Писатель глеб успенский биография. Успенский Глеб Иванович (1843–1902). Произведения Г. И. Успенского, связанные с Липецким краем


Он считается писателем-демократом конца 70-х годов XIX века, который приехал в Самарскую губернию изучать жизнь простого крестьянства. Это случилось не без влияния известного «хождения в народ», охватившего в эти годы русскую интеллигенцию. «Подлинная правда жизни повлекла меня к источнику, т. е. к мужику, - писал Глеб Иванович Успенский. - Мне нужно было знать источник всей этой хитроумной механики народной жизни, о которой я не мог доискаться никакого простого слова и нигде» 1 (рис. 1).

Он родился 13 (по новому стилю 25) октября 1843 года в Туле, в семье провинциального чиновника. Сначала он учился в тульской гимназии, а с 1856 года - в Чернигове, куда переехали его родители. После окончания гимназии Успенский поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, откуда он был отчислен по причине материальных затруднений. Он попытался продолжить образование, и в 1862 году поступил на юридический факультет Московского университета, но через год его также бросил, и снова из-за недостатка денег.

Свою литературную деятельность Глеб Иванович Успенский начал летом 1862 года в педагогическом журнале Л.Н. Толстого «Ясная Поляна», куда он писал под псевдонимом «Г. Брызгин». Затем в 1864-1865 годах Успенский сотрудничал с изданием «Северное сияние», где он писал тексты к литографиям картин. А в 1868 году Успенский начал постоянное сотрудничество с журналом «Отечественные записки», который в это время перешёл под редакцию Н.А. Некрасова и М.Е. Салтыкова-Щедрина. Именно в этом журнале Успенский в основном и печатал свои произведения вплоть до закрытия его в 1884 году.

Его убеждения и воззрения сложились в мятежные 60-е годы XIX века, когда в России поднималось движение интеллигенции и разночинцев. Они уделяли много внимания городской бедноте и городскому «дну». Поддавшись этим настроениям, Успенский посвятил свои первые произведения отражению этой проблемы. Жизни беднейших слоёв общества были посвящены его дебютные очерки «Нравы Растеряевой улицы» (1866 год) и «Разорение» (1869 год).

В 1871 году он поехал за границу, побывал в Германии и во Франции. Еще раз он побывал в Европе в первой половине 1875 года, и в это время он успел пожить в Париже и Лондоне. Здесь Успенский сблизился с представителями «Народной воли», которые буквально заразили его идеей о том, что интеллигенция должна «ходить в народ» с целью его образования и воспитания в нём высокой культуры. Летом того же 1875 года, вернувшись в Россию, Успенский решил активно воплощать эту идею в жизнь. Он решил поближе присмотреться к русскому крестьянству, на которое до этого времени он обращал мало внимания. Для этого он сначала приехал в деревню Сябреницы Новгородской губернии. Однако здешняя жизнь у него не сложилась, весной 1878 года Успенский отправился в Самарскую губернию.

Он поселился недалеко от Самары, в селе Сколкове (ныне Кинельского района Самарской области). Здесь он устроился письмоводителем в ссудо-сберегательном товариществе, а его жена Вера Васильевна 2 - в школе учительницей.

В 70-е годы общество и печать много занимались ссудо-сберегательными товариществами. Земства видели в них чуть ли не всеисцеляющее средство от народной бедности. Возможно, что вначале и Успенский в какой-то степени разделял эту веру, но, проработав в этой сфере более года, он в специальной статье «Страстотерпцы мелкого кредита» резко заявил, что все это «ерунда», что товарищества эти дают «возможность пользоваться кредитами только кулакам и разоряют рядового крестьянина».

Ссудо-сберегательное товарищество в селе Сколково помещалось в одном здании со школой. Здесь же Успенские и снимали квартиру. Вместе с Успенскими жила учительница А. Степанова, написавшая впоследствии воспоминания об этом периоде жизни писателя 3 .

Жилось Успенским трудно, денег не хватало, и в письмах к издателям писателю все время приходилось просить подкрепления. Детей у Успенских в это время было уже трое, причем одна дочь родилась в Сколкове. Обстановка была самая скромная, даже бедная: в одной комнате вместо мебели стояли ящики, побольше - в качестве стола, остальные заменяли собой стулья. Сам писатель жил в конторе товарищества, большой комнате, в которой находился белый стол с бумагами и несколько скамеек, на одной из них он и спал. «Костюмы свои, - вспоминала Степанова, - Глеб Иванович всегда донашивал до последней возможности, и тогда уже, забрав с собою сынишку, отправлялся для экипировки в Самару. Там он переодевался с ребенком, старое же оставлял, за полной непригодностью, в лавке же».

В конторе часто бывали окрестные крестьяне, которые скоро почувствовали в Успенском своего человека, и потому нередко шли к нему за помощью, никогда не встречая отказа. Заглядывал частенько и местный старшина, громадный рыжий мужик, с него Успенский написал в одном из рассказов убийцу-конокрада. К Успенскому приходил даже кулак из села Богдановки с целью дать писателю материал для «обработки» кого-либо из своих врагов или обидчиков, причем в скором времени сам оказался «обработанным» в одном из очерков: «вроде как портрет получился», - заявил он, поклявшись при этом отомстить Успенскому.

В конторе товарищества Глебу Ивановичу помогал семинарист Александров. Его писатель вывел в очерке «Черная работа» в образе Андрея Васильевича.

Круг наиболее близких людей Успенского составляли местные учителя, в каникулы - семинаристы. Глеб Иванович принимал близкое участие в делах школы, помогал советами, интересовался ходом обучения. Скоро одного из учителей уволили «за неблагонадежность» и вместо него прислали родственника местного станового пристава. Вот что рассказывал об этом Успенский:

«Неблагонадежный» учитель задавал старшим ученикам сочинения больше из крестьянской жизни, из того, что дети видят и в чем сами принимают участие. Новому же учителю было приказано держать учеников по возможности подальше от ихнего быта, так как много от этого лишних толков выходит о «политическом положении крестьянства и даже духовенства», задавать им что-нибудь из «иностранной природы».

«…Встречает меня как-то «новый» [учитель] на улице и говорит: «Извините, пожалуйста, Глеб Иванович, так как я наслышан, что вы в некотором роде известнейший писатель, то позвольте вас любезно просить поспособствовать мне в одном, можно сказать, экстренном деле. Скоро, видите ли, приедут сюда инспектор народных училищ и непременный член на экзамен в нашей школе, а она ведь образцовой считается, и полный курс в четыре зимы проходится… Спросят у меня сочинения кончающих учеников им показать, а что я им покажу? На прошлой неделе читал им два отрывка из хрестоматии: «Закат солнца в Сахаре» и «Ураган на океане» и просил, кто какую вещь хочет рассказать. И что же бы вы думали? Голову сняли с меня, Глеб Иванович, эти разбойники, положительно сняли… Один пишет: «Заря дюже погорела, так что повсюду красно стало, и предвещание сильного дождя означает». Понимаете ли, Глеб Иванович, это в Сахаре сильный дождь, в Сахаре?! А другой так изображает ураган на океане: «На море на океане поднялась ни с того ни с сего страшная буря, волны больше полутора аршин ветер с одного берега на другой нагнал, наш паром возьми да и перевернись, как ни тащили мы его кверху, а он подобрал нас под себя да как сразу плюхнет на дно, и очень зашипел после, потому что вроде чугунки, на пару ходит, только по воде…

Послушайте, Матвей Гаврилович, а почему бы вам снова мальчиков на описание их быта не направить? - посоветовал Успенский.

