Отцы и дети в современной русской литературе. Тема урока: Проблема «отцов» и «детей» в произведениях русской литературы. Сообщение учащегося «Семья Ростовых»


Проблема взаимоотношений поколений считается одним из вечных вопросов морали. Время ускоряет свой ход, люди же не успевают за ним. Социальные институты, кодексы, нормы хранят в себе традиции прошлого. Веяния же сегодняшнего дня, не говоря уже о будущем, превращаются в бурю в затхлом склепе минувшего.

В данной статье мы постараемся осветить не только взаимоотношения поколений, но и проработку этого вопроса в произведениях русских писателей.

Суть и истоки проблемы

Сегодня в нашем стремительно мчащемся мире в условиях тотальной взаимоотношений поколений становится ощутимо острой. Создается впечатление, что дети отдаляются от родителей не на один, а на несколько шагов сразу.

Особенность борьбы нового со старым в том, что первое не всегда выходит из нее победителем. У взрослых есть больше рычагов влияния, уверенность в своей непоколебимой правоте, потребность быть авторитетом и руководителем для ребенка.

Далее мы рассмотрим эту проблему с точки зрения ученых-психологов, а также узнаем, как ее видели писатели в девятнадцатом и двадцатом веках. Особенно интересен материал будет школьникам, которые готовятся к экзаменам. Часто одной из тем бывает следующая: «Проблемы взаимоотношений между поколениями». Сочинение по этому заданию вы с легкостью напишите после прочтения данной статьи.

Сегодня акцент переместился с опыта старших поколений на достижения сверстников. Практически все знания от родителей ребенок получает уже в «устаревшем» виде. В наши дни срок жизни новшества иногда колеблется в пределах нескольких дней или часов.

В юношеском возрасте парни и девушки вынуждены проходить своеобразный этап инициации. Им нужно научиться контролировать эмоции, стать рассудительными и мудрыми. Это называется «повзрослеть». Сложность в том, что с ускорением темпа жизни родители часто сами еще не до конца оформились в целостную зрелую личность. Или их образ годится только для героев романа девятнадцатого века.

Проблема в том, что часто родители даже не могут подсказать отпрыскам, как правильно поступить в той или другой ситуации. Ведь они никогда не проводили молодость в условиях настоящего времени. То, что раньше считалось революционным, сегодня молодежь относит к эпохе каменного века.

Давайте разберемся в вопросе разногласий между родителями и детьми. Как его видят психологи и писатели?

Что говорят психологи

Если задание касается проблемы взаимоотношений между поколениями, сочинение можно начать с мнения специалистов по этой теме.

Сейчас мы с вами поговорим о некоторых исследованиях, проведенных учеными, чтобы изучить психологию взрослого поколения. Они считают, что главная проблема кроется в неспособности старших понять свою несостоятельность в вопросах воспитания.

Оказывается, что самодовольство и уверенность в том, что прошлый жизненный опыт является эталоном, по которому следует мерить «правильность» ребенка, служит фундаментом для раздоров. Получается, что взрослые говорят на одном языке, а дети - совершенно на другом.

Причем, с точки зрения психологов, проблема взаимоотношений поколений зачастую исходит именно со стороны родителей. Самая частая жалоба от детей: "Они меня не хотят слышать".

Были проведены эксперименты для подтверждения этой гипотезы. Мы приведем описание и результаты одного из них.

В школе предложили ученикам десятого класса оценить себя по пятибалльной шкале. Измерять нужно было внутренние качества, такие как доброта, коммуникабельность, инициативность и прочие. Второе задание заключалось в том, чтобы определить, как эти же их качества оценят родители. Старшее поколение попросили оценить своих детей, а потом спрогнозировать их самооценки.

В итоге получилось, что дети точно представляют себе, что о них думают родители, а отцы и матери, в свою очередь, совершенно ничего не знают о своих отпрысках.
Остальные исследования доказали, кроме этого момента, еще ряд сложностей в отношениях детей и взрослых. Так, было выявлено, что ребенок более откровенен с матерью, чем с отцом. Второй неприятный момент заключается в том, что многие вещи, которые интересуют подростка, не принято обсуждать в нашем обществе.

Темы чувств, открытости, половой жизни ставят непреодолимый барьер между поколениями в семье. Подобный поворот событий приводит к формальному общению и рутинизации отношений.

Тургенев, «Отцы и дети»

По мнению многих критиков, наиболее полно освещена проблема взаимоотношений поколений в романе «Отцы и дети». В принципе, здесь ей уделено наибольшее внимание, но вы вскоре убедитесь, что есть и другие произведения, в которых затронут этот вопрос.

Иван Сергеевич в своем романе показывает не просто противостояние отца и сына в отдельно взятой семье. Здесь изображается проблема взаимоотношений поколений, поскольку Кирсанов и Базаров не являются родственниками.

Первый молод, нигилист, демократ и революционер. Павел Петрович же показан монархистом и аристократом до мозга костей. Столкновение их мировоззрений и положено в основу сюжета.

Мы видим, что Евгений Базаров склонен все отрицать, ставя науку превыше всех остальных ценностей. Изображение пейзажа Швейцарии, например, ему интересно только с геологической точки зрения. Он прагматичен, пытается доказать преимущество новых взглядов. Однако в конце Евгений погибает с мыслью о том, что Россия его не приняла.

Антагонистом Базарова является Кирсанов. Он любит рассуждать о «русской идее», простоте мужицкой жизни. Но на деле все его слова оказываются иллюзией. Он склонен только болтать об этом, поступками же показывает обратное.

Как и многие другие писатели девятнадцатого века, Иван Сергеевич Тургенев оказывается на стороне молодого поколения. Он показывает через призму романа агонию старого мировоззрения и рождение в муках новой философии общества.

Толстой, «Война и мир»

Далее нами будет рассмотрена проблема взаимоотношений поколений в романе «Война и мир». Здесь Толстой, будучи тонким знатоком человеческих душ и мотивов поведения, показывает три разных семьи. У них различное социальное положение, ценности и традиции. На примере Болконских, Курагиных и Ростовых мы видим практически всю палитру российских горожан девятнадцатого века.

Однако в романе показаны не только отношения между разными поколениями, но и трения различных слоев общества. Болконский, например, детей воспитывает в рамках служения Отечеству. Честь и пользу для других людей он ставит превыше всего. Такими вырастают Андрей и Мария. Однако старый князь часто перегибал палку в воспитании, о чем он сокрушается на смертном одре.

Курагины же показаны полной противоположностью Болконским. Это карьеристы, которые превыше всего ставят общественное положение. На их примере иллюстрируется холодное отношение родителей к детям. Отсутствие чувственности и доверительности становится естественным и для Элен с Анатолем.

Фактически Толстой показывает с помощью пустых людей, которых интересуют исключительно материальные ценности и внешний блеск.

Полной противоположностью являются Ростовы. Здесь изображается Родители полностью поддерживают Николая и Наташу. Дети всегда могут обратиться к ним за помощью, когда она им нужна. Этот род полностью отличается от аристократичных Болконских и от карьеристов Курагиных.

