Открытый урок бедные люди достоевский. Анализ «Бедные люди» Достоевский. Самостоятельная работа в группах


Класс: 10

Цель:

  • познакомить учащихся с жизнью и творчеством Ф.М.Достовевского;
  • развивать монологическую речь учащихся;
  • продолжать работу по воспитанию интереса к русской литературе.

Оборудование: выставка, портрет, презентация, медиапроектор, компьютер.

Запись на доске:

  • “Новый Гоголь явился!” (Н.А. Некрасов)
  • “...Скажем только, что это талант необыкновенный и самобытный, который сразу, еще первым произведением своим, резко отделился от всей толпы наших писателей...” (В.Г.Белинский)
  • “В произведениях г.Достоевского мы находим одну общую черту, более или менее заметную во всем, что он писал: это боль о человеке....” (Н.А.Добролюбов)

Эпиграф: Каждый человек должен быть человеком и относиться к другим как человек к человеку.

Номер урока в теме: 1.

Тип урока – вводный.

Форма проведения – литературная гостиная с элементами театрализации.

Ход урока

Вступительное слово учителя:

Достоевского читает весь мир, впечатление от его романов огромно и неоднозначно. Достоевский сложен и противоречив. Он – величайший писатель-реалист, знаток жизни, гуманист, страстный обличитель социального зла, лжи и лицемерия. Всю свою сознательную жизнь писатель был озабочен судьбой своего народа и человечества.

Он всегда стоял особняком в русской литературе, оставаясь не вполне понятным и оцененным.

Достоевского по праву называют “самым трудным в мире классиком”. Чтобы понять этого писателя, надо узнать логику его мышления, строй его понятий и терминов. Многое у Достоевского “не как у людей”. Он стремился к обособленной оригинальности.

Откуда же, из каких корней возрос этот гений?

Какими были детство и юность писателя?

1 -й ученик:

Федор Михайлович Достоевский родился 30 октября 1821 года в семье врача Мариинской больницы для бедных, в Москве, на Божедомке. Семья жила во флигеле при больнице. Это было импозантное здание дворцового типа, но внутреннее убранство казенной квартиры коллежского советника, штаб-лекаря, было весьма скромным.

Семья со временем разрослась до 9 человек, но ютилась в двух комнатах с передней и отдельной кухней.

Была ли семья бедной? Ведь бедность – основной мотив всех рассказов о детстве Достоевского. Судите сами: отец дослужился до личного дворянства, имел частную практику, содержал прислугу: няню, двух горничных, кухарку, кучера, лакея. При рождении детей нанимали кормилиц, держали четырёх лошадей.

Мать писателя происходила из богатого купеческого рода Нечаевых, имела множество братьев и сестер, которые впоследствии помогали воспитывать детей.: Михаила, Федора, Варвару, Андрея, Веру, Любовь, Николая, Александру. Люба умерла во младенчестве, остальные дети, кроме Михаила и Федора, прожили заурядной жизнью, даже не догадываясь, каким гениальным был Федор.

2 -й ученик:

Отношения в семье строились на полном подчинении воле и капризам мужа, отца.

Михаил Андреевич Достоевский, отец писателя, по всем воспоминаниям, был вспыльчивым, мнительным и строптивым скопидомом. Он пересчитывал тряпки за прачкой, приходил в бешенство, не досчитываясь серебряной ложечки в буфете; постоянно изводил жену придирками, ревностью, подозрениями.

Мать писателя, умершая в феврале 1837 года, была совсем другой: веселая, общительная, хозяйственная, ухватистая, вся в купеческую родню.

До наших дней дошла переписка супругов Достоевских. Она не блещет грамотностью, но вся пронизана какой-то пряничной, приторной нежностью.

И это не могло пройти для Достоевского бесследно. Для писателя вопрос семейных отношений - вопрос громадной важности: все его романы построены на судьбах семьи, на показе развала современной ему семьи.

Учитель: А каково же влияние семьи на самого писателя? Как он воспитывался, к чему приучался в детстве и юности?

3 -й ученик:

Исследователи жизни и творчества Достоевского отмечают, что домашнее воспитание будущего писателя велось правильно и систематично: он знал французский и немецкий языки, отец обучал его даже латыни.

В раннем детстве у Достоевского, как и у Пушкина, была своя “няня” Алена Фроловна. Она рассказывала мальчику о сказочной жар-птице, о подвигах Алеши Поповича, о Синей Бороде. Потом началось самостоятельное чтение. Писателя особенно поразила книга “104 священных истории Ветхого и Нового Завета”. Все литературные новинки были в поле его зрения: прославленные тогда русские исторические романы “Юрий Милославский” Загоскина; “Ледяной дом” Лажечникова; “Стрельцы” Масальского; “Семейство Холмских” Бегичева.

Но на первом месте были Пушкин и Гоголь. Смерть Пушкина поразила Достоевского как личное горе, ведь он любил в поэте все, а особенно его жизнелюбие и гуманизм.

Больше всего привлекали Достоевского “Песни западных славян”. Он прекрасно читал стихотворения и прозу Пушкина своим тихим проникновенным голосом, чаруя слушателей мелодикой стиха. Ф.М.Достоевский, можно сказать, “поклонялся” глубине и изяществу “Евгения Онегина”

Учитель: Если бы не болезнь и кончина “маменьки”, Федор и Михаил Достоевские объявили бы в семье траур по Пушкину. Раздумья о любимом писателе прошли через всю нелегкую жизнь Достоевского. Поэтому возможность выступить на открытии памятника А.С.Пушкина в Москве писатель считал огромной радостью и великой честью, размышлял о том, что же такое ПУШКИН для России и мира.

4 -й ученик: Памятник скульптора А.М. Опекушина был открыт 6 июня 1880 года в Москве на краю Тверского бульвара. А 8 июня в зале благородного собрания Федор Михайлович произнес свою речь. Волнуясь и как-то сутулясь, он поднялся на кафедру и начал читать как-то медленно и неуверенно. Но постепенно его голос окреп, вдохновленная приподнятость мыслей словно сделала его выше, расправила плечи, зажгла огнем темные глаза.

Достоевский говорил о трех периодах творчества Пушкина, между которыми, однако, “нет твердых границ”, причем, отмечал писатель, последний период творчества Пушкина – всечеловеческий. Писатель считал, что среди мировых литературных гениев не было ни одного, который бы обладал такой способностью всемирной отзывчивости, как наш Пушкин. Но основной смысл речи сводился к призванию всех к единению и братству. Свою речь Федор Михайлович закончил словами: “Я говорю лишь о братстве людей и о том, что ко всемирному, но всечеловечески – братскому единению сердце русское, может быть, изо всех народов наиболее предназначено, вижу следы его в нашей истории, в наших даровитых людях, в художественном гении Пушкина”.

5-й ученик: Но великое служение России пером художника особенно поразила его в Гоголе. С приходом Гоголя в литературе свершилось чудо: писатель заговорил о русской жизни такими близкими, проникновенными словами, заставил взглянуть на себя по-новому, так что жизнь показалась совсем не изведанной бездной.

Учитель: Но детство человека не бесконечно, наступает момент, когда он должен покинуть отчий дом, чтобы получить профессию и создать свой дом, свою семью. Настало такое время и для Достоевского.

6 -й ученик:

Сначала братья Федор и Михаил учились в первоклассном Московском пансионе Леонтия Чершака, о котором позднее вспоминали с благодарностью, т.к. пансион отличался строгой дисциплиной, богатой учебной программой, образованными преподавателями. Образование в пансионе пробуждало самостоятельную мысль учеников. Но ничего специфически писательского у Достоевского пока не видно. По окончании пансиона он поступил в главное инженерное училище в Петербурге. Видимо, такой выбор сделан по воле отца, который хотел, чтобы его дети были прочно обеспечены, а окончание училище давало офицерский чин. В училище преобладали шагистика, топография, фортификация, точные науки, и здесь у Достоевского случился первый приступ эпилепсии. В училище писатель жил какой-то внутренней жизнью, напряженной, скрытой от других. Он отличался религиозностью. Был нелюдим, имел мало друзей.

Вся эта внутренняя работа не могла остаться невостребованной. К 1845 году Достоевский полностью перечитал Шиллера, увлекся Бальзаком и здесь-то увидел основную концепцию своего творчества: реализм, разнообразие стихий жизни. Это в глазах писателя объединяло Бальзака, Пушкина и Гоголя.

7 -й ученик:

В 1845 году Достоевский вошел в русскую литературу, не робко, как новый ученик, а смело, веско, сказав свое, новое, слово. Это был роман “Бедные люди”. Сразу после выхода романа в свет о Достоевском заговорили как о крупнейшем писателе натуральной школы. В это время литература переживала период замечательного расцвета.

Все в первом романе было в духе “натуральной школы”: и название, и герои, и пафос отстаивания человеческих прав. По мнению Белинского, это была первая попытка социального романа в русской литературе. И действительно, социальность романа выступала в заострении вопроса о сословном неравенстве, в показе изгоев общества. полных внутреннего достоинства и душевной деликатности. Именно таковы Макар Девушкин и Варенька Добросёлова. Они не мечтают ни о каких благодетелях, ни о каких спасителях, а живут сами по себе. Но реальность врывается в их узкий мирок и всё ломает, они вынуждены расстаться.

