Организация работы хора. Курсовая работа формы и методы проведения репетиций Репетиционный процесс в работе хорового коллектива


Репетиция – это процесс постепенного, все более совершенного выражения художественной идеи произведения, сопровождающийся обогащением творческого опыта и повышением исполнительского уровня певцов.

В репетиционной работе деятельность хормейстера многофункциональна. Он:

Музыкант-исполнитель, реализующий в живом звучании свои исполнительские намерения (исполнительская функция);

Педагог, прививающий певцам вокально-хоровые навыки, необходимые для успешного решения исполнительских задач (педагогическая функция);

Организатор и руководитель репетиционного процесса (управленческая функция);

Указанные функции взаимосвязаны и тесно переплетены. Ведущая из них – исполнительская. С двумя остальными она соотносится по типу «цель – средства» (исполнение – цель репетиционной работы, обучение певцов и четкая организация репетиционного процесса - необходимые средства для достижения цели).

Различным компонентам профессии хормейстера обучают на занятиях по отдельным дисциплинам (дирижирование, постановка голоса, фортепиано, хороведение, музыкально-теоретические предметы и др.). Однако, умение работать с хором – это нечто иное, нежели простая сумма перечисленных знаний и навыков. Можно уметь хорошо дирижировать, спеть, сыграть, знать методику, но при этом плохо (малорезультативно) работать с хором.

Умение в той или иной степени результативно репетировать основывается на синтезе исполнительского дара с педагогическими и организаторскими способностями и формируется преимущественно в процессе практического общения с коллективом исполнителей.

  1. Планирование репетиционной работы

Во избежание самотека, сумбура, разбросанности каждую репетицию рекомендуется тщательно продумывать и планировать. Роль планирования еще более возрастает, если речь идет о целом ряде репетиций для подготовки концертной программы. Наличие четко разработанной программы действий помогает в этом случае не терять перспективы в работе, уделять должное внимание главному и второстепенному, рациональнее распоряжаться имеющимся запасом репетиционного времени. Различают планирование перспективное и порепетиционное.

Перспективное планирование решает стратегические задачи. По ходу его хормейстер должен:

Определить количество репетиционного времени, необходимое для подготовки хоровой программы (общее количество часов, дата концерта);

Наметить типы репетиций в зависимости от этапа работы (ознакомительная, разводные, сводные, прогоны, генеральная репетиция, опробование зала и др.);

Решить, какое количество часов будет выделено на подготовку каждого из сочинений программы (адекватно уровню сложности партитуры);

Определить, какие сочинения будут репетироваться на каждом занятии;

Наметить стратегию технического и образно-эмоционального развития певцов, т.е. план работы над исполнительскими навыками, требующимися при подготовке данной программы;

Порепетиционное планирование проводится хормейстером перед каждой репетицией на основании перспективного плана. Главные моменты его:

Наметить эпизоды партитуры, подлежащие проработке, последовательность работы над ними и количество репетиционного времени на каждый из них;

Определить цель работы над каждым эпизодом на данной репетиции (направленность добиться чистого интонирования, выразительного произношения, ансамблирования в партии и др.)

Отобрать соответствующие приемы работы для достижения поставленной цели;

Попытаться спрогнозировать трудности технического и образно-эмоционального плана, с которыми встретятся певцы в намеченных эпизодах, и найти способы их преодоления;

Продумать вопросы организации репетиционной работы и инструментовку педагогического воздействия на коллектив (показ голосом и на фортепиано качества исполнения, образно-эмоциональной характеристики музыки, формы предъявления художественных, технических, дисциплинарных требований к певцам, оценка качества исполнения и др.).

Для эффективного осуществления планирования дирижеру необходимо:

К моменту планирования иметь четко сложившиеся исполнительские намерения, знать в деталях, какого художественного результата будет добиваться в работе над данным произведением;

Представлять, какими средствами следует добиваться поставленной цели;

Хорошо знать исполнительские возможности данного хора;

Желательно иметь опыт порепетиционного планирования.

Порепетиционный план может быть в различной степени детализированным. Опытному хормейстеру бывает достаточно продумать лишь основные вехи, детали же он сможет импровизировать. Неопытному руководителю следует знать, что удачная импровизация не беспочвенна, она рождается, как правило, на фундаменте длительной практики и предварительно проведенной кропотливой работы. Путь к ней лежит через детальное планирование репетиций.

