Певец и композитор евгений мартынов биография. Евгений мартынов - биография, информация, личная жизнь. Роль родителей в становлении певца



Композитор и исполнитель

Лауреат Премии Ленинского комсомола (1980)

Десятикратный лауреат программы «Песни года»



Евгений Мартынов родился 22 мая 1948 года в городе Камышине в Волгоградской области.

Его мама Нина Трофимовна с июня 1942 года до сентября 1945 года служила в эвакогоспиталях 3-го Украинского фронта, и познакомилась в госпитале с раненым солдатом Григорием Мартыновым. Она выходила его, и вышла за него замуж, после чего молодожёны поселились в городе Камышине, где в любви и согласии вырастили двух сыновей - Евгения и Юрия.

Детство и юность Евгения прошли в Донбассе. Мама Евгения Нина Мартынова позже рассказывала: «Жили мы тогда на Волге, в городе Камышине, и потом переехали в Артёмовск. Женя маленький был очень болезненным, даже в детский сад не ходил. Дома у нас всегда пели на два голоса русские и украинские песни, отец на баяне играл, так вот Женя с ним все детские утренники, все праздники проводил. И так он любил музыку, что купили мы ему аккордеон. Детства у него, в сущности, не было: две школы - поесть, погулять некогда. Помню, учитель Женин говорил: «Мне бы побольше таких учеников, а не тех, что занимаются музыкой из-под палки...» И правда, я никогда не заставляла заниматься ни Женю, ни Юру. Потом поступил Женя в Киевскую консерваторию. Но мы с отцом - инвалиды второй группы, с войны, и пришлось ему перевестись к нам поближе».

Отец Евгения Григорий Мартынов до ранения был командиром стрелкового взвода 333-й дивизии, а после приезда в Артемовск стал работать учителем пения в артёмовской средней школе и руководил художественной самодеятельностью. Он рассказывал о Евгении: «Он любил наш дом в Артёмовске,да и красиво у нас там... Он нам с гастролей из каждого города присылал телеграммы, обязательно с обратным адресом, всё за нас с матерью боялся... Она их все сохранила: тут и Украина, и Белоруссия, и Урал, и Камчатка...» Но начиналась музыкальная карьера будущего известного композитора с папиного аккордеона, чье звучание заставляло Евгения оставлять свои игры и с восторгом вслушиваться в музыку. Мальчик быстро запоминал услышанные мелодии, и позже сам пел и танцевал, выстукивая ритмы запомнившихся песен. Он так же любил рассказывать стихи и монологи, услышанные в клубе, кинотеатре и на радио. В школе у Евгения обнаружился дар к рисованию, затем он увлёкся фокусами и охотно показывал их на школьных концертах. Учился Женя хорошо, без особого труда, но музыка постепенно вытеснила остальные увлечения и пристрастия, включая футбол, в который он обожал играть с детства. Отец научил Евгения играть на баяне, потом на аккордеоне, а когда Евгению исполнилось 11 лет, родители ему купили собственный профессиональный аккордеон, и он с удовольствием музицировал на нем перед одноклассниками и соседями. Благодаря своему отцу и постоянным занятиям Евгений получил хорошие профессиональные навыки музыкальной импровизации и овладел основами техники аккомпанемента в разных тональностях, что в будущем позволяло ему запросто подстраиваться под любое пение и сходу подыгрывать поющему даже в тех случаях, когда материал был ему неизвестен. После восьмилетки Евгений Мартынов поступил в Артёмовское музыкальное училище на дирижёрско-духовое отделение, где в нем проявилась страсть к сочинению, и им были написаны романс для кларнета и фортепиано, скерцо для кларнета и фортепиано и прелюдия для фортепиано.


После окончания училища Евгений поступил в Киевскую консерваторию имени Чайковского, и завершил своё образование в Донецком музыкально-педагогическом институте. Две первые песни-баллады им были написаны на стихи его сокурсниц Л. Жидель и Т. Киреевой - «Баллада о комсомольцах Донбасса» и «Песня о Родине». Когда Мартынов учился в консерватории на профессионального кларнетиста, кто-то сказал про него: «Это - подарок судьбы». Так он получил студенческое прозвище «Подарок» за незаурядные способности.


После окончания учёбы в течение года Евгений руководил эстрадным оркестром Донецкого Всесоюзного научно-исследовательского института взрывоопасного оборудования, а в 1972 году приехал в Москву с рекомендательным письмом донецкого дирижёра к популярной эстрадной певице Майе Кристалинской, которая очень тепло встретила обаятельного молодого человека из Донбасса. Именно Майя Кристалинская, чей эстрадный авторитет был очень высок, направила «хорошо поющего композитора» в Росконцерт, предварительно дав Мартынову самую лестную рекомендацию. Прослушивание в Росконцерте прошло успешно, и Евгения решили испытать в качестве солиста-вокалиста в сборной эстрадной программе, предложив поработать пару месяцев бесплатно, что было обычным для новичков из провинции. В свои первые гастроли по Сибири и Дальнему Востоку Евгений Мартынов поехал в июне 1972 года вместе с другими восходящими звёздами советской эстрады: молодыми Львом Лещенко, Валентиной Толкуновой, Светланой Моргуновой, Геннадием Хазановым и только что созданным Владимиром Чижиком джазовым ансамблем «Мелодия».

