Отношение героев пьесы к вишневому саду (Раневская, Гаев, Фирс, Аня, Лопахин, Петя Трофимов). Старые владельцы сада: Раневская и Гаев Отношение раневской и гаева к вишневому саду


Центральным персонажем пьесы А.П.Чехова является Леонид Андреевич Гаев. Он один из хозяев красивого старинного сада.

Образ и характеристика Гаева в пьесе «Вишневый сад» созданы автором для проникновения в сложную проблему изменения дворянства. Представители класса дворян не успевают за развитием страны и остаются без имущества, накопленного для них предками.

Образ персонажа

Леонид Гаев – родной брат Раневской. Разорившийся помещик Гаев еще не стар. Ему 51 год, но помещичьей хватки и предприимчивости у мужчины нет. Он, играя леденцом, признается, что проел «все свое состояние». На самом деле, мужчина много ест и пьет. Особая любовь у помещика к детским леденцам. Помещик их сосет практически постоянно. У автора самая частая ремарка для описания поведения данного персонажа: «Кладет в рот леденец».

Мужчина болтун

Гаев – болтун и пустомеля, так часто говорит глупости, что его речь перестают воспринимать и чаще обрывают уже в начале. Собеседники и близкие люди просят Леонида Андреевича меньше говорить, но он не слышит их просьб. Племянницы предлагают дяде молчать, но мужчина не сдерживает своих эмоций и продолжает дифирамбы без всякого повода. Гаев может разговаривать не только с живыми людьми, Леонид обращается к мебели, еде, деревьям. Речь помещика имеет вой характер. Она торжественна и возвышена. Его слова – это выступления на публику, яркие речи, передающие чувства, которые наполняют «существо» мужчины. Он не пытается сдерживаться, выносит на слушателя все свои мысли. Почему его обрывают? В речах нет смысла, идеи, простой набор слов. Леонид не выполняет своих обещаний. Слова, произнесенные вслух, не задерживаются в душе. Клятва Гаева о сохранении сада – доказательство его непрактичности. Все действия, которые он произносит, остаются только словами: заплатим проценты, не допустим аукциона. Торжественная клятва пафосная. Чем клянется помещик: честью, счастьем, существом. Но ничего не происходит само по себе. Аукцион по продаже имения состоялся, деньги Гаев тратит на дорогую еду.

Еще одна особенности речи персонажа – использование терминов игры в бильярд. Эти фразы вызывают улыбку, они несуразны и непонятны для собеседников. Из них мало кто представляет игру, правила и атрибуты.

Характер персонажа

Сложность характера героя подтверждается репликами других персонажей. С одной стороны, Аня утверждает, что его все любят и уважают. Племянница верит в дядю, надеется, что он найдет выход из сложной ситуации с имением. С другой стороны, помещик ленив. Лопахин считает, что Гаев не сможет работать в банке за 6 тысяч в год. Усидчивость - не его черта, а именно она требуется в банковской работе. Лопахин называет Леонида бабой, что скрывается за этим словом: слабость, не желание действовать, страх или лень? В характере мужчины нет деловитости, практичности. Он легкомыслен и недальновиден. Когда новый купец предлагает выход: вырубить вишню и продать землю дачникам, Гаев переходит к моральной характеристике поступка: пошлость. Он не просчитывает выгоды, не ищет возможности сохранить имение и часть сада. Леонид не пытается самостоятельно начать действовать. Помещик просчитывает, где или у кого можно взять в долг.

Роль персонажа

В пьесе Гаеву отводится одна из главных ролей. Автор называет персонаж аристократом. В этой характеристике чувствуется негатив, скрытая ирония. Леонид только внешне может быть схож с аристократией. На деле он не имеет ни одной положительной черты данного класса. Но это яркое отличие российской аристократии, людей, не способных трудиться. Для них даже думать – работа. Гаев весь в мечтах, оторван от жизни, не способен решить простых бытовых проблем. Слуга, старый Фирс, заботится о нем, как о маленьком ребенке. Гаев не может сделать без помощи элементарных вещей: раздеться, расположиться в кресле, выбрать одежду по погоде. Доброе отношение к хозяину не находит ответа. Неблагодарные помещики забывают старика в доме, опять же только на словах продумывают для него помощь, решая его судьбу вне имения: отправим в больницу. Во всех поступках просвечивает легкомысленность и бессмысленность. Не сложно представить будущее «дрянного человека». Приходится согласиться с Лопахиным. Гаев уйдет со службы, будет пытать счастья у богатой тетушки-графини, поселившись у нее в услужение. Если она его не пустит, то его ждет бедность.

