Правила проведения совместных торгов. Новые правила проведения совместных конкурсов и аукционов. Положительные и отрицательные моменты совместных тендеров


Совместные торги это процедура приобретения товаров, работ и услуг для нескольких организаций, которая осуществляется организатором закупки на основании заключенного между такими организациями соглашения

Несмотря на разнообразие приобретаемых товаров, работ и услуг, как в сфере государственного заказа, так и корпоративных закупок, основную массу составляют достаточно типовые товары, работы и услуги, которые требуются практически каждому заказчику. Учитывая этот момент и руководствуясь принципом эффективности, законодатель предусмотрел и установил такой инструмент как совместные торги, который позволяет заказчиком минимизировать свои временные и финансовые затраты на осуществление одинаковых закупок. Организация совместных торгов позволяет значительно сократить издержки связанные с необходимостью проведения конкурентных процедур. Поэтому подробно рассмотрим процедуру проведения совместных тендеров, а также отметим ключевые положительные и отрицательные стороны данного института.

Процедура совместных торгов

Первоначально мы осветим вопрос проведения совместных тендеров по 44 ФЗ. Статья 25 Закона о контрактной системе устанавливает общие положения проведения совместных торгов. В частности закреплено, что формой определения победителя могут быть только конкурсы или аукционы. Иные способы для совместных тендеров Законом о контрактной системе не предусмотрены.

Поскольку взаимодействие заказчиков осуществляется только в части процедурных моментов определения поставщика (исполнителя, подрядчика), то после их проведения, дальнейшие действия заказчиков уже не подлежат координации и в частности контракт с победителем заключает каждый заказчик самостоятельно. Так же, норма закона определяет, что основным документом, определяющим права, обязанности и ответственность организатора и участников обоюдных тендеров является соглашение, которое должно быть заключено в соответствии с гражданским законодательством, с учетом Закона о контрактной системе. Дополнительно установлено, что выступать в роли организаторов обоюдных торгов может либо один заказчиков, либо уполномоченный орган или учреждение из сферы централизованных торгов. Кто в конкретных тендерах должен быть организатором, определяется в соглашение между участниками.

Несмотря на иное нормативно-правовое регулирование для юридических лиц работающих в соответствии с Законом 223-ФЗ, институт совместных торгов практически полностью соответствует сфере государственных и муниципальных закупок, с небольшими отличиями, о которых будет уточнено дополнительно при их наличии.

Соглашение о проведении совместных торгов

Для проведения общих торгов в соответствии с Законом о контрактной системе потребуется заключить соглашение с другими заказчиками. В соответствии с частью 2 статьи 25 Закона о контрактной системе такое соглашение должно содержать некоторые обязательные сведения, в частности: ИКЗ (код закупки), существенные условия, НМЦК в отношении каждого заказчика, сведения об организаторе, порядок разделения расходов, срок соглашения, а так же иные сведения. Форма соглашения обязательно должна быть письменная. При наличии технической возможности оно может быть заключено в форме электронного документа, при условии соблюдения требований Закона об электронной подписи.

Помимо соглашения, правила проведения процедуры установлены также Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1088. В частности в данных правилах определенны полномочия организатора, к которым отнесено, в том, числе создание и утверждение комиссии по осуществлению закупок, которая должна будет оценивать заявки участников торгов. В состав такой комиссии включаются члены каждого из участников-заказчиков относительно объему осуществляемых закупок в общем объеме. Так же организатор закупки осуществляет все процедурные действия для определения победителя, составляет документацию, протоколы, дает разъяснения, вносит изменения и другие действия, предусмотренные Законом о контрактной системе или Законом 223-ФЗ.

Предметом соглашения по Закону 223-ФЗ могут быть только товары, работы и услуги с одинаковыми кодами Общероссийских классификаторов. Потребности нескольких заказчиков суммируются и представляются в виде одного лота. По итогам совместных торгов договоры заключаются с победителем заказчиками индивидуально.

