Предыдущее. Характеристика героев в пьесе «Гроза Гроза сравнительная характеристика катерины и кабанихи


Известный русский драматург Александр Островский внес значительный вклад в классическую литературу и национальную драматургию. Его пьеса «Гроза» вызвала широкий резонанс в обществе. В частности, литературные критики Добролюбов и Писарев по-своему определили внутреннюю сущность главной героини - Катерины Кабановой.

Женские образы «Грозы» Островского

Эта пьеса вот уже полтора века украшает афиши театров России и мира. Женские образы Островского являются настоящей творческой находкой автора. О них и пойдет речь в данной статье.

В доме богатой купчихи города Калинов - Марфы Игнатьевны Кабановой - проживают две молодые женщины: Варвара и Катерина. Сравнительная характеристика их является темой данной статьи. Варвара Кабанова - дочь Кабанихи (как в городе зовут купчиху). Катерина Кабанова - невестка Марфы Игнатьевны, она замужем за Тихоном Кабановым.

Катерину воспитали любящие родители

Детство и взросление этих двух женщин происходило совершенно по-разному и в совершенно различных семьях. в воспитании героинь пьесы дает основание утверждать: диаметрально разные (несмотря на схожесть в возрасте) Варвара и Катерина. детских лет дает понять, что второй девушке жилось куда легче.

Катины родители любили дочь и не утруждали ее работой. Матушка в ней. Девочка была похожа на ангела, одухотворенность превращала ее во всеобщую любимицу. В родительском доме было море цветов, царила радостная, одухотворенная патриархальная обстановка. Матушка привечала странниц, богомолок. Поэтично повествует о настоящих русских обычаях в своем произведении Островский («Гроза»). Катерина воспитывалась в духе Матушка наивно полагала, что воспитанное в дочери богатство души непременно принесет ей счастье в любви и в семье. К ее радости Тихон, супруг Катерины, оказался из зажиточной семьи. А это, по мнению тещи, гарантировало счастливую семейную жизнь. Поэтому на беду дочери она решила не надоедать своей свахе визитами. И как же ошибалась!

Немилосердные устои семьи Варвары

К сожалению, восторженная религиозность, романтизм и искренность девушки в лишенном любви, уважения и милосердия доме Кабановых сделали ее уязвимой. По-разному себя чувствовали Варвара и Катерина. Сравнительная характеристика героинь обнажает ранимость Кати и ее незащищенность в отличие от Вареньки, выросшей в тлетворной атмосфере «темного царства».

Варвара, судя по ее откровениям, претерпела эти испытания ранее. Она с детства уже испытала нелюбовь, неискренность, жестокость, насаждаемые в доме маменьки. И сломалась. Варенька сделала свой выбор, навсегда предав детские идеалы. Какова ее позиция теперь? Притворное послушание маменьке, а на самом деле - презрение к ней и к своему брату-пьянице и как отдушина - потакание своим желаниям. Тайно она встречается с Кудряшом, приказчиком купца Дикого, не считая это позором для семьи. «Главное, - говорит она, - чтобы все было шито-крыто!»

Домашний диктат Марфы Кабановой

Итак, под одной негостеприимной крышей живут две молодые женщины: Варвара и Катерина. Сравнительная характеристика показывает совершенно различный уровень, если так можно сказать, приспособленчества. Катерина, вначале влюбленная в доброго, но бесхарактерного Тихона, окончательно разочаровывается в нем. На поверку он - маменькин сынок. Свекровь же оказывается настоящим монстром по отношению ко всем домашним и особенно к Катерине. Причина такого отношения в том, что невестка - единственная в доме, кто пытается высказывать свое мнение. В то время как Тихон полностью подчинен маменьке, Варенька привычно производит видимость, что подчинена.

Марфа Игнатьевна Кабанова хитра и немилосердна. Она ест поедом домашних, щедро сыпя в их адрес обвинениями о неуважении к старшим. Кабаниха постоянно твердит о правилах, вынуждая невестку встречать мужа поклоном и т. д.

Символично назвал свое - «Гроза». Катерина, образно говоря, постоянно ощущает на себе тяжелые нелюбви в доме Кабановых.

