Памятка желающему принять таинство святого крещения. Памятка для крёстных, крестящихся и их родителей Памятка крестным родителям


Памятка для крёстных, крестящихся и их родителей

1. Основные молитвы христиан

Молитва Господня

Отче наш, Иже еси= на Небесе=х! Да святи=тся и=мя Твое=, да прии=дет Ца=рствие Твое=, да бу=дет во=ля Твоя=, я=ко на Небеси= и на земли=. Хлеб наш насу=щный да=ждь нам днесь, и оста=ви нам до=лги на=ша, я=коже и мы оставля=ем должнико=м на=шим; и не введи= нас во искуше=ние, но изба=ви нас от лука=ваго.

Молитва последних Оптинских старцев

Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душой и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя. Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобой. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Го=споди, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Ами=нь.

2. Восприемники при Таинстве Крещения (крёстные)

А). Общая информация о крёстных
С глубокой древности в Православной Церкви существует восходящий к апостольскому времени обычай иметь восприемников при Крещении. Восприемник или крестный родитель в день совершения Таинства Крещения обязуется перед Богом заботиться о воспитании крестника (или крестницы) в вере во Христа, учить благочестивой жизни, трудолюбию, кротости, воздержанию и любви. В Таинстве Крещения между восприемником и крестником устанавливаются отношения духовного родства. Согласно церковному правилу необходимым считается только один восприемник: мужчина для крещаемого лица мужского пола или женщина для лица женского пола. Однако на протяжении последних столетий получил широкое распространение сохраняющийся и до сего дня обычай быть при Крещении двум восприемникам: крестному отцу и крестной матери.

Б). Выбор крёстных
Выбирая крёстных для своих детей, родители должны убедиться в том, что будущий крестный действительно является православным христианином, живущим по заповедям Христовым в общении с Православной Церковью, и сможет выполнять обязанности крёстного (о которых говорится ниже). Восприемниками не могут быть неверующие, некрещеные, иноверные, несведущие в Православии, несовершеннолетние и душевнобольные. Недопустимо, чтобы родители были восприемниками собственных детей или муж – восприемником жены (или наоборот). Церковные правила не запрещают быть крестными одного и того же младенца родным брату и сестре, отцу со своей дочерью, или матери со своим сыном, если они из другого семейства, чем крещаемый. Вполне допускается быть крёстным дедушке или бабушке, дяде или тёте, двоюродному брату или сестре и т.д.

Г). Участие крёстных в Крещении
При крещении младенцев восприемники держат на руках своих крестников на протяжении всего чинопоследования таинства Крещения. Если восприемников двое, то мальчика может держать крестная мать, а девочку - крестный отец вплоть до погружения в купель. После троекратного погружения в купель младенец передается на руки восприемнику того же пола, что и младенец. Являясь поручителями за своего крестника, они приносят за него обеты Богу:

1-й обет - это отречение от дьявола и всех дел его, обещание не грешить, не следовать внушениям врага рода человеческого, не противиться воле Божией, но во всем исполнять ее;

2-й обет - обещание веровать во Христа и таким образом сочетаться Ему. Чтобы засвидетельствовать это, крестный читает «Символ веры» (см. ниже), который каждому православному, в том числе крестным, следует знать наизусть.

Д). Обязанности крёстных
Имя христианина обязывает нас к тому, чтобы мы всегда имели Христа в мыслях и сердце своем, имели всегда дух Его во всей жизни своей, подражая Его житию, исполняя Его Святые Заповеди. А с этого дня мы ещё возложили на себя ответственность, в меру своих сил, заниматься православным воспитанием крестника (или крестницы) до исполнения ему совершенных лет и всю жизнь молиться о нем.

Крестные родители должны преподавать крестникам духовные знания: объяснить ему основы Православной веры, водить его к Причастию, заботиться о его нравственном и духовном состоянии, совместно молиться и посещать богослужения, участвовать с ним в Святых Таинствах Церкви, в духе православной святоотеческой традиции изучать Священное Писание, собственным примером помогать ему утвердиться в вере, благочестии, делах добра и любви.

Крестные должны молиться об утверждении в вере своего крестника или крестницы, могут давать крестникам добрые советы, дарить им иконы и духовные книги, благословлять их на брак, подкрепляя авторитет родителей.

Крестным необходимо помнить, что в день Страшного Суда они воздадут Богу ответ о воспринятых от купели Крещения.

Поэтому, подтверждая пред лицом Православной Церкви свою веру в православное учение о спасении души, мы обязаны восполнять также и свои духовные знания:

· Изучать Святое Евангелие и другие книги Нового Завета, и их православное толкование.

· Проводить свою жизнь в общении с Православной Церковью и ее Святыми Таинствами.

· Всегда помнить, что "Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва" (Иаков, 2, 26).

Если мы сами будем жить по-христиански, то обязательно и наш крестник(ца), слушая нас и видя дела наши, потянется к Свету Христову, и горько будет нам, если мы будем творить дела противные Заповедям Христа, тем самым искажая в глазах крестника(цы) свое светлое звание наставника.

Не нужно пугаться людям, которые намерены стать восприемниками, но не в полной мере соответствуют требованиям, о которых сказано выше. Никогда не поздно заняться духовным самообразованием, в особенности, если это делается не только для себя, но и ради другого человека. В настоящее время существует множество книг, журналов, а также православных интернет-сайтов, в доступной форме излагающих основы Православия. В случае возникновения недоуменных вопросов нужно обращаться за советом к священнику.

3. Подготовка к Таинствам Покаяния и Причащения

А). За несколько дней до Причащения начинаем поститься (говеть). Постимся от 3-х дней до недели (как благословит нас духовник). Пост подразумевает ограничения:

· в пище - не едим скоромное (пищу животного происхождения);

· телесное - супружеское воздержание;

· духовное - поменьше развлечений, оградим себя от пустого времяпровождения. Читаем утренние и вечерние молитвы.

Б). Читаем каноны (начинаем за 1-3 дня, заканчиваем накануне Причащения) из молитвослова:

· «Канон покаянный ко Господу Иисусу Христу»,

· «Канон молебный ко Пресвятой Богородице»,

· «Канон Ангелу-хранителю».

В). Накануне Причащения:

· Примиряемся со всеми.

· На листе бумаги записываем все свои грехи, которые к данному моменту не исповеданы (для памяти).

· Если есть вечернее Богослужение (в субботу оно бывает почти всегда), то надо на нём присутствовать и там исповедать свои записанные грехи, а также какие еще вспомним. Если же накануне нет вечернего Богослужения, то исповедуем грехи на утренней службе в день Причащения.

· Дома прочитываем начало «Последования ко Святому Причащению» до стиха « Прежде Причастия Стра=шныя Жертвы, Животворя=щего Тела Влады=чня… ».

· После 12 часов ночи: не едим и не пьём, обязательно воздержание от курения.

Г). Утром в день Причащения:

· Прочитываем утренние молитвы и окончание «Последования ко Святому Причащению» (со стиха « Прежде Причастия Стра=шныя Жертвы, Животворя=щего Тела Влады=чня… »).

· Приходим в церковь к началу службы (или исповеди, если она начинается раньше), имея на себе крест.

· Обязательно присутствуем на всей службе, исповедуемся (если не были на Исповеди накануне вечером). Во время Исповеди берём у священника благословение на Причащение.

· В конце Литургии, после пения «Отче Наш…», подходим ближе к алтарю, сложив на груди руки правую на левую. Когда выйдет священник со Святой Чашей, повторяем за ним молитвы. Далее со страхом и трепетом приступаем к Святому Причастию (помоги нам, Господи). Затем идем запивать теплотой.

· После Причастия стараемся хранить благоговейное отношение к принятой святыне, святость в делах и в мыслях.

Д). Если вы планируете собороваться, то необходимо до или после таинства
Соборования поисповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн.

Примечания .

1). В нашем храме Литургия и Причастие совершается почти каждый день. Детей до 7 лет можно причащать без исповеди и поста, причем если уже исполнилось 3 года, то натощак.