Положительные и отрицательные моменты совместных тендеров

К неоспоримым достоинствам таких тендеров естественно относится возможность участия в них крупных представителей бизнеса, которым тендеры заказчиков по отдельности не могли бы быть настолько интересны. Так же, значительно снижается возможность возникновения коррупциогенных факторов, поскольку организатор закупки проводит все необходимые действия для определения победителя, и интерес отдельного заказчика никоим образом не может повлиять на конечный итог процедуры. Эффективность закупок конечно также очень сильно повышается, поскольку заказчики в таком случае значительно освобождаются от многих требований Закона о контрактной системе, что позволяет им сконцентрироваться на своей основной деятельности.

Но, несмотря на указанные достоинства, такие торги имеют также ряд значительных недостатков. Например, в процессе подготовки документации неизбежно разные заказчики по-разному сформулируют описание объекта закупки, и подготовят обоснование цены. И организатор должен будет все эти данные привести к общей форме и типу, что может значительно усложнить процесс подготовки документации закупки. Так же, такие тендеры практически закрывают участие в них для представителей малого бизнеса, что в конечном итоге негативно сказывается на экономических процессах.

Законодательство о контрактной системе предусматривает возможность проведения совместных закупок, а именно совместных конкурсов и аукционов - этому в законе посвящена отдельная статья, а Правительством РФ утвержден порядок осуществления таких закупок 1 . Данные закупки могут проводиться в том случае, если два и более заказчика закупают одни и те же ТРУ. Считается, что в силу большего объема осуществляемой закупки такая конструкция позволяет обеспечить закупку ТРУ заказчиками по меньшей («более оптовой») цене, если бы они проводили каждый свою закупку самостоятельно. Обратим внимание, что в 44-ФЗ совместные закупки возможны только в виде конкурса или аукциона, то есть тех способов закупки, которые не имеют ограничений по сумме. А вот, скажем, провести совместную закупку в форме запроса котировок, где сумма закупки ограничена размером в 500 тыс. руб. 2 , 44-ФЗ уже не допускает.

При этом по букве закона в роли организатора совместного конкурса или аукциона может выступать либо уполномоченный орган (уполномоченное учреждение) и в этом случае закупка фактически будет иметь все признаки централизованной закупки , либо один из заказчиков. И вот именно в последнем случае, когда один из заказчиков одновременно является и организатором закупки, ее можно действительно назвать совместной. Правила и практику проведения совместных конкурсов и аукционов в этом случае мы и будем рассматривать в данной статье.

Правила проведения совместных конкурсов и аукционов 3

Прежде всего все заказчики должны заключить соглашение с организатором совместного конкурса или аукциона (одним из заказчиков) - на основании этого соглашения организатору передается часть полномочий других заказчиков на организацию и проведение закупки. Соглашение должно содержать следующие сведения:

  1. информацию о сторонах соглашения;
  2. идентификационный код закупки;
  3. информацию об объекте закупки и о предполагаемом объеме закупки, в отношении которой проводятся совместные конкурсы или аукционы, место, условия и сроки (периоды) поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в отношении каждого заказчика;
  4. НМЦК каждого заказчика и обоснование таких цен соответствующим заказчиком;
  5. права, обязанности и ответственность сторон соглашения;
  6. информацию об организаторе совместных конкурса или аукциона, в том числе перечень полномочий, переданных указанному организатору сторонами соглашения;
  7. порядок и сроки формирования комиссии по осуществлению закупок, регламент работы такой комиссии;
  8. порядок и сроки разработки извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в совместном закрытом конкурсе или закрытом аукционе, документации о закупке, а также порядок и сроки утверждения документации о закупке;
  9. примерные сроки проведения совместных конкурса или аукциона;
  10. порядок оплаты расходов, связанных с организацией и проведением совместных конкурса или аукциона;
  11. срок действия соглашения;
  12. порядок рассмотрения споров;
  13. иную информацию, определяющую взаимоотношения сторон соглашения при проведении совместного конкурса или аукциона.

Подписание данного соглашения является основанием для того, чтобы каждый из заказчиков (в том числе организатор конкурса или аукциона) внесли в свои планы-графики закупок сведения о наименовании организатора конкурса или аукциона в отношении конкретной закупки. Напомним, что форма плана-графика предусматривает внесение такой информации (колонка 33) 4 .

