Первые подвиги ильи муромца. Олимпиадные задания для школьного тура олимпиады по литературе (8 класс) Не сырой дуб к земле


Олимпиада по литературе в 8 классе

2015 год

    1. Из каких произведений эти герои? Кто их автор?

1) Очумелов.

2) Дефорж.

3) Наталья Савишна.

4) Княгиня Волконская.

2. Назовите авторов произведений .

1) «Светлана», «Людмила», «Спящая царевна», «Лесной царь».

2) «Бригадир», «Всеобщая придворная грамматика», «Вопросы».

3) «Воздушный корабль», «Ангел», «Демон», «Утес», «Беглец», «Три пальмы», «Родина».

3. Перед вами термины, которые были собраны в три группы, но нечаянно перепутались. Определите, какие это группы, дайте название каждой группе слов, сделайте исправления.

а) дактиль а) сравнение а) пословица

б) рассказ б) ямб б) басня

в) роман в) анапест в) гипербола

г) хорей г) метафора г) поэма

д) эпитет д) олицетворение д) антитеза

»:

    Твой стих, как божий дух, носился над толпой

И, отзыв мыслей благородных,

Звучал, как колокол, на башне вечевой

Во дни торжеств и бед народных.

М.Ю.Лермонтов.

2) Тропами потаёнными, глухими,

В лесные чащи сумерки идут.

Засыпанные листьями сухими

Леса молчат – осенней ночи ждут.

И.Бунин

эпилог, завязка, кульминация, экспозиция, развитие действия, развязка, пролог

1) Не сырой дуб к земле клонится,
Не бумажные листочки расстилаются, -
Расстилается сын перед батюшкой,
Он и просит себе благословеньица:
Ох ты гой еси, родимый милый батюшка!
Дай ты мне свое благословеньице,
Я поеду в славный стольный Киев-град,
Помолиться чудотворцам киевским,
Заложиться за князя Владимира,
Послужить ему верой-правдою,
Постоять за веру христианскую.

2) Спустя некоторое время отошел от жизни святой митрополит Алексий, и снова блаженный Сергий был принуждаем с мольбою великодержавными князьями и всеми людьми воспринять престол метрополии Российской.

3) Голодная лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать ее, но не могла. Ушла она и говорит: «Он еще не дозрел». Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай.

4) Любишь кататься, люби и саночки возить.

5) Спереди пятачок,
сзади крючок,
посередине спинка,
на спинке щетинка.

8. С именами каких писателей и поэтов связаны литературные места России:

а) Ясная Поляна;

б) Спасское-Лутовиново;

г) Тарханы;

д) Михайловское.

9. Определите стихотворный размер:

а) В надежде славы и добра

Гляжу вперед я без боязни:

Начало славных дней Петра

Мрачили мятежи и казни.

(А.С.Пушкин)

б) Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят.

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят.

1) Михаил Юрьевич 1)Искандер

2) Фазиль 2)Чехов

3) Михаил Михайлович 3)Лермонтов

4)Антон Павлович 4)Фет

5) Афанасий Афанасьевич 5)Пришвин

III .Творческое задание.

    Кеннинги- поэтические образы, используемые в скандинавском фольклоре: корабль-конь моря, битва-треск стрел. Придумайте кеннинги к следующим словам:

орел, лес, дуб, соловей, солнце, волк, речка, золото, луна, радуга.

Ответы к олимпиаде по литературе в 8 классе

2015 год

1) А.П. Чехов «Хамелеон».

2) А.С. Пушкин «Дубровский».

3) Л.Н. Толстой «Детство».

4) Н.А. Некрасов «Русские женщины».

Оценка: по 1 баллу за правильный ответ (макс. – 4 б.)

2. 1) В.А. Жуковский

2) Д.И. Фонвизин

3) М.Ю. Лермонтов

Оценка: (макс. – 3 б.)

II. Знание истории и теории литературы.

Жанры размеры стихосложения Средства худ. выразительности

а) пословица а) ямб а) гипербола

б) рассказ б) хорей б) антитеза

в) басня в) анапест в) эпитет

г) поэма г) дактиль г) олицетворение

д) роман д) метафора

е) сравнение

Оценка: по 1 баллу за каждый столбик (макс. – 3 б. + 1 б. за правильное название групп) (макс. – 4б.)

4. Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» или «нет »:

Высокий стиль, ораторский слог, описание событий общегосударственного масштаба - черты жанра, который называется ода

Ритм–повторение однородных явлений через равные промежутки

Романтизм - это направление, к которому принадлежит поэма «Мцыри» М. Лермонтова

Романтизм - это жанр, в котором написана поэма «Мцыри» М. Лермонтова

Произведения А.Чехова «Хамелеон», И.Тургенева «Бежин луг» написаны в жанре повести

Оценка: по 1 баллу за правильный ответ (макс. –6б.)

5. Какие средства художественной выразительности использовали авторы?

Сравнение, эпитет, олицетворение

Оценка: по 1 баллу за правильный ответ (макс. – 3 б.)

6. Расставьте в правильной последовательности элементы сюжета:

Пролог, экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог.

Оценка: 1 балл за правильный ответ (макс. – 1 б.)

7. Определите жанр каждого из произведений, отрывки из которых приведены.

1) Былина. 2) Житие. 3) Басня. 4) Пословица. 5) Загадка.

Оценка: по 1 баллу за правильный ответ (макс. – 5 б.)

8. а) Л.Н.Толстой, б) И.С.Тургенев, в) Н.В.Гоголь, г) М.Ю.Лермонтов, д) А.С.Пушкин.

Оценка: 1 балл за правильный ответ (макс. – 5 б.).

9. а) ямб, б) хорей.

Оценка: 1 балл за правильный ответ (макс. –2 б.).

10. «Соедините» имена и фамилии писателей.

1)Михаил Юрьевич Лермонтов, 2) Фазиль Искандер, 3)Михаил Михайлович Пришвин, 4)Антон Павлович Чехов, 5)Афанасий Афанасьевич Фет.

Оценка: 1 балл за правильный ответ (макс. – 5 б.) .

Баллы за задания 1-7

1.Макс. количество – 4 балла.

2.Макс. количество – 3 балла.

3.Макс. количество – 4 балла.

4.Макс. количество – 6 баллов.

5. Макс. количество –3 балла.

6. Макс. количество – 1 балл.

7. Макс. количество – 5 баллов.

8. Макс. количество – 2 балла.

8. Макс. количество – 5 баллов.

III .Творческое задание.

Оценка: 10 баллов.

Максимальное количество баллов за всю работу - 48.


Задание 1.

Ниже приведены фрагменты диалогов. Назовите произведение и его автора.
1.1 - А где же ключик?

Здесь и ключ перед вашими очами.

Отчего же,- государь говорит, - я его не вижу?

Потому, - отвечают, - что это надо в мелкоскоп.
1.2 - А слыхали вы, ребятки, что намеднись у нас на Варнавицах приключилось?

На плотине-то?..

Да, да, на плотине, на прорванной. Вот уж нечистое место, так нечистое, и глухое такое. Кругом все такие буераки, овраги, а в оврагах все казюли водятся.

Ну, что такое случилось? Сказывай…

Задание 2.

Назовите имена «соперников Руслана» и произведение А.С. Пушкина, из которого отрывок:
В унынье, с пасмурным челом,

За шумным свадебным столом

Сидят три витязя младые

Безмолвны, за ковшом пустым,

Забыты кубки круговые,

И брашна неприятна им;

Не слышат вещего Баяна;

Потупили смущенный взгляд:

То три соперника Руслана…


  1. Историко-литературные задания.
Задание 1.

О каких событиях русской истории идет речь в этих произведениях?

1.1 Пушкин «Песнь о вещем Олеге»»

1.2 Лермонтов «Бородино»

Задание 2.

Назовите реальных исторических деятелей, которые являются героями следующих произведений:

Н.С. Лесков «Левша», Н.В. Гоголь «Ночь перед рождеством», А.С. Пушкин «Полтава»

III . Знание теории литературы.

Задание 1.

Определите жанр каждого из произведений, отрывки из которых приведены:
1.1 Не сырой дуб к земле клонится,

Не бумажные листочки расстилаются, -

Расстилается сын перед батюшкой,

Он и просит себе благословеньица:

Ох ты гой еси, родимый милый батюшка!

Дай ты мне свое благословеньице,

Я поеду в славный стольный Киев-град,

Помолиться чудотворцам киевским,

Заложиться за князя Владимира,

Послужить ему верой-правдою,

Постоять за веру христианскую.
1.2 Спустя некоторое время отошел от жизни святой митрополит Алексий, и снова блаженный Сергий был принуждаем с мольбою великодержавными князьями и всеми людьми воспринять престол метрополии Российской.
1.3 Голодная лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать ее, но не могла. Ушла она и говорит: «Он еще не дозрел». Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай.