2). Не забывайте почаще причащать детей, внуков и крестников.

3). В Великий Пост Причастие обычно совершается: в среду и пятницу – для всех, кроме для детей до 7 лет (т.е. младенцев); в субботу и Воскресение – для всех.

4). Обязательно уточните день и время Литургии по расписанию, так как возможны изменения.

4. Памятка на Крещение детей

1. Крестным и родителям необходимо:

а) Перед Крещением прослушать две обязательные беседы (постановление архиерейского собора 2009 года): 1-я в Воскресение с 13.00 до 15.00 , 2-я в среду с 18.15 до 20.15 .

б) Знать наизусть «Символ Веры», его толкование и прочитать Евангелие (хотя бы одно).

в) Психологически подготовить ребенка к Крещению с полным погружением и познакомить его с крестными, чтобы он не пугался во время Крещения .

г) Накануне Крещения (которое обычно совершается в субботу в 12.00), или еще раньше, позвонить в церковную лавку и записаться на Крещение.

д) Непосредственно перед Крещением (в субботу к 11.45) принести в церковную лавку ксерокопию свидетельства о рождении крещаемого младенца (или оригинал свидетельства), имя и день памяти его святого небесного покровителя, а также список родителей и крестных родителей (фамилии, имена, отчества) .

2. Крестным и папе необходимо: в день Крещения или заранее исповедаться и причаститься.

3. На Крещении нужно иметь при себе:

а) на цепочке или гайтане освященный нательный крестик (если он не освящен, его нужно освятить заранее);
б) полотенце (или два) для заворачивания и вытирания ребенка, памперс. Чистые (можно новые, белые) распашонку и пеленку, которые надевают после погружения и потом хранят;
в) головные платки и юбки для мам и восприемниц;
г) 5 свечей.

4. До или после Крещения попросить священника прочитать над матерью крещаемого
молитву 40-го дня.

5. Одежда матери, крестных и гостей должна быть скромной и строгой, без применения
косметики.

5. Памятка на крещение взрослых

1. Крещаемому взрослому необходимо:

а) Знать «Символ Веры».

в) Накануне вымыться.

г) В день Крещения не курить (после 12 ч. ночи), одеть чистые (лучше белые) одежды, прийти в храм и оформить необходимые документы, заполнить Свидетельство о Крещении, купить 3 свечи.

д) Прослушать две беседы перед Крещением : 1-я в Воскресение с 13-00 до 15-00,
2-я в среду с 18-15 до 20-15
. Крещение совершается по субботам в 12-00.

е) Вынуть сережки (если есть).

2. Нужно иметь при себе:
а) освященный крест на цепочке или гайтане (если он не освящен, его нужно
освятить заранее
);
б) полотенце , тапочки;
в) головной платок и юбку для женщин;
г) паспорт .

3. Для причащающихся в день Крещения: после 12 ч. ночи и до Причастия не есть и не пить.

6. Таинство Покаяния

«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Евангелие от Матфея, гл. 4, стих 17).

Православные христиане всех времен очищают душу от греха, проходя через особое Таинство Покаяния, установленное самим Иисусом Христом.

Для очищения души в Таинстве покаяния необходимо:

1) Осознание своих грехов и сокрушение сердца (одного только осознания не достаточно).

2) Выявление первопричин своих грехов.

3) Чистосердечная исповедь священнику как преемнику Божию, с намерением больше не грешить. Только священнику дана власть от Бога прощать грехи.

Покаянная исповедь помогает приступить к Святому Причастию - достойно принять Тело и Кровь Христову. Соединение со Христом несет неизреченный покой душе, любовь и примирение со всеми. Так испокон веков Церковью Христовой формировался духовный строй благочестивых поколений, миролюбие, терпение, здоровье.

Для того, чтобы очистить тело от грязи, мы пользуемся водой и мылом. Нам тяжела нечистота телесная. Для того, чтобы очистить душу от духовной грязи, то есть освободить ее от тяжести и угрызений совести, которые возникают как результат совершенных грехов (неправильной жизни), Церковь предлагает ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ. Это духовная баня нашей духовной нечистоты.

Священнику дана власть от Бoгa «вязать и решить наши грехи». «Прощаю и разрешаю грехи твои...», - говорит батюшка приходящему на исповедь и покаявшемуся в грехах. Великое облегчение получает всякий, кто сподобляется смыть свои грехи в Таинстве покаяния и очистить совесть. Как нужно торопиться очистить душу от греха, ибо никто не знает, что уготовано ему завтра и много ли осталось земного пути. Успеем ли очиститься покаянием? Успеем ли осознать свою греховность? Торопись, христианин. Помни, что ничто нечистое в Царствие Небесное не входит.

С верою и надеждой подходя к исповеди, проверь себя, христианин:

Не хулишь ли Бога.

Имеешь ли страх Божий. Печешься ли о своем спасении.

Носишь ли крест на груди.

Не осуждаешь ли священников, монашествующих и других духовных лиц.

Соблюдаешь ли посты.

Посещаешь ли Богослужения в выходные дни и в праздники. Не нарушаешь ли данных тобою обетов.

Любишь ли ближнего как самого себя.

Помогаешь ли ближнему. Не осуждаешь ли ближнего.

Оказываешь ли ближнему сострадание (а также сострадание бездомным и больным животным и птицам).

Посещаешь ли больных в больнице и на дому.

Подаешь ли нищим и убогим от избытка своего.

Не делаешь ли добрых дел напоказ.

Не живешь ли чужим трудом, пребывая в лености.

Бережешь ли, ценишь ли чужой труд, плоды труда, время свое и чужое.

Почитаешь ли старших, родителей. Не оскорбляешь ли.

Воспитываешь ли детей в Боге. Молишься ли за них.

Молишься ли за наставников, сродников, ближних (живых и усопших).

Хранишь ли целомудрие до брака. Не изменяешь ли мужу (жене). Благословлен ли Богом твой брак (совершено ли Таинство Венчания).

Не убиваешь ли во чреве младенца (аборты, спирали, таблетки и иные средства). Не даешь ли таких советов (косвенное убийство во чреве).

Не оскверняешь ли себя блудными прикосновениями.

Не принимаешь ли участия в иных извращениях телесных. Не услаждаешься ли непристойными изображениями.

Не распеваешь ли непристойные песни. Не участвуешь ли в непристойных танцах. Не обольщаешь ли кого непристойным соблазнительным поведением и одеждой.

Не упиваешься ли вином. Не куришь ли.

Не употребляешь ли наркотические средства. Не сквернословишь ли. Не рассказываешь ли непристойные анекдоты.

Не имеешь ли иных вредных привычек. Не играешь ли в карты и иные азартные игры, включая компьютерные и игры в игровых автоматах.

Не гадаешь ли на картах, или по руке, или иным способом.

Не ходишь ли за помощью к ворожеям, гадалкам, бабкам, экстрасенсам, астрологам, гипнологам и т. д.

Не принимаешь ли какого колдовства и чародеяния (приемы белой и черной магии, гипноз, спиритизм, лозоходство как разновидность спиритизма и т. д.).

Находясь о лоне христианской церкви, не обращаешься ли к иным религиям.

Не проклинаешь ли детей, близких. Не гневаешься ли напрасно. Не злопамятствуешь ли. Не воздаешь ли злом за зло. Не лжешь ли. Не лжесвидетельствуешь ли. Не клевещешь ли. Не крадешь ли. Не берешь ли чего казенного. Не имеешь ли пристрастия к роскоши и вещам.

Не имеешь ли пристрастия к еде (чревоугодие, тайноядение, лакомство).

Не празднословишь ли (пустые разговоры).

Не издеваешься ли над слабым и беспомощным. Не обижаешь ли кого. Не убиваешь ли напрасно скота, птицы, насекомых.

Несешь ли терпеливо свой крест и скорби.

Любишь ли врагов своих. Молишься ли за нападающих и гонящих тебя.

Не согрешили ли гордостью, самомнением, тщеславием, славолюбием.

Не согрешили ли делом, словом, помышлением, зрением, слухом, осязанием и всеми своими чувствами.