Намеченный план в процессе работы может оказаться в той или иной мере невыполнимым. Однако, это не должно служить поводом для отказа от планирования репетиций. Ценность планирования в том, что хормейстер тщательно продумывает предстоящую работу, а это прямо или косвенно сказывается на результативности репетиционного процесса.

Полезно анализировать каждую репетицию с целью совершенствования репетиционного мастерства и опыта планирования. На основе анализа репетиции хормейстером в случае необходимости могут вноситься коррективы, как в перспективный план, так и в планирование следующей репетиции.

Концертно-исполнительской деятельности,

Организация творческих встреч с различными самодеятельными и профессиональными коллективами,

Организация и осуществление гастрольных поездок хора,

Деловые контакты.

В задачу руководителя хора входит не только обучение его участников правильным певческим и хоровым навыкам, развитие музыкальности, но и воспитание у них хорошего художественного вкуса, высокой духовности, любви к хоровому искусству. Задача эта усложняется тем, что руководителю приходится работать с людьми разного возраста, различного образовательного и культурного уровня.

Такой широкий и разнообразный спектр деятельности руководителя самодеятельного хора требует от него не только знаний, умений и навыков в области хорового народного искусства, но и широкой общей эрудиции и педагогической образованности. Он должен быть разносторонне подготовленным, творчески активным педагогом. Для этого необходимы большие знания в области литературы, театра, изобразительного искусства, общественных наук, основ психологии. Руководитель хора должен обладать развитым интеллектом и силой воли. Работа с самодеятельным хором требует от руководителя большой работоспособности, выносливости и крепкого здоровья, а также оптимизма и, естественно, чувства юмора.Все эти знания, умения, навыки, способности и черты характера являются, по существу, профессиональными качествами руководителя самодеятельного хорового коллектива.

Особенности организации самодеятельного хора

Самодеятельные хоры создаются при различных учреждениях: ВУЗах, домах и дворцах культуры, культурных центрах и ассоциациях и т.д.

Как было сказано выше, организационная работа теснейшим образом связано с работой педагогической и осуществляется на протяжении всей деятельности коллектива.

Для создания самодеятельного хора нужны определенные условия: материально-техническая база, репетиционное помещение, музыкальные инструменты, необходимая для работы хора мебель, а также денежные средства на оплату труда руководителя хора и его помощников, приобретение концертных костюмов, нотной библиотеки, фонотеки и т.д.

Важно, чтобы репетиционное помещение было пригодно для работы в нем хорового коллектива. Для репетиционных занятий хора желательно иметь несколько изолированных помещений, оснащённых музыкальными инструментами. Это позволит хору проводить репетиции по партиям (группам). Практика показывает, что такие условия для работы с хором возникают очень редко. Для занятий хора должно быть отведено как минимум два просторных помещения. Необходимо, чтобы каждое помещение было с хорошей акустикой, вентиляцией и освещением. Акустические условия репетиционных помещений требуют особого внимания. Комнаты с плохой акустикой (полное поглощение звука или отражение его с эффектом "эхо") совершенно непригодны для занятий. Обычно в помещении для улучшения акустики задрапировываются углы.

Создание и организация хорового коллектива - сложный процесс, требующий большой заинтересованности и помощи от руководства организации, при которой создаётся коллектив. В процессе организации хора следует использовать различные средства рекламы, агитации и пропаганды: объявления о создании хора по местному радио и в печати и т.д.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКОГО СОСТАВА

Важнейшим этапом формирования состава хора является прослушивание его участников. Результаты прослушивания должны строго и систематически фиксироваться в специально заведенном журнале. В нем, помимо вокально-музыкальных данных прослушивающихся, следует фиксировать общее и специальное образование, место работы или учебы, домашний адрес (телефон, год рождения семейное положение).

При прослушивании следует определить качество голоса (тип, диапазон), музыкального слуха, чувство ритма, музыкальной памяти, а также выяснить музыкальную подготовку: знание нотной грамоты, владение каким-либо музыкальным инструментом, опыт пения в хоре. Существуют различные методы прослушивания поступающих в хор. Как правило, поступающему предлагается исполнить какую-либо песню.После этого определяется диапазон голоса, тип голоса.На несложных упражнениях определяется качество музыкального слуха. К примеру, предлагается повторить за инструментом или голосом различные попевки в пределах среднего отрезка диапазона голоса поступающего, повторить голосом проигранное на инструменте несложное построение из трех-пяти звуков. Если поступающий имеет музыкальное образование или опыт пения в хоре, упражнения могут быть несколько усложнены. Например, поступающему предлагается на слух определить несложные интервалы в мелодическом, а затем и в гармоническом виде, построить голосом от заданного звука разные интервалы. В прослушивание целесообразно включать несложные хроматические построения.

