Память кирилла и мефодия. День святых мефодия и кирилла, день славянской письменности и культуры. Славянский славный день


Святые равноапостольные первоучители и просветители славянские, братья Кирилл и Мефодий происходили из знатной и благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни.

Святой Мефодий был старшим из семи братьев, а святой Константин, именно так звали святого Кирилла до принятия монашества, - самым младшим. Святой Мефодий был сначала в военном звании и был правителем в одном из подчиненных Византийской империи славянских княжеств. Пробыв там около десяти лет, святой Мефодий принял затем монашество в одном из монастырей на горе Олимп в Малой Азии.

Святой Константин с малых лет отличался большими способностями и учился вместе с малолетним императором Михаилом у лучших учителей Константинополя, в том числе у Фотия, будущего патриарха Константинопольского.

По окончании обучения святой Константин принял священный сан и был назначен хранителем патриаршей библиотеки при храме святой Софии, но вскоре покинул столицу и тайно ушел в монастырь. Возвращенный в Константинополь, он был определен учителем философии в высшей Константинопольской школе. Через некоторое время, святой Константин пришел к своему брату на Олимп, проводя время в непрестанной молитве и чтении творений святых отцов. Вскоре император вызвал обоих святых братьев из монастыря и отправил их к хазарам для евангельской проповеди.

На пути они остановились на некоторое время в городе Корсуни, готовясь к проповеди. Там святые братья чудесным образом обрели мощи священномученика Климента, папы Римского. После этого они отправились к хазарам, проповедуя Евангельское учение. На пути домой братья снова посетили Корсунь и, взяв там мощи святого Климента, вернулись в Константинополь.

Святой Константин остался в столице, а святой Мефодий получил игуменство в небольшом монастыре, недалеко от горы Олимп, где он трудился прежде. Вскоре пришли к императору послы от моравского князя Ростислава, с просьбой прислать в Моравию учителей, которые могли бы проповедовать на родном для славян языке. Император вызвал святого Константина, который с постом и молитвой приступил к новому подвигу. С помощью своего брата, святого Мефодия, он составил славянскую азбуку и перевел на славянский язык книги, без которых не могло совершаться Богослужение: Евангелие, Апостол, Псалтирь и избранные службы. После завершения перевода святые братья отправились в Моравию, где были приняты с великой честью, и стали учить богослужению на славянском языке. Немецкие епископы, которые находились в Моравском царстве, из зависти к успехам святых Кирилла и Мефодия обратились в Рим.

Святые братья были призваны в Рим для решения этого вопроса. Взяв с собой мощи святого Климента, папы Римского, святые Константин и Мефодий отправились в Рим. Узнав о том, что святые братья несут с собой святые мощи, папа Адриан с клиром вышел им навстречу. Святые братья были встречены с почетом, папа Римский утвердил богослужение на славянском языке.

Находясь в Риме, святой Константин заболел и вскоре принял схиму с именем Кирилл. Через 50 дней после принятия схимы, 14 февраля 869 года, равноапостольный Кирилл скончался в возрасте 42 лет. Папа приказал положить мощи святого Кирилла в церкви святого Климента, где от них стали совершаться чудеса. После кончины святого Кирилла папа, следуя просьбе славянского князя Коцела, послал святого Мефодия в Паннонию, рукоположив его в архиепископа Моравии и Паннонии.

В Паннонии святой Мефодий вместе со своими учениками продолжал распространять богослужение, письменность и книги на славянском языке.

Дважды у святого Мефодия и немецких епископов возникали споры, вплоть до тюремного заключения первого. В очередной раз святитель Мефодий был вызван в Рим, но оправдался перед папой и был снова возвращен в столицу Моравии - Велеград.

Святитель предсказал день своей смерти и скончался 6 апреля 885 года в возрасте около 60 лет. Святитель был погребен в соборной церкви Велеграда.