Разница в осознании измены Варей и Катей

Сюжет пьесы ведет нас к кульминации. Однажды Катерина в сердцах по неосторожности высказала желание отдохнуть на природе да покататься в лодке. Варвара же восприняла слова золовки по-своему. Она и стала инициатором свиданий Катерины с Борисом в силу своего разумения ситуации. А когда ее золовка колебалась: идти или нет, то подтолкнула ее именно Варвара. Характеристика («Гроза» в подробностях раскрывает это) действительно рокового, опрометчивого поступка совершенно разная в понимании Катерины и Вареньки.

По мнению дочери Кабанихи, ничего особенного не произошло. Совершена небольшая, но допустимая подлость. Причем никто посторонний о ней не узнал, так что все нормально. Однако по-другому считает ее впечатлительная золовка. Разразившаяся гроза пугает супругу, изменившую Тихону. А кликушество безумной барыни вводит ее в состояние ужаса. Несмотря на увещевания Вареньки и ее попытки успокоить подругу Катя принимает решение и признается в измене мужу.

Трагедия

Что ее ожидает после этого? Немилосердная Кабаниха безудержно злословит и вынуждает Тихона избить жену. По привычке молчит Варвара. Характеристика («Гроза» наконец доходит до апогея) подлости Бориса вводит читателя в состояние перегруженного компьютера. Мы ведь понимаем, на что он обрекает доверившуюся ему женщину в патриархальном обществе! На травлю до конца жизни.

Катерина, осознает, что немилосердная Кабаниха теперь ее уж точно замучит и выражает свой протест "темному царству" самым радикальным образом - суицидом. Варенька же открыто обвиняет свою мать в подстрекании невестки к самоубийству и после этого тайно сбегает из дому. Тихон с горя идет в запой. Семья Кабанихи рухнула, однако Марфа Игнатьевна не изменила своим взглядам - насаждать «темное царство».

С огромным успехом зрителем была принята «Гроза». Катерина и Варвара - два блестящих женских образа, демонстрирующих два различных способа бегства от «темного царства», были оценены критикой по достоинству. Впечатлительная и импульсивная Катя, несомненно, поступила опрометчиво. В то же время поступок Вареньки, оставившей Калинов вместе со своим другом Кудряшом, вызывает уважение. Она первый раз в жизни поступает честно, предпочитая свободу сытому прозябанию. И, возможно, проживет далее достойную жизнь.

Заключение

Характеристика Варвары и Катерины в пьесе Александра Островского «Гроза» вот уже полтора века дается в различных оттенках и нюансах актерами и режиссерами. Однако всегда эти героини выглядят ярко, нетривиально. В этом и заключается величие настоящего драматурга - создать творческий контент самого высокого уровня. Так два тысячелетия назад писал римлянин Гораций, так пятьсот лет назад работал британец Шекспир. Так в позапрошлом веке творил Александр Островский. Его женские образы из пьесы «Гроза» действительно актуальны во все времена!

Катерина внешне хрупкая, нежная и открытая для чувств молодая женщина, вовсе не такая беззащитная, как кажется на первый взгляд. Внутри она сильная, она является борцом против этого «тёмного царства». Катерина – это девушка, которая способна постоять за себя, которая способна на многое ради своей любви. Но она одинока в этом мире, и ей тяжело, поэтому она ищет опору. Опору, как ей кажется, она находит в Борисе. И она всячески стремится к нему, несмотря ни на что. Она выбрала его, потому что Борис выделялся из всех молодых людей в этом городе, а ещё у них обоих была схожая ситуация. Но в финале Борис отказывается от неё, и она остаётся одна против «тёмного царства» смириться и вернуться в дом Кабанихи значило не быть самой собой. Самоубийство – это один единственный выход. Катерина уходит из жизни, потому что не приемлет этот мир – мир Кабанихи, Дикого, Тихона и Бориса. Кабаниха же совершенно другой человек, она антипод Катерины.