Чувство ритма проверяется повторением несложного ритмического рисунка.

Если у пришедших прослушиваться в хор нет певческого опыта и отсутствует музыкальная подготовка, то прослушивание целесообразно проводить в несколько этапов. На первом этапе можно ограничиться только общим знакомством с поступающим, предложив ему начать посещать занятия хора, а через три-четыре недели провести более тщательное знакомство с вокально-музыкальными данными и только после этого окончательно высказать мнение о его пригодности для участия в хоре. Нередко застенчивость, робость пришедшего на прослушивание мешают выяснить его вокально-музыкальные данные. В этом случаев, как исключение, можно попытаться провести эту работу в процессе репетиции хора.

Формировать состав хора без всякой проверки вокально-музыкальных данных поступающих в хоровой коллектив нецелесообразно.

Следует заботиться о том, чтобы новые участники хорового коллектива не снижали уровень исполнительского мастерства хора. С этой целью желательно иметь подготовительную группу хора.

Репетиция является основным звеном всей учебной, организационно-методической, воспитательной и образовательной работы с коллективом. По репетиции можно судить об уровне его творческой деятельности, общей эстетической направленности и характере исполнительских принципов.

Репетицию можно представить как сложный художественно-педагогический процесс, в основе которого лежит коллективная творческая деятельность, предполагающая определённый уровень подготовки участников. Без этого теряется смысл проведения репетиции.

Художественный руководитель вынужден постоянно искать такие приёмы и методы работы с коллективом на репетиции, которые позволяли бы успешно решать стоящие перед ним в тот или иной период времени творческие и воспитательные задачи. У каждого руководителя вырабатывается постепенно своя методика построения и проведения репетиционных занятий, организации работы коллектива вообще. Однако это не исключает необходимости знания основных принципов и условий проведения репетиций, исходя из которых, каждый руководитель может выбрать или подобрать такие приёмы и формы работы, которые соответствовали бы его индивидуальной творческой манере. Особенно это касается молодых, начинающих художественных руководителей, которым порой трудно найти наиболее подходящую форму и интересную методику репетиционных занятий, подготовить за короткий промежуток времени коллектив к выступлению.

Знание же ими основных методических и педагогических условий организации репетиционной работы и умение критически переосмыслить их в соответствии со своей индивидуальной творческой манерой и конкретными особенностями коллектива является важной предпосылкой успешной организации и проведения репетиций.

Необходимо хотя бы в самых общих чертах знать ряд организационно-педагогических моментов, от которых зависит качество репетиционной работы. Ведь от того, насколько тщательно и всесторонне подготовлена репетиция, зависит и её педагогическая эффективность.

Руководитель может пользоваться этими правилами.

Репетицию необходимо:

1. Начинать во время, с разминки.

2. Стараться не покидать репетиционный зал к телефону, директору и так далее.

3. Обязательно планировать репетицию, в противном случае появиться элемент стихийности, разбросанности, самотёка.

4. Чередовать номера (лёгкие с технически сложными, быстрые с медленными).

5. Задействовать в репетиции не одну группу исполнителей, а всех (если репетируешь с двумя, остальным тоже должно быть интересно).

6. Необходимый реквизит нужно готовить заранее.

7. Не следует репетировать один и тот же номер более 2-3 раз, через 40-45 минут после начала работы необходимо сделать перерыв.

8. Речь руководителя должна быть грамотная, культурная, тон при замечаниях не должен быть грубым и оскорбительным.

9. Нужно отличать репетиции рабочие от генеральных прогонов, у них разные задачи.

- 56.60 Кб

Развитие музыкальных способностей идет параллельно с развитием слухового внимания.

Внимание – это психологическое состояние человека, характеризующее интенсивность его познавательной деятельности. Окружающий нас мир непрестанно воздействует на человека многими своими сторонами, но только часть происходящего вокруг оказывается в сознании. В этом проявляется избирательный характер нашего познания. В то же время мы стараемся сосредоточиться на чем-то важном для нас, всматриваемся, вслушиваемся, обращаем внимание.