В 1973 году он был зачислен в штат Росконцерта, и судьба тут же связала Евгения с московскими поэтами Павлом Леонидовым и Давидом Усмановым, с которыми он написал свои первые песни в Москве, которые добавились к песням, сочиненным ранее в Донецке - «Колыбельная пеплу» на стихи Марцинкявичюса, «Баллада о матери» на стихи Дементьева, «Берёзка» на стихи Есенина и «У песни есть имя и отчество» на стихи Лисянского.

В июне 1973 года Мартынов завоевал звание лауреата Всесоюзного конкурса исполнителей советской песни в Минске, исполнив там песни «Тёмная ночь», «Летят перелётные птицы» и свою «Балладу о матери», за исполнение которой он получил приз зрительских симпатий.


Очень скоро песня «Баллада о матери» была отмечена на всесоюзном телевизионном фестивале «Песня-74», и сделала имя Евгения Мартынова всенародно известным. Композитор Олег Иванов рассказывал: «Как и многих, меня поразила первая же Женина песня. Это была «Баллада о матери», которая в те годы буквально прокатилась по всей стране. Поразили и музыка, и стихи, и страстное исполнение... И что интересно, за год до этого мне показали стихи Андрея Дементьева, но я почувствовал, что не смогу написать на них песню. Стихи словно ждали Мартынова. Потом мы познакомились с ним на X Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Берлине. Это было замечательно - сидеть рядом с Женей и слушать, как он поёт. Просто счастье. Он сочетал в себе и композитора, и певца, и музыканта, виртуозно владеющего роялем: у него инструмент звучал ярко, оркестрово. Блестящий пианист, Мартынов с листа играл клавиры любой сложности. Как-то раз продемонстрировал музыкальную шутку - сыграл пьесу по перевёрнутому клавиру. У Жени было яркое мелодическое дарование. Он никогда не ходил в середняках. За два-три года стал одним из самых популярных композиторов. Его сочинения привлекали самых знаменитых исполнителей. В творческой палитре композитора слились две славянские культуры: Женя, русский, жил на Украине, которая дала его мелодиям особую певучесть. Песни его были красивы той красотой, что идёт от щедрой солнечной земли. А пел он их с такой эмоциональной отдачей, словно в первый и последний раз, горел и дарил это горение людям».


Несмотря на удачное начало творческой карьеры, личная жизнь Евгения Мартынова долго не складывалась. Первоначально он вынужден был оформить фиктивный брак ради получения московской прописки. Об этом рассказывал пианист Леонтий Атальян: «В свое время Женя оформлял фиктивный брак, чтобы сделать себе московскую прописку. У нас была костюмерша Алена Абросимова. Хорошая девчонка. Она сама предложила Жене: «Давай распишемся! Чего ты мучаешься?». Тогда многие музыканты так делали. Работали-то мы от Росконцерта. База у нас находилась в Москве. И когда мы приезжали в Москву, каждый раз приходилось думать, где переночевать. Женя часто шутил по этому поводу. «Леон, ты сегодня на каком вокзале ночуешь? - громко спрашивал он, чтобы слышал директор коллектива. - Я на Курском» «Ты же знаешь, я предпочитаю Аэровокзал на Ленинградке, - отвечал я. - Там хороший буфет».

В 1975 году после исполнения песен «Лебединая верность» и «Яблони в цвету» популярность Евгения Мартынова еще более упрочилась, и в том же году он сталобладателем «Гран-при» международного фестиваля эстрадной песни «Братиславская лира». Причем нужно отметить, что исполнитель из СССР получил на этом конкурсе награду впервые.

Вскоре вышла дебютная пластинка-миньон Мартынова с тремя песнями в авторском исполнении, и она побила все тиражные рекорды, неоднократно переиздаваясь на заводах грампластинок «Фирмы Мелодия» в течение почти двух лет. Поэт Владимир Кудрявцев рассказывал: «Меня судьба свела с Евгением в начале 70-х в Москве, на квартире поэта Андрея Дементьева... Мне никогда не забыть того вечера. В домашней обстановке песни Мартынова в его же исполнении звучали особенно доверительно и очень трогательно, полные драматизма и неимоверной душевности. Супруга Андрея Галина, возможно уже не раз слушая эти песни-исповеди, не выдержала, расплакалась. Да и мы, мужчины, были взволнованы и растроганы. И ещё долго находились под впечатлением услышанного. А для Евгения, наверно, сама домашняя обстановка в гостинной семьи Дементьевых была особенной. Его тянуло к семейному огоньку. Оказывается, он тогда, не имея московской прописки и какого-либо жилья, ночевал - на Курском вокзале. Шутил тогда: «Мой адрес: левая скамейка справа от милиционера. Только ты не говори этого адреса Андрею. Не люблю, когда меня жалеют. Он обязательно предложит мне жить у них...» Я пробыл в Москве ещё несколько дней, и мы с ним жили в гостинице, в одном номере. Сметливость Евгения, его юмор и жизнерадостность захватывали. Знакомых в Москве у него было много, и на традиционный вопрос: «Как жизнь?» - он неизменно отвечал: «Чем так жить, лучше не дай Бог умереть». - «Да ты что?! - не понимая игры слов, говорили ему. - Тебе ещё жить и жить».


