Описание и подробный анализ трагедии "фауст" гете. Анализ произведения «Фауст» Гете


Трагедия «Фауст» писалась очень долгое время и неравномерно — на протяжении пятидесяти семи лет. Полный текст «Фауста» разделён на две большие части. Первая включает в себя историю любви Фауста, который волшебным образом вновь обрёл молодость, и юной девушки Маргариты. Эта история прослежена от их первой встречи до смерти Маргариты. Открывают же трагедию два пролога: «Пролог в театре» и «Пролог на небесах». Пролог в театре связывает произведение с современностью и посвящён рассуждению о том, что нужно ставить в театре, чтобы удовлетворить вкусам публики. Второй пролог, передавая разговор Господа с Мефистофелем, отсылает читателя к Библии, тем самым указывает на непреходящее значение проблематики пьесы.

Текст первой части разделён на двадцать пять сцен. События начинаются с монологов Фауста, старого учёного, о его глубоких сомнениях в полезности и истинности своих знаний, о разочаровании в бесплодной науке. Эти раздумья переходят в решимость изменить свою жизнь и предаться тайным волшебным занятиям, что приводит к появлению в жизни Фауста демона Мефистофеля, несущего с собой искушение обещаниями молодости и исполнения всех желаний. Для понимания мысли автора о природе Мефистофеля важен следующий диалог Фауста с ним:

Фауст

— Так кто же ты?

Мефистофель

— Частица силы я,

Желавшей вечно зла, творящей лишь благое.

В ответе Мефистофеля не надо усматривать простое желание чёрта обмануть человека. Этими словами Гёте передаёт своё философское понимание невозможности торжества зла в мире — оно всегда преобразуется в добро. Гёте хочет сказать, что зло временно, оно постоянно отрицается Божьей волей, творящей добро. Именно эта мысль объясняет спасение преступницы Маргариты в конце сцены 25. Этот нравственный закон жизни разделяли Пушкин, Лермонтов и другие выдающиеся писатели и мыслители. В XX веке М.А. Булгаков использовал этот диалог в качестве эпиграфа к роману «Мастер и Маргарита».

Вторая часть «Фауста» создавалась в XIX веке (1806-1831). В отличие от первой части, в основу которой была положена история любви, во второй части Гёте переносит сюжет трагедии в условные ситуации, порождённые античной мифологией и историей. Античность, колыбель современного человечества, переплетена у Гёте с христианскими верованиями и символикой, образами и идеалами. Вторая часть состоит из пяти действий, в которых происходит восхождение Фауста к прозрению истины о назначении человеческой жизни.

В кульминации действия пятого Фауст провозглашает наивысший смысл жизни человека в труде и службе на благо людей. Вот как он говорит о большой работе по осушению болота и созданию цветущего края:

Я предан этой мысли! Жизни годы

Прошли недаром; ясен предо мной

Конечный вывод мудрости земной:

Всю жизнь в борьбе суровой, непрерывной

Дитя, и муж, и старец пусть ведёт,

Чтоб я увидел в блеске силы дивной

Свободный край, свободный мой народ!

Именно в этом монологе прозвучали слова, ставшие хрестоматийными:

Лишь тот достоин жизни и свободы,

Кто каждый день за них идёт на бой!

Перед финалом трагедии Гёте приводит Фауста к смелой констатации достигнутого им «высшего мига» как «прекрасного мгновенья» — он заключается в творчестве человека, его труде, приносящем плоды последующим поколениям. Фауст начинает понимать назначение человека в жизни — он должен принести благо людям. Преодолев гордыню и эгоизм, Фауст не боится поражения в споре с Мефистофелем, потому что знает, что теперь он непобедим:

Тогда сказал бы я: мгновенье,

Прекрасно ты, продлись, постой!

И не смело б веков теченье

Следа, оставленного мной!

В предчувствии минуты дивной той

Я высший миг теперь вкушаю свой.

Казалось бы, Фауст нарушил договор, Мефистофель торжествует:

Бедняк, пустое, жалкое мгновенье!

Но время — царь; пришёл последний миг,

Боровшийся так долго пал старик,

Часы стоят!