Как установлено в требованиях к содержанию соглашения (см. выше), НМЦК определяется и обосновывается каждым заказчиком самостоятельно. Также по результатам совместного конкурса или аукциона контракт с победителем заключается каждым заказчиком отдельно. Таким образом, указанные полномочия не могут быть переданы организатору совместного конкурса или аукциона.

В свою очередь за организатором совместного конкурса или аукциона «по умолчанию» закрепляется полномочие по утверждению состава комиссии по осуществлению закупок, в которую включаются представители сторон соглашения пропорционально объему закупок, осуществляемых каждым заказчиком, в общем объеме закупок, если иное не предусмотрено соглашением. Кроме того, согласно установленным правилам организатор конкурса или аукциона в обязательном порядке выполняет следующие действия:

  1. Разрабатывает и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, разрабатывает и направляет приглашение принять участие в закрытом конкурсе или аукционе, а также разрабатывает и утверждает конкурсную или аукционную документацию. При этом НМЦК, указываемая в таких извещении, приглашении и документации по каждому лоту, определяется как сумма НМЦК каждого заказчика, а обоснование такой цены содержит обоснование НМЦК каждого заказчика.
  2. Предоставляет документацию заинтересованным лицам.
  3. Предоставляет разъяснения положений документации.
  4. При необходимости вносит изменения в извещение об осуществлении закупки и (или) документацию.
  5. Осуществляет размещение в ЕИС в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено 44-ФЗ при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) - здесь имеются в виду соответствующие протоколы и т.д.
  6. Направляет копии протоколов, составленных в ходе проведения совместного конкурса или аукциона, каждой стороне соглашения не позднее дня, следующего за днем подписания указанных протоколов, а также в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в установленных случаях.
  7. Осуществляет иные полномочия, переданные ему соглашением.

Также действует норма, согласно которой стороны заключенного соглашения несут расходы на проведение совместных конкурса или аукциона пропорционально доле НМЦК каждого заказчика в общей сумме НМЦК, в целях заключения которых проводятся совместные конкурс или аукцион. Например, ничто не запрещает организатору конкурса или аукциона привлечь к их организации специализированную организацию 5 , но в этом случае расходы по ее привлечению должны указанным образом нести все заказчики.

Отметим, что эта же норма имеет отношение и к ситуации, когда победитель совместного конкурса или аукциона может быть признан уклонившимся от заключения контракта, и заказчикам нужно будет как-то «делить между собой» обеспечение заявки. Согласно позиции Минэкономразвития РФ при проведении совместных аукционов, если победитель аукциона признан уклонившимся от заключения контракта, его денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки, перечисляются на счета, которые указаны заказчиками, пропорционально доле НМЦК каждого заказчика в общей сумме НМЦК 6 .

Наконец, при признании совместного конкурса или аукциона несостоявшимся в случаях, установленных 44-ФЗ, принятие решения о заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и согласование такого решения осуществляется заказчиками самостоятельно 7 .

Практика проведения совместных конкурсов и аукционов

Для наглядности рассмотрим несколько случаев проведения совместных закупок по 44-ФЗ из практики (на материале, доступном для ознакомления в ЕИС).

В январе 2017 г. государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Башкортостан «Городская больница № 1 города Октябрьский» провело совместный электронный аукцион для закупки лекарственного средства (алтеплаза) 8 . Помимо данного организатора аукциона заказчиками являлись еще три центральных районных больницы различных территорий республики. Каждый из четырех заказчиков закупал от 6 до 18 флаконов указанного лекарственного средства, НМЦК отдельных заказчиков составляла от 165 до 495 тыс. руб., а общая НМЦК - 1 млн 320 тыс. руб. Условия закупки были едиными в отношении всех заказчиков за исключением сроков поставки. На участие в аукционе заявилось три поставщика, два из которых были допущены к участию. В результате победителем стал участник, предложивший наименьшую цену контракта (1 млн 141 тыс. руб.), именно с ним каждый из заказчиков заключил отдельный контракт на поставку необходимого ему объема лекарственного средства.

