Почему произошла дуэль между пьером и долоховым. Шесть точек зрения на дуэль пьера с долоховым


Шесть точек зрения на дуэль Пьера с Долоховым.

Часто мы с большой похвалой отзываемся о тех людях, которые много читают. Наше поколение привыкло высоко ценить начитанность, наличие домашней библиотеки. Так уж абсолютно это достоинство по отношению к человеку зрелого возраста? Я убеждена, что читать много не нужно, гораздо важнее, мне кажется, читать глубоко, внимательно самые лучшие книги. Я не имею сейчас в виду ознакомительное чтение, необходимое в детском или подростковом возрасте, чтение, которое дает общее представление о мировой литературе. Я имею в виду взрослого человека, осознающего необходимость постоянного чтения художественной литературы и любящего читать. Список книг для чтения постоянного, повторного, возвратного, книг, которые есть дома, на расстоянии протянутой руки, в которых делаешь пометки и благодаря им возвращаешься не только к прошлому чтению этой книги, но и к себе прошлому, такой список короток. К таким книгам я смело отношу роман Льва Николаевича Толстого “Война и мир”. Я прочитала эту книгу десять раз. Это не выборочное чтение / для профессиональных целей/, не перечитывание отдельных глав для настроения или после просмотра фильма. Это отставляешь в сторону все дела, уединяешься от навязанного пустого времяпрепровождения за ненужными разговорами, на даче, без телефона – и погружаешься.
Эта книга напоминает мне здание, например, собор- здание сакральное, величественное, прекрасное по архитектуре, сложное и совершенно необходимое человеку. Каждый из нас в самые трудные минуты жизни забывал дискуссии о большой разнице между верой и церковью и проч., а просто шел в храм. Читая этот роман, надышишься таким воздухом, что обновляешься сам и мир вокруг видишь словно промытыми глазами.
Мне хотелось бы напомнить один из эпизодов романа- дуэль Пьера с Долоховым, и посмотреть через эти страницы, созданные Толстым, как через магический кристалл, на внутренний мир человека, ибо прославленный гуманизм русской литературы заключается, как известно, как раз в глубоком понимании человека.
Среди огромного числа действующих лиц романа Долохов не является главным, подобно Пьеру или князю Андрею, или воплощающему авторскую идею, подобно Платону Каратаеву. Мощный свет толстовского психологизма ярко освещает эту фигуру – героя со сложным, противоречивым характером. Брат и сестра Ростовы имеют о Долохове резко противоположные мнения, и это большая редкость в отношениях Наташи и Николая, который говорит матери о Долохове:” Какая душа, какое сердце!... “, а Наташа называет его”злым” и “без чувств”. Оба Ростовы говорят о том, что всего дороже им в людях: о доброте, о сердечности,- правда, видят они в Долохове совершенно различное. В доме Ростовых еще Соня связана с Долоховым, связана его любовью, она горда тем, что вызвала в зрелом мужчине такое чувство, она с удивлением видит, какой властью она обладает над этим прославленным бретером. Но для Сони совершенно неважно, дурной или прекрасный человек Долохов, его обожание- лишний предлог проявить неизменность чувств к Николаю Ростову, она отвергает любого, пусть даже это единственный в ее жизни шанс выйти замуж, стать женой и матерью, хозяйкой в своем доме, а не приживалкой в чужом, пусть и в доме родственников. Она вынесет все требования и даже резкость графини, упреки в неблагодарности/ смирение паче гордости!/, ведь все это для нее- повод доказать свою верность к Николаю. Это безразличие к чувствам впервые так страстно и преданно полюбившего Долохова будет дорого стоить семье Ростовых, воспитавших Соню, как родную.
Помимо дома Ростовых. где Долохова приняли с свойственной им радушностью, Долохов живет в доме у Пьера: Долохов прямо приехал к нему в дом, Пьер поместил его и дал взаймы, Долохов в ответ на это в разговорах с Пьером цинично хвалил красоту его жены, Элен. Подобно представителям “ростовской породы”, Пьер очень добр, но со свойственным ему аналитизмом он все же понимает, что для Долохова особенная прелесть в том, “чтобы осрамить мое имя, потому что я призрел его, помог ему”.