Поразительно то, что свой первый роман Достоевский написал в эпистолярном жанре. Эта форма в литературе считалась аристократической, изысканной. И вдруг Достоевский “потратил” эту форму на обрисовку внутреннего мира “простого чиновника и падшей девицы”. А ведь, в сущности, Достоевский продолжил традицию высоких и чистых чувств. Но, с точки зрения укоренившейся морали и “приличий”. этот мир бедных героев казался вызывающим. И эту же линию Достоевский продолжил в повести “Белые ночи”.

8 -й ученик:

Боль о человеке... Для творчества Достоевского, для его гуманизма трудно найти более точную и емкую формулу. “Белые ночи” - сентиментальный роман из воспоминаний мечтателя. Начнем со слова “мечтатель”, так называет себя сам герой. От чего же он прячется? От других людей, от их любопытных взглядов. Для него всегда существует водораздел: мечтатель и остальные.

Но что означает прибавка “сентиментальный роман”? Это не просто роман, а сентиментальный, т.е. овеянный поэзией сердечного чувства, размывающий контуры реальных событий. И тут мы обращаемся к словам самого заголовка – “Белые ночи”.

Обратим внимание, что все действие романа происходит ночью. В нем даже нет привычного деления на главы, а есть ночи: ночь первая, ночь вторая... всего 4 ночи. Скупа, лаконична и ночная декорация: только набережная канала, на которой встретились мечтатель и Настенька; скамейка, на которой они сидели. Вначале оба героя равны, равны своим несчастьем, одиночеством, бедностью. Выходит, что несчастье их сближает. А счастье – счастье, ее встреча с возлюбленным – разъединяет. Получается, что даже пережитое в эти Белые ночи – все это было не его. Мечтатель понял, что даже эта самая нежность ее, ее забота, ее любовь – были не что иное, как радость о скором свидании с другим, желание повязать свое счастье”. Таков всеобъемлющий гуманизм Достоевского: писатель исполнен “боли о человеке всяком – бедном, неудачливом, забытом – и заставляет разделить эту боль нас, читателей”.

Но Достоевский не ограничился только одним сентиментальным направлением. За 3 года он создает вслед за “Бедными людьми” и “Белыми ночами” 6 произведений. Среди них “Неточка Незванова”, “Двойник”, “Хозяйка”. В этих произведениях то “среда” господствует над личностью, то прослеживаются попытки бунта личности за свои права, то герои одержимы какой-либо идеей. Собственно, на этом закончился первый этап литературного творчества Достоевского. И виной тому или причиной стала общественно-политическая деятельность писателя. Новая идеология – социализм – привлекла писателя проповедью лучшего будущего для человечества, проповедью равенства, эмансипации женщины, критики буржуазной цивилизации.

1 -й ученик:

Именно идеология социализма приводит Федора Михайловича в различные кружки и политические общества, но с сентября 1848 года он останавливает свой выбор на кружке Михаила Васильевича Петрашевского, регулярно посещал его “пятницы”. “Петрашевцы” были идейными наследниками декабристов, но общество уже не состояло из одних дворян, здесь были и разночинцы. “Петрашевцы” были арестованы, даже не начав действовать, а лишь составив “заговор идей”.

Но Достоевский по своим убеждениям никогда не был революционером, в его сознании преобладают истины Евангелия, и социализм он принял как ветвь христианства. “Пятницы” Петрашевского привели Достоевского к аресту и приговору к смертной казни. Но затем в числе других писатель был помилован и получил 4 года каторги и поселение в Сибири. Приговор был оглашен 22 декабря 1849 года, а 23 января 1850 года Достоевский по этапу был доставлен в Омск, каторжный острог. В книге “Записки из мертвого дома” он подробно описал жизнь каторжан. Пребывание на каторге, а затем служба рядовым внесли определенные изменения в мировоззрение писателя. В 1858 году Достоевский, дослужившийся до прапорщика, подает в отставку “по болезни”. Годом ранее он был восстановлен в гражданских правах, и ему было возвращено потомственное дворянство.

Хотя в чем-то Достоевский и отказался от своих прежних идей, но он остался верен одной главной идее – идее правды жизни. Во 2-й половине 19 века в русской литературе стал преобладать жанр романа. Достоевский- романист наряду с Толстым занял одно из первых мест в русской литературе. В своих романах он показывал безгранично богатый жизненный материал. Затрагивал такие стороны общественной и социальной жизни, мимо которых проходили другие писатели-романисты. И сила таланта Достоевского проявилась в изображении современной ему мятущейся личности, в критике неустроенности современного общества.

В 60-70 -е годы 19 века писатель создает “свои великие романы”: “Преступление и наказание”, “Идиот”, “Бесы”, “Подросток”, “Братья Карамазовы”.

2 -й ученик:

Путь Достоевского к роману “Преступление и наказание” был долгим. Задуман он был еще в начале 50-х годов. Тягостный и мучительный 1864 год дает писателю обильный материал для задуманного произведения. После смерти брата Федор Михайлович оказывается в страшной нужде, над ним нависает угроза долговой тюрьмы. Весь год писатель был вынужден обращаться к петербургским ростовщикам. Не жалея здоровья, просиживал за работой до 6 часов утра, пытаясь спасти общее с братом детище – журнал “Эпоха”. Достоевский все же не может выбиться из нужды и доводит сумму своего долга до 25 тысяч рублей. Он перестает бороться за журнал и возвращается к своему основному делу – писательскому ремеслу.

Основной вариант романа сложился к осени 1865 года. Но он разрастался, становился объемнее и сложнее. Кажется, работа над романом вот-вот успешно закончится, и вдруг осенью 1866 года Достоевский опять попадает в исключительно трудные обстоятельства: он вынужден одновременно с работой над “Преступлением и наказанием” напряженно работать и над другим романом - “Игрок”. Дело в том, что по контракту с издателем Стелловским он должен был представить новый роман к 1 ноября. Поэтому лишь в ноябре 1866 года Достоевский диктует последнюю, шестую, часть романа и эпилог “Преступления и наказания”, которые печатаются в декабрьском номере журнала “Русский вестник”. И только в марте 1867 года роман “Преступление и наказание” выходит отдельным изданием.

Выходу романа предшествовали многие трудности: и финансовые, и психологические, и нравственные искания не оставляли писателя. Но основной проблемой стала нехватка времени для написания очередного произведения по кабальному договору. И в это труднейшее для писателя время судьба в лице Милюкова и профессора стенографии Ольховского преподнесла Фёдору Михайловичу, наверное,самый щедрый подарок -знакомство с главным человеком всей его жизни, и писательской, и человеческой. Предлагаем вашему вниманию небольшой фрагмент, рассказывающий эту трогательную историю.(см. Приложение 1 ).

Еще два романа выходят в свет после “Преступления и наказания”, это “Подросток” и “Идиот”. И все эти годы в душе и в мыслях писателя зреет замысел нового романа, романа-дилогии, объединяющего в себе прошлое и будущее.

3 -й ученик: “Братья Карамазовы” - последний, итоговый, самый великий роман Достоевского. В его основу положена драматическая интрига – убийство лица, явившегося средоточием страстей. Убийство из ненависти и мести, из-за денег, из-за ревности. Чисто житейская основа придает естественность интриге, полноту и убедительность мотивировкам.

“Братья Карамазовы” - самый сложный и самый понятный по сюжету роман Достоевского. Семейное начало, обычно обнаруживавшееся в романах писателя и оказывавшееся на периферии, здесь положено в основу повествования. Действие развивается стремительно, все роли обозначаются сразу. Роман органичен, ясен, национальная русская стихия господствует во всех его клеточках.

Новым словом в художественном повествовании явились сцены народных страданий, взятые с натуры. В основу сюжета положена слышанная Достоевским на каторге история заключенного в Омском остроге отставного поручика Ильинского, “отцеубийцы из дворян”. Ильинский был осужден ошибочно, убийцей был его младший брат, желавший единолично получить наследство. Роман опирается на многое из того, что автор наблюдал в жизни или разузнавал специально. Достоевский писал иногда в жару личных переживаний: у него умер сын Алеша трех лет, и он назвал Алешей одного из героев романа.

В “Братьях Карамазовых” поставлен вопрос о смысле бытия. Эту проблему обсуждали все герои романа. Писатель приходит к выводу, что ни одна существовавшая в мире система государственного устройства не защищает права каждого человека. Спасение только в обновлении самого человека. Старец Зосима говорил: “Будут братьями, будет и братство”. Это – выражение основного жизненного принципа писателя. В учении Достоевского, конечно, много спорного и неверного, но общий вывод – смысл жизни в том, чтобы знать, зачем жить.

А жить надо, по Достоевскому, чтобы был мир между людьми, во имя их процветания, совершенствования. Сами братья из семейства Карамазовых разбились в разные стороны. Но принцип “братства” остался и завещан писателем будущему.