За годы своей композиторской и исполнительской деятельности Мартынов был удостоен многих лауреатских званий и почётных дипломов. Он был награжден в 1973 году на Всесоюзном конкурсе исполнителей советской песни в Минске и Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Берлине. В 1974 году он был отмечен на всесоюзном телевизионном фестивале советской песни «Молодые голоса». В 1975 году он получил награду на международном конкурсе эстрадных песен «Братиславская лира» в Чехословакии, а в 1976 году - на международном конкурсе исполнителей эстрадной песни «Золотой Орфей» в Болгарии. В 1976 году Мартынов получил награду на интерфестивалях эстрадной песни «Мелодии друзей» в Киеве, и в 1977 году - на «Дечинском якоре» в Чехословакии. Неожиданно для Мартынова его песни стали исполнять зарубежные артисты. ИзВсесоюзного агентства по авторским правам стали поступать извещения об исполненииего песен в самых различных частях света: во всех социалистических странах, в Финляндии, Испании, Англии, Канаде, США и Японии.

В 1978 году Евгений женился на киевлянке по имени Эвелина, в браке с которой у него в 1984 году родился сын Сергей, который был так назван в честь композитора Сергея Рахманинова и поэта Сергея Есенина.


В 1980 году композитор был удостоен почётного звания лауреата премии Ленинского комсомола, с 1974 по 1990 год Мартынов регулярно признавался лауреатом всесоюзных телефестивалей «Песня года», а с 1984 года он стал членом Союза композиторов. Его коллега, композитор Георгий Мовсесян рассказывал: «Юрий Гуляев, Женя и я всегда встречались по радостным поводам, вместе выступали. Мы были желанными гостями среди моряков, космонавтов, спортсменов. Я благодарен Жене за то, что он, в отличие от «единохлебников», не нацепил себе серьгу на ухо и выходил на сцену всегда подтянутым и элегантным, уважая слушателей. Он хотел отношения к песне такого, как бывает у родителей к детям. И клавиры своих песен писал с тщанием, словно студент к экзамену, хотя был и специалист, и мастер. Вообще был до одурения добросовестным и относился к работе как к чему-то святому, а не как к промыслу. Многие из нас бросились в другую «религию», он со своим богом остался...» Получение лауреатских званий сопровождалось вручением специальных дипломов и призов «За элегантность», «За артистическое обаяние» и «За телегеничность». Этот успех с большой буквы изменил атмосферу вокруг имени Евгения Мартынова, но не самого Евгения.


Самым вдохновенным и плодотворным оказался творческий альянс Мартынова с Андреем Дементьевым. Содружество Мартынов - Дементьев привело к появлению песен «Отчий дом», «Натали», «У Есенина день рождения», «Прости» и «Ласточки домой вернулись». Однако, с Евгением Мартыновым охотно сотрудничали и другие известные поэты-песенники -Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Илья Резник,Игорь Шаферан, Михаил Танич, Леонид Дербенёв, Николай Добронравов, Римма Казакова и многие другие авторы.


Песни Мартынова звучали повсюду: «Я тебе весь мир подарю», «Соловьи поют, заливаются...», «Начни сначала», «Чайки над водой», «Весёлый зонтик», «Песня о моей любви». После 1975 года у Мартынова вышло 5 авторских миньонов с названием «Евгений Мартынов поет свои песни». Тиражи этих миньонов моментально раскупались, и часто сам композитор, щедро раздаривавший пластинки поклонникам, не мог их приобрести в магазинах. В 1979 году в продаже появилась его большая пластинка.

Мартынов много с успехом гастролировал в разных странах мира - США, Канаде, Мексике, Бразилии, Аргентине, Италии, Германии, Испании, Бельгии, Финляндии, Индии и Швейцарии. Однокурсница Евгения Мартынова профессор Т.И. Киреева рассказывала: «Женя был необыкновенно веселым, светлым человеком. И как друг, и как музыкант он был удивительным. От него всегда исходили жизнелюбие и радость. Он щедро одаривал своими солнечными лучиками каждого в отдельности и всю нашу студенческую братию. Никогда не унывал. Когда приходил в консерваторию или общежитие, всегда шутил и смеялся. Там, где был Женя, всегда были веселье, смех и, конечно же, песня. Мы поражались его находчивости, он умел расшевелить любого. Обычно садился за рояль играл, а потом начинал петь».


То, что Евгений Мартынов очень любил пошутить, подтверждал и Леонтий Атальян: «Свои первые гонорары - 400-500 рублей - Мартынов хранил... в плавках, завернув в целлофановый пакет. Для него это было богатство. Иногда в поездках Женя доставал полтинники и стольники, лепил на стекло автобуса и веселился, наблюдая, как реагируют проезжающие рядом люди. Он вообще любил пошутить».


До 1990 года, ставшего для него последним, Евгений Мартынов входил в число самых популярных и любимых в СССР авторов и исполнителей. Юрий Мартынов рассказывал: «Евгений Мартынов, по-моему, один из последних композиторов, кого приняли с распростертыми объятиями исключительно за талант. «Может быть, мы с тобой вправду чего-то не понимаем? - говорил Женя. - Я уже устал от всего этого. Мои нервы не выдерживают... А самое главное - стыдно. Стыдно толкаться, почти что кулаками отстаивая право своему творчеству на место в эфире».


Поэт Владимир Кудрявцев рассказывал: «Со временем Евгений приехал ко мне в Киев. Был цветущий май, и вдруг пошёл грибной дождь. А когда закончился, мы... поехали в Гидропарк. Стояли на берегу Днепра, и как раз в это время расцвела радуга. И Женя говорит мне: «Напиши об этом. У меня даже припев есть». И он напел: «Марцефали, марцефали...» Это было его любимое словечко, значения которого он сам не знал. Когда позже я звонил ему, то обращался: «Привет, Марцефали!» Однако в тот же день он уже напевал первые строки ещё не написанной песни:

"Подаруй менi на радiсть

Кольори травневих райдуг..."

