Почему в Европе мало красивых людей? Величайшие костяные чудеса мира


В конце минувшего лета на улице Максима Горького начались большие строительные работы. По проекту эта центральная магистраль должна обзавестись четырехполосной проезжей частью, современными безшпальными трамвайными путями с мягким ходом, благоустроенными тротуарами. Дело, безусловно, нужное. Такой большой переделке улица Максима Горького (бывшая Сенная) не подвергалась аж с 1811 года, когда она впервые была нанесена на самый первый план города Ростова-на-Дону, высочайше подписанный российским императором Александром I.

Однако первый же участок реконструкции прошел по территории старого кладбища Ростова, о котором все забыли. Когда рабочие в первый раз наткнулись на человеческие останки, они встревожились и вызывали полицию. Правоохранители, убедившись, что это очень старое захоронение, и никакого криминала здесь нет, потеряли к человеческим останкам всякий интерес. А находки костей стали следовать одна за другой. На стенках траншеи, вырытой для труб водовода, можно было видеть ниши старых могил, из которых торчали человеческие кости.

И вот ковш экскаватора, вскрывавший слой асфальта там, где проходила проезжая часть, наткнулся на кирпичную кладку. С первого взгляда стало ясно, что это облицовка двух старинных склепов. Когда с верхушки сводчатого потолка сняли несколько кирпичей, из образовавшегося отверстия явственно потянуло тленом. Работы приостановили, на место находки вызвали представителей науки, археологов.
- Поскольку в склепах могли находиться ценности, я прошел в городское управление МВД, которое расположено буквально за углом, - рассказал председатель Ростовского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры А.О. Кожин. - По внутреннему телефону от дежурного обрисовал ситуацию, попросил выделить наряд патрульно-постовой службы для охраны этого погребения ночью, чтобы его под покровом темноты не вскрыли вандалы.

Один из полицейских, уже в темноте, стал светить фонариком в отверстие склепа. В луче света был виден совершенно целехонький гроб, обитый какой-то цветной каймой.

Неприятный запах усилился и донесся до публики, наблюдавшей за этим со стороны. Одна мамочка поторопилась увести своего ребенка, другая женщина вслух высказала опасение, что из вскрытой могилы может распространиться какая-нибудь зараза. Полицейские благоразумно не стали лезть дальше в старую могилу, а накрыли отверстие какой-то картонкой. Но запах все равно шел...
Руководил работами по вскрытию склепов и их обследованию ведущий археолог государственного автономного учреждения «Донское наследие» Алексей Гармашов. Одна из самых первых, рабочих версий (еще до вскрытия погребений) была - что здесь похоронены ксендзы - служители Ростовского костела во имя Станислава, который до революции был построен неподалеку, в переулке Соборном. На эту мысль наводила форма погребения: склепы характерны более для католиков, чем для православных. Во всяком случае, было ясно, что здесь были погребены не рядовые ростовцы, а скорее всего священнослужители.
Неподалеку, на месте «Дома профессуры» (Соборный, 39) некогда была выстроена величественная церковь Успения Пресвятой богородицы (снесена в 30-х годах прошлого века). Вокруг него располагалось кладбище. В склепах могли покоиться и священнослужители этого храма.
Однако, при более тщательном историческом анализе находки, А.И. Гармашов выдвинул совершенно другую версию. Дело в том, что костел и Успенский собор были построены в 80-х годах XIX века, когда Сенная улица уже существовала, хотя и являлась окраиной Ростова. Устраивать склепы под ногами прохожих и колесами повозок, разумеется, никто бы не стал. Следовательно, захоронения следует отнести к более раннему периоду.
А раньше рядом с этим местом стояла церковь Всех Святых. Ее история началась еще в 1785 году, когда в Димитриевской крепости было решено построить новый, более вместительный Покровский храм. Старую деревянную церковь разобрали, и эти материалы были использованы для строительства храма на городском кладбище, которое тогда находилось в районе пересечения Соборного переулка с нынешними улицами Красноармейской, а также Греческого города Волос. Церковь была построена очень быстро, всего за полтора года, и 19 мая 1787 года была освящена протоиереем Иоанном во имя Всех святых.
Городское кладбище было упразднено в начале XIX века - на первом плане Ростова оно уже было отмечено пунктирной линией. Городской погост перенесли к западу, на Новое поселение (сейчас на этом месте находится Дворец спорта). А улица Сенная, как отмечает А.И. Гармашов, на первом городском плане хотя и была отмечена, но только как перспективная, под грядущую застройку. На самом деле в те годы эта местность представляла заросший травою пустырь.
Уже гораздо позже кладбище снесли, по нему пролегла улица Сенная, в советское время получившая имя Максима Горького. Всехсвятский храм сгорел в результате большого пожара 3 октября 1865 года. Его не стали восстанавливать, так как в это время на новом городском кладбище, на средства городского головы А.М. Байкова, была заложена новая церковь, которая стала Всехсвятской (взорвана в 1966 году). А склепы, как и другие могилы старого городского кладбища, оказались под ногами прохожих.
- Следовательно, в этих захоронениях вероятнее всего покоятся священнослужители старинного Всехсвятского храма. И они были погребены никак не позже 30-х годов XVIII века, - делает вывод на основании проведенного исторического анализа ведущий археолог «Донского наследия» Алексей Иванович Гармашов.

Предположения специалиста практически полностью подтвердились на следующий день, когда были вскрыты склепы и оба гроба. Обратил на себя внимание кирпич, из которого были сделаны склепы. Грубой формы, кустарного обжига, без фирменных клейм, которыми обозначали свою продукцию ростовские кирпичные фабриканты. Значит, кирпичная кладка склепов относится к более раннему времени, когда наш город еще только зарождался.

Удивление вызвал первый гроб, который впервые увидел свет после двухвекового пребывания в склепе. Достаточно хорошо сохранившееся дерево было обито каймой, которая на крышке образовала православный крест.
Поскольку ожидалось, что в могиле найдут останки священнослужителя, при вскрытии склепа присутствовал представитель Донской митрополии.
При помощи веревок массивную домовину извлекли на поверхность земли. Тут же осторожно приподняли крышку. Стоявший рядом батюшка непрерывно читал молитву...

Солнечный свет упал на тело человека в одеянии священника, с крестом и поручами. Это было именно тело (хотя и мумифицированное), а не распавшийся скелет, чего можно было ожидать в древней могиле. Голова высоко лежала на подушке, в сложенных руках был зажат православный крест. На голове покойного даже были видны волосы!

Точно так же вскрыли и второй гроб, тоже прекрасно сохранившийся. Но в нем остались только кости. По остаткам одежды определили, что здесь была погребена женщина. По первоначальным предположениям, это супруга погребенного священника, или кто-то из его родственников. Очень велика вероятность, что найдены останки одного из настоятелей Всехсвятского храма.
Когда гроб поднимали на поверхность, нижняя полностью сгнившая доска отвалилась и останки остались лежать в склепе.

В церковной практике такие данные позволяют поднять вопрос о личности покойного перед Комиссией по канонизации. Говорить о явных признаках святости пока преждевременно, но Комиссия по канонизации Ростовской епархии приступила к исследованию этого случая. Попытаемся установить имя священника и хоть какую-то информацию о его жизни, - дал комментарий пресс-секретарь главы Донской митрополии И.П. Петровский.
Церковь активно подключилась к обследованию раскопанного участка старого православного кладбища. Останки из склепа, а также многочисленные фрагменты костей из других захоронений, сейчас перенесены в храм Покрова Пресвятой Богородицы, что при Северном кладбище.

