Образы героев бедность не порок.  Любим Торцов - характеристика героя (персонажа) (Бедность не порок Островский А.Н.). Проблемы, затронутые Островским


Современная литература. И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов. Корифеи. СЕНТИМЕНТАЛИЗМ. Русский классицизм. В.Г.Распутин «Деньги для Марии». Д.И.Фонвизин. Д.И.Фонвизин – «сатиры смелый властелин», «друг свободы». М.Ю.Лермонтов. Г.Р. Державин. Классика XX века. В.А.Жуковский. В.П.Астафьев «Царь-рыба». Муза мести и печали. «Герой нашего времени». Н.В.Гоголь. А.В.Вампилов «Старший сын». Цель урока: развитие интереса к художественной литературе.

«С.П.Сысой» - "О любви, судьбе и вечности, Тема ВОВ в творчестве С. П. Сысоя. Цветет черемуха. И вновь века промчатся над Вселенной. И запах крови, запах боли Смешался с запахами роз. "Мои молитвы и моя любовь". С. Сысой. Глава I. Семён Прохорович Сысой (1938 – 1998 г.г.). Но из строя не вышел никто, ни один, Ни один не остался в кустах. Глава II. Отчизна помнит поименно. Июнь сорок первого.

«Лицейская жизнь Пушкина» - 14 декабря был на Сенатской площади. Ю. Тыньянов «Пушкин», 1983. Лицейские годы. Близкий друг Пушкина. Судьба на вечную разлуку, Быть может, породила нас! Малиновский Иван Прозвище Казак. И встретил нас Куницын Приветствием меж царственных гостей. Дельвиг гостил в Михайловском в апреле 1825 г. Прозвища Большой Жано, Иван Великий. Прозвище - Кюхля. Министр. Друг Пушкина.

«Урок литературы Грибоедов» - Отношение к свободе суждений. Экспозиция и завязка общественного конфликта. Действие 2 явление 2. Чацкий задел Софью за живое, плохо отозвавшись о Молчалине. Какие роды литературы вы знаете? Какие примеры ужасов крепостничества приводит Чацкий? Почему Чацкий не понимает, что Софья любит Молчалина? Герои, необходимые для связи сценического действия. Служба в армии. Что называется комедией? Репетилов - от слова «повторять». Да и кому в Москве не затыкали рты Обеды, ужины и танцы? Какова тема монолога? Объявление Чацкого сумасшедшим.

«Толстой Юность» - Каков, по-вашему, смысл толстовского призыва: «Верьте себе»? В страстную среду в дом приезжает седой монах, духовник. Небрежность в учебе приносит свои плоды: на первом экзамене Николай проваливается. После исповеди Николай чувствует себя чистым и новым человеком. Здоровье 82-летнего писателя не выдержало путешествия. По происхождению принадлежал к древнейшим аристократическим фамилиям России. Вопрос: Нравственные проблемы повести.

«В.А.Жуковский баллада Светлана» - Экспозиция Завязка Развитие действия Кульминация Развязка. А.С.Пушкин. Символический характер пространства и времени. Непредвиденное вмешательство сверхъестественных, роковых сил. В.А.Жуковский баллада «Светлана». Василий Андреевич Жуковский. Характерные признаки жанра баллады. Напряжённый драматический, таинственный или фантастический сюжет. Наличие фабульной основы.

Единственная форма, которую может принять протест в среде тёмного купечества, – это освобождение личности от уз его душной жизни... Если личность культурна, – много путей открыто перед ней. Если нет – она, чаще всего, оказывается выбитой из колеи и погибает: разбойничество, разгул, пьянство, бродяжничество, – вот, в чем выражался этот протест в древней Руси .

В такую народную, старинную форму вылился этот протест и в обстановке купеческого «самодурства». В комедии Островского «Бедность не порок» (см. её полный текст , краткое содержание и более подробные содержания отдельных действий: 1-го , 2-го и 3-го), выведен Любим Торцов, брат самодура Гордея . От природы обладающий пылким темпераментом, что называется, «широкой натурой», он при жизни отца в родной семье, где, по всей вероятности, тоже царило самодурство, поневоле должен был сдерживать себя, подчиняясь господствовавшей силе. Чем сильнее было это подчинение, чем более сменялась его страстная натура, тем могущественнее должна была пробуждаться в нем неудержимая потребность в «вольной волюшке», – стремление дать простор рвущейся к сильным, разнообразным впечатлениям душе.

Островский. Бедность не порок. Спектакль, 1969

Широко размахнулся Любим, когда вырвался на волю – кутежи, разгул, пьянство, всевозможные увлечения, – все переиспытал он, не знавший, где искать истинной свободы. Скоро спустил он все отцовское наследство, сделался пьяницей, бродягой, шутовством добывал себе пропитание . Но не пропил, не прогулял своей души Любим, и она заговорила в нем: «Страх на меня напал, – рассказывает он, – ужасть на меня нашла. Как я жил? Что я за дела делал? Стал я тосковать, да так тосковать – что, кажется, умереть лучше!»

