Образы трагедии фауст. Иоганн Гёте "Фауст": описание, герои, анализ произведения. Гете и Просвещение


Я высший миг теперь вкушаю свой.

Свою трагедию «Фауст» Гёте писал более 25 лет. Первая ее часть вышла в свет в 1808 году, вторая - только через четверть века. Произведение это оказало сильное влияние на всю европейскую литературу первой половины XIX века.

Кто же главный герой, чьим именем названа знаменитая трагедия? Каков он? Сам Гёте высказался о нем так: главное в нем «неустанная до конца жизни деятельность, которая становится все выше, чище».

Фауст - человек с высокими стремлениями. Всю свою жизнь он посвятил науке. Он изучал философию, право, медицину, богословие, добился ученых степеней. Прошли годы, и он с отчаянием осознал, что ни на шаг не приблизился к истине, что все эти годы он только отдалялся от познания действительной жизни, что он променял «живой природы пышный цвет» на «тлен и хлам».

Фауст понял, что ему нужны живые чувства. Он обращается к таинственному духу земли. Дух появляется перед ним, но это всего лишь призрак. Фауст остро ощущает свое одиночество, тоску, недовольство миром и собой: «Кто же скажет мне, расстать­ся ли с мечтами? Научит кто? Куда идти?» - вопрошает он. Но никто не может по­мочь ему. Фаусту кажется, что на него насмешливо смотрит с полки череп, «зубами белыми сверкая», и старые приборы, с помощью которых Фауст надеялся обрести истину. Фауст был уже близок к тому, чтобы отравиться, но вдруг услышал звук пасхальных колоколов и отбросил мысль о смерти.

Размышления Фауста вместили в себя переживания самого Гёте и его поколения о смысле жизни. Гёте создал своего Фауста как человека, который слышит призыв жизни, призыв новой эпохи, но еще не может вырваться из тисков прошлого. Ведь именно это волновало современников поэта - немецких просветителей.

В соответствии с идеями просветителей Фауст - человек дела. Даже переводя на немецкий язык Библию, он, не соглашаясь со знаменитой фразой: «Вначале было Сло­во», уточняет: «Вначале было Дело».

К Фаусту в виде черного пуделя является Мефистофель, дух сомнения, возбужда­ющий к делу. Мефистофель - не просто искуситель и антипод Фауста. Он философ-скептик с блестящим критическим умом. Мефистофель остроумен и язвителен и вы­годно отличается от схематичного религиозного персонажа.Гёте вложил в уста Мефистофеля немало своих мыслей, и тот, как и Фауст, стал выразителем идей Просвещения. Так, облачившись в одежды универ­ситетского профессора, Мефистофель высмеивает царившее в ученых кругах прекло­нение перед словесной формулой, безумной зубрежкой, за которой нет места живой мысли: «Словам должны вы доверять: в словах нельзя ни йоты изменять...»

Фауст заключает договор с Мефистофелем не ради пустых развлечений, а ради высшего знания. Он желал бы все испытать, узнать и счастье, и горе, познать выс­ший смысл жизни. И Мефистофель дает Фаусту возможность вкусить все земные бла­га, чтобы тот смог забыть о своих высоких порывах к знанию. Мефистофель уверен, что заставит Фауста «ползать в помете». Он ставит его перед самым главным соблаз­ном - любовью к женщине.

Искушение, которое придумал для Фауста хромоногий черт, имеет имя - Марга­рита, Гретхен. Ей пятнадцатый год, она простая, чистая и невинная девушка. Увидев ее на улице, Фауст вспыхивает к ней безумной страстью. Его влечет эта юная просто­людинка, возможно, оттого, что с ней он обретает ощущение красоты и добра, к кото­рым раньше стремился. Любовь дарит им блаженство, но она же становится причи­ной несчастий. Бедная девушка стала преступницей: боясь людской молвы, она утопила родившегося ребенка.

Узнав о случившемся, Фауст пытается помочь Маргарите и вместе с Мефистофелем проникает в тюрьму. Но Маргарита отказывается следовать за ним. «Я покоряюсь Божьему суду», - заявляет девушка. Уходя, Мефистофель говорит, что Маргарита осуждена на муки. Но голос свыше произносит: «Спасена!» Предпочтя смерть побегу вместе с дьяволом, Гретхен спасла свою душу.

