Откуда появился Дед Мороз: история для детей. Откуда появился дедушка мороз


Всем давно известен и очень полюбился образ Веселого красноносого старика с белой бородой, который разносит подарки детям в канун рождества и Нового Года. У Современного Деда Мороза, есть множество предков и в каждой стране мира они тоже разные, где то - это бродячие продавцы детских игрушек, где то - это веселые трубадуры и гномы поющие Рождественские песни. По одной из версий, происходит от духа холода по имени Трескун (у восточных славян), он же Мороз или Студень.

Образ Деда Мороза

На самом же деле, современный образ Деда Мороза складывался на протяжении веков, и каждая нация и народность вносила свой вклад в данный образ. У Санта Клаусам и Деда Мороза был общий предок, с которым их обоих и связывают – это Архиепископ Николай (Николай Чудотворец). Так как Николай любил при жизни помогать и дарить подарки людям, то отсюда пошел обычай в 19 декабря, в Николин день, дарить подарки, и после того как был принят новый календарь – подарки стали дарить на Рождество, а затем и на . ( …)

Наш же Дед Мороз, который известен большинству детишек стран бывшего СССР – это фольклорный персонаж славянского происхождения.

На протяжении многих веков и поколений восточнославянские народы создавали и передавали из уст в уста, различные сказания, предания, легенды, песни и сказки о прошлом славянской земли.

Сказочный образ Деда Мороза у этих народов связан с – кузнецом, богатырем, который сковывает все в округе «железными морозами». Образ Мороза, так же связан с пургой и сильными зимними ветрами, дующими из Севера, которые в некоторых сказках указывают дорогу заблудившимся путникам.

Известный нам Дедушка Мороз – это особенный и весьма колоритный образ, который ярко выражен как в старославянских сказках (Позвизд, Зимник, Карачун), так и в русском фольклоре и литературе («Снегурочка» Островского А.Н, «Мороз, Красный нос» Некрасова Н.А).

– это древнеславянский бог непогоды, пурги и бури, если Позвизд трясет своей могучей головой, то землю осыпает крупным градом, а вниз с его одеяния сыпется снег и вместо плаща у него развиваются ветра. Стремителен и быстр Позвизд, с невероятной скоростью он перемещается по небесам в сопровождении ураганов и бурь.

– это небольшого роста старик с седой бородой и волосами, развивающимися во все стороны, одетый в белый пуховик - держащий в руках железную булаву. Где Зимник проходит, там жди лютой стужи.

– это самый лютый и свирепый среди всех славянских богов, который разгуливает по земле в компании с ветром и солнцем. Карачун любил потешится, и может насмерть заморозить встречающихся на его пути людей и животных.

Костюм и внешность Деда Мороза

История нарядного костюма Деда Мороза, как и самого образа, зарождалась постепенно. В самом начале, его изображали одетым в длинный плащ, но уже в конце 19 века – его нарядили в красный меховой кафтан (шубу), ну а уже в 20 веке, Дед Мороз был замечен и в синем наряде.

Таким образом, внешность современного Деда Мороза приобрела следующий вид: седой старик с длинной белой бородой, одетый в толстую длинную шубу, на ногах у его валенки, на голове шапка, на руках рукавицы - в одной из которых он держит длинный посох, а в другой мешок с подарками.

Где живет Дед Мороз

Место жительство Деда Мороза однозначно не определено, так как существует масса сказаний и легенд, которые говорят, что Дед Мороз родом из крайнего Севера, другие – что его дом в Лапландии, точно известно лишь одно, что Дед Мороз живет там – где круглый год холодно и студено.

Помощники Деда Мороза

Есть у Деда Мороза и помощники, и прежде всего это Снегурочка. Снегурочка – это так же героиня русского фольклора и литературных произведений. Снегурочка, это уникальны образ присущий лишь для русской культуры и культур тесно с ней связанных, нигде более вы не встретите женского персонажа. Помогают Морозу Ивановичу и зверьки, и животные, и птички и сама природа.

Отношение к Деду Морозу

Отношение Русской Православной Церкви (РПЦ), к современному образу Деда Мороза неоднозначно и противоречиво, с одной стороны - как к языческому древнеславянскому божеству и колдуну, а с другой стороны - как к русской глубоко укоренившейся традиции и персонажу, который имеет общие корни со Святым Николаем. В 2001 году, Епископом Вологодским и Великоустюжским Максимилианом - было предложено следующее: РПЦ поддержит и признает Родиной Деда Мороза – Великий Устюг в том случаи, если дед мороз примет крещение, но так как Дед Мороз – это, прежде всего образ, то крестить образ невозможно, да быть может он уже давно крещен, ведь не зря ведь говорят Крещенские Морозы…

Миссия Деда Мороза

Каким бы не был этот образ Веселого старика - Деда Мороза, будь то он одет в красную или синюю шубу, со Снегурочкой или без неё, на санях, оленях или на автомобиле, важно то, чтоб он приносил в дома, сердца и жизнь детей и взрослых не только подарки, но и веселье, сказку, радость и праздник.