Как характеризует героев пьесы А. П. Чехова "Вишневый сад" их восприятие вишневого сада и отношение к нему?

Последняя пьеса Чехова стала самым знаменитым произведением русской драматургии XX века. Каждый критик истолковывает пьесу по-своему: кто-то с психологической, а кто-то с социальной точки зрения, но, наверное, не найдется человека, который бы не признал, что вишневый сад - один из главных образов пьесы.

Если между персонажами "Вишневого сада" существует заметная разобщенность, часто они просто не видят и не слышат друг друга (это чувствуется в некоторых диалогах, когда каждый кидает реплики в пустоту и не ждет ответа), то вишневый сад - тот персонаж, к которому обращаются все без исключения. Его любят, боготворят его, восхищаются им или равнодушны к нему, но никто не игнорирует его.

Через отношение к вишневому саду раскрыты многие характеры. Так, мы просто не смогли бы представить себе Раневскую с ее чувствительной душой без проникновенных обращений к вишневому саду. Для нее он - чуть ли не синоним райских кущ. Она одушевляет его силой своего воображения, обращая к нему, как к хранителю своей молодости, восторженные призывы: "О мой милый, мой нежный, прекрасный сад!.. Моя жизнь, моя молодость, счастье мое..." Прощаясь с садом, она прощается с юностью, хотя в душе она все еще молодая девушка, а скорее - ребенок в своей трогательной беспомощности. Раневская, безусловно, очень чуткая, нежная натура, но весь пафос ее речей, обращенных к саду, - обычное пустословие, за которым не стоит даже мысли о том, чтобы сохранить сад в реальности. В этом Раневская весьма напоминает своего брата, который может обратиться с напыщенной речью к любому предмету, даже к шкафу. И сад для него - не более чем некий романтический символ. Как только речь заходит о торгах, то есть о чем-то приземленном, Гаев отмахивается - "какая чепуха". И Раневская, и Гаев живут по законам своего воображения, не понимая, что они не имеют никакой силы в реальном мире. Люди, для которых сад стал частью их судьбы, даже не пытаются на самом деле спасти его. Они надеются на наследство, на замужество Вари, еще на какое-нибудь чудо. Им в голову не приходит, что спасение совсем рядом. Оно с огромной настойчивостью предлагается им Лопахиным.

Лопахин, в конце пьесы начавший вырубку сада, по иронии судьбы является тем единственным человеком, который способен по-настоящему его оценит Для Гаева и Раневской сад - только красивая декорация, еще один атрибут их никчемной жизни. Лопахин - делец (так, с оттенком презрения, называют его все в усадьбе), и именно его коммерческое чутье подсказывает единственный выход ие только для поправки материального положения семьи, но и для спасения сада - деление его на дачные участки. Это предложение вызывает испуганные восклицания брата и сестры, а между тем они не могут не понимать, что в ином случае сад будет продан и его ждет еще более верная гибель.

Лопахин, выступающий в малопривлекательной роли добившегося успеха пронырливого выходца из низшего сословия, - обладатель куда более чуткой души, чем тот же Гаев, пусть эта душа скрывается за грубыми манерами и спотыкающейся речью. Первоначальные намерения Лопахина как нельзя более благородны. Ои хочет спасти вишневый сад ради Любови Андреевны, к которой испытывает невысказанные и до конца им самим ие осознанные чувства. Увы, социальная деятельность Лопахина совершенно расходится с теми добрыми побуждениями, которые живут в его душе. Благородство обернулось насмешкой. Чехов в своей лаконичной манере через восприятие вишневого сада показал и лучшие качества души человека, и его любовь, и несчастную судьбу.

В конце концов выкуп вишневого сада не приносит счастья ни бывшим владельцам, которые вынуждены слышать звук топора, оставляющего на месте прекрасных деревьев пеньки, ни новому обладателю, который, радуясь "случайному" приобретению, не может не чувствовать боли, причиняемой им.

Если для старшего поколения вишневый сад - практически живое существо, к которому обращаются восторженные речи, отношение к которому выявляет чистоту, сердечность, молодость души, то младшее поколение не страдает сентиментальностью в отношении сада. Оттого Варя, Аня и Петя кажутся гораздо старше, чем люди предыдущего поколения.