1.4 Любишь кататься, люби и саночки возить.
1.5 Спереди пятачок,

сзади крючок,

посередине спинка,

на спинке щетинка.


  1. Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке:

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной, и шум нагорный –

Всё вторит весело громам.
IV . Интерпретация художественного произведения.
Почему учитель предложил герою написать «честное изложение»?
ВИКТОР ГОЛЯВКИН

Двойку все-таки я получил. Хотя я вовсю старался. Почти все у Мишки списал.

Двойки я получал и раньше. Но то было раньше, а то теперь. От папы давно нет писем. С того дня, как он уехал. Я все боялся: придет письмо, папа спросит в письме, как там Петя, как учится, что я отвечу?

Нужно было исправить двойку. Ждать я больше не мог. Я решил объяснить все Пал Палычу.

Мда… - сказал он. – Семь ошибок в одном изложении. Но выход есть. Вот возьми эту книжку. Вот этот рассказ. Ты прочтешь его дома. Разок или два. Но не больше. Закроешь книжку и будешь писать. Только чур – не заглядывать. Понял?

А кто будет смотреть, заглядываю я или не заглядываю? – сказал я.

Никто не будет смотреть. Не такой ты уже и маленький. Взрослый парень. Что за тобой смотреть!

Как же так? – удивился я. – Я ведь буду смотреть.

Не думаю, - сказал он.

Почему же?

Потому что на честность. Такой уговор. Как же можно смотреть! Тогда будет нечестно.

Вот это да! – удивился я.

Я тебе верю, - сказал Пал Палыч. – Я доверяю тебе – вот и все!

Так-то оно так, - сказал я, - но кто будет знать?

Конечно, конечно, - сказал я, - конечно…

Я, наверное, был растерян. Такого еще я не видел. Это прямо-таки удивительно!

Я прочел рассказ только два раза. Больше я не открыл книжку. Хотя мне очень хотелось. Я писал с трудом. Так хотелось мне заглянуть в рассказ! Даже в классе писать было легче. Там можно было спросить у Пал Палыча. Можно было списать у соседа. А здесь было все на честность.

Я все написал, как запомнил. Пал Палыч прочел и сказал:

Человек ты, я вижу, честный. Так и отпиши отцу.

А как же двойка?

А откуда вы знаете, - спросил я, - честный я или не честный?

Сразу видно, - сказал Пал Палыч, - по изложению видно.

8 класс


  1. Знание текстов художественных произведений.
Задание 1.

Из каких произведений взяты фрагменты изображения боя? Назовите произведение и его автора.
1.1 И ударили со всех сторон козаки, сбили и смешали ляхов, и сами смешались. Не дали даже и стрельбы произвести; пошло дело на мечи да на копья. Все сбились в кучу, и каждому привел случай показать себя… Сошлись уже в рукопашный. Одолел было уже козак и, сломивши, ударил вострым турецким ножом в грудь, но не уберегся сам. Тут же в висок хлопнула его горячая пуля.
1.2 Вам не видать таких сражений!..

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел.

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.
1.3 И грянул бой…

В огне, под градом раскаленным.

Стеной живою отраженной,

Над падшим строем свежий строй

Штыки смыкает. Тяжкой тучей

Отряды конницы летучей

Браздами, саблями звуча,

Сшибаясь, рубятся с плеча.
Задание 2.

Узнай произведение по его финалу, назови автора.

2.1 «- Вишь, поплелся! – пробормотал он, - да я его!..

Через полчаса он простился со мной на опушке леса».


    1. «И с этой мыслью я засну,
И никого не прокляну!..»
II
Задание 1.

Что связывает Черную речку и гору Машук?

2.1 «Светлана», «Людмила», «Спящая царевна», «Лесной царь»

2.2 «Бригадир», «Всеобщая придворная грамматика», «Вопросы»

2.3 «Воздушный корабль», «Ангел», «Демон», «Утес», «Беглец», «Три пальмы», «Родина».

III . Знание теории литературы.

Задание 1.

Определите жанр произведений древнерусской литературы.
1.1 «И жил Олег, княжа в Киеве, мир имел со всеми странами. И пришла осень, и…»

1.2 «Дети мои или кто иной, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому она будет люба, пусть примет ее в сердце свое не станет лениться, а будет трудиться».