Герой Гёте доживает до ста лет. Он слепнет и оказывается в полной тьме. Но даже слепой и немощный, он пытается осуществить свою мечту: построить для людей пло­тину. Гёте показывает, что Фауст не поддался на уговоры и соблазны Мефистофеля и нашел свое место в жизни. В соответствии с идеалами Просвещения главный герой становится создателем будущего. Именно в этом он находит свое счастье. Слыша звон лопат строителей, Фауст представляет себе картину богатой, плодотворной и процве­тающей страны, где живет «народ свободный на земле свободной». И он произносит сокровенные слова о том, что хотел бы остановить мгновение. Фауст умирает, но душа его спасена.

Противостояние двух главных героев заканчивается победой Фауста. Искатель истины не стал добычей темных сил. Беспокойная мысль Фауста, его стремления сли­лись с исканиями человечества, с движением к свету, добру, истине.

«Фауст» — высшее достижение Гете. Легенда о докторе Фаусте, ученого-чернокнижника, возникла еще в XVI веке. Рассказы о докторе Фаусте, который смог даже вызвать из небытия Елену Прекрасную, воспетую Гомером, были над конечно популярны в народе. Однако Гете, переосмыслив известный сюжет, наполняет эту легенду глубоким философским и символическим содержанием, создав один из выдающихся произведений мировой литературы.

При этом Фауст не просто обобщенный, типичный образ прогрессивного ученого.Прежде всего он олицетворяет все человечество, низость которого и должен доказать.

Мефистофель говорит, что Бог наделил человека искрой разума, но пользы от этого никакой. Люди по своей природе настолько испорчены, что дьяволу нет необходимости делать зло на земле:

Я свидетель лишь ничтожества человеческой.

Смешной божок земли не изменится никак —

Как испокон веков был, так и теперь чудак.

Плохо он живет! Не надо

Было бы ему давать и крошки света с неба.

Мефистофель не просто дух разрушения.Он — скептик, который презирает человеческую природу и уверен, что знает о ней всю правду. Он не заставляет людей грешить, торговать своей совестью и душой. Напротив, дьявол оставляет людям право выбора: «Я такой силы часть, что делает только добро, желая лишь злого».

Понятно, что Бог (он в трагедии является аллегорией природы) изначально не верит в победу Рафаэля, однако достаточно легко позволяет испытывать, искушать, смущать свое творение. По моему мнению, автор стремится показать, что Мефистофель действительности нужен в этом мире. Обладая человеческие страсти, увлечения, нередко сводят человека с правильного пути и даже причиняют боли, дух зла одновременно помогает ей поддерживать в себе стремление к познанию, деятельности, борьбы.

Уже в начале произведения становится понятно, что Фауста и Мефистофеля объединяет неординарность, а отличает назначения. Фауст и Мефистофель — антиподы, как Мефистофель с Богом. Первый стремится достичь глубин мудрости, а второй знает, что там нет ничего. Первый неугомонный в поисках, второй пресыщен тем, что на протяжении тысячелетий наблюдал на земле.

На мой взгляд, сначала Мефистофель просто играет с Фаустом, как с ребенком, ведь он договорился обо всем с Богом!

Мефистофель очень уравновешенный, а на мир смотрит скорее презрительно, чем с ненавистью. Издеваясь над Фауста, который губит юную Маргариту, он говорит ему много горькой правды. Мне кажется, что иногда он олицетворяет и определенный тип человека, который под давлением окружающей зла вполне отчаялась во всем хорошем, что есть в мире.

Мефистофель у Гете не страдает, поскольку ни во что не верит, а еще знает, что зло на земле — вечно. Поэтому, наблюдая за тем, как человечество постоянно стремится достичь идеала, изменить что-то к лучшему, он просто смеется несовершенного Божьего создания.

Достаточно вспомнить его ироническое замечание относительно человеческого тщеславия в разговоре со студентом, который спутал Рафаэля с Фаустом:

Теория всегда, мой друг, сера,

А древо жизне — золотое.

Гете не спорит с Мефистофелем. Конечно, смерть, как и время, уничтожает все: доброе и злое, прекрасное и безобразное. Однако жить все-таки стоит, ведь настоящее счастье в активной деятельности. В человеке всегда жил и будет жить инстинкт созидания, строительства новой жизни. И этому Мефистофель не может противостоять.