Не согрешили ли леностью, небрежением в исполнении своих обязанностей.

Не согрешили ли небрежением в молитве, непочитанием Святых и Матери Божией.

Не согрешили ли маловерием и унынием.

Не согрешили ли недостойным Причащением Святых Христовых Тайн, приступая к ним без приготовления, без сокрушения, без страха Божия. Забывая, что Святое Причастие - это огонь, попаляющий наши грехи. Забывая, что в Таинстве Причастия мы соединяемся с Самим Господом, незримо сошедшим с небес и претворившим хлеб и вино в Тело и Кровь Христову.

Не совершайте грех убийства своего ребенка! Аборт - убийство!

Врачи говорят, что смерть - вполне вероятный исход для женщины, совершившей аборт.

Аборт, кроме того, обязательно скажется на здоровье последующих детей. Но самое главное - убийство нерождённого ребенка является смертным грехом, за который родители будут нести ответ перед Богом. Поэтому не удивляйтесь, если после прерывания беременности распалась семья, началась тяжелая болезнь или произошло другое несчастье. Не удивляйтесь. Это следствия детоубийства Материальное благополучие не может быть построено на крови. Аборт - всегда ложный шаг. И если Вы совершили эту ошибку, то покайтесь в ней.

Побойтесь Бога!

Грех детоубийства лишает родителей благодати Божией.

В древности за такое деяние мать отлучали от Церкви на 20 лет наравне с убийцами. Поскольку неродившийся человек, как и взрослый, имеет свою бессмертную душу, то после смерти произойдет встреча родителей с душами убитых ими детей.

Берегитесь «целителей»

Берегитесь «целителей», астрологов, экстрасенсов, гипнотизеров, людей, занимающихся снятием «порчи и сглаза», колдовством, гаданием, йогой, белой и черной магией, знахарством, психотерапией, аутотренингом, дианетикой и т.д. - обращение за помощью к ним приводит к углубленному общению с падшими духами (бесами), делает Вас повинными в смертном грехе прямого общения с невидимыми бесами.

Истинное целительство, прозорливость - это удел святых и праведников и даются только православным подвижникам в подвиге смирения, поста, молитвы, это есть дары Святого Духа, и только воля Божия определяет получение таких даров. Причина же всех болезней - наши грехи. Живите с Богом по Его заповедям в лоне единственной Его Церкви - Православной, участвуйте в Таинствах Церковных. Исцеление от греха есть исцеление души, что способствует и исцелению от болезней.

Что такое кодирование?

Оно действует практически безотказно, не требует усилий воли со стороны кодируемого. Так в чем же его несогласие с Православием?

Человек на определенное время избавляется от того или иного порока под действием психологического влияния «врача». Все это можно определить понятием страха. В итоге, по истечении установленного срока, кодируемый вновь становится подвержен прежнему пороку или страстям и, таким образом, не избавляется от зависимости и чаще впадает в более тяжкую зависимость (которая разжигается ещё и воздействием падших злых сил - бесов).

По-христиански же, человек должен сам осознать свой порок, и свою свободную волю направить к его исправлению, и в первую очередь внутренне бороться с грехом. В этой борьбе без благодатной помощи Божией не обойтись.

Человек склонен ко греху. И если мы воздерживаемся в слове и деле, то в помышлении нам воздержаться без помощи Божией невозможно. Глубины мысленной грязи бездонны. Именно мысленная нечистота толкает нас на скверные дела и слова. Наши помыслы полностью открыты Господу, святым и ангелам. Если мы не научимся чисто мыслить здесь, на земле, то на небесах наша нечистота обнаружится перед всеми.

Мы постоянно осуждаем, забывая о том, что творящий суд в той же мере строгости будет спрошен за свои дела. Осуждающий «за глаза» ближнего своего, есть ли у тебя смелость высказать свое недовольство «в глаза» и обличить? Окажешься ли ты прав? Хватит ли у тебя сил устоять перед подобным испытанием, за которое ты осудил? Не берешь ли ты чужие грехи на себя? Помни, осуждающий, Господь одинаково спросит с обоих. С одного спросит за совершенный грех, а с другого - за дерзость взятых на себя полномочий суда. Дерзающий судить - ты видишь только как ближний падает во грехе. Но ты не видишь, как плачет и сокрушается в покаянии его сердце.

Двери покаяния открыты для всех, но успеем ли пройти ими. Труднее всего осознает свою нечистоту человек горделивый. Таковые не видят своего греха и пребывают в постоянном самообольщении и превозношении ума. Они довольны собой и редко заглядывают в глубину своей совести. Но совесть трудно обмануть. Это голос Самого Бога, обличающий нас.

Всякому живущему предоставлена свобода воли. Как распорядимся мы ею? Будут ли наши дела и намерения приближать нас к Богу? Наши добрые Дела- с чистым ли сердцем и любовью творили мы их? Господь всегда видит сердце твое, христианин. Что там - смирение или горделивое превозношение, терпение или раздражение?

Угодны ли наши дела Богу? Никто не знает. Никто не знает, каков будет окончательный ответ. Никто не знает, какой ангел придет за нами, чтобы повести нас на Высший суд. Белые или черные крылья будут за его спиной?

Помни, христианин: разбойник, что висел рядом с- Христом на кресте, покаялся со смирением и вошел в рай вслед за Господом. Господь простил и принял его. Иуда же Искариотский был учеником Христовым, но предал учителя и, не раскаявшись, по гордыне своей пошел во ад. Пути Господни неисповедимы.

Верь, христианин, Господь укрепляет всякого приходящего к Нему с покаянием. Господь помогает устоять от греха и не повторять его.

Перед Исповедью и Причащением необходимо простить всех обидящих и ненавидящих нас. И только тогда мы можем просить у Господа прощения своих грехов.

7. Схема Богослужения Таинств Крещения и Миропомазания.

Молитвы младенцу, предваряющие Крещение.

Наречение имени.

Чин оглашения.

Разрешение от одежд.

Чтение молитвы во еже сотворите оглашенного.

Чтение четырех молитв запрещения злых, духов.

Отречение от сатаны.

Сочетание Христу.

Завершительная молитва чина оглашения.

Чин Крещения.

Возжигание свечей, каждение купели.

Возглас: «Благословенно Царство...».

Мирная ектения, молитва священника о себе и молитва на освящение воды.

Молитва на освящение елея. Помазание освященным елеем воды при пении «Аллилуйя», а также помазание крещаемого с произнесением слов: «Помазуется раб Божий...».

Тайносовершительные слова и само крещение младенца (или взрослого). Пение псалма 31.

Облачение крещаемого в белые одежды с возложением креста.

Чин Миропомазания.

Чтение молитвы и помазание святым Миром новокрещённого.

Хождение вокруг купели.

Чтение прокимна, Апостола, Евангелия.

Чтение трех молитв и омовение помазанных святым Миром частей тела.

Чтение двух молитв и пострижение волос у крестившегося.

Сугубая ектения и отпуст.

Воцерковление.

Молитвы 40-го дня (3-я и 4-я молитвы).

Введение во храм со словами: «Воцерковляется...»

Причащение Святых Христовых Тайн.

Отпуст.

8. Об обязанностях мужа и жены

О взаимоотношениях мужа и жены апостол Павел говорит: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее... Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа » (Ефес. 5, 22-33).

Но слово «боится» надо понимать не в житейском смысле рабского страха, а в религиозном, то есть бояться обидеть, доставить неприятность, чего-то не выполнить. Бог разделил деятельность мужа и жены: жене вверил управление домом, а мужьям предоставил все гражданские дела. Очень важно, чтобы каждый сам первым исполнял свои обязанности, а не требовал этого прежде от другого. Это служит основанием мира и согласия в семье.

9. Символ Веры

1). Ве=рую во еди=наго Бо=га Отца=, Вседержи=теля, Творца= не=бу и земли=, ви=димым же всем и неви=димым.