Изучению внимания уделяли большое время великие ученые, музыканты, деятели различных видов искусства: К.Станиславский, Л.Коган, И.Гофман, Б.Теплов и другие.

Дирижер оркестра чаще всего использует «контролирующее внимание» (внешнее), которое направлено на решение организационных задач: осуществление контроля и регуляции действий оркестра. В то же время внутренние контакты охватывают интеллектуальную сферу, связанную с творческим процессом.

Внутренний контакт – это способ постижения внутреннего мира музыканта, проникновение в его творческое «я». Необходимо отметить, что внутренние контакты имеют двойную направленность слуха: первая – на контроль действия оркестра, и вторая – на контакт дирижера со своим внутренним звучанием оркестра, то есть своим представлением как должен звучать оркестр.

По мнению многих выдающихся дирижеров, таких как Вальтер, Вейнгартнер, суть общения дирижера и музыкантов заключается во взаимном психическом заряжении друг друга, возникновением особого «духовного тока» между людьми.

Из всех навыков, необходимых дирижеру для его деятельности, на первое место следует поставить слуховое внимание. Слуховое внимание необходимо каждому музыканту - исполнителю. Играя на инструменте, музыкант внимательно слушает своё исполнение, сравнивая его со сложившимися в его сознании представлениями.

В деятельности дирижера оба вида слухового внимания - исполнительское и педагогическое – сочетаются в органичном единстве. Слушая оркестр, дирижер решает задачи, аналогичные задачам каждого педагога - инструменталиста, занимающегося со своим учеником, он должен добиться наиболее совершенного воплощения исполняемого произведения.

Не менее важным для успешной деятельности дирижёра, является развитая музыкальная память. У дирижера важно развить слуховую память, служащую основой для успешной работы в любой области музыкального искусства; логическую - связанную с пониманием содержания произведения, закономерностей развития мыслей композитора; двигательную - связанную с мануальной техникой дирижера; зрительную - в изучении и запоминании партитуры.

И наконец дирижер должен обладать чувством воображения. Воображение – это волшебный дар, оно рождает образы, открытия. Творческое воображение – это способность, помогающая нам переходить от замысла к воплощению. У дирижера уже в процессе изучения партитуры возникают исполнительские проблемы, проблемы художественной интерпретации, а значит уже никак не обойтись без художественного воображения, без фантазии. В творческом процессе фантазия, художественное воображение – это всё. Необходимо развивать и тренировать творческое воображение, интуицию.

Все начинается с таланта. Талант - это умение работать (нет гениальности без труда), это поразительное проникновение в суть произведения. Талант нуждается в бережном отношении.

Талант дирижера (подлинный) - совершенная редкость. Этот талант предполагает умение охватить музыкальное явление в его всеобъемлющем значении - историческом, социальном, народно - национальном. А это дано не многим.

1.2 Процессы общения дирижёра и музыкального коллектива

Многие дирижёры отмечают во время дирижирования возникновение между ними и музыкантами «духовных токов», по которым устанавливается необходимая связь. Говорят о гипнотическом воздействии дирижёра на сознание музыкантов, которые как завороженные выполняют все указания дирижёрского жеста. Большое значение многие дирижёры отдают зрительному контакту. «Глаза всесильны,- утверждал Ю. Орманди. – Внушающие, просящие, убеждающие глаза – средство постоянной коммуникации между руководителем оркестра и музыкантами, – то зеркало, которое отражает каждую мысль и эмоцию дирижёра».

Попытки обучать дирижированию слепых музыкантов не увенчались успехом. Отсутствие живой мимики и контакта глаз отрицательно сказалось на результате.

Очень важной проблемой является умение делать своим музыкантам критические замечания в адрес их исполнения. Многие из них воспринимают подобные замечания болезненно, так как несколько замечаний дирижёра одному и тому же музыканту о том, как лучше сыграть ту или иную фразу, может быть воспринято им как урон его профессиональному престижу. Большую помощь дирижёру могут оказать здесь рекомендации из книги Дейла Карнеги «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей». В разделе, посвящённом тому, как воздействовать на людей, не оскорбляя их и не вызывая чувства обиды, Д. Карнеги пишет, что для этого надо:

· начинать с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника;

· указывать на ошибки не прямо, а косвенно;

· сначала поговорить о собственных ошибках, а потом уже критиковать своего собеседника;

· задавать собеседнику вопросы, вместо того, чтобы ему что-то приказывать;

· выражать людям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечать каждый их успех;

· Создавать людям хорошую репутацию, которую они будут пытаться сохранять.