«Здравствуй, Дедушка Мороз, борода из ваты! Ты подарки нам принёс? Очень ждут ребята!» – эти строки знакомы нам ещё с детского сада! Большинство из нас воспринимают этого товарища как сказочного персонажа, который появляется на Новый год и раздаёт послушным детишкам подарки. Давайте подробнее разберём, кто такой Дед Мороз и откуда он вообще взялся.

Когда появился образ Деда Мороза?

Славяне смогли персонифицировать практически все природные явления. Мороз также не был обделён такой честью. Его представляли как белобородого старика в шубе, который был хозяином стужи и зимнего холода . Услышать Мороза можно в зимнем лесу, когда он «потрескивает да пощёлкивает, перепрыгивая с ёлки на ёлку». Обычно он приходил с севера. Разные славянские племена по-своему называли Мороза: Трескунец, Морозко, Карачун, Студенец, Зюзя и т. д.


Вообще, у славян Мороз был в почёте, ведь считалось, что холодная снежная зима обеспечит хороший урожай. Поэтому существовал обряд под названием «Кликанья Мороза», когда его угощали ритуальной пищей в виде блинов и кутьи.

Много информации о Морозе можно почерпнуть из народного творчества. Во многих сказках он испытывал главного героя, который мог быть щедро одарен или заморожен насмерть.

Многие писатели 19-го века описывали этого персонажа в своих сказках, опираясь именно на славянскую мифологию. При этом с Новым годом или Рождеством он не ассоциировался, но кое-какие атрибуты современного Деда Мороза уже имел. В советском кинофильме «Морозко» можно увидеть непосредственно такого персонажа.


Но всё же, начиная со второй половины 19-го века Дед Мороз начал сопоставляться с новогодними праздниками . Так он стал исполнять роль «рождественского деда», который подобно Николаю Угоднику на Западе, дарил подарки послушным русским детям.

Уже в начале 20-го века Дедушка Мороз был очень похож на современника, но с уклоном к рождественским традициям. Однако в 1929 году комсомол строго-настрого запретил празднование Рождества и, соответственно, Мороз Иванович ушел в отпуск на несколько лет.

Возрождение Деда Мороза в привычном для нас виде произошло на Новый 1936-й год! Тогда же официально была проведена первая в Советском союзе новогодняя ёлка, где он появился вместе с внучкой Снегурочкой. Стоит отметить, что Дед Мороз задумывался как персонаж, рассчитанный на детскую аудиторию.

Кстати, в СССР пытались ввести такого персонажа, как Мальчик Новый год, который фигурировал в качестве приемника Деда.

Как выглядит настоящий Дед Мороз

Западная культура иногда заставляет путать облик нашего Деда Мороза с атрибутами Санта Клауса. Давайте-ка разберёмся, как должен выглядеть именно русский новогодний Дед .

Борода

Длинная густая борода всегда была неотъемлемым атрибутом нашего Деда Мороза во все времена. Кроме того, что борода указывает на его возраст, она ещё и символизирует богатство и достаток. Интересно, что славяне представляли Мороза с бородой до ног.

Шуба

Дед должен носить красную шубу, расшитую серебром и отороченную лебединым пухом. Не стоит забывать и об обязательном присутствии традиционного орнамента, например, в виде гуськов или звёзд. Сегодня используются шубы и синего, и белого, и даже зелёного цвета, но такой наряд многие, в том числе историки, критикуют, настаивая на том, что для нашего Мороза каноничным выступает именно красный .

Шапка

Дед Мороз носит шапку полуовальной формы, как у боярина, однако на её лицевой части должен быть треугольный вырез . Цвет, орнамент, оторочка – всё должно соответствовать шубе. Всякие колпаки с кисточкой – это к Санте.

Обувь и прочие принадлежности

Сегодня многие Деды носят кроссовки и кожаные туфли, что совершенно неприемлемо. Это должны быть валенки или сапоги, шитые серебром . Пояс (не ремень!) обязательно должен быть белым с красным орнаментом, что символизирует связь с предками. Варежки также должны быть белого цвета, символизируя святость и чистоту того, что Дедушка Мороз даёт из рук.

Посох

Славянский Морозко использовал палку, чтобы издавать характерный стук, позже посох использовался для сотворения холода и замораживания тех, кто не проходил проверку. Посох по канону должен быть хрустальным или хотя бы серебрённым под хрусталь. Он имеет витую ручку и завершается стилизированным изображением Луны или головы быка.


Так выглядит знаменитый Дед Мороз из Великого Устюга. Одеяние почти в точку.

Мешок с подарками

К детям Дед Мороз приходит не с пустыми руками, а с целым мешком подарков. Его цвет обычно тоже красный. По определению мешок волшебный, т. к. подарки в нём не заканчиваются, по крайней мере, пока он в руках у Деда.

Ну что ж, теперь наряжаясь Дедом Морозом, вы будете знать, на что ориентироваться.