Поиск Фауста искупает его ошибки: именно поэтому он оказывается в раю рядом с маргариток). Однако, на мой взгляд, пару Бога с Мефистофелем на этом не заканчивается. Ведь их разговор на небесах касается жизненного выбора каждого, включая будущих.

Сочинение

Личность и судьба доктора Фауста привлекали внимание писателей еще до появления трагедии Гете «Фауст». Как свидетельствуют историки, средневековый маг и чернокнижник доктор Фауст - личность историческая, легенды о нем начали складываться еще при его жизни. В конце XVI века в Германии вышла книга «История доктора Фауста, известного волшебника и чернокнижника», автор которой остался неизвестен. В этом сочинении проглядывает образ замечательного человека, который порвал со средневековой схоластической наукой и богословием с целью постигнуть законы природы и подчинить ее человеку.

Церковники обвинили его в том, что он продал душу дьяволу. Современник Шекспира драматург Кристофер Марло написал «Трагическую историю Фауста ». Английские актеры, гастролируя в германских городах, познакомили с этой трагедией немцев. В Германии из нее сделали пьесу для кукольного театра. Предшественник Гете Лессинг задумал, но не осуществил намерение создать философскую трагедию о Фаусте. Современник Гете, друг его молодости Максимилиан Клингер написал роман «Жизнь Фауста, его деяния и низвержение в ад ». Таким образом, легенда о Фаусте еще до Гете была неоднократно представлена в литературе. Однако в постановке жизненной трагедии Фауста Гете был новатором. Его Фауст жаждет знания ради самого знания. Его не прельщают какие-либо материальные блага, удовольствия, он ищет смысл жизни.

Порыв Фауста к знанию отражает умственное движение духовного развития целой эпохи европейского общества, получившей название эпохи Просвещения. Фауст Гете - человек разочаровавшийся, но разочарование это не пассивное. Подстрекаемый силами зла, воплощенными в трагедии в реальном образе Мефистофеля, Фауст живет, борется, познает добро и зло, активно ищет ответы на главные жизненные вопросы. Вопрос о смысле и цели человеческой жизни составляет основную тему произведения, но раскрытие темы прило-жимо не ко всякому человеку и не ко всякой отдельной судьбе. Фауст выбран Гете для этой цели потому, что в силу своего необыкновенного характера он дает поэту возможность многое сказать о жизни. Жизнь Фауста, которую развертывает перед читателями Гете, - это путь неустанных исканий.

Фауст не может жить, удовлетворяясь тем, что ему предлагают религия и наука. Во время эпидемии чумы юный Фауст оказывается лицом к лицу со смертью. Ничего из известного до этого времени не помогает ему спасти жизни сотен тысяч невинно страдающих людей. Средневековая медицина бессильна, Господь не слышит призывов о помощи.

Фауст сомневается, Фауст разочаровывается. Он даже решает покончить жизнь самоубийством. Но что, как не высшая справедливая сила, возвращает ему желание жить, жить активно, познавая тайны природы:

* Я на познанье ставлю крест.
* Чуть вспомню книги - злоба ест.
* Отныне с головой нырну
* В страстей клокочущих горнило,
* Со всей безудержностью пыла
* В пучину их, на глубину!

Как известно, свою трагедию Гете писал практически всю сознательную жизнь, и это не могло не повлиять на содержание произведения. Работа над первой частью заняла больше тридцати лет: в ней отображен опыт взрослого мужа, познавшего радости юности, но уже определившегося со своими жизненными ориентирами. Центральное место в первой части трагедии отведено трагической любовной истории Фауста и Гретхен. Юноша Фауст хочет любить и готов ради одного вечера с возлюбленной, ради одного ее взгляда и поцелуя исполнять приказания самого дьявола. Дьявол - плохой советчик в человеческих делах. Он испытывает Фауста, пытаясь направить его против собственной совести, ибо его сознание затемнено пламенной страстью. Охлажденный здравым рассудком, он понимает, что совершил непоправимое. Однако механизм трагических обстоятельств уже включен. Теперь Фауст не властен распоряжаться ни своей собственной судьбой, ни судьбой своей возлюбленной, ни судьбой своего ребенка. В дьявольском пламени сгорают жизни Гретхен, ее ребенка, ее матери и брата. Фауста легко обвинить в преступлении, на его совести души четырех невинных жертв. Но только ли Фауст стал виновником этой трагедии? Фауст отягчен страданием из-за гибели Гретхен и сознанием своей вины.