Совместные закупки могут осуществляться и на гораздо меньшие суммы. Например, в декабре 2016 г. государственное бюджетное учреждение Ростовской области «Центр медицинской реабилитации № 1» (г. Таганрог) в качестве организатора закупки и одного из заказчиков провело совместный электронный аукцион для приобретения услуг по индивидуальному дозиметрическому контролю персонала 9 . Остальными заказчиками были еще два областных государственных учреждения здравоохранения. НМЦК отдельных заказчиков составляла от 20 до 56 тыс. руб., а общая НМЦК - 129 тыс. руб. Условия закупки были едиными в отношении всех заказчиков (естественно, за исключением объема закупаемой услуги). Примечательно, что в аукционной документации организатор торгов не стал относить себя к заказчикам (речь в документации идет только о заказчике № 1 и № 2), однако, отдельную НМЦК в отношении себя он указал, что говорит о том, что ему следовало бы и себя тоже официально называть заказчиком. На участие в аукционе была подана заявка только от одного участника, с ним и было заключено три контракта по ценам, равным установленным НМЦК. Бывают и совсем мелкие совместные закупки - так, например, в октябре 2016 г. муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская поликлиника № 5 г. Шахты Ростовской области» для своих нужд, а также для нужд еще 2 заказчиков (городские учреждения здравоохранения) провело совместный электронный аукцион по закупке медицинской ваты с общей НМЦК в размере всего 62 тыс. руб., причем самая малая НМЦК одного из заказчиков была всего 13 тыс. руб. 10 . Правда, нельзя не отметить, что проведение аукциона в данном случае привело к заметной сравнительной экономии: контракты с его победителем были заключены заказчиками на общую сумму, в два раза меньшую, чем общая НМЦК - на 30 тыс. руб.

Заказчиков при совместных закупках может быть и много. Например, в роли заказчиков при проведении совместного электронного аукциона для закупки дезинфицирующих средств в декабре 2016 - январе 2017 г. выступили девять государственных учреждений здравоохранения Московской области, включая и организатора аукциона - Чеховскую районную больницу № 2 11 . Разлет НМЦК отдельных заказчиков здесь тоже был весьма велик - от 64 тыс. до 1,6 млн руб., общая же НМЦК составляла почти 4,5 млн руб.

Вообще, практика проведения совместных закупок чаще всего встречается именно в отрасли здравоохранения. Хотя есть она и в других отраслях. Например, в декабре 2016 г. в Санкт-Петербурге совместный электронный аукцион для закупки сервисного обслуживания оборудования очистки воды проводился одним из городских лицеев, а еще двумя заказчиками были другой лицей и детский сад 12 . Причем отметим, что эта закупка предусматривала участие только субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Обратим внимание, что при проведении совместного аукциона обеспечение заявки вносится участником аукциона одной суммой на счет оператора электронной площадки исходя из общей НМЦК. А вот что касается обеспечения контракта, то здесь уже победитель аукциона предоставляет такое обеспечение каждому заказчику отдельно - либо посредством банковской гарантии, либо путем внесения денежных средств на счета заказчиков, указанные в аукционной документации. И расчет суммы обеспечения тут уже идет от НМЦК каждого отдельного заказчика.

Автору статьи не удалось обнаружить в ЕИС примеров проведения совместных конкурсов. По всей видимости те заказчики, которые практикуют совместные закупки, не склонны объединяться друг с другом для того, чтобы осуществлять закупки, где критериями оценки заявок являются не только ценовые (как при аукционе), но и качественные характеристики ТРУ. Такие характеристики могут быть весьма индивидуальны для каждого отдельного заказчика.

1 Ст. 25 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1088 «Об утверждении Правил проведения совместных конкурсов и аукционов».

2 Ч. 2 ст. 72 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3 В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1088 «Об утверждении Правил проведения совместных конкурсов и аукционов».

4 Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 № 553 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд», Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 № 554 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также о требованиях к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг».

5 В соответствии со ст. 40 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

6 См. Письмо Минэкономразвития России от 25.02.2015 № Д28и-443, Письмо Минэкономразвития России от 30.10.2015 № Д28и-3146.

7 В соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 31.03.2015 № 189 «Об утверждении Порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и Порядка согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».

8 www.zakupki.gov.ru - закупка № 0301300280716001197.

9 www.zakupki.gov.ru - закупка № 0358200019316000192

10 www.zakupki.gov.ru - закупка № 0358300397716000026.