Характер Деда Мороза

В отличие от западного аналога, Дед Мороз не является заядлым весельчаком. Он довольно суровый, но одновременно добрый и справедливый . Дед Мороз по-прежнему любит испытывать людей и только потом одаривать подарками, однако он уже никого не морозит, а просто узнаёт, как вы вели себя в прошлом году, и просит рассказать стихотворение.

Во многих культурах существует персонаж, который дарит детям подарки на Новый год или Рождество. Самый известный во всём мире – это Санта Клаус, который занимает пост доброго дарителя в западной Европе и США.

Не будем проводить подробное сравнение Деда Мороза и Санты, просто запомните, что сани нашего дарителя запряжены тройкой, он не лазает по трубам, не курит трубку и не носит очки . К тому же наш Дед не якшается с эльфами, ведь у него есть внучка Снегурочка.

Пару слов о Снегурочке

Прямой аналогии со славянской мифологией Снегурочка не имеет, хотя есть мнение, что это одна из девушек, которую заморозил Морозко. Первые упоминания о Снегурочке появляются в русском фольклоре, где она описывается, как ожившая девочка, которая была сделана из снега. Позже она фигурирует как дочка Деда Мороза, но в итоге прижился вариант с внучкой.

Сегодня Снегурочка – незаменимый помощник Деда Мороза на всех новогодних праздниках.

Заключение

Дед Мороз – действительно народное достояние, ведь над его образом работали люди разных эпох. Ещё в славянских племенах почитали сурового хозяина стужи, который появляется и в устном народном творчестве, и в сказках русских писателей. До нас он дошел в виде доброго деда, который дарит детям подарки на Новый год.

В отличие от главного новогоднего волшебника, «внучка» не пьет, не приносит подарков, а гораздо выносит на себе перенасыщенного «волшебством» Деда Мороза.

Но кто все-таки такая Снегурочка и какие тайны скрывает этот новогодний образ?

Первая и самая удивительная тайна Снегурочки заключается в ее абсолютной уникальности. Разумеется, современная российская Снегурочка может иметь белорусскую, украинскую и даже казахстанскую сестер, однако, по сути, все они являются продолжение одного образа, окончательно сформировавшегося вместе с советской традицией встречи Нового года.

Так вот, аналогов Снегурочки в мире не существует, если не считать сомнительный образ супруги Санта-Клауса.

Мало того, в отличие от Деда Мороза, Снегурочка не зафиксирована и в русском народном обряде.

Несмотря на это, Снегурка с нами давно - с того самого момента, как в русском фольклоре появилась сказка о девочке из снега, которая ожила.

Фильм «Снегурочка» режиссера Павла Кадочникова. Ленфильм. 1969 год. СССР. На фото: Евгения Филонова, как Снегурочка. Фото: www.russianlook.com

Само собой, на тот момент эта девочка не имела отношения ни к Новому году, ни к подаркам.

По одной из версий, история Снегурочки напрямую происходит из обряда похорон Костромы.

Славянский обряд похорон Костромы представлял собой проводы зимы и одновременно просьбу к силам природы о плодородии земель. По одной версии обряда, чучело девушки топили в реке, по второй - сжигали на костре, как Масленницу. Еще в одном варианте, Кострома насмерть упивалась вином на веселом пиру, что делает ее очень близкой всем любителям застольных новогодних посиделок.

Так или иначе, но с предтечей Снегурочки Костромой расправлялись вполне сознательно. А гибель слепленной из снега девушки во время прыжка через костер - это, если хотите, облегченная версия обрядовой истории.

Если Кострома, являвшаяся по совместительству богиней плодородия, обладала, по мнению славян, довольно противоречивым характером, то Снегурочка изначально выглядела девушкой доброй и наивной.

История восхождения

Перевел Снегурочку из фольклора в литературные персонажи русский собиратель фольклора Александр Афанасьев , который в 1867 году поместил сказки о Снегурочке во втором томе своего исследования «Поэтические воззрения славян на природу».

В 1873 году драматург Александр Островский под впечатлением работы Афанасьева пишет пьесу «Снегурочка». В этой истории Снегурочка предстает в знакомом нам сегодня образе - бледная блондинка в бело-голубой зимней одежде. Здесь-то Снегурочка впервые сталкивается с Дедом Морозом, который оказывается ее... папой. А мамой выступает Весна-Красна, не устоявшая перед мужской харизмой седобородого кудесника. Впрочем, история Снегурочки у Островского невеселая: оставленная у людей на попечении, она становится жертвой непонимания и прыжков через костер.

Интересно, что пьеса Островского была принято весьма холодно, и неизвестно, какая бы карьера ждала Снегурочку, если бы к делу в 1882 году не подключился композитор Николай Римский-Корсаков . Его опера по пьесе «Снегурочка» имела бешенный успех, после чего ледяная девушка начала двигаться к статусу второго новогоднего лица.

Еще в дореволюционный период российские педагоги начинают использовать образ Снегурочки в сценариях рождественские елок. Правда, как правило, речь идет о постановке определенных сцен из пьесы Островского с ее участием. Также фигурки Снегурочки начинают вешать на елку в качестве украшения.