Рад бы, Глеб Иванович… по предписанию ничего не позволено из жизни населения касаться.

Ну, заставьте их не людей, так скотов описывать… Пускай пишут, что видят, ну, например, наших домашних животных. Я заранее уверен в успехе…

Чувствительнейше вам признателен, Глеб Иванович, - обрадовался учитель.

Прошло с неделю.

Встречаю умника по предписанию, а он издали руками всплескивает: «Многочтимый г-н Успенский, Глеб Иванович, да что вы со мной сделали? Позвольте вас покорнейше просить ко мне на минуту зайти…»

«…Сейчас целую кипу сочинений на стол вывалил, и принялся читать из них выдержки; «Вот-с вам для примера одно сочинение: «Домашнее животное, четвероногое, лошадь». Теперь извольте послушать: «Была у нас одна четвероногая лошадь, да тятька податев не заплатил, ее старшина и увез к становому, и самовар со всем с угольями подхватил, и дядину свиту новую, так что у нас никакого животного, ни домашнего, ни четвероногого не осталось для описания, уже все описали…» Каков мерзавец, прямо в социализм ударился. А вот это сочиненьице-с уже извольте читать сами».

Я взял тщательно, с видимой любовью и хорошим почерком написанную четвертушку бумаги. «Это первый ученик, Глеб Иванович, на него вся надежда была на экзамене».

Я взглянул прежде всего на заглавие: оно очень заинтересовало меня.

«Чёрт есть животное домашнее, четвероногое, но не всегда, а когда спит. Когда же ходит, то на двух ногах. Водится у нас на печке, питается углями и золой. Мы его часто видаем с бабушкой, когда лежим на полатях. Он имеет большие клыки и огненные глаза, а рога у него, как у козла. Бабушка его не боится, а как только он залезет на печку, то сама читает молитву, и я должен тоже читать: «Да воскреснет бог, и расточатся врази его…» Он сейчас же и начнет расточаться. Смирным таким, да хворым прикинется, а под конец и совсем в нашу черную кошку, в Машку, перекинется… На вопрос, какая польза с того животного, прямо отвечаю: «Хотя он и домашнее животное, но к земледелию окончательно не годится, потому что пахать неспособен». «Вот полюбуйтесь, Глеб Иванович, на вашу эту самую, как она называется… методу сочинительства, - набросился ошарашенный результатами и выбитый из колеи учитель. Из простой-с жизни захотели, из повседневной. Так прежде-то, положим, ученик ни Сахары, ни океана не мог описать, потому что не видел… А теперь, радуйтесь, Глеб Иванович, чёрта-с превосходно описал, потому что видел, видел-с благодаря вашей методе-с… Что я теперь, позвольте вас спросить, инспектору и непременному члену покажу? Одна беда… Сочинение-с о чёрте «К земледелию окончательно не годится». А то, может, чертоводством занялись бы… Прямо меня вы, господин сочинитель, под строжайший незаслуженный выговор подвели, а то, может, и места лишусь… Ну как же можно деревенскому необразованному человеку описывать давать, что он на самом деле видит? Одно невежество-с у них… Сахара далеко-с, а чёрт рукой подать, на печке…»

Этот фотографический рассказ Успенского говорит не только о насаждавшихся в школе методах обучения, но и характеризует эпоху, когда у мужика «из домашних четвероногих животных оставался только один чёрт, к земледелию окончательно неспособный».

Посетители часто мешали Успенскому, и писать приходилось урывками. Как вспоминает Степанова, во время работы он пил «крепчайший холодный чай или пиво».

Иногда Глеб Иванович читал вслух свои коротенькие рассказы. Читал выразительно, умело подчеркивая комические места. Присутствовавшие хохотали, но сам он оставался невозмутимым.

За время пребывания в Сколкове Успенский несколько раз ездил в Самару, где жил по неделе и больше, один раз уезжал в Петербург «освежиться». В Самаре он останавливался у местного старожила, судебного следователя Якова Львовича Тейтеля 4 , этого «веселого праведника», как назвал его Горький.

Одна из поездок Успенского в Самару чуть не закончилась арестом. Приехав как-то в город со своим помощником, семинаристом Александровым, Успенский остановился в одной из дешевых гостиниц. К Александрову пришли знакомые семинаристы. В общей беседе принял участие и Глеб Иванович, рассказав несколько комических эпизодов из жизни духовенства. Семинаристы громко и много смеялись. Рассказы Успенского слышал в соседнем номере кулак из села Богдановки, уже давно шпионивший за писателем. И на этот раз он нарочно приехал в Самару вслед за Успенским. Кулак тотчас же побежал за жандармами, те пришли и услыхали сквозь тонкую дощатую перегородку несколько вольных слов Успенского по адресу духовенства. Возникло дело о распространении Успенским «преступных идей среди семинаристов». На допросе у начальника жандармского управления Смолькова Глеб Иванович сказал, что рассказы о духовенстве он взял из «Дневника князя Мещерского». Успенского отпустили.

Положение Успенского было не из легких. Присутствие революционно настроенного писателя в гуще крестьянского населения, его связи с ним, публикуемые рассказы - все это давно заставило насторожиться местное начальство и принять меры, чтобы поскорее избавиться от опасного человека. Усилились доносы, слежки, посыпались жалобы на жену Глеба Ивановича, как учительницу.

Успенский решил уехать. Этому, видимо, способствовало и разочарование в службе, во всей системе мелкого кредита, названного им «национальной ерундой».

«Все сразу выедем из Сколкова, - сообщал Успенский в одном из писем. - Будет. Довольно помучились, и скука дьявольская» 5 .

Уезжая, Успенский очень беспокоился о своем слуге Осипе, и много хлопотал о том, чтобы как можно лучше устроить его.

Осенью 1879 года Успенские оставили самарские места и поселились в Петербурге. По мнению современников, Успенский остался все же доволен своим пребыванием в Среднем Поволжье, которое дало ему большой и интересный материал для литературной работы.

Летом 1887 года, совершая поездку по Волге, Г. И. Успенский вновь побывал в Самаре, но в Сколково, за неимением времени, не заезжал.

Конец 70-х и начало 80-х годов - время полного расцвета замечательного таланта Успенского. Он перешел к глубокому изображению крестьянства и создал свой литературный жанр, свой стиль. В эти годы Успенский написал самые лучшие свои произведения - «Из деревенского дневника» (1877-1879), «Крестьянин и крестьянский труд» (1880) и «Власть земли» (1882), которые носят ярко выраженный революционно-демократический характер.