11 www.zakupki.gov.ru - закупка № 0348300364716000105.

12 www.zakupki.gov.ru - закупка № 0372200042216000038.

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 05.04.13 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ). В связи с этим Правительство РФ приняло ряд постановлений, которые касаются действий заказчиков при осуществлении закупок в рамках нового закона. (ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 28.11.13 № 1088)

Нормативная база

В соответствии с частью 5 статьи 25 Закона № 44-ФЗ постановление Правительства РФ от 28.11.13 № 1088 «Об утверждении Правил проведения совместных конкурсов и аукционов» (далее - постановление № 1088) регулирует вопросы организации и проведения совместных конкурсов и аукционов.

В связи с принятием нового постановления утратили силу постановления Правительства РФ от 05.10.07 № 647 «О внесении изменений в Положение о взаимодействии государственных и муниципальных заказчиков, органов, уполномоченных на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, при проведении совместных торгов» и от 27.10.06 № 631 «Об утверждении Положения о взаимодействии государственных и муниципальных заказчиков, органов, уполномоченных на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, при проведении совместных торгов».

Постановление № 1088 вступило в силу 1 января 2014 года, за исключением пункта 4, который начнет действовать с 1 января 2015 года.

Условия проведения совместных конкурсов и аукционов

Согласно пункту 1 постановления № 1088, заказчики вправе назначать совместные конкурсы и аукционы при наличии у двух и более заказчиков потребности в одних и тех же товарах, работах, услугах. Для этого они должны заключить между собой соглашение о проведении совместного конкурса или аукциона до утверждения конкурсной документации или документации об аукционе. Соглашение должно содержать информацию, указанную в части 2 статьи 25 Закона № 44-ФЗ. А именно:

1) информацию о сторонах соглашения;

2) сведения об объекте закупки и о предполагаемом объеме закупки, в отношении которой проводится совместный конкурс или совместный аукцион;

3) начальную (максимальную) цену контракта или контрактов и обоснование такой цены;

4) права, обязанности и ответственность сторон соглашения;

5) данные об организаторе такого конкурса или аукциона, в том числе перечень полномочий, переданных указанному организатору сторонами соглашения;

6) порядок и срок формирования комиссии по осуществлению закупок, регламент работы такой комиссии;

7) порядок и сроки разработки и утверждения документации о закупке;

8) примерные сроки проведения конкурса или аукциона;

9) порядок оплаты расходов, связанных с организацией и проведением совместного конкурса или аукциона;

10) срок действия соглашения;

11) порядок рассмотрения возникающих споров;

12) иную информацию, определяющую взаимоотношения сторон соглашения при проведении конкурса или аукциона.

После подписания соглашения заказчики вносят в план-график сведения о наименовании организатора совместного конкурса или аукциона.

Организация торгов

За организацию и проведение совместного конкурса или аукциона отвечает организатор, которому другие заказчики передают на основании соглашения часть своих полномочий.

Для проведения совместного конкурса или аукциона организатор должен утвердить состав комиссии по осуществлению закупок, в которую включаются представители сторон соглашения пропорционально объему закупок, производимых каждым заказчиком, в общем объеме закупок. А также разместить в единой информационной системе в сфере закупок извещение об осуществлении закупки или направить приглашение принять участие в конкурсе или аукционе.

Кроме вышеперечисленных функций, на организатора также возложены обязанности по разработке и утверждению документации, подготовленной в соответствии с Законом № 44-ФЗ, предоставлению ее заинтересованным лицам, предоставлению разъяснения положений документации, внесению изменений в извещение об осуществлении закупки и (или) документацию.

Согласно подпункту «б» пункта 6 постановления № 1088, начальная (максимальная) цена, указываемая в извещении, приглашении и документации по каждому лоту, определяется как сумма начальных (максимальных) цен контрактов каждого заказчика. При этом обоснование такой цены содержит обоснование начальных (максимальных) цен контрактов каждого заказчика.

При определении поставщика (подрядчика или исполнителя) организатор обязан разместить информацию и документы, предусмотренные Законом № 44-ФЗ, в единой информационной системе в сфере закупок.