И все-таки на тот момент Снегурочка оставалась исключительно второстепенным персонажем. Решающее преображение наступило в 1935 году, когда в Советском Союзе на официальном уровне стали праздновать Новый год.

Теперь Снегурочка стала «правой рукой» Деда Мороза, посредником в общении между ним и детьми на утренниках. При этом по не вполне ясной причине поменялся их родственный статус. Если у Островского Снегурочка была дочерью Деда Мороза, то в новой версии она предстала его внучкой.

Дед Мороз и Снегурочка с детьми на новогодней елке. Фото: РИА Новости

Хотя нельзя исключать, что данная Снегурочка - на самом деле дочь той, что растаяла во время прыжков через костер. Во всяком случае, у советской Снегурочки склонности к таянию замечено не было.

На праздновании Нового, 1937 года, Дед Мороз и Снегурочка впервые предстали вместе на елке в Московском Доме Союзов. Интересно, что тогда Снегурочка представала в образе маленькой девочки и лишь спустя некоторое время «подросла».

Терем на улице Лагерной

Вполне возможно, что это изменение фактуры было вызвано исключительно практическими соображениями - ведь студентки театральных училищ и начинающие артистки театров справлялись с ролями хозяек детских утренников куда лучше, чем ученицы младших классов.

В отличие от Деда Мороза, судьба Снегурочки еще какое-то время висела на волоске - например, в военный период этот образ из новогодних праздников исчез.

Спасли Снегурочку два известных советских писателя - Лев Кассиль и Сергей Михалков . Именно они писали сценарии кремлевских елок в начале 1950-х годов, и делали внучку Деда Мороза обязательной участницей представлений. Только после этого Снегурочка окончательно «застолбила» себе место подле елки.

Снегурочка настолько добра и безобидна, что постоянно оказывается в заложниках у различной нечисти, имеющей материальные претензии к Деду Морозу. На моей памяти, Снегурочка лишь раз взяла инициативу в свои руку, выручая дедушку. В мультфильме «Когда зажигаются елки» нетипично решительная Снегурочка отправилась на санях в столицу, дабы привезти утерянные Дедом Морозом подарки. И с задачей своей справилась на «отлично».

Снегурочка ныне - девушка самостоятельная, и у нее есть собственная резиденция, расположенная в Костроме. Именно в этих краях, в усадьбе Щелыково, драматург Александр Островский и написал пьесу о Снегурочке. «Терем Снегурочки» по числу посетителей вполне может дать фору резиденции Деда Мороза в Великом Устюге.

Единственной странностью, касающейся места обитания Снегурочки, является ее костромской адрес - живет внучка Деда Мороза на улице Лагерной, дом 38.

Дальние родственницы или просто знакомые?

Самые упертые искатели западных аналогов полагают, что у Снегурочки есть нечто общее со святой Люсией, которая в Германии и странах Скандинавии в период запрета культа святых и, в частности, святого Николая, выступала в качестве рождественской дарительницы подарков детям. В странах Скандинавии и Финляндии праздник святой Люсии, отмечаемый 13 декабря, сохранился и по сей день, и служит своеобразным преддверием к Рождеству.

Есть еще итальянская Бефана, то ли старуха, то ли молодая женщина, являющаяся к детям в ночь на Богоявление, и раскладывающая подарки послушным детям в заранее приготовленные носки. Плохим детям Бефана подкладывает в носки золу. Между прочим, эта дама неплохо известна и российским детям - несколько видоизмененный ее образ описал Джанни Родари в своем «Путешествии «Голубой Стрелы».

Упоминается также и Маланка, участвующая в предновогодних обрядах Бассарабии, Подолии и Галиции.

Однако все эти дамы, разумеется, не идут ни в какое сравнение с нашей уникальной и неповторимой Снегурочкой, которая каждый год избавляет детей от смущения перед седобородым волшебным старцем, а потом безропотно доставляет подгулявшего Деда Мороза в его обитель. Именно поэтому Снегурочка - исключительно наш персонаж, в котором каждая русская женщина может увидеть себя.


  • © Public Domain / Министерство связи СССР
  • © Public Domain / Министерство связи СССР
  • © Public Domain / Министерство связи СССР
  • © Public Domain / Министерство связи СССР

  • ©

Все люди обожают получать подарки. Дети верят, что их приносит добрый волшебник, пока они спят. Взрослые, желая порадовать близких, выбирают для них на Новый год наиболее подходящие сувениры и кладут под елку. Всем настолько приятно приобщиться к созданию чудесного и радостного настроения, царящего в этот праздник, что впору поверить в сказку и ее главного чародея, которого каждый народ величает по-своему. Осталось понять, где живет Дед Мороз и откуда к нам попадает новогоднее волшебство.

Существует несколько версий появления на Руси Деда Мороза. У древних славян было поверье о хозяине зимы и холодной погоды. Звали его Морозко и описывали, как сердитого старика с длинной белой бородой. Он властвовал на земле с ноября по март, и все боялись его способности насылать холода и вьюгу.