2). И во еди=наго Го=спода Иису=са Христа=, Сы=на Бо=жия, Единоро=дного, Иже= от Отца= рожде=ннаго пре=жде всех век; Све=та от Све=та, Бо=га и=стинна от Бога и=стинна, рожде=нна, несотворе=нна, единосу=щна Отцу=, Им же вся бы=ша.

3). Нас ра=ди челове=к и на=шего ра=ди спасе=ния сше=дшаго с небе=с и воплоти=вшагося от Ду=ха Свя=та и Мари=и Де=вы, и вочелове=чшася.

4). Распя=таго же за ны при Понти=йстем Пила=те, и страда=вша, и погребе=нна.

5). И воскре=сшаго в тре=тий день по Писа=нием.

6). И возше=дшаго на небеса=, и седя=ща одесну=ю Отца=.

7). И па=ки гряду=щаго со сла=вою суди=ти живы=м и ме=ртвым, Его= же Ца=рствию не бу=дет конца=.

8). И в Ду=ха Свята=го, Го=спода животворя=щаго, И=же от Отца= исходя=щаго, И=же со Отце=м и Сы=ном спокланя=ема и ссла=вима, глаго=лавшаго проро=ки.

9). Во еди=ну Святу=ю, Собо=рную и Апо=стольскую Це=рковь.

10). Испове=дую еди=но креще=ние во оставле=ние грехо=в.

11). Ча=ю воскресе=ния ме=ртвых,

12). и жи=зни бу=дущаго ве=ка. Ами=нь.

Толкование Символа Веры

Подробное толкование Символа веры дается в катехизисах.

Символ веры состоит из двенадцати членов (частей). В каждом из них содержится истина православной веры.

Я верую во единого Бога Отца: верю, что Бог всё содержит в Своей власти и всем управляет, что он сотворил небо и землю, видимый и невидимый мир. Этими словами мы говорим о том, что мы уверены, что Бог есть, что Он есть один и нет другого кроме Него, что все, что существует (как в видимом физическом мире, так и в невидимом, духовном), т. е. вся необъятная вселенная создана Богом. И мы всем сердцем принимаем эту веру. Вера - это уверенность в реальном существовании Бога и доверие к Нему.

Бог един, но не одинокий, потому что Бог един по своему существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Дух Святый, - Троица единосущная и нераздельная. Единство Трех, бесконечно любящих друг друга лиц.

2 И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша.

2 И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, рождённого от Отца прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, не созданного, одного существа со Отцем, чрез Которого всё сотворено.

Я верую, что Господь наш Иисус Христос - это Тот же Единственный Бог, второе Лицо Святой Троицы. Он - Единородный Сын Бога Отца, рожденный до начала времен, то есть когда и времени ещё не было. Он, как Свет от Света, так же неразлучен с солнцем. Он - Истинный Бог, рожденный Истинным Богом. Он рожден, а вовсе не сотворен Богом Отцом, то есть Он одного существа с Отцом, Единосущен Ему.

Я верую, что Он для спасения нашего рода человеческого явился на землю, воплотился от Духа Святого и Девы Марии, и вочеловечился, то есть принял не только тело, но и душу человеческую и сделался совершенным человеком, не переставая в то же время быть Богом. Стал Богочеловеком.

Св. Православная Церковь называет Деву Марию Богородицею и почитает Ее выше всех сотворенных существ, не только людей, но и ангелов, - так как она Матерь Самого Господа.

Я верую, что Господь Иисус Христос во времена римского правителя Иудеи - Понтия Пилата - был распят на кресте за нас, людей, то есть за наши грехи и для нашего спасения, потому что Сам Он был безгрешен. При этом Он действительно страдал, умер и был погребен.

Страдал Спаситель, конечно, не Божеством, Которое не страдает, а человечеством; страдал не за Свои грехи, которых у Него не было, а за грехи всего человеческого рода.

Я верую, что Он воскрес в третий день после Своей смерти, как было предсказано в Писании. Господь Иисус Христос по-настоящему умер за нас - как Истинный Бессмертный Бог, и поэтому Он воскрес!

Так как в писаниях пророков Ветхого Завета было ясно предсказано о страданиях, смерти, погребении Спасителя и о воскресении Его, то потому и сказано: "по писаниям". Слова "по писаниям" относятся не только к пятому, но и к четвертому члену Символа Веры.

Иисус Христос умер в Великую Пятницу около трех часов дня, а воскрес после полуночи с субботы на первый день недели, именуемый с того времени "Воскресеньем". Но в те времена и часть дня принималась за целый день, почему и говорится, что Он был во гробе три дня.

6 И восшедшаго на небеса и седящаго одесную Отца.

6 И восшедшего на небеса и седящего одесную Отца.

Я верую, что Господь Иисус Христос в сороковой день по Воскресении Своем с пречистою Своею плотью вознесся на небо и воссел одесную (по правую сторону) Бога Отца.

Господь Иисус Христос вознесся на небеса человечеством Своим (плотью и душою), а Божеством Своим Он всегда пребывал с Отцом.

" Седящаго одесную Отца " означает: по правую сторону, на первом месте, в славе. Этими словами выражено, что человеческая душа и тело Иисуса Христа приняли такую же славу, какую имеет Христос по Своему Божеству.

Своим вознесением Господь наш Иисус Христос соединил земное, с небесным и прославил наше человеческое естество, вознеся его на престол Божий; и указал нам, что и наше отечество на небе, в Царствии Божием, которое открыто теперь для всех истинно верующих в Него.

Я верую, что Иисус Христос опять придет на землю, чтобы судить всех людей, как живых, так и умерших, которые тогда воскреснут; и что после этого Страшного Суда настанет Царство Христово, которому никогда не будет конца.

Суд этот называется страшным, потому что совесть каждого человека откроется перед всеми, и обнаружатся не только дела добрые и злые, какие кто делал во всю жизнь свою на земле, но и все сказанные слова, тайные желания и мысли.

По этому суду праведные пойдут в жизнь вечную, а грешные в муку вечную - за то, что творили злые дела, в которых не раскаялись и которых не загладили добрыми делами и исправлением жизни.

Иже от Отца исходящаго - Который исходит от Отца; Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима - Которому следует поклонятся и Которого следует прославлять наравне с Отцом и Сыном. Глаголавшаго пророки - говорившего через пророков.

Я верую, что третье Лицо Святой Троицы - Святой Дух, такой же истинный Господь Бог, как Отец и Сын. Верую, что Дух Святый - Животворящий, Он вместе с Богом Отцом и Богом Сыном дает всему жизнь, особенно духовную людям. Он есть такой же Творец мира, наравне с Отцом и Сыном и Ему следует также поклонятся и прославлять Его. Верую и в то, что Святой Дух говорил через пророков и апостолов и по Его вдохновению написаны все священные книги.

Дух Святый открылся людям видимым образом: при крещении Господа в виде голубя, а в день Пятидесятницы Он сошел на апостолов в виде огненных языков.

Я верую в единую, Святую, Соборную (в которой участвуют все верующие), основанную апостолами Церковь.

Здесь мы говорим о Церкви Христовой, которую Иисус Христос основал на земле для освящения грешных людей и воссоединения их с Богом. Церковью называется совокупность всех православных христиан, живущих и умерших, соединенных между собою верою и любовью Христовой, священноначалием и святыми таинствами.

Каждый же в отдельности православный христианин называется членом, или частью Церкви. Следовательно, когда мы говорим, что веруем во едину святую, соборную и апостольскую Церковь, то здесь под Церковью разумеются все в совокупности люди, которые исповедуют одну и ту же православную веру, а не то здание, куда мы ходим молиться Богу и которое называется храмом Божиим.

Я признаю и открыто объявляю, что для духовного возрождения и прощения грехов нужно только один раз принять Крещение.

В Символе Веры упомянуто только о крещении, потому что оно является как бы дверью в Церковь Христову. Только принявший крещение может пользоваться другими таинствами.

Таинством называется такое священное действие, через которое тайно, невидимым образом подается человеку благодать Святого Духа, или спасительная сила Божия.