Мы ещё много раз встречались с Евгением - в Москве и в Киеве. Но эта песня осталась одной-единственной. Имею в виду: песня на украинском языке... И теперь уже последней. (Речь идёт о песне «Кольори кохання», по-русски - «Цвета любви»). Он обещал мне в октябре-месяце заехать в Ялту, куда я переехал на постоянное жительство. И вот...»

3 сентября 1990 года около 10 утра Евгений Мартынов зашёл в 180-е отделение милиции, с которым давно уже поддерживал дружеские отношения (неоднократно выступал перед сотрудниками милиции, знакомил со своим творчеством). Он был жизнерадостен и весел. А через час в милицию позвонили граждане и сообщили, что у подъезда лежит бездыханное тело какого-то мужчины. Сотрудники милиции срочно выехали на место происшествия, и узнали в лежавшем мёртвом человеке певца и композитора Евгения Мартынова. Как стало известно - он шёл домой, и вдруг ему стало плохо с сердцем. Он присел у подъезда на ступеньки, но боль, видимо, не отпускала. Ему пытались помочь прохожие, была вызвана «скорая помощь». Но у Мартынова ртом пошла кровь, стало чернеть лицо, и вскоре он скоропостижно скончался. Причиной смерти стала острая сердечная недостаточность. Вызванная «скорая», приехавшая через 40 минут, помочь уже ничем не могла.

«Я тебе весь мир подарю» - так называлась одна из песен композитора Евгения Мартынова и так можно озаглавить все его творчество. Ибо Евгений Мартынов действительно подарил своим почитателям необъятный мир Красоты, Полета, Весны и Любви, навсегда оставшись в нашей памяти символом света, верности и вдохновения.

Евгений Мартынов похоронен на Ново-Кунцевском кладбище.

Супруга Евгения Мартынова повторно вышла замуж, и переехала с сыном в Испанию. В знак признания заслуг композитора в 1992 году одна из улиц Артёмовска в Донбассе была названа именем Евгения Мартынова. По инициативе деятелей культуры и друзей артиста в Москве в 1993 году было создано Московское культурное общество «Клуб Евгения Мартынова», занимавшееся культурной и благотворительной деятельностью, и пропагандировавшее творческое наследие замечательного композитора и певца. В 1995 году на могиле Евгения Мартынова на Ново-Кунцевском кладбище был открыт памятник-надгробие.


В 1998 году вышла книга Юрия Мартынова «Лебединая верность Евгения Мартынова», в которой на фактическом материале, официальных документах, публикациях разных лет, высказываниях коллег, архивных фотоматериалах, и на основе воспоминаний родного брата композитора был раскрыт жизненный и творческий путь ярчайшего представителя профессионального песенного искусства Советского Союза 70-80-х годов XX столетия.

Послесловие…


Как при жизни, так и после смерти Евгения Мартынова его песни включали в свой репертуар многие популярные отечественные и зарубежные артисты: Мичел (Испания), К.Готт (Чехия), А.Герман (Польша), Д.Марьянович, М.Унгар, И.Шерфези (Югославия), Л.Иванова (Болгария), М.Дауэр (Румыния), М.Чавес (Куба), Я.Йоала, А.Вески, М.Кристалинская, Г.Ненашева, Л.Кесоглу, А.Ведищева, Т.Миансарова, Г.Чохели, М.Кодряну, И.Кобзон, Л.Зыкина, О.Воронец, С.Захаров, С.Ротару, В.Толкунова, Л.Лещенко, Л.Сенчина, Ю.Богатиков, Е.Шаврина, Г.Белов, К.Георгиади, А.Серов, И.Понаровская, Н.Чепрага, Л.Серебренников, И.Отиева, Н.Гнатюк, Л.Успенская, В.Вуячич, Н.Бродская, исполнители нового (для композитора) поколения - Ф.Киркоров, Н.Басков, С.Павлиашвили, А. Малинин, И.Шведова, И.Демарин, В.Готовцева, М.Евдокимов, Анастасия, Юлиан, Таня Острягина; а также такие известные коллективы, как Краснознамённый ансамбль песни и пляски Советской (Российской) Армии им.А.Александрова, Академический ансамбль песни и пляски ВВ МВД СССР (РФ), Государственный русский народный ансамбль «Россия», вокально-инструментальные ансамбли - «Орэра», «Самоцветы», «Пламя», «Гая», «Надежда», «Червона рута», «Семеро молодых» (Югославия), «Блю джинс» (Япония), вокальные ансамбли - «Русская песня», «Бабье лето», «Воронежские девчата», дуэт «Ромэн»... Сочинения композитора также с успехом исполнялись (и исполняются) оркестрами симфонической и эстрадной музыки Всесоюзного (Российского) радио и телевидения, Государственным духовым оркестром России, оркестрами эстрадной и танцевальной музыки Братиславского и Остравского радио (Словакия и Чехия), московским эстрадным оркестром «Мелодия», Оркестром под управлением Клода Каравелли (Франция).