Думаю, что пришло время подвести итоги нашего знакомства с писателем и его творчеством. Каждый из вас, готовясь к уроку, узнавал какую-либо грань этой великой и неоднозначной личности. Дома вы напишете сочинение-миниатюру “Достоевский, каким я вижу его.”.

Также напоминаю, что вы получали заранее задания по группам к роману “Преступление и наказание”:

  • 1 группа -Петербург Пушкина
  • 2 группа - Петербург Гоголя
  • 3 группа - Петербург Достоевского.

Всем спасибо, жду вас на следующем уроке.

P.S. Презентацию каждый учитель создает в соответствии со своими задачами, у меня она служила иллюстративным материалом к выступлениям учащихся, включала в себя портреты Ф.М.Достоевского разных авторов, различные фото, иллюстрации к произведениям писателя, фрагменты кинофильмов.

Уроки 105–106 ВСТРЕЧА С Ф. М. ДОСТОЕВСКИМ, МЫСЛИТЕЛЕМ, ХУДОЖНИКОМ И ЧЕЛОВЕКОМ (ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА)

30.03.2013 16305 0

Уроки 105–106
Встреча с Ф. М. Достоевским,
мыслителем, художником и человеком
(Очерк жизни и творчества)

Цели : углубить представление учащихся о Достоевском, мыслителе, писателе и человеке; пробудить интерес к его творчеству; выяснить, чем вызван громадный интерес к романам Достоевского в наше время.

Наглядные пособия : портрет писателя, альбом Ф. М. Достоевского.

Ход уроков

Эпиграф к урокам :

Я скажу вам про себя, что я – дитя века, дитя неверия и сомнения. Каких страшных мучений стоило и стоит теперь эта жажда верить.

Ф. М. Достоевский

I. Вступительное слово учителя.

Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского

Федор Михайлович Достоевский (1821–1881) – выдающийся писатель-мыслитель, талантливый журналист и публицист. Художник К. Трутовский оставил нам портрет Достоевского: высокий лоб, широко расставленные глаза, правильной формы губы и нос, негустые волосы светлого цвета и едва заметная борода. Решительный взмах темных бровей – и выражение лица грустное, разочарованное, немного суровое и одновременно сочувственное.

Э. М. Румянцева: «В Достоевском, действительно, сочетались самые противоречивые качества: доверчивость и простота – с болезненной мнительностью, замкнутость – с искренностью и откровенностью, сердечность и участие – с отчужденностью, принимаемые подчас за высокомерие, неудержимая страстность – с непроницаемостью, серьезность – с легкомыслием».

Жизнь, личность и творчество писателя сложны и полны драматизма.

II. Беседа с учащимися о жизни и личности Ф. М. Достоевского.

Вопросы.

1. Расскажите об основных событиях и впечатлениях детства и юности Достоевского, повлиявших на формирование его мировоззрения.

2. Какую роль в жизни писателя сыграло знакомство с В. Г. Белинским? Что взволновало великого критика в романе Достоевского «Бедные люди»? (Роман «Бедные люди» (1845) был прочитан Григоровичем и Некрасовым. «Вдруг звонок, чрезвычайно меня удививший, и вот Григорович и Некрасов бросаются обнимать меня, в совершенном восторге, и оба чуть сами не плачут», – вспоминал Достоевский. Вскоре рукопись прочитал В. Г. Белинский. «Да вы понимаете ль сами-то, что это вы такое написали!.. Вам правда открыта и возвещена как художнику… Цените же ваш дар и оставайтесь верным и будете великим писателем », – повторял Белинский начинающему писателю. Критик нашел, что роман «весь, в целом, – превосходен», что в нем заключена «страшная простота и истина» .

В романе «Бедные люди» Достоевский раскрыл сложный, богатый духовный мир человека «маленького», униженного и оскорбленного, задавленного жизнью. «Ведь это тоже люди, ваши братья!» Герои романа Макар Девушкин и Варенька Доброселова – люди изумительной душевной чистоты.)

3. Какие идеи объединяли людей в кружке М. В. Петрашевского? За что и как были наказаны петрашевцы? (С 1847 г. Достоевский стал посещать «пятницы» М. Петрашевского – социалиста-утописта. Петрашевцы мечтали о свободе, о социальной справедливости всех людей. Достоевский высказывался за немедленную отмену крепостного права в России.

В апреле 1849 г. писатель прочитал на собрании запрещенное «Письмо Белинского к Гоголю», исполненное, как сказано в донесении провокатора Антонелли, «дерзкого вольнодумства».

Достоевского вместе с другими петрашевцами арестовали и отправили в Петропавловскую крепость. Восемь месяцев рассматривалось дело арестованных. Все были поражены жестокостью приговора: «подвергнуть смертной казни расстрелянием» . Церемония казни состоялась 22 декабря 1849 года на Семеновском плацу в Петербурге. «Момент этот был ужасен», – писал один из петрашевцев Д. Ахшарумов. Но через несколько минут был зачитан другой приговор, по которому «…возвещалось дарование Государем императором жизни и, взамен смертной казни, каждому по виновности, особое наказание». Достоевский был осужден на 4 года каторги в Сибири.

Из письма Ф. М. Достоевского брату Михаилу: «…Брат! я не уныл и не упал духом… Через четыре года будет облегчение судьбы… Как оглянусь на прошедшее да подумаю, сколько даром потрачено времени, сколько его пропало в заблуждениях, в ошибках, в праздности, в неумении жить… так кровью обливается сердце мое. Жизнь – дар, жизнь – счастье, каждая минута могла быть веком счастья… Брат! Клянусь тебе, что я не потеряю надежду и сохраню дух мой и сердце в чистоте. Я перерожусь к лучшему. Вот вся моя надежда, все утешение мое» .)

4. Какую роль в жизни Достоевского сыграла встреча с декабристами?(В Тобольске, в пересыльной тюрьме писатель и его единомышленники прожили 6 дней. Им помогали жены декабристов – Ж. А. Муравьева, П. Е. Анненкова и Н. Д. Фонвизина. Они ободряли ссыльных, помогали с продуктами и одеждой, каждого оделили Евангелием – единственной книгой, разрешенной в остроге. Путешествие под конвоем было трудным. Ф. Достоевский вспоминал: «Я промерзал до сердца».)

5. Как изменились взгляды и идеи Достоевского после каторги? (На каторге писатель «узнал» русский народ. «И в каторге между разбойниками, я, в четыре года, отличил наконец людей. Поверишь ли, – писал Достоевский брату, – есть характеры глубокие, сильные, прекрасные… Я сжился с ними и потому, кажется, знаю их порядочно… Если я узнал не Россию, так народ русский хорошо, как, может быть, не многие знают его».

Достоевский увидел на каторге всю меру страдания простого человека, его бесправное положение, покорность. Возродить Россию, спасти угнетенный народ можно, лишь возвратившись «к высшим духовным ценностям добра, любви и милосердия, известным еще с библейских времен» . Объединить людей может христианская религия с ее идеями братства и взаимного сострадания. «Верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа», – говорил Достоевский. Вера в существование нравственного начала посреди всеобщего хаоса и беззакония помогла писателю перенести муки каторги.

Писатель отрицательно относился к революционному движению, не разделял взглядов революционеров-демократов на будущность России.)

6. Расскажите о публицистической деятельности Ф. Достоевского.
(Издание журналов «Время», 1861–1863 гг., «Эпоха», 1864–1865 гг., «Гражданин», 1873 г.)

7. В чем причины огромной популярности Достоевского в наше время?

III. Краткий пересказ содержания романов Ф. М. Достоевского.

1. «Униженные и оскорбленные» (1861)

Рассказ об Иване Петровиче, о том, как он написал повесть о бедном чиновнике. Это личная исповедь Достоевского, его воспоминания о начале своего творческого пути, неутихающая боль за униженного и поруганного человека.

2. «Записки из Мертвого дома» (1859–1861)

Произведение написано после каторги, откуда писатель вернулся примиренным с жизнью. Впервые в литературе Достоевский показал миру жизнь заключенных. Воры, насильники, убийцы, фальшивомонетчики… «Черт трое лаптей сносил, прежде чем нас собрал в одну кучу», – мрачно говорили каторжники. Но даже в закоренелых преступниках Достоевский сумел найти что-то человеческое. По мнению А. И. Герцена, «Записки…» – «страшная книга».

3. «Преступление и наказание» (1866)

Герой романа мучается при виде преступлений, безнаказанно совершающихся у него на глазах. Остаться пассивным, безучастным Раскольников не может. И вот у него появляется мысль, осуществление которой требует переступить через закон.

Писатель в мельчайших подробностях описывает сцену убийства, а также исследует психологию убийцы.

4. «Идиот» (1868)

Это книга о прекрасном человеке князе Мышкине, оказавшемся в мире, где царит беспредел, культ денег, где люди не знают жалости, не понимают добро. Князь готов помочь страждущим. Но, к сожалению, ничего не может сделать; он бессилен перед окружающим злом.

В романе поставлен «вопрос о спасении мира верой, красотой, любовью, но ответ на него звучит утопично, неубедительно».