К сожалению идентифицировать личности всех найденных людей уже невозможно. Но, учитывая место захоронения, традиции и положения того времени, мы можем с точностью определить, что по религиозной принадлежности это были православные христиане. Поэтому все фрагменты человеческих останков, найденные при дорожных работах, помещены в общий контейнер и также отправлены в Покровский храм. Наша святая обязанность, при перезахоронении, не только соблюсти должное благоговение, но и совершить по всем этим людям первую, наверное за несколько столетий, заупокойную молитву, - говорит Игорь Петровский.
Епархиальная комиссия по канонизации уже приступила к своей работе. Если будут найдены данные и основания для канонизации, значит на улице Горького был найден не просто объект археологического обременения, а свершилось чудо Божие - подчеркнул пресс-секретарь Донской митрополии.
Остается только упомянуть о панических слухах, которые на прошлой неделе поползли по Ростову. Дескать, из древнего кладбища может выползти и распространиться по городу какая-нибудь зараза. Санитарно-эпидемиологические службы города словно не заметили вскрытия старых могил...

Memento Mori — помни о смерти, говорили древние. Те места, о которых пойдет речь в этой подборке, наилучшим образом напоминают живым о бренности нашего земного бытия. Мрачные склепы и могилы, заполненные костями древние катакомбы и таинственные погребальные камеры.

Внимание! Материалы представленные в этой фотоновости могут показаться пугающими!

(Всего 11 фото)

Спонсор поста: Автоматизация бизнес процессов. Весь спектр оборудования для работы со штрих-кодом принтеры штрих-кода , сканеры, терминалы сбора данных. Оборудование мировых лидеров в производстве решений для автоматической идентификации и автоматизации. Надежные, высокопроизводительные с отличным сервисом.

1. Недавно на вершине Эль-Брухо, церемониального храма древнего народа Моче на северо-западе Перу, археологи обнаружили могилу искусно завернутой женщины, покрытой татуировками. Некоторые эксперты полагают, что подобное погребение , возраст которой составляет 1,6 тысяч лет, указывает на то, что эта женщина занимала особое положение и скорее всего была королевой воинов. Эта находка полностью ломает стереотипы о том, что предводителями древнего народа были исключительно мужчины.

2. Египетский могильный комплекс, который также носит название гробницы KV5, был сооружен для сохранения останков многочисленных сыновей фараона Рамзеса II. Расположенный в знаменитой египетской Долине Царей, он содержит более 120 погребальных камер и коридоров, включая самую большую погребальную комнату Долины. На фото: скелет, возможно принадлежащий одному из сыновей Рамзеса, лежит в раскопанной могиле.

3. В выжженной солнцем чилийской пустыне Атакама говорят: «Здесь ты умираешь, здесь и засыхаешь». Трупы, которые мародеры достают из могил и склепов, быстро высыхают на солнце. На кладбище города Пуэлма, всюду валяются открытые гробы, в которых лежат трупы с все еще зашнурованными ботинками.

4. Более четырех веков назад, монахи-капуцины в Палермо обнаружили, что их братья по ордену похороненные в местных в катакомбах со временем подверглись натуральной мумификации. Слух об этом быстро распространился, и вскоре монахи ордена капуцинов разрешили обычным гражданам хоронить в катакомбах своих мертвецов. Теперь, здесь, в узких залах этого мрачного музея смерти, находятся тысячи мумифицированных трупов. Многие из них облачены в потрепанные лохмотья – все, что осталось от лучших нарядов, в которых было принято хоронить покойников.


5. вмещают в себя около 8000 мумий. Все они выставлены в залах в соответствии с их земным статусом: мужчины и женщины, священники и миряне, дети и взрослые. Тут даже есть отдельная комната, где лежат девственницы. В 1881-м году итальянские власти запретили привозить умерших в катакомбы, где тела подвергаются естественной мумификации, однако в 1920-м году было сделано исключение для двухлетней Розалии Ломбардо. Тело ребенка прекрасно сохранилось до сегодняшних дней: девочку прозвали «Спящей Красавицей».

6. Черепа и кости приблизительно 4 тысяч монахов ордена капуцинов, некоторые из которых умерли почти пять столетий назад, украшают шестикомнатный склеп под церковью Санта-Марии Делла Концезионе в Риме. Это больше чем просто погребальная камера: монахи расставили останки своих братьев в причудливой мрачной манере: из костей и черепов тут сложены люстры, ими выложены арочные проходы и настенные украшения.

7. Аккуратно разложенные кости в склепе под римской церковью. Погребальные камеры под вечным городом стали домом для десятков тысяч умерших. В церкви 16-го века Санта-Мария-дель-Орационе-э-Морте катакомбы использовались для того, чтобы обеспечить бедных жителей Рима достойным погребением. За три столетия тут были похоронены в общей сложности 8 тысяч человек.

8. Изысканный приют для умерших и напоминание живущим о бренности бытия – все это склеп под римской церковью Санта-Мария-делла-Кончецьоне. Эти мрачные орнаменты сложены из костей 4000 умерших монахов-капуцинов.

9. Считается, что финикийцы регулярно приносили в жертву детей, чтобы задобрить своих богов. Эти ритуальные убийства в жертву Ваалу происходили в каменных святилищах под названием тофеты. Тут же и хоронили тела жертв. На фото: тофет, который был обнаружен в руинах Карфагена в Тунисе.

10. Стены могил египетских фараонов часто покрывали иероглифами, которые, помимо прочего, содержали в себе инструкции для мертвого фараона о том, как передвыигаться в загробном мире, избежав многих опасностей, которые могли поджидать в дороге между смертью и раем. На фото: фонарь освещает надписи на одной из стен пирамиды Рамзеса II.

11. Считается, что богатые захоронения египетских фараонов были защищены от возможных грабителей смертельными проклятия. Однако Тутанхамон пошел еще дальше, приказав замуровать свою статую в специальную камеру.

Недвижимость — сплошные памятники архитектуры, тихие улочки — в гранитной плитке, соседи — миллионеры, звезды кино и спорта, художники, скульпторы и президенты. Но место это не для размеренной и спокойной жизни, а как раз наоборот — речь идет о «городе мертвых» в столице Аргентины Буэнос-Айресе. Реколета — одно из самых красивых и известных кладбищ мира и памятник архитектуры, охраняемый государством и ЮНЕСКО. Это и действующий некрополь, и популярный туристический маршрут одновременно.

Максим Лемос, профессиональный оператор и режиссер, объездил, наверное, все страны Латинской Америки и сейчас работает гидом и организатором путешествий. На своем сайте он разместил подробное описание кладбища Реколеты и интересные истории, связанные с этим местом.

Реколета не выглядит, как кладбище, в обычном для нас понимании. Скорее, это небольшой городок, с узкими и широкими аллеями, величественными домами-склепами (их здесь более 6400), невероятной красоты часовнями и скульптурами. Это одно из самых аристократических и старинных кладбищ, которое можно поставить в один ряд со знаменитыми «Монументаль де Стальено» в Генуе и «Пер-Лашез» в Париже.

— Похоронные традиции Южной Америки дикие и жуткие, — начинает «экскурсию» Максим. — Покойного хоронят в хорошем гробу в нормальный красивый склеп. Но если это люди небогатые, то хоронят его туда не навсегда, так как за аренду красивого склепа нужно платить. Поэтому года через 3−4 покойника обычно перезахоранивают. Почему 3−4? Чтобы труп успел разложиться достаточно для того, чтобы его можно было разместить более компактно, уже теперь на действительно вечном пристанище. Выглядит все это так. Через 3 года после первых похорон на кладбище, у склепа, собираются родственники покойного. Сотрудники кладбища вытаскивают из склепа гроб. Потом открывают его и под рыдания родственников «мама-мама…» или «бабушка-бабушка», перекладывают по кусочкам полуразложившийся труп из красивого гроба в черный полиэтиленовый мешок. Мешок торжественно относится в другую часть кладбища, и запихивается в одно из небольших отверстий в большой стене. Дальше дырка замуровывается, и приклеивается табличка. Когда я об этом всем узнал, волосы на голове зашевелились.

Стоят склепы довольно плотно друг к другу, поэтому по площади кладбище совсем небольшое.

Вот Реколета с вертолета. Видно, что оно находится посреди большого жилого района. Более того, площадь перед кладбищем — центр жизни этого района, здесь множество ресторанов, баров.

Кладбище действующее, поэтому прямо у входа наготове стоят тележки для перевозки гробов. Наверху, над главными воротами, колокол. В него звонят, когда хоронят человека.