Тропарь

Яко апостолом единонравнии и словенских стран учителие, Кирилле и Мефодие богомудрии, Владыку всех молите, вся языки словенския утвердити в Православии и единомыслии, умирити мир и спасти души наша.

Проект "Православные праздники" реализован "УНИАН-Религии" при содействии Киевской Духовной Академии и Семинарии. При использовании материала ссылка на источник обязательна.

В жизнь светских людей все чаще входят некоторые праздники, которые изначально были церковными. Среди таковых — День славянской письменности и культуры. Как и когда он появился? Фактически эта дата считается днем рождения славянской азбуки, а ее «отцы» — Кирилл и Мефодий — два брата, которые были канонизированы после смерти. И сегодня праздник отмечают не только в России, но и в других странах, где чтут этих святых.

Создатели кириллицы

Два брата — старший Мефодий (урожденный Михаил) и младший Кирилл (урожденный Константин) — появились на свет в большой богатой семье из высшего сословия в первой трети 9 века в городе, который сегодня называется Салоники.

Кирилл рано научился читать и поражал окружающих своей памятью и способностью быстро постигать разные науки. Благодаря таким умениям и протекции логофета Феоктиста, он был отправлен на учебу в Константинополь. А в 863 году император Михаил отправил его в Моравию (славянскую крещеную страну), где Кирилл должен был растолковывать церковные книги по просьбе князя Моравии Ростислава.

К тому времени Мефодий оставил свою воинскую службу и присоединился к брату, чтобы вместе с ним переводить богословские тексты и доносить смысл книг. Кирилл и Мефодий не только переводили, но и составляли азбуку, с помощью которой можно было прочитать и переписать эти книги. Азбука стала называться сначала глаголицей, а затем — кириллицей, по имени одного из ее создателей. К сожалению, это понравилось не всем, появление еще одного языка не приветствовала даже церковь. Братья прошли через многие испытания, чтобы проводить богослужения на славянском языке (особенно это коснулось старшего уже после смерти младшего). Но, так или иначе, кириллица распространилась на территории Болгарии, некоторых балканских стран и Киевской Руси.

Сегодня празднуют День славянской письменности и культуры, какого числа он отмечался впервые в 1863 году, т.е. 24 мая. Именно эта дата считается общим днем памяти святых Мефодия и Кирилла.

Как отмечают

День славянской письменности и культуры попал в список государственных праздников в 1991 году. С тех пор 24 мая, хоть и не стал выходным, отмечается масштабно.

  1. В большинстве городов в этот день проходит Крестный ход, когда по центральным улицам, как правило, от одного храма к другому, идут представители местной митрополии РПЦ, студенты православных учебных заведений и простые прихожане.
  2. Торжества проходят во многих библиотеках. Для посетителей устраивают выставки редких книг, которые не всегда можно увидеть даже в читальных залах.
  3. В больших книжных магазинах 24 мая иногда появляются писатели, рассказывающие о своих произведениях, или литературоведы с лекциями об истории появления книг.
  4. Ближе к вечеру в парках и на главных площадях можно увидеть выступление эстрадных коллективов (чаще всего фольклорных) и оркестров из местной филармонии.

Несмотря на конец учебного года, во многих школах и вузах также организуются различные мероприятия, приуроченные к Дню славянской письменности и культуры, сценарий для таких торжеств составляют учителя и преподаватели, но иногда им на помощь приходят и учащиеся. Для школьников нередко проводится викторина, вопросы которой связаны с появлением славянской азбуки или с русским языком. Например, такие:

  1. Когда жили Кирилл и Мефодий?
  2. Какую книгу они перевели первой?
  3. Что за реформы, связанные с русским языком, проводил Петр I?

После викторины ученики разыгрывают сценку «Создатели кириллицы в детстве», где рассказывается о том, как братья придумывали буквы и слова, чтобы свои книги были не только у греков, но и у славян. После сценки проводятся конкурсы народных песен, традиционной русской кухни, костюмов, языкознания, истории книгопечатания и т.д.