5. «Братья Карамазовы» (1879–1880)

з адумывались как серия романов, но Достоевским был написан только первый. Роман «Братья Карамазовы» – это, по словам литературоведа С. В. Белова , духовная биография писателя, его идейный и жизненный путь от атеизма в кружке Петрашевского (Иван Карамазов) до верующего человека (Алеша Карамазов). Но творческая и жизненная биография Достоевского становится историей человеческой личности вообще, вселенской и всечеловеческой судьбой.

В центре романа – семья Карамазовых, в которой царят ненависть и вражда между Федором Карамазовым и его сыновьями. В убийстве главы семьи повинны и Дмитрий, и Иван, и Алеша, хотя непосредственный исполнитель – Смердяков. Иван проповедовал атеизм; Смердяков решил, что все ему позволено; Дмитрий тоже виноват, он в порыве ненависти к отцу был на грани преступления. Алеша же знал о готовящемся преступлении, но ничего не предпринял. Преступление Карамазовых-детей влечет за собой общее наказание…

В итоге – три брата «через страдание возрождаются к новой жизни».

6. Романы Ф. М. Достоевского «Бесы» (1871–1872),
«Подросток» (1875)

Произведения Достоевского отличает острая злободневность, они наполнены болью и состраданием к человеку, к его истерзанной, искалеченной судьбе.

Домашнее задание.

1. Чтение романа «Преступление и наказание», часть 1.

2. Устно ответить на вопросы :

1) Какими вы видите улицы Петербурга?

2) Расскажите о людях, которых встречал Раскольников.

3) Где живут герои Достоевского? (Раскольников, Мармеладовы.)

4) Зачитайте описание природы. Какова роль пейзажа?

5) Каково значение цвета в произведении Достоевского? (При ответе использовать цитаты.)

Урок-исследование

По теме «Что же, что же делать?»

(по роману Ф.М.Достоевского «Бедные люди»)

Оборудование: портрет Ф.М.Достоевского, иллюстрации к роману, текст романа.

Цель урока:

Знакомство с текстом Достоевского «Бедные люди»;

Развитие навыков аналитического чтения, выразительного чтения;

Воспитание в учащихся чувства сострадания, гуманного отношения к окружающим.

Ход урока

На прошлом уроке мы ознакомились с биографией и особенностями творчества великого русского писателя-реалиста Ф.М. Достоевского, который наряду с Пушкиным, Гоголем, Тургеневым, Толстым, Гончаровым и другими представителями критического реализма завоевывает мировое признание и оказывает большое воздействие на развитие русской и европейской литератур.

  1. Что же сделало его популярным?
  2. Почему его произведения волновали и продолжают волновать читателей сегодня?

Возможно, частичным ответом на вопрос является наше знакомство с его романом «Бедные люди».

Тема нашего сегодняшнего урока «Что же, что же делать?»

Таким вопросом задавались многие литературные герои писателя. Сам же Федор Михайлович тоже ищет ответ на этот мучительный вопрос «Что же, что же делать?», чтобы в мире не было страданий, боли, жестокости и угнетения человеческой личности. Его книги нельзя читать спокойно, без духовного напряжения, его жестокий реализм захватывает, пугает, поражает...

По мнению поэта Д. Мережковского, «книги Достоевского нельзя читать, их надо пережить, выстрадать, чтобы понять и потом они уже не забываются». А физик Альберт Энштейн утверждал, что он дает ему больше, чем любой мыслитель.

(Слова проецируются на слайде)

«В сегодняшнем мире … тревожный набат Достоевского гудит неумолчно, взывая к человечности и гуманизму», - так считает русскоязычный писатель Ч. Айтматов.

Горький утверждал: «Толстой и Достоевский — два величайших гения, силою своих талантов они потрясли весь мир, они обратили на Россию изумленное внимание всей Европы».

Запишите эти высказывания в тетрадь.

  1. Какое из них мы могли бы взять в качестве эпиграфа к уроку?

Ответить на данный вопрос мы сможем несколько позже.

Как отнеслись современники писателя к роману?

  1. Роман имел необыкновенный успех еще до его публикования.

Такой триумф дебютанта был незаурядным событием в истории русской литературы.

По мнению Некрасова, в лице Достоевского новый Гоголь явился.

Известный литературный критик Белинский считал, что «роман открывает такие тайны жизни и характеров на Руси, которые до него никому не снилось».

  1. Обращаясь к Достоевскому, вопрошал: «Да вы понимаете ль сами-то что вы такое написали!... осмыслили вы сами-то всю эту страшнуюправду, на какую вы нам указали?

Вот служение художника истине! Вам правда открыта и возвещена как художнику, досталась, как дар, цените же ваш дар и оставайтесь верным и будете великим художником». Эти слова критика оказались пророческими.

В письме к брату Михаилу Достоевский рассказывает о своем успехе: «... Никогда, я думаю, слава моя не дойдет до такой апогеи, как теперь. Всюду почтение неимоверное, любопытство насчет меня страшное».

Чем объяснить такой успех романа?

(Следуют ответы учащихся)

Какое впечатление произвел роман на вас?

(Следуют ответы учащихся)

Предметом изображения писателя становится маленький человек, его внутренний мир.

Дается определение «маленького человека»

Какие писателю 19 века обратились к теме «маленького человека» в своих проиведениях

«Станционный смотритель А,С Пушкин.

«Шинель» -

Почему повесть о человеке названа «Шинель»?

  1. Вещь заменила человека

Мундир заменил личность, чин заменил человека.

Ценность человека определяется по формальным признакам, по внешним данным — одежде, чину, дому... Но иначе быть не может: такова суть государственного устройства.

Таким образом, Достоевский в своем романе продолжает традиции русской литературы в изображении «маленького человека», неслучайно сам автор утверждает, что «все мы вышли из «Шинели» Гоголя.»

Один из рецензентов романа Константин Аксаков считал, что произведение Достоевского написано решительно под влиянием Гоголя и, следовательно, ничего нового автор «Бедных людей» не привнес в изображение «маленького человека».

Согласны ли вы с этим мнением?

  1. Нет, так как Достоевский показал внутренний мир героев, их душевные переживания, способность к состраданию, готовность прийти на помощь, тогда как у Гоголя Н.В. Акакий Акакиевич одинок, очень замкнут.

Что нового привнес в раскрытие данной темы Достоевский?

  1. Герои говорят о себе сами, в письмах.

Для чего нужно было героям романа переписываться, ведь они живут в одном дворе, даже видят друг друга в окно. Зачем же надо было писать?

  1. Достоевский боится, что его встречи с девушкой дадут повод для сплетен и пересудов.
  2. Чтобы показать внутренний мир героев, ведь герои говорят в письмах о себе сами.
  3. «маленький человек» сам поверяет нам свои переживания и думы?

Это письма — исповеди, письма — признания, письма — откровения.

(высвечивается слайд с определением «эпистолярная форма»)

Какими же предоставлены герои романа Достоевского Варенька Доброселова и Макар Девушкин

Инсценирование

Всего героями написано 55 писем, полных страдания, горя, надежд на лучшее «Что же, что делать?», чтобы хоть что-то к лучшему изменилось в жизни героев.

О чем же письма М. Девушкина и каким предстает он в этих письмах?

Очень хорошо характеризует героев их речь.

Что мы можем сказать о речи М. Девушкина?

Почему Достоевский не принял упреков Белинского в неумении «одолеть препятствия со стороны языка и формы»?

Многие обвиняли Достоевского в многословии главного героя, в косноязычии, на что автор ответил … Им невдогад, что говорит Девушкин, а не я и что Девушкин иначе говорить не может. Роман находят растянутым, а в нем слова лишнего нет» Современный лингвист Виноградов отметил эту манеру, как достоинство произведения: «Мелкий чиновник впервые у Достоевского говорит так много и с такими тональными вибрациями».

Переход к Вареньке Доброселовой

Вывод. Впервые в романе Достоевского показана жизнь маленьких людей изнутри раскрыта так правдиво и подробно. Убедительно показано внутреннее богатство «маленького человека», красота, высокая культура чувств. Любовь к Вареньке выпрямляет его, в нем происходит настящий переворот: « и я обрел душевный покой и узнал, что я не хуже других, что только так, не блещу ничем. Лоску нет, тону нет, но все-таки я человек, что сердцем и мыслями я человек.»

Так Достоевский показал нам, как много прекрасного, благородного и светлого лежит в самой ограниченной человеческой натуре.

Заключение.

Что же делать?

Для себя Достоевский решил этот вопрос таким образом:

Старался выразить тайну человеческой души.

А как вы бы ответили на этот вопрос, прозвучавший в начале уолка?

Домашнее задание.

Подготовить сообщения «Двойники М. Девушкина»

Традиции и новаторство Достоевского в романе «Бедные люди»


Урок литературы в 10 классе.

«Больная совесть наша» (Ф.М.Достоевский)

Цель цикла уроков по творчеству Ф.М. Достоевского:

- познакомитьс биографией и творчеством Ф.М.Достоевского, показать актуальность затронутых Достоевским тем.