Её полностью устраивает тот мир, в котором она живёт. Ей никто не смел никогда перечить, но тут появляется Катерина, не желающая мириться с грубостью, хамством и жестокостью Кабанихи. И поэтому Катерина, с её чувством собственного достоинства, постоянно раздражает Кабаниху. Между Катериной и Кабанихой назревает конфликт. Конфликт этот не доходит до взрыва, пока не было тому причин. А причиной становится признание Катерины в измене мужу. И Катерина понимает, что после этого жизнь её закончена, ведь Кабаниха тогда совсем затиранит её. И она решается на самоубийство. После смерти Катерины Кабаниха остаётся удовлетворённой, ведь теперь ей никто не будет противостоять. Смерть Катерины – это своеобразный протест против этого мира, мира лжи и лицемерия, к которому она никогда бы не смогла привыкнуть.

Но в Катерине и Кабанихе есть что-то общее, ведь они обе способны постоять за себя, обе не желают мириться с унижением и оскорблением, у обоих сильный характер. Но нежелание быть униженной и оскорблённой у них проявляются по-разному. Катерина никогда не ответит на грубость грубостью. Кабаниха же, напротив, всячески будет стараться унизить, обидеть, затиранить человека, который что-либо скажет неприятное в её сторону.

Катерина и Кабаниха различны в отношении к богу. Если чувство к богу у Катерины – это что-то светлое, святое, неприкосновенное и наивысшее, то у Кабанихи – это только внешнее, поверхностное чувство. Даже походы в церковь для Кабанихи – это только для того, чтобы произвести впечатление набожной дамы на окружающих.
Наиболее подходящее сравнение Катерины и Кабанихи является что-то светлое и что-то тёмное, где светлым является Катерина, а тёмным – Кабаниха. Катерина – это лучик света в «тёмном царстве». Но этого «лучика» на столько не хватает, чтобы осветить эту мглу, что в конце концов он вообще затухает.

Душевная дряблость героя и нравственная щедрость героини наиболее очевидны в сцене их последнего свидания. Тщетны надежды Катерины: «Еще кабы с ним жить, может быть, радость бы какую-нибудь я и видела». «Кабы», «может быть», «какую-нибудь»... Слабое утешение! Но и тут она находит силы думать не о себе. Это Катерина просит у любимого прощения за причиненные ему тревоги. Борису же и в голову такое прийти не может. Где уж там спасти, даже пожалеть Катерину он толком не сумеет: «Кто ж это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой! Лучше б бежать мне тогда!» Но разве не напоминала Борису о расплате за любовь к замужней женщине народная песня, исполняемая Кудряшом, разве не предупреждал его об этом же Кудряш: «Эх, Борис Григорьич, бросить надоть!.. Ведь это, значит, вы ее совсем загубить хотите...» А сама Катерина во время поэтических ночей на Волге разве не об этом Борису говорила? Увы, герой ничего этого просто не услышал.

Добролюбов проникновенно увидел в конфликте «Грозы» эпохальный смысл, а в характере Катерины — «новую фазу нашей народной жизни». Но, идеализируя в духе популярных тогда идей женской эмансипации свободную любовь, он обеднил нравственную глубину характера Катерины. Колебания героини, полюбившей Бориса, горение ее совести Добролюбов счел «невежеством бедной женщины, не получившей теоретического образования». Долг, верность, совестливость со свойственным революционной демократии максимализмом были объявлены «предрассудками», «искусственными комбинациями», «условными наставлениями старой морали», «старой ветошью». Получалось, что Добролюбов смотрел на любовь Катерины так же не по-русски легко, как и Борис.

Объясняя причины всенародного покаяния героини, не будем повторять вслед за Добролюбовым слова о «суеверии», «невежестве», «религиозных предрассудках». Не увидим в «страхе» Катерины трусость и боязнь внешнего наказания. Ведь такой взгляд превращает героиню в жертву темного царства Кабаних. Подлинный источник покаяния героини в другом: в ее чуткой совестливости. «Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми. Мне умереть не страшно, а как я подумаю, что вдруг явлюсь перед Богом такая, какая я здесь с тобой, после этого разговору-то, вот что страшно». «У меня уж очень сердце болит»,— говорит Катерина в минуту признания. «В ком есть страх, в том есть и Бог»,— вторит ей народная мудрость. «Страх» искони понимался русским народом как обостренное нравственное самосознание.