В 1910—1930 годы Аргентина была одной из самых богатых стран мира. И в эти времена между аргентинской знатью шло негласное соревнование, кто построит роскошнее склеп для своей семьи. Денег аргентинские капиталисты не жалели, нанимались лучшие европейские архитекторы, из Европы везлись самые дорогие материалы. Именно в те годы кладбище приобрело такой вид.

Старался кто как мог. Например, вот склеп в виде римской колонны.


А этот — в виде морского грота.

Конечно, сам собою напрашивается вопрос, а как же запах? Ведь если присмотреться, в каждом склепе стоят гробы, двери склепов — кованые решетки со стеклом или без него… Должен быть запах! На самом деле, конечно, никакого трупного запаха на кладбище нет. Секрет в устройстве гроба — он сделан из металла и герметично запаян. А деревом он просто обшит снаружи.

Те гробы, что видны в склепах, — это только верхушка айсберга. Основное находится в подвале. В него ведет обычно небольшая лесенка. Давайте заглянем в один из подвалов под вот этим склепом. Здесь виден только один подвальный этаж, под ним есть еще один, а иногда бывает и три этажа вниз. Таким образом в этих склепах лежат целые поколения. И места там еще очень много.

Каждый склеп принадлежит определенной семье. И обычно на склепе не принято писать имена тех, кто там захоронен. Пишут только имя главы семьи, например: Хулиан Гарсия и семья. Никаких дат тоже обычно не пишут, фотографий упокоившихся вывешивать не принято.

Вот так вот можно прийти и одним махом навестить не только бабушек и дедушек, но и пра- и даже прапрадедушек… Но аргентинцы ОЧЕНЬ редко посещают кладбища. Вся миссия установки цветочков, ухода, уборки и поддержания склепов отдана служителям кладбища. Хозяева просто платят им за это деньги.

Бывают склепы вообще без какой либо информации. Ида, и всё! Что за Ида, какая Ида? Пару лет я ходил под Идой и не знал о ее существовании, пока один турист не заметил ее, случайно подняв голову.

Череп и скрещенные кости на склепах встречаются довольно часто. Это не означает, что здесь покоится пират, и это не чья-то неуместная шутка. Это католицизм. Религия диктует им так украшать склепы.

Кстати, вот еще одна тайна этого кладбища: паутины и, соответственно, пауков тут огромное количество (посмотрите хотя бы на фотографии). Но мух нет! Чем пауки питаются?

По этому кладбищу проводят специальные экскурсии на испанском языке. И истории гиды рассказывают под стать этому кладбищу: отнюдь не скучные и научные, а захватывающие и увлекательные — как латиноамериканские сериалы. К примеру: «…вот этот богатый сеньор поссорился с женой и не разговаривали они 30 лет. Поэтому надгробный памятник им поставили с юмором. На шикарнейшей скульптурной композиции они сидят друг к другу спиной…»

У Максима Лемоса тоже есть правдивые истории про некоторых постояльцев этого кладбища.

Например, одну 19-летнюю девушку похоронили в семейный склеп. Но через некоторое время посетителям показалось, что из недр склепа доносятся невнятные звуки. Непонятно было, из склепа идут звуки или откуда-то еще. На всякий пожарный оповестили родных, и было принято решение гроб с девушкой вскрыть.

Вскрыли и обнаружили ее мертвой, но в неестественной позе, и крышка гроба при этом была расцарапана, а под ее ногтями было дерево. Получилось, что девушку похоронили заживо. И тогда родители девушки повелели установить девушке памятник в виде нее, выходящей из склепа. А на кладбище с тех пор стали использовать модный в те времена в Европе способ для подобных случаев. К руке трупа привязывали веревочку, которая вела наружу и закреплялась к колокольчику. Чтобы мог оповестить всех, что он живой.

А вот этот склеп тоже примечательный. Похоронена здесь молодая аргентинка, дочь очень богатых родителей итальянского происхождения. Погибла она во время своего медового месяца. Отель в Австрии, где она остановилось со своим мужем, накрыло лавиной. Было ей 26 лет, и произошло это в 1970 году. И родители Лилианы (так звали девушку) заказали этот роскошный склеп в готическом стиле. В те времена и покупать землю, и строить новые склепы еще было возможно. У подножья на итальянском языке выбит стих отца, посвященный смерти дочери. В нем все время повторяется «почему?». Через несколько лет, когда монумент уже был готов, умерла любимая собака девушки. И ее тоже похоронили в этом склепе, а скульптор добавил к девушке собаку.

Гиды, которым надо чем-то занять свою публику, стали рассказывать, что если потереть нос у собачки, вас обязательна настигнет удача. Люди верят и трут…

Тело мужа так и не было найдено в том австрийском отеле. И с тех пор на кладбище появляется один и тот же мужчина, который регулярно, уже много лет приносит цветы на могилу Лилианы…

А это самый высокий склеп на кладбище. И его хозяевам удалось уделать всех не только по высоте, но и по чувству юмора, совместив на этом склепе два несовместимых религиозных символа: еврейский семисвечник и христианский крест.

А вот это — второй по величине и первый по стоимости склеп. Сделан он из самых дорогих материалов. Достаточно сказать, что крыша купола изнутри облицована настоящим золотом. Склеп огромный, и еще больше его подземные помещения.

А захоронен здесь Федерико Лелуар, аргентинский Нобелевский лауреат по биохимии. Умер он в 1987 году. Но такой роскошный склеп был построен не на Нобелевскую премию (ее ученый истратил на исследования), и построен он был много раньше. Да и вообще он жил чрезвычайно скромно. Склеп этот фамильный, у Федерико были богатые родственники, занимавшиеся страховым бизнесом.

Здесь похоронено несколько аргентинских президентов. Вот президент Кинтана, изображен в лежачем виде.

А это еще один президент, Хулио Аргентино Рока. Всего-то за 50 лет до Гитлера он без лишних сантиментов объявил, что нужно освободить южные земли и присоединить их к Аргентине. «Освободить» означало уничтожить всех местных индейцев. Это и было исполнено. Индейцев уничтожили, часть их перевезли в центральную Аргентину в качестве рабов, а их земли, Патагонию, присоединили к Аргентине. С тех пор Рока стал национальным героем и считается им до наших времен. Есть улицы его имени, портреты его печатают на самой популярной, 100-песовой купюре. Времена были такие, и то, что сейчас называется геноцидом, расизмом и нацизмом, еще 100 лет назад было нормой жизни.

Некоторые склепы в очень заброшенном состоянии. Например, если все родственники умерли. Но забрать склеп все равно нельзя: частная собственность. Разрушать или трогать — тоже нельзя. Но когда становится понятно, что хозяева склепа уже не объявятся (к примеру если он стоит бесхозным лет 15), администрация кладбища облюбовывает такие склепы в качестве складов для стройматериалов и прочего инвентаря.

В одном из мест кладбища смотрители устроили небольшое приусадебное хозяйство.

Среди склепов скромно затесался туалет.

Кладбище знаменито своими кошками.

В нашей культуре принято на похоронах приносить пластиковые венки с надписями «от друзей», «от коллег». Потом через несколько дней эти венки свозят на свалку. Это же непрактично! Поэтому в Аргентине венки делают железными и приваривают к склепу навсегда. Все желающие могут отметиться на могиле друга. И если человек был важный, то и железных венков и памятных табличек на его склепе много.

Все склепы на кладбище частные. И распоряжаться хозяева могут как им заблагорассудится. Могут хоронить туда и друзей. Могут сдать или даже продать. Цены на склепы на этом кладбище начинаются от 50 тысяч долларов за самый скромный и могут достигать 300−500 тысяч за более респектабельный. То есть цены сопоставимы с ценами на квартиры в Буэнос-Айресе: тут 2−3-комнатная стоит от 50−200 тысяч долларов и до 500 тысяч в самом престижном районе. Например, вот — склеп продается.

До 2003 года на Реколете еще можно было приобрести землю и построить новый склеп. С 2003 года кладбище стало памятником архитектуры не только аргентинского, но и мирового значения. Здесь не только запрещены любые постройки, запрещено также видоизменять или перестраивать уже готовые склепы. Можно только реставрировать старые, да и то после массы разрешений и исключительно с целью придать изначальный облик.