Мефистофель посчитал, что он одержал победу над Фаустом, забирая его жизнь, однако дьявол оказался не властен над душой человека, если тот совершает высокий выбор в пользу счастья людей. Мефистофель владеет только телом Фауста, спустившиеся с небес ангелы уносят бессмертную душу Фауста. Итог трагедии — человек преодолел искушение и зло повержено.

Главная тема трагедии «Фауст» Гете - духовные поиски главного героя - вольнодумца и чернокнижника доктора Фауста, продавшего душу дьяволу за обретение вечной жизни в человеческом обличье. Цель этого страшного договора - воспарение над действительностью не только с помощью духовных подвигов, но и мирских добрых дел и ценных открытий для человечества.

История создания

Философская драма для чтения «Фауст» писалась автором в течение всей его творческой жизни. Она основана на наиболее известной версии легенды о докторе Фаусте. Идея написания - воплощение в образе доктора высших духовных порывов человеческой души. Первая часть была закончена в 1806 году, автор писал ее около 20-ти лет, первое издание состоялось в 1808 году, после этого она претерпела несколько авторских доработок при переизданиях. Вторая часть была написана Гете в преклонные годы, а издана приблизительно через год после его смерти.

Описание произведения

Открывают произведение три вступления:

  • Посвящение . Лирический текст, посвященный друзьям молодости, которые составляли круг общения автора во время его работы над поэмой.
  • Пролог в театре . Оживленный спор Директора театра, Комического актера и Поэта на тему значения искусства в обществе.
  • Пролог на небесах . После рассуждения о разуме, данном Господом людям, Мефистофель заключает с Богом пари о том, сможет ли доктор Фауст преодолеть все трудности пути применения своего разума исключительно на благо познания.

Часть первая

Доктор Фауст, понимая ограниченность человеческого разума в познании тайн мироздания, пытается покончить с собой, и только внезапные удары пасхального благовеста мешают ему осуществить этот замысел. Далее Фауст со своим учеником Вагнером приводят в дом черного пуделя, который превращается в Мефистофеля в образе странствующего студента. Злой дух поражает доктора своей силой и остротой ума и искушает благочестивого отшельника вновь изведать радости жизни. Благодаря заключенному договору с дьяволом Фауст вновь обретает молодость, силу и здоровье. Первым искушением Фауста становится его любовь к Маргарите - невинной девушке, впоследствии поплатившейся жизнью за свою любовь. В этой трагической истории Маргарита не единственная жертва - также случайно от передозировки снотворного зелья погибает ее мать, а брат Валентин, вступившийся за честь сестры, будет убит Фаустом на дуэли.

Часть вторая

Действие второй части переносит читателя в императорский дворец одного из античных государств. В пяти актах, пронизанных массой мистико-символических ассоциаций,сложным узором переплетаются миры Античности и Средневековья. Красной нитью проходит любовная линия Фауста и прекрасной Елены, героини древнегреческого эпоса. Фауст и Мефистофель путем различных уловок быстро становятся приближенными ко двору императора и предлагают ему довольно нестандартный выход из сложившегося финансового кризиса. Под конец своей земной жизни, практически незрячий Фауст предпринимает строительство плотины. Стук лопат злых духов, роющих ему могилу по приказу Мефистофеля, он воспринимает за активные строительные работы, переживая при этом мгновения величайшего счастья, связанного с великим делом, реализованным во благо своего народа. Именно в этом месте он просит остановить мгновение своей жизни, имея на это право по условиям контракта с дьяволом. Теперь ему предопределены адские муки, но Господь, оценив заслуги доктора перед человечеством, принимает иное решение и душа Фауста отправляется в рай.

Главные герои

Фауст

Это не просто типовой собирательный образ прогрессивного ученого - он символически представляет собой весь род людской. Его сложная судьба и жизненный путь не просто аллегорически отражаются во всем человечестве, они указывают на моральный аспект существования каждой личности - жизнь, труд и творчество на благо своего народа.

(На изображении Ф. Шаляпин в роли Мефистофеля )

Одновременно дух разрушения и сила противостоящая застою. Скептик, презирающий человеческую природу, уверенный в никчемности и слабости людей, не способных справиться со своими греховными страстями. Как личность, Мефистофель противостоит Фаусту неверием в добро и гуманистическую сущность человека. Он предстает в нескольких обличьях - то шутника и балагура, то слуги, то философа-интеллектуала.