В «Толковом словаре В. И. Даля «страх» толкуется как «сознание нравственной ответственности». Такое определение соответствует душевному состоянию героини. В отличие от Кабанихи, Феклуши и других героев «Грозы», «страх» Катерины — внутренний голос ее совести. Грозу Катерина воспринимает как избранница: совершающееся в ее душе сродни тому, что творится в грозовых небесах. Тут не рабство, тут равенство. Катерина равно героична как в страстном и безоглядном любовном увлечении, так и в глубоко совестливом всенародном покаянии. «Какая совесть!.. Какая могучая славянская совесть!.. Какая нравственная сила... Какие огромные, возвышенные стремления, полные могущества и красоты»,— писал о Катерине — Стрепетовой в сцене покаяния В. М. Дорошевич. А С. В. Максимов рассказывал, как ему довелось сидеть рядом с Островским во время первого представления «Грозы» с Никулиной-Косицкой в роли Катерины. Островский смотрел драму молча, углубленный в себя. Но в той «патетической сцене, когда Катерина, терзаемая угрызениями совести, бросается в ноги мужу и свекрови, каясь в своем грехе, Островский весь бледный шептал: «Это не я, не я: это — Бог!» Островский, очевидно, сам не верил, что он смог написать такую потрясающую сцену». Пора и нам по достоинству оценить не только любовный, но и покаянный порыв Катерины. Пройдя через грозовые испытания, героиня нравственно очищается и покидает этот греховный мир с сознанием своей правоты: «Кто любит, тот будет молиться».

«Смерть по грехам страшна»,— говорят в народе. И если Катерина смерти не боится, то грехи искуплены. Ее уход возвращает нас к началу трагедии. Смерть освящается той же полнокровной и жизнелюбивой религиозностью, которая с детских лет вошла в душу героини. «Под деревцом могилушка... Солнышко ее греет... птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут...»

Катерина умирает удивительно. Ее смерть — это последняя вспышка одухотворенной любви к Божьему миру: к деревьям, птицам, цветам и травам. Монолог о могилушке — проснувшиеся метафоры, народная мифология с ее верой в бессмертие. Человек, умирая, превращается в дерево, растущее на могиле, или в птицу, вьющую гнездо в его ветвях, или в цветок, дарящий улыбку прохожим,— таковы постоянные мотивы народных песен о смерти. Уходя, Катерина сохраняет все признаки, которые, согласно народному поверью, отличали святого: она и мертвая, как живая. «А точно, ребята, как живая! Только на виске маленькая ранка, и одна только, как есть одна, капелька крови».

Сравнение образов Катерины и Кабанихи

они обе не вспоминают. Только Кабаниха вся прикована к земле, все ее силы направлены на удержание, собирание, отстаивание уклада, она - блюститель окостеневшей формы патриархального мира. Жизнь она воспринимает как церемониал, и ей не просто не нужно, но и страшно подумать о давно исчезнувшем, отлетевшем духе этой формы. А Катерина воплощает дух этого мира, его мечту, его порыв. Катериной Островский показал, что и в окостенелом мире Калинова может возникнуть народный характер поразительной красоты и силы, вера которого - пусть и мрачная, истинно калиновская - все же основана на любви, па свободном мечтании о справедливости, красоте, какой-то высшей правде.

Для общей концепции пьесы очень важно, что Катерина, «луч света в темном царстве», по выражению Добролюбова, появилась не откуда-то из просторов другой жизни, другого исторического времени (ведь патриархальный Калинов и современная ему Москва, где кипит суета, или железная дорога, о которой рассказывает Феклуша, - это разное историческое время), а родилась, сформировалась в тех же калиновских условиях. Островский подробно говорит об этом уже в экспозиции пьесы, когда Катерина рассказывает Варваре о своей жизни в девичестве. Это один из самых поэтических монологов Катерины. Здесь нарисован идеальный вариант патриархальных отношений и патриархального мира вообще.

