Описание парка в рассказе людочка. Правда и нравственность в рассказе В. А. Астафьева «Людочка. Приложения к урокам



В.П. Астафьев - один из тех писателей, чьи произведения тревожат сердце, заставляют думать о том, почему так неприглядна наша действительность, почему уничтожается природа, исчезают деревни, падает нравственность общества.

Эти «почему» возникают и во время чтения рассказа «Людочка», написанного в конце восьмидесятых годов прошлого века.

В центре повествования судьба «маленького» человека - история жизни и смерти девушки, которая после окончания сельской школы поехала в город в поисках счастья. Новая жизнь ей не понравилась, но вернуться в деревню она не решалась - не хотела мешать матери, наконец-то, нашедшей своё счастье. А в городе её подстерегла беда: городская шпана над ней надругалась и стала преследовать.

Не найдя ни в ком защиты, девушка покончила с собой.

Обычная девушка. В школе она ничем не выделялась - старательная троечница, спокойная, молчаливая, редко улыбающаяся, дома тоже не доставляла хлопот.

Жила с отцом алкоголиком и матерью в заброшенной деревне, где жизнь «ютилась». Отец незаметно исчез из ее жизни, появился отчим. Но в семье ей было одиноко: отчим не обижал, но и не обращал на неё внимания, а мать считала, что дочери нужно самой устраивать свою жизнь.

В городе жилось несладко. Гавриловна, у которой она жила и училась парикмахерскому мастерству, переложила на нее всю тяжелую работу. Но Людочка не обижалась и ни на что не жаловалась. Её трудолюбие, доброта были безграничны, чужую боль чувствовала как свою. Она массировала Гавриловне её больные ноги, пожалела несчастного, умирающего по недосмотру врачей парня, бралась за любую работу. Когда с ней случилась беда, она бросилась за помощью к самым близким людям, но ни мать, ни Гавриловна не поддержали ее морально, не пожалели, потому что «русская баба обязана вынести все». Нет у неё защитника от Стрекача и ему подобных. Умирает девушка с мыслью «…никому до меня нет дела».

Читаешь шёпотом произнесённые, прощальные слова Людочки, ужасаешься неотвратимости её смерти и всё в душе протестует: «Так не должно быть. Человек не должен оставаться один на один со своей бедой».

Страшно жить в обществе, где властвуют стрекачи, где царят равнодушие и эгоизм, где доброта, внимание к человеку стали такой редкостью? Почему мы стали равнодушны к чужой беде? Причину душевного оскудения Астафьев видит в разрушении деревни, в варварском отношении к природе.

Семья Людочки живёт в Вычугане, где большинство домов заколочены, сады заросли, деревья зачахли. Памятником умирающей деревне является старая яблоня, похожая на крест с обломанной поперечиной. А в городе еще хуже. Люди испоганили землю: через парк текла горячая, с мазутными кольцами и бытовыми отбросами вода. Город собрал всё отвратительное, мерзкое, он бездуховен, антиэстетичен, здесь человек не должен жить, но живет, вот только эта жизнь не просто убога – она уродует. Действительно, в райцентре много сломленных жизнью людей, опустившихся и не имеющих будущего. Стрекач, Артёмка - мыло и окружавшая их шпана растеряли все человеческие качества. Астафьев к ним беспощаден. Ограниченные, жестокие, наглые, они держат в страхе весь район. Только один человек – отчим Людочки, прошедший лагеря, знающий эту породу людей, не испугался, отомстил за поруганную честь девушки. А начальник милиции даже в сводке о происшествиях не указал о смерти девушке – не хотелось портить показатели перед выходом на пенсию.

Произведение Астафьева простое по композиции (спокойное последовательное повествование о детстве, юности героини, о её жизни в городе и смерти) и по языку. Но в этой простоте и сила. Мы оглядываемся на свою жизнь и видим зло, которое стало привычным, с которым смирились. У нормальных людей появляется желание противостоять ему, не допустить вырождения нации. Это главное.

Обновлено: 2015-04-17

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Этот рассказ – об истинном происшествии где-то в середине 70-х годов. Но, прочтя, нельзя не ощутить, сколько душевной силы и сколько художественного ви дения вложено им самим. А по широте жизненного знания, сгущённого в этом тексте, и по напряжённости нравственного чувства как в гневе на зло, так и в тяготеньи к добру мы, пожалуй, могли бы угадать и имя автора, не напиши он его сам. И каково же многополное знание и советской городской жизни в её гоможеньи, и необратимости деревенской гибели, и, вдобавок, блатного уголовного типажа! Этим содержанием рассказ богат, плотен и вместе целен.

Людочка – колхозная девушка, слабенькая от рождения, росла вялая, скромная, в деревенской средней школе «не выходила из троечниц, но и до сплошных двоек не опускалась. Домаяла десять классов» – и мать указала ей ехать в город, в деревне делать нечего. Скромная, «с припрятанной застенчивой улыбкой», девушка пыталась стать ученицей у парикмахерши, но не одолела мастерства и больше служила у неё уборщицей. Людочка покорно терпела и насмешки более успешных подружек, и своё городское бесприютство.

А главное место действия рассказа – погибающий Парк вагонно-паровозного депо, типично советское создание – «насаженный в 30-х годах и погубленный в 50-х». Через весь парк надумали класть трубу с горячей водой, канаву проложили и часть трубы – да не закрыли. Потекла горячая речка с радужными кольцами мазута, с мыльной слизью, потом зловонной тиной, оттого стали облупляться и сникать соседние деревья. Через канаву перебросили мосток, да перила к нему всё не стояли, отваливались. В канаву стали бросать разные отбросы, устоялась вонь, да рядом пошли поросли дурнейшего бурьяна. – А само собой стояли по парку бетонные скамьи для отдыха граждан, «в парке было черно от ворон и галок, ор вороний оглашал окрестности». – На железной эстакаде раньше вешались портреты вождей и лозунги, потом не стало их. Ещё были забытые столбы для волейбола, ещё – решётчатый загон для танцев молодёжи. Там по вечерам «трещала, гудела, грохотала музыка, помогая стаду в бесовстве и дикости».