1.3 Был же он поистине человек Божий, светило, всему миру видимое и всем освещающее путь черноризцам: смирением, и разумом, и покорностью, и прочим подвижничеством; все дни трудясь, не давая ни рукам, ни ногам покоя…

Задание 2.

Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке?
Природа жаждущих степей

Его в день гнева породила,

И зелень мертвую ветвей

И корни ядом напоила.

IV .Интерпретация лирического произведения.
.

1. Прочитайте стихотворение А.А.Фета.

Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом;

Опять весна душистая

Повеяла крылом.

Станицей тучки носятся,

Тепло озарены,

И в душу снова просятся

Пленительные сны.

Везде разнообразною

Картиной занят взгляд,

Шумит толпою праздною

Народ, чему-то рад…

Какой-то тайной жаждою

Мечта распалена –

И над душою каждою

Проносится весна.

2. О чём это стихотворение, в каких строках заключена главная мысль произведения?

3. Назовите образный ряд стихотворений.

4. Определить приёмы и средства выразительности, используемые для раскрытия идеи произведения.

5. Определить стихотворный размер.

Олимпиада по литературе

9 класс


  1. Знание текстов художественных произведений
Задание 1.

Перед вами послания и отрывки из посланий литературных героев. Кто кому пишет? Укажите произведение и его автора.


    1. «Государь мой премилостивый,

Я до тех пор не намерен ехать в Покровское, пока не вышлете Вы мне псаря Парамошку с повинною; а будет моя воля наказать его или помиловать, а я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю -- потому что я не шут, а старинный дворянин. -- За сим остаюсь покорным ко услугам ………………………..»


    1. «Любезная племянница! Дела мои принудили меня жить несколько лет в разлуке с моими ближними; а дальность лишила меня удовольствия иметь о вас известий! Я теперь в Москве, прожив несколько лет в Сибири. Я могу служить примером, что трудами и честностию состояние свое сделать можно. Сими средствами, с божей помощию счастия, нажил я десять тысяч рублей доходу... Которым тебя, моя любезная племянница, тебя делаю наследницею...»

    1. «Стыдно тебе, старый пес, что ты, невзирая на мои строгие приказания, мне не донес о сыне моем Петре Андреевиче и что посторонние принуждены уведомлять меня о его проказах. Так ли исполняешь ты свою должность и господскую волю? Я тебя, старого пса! пошлю свиней пасти за утайку правды и потворство к молодому человеку. С получением сего приказываю тебе немедленно отписать ко мне, каково теперь его здоровье, о котором пишут мне, что поправилось; да в какое именно место он ранен и хорошо ли его залечили».

1.4. «На дороге обчистил меня кругом пехотный капитан, так что трактирщик хотел уже было посадить в тюрьму; как вдруг, по моей петербургской физиономии и по костюму, весь город принял меня за генерал-губернатора. И я теперь живу у городничего, жуирую, волочусь напропалую за его женой и дочкой; не решился только, с которой начать, - думаю, прежде с матушки, потому что, кажется, готова сейчас на все услуги».
Задание 2.
В приведенных отрывках говорится о домашних учителях литературных героев. Назовите там, где возможно, имена учеников и учителей. Укажите автора и произведение.
2.1 … в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию pour etre outchitel, не очень понимая значение этого слова. Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности… Мы тотчас поладили, и хотя по контракту обязан он был учить меня по-французски, по-немецки и всем наукам, но он предпочел наскоро выучиться от меня кое-как болтать по-русски, - и потом каждый из нас занимался уже своим делом. Мы жили душа в душу. Другого ментора я и не желал.
2.2 По-французски и всем наукам обучал его немец… Этому по триста рубликов на год. Сажаем за стол с собою. Белье его наши бабы моют. Куда надобно – лошадь. За столом стакан вина. На ночь сальная свеча, и парик направляет наш же Фомка даром. Правда сказать, и мы им довольны… он ребенка не неволит.
2.3 Наш ментор, помните колпак его, халат,

Перст указательный, все признаки ученья

Как наши робкие тревожили умы,

Как с ранних пор привыкли верить мы,

Что нам без немцев нет спасенья!
II . Историко-литературные задания.

Кто из героев повести А.С.Пушкина является историческим лицом, а кто – вымышленным?

Задание 1.

1.1 «Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем мне минуло шестнадцать лет»

1.2 «Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали».

Задание 2.

Распределите произведения в соответствии со временем их написания:

«Путешествие из Петербурга в Москву», «Недоросль», «Повести Белкина», Бедная Лиза».
III . Знание теории литературы.