Задачи урока:

образовательные

Познакомить с биографией Ф.М.Достоевского, проследить связь биографии с эволюцией мировоззрения писателя

развивающие

Развивать логическое мышление, умение обобщать и делать выводы

воспитательные

Формировать нравственные ориентиры учащихся

Тип урока : урок-объяснение нового материала

Форма урока : урок-исследование

Ход урока:

« Человек есть тайна. Её надо разгадывать, и если будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком»,- писал брату Михаилу семнадцатилетний Фёдор Достоевский.

Сегодня мы с вами начнём знакомство с удивительным писателем и его творчеством. Тема нашего урока « Художественный мир Ф. М. Достоевского». Сразу хочу сказать, что многим будет очень непросто читать книги Достоевского. Вы ещё очень молоды, и вопросы, которые ставит Достоевский, впервые встанут перед вами.

Человек для Достоевского сложен, неисчерпаем, неожидан, «глубок, как море». Душа человека- это не сумма психологий, которую в принципе можно вычислить. Это нечто более сложное, ещё недоступное познанию. Достоевский писал: « Законы духа человеческого столь ещё неизвестны, столь неведомы науке, столь неопределённы и столь таинственны, что нет и не может быть ещё ни лекарей, ни даже судей окончательных».

Поиск ответов на вопросы: Зачем мы? Куда идем? Кто мы? – приводят нас к Достоевскому.

Достоевский принадлежит к тем писателям, биография которых тесно связана с творчеством, к тем писателям, которые смогли раскрыть себя в своих художественных произведениях. Вот почему ему удавалось так глубоко проникать в загадку человека. Разгадывая её, Достоевский разгадывает тайну собственной личности, и, наоборот, свою судьбу он проецирует на судьбу своих героев.

Сегодня мы с вами будем говорить о том, как пришёл Ф.М Достоевский в русскую литературу. Как сложилась жизнь писателя? Как складывалась его творческая судьба? Что повлияло на формирование мировоззрения писателя?

Итак, Достоевский ушёл на каторгу революционером и атеистом, а вернулся монархистом и верующим человеком. « Если вдруг окажется, что существование Христа вне Истины, я предпочту остаться с Христом, нежели с Истиной»,- писал Достоевский.

Попробуйте самостоятельно сформулировать основную проблему нашего сегодняшнего урока.

Как повлияли жизненные события на формирование нового мировоззрения писателя? Как изменилась личность писателя в связи с формированием новой мировоззрения?

Мне будут помогать ребята, которые получили индивидуальные задания. По ходу беседы мы будем составлять опорную хронологическую таблицу, которая поможет нам проследить эволюцию его мировоззрения.

Итак, мы все родом из детства. Каким же было детство Ф.М. Достоевского?

ДЕТСТВО ДОСТОЕВСКОГО. ГОДЫ УЧЕНИЯ.

Отец писателя Михаил Андреевич Достоевский происходил из старинного литовского рода, но сам он был сыном священника, то есть разночинцем. Ещё юношей Михаил Андреевич Достоевский порвал с родными и приехал в Москву, поступил в Медико- хирургическую академию и окончил её. Он принимал участие в Отечественной войне 1812 года, затем вышел в отставку и стал врачом Мариинской больницы для бедных.

Здесь 11 ноября 1821 года родился второй сын Достоевских - Федор. Через год семья перебралась во флигель больницы, где прошли детские и отроческие годы будущего писателя.

Михаил Андреевич был человеком нелюдимым, раздражительным и вспыльчивым. Семью свою он держал в строгости и придирчиво следил за поведением каждого члена семьи.

Мать писателя происходила из купеческой семьи. Она в отличие от своего мужа обладала жизнерадостным характером, была хорошо образованна: любила поэзию, прекрасно играла на гитаре, пела. К матери Фёдор Михайлович относился с необычайной нежностью. Семья Достоевских вела замкнутый образ жизни. Фёдор рано стал всматриваться в окружающих его людей, задумываться над их судьбами и взаимоотношениями. Его можно было часто видеть среди больных, гулявших в саду. Его тянуло к этим бледным, печальным, измученным недугами людям. Иногда он вступал с ними в разговор, хотя родители запрещали ему это делать. Ему хотелось понять их, узнать, как они живут. Немало и других печальных картин видел мальчик. Вокруг жили люди преимущественно бедные, неимущие, вечно озабоченные поисками хлеба насущного. Детские наблюдения и впечатления не прошли бесследно. В мальчике рано пробудилось чувство справедливости и непримиримости ко злу.

Детство писателя скрашивала дружба со старшим братом Михаилом. Их объединяли общие интересы, они оба любили читать и часто делились друг с другом впечатлениями о прочитанном. Больше всего братья любили Пушкина, большинство произведений которого знали наизусть. Любовь к Пушкину Достоевский пронёс через всю жизнь. Гибель Пушкина воспринял как величайшее горе.

Начиная с 1831 года летние месяцы семья Достоевских проводила в селе Даровое Тульской губернии, которое приобрёл отец. Здесь Фёдор впервые увидел, как живут крепостные крестьяне. В 1833 году он вместе с братом Михаилом был отдан в полупансион француза Сушарда, где особое внимание уделялось изучению словесности.

После смерти от чахотки тридцатисемилетней Марии Фёдоровны Достоевской на руках у мужа осталось семеро детей Потеря жены потрясла и сломила Михаила Андреевича. Он вынужден был подать в отставку. Весной 1837 года отец повёз двух старших сыновей, Михаила и Фёдора, в Петербург для подготовки к поступлению в Главное Инженерное училище. Никакого влечения к военной службе братья не испытывали, но такова была воля отца. Михаила признали не совсем здоровым, и он отправился учиться в Ревель.

А Федор Достоевский 16 января 1838 года был зачислен в училище и перебрался в Инженерный замок, где оно располагалось.

Какие черты характера сформировались у Достоевского в детстве?

(Пытливый ум, наблюдательность, не было внутренней гармонии, ранимый, впечатлительный, рано начал задумываться над основами самой жизни и не только своей, но и жизни окружающих)

ИНЖЕНЕРНОЕ УЧИЛИЩЕ.

Михайловский, или Инженерный, замок ещё до переселения в него тревожил воображение Фёдора красотой архитектуры и романтической своей историей. Даже в этом, лучшем из военных училищ, царила гнетущая атмосфера и жестокие нравы. За малейшее упущение начальство строго взыскивало. За расстёгнутый воротник или пуговицу сажали в карцер, ставили у дверей на часы с ранцем за спиной и тяжёлым ружьём в руке, причём ружьё не разрешалось опускать на пол. Жизнь новичка была не лучше каторги. Фёдор получил прозвище «рябец»(«рябчиками» военные презрительно называли штатских) и должен был выносить всевозможные издевательства, изобретаемые теми, кто проучился уже несколько лет. Весьма остроумным считалось налить воды в постель новичка, вылить ему холодную воду за шиворот, выплеснуть на бумагу чернила и заставить «рябца» слизывать. Во время приготовления уроков как только уходил дежурный офицер, ставили стол и заставляли новичков пролезать под ним на четвереньках. С другой стороны стола его встречали кручёными жгутами и хлестали, куда попало. Если «рябец» заплачет или вздумает отбиваться, то его так изукрасят, что один путь - в лазарет. И там он обязан молчать и объяснять своё увечье тем, что споткнулся, разбился, упал с лестницы. Иначе несдобровать. « о товарищах ничего не могу сказать хорошего»,- писал Фёдор отцу. Начальство прекрасно знало обо всём происходящем, но закрывало на это глаза, полагая, что раз так заведено, не нам менять. Буйные выходки студентов и жестокость расправы с ними были равно отвратительны. Фёдор болезненно переживал всякое унижение человеческого достоинства и потому сторонился и товарищей, и начальства. Пребывание в училище ему давалось нелегко, он не желал ни повиноваться, ни повелевать. Но годы, проведённые в Инженерном училище, были временем напряжённой внутренней работы. Достоевский добросовестно изучал специальные предметы, предусмотренные программой, но с большим увлечением занимается историей, литературой и зодчеством. Круг чтения Достоевского необычайно широк. В эти годы он открыл для себя Гоголя. Именно Гоголю Достоевский был обязан тем обострённым вниманием, с каким он стал вглядываться в окружающую жизнь, видеть трагизм повседневной жизни.

Глубоко потрясло молодого Достоевского известие о смерти отца. Обстоятельства его смерти остались не выяснены. Однако, по слухам, он был убит своими собственными крестьянами. В этом был убеждён и Фёдор Михайлович. Именно тогда с ним случился первый припадок тяжёлой болезни- эпилепсии, которой он страдал до конца своих дней.

В 1843 году Достоевский окончил училище и был зачислен на службу в Инженерный департамент, но через год вышел в отставку и стал профессиональным литератором. « Насчёт моей жизни не беспокойся, - пишет он брату.- Кусок хлеба я найду скоро. Я буду адски работать. Теперь я свободен». Первым литературным опытом был перевод романа Бальзака «Евгения Гранде», опубликованный в 1844 году. Работа над ним явилась для Достоевского пробой пера. После выхода романа он почувствовал, что готов к самостоятельному творчеству.

Я хотела бы задать вам вопрос: «Как повлияло пребывание в училище на формирование личности, внутреннего мира писателя?»