Разбирая бумаги Евгения Мартынова, его брат Юрий нашёл записи, которые можно считать творческим завещанием музыканта. Там есть такие строки: «Мне близка гражданская лирика - продолжение традиций советской песни. Важно сохранить всё лучшее, что было написано композиторами в этом жанре. Надо продолжать традиции, иначе мы погубим нашу национальную песенную русскую культуру. Сейчас моду стали диктовать девочки лет 14 - 17. Для них главное - танцевальный ритм. Отсюда и стишки соответствующего содержания. Люди разучились петь. А что важнее - развлекательность в музыке или её воспитательное значение? У песни есть авторы. Ныне культура безымянная, необузданная, нет никакой ответственности за сочинение. Не уважают членов Союза композиторов. А профессионалов надо уважать, мы так стремились ими стать! Член творческого союза - почти что олицетворение застоя, а вот парень с гитарой - это прораб перестройки!.. Песня должна объединять людей всех возрастов!»
www.donbass.dn.ua
Материалы сайта www.pnp.ru
Материалы сайта www.shanson-e.tk
Материалы сайта www.tvcenter.ru

В следующем году исполнится уже тридцать лет со дня безвременной кончины талантливого советского исполнителя и композитора Евгения Григорьевича Мартынова. Лауреат всесоюзных и международных музыкальных конкурсов скончался, будучи в расцвете сил, и находясь на пике славы, при весьма странных обстоятельствах. Хотя в качестве официальной причины смерти звезды эстрады была названа сердечная недостаточность, его близкие все еще сомневаются в правдивости такого заключения.

У исполнителя бессмертных хитов «Яблони в цвету», «Лебединая верность», а также «Ты скажи мне, вишня» и многих других осталась молодая вдова Эвелина и шестилетний сынишка Серёжа, которые с большим трудом смогли пережить это тяжелое потрясение. Хотя саму трагедию каким-то мистическим образом предчувствовала мама исполнителя и он сам.

Фото: stuki-druki.com Евгений Мартынов и Эвелина Старенченко

В этой статье мы расскажем вам историю любви Евгения Мартынова и Эвелины Старенченко. Их семейное счастье не смогли разрушить ни быт, ни огромные толпы поклонниц, буквально преследовавших певца, и не дававших покоя ни ему, ни его семье. А также мы поведаем о том, как сложились судьбы вдовы и единственного сына музыканта.

Евгений Мартынов до знакомства с Эвелиной Старенченко

Будущий исполнитель и композитор появился на свет в небольшом городе Камышин, что в Волгоградской области, в 1948-м году, 22-го мая, в семе командира стрелкового взвода, ветерана Великой Отечественной войны и простой фронтовой медсестры. Отец был тяжело ранен и возвратился домой с войны инвалидом второй группы. Григорий Мартынов обладал хорошим музыкальным слухом и голосом, мастерски играл на нескольких инструментах, и сумел передать свой талант и любовь к музыке сыновьям. Чтобы содержать семью, мужчина подрабатывал в школе учителем пения, а также вел заводской кружок самодеятельности, а по выходным играл на танцплощадках.

Когда маленькому Жене было всего пять лет, его семья перебралась жить на Донбасс, откуда был родом отец семейства. Там, в городе Артемовск, в 1957-м году у Мартыновых родился второй сын – Юрий, который также стал композитором и музыкантом. Когда отец брал в руки аккордеон, его сыновья бросали все и усаживались его слушать. Старший Женя всегда очень легко запоминал мелодии, а после напевал их, но в детстве становиться музыкантом он не планировал.

Евгений рос активным и любознательным мальчиком, в школьные годы он серьезно увлекался футболом, хорошо рисовал, зачитывался классической литературой, а также блестяще декламировал стихи. Однако, с возрастом увлечение музыкой все же вышло на первый план. В одиннадцать лет мальчик получил в подарок от родителей дорогой немецкий аккордеон, играть на котором он учился в местной музыкальной школе. Однако, когда после школы он поступил в Артемовское музучилище, там не оказалось класса аккордеона, поэтому он пошел на духовое отделение, начав осваивать кларнет. Помимо этого, Евгений великолепно играл и на фортепиано и очень сожалел о том, что не мог с раннего детства заниматься на этом инструменте.

Фото: starhit.ru Евгений Мартынов

После окончания училища Мартынов решил поступать в Киевскую консерваторию, хотя его отец был изначально против, потому как считал, что там все места давно расписаны и заняты «своими». Однако, вопреки всему, юноше удалось стать студентом престижного учебного заведения. Но в столице он не задержался, потому как ему попросту было негде жить. В общежитии оказались ужасные условия с сыростью и тараканами, а денег на съемную квартиру у Евгения не было. В итоге он добился перевода в Донецк, откуда вскоре после окончания учебы отправился с рекомендательным письмом в Москву, где его карьера стремительно пошла в гору.

Одной из первых звезд советской эстрады, кто исполнял его песни, стала Майя Кристалинская. Мартынов и сам начал брать уроки вокала у известнейших педагогов, и выступать на сцене. Однако, истинный успех пришел к Евгению в середине 70-х годов, когда молодая еще София Ротару спела его «Балладу о матери». А в 1975-м году с композицией «Яблони в цвету» Мартынов получил Гран-при на музыкальном фестивале «Братиславская лира». Также его песни исполняли Иосиф Кобзон, Анна Герман, Эдуард Хиль и многие другие отечественные звезды. Ныне некоторые известные композиции Евгения Григорьевича перекочевали в репертуары Филиппа Киркорова, Николая Баскова, Ани Лорак и некоторых других популярных современных исполнителей.

Евгений Мартынов и Эвелина Старенченко: история любви

Евгений довольно быстро и сам стал очень популярным эстрадным певцом, его неповторимый тембр и вокал покорил сердца миллионов поклонников по всей стране. Мартынова стали называть «бархатным голосом СССР», а также последним романтиком Советского Союза. Но, несмотря на такую популярность и успех, у музыканта никак не складывалась личная жизнь. Время от времени он, как и все молодые люди, влюблялся, ходил на свидания, но серьезных отношений у него не было.