Через этот Парк Людочке приходилось ходить, она не боялась; однажды затащили её на танцы, с испугом вырвалась. А однажды зацепил её освобождённый из лагеря гнилозубый уркаган Стрекач – и дальше ни вид его, ни наружность, ни поведение, ни окружённость блатной мелкотой – уже не поддаётся нашему цитированию – это зримая, ощутимая, красочная, даже несравненная картина, отчётливо переданная Астафьевым, в чём и центр рассказа. Стрекач поймал за поясок плаща проходившую Людочку, пытался усадить к себе на колени, девушка не садилась, Стрекач перекинул её через скамейку в бурьян – и сам за ней на четвереньках, и лицом её в землю и битое там стекло, чтоб не кричала. Но она нашла в себе силы вырваться и кричать на бегу. О помощи нечего было и думать. Добежала до парикмахерской хозяйки, очнулась уже у неё. Та успокаивала: «И родится баба не под нож, а под совсем другое. Ну сорвали плонбу, подумашь, экая беда. Нонче это не изъян, нонче замуж какую попало берут». Но упредила – не жаловаться на Стрекача, а то «мою избу спалят». Тогда Людочка: «Я к маме хочу». Хозяйка отпустила на день, на два – та деревня близко, электричкой.

…А от деревни родной осталось всего два целых дома, один – материн, а с ней отчим. «Вся деревня, задохнувшаяся в дикоросте, – в закрещенных окнах, с разваленными оградами дворов и огородных плетней, с угасающими садовыми деревьями, с дико разросшимися меж изб тополями, осинами». (Соседка, сама при смерти, пророчит: «Этак вот, однова, середь России кол вобьют, и помянуть её, нечистой силой изведённую, некому будет…»)

Мать, сама беременная, хотя уже за сорок, сразу увидела, что с дочерью беда: бледная, лицо в ссадинах, на ногах порезы, осунулась, руки висят. А за догадкой – и материно суждение: «Через ту беду не беду все бабы поздно или рано должны пройти. И каждая баба сама же с бедой и совладать обязана, потому как от первого ветру берёза клонится, да не ломается». – Людочка пошла корову подоила, помогла матери к возврату отчима обед собирать. Отчима она мало знала: он недавно появился в их деревне. Он не обижал Людочку, но и доброты не проявлял. Мать о нём: «С малолетства в ссылках да в лагерях, под охранским доглядом. Жизнь его была ох-хо-хо. Но человек он порядочный».

А на следующее утро Людочка опять уехала в город. Хозяйке парикмахерской сказала: «Хорошо, я в общежитие пойду жить».

Дальше Астафьев проводит Людочку через страдательное воспоминание: когда-то, сама больная, она в больничном коридоре сидела ночью около умирающего парня-дровосека. Сочувствовала ему, но, как ей теперь казалось, не в полной полноте. Так вот и к ней теперь – городские на танцплощадке. И её хозяйка. Да и её мать.

Но через Парк продолжала ходить, не боялась. И присмотрела близ тропинки – тополь с большим корявым суком.

И повесилась на нём.

Хоронить её в родной деревне не решились: «сотрётся с земли пристанище, объединённый колхоз запашет кладбище под одно поле». Похоронили на городском, со стандартными знаками.

Сколько бы ни подлинен был рассказ досюда – окончание к нему, я полагаю, Астафьев приложил от себя, давая волю своей жажде справедливости: что отчим Людочки нашёл Стрекача в Парке (его и искать не надо, он себя выставляет), обезоружил и швырнул в зловонную канаву. Блатная свора Стрекача не решилась отстоять своего пахана и не сумела захлебнувшегося – вернуть к жизни.

В отчёте областного УВД для уменьшения процента преступности смерть Стрекача отнесена к самоубийствам.

Очень достойный рассказ – и какое свидетельство о позднесоветском времени. Не велик – а сколькое вместилось.

Отрывок очерка о Викторе Астафьева из «Литературной коллекции», написанной А. И. Солженицыным . А. С. читал рассказ «Людочка» в журнале «Новый мир» (1989. № 9). (Библиотека А. И. Солженицына; с пометами в тексте и на полях.) В письме Астафьеву Солженицын пишет: «Страшна – глубина падения народного состояния, которую трудно определить и измерить (да у Вас она и в «Печальном детективе», и в последней «Людочке», этот «парк ВПРЗ»!). Если Бог пошлёт нам выздороветь, то ведь в лучшем случае нам надо на то 100 лет, а то 150» (А. И. Солженицын – В. П. Астафьеву, 28 ноября 1989. Архив А. И. Солженицына).

История Людочки — приговор брежневскому застою, времени, когда всем уже стали очевидны глобальные и неотвратимые проблемы советской действительности, но власти упорно не стремились исправлять их и лишь болванили народ очередными лозунгами. В то же время, Астафьев затронул общемировые тенденции: экологический кризис, урбанистический менталитет, маргинализация общества и так далее.

В. П. Астафьев написал рассказ «Людочка» в 1987 году, но идея произведения зародилась еще пятнадцатью годами ранее. Автор, словно дитя, вынашивал ее и обдумывал, каким образом лучше преподнести всю «скверную правду» о том тяжелом времени для простых людей из деревни, которые всеми силами старались перебраться поближе к цивилизации (но не зря сказал Руссо, что «цивилизация есть зло») и изменить действительность, найти свое место под солнцем, жить более или менее достойно.

Данное произведение Астафьев написал на основе истории, которую когда-то услышал. Имя героини – условное, автор уже не помнил настоящего, но это и не столь важно. Писатель хотел обобщить эту историю, ведь такова судьба большинства «Людочек» того времени.

Главная идея

Эта история о беззащитных людях нашей страны, о несправедливости, о безысходности, о нравственном обнищании души человеческой. «Скверная правда» – главная идея рассказа «Людочка». Героиня, точно мотылек на пламя, стремилась покинуть провинциальное «гнездышко» и первой попавшейся электричкой «лететь» к городскому счастью. Но не знала она, что это городское пламя сожжет дотла ее душу и тело. Произойдет ожидаемое столкновения мира идеального, иллюзорного, с миром реальным, полным зла, ненависти и несправедливости.

Автор хотел обратить внимание читателя на всеобщее равнодушие городских жителей, которые проходят мимо чужой беды, ведь бед так много, а времени так мало. Если в деревне все друг друга знают, и горе становится общим, то большой муравейник не заметит потери бойца. Его круговерть продолжится в том же темпе. Вот она то и убивает в человеке готовность к сопереживанию, без которой немыслима сама душа.