Светлый дух Ариэль призывает эльфов облегчить его муки: забвение прошлого поможет ему вернуться к настоящему, что и происходит. Поиски смысла жизни толкают Фауста на новые свершения. Сначала мы видим его на государственном поприще. Гете изображает империю, находящуюся в состоянии полного развала. Мрачную картину этого государства рисует в своем докладе императору канцлер страны. Все люди одержимы эгоистическими стремлениями: «В горячке своеволья больное царство мечется в бреду». Императору, однако, безразлично, что творится с его страной и как живет его народ. Его заботит только одно - как пополнить опустевшую казну, чтобы пуститься в новые траты, не обременяя себя заботами о благополучии государства.

Гете писал:

* «В лице императора я старался изобразить властителя, который имеет все данные потерять свою страну, что ему в конце концов и удается».

При помощи Мефистофеля проблема решается довольно быстро и ловко - в обиход поступают бумажные деньги. Этот эпизод имеет исторические корни. Впервые бумажные деньги были введены во Франции Джоном Ло при Людовике XV. Неумеренный выпуск бумажных денег без должного обеспечения быстро привел к их обесцениванию и вызвал отрицательное отношение к ним. Это отношение отображено и у Гете - он сатирически приписывает введение бумажных денег дьяволу. Разочарованный в государственной деятельности, Фауст ищет новые пути. Здесь перед нами предстает еще один образ прекрасной женщины. Это Елена Прекрасная, воскрешение которой имеет символический смысл. Для Гете воплощением эстетического идеала было искусство античности. Он считал, что улучшения в современном ему обществе произойдут только тогда, когда люди начнут понимать красоту, а это, в свою очередь, приведет к душевному возрождению нации. Образ Елены Прекрасной символизирует этот идеал красоты. Союз Фауста и Елены - идеальное сочетание античной красоты и современного интеллекта.

Параллельно возникает новая тема. Ученик Фауста Вагнер всегда оставался преданным книжному знанию. Он считал, что с помощью книг сможет открыть тайны мироздания. Попытки Вагнера познать истину с помощью книжных знаний имели свой результат: в лаборатории Вагнер создал искусственного человека - Гомункула. Если Фауст томится по бытию, не ограниченному ни временными, ни пространственными рамками, то Гомункул, для которого нет ни оков, ни преград, томится по жизни, ограниченной плотью, по реальному существованию в реальном мире.

Гомункул сопутствует Фаусту в его поисках пути к прекрасному, но разбивается и гибнет, тогда как Фауст достигает цели - находит возрожденную к жизни Елену Прекрасную. От символического брака Фауста и Елены рождается прекрасный юноша Эвфорион, соединяющий черты своих родителей - гармоническую красоту и беспокойный дух. Однако Эвфорион слишком идеален, чтобы жить в мире зла. Он разбивается насмерть, а с его гибелью исчезает и Елена, исчезает красота.

Только в конце жизни стареющий и слепнущий Фауст понимает, что не какой-го миг блаженства является целью всей жизни, только жизнь сама по себе имеет смысл. Ежедневная борьба, ежедневные искания, ежедневная работа мысли - вот истинный смысл жизни.

Другие сочинения по этому произведению

Образ Мефистофеля Образ Мефистофеля в трагедии Гёте «Фауст» Мефистофель и Фауст (по поэме Гете «Фауст») Сюжет трагедии Гёте «Фауст» Тема любви в трагедии Гёте «Фауст» Трагедия Гете «Фауст». Композиция. Образы Фауста и Мефистофеля Трагедия Гете «Фауст» Характеристика образа Фауста Фольклорные и литературные истоки поэмы «Фауст» Поиски смысла жизни в трагедии И. В. Гете «Фауст» Борьба добра и зла в трагедии И Гете «Фауст» Образы главных героев трагедии «Фауст» Роль Мефистофеля в поисках смысла бытия Фауста Поиск смысла жизни в трагедии Гете «Фауст» Общий смысл трагедии «Фауст» Воплощение в образе Фауста высших духовных порывов человека Характеристика образа Вагнера Характеристика образа Елены Характеристика образа Маргариты Образы главных героев трагедии «Фауст» Гёте Религиозно-философский смысл образов Фауста и Мефистофеля Философский смысл образа Фауста Трагедия «Фауст» вершина творчества Гете Образ и характеристика Мефистофеля в трагедии «Фауст» Философская трагедия И. В. Гёте «Фауст» - выражение передовых просветительских идей эпохи Боротьба добра и зла ФаустВерсия для мобильных Борьба добра и зла в трагедии Гете «Фауст» "Лишь тот, кем бой за жизнь изведан, жизнь и свободу заслужил" (по трагедии Гете "Фауст") "Фауст" - Трагедия познания Из всех чудес... самое высокое - это язык трагедии, чудо ее текста Философская глубина великого творения Гете «Фауст» Маргарита Пересказ сцены «Вальпургиевой ночи» в драме «Фауст» Тема сочинения Сатира Мефистофеля в поэме Гете «Фауст»

