Понтий Пилат и Иешуа. Смысл противостояния (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»). Опыт и ошибки. “Имеет ли человек право на ошибку?”


Аргументы к итоговому сочинению 2016-2017 года по произведению "Мастер и Маргарита"

Итоговое сочинение 2016-2017: аргументы по произведению "Мастер и Маргарита" для всех направлений

Честь и бесчестие.

Герои: Воланд, Мастер, Маргарита

Литературный пример. Ложь, страх и бесчестие пронизывают роман насквозь. Все лгут, страшатся и лукавят. Воланд и его свита выводят «на чистую воду» завравшихся горожан, но тут же обманывают всех собравшихся в варьете, мастерски играя на их страстях. Обманывает он и Мастера с Маргаритой, не дав им прожить и дня обещанной счастливой жизнью в подвальчике. Сделка с дьяволом -грандиозный обман, увенчанный гибелью. Оба героя, сослужив службу нечистому и получив от него обещание исполнения желаний, отравлены по его указанию в тот же день, они так и не успели насладиться свободой.

Победа и поражение.

Герои: Понтий Пилат

Литературный пример: Во сне прокуратор производит впечатление абсолютно другого человека. Пилат соглашается с мыслью Иешуа о том, что они теперь всегда будут вместе. Прокуратор перестает испытывать отвращение, которое возникало у него по отношению ко всему, что было связано с учением Иисуса.
Стоит человеку обрести богатство, как сразу же он начинает бояться его потерять.
Сон позволяет Пилату сделать то, на что он не мог решиться в жизни. Зачастую литературные критики оценивают сон Пилата, его прогулку по «лунной дороге» как высшую победу человека над самим собой.

Ошибки и опыт.

Герои: Понтий Пилат

Литературный пример: Пилат не смеет пойти против воли Синедриона, с ощущением совершения непоправимой ошибки он объявляет свое решение толпе. После этого рокового поступка в голове игемона проносятся страшные мысли: "Бессмертие... Пришло бессмертие... Чье бессмертие пришло?" Героя обрекли на вечные страдания. После казни ни в чем не повинного Иешуа Пилат мучается страшными угрызениями совести. Он ясно чувствует свою ошибку, но уже не в силах что-либо исправить: "Ему ясно было, что сегодня днем он что-то безвозвратно упустил, и теперь он упущенное хочет исправить какими-то мелкими и ничтожными, а главное, запоздавшими действиями".

Разум и чувства.

Герои: Мастер, Маргарита

Литературный пример: Любовь между Мастером и Маргаритой вспыхнула, как только они увидели друг друга: «Так поражает молния! Так поражает финский нож!». Героиня любит мастера всем своим сердцем, вдыхает жизнь в его квартирку. Свою внутреннюю силу и энергию она отдает роману своего возлюбленного. Герои очень разные. Мастер спокоен, задумчив. Маргарита же сильная и резкая. Мастер воплощает в себе раздумье, мысль, Маргарита – действие. Они настолько близки духовно, что просто не могут существовать раздельно. Будучи безумно одинокими до своей встречи, герои обретают понимание, поддержку, искренность и тепло.

Был ли выбор у Понтия Пилата
(школьное сочинение)