Св. Православная Церковь содержит семь таинств; крещение, миропомазание, покаяние, причащение, брак, священство и елеосвящение.

11 Чаю воскресения мертвых.

11 Ожидаю воскресения мёртвых.

Я с надеждой и уверенностью ожидаю (чаю), что настанет такое время, когда души умерших людей опять соединятся со своими телами и все умершие оживут.

Воскресение мертвых последует одновременно со вторым и славным пришествием Господа нашего Иисуса Христа. В момент всеобщего воскресения тела умерших людей изменятся, по существу своему тела будут те же самые, которые мы теперь имеем, но по качеству будут отличны от нынешних тел - они будут духовны - нетленны и бессмертны. Изменятся тела также и тех людей, которые, будут еще живы во время второго пришествия Спасителя. Соответственно перемене самого человека изменится и весь видимый мир, именно, из тленного обратится в нетленный.

12 [Чаю] и жизни будущаго века. Аминь.

12 и жизни будущего века. Аминь.

Я ожидаю, что после воскрешения мертвых совершится суд Христов, и для праведников наступит бесконечная радость соединения с Богом. Слово Аминь означает подтверждение - истинно так! Только так может быть выражена истина нашей веры и никем не может быть изменена.

10. Десять Заповедей Закона Божия

1. Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бози ини=и, разве Мене.

2. Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, ели=ка на небеси= горе, и ели=ка на земли= низу, и ели=ка в водах под землею: да не поклони=шися им, ни послужи=ши им.

Этой заповедью осуждаются идолопоклонники, то есть поклоняющиеся какой бы то ни было твари как Истинному Богу. Кроме грубого идолопоклонства есть еще более тонкие грехи против второй заповеди; это: любостяжание, чревоугодие, гордость, к которой относится также тщеславие.

3. Не приемли и=мене Господа Бо=га твоего всу=е.

Эта заповедь запрещает нам употреблять имя Божие напрасно, то есть без нужды, в пустых и суетных разговорах, а тем более употреблять его для подтверждения какой-либо лжи.

4. Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай и сотвориши (в них) вся дела твоя, в день же седмый суббота, Господу Богу твоему.

Эта заповедь повелевает нам как в день воскресный, так и во всякие праздники посещать храмы Божий для воздаяния Богу той чести, которую тварь обязана воздавать Творцу, не отлагая сего ни по каким причинам, кроме тяжкой болезни. Против сей заповеди грешат те, кто из-за лености или других причин не посещают храмы Божий, а также те, кто посещают храмы без благоговения. Те же, кто в праздники позволяют себе нескромные зрелища и развлечения, весьма оскорбляют святость праздников.

5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо та будет, и да долголетен будеши на земли.

Эта заповедь учит нас искренне и нелицемерно любить и почитать своих родителей, им во всем повиноваться, питать и покоить их во время болезни и старости. Под именем родителей следует также понимать всех, кто в разном отношении бывает для нас вместо родителей: государственная власть и Отечество, пастыри и учители духовные, старшие по возрасту, благодетели, начальствующие.

6. Не убий.

Этой заповедью запрещается убийство или отнятие жизни у ближнего каким бы то ни было образом. Кроме телесного убийства, есть убийство духовное. Род духовного убийства есть соблазн, когда кто-либо совращает ближнего в неверие или вовлекает в беззаконие и тем самым подвергает его душу смерти духовной. Когда запрещается наносить вред жизни ближнего, то тем самым повелевается, насколько возможно, беречь его жизнь и благосостояние. В этой связи мы должны делать следующее: помогать бедным, служить больным, утешать печальных, облегчать положение несчастным, быть милосердными, со всеми обходиться кротко, с любовью и назидательно. Грешат против этой заповеди те, кто, предавшись страстям, расстраивают свое здоровье или безрассудно лишают себя жизни.

7. Не прелюбы сотвори.

8. Не укради.

Этой заповедью запрещается кража или присвоение каким-либо образом того, что принадлежит другим. Есть особые грехи, запрещаемые этой заповедью: грабительство, или отнятие чужой вещи насилием явно; воровство, или похищение чужой вещи тайно, присвоение чего-либо чужого хитростью, обманом; святотатство, или присвоение того, что посвящено Богу и что принадлежит Церкви; мздоимство (взяточничество). Когда запрещаются эти грехи, то через это предписываются следующие добродетели: бескорыстие, верность, правосудие, милосердие к бедным.

9. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна.

Этой заповедью запрещается ложное свидетельство на ближнего и также всякая другая ложь. Запрещается под наименованием ложного свидетельства: ложное свидетельство судебное; ложное свидетельство, кроме суда, когда на кого-либо клевещут заочно или кого-то в лицо порицают несправедливо.

10. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего.

В предыдущих заповедях запрещалось вредить ближним делом или словом, а десятая заповедь воспрещает всякую нечистую мысль против чести и собственности ближнего. Зависть во всех видах есть главный грех против этой заповеди. Десятая заповедь налагает на нас следующие обязанности: хранить чистоту сердца, быть всем довольным. Блаженни миротворцы, яко тии сынове Божий нарекутся.

8. Блаженни изгнании правды ради, яко тех есть Царство Небесное.

9. Блаженни есте, егда поносят вам и ижденут, и рекут всяк зол глагол, на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на Небесех.

(Евангелие от Матфея, глава 5, стихи 3 - 12).

Толкование Заповедей Блаженств

1. Желающие блаженства должны быть нищими духом. Быть нищим духом значит иметь духовное убеждение: все, что мы имеем, дарует Бог, и ничего доброго мы не можем сделать без Божией помощи и благодати; и таким образом, считать, что мы - ничто и во всем прибегать к милосердию Божию. Кратко, нищета духовная есть смиренномудрие.

2. Желающие блаженства должны быть плачущими. Плачущие - это те, кто сокрушаются и плачут в раскаянии о грехах своих, то есть сокрушаются о том, что они недостойно служат пред Богом и своими грехами оскорбляют Его величие и заслуживают Его гнев. Плачущие утешатся, то есть получат прощение грехов и успокоение совести.

3. Желающие блаженства должны быть кроткими. Кроткие - это такие люди, которые стараются, чтобы никого не раздражать и ничем не раздражаться. Это незлобивые, терпеливые в отношении друг к другу, не ропщущие на Бога люди. Кроткие наследят землю, то есть Царство Небесное.

4. Желающие блаженства должны быть алчущими и жаждущими правды. Алчущие и жаждущие правды - это те, которые, подобно пищи и пития для тела, желают спасения для души - оправдания через веру в Иисуса Христа. Алчущие и жаждущие правды насытятся, то есть получат желаемое ими оправдание и спасение.

5. Желающие блаженства должны быть милостивыми. Милостивые - это те, которые оказывают милость и сострадание ближнему, или, иначе говоря, которые творят дела милосердия. Дела милости телесной следующие: алчущего напитать, жаждущего напоить, одеть нагого или имеющего недостаток в необходимой и приличной одежде, посетить находящегося в темнице, посетить больного, послужить ему и помочь его выздоровлению или христианскому приготовлению к смерти, странника принять в дом и предоставить отдых, погребать умерших в убожестве (в бедности, нищете). Дела милости духовной следующие: увещанием обратить грешника от ложного пути, неведующего научить истине и добру, подать ближнему добрый и благовременный совет в затруднении или в случае незамеченной им опасности, молиться о нем Богу, утешить печального, не воздавать за зло, которое сделали нам другие, от всего сердца прощать обиды. Господь обещает милостивым, что они помилованы будут. Здесь подразумевается помилование от вечного за грехи осуждения на Суде Божием.

6. Желающие блаженства должны быть чистыми сердцем. Чистота сердца - это не совсем то же, что чистосердечие. Чистосердечие, или искренность, согласно которой человек не показывает лицемерно добрых расположений, не имея их в сердце, но добрые расположения сердца проявляет в добрых поступках, есть только низшая степень чистоты сердца. Высокой степени чистоты человек достигает постоянным и неослабным подвигом бдения над самим собой, изгоняя из сердца своего всякое незаконное желание и помышление и всякое пристрастие к земным предметам и непрестанно сохраняя в сердце памятование о Боге и Господе Иисусе Христе с верой и любовью к Нему. Чистые сердцем узрят Бога, то есть получат высочайшую степень Вечного блаженства.