Кого и как поздравлять

В День славянской письменности и культуры в России принято поздравлять всех, кто каким-то образом связан с книгопечатанием, писательством, с изучением русского языка и т.д. К таким людям относятся:

  • писатели,
  • журналисты,
  • учителя русского языка и литературы,
  • студенты-филологи,
  • литературоведы,
  • лингвисты,
  • издатели,
  • редакторы и т.п.

Каким может быть поздравление? Во-первых, если есть возможность, то для тех, кто отмечает 24 мая свой профессиональный праздник, заказывают песню на радио — лучше остановить выбор на фольклорных произведениях. Во-вторых, присылают СМС и электронные письма, но лучше будет, если человек получит рукописную или даже — это соответствует торжеству в большей степени. В открытке можно написать стихотворение или пару прозаических строк, которые будут напоминать о заслугах Кирилла и Мефодия.

К празднику День славянской письменности и культуры нередко делают подарки. Это, прежде всего, книги, но их заменяют иногда подпиской на журнал, письменным набором, канцелярскими принадлежностями, настольными играми (к примеру, «Эрудит», где надо составлять слова), а верующим людям уместно будет преподнести икону создателей азбуки. Дарить подарки на этот праздник или нет — каждый решает сам, а вот поздравить можно всех славян. Ведь даже если профессиональная деятельность человека не имеет отношения к книгам и языку, каждый день он все равно пользуется азбукой.

Православный праздник в честь святых Кирилла и Мефодия в нашей стране часто называется иначе – День славянской письменности и культуры. В 2018 году мы будем отмечать этот праздник под столь красноречивым названием уже в 33 раз.

День славянской письменности и культуры отмечается в честь двух братьев-просветителей, святых Кирилла и Мефодия. А значит и дату праздника сои искать в первую очередь в церковном календаре.

В отличие от большинства церковных праздников день памяти святых не зависит от даты Пасхи. И ежегодно День славянской письменности отмечается в один и тот же день.

Праздник в России

В России на официальном уровне день памяти двух братьев начали отмечать в XIX веке, когда Святейший Синод установил точную дату для праздника и назвал его ежегодным. О величайших славянский – и русских – просветителях не забывали и в советское время. В 1985 году праздник впервые получил название Дня славянской культуры и письменности. Под этим наименованием он просуществовал до 2010 года, когда и получил свое окончательное, сегодняшнее название – День славянской письменности и культуры.

С 1986 года и вплоть до 2010 ежегодно избиралась новая «столица» праздника – каждый год основные торжества и массовые мероприятия проводились в новом городе России. Первым исполнил почетную обязанность быть главным культурным центром праздника Мурманск, передав эстафету Вологде, затем Великому Новгороду и так далее. Но в 2009 году было принято решение проводить все мероприятия в одном городе, и с 2010 года постоянным местом проведения торжеств стала Москва.

Мероприятия в День славянской письменности и культуры 2018 традиционно отличаются многообразием. Начинается праздник с торжественной литургии в Успенском соборе, затем Крестный ход проходит от собора до Славянской площади, где к памятнику Кирилла и Мефодия по традиции возлагаются цветы.

После церковных мероприятий приходит время торжеств светских. И главная роль в них принадлежит учреждениям культуры. По столице проводится более пятисот различных программ, где принимают участие музеи и библиотеки, парки и места отдыха, школы искусств и кинотеатры – все имеющие отношение к культуре и образованию организации.