Маргарита

Простая девушка, воплощение невинности и доброты. Скромность, открытость и душевная теплота притягивают к ней живой ум и мятущуюся душу Фауста. Маргарита - образ женщины способной на всеобъемлющую и жертвенную любовь. Именно благодаря этим качествам она получает прощение от Господа, несмотря на совершенные ей преступления.

Анализ произведения

Трагедия имеет сложное композиционное построение - она состоит из двух объемных частей, первая имеет в составе 25 сцен, а вторая - 5 действий. Произведение связывает в единое целое сквозной мотив странствий Фауста и Мефистофеля. Яркой и интересной особенностью является трехчастное вступление, представляющее собой завязку будущего сюжета пьесы.

(Образы Иоганна Гёте в работе над "Фаустом" )

Гете основательно переработал народную легенду, лежащую в основе трагедии. Он наполнил пьесу духовно-философской проблематикой, в которой находят отклик близкие Гете идеи Просвещения. Главный герой трансформируется из чародея и алхимика в прогрессивного ученого-экспериментатора, восстающего против схоластического мышления, весьма присущего эпохе Средневековья. Круг проблем, поднимаемых в трагедии, весьма обширен. Он включает в себя размышления над тайнами мироздания, категориями добра и зла, жизни и смерти, знания и морали.

Итоговый вывод

«Фауст» - уникальное произведение, затрагивающее извечные философские вопросы наряду с научно-социальными проблемами своего времени. Критикуя недалекое общество, живущее плотскими удовольствиями, Гете при помощи Мефистофеля параллельно высмеивает систему немецкого образования, изобилующую массой бесполезных формальностей. Непревзойденная игра стихотворных ритмов и мелодики делает «Фауст» одним из величайших шедевров немецкой поэзии.

Время и история создания

О докторе Иоганне Фаусте существовала старинная легенда. Этот человек - реальное историческое лицо. По преданию, он путешествовал по городам Герма­нии в эпоху Реформации. О нем сохранились противоречивые сведения: некото­рые считали его великим врачом и астрологом, другие - шарлатаном. Доктор Фауст занимался черной магией и творил удивительные чудеса. Гениальные способности Фауста легенда приписывает его сделке с дьяволом.

Этот человек не раз становился героем фантастических рассказов. В 1587 году во Франкфурте-на-Майне вышла анонимная народная книга о докторе Фаусте. Спустя некоторое время английский драматург Кристофер Марло создал свою трактовку этой истории - пьесу «Трагическая история доктора Фауста». Для него герой представлялся титаном эпохи Ренессанса, писатель подчеркивал в нем жажду неограниченных знаний.

Гете познакомился с пьесой Марло, увидев спектакль английской странствую­щей труппы, которая разыгрывалась на подмостках кукольного театра.

Сначала он задумал это произведение как сатиру на студенческую жизнь. По мере углубления в материал и размышлений над образами драмы замысел писателя менялся.

«Фауст» становится для Гете произведением всей жизни: он работал над тра­гедией около 60 лет. Работа происходила в несколько этапов.

I этап - время возникновения замысла, первых набросков. В 1773 году Ге­те начинает работу над «Фаустом». В 1773-1775 годах готов так называемый «Прафауст» - прописана основа сюжета первой части.

II этап относится к 1788-1790 годам, когда Гете живет в Италии. Он допол­няет начатое произведение несколькими сценами и публикует его под названи­ем «Фауст. Фрагмент».

III этап - Гете работает над первой частью в 1797-1808 годах и завершает ее. Она полностью выходит в печати.

IV этап - период 1825-1831 годов, работа писателя над второй частью «Фау­ста». При жизни Гете публиковались отдельные отрывки этой части. В оконча­тельном варианте она увидела свет, согласно воле автора, только после его смерти.