Способность дирижёра к общению является одной из составных граней его таланта.

С точки зрения транзактной теории для сохранения хороших отношений с музыкантами дирижёр должен уметь быть попеременно в трёх позициях – Родителя, Взрослого и Ребёнка. Находясь в позиции Родителя и обладая всеми полномочиями власти, дирижёр может приказать выполнять или не выполнять какие-то действия, например, наложить штраф за опоздание на репетиции или дать выговор за нарушения условий контракта. Находясь в позиции Взрослого, он обсуждает проблемы трактовки музыкального произведения или дела из текущей жизни оркестра. Находясь в позиции Ребёнка, он может пошутить со своими музыкантами, например: рассказать им смешную историю или анекдот.

Умение встать на правильно выбранную позицию в зависимости от сложившейся ситуации способствует формированию и поддерживанию группового единства коллектива.

Основным и наиболее развёрнутым полем деятельности и совместного общения дирижёра и хора является репетиция. Вот почему она всегда нужна оркестру и дирижёру. Оркестру нужно познакомиться и усвоить жесты дирижёра, знать его интерпретацию музыкального произведения, темпы. Дирижёру нужно знать исполнительские возможности солистов, отдельных групп и оркестра в целом, его гибкость и быстроту реакции на дирижёрский

жест. Они должны в течение двух-трёх репетиций «сработаться». Хор для дирижёра - «живой инструмент», которым он не может располагать в самостоятельной подготовительной работе, поэтому, чем меньше у дирижёра опыта, тем дефицитнее для него репетиционное время. Вместе с тем установление числа репетиций, организация самой репетиции и её продуктивности - серьёзная проверка зрелости дирижёра, его психологических качеств.

Хорошее знание партитуры и отличное владение дирижёрской техникой повышают продуктивность репетиций, однако, это не единственное условие для установления взаимопонимания между дирижёром и хором. Здесь значительную, а иногда и определяющую роль играют психологические условия общения.

Таким образом, из всех исполнительских профессий профессия дирижера самая сложная и ответственная.

Дирижёрская деятельность вызывает у слушателей, а иногда и у профессиональных музыкантов самые противоречивые суждения. Из того факта, что одно и то же произведение у разных дирижёров, в одном и том же оркестре звучит совершенно по-разному, слушателями, а порой и музыкантами делается вывод, что дирижёрское искусство – это нечто мистическое, необъяснимое, своего рода эпифеномен. Такое впечатление ещё больше усиливается после встречи с выдающимся дирижёром, который добивается исключительных творческих результатов. Но более «трезвые» музыканты не видят в этом ничего мистического. Они справедливо отмечают в таких случаях выдающиеся музыкальные и творческие достоинства дирижёра, его умение рационально проводить репетиции, большое творческое воображение и высокую культуру, которые помогают ему увлечь оркестрантов своей трактовкой, своим пониманием даже заигранных произведений.

Глава 2. Формы и методы проведения репетиций.

2.1 Методика проведения репетиций

Основной формой коллективных занятий в учебно-воспитательной работе музыкально - творческих коллективах (ансамблях), являются репетиции.

Репетиция - подготовительное, пробное исполнение музыкального произведения.

В практике работы музыкально – творческих коллективов различают четыре основных типа репетиций. Каждая из которых, имеет свои задачи и специфические особенности.

Типы репетиций

Корректурная репетиция, проводится с целью уточнения характера аранжировки разучиваемого произведения, соответствия ее содержанию, исполнительскому замыслу, а также для выявления недостатков и определения путей их устранения. Она проводится в коллективах, обладающих достаточно высоким уровнем музыкальной подготовки, в тех случаях, когда у руководителя вызывает сомнение инструментовка пьесы или песни.
Ординарная, или рабочая, репетиция проводится для изучения конкретного произведения, подготовки его к концертному исполнению. В зависимости от сложности пьесы руководитель определяет количество ординарных репетиций и составляет репетиционный план для каждой из них с указанием решаемых задач. Такие репетиции проводятся с полным составом оркестра (ансамбля), по группам и индивидуально. Целью данной репетиции является детальная отработка партий.