Так, в числе проводимых мероприятий обязательно числится несколько концертов – от классической музыки до народного творчества. На сценах театров и концертных площадок выступают дети и народные коллективы. Библиотеки организуют литературные мероприятия, часто совмещая их с небольшими музыкальными номерами. Кинотеатры присоединяются к празднику с сеансами показа документальных и научно-просветительских фильмов. Конечно, не стоит забывать и о многочисленных выставках – от музейных до частных, где посетителям предлагают по-новому взглянуть на славянскую культуру. И практически на каждом мероприятии присутствуют гости из ближнего и дальнего зарубежья – ведь Кирилл и Мефодий вели свою просветительскую деятельность не только на территории (сегодняшней) нашей страны. В качестве почетных гостей присутствуют делегации из Болгарии, Хорватии, Македонии, Молдовы, Греции и других стран.

Немного истории

Кирилл и Мефодий – два брата из города Солуни (сегодня это город Солоники), выходцы из состоятельной знатной семьи, принявшие христианство и проповедовавшие учение Христа по славянским землям. Главная их заслуга, за которую братья прославляются и поныне – создание славянской азбуки.

Пытаясь рассказать язычникам-славянам о новом Боге – Христе – Кирилл и Мефодий столкнулись с большой сложностью: у большинства восточнославянских племен практически отсутствовала письменность в том виде, которого было бы достаточно для перевода и записи священных текстов Писания. После нескольких лет странствий и проповедей братья пришли к выводу о необходимости создания новой – что называется «с нуля» — азбуки, взяв на себя этот поистине титанический труд. За основу был взят греческий алфавит, однако в него пришлось внести очень много изменений. За эти заслуги братья спустя несколько лет после смерти были канонизированы, а на славянских землях их стали почитать особо.

24 мая Россия празднует «День славянской письменности и культуры». История возникновения Дня славянской письменности и культуры. Следует сказать, что этот праздник христианского просвещения, праздник родного слова, родной книги, родной литературы, родной культуры. Обучаясь различным наукам на родном языке, мы, по выражению древнерусского летописца, пожинаем то, что было посеяно древнейшими просветителями Руси, воспринявшими письменность от первых учителей славянских народов - святых Кирилла и Мефодия.

Впервые день славянской письменности начали отмечать в Болгарии в 1857 г. В России – в 1863 г. В нашей стране возродили праздник славянской письменности и культуры в 1986 г. в Мурманске под руководством писателя Маслова Виталия Семеновича. С 1991 г. Указом Президента РФ празднику придан государственный статус.

Все славяне, хранящие Православие и православную культуру, свято чтут святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Уже более тысячи лет во всех православных храмах России на каждой праздничной церковной службе святые Кирилл и Мефодий вспоминаются и прославляются как первые «учители словенские». Почитание просветителей славянских народов особенно усилилось в России в XIX веке. Этому способствовал целый ряд знаменательных юбилейных дат, а также участие русского народа в освободительном движении балканских народов.

Впервые с инициативой проведения праздника славянской письменности выступили болгары в 1857 году. По инициативе все той же Болгарии этот праздник отмечается и в других «кириллических» странах: Сербии, Черногории, даже в католических Чехии и Словакии.

Теперь и в России, а также во многих бывших советских республиках, проходят культурные мероприятия и торжества по этому поводу. Но только в Болгарии это праздник национального масштаба: этот день является нерабочим, все выходят на праздничные службы, демонстрации-крестные ходы, концерты.

В России День славянской письменности впервые отмечался в 1863 году. К сожалению, эта традиция просуществовала всего несколько десятилетий.

В 1869 году исполнилось 1000 лет со дня кончины святого Константина-Кирилла. Во всех славянских странах совершались торжественные службы славянским первоучителям, поэты посвящали им стихи, а композиторы составляли хвалебные песни в их честь и память.

В 1877 году началась война России с Турцией за освобождение балканских стран. Россия приняла самое активное участие в избавлении единоверного болгарского народа от турецкого владычества, а русская армия принесла на алтарь победы жизни множества своих лучших воинов. Единство двух православных народов было скреплено славянской кровью, пролитой у Дуная, на Шипке и под Плевной. 19 февраля (3 марта по григорианскому стилю) 1878 года под стенами Константинополя, в Сан-Стефано, был подписан мирный договор, который провозгласил «истину и свободу там, где до этого царили ложь и рабство».