Таким образом, в первых двух упомянутых нами произведениях наиболее полно раскрыта проблема взаимоотношений поколений. Сочинение (ЕГЭ) лучше всего будет написать, отталкиваясь именно от этих романов.

Паустовский, «Телеграмма»

Когда обсуждается проблема взаимоотношений между поколениями, аргументы «из жизни» будут самыми лучшими. Рассказ затронет наиболее болезненные струны человеческой души. В нем освещается ситуация, когда дети забывают своих родителей.

Это вторая крайность, в которую может впасть семья. Зачастую причиной является не столько сколько пагубные моменты общественного влияния.

Иногда неподготовленные к агрессии реального мира подростки попадают в водоворот чужих целей. Они живут идеалами других людей и теряют себя. Если у родителей не получилось с детства приучить ребенка к тому, что дома его примут в любом состоянии, то молодой человек отдалится.

Таким образом, перед нами появляется многогранная проблема взаимоотношений поколений. Аргументы в пользу правильного воспитания и прочих можно приводить, но лучше показать ужасные последствия углубляющейся пропасти.

Именно такие примеры мы и видим в произведениях многих писателей. В «Телеграмме», в частности, дочка опоздала. Когда девушка опомнилась и приехала навестить мать в деревню, она застала только могильный холмик и простенькое надгробие.

Паустовский показывает, что гордость, затаенная злоба и другие барьеры, препятствующие теплым отношениям между родными, всегда ведут к трагедии «обиженного». Поэтому лучшим способом решения проблемы взаимоотношений между поколениями будет прощение и искреннее желание понять собеседника.

Гоголь, «Тарас Бульба»

Достаточно остро проблема взаимоотношений поколений в русской литературе встает и в произведении Гоголя. Он обращается к неожиданной и ужасной стороне реализации этого момента.

В повести иллюстрируется убийство отцом своего ребенка в угоду собственному чувству чести и гордости. Тарас Бульба не смог простить и пережить измену идеалам со стороны Андрея. Он мстит ему за то, что юноша вырос не тем, кем его воспитывали.

С другой стороны, он карает поляков за смерть младшего сына - Остапа.

Таким образом, в этом произведении мы видим горькую правду реальности. Отцы редко стремятся к тому, чтобы понять своих детей. Они всего лишь хотят реализовать в них свое понятие «идеальной жизни».

Именно поэтому и является вечной проблема взаимоотношений поколений. Аргументы русских писателей в пользу невозможности ее решения вы найдете в нашей статье. Далее мы рассмотрим разные сферы этого вопроса.

Но после прочтения большинства произведений и исследований остается впечатление, что вместе с возрастом у людей просыпаются на генном уровне идеалы домостроя.

«Старший сын» - пьеса и фильм

Нами сейчас обсуждается проблема взаимоотношений поколений (ЕГЭ нередко включает ее в перечень заданий). Давайте рассмотрим комедию Вампилова «Старший сын». Она написана в конце шестидесятых годов двадцатого века.

Значимость произведения в том, что здесь переплетаются несколько поколений. Мы видим отношения между тремя: отцами, взрослыми и младшими детьми.

Суть комедии заключается в невинной шутке, которая переросла в значимый этап жизни целой семьи. Два друга (Бусыгин и Сильва) задерживаются допоздна в чужом городе, опаздывают на транспорт. Они - в поисках ночлега.

В городе они встречаются с семьей Сарафанова. Сильва рассказывает их новому знакомому о том, что Бусыгин его сын. Мужчина принимает сообщение за чистую монету, потому что у него «был грешок молодости».

Суть произведения заключается в том, что Бусыгину приходится стать связующим звеном между отцом и детьми, которые не ставят ни во что своего родителя.

Мы видим уже достаточно созревшего «младшенького» Васеньку, который из ревности сжигает жилье Натальи. Нина, названная сестра Бусыгина, хочет бежать с женихом на Дальний Восток, но новоявленный брат ее удерживает.

Повинуясь порыву чувств, обманщик во всем признается. В произведении все заканчивается хорошо. Но главный акцент все-таки поставлен. Ситуация создана в комической форме для удобного восприятия и комфортного введения в комедию «друга семьи».

Именно через призму стороннего взгляда на семью вскрывается проблема взаимоотношений поколений. Сочинение Вампилова в корне отличается от подобных произведений девятнадцатого и восемнадцатого веков. Именно здесь мы видим ту картину, которая существует и в наше время.

Традиции домостроя уже фактически изжили себя, но мягкость и бездумная любовь многих родителей играет с ними злую шутку, когда дети подрастают.

Грибоедов и Фонвизин

Проблема взаимоотношений поколений в «Горе от ума» раскрывается на примере Фамусова и Чацкого. Давайте детальнее познакомимся с этими символичными образами.

Старое поколение характеризуется поклонением чинам, богатству и положению в обществе. Оно боится, не понимает и ненавидит новые веяния. Фамусов застрял в мещанском мировоззрении прошлого века. Единственное его стремление - найти для дочери зятя с чинами да звездами на груди.

Чацкий же являет собой полную противоположность Павлу Афанасьевичу. Он не только на словах обличает домостроевские устои прошлого, но и всем поведением показывает испорченность старого и мощь нового мировоззрения.

Молчалин же является сверстником Чацкого, но контрастирует с ним в мыслях, целях и поведении. Он прагматичен, двуличен и лицемерен. Превыше всего для него - теплое и денежное местечко. Именно поэтому молодой человек во всем угождает Фамусову, тих и скромен с Софьей.

В личной жизни у Чацкого происходит драма. Любимая девушка называет его сумасшедшим и отталкивает, предпочитая «служилого с чином». Но, несмотря на это, итог комедии читателям показан открыто. Именно «карбонарии» и бунтари придут на смену традиционному чинопоклонству и замшелости старых дворян.

В «Недоросле» также освещается проблема взаимоотношений поколений. Сочинение является потрясающей расшифровкой присказки: «Яблоко от яблони недалеко падает». Здесь мы видим отдельный аспект отношений между родителями и детьми. Воспитание, которое призвано не помочь ребенку найти себя в жизни и реализоваться, а отразить устаревшую картину мира матери.

Так, в комедии «Недоросль» мы видим результат, который получила госпожа Простакова. Она всеми силами защищала ребенка от «ненавистного» мира и испорченного общества. Учителей ему наняли только потому, что так «завещал Петр Первый». Да и педагоги у Митрофанушки не отличались ученостью.

Комедия написана в ключе классицизма, поэтому все имена в ней говорящие. Учителя Цифиркин, Кутейкин, Вральман. Сынок Митрофан, что в переводе с греческого означает «похожий на мать», да и сама Простакова.

Мы видим неутешительные результаты слепого следования мертвым догмам без малейшей попытки их осмысления.

Противостоят старым традициям Стародум, Правдин и некоторые другие персонажи. Они отражают стремление нового общества видеть в человеке душу, а не пустую золоченую оболочку.

Как результат конфликта, мы получаем совершенно беспощадного, жадного и глупого «недоросля». "Не хочу учиться, а хочу жениться", - вот наиболее точное отражение его сути.