Такие, очищающие душу, порывы людей в древней Руси приводили, обыкновенно, к монастырю (ср. «Повесть о Горе-Злосчастье»), но Любим в монастырь не пошел, – он сделался пьяницей, трудиться не стал, быть может, и потому, что брат не протянул ему руки помощи, когда он ее просил. Но под лохмотьями бродяги у него билось честное сердце, – правдивое, благодарное к тем, кто был к нему участлив.

Испытав немало горя, Любим сделался отзывчивым к чужому страданию; бездельничая сам, он, однако, умеет уважать труд. Умный и в то же время хитрый, он ловко расстраивает намерения Гордея выдать дочь свою Любовь за старого Африкана Коршунова. Он умеет и помочь юноше Мите, который питает к Любе нежные чувства, умеет и разжалобить каменное сердце Гордея.

«Человек ты, или зверь?» говорит Любим брату, становясь на колени перед ним. «Пожалей ты и Любима Торцова! Брат, отдай Любушкуза Митю – он мне угол даст. Назябся уж я, наголодался. Лета мои прошли, тяжело уж мне паясничать на морозе-то из-за куска хлеба; хоть под старость-то, да честно пожить! Ведь, я народ обманывал, просил милостыню, а сам пропивал. Мне работишку дадут – у меня будет свой горшок щей. Тогда-то я Бога возблагодарю. Брат! и моя слеза до неба дойдет... Что он беден-то! Эх, кабы я беден был, я бы человек был. Бедность не порок!»

В этой прочувствованной, сильной речи выразился чисто русский простонародный взгляд на жизнь. Вообще вся пьеса Островского, обильная народными песнями, поговорками и пословицами, написанная чисто русским прекрасным языком, производила на современников такое впечатление своею «народностью», что один из современников поэтов-славянофилов воспел русскую сцену, обновленную этой комедией, в таких стихах:

Там... теперь гуляет быт родной;
Там песня русская свободно, звонко льётся,
Там целый мир – мир вольный и живой...
Великорусская на сцене жизнь пирует,
Великорусское начало торжествует!..
Великорусской речи склад,
Великорусский ум, великорусский взгляд,
Как Волга-матушка, широкий и гульливый!

«Шире дорогу – Любим Торцов идет!» – это восклицание хмельного Любима сделалось торжественным кличем, который пронесся в русской славянофильской литературе, после появления в свет комедии «Бедность не порок». В Любиме увидели олицетворение русской национальной души, русского ума и сердца...

То обстоятельство, что носителем «национальных идеалов» Островский выбрал павшего человека, – никого не смущало. С легкой руки

ЛЮБИМ ТОРЦОВ - герой комедии А.Н.Островского «Бедность не порок» (1853, первонач. назв. «Гордым бог противится»). Духовный облик Л.Т. стал центром критико-публицистической полемики вокруг пьесы. Славянофилы расценили его появление как «новое слово» в искусстве, связанное с раскрытием национального идеала. Восклицание героя «Шире дорогу - Любим Торцов идет!» стало для них символом победы национальных начал в искусстве. «Демократическая» критика отнеслась скептически и к чрезмерной восторженности славянофилов, и к моральному пафосу образа Л.Т. Промотавшийся брат богатого купца, Л.Т. ходит по городу «скоморохом», по копеечке собирает, «шута из себя разыгрывает». В отместку выгнавшему его брату Гордею Л.Т. «созорничал»: пошел да с нищими стал у собора, осрамил брата «на весь город».