Задание 1.

Определите размер стихотворения М. Ю. Лермонтова.

И гордый Демон не отстанет,

Пока живу я, от меня,

И ум мой озарять он станет

Лучом чудесного огня.

Покажет образ совершенства

И вдруг отнимет навсегда.

И, дав предчувствие блаженства,

Не даст мне счастья никогда.

Задание 2.

Установите по приведённым ниже определениям литературоведческий термин.

А) Элемент композиции, в котором художественный конфликт достигает критической точки своего развития.

Б) Один из тропов, художественное преувеличение, усиливающее какие – либо качества или результаты поступков и эмоционально воздействующее на читателя.

В)Краткое изречение, содержащее в себе законченную философскую мысль, житейскую мудрость или нравоучение.

IV . КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЗАИЧЕСКОГО ТЕКСТА.
Дайте анализ и истолкование прозаического произведения. При выполнении этой работы раскройте художественную идею предложенного вам текста; проанализируйте авторскую позицию, поднимаемые проблемы, выразите свое к ним отношение; определите суть характеров, мотивы поведения и отношения персонажей.

В.Шукшин « Век живи - век учись»
80-летний Егор Кузьмич лежал на печке и стонал. За столом сидел восьмиклассник Юрка и учил уроки. Юрка иногда удивлял его своими знаниями, а старик хоть и спорил, но Юрку любил.
- О чем сейчас читаешь?
-О космонавтах.
-И зачем они туда летают?
-Ну, ты даешь, дед! А что они, будут лучше на печке лежать?
-Ну тогда объясни, для чего же ты учишься?! Чтобы на стариков злиться?
-Ну, во-первых, освоение космоса –это…надо. Разве не интересно поглядеть на инопланетян?
-Они такие же, как мы?
-Я точно не знаю, может, немного пострашнее,- ответил Юрка.
-Жениться, что ли, друг на друге будете?- засмеялся дед.
-Да нет, может, у них все уже открыто, а мы только первые шаги делаем…А медицина у них такая, что люди будут до ста-ста двадцати лет жить…
-Ну, это ты врешь.
-Может быть, соседи наши по Галактике открыли уже такое лекарство.
-А кто сто двадцать лет жить захочет, надоест,- пожал плечами дед.
-Ты не захочешь, а другие – с радостью, если будет такое средство.
-А ты вот кем хочешь стать?- спросил старик.
-Хирургом буду.
-А сколько хирурги получают, наверное, много?
-Наоборот, им мало платят, сейчас, правда, прибавили…
-Так зачем мучиться столько лет? (26)Учись на шофера, деньги будешь хорошие зарабатывать. Жили раньше без учебы – и ничего, без хлеба не сидели.
-У вас только одно на уме,- махнул рукой Юрка,- раньше да раньше…
-А у вас только одно на языке: будет да будет…Трепачи…А в книгах твоих читать нечего – вранье одно.
-Нечего? А знаешь ли ты, что когда академик Павлов умирал, то позвал студентов и стал и диктовать, как умирает…
«Вот,-говорит,-сейчас у меня холодеют ноги – записывайте»….Потом руки у него отказали…А потом он умер.
-А у тебя есть его фотография?
Старик внимательно начал разглядывать маленькую фотографию из учебника, а потом спросил:
-А у него родные были?
-Были, наверное, я точно не знаю. Завтра узнаю в школе.
-Были, конечно, если бы был один, то не диктовал бы… Одному плохо.
Юрка не стал возражать.

Конечно,- согласился он,- одному плохо…

Материалы для подготовки к олимпиадам

Основное общее образование

Линия УМК под ред. Т. Ф. Курдюмовой. Литература (5-9)

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 82 города Ульяновска

Название учебно-методического комплекса: УМК по литературе Т. Ф. Курдюмовой для 6 класса

Цели и задачи: Проверить знания учащихся по пройденному материалу, воспитывать интерес к литературе, развивать память.

Оборудование и материалы: раздаточный материал

Вопросы:

  1. Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке:
  2. С горы бежит поток проворный,
    В лесу не молкнет птичий гам,
    И гам лесной, и шум нагорный –
    Всё вторит весело громам.