Тематика

Астафьев видит корень зла в самом устройстве городской жизни. Он показывает ее убожество, ее эгоистические мотивы. Люди города жесткие и циничные, взять, например, хозяйку, которая сдает Люде жилье. Она — тертый калач, ее затвердевшую в горестях сущность и дробью не прошибешь, поэтому она безразлично внимает неподдельному горю изнасилованной девушки и отпускает пошлые комментарии. Она в силу собственной испорченности не способна понять нравственной чистоты героини и глубины ее страданий. Поэтому основная тема рассказа «Людочка» – тлетворное влияние города на человека, урбанистическое разложение души, которая подменяется лишь материальными потребностями тела.

Так же остра тема нищеты в советской деревне. Люди бегут оттуда не из-за тщеславия, им просто жить не на что. Колхолзы разваливаются, праздные мужчины вроде отца Люды пьянствуют, а женщины грубеют, но тянут бремя безотрадных дней. Проблемы деревни власть не волнуют: на фоне всеобщего обнищания весят бодрые лживые лозунги о прекрасном завтрашнем дне. Деревенские жители оказалась выброшенными за борт, как и Людочка: никому до них не было дела.

Проблематика

  • Множество вопросов у современного читателя вызывает криминальная ситуация в городе. Никто не контролирует уличные банды, даже милиция обходит злополучный парк сторонкой. Развитием и воспитанием молодежи никто не занимается, поэтому на место просветителей и учителей жизни приходят зэки вроде Стрекача — та маргинальная прослойка общества, которую невозможно перевоспитать. Проблема криминала и маргинализации молодежи — центральная в произведении. Автор видит в ней мрачное предчувствие краха системы власти, которая не может справиться с преступными шайками и выпускает на волю ее предводителей без всякого контроля и наблюдения.
  • Люди остаются один на один с криминалом, поэтому вершат самосуд, не надеясь на правосудие. Значит, существует проблема жестокости, пронизывающей все общество от мала до велика. Отчим Людочки вынужден марать руки и рисковать собственной свободой, наказывая насильника самостоятельно. Он не верит в тюрьмы и их исправительный эффект, ведь видит, что там зло лишь систематизируется и выходит уже организованной преступностью с соответствующими знаниями, навыками и связями. Что остается человеку в такой ситуации? Становиться столь же безжалостным и жестоким.
  • Увядание страны сопровождается кризисом природы. Проблема экологии становится угрожающей по масштабам. Захудалый, насквозь прогнивший парк становится местом гниения души. Вонючие и засоренные воды издают зловоние, как бы подтверждающее всеобщее разложение. Именно они поглощают убитого уголовника: грязь соединяется с грязью. Река уносит очередные человеческие отходы. В городе с таким экологическим положением люди не могут быть здоровы ни нравственно, ни физически. Проблема природы становится бременем и виной человечества, именно в 20 веке оно ее осознало.
  • Девушка не получила никакой поддержки от близких. Одни не поняли ее горя, другие равнодушно отреагировали на него. Увы, несчастная героиня не нашла другого выхода, ведь «никому до нее нет дела». Проблема равнодушия родных людей друг к другу приводит их же к неосознанной беспощадности. Они внесли свой вклад в отчаяние Людочки, они подтолкнули ее к самоубийству.
  • Также не пожалели героиню ее же знакомые, поддавшиеся влиянию уголовника. Артем хоть и повелел сначала не трогать нравственную девушку, но перед веским словом «пахана» устоять не смог и приобщился к коллективному насилию. Проблема милосердия приобретает немыслимые масштабы: группа взрослых парней не смогла осадить одного зэка и защитить девушку. Они, как стадо, покорно набросились на нее. Это крайняя степень морального падения, после которого все они зажили обычной жизнью — вот, что ужасает больше всего.
  • Проблемы в рассказе «Людочка» подняты не только социальные, но и философские. Больше всего возмущает Астафьева не столько события этой истории, сколько реакция окружающих людей, властей на несправедливость. Человеческая жизнь не представляет для мира никакой ценности, все вокруг пропитаны безразличием к «ближнему своему». Проблема одиночества человека в условиях полнейшей беззащитности приобрела особенную актуальность в произведении. Девушка умерла, ее фактически убили, а об этом даже заметки не напечатали, чтобы не портить статистику начальнику областного управления УВД, ему ведь всего 2 года до пенсии осталось…
  • Образ Людочки

    Главная героиня стоит в одном ряду с Акакием Акакиевичем («Шинель» Н. В. Гоголя) и Самсоном Выриным («Станционный смотритель» А. С. Пушкина) в галерее «маленьких» людей. Родилась она в крохотной угасающей деревеньке Вычуган. Родители – колхозники. Отец от работы и пьянства был «хилогруд, тщедушен, суетлив, туповат», а спустя какое-то время бесследно исчез. Вместе с тем мать Людочки пыталась отыскать свои «ключи от счастья женского», меняя мужчин как перчатки. Девочка поэтому и выросла как «вялая придорожная трава, слабой, болезненной, плаксивой. Не выходила из троечниц». Как только минуло 16, героиня решила отправиться в город, чтобы попытаться найти себя. По приезде ее приютила местная парикмахерша Гавриловна, которая сама едва сводит концы с концами (в свое время стригла тюремщиков и лишайных, чтобы заработать на квартирку).

    Цирюльника из Людочки не вышло, обучение пакмахерскому искусство шло туго, не смогла сдать экзамен на мастера, пришлось остаться уборщицей при салоне. В доме Гавриловны девушка превращалась в золушку: мыла, стирала, а по вечерам мазью с мерзким запахом натирала больные ноги старой женщины «с черными кромковатыми жилами». Каждый день Людочка ходила мимо парка Вэпэвэрзэ, где перед взором «всплывали грязь, мазут и канава, в которую бросали щенят, дохлых поросят, а также можно заметить красный круг из больницы или слипшийся презервативов» и повсюду лозунги для контраста

    «Дело Ленина – Сталина живет и побеждает! Партия – ум, честь, совесть эпохи».

    Кульминация трагичности в жизни Людочки настала с появлением Стрекача, порочного с детства бандита, который только вышел из тюрьмы, весь в наколках и золотых цепях. В момент, когда он на всю улицу вопил: «бабу хочу», Людочка, к несчастью, шла мимо. В итоге все кончилось групповым изнасилованием. В полуобморочном состоянии девушка доползла до порога Гавриловны, но, вместо слов поддержки услышала:

    Вкуси водички с брусничкой, смой с души горькое…Бабе сердце беречь надо, остальное у нее износу не знает… Ну сорвали пломбу, экая беда. Нынче замуж какую попало берут.