Когда оскорбленный “ весело, с улыбкой”, во время праздничного обеда, Долоховым Пьер вызывает его, герои романа проявляют разное отношение к этому событию и его участникам. Анна Михайловна Друбецкая, отражая точку зрения света, отдает должное объективным обстоятельствам: Пьер его пригласил в дом, вывел, он компрометирует жену Пьера, но слова ее притворны, в них сочувствие повесе и любимцу женщин. Элен в разговоре с мужем обвиняет его в том, что он сделал ее посмешищем в глазах света, беззастенчиво лжет, что его ревность без основания, оскорбляет мужа, говоря, что он вызвал на дуэль в пьяном виде, что он дурак, а Долохов лучше его во всех отношениях.
Долохов живет с матерью и горбатой сестрой, о чем знает только несколько человек, и он самый нежный сын и брат. Мать Долохова во всем винит Пьера. Потрясающе, какие аргументы находит Толстой для нее: Пьер знает, что идет на дуэль с ее единственным сыном! Необычайной глубиной и знанием человеческого характера отличаются и другие доводы матери: связь Долохова с Элен продолжалась уже год, это давно; Федя должен Пьеру денег, низость вызвать своего должника. Мать называет вызов нечестным поступком, о своем же сыне с гордостью говорит, что и сейчас он никогда о Пьере дурно не отзывается. Чувство матери мы можем понять, но ценно для читателя, мне кажется, вот это глубокое проникновение во внутреннюю правду, которую мы так хорошо знаем каждый о себе!
Автор романа дает и самому герою возможность изложить свое кредо:” передавлю всех, коли встанут на дороге “, “ никого знать не хочу, кроме тех, кого люблю“,” женщин, кроме продажных тварей, не встречал“.
Что же удивительного в том, что человек с такими жизненными установками, глядя в глаза и улыбаясь мужу, предлагает тост за любовников хорошеньких женщин. Потребность разрядить чувства жестоким поступком свойственна Долохову: он выигрывает у Николая Ростова сорок три тысячи / сумма лет его и Сони/, убивает из пистолета лошадь ямщика.
Подлинно нравственную оценку, прямую, честную, способную вывести из душевного кризиса, дает себе сам Пьер: у Долохова нет причины беречь честь чужого человека, я сделал бы то же / и делал не раз/. Страшным напряжением всех душевных сил Пьер выясняет что вызов произошел не тогда, когда он в гневе крикнул: “ Не дам!“-и вырвал у Долохова листок с напечатанной кантатой, а тогда, когда он сказал Элен по- английски “Люблю”.
Осознание всего этого, страшные муки совести/ я хотел убить человека/ приводят Пьера на грань распада личности. И только точка зрения на эти события мастера масонской ложи Баздеева выводит его из кризиса. Эта точка зрения мудра, проста, пряма, нравственна: женившись, вы взяли на себя ответственность за молодую женщину, но не помогли ей найти путь истины, а ввергли в ложь; человек оскорбил вас- вы его убиваете. Как шелуха, спадает все ложное с проблемы дуэли после таких слов. Теперь перед Пьером все представляется не только в истинном свете, но и открывается дорога для поступков, которые помогут ему “стать вполне хорошим”.Ни двойные стандарты высшего света, ни неразумно любящее сердце матери, ни жестокая, выработавшаяся в яркие афоризмы философия Долохова не могли вывести Пьера из тупика.
Небольшой этот эпизод-дуэль двух героев – в сюжетном богатстве романа “Война и мир” может легко отойти в читательской памяти в тень, затеряться. Мне же представляется капелькой, отражающей мир / и своему любимому герою Пьеру Толстой дарит сон о шаре из капель/. Мне видится в этом небольшом эпизоде романа основные достоинства для меня, читателя, прозы Толстого: глубочайшее понимание психологии человека, умение видеть и совмещать в нем / как легко мы совмещаем в своем внутреннем мире!/,казалось бы, совершенно невозможные вещи, разграничивать поступки и мотивы.
Возвращаясь к началу, хочу сказать о том, как важно для моего личного читательского опыта овладение искусством медленного чтения, насколько важнее полно и глубоко проследить мысль великого знатока человеческих душ, чем прочесть целые тома макулатуры.