Философская трагедия «Фауст» является главным произведением всей жизни великого Гёте (он создавал её в течение всего творчества – почти 60 лет – и закончил перед смертью) и главным произведением всей классической эпохи. «Фауст» – это своеобразный итог всего века и развития европейской литературы целой эпохи. Произведение строится на основе средневековой легенды о чернокнижнике Фаусте, который продаёт душу дьяволу. Гёте переосмысливает этот известный сюжет в духе просветительских и гуманистических идей. Фауст – учёный, стремящийся не только к самым широким знаниям, но и приходящий к мысли о необходимости служения знаний людям. Герой проходит множество испытаний. Его сопровождает Мефистофель – чёрт, «дух отрицания». Это две вечные противоположности: Фауст – созидатель, он неудовлетворён своими достижениями, он в вечном поиске; Мефистофель – циник, пресыщенный знанием о жизни и людях, он пытается доказать, что люди хуже животных, что они растрачивают свой разум впустую. Договор человека и чёрта должен доказать или опровергнуть основную проблему: в чём суть человека, смысл его существования – в высоких стремлениях (и главное из них – стремление к познанию) или в земном, сиюминутном, прозаическом?

Первоначально Гете осмыслили сюжет в духе идей «Бури и натиска»: Фауст – мятежная титаническая натура, восстающая против мертвой схоластической науки (которая у Гете проецируется на современный плоский рационализм). Он стремится к истинному познанию природы через соприкосновение с жизнью – недаром, заклиная духов с помощью магической книги, он выбирает «более близкого» ему Духа Земли. Бурный гений это, короче. Традиционные мотивы народной книги и кукольной комедии: иронический смотр наук в первом монологе Фауста, союз с Мефистофелем, фигура ограниченного, старательного и самодовольного ученика Фауста – Вагнера, «чудо с вином». + нравственно-философские искания поэта-штюрмера и социальный мотив, волновавший многих современников – трагедия соблазненной девушки, убившей своего ребенка (такого рода судебный процесс состоялся во Франкфурте в 1772 г.) + подражание Шекспиру – грубоватые вставные песни (в т.ч. «Песня о блохе), чередование стихотворных и прозаических сцен, иногда нарочито огрубленных (пирушка в Ауэрбахском кабачке).

По мере работы над второй частью появились сцены, не только заполнившие лакуны в связном развитии сюжета (появление М. в образе пуделя, кухня ведьмы), но и принципиально важные для общего философского замысла: пролог на небе и сцена договора, создающие своего рода смысловую рамку не только первой, но и будущей второй части.

Фауст начинается с поэтического вступления.

Театральное вступление (пролог) ведет за кулисы театра, где Директор театра, Поэт и Комик базарят о задачах театрального зрелища, миссии искусства и художника. Каждый судит с позиций своей профессии: Директор смотрит на театр как на коммерческое предприятие, Поэт – как на высокое искусство, устремленное к потомкам, Комик – как на быструю и действенную реакцию на запросы современного зрителя, которому нужно в концентрированном виде показать и объяснить его собственную жизнь. Все три точки зрения справедливы. Это – предупреждение о сложности, неоднозначности жизни. Показывает, какой будет спектакль.

Пролог на небесах : действующие лица Бог, Мефистофель, ангелы. Господь и Мефистофель спорят о человеке: сам ли человек портит себе жизнь? М. и Бог – символические образы.

М. – скептик 18 в., символ отрицания. Бог – добродушный старичок. Картина мирного сосуществования Бога и М., в отличие от мира, где резкое разграничение зла и добра. Бог выделяет Ф. как человека, в котором можно представить все человечество. И начинается наблюдение за Ф.