Уже в первых своих произведениях Глеб Успенский выступил как выразитель дум, настроений и надежд закабаленной массы крестьянства. Воспитанный на идеях революционной демократии 60-х годов, Глеб Успенский понимал, что Россия нуждается в преобразовании. Но кто способен подняться на борьбу против царизма, против пережитков крепостничества и нарождающегося капитализма? Таких героев Успенский напряженно искал, но найти не мог.

В поисках положительных героев Глеб Успенский в конце 70-х годов вплотную обращается к крестьянству. Очерки «Из деревенского дневника» были первым подступом к разработке крестьянской темы. В них ярко отображен распад устоев старой деревни, дано глубоко реалистическое изображение крестьянской жизни.

«Из деревенского дневника» - первое крупное произведение Успенского, созданное на материале крестьянской жизни. Появление этих очерков, написанных в Сколкове и печатавшихся в «Отечественных записках», явилось крупным событием в литературной и общественной жизни того времени. О произведении много писали, спорили, и сам Успенский с этого момента стал предметом острой литературной борьбы между различными группами тогдашней интеллигенции.

Проблема деревни, крестьянский вопрос продолжали стоять в центре внимания общественности и в конце 70-х годов. Хотя «хождение в народ», кончившееся поражением народников, изменило представление о русском крестьянине, о деревне, все же в широких слоях русской интеллигенции продолжали жить народнические доктрины, розово-романтические утопии; поземельная крестьянская община рисовалась «как зародыш и основа социализма», как оплот против надвигающегося капитализма.

В своих очерках «Из деревенского дневника» Успенский глубоко реалистически показал крестьянскую жизнь во всей ее широте и сложности с ее кричащими противоречиями, правдиво и искренне рассказал о том, что увидел, и что опрокидывало его собственные «фантазии» и «вычитанные» представления о деревне. Правдивый и честный художник-демократ, Глеб Успенский не мог не видеть, что действительный ход жизни опровергает народнические утопии.

Очерки «Из деревенского дневника» состоят из девяти глав: первые три посвящены новгородской деревне, остальные - самарской, «степной полосе Самарского края», «благословенным местам», но «с той же неурядицей», что и в новгородской деревне. Успенский добросовестно изучил Сколково и прилегающий к нему район, собрав многообразный материал, куда вошли не только личные впечатления, наблюдения, записи встреч, разговоров, событий, зарисовки многочисленных лиц, но и документы, сведения из истории заселения описываемых мест. Эту сторону очерков Успенского имел в виду Плеханов, заметив, что «произведения наших народников-беллетристов надо изучать так же внимательно, как изучаются статистические исследования о русском народном хозяйстве» 5 .

Изображая самарскую деревню конца 70-х годов XIX века, Успенский выводит вереницу сельских людей: сторожа, писаря, волостные старшины, писцы, местные интеллигенты, торговцы, кулаки, различные социальные группы крестьян. В главе VII Успенский описывает окружающие три деревни (Гвардейцы, Сколково и Заглядино) и выводит их подлинных жителей. В деревне писатель увидел, что «взаимная рознь членов деревенского общества достигла почти опасных размеров» 6 , что существуют «две, довольно ясно обозначенные деревенские группы: «состоятельные и слабые», что «народная масса поминутно выделяет из себя такую массу хищников, кулаков, мироедов, возводящих разграбление своего брата-крестьянина до степени промышленности, торгового предприятия - вроде, например, торговли шерстью» 7 , что наблюдается «почти полное отсутствие нравственной связи между членами деревенской общины» 8 . «Фиктивно-соединенные,- говорит Успенский о крестьянах, - в общество круговой порукой при исполнении многочисленных общественных обязанностей… они, не как общинники и государственные работники, а просто как люди - предоставлены каждый сам себе, каждый отвечай сам за себя, каждый сам за себя страдай, справляйся - если можешь, если не можешь - пропадай!» 9 .

Деревня раздирается противоречиями, в ней идет классовая борьба, коштаны и кулаки-мироеды закабаляют тружеников крестьян, на смену власти помещика пришла власть денег, при которой «размывание середняка», «раскрестьянивание» пошло значительно быстрее (рис. 2-8).






«Коштаны и мироеды, - пишет Успенский, - властвуют над современной деревней. Коштан - человек, который живет на мирской «кошт»: мир его «коштует», кормит… Мироед ест мир тем, что норовит нравственно запугать, придавить. Ему мало, чтобы на него работали за долг, мало запутать человека из-за нужды и нажиться трудами: он еще желает держать в руках совесть деревенского человека» 11 .

В живых образах и ярких сценах Успенский показал быт и нравы тогдашней деревни - невежество, суеверие, дикость, самосуды, нищету, голод, пьянство. «У мужика были штаны в лохмотьях и дырьях, обнаруживающих голое тело, ноги у него были босиком. Девочка, которая была у него на руках, была так худа, желта, что показалась мне больною; белые волосы па ее головке были всклокочены, росли неровными прядями и носили следы весьма-таки заметной грязи» 12 .

С искренним сочувствием к трудовой деревне, с мучительной болью за ее горемычную жизнь пишет Успенский, когда отмечает крестьянские неполадки, мужицкую обездоленность. «Сколько в селе одних ребят, которые растут неграмотными, не умеют ни сосчитать, ни прочесть или написать письма… словом, не знают ровно ничего. Сколько в деревне нищих, убогих, калек, сирот, бездомных, случайно несчастных и оставленных на произвол судьбы? 13 И это тем более обидно, что налицо «крестьянский ум, талант, мысль, вообще вся сила его природной даровитости... но все это, как на зло, загнано и действует в таком замкнутом кругу, практикуется над такими явлениями деревенской жизни, которые не имеют для насущных действительнейших интересов деревни либо совершенно никакого значения, либо имеют значение весьма отдаленное. Тем не менее, в этих случаях крестьянский ум работает, работает сильно и много, наблюдает всевозможные мелочи, знает и видит человека насквозь, не жалеет своей спины, рук, сил, стремится не обидеть, не обчесть человека» 14 .

Интересна девятая глава очерков. Разбирая народный рукописный лечебник, писатель правильно увидел в нем «необъятную массу неудовлетворенных, гнетущих народную жизнь печалей и забот», и тонко, остроумно показал социальную значимость этого, выходящего за пределы медицины, документа.

Правда о деревне, о мужике, о его жизни, показанная Успенским в своих произведениях, была для читателей 70-х годов большим событием. Хотя писатель много сделал неправильных выводов и не понимал всего значения «открытых» им экономических процессов деревенской жизни, все же его смелое, правдивое, авторитетное слово о народной жизни, которую он изучал по самарской деревне, имело значительные последствия. В.И. Ленин в своей работе «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?» дает следующую характеристику писателю: «Глеб Успенский одиноко стоял со своим скептицизмом, отвечая иронической улыбкой на общую иллюзию. Со своим превосходным знанием крестьянства и со своим громадным артистическим талантом, проникавшим до самой сути явлений, он не мог не видеть, что индивидуализм сделался основой экономических отношений не только между ростовщиком и должником, но между крестьянами вообще» 15 . На очерки «Из деревенского дневника» В.И. Ленин ссылается в своей работе «Развитие капитализма в России».