Лев Николаевич Толстой s романе "Война и мир" последовательно проводит мысль о предначертанности судьбы человека. Его можно назвать фаталистом. Ярко, правдиво и логично это доказано в сцене дуэли Долохова с Пьером. Сугубо штатский человек - Пьер ранил на дуэли Долохова - брете pa, повесу, бесстрашного вояку. А ведь Пьер совершенно не мог обращаться с оружием. Перед самой дуэлью секундант Несвиц-кий объяснил Безухову, "куда следует нажимать".

Эпизод, рассказывающий о дуэли Пьера Безухова и Доло-хова, можно назвать "Неосознанный поступок". Он начинается с описания обеда в Английском клубе. Все сидят за столом, едят и пьют, провозглашают тосты за императора и его самочувствие. На обеде присутствуют Багратион, Нарышкин, граф Ростов, Денисов, Долохов, Безухое. Пьер "не видит и не слышит ничего происходящего около него и думает о чем-то одном, тяжелом и неразрешимом". Его мучает вопрос: на самом деле ли Долохов и его супруга Элен - любовники? "Всякий раз, как нечаянно взгляд его встречался с прекрасными, наглыми глазами Долохова, Пьер чувствовал, как что-то ужасное, безобразное поднимается в его душе". И после тоста, произнесенного его "врагом": "За самочувствие красивых женщин, и их любовников", - Безухов понимает, что его подозрения не напрасны.
Назревает конфликт, завязка которого происходит тогда, когда Долохов выхватывает листок, предназначенный Пьеру. Граф вызывает обидчика на дуэль, но делает это неуверенно, робко, можно более того помыслить, что слова: "Вы...вы... негодяй!., я вас вызываю..." - нечаянно вырываются у него. Он не осознает, к чему может привести тот самый поединок, не осознают этого и секунданты: Несвицкий - секундант Пьера и Николай Ростов - секундант Долохова.

Накануне дуэли Долохов всю ночь сидит в клубе, слушая цыган и песенников. Он уверен в себе, в своих силах, у него твердое намерение убить соперника, но это только видимость, на душе у "его неспокойно. Его соперник же "имеет вид человека, занятого какими-то соображениями, совсем не касающимися до предстоящего дела. Осунувшееся лицо его желто. Он, видимо, не спал ночью". Граф ещё сомневается в правильности своих действий и соображает: что бы он сделал на месте Долохова?

Пьер не знает, что делать: то ли убежать, то ли довести дело до конца. Но когда Несвицкий пытается примирить его с соперником, Безухов отказывается, при этом называя все глупостью. Долохов вообще не хочет ничего слышать.

Несмотря на отказ от примирения, дуэль продолжительно не начинается из-за неосознанности поступка, которую Лев Николаевич Толстой выразил так: "Минуты три все было уже готово, и все-таки медлили начинать. Все молчали". Нерешительность персонажей сообщает и описание природы - оно скупо и немногословно: туман и оттепель.

Началось. Долохов, когда стали расходиться, шел медленно, рот его имел гуэдобие улыбки. Он осознает свое превосходство и хочет показать, что ничего не боится. Пьер же идет быстро, сбиваясь с протоптанной дорожки, он как бы пытается убежать, завершить все поскорее. Возможно, как раз поэтому он стреляет первым, при этом наугад, вздрагивая от сильного звука, и ранит соперника.

Долохов, выстрелив, промахивается. Ранение Долохова и его неудачная попытка убить графа являются кульминацией эпизода. Затем происходит спад действия и развязка, которая содержится в том, что переживают все герои. Пьер ничего не понимает, он полон раскаяния и сожаления, еле-еле сдерживая рыдания, хватаясь за голову, идет назад куда-то в лес, то есть убегает от содеянного, от своего страха. Долохов же ни о чем не жалеет, не думает о себе, о своей боли, а боится за мать, которой он причиняет страдания.