Некоторые склепы и надгробные монументы реставрируют. Например, вот этот. Правда, делается это с аргентинским рабочим ритмом, навесик есть, реставраторов уже 2 месяца не видно.

Сам район Реколета очень престижен. И жители вот этих домов (через дорогу от кладбища) совсем не напрягаются, что их окна выходят на кладбище. Наоборот, люди считают себя избранниками судьбы — ну как же, жить в Реколете!

Впрочем, сам Максим Лемокс считает, что Реколета — это «памятник диким, непривычным для нас похоронным традициям и соревнование неуместных понтов: «кто круче и богаче» и «у кого ушло мрамора больше, надгробье выше, а памятник эксклюзивнее и больше».

Этот текст - один из них. Что за тело лежит в мавзолее? Является ли оно настоящим телом Ленина, куклой или комбинацией того и другого? О том, как с подачи партийного руководства советский вождь вел двойную жизнь после смерти, рассказал в рамках лектория премии «Просветитель» в Летнем кинотеатре-лектории ВДНХ антрополог, профессор Калифорнийского университета в Беркли (США) Алексей Юрчак. «Лента.ру» публикует фрагменты его выступления.

Слухи о том, что тело Ленина ненастоящее, стали циркулировать уже в первые дни после смерти вождя. Спустя несколько месяцев, в конце лета 1924 года, Мавзолей открылся для первых посетителей, и Москва снова начала говорить, что там лежит восковая мумия. Слухи не прекратились даже в конце 1930-х годов, когда их повторение было особенно опасным. В письменном доносе в ГПУ молодая москвичка утверждала, что ее знакомая в приватной беседе заявляла, будто в Мавзолее лежит всего лишь восковая кукла.

В первые годы это повторялось и в зарубежной прессе. Чтобы развеять слухи, в середине 1930-х годов партийное руководство пригласило представителей западных СМИ в мавзолей. Американский журналист Луис Фишер писал, как в их присутствии Борис Збарский, который вместе с Владимиром Воробьевым первыми бальзамировали тело Ленина, открыл герметически закрытый стеклянный саркофаг, взял вождя за нос и повернул его голову влево и вправо, чтобы показать, что это не восковая фигура.

23 процента

После развала Советского Союза слухи о том, что тело Ленина является искусственной копией, возобновились. В ответ на них Илья Збарский, сын первого бальзамировщика, писал: «Я проработал в мавзолее 18 лет, и я точно знаю, что ленинское тело сохраняется в отличном состоянии. Всевозможные слухи и выдумки об искусственной кукле и о том, что от тела сохранились только лицо и руки, не имеют никакого отношения к реальности».

Однако заявление Збарского не остановило распространение слухов. В конце 90-х в газетах появились версии существования нескольких тел ленинских двойников, которыми время от времени подменяют тело вождя. В ответ на это профессор Юрий Ромаков, ведущий эксперт лаборатории, разъяснил в интервью «Эху Москвы», что тело в мавзолее является настоящим телом Ленина, находится в отличной форме и не нуждается в подменах.

В 2008 году Владимир Мединский, в то время еще депутат Госдумы, заявил, что тело вождя реальным считать нельзя, но по другой причине: «Не обманывайтесь иллюзиями, будто то, что лежит в мавзолее, является Лениным. Там осталось всего 10 процентов от его реального тела». Еженедельник «Власть» решил проверить эту цифру. Во время вскрытия тела Ленина и последующего бальзамирования были удалены внутренние органы и жидкости, которые заменили на бальзамирующие растворы. Подсчитав количество удаленного материала, «Власть» пришла к выводу, что депутат Мединский несколько ошибся. В Мавзолее лежит не 10 процентов ленинского тела, а 23.

Два тела

Если поближе познакомиться с материальным составом ленинского тела, окажется, что заявления о его неподлинности имеют под собой реальную основу. Все зависит от того, как ее определять. Для ученых ленинской лаборатории, которые уже 92 года занимаются поддержкой этого тела, всегда было важно сохранять его динамическую форму - то есть физический вид, вес, цвет, эластичность кожи, гибкость суставов. Даже сегодня суставы в ленинском теле сгибаются, торс и шея поворачиваются. Оно не затвердело, не превратилось в высохшую мумию, поэтому называть его мумией, как это постоянно делается в СМИ, неправильно.

Для того чтобы поддерживать это тело в гибком состоянии, его на протяжении многих лет подвергают уникальным процедурам, в результате которых биологические материалы заменяются на искусственные. Процесс этот идет медленно, постепенно. С одной стороны, на уровне динамичной формы тело, безусловно, является настоящим, с другой стороны, на уровне биоматериалов, из которых состоит, это скорее копия - все зависит от точки зрения.

В советские годы специальная комиссия, состоящая из партийных руководителей, медиков и биологов, периодически проверяла состояние ленинского тела. Они изучали пятна и морщины на его поверхности, водный баланс внутренних тканей, эластичность кожных покровов, химический состав жидкостей, сгибаемость суставов. Ткани обрабатывались, жидкости заменялись на новые, морщины разглаживались, содержание кальция в костях восполнялось.

С точки зрения этих комиссий, состояние тела Ленина даже постепенно улучшалось. Но обычные посетители всегда видели его неподвижным, застывшим на века, в стеклянном саркофаге, одетым в темный костюм. Из открытых участков посетители видят только руки и голову. Никто, кроме партийного руководства и небольшой группы ученых, не видел других частей ленинского тела, никогда не слышал об их состоянии или научных процедурах, которым тело подвергалось.

Оно существует как бы в двух режимах видения. Политическое руководство и приближенные специалисты всегда видели одно тело, а обычные граждане - другое. Политическая роль, которую тело играло в советской истории, возможно, выходит далеко за рамки простого пропагандистского символа, который нужен был якобы для того, чтобы мобилизовать народные массы на поддержку партии и правительства.

Ленин и ленинизм

Мне кажется, с годами тело Ленина стало выполнять и другую политическую задачу. Для того чтобы в этом разобраться, вернемся в начало 1920-х годов. Весной 1922 года Ленин почувствовал себя больным и утомленным; по настоянию руководства партии он уехал на несколько месяцев в подмосковные Горки.

Живя там под присмотром врачей, он продолжал руководить партией и приезжать на заседания в Москву. Но в мае 1922 года у него случился удар, в результате которого он временно потерял способность говорить, читать и писать. Руководство партии установило строгий контроль над информацией о политической ситуации в стране, которая могла доходить до Ленина.

Новые правила отражали не только реальную заботу о здоровье вождя, но и желание нейтрализовать сильного политического соперника. В июне 1922 года секретарь ЦК Леонид Серебряков жаловался в письме другу, что Дзержинский и Смидович «охраняют Ленина как два бульдога», не позволяя никому подойти к нему близко или даже войти в дом, где он живет.

В следующие полтора года состояние Ленина ухудшалось, ненадолго улучшалось и снова ухудшалось. Весной 1923 года, после третьего удара, он практически полностью потерял способность общаться с окружающими. Тем временем политическое соперничество в руководстве партии резко возросло.

В этом контексте вождь не исчез с политической арены страны, его образ поменялся, приобретя совершенно новый оттенок. Реальный Ленин, который продолжал жить в Горках и писать тексты, был изолирован от политической жизни. Одновременно в политическом языке был создан новый канонический образ. Большинство мифологических образов Ленина, которые нам хорошо знакомы по советскому времени, были созданы именно в тот период его болезни, за несколько лет до смерти.

В начале 1923 года в публичный язык страны был введен термин «ленинизм». Вскоре в партийной практике появились ритуалы присяги на верность ленинизму. В марте 1923 года в Москве был учрежден Институт ленинизма. Весной 1923 года «Правда» призывала сдавать любой кусочек бумаги, на котором было что-то написано ленинской рукой, в это учреждение.