Освещение проблемы в произведениях Пушкина

Один из вечных нравственных вопросов - это проблема взаимоотношений поколений. Аргументы из жизни современного общества редко полностью соответствуют литературным образам. Наиболее близкая ситуация упоминается в «Старшем сыне», о котором мы говорили ранее.

Сочинения же классиков девятнадцатого века часто полезны молодежи только в глобальном плане. Общие этические и моральные темы, которые затронуты в них, будут актуальными еще не одно столетие.

Проблемы взаимоотношений между поколениями в произведениях Пушкина освещаются много раз. Примеры можно привести следующие: «Капитанская дочка», «Станционный смотритель», «Борис Годунов», «Скупой рыцарь» и некоторые другие.

Александр Сергеевич, скорее всего, не ставил перед собой цель отразить именно этот конфликт, как Толстой и Тургенев. Столкновение поколений является частью повседневности еще со времен первобытных людей. Просто со временем разрыв между родителями и детьми становится все больше. На это влияет прогресс, смена социальных ценностей, глобализация и многие другие факторы.

В частности, в «Станционном смотрителе» ситуация похожа на ту, которую впоследствии осветил Паустовский (об этом мы говорили выше). Здесь дочка Самсона Вырина сбегает из отчего дома с гусаром. Она попадает в городское общество, становится богатой и респектабельной барыней.

Когда отец ее находит, он не узнает и не хочет принимать новый образ дочери. Самсон возвращается на станцию, где спивается и погибает. Здесь конфликт формируется ввиду разного смысла, который герои вкладывают в понятие «счастье».

В «Капитанской дочке» мы видим совершенно другую картину. Здесь Петр Гринев намертво запомнил традиционные поучения отца. Следование этим правилам помогло ему сохранить лицо и честь в сложных ситуациях.

Старый барон в «Скупом рыцаре» теряет собственного сына, поскольку привержен старым мещанским устоям. Он не желает менять закостенелое мировоззрение, феодальные взгляды. В этом сочинении мы видим слишком большую пропасть между отцом и сыном. В результате происходит окончательный разрыв связей.

Островский, «Гроза»

Как вы уже убедились, если в сочинении должна быть затронута проблема взаимоотношений поколений, аргументы (литературные, жизненные и прочие) легко помогут это сделать.

В завершение нашей статьи приведем еще один пример, который как нельзя лучше соответствует поставленной задаче. Сейчас мы поговорим о драме Островского «Гроза».

В этом потрясающем произведении очень ярко показано столкновение старого домостроевского и Из всех действующих лиц решается противостоять закостенелому самодурству старших только главная героиня - Катерина.

Есть такое высказывание, что Россия - страна фасадов. Именно в этой пьесе данная фраза и расшифровывается в пугающей наготе. За видимым благополучием и благочестием обычного приволжского городка мы открываем для себя истинное зло, затаившееся в душах людей.

Проблема заключается не только в жестокости, глупости и ханжестве старшего поколения. Кабаниха, Дикий тиранят молодежь только тогда, когда их не видит общество. Такими действиями они всего лишь пытаются «наставить на путь истинный» своих непутевых чад. Однако сложность в том, что все знания и традиции, присущие домострою, уже давно превратились из норм поведения в ненужный груз.

Обратной стороной данного вопроса становится безвольность, слабость и скотская покорность младших, а также безразличие остальных горожан к происходящему у них на глазах.

Проблемы взаимоотношений между поколениями в драме показаны параллельно с надвигающейся бурей. Как природа стремится освободиться от накопленного, посылая живительный дождь на окаменелую почву, так и самоубийство Катерины заставляет вздрогнуть безразличные души людей.

Таким образом, мы с вами рассмотрели взаимоотношения поколений на примерах из жизни, истоки и проявления данной проблемы. Кроме того, познакомились с произведениями многих русских писателей, которые точно, остро и пугающе правдиво осветили этот вопрос.

Успехов вам, дорогие читатели! Старайтесь найти в себе силы быть лучше, чтобы не стать кабанихами, простаковыми и прочими домостроевцами.

Одно из самых сложных заданий в школьной программе. Рассуждать на эту тему очень непросто, ведь каждый смотрит на жизнь по-своему. Непонимание и даже отсутствие желания понять друг друга ведет к возникновению конфликтов. Возможно, противостояние поколений спровоцировано изменяющимся духом эпох. В каждой семье есть свои «отцы и дети», и в каждой семье рано или поздно возникает подобная проблема.

Как считал И. С. Тургенев

В сочинении «Проблема отцов и детей» хотелось бы упомянуть работы классиков русской литературы. В одноименном романе И. С. Тургенева раскрывается конфликт «отцов и детей» на примере представителей разных поколений. Он проявляется не в бытовых конфликтах, а спрятан гораздо глубже - на культурном уровне восприятия.

Базаров представитель нового, молодого поколения. Он поступает в соответствии со своими желаниями, делает то, что кажется ему удобным или выгодным. Он не приемлет музыку, литературу и искусство, считая их бесполезной тратой времени. Только то, что можно потрогать и посмотреть, имеет для него значение. Кирсановы представляются ему настоящими чудаками, жизнь которых абсолютно бесполезна для общества. Разве смогут такие как они улучшить жизнь своего народа? И все же без таких чудаков давно бы канула в Лету поэзия, музыка, искусство.

Стена непонимания

Кирсановым нравится поэзия Пушкина, но Базаров не понимает ее, так как не признает идеалов поэта. В этом простом примере и кроется основный конфликт поколений, извечная проблема отцов и детей, они не понимают друг друга. Так вырастает между людьми стена непонимания, о которой в сочинении на тему «Проблема отцов и детей» будет немало разговоров.

Каждый человек является носителем культурных и нормативных принципов своей эпохи. Но не каждому дано идти в ногу со временем и впитывать в себя «модные» тенденции. Становление человека, как личности происходит вначале жизненного пути, а после он просто следует уже усвоенным правилам поведения. На становление личности влияет не только семья, но также школа, друзья и средства массовой информации. И чем больше разрыв в возрасте, тем выше стена недопонимания между «отцами и детьми».

Возникновение проблемы

Если отойти от истоков литературы и окунуться в реальную жизнь, то рассматриваемая проблема чаще всего возникает в школе, между учителем и учеником. Для сочинения «Проблема отцов и детей» такой пример подойдет как нельзя кстати.

В школах все еще преподают учителя старой закалки, которые воспитывались в суровые послевоенные годы. У них уже давно сформировались свои ценности, правила поведения и взгляды на жизнь, которые они не могут оспорить. Зачастую такие учителя не могут принять либеральное отношение к жизни и начинают указывать ученику правильный, как им кажется, путь. Само же мнение школьника практически не учитываются. И хорошо если учащийся, в знак уважения к старшим, идет на уступки, но так происходит далеко не всегда. Современным детям свойственно ставить свою индивидуальность выше мнения старших, так и возникает конфликт поколений, где две стороны не могут принять чужое мнение.

Родители всегда правы?