Трагедия начинается со сцены, не имеющей отношения к основному сюже­ту. Происходит спор между директором театра и писателем о том, как надо писать пьесу. Директор утверждает, что зритель бестолков и не имеет собствен­ного мнения, его не интересует искусство. Спектакль для зрителя - развлече­ние и повод щегольнуть своим нарядом на публике. Зрителя надо развлекать и удивлять, а создавать великое произведение не имеет смысла: публика не в состоянии его оценить.

Дальнейшее развитие сюжета и есть ответ поэта: он создает произведение как философское высказывание, затрагивая самые глубокие основы бытия человека, его отношения с Богом и мирозданием.

В прологе трагедии происходит еще один спор - между Богом и дьяволом о человеке, о его роли, о его способности к познанию. Так возникает имя доктора Фауста - человека, посвятившего всю свою жизнь знанию, но не нашедшего в этом удовлетворения и смысла.

Герой Гете Фауст, ученый преклонных лет, появляющийся вслед за этим про­логом в произведении, смотрит на мир пессимистично, он разочарован в своем труде, в стремлении постичь Божий замысел. Он проклинает все существующее в мире. Его разочаровывают человеческие пороки: во всем он видит проявление лжи и самомнения. Он разуверился во всем: в ценности знания, помощи, состра­дания, в семейных радостях, в любви. Доктор Фауст потерял надежду и смысл жизни, он готов покончить с собой.

Герою в облике черного пса является Мефистофель - олицетворение циниз­ма и ненависти. Он заключил пари с Господом о том, сможет ли Фауст спастись от него, и явился искушать мудреца. Мефистофель предлагает Фаусту сделку: он делает его молодым и дает возможность испытать все человеческие радости и соблазны, пока тот не найдет смысл и не произнесет магические слова: «Оста­новись, мгновенье, ты прекрасно». За эту возможность и надежду Фауст продает ему душу и подписывает договор. По условию соглашения, душа Фауста отходит Мефистофелю в тот момент, когда Фауст возвеличит какой-либо миг своей жизни.

Мефистофель дает Фаусту возможность испытать славу, богатство, многие другие радости и соблазны. Но самым главным искушением для Фауста стано­вится любовь. Происходит встреча героя с чистой и невинной девушкой Марга­ритой. Между ними возникает сильное чувство. Мефистофель помогает Фаусту сблизиться с Маргаритой. Сам же он относится к чувствам Фауста с крайним ци­низмом, считая, что человеческая любовь сводится лишь к плотскому влечению.

По наущению Мефистофеля Фауст передает Маргарите снотворное, которое та должна подсыпать своей матери, чтобы влюбленные имели возможность ви­деться наедине. Мать девушки умирает от этого снадобья. Маргарита беременна, ей грозит позор. Брат Маргариты Валентин полон желания отомстить Фаусту за гибель матери и надругательство над сестрой. Он бросается в погоню за обидчи­ком. Фауст и Мефистофель убивают в драке Валентина и покидают город.

Фауст стремится забыть свою несчастную возлюбленную. Но однажды, при­сутствуя на шабаше в Вальпургиеву ночь, видит ее призрак. Маргарита явля­ется к нему в виде девушки с колодками на ногах и тонкой красной линией на шее. Фауст бросается на помощь Маргарите, которая находится в тюрьме за то, что убила ребенка, зачатого ею от Фауста. От перенесенных страданий девушка сходит с ума. Фауст, пробравшийся к ней в камеру с помощью Мефистофеля, не в силах убедить ее бежать с ним. Он оставляет сошедшую с ума девушку уми­рать в тюрьме. Грешную душу Маргариты принимает Господь.

Во второй части трагедии действие переносится в Античный мир. Фауст встречается с героями Троянской войны. Происходит столкновение двух миро­воззрений: античного и средневекового. К концу трагедии Фауст по-прежнему разочарован, он проклинает Заботу, за что та его ослепляет.

В то же время Фауст понимает, что его опыт жизни, знания, пережитые страдания, его работа могут принести большую пользу людям. Подходит к завершению его контракт с Мефистофелем. По договору его душа должна попасть в ад. Пари, заключенное между Мефистофелем и Богом, о том, сможет ли Фауст спастись, также, казалось, проиграно. Но все же трагедия заканчивается тем, что ангелы забирают душу Фауста у Мефистофеля и уносят ее в рай.