7. Желающие блаженства должны быть миротворцами. Миротворцы - это те люди, которые живут со всеми в мире и согласии, всем прощают обиды и стараются по возможности примирить и других ссорящихся между собой, а при невозможности — молить Бога об их примирении. Миротворцам обещается благодатное имя сынов Божиих, поскольку они своим подвигом подражают Единородному Сыну Божию, пришедшему на землю примирить согрешившего человека с правосудием Божиим.

8. Желающие блаженства должны быть готовыми потерпеть гонение за правду. Этой заповедью требуются следующие качества: правдолюбие, постоянство и твердость в добродетели, мужество и терпение. За терпеливое и безропотное перенесение гонений им обещается Царство Небесное.

9. Желающие блаженства должны быть готовыми претерпеть всяческие поношения, бедствия, самую смерть за имя Христово. Подвиг, согласно этой заповеди, называется подвигом мученическим. Господь обещает за этот подвиг великую награду на Небесах, то есть преимущественную и высокую степень блаженства.

12. Православная литература о семье и воспитании детей

1. Монахиня Нина (Крыгина) (в миру профессор, кандидат психологических наук). Циклы лекций и передач на семейную тему.

2. Священник Илия Шугаев: «Один раз и на всю жизнь», а также проповеди, беседы, лекции о семье. 15.Телефон катехизатора : 8-908-165-85-68 (Олег).

По Требнику, необходимым считается только один восприемник – мужчина для крещаемого лица мужского пола или женщина для лица женского пола. Но по неписанной традиции могут быть и двое восприемников: мужчина и женщина.

При Крещении младенцев восприемники приносят и держат на руках своих крестных детей на протяжении всего чинопоследования, причем, если восприемников двое, то мальчика может держать крестная мать, а девочку – крестный отец вплоть до погружения в купель. После троекратного погружения младенца в купель, он возвращается на руки своему восприемнику (того же пола, что и младенец), который должен иметь в руках чистую пеленку или полотенце, чтобы вытереть тело ребенка. Восприемник должен знать Символ веры и прочесть его в соответствующий момент; кроме того, он дает ответы на вопрошения священника об отречении от сатаны и сочетании со Христом. Впоследствии, по достижении ребенком сознательного возраста, восприемник должен объяснить ему основы Православной веры. Эти обязанности предполагают, конечно, что сам восприемник – крещеный и православно верующий человек, знакомый с содержанием Священного Писания, знающий основные молитвы, посещающий церковные богослужения.

Не допускаются к восприемничеству монахи и монахини; также и родители не могут быть восприемниками собственных детей. Вообще супруги не могут быть восприемниками при крещении одного младенца, но при этом мужу и жене разрешается быть восприемниками разных детей одних и тех же родителей, но разновременно.

В крайнем случае допускается Крещение и без восприемников, тогда сам священник считается крестным.

У крестных по отношению к крестникам есть 3 основные обязанности:

1. Молитвенная. Крестный обязан, молится за своего крестника, а также по мере его возрастания научить молитве, чтобы крестник уже сам мог общаться с Богом и просить Его о помощи во всех своих жизненных обстоятельствах.

2. Нравоучительная. На собственном примере, вы должны показать малышу человеческие добродетели – любви, доброты, милосердия, и т.д., чтобы малыш возрастал настоящим добрым христианином.

3. Вероучительная. Обучать крестника основам христианского вероисповедания, а если вы сами не достаточно осведомлены, то сначала восполните пробелы у себя сами.

Вы обещали Богу, что приведете к нему этого малыша. Помните об этом.

Кто может быть восприемником.

По древнему церковному правилу, при Крещении младенцев необходимым считался только один восприемник – мужчина для крещаемого лица мужского пола или женщина для лица женского пола (Большой Требник, 5 гл., «зри»). Правило о «бытии при Крещении одному восприемнику» принадлежало первым векам христианства и строго соблюдалось в Церкви Восточной и Западной до IX века. В наше время широкое распространение получил обычай быть при Крещении двум восприемникам: крестному отцу и крестной матери.

Самим чином Таинства Крещения предполагается очное присутствие восприемников при его совершении. Как исключение, восприемница для мальчика и восприемник для девочки могут быть избраны заочно. В случае крайней нужды Крещение может быть совершено и без восприемника или его может заменить сам священник, совершающий Крещение. Восприемниками могут быть лица православные и знающие православное вероучение или, по крайней мере, его основы. От восприемника требуется, чтобы он знал Символ веры и читал его при Крещении. Только православные восприемники или восприемницы имеют церковное значение. Их имена воспоминаются в молитвах и вносятся в свидетельства о Крещении. Восприемник «представляет собою лицо крещаемого и за него обеты Богу, творит, Символ исповедует и обязан восприемного сына наставить вере и закону Божию, чего не могут учинить ни невежа в вере, ни иноверный». Согласно с практикой древней Церкви, как иноверцы никогда не допускаются к восприемничеству, так и православному неприлично быть восприемником детей у иноверных родителей, исключая те случаи, когда дети крестятся в православную веру.

Не могут быть восприемниками безумные, совершенно несведущие в вере, а также преступники, явные грешники (Требник Петра Могилы). Например, не бывшие по нерадению у исповеди и Святого Причастия 5 – 10 лет не могут дать руководства и назидания в жизни своим крестникам. Не могут быть восприемниками малолетние, так как еще неспособны к делу учительства и нетверды в разумении веры и силы Таинства (кроме тех случаев, когда совершенно невозможно иметь совершеннолетнего восприемника).

Древняя Русская Церковь не знала такого правила, которое бы устраняло монахов от восприемничества. Известно, что крестными отцами наших русских великокняжеских и царских детей были большей частью монахи. Только впоследствии монахам было воспрещено восприемничество потому, что оно вовлекает монаха в общение с миром (Номоканон при Большом Требнике). Родители не могут быть восприемниками от купели Крещения собственных детей. Женщине, находящейся в обычном очищении, неудобно быть восприемницей. В таких случаях можно отложить Крещение или же пригласить другую восприемницу.

Церковные правила не запрещают быть восприемниками одного и того же младенца родным брату и сестре, а также отцу с дочерью или матери с сыном. В настоящее время священники не допускают мужа и жену к совместному восприемничеству одного и того же младенца, тем более что среди большинства мирян такое восприемничество считается непозволительным. Чтобы не допустить нарушений существующих правил относительно восприемников, священник обычно заранее узнает от родителей, кого они желают иметь восприемниками для своих детей.

Что такое крещение? Почему оно называется таинством?

Крещение – это одно из семи таинств Православной Церкви, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием имени Пресвятой Троицы - Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни греховной, и возрождается Духом Святым для Жизни Вечной. Конечно, этому действию есть основание в Священном Писании: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Христос говорит в Евангелии: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 16).


Итак, крещение необходимо человеку для спасения. Крещение – это новое рождение для духовной жизни, в которой человек может достичь Царствия Небесного. А таинством оно называется потому, что через него таинственным, непостижимым для нас образом на крещаемого действует незримая спасительная сила Божия – благодать. Как и другие таинства, крещение богоустановленно. Сам Господь Иисус Христос, отправляя апостолов на евангельскую проповедь, научил их крестить людей: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19). Крестившись, человек становится членом Церкви Христовой и отныне может приступать к остальным церковным таинствам.

Сколько крестных должно быть у ребенка?

Церковные правила предписывают иметь для ребенка восприемника того же пола, что и сам крещаемый. То есть, для мальчика – мужчина, а для девочки – женщина. В традиции же обычно выбирают для ребенка обоих крестных: отца и мать. Это никак не противоречит канонам. Также не будет противоречием, если в случае необходимости у ребенка будет восприемник иного пола, чем сам крещаемый. Главное, чтобы это был действительно верующий человек, который впоследствии добросовестно исполнял бы свои обязанности по воспитанию ребенка в православной вере. Таким образом, у крещаемого может быть один или, максимум - два восприемника.