Впоследствии подпольная ленинская «Искра» в некрологе о писателе так определила значение Успенского: «Г.И. Успенский неизмеримо больше всех легальных писателей 70-80-х годов оказал влияние на ход нашего революционного движения… Его деревенские очерки 70-х годов, совпадая с личными впечатлениями ходивших в народ революционеров, содействовали крушению первоначального анархически бунтарского народничества... Социал-демократы всегда будут любить и читать Г. Успенского, как одного

из тех глубоко искренних наблюдателей и мыслителей, которые в силу своей великой правдивости помогают все большему и большему выяснению того единственного пути, который идет через социальную революцию пролетариата…»

Г.И. Успенский верил в могучую силу своего народа и в его светлое будущее. «Что ни говорите, - писал он,- а жизнь - идет! беспрерывно идет и идет!.. Я бы желал так распорядиться, чтобы жизнь шла… вперед. Чтобы вторник был лучше понедельника, чтобы сегодня было меньше зла, чем было вчера, чтобы завтра люди были умнее, добрее друг к другу, чем сегодня… Вот как должно быть по-моему».

К сожалению, осенью 1889 года у Успенского началось нервное расстройство, которое затем перешло в сумасшествие (прогрессивный паралич). Осенью 1892 года Успенский был помещён в Колмовскую больницу для душевнобольных в Новгороде, где и провёл последние годы своей жизни.

В Колмово Успенского посещал народник Н.С. Тютчев, о чём в литературной форме рассказывается в одном из эпизодов повести Ю. Давыдова «Вечера в Колмове».

Глеб Иванович Успенский скончался от паралича сердца 24 марта (по новому стилю 6 апреля) 1902 года в Колмовской больнице, и был похоронен в Петербурге на Волковом кладбище (рис. 9, 10).

1 Г.И. Успенский, Соч., 1908, т. I, стр. 11.

2 Родная сестра известной революционерки Веры Засулич.

3 «Самарская газета», 1902, № 83.

4 Я.Л. Тейтель фигурирует в воспоминаниях Горького и в книге Гарина-Михайловского «В сутолоке провинциальной жизни». У него на квартире бывали многие писатели.

5 Г. И. Успенский в жизни. По воспоминаниям, переписке и документам. Изд. «Академия», 1935, стр. 573.

6 Г. Плеханов, Соч., 1924, т. X, стр. 15-16.

7 Г. Успенский, Соч., 1908, т. IV, стр. 124.

8 Там же, стр. 163.

9 Там же, стр. 114.

10 Г. Успенский, Соч., 1908, т. IV, стр. 112.

11 Там же, стр. 216.

12 Там же, стр. 106-107.

13 Там же, стр. 110.

14 Г. Успенский, Соч., 1908, т. IV, стр. 195.

15 В.И. Ленин, Соч., изд. 4-е, т. I, стр. 238.

При подготовке данной публикации были использованы материалы книги: К.А. Селиванов. Русские писатели в Самаре и Самарской губернии. Куйбышевское книжное издательство, 1953 год.

Выдающийся русский писатель Глеб Иванович Успенский родился 13 (25) октября 1843 года в Туле. Его отец И.Я. Успенский служил секретарем в Тульской палате государственных имуществ, управляющим которой был его тесть Г.Ф. Соколов. В доме деда на ул. Жуковского в основном прошли детские годы будущего писателя, давшие ему первые жизненные наблюдения о нравах, обычаях и быте провинциального чиновничества, и послужившие Г.И. Успенскому в будущем для литературного творчества.

До четвертого класса Г. Успенский учился в Тульской гимназии, но после перевода отца по службе, он оканчивает гимназию в Чернигове, а позднее обучается в Петербургском и Московском университетах.

В студенческие годы начинается литературная деятельность Г.И. Успенского. Один из его очерков «Михалыч» был опубликован в 1862 году в журнале Л. Н. Толстого «Ясная Поляна».

После смерти отца Г. И. Успенский перевозит сенью из Чернигова в Тулу, и, живя в Петербурге, часто приезжает в родной город.

В 1866 году на страницах некрасовского «Современника» начали печататься главы из замечательного произведения писателя-демократа «Нравы Растеряевой улицы», отобразившие тульскую действительность конца 50-х - начала 60-х гг. прошлого века.

Плохое материальное положение заставило Г.И. Успенского работать учителем в Епифани Тульской губернии, но он не мог примириться с рутинным казенным образованием и не сдружился с местной интеллигенцией, предпочитавшей сплетничать, играть в карты и пить водку.

Г.И. Успенский часто бывал в Крапивне, в которой учительствовала родная сестра писателя Е.И. Успенская. Наблюдения и изучение жизни учительства легли в основу очерка «Спустя рукава (из провинциальных заметок)», рассказывающего о грустной судьбе учителя Певцова.

В последующие годы Г. Успенский в своих произведениях в основном изображал жизнь русской деревни в пореформенную эпоху, постоянно сотрудничал в журнале «Отечественные записки».

Умер Г. И. Успенский 24 марта (6 апреля) 1902 года и был похоронен на Волковом кладбище в Петербурге.

Яркую характеристику Г.И. Успенскому дал его земляк В.В. Вересаев: «Есть писатели беспринципные, подделывающиеся под текущие требования, - эти способны обмануть только наивных читателей. Есть писатели великого горения и великой искренности; они пишут... «кровью своих жил и своих нервов: Глеб Успенский, Гаршин, Короленко».

В.М. РУДНЕВ.

ЛИТЕРАТУРА:

УСПЕНСКИЙ Г.И. Избранные сочинения. - М.: Худож. лит., 1990. - 462 с.: ил. - (Б-ка классики. Рус. лит.).

УСПЕНСКИЙ Г.И. Сочинения: В 2-х т. - М.: Худож. лит, 1988.

УСПЕНСКИЙ Г.И. Нравы Растеряевой улицы: [Повести и рассказы] / Сост. предисл., послесл. и примеч. Н.А. Милонова. - Тула: Приок. кн. изд-во, 1987. - 461 с. - (Отчий край).

ДАВЫДОВ Ю. Вечера в Колмове: Повесть о Глебе Успенском // Давыдов Ю. Вечера в Колмове. И перед взором твоим... - М., 1989. - С. 9-186.

УСПЕНСКИЙ Глеб Иванович // Русские писатели: Биобиблиогр. слов. - М., 1990. - Т. 2: М-Я. - С. 333-337. - Библиогр.: с. 337.

УСПЕНСКИЙ Глеб Иванович // Деятели русской культуры XIX века: Страницы биографии: Рек. указ. лит. - М., 1990. - С. 68-69.

145 лет со дня рождения (1843) Г.И. Успенского // Тульский край: Памятные даты на 1988 г. Указ. лит. - Тула, 1987. - С. 43-44. - Библиогр. с. 44 (10 назв.).

140 лет со дня рождения (1843) писателя Г.И. Успенского // Тульский край: Памятные даты на 1983 г. Указ. лит. - Тула, 1983. - С. 26-27. - Библиогр. 12 назв.