Одновременно то, что вождь думал, говорил и писал в действительности в 1922-1923 годах, было полностью отделено от его канонического образа. Ленин как политическая фигура в последние годы жизни оказался расчленен надвое: одна его часть была исключена из политической жизни страны, а вторая часть - канонизирована. Именно в результате этих двух процессов исключения и канонизации в начале 1920-х годов была создана новая доктрина ленинизма.

С тех пор каждый советский руководитель, от Сталина до Горбачева, занимался корректировкой этой доктрины, придумывая собственную версию, вводя в оборот ранее неизвестные ленинские работы и выводя другие, давая новую трактовку известным материалам, цитируя Ленина в отрыве от изначального контекста, меняя смысл его высказываний и фактов жизни.

В 1990-м году, менее чем за год до обвала советского государства, ЦК КПСС признал, что все предыдущие версии ленинизма содержали в себе искажение реальной ленинской мысли. В декабре того же года профессор кафедры марксизма-ленинизма писал в газете «Рабочая трибуна»: «Наша трагедия заключается в том, что мы не знаем Ленина. Мы никогда не читали его работ в прошлом и не делаем этого сейчас. На протяжении десятилетий мы воспринимали Ленина через посредников, толкователей, популяризаторов и иных исказителей».

Историк жаловался, что Институт марксизма-ленинизма, главный авторитет в области ленинского наследия, на протяжении 70 лет выполнял особенную функцию, давая добро на публикацию тех ленинских текстов, которые соответствовали принятым на данный момент канонам, независимо от того, насколько они были далеки от реальных слов вождя, меняя или сокращая другие тексты, которые не соответствовали этим канонам.

В своей речи по случаю 120-летия со дня рождения Ленина в апреле 1990 года Горбачев заявил: «Ленин остается с нами как величайший мыслитель XX века». Затем он добавил, что надо переосмыслить теоретическое и политическое наследие Ленина, избавиться от искажения и канонизации ленинских выводов и предложил отказаться от термина «ленинизм».

Смерть

Ленин умер 21 января 1924 года. Сначала плана сохранить его тело на века не было. Сразу после смерти вождя профессор медицины Алексей Иванович Абрикосов провел вскрытие, а затем процедуру временного бальзамирования - с тем, чтобы сохранить тело на протяжении 20 дней, пока будет идти публичное прощание.

В процессе вскрытия и временного бальзамирования Абрикосов перерезал многие артерии и большие сосуды. Впоследствии профессор говорил, что если бы планы по длительному сохранению Ленина существовали на момент смерти, он бы не стал этого делать, так как при бальзамировании тела на длительный срок эти сосуды используются для доставки бальзамирующей жидкости во все части тела.

Затем тело было выставлено для публичного прощания в Колонном зале Дома Союзов. Несмотря на исключительно холодную зиму, когда температура ниже минус 28 держалась несколько месяцев подряд, толпы граждан стекались в столицу со всех уголков страны, чтобы отдать последнюю дань вождю.

Похороны Ленина были назначены на 27 января. Спустя шесть дней после его смерти на Красной площади рядом с могилами революционеров был построен деревянный мавзолей, в котором должны были захоронить вождя. 27 января тело Ленина было перенесено туда, однако было решено не закрывать саркофаг на некоторое время - в связи с продолжающимся шествием желающих проститься с вождем.

Каждые три дня комиссия по организации похорон в составе партийных руководителей и приближенных врачей проверяла состояние тела. Из-за низкой температуры и благодаря качественной временной бальзамировке Абрикосовым, на теле не появлялись признаки разложения - его можно было оставлять открытым.

Первые явные признаки разложения появились лишь через два месяца, в марте. Благодаря неожиданно длительному периоду, в течение которого они отсутствовали, у партийного руководства была возможность оттягивать погребение и одновременно обсуждать его возможную судьбу.

Ленин будет жить

На бесконечных заседаниях комиссий по увековечиванию памяти Ленина велись жаркие споры, именно тогда победило предложение сохранить тело на более длительный срок. Поначалу многие в партийном руководстве считали эту идею не просто утопической с точки зрения науки, но и контрреволюционной. Например, Троцкий, Бухарин и Ворошилов полагали, что длительное сохранение и публичный показ тела Ленина превращает его в подобие религиозных мощей и напрямую противоречит материалистическим принципам марксизма. Бонч-Бруевич соглашался, что «важно не тело, а мемориал»: Ленина следует захоронить в мавзолее, выполняющем эту задачу.

Но другие члены руководства страны - например, Леонид Красин - утверждали, что если удастся сохранить тело еще на какой-то период, пусть даже не насовсем, в этом есть смысл. По крайней мере, это позволит трудящимся всего мира принять участие в длительном прощании с вождем мирового пролетариата.

Решающим в судьбе Ленина стало заседание комиссии по организации похорон 5 марта 1924 года. После очередного длительного обсуждения возможных вариантов с учеными-медиками, большинство которых высказались скептически о возможности длительного сохранения, члены партийного руководства попросили их покинуть зал. Мнения участников обсуждения разошлись, и в тот день ничего не решили. Точнее, решение было половинчатым: попробуем сохранить, но без уверенности, что это возможно и нужно, и без обещаний, что это навечно.

В конце марта было решено попробовать экспериментальный метод бальзамирования тела, предложенный профессором Владимиром Воробьевым из Харькова и биологом-биохимиком Борисом Збарским. Процедура не имела аналогов, и в ее успехе ни Воробьев, ни Збарский не были уверены. Они проработали четыре месяца в специальной лаборатории, созданной прямо внутри временного мавзолея. Многие процедуры им приходилось придумывать и корректировать на ходу.

Ленин жив

К концу июля 1924 года они доложили партийному руководству об окончании работ. Если тело будет обрабатываться и бальзамироваться согласно их методу, заявили они, высока вероятность того, что оно сохранится на довольно длительный срок. Когда члены комиссии спросили, на какой именно срок следует рассчитывать, Воробьев сказал: «На этот вопрос я позволю себе не отвечать».

24 июля в советской печати появилось официальное заявление, гласящее: «Разумеется, ни мы, ни наши товарищи не хотели создавать из останков Владимира Ильича какие-то мощи, посредством которых мы могли бы популяризовать или сохранить память о нем. Мы придавали и придаем величайшее значение сохранению облика этого замечательного вождя для подрастающего поколения и будущих поколений».

Фото: Keystone Pictures USA / ZUMA / Globallookpress.com

В этом заявлении комиссии проявилось то же парадоксальное отношение к телу Ленина, которое было в многочисленных спорах о его судьбе. То, как руководители партии и приближенные ученые говорили о нем, когда стало известно, что некоторое время оно разлагаться не будет, напоминает то, как партийное руководство относилось к Ленину в последние месяцы его жизни. Тогда еще живой вождь был исключен из политической жизни и спрятан в подмосковных Горках, а в публичном языке партийной прессы и речей появился другой, канонизированный Ленин. В дискуссиях комиссии по организации похорон мы сталкиваемся с подобным двояким отношением, когда обсуждались планы погребения вождя и одновременно - планы сохранения его непогребенным, закрытого склепа и публичного показа.

Эта двоякость отразилась и в том, что на протяжении месяцев споры и обсуждения тела Ленина велись одновременно в двух различных комиссиях. Первая называлась комиссией по организации похорон, а вторая - комиссией по сохранению тела. Многие партийные руководители принимали участие в работе обеих. Восприятие Ленина в среде партийного руководства было странным: будто бы в мавзолее лежали два тела - обычный, постепенно разлагающийся труп человека, и телесное воплощение чего-то большего, грандиозного, отличающегося от Ленина и превосходящего его.

Хотя на момент бальзамирования эти два тела еще состояли из одной и той же биологической материи, такое положение дел, как мы уже знаем, долго не продлилось. Двоякое отношение к телу Ленина в среде партийного руководства воспроизводилось и в последующие годы.

Великий легитиматор

В советское время возникла политическая модель, связывающая принцип воспроизводства суверенной власти с принципом удвоения тела вождя. Она возникла неожиданно и незапланированно - просто совпало несколько условий: долгий период болезни, когда Ленина одновременно изолировали от политической жизни и канонизировали в образе ленинизма. Из-за холодов той зимы тело не подверглось разложению, что дало возможность обсуждать его судьбу. Важно учитывать и особенности социально-культурной организации ленинской партии нового типа - уникального политического института.