Фото: muzh-zhena жена Евгения Мартынова — Эвелина

Евгений Григорьевич, в отличии от своих коллег, старался не заводить мимолетных романов с поклонницами, и во время гастрольных туров вел себя более чем скромно, никого к себе в номер не водил. Однако, стоит отметить, что в юности он был женат на некой костюмерше по имени Алена Абросимова, но тот брак был фиктивным, и заключался по обоюдному согласию ради оформления московской прописки, а после того, как этот вопрос был решен, супруги оформили развод.

Свою единственную настоящую любовь и главную женщину в своей жизни музыкант встретил в преддверии своего тридцатилетнего юбилея. Его избранницей стала юная киевлянка по имени Эвелина Старенченко, которой на момент знакомства едва исполнилось 17 лет. Разница в возрасте почти в тринадцать лет влюбленных нисколько не смутила. Свою возлюбленную музыкант ласково звал «олененком» за её большие и красивые глаза.

Евгений Григорьевич, который зарабатывал немалые по тем временам деньги, был готов выполнять любые капризы своей Эвелины. Так однажды, когда они еще в статусе жениха и невесты вместе поехали на отдых в Феодосию, девушка в местном «Детском мире» восхитилась огромными плюшевыми мишками, и музыкант тут же скупил ей их всех. В обычное такси весь этот плюшевый «зоопарк» не поместился, так что пришлось вызывать грузовое. Когда же отпуск подошел к концу, Эвелина не пожелала расставаться с игрушками, так что их доставили к поезду на специально заказанном микроавтобусе, а домой Мартынов дал телеграмму, чтобы там встретили плюшевых медведей и аккуратно доставили в квартиру.

Фото: stuki-druki.com Евгений Мартынов и Эвелина Старенченко, свадьба

В марте 1978-го года Евгений и Эвелина официально зарегистрировали свои отношения, устроив роскошную свадьбу в московском ресторане «Прага». Правда многие друзья и коллеги Мартынова этот брак вовсе не одобряли, подозревая, что молоденькая киевлянка вышла замуж за популярного и состоятельного музыканта из корыстных мотивов. Однако, сам исполнитель был очень счастлив с юной избранницей. В июле 1984-го года у супругов родился единственный наследник – сын Сергей, которого знаменитый отец назвал в честь своего любимого поэта Сергея Есенина.

Евгений в то время пребывал на пике своей популярности, и толпы его обезумевших поклонниц доставляли немало проблем семье музыканта. По воспоминаниям его младшего брата Юрия, некоторые барышни приходили к дому Мартынова с раскладушками, и ночевали прямо под окнами или караулили его у входа в подъезд. Его засыпали письмами и посылками, а телефонную трубку дома артист, и вовсе, никогда не поднимал. Это делала его жена, каждый раз пытаясь вежливо отвязаться от очередной поклонницы. Иногда ей говорили, что её муж сейчас находится у любовницы, но звонившие не подозревали, что домашний Евгений почти все свободное время проводил с супругой, и в это время находится в соседней комнате.


Фото: bulvar.com.ua Евгений Мартынов с сыном

Евгений Матвеев: трагическая смерть

Задолго до трагедии произошло несколько пугающих событий, которые словно предвещали беду. Начнем с того, что еще в детстве у Евгения была любимая кошка, которую он обожал, но животное было уже в преклонном по его меркам возрасте, и однажды кошка пропала. Маленький Женя нашел её тело через несколько дней, в углу старого сарая. Ребенок очень плакал и переживал по этому поводу, а еще с тех пор у него появился страх умереть в одиночестве в незнакомом месте, который преследовал его всю жизнь. Когда юный музыкант отправился в Киев поступать в консерваторию, его маме приснился кошмар о том, что она хоронит своего старшего сына еще совсем молодым. Самому Евгению мама о своем страшном сне, естественно, не говорила, но рассказала об этом мужу и младшему сыну.

К одной из последних своих композиций, «Сочинение на тему», которую Евгений так и не успел исполнить со сцены, он написал фортепианное вступление, которое напоминало похоронный марш. Брат сказал ему об этом, но музыкант лишь пожал плечами в ответ. А во время гастрольного тура в июле 90-го года Мартынов жил в одном гостиничном номере со своим коллегой Давидом Усмановым. Как-то Давид очень рано проснулся и заметил, что товарищ уже не спит. Усманов поинтересовался, почему он так рано встал, на что Евгений ответил, что ему приснились собственные похороны.

По словам близких, в последнее время музыкант, который раньше практически не прикасался к спиртному, начал сильно выпивать. С чем именно это было связанно, точно неизвестно, но многие подозревали, что это все из-за проблем в семье. У исполнителя стало часто болеть сердце, а еще его мучила бессонница и чувство тревоги.


Фото: kulturologia.ru Евгений Мартынов и Эвелина Старенченко

Кроме того, незадолго до смерти Евгений Григорьевич судился с организаторами его гастролей по Рязанской области, которые не выплатили ему крупную сумму гонорара. Он имел все шансы выиграть это дело, но не дожил до очередного судебного заседания, после чего разбирательство прекратилось в связи со смертью истца.

В роковой день третьего сентября 1990-го года музыкант должен был везти в больницу отца, но машина сломалась. Мартынов собирался пойти к знакомым, которые ему уже помогали чинить его «Волгу», что было дальше, точно установить не удалось. Его нашли в подъезде чужого дома в бессознательном состоянии. Согласно официальной версии, ему стало плохо с сердцем и он потерял сознание, но те, кто его видел, помогать не спешили, решив, что мужчина попросту пьян.