По такому же принципу возникают и конфликты в семье. Теряясь в размышлениях о проблеме отцов и детей, в сочинении непременно хочется упомянуть одну фразу, которую наверняка слышал каждый. «Взрослые всегда правы». Неважно, при каких обстоятельствах, но ребенок однажды услышит это роковое предложение: «Отец (или мать) всегда прав (права)». Вот только взрослые тоже люди, а людям свойственно ошибаться. И основная ошибка «отцов» кроется в том, что они уверены в своей правоте. Пытаясь дать хороший, с их точки зрения, совет они и не замечают, как начинают навязывать свои мысли, идеалы и манеру поведения, что уже не идут в ногу со временем. От этого страдают «дети». Не замечая за собой ничего плохого, «отцы» упорно твердят, как нужно поступать, ломая тем самым индивидуальность «детей», уничтожая их как личностей.

Возможно, для простого школьного сочинения «Проблема отцов и детей» описанное явление покажется слишком утрированным, но это будет еще одним доказательством того, что все сложные ситуации возникают из-за недопониманий.

Слышать, а не слушать

Современные «отцы» не понимают стремления «детей» бросать стабильную работу ради любимого дела. Не понимают желания развиваться как личность, а не хоронить себя в унылом быту. Просто их воспитывали по-другому, и они свято верят, что так, как поступали они, - это правильно.

Они слушают друг друга, но не слышат. Каждый уверен в своей правоте и всеми силами пытается это доказать. Так возникает проблема. Последняя со временем перерастает в конфликт, который может растянуться на долгие годы.

Разные поколения

Рассуждение о проблеме отцов и детей - в сочинении ли, в реальной жизни - это извечная тема. И она волнует людей разных поколений. Более того, противостояние жизненных позиций возникает не только в семье, но во всех формах человеческой жизнедеятельности. Каждое поколение живет в свое время, что формирует его основные ценности и систему взглядов, которую оно готово отстаивать.

Когда-то мнение и жизненные принципы старших считались основами человеческого существования. Вот только дети, перенимая жизненный опыт, очень часто желают освободиться от натиска взрослых, создав свою жизнь по-другому. Им кажется, что они могут построить ее намного лучше, раскрасить яркими красками и показать своим старшим товарищам другой мир. Благородно, не так ли? Вот только «отцы» так не считают, отношение с «другим» поколением им кажется проблемным. Даже не так. Новое поколение и есть сплошная, непонятная и неразрешимая проблема.

Конфликт интересов

Но если рассматривать сочинение о проблеме отцов и детей с научной точки зрения, то можно сделать вывод, что проблема совершенно не в том, что «советские» люди иначе смотрят на мир. И даже эпохи здесь ни при чем. Проблема взаимоотношения отцов и детей была актуальной во все времена, ее главной причиной был конфликт интересов.

В сочинении «Проблема отцов и детей» сложно описать все нюансы этого вопроса, поэтому рассмотрим конфликт интересов только с точки зрения семейных взаимоотношений. Родители беспокоятся о своем ребенке и желают его обезопасить от проблем. Поэтому не разрешают гулять поздним вечером, заставляют учиться и постоянно указывают, что и как делать. Они поступают так из гуманных соображений, вот только ребенок не понимает этого. Он пытается познавать мир и стремиться к чему-то новому, а родители не то что этого нового не дают, так еще и пытаются от него оградить (неважно из каких соображений они так поступают). И как здесь не возникнуть конфликту?!

Поначалу это внутренний конфликт: ребенок не хочет доставлять родителям боль, но он стремиться к новому и не желает отставать от ровесников. Со временем между отцами и детьми возникает пропасть. «Отцы» отстают от времени и думают, что их дети все еще дети. А «дети» тем временем уже готовы быть самостоятельными, вот только родительская забота тянет их вниз. В результате между отцами и детьми пропадает диалог, возникает проблема, что в любой момент может перерасти в конфликт.

Можно ли исправить ситуацию?

Именно таким образом возникает проблема отцов и детей, ее можно рассматривать с разных сторон, но суть останется неизменной: в какой-то момент отцы и дети просто начинают говорить на разных языках.

Размышляя о проблеме взаимоотношений отцов и детей, в сочинении хотелось бы написать универсальный способ ее решения. Жаль, что такого волшебного снадобья не существует. Социологи и педагоги уверены, что все дело в воспитании. Оно должно быть направлено на создание самостоятельной, активной и здравомыслящей личности, которая стремится к развитию и не боится принимать решений. А также имеет нравственные ориентиры, которые помогут преодолеть невежество. Но простые «не ученые» люди уверены, что нужно просто уметь идти на уступки друг другу, слышать друг друга и понимать, создавая при этом такие узы, в которых будут нуждаться и отцы, и дети.

Тема взаимоотношений «отцов и детей» - вечная тема в мировой и русской литературе. В произведениях русских писателей XIX века она получила широкое развитие.

Так, в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» тема «отцов и детей» трактуется, прежде всего, как тема воспитания. Отец главного героя романа Онегина был петербургский повеса, блестящий военный и блестящий игрок. Он вел привычную для его круга разгульную жизнь «долгами» и мало обращал внимания на своего ребенка. Впрочем, отец, как мог, позаботился о воспитании своего сына: он нанял ему французских гувернеров, которые учили ребенка «всему понемногу». А впрочем, так воспитывались все дети петербургского высшего света.

Онегин стал «продуктом» такого воспитания. Он видел пример своего отца, знал, что ценится в высших кругах, что модно и похвально. Герой стремился всему этому соответствовать, что привело его к «опустошению» души, сплину и хандре.

Тема «отцов и детей» в романе продолжается в повествовании о семье Лариных. Особое внимание уделяется «женской половине» этой семьи: матери и двум дочерям – Татьяне и Ольге. Пушкин описывает «историю развития» матери Лариной. Она была влюблена в героев французских романов и искала похожие черты в своих поклонниках. Мать Татьяны была увлечена одним славным франтом, «игроком и гвардии сержантом». Но ее, против воли, выдали замуж за другого. Погоревав, женщина смирилась, занялась хозяйством и превратилась в провинциальную наседку, которую более всего на свете волновали припасы на зиму и здоровье детей.

Ольга, младшая сестра Татьяны, во всем пошла в мать. Она была такой же неглубокой, легкомысленной, ветреной, мечтала о нарядах и женихах. Мать в полной мере передала ей свои жизненные идеалы. Татьяна же была совершенно другой по своей природе, натуре: более глубокой, более серьезной, более духовной. Поэтому, с одной стороны, она казалась чужой в своей семье, но, с другой, влияние матери сказалось и на Татьяне – она тоже увлекалась французскими романами, грезила их героями, искала в каждом реальном человеке идеальные черты.

Тема «отцов и детей» продолжила свое развитие в романе И. А. Гончарова «Обломов». Именно в детстве героя, в его воспитании ищет писатель истоки его характера. Глава «Сон Обломова» раскрывает нам жизненный идеал Ильи Ильича, привитый с детства. Родители Обломова были патриархальные дворяне: всю жизнь прожили в своем имении, никуда не выезжая, заботились, прежде всего, об удовлетворении физиологических потребностей (чтобы было сыто, тепло, уютно), стремились совершать как можно меньше движений – и физических и душевных. Главной опорой Обломовых были слуги, выполнявших за своих господ буквально все.