В душе Пети и Ани нет места прошлому, их мысли устремлены в будущее, хотя чаще всего речи Трофимова, которыми так восхищается Аня, - не более чем краснобайство. Петя показан человеком, чутким к диктату времени, но зато несколько туповатым в восприятии прекрасного, воплощением чего является вишневый сад. Петя абсолютно неотзывчив к красоте природы, но, не имея возможности избежать молчаливого присутствия вишневого сада, вынужден, по крайней мере, обращать внимание на его существование и считаться с ним. Оп не может игнорировать вишневый сад, но может рассуждать об отвлеченных понятиях даже тогда, когда речь заходит о конкретном саде: "Вся Россия наш сад", "Мы насадим новый сад, роскошнее этого..." Аня же увлечена исключительно Петей, поэтому вслушивается в звучание его речей, стремится куда-то, а вишневый сад просто-напросто остается вне ее поля зрения, тем более что с этим местом у нее, в отличие от матери и дяди, не связано приятных воспоминаний. Ее сводная сестра Варя - особа прагматичная и довольно приземленная, вот почему она точно так же равнодушна к саду.

У каждого героя в пьесе Чехова «Вишневый сад» было индивидуальное отношение к поместью и вишневому саду в частности. И если, иной раз это чувство сложно назвать было любовью, то уж точно не было безразличием.

У каждого персонажа пьесы была своя история, связанная с садом. У Раневской она была связанная с детством, безмятежностью, чистотой, ароматом, дурманящим голову. Для нее сад является смыслом жизни. Женщина не представляет, свою жизнь без него, а в случае аукциона, говорит, чтобы сад продавали вместе с ней.

Но после торгов, женщина быстро приходит в себя и смерено принимает потерю. Автор подмечает, что в некотором роде, она даже рада, что все наконец-то закончилось. Возможно, это происходит, от того, что она опять при деньгах, ей есть на что жить, причем довольно-таки безбедно.

Гаев так же, как и его сестра очень любит сад. Для мужчины потерять его значит лишиться чего-то родного и принять полное поражение. Он обещает Любови, что все сделает для того чтобы выкупить имение. Мужчина до последнего уверен, что это в его силах. После аукциона, Гаев огорчен, никак не комментирует «проигрыш» да и почти ни с кем не разговаривает. За него все рассказывает воодушевленный Ермолай.

Лопахин выкупает сад на торгах. Он буквально «уводит его из-под носа» у другого купца, накидывав каждый раз по десять тысяч на протяжении всего аукциона. В итоге сумма была очень значительной, что привело к безоговорочной победе Ермолая. Мужчина ликует. Его интерес к саду значителен. Бизнес-план, который он составил, принесет ему много прибыли и сад с лихвой окупится. Однако вишни не будут больше радовать глаз, они все тотчас отправляются под топор. Это показывает, что Ермолай не воспринимал сад, как нечто прекрасное и неземное. Это место его интересует только с точки зрения прибыли. Мужчина считает, что любование садом, это пережитки прошлого. К тому же это не приносит денег, а значит, является пустой тратой времени для прагматичного человека.

У старого лакея Фирса сад вызывает воспоминания былого богатства господ. Когда собранный урожай вишни сушился по особому рецепту, и вывозилась на продажу. Он не зря это вспомнил, так как считает, что вишневые деревья должны не только радовать глаз, но и приносить доход.

У Ани , дочери Раневской поначалу, как и у матери, сад поначалу вызывает бурю эмоций. Девушка счастлива, что снова находится дома и любуется прекрасным цветением. Однако после общения с Петром, она кардинально меняет свое отношение к поместью. Девушка задумывается над утопией крепостной жизни, над пережитками прошлого.

Когда вишневый сад наконец-то продан, Аня успокаивает мать, обещая ей насадить новый сад, который будет во много раз лучше. Девушка с нескрываемым счастьем покидает те места, где прошло ее детство.

Аналогичная ситуация происходит с Петром . Он с нескрываемым призрением говорит о саде, смело смотрит в будущее и спокойно покидает имение, и это несмотря на то, что остается практически без крова.

У каждого персонажа в повести показано через образ вишневого сада – отношение к самой жизни. Одни – цепляются за прошлое, другие беспокоятся за будущее, а третьи – просто живут настоящим.

(463 слова) Пьеса «Вишнёвый сад» была закончена Чеховым за год до смерти. Первая публикация состоялась в 1904 году. Сюжет повествует о главной героине – Любови Раневской и её младшей дочери Анне, которые возвращаются из Франции, в дорогое для них имение к близким: приёмной дочери Варе и брату Леониду Андреевичу Гаеву. Также их возвращения ожидают купец Лопахин, студент Пётр Трофимов и другие.