Понтий Пилат является одним из центральных персонажей романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Создавая его образ, писатель использовал историческую литературу. Этот человек действительно жил в описываемое автором время и в 26-36 годах нашей эры был римским прокуратором Иудеи, то есть наместником римского императора в Иерусалиме. В то время ему, по долгу службы, действительно довелось утверждать приговор Иисусу Христу (у Булгакова - Иешуа Га-Ноцри), и он утвердил этот смертный приговор. Но случилось ли это по его личной инициативе, либо его вынудили сложившиеся обстоятельства – попробуем в этом разобраться.
Итак, перед пятым прокуратором Иудеи, сыном короля-звездочёта и дочери мельника Пилы, Понтием Пилатом предстал бродячий проповедник Иешуа Га-Ноцри. В начале допроса прокуратор не находил за этим человеком никакой вины, он долго беседовал с арестованным, дабы убедиться в этом. Иешуа, в ходе допроса, помог избавиться прокуратору от головной боли, которая мучила его долгое время, и Понтий Пилат предположил, что перед ним врач. Прокуратор даже не хотел утверждать смертный приговор, вынесенный Малым Синедрионом, а думал объявить Га-Ноцри душевнобольным и заключить его в Кесарии Стратоновой на Средиземном море – в собственной резиденции. Но тут выяснилось, что этот проповедник осмелился рассуждать о власти, которая, по его мнению, является насилием над человеком. В этих словах прокуратор увидел попытку обвиняемого нарушить «Закон об оскорблении величества», желание проповедника умалить, перед своими слушателями, власть римского императора Тиверия. Понтий Пилат, дабы не оказаться на месте Иешуа Га-Ноцри, смалодушничал и утвердил смертный приговор. Но он и дальше сомневался в содеянном, ему не давали покоя слова проповедника, что трусость – это страшный порок. По сравнению с другими приговорёнными к смертной казни в этот день, вина Га-Ноцри была самой незначительной, но отпустить в этот праздничный день можно было только одного из четверых, а первосвященник решил помиловать разбойника Вар-раввана. Понтий Пилат понял, что совершил непоправимую ошибку, но изменить что-либо теперь, он был уже не в силах.
Был ли виновен Понтий Пилат в этой казни? Да, он утвердил смертный приговор, но допрашиваемый сказал ему, что волосок, на котором висит чья-то жизнь, может перерезать лишь тот, кто её подвесил на этом волоске, имея ввиду вышнюю волю, более значительную, чем земная власть прокуратора. Да, у Пилата был выбор, но тогда бы он оказался на месте осуждённого и был бы казнён. И теперь, когда вспоминают Иешуа Га-Ноцри, то рядом с ним обязательно возникает образ пятого прокуратора Иудеи Понтийского Пилата. Но, по его же утверждению, которое прокуратор высказал в конце этой истории, осознав слова бродячего проповедника и всю тяжесть вины перед ним: «Трусость – это самый страшный порок».

Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» можно назвать шедевром мировой литературы. Это произведение, написанное в начале прошлого века, не перестает будоражить и занимать умы миллионов читателей. Каждая глава этого романа является значимой, интересной, содержательной. Вереница разворачивающихся на страницах произведения событий перемежается с глубокими философскими размышлениями, затягивая читателя, не давая ему опомниться, заставляя его размышлять над вечными вопросами, переоценивать, пересматривать взгляды на жизнь.
Булгаков писал свое произведение в тяжелое для страны время. Тоталитаризм и диктатура загоняли людей в жесткие рамки, лишая их свободы и права выбора. Писатель осуждал позицию власти, что, несомненно, отразилось в самом романе. Поэтому на протяжении всего произведения Булгаков поднимает сложные вопросы, касающиеся свободы личности, проблемы сложного нравственного выбора и ответственности за него.
На мой взгляд, эти темы тесно связаны с образом Понтия Пилата. Историю пятого прокуратора Иудеи начинает рассказывать Воланд. Читатель попадает в древний город Ершалаим, в котором общеизвестная библейская история раскрывается по-своему, очень своеобразно. Примечательно, что главным героем этой истории является не подсудимый Иешуа Га-Ноцри, в котором мы без труда узнаем Иисуса Христа, а Понтий Пилат, его палач.
В Библии образ Понтия Пилата выглядит чересчур схематичным, нам даже не приходит в голову задуматься над тем, что чувствует и думает этот человек. Булгаков же уделяет этому герою огромное внимание, раскрывая нам свое видение этого исторического персонажа: на страницах романа перед нами предстает не свирепое чудовище, а несчастный человек.
Прокуратор сильно болен, его мучает страшная болезнь гемикрания: «Более всего на свете прокуратор ненавидел запах розового масла, и все теперь предвещало нехороший день, так как запах этот начал преследовать прокуратора с рассвета…. Да, нет сомнений! Это она, опять она, непобедимая, ужасная болезнь гемикрания, при которой болит полголовы. От нее нет средств, нет никакого спасения». Пилат ненавидит город, которым вынужден править. Он делает свою работу нехотя, через силу. Но однажды перед ним предстает совершенно необычный преступник.
Видя перед собой подсудимого Га-Ноцри, беседуя с ним, Пилат невольно проникается симпатией к этому «сумасшедшему философу». Игемон осознает, что перед ним на допросе стоит ни в чем не виновный человек, способный нести людям только добро. Он желает помочь Иешуа и даже сначала отменяет тому смертный приговор. Но затем раскрываются страшные подробности: подсудимый посмел сомневаться в величии власти кесаря.
Дело Га-Ноцри становится делом государственной важности. Прокуратор все еще пытается как-то спасти невинного Иешуа. Разговаривая с президентом Синедриона Иосифом Каифой, игемон отмечает, что в честь великого праздника Пасхи он считает необходимым из двоих преступников помиловать именно Га-Ноцри. Но первосвященник непреклонен: «Синедрион просит отпустить Вар-раввана».
Тем не менее, у прокуратора есть свобода выбора: последнее слова остается все-таки за ним. Но, испугавшись потерять свою высокую должность, игемон приговаривает Иешуа к страшной смертной казни. После объявления смертного приговора подсудимому Пилат чувствует, что совершает непоправимую ошибку: «мысли понеслись короткие, бессвязные и необыкновенные: «Погиб!», потом: «Погибли!…»
Расплатой за трусость для прокуратора стало бессмертие и вечные муки совести: «Бессмертие… Пришло бессмертие… Чье бессмертие пришло? Этого не понял прокуратор, но мысль об этом загадочном бессмертии заставила его похолодеть на солнцепеке».
После страшной и мучительной гибели Иешуа прокуратор мучается и желает какими-то уже запоздалыми действиями исправить свою ошибку. Но это уже не имеет смысла, игемон проклят за свою трусость: «ему ясно было, что сегодня днем он что-то безвозвратно упустил, и теперь он упущенное хочет исправить какими-то мелкими и ничтожными, а главное, запоздавшими действиями. Обман же самого себя заключался в том, что прокуратор старался внушить себе, что действия эти не менее важны, чем утренний приговор».
С момента подтверждения смертного приговора Пилат обрекается на вечные мучения. Каждый раз, когда он закрывает глаза и начинает засыпать, герой видит перед собой лунную дорогу, ведущую в бесконечность. Он мечтает идти вверх по этой дороге, ведя нескончаемые беседы с «сумасшедшим философом» Иешуа Га-Ноцри.
Но роман был бы незавершенным, если бы не разрешилась судьба Понтия Пилата. Этот герой, как и было обещано, оказался наказанным бессмертием. Теперь он вечно сидит на пустынной площадке в кресле вместе со своей преданной собакой Банга, впадает в забытье, но периодически мучается бессонницей и страдает от невозможности общаться с тем, кто единственный смог понять его.
Увидев Пилата, Маргарита умоляет Воланда отпустить его, избавить от вечных мук. Но Сатана отказывается сделать это, так как роман мастера был прочитан и за Пилата попросил сам Иешуа. Мастеру необходимо лишь завершить это произведение, сказав главные слова: «Свободен! Свободен! Он ждет тебя!» Пятый прокуратор наконец-то направляется, как он и мечтал, по лунной дороге к своему вечному собеседнику.


Тема совести в романе "Мастер и Маргарита".

Характеризующая функция художественного слова. (Анализ 2 главы.)