В исходе дуэли, по мысли Толстого, свершилось высшее правосудие. Долохов, которого Пьер принял в своем доме по-приятельски и помог деньгами в память о старой дружбе, опозорил Безухова, соблазнив его жену. Но Пьер совершенно не готов к роли "судьи" ,и "палача" одновременно, он раскаивается в происшедшем, благодарит Бога, что не убил Долохова.

Гуманизм Пьера обезоруживает, уже перед дуэлью он готов был во всем раскаяться, но не из-за страха, а потому что уверен в виновности Элен. Он старается оправдать Долохова. "Может быть, я бы то же самое сделал бы на его месте, - думал Пьер. - Даже наверное я бы сделал то же самое. К чему же эта дуэль, это убийство?"

Ничтожество и низость Элен так очевидны, что Пьеру стыдно за свой поступок, не стоит эта дама того, чтобы брать грешок на душу - убивать за нее человека. Пьеру страшно, что он чуть не загубил собственную душу, как ранее уже - свою жизнь, связав ее с Элен.

После дуэли, увозя раненого Долохова домой, Николай Ростов узнал, что "Долохов, тот самый буян, бретер, - Долохов жил в Москве со старушкой матерью и горбатой сестрой и был самый нежный сын и брат...". Здесь доказывается одно из утверждений автора, что не все так очевидно, понятно и однозначно, как кажется на первый взгляд. Жизнь намного сложнее и многообразнее, чем мы о ней думаем, знаем или предполагаем. Великий философ Лев Николаевич Толстой учит быть гуманными, справедливыми, терпимыми к недостаткам и порокам людей Сценой дуэли Долохова с Пьером Безуховым Толстой дает урок: не нам судить, что справедливо, а что несправедливо, не все очевидное бывает однозначным и легко решаемым.