Скорую помощь вызвали лишь через 40 минут, предпринятые медиками реанимационные меры артисту уже не помогли. По заключению медицинских экспертов, Мартынов умер от острой сердечной недостаточности. Ему было всего лишь 42 года. Впрочем, брат Евгения неоднократно высказывал подозрения о том, что эта смерть могла быть неслучайной. По словам Юрия, в лифте и на стене подъезда были следы крови, но, несмотря на это, никакого расследования не проводилось. Музыкант умер в подъезде чужого дома, в одиночестве, как он всегда боялся умереть.


Фото: starhit.ru вдова Евгения Мартынова сейчас

Эвелина Старенченко после смерти супруга

После смерти Евгения Григорьевича между его братом и вдовой разгорелся конфликт. Юрий открыто обвинял Эвелину в супружеской неверности, а также говорил о том, что женщина вскоре после смерти мужа сделала аборт, намекая на то, что этот ребенок был зачат на стороне. Кроме того, родственники умершего музыканта долго спорили из-за авторских прав на его произведения, и весьма нелицеприятно отзывались друг о друге.

Эвелина вскоре после смерти мужа начала встречаться с другим мужчиной, через некоторое время вышла за него замуж, а после с сыном и вторым супругом уехала жить в солнечную Испанию.

Единственный наследник Мартынова – сын Сергей в этом году отпраздновал свой 35-й день рождения. Когда не стало отца, мальчику было всего лишь шесть лет, так что родителя он почти не помнит. Ныне Сергей Евгеньевич живет вместе с матерью в Испании, где успешно занимается бизнесом. Он безумно гордится своим знаменитым отцом, на которого внешне очень похож, и знает наизусть многие его песни.


Фото: starhit.ru сын Евгения Мартынова

Медики подтвердят, что так называемая острая сердечная недостаточность является одной из самых распространенных причин внезапной смерти. Нередко она бывает вызвана предшествующими заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Однако близкие Евгения Мартынова уверяли, что тот никогда оными не страдал.

Кроме того незадолго до гибели певец вернулся с гастролей, организаторы которых так и не выплатили ему заслуженного гонорара. Причем, по тем временам сумма была немалой – около 10 тысяч рублей. Мартынов подал на нерадивых коммерсантов в суд. После смерти исполнителя дело сразу закрыли.

Однако следует отметить, что причинами пресловутой сердечной недостаточности могут стать не только хронические заболевания сердца, но и эмоциональные перегрузки. Мартынов же в последние годы находился в постоянном стрессе. Дело в том, что в 1985 году в стране началась перестройка. Из приемников и магнитофонов зазвучали другие песни, а любимые Евгением Мартыновым «Аленушки» и «Лебеди» стали никому не нужны. Певец оказался на обочине музыкального сообщества, популярность его резко упала. Он глубоко переживал зачатки будущего забвения. Может, именно поэтому сердце 42-хлетнего Евгения Мартынова и отказало.

Автор таких песен, как «Ты скажи мне, вишня», «Баллада о матери», «Яблони в цвету» Евгения Мартынов скончался при загадочных обстоятельствах в возрасте 42 лет. 3 сентября 1990 года популярного певца и композитора нашли в подъезде не своего дома в бессознательном состоянии в странной позе.

Родной брат артиста – Юрий Мартынов до сих пор не может смириться со смертью Евгения. Он пытался восстановить события последнего дня жизни Евгения.

«В тот день он хотел показать машину механикам, чтобы отвезти потом отца в больницу. Пошел в гараж. Там ему сказали – без проблем, приноси два пузыря, посмотрим. Женя дал им 25 рублей. Они пошли в магазин, хотя алкоголь еще не продавали. С одним из них я потом встречался, вот он рассказывал – выпили все. Но что случилось потом, остается загадкой… Он мне снится постоянно, Женя все время поет, а я потом это записываю. Снится, будто Женя возвращается. И я ему говорю – давай подумаем, как объяснить, где ты был все это время», - рассказывает брат Евгения Мартынова.

// Фото: Кадр из д/ф «Евгений Мартынов. Ты прости меня, любимая…»

Несмотря на то, что стены не только подъезда, но и лифта были в крови, никакого расследования не проводили. Официальная версия смерти Мартынова «сердечная недостаточность». Когда обнаружили певца, то «скорую» вызвать не спешили, решили, что он просто пьян. Медики приехали только через 40 минут и было уже слишком поздно.

Друг и соавтор Мартынова поэт Андрей Дементьев считает, что смерть композитора была естественной, а причина столько неожиданного ухода – природная ранимость. «Он очень близко к сердцу принимал все», - сказал Дементьев в фильме Первого канала «Евгения Мартынов. Ты прости меня, любимая...».

// Фото: Кадр из д/ф «Евгений Мартынов. Ты прости меня, любимая…»

Пик популярность Мартынова пришелся на 70-е. Он был любимым композитором и исполнителем, зарабатывал огромные по тем временам деньги и как певец и как автор, получая отчисления. Лев Лещенко вспоминает сейчас, что в то время, когда средняя зарплата составляла около 120 рублей, Мартынов мог получить в месяц авторских и прочих гонораров до 30 тысяч.

«Тогда как средняя зарплата была 120 рублей, эти ребята – Антонов, Мартынов, Добрынин получали по 30 тысяч в месяц. Им просто было некуда девать денег, ведь больше одной квартиры машины не купить – табу. Ну Женю и накрывало. Чем становился популярнее, тем больше становилось фальшивых друзей», - рассказал Лещенко.