Цели урока

Обучающая: определить место второй главы в художественной системе произведения, выявить смысловую нагрузку булгаковских реминисценций и отступлений от канонических евангельских текстов; анализируя текст 2 главы, показать, как раскрывается автором тема совести.

Воспитательная: воспитывать ответственность за свой нравственный выбор, милосердие.

Развивающая: развивать логическое мышление, умение выражать свое мнение и аргументировать его, умение извлекать и сопоставлять информацию из различных источников.

Оборудование урока: текст романа Булгакова «Мастер и Маргарита», тексты Евангелий.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Разминка - словарная работа (у доски 2 ученика дают толкование лексического значения слова).

Ирод Великий - ?

Понтий Пилат - ?

Ершалаим - ?

Галилея - ?

Сузские ворота - ?

Каифа - ?

Лысая Гора - ?

Иуда из Кириафа - ?

Левий Матфей - ?

Иешуа Га-Ноцри - ?

Прокуратор - ?

Гемикрания - ?

Синедрион - ?

Игемон - ?

Трибун когорты - ?

Мессия - ?

Легат легиона - ?

Арамейский язык - ?

Тетрарх - ?

Пасха у иудеев - ?

В это время проводится тестирование по текстам Евангелия от Матфея и романа Булгакова.

1 вариант

тексты Евангелий

2 вариант – роман Булгакова

1. Иисус родился в... (место?)

2. Земная жизнь Иисуса длилась... (сколько лет?)

3. Иисус прибыл в Иерусалим через Сузские ворота... (как?)

4. Иуда закончил жизнь... (каким образом?)

5. Ученик Иисуса, бывший до встречи с ним мытарем... (имя?)

6. Отдав Иисуса на казнь, Понтий Пилат совершил ритуал... (какой?)

7. Одежду распятого Иисуса палачи...

делили, бросая жребий

бросили у креста, т. к. она представляла собой лохмотья

1. "Более всего на свете прокуратор ненавидел запах..."

2. "Мне пришли в голову кое-какие новые мысли, и я охотно поделился бы ими с тобой, тем более что ты производишь впечатление..."

3. "Никто не знает, что случилось с прокуратором Иудеи, но он позволил себе поднять руку, как бы заслоняясь от солнечного луча, и за этой рукой, как за щитом, послать арестанту какой-то... взор"

4. "...Согласно обычаю, одного из этих 2 преступников нужно будет отпустить на свободу в честь наступающего сегодня великого праздника..."

5. "Передать распоряжение прокуратора о том, чтобы Иешуа Га-Ноцри был отделен от других осужденных, а также о том, чтобы команде тайной службы было под страхом тяжкой кары запрещено..."

3. Целеполагание.

Слово учителя. Сравнивая канонические евангельские тексты со 2 главой булгаковского романа, мы обнаружили многочисленные расхождения. Сформулируйте вопросы, которые у вас возникли. (Каков их смысл? Какую смысловую нагрузку несут булгаковские реминисценции?)

4. Анализ текста с помощью эвристических вопросов

1. Как вы думаете, знал ли Булгаков Евангелие? Или это просто ошибка? Докажите свою мысль.

2. Очерчен ли характер Понтия Пилата в Евангелиях?

3. Какие средства создания характера, образа в художественной литературе вы знаете? (Портрет, речь героя, авторская характеристика, поступки, интерьер, отношение к нему действующих лиц)

4. Обратим внимание на портрет Понтия Пилата, в романе и попробуем определить смысловую функцию деталей (работа выполняется учеником письменно у доски).

5. Каким предстает Иисус в Евангелиях?

6. Какие детали обращают на себя внимание в портрете Иешуа в романе? (работа выполняется учеником письменно у доски).

7. Какую роль играет описание места действия?

8. О чем говорит тон прокураторской речи, слова, с которыми он обращается к Иешуа? Почему прокуратору захотелось узнать родословную Иешуа?