Освобождение болгарского народа от османского ига породило празднование «Дня Кирилла и Мефодия» (или, как называют этот день в Болгарии, «Праздника букв») именно потому, что национальное возрождение болгар в XIX веке напрямую связано с возрождением национальной письменности, школьного образования и болгарской культуры в целом. 24 мая в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия стало традицией ежегодно по всей Болгарии проводить демонстрации, литературные вечера, концерты.

В 1885 году исполнилось 1000 лет со дня кончины святого Мефодия. Святейший Синод Русской Православной Церкви к этой дате разослал по всей России особое праздничное Послание, в котором говорилось о великом подвиге первоучителей славянских народов. П.И. Чайковский написал гимн в честь святых Кирилла и Мефодия.

С 1901 года по указанию Святейшего Синода Русской Православной Церкви 11(24) мая становится для многих учебных заведений России праздничным днем. К этому дню во многих школах заканчивались учебные занятия, служились торжественные молебны и проводились праздничные концерты и вечера.

После революции 1917 года память о Кирилле и Мефодии хранила лишь Церковь и русские слависты, занимавшиеся изучением кирилло-мефодиевского научного наследия.

Почти незаметно для широкой общественности прошли две знаменательные юбилейныедаты XX века: в 1969 году - 1100 лет со дня кончины святого Кирилла, а в 1985 году - 1100-летие со дня кончины святого Мефодия.

Только с 1963 года в Советском Союзе (год 1100-летия создания славянской азбуки) стали проводиться научные конференции, посвященные этому празднику, да и то нерегулярно.

Мурманский писатель Виталий Семенович Маслов (1935- 2001) был одним из первых, кто ратовал за возрождение традиции проведения праздников славянской письменности уже в 1980 году, но осуществить ему это удалось только в 1986 году в г. Мурманске. На первом празднике было решено центром торжеств каждый год избирать новый город – своеобразная столица праздника, в которой этот день отмечается особенно торжественно. В 1987 году это уже была Вологда, в 1988 – Новгород, 1989 – Киев, 1990 – Минск.

Знаменательный 1991 год стал в истории праздника еще и годом, когда Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 января день 24 мая был объявлен государственным праздником – Днем славянской письменности и культуры. В этом году праздник проходил в Смоленске. В 1992 году центром торжеств стала Москва, в 1993 – Херсонес, 1994 – Салоники, 1995 – Белгород, 1996 – Орел, 1997 – Кострома, 1998– Псков, 1999 – Ярославль, 2000 – Рязань, 2001 – Калуга, 2002 – Новосибирск, 2003 – Воронеж, 2004 – Самара, в 2005 – Ростов-на-Дону.

День славянской письменности и культуры празднуется повсеместно. По своему содержанию День славянской письменности и культуры давно является единственным в России государственно-церковным праздником. По решению священного Синода Русской Православной Церкви и с благословления Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II сопредседателем Оргкомитета праздника в течении нескольких лет является Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

С полным основанием можно говорить об уникальности этого праздника духовности, проводимого с Русской Православной Церковью. Без сомнения, он представляет собой значительное явление в культурной и политической жизни всего славянского мира. Обращение к истокам национальных культур славянских народов, их тесная взаимосвязь подчеркивают органичное единство и вместе с тем – многообразие славянских культурных традиций.

В последние годы сформировалась структура и определились основные мероприятия Дня славянской письменности и культуры. Ежегодно, вне зависимости от дня недели, администрация области, принимающей праздник, объявляет 24 мая выходным днем. С утра в главном храме города служится Божественная Литургия в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, за которой следует Крестный ход участников праздника. На одной из центральных площадей, празднично оформленной и обустроенной по этому случаю, звучат обращения к многотысячной аудитории главных устроителей праздника: министра культуры РФ, а также сопредседателей Оргкомитета – представителяРусской Православной Церкви и главы областной администрации. В рамках праздника проходит открытый урок для учащихся школ, средних и высших учебных заведений.