Старец был строг, но справедлив. Он наказывал ленивых и злых людей и одаривал добрых и отзывчивых. С тех самых пор родители уговаривают детей быть послушными, чтобы Дед Мороз исполнил загаданные ими желания и принес хорошие подарки.

По другой версии, возникшей после прихода христианства, прообразом Деда Мороза послужил Николай Чудотворец, живший в III веке. Даже в детском возрасте будущий святой постоянно совершал добрые дела и, как мог, помогал окружающим.

Став архиепископом в Ликии, он защищал несправедливо гонимых, похищенных детей, неоднократно спасал моряков во время шторма, вознося молитвы Богу и успокаивая море. Ему приписывается еще множество волшебных деяний и необычайная щедрость к людям.

Николай-чудотворец дожил до глубокой старости и носил седую бороду, что дает основание историкам и исследователям считать Дедом Морозом именно его.

Дети мечтают увидеть волшебство своими глазами. «Где живет Дед Мороз?» – самый часто задаваемый родителям вопрос в канун Нового года.

Кто-то отвечает, что он живет в землях, засыпанных снегом, где в небе переливается разноцветное северное сияние.

Другие считают, что добрый чародей приезжает на оленьей упряжке из Лапландии.

Многие верят, что Дед Мороз живет в России, в городе Великий Устюг. С 1999 года это место официально считается его резиденцией.

Отправиться на экскурсию в дом волшебника – интересное приключение и для детей, и для взрослых.

Город Великий Устюг – краткая информация

Так где же живет Дед Мороз в России? Конечно, на севере, а точнее, в небольшом городе, расположенном в Вологодской области у истока реки Северная Двина.

Расстояние до него от Москвы – 920 км. Население составляет 31 тысячу человек.

Основали город в XII веке князья из Ростова и Суздаля. Поселение постоянно подвергалось набегам и разграблениям, пока в XIV веке не вошло в состав Устюжского княжества. Город рос за счет выгодного положения рядом с торговыми путями и окончательно укрепил свои позиции, присоединившись к Великому Московскому княжеству.

Урон его экономике нанес Петр I после победы над шведами и открытия судоходства по Балтийскому морю. Купцы постепенно покидали город, утративший торгово-транспортное значение. На смену им пришли ремесленники, прославившиеся на всю Россию искусным чернением серебра.

В XVIII веке в Великом Устюге случился страшный пожар, после чего в то время уездный город Вологодской губернии пришлось отстраивать заново. С Советских времен он относится к Вологодской области. Теперь его название широко известно из-за пребывания в нем Деда Мороза и открытия современного парка развлечений.

Достопримечательности города

Большинство памятников архитектуры разместились вдоль берега реки Сухоны. На одной стороне стоят древнейшие храмы Дымковской слободы, построенные и освященные в XIV веке.

На противоположном берегу находится Соборное дворище, отличительной чертой которого является множество возведенных рядом друг с другом церквей. В Великом Устюге, несмотря на пожар, сохранилось множество старинных монастырей, соборов и колоколен. Иконы и церковную утварь на протяжении веков бережно скрывали от разграблений в церковных помещениях, поэтому в настоящий момент их внутреннее убранство имеет огромную историческую ценность.

В Музее древнерусского искусства представлены интересные образцы старинной иконописи и шитья, а также инструменты, книги и летописи. Там можно ознакомиться с развитием зодчества северо-востока России.

В бывшем доме купца Усова открыт Музей истории Великого Устюга. В нем проводятся лекции о значении города в освоении северных земель. Также рассказывается о борьбе населения с племенами, нападавшими на поселение XII века. Оружие и военная амуниция того времени сохранилась, так как была сложена в подвале одного из монастырей. Есть необычные артефакты, найденные на раскопках археологами.

Фабрика «Великоустюгские узоры» представляет короба, шкатулки и корзины, собранные из бересты и украшенные резьбой и росписью. Многие изделия продаются. Туристам нравятся брелоки и подстаканники, которые напомнят о посещении города.

На родине Деда Мороза обязательно должна быть выставка, посвященная только ему. Музей новогодней и рождественской игрушки знаменит украшениями для елки и собранием поздравительных открыток дореволюционной и Советской России. С этого музея начинается путь в волшебную резиденцию.

Самая популярная достопримечательность города – Дом Деда Мороза. Это большой деревянный терем, окруженный соснами и елями. Архитектура дома настолько необычна, что легко поверить в его сказочную принадлежность.

По нему можно ходить часами, рассматривая диковинные вещицы и комнаты, где живет и работает Дед Мороз. Там же стоит его трон, на котором гостям разрешается посидеть. Визит к настоящему герою легенд заканчивается извлечением подарка из большого сундука, стоящего в Тронном зале.

В резиденции Деда Мороза есть настоящая русская деревня, где гостей угощают блюдами русской кухни, катают в санях и на паровозике. Для детей открыты игровые площадки, аттракционы и лавки с сувенирами и игрушками. Интересное путешествие можно совершить по Тропе сказок. В сосновом бору построены домики мудрой Совы, Лесовичка и волшебный колодец. Их обитатели сами встречают гостей и водят их по лесу.