Поэтика, композиция, идея

Жанр произведения - характерный для века Просвещения: философская драма.

Острота конфликта произведения определяется не только столкновением человеческих характеров, а противостоянием жизненных позиций, ценностей, идей, принципов.

Герои, время и место действия драмы абстрактны, условны. В них нет кон­кретных исторических признаков. Герои драмы - Фауст, Мефистофель, Марга­рита, Господь - это воплощенные идеи.

Сюжет драмы также строится по особым законам, поскольку это произведе­ние не бытовая драма, а философская. Он не отражает взаимоотношения персо­нажей. Главное в этом произведении не события и поступки героев, являющие внешний ход событий, а движение гетевской мысли. С этим связаны и «внесю- жетные» сцены: пролог, в котором беседуют поэт и директор театра, пролог на небесах, шабаш во время Вальпургиевой ночи и другие сцены.

Так в прологе на небесах хор архангелов создает космический фон для про­исходящего на земле:

Звуча в гармонии Вселенной И в ходе сфер гремя как гром, Златое солнце неизменно Идет предписанным путем.

Звучит мысль о величии и бесконечности Вселенной, о вечном движении, в котором находится все сущее, об извечной борьбе светлых и темных начал, вызывающих это движение.

В этом гимне мирозданию звучит вопрос о том, что же такое человек перед величием Творца? Спор о человеке, о смысле его существования и есть основное содержание драмы.

Гете с помощью своих героев дает разные ответы на вопрос о том, какова же роль человека в мироздании. Мефистофель отвечает на этот вопрос однозначно: человек беспомощен, жалок, ничтожен, даже такой мудрец, как Фауст. Для Ме­фистофеля человек - раб страстей. Он гордится своим разумом, но это пустое самомнение, ведущее человека в пропасть цинизма и гордыни. Разум, утвержда­ет Мефистофель, служит человеку лишь для того, чтобы делать его «еще более животным, чем любое животное».

Другая точка зрения на место и роль человека принадлежит в драме Гете Господу. Он убежден, что Фауст, пройдя путем заблуждений и страданий, пре­одолеет их и найдет дорогу к истине:

И посрамлен да будет сатана!

Знай: чистая душа в своем исканье смутном

Сознаньем истины полна!

В драме Гете Бог позволяет Мефистофелю искушать Фауста, то есть все, что происходит с героем, делается по воле Божьей. Он не вмешивается в экспери­мент, который ставит над человеком циничный Мефистофель, поскольку знает, что человек благ по своей природе.

Для Господа земные муки и поиски способствуют совершенствованию челове­ка, его движению к истине, его возвышению.

Главный герой трагедии Гете Фауст не игрушка в руках высших сил. Он на­делен разумом, волей, глубокими чувствами. Он проходит в своей жизни серь­езные испытания.

В начале драмы мы видим человека, утратившего веру не только в Бога, но и в науку, которой отдал жизнь.

В его речах звучит критика тезиса о всемогуществе науки и знания - Гете вступает в полемику с позитивистскими идеями эпохи Просвещения. Встреча Фауста с Духом Земли открывает Фаусту истину, что человек не всесилен, а ничтожно мал по сравнению с мирозданием. Эти разочарования и сомнения оказываются первым шагом Фауста на пути познания собственной сущности, глубин своей души. В развитии этой мысли и состоит сюжет трагедии.

В этом произведении силен фантастический элемент. Героями драмы, помимо людей, являются духи, ведьмы, мифологические существа, мистические сущности - Бог и дьявол.

Фантастичность дает возможность перемещаться героям по разным странам и эпохам. Фауст оказывается универсальным представителем человечества, все пространство мира и вся глубина истории перед ним открыты. Этот образ относят к «вечным образам» мировой литературы.

Безусловно, важную роль в драме «Фауст» играет Мефистофель. Это воплощение сомнения, отрицания, цинизма. Будучи спутником Фауста, он искушает его, стремится сбить его с намеченного пути, вселить в него сомнение. Он приводит Фауста в кухню ведьмы, опаивает волшебным зельем, увлекает его за собой в погребок Ауэрбаха, устраивает его встречи с Маргаритой, пытаясь тем самым нарушить цельность души Фауста, отвлечь его от поиска истины, заглушить в нем голос сердца.