О маленьком Илюше заботились, его любили, холили и лелеяли, но подавляли всякую самостоятельность и проявление воли. Обломов будто жил в ватном коконе, не видя и не зная реальной жизни. Поэтому неудивительно, что, приехав в Петербург, он не нашел себя и разочаровался в жизни. Обломов все время стремился в Обломовку своего детства, где все добры, щедры, спокойны, довольны жизнью, счастливы; где не знают, что такое забота, хлопоты, несчастье, горе.

Безусловно, тема «отцов и детей» становится ведущей в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Здесь этот вопрос из личностного, семейного перерастает в общественный, социально-политический. Тургенев трактует отношения «отцов и детей» как конфликт поколений, которые с трудом находят общий язык.

Хрестоматийный конфликт произведения разыгрывается между Павлом Петровичем Кирсановым, представителем либерального дворянства, и Евгением Базаровым, разночинцем-нигилистом. Базаров отрицает все ценности традиционной дворянской и вообще человеческой культуры, он стремится уничтожить все старое, чтобы последующие поколения строили новое. К Базарову присоединяется и племянник Павла Петровича, Аркадий. Но его увлечения нигилизмом отказывается преходящим: в итоге он возвращается к своим «корням», становится хорошим помещиком и семьянином.

Самым тяжелым конфликтом является пропасть, легшая между Базаровым и его родителями. Чувства Евгения к отцу и матери противоречивы. В порыве откровенности он признается, что любит своих родителей. Но в его словах очень часто сквозит презрение к «глупой жизни отцов».

К финалу своей жизни Базаров, пройдя через многие испытания, осознает истинный смысл жизни и истинные ценности. Тургенев развенчивает его теорию, показывая, что самое эффективное решение конфликта «отцов и детей» - преемственность поколений, построение нового на основе старого.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя образовательная школа №2»

Исполнитель:

ученица 9б класса

Руководитель:

I. Введение

Я выбрала эту тему, потому что считаю ее актуальной по сей день. Отношения отцов и детей и сейчас остро стоят перед нами. Взаимоотношения между “отцами и детьми” — это, как мне кажется, непонимание друг друга или даже, может быть, нежелание понять. А это ведет к разногласию и спорам. Это связано с серьезными изменениями в жизни страны, ведущими порой к разладу, непониманию между поколениями.

Во время бурных изменений какой-либо сферы жизни человека эта проблема встает с удвоенной силой: отцы — консерваторы, которым чужды любые изменения, а дети — “двигатели прогресса”, стремящиеся свергнуть устои и традиции, воплотить в жизнь свои идеи.

«Отцы» и «дети» всегда смотрели на мир с разных точек зрения. «Дети», по мнению «отцов», ведут человечество к катастрофе (культурной, экологической и др.). Но катастрофы, как и утопии, предсказывали многие, но пока не было катастрофы, ставящей под угрозу существование человечества. Со временем “дети” становятся “отцами”. В этом отношении наблюдается цикличность. Вся история человечества состоит из таких циклов.

По моему мнению, не существует проблемы, а существует явление “отцов и детей”. Это явление может вызвать местные конфликты, но в целом это неотъемлемая часть человеческого существования.


В своей работе я хотела бы показать, как с течением времени и сменой эпох изменялись отношения отцов и детей и насколько эта тема глобальна по своему значению.

Моя цель: Проследить отношения разных поколений (отцов и детей) в связи с исторической эпохой, социокультурных взглядов и литературы.

Для реализации этой цели я поставила перед собой следующие задачи:

1.Отобрать материал для подготовки реферата.

2.Связать сюжеты с историей.

3.Изучить тему в художественных произведениях.

4.Доказать актуальность этой темы.

Эту проблему надо решать, поскольку, чем больший промежуток времени будет она оставаться незамеченной, тем сложнее будет изменить отношение детей к родителям и наоборот.

Литература всегда была одной из главных составляющих в формировании мировоззрения человека. Но любой сюжет основан на конкретной исторической ситуации. Поэтому я решила проследить, как отношения разных поколений отражаются в произведениях русской культуры.

II. Основная часть.

1. Первое упоминание темы отцов и детей встречается в сказках. В народе закрепилось и беспрекословное повиновение воле родителей. Фольклорное творчество передавалось из уст в уста и дошло до наших дней, что свидетельствует о зарождении темы отцов и детей. Беспрекословность и полное подчинение - вот что было главным в то время между родителями и детьми.

«В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицею, у него было три сына — все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке оказать, ни пером написать; младшего звали Иван-царевич.

Говорит им царь таково слово:

«Дети мои милые, возьмите себе по стрелке, натяните тугие луки и пустите в разные стороны; на чей двор стрела упадет, там и сватайтесь».

Пустил стрелу старший брат — упала она на боярский двор, прямо против девичья терема; пустил средний брат — полетела стрела к купцу на двор и остановилась у красного крыльца, а на там крыльце стояла душа-девица, дочь купеческая, пустил младший брат — попала стрела в грязное болото, и подхватила её лягуша-квакуша.

Говорит Иван-царевич:

«Как мне за себя квакушу взять? Квакуша не ровня мне!»

— «Бери! — отвечает ему царь. — Знать, судьба твоя такова».

Иван – царевич был вознагражден счастьем и любовью умницы и красавицы жены за искреннее повиновение воле отца.

2. С возникновением Христианства на Руси распространяется учение Христа о всепрощении и любви к ближнему. Об отношениях отцов и детей, на мой взгляд, повествует «Притча о блудном сыне». Отец, не смотря на грех сына, прощает его и принимает в дом. Главная тема этого произведения - покаяние детей перед родителями и милосердное отношение отцов, поучение их не наказанием, а прощением. Таким образом, в Библии утверждается главная ценность человеческой жизни – кровная связь поколений.

У одного человека было два сына. Младший из них сказал отцу: "отец! дай мне следуемую мне часть имения". Отец исполнил его просьбу. По прошествии немногих дней, младший сын, собрав все, пошел в дальнюю страну и там, живя распутно, растратил все свое имущество. Когда же он все прожил, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться. И он пошел, и пристал (т. е. присоединился) к одному из жителей той страны; а тот послал его на поля свои пасти свиней. С голоду он рад был бы питаться рожками, которые ели свиньи; но никто не давал ему. Тогда пришедши в себя, он вспомнил об отце, раскаялся в поступке своем и подумал: "сколько наемников (работников) у отца моего едят хлеб с избытком, а я умираю с голода! Встану, пойду к отцу моему, и скажу ему: "отец! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих".


Так он и сделал. Встал и пошел домой, к отцу своему. И когда он был еще далеко, отец увидел его и сжалился над ним. Отец сам побежал навстречу сыну, пал ему на шею, целовал его. Сын же начал говорить: "отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим"...

А отец сказал слугам своим: "принесите лучшую одежду и оденьте его; дайте ему перстень на руку и обувь на ноги; и заколите откормленного теленка; станем есть и веселиться! Потому что этот сын мой был мертв и ожил; пропадал и нашелся". И начали веселиться.»