Главный мотив этого рассказа- мотив все пронизывающей взаимной любви. «Я жила, ни о чем не тужила, точно птичка на воле... Что хочу, бывало, то и делаю», - рассказывает Катерина. Но это была «воля», совершенно не вступавшая в противоречия с веками сложившимся укладом замкнутой жизни, весь круг которой ограничен домашней работой и религиозными мечтаниями. Это мир, в котором человеку не приходит в голову противопоставить себя общему, поскольку он еще и не отделяет себя от этой общности. А потому и нет здесь насилия, принуждения. Идиллическая гармония патриархальной семейной жизни осталась в очень отдаленном историческом прошлом, а в последующие века постулировалась в кодексе патриархальной морали, освященной религиозными представлениями. Катерина живет в эпоху, когда самый дух этой морали - гармония между отдельным человеком и нравственными представлениями среды - исчез и окостеневшая форма отношений держится на насилии и принуждении. Чуткая душа Катерины уловила это. Выслушав рассказ невестки о жизни до замужества, Варвара удивленно восклицает: «Да ведь и у нас то же самое». «Да здесь все как будто из-под неволи», - роняет Катерина и продолжает свой рассказ о поэтических переживаниях во время церковной службы, которую она так вдохновенно любила в девичестве.

Это смутное чувство, которое Катерина не может, конечно, объяснить рационалистически, - просыпающееся чувство личности. В душе героини оно, естественно, принимает не форму гражданского, общественного протеста - это было бы несообразно со всем складом понятий и всей сферой жизни купеческой жены - а форму индивидуальной, личной любви. В Катерине рождается и растет страсть, но это страсть в высшей степени одухотворенная, бесконечно далекая, от бездумного стремления к потаенным радостям. Проснувшееся чувство любви воспринимается Катериной как страшный, несмываемый грех, потому ЧТО любовь к чужому человеку для нее, замужней женщины, есть нарушение нравственного долга. Моральные заповеди патриархального мира для Катерины полны своего первозданного значения и смысла. Она всей душой хочет быть чистой и безупречной, ее нравственная требовательность к себе безгранична и бескомпромиссна. Уже осознав свою любовь к Борису, она изо всех сил стремится ей противостоять, но не находит опоры в этой борьбе.

«Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что», - признается она Варваре.

Для Катерины же форма и ритуал сами по себе не имеют значения- ей важна человеческая суть отношений.

Катерину отдали замуж молодой, судьбу ее решила семья, и она принимает это как вполне естественное, обычное дело. Она входит В семью Кабановых, готовая любить и почитать свекровь, заранее ожидая, что муж ее будет над ней властелином, но также и опорой, и защитой. По Тихон пи в какой мере не отвечает этой роли. Незлобивый и слабый человек, он мечется между суровыми требованиями матери и состраданием к жене. Тихон любит Катерину, но совсем не так, как по нормам идеальной патриархальной морали должен любить свою жену настоящий муж, ее естественный руководитель и защитник. И чувство Катерины к нему совсем не такое, какое она должна бы питать к нему по ее же собственным представлениям.

» богата на различные образы героев. Одними из главных героинь были Катерина и Марфа Кабанова. Эти женщины были абсолютной противоположностью друг друга. Они принадлежали к разным мирам, которые царили в Калинове.

Кабанова возглавляла «темное царство». Она была жестокой и черствой, властной и агрессивной. Катерина же, была мягкой и нежной натурой. Душа ее была чиста. Она не поддерживала господ из «темного царства», поэтому противостояла тому лицемерию и беспорядку, который царил вокруг.

Обе женщины живут в одной усадьбе и между ними постоянно разгораются конфликты. Свекровь и невестка не могли найти общий язык. постоянно угнетала и позорила свою невестку, и муж Катерины, тобишь, сын Кабанихи, ничего не мог с этим поделать. Но, Катерина только на первый взгляд была такой беззащитной. На самом деле, она оказалась самой сильной натурой среди всех персонажей пьесы.

Женщина идет по велению своего сердца и влюбляется в Бориса. Именно в нем она видит освобождение и спасение. Она любит его больше жизни.

К большому сожалению, Борис отличался от остальных особ «темного царства» лишь внешне. Внутри он оказался трусом и предателем. Возлюбленный Катерины не смог защитить обиженную женщину в самый тяжкий для нее момент. Без поддержки и опоры, Катерина решает покончить жизнь самоубийством. Это был единственный выход.

Кабаниха была рада такому исходу, ведь постоянно раздражала ее своей самостоятельностью и решительностью. Кабаниха невзлюбила Катерину за ее вольный и сводный дух.

В усадьбе Кабановых был установленный закон – все подчиняются Кабанихе, и никто не может и слова сказать против ее приказаний. А тут появляется Катерина, которая нарушает общественный устой усадьбы Кабановых. Кабаниха постоянно бранит и угнетает молодую женщину.