Какие требования предъявляются к крестным родителям?

Первое и главное требование – несомненная православная вера восприемников. Крестные должны быть людьми воцерковленными, живущими церковной жизнью. Ведь им придется учить своего крестника или крестницу основам православной веры, давать духовные наставления. Если же они сами будут несведущи в этих вопросах, то чему они смогут научить ребенка? На крестных возлагается огромная ответственность духовного воспитания своих крестников, ибо они вместе с родителями отвечают за него пред Богом. Эта ответственность начинается с отречения от "сатаны и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его, и всея гордыни его". Тем самым восприемники, отвечая за своего крестника, дают обещание, что их крестное дитя будет христианином.

Если крестник уже взрослый и сам произносит слова отречения, то присутствующие при этом крестные становятся поручителями перед Церковью в верности его слов. Крестные обязаны научить своих крестников прибегать к спасительным Таинствам Церкви, главным образом - исповеди и причащения, должны дать им знание о смысле богослужения, особенностях церковного календаря, о благодатной силе чудотворных икон и других святынь. Крестные должны приучать воспринятых ими от купели посещать церковные службы, поститься, молиться и соблюдать другие положения церковного устава. Но главное - крестные должны всегда молиться о своем крестнике. Очевидно, что крестными не могут быть чужие люди, к примеру, какая-нибудь сердобольная бабушка из храма, которую родители уговорили «подержать» младенца на крещении.

Но также не стоит брать в крестные просто близких людей или родственников, не отвечающих тем духовным требованиям, которые были изложены выше.

Крестные не должны становиться предметом личной выгоды для родителей крещаемого. Желание породниться с выгодным человеком, например, с начальником, зачастую руководит родителями при выборе крестных для ребенка. Забывая при этом об истинной цели крещения, родители могут лишить ребенка настоящего крестного, а навязать ему того, который впоследствии совершенно не будет заботиться о духовном воспитании чада, за что сам тоже ответит перед Богом. Крестными не могут стать нераскаянные грешники и люди, ведущие безнравственный образ жизни.

Сколько раз человек может становиться крестным?

В Православной Церкви нет четкого канонического определения относительно того, сколько раз в течение жизни человек может становиться крестным. Главное, что должен помнить человек, соглашающийся стать восприемником – это большая ответственность, за которую придется отвечать перед Богом. Мерой этой ответственности и определяется то, сколько раз человек сможет взять на себя восприемничество. Для каждого человека эта мера своя и, рано или поздно, человеку, возможно, придется отказаться от нового восприемничества.

Катехизация: ПАМЯТКА ДЛЯ КРЁСТНЫХ РОДИТЕЛЕЙ (ВОСПРИЕМНИКОВ).

Обязанности и ответственность крестных родителей
по отношению к крестникам

Крещение есть важнейшее событие в жизни человека. Крещение открывает единственный путь ко спасению, к вечной жизни, подает великие дары, и вместе, налагает великую ответственность человека за свою душу и жизнь, дарованную Творцом. Знайте, что, истинная цель Крещения, это – соединение с Богом в вечной жизни, и оставление человеком своих грехов . Тот, кто принимает Таинство Крещения вне этих целей (по обычаю или суверию), и не становится полноценным членом Церкви, сравним с семенем без корня, увядающим на солнце (Мр. 4,5).

Для совершения Таинства Крещения, у крещаемого должен быть восприемник (т.е. крестный родитель, крестный). Трудно представить, что ребенок, выросший сам по себе, без должного направления, обучения и помощи в духовном плане, уверенно станет настоящим христианином.

Дорогие крестные! Вам должно не просто любить свое духовное чадо и заботиться о нем, но, с помощью Божией созидать в нем настоящего христианина. Помните, что Вы обещаете привести к Богу своего крестника.

Если Вы чувствуете, что внутренне пока не готовы к роли крестного, лучше отказаться быть восприемником. По крайней мере, это будет честнее по отношению к крестнику, чем взять на себя ответственность в его духовном воспитании и не исполнить своего обещания.

Чтобы научить своих крестников основам христианской веры, крестные родители должны сами иметь веру и определенные знания. Быть ли настоящим христианином — зависит от желания человека и его решимости.

Общайтесь доверительно со своим крестником, если это ребенок — следите за его поведением дома и в школе. Помогите ему создать духовную библиотеку, в которую войдут Евангелие, Православный молитвослов, Псалтырь и другие книги. Для маленьких детей хорошим подарком будет иллюстрированная детская Библия и православная аудио- и видеотека. Чаще приводите к Причастию своих крестников-младенцев (и помогайте в этом родителям): в сегодняшнем мире много зла, а от духовной опасности оберегает лишь духовное оружие. Приводить детей в храм можно и во внеслужебное время. Нет нужды объяснять как важно ребенку сызмальства, словно молодому растению, укорениться и укрепиться в храме — доме молитвы, быть в нем как в привычном и родном доме!

Итак, крестные родители имеют следующие обязанности:

1. Молитвенная . Крёстный обязан молиться за своего крестника, а также, по мере возрастания крестника научить его молитве, чтобы он уже сам мог общаться с Богом и просить Его о помощи во всех своих жизненных обстоятельствах.
2. Вероучительная. Обучать крестника основам христианского вероисповедания.

3. Нравоучительная. На собственном и личном примере, показывать крестнику человеческие добродетели — любовь, доброту, милосердие, трудолюбие, честность и т.д., чтобы он возрастал и становился настоящим христианином. Нельзя забывать, что христианские заповеди начинаются с общепринятых человеческих ценностей.

О крестных родителях (восприемниках)

Крёстного отца и крёстную мать родители должны искать со тщанием, не легкомысленно. Первое условие — крёстный должен быть человек православный крещенный, верующий, желательно воцерковленный.

Крестными родителями также могут быть:

1. Родные бабушки и дедушки, братья и сестры, дяди и тети – в исключительных случаях. 2. Брат и сестра, отец и дочь, мать и сын могут быть крестными одного и того же ребенка. 3. Можно стать крестным разным членам одной семьи.

Крестным родителям не могут быть:

1. Несовершеннолетние. 2. Родители крещаемого. 3. Монахи и монахини. 4. Муж и жена, (или жених и невеста) не могут быть восприемниками одного младенца; они могут быть восприемниками разных детей в одной и той же семье.

Беременность крёстной матери – допустимое состояние для участия в Таинстве Крещения.

Следует помнить, что женщина в период месячного очищения не может участвовать в Крестинах (как и в иных Таинствах Церкви).

Проведение огласительных бесед для восприемников и крещаемых

Во время Таинства Крещения крещаемый должен сознательно ответить на вопрос священника, отрекается ли он от сатаны и сочетается ли со Христом, а также сам прочитать Символ веры — краткий текст-молитву, излагающий основные догматы Церкви. Ребенок, особенно новорожденный младенец, ничего о своей вере сказать не может. Поэтому все обеты за него, а также Символ веры произносит его восприемник — крестный.

Однако, сегодня многие будущие крестные родители сами имеют смутное представление о христианстве, никогда не исповедовались и не причащались, что ставит их вне жизни с Богом и с Церковью, и свидетельствует об их неготовности к роли крестных родителей. Даже, если креститься желает взрослый человек, сознательно пришедший ко Христу, то подготовка к вхождению в Церковь, ему будет необходима.

По благословению правящего архиерея в приходах Православной церкви, для восприемников, а также для крещаемых старше 12 лет, проводятся огласительные (обучающие) беседы. Во время беседы выдаются необходимые пособия, согласовываются различные вопросы.

В случае, если будущие крестные никогда не принимали участие в Таинствах исповеди и причастия, или участвовали в них давно (до нескольких лет) – они исповедуются и причащаются. Крестные, которые регулярно посещают богослужения и участвуют в Таинствах, свободны от этих требований.

После Причастия, крестные ОБЯЗАТЕЛЬНО ставят об этом в известность катехизатора.