  3. Определите жанр каждого из произведений, отрывки из которых приведены:
  4. а) Спустя некоторое время отошел от жизни святой митрополит Алексий, и снова блаженный Сергий был принуждаем с мольбою великодержавными князьями и всеми людьми воспринять престол метрополии Российской.
    б) Голодная лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать ее, но не могла. Ушла она и говорит: «Он еще не дозрел». Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай.
    в) Любишь кататься, люби и саночки возить.
    г) Спереди пятачок, сзади крючок, посередине спинка, на спинке щетинка.

  5. Какой русский поэт и переводчик сам себя шутя называл «дядькой всех ведьм и чертей на Руси»?
  6. Кто автор этих произведений?
  7. а) «Светлана», «Людмила», «Спящая царевна», «Лесной царь».
    б) «Бесы», «Гробовщик», «Метель», «Евгений Онегин».

  8. С именем какого русского писателя связаны эти места:
  9. а) Михайловское, Царский Лицей, Москва.
    б) Петербург, Пятигорск, Москва.

  10. Каким размером написано большинство басен И. А. Крылова. Например:
  11. О какой картине идет речь? Кто является ее автором? С каким стихотворением перекликается сюжет картин?
  12. Январский день. Комната, в которой находятся трое дорогих друг другу людей, кажется, залита теплом и светом. В центре – вдохновенная фигура поэта. На заднем плане изображена старенькая женщина, она замерла, покоренная музыкой слова своего воспитанника. Справа изображен друг поэта, он не просто слушает – внимает. В его взгляде – восхищение, глубокий интерес. Оказавшийся вдруг «в глуши, во мраке заточенья», друг дал почувствовать поэту спасительность «любви и дружества».

  13. О каких писателях идет речь?
  14. а) Он был не только прекрасным поэтом, переводчиком, но и мудрым педагогом, воспитателем наследника престола, будущего императора Александра II. А.С. Пушкин назвал себя его учеником; когда из печати вышла поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», этот поэт подарил Пушкину портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя».
    б) У себя дома, в имении Ясная Поляна под Тулой, он создает школу для крестьянских детей и сам учительствует в ней, пишет «Азбуку», создает четыре «Русские книги для чтения». К тому времени он уже вернулся с Кавказа и из Севастополя, где шла Крымская война. Он – один из самых знаменитых писателей России, в собрании его сочинений более девяноста томов.
    в) Студенту Петербургского университета всего 18 лет, он постеснялся отнести рукопись своей сказки в редакцию и отдал ее своему любимому профессору, а тот не только прочитал ее студентам, но и помог опубликовать в самом читаемом журнале «Библиотека для чтения». А.С. Пушкин после прочтения этой сказки сказал: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить».

  15. Придумайте монолог Ветра, Дождя, Старого Дома, Цветочной Вазы, Испорченного Телефона, Перегоревшей Лампочки, Домашнего Компьютера.

Ответы

  1. Олицетворение, эпитет, инверсия
  2. 1. Житие 2. Басня 3. Пословица 4. Загадка
  3. В.А.Жуковский
  4. 1. Жуковский 2. Пушкин
  5. 1. Пушкин 2. Лермонтов
  6. Четырехстопный ямб
  7. Н. Н. Ге «Пущин в гостях у Пушкина». Послание «И. И. Пущину»
  8. В.А. Жуковский, Л.Н. Толстой, П.П. Ершов

Олимпиадные задания по литературе Школьный этап 2016-2017 учебный год 8 класс

I. Знание текстов художественных произведений. Ниже приведены фрагменты диалогов. Назовите произведение и его автора. (максимальное количество баллов – 3 балла) 1.1 - Не смейся, не смейся, батьку!.. - Смотри ты, какой пышный! А отчего ж бы не смеяться? - Да так, хоть ты мне и батько, а как будешь смеяться, то, ей-богу, поколочу! 1.2 - А где же ключик? - Здесь и ключ перед вашими очами. - Отчего же,- государь говорит, - я его не вижу? - Потому, - отвечают, - что это надо в мелкоскоп. 1.3 - А слыхали вы, ребятки, что намеднись у нас на Варнавицах приключилось? - На плотине-то?.. - Да, да, на плотине, на прорванной. Вот уж нечистое место, так нечистое, и глухое такое. Кругом все такие буераки, овраги, а в оврагах все казюли водятся. - Ну, что такое случилось? Сказывай… - А вот что случилось.