После проведения совместного конкурса или аукциона он должен направить копии протоколов каждой стороне соглашения не позднее дня, следующего за днем подписания указанных протоколов, а также в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в установленных Законом № 44-ФЗ случаях.

Расходы на проведение конкурса или аукциона

Согласно пункту 7 постановления № 1088, расходы на проведение совместного конкурса или аукциона стороны соглашения несут пропорционально доле начальной (максимальной) цены контракта каждого заказчика в общей сумме начальных (максимальных) цен контрактов, в целях заключения которых проводится совместный конкурс или аукцион. Контракт с победителем каждый заказчик заключает самостоятельно.

Если совместный конкурс или аукцион признан несостоявшимся в случаях, установленных Законом № 44-ФЗ, то принятие решения о заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и согласование такого решения осуществляется заказчиками самостоятельно.

1. При осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком.

2. Организатором совместных конкурса или аукциона выступает уполномоченный орган, уполномоченное учреждение в случае наделения их полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона либо один из заказчиков, если таким уполномоченному органу, уполномоченному учреждению либо заказчику другие заказчики передали на основании соглашения часть своих полномочий на организацию и проведение совместных конкурса или аукциона. Указанное соглашение должно содержать:

1) информацию о сторонах соглашения;

(Пункт 1.1 части 2 статьи 25 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2015 г. )

1.1) идентификационный код закупки;

3) начальные (максимальные) цены контрактов каждого заказчика и обоснование таких цен соответствующим заказчиком;

4) права, обязанности и ответственность сторон соглашения;

6) порядок и срок формирования комиссии по осуществлению закупок, регламент работы такой комиссии;

10) срок действия соглашения;

11) порядок рассмотрения споров;

12) иную информацию, определяющую взаимоотношения сторон соглашения при проведении совместных конкурса или аукциона.

3. Организатор совместных конкурса или аукциона утверждает состав комиссии по осуществлению закупок, в которую включаются представители сторон соглашения пропорционально объему закупок, осуществляемых каждым заказчиком, в общем объеме закупок, если иное не предусмотрено соглашением.

4. Стороны соглашения несут расходы на проведение совместных конкурса или аукциона пропорционально доле начальной (максимальной) цены контракта каждого заказчика в общей сумме начальных (максимальных) цен контрактов, в целях заключения которых проводятся совместные конкурс или аукцион.

5. Порядок проведения совместных конкурсов и аукционов устанавливается Правительством Российской Федерации.

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 05.04.13 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ). В связи с этим Правительство РФ приняло ряд постановлений, которые касаются действий заказчиков при осуществлении закупок в рамках нового закона. (Постановление Правительства РФ от 28.11.13 № 1088)

Нормативная база

В соответствии с частью 5 статьи 25 Закона № 44-ФЗ постановление Правительства РФ от 28.11.13 № 1088 «Об утверждении Правил проведения совместных конкурсов и аукционов» (далее - постановление № 1088) регулирует вопросы организации и проведения совместных конкурсов и аукционов.

В связи с принятием нового постановления утратили силу постановления Правительства РФ от 05.10.07 № 647 «О внесении изменений в Положение о взаимодействии государственных и муниципальных заказчиков, органов, уполномоченных на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, при проведении совместных торгов» и от 27.10.06 № 631 «Об утверждении Положения о взаимодействии государственных и муниципальных заказчиков, органов, уполномоченных на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, при проведении совместных торгов».

Постановление № 1088 вступило в силу 1 января 2014 года, за исключением пункта 4, который начнет действовать с 1 января 2015 года.

Условия проведения совместных конкурсов и аукционов

Согласно пункту 1 постановления № 1088, заказчики вправе назначать совместные конкурсы и аукционы при наличии у двух и более з-аказчиков потребности в одних и тех же товарах, работах, услугах. Для этого они должны заключить между собой соглашение о проведении совместного конкурса или аукциона до утверждения конкурсной документации или документации об аукционе. Соглашение должно содержать информацию, указанную в части 2 статьи 25 Закона № 44 ФЗ. А именно:

1) информацию о сторонах соглашения;

2) сведения об объекте закупки и о предполагаемом объеме закупки, в отношении которой проводится совместный конкурс или совместный аукцион;