Традиционно проводится Международная научная конференция «Славянский мир: общность и многообразие». В этот день проходят грандиозные народные праздники на улицах и площадях городов в музеях деревянного зодчества, в заповедных архитектурных ансамблях. В них, как правило, принимают участие практически все народные художественные коллективы города и области.

Своеобразной художественной доминантой Дня славянской письменности и культуры является оригинальное вечернее торжественное действо, проходящее под открытым небом в наиболее значимой исторической части города. День славянской письменности и культуры - это праздник христианского просвещения, праздник родного слова, родной книги, родной литературы, родной культуры. Обучаясь различным наукам на родном языке, мы, по выражению древнерусского летописца, пожинаем то, что было посеяно древнейшими просветителями Руси, воспринявшими письменность от первых учителей славянских народов - святых Кирилла и Мефодия.

В истории встречаются несколько разновидностей письменности у славян. Славянская письменность использовалась для заключения договоров, передачи записок и для других целей. Об этом, например, можно найти сведения у архимандрита, Леонида Кавелина в его Сборнике: «О родине и происхождении глаголицы и об ее отношении к кириллице» (1891 г.). Есть особый день, посвященный славянской письменности. Он сегодня празднуется россиянами как день почитания Кирилла и Мефодия, хотя известно, что ни Кирилл, ни Мефодий не изобретали русскую азбуку. Они её всего лишь трансформировали – укоротили и приспособили для того, чтобы легче было переводить христианские манускрипты с греческого языка. Например, у историка Добнера (Чехия), можно найти целое исследование на тему: «Действительно ли так называемая теперь кирилловская азбука есть изобретение славянского ап. Кирилла?» (1786 год издания).

Письменность, как производная известных христианских святых Кирилла и Мефодия, появилась на Руси в период от 900 до начала 1000-х годов. До этого времени в обиходе у славян существовала иная письменность. Мы встречаем данные летописцев про заключения договоров кн. Игорем и кн. Олегом с Византийским царством (907-911 года) еще до прихода на Русь кириллицы.

Одни историки её называли «хазарским письмом» (перс, Фахр ад-Дин, 700 г.), говоря о юго-западных славянах конкретного исторического периода. Другие именовали «самостоятельным русским письмом», ссылаясь на «Солунскую легенду», в которой есть упоминание о Иерониме (жил до 420 г.) и его связи со славянскими письменами. Некоторые ученые считают Кирилла и Иеронима из этой легенды одним лицом, но датировки деятельности этих персонажей не совпадают.

Разделяются сейчас два направления, в котором развивалась славянская письменность:

  1. Изобразительные виды. Создающие объемное изображение и восприятие.
  2. Начертательные виды. Создающие плоскостное восприятие начертаниями на плоскости.

Ранее наши предки, когда говорили о предметности и функциях, называли свою письменность:

  • словом;
  • письмом;
  • книгой;
  • грамотой.

Виды письменности за всю историю славян, выстроенные в хронологическом порядке их времени появления и использования:

  • Глаголица – середина Х века;
  • Буквица (древлесловенская) – предположительно конец Х века;
  • Азбука – вариант дореволюционной царской России;
  • Алфавит – 1918 год (реформа Луначарского).