Великолепной иллюстрацией этой притчи служит картина голландского художника - Хамрменса ван Рейна Рембрандта 1«Возвращение блудного сына»

Встреча отца и сына происходит как бы на стыке двух пространств: вдали угадывается крыльцо и за ним уютный отцовский дом. Перед картиной подразумевается и незримо присутствует безграничное пространство исхоженных сыном дорог, чуждый и оказавшийся враждебным к нему мир.

Фигуры отца и сына составляют замкнутую группу, под влиянием охватившего их чувства они как бы слились воедино. Возвышаясь над коленопреклоненным сыном, отец мягкими движениями рук прикасается к нему. Его лицо, руки, поза - все говорит о покое и счастье, обретенные после долгих лет мучительного ожидания. Лоб отца как бы излучает свет, и это самое светлое место в картине.

Ничто не нарушает сосредоточенного молчания. С напряженным вниманием наблюдают за встречей отца и сына присутствующие. Среди них выделяется стоящий справа мужчина в красном плаще, фигура которого как бы связывает главных действующих лиц с окружающими их людьми.

Эту мысль продолжает А. А.АНИКИН2, исследователь , в статье, посвященной еще одному произведению, регулирующему отношения отцов и детей:

"Домострой" является житейским воплощением христианской морали, а написан в форме "назидания от отца к сыну": это завет обустройства жизни по слову Божию. Здесь отец и сын едины именно перед лицом Бога, что нисколько не умаляет земную, родительскую связь. Отец прежде всего ответственен за семью перед Богом, это вовсе не тиран семьи, как по незнанию часто говорят о "Домострое".

3.Проследим развитие этой темы в другой исторической эпохе.

Правление Владимира Мономаха, сына князя Всеволода Ярославича. В 1078 его отец стал киевским князем, а Владимир Мономах получил Чернигов. XI век для Российского государства один из самых трагических. Междоусобные войны истощали русскую землю, а князья, стремясь к власти, богатству и независимости от влияния отцов и братьев, обращали оружие против самых близких людей. Рвалась нить, соединяющая поколения отцов и детей.

В 1093 году после смерти отца, Великого князя Всеволода, Владимир имел возможность занять киевский престол, но, не желая новой усобицы, добровольно уступил это право двоюродному брату Святополку, сказав: «Его отец был старше моего и раньше моего княжил в Киеве». Сам же занял Черниговский престол.

Движимый порывом прекратить братоубийственную войну Мономах создает произведение, где пытается внушить молодому поколению мысль о ценности кровной связи.

Вот отрывок из «Поучения Владимира Мономаха»:

«Ибо, как Василий учил, собрав юношей: иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово господне: «Есть, и пить без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь; не свирепствовать словом, не хулить в беседе, немного смеяться, стыдиться старших, с непутевыми женщинами не беседовать и избегать их, глаза держа книзу, а душу ввысь, не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что ставить всеобщий почет».

Е. Ю.МЕХНО3 в статье «Воспитание и обучение в Древнерусском государстве ХI-XV вв» приходит к следующему выводу:

«Поучение к детям» или «Завещание» князя Владимира Мономаха было написано им в 1117 году. Этим произведением заканчивалась третья редакция
"Повести временных лет". Вообще «Поучение» старается воздействовать на читателя простыми, но сильными по средневековым (и не только средневековым) понятиям эпизодами, событиями из собственного опыта жизни автора. Драматичные сами по себе, эти факты, принадлежащие истории Руси, вместе с тем составляют и эпизоды биографии самого автора, пропущенные жизнью через его судьбу и душу.
Поэтому личное и общечеловеческое переплетены в "Поучении" так тесно, делая его гениальным человеческим документом. А это всегда способно волновать душу, особенно детскую.»

4. Время украинско – польской войны. Украина пытается отвоевать свою независимость. Об этом времени и пишет в повести «Тарас Бульба».

Дети, которые с ранних лет были оторваны от отчего дома, вернувшись зрелыми юношами, отправляются вместе с отцом в Запорожскую Сечь, где воспитывались юные казаки как воины и защитники Отечества.

Остап и Тарас Бульба бьются за свой народ, за идею, за все, что дорого им...

Сын Андрий влюбляется в польскую девушку и отрекается от всего: от родины, отца, брата...

"… скажи отцу, скажи брату, скажи казакам, скажи запорожцам, скажи всем, что отец - теперь не отец мне, брат - не брат, товарищ - не товарищ, и что я с ними буду биться со всеми. Со всеми буду биться!»

Встреча Тараса Бульбы и Андрия была роковой, отец убивает сына за то, что тот стал предателем, нарушил клятву перед памятью предков. И сам терзается мыслью, что не смог воспитать потомка должным образом.

«- Ну, что ж теперь мы будем делать? - сказал Тарас, смотря прямо ему в

Но ничего не знал на то сказать Андрий и стоял, утупивши в землю очи.

Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?

Андрий был безответен.

Так продать? продать веру? продать своих? Стой же, слезай с коня!

Покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив, ни мертв

перед Тарасом.

Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью! - сказал Тарас и,

отступивши шаг назад, снял с плеча ружье.

Бледен как полотно был Андрий; видно было, как тихо шевелились уста его

и как он произносил чье-то имя; но это не было имя отчизны, или матери, или

братьев - это было имя прекрасной полячки. Тарас выстрелил».

Литературный критик 4 говорил: “…Рассказы, с которыми впервые выступил Гоголь, представляют собой серию подлинно прекрасных картин, изображающих нравы и природу МалоРоссии, - картин, полных весёлости, изящества, живости и любви. Повесть “Тарас Бульба” входит в гоголевский сборник под названием “Миргород”. “В “Миргороде” он столкнул норму, высокую возможность народного героизма с ужасной общественной действительностью, не дающей осуществиться этой возможности и опошляющей человека, созданного, по Гоголю, для великих дел”, - писал литературный критик.5

Историзм повести “Тарас Бульба” близок к фольклорному: создавая такое историческое произведение, Гоголь не только внимательно изучал документально-исторические материалы (летописи, мемуары, исследования), но и фольклорные произведения. Не преуменьшая роли исторических материалов, первенство следует всё же отдать фольклорным источникам.

Тарас Бульба – сильный, мужественный и отважный “казак”, отдавший свою жизнь и жизни своих сыновей за свободу и независимость Украины от польских и литовских феодалов. Он не пожалел родного сына, собственноручно убив его за предательство. с верой в торжество свободы, “товарищества”.

А. А.АНИКИН 6так осмысливает тематику повести Гоголя:

«Да, упоительно счастье отца, видящего в сыне достойного казака, отец не соперник для сына и не враг, он даже от того именно и счастлив, что сын "ей-ей, будет добрый полковник, да еще такой, что и батька за пояс заткнет", доблесть и слава сыновей для Бульбы – его собственная слава и доблесть. Собственно ради этой доблести и затевает он, поначалу даже весьма коварно и вероломно, военный поход. Идеал отца, по Гоголю, видится образцом доблести, в этом право и руководить детьми, и испытывать их характеры. Другое дело, будет ли Тарас идеальным отцом?