Спор и внутренняя борьба Фауста и Мефистофеля создают главное напряжение драмы.

Философская драма Гете «Фауст» затрагивает важнейшие вопросы для человека любого времени. Сохраняя свое напряженное звучание, это произведение вступает в спор о роли и месте человека во вселенной с различными эпохами: с Античностью, Средневековьем, Возрождением, эпохой Просвещения, с нашим временем. И последняя точка в этом споре не поставлена.

Вечна борьба между добром и злом, которые живут в каждом человеке. Слова, сказанные Гете, всегда актуальны: «Не останавливаться, не впадать в сон, необходимо действовать, изменяться и обогащаться самому вместе с окружающим миром»:

Лишь тот достоин жизни и свободы,

Кто каждый день за них идет на бой!

Работу над трагедией «Фауст» юный И. В. Гёте начал в 1771 году, неоднократно публиковал отдельные фрагменты и завершил в год своей смерти, запечатав рукопись в конверт и завещав опубликовать её только после его смерти.

«Когда-то Гёте задался мыслью переложить для просвещенной европейской публики книгу Иова. Он начал это в юности, а кончил в глубокой старости. Получился всем известный «Фауст», тот самый, которым восторгаются наши интеллигенты, большей частью и не подозревая, что это переложенная для них книга Иова».

Ухтомский А.А. , Интуиция совести: Письма. Записные книжки. Заметки на полях, СПб, «Петербургский писатель», 1996 г., с. 286.

В первых вариантах Фауст – молодой бунтарь, стремящийся к проникновению в тайны природы, к утверждению власти своего «Я» над окружающим миром…

Сверхкратко содержание окончательного варианта трагедии «Фауст» таково: Господь и Мефистофель заключают пари: сможет или не сможет последний завладеть душой Фауста. Фауст – учёный. Он утомлен достигнутым (здесь и далее текст дан в переводе Н.А. Холодковского)

Я философию постиг,
Я стал юристом, стал врачом...
Увы! с усердьем и трудом
И в богословье я проник -
И не умней я стал в конце концов,
Чем прежде был... Глупец я из глупцов!
Магистр и доктор я - уж вот
Тому пошел десятый год;
Учеников и вкривь и вкось Вожу я за нос на авось -
И вижу все ж, что не дано нам знанья.
Изныла грудь от жгучего страданья!
Пусть я разумней разных простаков -
Писак, попов, магистров, докторов, -
Пусть не страдаю от пустых сомнений,
Пусть не боюсь чертей и привидений,
Пусть в самый ад спуститься я готов -
Зато я радостей не знаю,
Напрасно истины ищу,
Зато, когда людей учу,
Их научить, улучшить - не мечтаю!
Притом я нищ: не ведаю, бедняк,
Ни почестей людских, ни разных благ...
Так пёс не стал бы жить! Погибли годы!
Вот почему я магии решил
Предаться: жду от духа слов и сил,
Чтоб мне открылись таинства природы,
Чтоб не болтать, трудясь по пустякам,
О том, чего не ведаю я сам,
Чтоб я постиг все действия, все тайны,
Всю мира внутреннюю связь;
Из уст моих чтоб истина лилась -
Не слов пустых набор случайный!

Гёте, Фауст, СПб, «Азбука-классика», 2009 г., с. 19-20.

Обычно сомнения и поиски Фауста трактуются как поиски смысла жизни. Приведем знаменитый фрагмент, который часто цитируется и приводится как пример редукционизма в научном поиске:

Мефистофель:

Цените время: дни уходят бевозвратно!
Но наш порядок даст привычку вам
Распределять занятья аккуратно.
А потому, мой друг, на первый раз,
По мне, полезен был бы тут для вас
Курс логики: хоть опыт и рискован,
Начнут дрессировать ваш ум,
Как бы в сапог испанский зашнурован,
Чтоб тихо он, без лишних дум
И без пустого нетерпенья,
Вползал по лестнице мышленья,
Чтоб вкривь и вкось, по всем путям,
Он не метался там и сям.
Затем внушат вам ради той же цели,
Что в нашей жизни всюду, даже в том,
Для всех понятном и простом,
Что прежде сразу делать вы умели –
Как, например, питьё, еда, -
Нужна команда "раз, два, три" всегда.
Так фабрикуют мысли. С этим можно
Сравнить хоть ткацкий, например, станок.
В нём управленье нитью сложно:
То вниз, то вверх снуёт челнок,
Незримо нити в ткань сольются;
Один толчок - сто петель вьются.
Подобно этому, дружок,
И вас философ поучает:
«Вот это - так и это - так,
А потому и это так,
И если первая причина исчезает,
То и второму не бывать никак».
Ученики пред ним благоговеют,
Но ткань соткать из нитей не сумеют.
Иль вот: живой предмет желая изучить,
Чтоб ясное о нём познанье получить,
Учёный прежде душу изгоняет,
Затем предмет на части расчленяет
И видит их, да жаль: духовная их связь
Тем временем исчезла, унеслась!

Гёте, Фауст, СПб, «Азбука-классика», 2009 г., с. 71-72.

Фауст выставляет собственные условия договора: Мефистофель должен ему служить вплоть до первого мига, когда он, Фауст, успокоится, довольствуясь достигнутым… Мефистофель проводит Фауста через серию приключений-испытаний, многие из которых - любовные… В конце трагедии, постаревший и слепой Фауст, получив полосу побережья, решает осушить его, сделать пригодным для жизни людей, вот его последний монолог:

До гор болото, воздух заражая,
Стоит, весь труд испортить угрожая.
Прочь отвести гнилой воды застой -
Вот высший и последний подвиг мой!
Я целый край создам обширный, новый,
И пусть мильоны здесь людей живут,
Всю жизнь ввиду опасности суровой,
Надеясь лишь на свой свободный труд.
Среди холмов, на плодоносном поле,
Стадам и людям будет здесь приволье;
Рай зацветет среди моих полян,
А там, вдали, пусть яростно клокочет
Морская хлябь, пускай плотину точит:
Исправят мигом каждый в ней изъян.
Я предан этой мысли! Жизни годы
Прошли недаром, ясен предо мной
Конечный вывод мудрости земной:
Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день за них идет на бой!
Всю жизнь в борьбе суровой, непрерывной
Дитя, и муж, и старец пусть ведет,
Чтоб я увидел в блеске силы дивной
Свободный край, свободный мой народ!
Тогда сказал бы я: мгновенье,
Прекрасно ты, продлись, постой!
И не смело б веков теченье
Следа оставленного мной!
В предчувствии минуты дивной той
Я высший миг теперь вкушаю свой.

Гёте, Фауст, СПб, «Азбука-классика», 2009 г., с. 456-457.

Обычно этот монолог трактуется как мудрость Фауста осознавшего, что не удовольствия, не знания, не богатство, не слава, не любовь, испытанные им, дарует высший миг существования...

Финал:

Ангелы возносят Фауста – под носом у Мефистофеля – на небо.

Фауст — трагедия, написанная Иоганном Вольфгангом Гёте

«Фауст» анализ

Жанр — философская трагедия, поэтому главное в ней не внешний ход событий, а развитие гетевской мысли. По масштабу изображения действительности, глубиной образов и силе лиризма произведение можно назвать поэмой.

Фабула трагедии — первая часть — это вечная история любви, вторая — история вечности. В первой части изображен «микромир» человека, его индивидуальная, личная жизнь, вторая часть, «макромир», отражает общественно-политическую жизнь человечества.

Проблематика — жизнь и смерть, добро и зло, сущность бытия, назначения человека в мире, человек и природа, человек и вселенная, познания мира, любовь, искусство и его роль в обществе

Тема — поиски человеком смысла бытия и своего назначения.

Главный герой философской трагедии в стихах – доктор Фауст – воплощает в себе общественные мечты своего времени о всеобъемлющем познании мира. Смена средневековой культурной формации на новую, возрожденческую и последовавшую за ней просвещенческую, как нельзя лучше раскрывается в художественном образе человека, готового отдать душу за истинное знание. Прототипом литературного персонажа стал реальный чернокнижник Фауст, живший в конце XV века в Европе. Фауст Гёте совместил в себе черты и всех предшествующих ему литературных Фаустов: Фауста-богоборца К. Марло, Фауста – учёного-протестанта Лессинга, Фауста-гения – Клингера. При этом у немецкого классика Фауст получился более живым и страстным, чем у его предшественников. Фауст Гёте – прежде всего, поэт: человек, наделённый неугасимой жаждой жизни, стремлением к познанию окружающей его вселенной, природы вещей и собственных чувств.