    Дома поддержки для Людочки тоже не нашлось, мать беременна, собирается переезжать с отчимом, у нее своя жизнь. Пришлось вернуться обратно в город. Пожаловаться в органы власти девушка не могла, угрожали. Теперь по парку она ходила только с бритвой в кармане, мечтая встретить своего осквернителя и срезать под корень его достоинство.

    Чем тебя породил я, тем тебя и убью», — вспомнила Людочка хохму из чьих-то школьных сочинений.

    С таким грузом на душе и одиночеством в сердце долго прожить мученица не смогла, повесилась на суку, приговаривая:

    Боже милостивый! Мама! Гавриловна! Все простите. Если ты есть Господи, прости, все равно я значок комсомольский потеряла. Никому нет до меня дела…

    Кто виноват в смерти Людочки?

    Тут нет конкретного ответа. Проблематика произведения настолько глобальна, что затрагивает не только злобу и жестокость маргиналов с окраин, но и кризис общечеловеческих ценностей. Девушка стала жертвой морального падения всего общества в целом, его духовного обнищания, которое укрыл в себе город шумом и гамом вечно кипучего муравейника.

    Ее безмолвная жертва не должна оставаться в тени, по мнению писателя. Ужас ее положения должен быть осознан людьми, чтобы они были внимательнее к близким и добрее к окружающим. Быть может, именно обычное, бытовое зло сформировало Стрекача, жесткие нравы и невежество подчинили Артема, а бесконечная вереница трудностей сломили Гавриловну и мать Люды. Они, в свою очередь, погубили героиню. Так эта эстафета не прервется, пока все мы не начнем следить за своими поступками так же строго и бескомпромиссно, как за героями Астафьева.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Нравственность есть Правда», - писал Василий Шукшин. Правда и нравственность в литературе неотделимы. Светлая любовь, непримиримость ко всякому злу и доброта, восхищение красотой Земли высказываются в произведениях Виктора Астафьева «от первого лица», со всей прямотой и бесстрашием. «По натуре своей он моралист и певец человечности», в судьбах своих героев «выделяет этические моменты, какие понятны всякому времени, и нынешнему, и завтрашнему…» - отмечает критик А. Макаров, говоря о творчестве Виктора Петровича.

В сентябрьском номере журнала «Новый мир» за тысяча девятьсот восемьдесят девятый год опубликован рассказ Астафьева «Людочка».

Он о молодежи, но нет молодости в его героях. А есть одинокие, где-то глубоко в себе страдающие и шатающиеся по свету изношенные тени, бросающие свои мрачные ощущения на впечатлительные души читателей.

Особенно поражает в героях Астафьева одиночество. Жуткое и неизменное. Людочка пытается вырваться из этого чувства. Но уже первые строчки произведения, где героиня сравнивается с вялой, примороженной травой, наводят на мысль, что Людочка, как и эта трава, не способна к жизни. Она уезжает из родительского дома, где остаются чужие ей люди. И тоже одинокие. Мать давно привыкла к устройству своей жизни. Отчим Людочки никак не относился к ней. «Жил он, жила она в одном доме и только». Девушка чужая в родном доме. Чужая среди людей.

Сегодня всем ясно, что наше общество больно. Но чтобы его правильно лечить, нужен верный диагноз. Над этим бьются лучшие умы страны. Очень точный диагноз одной из страшных болезней, поразивших страну, поставил Астафьев. Главную трагедию героини своего рассказа «Людочка», в образе которой отразилась боль подавляющего большинства наших соотечественников, он увидел в душевном одиночестве.

Рассказ легко вписывается в литературный процесс современности. Одна из главных особенностей таланта Виктора Петровича - умение охватить проблемы, волнующие многих писателей: бесхозяйственность, падение нравственности, распад деревни, рост преступности.

Астафьев показывает нам будничную, серую, самую обыкновенную жизнь: дом - работа - дом. В этом круге живет Гавриловна, потерявшая здоровье в парикмахерской, ее товарки, как должное принимающие все горести и удары судьбы. В этом круге должна быть и главная героиня рассказа Людочка. И она, не сопротивляясь, ползет по этому кругу, и мечта-то у нее самая обыкновенная, как у всех молоденьких девушек: выйти замуж, научиться работать.

Речь героев Астафьева убедительным образом иллюстрирует это положение социальной психологии. «Покуль ты ученицей будешь - живи, но как мастером станешь, в общежитку ступай, бог даст, и жизнь устроишь», - наставляла Гавриловна девушку.

Биография главной героини дается писателем в самом начале повествования. «Людочка родилась в небольшой угасающей деревне» «слабенькой, болезненной и плаксивой». При помощи эпитетов автор создает у читателя соответствующий психологический настрой на развитие основной сюжетной линии.

Эпизоды один за другим раскрывают нравственную суть человеческих отношений, постепенно готовя нас к трагической развязке.

Цинизм, бездуховность - первый сюжетный пласт рассказа. С ним плотно состыкован второй пласт - экологическая катастрофа.

Картины природы в произведении - не просто фон, на котором развертывается действие, они имеют большое значение в структуре рассказа. В них заключается глубокий смысл, ибо в отношении к природе, к земле раскрывается духовный облик человека, проявляется его нравственная сущность.

Мы видим деревню, «задыхающуюся в дикоросте», прорвавшуюся трубу центрального отопления, описанную так натурально, что словно ощущаешь ее «ароматы».

Оба эти символа помогают яснее, без прикрас увидеть многие беды и реальные опасности. Это определенная авторская позиция, это стремление взволновать читателя, заставить его оглянуться вокруг.