Из каких произведений взяты фрагменты изображения боя? Назовите произведение и его автора. (Максимальное количество баллов – 3 балла) 2.1 И ударили со всех сторон козаки, сбили и смешали ляхов, и сами смешались. Не дали даже и стрельбы произвести; пошло дело на мечи да на копья. Все сбились в кучу, и каждому привел случай показать себя… Сошлись уже в рукопашный. Одолел было уже козак и, сломивши, ударил вострым турецким ножом в грудь, но не уберегся сам. Тут же в висок хлопнула его горячая пуля. 2.2 Вам не видать таких сражений!.. Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел. Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел. 2.3 И грянул бой… В огне, под градом раскаленным. Стеной живою отраженным, Над падшим строем свежий строй Штыки смыкает. Тяжкой тучей Отряды конницы летучей. Браздами, саблями звуча, Сшибаясь, рубятся с плеча.

II. Историко-литературные задания. 1.О каких событиях русской истории идет речь в этих произведениях? (Максимальное количество баллов – 3 балла) 1.1 Пушкин «Песнь о вещем Олеге»» 1.2 Лермонтов «Песня про…купца Калашникова» 1.3 Лермонтов «Бородино» 2. Назовите реальных исторических деятелей, которые являются героями следующих произведений: (Максимальное количество баллов – 5 баллов) Н.С. Лесков «Левша», Н.В. Гоголь «Ночь перед рождеством», А.С. Пушкин «Полтава»

III. Знание теории литературы. Определите жанр каждого из произведений, отрывки из которых приведены: (максимальное количество баллов – 5 баллов) 1.1 Не сырой дуб к земле клонится, Не бумажные листочки расстилаются, - Расстилается сын перед батюшкой, Он и просит себе благословеньица: Ох ты гой еси, родимый милый батюшка! Дай ты мне свое благословеньице, Я поеду в славный стольный Киев-град, Помолиться чудотворцам киевским, Заложиться за князя Владимира, Послужить ему верой-правдою, Постоять за веру христианскую. 1.2 Спустя некоторое время отошел от жизни святой митрополит Алексий, и снова блаженный Сергий был принуждаем с мольбою великодержавными князьями и всеми людьми воспринять престол метрополии Российской. 1.3 Голодная лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать ее, но не могла. Ушла она и говорит: «Он еще не дозрел». Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай. 1.4 Любишь кататься, люби и саночки возить. 1.5 Спереди пятачок, сзади крючок, посередине спинка, на спинке щетинка.

Перед вами термины, которые были собраны в три группы, но нечаянно перепутались. Определите, какие это группы, дайте название каждой группе слов, сделайте исправления. (максимальное количество баллов – 6 баллов: 3 балла за каждую группу + 3 балла за название группы) а) дактиль а) сравнение а) пословица б) рассказ б) ямб б) басня в) роман в) анапест в) гипербола г) хорей г) метафора г) поэма д) эпитет д) олицетворение д) антитеза

Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке: (максимальное количество баллов – 2 балла) Твой стих, как божий дух, носился над толпой И, отзыв мыслей благородных, Звучал, как колокол,на башне вечевой Во дни торжеств и бед народных. М.Ю.Лермонтов. 2) Тропами потаёнными, глухими, В лесные чащи сумерки идут. Засыпанные листьями сухими Леса молчат – осенней ночи ждут. И.Бунин 4. Напишите литературоведческую статью: «Гипербола - это…». (максимальное количество баллов – 1 балл)

искусства 1. Какой художник создал IV. Литература и другие виды пейзаж, являющийся откликом на произведение М.Ю. Лермонтова и названный первой строкой стихотворения? (Максимальное количество баллов – 1 балл)

Интерпретация художественного произведения. (максимальное количество баллов – 27 баллов) Опираясь на предложенные вопросы, напишите сочинение – анализ стихотворения. Вы можете ответить на вопросы в любом порядке, можете ответить не на все вопросы, но должны написать связный текст. Чудный град порой сольётся Из летучих облаков; Но лишь ветр его коснётся, Он исчезнет без следов; Так мгновенные созданья Поэтической мечты Исчезают от дыханья Посторонней суеты. Е. Баратынский О чём это стихотворение (определите тему), его основная мысль (сформулируйте сами или найдите в строчках стихотворения). На какие смысловые части можно разделить это стихотворение? На каком приёме оно построено? О какой «посторонней суете» говорится в последней строке? Что, по мнению автора, несёт гибель поэзии? Попробуйте одним словом определить, что «исчезает». 6. Какие средства выразительности помогают автору передать свою мысль? 7. Определите стихотворный размер. Макс. кол-во баллов за задания I-V – 56 баллов.