В советской политической системе культура суверенной власти напоминала смесь двух моделей: абсолютной монархии и либеральной демократии, где роль тела играет абсолютная истина. В отличие от суверенной монархии, ни один лидер партии и государства после Ленина не мог занять его место, находящееся за пределами политического пространства. Истина в этой системе была выражена на языке ленинизма.

Любой руководитель СССР, включая Сталина, был обязан апеллировать к ленинизму для легитимации своей власти и не мог поставить эту доктрину под вопрос или заменить другой истиной. Каждый из них мог потерять бразды правления, если бы оказалось, что он искажает ленинизм. Иллюстрацией этого тезиса служат два важнейших феномена власти в советской системе: возникновение исключительного культа личности Сталина и полное развенчание его после смерти.

Теперь становится понятным, какую роль в политической системе СССР играло тело Ленина. Оно функционировало как материальное воплощение геройского деперсонифицированного субъекта, советского суверена. Оно было удвоено, являясь совмещением смертного и бессмертного тел. То, как тело Ленина поддерживалось на протяжении десятилетий, отражало совокупность этих двух тем. Смертным телом суверена был труп конкретного человека, а бессмертным - погребальная кукла, которая воспроизводилась путем специальных процедур и ритуалов.

Постоянно возникающие слухи о том, что ленинское тело - всего лишь копия, в некоторой степени ошибочны, а в некоторой степени верны. Оно реальное, но его постоянно меняют. Его биологические материалы заменяются на новые, но в результате его форма остается неизменной. Этот проект возник постепенно - как часть сложной космологии, смысл которой для партийной системы, включая ее руководство, никогда не был ясен до конца.

Работа над телом Ленина всегда велась в атмосфере строжайшей секретности, за закрытыми дверями. То же самое происходило и с ленинскими текстами, высказываниями и фактами биографии. Благодаря такому подходу ленинизм всегда выглядел как нечто фундаментальное, неизменное и вечное, в то время как в действительности он незаметно менялся, подстраивался партийным руководством под нужды текущего момента. Эта доктрина в таком подходе выглядела как источник действий партии, а не продукт партийных манипуляций, и то же самое касалось не только текстов, но и тела Ленина.

Фото: CHROMORANGE / Bilderbox / Globallookpress.com

С обвалом советской системы в 1991 году ленинское тело оказалось выключенным из нее. Постсоветское российское государство не закрыло мавзолей, но резко сократило его финансирование. На протяжении последних 25 лет однозначного решения о судьбе тела Ленина так и не было принято. Сегодня оно остается в мавзолее в публичном доступе, а лаборатория продолжает работать. Конец советской системы не привел к автоматическому уничтожению этого тела, не превратил его в застывший разлагающийся труп, но при этом и не сделал из него искусственную куклу.

Шокирующие подробности из прошлого Европы. Как связаны казалось бы совершенно разные явления: огромные хранилища человеческих костей в парижских катакомбах, святые мощи в церквях, заражение человека плесенью и грибами, алкогольные обряды и окуривание ладаном? Фото- и видео-материалы 18+.

Для большинства людей из стран бывшего СССР (особенно женщин) слово Париж имеет определённое магическое значение. Увидеть Париж и умереть - пословица, известная с советских времён. Похожие чувства возникают у наших людей и в отношении других столиц и городов Европы. Создаётся впечатление, что Европа - это эталон чистоты, аккуратности и порядка.
К сожалению, это только впечатление. Вы не задумывались над тем, почему среди европейцев (да и среди американцев тоже) так мало красивых людей, особенно женщин? У самих европейцев есть поговорка: на немецком (или английском и т.д.) телевидении только одна красивая ведущая, да и то-шведка.

Когда турист приезжает впервые в Париж, то сразу замечает, что любимый цвет одежды тамошних женщин,- чёрный. Вам не кажется это странным?
И почему так пугающе часто наши люди через 1-2 недели после приезда из Европы заболевают нехарактерными инфекциями, от мозговых до кишечных?
Почему именно в Европе бушевали эпидемии чумы, холеры и др., убившие миллионы людей? И почему все мировые войны начинались из Европы? Вы сейчас конечно подумали о первой и второй мировый войнах? Ужасы этих войн всем известны.
Малоизвестен тот факт, что в 30-летнюю войну (1618—1648) погибло 75% населения Европы.Тридцатилетняя война — это первый в истории Европы военный конфликт, затронувший в той или иной степени практически все европейские страны, за исключением Швейцарии. Война началась как религиозное столкновение между протестантами и католиками Германии, но затем переросла в борьбу против гегемонии Габсбургов в Европе.
В этой статье я постараюсь объяснить причины этих несчастий европейцев. И причины эти как правило спрятаны под землёй...

Опасность, исходящая из-под Парижа
Под Парижем существует сеть извилистых подземных туннелей и пещер. Общая протяжённость их — около 280 километров.
Вы не поверите, но в этих тоннелях покоятся останки почти шести миллионов человек! Причём черепа и кости этих людей открыто лежат на деревянных настилах или просто на бетоне, соприкасаясь с воздухом, который потом через множество отверстий поднимается на поверхность земли. И этим воздухом дышат парижане и гости французской столицы.
Немного истории парижских подземных катакомб.
До девятого столетия большинство каменных разработок Парижа находилось на левом берегу Сены, но в X столетии население перемещается на правый берег. Первые подземные разработки известняка находились под территорией современного Люксембургского сада, когда Людовик XI пожертвовал землю замка Воверт для добычи известняка. Новые шахты начинают открываться всё дальше и дальше от центра города — это районы нынешней больницы Валь-де-Грас, улиц Гобелен, Сен-Жак, Вожирар, Сен-Жермен-де-Пре. В 1259 году монахи близлежащего монастыря приспособили пещеры под винные подвалы и продолжили подземные разработки.
Парижане в шутку называют всю эту подземную систему "Залежами супового набора".
Сегодня для посещения туристами оборудовано 2,5 км подземных ходов из существующих 280 км.
На фото ниже-схема парижских катакомб. Извилистые участки - старая система (конец XVIII века), прямые - новая (середина XIX).

Возле входа на станцию метро Данфер-Рошро (ориентир — знаменитый лев работы скульптора Бартольди, автора статуи Свободы) находится небольшой павильон. Это и есть вход в парижские катакомбы.

Карта подземных разработок Парижа

Узкая винтовая лесенка, ведущая на отметку 10 м

Подвалы многих парижских домов, стоящих вверху, соединены с системой катакомб.

Один из штреков с выходом в подвал дома наверху

В конце коридора видна дверь, ведущая в вентиляционную шахту, соединенную с метрополитеном, судя по звуку проезжающих где-то рядом поездов

Небольшой музей скульптур. Еще во время активной добычи, многие каменоломщики выражали свое творчество в виде маленьких скульптур или миниатюрных постройках.

Миниатюрная копия дворца Пор-Маона, расположенного на одном из Болеарских островов.

Поскольку к середине XVIII века кладбище Невинных (функционировавшее с XI в.) стало местом погребения двух миллионов тел, слой захоронения уходил в глубину иногда на 10 метров, уровень земли поднимался более чем на два метра. В одной могиле на разных уровнях могло находиться до 1500 останков разного периода. Кладбище стало рассадником инфекции, однако священники выступали против закрытия. Но, несмотря на сопротивление представителей церквей, в 1763 году парламентом Парижа был издан указ о запрете захоронений внутри крепостных стен города.
В 1780-м году стена, отделявшая кладбище Невинных от домов на соседней улице Рю де ля Лянжри, обрушилась. Подвалы близлежащих домов наполнились останками умерших и огромным количеством грязи и нечистот.
Кладбище закрыли окончательно и хоронить в Париже запретили. В продолжение 15 месяцев каждую ночь конвои в чёрном вывозили кости, чтобы затем продезинфицировать, обработать и уложить в заброшенные карьеры Томб-Исуар на глубине 17,5 метра. Позже было решено очистить ещё 17 кладбищ и 300 культовых мест города.
Далее в этой статье будет много нелицеприятных фото, но без них трудно понять откуда берётся всё то огромное количество скрытых инфекций, которые постоянно угрожают здоровью жителей Европы и туристам.+

Массово катакомбы заполнялись во времена эпидемий чумы и холеры, а располагались они всегда в центре городов или недалеко от центра- в этом основная угроза.