Имение выставлено на торги, и в скором времени должно быть продано. Гаеву и Раневской жаль вишнёвого сада – символа их прежней счастливой жизни. Вишнёвый сад они воспринимают как источник природной красоты, которая не может служить ничему другому, кроме как удовлетворению эстетической потребности. Они – интеллигентные и мало приспособленные к наступающей новой жизни люди.

Купец Ермолай Лопахин предлагает им разумный и рациональный выход – вырубить часть сада и сдавать землю дачникам. Это поможет сохранить имение. Но такой выход в корне противоречит взглядам хозяев на сад. Они не хотят жертвовать малым для сохранения целого, потому что сад для них - значит чуть ли не больше, чем всё остальное имение.

Вишнёвый сад в пьесе – не только символ красоты, которая должна существовать просто так, а не обязательно приносить какую-то материальную выгоду, но ещё и символ уходящего в прошлое и разрушающегося уклада жизни. Дворянство перестаёт занимать главенствующие позиции и со своими плюсами и минусами уходит в прошлое. Место людей из дворянской среды занимают рациональные деловые люди, такие как Лопахин. Ермолай Алексеевич вовсе не злой человек, который хочет разрушить счастье Раневской и её семьи, напротив, он старается помочь им. Однако его отношение к саду совершенно другое. Такому человеку как Лопахин крайне трудно понять, что сад не обязательно должен приносить материальную выгоду. Что он может быть ценен потому, что дорог воспоминаниями и просто красив. Лопахин видит лишь благоприятную возможность успешно выйти из сложившейся ситуации и сохранить имение. Он смотрит на сад как на источник дохода. Гаеву и Раневской такой подход не близок.

Представители молодого поколения в пьесе, Анна, Пётр, Варвара, по-своему относятся к продаже сада и имения. Так, Пётр говорит: «Вся Россия – наш сад». Он увлечён высокими идеями, стремится построить жизнь по-новому: в основе всего – труд ради высокой и светлой цели. Он, хоть и не близок Лопахину, но также не способен по-настоящему понять чувства Раневской. Для него сад – свидетель неуважительного обращения с крепостными людьми. И уничтожить его – правильное решение. Нужно совершенствоваться, развиваться и постоянно трудиться – это поможет избавиться от грехов прошлого, по мнению Петра. Понять возмущение Трофимова прошлым, в котором одни люди угнетали других, – можно. Однако сам он не способен понять чувств уже не молодых людей, для которых этот сад – священное и очень родное место, тесно связанное с историей семьи.

Таким образом, в пьесе к вишнёвому саду относятся по-разному: Гаев и Раневская хотят сохранить его ради памяти о близких и его красоты; Лопахин хочет вырубить сад и с выгодой использовать землю, чтобы спасти имение; Пётр призывает покинуть сад как символ неправильной жизни, для создания нового светлого будущего.

Прототипами Раневской, по свидетельству автора, были русские барыни, праздно жившие в Монте-Карло, которых Чехов наблюдал за границей в 1900 году и в начале 1901 года: «А какие ничтожные женщины... [о некоей даме. — В. К.] “она живет здесь от нечего делать, только ест да пьет...” Сколько гибнет здесь русских женщин» (из письма О. Л. Книппер).

Вначале образ Раневской кажется нам милым и привлекательным. Но затем он обретает стереоскопичность, сложность: обнаруживается легковесность ее бурных переживаний, преувеличенность в выражении чувств: «Я не могу усидеть, не в состоянии. (Вскакивает и ходит в сильном волнении.) Я не переживу этой радости... Смейтесь надо мной, я глупая... Шкафик мой родной. (Целует шкаф.) Столик мой...» В свое время литературовед Д. Н. Овсянико-Куликовский даже утверждал, имея в виду поведение Раневской и Гаева: «Термины “легкомыслие” и “пустота” применяются здесь уже не в ходячем и общем, а в более тесном — психопатологическом — смысле, поведение этих персонажей пьесы “несовместимо с понятием нормальной, здоровой психики”». Но в том-то и дело, что все персонажи пьесы Чехова — это нормальные, обычные люди, только их обычная жизнь, быт рассматриваются автором как бы через увеличительное стекло.

Раневская, при том, что брат (Леонид Андреевич Гаев) называет ее «порочной женщиной», как ни странно, вызывает уважение и любовь у всех персонажей пьесы. Даже лакею Яше, на правах свидетеля ее парижских тайн вполне способного на фамильярное обращение, не приходит в голову быть с ней развязным. Культура и интеллигентность придали Раневской очарование гармонии, трезвость ума, тонкость чувств. Она умна, способна сказать горькую правду о себе самой и о других, например, о Пете Трофимове, которому она говорит: «Надо быть мужчиной, в ваши годы надо понимать тех, кто любит. И надо самому любить... “Я выше любви!” Вы не выше любви, а просто, как вот говорит наш Фирс, вы недотепа».