Полное доверие в отношениях отца и сына не омрачено знаменитой потасовкой при первой же встрече Тараса с сыновьями: побиться не всерьез значит уйти от настоящей вражды. Для Гоголя любовь отца и сына безусловна, но вместе с тем не столь суверенна, чтобы снять все духовные, нравственные критерии: Остап не на шутку задет насмешками отца и грозит его поколотить: "Да хоть и батька. За обиду не посмотрю и не уважу никого. – Добре, сынку! Вот так колоти всякого, как меня тузил". "И придет же в голову эдакое, чтобы дитя родное било отца!" - воскликнет мать, думая, что эта сцена – только нелепость. Но затем другой сын Тараса, Андрий, уже будет не в шутку биться против казаков, что символически приравнено к битве с отцом. Поэтому и в первой сцене заложено скрытое пророчество.

На наш взгляд, Гоголь не видит в своем герое полноты отцовства: это необычайно колоритная, волевая личность, не несущая столь богатой смыслом христианской любви. Да, он желает только блага детям, но само благо ему видится столь узко, что это не может удовлетворить сколько-нибудь более развитого духовно или более требовательного к жизни героя. И именно таким будет представлен Андрий. В казаках есть своя эстетика, есть своя привлекательность, но нет здесь всей глубины христианского мироощущения. В конце концов, здесь нет никакой иной красоты, кроме красоты воинского подвига, а этого оказывается недостаточно, чтобы устоять даже перед красотой женщины.

Казак Тарас – в высшей степени отец, но отец несовершенный. Тарас убивает сына не благодаря воинскому мастерству, но лишь одной своей волей, пред которой сын бессилен, как колос перед серпом или беспомощный барашек (таковы сравнения, данные Гоголем в этом эпизоде). Заметим, что еще при побеге Андрий, наткнувшись на спавшего отца, теряет совершенно самообладание: "Андрий стоял ни жив, ни мертв, не имея духа взглянуть в лицо отцу".

Итак, в повести Тарас как отец неубедителен для Андрия, но – силен. В христианском мире далеко не все измеряется силой, это еще не синоним праведности. Да, единство отца и сына, по Гоголю, идеально. Глубина трагедии в "Тарасе Бульбе" именно в несовершенстве и потому непривлекательности этого единства для Андрия. Сила отца должна быть убедительна во всем.»

5. Гражданская войнам в России (1917 — 1923) — цепь вооружённых конфликтов между различными политическими, этническими и социальными группами на территории бывшей Российской империи. Составной частью гражданской войны была вооружённая борьба национальных «окраин» бывшей Российской империи за свою независимость и повстанческое движение широких слоёв населения против войск основных противоборствующих сторон — «красных» и «белых».

С каждой эпохой общество всё больше вмешивалось в личные отношения. И без того напряженные отношения отцов и детей становятся ещё уязвимее.

Зачастую по разным сторонам баррикад оказывались самые родные люди: муж и жена, братья, отец и сын. Общественное заглушало личное, кровное. Борьба за идею ставилась выше, чем «вечные» отношения отцов и детей. Именно в такой ситуации оказались герои рассказа «Родинка». Человек – существо биосоциальное. К сожалению, без влияния общественного мнения не развивается ни один человек. Главное, как он сможет решить, что для него более важное: кровное, личное или идейное, общественное.

Герой рассказа Николка – казак по отцу. В юном возрасте остался без матери, отец сгинул в германской войне. От отца Николка унаследовал родинку на левой ноге выше щиколотки. Сын служил «красным».

Трое суток уходила банда от преследования отряда Николки Кошевого. Случилась битва, в которой встретились – отец Николки, и командир – Николка, но по разные стороны баррикад. Отец во время битвы убивает сына. Увидев родинку, понимает, что совершил роковую ошибку и убил родного человека. Осознавая, что смысл жизни потерян - убивает себя.

Л. Г.САТАРОВА 7в статье «Брат на брата, сын на отца» исследует проблему отцов и детей во времена гражданской войны:

Открытие донского цикла М. Шолохова в том и состояло, что он показал преступность гражданской войны, её губительные разрушительные последствия как для судьбы, так и для России в целом. У донских писателей до Шолохова нет этой потрясающей душу бессмысленности и греховности братоубийства. У писателя созревает мысль о том, что в этой войне неправы обе стороны. Чувствуется понимание писателем глубины драматического раскола внутри донцов.

Главные действующие лица – отец и сын Кошевые, которых революция поставила по разные стороны баррикады. Николка почти не помнил своего отца-казака, рос сиротой, не зная своеобразной красоты казачьего быта.

Отец и сын, неузнанные, встречаются на поле боя. Их поединок окрашивается в эпические тона, отсылающие нас к древним временам. После смерти по родинке узнал сына и понял, что совершил смертный грех. И сам себе вынес приговор.

Один из публицистов этой среды справедливо полагал, что Шолохова не столько интересуют перипетии борьбы красных и белых, сколько тот факт, что и красные, и белые могут быть и зверями, и людьми.

Шолохов пристально исследует небывалый по размаху конфликт поколений, когда сын во имя идеи пошел против отца, хотя почитание старших, законопослушность были в крови у донцов.

Неистовые ревнители ощутили у него эту пробирающуюся через все барьеры струю нравственно очищающего страдания, которому подвержены представители всех классов и проселок, воюющих в гражданской войне.

Главную тему «Донских рассказов»» можно определить так: расчеловечивание и красных, и белых в ходе войны и редкие минуты торжества очень трудного обратного процесса – вочеловечивания.»

Л. П.ЕГОРОВА, П. К.ЧЕКАЛОВ 8 в статье «Донские рассказы» продолжают мысль:

«В финальной сцене рассказа нельзя не прочувствовать и силу, искренность отцовского горя. Достаточно было атаману узнать в убитом сына, как меняется не только поведение героя, но и тональность повествования: до этого - "дернул, злобно выругавшись, с чулком сорвал сапог...", но: "...Медленно, словно боясь разбудить, вверх лицом повернул холодеющую голову, руки измазал в крови, выползавшей изо рта широким валом, всмотрелся и только тогда плечи угловатые обнял неловко и сказал глухо:

Сынок!.. Николушка!.. Родной!.. Кровинушка моя...

Чернея, крикнул:

Да скажи же хоть слово! Как же это, а? Упал, заглядывая в меркнущие глаза; веки, кровью залитые, приподымая, тряс безвольное, податливое тело...

К груди прижимая, поцеловал атаман стынущие руки сына и, стиснув зубами запотевшую сталь маузера, выстрелил себе в рот..."

Отступление от нормы человеческих отношений, от родовой сущности человека наказаны самим отступником. Шолохов, разрабатывая "семейную" коллизию, трактует художественную реальность в ее самых различных отношениях к идеалу и своими эстетическими критериями раскрывает перед читателем многообразие человеческих связей и отношений в исторически конкретную эпоху, приобщает его в " Родинке" к подлинному гуманизму.

Сегодня литературные произведения (и в первую очередь, Шолоховские) делают для нас события гражданской войны зримыми, помогая понять трагедию народа.

III. Заключение.

Связав сюжеты с историей, изучив тему в художественных произведениях, я проследила, как эпоха влияет на произведение, и как с историческими событиями изменяются отношения отцов и детей. Чем больше семья начинает соответствовать обществу, тем более отчужденными они становятся друг для друга.