Русский писатель-демократ Глеб Иванович Успенский в 1869 году более трех месяцев жил в Липецке, поправляя здоровье на курорте «Липецкие минеральные воды». В то время он уже был известен как самобытный художник-реалист, автор книги очерков «Нравы Растеряевой улицы», повести «Разорение», ряда значительных публицистических произведений.

О пребывании Глеба Успенского в Липецке свидетельствует его переписка с родными и друзьями, которая дает возможность судить о мыслях и чувствах писателя в тот период, о том, чем он занимался и как проводил время.

В своих письмах Г. И. Успенский описывает Липецк второй половины XIX века. В письме к невесте А. В. Бараевой от 1 июня 1869 года он писал: «Липецк мне нравится... заметен некоторый порядок, чистота, а главное широта. Нету той каменной тесноты, как в Ельце, которая давит с боков и мучает рубцами камней ноги» 1 .

В описываемый период Липецк был известным в России курортом. Г. И. Успенский, находясь здесь, не только поправлял свое здоровье: он активно занимался литературной и общественной деятельностью. Именно в это время писатель плодотворно работает над второй частью трилогии «Разорение» – повестью «Тише воды, ниже травы». Работа над повестью так захватила Г. И. Успенского, что он решает задержаться в Липецке. «...Остаюсь в Липецке... до конца лета. Здесь будет матерьял» 2 , – пишет он А. В. Бараевой.

В результате впечатлений, накопившихся за время пребывания в Липецке, у Г. И. Успенского появилась мысль написать для «Отечественных записок» очерк «Липецкие воды». В печати очерк не появился, но о замысле своем писатель сообщал в письме к Н. А. Долганову 26 июня 1869 г. 3

В липецкий период Г. И. Успенский ведет оживленную переписку с одним из редакторов «Отечественных записок» М. Е. Салтыковым-Щедриным. Здесь он познакомился и с поэтом Я. Полонским, также отдыхавшим на курорте. В письме к Я. Полонскому 31 июля 1869 года Г. И. Успенский писал: «Не откажите принять участие в литературно-музыкальном вечере в пользу училищной Липецкой библиотеки».

А «Липецкий летний листок» № 3 за 1869 год сообщал: «Самое выдающееся событие за последние дни – это литературный вечер 8 августа в пользу публичной библиотеки уездного училища, в котором приняли участие новые лица: литераторы Полонский и Успенский, как образцовые и вполне оригинальные чтецы» 4 .

Собранные от вечера средства поступили библиотеке уездного училища, а спустя неделю прошел второй литературный вечер, сборы от которого были переданы погорельцам села Студенки.

Г. И. Успенский не раз посещал и очень полюбил окрестности Липецка. Он бывал на лесной ферме, где располагалось егерское училище.

«Недалеко от Липецка есть лесная ферма, где учится мой брат. Там действительно хорошо, и люди там отличные; недавно я был там на охоте. Мне ужасно понравилось, и я думаю снова идти туда на Петров день. Охота тем хороша, что можно ходить сколько угодно и не чувствовать усталости» 5 .

Кроме Липецка и его окрестностей Г. И. Успенский летом 1869 года близко узнал древний город Елец и село Богословское (ныне Калиновка Становлянского района), где учительствовала его невеста Александра Васильевна Бараева.

Впоследствии, находясь в разных краях России и за границей, Глеб Иванович Успенский в письмах к жене тепло вспоминал липецкие места, людей и природу Черноземья.

1 Успенский Г. И. Полное собрание сочинений: в 14-ти т. – М-Л, 1951. – Т. 13. – С. 71, 72.
2 Там же. – С. 71, 72.
3 Успенский Г. И. Собрание сочинений: в 9-ти т. – М., 1957. – Т. 9. – С. 208.
4 Огрызков К. Глеб Успенский в Липецком крае // Собеседник. - Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1976. - С. 240.
5 Успенский Г. И. Собрание сочинений: в 9-ти т. – М., 1957. – Т. 9. – С. 207-208.

Произведения Г. И. Успенского, связанные с Липецким краем,

  • Тише воды, ниже травы // Собрание сочинений: в 9-ти т. – М., 1950. – Т. 2. – С. 137.
  • Полное собрание сочинений. – М., 1954. – Т. 14. – С. 204, 206, 541: [Пребывание в Липецке].
  • Собрание сочинений: в 9-ти т. – М., 1957. – Т. 9. – С. 204-210: [Пребывание в Липецке].

Литература о связях Г. И. Успенского с Липецким краем

  • Огрызков К. Глеб Успенский в Липецком крае // Собеседник. – Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1976. – С. 237-243.
  • Киреев Р. Гибель мне предстоит неминучая: [Г. Успенский и его жена А. В. Бараева, упоминаются Елец и Липецк] // Домашний очаг. – 1998. – № 2. – С. 178-181.
  • Огрызков К. Встреча на курорте: [о встречах на Липец. курорте летом 1869 г. Г. Успенского и Я. Полонского] // Липецкие известия. – 1998. – 16 окт. – С. 16.
  • Ветловский И. Невеста из Калиновки // Добрый вечер. – 2002. – 20-26 февр. (№ 8). – С. 17.
  • Медведев В. Глеб Успенский о Липецке // Липецкая газета. – 2010. – 2 апр. – С. 5.
  • Скорохватова Е. За что сердились на директора // Липецкая газета. – 2010. – 16 нояб. – С. 4.

Справочные материалы

  • Липецкая энциклопедия. – Липецк, 2001. – Т. 3. – С. 411-412.
  • Славные имена земли Липецкой: биогр. справ. об извест. писателях, ученых, просветителях, деятелях искусства. – Липецк, 2007. – С. 205-206.
  • Русские писатели: биобиблиогр. словарь. – М., 1990. – Т. 2. – С. 333-337.
  • Писатели Липецкого края. – Воронеж, 1986. – Вып. 1. – С. 129-132.

Глеб Иванович Успенский (13 (25).Х.1843, Тула - 24. III (5.IV).1902, Петербург) - прозаик, публицист. Его жизненный и творческий путь теснейшим образом связаны с общественной жизнью, идеями и настроениями того времени. Будучи типичным представителем класса разночинцев, он являлся своего рода «героем времени». Даже краткая биография Глеба Ивановича Успенского представляет собой историю жизни подвижника, общественно значимую, трагическую и поучительную.

Детство и юность

Глеб Иванович Успенский родился в семье чиновника (секретаря палаты государственных имуществ), сына сельского дьячка. В детские годы он был окружен спокойной, добросердечной атмосферой. Бабушка рассказывала мальчику сказки и истории по картинкам. С его дедом, который прекрасно знал приезжал консультироваться сам Л. Н. Толстой. Родственники по материнской линии высоко ценили искусство и литературу. У отца была небольшая библиотека, книги из которой были очень рано прочитаны Успенским. Отсюда берет начало любовь к творчеству Пушкина, начавшаяся со сказок великого творца. Также очень нравились Глебу Ивановичу Успенскому стихи Лермонтова. С раннего детства Успенский демонстрировал удивительные актерские способности при декламации поэтических произведений. Он рос ласковым, добрым и кротким мальчиком, которого обожали в кругу семьи.