На святках, когда «на улице праздник, у всякого в доме праздник», острее чувствуется одиночество Л.Т, душа которого «иззябла». Горькое шутовство Л.Т, необходимость паясничать за кусок хлеба делают его «юродивым поневоле». В поведении Л.Т. прослеживаются черты сознательного социального самоуничтожения, роднящие его с юродивыми Древней Руси. Его «обветшалый бурнус» сродни «худым ризам», в которых юродивые, «ругался миру», обличали ничтожество здравого смысла и практических нужд перед ликом Божьей правды. О ней помнит Л.Т, когда восклицает: «И моя слеза до неба дойдет!» Л.Т. никому не желает и не делает зла, «не заедает чужой век», сочувственно и любовно относится к хорошим людям, гневно-презрительно - к забывшим стыд и совесть. «Изверг естества»,- говорит он об Африкане Коршунове, утратившем в себе образ Божий. Ключом к образу Л.Т. является его страстный монолог, в котором он просит брата не губить счастья дочери и выдать ее замуж по любви за бедного приказчика Митю. В результате вмешательства Л.Т. «злодей» Африкан посрамлен, загордившийся брат «приведен в рассудок», бедные влюбленные соединились. Слова жены Гордея раскрывают смысл происшедших событии и роль в них Л.Т.: «Люби-мушка Снял ты с нашей души грех великий, не замолить бы его нам». Л.Т. не просто падший человек. Важнейшая черта его личности - сознание своего падения. В образе Л.Т. Островский раскрывает глубоко национальную черту русского характера: способность низко пасть, но не потерять при этом нравственную чистоту, в самом падении сохранить способность различения добра и зла. Комедия Островского, написанная в русле традиций народного театра, достаточно бесхитростна. Почти притчевый сюжет, однокра-сочность характеров, четко разделенных на «гордых» и «смиренных», благополучный финал напоминают о старинных жанрах «слезной комедии» и народной мелодрамы. Но образ Л.Т. явился исключением. Островский создал его по законам реалистического искусства и тем самым сделал комедию значительным событием в истории русского театра. Воздействие образа Л.Т. ощутимо сказалось в творчестве Ф.М.Достоевского (Мармеладов в романе «Преступление и наказание») и Л.Н.Толстого (Федя Протасов в драме «Живой труп»). Первый исполнитель роли Л.Т.- П.М.Садовский (1854), которому Островский посвятил комедию. Среди других исполнителей - В.В.Самойлов (1854), М.С.Щепкин (1855), П.В.Васильев (1861), А.А.Остужев (1934).

Характеристика героев произведения Островского "Бедность не порок".

  1. Любовь Гордеевна — первая из героинь Островского с горячим сердцем. . В Любови Гордеевне нет вольнолюбия, безоглядной удали, но она сильна своей прочной связью
    с патриархальной моралью. Она — человек сильный и цельный. Ее любовь к Мите — искренняя, горячая и с оттенком какой-то взрослой, материнской жалости к бедному и зависимому человеку. Ах, Аннушка, как я его люблюто, кабы ты знала! Парень-то хороший.. . Больно уж он мне по сердцу, такой тихий да сиротливый.
    Любовь Мити и Любови Гордеевны опоэтизирована Островским, она представляется
    ему идеальной, полным выражением настоящей любви, как ее понимают в народной среде. Не случайно поэтому, что отношения любящих все время как бы комментируются, сопровождаются как лейтмотивом народными лирическими песнями. Особенно тесно связана, соотнесена с фольклорной стихией Любовь Гордеевна. В соответствии со складом ее личности речь героини немногословна и сдержанна, но вся она строго выдержана в чисто народном, крестьянском стиле. Если в складе речи Мити виден приказчик, в нее проникают обороты и выражения гостинодворской галантности,
    то речь Любови Гордеевны совершенно лишена этого налета.
    В комедии Бедность не порок сталкивается идеальная любовь Мити и Любови Гордеевны, патриархальная по своей сути, с темным безудержным самодурством Гордея, которое, по мнению Островского, есть лишь искажение и опошление идеи родительского авторитета, насмешка над ней. Не случайно именно Митя напоминает матери своей возлюбленной основной принцип, основную заповедь патриархально понятой обязанности родителей по отношению к детям: За что девичий век заедаете,
    в кабалу отдаете? Нешто это не грех? Ведь, чай, вам за нее надоть будет богу ответ дать. Любовь Гордеевна и не мыслит возможности нарушить отцовскую волю и готова ей покориться, принимая предстоящий брак как подвиг послушания, жертву. Очень характерно, что она не просит отца послушать ее, последовать ее желанию, в отчаянии она молит его: Тятенька! Не захоти ты моего несчастья на всю мою жизнь!. . Передумай, тятенька!.. .
    При всем этом Любови Гордеевне не откажешь в своеобразном мужестве. Приняв решение, она проявляет твердость, не хочет никого мучить зрелищем своих страданий. Когда Пелагея Егоровна пытается ей посочувствовать, хвалит и жалеет Митю, Любовь Гордеевна твердо ее останавливает: Ну, маменька, что там и думать, чего нельзя, только себя мучить.
    Островский видит в поведении Любови Гордеевны не рабскую покорность, тем более
    не страх перед невзгодами, которые ждут девушку в случае нарушения отцовской воли. Героиню удерживает мысль о моральном долге, как этот долг понимается в ее среде. Должна я ему покориться, такая наша доля девичья. Так, знать, тому и быть должно, так уж оно заведено исстари. Не хочу я супротив отца идти, чтобы про меня люди не говорили да в пример не ставили. Хоть я, может быть, сердце свое надорвала через это, да по крайности я знаю, что я по закону живу, никто мне в глаза насмеяться не смеет.