// Фото: Кадр из д/ф «Евгений Мартынов. Ты прости меня, любимая…»

Евгений Мартынов выпивал, но мало кто из его окружения мог назвать его алкоголиком. По словам друзей и коллег, композитор был добрым и наивным человеком, легко и много давал в долг и никому не мог отказать в компании и дружбе.

Мартынов был всего один раз женат. Он встретил девушку своей мечты? Когда ему уже было тридцать, а ей всего 17. Они прожили счастливо всего 12 лет. Вдова Мартынова – Эвелина до сих пор вспоминает последние дни рядом с мужем.

«19 марта 90-ого года у нас был день свадьбы - 12 лет совместной жизни. И вроде не круглая дата, а Женя пришел домой с огромным букетом цветов и сказал: «И так будет всегда!». Я эти слова никогда не забуду. А когда его не стало, меня спасло только то, что сыну было всего 6 лет. Надо было жить дальше…» - рассказала Эвелина Мартынова.

// Фото: Кадр из д/ф «Евгений Мартынов. Ты прости меня, любимая…»

Спустя шесть лет она снова вышла замуж, а позже навсегда уехала в Испанию. Сын Мартынова – Сергей занимается бизнесом, собирается жениться на испанке. Но безумно гордится своим отцом и знает все его песни наизусть.

Эстрадный певец, композитор, музыкальный редактор, педагог.

Родился 22 мая 1948 года в городе Камышине, Сталинградская область, РСФСР, СССР.
Детство будущего певца и композитора прошло в Донбассе.
Окончил музыкальное училище в Артёмовске и Сталинский музыкально-педагогический институт (ныне - консерватория имени С.С. Прокофьева) по классу кларнета.

Работал солистом ансамбля «Советская песня», джаз-оркестра Вадима Людвиковского, Росконцерта (бывшего оркестра Эдди Рознера).

С 1975 по 1989 год - музыкальный редактор журнала «Комсомольская жизнь».

Голос Евгения Мартынова - очень звонкий, бархатный мягкий тенор (баритональный тенор), достаточно широкого диапазона (ему предлагали стать оперным певцом) и с редким красивым тембром. Именно характерный тембр является отличительной чертой мартыновского голоса. Благодаря красивой, очаровательной сценической внешности, неотразимому личному обаянию, а также вдохновенной, лучезарной, оптимистической и романтической манере пения Мартынов несёт огромный заряд положительных эмоций, мастерски передаёт слушателю большое чувство радости и восхищения, неизменно вызывая ответный восторг. Даже трагические и драматические по сюжету песни («Лебединая верность», «Баллада о матери» и пр.) у Евгения заканчиваются светло и возвышенно. Как композитор, Мартынов - Моцарт советской эстрады, как исполнитель - напоминает Леля славянских преданий. Популярность Мартынова в СССР никогда не снижалась на всём протяжении его творческой жизни.

Музыкант много и с успехом гастролировал по стране и за рубежом. С концертными выступлениями и в составе творческих делегаций он побывал во многих странах мира: США, Канаде, Мексике, Бразилии, Аргентине, Италии, Германии, Испании, Бельгии, Финляндии, Индии, Швейцарии, во всех бывших социалистических странах.

Супруга - Эвелина (род. 1959) и их сын - Сергей (род. 23.07.1984) в настоящее время живут в Мадриде, Испания.
Брат - музыкант Юрий Мартынов (род. 17.04.1957).

Евгений Мартынов ушёл из жизни утром 3 сентября 1990 года в Москве в результате острой сердечной недостаточности в подъезде дома у лифта. Вполне возможно, певца ещё можно было спасти, если бы не длительное ожидание машины «скорой помощи», которая приехала лишь спустя 40 минут после вызова.
Похоронен музыкант 7 сентября 1990 года на Ново-Кунцевском кладбище в Москве, участок № 2.

призы и награды

Удостоен многих лауреатских званий и почётных дипломов: Всесоюзный конкурс советской песни в Минске 1973 год,
Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в Берлине 1973 год.
Победил на международных конкурсах эстрадной песни «Братиславская лира» в 1975 году и в Болгарии в 1976 году.
С 1974 по 1990 годы он - постоянный лауреат всесоюзных телефестивалей «Песня года».

В знак признания заслуг композитора перед отечественной культурой в 1992 году одна из улиц города Артёмовска в Донбассе (Донецкая область) названа именем Евгения Мартынова.
По инициативе деятелей культуры и друзей артиста в Москве в 1993 году создано Московское культурное общество «Клуб Евгения Мартынова», занимающееся культурной и благотворительной деятельностью, пропагандирующее творческое наследие замечательного композитора и певца.

Выбор редакции
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...

И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...

Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...

Любая хозяйка в преддверии и во время поста сталкивается с насущным вопросом: как организовать питание семьи таким образом, чтобы...
Описание Гречневый пудинг станет для вас настоящим открытием в области десертов. Требует такое лакомство минимального набора...
Существует множество рецептур приготовления домашнего печенья из пшеничной, овсяной, и даже, гречневой муки, но я сегодня хочу вам...
Кальмаров для салата готовят тремя основными способами - отваривают целой тушкой, нарезают полосками и отваривают, добавляют в салат...
Прекрасным легким блюдом, отлично подходящим для праздничного стола, считается салат с кальмарами. Экспериментируя с различными...
Крупы очень полезны для здоровья человека. Пшено — крупа, получаемая путём обдирки от чешуек культурного вида проса. Она богато белком,...