Глаголицу некоторые ученые представляют как один из способов произношения и письма Буквицы. Но этот вопрос еще исследуется. Вот, что сообщает нам русский филолог Срезневский И.И. (1848 г.):

Обращаясь к азбуке глагольской, отметим прежде всего, чем сходна и чем отлична она от кириллицы. Большая часть ее букв по своей форме отличается не только от кирилловских, но и от других известных. Сходны с кирилловскими д, х, м, п, ф, ш… Подбор букв тот же. Порядок букв также одинаков… Особенность многих глаголических букв приводит издавна к заключению, что глаголица есть древняя азбука языческих славян и, следовательно, древнее кириллицы; этому верил граф Грубишич , доктор Антон ; этому верит и теперь известный филолог немецкий Я. Гримм . Опровергнуть это едва ли возможно, допустивши, что простые черты древние заменены курчавыми и сложными в известной теперь глаголице уже позже, вследствие особенных, неизвестных причин; впрочем, также трудно опровергнуть и то, что буквы глаголицы неизвестного происхождения не были никогда проще, а изобретены досужим грамотеем так, как они есть, без всякого отклонения к древним письменам славянским. Правда, что черты глаголицы вообще грубы и некоторые отворены на левую сторону, как будто употреблялись для писания с правой руки к левой, но грубость рисунка букв не признак древности, а отворенность некоторых на левую сторону могла быть и случайным выражением вкуса изобретателя…

Славянское письмо использовалось в 4-х вариациях: 2 основных и 2 вспомогательных. Отдельно следует остановиться на таких разновидностях письменности, которые историки современной науки до сих пор обойти своим вниманием никак не могут. Это следующие виды письма у славян разных народностей:

Черты и Резы. По названиям можно судить об их возникновении – чертили буквы и резали. Это разновидность нанесения Буквицы.

Да’Арийские Тьраги – использовались для передачи многомерности и образности рун.

Х’Арийская Каруна (руника, руница, руники) – применялась жрецами, состояла из 256 рун, которые легли в основу языков Деванагари, Санскрита.

Расенские Молвицы – письмо этруссков.

Сейчас достаточно свидетельств тому, что славянские племена и народы задолго до христианства расселялись по Земле. Потому антропологи часто находят голубоглазых индусов в Индии, калаши – в Пакистане, либо мумии европейской внешности среди археологических раскопок в Китае. Поэтому арийская письменность также может отдаленно называться славянской, либо славяно-арийской, кому как удобнее понимать. Славянам современной России и прилегающих к ней стран с этнической идентичностью наиболее всего близки – Глаголица и Буквица, а также Руны, Черты и Резы.

Чем особенна славянская письменность и культура

Глаголица чаще всего использовалась для скрепления деловых отношений в торговых вопросах. Ею оформлялись договора, иные бумаги, являющиеся подтверждением заключенной сделки. В подтверждение этому сегодня осталось достаточно большое количество старинных договоров, записанных именно славянской глаголицей. С этим названием связаны следующие слова:

  • глаголить – говорить;
  • глаголаша – говоривший, произносивший;
  • глаголим – говорим;
  • глагол – действие.

Буквица как заглавная часть слов, имела разные стили написания. Можно привести в пример следующие несколько вариантов художественного изображения старинных букв:

остромировы буквицы – взятые из Остромирова Евангелия (1056-1057)

тератологический (или звериный) стиль – в изображение буквы включались черты зверей и птиц

инициалы – цветные буквы, где изображались кроме фантастических животных, также и персонажи людей (около 800 г.)

оттоновский стиль западных славян – буквы большие, с позолотой и узорчатыми переплетениями

иллюстрированная буквица – каждая заглавная буква иллюстрировалась разными сказочными персонажами и тематиками

филигранные буковы (от старинного названия – «бУковы», а не «буквы» из ВсеяСветной Грамоты Шубина-Абрамова Анания Фёдоровича) – украшались буквы тончайшим узором

гуслицкий стиль – происходит от старообрядческого поселения Гуслицы

ветковский стиль в Белоруссии

Вариантов изображения славянских букв много. Наши предки славяне были известными мастерами искусств и художеств. Поэтому буквы могли изображаться писарями с творческим подходом. Главная же особенность буквицы состоит в том, что она легла в основу таких известных нам языков, как латинский (латиница) и английский.