3) начальную (максимальную) цену контракта или контрактов и обос-нование такой цены;

4) права, обязанности и ответст-венность сторон соглашения;

5) данные об организаторе такого конкурса или аукциона, в том числе перечень полномочий, переданных указанному организатору сторонами соглашения;

6) порядок и срок формирования комиссии по осуществлению закупок, регламент работы такой ко-миссии;

7) порядок и сроки разработки и утверждения документации о закупке;

8) примерные сроки проведения конкурса или аукциона;

9) порядок оплаты расходов, связанных с организацией и проведением совместного конкурса или аукциона;

10) срок действия соглашения;

11) порядок рассмотрения возникающих споров;

12) иную информацию, определяющую взаимоотношения сторон соглашения при проведении конкурса или аукциона.

После подписания соглашения заказчики вносят в план-график сведения о наименовании организатора совместного конкурса или аукциона.

Организация торгов

За организацию и проведение совместного конкурса или аукциона отвечает организатор, которому другие заказчики передают на основании соглашения часть своих полномочий.

Для проведения совместного конкурса или аукциона организатор должен утвердить состав комиссии по осуществлению закупок, в которую включаются представители сторон соглашения пропорционально объему закупок, производимых каждым заказчиком, в общем объеме закупок. А также разместить в единой информационной системе в сфере закупок извещение об осуществлении закупки или направить приглашение принять участие в конкурсе или аукционе.

Кроме вышеперечисленных функций, на организатора также возложены обязанности по разработке и утверждению документации, подготовленной в соответствии с Законом № 44-ФЗ, предоставлению ее за-интересованным лицам, предоставлению разъяснения положений документации, внесению изменений в извещение об осуществлении закупки и (или) документацию.

Согласно подпункту «б» пункта 6 постановления № 1088, начальная (максимальная) цена, указываемая в извещении, приглашении и документации по каждому лоту, определяется как сумма начальных (максимальных) цен контрактов каждого заказчика. При этом обоснование такой цены содержит обоснование начальных (максимальных) цен контрактов каждого заказчика.

При определении поставщика (подрядчика или исполнителя) организатор обязан разместить информацию и документы, предусмотренные Законом № 44-ФЗ, в единой информационной системе в сфере закупок.

После проведения совместного конкурса или аукциона он должен направить копии протоколов каждой стороне соглашения не позднее дня, следующего за днем подписания указанных протоколов, а также в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в установленных Законом № 44-ФЗ случаях.

Расходы на проведение конкурса или аукциона

Согласно пункту 7 постановления № 1088, расходы на проведение совместного конкурса или аукциона стороны соглашения несут пропорционально доле начальной (максимальной) цены контракта каждого заказчика в общей сумме начальных (максимальных) цен контрактов, в целях заключения которых проводится совместный конкурс или аукцион. Контракт с победителем каждый заказчик заключает самостоятельно.

Если совместный конкурс или аукцион признан несостоявшимся в случаях, установленных Законом № 44 ФЗ, то принятие решения о заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и согласование такого решения осуществляется заказчиками самостоятельно.

Выбор редакции
Между подлежащим (группой подлежащего) и сказуемым (группой сказуемого) из всех знаков препинания употребляется только тире. ставится на...

В русском языке существуют особенные части речи, примыкающие к существительному или глаголу. Некоторые языковеды считают их особыми...

Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны?Ъ и ЬТвердый и...

Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны? Ъ и Ь Твердый и...
Наршараб – это кисло-сладкий гранатовый соус – один из знаменитых ингредиентов кавказской кулинарии. Он легко станет любимым продуктом и...
Пикантную закуску можно приготовить для праздника или встречи гостей. Приготовление: Отрежьте ножки от шляпок, посолите их и обжарьте на...
Иметь много денег – приятно. Но к чему снятся деньги? К чему снится мелочь? Стоит разобраться. К чему снится мелочь – основное...
Этот способ приготовления болгарского перца давным-давно привезла моя мама из Молдавии - так тогда называлась Молдова, входящая в состав...
Ароматные сладкие перцы, запечённые в духовке, а потом протушенные с соусом. Вкуснейший овощной гимн лету!Европейская Ингредиенты 1 кг...