С 1853 года Успенский обучается в Тульской гимназии, имеет впечатляющие достижения в обучении. Так было вплоть до 4-го класса. А затем его отец получает перевод в Чернигов и семья переезжает. Успенскому смена обстановки далась очень тяжело: учебные успехи остаются в прошлом, мальчик часто болеет, становится плаксивым.

В 1861 году Глеб Иванович окончил гимназию и поступил в Петербургский университет на юридический факультет. Но уже через год переводится в Московский университет, из которого еще через год был отчислен из-за того, что не мог оплатить обучение.

Глеб Иванович вынужден пойти работать, ему удается устроиться в типографию "Московских ведомостей" корректором. Но и этот этап биографии Глеба Ивановича Успенского продлился совсем недолго, так как после смерти отца в 1864 году он вынужден взять на себя заботу о трех своих братьях и четырех сестрах. Это было чрезвычайно тяжелое время, Успенскому пришлось на собственном опыте узнать, что такое голод и скитания.

Начало литературной деятельности

Первые пробы пера относятся еще ко времени окончания гимназии. К сожалению, ни один из написанных в то время текстов не сохранился, поэтому начало литературной деятельности Успенского принято отсчитывать с 1862 года, когда в журналах «Зритель» и «Ясная поляна» печатаются его первые рассказы.

Ранние произведения Глеба Ивановича Успенского рассказывают о жизни обитателей трущоб, нищих мастеровых и мелких чиновников. В это время Успенский руководствуется художественным принципом, сформулированным Чернышевским: «правда без всяких прикрас».

На творческую манеру первых очерков оказал огромное влияние двоюродный брат Глеба Ивановича, который тоже был литератором.

В 1865 г. Глеб Иванович знакомится с Некрасовым, который уже был редактором журнала "Современник". Это событие ознаменовало важные перемены в судьбе юного писателя. Демократический характер творчества Успенского в полной мере соответствовал направленности журнала. Именно в "Современнике" были изданы очерки, которые позже составят цикл "Нравы Растеряевой улицы", принесший автору общественное признание.

В очерках весьма реалистично представлены первые послереформенные годы, ставшие чудовищным разочарованием для целой нации. Повсеместная нужда, отчаяние и пьянство - таковы "растеряевские нравы". Успенский первым вводит в литературу новый тип героя - это приобретатель, наживающийся на людях и их слабостях.

После того как в 1866 году «Современник» был закрыт, писатель остается без работы и средств к существованию. И вновь наступает тяжелое время: долгие два года Успенский вынужден жить в атмосфере той самой «растеряевщины», которая была с беспощадной реалистичностью перенесена на страницы его очерков и рассказов.

«Отечественные записки»

На помощь Успенскому опять приходит Некрасов, который в 1868-ом становится соредактором «Отечественных записок». Глеб Иванович получает постоянную работу в журнале.

В своих произведениях этого периода Успенский не просто обличает нравы, подобно многим своим современникам-писателям, он проникает в самую суть событий и явлений. Его отличает глубина понимания социальных движений пореформенного общества, трезвый, лишенный всяческих иллюзий взгляд на человеческую натуру. Беспощадная правдивость, яркая реалистичность, порой переходящая в грубую откровенность, станут отличительной чертой всего творческого пути Успенского. Способность ясно видеть, отчетливо понимать и глубоко переживать все, что происходит вокруг, стремление понять и осмыслить суть явлений и их причины сформировали миропонимание писателя и его подход к писательской деятельности.

Личная жизнь

Глеб Иванович Успенский женился в 1870 году. Его избранницей стала учительница Александра Васильевна Бараева. Биографы Успенского свидетельствуют, что брак был вполне счастливым, несмотря на то, что материальное положение оставляло желать лучшего. У пары было пятеро детей.

Заграничные впечатления

В первой половине 70-х гг. Глеб Иванович дважды побывал за границей: в Париже и в Лондоне. Одним из самых ярких впечатлений этого периода был поход в Лувр, где писатель увидел «Венеру Милосскую». Много позже, в 1885 г., в очерке «Выпрямила» Глеб Иванович Успенский расскажет о ее потрясающем воздействии на зрителей.

К этому же периоду относится знакомство со многими революционерами и идеологами народничества, а также начало дружбы с И. С. Тургеневым.

До конца семидесятых Успенский будет вкладывать в произведения все то, что он увидел и осмыслил во время своих путешествий. Лейтмотивом многих рассказов станет власть денег, которая обесценивает человеческую жизнь, превращает людей в «полтинники».

Новый поворот

С конца 70-х творческая биография Глеба Ивановича Успенского совершает новый виток. Писатель напряженно размышляет о причинах, приведших народ к такому плачевному состоянию, о том, как и почему распространилась безграничная власть денег, отчего процветает пьянство. В поисках «подлинной правды жизни» Успенский переезжает в Новгородскую губернию, где посвящает много времени изучению крестьянского быта. Итогом этой работы становится понимание того, что простой народ сохраняет свой «могучий и кроткий тип» до тех пор, пока находится под "властью земли".

Он создает ряд произведений, где с суровой правдивостью и точностью изображает крестьянскую психологию и народный быт. Верный себе, Успенский не допускает никакой идеализации крестьянства, которой грешила беллетристика народничества того времени.

Критика и слава

Первая слава пришла к Успенскому после публикации «Нравов Растеряевой улицы». А после издания в середине 80-х восьмитомного собрания сочинений, он становится широко известен во всех уголках России. Особенным успехом его произведения пользовались среди молодежи.

При этом он неоднократно подвергался нападкам не только со стороны либеральной прессы, но и в среде народников. Зачастую его рассказы подвергались довольно резкой критике. Даже в редакции «Отечественных записок», во главе которой после смерти Некрасова стоял М. Е. Салтыков-Щедрин, идеи Успенского не всегда находили одобрение.

1980-е годы позапрошлого века

Произведения Глеба Ивановича Успенского 80-х годов посвящены изображению процесса капитализации России. Он считал это явление непонятным, ненужным и даже постыдным. На смену «власти земли» приходит «власть капитала».

В это время писатель совершает ряд поездок по стране. Побывал Глеб Иванович Успенский и на Кубани, в городе Тихорецке, о чем позже напишет рассказ, вошедший в «Письма с дороги».

В сборнике рассказов «Живые цифры» (1888) повествуется о непростой, иногда кошмарной повседневности, спрятанной за сухими, а порой издевательски-нелепыми цифрами статистики (например, «четверть лошади на 1 ревизскую душу»).

Успенскому распространение и укрепление капитализма казалось безысходной трагедией, ведущей к уничтожению самой сути России. Нескладность общественной жизни мучила писателя, он остро чувствовал пошлость, не мог терпеть фальши. Очень впечатлительный и тонко чувствующий, он был обессилен страданиями не только личными, но и общими. Ситуация усложнялась необходимостью вести постоянную изматывающую борьбу с цензурой, с ее бесконечными придирками. Глеб Иванович начинает постоянно жаловаться на "холод в душе".

Конец пути

С конца 1889 г. у писателя началось нервное расстройство. Официально признан сумасшедшим Глеб Иванович Успенский был в 1892-м, осенью этого года его помещают в клинику для душевнобольных.