В. Астафьев, беззаветно любящий человека, всем ходом своего повествования доказывает, сколь необходима острейшая борьба с бездуховностью, приспособленчеством, как червь, изнутри подтачивающими нравственные устои общества, которому всегда было легко «оперировать» судьбами тысяч людей. Но не хватало внимания к конкретным судьбам. Когда над Людочкой надругался бандит, она оказалась в полнейшем одиночестве. На улице за нее струсил заступиться предводитель городской шпаны, спасовавший перед более изощренным мошенником. Сразу же отшатнулась от нее хозяйка квартиры (своя рубашка ближе). Не до Людочкиной беды оказалось и в родительском доме. Повсюду главная героиня сталкивалась с равнодушием. Именно этого она не смогла выдержать - предательства близких ей людей. Но отступничество проявилось раньше. В какой-то момент Людочка осознала, что она сама причастна к этой трагедии. Она сама проявляла равнодушие, покуда беда не коснулась ее лично. Не случайно Людочка вспоминала отчима, тяжкой судьбой которого она прежде не интересовалась. Не зря вспомнился умирающий в больнице парень, всю боль и драму которого не хотели понимать живые. Им, живым, не его боль, не его жизнь, им свое сострадание дорого, и они хотят, чтоб скорее кончились его муки, для того чтоб самим не мучиться. «Живые не хотели приносить себя в жертву умирающему. Сама Людочка тогда не сознавала, что, сделай она шаг к умирающему, возможно, тогда свершилось бы чудо: вдвоем они сделались бы сильнее смерти, восстали бы к жизни, в нем, почти умершем, выявился бы такой могучий порыв, что он смел бы все на пути к воскресению».

Героиня оказалась от этого далека. И вполне естественно, что, попав в беду, теперь уже она не встретила понимания у других. Вот что подвело девушку к трагическому исходу.

Обращает на себя внимание композиция рассказа. После повествования о случившемся с Людочкой несчастья, автор возвращает нас памятью героини в прошлое, чтобы найти объяснение происшедшему.

Писатель стремится к такому изображению, когда читатель получает возможность не только увидеть, но буквально ощутить живой ток жизни в картине, что встает перед ним.

Сюжет - не только и не просто видимая событийная, но чаще и больше сокрытая подтекстовая связь, сцепляющая текст направляющим движением авторской мысли. В нашем случае - мысли о всеобщей взаимосвязанности судеб, живущих в разъединенном, расколотом, но в одном мире, на одной земле.

Людочка приняла на себя грехи очень многих: Стрекоча, матери, школы, Гавриловны, советской милиции, молодежи городка. Это то, с чем не мог согласиться еще Достоевский - искупление невинными и непонимающими чьих-то грехов.

Трагедия девушки - недолгая жизнь, беспросветная, однообразная, серая, безучастная, без ласки и любви.

Смерть героини - это ее взлет. Только после смерти она вдруг стала необходима матери, Гавриловне, ее заметили.

Рассказ на редкость трогателен, потому что читатель чувствует, как сам автор удивительно заботлив и добросердечен к этой девушке. В уста Гавриловны Астафьев вложил большое число афоризмов, устойчивых оборотов («золотко мое», «голубонька сизокрылая», «ласточка», «касаточка»). Это используется автором для характеристики хозяйки, эмоциональной оценки ее индивидуальных качеств.

Герои Астафьева наследуют стиль и дух своего времени и их речь не просто говор, а «выразитель всех сил умственных и нравственных».

«Плохие» выписаны со смаком. Остается только поаплодировать писателю за великолепное знание жаргона («рвем когти», «кореши», «отвали», «пахан»).

Русские пословицы, поговорки и другие устойчивые словосочетания и выражения занимают значительное место среди используемых писателем изобразительных средств прежде всего потому, что в них заложены большие выразительные возможности: высокая степень обобщенности, эмоциональность, экспрессивность. Автор передает нам свое мироощущение удивительным по художественной выразительности, емким, пластичным языком. Устойчивые обороты придают речи героев живость, меткость, свойственную народной речи («втемяшилось в голову», «гнуть спину», «работала как конь»).

Богат, колоритен, неповторим в своем мелодичном звучании язык Астафьева.

Помимо простых олицетворений (таких, как «деревня задохнулась в дикоросте», «испустившего резиновый дух крокодила Гену»), используется множество сложных, полных эпитетами и метафорами, создающих отдельную картину («пьяно шатаясь, ходило вприсядку, поплясывало изношенное сердце», «серебряные заморские пуговицы отстреливались от фрака»). Поэтому произведение получилось таким насыщенным, ярким, незабываемым.

Писатель не сосредоточивает внимание лишь на теневых сторонах жизни. В его рассказе присутствует светлое начало, которое, скрашивая многие невзгоды, исходит из сердец тружеников, кои не переводятся на Руси.

Вспоминается сцена сенокоса, когда «Людочка и мать метали стог», а потом девушка «в родной реке смывала с себя сенную пыль и труху… с той радостью, которая ведома лишь людям, всласть поработавшим».

Художественный прием контраста, удачно примененный здесь писателем, подчеркивает духовную близость человека с природой, которую невозможно ощутить в городе, погрязшем в темноте невежества, нищете и полной отсталости.

Посмотрите вокруг: раздоры, злость, гордыня мучают и терзают нашу землю. Если не мы, то кто прорвет этот замкнутый круг? Поэтому особенно актуальны проблемы в свете сегодняшнего дня, поднятые В. Астафьевым.

Думая о Людочке, о ее судьбе, о той растлевающей, гнетущей обстановке, в которой живут ее ровесники и их близкие, невольно хочется воскликнуть: «Это хуже правды…»

Данные об авторе

Игнатьева Елена Константиновна

Место работы, должность:

МКОУ Зональная СОШ, учитель

Алтайский край

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Основное общее образование

Целевая аудитория:

Учащийся (студент)

Класс(ы):

Предмет(ы):

Литература

Цель урока:

Цели урока : создать условия для:

Тип урока:

Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории):

Используемые учебники и учебные пособия:

Используемая методическая литература:

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия

Большая Советская Энциклопедия, М.: « Большая Советская Энциклопедия», 1952,-567с.

Используемое оборудование:

Оборудование:

И так уж на улице вьюга».

(С. Куняев)

Используемые ЦОР:

Презентации

Краткое описание:

Урок литературы посвящаем произведению В.П. Астафьева, нашего писателя-земляка. В одном рассказе читаем завет, знакомый каждому грузину: "Пусть каждый, входящий в этот храм, наступит на моё сердце, чтобы слышал я боль его…"

Тема: Духовное одиночество. Рассказ Астафьева «Людочка»

Цели урока : создать условия для:

Углубления знаний учащихся о личности и творчестве В.П. Астафьева, писателя - гуманиста.

Формирования глубокого восприятия художественного текста через освоение анализа эпического произведения.

Воспитания нравственной личности, способной видеть и ценить прекрасное, быть отзывчивой на чужую боль, противостоять безнравственным поступкам человека.

Развития познавательной и творческой активности ребят.