Главный герой трагедии чужд мещанской условности своего времени. Он не может, как Вагнер, узнавать тайны бытия из книг. Ему нужен вольный простор лесов и полей, волшебные пляски фей и ведьмины шабаши позднего немецкого средневековья, телесная чувственность античности, воплотившаяся в прекраснейшей из женщин, когда-либо живших на земле, и действенная сила Нового времени, способная подчинить себе природу. Отданный Богом на растерзание Мефистофелю, Фауст лишь отчасти уподобляется библейскому Иову, прошедшему через цепь тяжёлых жизненных испытаний и невзгод. Герой Гёте, если что и теряет в трагедии, то только самого себя – свои лучшие чувства (любовь к Маргарите-Гретхен), свои искренние намерения (предотвратить разлив воды на плодородных землях). Его увлекает жизненная энергия Мефистофеля и собственные мечты о прекрасном.

Подобно классическим героям романтизма, Фауст не способен воспринять счастье в его земной ипостаси. Увлекшись колдовскими плясками, он теряет свою любимую и дочь. Счастье с Еленой ему больше по душе, но и здесь героя ждёт разочарование: легендарная героиня – всего лишь миф, тень былых времён. Вышедшая из Аида, она вновь нисходит в него вслед за умершим сыном, оставляя Фауста его эпохе. При этом герой Гёте, при всех сатанинских искушениях, не теряет своих «благих душевных помыслов». Ошибаясь и греша, он не боится признавать и пытаться исправить свои ошибки, он не останавливается в жизненном поиске и тем самым приятен Всевышнему, заявившему ещё в начале трагедии: «Кто ищет, вынужден блуждать». И спасается Фауст именно потому, что его жизнь «прошла в стремлениях», позволивших ему приблизиться к истине, укрепиться духовно, понять, что главное – это действие, несущее добро и свободу людям.

Знаменитая трагедия Гёте – уникальное произведение, поднимающее на поверхность читательского восприятия не только вечные философские вопросы, но и ряд общественно-научных проблем своего времени. В «Фаусте» Гёте подвергает критике недалёкое общество, живущее корыстолюбием и чувственным наслаждением. Автор в лице Мефистофеля от души издевается над немецкой системой высшего образования, построенной на методическом посещении занятий и составлением никому не нужных конспектов. Научная проблематика нашла своё отражение в философском споре Анаксагора и Фалеса, отстаивающих разные точки зрения происхождения мира – вулканическую и водную.

Выбор редакции
Общая характеристика Жизнью людей, рожденных под этим знаком, управляет чувство красоты, гармонии и справедливости. Благодаря такту,...

Белое вино — означает романтичность натуры спящего и предвещает Вам неожиданный прилив больших наличных денег, что значительно улучшит...

Быстрый переход к толкованиямУ многих народов летучая мышь является символом интуиции. Если снится крылатый зверек, то сновидцу следует...

Лепить во сне пельмени означает наступление нужды, ухудшение самочувствия и погибшие надежды. Покупать пельмени в магазине – наяву...
Ну кто же не любит спелую сладкую черешню? Она является одним из самых долгожданных лакомств в летний сезон практически для каждого...
Сон, в котором видится дохлый пес, можно назвать пугающим и ужасающим. Но чтобы его истолковать и узнать, к чему снится мертвая собака,...
Квас из чистотела по рецепту Болотова собрал весьма противоречивые отзывы, но к ним мы вернемся чуть ниже. А сейчас поговорим о полезных...
В переводе с грузинского «сацебели» - просто «соус», причем название произносят с ударением на первый слог. Чаще его делают из орехов,...
Сыроедческие спагетти лишь условно можно назвать именем популярных макаронных изделий, так как живые спагетти похожи на оригинал только...