(Только усилило внутреннюю дисгармонию, во-первых, попал туда, не имея ни желания, ни склонности, во- вторых, его представления о несправедливом жизненном устройстве и о сложности человеческих отношений только усилились, укрепилось представление о том, что есть жертвы и есть мучители

НАЧАЛО ЛИТЕРАТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Живя в Петербурге, Достоевский внимательно всматривался в окружающую его действительность. Многое ему показалось страшным и непонятным. Всё чаще Достоевский задумывался над участью бедных и обездоленных людей, и у него возникло страстное желание рассказать об их жизни. Почти год Достоевский работал над романом, который назвал « Бедные люди». По совету своего приятеля он познакомил со своим произведением Некрасова, а потом Белинского. Белинский прочитал роман и пригласил молодого писателя к себе. Как вспоминал позднее Достоевский, Белинский с первых минут заговорил пламенно, с горящими глазами: « Да вы понимаете ль сами-то, что это вы такое написали! Много лет спустя писатель вспоминал, что это была самая восхитительная минута его жизни. Роман « Бедные люди» был напечатан в «Петербургском сборнике». Его появление сделало имя Достоевского широко известным среди читающей публики. которая увидела в молодом писателе продолжателя традиций Гоголя.

В центре романа « Бедные люди» история чистой и возвышенной любви чиновника Макара Девушкина и бедной девушки Вареньки Добросёловой. Это роман в письмах. Девушкин трогательно и нежно любит Вареньку, хотя он понимает, что он, пожилой человек, совсем не пара молодой девушке, чувствует, что она умнее и образованнее его. Достоевского интересует не только «бедность» бедного человека, но и искажённое под влиянием нищеты сознание. Достоевский анализирует бедность как особое душевное состояние человека. Физические страдания –ничто по сравнению с душевными страданиями, на которые обрекает бедность. Нищета означает беззащитность, запуганность, униженность, она лишает человека достоинства, бедняк замыкается на своём стыде, ожесточается сердцем. В романе даны пронзительные подробности унижения человека, например, в рассказе Девушкина о том, что он хотел себя немного пообчисть от уличной грязи в департаментской прихожей, но сторож сказал, что он испортит казённую щётку. «Вот они как теперь,- пишет Макар Вареньке,- так что я у этих господ чуть ли не хуже ветошки, об которую ноги обтирают. Об ветошку ноги можно обтереть, а тут щётку можно испортить об человека». Но и в этом маленьком человеке возникло сознание своей человеческой ценности, он впервые оказался кому-то нужен. Любовь к Вареньке выпрямляет его, в нём происходит настоящий переворот, он пишет Вареньке: « И обрёл я душевный покой и узнал, что я не хуже других, что только так, не блещу ничем, лоску нет, тону нет, но всё-таки я человек, что сердцем и мыслями я человек». Но возмущение социальной несправедливостью сменяется у Девушкина покорностью и признанием незыблемости существующих порядков. Он способен сочувствовать и помогать другим, но не может активно выступить в защиту своих прав.

Роман « Бедные люди» открывал собой целый цикл произведений Достоевского, посвящённых жизни различных слоёв населения Петербурга.

Молодого Достоевского волнует проблема сознания бедного человека. Как в «Бедных людях»» и «Двойнике», так и в следующих ранних произведениях - « Господин Прохарчин», « Слабое сердце», «Ползунков»- он продолжает исследовать опасности, грозящие «слабому сердцу», пристально всматривается в человека, разгадывает его.

Собственная биография Достоевского помогла ему найти новую художественную тему- мечтательство. Неудовлетворённость действительностью сближает молодого Достоевского и его героя- мечтателя.

В 1847 году выходит цикл фельетонов под общим названием « Петербургская летопись», где Достоевский пытается объяснить появление мечтателей в жизни. Он считает, что мечтательность возникает на почве неудовлетворённости окружающей действительностью.

Не чувствуя в себе достаточно сил для борьбы, они уходят в вымышленный мир фантазий и мечтаний. Наиболее полно образ мечтателя Достоевский отразил в одном из самых поэтических своих романов «Белые ночи»(1848 год).

к сегодняшнему уроку и записать свои впечатления о произведении и об авторе в свободной форме. Но сначала давайте послушаем финальную сцену романа.

Сцена из « Белых ночей»

Мечтатель.

Мои ночи кончились утром. День был нехороший. Шёл дождь и уныло стучал в мои стёкла; в комнате было темно, на дворе пасмурно. Голова у меня болела и кружилась; лихорадка прокрадывалась по моим членам.

Письмо к тебе батюшка, по городской почте, почтарь принёс,- проговорила надо мной Матрёна.

Письмо! от кого?- закричал я, вскакивая со стула.

Я сломал печать. Это от неё!

О, если б он был вы! - пролетело в моей голове. Я вспомнил твои же слова, Настенька.

Я долго перечитывал это письмо: слёзы простились из глаз моих.

Наконец оно выпало у меня из рук, и я закрыл лицо. Но чтоб я помнил обиду мою, Настенька! Чтоб я нагнал тёмное облако на твоё ясное, безмятежное счастье, чтоб я, горько упрекнув, нагнал тоску на своё сердце, уязвил его тайным угрызением и заставил его тоскливо биться в минуту блаженства,

О, никогда, никогда! Да будет ясно твоё небо, да будет светла и безмятежна милая улыбка твоя, да будешь ты благословенна за минуту блаженства и счастия, которое ты дала другому, одинокому, благодарному сердцу!

Боже мой! Целая минута блаженства! Да разве этого мало хотя бы и на всю жизнь человеческую?...

Настенька.

О, простите, простите меня! На коленях умоляю вас, простите меня! Я обманула и вас, и себя. Это был сон, призрак… Я изныла за вас сегодня; простите, простите меня!

Не обвиняйте меня, потому что я ни в чём не изменилась пред вами; я сказала, что буду любить вас, я и теперь вас люблю, больше чем люблю. О Боже! если б я могла любить вас обоих разом! О, если б вы были он!

Бог видит, что бы я теперь для вас сделала! Я знаю, что вам тяжело и грустно. Я оскорбила вас, но вы знаете- коли любишь, долго ли помнишь обиду. А вы меня любите!

Благодарю! да! благодарю вас за эту любовь! Потому что в памяти моей она напечатлелась, как сладкий сон, который долго помнишь после пробуждения; потому что я вечно буду помнить тот миг, когда вы так братски открыли мне своё сердце и так великодушно приняли в дар моё, убитое, чтоб его беречь, лелеять, вылечить его… Если вы простите меня, то память об вас будет возвышена во мне вечным, благодарным чувством к вам, которое никогда не изгладится из души моей…

Мы встретимся, вы придёте к нам, вы нас не оставите, вы будете вечно другом, братом моим… И когда вы увидите меня, вы подадите мне руку… да?

Вы меня любите по- прежнему?

О, любите меня, не оставляйте меня, потому что я вас так люблю

в эту минуту.

На будущей неделе я выхожу за него. Он воротился влюблённый, он никогда не забывал обо мне… Вы не рассердитесь за то, что я об нем написала. Но я хочу прийти к вам вместе с ним; вы его полюбите, не правда ли?...

Простите же, помните и любите вашу Настеньку.

Отрывки из работ учащихся.

1.На меня повесть произвела огромное впечатление. Я не знал, что одиночество может быть таким безмерным, безграничным, пронзительным и болезненным. Я просто никогда об этом не думал. И совсем не важно, какие причины к этому привели, но уход в мечты не выход- это тупик. И это понимает сам герой, когда говорит, что чего-то другого хочет и просит душа.

Просто физически тяжело было читать строчки, где герой рассказывает Настеньке, о том, что принуждён справлять годовщину своих ощущений, годовщину того, что было прежде так мило, чего в сущности никогда не бывало,- потому что эта годовщина справляется всё по тем же бесплотным мечтаниям.

Герой осознаёт, что пройдут годы, и придёт с клюкой трясучая старость, а за ней тоска и уныние., и надо будет оставаться одному, совершенно одному, даже пожалеть будет нечего, потому что всё, что потерял,- всё было ничто, глупый, одно лишь мечтанье.

Почему- то кажется, что автор переживал такое одиночество или много об этом думал. Когда я читал, казалось, что что- то подобное я тоже чувствовал, хотя, конечно, передать бы свои чувства не мог. Мне трудно было понять, почему герой, понимая тяжесть своего положения, свою обречённость, не попытался удержать Настеньку, ведь она почувствовала его неординарность, способность тонко чувствовать, благородство. Почему он не поборолся за своё счастье?

Читать сначала было трудно, эмоционально трудно, как будто кто- то перед тобой душу выворачивает наизнанку, а в душе столько страданий накопилось. Но хотелось узнать, как Мечтатель дошёл до жизни такой и сможет ли он изменить свою судьбу.

Мне трудно было понять отношение автора к Мечтателю и к его нежеланию бороться за Настенькину любовь. С одной стороны, эта инертность, уход от реальной жизни подвергаются авторскому осуждению, а с другой- Мечтатель не может не быть автору симпатичен, потому что он поэт в душе и поэтизирует даже собственное одиночество и потому, что мир его мечтаний и грёз чист и светел. Он же мечтает не о богатстве,не о власти, а о любви, понимании, красоте, обо всём том, чего лишён в реальной жизни.