Лев Николаевич Толстой s романе "Война и мир" последовательно проводит мысль о предначертанности судьбы человека. Его можно назвать фаталистом. Ярко, правдиво и логично это доказано в сцене дуэли Долохова с Пьером. Сугубо штатский человек - Пьер ранил на дуэли Долохова - брете pa, повесу, бесстрашного вояку. А ведь Пьер совершенно не мог обращаться с оружием. Перед самой дуэлью секундант Несвиц-кий объяснил Безухову, "куда следует нажимать".
Эпизод, рассказывающий о дуэли Пьера Безухова и Доло-хова, можно назвать "Неосознанный поступок". Он начинается с описания обеда в Английском клубе. Все сидят за столом, едят и пьют, провозглашают тосты за императора и его здоровье. На обеде присутствуют Багратион, Нарышкин, граф Ростов, Денисов, Долохов, Безухое. Пьер "не видит и не слышит ничего происходящего вокруг него и думает о чем-то одном, тяжелом и неразрешимом". Его мучает вопрос: действительно ли Долохов и его жена Элен - любовники? "Всякий раз, как нечаянно взгляд его встречался с прекрасными, наглыми глазами Долохова, Пьер чувствовал, как что-то ужасное, безобразное поднимается в его душе". И после тоста, произнесенного его "врагом": "За здоровье красивых женщин, и их любовников", - Безухов понимает, что его подозрения не напрасны.
Назревает конфликт, завязка которого происходит тогда, когда Долохов выхватывает листок, предназначенный Пьеру. Граф вызывает обидчика на дуэль, но делает это неуверенно, робко, можно даже подумать, что слова: "Вы...вы... негодяй!., я вас вызываю..." - нечаянно вырываются у него. Он не осознает, к чему может привести этот поединок, не осознают этого и секунданты: Несвицкий - секундант Пьера и Николай Ростов - секундант Долохова.
Накануне дуэли Долохов всю ночь сидит в клубе, слушая цыган и песенников. Он уверен в себе, в своих силах, у него твердое намерение убить соперника, но это только видимость, на душе у “его неспокойно. Его соперник же "имеет вид человека, занятого какими-то соображениями, вовсе не касающимися до предстоящего дела. Осунувшееся лицо его желто. Он, видимо, не спал ночью". Граф еще сомневается в правильности своих действий и соображает: что бы он сделал на месте Долохова?
Пьер не знает, что делать: то ли убежать, то ли довести дело до конца. Но когда Несвицкий пытается примирить его с соперником, Безухов отказывается, при этом называя все глупостью. Долохов вообще не хочет ничего слышать.
Несмотря на отказ от примирения, дуэль долго не начинается из-за неосознанности поступка, которую Лев Николаевич Толстой выразил так: "Минуты три все было уже готово, и все-таки медлили начинать. Все молчали". Нерешительность персонажей передает и описание природы - оно скупо и немногословно: туман и оттепель.
Началось. Долохов, когда стали расходиться, шел медленно, рот его имел гуэдобие улыбки. Он осознает свое превосходство и хочет показать, что ничего не боится. Пьер же идет быстро, сбиваясь с протоптанной дорожки, он как бы пытается убежать, закончить все поскорее. Возможно, именно поэтому он стреляет первым, при этом наугад, вздрагивая от сильного звука, и ранит соперника.
Долохов, выстрелив, промахивается. Ранение Долохова и его неудачная попытка убить графа являются кульминацией эпизода. Затем происходит спад действия и развязка, которая заключается в том, что переживают все герои. Пьер ничего не понимает, он полон раскаяния и сожаления, едва сдерживая рыдания, хватаясь за голову, идет назад куда-то в лес, то есть убегает от содеянного, от своего страха. Долохов же ни о чем не жалеет, не думает о себе, о своей боли, а боится за мать, которой он причиняет страдания.
В исходе дуэли, по мысли Толстого, свершилось высшее правосудие. Долохов, которого Пьер принял в своем доме по-приятельски и помог деньгами в память о старой дружбе, опозорил Безухова, соблазнив его жену. Но Пьер совершенно не готов к роли "судьи" ,и "палача" одновременно, он раскаивается в происшедшем, благодарит Бога, что не убил Долохова.
Гуманизм Пьера обезоруживает, уже перед дуэлью он готов был во всем раскаяться, но не из-за страха, а потому что уверен в виновности Элен. Он старается оправдать Долохова. "Может быть, я бы то же самое сделал бы на его месте, - думал Пьер. - Даже наверное я бы сделал то же самое. К чему же эта дуэль, это убийство?"
Ничтожество и низость Элен так очевидны, что Пьеру стыдно за свой поступок, не стоит эта женщина того, чтобы брать грех на душу - убивать за нее человека. Пьеру страшно, что он чуть не загубил собственную душу, как ранее уже - свою жизнь, связав ее с Элен.
После дуэли, увозя раненого Долохова домой, Николай Ростов узнал, что "Долохов, этот буян, бретер, - Долохов жил в Москве со старушкой матерью и горбатой сестрой и был самый нежный сын и брат...". Здесь доказывается одно из утверждений автора, что не все так очевидно, понятно и однозначно, как кажется на первый взгляд. Жизнь намного сложнее и многообразнее, чем мы о ней думаем, знаем или предполагаем. Великий философ Лев Николаевич Толстой учит быть гуманными, справедливыми, терпимыми к недостаткам и порокам людей Сценой дуэли Долохова с Пьером Безуховым Толстой дает урок: не нам судить, что справедливо, а что несправедливо, не все очевидное бывает однозначным и легко решаемым.

/ / / Дуэль Пьера с Долоховым (по роману Толстого «Война и мир»)

Роман «Война и мир» просто переполнен разнообразными персонажами, которые точно и ловко передают обычный жизненные реалии, которые изображают сущность светских персон и преданность простого народа. Взаимоотношения героев открывают перед читателями самые яркие человеческие чувства – это и любовь, и ненависть, и преданность.

Главным героем романа можно назвать Пьера Безухова. От первой и до последней страницы грандиозного произведения мы можем наблюдать за его духовной эволюцией, за его внутренним переворотом.