И все же в Раневской многое вызывает симпатию. При всей безвольности, сентиментальности ей свойственна широта натуры, способность к бескорыстной доброте. Это привлекает Петю Трофимова. И Лопахин о ней говорит: «Хороший она человек. Легкий, простой человек».

Двойником Раневской, но личностью менее значительной, является в пьесе Гаев, не случайно в списке действующих лиц он представлен по принадлежности к сестре: «брат Раневской». И он способен иногда говорить умные вещи, быть иногда искренним, самокритичным. Но недостатки сестры — легкомыслие, непрактичность, безволие — становятся у Гаева карикатурными. Любовь Андреевна только целует в порыве умиления шкаф, Гаев же произносит перед ним речь в «высоком стиле». В собственных глазах он аристократ самого высокого круга, Лопахина словно и не замечает и старается поставить «этого хама» на место. Но его презрение — презрение аристократа, проевшего свое состояние «на леденцах» — смешно.

Гаев инфантилен, нелеп, например, в следующей сцене:

«Фирс. Леонид Андреевич, бога вы не боитесь! Когда же спать?

Гаев (отмахиваясь от Фирса). Я уж, так и быть, сам разденусь».

Гаев — еще один вариант духовной деградации, пустота и пошлость.

Не раз было отмечено в истории литературы, ненаписанной «истории» читательского восприятия произведений Чехова, что он будто бы испытывал особое предубеждение к высшему свету — к России дворянской, аристократической. Эти персонажи — помещики, князья, генералы — предстают в рассказах и пьесах Чехова не только пустыми, бесцветными, но подчас неумными, дурно воспитанными. (А. А. Ахматова, например, Чехова упрекала: «А как он описывал представителей высших классов... Он этих людей не знал! Не был знаком ни с кем выше помощника начальника станции... Неверно все, неверно!»)

Однако вряд ли стоит усматривать в этом факте определенную тенденциозность Чехова или его некомпетентность, знания жизни писателю было не занимать. Дело не в этом, не в социальной «прописке» чеховских персонажей. Чехов не идеализировал представителей никакого сословия, никакой социальной группы, он был, как известно, вне политики и идеологии, вне социальных предпочтений. Всем классам «досталось» от писателя, и интеллигенции тоже: «Я не верю в нашу интеллигенцию, лицемерную, фальшивую, истеричную, невоспитанную, ленивую, не верю даже тогда, когда она страдает и жалуется, ибо ее притеснители выходят из ее же недр».

С той высокой культурно-нравственной, этико-эстетической требовательностью, с тем мудрым юмором, с которыми Чехов подходил к человеку вообще и его эпохе в особенности, социальные различия теряли смысл. В этом особенность его «смешного» и «грустного» таланта. В самом же «Вишневом саде» нет не только идеализированных персонажей, но и безусловно положительных героев (это относится и к Лопахину («современной» Чехову России), и к Ане и Пете Трофимову (России будущего).

Выбор редакции
Дорога во сне - символ очень неоднозначный. В виде дороги может отображаться как жизнь в общем понимании, так и конкретная жизненная...

Созревающие на деревьях фрукты - к процветанию во всех делах, успеху.Таково же значение фруктов на банкетных столах (если только видите,...

Трудная дорога, политая кровью врагов и друзей, слезами отчаяния и скорби, приводит Хранителя Алмазного и Деревянного Мечей, мага и...

Сильвия Дэй Посвящается моей семье, которая постоянно меня поддерживает. И, несмотря на то что я так много времени провожу за письменным...
Николай Семенович Лесков Свердловск Средне-Уральское Книжное Издательство 1974 Н. ЛЕСКОВ Сказ о Тульском косом Левше и стальной блохе...
Испытание огнем Джеймс Дэшнер (Пока оценок нет) Название: Испытание огнемО книге «Испытание огнем» Джеймс Дэшнер Лабиринт пройден, но...
Увидев умершего родственника живым во сне, большинство людей останется под неприятнейшим впечатлением. К чему снятся умершие родственники...
Из компота — к расставанию с возлюбленным. К чему снится ягода морошка , постараемся глубоко вникнуть в суть такого сна, во первых и это...
Образ спящей девочки, явившийся во сне, обещает долгожданный прорыв в профессиональной сфере. Период застоя сменится фазой активного...