9. Охарактеризуйте речь Иисуса. Как он относится к людям? Каков тон его высказываний? Меняется ли он на протяжении беседы с Понтием Пилатом?

В ходе обсуждения составляется таблица.

Портрет Понтия Пилата

Портрет Иешуа

Воин и политик. Властность, значительность, торжественность образа прокуратора, оппозиция "человеческое-прокураторское".

Человечность, простота, нет оснований заподозрить в нем богочеловека

Окружающая обстановка

Подчеркивает важность, значительность социального статуса игемона.

Резко контрастирует с портретом Иешуа

Речь героев

"Разбойник, бродяга, преступник..." - властность, обращение с людьми согласно их социальному статусу.

"Добрый человек" - одинаковое отношение к людям, независимо от их социального статуса, гуманизм.

10. С какой целью автор последовательно и подробно описывает состояние, реакцию секретаря на происходящее? Какие чувства испытывает он? Почему так велико удивление секретаря? Попробуйте последовательно охарактеризовать чувства, которые переживает секретарь.

Наблюдение над текстом (выполняет ученик на доске)

Реакция секретаря

· ...удивление ("удивление выразилось на лице секретаря, ...перестал записывать и исподтишка бросил удивленный взгляд")

· растерянность ("не зная, что ответить на это, секретарь счел нужным повторить улыбку Пилата")

· изумление ("секретарь вытаращил глаза на арестанта и изумление не дописал слова")

· потрясение ("...ничего более не записывал, а только вытянув голову как гусь старался не проронить и одного слова")

· страх ("смертельно побледнел и уронил свиток на пол")

· неверие в происходящее, недоверие ("думал теперь об одном, верить ли ушам своим или не верить")

11. Как удалось Иешуа добиться того, что "кровавое чудовище" стало человеком? Чем он подействовал на прокуратора?

12.Почему Понтий Пилат запрещает Иешуа после заключения под стражу общаться с людьми? В чем власть Иешуа?

13. Почему читателю дано проникнуть в мысли прокуратора, но не во внутренний мир Иешуа? Почему прокуратор изображен "изнутри", Иешуа - "извне"?

14. Почему помилован разбойник, а не Иешуа? Кто из них опаснее для неправедной власти?

15. Какова роль еще одного портрета, который предстает перед затуманенным взором прокуратора, понявшего, что Иешуа умрет? Чей это портрет? (определить смысловую функцию деталей портрета Тиберия)

16. Можно ли Понтия Пилата назвать слепцом, фанатиком, преданным Тиберию?

17. Имеет ли значение тот факт, что в романе Булгакова Понтий Пилат одинок, а в Евангелии от Матфея упоминается о жене прокуратора? (Предание на казнь Иешуа можно было бы оправдать страхом прокуратора за судьбу близких, но Булгаков оставляет Понтия Пилата наедине со своей совестью, он боится только за свою жизнь.) Да Нет

Человек - совокупность обстоятельств Человек - существо духовное, он

Лишен духовности, мук совести ответствен и одинок перед своей совестью

Зло, заключенное в самой ситуации, требует изменения этой ситуации.

В чем высший нравственный смысл выбора Иешуа? Почему он не стремится избежать казни?

Человек не запрограммирован на добро, он не робот, ему предоставлено право выбора, и он может искупить вину покаянием.

1. Рефлексия.

Домашнее задание. Перечитать "московские" главы, биографию Булгакова. В чем для Булгакова современность истории Понтия Пилата и Иешуа? Кому из людей дается дар слова?


Может ли человек прожить без ошибок? Попробую разобраться, а что же такое ошибка? Мне кажется, что ошибка- это непреднамеренное отклонение человека от правильных действий и поступков. Вероятность того, что человек сможет прожить жизнь не совершив ни одной ошибки ничтожно мала, поэтому мне кажется, что без ошибок человек просто не может существовать, ведь в нашем мире все настолько сложно, что человек живет получая опыт не только от своих ошибок, но и от чужих. Недаром говорят:"На ошибках учатся".