Прогонные репетиции, проводятся для решения отдельных задач, связанных с улучшением качества исполнения всего произведения, установлением правильного соотношения темпов, динамики и т. д., а также для поддержания должного художественного уровня исполнения уже готовых произведений.
Генеральная репетиция, проводится для определения готовности разучиваемого произведения к концертному исполнению, устранения небольших погрешностей. Она является своеобразным итогом ординарных репетиций, поэтому назначать ее надо тогда, когда произведение детально проработано и готово для исполнения на концерте.

2.2 Особенности репетиционной работы в музыкальном коллективе

Процесс репетиционной работы с музыкально - творческим коллективом слагается из решения многих исполнительских и воспитательных задач. Главной же задачей является музыкально-эстетическое и творческое развитие музыкантов в процессе работы над произведением. Здесь можно выделить и подчеркнуть воспитательный акцент в организации репетиций в инструментально – творческих коллективах (ансамблях), поскольку именно в этих коллективах встречаются нередко негативные моменты, педагогические просчеты в методике проведения занятий с участниками коллектива. Многие руководители слепо копируют деятельность профессиональных оркестров и ансамблей и механически переносят общие методические приемы работы с профессиональным музыкальным коллективом на малые составы, не учитывая их специфики. Безусловно, по своему характеру деятельность участника кружка близка к деятельности профессионального музыканта (подготовка произведения к исполнению его перед слушателями). Она строится на тех же принципах и происходит в той же последовательности, как и творческая работа профессиональных музыкантов.

Особенность организации репетиционного процесса в инструментально – творческих коллективах (ансамблях) заключается в том, что:

Во-первых, работа над музыкальным произведением подчиняется воспитательным задачам, протекает на разных уровнях и охватывает значительно больший период времени на его освоение.

Во-вторых, для профессионала результат его деятельности - исполнение - выступает как средство эстетического воздействия на слушателя, а в работе самодеятельного исполнителя и подготовка и выступление важны прежде всего, как средство эстетического развития и формирования личности самого участника.

Поэтому слепое копирование деятельности профессиональных коллективов наносит определенный ущерб организации учебно-воспитательного процесса в музыкально – творческих коллективах (ансамблях).

Руководитель должен критически осмыслить то положительное, что накоплено в практической работе исполнителей-профессионалов, и творчески применить его с учетом возможностей своего коллектива.
Особенности методики репетиционного процесса в музыкально - творческих коллективах (ансамблях) обусловлены уровнем профессиональной подготовки участников, специфическими условиями деятельности любительского коллектива.

Самое главное, определенными задачами, стоящими перед коллективом.
В зависимости от уровня исполнительского мастерства участников коллектива руководитель устанавливает ряд стадий репетиционного процесса. Каждая из них имеет свои характерные особенности и задачи.

Краткое описание

В настоящее время дирижирование все больше становится профессией, которой музыканты другого профиля заниматься не могут без соответствующей профессиональной подготовки, как это часто практиковалось раньше. Профессиональные исполнители - музыканты оркестра - стремятся работать с грамотными дирижерами. Поэтому, уже в начале своей карьеры современный дирижер должен обладать глубокими знаниями, умением интересно и содержательно интерпретировать произведения. Так же руководителю профессионального коллектива необходимо обладать обширным комплексом профессиональных важных качеств, в состав которых, помимо музыкальных, но и педагогических, психологических, организаторских. Не менее важным для дирижера является хорошее, качественное владение мануальной техникой.

Содержание

Глава 1. Психологические особенности и качества дирижёра………..7
1.1 Профессиональные качества творческого руководителя (дирижёра)……..7
1.2 Процессы общения дирижёра и музыкального коллектива………………..12
Глава 2. Формы и методы проведения занятий………………………….16
2.1 Методика проведения репетиций……………………………………………16
2.2 Особенности репетиционной работы в музыкальном коллективе............17
2.3 Начало репетиции нового произведения……………………………………18
2.4 Детальное изучение индивидуальных партий….............................................19
2.5 Освоение произведения по группам…………………………………………21
Заключение…………………………………………………………………………24
Список литературы…………………………………

В практике работы с хором распространено деление репетиций на два этапа:

1. техническое освоение произведения и его художественное осмысление;

2. раскрытие внутреннего содержания, эмоциональной и образной сущности.

В свою очередь, в зависимости от формы и содержания работы хоровые репетиции можно разделить на две группы:

1. репетиции сводные (общие), ансамблевые, групповые по партиям;

2. репетиции ознакомительные (вводные), рабочие, заключительные и корректирующие.