Оборудование: эпиграф, портрет В.П.Астафьева, картины, слайды

Эпиграф: (слайд)

«Нам незачем наши сердца холодить;

И так уж на улице вьюга».

(С. Куняев)

Ход урока

I. Тема и цели урока

Урок литературы посвящаем произведению В.П. Астафьева, нашего писателя-земляка. В одном рассказе читаем завет, знакомый каждому грузину: "Пусть каждый, входящий в этот храм, наступит на моё сердце, чтобы слышал я боль его…" (слайд)

О чем говорит нам "мудрая печаль нетленных слов"?

II. Биография

2. Биографические сведения. (слайд)

Все детство Витя Астафьев провел в детдоме.

Детство — труднее не придумаешь. Мальчику было всего семь лет, когда погибла его мать. Она утонула в Енисее. Памяти матери, Лидии Ильиничне, он посвятит повесть “Перевал”. А много позднее, став уже известным писателем, скажет с горькой сыновней любовью: “И лишь одно я просил бы у своей судьбы — оставить со мной маму. Её мне не хватало всю жизнь...”

После шестого класса средней школы Астафьев поступил в железнодорожную школу ФЗО, окончив которую некоторое время работал составителем поездов.

Осенью 1942 г. Астафьев ушёл добровольцем на фронт. Семнадцатилетний рабочий Виктор Астафьев попал на передовую, в самое пекло войны. Воинское звание — рядовой. И так до самой победы: шофёр, артразведчик, связист. Его дважды ранят, контузят. Словом, на войне как на войне.

После войны много профессий сменил будущий писатель, метался, как он скажет, по разным работам (был и слесарем, и чернорабочим, и грузчиком, и плотником в вагонном депо, и мойщиком мясных туш на колбасном заводе), пока в 1951 году в газете “Чусовской рабочий” не был опубликован его первый рассказ, и стал он газетным литературным сотрудником.

Отсюда и начинается его собственно творческая биография.

Астафьев заканчивает Высшие литературные курсы, а в середине пятидесятых годов известный критик Александр Макаров уже говорил о признании Астафьева как писателя и очень точно обозначил основные творческие устремления тогда ещё молодого художника: “размышление о нашей жизни, о назнвчении человека на земле и в обществе и его нравственных устоях, о народном русском характере... по натуре своей он моралист и поэт человечности”.

Поначалу Астафьев начал писать прозу (от рассказов до романа “Тают снега”) в том её понимании, какое он застал в советской литературе ко времени своего художественного и мировоззренческого становления. Тут нет ни тени укора. Умнее времени не будешь, особенно если позади у тебя сиротское деревенское детство, детский дом, ФЗО, война да голодный быт. Чтение конечно тоже было. Читал он всегда много. И были в этом детском и юношеском списке, конечно, и Горький и Шолохов.

Много позже в “Зрячем посохе” — благодарной книге о своём лучшем незабвенном учителем А. Н. Макарове — в ответ на укор критика в незнании Чехова Астафьев вспомнит свой мало способствующий систематическому образованию юношеский путь и без досады заметит: ”Естественно, что и в чтении я не мог “подбортнуться” к тихому Антону Павловичу, ибо рос на литературе сибиряков: Петра Петрова, Вячеслава Шишкова, Лидии Сейфуллиной, Всеволода Иванова... Бунина открыл для себя лишь в сорок лет, по независящим от меня причинам.”

В 1978 году Астафьеву была вручена государственная премия СССР. Сейчас Астафьев является видным деятелем современой литературы. Его произведения признаны общественностью и пользуются популярностью у читателей.

Виктор Петрович считал: "Назначение человека и писателя - творить на земле добро".

Сумел ли выполнить своё назначение Астафьев?

III. Беседа

Зачем же история эта живет во мне, жжет мне сердце

«Нравственность есть Правда», - писал Василий Шукшин. Правда и нравственность в литературе неотделимы. Светлая любовь, непримиримость ко всякому злу и доброта, восхищение красотой Земли высказывается в произведениях Виктора Астафьева «от первого лица», со всей прямотой и бесстрашием. «По натуре своей он моралист и певец человечности», в судьбах своих героев «выделяет этические моменты, какие понятны всякому времени, и нынешнему, и завтрашнему…»-отмечает критик А. Макаров, говоря о творчестве Виктора Петровича.

В сентябрьском номере журнала «Новый мир» за тысяча девятьсот восемьдесят девятый год опубликован рассказ Астафьева «Людочка».

Он о молодёжи, но нет молодости в его героях. А есть одинокие, где-то глубоко в себе страдающие и шатающиеся по свету изношенные тени, бросающие свои мрачные ощущения на впечатлительные души читателей.

Особенно поражает в героях Астафьева - одиночество. Жуткое и неизменное.

IV. Работа по рассказу

Над чем заставил задуматься этот рассказ? (слайд)

Рассказ «Людочка» В. Астафьев написал в 1989 году. Но это произведение очень актуально и сейчас, в наше время, спустя двадцать лет. Небольшое произведение вместило в себя многие проблемы, волнующие писателя: загрязнение окружающей среды, падение общественной нравственности и деградация личности, а также гибель русской деревни. В этом рассказе Астафьев описал жизнь одной девушки, приехавшей в большой город из деревни. Эту девушку зовут Людочка. Так называется и рассказ Астафьева. Из самого названия рассказа («Людочка») видно, что в нём написано о хорошей хрупкой девушке.

Что мы знаем о жизни Людочки? (родилась в деревне, преследует чувство одиночества)

Людочка пытается вырваться из этого чувства, чувства одиночества. Но уже первые строчки произведения, где героиня сравнивается с вялой, примороженной травой, наводят на мысль, что Людочка, как и эта трава, не способна к жизни. Она уезжает из родительского дома, где остаются чужие ей люди. И тоже одинокие. Мать давно привыкла к устройству своей жизни. Отчим Людочки никак не относился к ней. «Жил он, жила она в одном доме и только». Девушка чужая в родном доме. Чужая среди людей.

Что происходило в деревне? (вымирание деревни)

Какая природа в деревни, зачитайте? (засохла яблоня)

Картины природы в произведении - не просто фон, на котором развёртывается действие, они имеют важное значение в структуре рассказа. В них заключается глубокий смысл, ибо в отношении к природе, к земле раскрывается духовный облик человека, проявляется его нравственная сущность.

Что было с другими деревьями? (Сады вымирали)

Зачем Людочка переезжает в город?

Что говорит ей мать?