Он страдал от периодическим слуховых и зрительных галлюцинаций. Происходит распад личности: на Глеба, воплощающего все хорошее, и Ивановича, являющегося средоточием всего дурного. Эти два начала вели постоянную борьбу, попеременно одерживая верх.

В лечебнице Успенский провел остаток своей жизни. Его не стало в 1902 году, причина смерти - паралич сердца. На похороны писателя пришли тысячи людей, но кладбище было оцеплено полицейским отрядом, никому не было позволено произнести прощальную речь.

Могила писателя находится в Санкт-Петербурге на Литературных мостках, что на Волковом кладбище.

Творческий метод

Язык прозы Успенского точен и меток, близок к народному языку. Кровно заинтересованный в судьбе народа, он остро переживал все, что происходит в стране. Это отразилось в присутствии автора во всех произведениях в роли исследователя и действующего лица, что сближает его произведения с публицистикой.

Результатом художественных исследований и напряженных раздумий стали емкие формулировки и понятия, которыми можно охарактеризовать всю современную Успенскому эпоху. Порой за шутливыми интонациями и юмором в очерках Глеба Ивановича скрывается истинная драма, жуткая и мрачная действительность.

Творческие изыскания писателя были направлены не только на исследование и описание настоящего, но и на предвосхищение будущего. Он был убежден, что "выпрямить" человека способно лишь подлинное искусство и следование высоким идеям. Некоторые его произведения - это своего рода инструкции, руководство к действию.

Ведущий жанр творчества писателя - это очерк, предоставляющий возможность максимально сблизить художественность и публицистичность. Очерки объединялись автором в циклы.

Успенский считал свое творчество своей подлинной биографией, он желал отказаться от памяти о фактологической стороне своей жизни, утверждал, что он весь, все самое важное и единственно значимое в нем - в его произведениях.

Цитаты

Глеб Иванович Успенский в своем творчестве уделил внимание многим сторонам человеческой натуры и жизни. Цитаты из его произведений стали афоризмами, не утратившими совей актуальности по сей день.

О бедности:

Все виды бедности и все виды неразлучного с бедностью невежества — то забитого, робкого, беспомощного, то самодовольного и поэтому еще более, чем другие сорта, отвратительного <…> ужасны.

О русском народе:

Огромнейшая масса русского народа до тех пор и терпелива и могуча в несчастиях, до тех пор молода душою, мужественно-сильна и детски-кротка — словом, народ, который держит на своих плечах всех и вся, — народ, который мы любим, к которому идем за исцелением душевных мук, — до тех пор сохраняет свой могучий и кроткий тип, покуда над ним царит власть земли, покуда в самом корне его существования лежит невозможность ослушания ее повелений, покуда они властвуют над его умом, совестью, покуда они наполняют его существование.

О творчестве:

Художник, который поставит своей задачей выгоду, денежную пользу, перестанет церемониться со своей совестью, малюет все, что требуется, спускается до рисовки вывесок на портретные и овощные лавки…

О земледельческом труде:

Творчество в земледельческом труде, поэзия его, его многосторонность составляют для громадного большинства нашего крестьянства жизненный интерес, источник работы мысли, источник едва ли даже не всех его отношений, частных и общественных.

Земледельческий труд со всеми его разветвлениями, приспособлениями, случайностями поглощает мысль, сосредоточивает в себе почти всю умственную и даже нравственную деятельность и даже как бы удовлетворяет нравственно.

Ох, детки, детки! Что горя-то с ними перенесешь!

О злодеях:

По всеобщему «совестливому» мнению, никаких иных средств для острастки злодеев, кроме истязания, нет. Спрашивается: из каких таких источников выходят люди, способные заниматься такими злодейскими делами?

О человеческом достоинстве:

Самым же главным несчастием простого рабочего человека оказывается невежество, темнота, отсутствие нравственной поддержки, дающей возможность ощущать в себе человеческое достоинство.

Вот она, жизнь-то человеческая! Прах, тлен!

Память

В Туле на площади имени Глеба Ивановича Успенского расположен памятник писателю работы З. Церетели.

В 1952 и 1963 в СССР были выпущены почтовые марки с портретом Глеба Ивановича, приуроченные к 50-летию со дня смерти и 120-летию со дня рождения писателя.

Именем Глеба успенского названы улицы в Санкт-Петербурге, Севастополе, Иркутске, Нижнем Новгороде, Перми, Туле, Бугульме, Нижнем Тагиле, Мурманске, Рыбинске. Есть улица Глеба Успенского и в нескольких городах Украины: Борисполе, Луганске, Виннице и Торезе.

Мемориальный дом-музей Г.И. Успенского расположен в Новгородской области, в деревне Сябреницы. Ранее село носило название Успенское, так как именно здесь Глеб Иванович некогда приобрел дом. Во время ВОВ музей был разграблен, но в 1980-х его восстановили и открыли для посетителей.

Успенский Глеб Иванович (13.10.1843-24.3. 1902), писатель. Родился в Туле в семье чиновника. Учился в Петербургском (1861) и Московском (1862– 63) университетах, которые не окончил из-за недостатка средств. Начал печататься в 1862 (в журнале Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» и журнале «Зритель»). В 1864-65 сотрудничал в журнале «Русское слово», в 1865-66 - в некрасовском «Современнике». Главные темы Успенского в это время - жизнь и быт мелких чиновников и городской бедноты. В очерках «Нравы Растеряевой улицы» (1866) разносторонне запечатлены картины жизни тульских ремесленников и рабочих, быт чиновников, мещан, буржуазных дельцов. В 1868 Успенский становится одним из основных сотрудников «Отечественных записок», литературным сотрудником Н. А. Некрасова и М. Е. Салтыкова-Щедрина. В цикле повестей «Разоренье» (1869-71) с глубоким проникновением в психологию представлены образы русских людей.

С к. 70-х центральной темой творчества Успенского становится пореформенная деревня: циклы очерков и рассказов «Из деревенского дневника» (1877-80), «Крестьянин и крестьянский труд» (1880), «Власть земли» (1882), «Кой про что» (1886-87) и др., в которых он пишет о разорении крестьян-тружеников, разложении крестьянской общины. В 80-е Успенский создает циклы очерков и рассказов о духовных исканиях русской интеллигенции: «Без определенных занятий» (1881), «Волей-неволей» (1884) и др. Взгляды писателя на нравственное предназначение искусства нашли яркое отражение в очерке «Выпрямила» (1885). Произведения о народной жизни в последний период творчества - «Живые цифры» (1888), «Поездки к переселенцам» (1888-89) и др. Реалистический художественный метод Успенского характеризуется сочетанием кропотливого исследования, страстной публицистичности с яркой образностью, богатством речевых характеристик, мастерством диалога, тонким юмором.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Успенский Глеб Иванович (1843 - 1902), прозаик. Родился 13 октября (25 н.с.) в Туле в семье чиновника. Детские годы прошли в спокойной, добросердечной атмосфере, среди любящих родных людей. Уже в раннем возрасте читал сказки и стихи Пушкина, Лермонтова, читал Карамзина.