Точный адрес для писем Деду Морозу

В Великом Устюге в отдельном деревянном доме бесперебойно работает Почта Деда Мороза. Именно сюда дети могут присылать письма с рассказом о желанных подарках и просить волшебника положить их в праздник под елочку.

Адрес, на который следует писать: 162390, Россия, Вологодская обл., г. Великий Устюг, Почта Деда Мороза или на сайт: pochta-dm.ru.

В здании выставлены предметы местного народного творчества, которые можно купить и отправить друзьям и близким вместе с открыткой, на которой будет стоять подпись и печать хозяина дома.

В западной Европе и Северной Америке дети верят в Санта Клауса. В основе легенды о нем лежит чудо, сотворенное Святым Николаем в Ликии. Дочери одного бедного горожанина никак не могли выйти замуж, поскольку были бесприданницами. Узнав об этом, Святой Николай подбросил им в дымоход кошели с золотыми монетами. Его дары упали в башмачки девушек, что помогло им найти женихов.

Именно поэтому в канун Рождества в Европе принято ставить к камину сапоги или вешать чулки. Санта Клаус летает на санях, запряженных оленями, и проникает в дом через печную трубу. У него есть свита, состоящая из злых и добрых сказочных существ. В зависимости от поведения в уходящем году ребенок получит подарок от Санты или козни Крампуса.

В остальное время волшебник живет за Полярным кругом, в Лапландии. Путь к дому чародея знают только его верные олени и гномы, людям трудно найти к нему дорогу.

На финской части Полярного круга стоит гора Корватунтури, похожая на огромное ухо. Просьбы детей со всего мира долетают через него до Санты, и он заранее готовит подарки к следующему Рождеству. Его резиденция, где в свободные часы он встречается с гостями, расположена в Кухмо, неподалеку от знаменитой горы.

Там можно прокатиться на оленьей упряжке или залезть в грот, чтобы осмотреть жилище Санты или понаблюдать за работой гномов. Множество развлечений и лавок с сувенирами привлекают туда туристов со всего мира.

Кроме того, местному волшебнику тоже можно написать письмо и отправить на его личную почту.

Заключение

Несмотря на утрату иллюзий, взрослым, как и детям, нужно знать, где живет Дед Мороз, чтобы ненадолго вернуться в детство. Это беззаботное время вспоминается с радостью, ведь тогда существовала вера в чудо, и в новогодние праздники оно сбывалось. Неважно, что подарки под елку укладывали родители. Найти их следующим утром было таким счастьем!

Идея встречи с Дедом Морозом дарит ожидание необыкновенных событий. Дети будут полны впечатлений от поездки в его волшебное жилище, встреч с героями сказок и гуляния по заснеженному бору. Чародей выглядит совсем, как настоящий, поэтому надежда на исполнение заветных желаний сохранится на всю жизнь.

Меня зовут Джулия Дженни Норман, я автор статей и книг. Сотрудничаю с издательствами "ОЛМА-ПРЕСС" и "АСТ", а также с глянцевыми журналами. В настоящее время помогаю продвигать проекты виртуальной реальности. У меня европейские корни, но большую часть жизни я провела в Москве. Здесь множество музеев и выставок, которые заряжают позитивом и дарят вдохновение. В свободное время я изучаю французские средневековые танцы. Мне интересны любые сведения о той эпохе. Предлагаю вам статьи, способные увлечь новым хобби или просто подарить приятные минуты. Нужно мечтать о прекрасном, тогда оно сбудется!

Исторический облик Деда Мроза.
Деда Мороза представляли как седого старика с бородой до пола в длинной толстой шубе, валенках, шапке, рукавицах, и с посохом, которым он морозил людей.

Борода и волосы - густые, седые (серебристые). Эти детали облика, кроме своего “физиологического” смысла (старец - седой) несут ещё и огромный символьный характер обозначая могущество, счастье, благополучие и богатство.
Рубашка и брюки - белые, льняные, украшены белым геометрическим орнаментом (символ чистоты).
Трёхпалые перчатки или варежки - белые, расшиты серебром - символ чистоты и святости всего, что он даёт из своих рук.
Пояс - белый с красным орнаментом (символ связи предков и потомков, а также сильный оберег).
Обувь - серебряные или красные, шитые серебром сапоги с приподнятым носком. Каблук скошен, небольших размеров или полностью отсутствует. В морозный день Дед Мороз надевает белые, шитые серебром валенки.

Шапка - красная, расшита серебром и жемчугом. Оторочка (залом) лебединым пухом (белым мехом) с треугольным вырезом выполненным на лицевой части (стилизованные рога). Форма шапки - полуовал (круглая форма шапки традиционна для русских царей, достаточно вспомнить головной убор Ивана Грозного).

Посох - хрустальный или серебрённый “под хрусталь”. Ручка витая, так же серебристо-белой цветовой гаммы. Посох завершает лунница (стилизованное изображение месяца) или голова быка (символ власти, плодородия и счастья).