Людочка попадает в город

Отличается ли городская обстановка от деревенской и чем? (атмосфера, городская природа, парк, танцевальная площадка). Зачитайте.

Как себя чувствовала Людочка в этом «стаде»?

Как ей было там? (страшно)

Давайте вспомним: кто такая Гавриловна?

Какую жизнь рисовала ей Гавриловна?

Рассказ на редкость трогателен, потому что читатель чувствует, как сам автор удивительно заботлив и добросердечен к этой девушке. В уста Гавриловны Астафьев вложил большое число афоризмов, устойчивых оборотов («золотко моё», «голубонька сизокрылая», «ласточка», «касаточка»). Это используется автором для характеристики хозяйки, эмоциональной оценки её индивидуальных качеств.

Какая страшная трагедия происходит с Людочкой? (в город приезжает Стрекач)

Кто это? Какую роль он сыграл в судьбе Людочки?

Какое впечатление произвел на вас Стрекач при совершении своего поступка? (морально он уничтожает Людочку)

Что делает Людочка? Что творилось в ее душе? (едет в деревню к матери)

Почему мать не помогла Людочке?

Кто мог бы ей помочь? (отчим)

Как ведет себя Гавриловна? (отказывает ей в квартире)

Что подталкивает Людочку на самоубийство? Зачитайте.

Почему она все-таки покончила жизнь самоубийством? (одиночество, не понимание)

Кульминационным эпизодом рассказа является самоубийство (через повешение) Людочки. Она повесилась не от плохой жизни в городском парке ВПВРЗ, а из-за того, от неё все отвернулись, даже её собственная мать. Все её оставили в одиночестве. Она не была никому нужна. В таких условиях жизни, в таком одиночестве человек может только или стать таким же существом, как эти «звери» из парка ВПВРЗ, или, не выдержав этой жизни, уйти из неё путём самоубийства. Ведь и Артёмка-мыло, и Стрекач, и другие, подобные им отбросы общества - это люди, которых все отвергли, которые остались одни. Всех их сделало такими общество в котором они жили. Им оставалось только стать «животными», чтобы продолжать своё существование. Людочка перед смертью говорит: «Никто ни про что не спрашивал меня - никому до меня нет дела. А душа? Да кому она нужна, та простенькая, в простенькой, в обыкновенной плоти ютившаяся душа».

Людочка приняла на себя грехи очень многих: Стрекоча, матери, школы, Гавриловны, советской милиции, молодёжи городка. Это то, с чем не мог согласиться ещё Достоевский - искупление невинными и непонимающими чьих-то грехов.

Трагедия девушки - недолгая жизнь, беспросветная, однообразная, серая, безучастная, без ласки и любви.

Смерть героини - это её взлёт. Только после смерти она вдруг стала необходима матери, Гавриловне, её заметили.

Алкоголизм

Бескультурье

Безработица

Бездуховность

Бесхозяйственность,

Падение нравственности,

Распад деревни,

Рост преступности.

Актуальны ли эти проблемы сейчас в наше время?

Сегодня всем ясно, что наше общество больно. Но чтобы его правильно лечить, нужен верный диагноз. Над этим бьются лучшие умы страны. Очень точный диагноз одной из страшных болезней, поразивших страну, поставил Астафьев. Главную трагедию героини своего рассказа «Людочка», в образе которой отразились как две капли воды боли подавляющего большинства наших соотечественников, он увидел в душевном одиночестве.

Рассказ легко вписывается в литературный процесс современности. Одна из главных особенностей таланта Виктора Петровича - умение охватить проблемы, волнующие многих писателей: бесхозяйственность, падение нравственности, распад деревни, рост преступности.

Посмотрите вокруг: раздоры, злость, гордыня мучают и терзают нашу землю. Если не мы, то кто прорвёт этот замкнутый круг? Поэтому особенно актуальны проблемы в свете сегодняшнего дня, поднятые В. Астафьевым.

Думая о Людочке, о её судьбе, о той растлевающей, гнетущей обстановке, в которой живут её ровесники и их близкие, невольно хочется воскликнуть:

«Это хуже правды …»

Каждый писатель в своих произведениях пытается отразить жизнь того времени, в котором он живёт. Великие писатели никогда не приукрашивают жизнь, описанную ими в своих произведениях. Так в рассказе Виктора Астафьева «Людочка» описана жестокая реальность жизни.

Для чего и зачем Астафьев помнит эту историю? Какой погибает человек?

Астафьев показывает нам будничную, серую, самую обыкновенную жизнь: дом - работа - дом. В этом круге живёт Гавриловна, потерявшая здоровье в парикмахерской, её товарки, как должное принимающие всё горести и удары судьбы. В этом круге должна быть и главная героиня рассказа Людочка. И она, не сопротивляясь, ползёт по этому кругу, и мечта-то у неё самая обыкновенная, как у всех молоденьких девушек: выйти замуж, научиться работать.

Речь героев Астафьева убедительным образом иллюстрирует это положение социальной психологии. «Покуль ты ученицей будешь - живи, но как мастером станешь, в общежитку ступай, бог даст, и жизнь устроишь,» наставляла Гавриловна девушку.

Писатель все разрушает. Неужели в рассказе так все плохо?

Найдите слова матери в вагоне. Зачитайте.

Зло наказано в рассказе. Отец скинул Стрекача в «зловонную яму». В словах матери надежда Астафьева на лучшее. В рассказе присутствуют символы. Какие? (пуговицы, мозг гниет молодого человека-общество гниет, лозунги меняются-жизнь не меняется)

Какая рубаха была на Стрекаче? (красная)

Это значительный эпизод в рассказе-красная рубаха-кровь, палач)

Ветка яблони обломилась и напоминала крест.

Мы видим деревню «задыхающуюся в дикоросте», прорвавшуюся трубу центрального отопления, описанную так натурально, что словно ощущаешь её «ароматы».

Оба эти символа помогают яснее, без прикрас увидеть многие беды и реальные опасности. Это определённая авторская позиция, это стремление взволновать читателя, заставить его оглянуться вокруг.

Какова композиция рассказа?

Обращает на себя внимание композиция рассказа. После повествования о случившемся с Людочкой несчастья, автор возвращает нас памятью героини в прошлое, чтобы найти объяснение происшедшему.

Писатель стремится к такому изображению, когда читатель получает возможность не только увидеть, но буквально ощутить живой ток жизни в картине, что встаёт перед ним.