Поэтому я думаю, что ошибки допустимы в жизни человека, главное, чтобы последствия этих ошибок можно было устранить.

Почему же мы так часто совершаем ошибки? Мне кажется, что все-таки по незнанию. Но совершив ошибку раз, мы должны извлечь из нее урок, чтобы впредь ее не совершать. Не зря ведь говорится в пословице:"Кто в своих ошибках не кается- больше ошибается".

Так, главный герой повести Александра Сергеевича Пушкина "Капитанская дочка" Петр Гринев, будучи юным парнем, совершил ошибку. Когда Петруше исполнилось шестнадцать лет, отец решил отправить сына на службу в Белгородскую крепость. Путь был неблизким, поэтому отец отправил с ним Савельича- человека, с которым буквально рос мальчик. Когда Савельич оставил мальчика одного, неопытность Петруши сыграла свою роль. Мальчик, находившийся всю жизнь под строгим контролем, почувствовал себя свободным и не отказался выпить с мужчиной, с которым познакомился бродя по комнатам.

Через некоторое время Петруша уже согласился играть в бильярд, где проиграл сто рублей. Не зная меры, юноша напился так, что еле стоял на ногах, обидел Савельича, а наутро чувствовал себя плохо. Своим поступком мальчик подставил Савельича перед своими родителями и долго корил себя за это. Петруша Гринев осознал свою ошибку и впредь ее не совершал.

Однако бывают ошибки. цена которых может быть слишком велика. Любой непродуманный поступок, любое неверно сказанное слово могут привести к трагедии.

В романе Михаила Афанасьевича Булгакова "Мастер и Маргарита" такую непоправимую ошибку совершил прокуратор Понтий Пилат, убив философа Иешуа Га-Ноцри. Иешуа проповедовал людям зло власти и за это был арестован. Прокуратор разбирает дело Иешуа. После разговора с философом, Пилат считает, что тот невиновен, но все равно приговаривает его к казни потому, что надеется, что местные власти помилуют философа в честь праздника Пасхи. Однако местные власти отказываются помиловать Иешуа. Вместо него, они освобождают другого преступника. Понтий Пилат мог освободить странника, но он того не делает, ибо боится потерять свою должность, боится показаться легкомысленным. И за свое преступление прокуратор несет наказание в виде бессмертия. Понтий Пилат осознал свою ошибку, но изменить уже ничего не может.

Подводя итог, хочу сказать, что человек все-таки может совершить ошибки, но эти ошибки могут быть разными. Одни помогают набраться опыта, но существуют и такие, которые вредят людям. Поэтому, чтобы не совершать ошибок, нужно несколько раз подумать перед тем, как что-либо делать.

Обновлено: 2016-11-20

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Выбор редакции
Если вы любите лимоны, это печенье станет вашим любимым. В нем сочетается нежное рассыпчатое песочное тесто и яркий вкус цитрусовых. Если...

Семга... Как много в этом слове. Любите ли вы рыбу семейства лососевых как люблю её я? Есть множество рецептов её приготовления. Семгу,...

Рецепт булочек с банановой начинкой с пошаговым приготовлением. Тип блюда: Выпечка, Булочки Сложность рецепта: Сложный рецепт...

Свекла, 5 штучек; Морковка, 4 штучки;Твердый сыр, 200 граммов;Грецкие орехи, 200 граммов;Майонез;Свежая зелень;Чеснок, несколько...
Пришли холода, но это не значит, что пора вкусных витаминов закончилась. А как же всеми любимое лакомство - солнечная хурма? Это не...
Невероятно вкусный и нежный, сытный и питательный – паштет из куриной печени, готовится быстро и достаточно просто. Из минимального...
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...
И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...
Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...