Дед Мороз появился у нас очень давно. Это реально существующий дух, здравствующий, между прочим, и поныне. Когда-то, еще до появления христианства на Руси, наши предки верили в то, что духи умерших охраняют свой род, заботятся о приплоде скота и хорошей погоде. Поэтому, чтобы наградить их за заботу, каждую зиму люди дарили им подарки. В канун праздника деревенская молодежь надевала маски, выворачивала тулупы и ходила по домам, колядовала. (Впрочем, в разных регионах существовали свои особенности колядования). Хозяева одаривали колядующих едой. Смысл как раз и заключался в том, что колядующие представляли собой духов предков, которые получали награду за неустанную заботу над живущими. Среди колядующих часто был один “человек”, одетый страшнее всех. Как правило, ему запрещалось говорить. Это был самый старый и самый грозный дух, его еще часто называли просто Дедом. Вполне возможно, что это и есть прообраз современного Деда Мороза. Только сегодня он, конечно, подобрел и не приходит за подарками, а приносит их сам. С принятием христианства языческие обряды были, конечно, “упразднены”, и поэтому существуют и по сей день;-) Колядующие изображают не духов предков, а небесных посланцев, что, согласитесь, практически одно и то же. Тут уже сложно сказать, кого считать Дедом, но “старшой” есть и сейчас.

Изначально его называли Дедом Трескуном и представляли маленьким старичком с длинной бородой и суровым как русские морозы нравом. С ноября по март Дед Трескун был полновластным хозяином на земле. Даже солнце его боялось! Он был женат на презлющей особе - Зиме. Деда Трескуна или Деда Мороза отождествляли также с первым месяцем года - серединой зимы - январем. Холоден и студен первый месяц года - царь морозов, корень зимы, ее государь. Он строгий, льдистый, ледяной, пора снеговеев. В народе про январь говорят и так: огневик и студень, снеговик и трескун, лютый и лютовей.

В русских сказках Дед Мороз изображается как взбалмошный, строгий, но справедливый дух зимы. Вспомните, к примеру, сказку “Морозко”. Добрую трудолюбивую девушку Морозко поморозил-поморозил, да потом одарил, а злую да ленивую - заморозил насмерть. Поэтому, во избежание неприятностей некоторые северные народы и сейчас задабривают старика Мороза - в торжественные ночи бросают за порог своих жилищ лепешки, мясо, выливают вино, чтобы дух не злился, не мешал охоте, не губил посевов.

Сказать однозначно, где живет русский Дед Мороз, сложно, так как существует масса легенд. Некоторые утверждают, что Дед Мороз родом с Северного полюса, другие говорят - из Лапландии. Ясно только одно, Дед Мороз живет где-то на крайнем Севере, где круглый год зима. Хотя в сказке В.Ф.Одоевского “Мороз Иванович” Мороз красный нос по весне перебирается в колодец, где “и летом студено”.

Позже у Деда Мороза появилась внучка Снегурка или Снегурочка, героиня многих русских сказок, снежная девочка. Да и сам Дед Мороз изменился: стал приносить детям подарки под Новый год и выполнять сокровенные желания.
Образ Снегурочки уникален для русской культуры. В западной новогодней и рождественской мифологии нет женских персонажей.

Как видно, происхождение русского Деда Мороза в корне отличается от европейского Санта Клауса. Если Санта Клаус был реальной исторической личностью, которую за добрые дела возвели в ранг святых, то русский Дед Мороз - скорей языческий дух, персонаж народных поверий и сказок. Несмотря на то, что современный образ Деда Мороза сформировался уже под влиянием европейского новогоднего персонажа, большинство характерных русских черт осталось. И по сей день русский Дедушка Мороз ходит в длинной шубе, валенках и с посохом. Он предпочитает передвигаться пешком, по воздуху, или на санях, запряженных резвой тройкой. Его постоянная спутница - внучка Снегурочка. Дед Мороз играет с детьми в игру “Заморожу”, и прячет в новогоднюю ночь подарки под елкой.