Сюжет - не только и не просто видимая событийная, но чаще и больше сокрытая подтекстовая связь, сцепляющая текст направляющим движением авторской мысли. В нашем случае - мысли о всеобщей взаимосвязанности судеб, живущих в разъединённом, расколотом, но в одном мире, на одной земле.

Герои Астафьева наследуют стиль и дух своего времени и их речь не просто говор, а «выразитель всех сил умственных и нравственных».

«Плохие» выписаны со смаком. Остаётся только поаплодировать писателю за великолепное знание жаргона («рвём когти», «кореши», «отвали», «пахан»).

Найдите и зачитайте пословицы и поговорки, которые использует автор?

Русские пословицы, поговорки и другие устойчивые словосочетания и выражения занимают значительное место среди используемых писателем изобразительных средств прежде всего потому, что в них заложены большие выразительные возможности: высокая степень обобщенности, эмоциональность, экспрессивность. Автор передаёт нам своё мироощущение удивительным по художественной выразительности, ёмким, пластичным языком. Устойчивые обороты придают речи героев живость, меткость, свойственную народной речи («втемяшилось в голову», «гнуть спину», «работала как конь»).

Богат, колоритен, неповторим в своём мелодичном звучании язык Астафьева.

Помимо простых олицетворений (таких, как «деревня задохнулась в дикоросте», «испустившего резиновый дух крокодила Гену») используется множество сложных, полных эпитетами и метафорами, создающих отдельную картину («пьяно шатаясь, ходило вприсядку, поплясывало изношенное сердце», «серебряные заморские пуговицы отстреливались от фрака»). Поэтому произведение получилось таким насыщенным, ярким, незабываемым.

Писатель не сосредотачивает внимание лишь на теневых сторонах жизни. В его рассказе присутствует светлое начало, которое, скрашивая многие невзгоды, исходит из сердец тружеников, какие не переводятся на Руси.

Вспоминается сцена сенокоса, когда «Людочка и мать метали стог», а потом девушка «в родной реке смывала с себя сенную пыль и труху… с той радостью, которая ведома лишь людям, всласть поработавшим».

Художественный приём контраста, удачно применённый здесь писателем, подчеркивает духовную близость человека с природой, которую невозможно ощутить в городе, погрязшем в темноте невежества, нищете и полной отсталости.

В.Астафьев, беззаветно любящий человека, всем ходом своего повествования доказывает, сколь необходима острейшая борьба с бездуховностью, подтачивающая нравственные устои общества. Но не хватало внимания к конкретным судьбам.

Вывод : Рассказ «Людочка» очень актуален и в наши дни. В наше тяжёлое время деморализованное общество продолжает деградировать. И даже сейчас существуют такие люди, как Людочка, от которых все отрекаются, даже родные и друзья (в следствие чего они не могут прожить в полном одиночестве и им остаётся только наложить на себя руки). Всё чаще встречаются такие отбросы общества, как Артёмка-мыло и Стрекач, которых такими сделало общество.

Написав этот рассказ, Виктор Астафьев описал жизнь не только московского парка ВПВРЗ, но и жизнь всей России. Ведь общество деградирует не только в Москве, а во всей России. Своим рассказом автор хотел показать, что может произойти с человеком, когда он остаётся один (из людей). Такое может произойти не только с героиней этого рассказа, но и с любым другим человеком.

«Людочка» Астафьева притягательна тем, что в таком маленьком произведении автор сумел поставить перед читателем ряд важнейших проблем и в яркой художественной форме изобразил картины нашей реальной жизни. Но думаю, главная задача писателя - показать, в какую пропасть мы идем. И если вовремя не остановиться, нам грозит полное вырождение. Автор призывает всех подумать о своей душе и об окружающем мире, попытаться изменить себя, научиться любить и сострадать ближнему. Увидеть красоту мира и попытаться сохранить ее. Ведь красота спасет мир.

V. Итог

Цинизм, бездуховность - первый сюжетный пласт рассказа. С ним плотно состыкован второй пласт - экологическая катастрофа. В.Астафьев, беззаветно любящий человека, всем ходом своего повествования доказывает, сколь необходима острейшая борьба с бездуховностью, приспособленчеством, как червь, изнутри подтачивающими нравственные устои общества, которому всегда было легко «оперировать» судьбами тысяч людей. Но не хватало внимания к конкретным судьбам. Когда над Людочкой надругался бандит, она оказалась в полнейшем одиночестве. На улице за неё струсил заступиться предводитель городской шпаны, спасовавший перед более изощренным мошенником. Сразу же отшатнулась от неё хозяйка квартиры (своя рубашка ближе). Не до Людочкиной беды оказалось и в родительском доме. Повсюду главная героиня сталкивалась с равнодушием. Именно этого она не смогла выдержать - предательства близких ей людей. Но отступничество проявилось раньше. В какой-то момент Людочка осознала, что она сама причастна к этой трагедии. Она сама проявляла равнодушие, покуда беда не коснулась её лично. Не случайно Людочка вспоминала отчима, тяжкой судьбой которого она прежде не интересовалась. Не зря вспомнился умирающий в больнице парень, всю боль и драму которого не хотели понимать живые.

Выбор редакции
Общая характеристика Жизнью людей, рожденных под этим знаком, управляет чувство красоты, гармонии и справедливости. Благодаря такту,...

Белое вино — означает романтичность натуры спящего и предвещает Вам неожиданный прилив больших наличных денег, что значительно улучшит...

Быстрый переход к толкованиямУ многих народов летучая мышь является символом интуиции. Если снится крылатый зверек, то сновидцу следует...

Лепить во сне пельмени означает наступление нужды, ухудшение самочувствия и погибшие надежды. Покупать пельмени в магазине – наяву...
Ну кто же не любит спелую сладкую черешню? Она является одним из самых долгожданных лакомств в летний сезон практически для каждого...
Сон, в котором видится дохлый пес, можно назвать пугающим и ужасающим. Но чтобы его истолковать и узнать, к чему снится мертвая собака,...
Квас из чистотела по рецепту Болотова собрал весьма противоречивые отзывы, но к ним мы вернемся чуть ниже. А сейчас поговорим о полезных...
В переводе с грузинского «сацебели» - просто «соус», причем название произносят с ударением на первый слог. Чаще его делают из орехов,...
Сыроедческие спагетти лишь условно можно назвать именем популярных макаронных изделий, так как живые спагетти похожи на оригинал только...