Признание Катерины про измену приводит Кабаниху в ярость, и она со всей своей гнусной натурой начинает издеваться над своей жертвой. Поэтому, самоубийство оказалось самым верным выходом в ситуации Катерины.

Если сравнивать образы двух женщин и далее, можно подметить, что у них совершенно разное отношение к Всевышнему. Кабаниха только лишь делает видимость богомольной дамы, холит в церковь лишь для того, чтобы произвести впечатление на окружающих. Катерина же, верит в Бога со светлыми мыслями и чувствами. Всевышний – это святость для молодой женщины.

Образы Катерины и Кабанихи можно сравнить со светом и со тьмой. Они совершенно противоположны. Светлый образ несет в себе добро и чистоту, а темный образ порождает злость, черствость и жестокость.

Пьеса А. Н. Островского «Гроза» была написана в 1859 году. События драмы происходят в купеческом городе Калинове, расположенном на берегу Волги, в первой половине девятнадцатого века. В произведении изображена затхлая атмосфера провинциального городка с ее грубостью, ханжеством, властью богатых. Вспомним знаменитую фразу Кулигина: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» Действие пьесы в основном разворачивается в купеческом доме Кабановых, где мы и знакомимся с главными героями пьесы. Глава этого семейства - Марфа Игнатьевна Кабанова. В доме вместе с ней проживает ее сын Тихон, дочь Варвара и невестка Катерина. Островский вводит нас в мир «темного царства», пытается показать характеры, взаимоотношения и законы, по которым живут люди в этом «темном царстве». Для того чтобы нагляднее показать эти законы и взаимоотношения, Островский противопоставляет двух героинь - Марфу Игнатьевну и Катерину.

Несмотря на то, что Марфа Игнатьевна и Катерина выросли и воспитывались в купеческих семьях, характеры их сформировались совершенно по-разному. В семье, где выросла Катерина, царили любовь и взаимопонимание. Об этом Катерина рассказывала сама: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю». Такое воспитание сформировало добрый и мягкий, но, несмотря на это, независимый характер. Вероятно, Марфа Игнатьевна воспитывалась в совершенно других условиях. Скорее всего, она уже с детства испытала на себе жестокость купеческих нравов, их несправедливость, где все было подчинено наживе - все это сформировало другой, нежели у Катерины, характер.

Натура Катерины очень поэтична. Даже в «темном царстве» (так-назвал купеческий мир критик Н. А. Добролюбов) она находит для себя нечто светлое, прекрасное. Например, в песнопениях и стихах странниц и богомолок, в природе, в церковном богослужении. Обладая большим воображением, она создала в своих снах светлый мир, где осуществляются ее мечты. Это мир, где «храмы золотые, сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса». Все это обогащает ее натуру, ее представления о мире.
Если Катерина человек впечатлительный, то Кабаниха, напротив, грубая и ограниченная натура. Она полностью доверяет «откровениям» Фек-луши, ее представление о мире складывается из этих рассказов. Марфа Игнатьевна верит рассказам про «огненного змея» и нечистую силу, про близкий конец света. Свои взаимоотношения с детьми она строит по законам власти. Кабаниха добивается полного подчинения со стороны детей. Она требует, чтобы невестка жила по тем же законам, что и все вокруг.

Но Катерина не хочет подчиняться этим законам, для нее главное во взаимоотношениях с людьми - это доверие, взаимопонимание и искренность. А в этом доме «все как будто из-под неволи». По словам Варвары, можно было делать, что хочешь, лишь бы все «шито да крыто было». Эту атмосферу лжи и лицемерия в доме создала сама Кабаниха. Вся эта покорность матери со стороны ее детей - это только видимость я ложь. Когда Марфа Игнатьевна читает Тихону наставления перед отъездом в Москву, тот соглашается с ней, хотя сам только и ждет, как бы уехать подальше и нагуляться вдоволь. И Катерине дает советы, чтобы она «мимо ушей пропускала», что мать говорит. А Катерина признается, что лгать она не умеет и притворяться не хочет. Но Кабаниха требует хотя бы видимого подчинения, заставляя Катерину выть на крыльце (чтобы видели соседи, как «убивается» жена по своему мужу). А когда Катерина обнимает мужа, Кабанова кричит: «Что на шее виснешь, бесстыдница, в ноги кланяйся!» Но ни одно из ее требований не продиктовано прихотью или капризом, она требует только неукоснительного соблюдения порядков, установленных обычаями и традициями, эти обычаи и традиции заменяют ей юридический закон, диктуют незыблемые моральные правила. Сходным образом относится к традициям и Катерина, для нее они, эти правила, - святое. Но в ее речи и поведении и в помине нет мертвенности Кабанихи, она очень эмоциональна, и традицию она тоже воспринимает лак нечто живое.