За этим колонником начинается оссуарий - захоронения с Парижских кладбищ, доступные для просмотра

Один из фактов истории катакомб: Сторож церкви Валь-де-Грас Филибер Аспер, в поисках винных погребов, пытался исследовать катакомбы, протянувшиеся на сотни километров. В 1793 году он заблудился в этом лабиринте, и его скелет нашли только через 11 лет, опознав по ключам и одежде.

С кладбища Сен-Бенуа сюда переместились кости сказочника Шарля Перро. Литературный мир также "представлен" в подземельях костями Рабле (прежде захороненного в монастыре Августина), а также Расина и Блеза Паскаля (ранее они покоились в Сен-Этьен-дю-Мон).

Патрулирует катакомбы специальная спортивная бригада полиции, созданная в 1980 году с целью соблюдения закона от 2 ноября 1955 года, запрещающего всем посторонним находиться в подземных карьерах Парижа вне туристических зон. Минимальный штраф за нарушение — 60 евро.

Табличка на колонне справа гласит о дате захоронения.

Существование катакомб Парижа находится под угрозой. Основная причина — подземные воды, размывающие основание и крепления катакомб. В начале 1980 года уровень подземных вод в некоторых местах начал подниматься, в результате чего оказались затопленными некоторые галереи.

Другие европейские массовые хранилища черепов и костей

Практически в каждой стране Европы (кроме Швейцарии и скандинавских стран) есть крупные катакомбы, в каждом из которых хранятся черепа и кости десятков и сотен тысяч давно умерших европейцев.
Самым неприятным для здоровья в отношении скрытых инфекций является тот факт, что особенно массово катакомбы заполнялись во времена эпидемий чумы и холеры, а располагаются они всегда в центре городов или недалеко от центра.
Катакомбы под собором святого Стефана (Вена, Австрия)
В прекрасной Вене находится замечательный собор Святого Стефана - одна из главных достопримечательностей города. Но мало кому известно, что этот ста сорока метровый гигант в буквальном смысле воздвигнут на тысячах человеческих тел. Вы можете сами в этом убедиться, если зайдёте в катакомбы, которые находятся непосредственно под собором.

История национального символа Австрии начинается еще в 1137 году, когда на его месте маркграф Леопольд IV заложил первую церковь. Она была построена на месте древнего кладбища, оставшегося еще с римских времен. В Вене долгое время было принято хоронить своих усопших не рядом с церковью, а под ней - в катакомбах. Массовое захоронение здесь началось во время эпидемии бубонной чумы, в 1732 году.

Всего в соборе похоронены 72 члена Габсбургской династии, а в восточной части собора находится подземное кладбище, гдележат кости около 11 тысяч человек.
В катакомбах хранятся останки бывших архиепископов и правителей Австрии, например, Фредерика III, Императора Святой Римской Империи. В старой части, в Комнате Герцогов, хранятся заспиртованные органы членов Императорской семьи (в том числе и монарший желудок Императрицы Марии Терезии), их сердца в серебряных сосудах расположены в церкви Св. Августина, а бальзамированные тела — в церкви Капуцинов.
В 1735 году, во время одной из эпидемий, для того, чтобы предотвратить распространение чумы, близлежащие кладбища освободили от захоронений и тысячи гниющих, полуразложившихся трупов бросили в катакомбы Штефанцдома. Это стало началом «общественного кладбища» под собором. Сорок лет в его подземельях хоронили жителей Вены, знатных и не очень. Когда мест не хватало, сгоняли заключенных тюрем, и они разбирали старые трупы по частям, соскабливали плоть с костей, сортировали, мыли и складывали штабелями по отдельности — там берцовые кости, там ребра, там ключицы… Однако, свою работу они так и не закончили — то тут, то там за решетками можно увидетьгруды неотсортированных костей.
В конце концов, места стало не хватать катастрофически, да и запах от 11 000 гниющих трупов под собором стала настолько невыносимой, что невозможно было проводить церковные службы, поэтому специальным указом в 1783 году по указу Иосифа II подземный некрополь был закрыт.

Правда, в начале девятнадцатого столетия катакомбы открыли для посетителей. В настоящий момент из-за того что в соборе никто ничего не реставрировал с XVIII века, мрачные, склизкие стены и соответствующий запах прилагаются. Кучи костей за решеткой, издающие мерзкое зловоние — это останки жертв бубонной чумы.
Катакомбы Рима (Италия)

Катакомбы в Риме - одни из старейших на Земле. Они в появились в 1 веке и были созданы для захоронения евреев и христиан. Историкам известны 6 еврейских гробниц и около 40 христианских.
В Древнем Риме были запрещены захоронения в пределах города. В то время, как язычники кремировали тела умерших, христиане организовывали подземные кладбища.
Катакомбы были вырыты под домами нескольких зажиточных христианских семей. Первые подземные гробницы под Римом построили евреи. Христиане последовали их примеру только во 2-м веке.

Особенно разрослись катакомбы во II и III веках. Когда в 313 году гонения христиан прекратились, они практически перестали хоронить умерших в подземных катакомбах. Однако паломники приходили сюда для поклонения.
После того, как катакомбы были разграблены германскими варварами в начале 9 века, мощи христианских мучеников и святых были перенесены в городские церкви. А когда-то располагались в Риме, на Аппиевой дороге (Via Appia Antica), начиная с Catacombe di San Sebastiano, в принципе, катакомбы там и сейчас есть, но все самое ценное было давно вынесено. В конце концов про подземные туннели забыли. +

Обнаружены они были в ходе раскопок в XVII веке.

В наши дни путешественники со всего мира, посещая Рим, имеют возможность изучить протянувшуюся более чем на 600 км сеть катакомб. Подземные лабиринты располагаются на пяти этажах. Украшенные росписями гробницы, являются самыми ранними образцами христианского искусства. На стенах туннелей сохранились картины, на которых изображена жизнь христиан во II веке.

Римские катакомбы были полны скелетов, украшенных драгоценностями. Со временем они были разграблены и оказались в скандинавских землях, вероятно после вторжения скандинавских варваров в Рим в 4-м веке.

украшенные драгоценностями, золотом и регалиям, были найдены в римских катакомбах 17-го века на границе между Германией и Чехией. Когда существовала Римская Империя, то её влияние распространялось и на эти земли, поэтому неудивительно, что на этих территориях сохранилось множество подобных римских сооружений.

Санта-Мария-делла-Консезионе деи Каппуччини (Santa Maria della Concezione dei Cappuccini, Rome, Via Veneto, 27 - (Piazza Barberini) неподалёку от фонтана Тритона, Рим (Италия).

В общей сложности в склепе под церковью собраны кости приблизительно четырёх тысяч монахов, умерших в период с 1528 по 1870 гг., которые расставлены и развешаны в шестикомнатном склепе под церковью.

Это больше, чем просто погребальная камера: монахи расставили останки своих братьев в причудливой мрачной манере: из костей и черепов тут сложены люстры, ими выложены арочные проходы и настенные "украшения".

После постройки церкви со старого кладбища ордена капуцинов, располагавшегося в районе фонтана Треви, были перенесены кости захороненных там монахов.

В пятом зале размещён скелет принцессы Барберини, племянницы папы Сикста V, умершей в детском возрасте. Оформление крипты в духе барокко послужило прообразом костехранилища в чешском Седлеце (ниже).
Катакомбы капуцинов (итал. Catacombe dei Cappuccini) — погребальные катакомбы, расположенные в городе Палермо на Сицилии, Италия.