Пьер берет в жены . Автор подчеркивает, что данная особа была весьма свободолюбива и распущена. Курагина соглашается на брачный союз с Безуховым только лишь ради наследства. Никаких чувств любви к законному супругу женщина не испытывала. Именно по этой причине она совершенно спокойно заводила любовников и ничуть не скрывала этот факт.

Конечно, такая ситуация возмущала Пьера и он решился вызвать на дуэль одного из развратников его жены – Долохова. Безухов понимал, что Долохову ничего не стоит убить и ранить человека, он признавался себе в том, что побаивается такой дуэли. Однако, после очередной нахальной выходки Долохова, Безухов чувствует бешеный взрыв внутри своей груди и вызывает ненавистника на дуэль.

И вот момент дуэли наступил. Долохов никак не реагирует на те примирения, которые предлагают секунданты Денисов и Несвицкий. Он решительно настроен на сражение. Секунданты понимали, что предстоит настоящее убийство. Они пытались замедлить начало дуэли. Все осознавали, в каком безвыходном положении оказался ни в чем невинный Пьер. Однако ничего не поделать!

Первым вытягивает руку, нелепо держа пистолет и боясь ранить от неуклюжести самого себя. Он выстреливает и попадает в Долохова, который падает на снег. Однако даже после ранения неугомонный соперник отвечает выстрелом, но, по везению судьбы, промахивается и Пьер остается жив.

После дуэли читатель видит совершенно иных героев. Долохов заходится слезами, волнуясь за свою маму, которая узнав о случившемся, может и не пережить новости о ранении сына. Пьер понимает глупость своего поступка, его ненужность и решает разорвать отношения с Элен. Во время разговора с супругой, Пьер не похож сам на себя. Он в гневе, он решительно настроен на разрыв отношения, желая все закончить и уехать в Петербург.

После данного жизненного этапа, Пьер связывает себя с масонством. Оказывается, дуэль Безухова и Долохова стала неким переломным моментом в жизни главного героя, которая зародила полную эволюцию в душе Пьера.


Том 2, часть 1, глава 4 и 5

Л.Н. Толстой в своем романе "Война и мир" раскрывает мысль о предопределенности человеческой судьбы. Мы даже можем назвать автора этого произведения фаталистом. Очень ярко эта мысль доказывается в сцене дуэли Долохова и Пьера. Пьер, штатский человек, совершенно не умеющий стрелять, перед началом дуэли узнает от секунданта Несвицкого, куда надо нажимать. И ему удается ранить Долохова, прекрасно владеющего оружием. Эпизод, в котором рассказывается о дуэли Безухова и Долохова, символически можно назвать "Неосознанным поступком". Начинается эпизод с изображения обеда в Английском клубе. Гости обедают за столом, произносят тосты в честь императора, пьют за его здоровье.

Лишь Пьер ничего не видит и не слышит, его не интересует происходящее вокруг него, все его мысли заняты чем-то одним - тяжелым и неразрешимым. Он постоянно задается вопросом: в самом ли деле его жена изменяет ему с Долоховым? Как только его взгляд пересекается с глазами Долохова, красивыми и наглыми, Пьер чувствовал, как нечто отвратительное, ужасное поднимается в его душе. Последние сомнения рассеиваются, когда Долохов произносит тост за прекрасных женщин и их любовников.

Конфликт назревает, его завязка происходит в тот момент, когда Долохов перехватывает листок, который предназначен Безухову. Пьер возмущен и обескуражен, он даже не успевает ничего сообразить, слова сами вырываются из его уст.

Робко и неуверенно он вызывает своего обидчика на дуэль. Он ни на минуту не задумывается о том, к чему она может привести. Секунданты тоже не осознают этого.

Перед дуэлью Долохов проводит время в клубе, слушая песни цыган. Он уверен в своих силах, он намерен убить Безухова, но все же на душе у него неспокойно. Пьер делает вид, что занят делами, которые вовсе не касаются поединка. Однако по его осунувшемуся лицу видно, что он не спал всю ночь.