По- моему, это роман не о любви, а о том, что, уход в мир мечтаний настолько поглощает человека, что даже такое сильное чувство, как любовь, не может его реанимировать, не может заставить бороться за себя, за любимую. Когда я читала, я думала о том, что мир собственных мечтаний и грёз всегда краше реальности, там всё по твоим законам, там ты творец собственной судьбы, и никакие внешние обстоятельства не могут помешать, там нет несправедливости, унижения, бедности, обид. Погружаясь в этот мир, очень трудно возвращаться назад, в жестокую реальность, герой Достоевского не смог вырваться из собственного мира грёз, даже понимая таящуюся в нём опасность.

«Целая минута блаженства! Да разве этого мало хотя бы и на всю жизнь человеческую!»- говорит герой, оставшись снова в одиночестве. Не знаю, но мне кажется, что мало, человек должен уметь бороться за своё счастье, преодолевать трудности и жить в реальном, а не выдуманном мире, который, как мираж в пустыне.

Мне героя очень жаль, его неумение жить в реальности- это и вина его и беда. Думаю, что и Достоевский герою сочувствует, потому что при всей соблазнительности вымышленного мира героя, его ощущения в реальности очень трагичны.

Мечтатель потерпел поражение в первом же столкновении с действительной жизнью. Он оказался побеждённым даже в маленькой битве за крошечное счастье.

Вы верно почувствовали, что отношение автора к герою двойственное, сложное. С одной стороны, Достоевский утверждает, что призрачная жизнь есть грех, так как она уводит от настоящей действительности, а с другой - подчёркивает творческую ценность этой искренней и чистой жизни, её влияние на вдохновение художника

Это вдохновение художника покупается дорогой ценой, отрывом от действительности, духовным одиночеством. Мечтатель свободно парит в мире фантазий и не умеет ходить по земле. В письме к брату Достоевский точно формулирует «идею» мечтателя: « Внешнее должно быть уравновешено с внутренним. Иначе, с отсутствием внешних явлений, внутреннее возьмёт слишком опасный верх».

Создавая «Белые ночи» Достоевский был увлечён идеями Белинского. Но очень скоро пути критика и писателя разошлись. Белинский считал, что литература должна стать орудием борьбы с самодержавным строем, Достоевский же уже тогда понимал по- другому задачи, стоящие перед литературой. По его мнению, она должна проникнуть в тайники сознания человека, постигнуть сложность и изменчивость характера человека, живущего в мире, полном противоречий, понять, что мешает ему обрести собственное достоинство.

Черты личности?

В начале 1847 года Достоевский окончательно разошёлся с Белинским и его кружком, но не оставил, конечно же, идей, связанных с изменением существующего миропорядка.

РЕВОЛЮЦИОННЫЙ КРУЖОК.АРЕСТ.КАТОРГА.

В марте 1846 года Достоевский познакомился с бывшим служащим министерства иностранных дел Буташевичем- Петрашевским, а начиная с весны 1847 года становится постоянным посетителем его «пятниц.» Позднее, вспоминая об этом времени, Достоевский рассказывал: « Явилась идея, перед которой здоровье и забота о себе оказались пустяками». Идея была спасти Россию, спасти человечество.

На собраниях, которые проходили на квартире Петрашевского, обсуждались политические, философские и социально- экономические вопросы, спорили об учениях социалистов- утопистов. Петрашевцы выдвинули широкую программу демократических преобразований в России, включавшую отмену крепостного права, реформы суда и печати. На собраниях у Петрашевского Достоевский читал вольнолюбивые стихи Пушкина, принимал активное участие в обсуждении вопросов о преобразованиях в России. Он был сторонником немедленной отмены крепостного права, выступал с критикой политики Николая 1, выступал за освобождение русской литературы от цензурного гнёта.

Фёдор Михайлович полон и творческих идей. В январской книжке «Отечественных записок» за 1849 год вышла первая часть романа «Неточка Незванова», в февральской- вторая. Излюбленная тема последних лет- тема мечтательства- зазвучала здесь по-другому. Героиня, взрослея, преодолевает свою мечтательность, крепнет душой, становится сильной, она полна желаний действовать, менять жизнь. Но закончить роман ему было не суждено.

В ночь с 22 на 23 апреля 1849 года по личному приказу Николая 1 Достоевский и другие петрашевцы были арестованы и заключены в Петропавловскую крепость. Почти девять месяцев провёл писатель

в сыром каземате Алексеевского равелина. Во время следствия Достоевский держал себя с достоинством, он отрицал все предъявленные ему обвинения, о своих товарищах вообще отказывался говорить, но следственная комиссия признала Достоевского одним из важнейших преступников. Военный суд признал Достоевского виновным и вместе с другими двадцатью петрашевцами приговорил к расстрелу. 22 декабря 1849 года на Семёновском плацу в Петербурге над петрашевцами был совершён обряд подготовки к смертной казни.

Они были молоды, образованны, талантливы. На предложение исповедаться перед смертью откликнулся лишь один из них, но поднесённый священником крест целовали все. Стоящие на помосте смертники почитали Христа как борца за равенство и братство людей. Фёдор Достоевский был среди тех, кто от исповеди отказался.

На приговорённых надели белые балахоны и колпаки- саваны. Первых трёх привязали к столбам и накинули колпаки на голову, так чтобы было закрыто лицо. Достоевскому надо было идти в третью очередь. До смерти оставалось пять минут. В этот момент он обратился с вопросом к другу Николаю Спешневу: « Мы будем там со Христом?» « Мы будем горсткой праха»,- ответил ему Спешнев. Вдруг раздалась барабанная дробь. Били отбой. Ружья подняли стволами вверх. Привязанных отвязали от столба. Зачитали привезённую бумагу о том, что государь дарит жизнь приговорённым и заменяет смертную казнь на наказание в соответствии с провинностью.

Скажите, пожалуйста, почему был закономерен приход Достоевского в общество петрашевцев?

(Достоевский был молод, энергичен, страстно желал изменить мир, естественно, он хотел перейти от слов и мечтаний к великому делу.)

Достоевский был приговорён к четырёхлетним работам в крепости, а потом должен быть разжалован в рядовы

Сейчас мне сказали, любезный брат, что нам сегодня или завтра отправляться в поход. Я просил видеться с тобой, Но мне сказали, что это невозможно; могу только я тебе написать это письмо. Брат! Я не уныл и не пал духом. Жизнь везде жизнь, жизнь в нас самих, а не во внешнем. Подле меня будут люди и быть человеком между людьми и остаться им навсегда, в каких бы то ни было несчастьях не уныть и не пасть- вот в чём жизнь, в чём задача её. Я осознал это.

Я не потерял надежду! Прощай, брат! Обо мне не тужи.

Наказание писатель отбывал в Омской каторжной тюрьме, а затем в Симбирском линейном батальоне номер 7, расквартированном в Семипалатинске. На каторге Достоевский близко столкнулся с народом. Он был поражён, когда увидел с какой ненавистью обитатели острога относились к дворянам, в том числе осуждённым за политические преступления. Мысль о трагическом разъединении с народом становится одним из аспектов его духовной драмы. Итогом размышлений явился вывод, что передовая интеллигенция должна отказаться от политической борьбы, противопоставляя ей морально- этический путь перевоспитания человека.

Оказавшись в мрачных стенах Омского острога Достоевский больше всего тяготился тем, что не мог писать. Однажды тюремный врач Троицкий, относившийся к Достоевскому с большой симпатией, передал ему несколько листков бумаги и карандаш. Они-то и стали основой знаменитой» Сибирской тетради», куда Достоевский заносил свои наблюдения над жизнью каторги. Почти половина всех записей позднее вошла в «Записки из Мёртвого дома».

Через четыре года Достоевский прибыл в Семипалатинск для прохождения военной службы. После возвращения дворянских прав и разрешения печататься Достоевский стал серьёзно обдумывать план своего возвращения в литературу. Его мучает обилие материала, накопленного за последние годы. Но с чего начать, он никак не может решить. Замыслов было множество: публицистические статьи, повести и романы. « Сибирские» повести создавались Достоевским после почти десятилетнего вынужденного молчания.В Семипалатинске Достоевский написал повести «Дядюшкин сон», « Село Степанчиково и его обитатели».

В начале 1857 года в жизни Достоевского произошло очень важное для него событие: он женился на вдове отставного чиновника Марии Дмитриевне Исаевой. В мае 1859 года Достоевский получил известие о том, что он увольняется по болезни со службы, и в начале июня он навсегда покинул Сибирь. Писатель наконец возвращается в Петербург.

Тридцать один год, вплоть до самой своей смерти, Достоевский посвятил опровержению насмешки Спешнева. Четыре года на каторге Достоевский читал одну книгу- Евангелие, которую подарила ему жена Фонвизина по дороге в Омск. Эта книга коренным образом изменила мировоззрение писателя.