Здесь в открытом виде покоятся останки более восьми тысяч человек, по большей части местной элиты — духовенства, аристократии и представителей различных профессий. Это одна из самых знаменитых выставок мумий — скелетированные, мумифицированные, забальзамированные тела усопших лежат, стоят, висят, образуют "композиции".

К концу XVI века количество насельников монастыря капуцинов значительно возросло, и возникла необходимость в достойном и вместительном кладбище для братии. Для этой цели была приспособлена крипта под монастырским храмом. В 1599 году здесь был погребён брат Сильвестро из Губбио, а затем сюда были перенесены останки нескольких ранее скончавшихся монахов. В дальнейшем помещение крипты стало тесным, и капуцины постепенно вырыли длинный коридор, в котором вплоть до 1871 года помещались тела умерших монахов.

Благотворители и жертвователи монастыря также выражали желание быть похороненными в Катакомбах. Для их захоронения были вырыты дополнительные коридоры и кубикулы. Вплоть до 1739 года разрешение на погребение в Катакомбах выдавали архиепископы Палермо или руководители ордена капуцинов, затем — настоятели монастыря. В XVIII-XIX веках Катакомбы капуцинов стали престижным кладбищем для духовных лиц, дворянских и буржуазных семей Палермо.

Катакомбы капуцинов были официально закрыты для погребений только в 1882 году. За три века на этом своеобразном кладбище было захоронено около 8 000 жителей Палермо. После 1880 года по исключительным прошениям в Катакомбах были положены ещё несколько усопших, в том числе вице-консул США Джованни Патернити (1911) и двухлетняя Розалия Ломбардо, нетленные тела которых являются главными достопримечательностями катакомб.

Самой известной частью Катакомб является часовня святой Розалии. В центре часовни в стеклянном гробу находится тело двухлетней Розалии Ломбардо (умерла в 1920 году от воспаления легких). Отец Розалии, тяжело переживавший её смерть, обратился к известному бальзамировщику доктору Альфредо Салафии с просьбой сохранить тело дочери от тления. В результате успешного бальзамирования, секрет которого Салафия так и не раскрыл, тело хорошо сохранилось. Остались невредимыми не только мягкие ткани лица девочки, но и глазные яблоки, ресницы, волосы.

Основным методом приготовления тел к размещению в Катакомбах стало высушивание их в специальных камерах (Collatio) в течение восьми месяцев. После этого срока мумифицированные останки омывали уксусом и облачали в лучшие одежды. Часть тел помещалось в гробы, но в большинстве случаев тела вывешивали, выставляли или укладывали в открытом виде в нишах или на полках вдоль стен.

Во время эпидемий метод сохранения тел видоизменялся: останки умерших погружали в разбавленную известь или растворы, содержащие мышьяк, а после этой процедуры тела также выставлялись на обозрение. В 1837 году размещение тел в открытом виде было запрещено, но, по желанию завещателей или их родственников, запрет обходили: в гробах удаляли одну из стенок или оставляли «окошки», позволяющие видеть останки

Часовни, церкви, склепы, а внутри находятся тлеющие кости, которые соприкасаясь с окружающим воздухом излучают опасные пары. Споры плесени попадают в лёгкие людей
Вы подумали, что всё вышеописанное и есть самое страшное из нависающей над Европой инфекционной угрозы? Нет! Далее будет описана опасность ещё более близкая к европейцам и туристам Европы.

В Европе (как и в других католических странах) в часовнях и церквях почти всегда находятся открыто стоящие каменные склепы, в которых лежат кости давно умерших известных людей. Как правило склепы - это каменные плиты, неплотно лежащие друг на друге. И лежащие внутри медленно гниющиекости соприкасаются с окружающим воздухом. Эти пары попадают в лёгкие людей, посещающих эти религиозные заведения.
Также в Европе существует широко распространённая традиция хоронить людей не под землёй, а в фамильных склепах, где кости умерших покоятся в забвении многие годы, зачастую и сотни лет. В склепах кости усопших также лежат под плитами. И родственники, посещая склеп, вдыхают застойный воздух склепа. Количество фамильных склепов по всей Европе, США, Западной Украине и в др. странахисчисляется сотнями тысяч.
Фамильный склеп Габсбургов, расположенный под церковью ордена капуцинов (Kapuzinerkirche) в Вене на площади Новый Рынок (Neue Markt), расположенного недалеко от императорского дворца Хофбург.
Церковь знаменита своим Императорским склепом, где покоятся
Склеп рода Габсбургов и членов их семей

императоры из рода Габсбургов и члены их семей. Склеп основан в 1617 г. Анной Тирольской, женой императора Маттиаса. В склепе 12 императоров, 19 императриц (включая Марию-Луизу, вторую жену Наполеона) и многие другие члены семьи Габсбургов (всего 137 человек).
Кроме Габсбургов, в Императорском склепе погребена также одна дама, к династии не принадлежавшая - графиня Каролина Фукс-Моллард, любимая воспитательница Марии Терезии. Кроме того, в склепе есть 4 урны с забальзамированными сердцами покойных.
Внутри склепов находятся тлеющие кости, которые соприкасаясь с окружающим воздухом излучают угрозу здоровью людей

Всего 138 захоронений.
Саркофаг Марии Терезии двойной: покоится там вместе со своим супругом Францем Стефаном I. Четыре фигуры по краям саркофага символизируют Австрию, Венгрию, Богемию и Иерусалим (Габсбурги были титулованными королями Иерусалима).
Последнее погребение в склепе Капуцинов произошло 16 июля 2011 года, когда в нём был похоронен умерший в 2011 году последний кронпринц из дома Габсбургов Отто фон Габсбург.
Саркофаги, стоящие внутри Берлинского кафедрального собора

Гальштатская часовня в Австрии.

Гальштат - коммуна в Верхней Австрии, которая входит в состав округа Гмунден. Изображённые разрисованные черепа- это часть очень древней традиции,которая до сих пор практикуется в Австрии и Баварии.

Через 20-30 лет после погребения, телоизвлекается из могилы, череп скоблится, выбеливается, полируется и разрисовывается крестиками, листьями, цветочками, а потом на него записываются данные о его прежнем владельце - имя, профессия, дата смерти и так далее. Зачем всё это делается и почему такая странная традиция?
Всё очень просто: дело в том, что в многих местах в Альпах хронически не хватало земли, поэтому придумали экономичное решение - прежний покойник извлекался, а на его место хоронили нового. Вот такая "экономичная" альпийская традиция.
Действительно, в Австрии за то, чтобы "полежать в земле " нужно платить за аренду земли. Сколько родственники могут платить, столько покойник и лежит. Потом их выкапывают и черепа сохраняют. Есть могилы, которые через 100-200 лет вскрывают за "неуплату".
Склеп королевской семьи Орлеан, находящийся в городе Dreux (Франция).

Склеп Седлец (Kostnice Sedlec), Кутна Гора в Чехии
Этот склеп представляет собой не просто аккуратно уложенные останки людей, а тщательно проработанные элементы "декора", такие, как люстры, гербы, гирлянды. Склеп расположен в небольшой римско-католической часовне, под кладбищем церкви Всех Святых.

Выбор редакции
Если вы любите лимоны, это печенье станет вашим любимым. В нем сочетается нежное рассыпчатое песочное тесто и яркий вкус цитрусовых. Если...

Семга... Как много в этом слове. Любите ли вы рыбу семейства лососевых как люблю её я? Есть множество рецептов её приготовления. Семгу,...

Рецепт булочек с банановой начинкой с пошаговым приготовлением. Тип блюда: Выпечка, Булочки Сложность рецепта: Сложный рецепт...

Свекла, 5 штучек; Морковка, 4 штучки;Твердый сыр, 200 граммов;Грецкие орехи, 200 граммов;Майонез;Свежая зелень;Чеснок, несколько...
Пришли холода, но это не значит, что пора вкусных витаминов закончилась. А как же всеми любимое лакомство - солнечная хурма? Это не...
Невероятно вкусный и нежный, сытный и питательный – паштет из куриной печени, готовится быстро и достаточно просто. Из минимального...
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...
И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...
Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...