Бог считает противоречивость человека добром. М. нужен Богу для того, чтобы тот тормошил человека, заставлял его действовать, т.к. состояние спокойствия и удовлетворения лишает человека действия. Отрицание заставляет человека действовать. Тема произведения – испытание человека вообще в лице Фауста. Блуждания ему дозволены свыше.

Исторический план произведения: 1) вневременной – пролог на небе, 2) античность – 2-я часть, 3) 16 век – 1-я часть. Зачем? Ф. символ человека вообще? мог жить в разные времена и заниматься разными делами.

I часть . Длинный монолог Ф. о том, что жизнь прошла зря, он все узнал, но тайны мироздания остались ему недоступны. Прибегает к магии, вызывает духа, но не может его удержать? понимает, что есть преграда для человеческого познания. Хочет выпить яду.

2-я сцена – пасхальное гуляние. Противопоставление Ф. и Вагнера. В. – ограниченное самодовольство. Когда появляется черный пудель, Ф. сразу чует что-то неладное, В. – нет. Начало действия. Ф. приводит пуделя домой. Садится переводить Священное писание (вспоминаем, что Библия была переведена на немецкий именно в 16 в.). Мучается над стихом «Вначале было Слово». Ищет варианты – мысль, сила, дело (дело в том, что у греческого слова «логос» есть все эти значения). Останавливается на слове «дело» ? действие как первооснова человеческого существования. Потом пудель превращается в Мефистофеля, между ними происходит разговор, а через некоторое время (не в первую их встречу)они заключают договор. Обратите внимание: Ф. нужны от М. не просто сиюминутные наслаждения, а сама возможность исчерпать свои желания, «остановить мгновение», признав его прекрасным, и тем самым положить предел стремлениям своего духа. Ф. решает испытать все радости и печали, все бытие.

В I части фантастика сочетается с жизнеподобием. Соединяется Вальпургиева ночь (народные поверья) и Маргарита (мещанская драма).

II часть – много образов, связанных с античностью. Она вообще вся пронизана символикой, аллегориями, мифологическими образами и ассоциациями. персонажи – символы общих идей. Фантастический элемент здесь становится господствующим. «Малому миру» земных человеческих отношений первой части приходит на смену «большой мир», макрокосм: история (античность и средневековье) и космический охват природы. Тут и «научная фантастика» с сатирическим подтекстом (выведенный Вагнером в колбе человечек Гомункулус, ведущий научные споры с М.) и проблема синтеза художественной культуры двух эпох – аллегорический брак греческой Елены, символизирующей античное искусство, совершенную красоту, и Фауста – воплощения нового времени, рождение и гибель их сына – прекрасного юноши Эвфориона, в котором современники безошибочно узнавали Байрона (правда, некоторые товарищи говорят, что Байрон тут не главное, а что главное, писать не буду, потому что очень сложно).

Эта часть – путь Ф. от индивидуального самоутверждения через кризис к более широкой общественной деятельности. Получив от императора в награду за победу прибрежную полоску бесплодной земли, он мечтает защитить ее от наводнений и возделать на благо людям. В этом он видит цель и смыл своей жизни, предсмертное высшее удовлетворение достигнутым. Но Ф. осваивает землю по-своему, он разрушает природу (липы) и культуру (маленькая капелла), жилище Филемона и Бавкиды. В этом некий ученый Копради видит воцарение новой формы труда, жертва которой – природа (знать эту точку зрения!)

Ангелы уносят душу Ф. на небо: спасен, потому что жизнь прошла в деятельности, его «остановленное мгновенье» на самом деле будет длиться вечность. Задуманное им дело выходит за рамки единой человеческой жизни. В последнем монологе – апофеоз Ф. Но тот же Копради считает, что Ф. спасения не заслужил, Бог просто его простил из милости. Ведь смерть Гретхен, Филемона и Бавкиды, Валентина не зачеркнуть, и лишь Божественное милосердие, прощение и забвение вины амнистирует виновного.

Тот, кто хотя бы раз брал в руки «Мастера и Маргариту», никогда не забудет колоритный и загадочный образ иностранца с Патриарших прудов. Не каждый читатель сразу догадывается, кого встречают литераторы Берлиоз и Иван Бездомный в «час небывало жаркого заката». Но писатель делает нам подсказки, которые дают ясно понять, что перед нами Сатана, Дух Зла и Повелитель Теней. И именно они имеют отношение к моей работе.