Изучив свою тему, я пришла к следующим умозаключениям: в литературе тема видится одной из самых содержательных и будет развернута в самых различных аспектах: религиозном, нравственном, психологическом, социальном. Литература передает верность христианского идеала в отношениях отцов и детей, но и его трагическую недостижимость. Литература середины золотого века показывает уже реальность в единстве отцов и детей, снимая противоречия, казавшиеся неразрешимым конфликтом, хотя для этого требуется значительный личный опыт, зрелость и обращение к духовному приданому – к христианству. Завершение золотого века внесет в творчество как бы угасание темы. Но в отличие от тем маленького или лишнего человека тема отцов и детей не будет исчерпана в своем христианском аспекте и станет отчетливо звучать в литературе 21 века – если не в прямой, то в ассоциативной связи с заповедями и притчами.

Сейчас XXI век, но проблема до сих пор не утеряла своей актуальности. Заинтересовавшись этой темой, я несколько по-другому стала относиться к своим родителям, к людям поколения «развитого социализма».

Дети, открыто выступающие против поколения отцов, должны помнить, что лишь терпимость друг к другу, взаимное уважение и конечно любовь к ближнему помогут избежать серьезных столкновений. Необходимо подумать и попытаться устроить мир так, что «молодость» и «старость» в нем взаимно уравновешивали друг друга: старость сдерживала порывы неопытной юности, молодость преодолевала чрезмерную осторожность и консерватизм стариков, подталкивала жизнь вперед.

1 Реммбрамндт Хамрменс ван Рейн (нидерл. Rйmbrбndt Hбrmenszoon van Rijn, 1606—1669) — голландский художник, рисовальщик и гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи. Нарисовал знаменитую картину «Возвращение булдного сына».

2 Антон Андреевич Аникин - кандидат филологических наук, доцент МГПУ, автор статьи «Тема «отцов и детей» в русской классике» вып. 1.М., 1995.


3 статья «Воспитание и обучение в Древнерусском государстве ХI-XV вв.».

4 - русский писатель, публицист, философ, революционер. Статья:Стилевая иерархия в отношениях автора и героя как принцип внутренней формы. Автор и герой в русской литературе. М. 1981. с. 76-120.


5 - советский литературовед, филолог, критик. Статья:Стилевая иерархия в отношениях автора и героя как принцип внутренней формы. Автор и герой в русской литературе. М. 1981. с. 76-120.


6 Антон Андреевич Аникин - кандидат филологических наук, доцент МГПУ, автор сатьи:«Тема «отцов и детей» в русской классике» вып. 1.М., 1995.


7 Брат на брата, сын на отца... // Литература в школе. 1993. № 4. С. 34.

Русские классики часто обращались к проблеме отцов и детей в своих произведениях. Неудивительно, ведь данная тема не теряет своей актуальности до сих пор. Пока люди живут на земле существует конфликт между отцами и детьми, ведь время идет и поколения сменяются. Столкновение совершенно разных идей, на которых сказывается эпоха, часто дает пищу для размышлений. Рассмотрим, как некоторые писатели раскрывают тему отцов и детей.

Говорит о конфликте поколений И.С. Тургенев. Его роман «Отцы и Дети», наверное, самый классический пример столкновения взглядов людей разных поколений. В романе чётко прослеживается линия взаимоотношений Евгения Базарова и Павла Кирсанова, противопоставляемых друг другу. Молодой юноша утверждает, что: «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», тогда как Кирсанов, представитель прошлого поколения, отрицает нигилистические взгляды Базарова.

Павел Петрович пламенно отстаивает свою точку зрения, пытаясь доказать Базарову нелогичность и неправильность его суждений. В таких отношениях, накаленных до предела посредством вызова на дуэль, можно увидеть отражение конфликта поколений. Таким образом, взаимодействие Павла Кирсанова и Евгения Базарова становится иллюстрацией проблемы поколений – нежелания слышать и слушать друг друга.

В каких еще произведениях между героями разных поколений происходит непонимание? Например, в пьесе Грибоедова «Горе от ума». Образ жизни и мировоззрение Александра Чацкого противопоставляется «фамусовскому обществу», представители которого живут устоями прошлого. Чацкий говорит: «Служить бы рад, прислуживаться тошно», -этой фразой он характеризует ценности «фамусовского общества» и высказывает свое непринятие этого жизненного принципа. Люди прошедшего поколения в произведении «Горе от ума» видят цель в жизни только лишь в чинопочитании, с помощью которого можно добиться высокого статуса. Чацкого даже называют «безумным», когда он демонстрирует свои нравы, отличные от отбывшего поколения. Так, читатель наблюдает столкновение устаревшей модели поведения «фамусовского общества» с новыми веяниями, представленными в образе Александра Чацкого.

Проблему отцов и детей затрагивает также Шолохов в своем романе «Тихий Дон». Можно наблюдать конфликт поколений в определенном эпизоде. Пантелей Прокофьевич заставляет деда Гришаку снять знаки военного отличия, выдававшиеся во времена императорской России, ведь «При Советской власти нельзя, закон возбраняет». Однако дед Гришака не поддается всеобщему страху перед красноармейцами и остается верен своей правде: «я мужикам не присягал». Такой поступок деда совершенно не одобряет Пантелей Прокофьевич, для него подобные моральные принципы устарели и не имеют веса. И нельзя рассудить, кто прав, а кто виноват: оба человека отстаивают значимое для себя: честь и достоинство, жизнь. Одно можно сказать с уверенностью. Шолохов в этом эпизоде отлично показывает различие между нравами поколений.

Еще немало авторов обращалось к проблеме отцов и детей: Пушкин, Островский, Фонвизин и другие. И каждый подходил к этой теме по-разному, освещая важные для каждого из них аспекты. Но суть конфликта поколений осталась незыблемой. Увы, представители тех или иных идей практически всегда остаются при своем мнении, что не может не сеять раздор между ними. Единственное, как мы можем предотвратить эту проблему в будущем, это попытаться понять людей другого поколения и избежать печальных исходов конфликта, как в большинстве произведений русских художественных писателей.

Выбор редакции
Если вы любите лимоны, это печенье станет вашим любимым. В нем сочетается нежное рассыпчатое песочное тесто и яркий вкус цитрусовых. Если...

Семга... Как много в этом слове. Любите ли вы рыбу семейства лососевых как люблю её я? Есть множество рецептов её приготовления. Семгу,...

Рецепт булочек с банановой начинкой с пошаговым приготовлением. Тип блюда: Выпечка, Булочки Сложность рецепта: Сложный рецепт...

Свекла, 5 штучек; Морковка, 4 штучки;Твердый сыр, 200 граммов;Грецкие орехи, 200 граммов;Майонез;Свежая зелень;Чеснок, несколько...
Пришли холода, но это не значит, что пора вкусных витаминов закончилась. А как же всеми любимое лакомство - солнечная хурма? Это не...
Невероятно вкусный и нежный, сытный и питательный – паштет из куриной печени, готовится быстро и достаточно просто. Из минимального...
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...
И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...
Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...