ЖУРНАЛ «ВРЕМЯ»

В декабре 1859 года, ровно через десять лет, Достоевский вернулся в город, с которым у него было связано два самых важных события в жизни: « самая восхитительная минута», когда он стал писателем и Белинский благословил его в литературу, и минута смерти- эшафот. Но после всего случившегося неизбежно должна была начаться новая жизнь. Свои мысли по вопросам общественной жизни и литературы писатель изложил на страницах журнала «Время», который издавал его брат Михаил, Но идейным руководителем и фактическим редактором издания был Фёдор Михайлович. Идейной платформой «Времени» стала теория «почвенничества», разработанная Достоевским.

Писатель считал, что Россия должна развиваться по особому, только ей свойственному историческому пути, который поможет ей избежать революционных конфликтов.

Через весь роман проходит мысль о том, что в мире, где господствует власть денег, жестокость и угнетение, единственной защитой «униженных и оскорблённых» от всех жизненных невзгод является братская помощь друг другу, любовь и сострадание.

Достоевский переключает социальную проблематику в область моральных отношений.

Одновременно с романом « Униженные и оскорблённые» Достоевский опубликовал знаменитые «Записки из Мёртвого дома», одно из самых выдающихся своих произведений, в котором нашли отражение впечатления писателя о страшных годах, проведённых в Омской каторжной тюрьме,

Книга написана от лица каторжника Александра Петровича Горянчикова, осуждённого за убийство жены. Но очень скоро читатель узнаёт, что рассказчик попал на каторгу не за уголовное, а за политическое преступление. С первых страниц«Записок из Мёртвого дома» автор погружает нас в атмосферу острожной жизни.

Писатель рисует целую галерею обитателей каторги. Среди них было немало разбойников и убийц, но основную массу каторжников составляли люди, осуждённые за то, что пытались протестовать против насилия и произвола, выступить в защиту поруганного человеческого достоинства. Достоевский с полным основанием мог заявить, что на каторге встретился не с худшими, а с лучшими представителями народа.

«Записки из Мёртвого дома»- произведение, в котором Достоевский ставит и пытается решить множество проблем. Писатель пытается понять причины, толкающие людей на преступление, его волнует неоправданная жестокость наказаний, которым подвергают преступников, он хочет осмыслить психологию палача и его жертвы, но в каждом преступнике, как бы низко он ни пал, Достоевский пытался увидеть, или, говоря словами самого Фёдора Михайловича, «откопать человека» , выявить в нём то ценное, что сохранилось в нём, несмотря на ужасающие обстоятельства, которые его окружают.

В «Дневнике писателя за 1876 год» Достоевский писал: «Судите русский народ не по тем мерзостям, которые он так часто делает, а по тем великим и святым вещам, по которым он и в самой мерзости своей постоянно вздыхает. А ведь не все же и в народе- мерзавцы, есть прямо святые, да ещё какие: сами светят и всем нам путь освещают! Судите наш народ не по тому, что он есть, а по тому, чем желал бы быть».

Книга о «Мёртвом доме» была восторженно встречена читателями и критикой».« Мой « Мёртвый дом»,- писал Достоевский,- сделал буквально фурор, и я возобновил им свою репутацию

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УЧИТЕЛЕМ

Как под влиянием нового понимания жизни, нового мировоззрения изменились личностные характеристики Ф.М. Достоевского?

(Снисходительность, терпимость, сострадание, милосердие).

Мы с вами подошли к очень важному этапу в жизни Достоевского, работе над одним из самых сложных и самых совершенных его романов « Преступление и наказание». Эта тема требует отдельного разговора. О работе над романом мы будем говорить на следующем уроке. А пока давайте подведём итог сегодняшнего нашего разговора.

Юношеская непримиримость, категоричность, бунтарство, желание изменить мир любой ценой остались к моменту возвращения в Петербург в прошлом, пришло иное понимание жизни, «человек»- вот главная тайна. Пришло понимание того, что менять надо не внешние обстоятельства, а сознание самого человека.

Достоевский понимает, что агрессивность и ненависть разрушительны, созидательны только любовь, милосердие, сострадание. Человеку можно помочь, не изменив мир вокруг него, а изменив его самого, его отношение к миру, к себе, к тем, кто с ним рядом, или, если сказать словами самого же Достоевского «откопать» в нём самом человека.

Достоевский научился верить в человека. И закончить урок хочется словами английского поэта Одена: «Построить человеческое общество на всём том, о чём рассказывал Достоевский, невозможно. Но общество, которое забудет то, о чём он рассказывал, недостойно называться человеческим».


Тема урока: 8 класc
Ф.М. Достоевский «Бедные люди»
Цель: расширить познания учащихся в области русской литературы.
Задача образовательная: познакомить учащихся с произведением Достоевского «Бедные люди».
Задача развивающая: развитие умения анализировать литературное произведение.
Задача воспитательная: воспитание нравственное.
Ход урока:
1.Объявляется тема и задачи урока.
2.Минута поэзии.
3. Вступительное слово о писателе.
4. Чтение и анализ:
Кто главные герои произведения?
Какая история описана в этом произведении? Каково ваше отношение к героям?
Какие чувства вызывают герои? Обоснуйте. О чём это произведение?
Чему оно может научить читателя?
5. Основные вопросы.
Какова авторская позиция по отношению к героям? Как вы думаете, почему автор отказался от оптимистического финала? Придумайте свой вариант финала повести. Раскройте смысл названия повести. Как вы думаете, актуальна ли ли тема «маленького человека»?
Ф.М.Достоевский «Бедные люди»
Краткое содержание. Макар Алексеевич Девушкин – титулярный советник 47 лет, переписывающий за небольшое жалование бумаги в одном из петербургских департаментов. Он только что переехал на новую квартиру в капитальном доме возле Фонтанке вдоль длинного коридора двери комнат для жильцов. Сам же герой ютился за перегородкой в общей комнате. Прежнее его жильё было не в пример лучшее. Однако теперь для Девушкина главное – дешевизна, потому что в том же дворе он снимает более удобную и дорогую квартиру для своей дальней родственницы Варвары Алексеевны Добросёловой. Бедный чиновник берёт под свою защиту 17 - летнюю сироту, за которую кроме него некому было заступиться. Живя рядом они редко видятся, так как Макар боится сплетен. Однако обо нуждаются в душевном тепле и сочувствии, которые черпают из ежедневной переписки друг с другом. История взаимоотошений Макара и Вареньки раскрывается в 31 его и 24 его письмах, написанных с 8 апреля по 30 сентября 184… Первое письмо М. пронизано счастьем обретения сердечной привязанности. Он выгадывает на цветы и конфеты для своего ангельчика, отказывая себе в еде и платье. Варенька сердится на покровителя за излишнее.
Судьба Вареньки такова. Она росла в деревне, но отец потерял место управляющего имением и увёз семью в Петербург. Отец очень много работал, заболел и умер. Мать постигла такая же участь. Вдову, мать Вареньки, с дочерью приютила родственница Анна Фёдоровна, которая позже продала в счёт своих расходов на семью продала Вареньку богатому помещику Быкову, который обошёлся с девушкой жестоко. Она заболела. За ней ухаживал Макар. Целый месяц она была в бессознательном состоянии.
Когда ей стало легче, она боялась, что Быков найдёт её. Это случилось. Быков сказал, что если Варенька за него не выйдет, то он женится на богатой купчихе. Но Варенька всё – таки выходит за него. Макар это тяжело переживает.
Почему такой конец произведения? Справедлив ли он? Как бы вы закончили это произведение?
6. Составление пятистишья о произведении.
«Бедные люди»
Трогательная, волнующая.
Поднимает проблему «маленького человека», не оставляет равнодушным человека, учит милосердию, требует от общества милосердия.
Грустная, трагическая, пробуждающая сочувствие, требующая справедливости.
Боль.
7. Итоги, выводы, оценки. Закончить предложение: Сегодня было интересно…Мне было трудно…Теперь я могу…
8. Д/З Рассказ о Достоевском. Чтение по ролям понравившегося фрагмента. Составить викторину по произведению из 5 вопросов.
Дочитать произведение.

Выбор редакции
Что делать, если диеты не помогают, а голодать не хватает силы воли и возможностей? Остается надежное и проверенное средство — заговор...

Детальное описание из нескольких источников: «молитва за поступление ребенка в вуз» - в нашем некоммерческом еженедельном религиозном...

При своевременно назначенном и эффективном лечении анализ крови СРБ покажет уменьшение концентрации белка уже через несколько дней....

У многих есть мечта: иметь доступ к неиссякаемому фонтану достатка и прибыли. Если получится, то на постоянной основе. А что вы можете...
Во всех клиниках «Медок» можно сдать анализы практически всех популярных типов. В том числе: общий анализ мочи; анализ на яйца остриц и...
Современный человек, живущий в большом городе, наполненном суматохой, шумом и соблазнами, не очень склонен верить в духовные чудеса. Но...
Всем невозможно нравиться. Даже если человек очень добрый и милый, это не дает ему стопроцентной защиты от зависти . А зависть - чувство...
Религиозное чтение: самая сильная молитва матери о замужестве дочери в помощь нашим читателям.В прошлом столетии ученые провели...
К причинам появления язвенной болезни относят длительные стрессы, отрицательные эмоции, хронический холецистит, желчнокаменную ,...