В 1853 начинает учиться в Тульской гимназии, но, в связи с переводом отца в Черниговскую палату, заканчивает гимназический курс в Черниговской гимназии в 1861. Первые литературные опыты относятся к годам учебы в гимназии.

Поступает в Петербургский университет на юридический факультет, но после студенческих волнений и в связи с материальными затруднениями отчислен в том же году. В 1862 поступил в Московский университет, однако проучился только год, так как не смог внести плату за обучение, и вынужден был уйти. Работал корректором в типографии. В 1864 после смерти отца пришлось заботиться о четырех сестрах и трех братьях.

В 1862 печатаются первые рассказы Успенского "Идиллия" и "Михалыч". Писатель находит поддержку в журналах "Русское слово" и "Современник". Решающее значение для литературной судьбы Успенского имело его знакомство с Некрасовым, оценившим его талант, его знание жизни и наблюдательность. Он опубликовал в "Современнике" первое крупное произведение Успенского "Нравы Растеряевой улицы" (1866). Позднее, когда взамен закрытого правительством "Современника" Некрасов взял в свои руки издание журнала "Отечественные записки", Успенский вновь стал его постоянным сотрудником. Здесь были напечатаны очерки и рассказы "Первая квартира", "Нужда песенки поет", "По черной лестнице" и др.

В 1869 - 71 было написано второе крупное произведение - "Разорение". Успенский был близок к деятелям народнического движения - Н.Михайловскому, П.Лаврову, В.Фигнер и др. Большую роль в развитии связей писателя с революционерами-народниками сыграли его поездки за границу в 1872 и 1875 - 76. Около года жил в Париже, где еще все напоминало о Коммуне 1871 и расправе над революционерами. Увиденные им места казни потрясли писателя. В Париже Успенский встретился с И.Тургеневым, их дружеские отношения затем не прекращались. Зарубежные впечатления нашли отражение в ряде очерков и рассказов ("Больная совесть", "Из памятной книжки", "Заграничный дневник провинциала" и др.).

В 1870-е годы Успенский, изучая жизнь пореформенной деревни, подолгу живет в деревнях. Результатом этих поездок явился цикл очерков "Из деревенского дневника" (1877 - 80). По мнению автора, крестьянство "до тех пор сохранит свой могучий и кроткий тип, покуда над ним царит власть земли...".

В 1884 правительство закрыло "Отечественные записки". Для Успенского начинается пора скитаний: Кавказ, Сибирь, Поволжье, Украина, новгородские леса и самарские степи. Но в этих новых впечатлениях он не видит ничего отрадного, все кажется ему беспросветным. Наступает болезнь. Литературная деятельность перестает приносить ему радость, хотя в 1885 выходит знаменитый рассказ "Выпрямила", а в 1888 - не менее знаменитые "Живые цифры". С 1892 писатель находился в Петербургской психиатрической лечебнице. Там он и скончался 24 марта (6 апреля н.с.) 1902.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

УСПЕНСКИЙ Глеб Иванович (13.10.1843-24.03.1902), русский прозаик, публицист. Сын чиновника, внук сельского дьячка. Не сумев завершить учебу в университете, рано начал печататься (с 1862 в ж. “Зритель” и “Ясная Поляна”) с очерковыми рассказами о жизни трущобного люда, нищих мастеровых и чиновников.

В “Современнике” Н. А. Некрасова печатается цикл очерков “Нравы Растеряевой улицы” (1866) о жизни пореформенной России.

После запрещения “Современника” и с переходом к Некрасову (при соредакторстве М. Е. Салтыкова-Щедрина) “Отечественных записок” (1868) Успенский получает постоянную работу, начинается новый этап его творческой жизни, отмеченный углубленными размышлениями о России 1860-70-х (цикл “Разоренье”, 1869-71). Трезвый, беспощадный реализм, глубина и точность социальных наблюдений резко выделяли писателя среди коллег-литераторов, ограничивавшихся обличительным бытописательством.

В н. 1870-х Успенский дважды выезжает за границу; впечатления от этих поездок легли в основу ряда его произведений последующих лет: “Больная совесть”, “Заграничный дневник провинциала”, “Письма из Сербии”. В очерковом цикле “Новые времена, новые заботы” (1873-78) писатель прослеживает растлевающее и обезличивающее влияние на русского человека капиталистического предпринимательства.

В к. 1870-х в творчестве и судьбе Успенского наступает поворот. Он пытается выявить источник “хитроумной механики народной жизни” и глубинные причины господства в русской жизни “прижимки”, т. е. обираловки трудящегося человека новыми, посткрепостническими притеснителями, и алкоголя. Успенский “идет в народ”, поселившись в Новгородской губ. Жизнь в селе, изучение быта и сознания крестьян приводят его к выводу о великой “власти земли” (“Из деревенского дневника”, 1877-80, “Крестьянин и крестьянский труд”, 1880, “Власть земли”, 1882).

Публикации Успенского в “Отечественных записках”, которые после смерти Некрасова до 1884 возглавлял Салтыков-Щедрин, вызывали резкие критические отклики как в литературной прессе, так и в народнической среде. Усиление капитализации страны писатель, в отличие от своих оппонентов, не склонен считать чем-то быстропроходящим и случайным; он предрекает, что “ужасность” власти капитала “будет понята читателями, когда статистические дроби придут к нам в виде людей, изуродованных и искалеченных”. В сб. “Живые цифры” (1888) за статистическими сводками предстают горькие картины нищеты и сиротства, изматывающий труд и полная беззащитность перед “властью капитала”.

В произведениях позднего Успенского еще отчетливее, чем прежде, присутствует личность самого автора: впечатлительного и ироничного, искреннего и деликатного, доверчивого и нетерпимого к фактам. Его не переставая мучила “русская неурядица”, “нескладица общей жизни”. С 1892 из-за тяжелой душевной болезни Успенский окончательно отошел от литературной работы.

Сочинения:

Соч. Т. 1-3. СПб., 1889-91;

Полн. собр. соч. Т. 1-14. М.; Л., 1940-54;

Собр. соч. Т. 1-9. М., 1955-57.

Выбор редакции
Если вы любите лимоны, это печенье станет вашим любимым. В нем сочетается нежное рассыпчатое песочное тесто и яркий вкус цитрусовых. Если...

Семга... Как много в этом слове. Любите ли вы рыбу семейства лососевых как люблю её я? Есть множество рецептов её приготовления. Семгу,...

Рецепт булочек с банановой начинкой с пошаговым приготовлением. Тип блюда: Выпечка, Булочки Сложность рецепта: Сложный рецепт...

Свекла, 5 штучек; Морковка, 4 штучки;Твердый сыр, 200 граммов;Грецкие орехи, 200 граммов;Майонез;Свежая зелень;Чеснок, несколько...
Пришли холода, но это не значит, что пора вкусных витаминов закончилась. А как же всеми любимое лакомство - солнечная хурма? Это не...
Невероятно вкусный и нежный, сытный и питательный – паштет из куриной печени, готовится быстро и достаточно просто. Из минимального...
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...
И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...
Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...