Этапы рептиционной работы :

- ознакомительный (получение первой информации о новом сочинении, творческом, исполнительском замысле дирижера и освоение нотного текста)

- впевание (рабочий этап). Главная задача – достижение исполнительской свободы, осмысленности и выразительности пения каждого участника коллектива. Приемы, используемые на данном этапе: пение с закрытым ртом, пение на слог, «читка».

- исполнительский (способность певцов хора придать процессу звуковой материализации нотного текста цельность, завершенность и убедительность). Основной формой работы на этом этапе становится сводная репетиция.

Методы работы над сочинением:

1.Пропевание в замедленном темпе. Целесообразность этого приема состоит в том, что медленный темп дает певцам больше времени для вслушивания в то или иное звучание, для его контроля и анализа).

2. Остановки на звуках или аккордах. Предпосылка действия этого приема та же, что и при пропевании в замедленном темпе. Однако благодаря тому, что он дает возможность сконцентрировать внимание на отдельной интонации, аккорде, его эффективность выше.

3. Ритмическое дробление. Этоспособ условного ритмического дробления крупных длительностей на более мелкие, что ведет к возникновению у артистов хора ощущения постоянной ритмической пульсации. Эффективным приемом преодоления такого рода трудностей является проговаривание литературного текста на одном звуке.

4. Использование вспомогательного материала. В работе над сложными в техническом отношении местами полезно обращаться к упражнениям, построенным как на материале разучиваемого произведения, так и не связанным с ним.

5. Взаимоотношение элементов художественного и технического в хоровом исполнительстве. Наиболее правильным и эффективным будет метод работы, при котором дирижер, разучивая конкретную хоровую партию, постепенно приближает ее к характеру, близкому к замыслу композитора.

Антиметод:

- «натаскивание» (многократное повторение музыкального материала без конкретно поставленной цели) не развивает эстетическое мышление певцов.

Дирижерские приемы при работе над сочинением:

1. рабочий жест (тактирование, показ вступлений и снятий, показ звуковысотности, жесты, наглядно передающие ритмическое и интонационное строение мелодии);

2. образные жесты (жесты, передающие те или иные особенности хорового звучания: характер звуковедения, кульминация, жесты, передающие музыкально-выразительные особенности мелодии и т.д.)

Задание № 6.

Произведите рефлексию собственной деятельности (после каждой из 6 репетиций в устной форме руководителю практики).

Соотнесите поставленные цели с результатами деятельности; оцените выбранные и использованные Вами методы работы и их эффективность; назовите причины возможных неудач в проделанной работе.

Задание № 7.

Продирижируйте данное сочинение в концертных условиях, используя соответствующие дирижерские приемы.

В условиях концертного выступления особое значение приобретает дирижерское мастерство - единственное средство творческого общения дирижера с исполнителями на сцене. Следовательно, от дирижера требуется соответствующий уровень владения техникой выразительных жестов, способствующих передаче образной сферы сочинения.

Библиография

1. Живов В. Л. Хоровое исполнительство: Теория и практика: Учебное пособие для студ. высших учебных заведений. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 272 с.

2. Козырева Г.Г., Якобсон К.А. Словарь по хороведению. Редактор Еловская Н.А. - Красноярск, 2009-105с.

Выбор редакции
«12» ноября 2012 года Национальный состав населения Республики Бурятия Одним из вопросов, представляющих интерес для широкого круга...

Власти Эквадора лишили Джулиана Ассанжа убежища в лондонском посольстве. Основатель WikiLeaks задержан британской полицией, и это уже...

Вертикаль власти не распространяется на Башкортостан. Публичная политика, которая, казалось, как древний мамонт, давно вымерла на...

Традиционная карельская кухня — элемент культуры народа. Пища — один из важнейших элементов материальной культуры народа. Специфика её...
ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК В РАЗГОВОРНИКЕ!Очень легко выучить и начать говорить!Скачайте!Просьба распространять!Русча-татарча сөйләшмәлек!...
Очень часто нам хочется поблагодарить другого человека за что-то. Да даже просто из вежливости, принимая что-то, мы часто говорим...
Характеристика углеводов. Кроме неорганических веществ в состав клетки входят и органические вещества: белки, углеводы, липиды,...
План: Введение1 Сущность явления 2 Открытие броуновского движения 2.1 Наблюдение 3 Теория броуновского движения 3.1 Построение...
На всех этапах существования языка он неразрывно связан с обществом. Эта связь имеет двусторонний характер: язык не существует вне...