Гордей Торцов

Гордей Карпыч Торцов – герой комедии А. Н. Островского “Бедность не порок”, богатый купец, отец Любови Гордеевны, брат Любима Карпыча. Имя этого персонажа говорит само за себя. Гордей Карпыч – человек гордый и заносчивый. После смерти отца он выбрал себе в наследство доходное заведение, а брату Любиму отдал деньгами и векселями. Любим Карпыч быстро промотал часть наследства в Москве, а оставшуюся часть доверил фабриканту Коршунову, который его впоследствии обманул. Гордей Карпыч, наоборот, не растерял наследство,

а приумножил и очень этим кичился.

На протяжении всего произведения прослеживаются разные эмоциональные всплески Торцова. В первом и втором действии он выступает как злой и разгневанный хозяин. Все его вокруг раздражают, включая домочадцев и гостей. Он часто кричит на своего приказчика Митю. Выплачивая ему мизерное жалование, требует, чтобы тот купил себе кафтан подороже и не ходил к ним в гости в дешевых вещах. Поведение брата и вовсе считает оскорбительным, в то время, как Любим вынужден зарабатывать себе на хлеб шутовством. Жену свою считает необразованной невеждой и не скрывает этого.

Побывав в Москве, Гордей

Карпыч решил, что ему место только в столице и в высших кругах. Теперь ничто русское ему не по нраву, а подавай только заграничное. Оттого он­ и водит дружбу с фабрикантом Африканом Савичем, который часто выпивает со своим английским директором. Однако он даже не подозревает, как хитер этот фабрикант и что именно он разорил его брата. Он даже готов отдать свою единственную дочь за этого богатого старика. К счастью, в третьем действии Любим Карпыч разоблачает Коршунова и свадьба отменяется. В этой части произведения читатель видит Гордея Карпыча с иной стороны. Это человек, способный признать свои ошибки и раскаяться. Он благодарит брата за то, что тот открыл ему глаза, и благословит дочь на брак с тем человеком, который ей мил.


Другие работы по этой теме:

  1. Любим Торцов Любим Карпыч Торцов – герой комедии А. Н. Островского “Бедность не порок”, промотавшийся брат Гордея Торцова. Этот персонаж наделен духовностью и высокими моральными...
  2. Коршунов Коршунов Африкан Савич – персонаж комедии А. Н. Островского “Бедность не порок”, богатый фабрикант из Москвы, друг Гордея Карпыча. Фамилия героя говорит сама за...
  3. Любовь Гордеевна Любовь Гордеевна Торцова – героиня комедии “Бедность не порок”, дочь богатого купца Гордея Карпыча, возлюбленная Мити. Она является одной из самых ярких героинь...
  4. Любим Карпыч Творцов – “промотавшийся” брат Гордея Торцова. Его отец умер, когда герою было около двадцати лет. Имущество с братом разделили так, что самому Любиму...
  5. Митя Митя – герой комедии “Бедность не порок”, бедный юноша, работающий приказчиком у Торцова Гордея Карпыча. Он живет в маленькой комнатушке, получает мизерное жалование, которое...
  6. Пелагея Егоровна Пелагея Егоровна Торцова – персонаж комедии “Бедность не порок”, супруга Гордея Карпыча и мать Любови Гордеевны. Это женщина со старорусским именем истинная почитательница...
  7. Краткое содержание Основные действующие лица: Гордей Карпыч Торцов – богатый купец. Пелагея Егоровна – его жена. Любовь Гордеевна – их дочь. Любим Карпыч Торцов –...
  8. Роль Любима Торцова в развитии сюжета Комедия в трех действиях “Бедность не порок” была написана Александром Николаевичем Островским В 1853 году и через год вышла...
Выбор редакции
Конфигурация предоставляет удобные средства для составления финансовых планов. Движения денежных средств предприятия планируются путем...

Если Вас интересует автоматизация бюджетирования, внедрения казначейства или учета по МСФО — ознакомьтесь с нашим . В рамках системы...

Какие формы нужно разработать для ведения раздельного учета, подскажите?4. Из средств участников долевого строительства можно произвести...

01.06.2018 Как в типовой конфигурации "1С:Бухгалтерия предприятия" редакция 3.0 настроить права доступа пользователей таким образом,...
На рынке все чаще встречаются ситуации, когда одна компания приобретает другую. Происходит это по разным причинам. Кто-то таким способом...
«12» ноября 2012 года Национальный состав населения Республики Бурятия Одним из вопросов, представляющих интерес для широкого круга...
Власти Эквадора лишили Джулиана Ассанжа убежища в лондонском посольстве. Основатель WikiLeaks задержан британской полицией, и это уже...
Вертикаль власти не распространяется на Башкортостан. Публичная политика, которая, казалось, как древний мамонт, давно вымерла на...
Традиционная карельская кухня — элемент культуры народа. Пища — один из важнейших элементов материальной культуры народа. Специфика её...