает себя не пропащим, а перспективным человеком, но ему все время что-то мешает. Сначала он винит во всем умирающую жену, которая тормозит его развитие. Забота о ней тяжелым грузом легла ему на плечи. Он вынужден работать за двоих и как-то сводить концы с концами. Но радужные грезы мужчины рассеиваются, когда Анна умирает. На похороны Клещ должен выложить крупную сумму, и ему ничего не остается, кроме как продать единственный инструмент, который обеспечивает ему доход. Распрощавшись с орудием труда, герой понимает, что надежды вырваться нет. Он кричит, что единственная правда – это беспросветная нужда, и проклинает ее. К сожалению, суровая действительность часто вынуждает нас отказываться от веры в мечту, когда обстоятельства припирают нас к стенке, и мы не можем выпутаться из паутины создавшихся условий самостоятельно.
    4. И. А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско» . Герой рассказа всю жизнь работал, чтобы обеспечить себя и свою семью, и, наконец, выкроил себе время на долгожданный отдых. Он мечтал о большом и длительном путешествии по воде. Ввяз жену и дочь, он сел на теплоход и поехал в отпуск своей мечты. Но, когда человек предполагает, судьба располагает: на первой же остановке мужчина умер от сердечного недомогания. Годы труда и нервного напряжения ради каюты первого класса не прошли даром: здоровье героя пошатнулось и не выдержало. В итоге своего триумфа господин так и не дождался, просто не успел насладиться жизнью, любовью, путешествиями. Вечно откладывая стремления души «на потом», он не рассчитал время и стал его жертвой. В этом примере мы видим ответ на вопрос, почему же между реальностью и грёзой пролегает пропасть. Если желание подразумевает безграничные возможности и идеальные условия, то действительность расставляет все на свои места: человек в ней ограничен временем, состоянием здоровья, своим бессилием повлиять на судьбу. Этого мы в мечтах не учитываем, поэтому многие наши замыслы похоронены в этой пропасти.
    5. А. Н. Островский, «Гроза» . Реальность часто разрушает мечты тех людей, которые были воспитаны в хороших условиях и не имели опыта жизни при других, менее благоприятных обстоятельствах. К примеру, Катерина росла в семье, где ей обеспечили легкое и не обремененное работой существование. Девушка была вольной птицей: делала, что хотела. При этом она не слышала ни одного бранного слова в свой адрес, все обращались к ней уважительно и ласково. Но пришло время выходить замуж, и утонченную дворянку выдали за грубого и неотесанного купца, мать которого привыкла к другому типу общения. Она тиранила и ругала невестку без повода, постоянно заставляла ее выполнять разные поручения. Наглость и злость отличали ее манеру разговаривать с членами семьи. К сожалению, деспотизм Кабанихи был действительностью, в которой находилась почти вся Россия. Людям приходилось терпеть унижение от таких особ, и лишь некоторым из них (вроде Катерины) повезло родиться в иных условиях. И таким изнеженным барышням, и юношам было невероятно тяжело адаптироваться к этой агрессивной среде, где их никто не ждал, и никто не любил. Поэтому реальность легко рушила их мечты о свободе, взаимопонимании и поддержке в семье. Они не были готовы к ней и не могли ее принять.
Выбор редакции
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...

И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...

Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...

Любая хозяйка в преддверии и во время поста сталкивается с насущным вопросом: как организовать питание семьи таким образом, чтобы...
Описание Гречневый пудинг станет для вас настоящим открытием в области десертов. Требует такое лакомство минимального набора...
Существует множество рецептур приготовления домашнего печенья из пшеничной, овсяной, и даже, гречневой муки, но я сегодня хочу вам...
Кальмаров для салата готовят тремя основными способами - отваривают целой тушкой, нарезают полосками и отваривают, добавляют в салат...
Прекрасным легким блюдом, отлично подходящим для праздничного стола, считается салат с кальмарами. Экспериментируя с различными...
Крупы очень полезны для здоровья человека. Пшено — крупа, получаемая путём обдирки от чешуек культурного вида проса. Она богато белком,...