Дед Мороз и РПЦ
Отношение Русской Православной церкви к Деду Морозу неоднозначное, с одной стороны как к языческому божеству и волшебнику, а значит противоречащему христианскому учению, а с другой стороны, как к русской культурной традиции. В 2001 году епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан заявил, что РПЦ поддержит проект «Великий Устюг — Родина Деда Мороза», только если Дед Мороз примет крещение.
Мифологический образ
Кто он такой - наш старый друг и добрый волшебник российский Дед Мороз? Наш Мороз - персонаж славянского фольклора. На протяжении многих поколений восточные славяне создавали и хранили своеобразную “устную летопись”: прозаические предания, эпические сказания, обрядовые песни, легенды и сказки о прошлом родной земли.
У восточных славян представлен сказочный образ Мороза - богатыря, кузнеца, который сковывает воду “железными морозами”. Сами Морозы часто отождествлялись с буйными зимними ветрами. Известно несколько народных сказок, где Северный ветер (или Мороз) помогает заблудившимся путникам, указывая дорогу.
Белорусский брат Деда Мороза - Зюзя, или бог Зимы — представляется как дед с длинной бородой, который живет в лесу и ходит босиком.
Наш Дед Мороз - образ особенный. Он отражен в древнеславянских сказаниях (Карачун ( Карачун (Корочун) — день зимнего солнцестояния - 21 декабря. ), Позвизд( Позвизд — согласно источникам конца XVII века славянский бог ветра, хорошей и плохой погоды. Брат Догоды . ), Зимник), русских народных сказках, фольклоре, русской литературе (пьеса А.Н. Островского “Снегурочка”, поэма Н.А. Некрасова “Мороз, Красный нос”, стихотворение В.Я. Брюсова “Царю Северного полюса”, карело- финский эпос “Калевала”).
Позвизд - славянский бог бурь и непогод. Стоило ему тряхнуть головой - на землю валил крупный град. Вместо плаща влачились за ним ветры, с полы его одежды падал хлопьями снег. Стремительно носился Позвизд по небесам, сопровождаемый свитой бурь и ураганов.

В легендах древних славян существовал и другой персонаж - Зимник. Он, как и Мороз, представлялся в виде старика небольшого роста, с белыми волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках. Где он пройдет - там жди жестокой стужи.
Среди славянских божеств выделялся своей свирепостью Карачун - злой дух, сокращающий жизнь. Древние славяне считали его подземным богом, повелевавшим морозами.
Но со временем Мороз менялся. Суровый, в компании Солнца и Ветра разгуливающий по земле и насмерть морозивший встретившихся на пути мужиков (в белорусской сказке “Мороз, Солнце и Ветер”), он из грозного постепенно превращается в справедливого и доброго деда.

Коляда — празднество зимнего солнцестояния (21-25 декабря), солнцеворот .

Считалось, что в этот день рождается маленькое ярое солнце в образе мальчика — Хорса. Новое солнце завершало ход старого солнца (старого года) и открывало ход следующего года. Пока солнце еще слабое, на земле господствуют ночь и холод, доставшиеся от старого года, но с каждым днем Великий Хорс (как упоминается в «Слове о полку Игореве») растет, и солнце крепнет.
Наши предки встречали солнцестояние колядками, носили на шесте коловрат (восьмиконечную звезду) — солнце, надевали на себя личины тотемных зверей, которые связывались в сознании людей с образами древних богов: медведь -Велес, корова — Макошь, козел — веселая и одновременно злая ипостась Велеса, конь — солнце, лебедь — Лада, утка- Рожаница (прародительница мира), петух — символ времени, восхода и захода солнца, и так далее.

Масленица - это праздник , посвященный проводам зимы и радостному приветствию весны.

Фактически это была встреча Нового года, только в начале весны 23 марта - до XVв. Поскольку этим праздником провожали зиму и встречали новое лето, отсюда и Летоисичисление, и Новолетие. То есть Масленницей встречали фактический новый год, приходом нового лета. А Колядой встречали рождение нового солнца.
У Северных народов до сихпор празднуется встреча нового солнца, праздник Хейро.
Хэйро - праздник северных народов, связанный с появлением солнца после долгой полярной ночи. Продолжительность полярной ночи на широте Дудинки составляет полтора месяца. Она заканчивается в середине января, когда диск солнца появляется над горизонтом. На традиционном празднике окончания зимы люди выражают благодарность за прожитую зиму, просят у духов плодородия, благополучия в семье. Праздник символизирует начало новой жизни. Люди в этот день собираются возле ритуального костра и, взявшись за руки, водят хороводы. Так встречали светило северные народы сотни лет назад, так приветствуют его и сейчас.

А у славян Хорс, созвучно, не правда ли?

Выбор редакции
Религиозное чтение: самая сильная молитва матери о замужестве дочери в помощь нашим читателям.В прошлом столетии ученые провели...

К причинам появления язвенной болезни относят длительные стрессы, отрицательные эмоции, хронический холецистит, желчнокаменную ,...

Третье июня – особый день для верующих христиан. Эта дата отмечена в церковном календаре как день царя Константина равноапостольного и...

Романтический образ средневековой эпохи, рыцарских турниров и прекрасных дам, рожденный беллетристикой, сменился радикальным...
Что такое объяснительная записка? Как правильно написать объяснительную записку начальнику на работе за отсутствие на рабочем месте или...
Общее налоговое правило по подоходному налогу гласит, что НДФЛ попадают в государственную казну автоматически. Это значит, что за...
Фото: Денис Медведев / PhotoXPress.RUВесело грызть гранит науки! Было бы на что. С 1 января 2011 г. у нас опять начнётся новая жизнь....
Между подлежащим (группой подлежащего) и сказуемым (группой сказуемого) из всех знаков препинания употребляется только тире. ставится на...
В русском языке существуют особенные части речи, примыкающие к существительному или глаголу. Некоторые языковеды считают их особыми...