Символ черного пуделя

Описывая Воланда, Булгаков говорит о том, что его герой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. Далее в романе этот символ встретится нам еще много раз, например на Великом балу у Сатаны.

Именно с изображением черного пуделя повесят на грудь Маргариты цепь в овальной раме, именно этот символ будет изображен на подушечке, положенной под ногу Королевы Бала. Так что же это за образ, который настойчиво повторяется автором?

Для того, чтобы раскрыть его смысл потребуется обращение к великому произведению Гете «Фауст». Первым толчком к замыслу образа сатаны в «Мастере и Маргарите», как предполагает в своей работе А. Зеркалов, была музыка - опера Шарля Гуно, написанная на сюжет И.В. Гете и поразившая Булгакова в детстве на всю жизнь. Идея Воланда была взята из поэмы И.В. Гете “Фауст”, где она упоминается лишь однажды и в русских переводах опускается. Сам роман также перекликается с произведением И.В. Гете. Но перекличка, пронизывающая действие романа затеяна не для того, чтобы развлечь читателя. Трагедия И.В. Гете - точка опоры, начало отсчета. Имя Воланду досталось от гетевского Мефистофеля. В поэме «Фауст» оно звучит всего один раз, когда М. просит нечистую силу расстуритьсч и дать ему дорогу: «Дворянин Воланд идет!» В старинной немецкой литературе черта называли еще одним именем - Фаланд. Оно возникает и в «Мастере и Маргарите», когда служащие Варьете не могут вспомнить имени мага «… Может быть Фаланд?» В разговоре с бездомным и Берлиозом Воланд признается, что он «пожалуй, немец». Этим он опять будто отсылает нас к герою Гете. Связь двух великих произведений очевидна. У Гете Мефистофель является Фаусту в облике черного пуделя. Именно этот образ черной собаки, искусителя и предвестника смерти, появляется и на страницах романа Булгакова.

Во мноних странах черный пес служит знамением смерти; если человек увидит Черного Пса, это значит, что он или кто-нибудь из его семьи скоро умрет. Черные собаки-призраки играют видную роль в сложившихся в средние века и эпоху Возрождения представлениях о черной магии. Считалось, что дьявол появляется в образе черной собаки (появление Воланда на Патриарших с тростью и набалдашником в виде головы пуделя). На шабаши ведьмы добирались на черных собаках, которые считались их спутниками (знаки черного пуделя Маргариты на Балу у Сатаны).

Представление о собаке, как о проводнике душ в загробный мир сложилось еще до нашей эры.

Так, Цербер в греческой мифологии -это подземный пес, охраняющий вход в царство Аида. Гомеру такой пес уже известен, но с именем Цербера он упоминается впервые у Гезиода. При пропуске теней в подземное царство Цербер ласково виляет хвостом, но тех, которые пытаются выбраться оттуда, он пожирает (одна из функций Воланда - вершить правосудие).

Итак, черный пудель - символ демонических, потустронних сил, предвестник смерти, являетя важным для описания образа Воланда и намекает на его функции в произведении.

Выбор редакции
Ну что товарищи танкисты дождались, действующий бонус-код который можно вводить как тем, кто давно не играл или нагибает каждый день. При...

Попробуем вместе разучить некоторые основные движения польки, которые используются во многих бальных и народных танцах. Этот танец часто...

Елена Логвинова Паспорт логопедического кабинета ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ КАБИНЕТОМ Влажная уборка кабинета производится 5...

Ы нас будешь дарить - мы будем хвалить, а не будешь дарить - мы будем корить! Коляда, коляда! Подавай пирога!Маленький мальчик сел на...
Конфигурация предоставляет удобные средства для составления финансовых планов. Движения денежных средств предприятия планируются путем...
Если Вас интересует автоматизация бюджетирования, внедрения казначейства или учета по МСФО — ознакомьтесь с нашим . В рамках системы...
Какие формы нужно разработать для ведения раздельного учета, подскажите?4. Из средств участников долевого строительства можно произвести...
01.06.2018 Как в типовой конфигурации "1С:Бухгалтерия предприятия" редакция 3.0 настроить права доступа пользователей таким образом,...
На рынке все чаще встречаются ситуации, когда одна компания приобретает другую. Происходит это по разным причинам. Кто-то таким способом...