Графа все еще преследуют сомнения, правильно ли он поступил, он думает о том, а как бы он сам вел себя на месте Долохова. Безухов не знает, как ему быть: то ли срочно бежать оттуда, то ли остаться и участвовать в поединке. Однако он отказывается от последней возможности избежать дуэли. Когда его секундант Несвицкий делает попытку примирить его с Долоховым, Безухов отказывается, называя это глупостью. Соперник же вообще не желает ничего слышать.

Обе стороны отказались от примирения, но дуэль все равно не начинается. Причиной тому является неосознанность поступка, нерешительность, которую подчеркивает и состояние природы: туман и оттепель.

Но вот поединок начался. Дуэлянты стали расходиться. У Долохова на лице – подобие улыбки, осознание своего превосходства и отсутствие всякого страха. Безухов торопится, он идет быстро, сбивается с протоптанной дорожки, будто стремится убежать. Это не свойственная для него ситуация, и он хочет, чтобы она поскорее закончилась.

Может быть, поэтому он первым делает выстрел, наугад, не целясь, и ранит Долохова. Следующий выстрел за Долоховым. Это момент наивысшего напряжения данного эпизода. Соперник промахивается. Далее наступает развязка, в которой автор описывает переживания героев. Пьер преисполнен раскаяния, он едва сдерживает рыдания. Он пытается убежать от своего страха, от ужаса ситуации и устремляется в лес. У Долохова нет сожаления, он не думает о своей боли, но зато мысленно переживает за мать, которой причиняет немало страданий.

Исход дуэли, по мнению автора, предначертан свыше и является верхом справедливости. Пьер по-приятельски принял Долохова в своем доме, в память о дружбе оказал ему помощь, а тот ответил предательством, соблазнив его жену. Однако при этом Пьер не примеряет на себя роль судьи, он благодарен Богу, что Долохов остался жив, и глубоко раскаивается в содеянном.

Безухов показывает себя гуманистом, он уже перед дуэлью был готов раскаяться, но не страх был тому причиной, а его уверенность в виновности Элен. Пьер пытается найти оправдание Долохову. Граф настолько явственно видит всю низость и ничтожество Элен, что ему становится стыдно за свое участие у дуэли, за то, что он мог взять грех на душу и убить человека из-за женщины, совершенно того недостойной.

Николай Ростов, увозя раненого Долохова после дуэли домой, узнал, что тот, являясь одновременно буяном и бретером, еще и любящий сын и брат, которого ждут дома старушка мать и горбатая сестра. Этим замечанием автор подчеркивает, что не все в жизни так ясно и понятно, как порой кажется. Жизнь оказывается намного сложнее, чем мы ее себе представляем. Писатель учит нас быть справедливыми и терпимыми к недостаткам людей. В эпизоде дуэли Долохова с Безуховым автор говорит о том, что мы не можем судить, что справедливо, а что нет, и что не все то, что очевидно на первый взгляд, однозначно и легко решаемо.

Выбор редакции
Общая характеристика Жизнью людей, рожденных под этим знаком, управляет чувство красоты, гармонии и справедливости. Благодаря такту,...

Белое вино — означает романтичность натуры спящего и предвещает Вам неожиданный прилив больших наличных денег, что значительно улучшит...

Быстрый переход к толкованиямУ многих народов летучая мышь является символом интуиции. Если снится крылатый зверек, то сновидцу следует...

Лепить во сне пельмени означает наступление нужды, ухудшение самочувствия и погибшие надежды. Покупать пельмени в магазине – наяву...
Ну кто же не любит спелую сладкую черешню? Она является одним из самых долгожданных лакомств в летний сезон практически для каждого...
Сон, в котором видится дохлый пес, можно назвать пугающим и ужасающим. Но чтобы его истолковать и узнать, к чему снится мертвая собака,...
Квас из чистотела по рецепту Болотова собрал весьма противоречивые отзывы, но к ним мы вернемся чуть ниже. А сейчас поговорим о полезных...
В переводе с грузинского «сацебели» - просто «соус», причем название произносят с ударением на первый слог. Чаще его делают из орехов,...
Сыроедческие спагетти лишь условно можно назвать именем популярных макаронных изделий, так как живые спагетти похожи на оригинал только...