Мировосприятие славян меняли даже путем видоизменения письменности. Если ранее буквы и слова воспринимались объемно со смысловой и образно-символьной нагрузкой, то теперь они воспринимаются на плоскости, безликими, несущими лишь звуки, складываемые в слова.

Исследователи славянской мифологии полагают, что начался такой перевод восприятия с объемного «голографического» на плоскостное письмо приблизительно со времен онемечивания Руси. Видимо, влияние запада всегда было роковым для русичей и славян в целом, почему так часто об этом упоминали ведущие русские умы времен Фёдора Достоевского и Льва Толстого.

Когда празднуется день славянской письменности

Славянская культура в исторических данных претерпевала различные изменения. Это говорит о том, что ученые еще не остановили своих изысканий – изучаются новые найденные артефакты. Менялась также и дата, когда чествовали письменность славян и их культуру. Сама же славянская мифология и история не подтверждает тот факт, что древние славяне праздновали какой-то особый день, посвященный их письменности. Тем не менее, стоит рассмотреть появление подобных событий в более позднее время, примерно, когда пришло христианство на Русь.

Чаще всего эту дату связывали с Кириллом и Мефодием. Именно в те времена и начинают выделять определенный день, в который вспоминали заслуги этих двух преподобных отцов. Менялась только дата:

  • 11 мая – христианских просветителей вспоминали «Солунскими братьями»;
  • 24 мая – болгары и сегодня наряду с этими двумя святыми вспоминают и о своей культуре;
  • 5 июля – в Чехии;
  • 30 января – жители России вспоминали славянскую письменность и культуру с подачи Президиума ВС РСФСР (1991 год).

24 мая – общепринятый праздник по славянской культуре и письменности. Он был объявлен «Днём славянской культуры и письменности» в 1985 году, когда отмечалось в СССР 1100-летие со дня смерти Мефодия. Поэтому сегодня этот праздник всецело подается с точки зрения православной церкви. Однако, те, кто помнит и чтит наследие более древних предков славян, почитают и ныне древлесловенскую Буквицу. В этот день рисуют старинные буквы на асфальте, в подземных переходах, на площадях, повсеместно в городах страны.

В ученых кругах некоторые считают, что у славян когда-то язык был один, но способов его отображения на каком-либо носителе было много. Записываться могли письмена на металле (монетах, украшениях), бересте, коже, камне. Особенность славянской письменности заключается в том, что она, прежде всего, несла светорусские (в некотором прочтении – «свЯторусские») образы. Попросту говоря, мы понимаем, что это было образное письмо, а не плоскостное, несущее более глубокий смысл, чем просто звук.

Выбор редакции
Современная экология, вредные материалы, неправильное питание и образ жизни самым негативным образом влияют на здоровье женщины,...

Украинский государственный университет финансов и международной торговли образовано 14 марта 2007 путем объединения Украинской академии...

Томас Райтер Томас Артур Райтер (Thomas Arthur Reiter) (23 мая 1958, Франкфурт на Майне, Гессен, Германия) космонавт Германии и...

В необходимости знаний английского языка сегодня, пожалуй, уже не сомневается никто. Именно поэтому заботливые родители стараются начать...
Когда подавать документы в колледж 2018 Приёмная кампания в колледжах и техникумах в 2018 году так же как и в вузах стартует не позднее...
Несмотря на то, что нельзя оценивать верность женщин только по их принадлежности к определенному Знаку Зодиака, все равно у многих...
Дорога во сне - символ очень неоднозначный. В виде дороги может отображаться как жизнь в общем понимании, так и конкретная жизненная...
Созревающие на деревьях фрукты - к процветанию во всех делах, успеху.Таково же значение фруктов на банкетных столах (если только видите,...
Трудная дорога, политая кровью врагов и друзей, слезами отчаяния и скорби, приводит Хранителя Алмазного и Деревянного Мечей, мага и...