Олимпиада по литературе 8 класс Ответы I. Знание текстов художественных произведений. (максимальное количество баллов – 3 балла) 1.1 Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба» 1.2 Н.С. Лесков. «Левша» 1.3 И.С. Тургенев. «Бежин луг» 2. (максимальное количество баллов – 3 балла) 2.1 Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба» 2.2 М.Ю. Лермонтов «Бородино» 2.3 А.С. Пушкин. «Полтава»

II. Историко-литературные задания. (максимальное количество баллов – 3 балла) 1.1 Смерть князя Олега от коня своего 1.2 Эпоха правления Ивана Грозного 1.3 Бородинское сражение 1812 года (максимальное количество баллов – 5 баллов) Николай I, Александр I; Екатерина II; Петр I, Карл XII

III. Знание теории литературы. (максимальное количество баллов – 5 баллов) 1.1 Былина 1.2 Житие 1.3 Басня 1.4 Пословица 1.5 Загадка

2. (максимальное количество баллов – 6 баллов: 3 балла за каждую группу + 3 балла за название группы) Жанры Размеры стихосложения Средства худ. выразительности а) пословица а) ямб а) гипербола б) рассказ б) хорей б) антитеза в) басня в) анапест в) эпитет г) поэма г) дактиль г) олицетворение д) роман д) метафора е) сравнение 3. (максимальное количество баллов – 2 балла) Сравнение. 2) Олицетворение.

4. (максимальное количество баллов – 1 балл) Гипербола – это средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении. IV. Литература и другие виды искусства (максимальное количество баллов – 1 балл) И. Шишкин «На Севере диком…»

V. Интерпретация художественного произведения (максимальное количество баллов – 27 баллов) 1.Макс. количество – 4 балла. 2.Макс. количество – 4 балла. 3.Макс. количество – 2 балла. 4.Макс. количество – 2 балла. 5. Макс. количество – 1 балла. 6. Макс. количество – 2балла. 7. Макс. количество – 2 балла.

Композиция Стройная композиция, логических ошибок нет 5 Макс. 5б. Стройная композиция, наблюдаются отдельные логические ошибки 4 Есть композиционные и логические нарушения 3 Композиционные и логические нарушения значительны 2 Композиционные и логические нарушения значительны, иногда мысль непонятна 1 Высказаны несвязные мысли 0 Орфографическая, пунктуационная и речевая грамотность (ведется общий счет ошибок) 1-2 ошибки 5 5 3-4 ошибки 4 5-6 ошибок 3 7-8 ошибок 2 9 ошибок 1 Более 9 ошибок 0 10 Стихотворение Баратынского «Чудный град порой сольется… » построено на параллельных образах: образ «летучих облаков» , чудесный, но хрупкий и нежный, сопоставляется с поэтическим творчеством, исчезающим «от дыханья "посторонней суеты", от соприкосновения с прозой жизни. В этом стихотворении на первом месте душевное состояние человека, воспринимающего природу, восхищающегося ею. Живя в деревне, поэт прекрасно знает природу, любит неброскую красоту средней полосы России и повествует читателю о ее внутренней гармонии. Стихотворение состоит из 8 строк. Строфа-восьмистишие (октава). Размер-четырехстопный хорей. Стопа-двухсложная с ударением на первом слоге. Макс. кол-во баллов за задания I-V – 56 баллов.

Выбор редакции
Что такое объяснительная записка? Как правильно написать объяснительную записку начальнику на работе за отсутствие на рабочем месте или...

Общее налоговое правило по подоходному налогу гласит, что НДФЛ попадают в государственную казну автоматически. Это значит, что за...

Фото: Денис Медведев / PhotoXPress.RUВесело грызть гранит науки! Было бы на что. С 1 января 2011 г. у нас опять начнётся новая жизнь....

Между подлежащим (группой подлежащего) и сказуемым (группой сказуемого) из всех знаков препинания употребляется только тире. ставится на...
В русском языке существуют особенные части речи, примыкающие к существительному или глаголу. Некоторые языковеды считают их особыми...
Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны?Ъ и ЬТвердый и...
Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны? Ъ и Ь Твердый и...
Наршараб – это кисло-сладкий гранатовый соус – один из знаменитых ингредиентов кавказской кулинарии. Он легко станет любимым продуктом и...
Пикантную закуску можно приготовить для праздника или встречи гостей. Приготовление: Отрежьте ножки от шляпок, посолите их и обжарьте на...