Таинство Крещения проводится ТОЛЬКО после записи в Журнале Крещений и после беседы с катехизатором.

Пожертвование на крестины вносится в день крестин.

Беседы проводятся катехизатором по субботам и воскресеньям в часы работы храма, или по договоренности

Таинство Крещения в нашем храме проходит

ПО СУББОТАМ В 10.30,

или в будние дни по договоренности со священником

Заранее приготовьте всё необходимое для Крещения: нательный крестик, веревочку (или цепочку), чистое светлое полотенце , которое не следует потом использовать в хозяйстве, и чистую светлую одежду для переодевания без надписей и рисунков .

Все присутствующие на Таинстве Крещения должны быть опрятно одеты и иметь на себе нательный крест. Женщинам необходимо нести на голове платок, быть скромными в использовании косметики (губная помада недопустима).

Новокрещенным желательно в ближайшее время исповедоваться и причаститься за Литургией. Дети исповедуются начиная с 7-ми летнего возраста.

Подробно о Таинстве крещения и обязанностях крестных (в вопросах и ответах) можно читать

Воскресная школа Свято-Казанское сестричество Молодежное братство Хоры Социальный отдел Иконная лавка
  • Вера и слово
  • Воскресные проповеди Библиотека Газета
  • Благочиние
  • Большие Мотыкалы (агрогородок) Большие Радваничи (агрогородок) Вельямовичи (деревня) Вистычи (агрогородок) Домачево (городской поселок) Дубок (деревня) Збироги (деревня) Клейники (агрогородок) Люта (деревня) Малые Щитники (деревня) Медно (агрогородок) Мухавец (агрогородок) Остромечево (агрогородок) Покры (деревня) Приборово (деревня) Прилуки (деревня) Страдечь (агрогородок) Сычи (деревня) Теребунь (деревня) Томашовка (агрогородок) Тюхиничи (деревня) Чернавчицы (агрогородок) Черск (деревня)

    Памятка о Крещении

    Перед Таинством Крещения восприемникам (крестным ) и родителям необходимо пройти собеседование . Собеседования перед крещением в Брестском Свято-Воскресенском соборе проводятся в 17.00 : в воскресенье первое и в четверг – второе,

    на второе собеседование необходимо приходить, только пройдя первое.

    Таинство Крещения совершается:

    суббота - 11.00 и 17.00, воскресенье - 11.00. Приходить необходимо за 20 минут до начала.

    На крещение иметь с собой :

    1. Свидетельство о рождении; 2. Полотенце; 3. Нательные освящённые крестики на каждом присутствующем; 4. Белую простую распашонку (заранее на ребёнка не одевать). 5. Две справки о собеседовании. У матери, желающей быть крёстной , все дети должны быть воцерковлены. После крещения, и по прошествии 40 дней после родов, матери с ребёнком необходимо прийти в храм на воцерковление в любой из дней недели со вторника по субботу к 8.00, в воскресенье и праздники либо к 6.30, либо к 8.30. Матери приходить натощак и быть готовой к исповеди и причащению. Все участвующие в Таинстве должны носить нательный крестик. Просьба - ЗАПИСЫВАЙТЕ ДЕТЕЙ В ЗАГС е ПРАВОСЛАВНЫМИ ИМЕНАМИ!

    ПАМЯТКА

    готовящимся к Святому Крещению

    Святое Крещение – это Таинство, в котором совершается духовное рождение человека для вечной жизни с Богом.

    Крещение желательно совершать в возрасте ребенка от 8-ми до 40 дней, но если он опасно болен, то следует крестить как можно раньше. Кто не был крещен в детстве, тому следует принять крещение в сознательном возрасте. Для этого необходимы вера в Бога и Спасителя мира Господа нашего Иисуса Христа, покаяние в прежней греховной жизни, знакомство с основами христианского вероучения и желание стать членом Церкви Христовой.

    При крещении даётся обещание Богу жить по Его воле, по Его заповедям и избегать всякого зла, всякого греха, всякого общения с нечистой силой.

    Взрослый крещаемый дает это обещание сам, при крещении же младенца это делают от его имени восприемники, т.е. крестные отец и мать. Они тем самым берут на себя ответственность за духовное становление ребенка, за его воспитание в христианской вере и приобщение к Святой Церкви. Крёстные родители должны быть православными и благочестивыми людьми, регулярно исповедующимися, а если состоят в браке, то венчанными в Церкви.Если у крёстной есть дети, то все они должны быть воцерковлены

    (над ними должен быть совершён чин воцерковления).Крёстные родители одного ребенка не должны состоять в браке между собой.

    При подготовке к крещению необходимо пройти собеседование со священником. Взрослые, готовящиеся ко крещению, должны явиться на собеседование сами, если же готовится крещение ребёнка, то на собеседование приходят родители и восприемники.

    Готовящиеся к крещению взрослые и восприемники должны обязательно знать на память молитвы: «Отче наш», «Царю Небесный», «Достойно есть», «Богородице Дево, радуйся» и осмысленно читать Символ веры.

    Без предварительных двух собеседований крещение не совершается. Если восприемники, родители или взрослые крещающиеся готовы к Таинству Крещения, исповедовались и причастились, показали знание молитв, священник, либо благословляет совершить крещение в ближайшее время и выдает соответствующую справку для предъявления в Свечной лавке при оформлении, либо даёт указания по дальнейшей их подготовке.

    МОЛИТВЫ :

    Молитва Господня

    О́тче наш, И́же еси́ на Небесе́х! Да святи́тся И́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Тво́я, я́ко на Небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь, и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

    Молитва Святому Духу

    Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ Сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.

    Молитва Пресвятой Богородице

    Досто́йно есть, я́ко вои́стину блажи́ти Тя, Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу Тя велича́ем.

    Молитва

    Богоро́дице Де́во, ра́дуйся , Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю, Благослове́нна Ты в жена́х и благослове́н плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших.

    Символ веры

    Ве́рую во Еди́наго Бо́га Отца́, Вседержи́теля, Творца́ не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым. И во Еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век. Све́та от Све́та, Бо́га и́стинна от Бо́га и́стинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосу́щна Отцу́, И́мже вся бы́ша. Нас ра́ди челове́к, и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с Небе́с, и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та и Мари́и Де́вы, и вочелове́чшася. Распя́таго же за ны́ при Понти́йстем Пила́те, и страда́вша и погребе́нна. И воскре́сшаго в тре́тий день по Писа́нием. И возше́дшаго на Небеса́, и седя́ща одесну́ю Отца́. И па́ки гряду́щаго со сла́вою суди́ти живы́м и ме́ртвым, Его́же Ца́рствию не бу́дет конца́. И в Ду́ха Свята́го, Го́спода Животворя́щаго, Иже от Отца́ исходя́щаго, И́же со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима глаго́лавшаго проро́ки. Во Еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь. Испове́дую еди́но креще́ние во оставле́ние грехо́в. Ча́ю воскресе́ния ме́ртвых, и жи́зни бу́дущаго ве́ка. Ами́нь.

    Выбор редакции
    Если вы любите лимоны, это печенье станет вашим любимым. В нем сочетается нежное рассыпчатое песочное тесто и яркий вкус цитрусовых. Если...

    Семга... Как много в этом слове. Любите ли вы рыбу семейства лососевых как люблю её я? Есть множество рецептов её приготовления. Семгу,...

    Рецепт булочек с банановой начинкой с пошаговым приготовлением. Тип блюда: Выпечка, Булочки Сложность рецепта: Сложный рецепт...

    Свекла, 5 штучек; Морковка, 4 штучки;Твердый сыр, 200 граммов;Грецкие орехи, 200 граммов;Майонез;Свежая зелень;Чеснок, несколько...
    Пришли холода, но это не значит, что пора вкусных витаминов закончилась. А как же всеми любимое лакомство - солнечная хурма? Это не...
    Невероятно вкусный и нежный, сытный и питательный – паштет из куриной печени, готовится быстро и достаточно просто. Из минимального...
    Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...
    И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...
    Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...