Искренность, неумение лгать и притворяться приводят Катерину к гибели. Она не может и не хочет скрывать свою любовь к Борису: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Если я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?»

Кабаниха не может ни понять, ни принять такого поведения Катерины. Она считает, что для невестки за это смерти мало. Даже когда Катерина уже была мертва, Марфа Игнатьевна не может простить ее, настолько она пропитана злобой. Рядом с этим жестокосердием натура Катерины кажется особенно мягкой, отзывчивой. Катерина заботится о нищих, а для бедных даже собиралась купить ткани, шить одежду и раздавать им. Она очень любит детей, называет их ангелами. Однако в этом «темном царстве» ее доброта, совестливость становятся ее бедой. Полюбив Бориса, она сталкивается с предательством. Борис оставляет ее здесь, не берет с собой, но она прощает его, потому что любовь ее самозабвенна. Катерина просит прощения у Бориса за то, что ему приходится уезжать из-за нее из города.

Кабанихе тоже ведомо чувство любви. Например, она говорит о своей любви к детям, но эта любовь очень эгоистична и приносит ее детям только несчастья. Тихон превратился в совершенно безвольное существо, а Варвара вынуждена бежать из дома.
Кабаниха уверена в незыблемости тех законов и порядков, которые она отстаивает. Она не может жить без этих старых порядков. «Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю»,-сетует она. Поэтому, когда в ее жизнь вторгается что-то новое, она пытается это новое либо уничтожить, либо преисполняется ненавистью к нему. Например, когда Феклуша рассказывает ей о новом изобретении - паровозе, она восклицает: «А меня хоть ты золотом осыпь, так я не поеду». Это новое, которого она так боится и ненавидит, вторгается в ее дом в образе Катерины и не хочет подчиняться тем правилам, по которым живет «темное царство».

И Тихон уже не так беспрекословно подчиняется своей матери. Виновницей всего этого Кабаниха считает Катерину, поэтому так ее и ненавидит. Катерина, в противоположность Кабанихе, понимает, что нельзя жить по тем законам, по которым живет «темное царство». Она старается всячески противиться этим правилам. Грубым упрекам и требованиям Кабанихи она противопоставляет чувство собственного достоинства. По словам Добролюбова, характер Катерины не бунтарский, а любящий, созидающий. Но он остается таким до тех пор, пока над ее чувством собственного достоинства не начинают издеваться, тогда она способна и на бунт. Любовь к Борису открыла ей глаза на мир. До поры до времени она «терпела» Кабаниху, потому что понимала, что если ей открыто противостоять, то будет еще хуже. Но потом она поняла, что лучше умереть, чем так жить. Простившись с Борисом, она решает, что ей делать дальше: «Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу... - все равно... И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны! Не пойду туда!»

Это любовь толкает ее на активный протест. Она решает броситься в Волгу. Для нее ужасна мысль, что ее могут вернуть домой насильно: «А поймают меня да воротят домой насильно... Ах, скорей, скорей!» Этот протест не вызывает у Кабанихи понимания, а только новую злобу. «Об ней плакать-то грех!» - восклицает она, глядя на мертвую Катерину.

Островский вводит в пьесу эти два абсолютно противоположных образа для того, чтобы показать, что «темное царство» не вечно. Появляются люди, способные противостоять этому миру. И чем больше таких людей, тем меньше вероятность того, что «темное царство» будет жить. Кабаниха боится всего нового, потому что она чувствует, что оно может разрушить те моральные устои, по которым Кабаниха жила всю жизнь, а вместе с ними и все «темное царство». На протяжении всей пьесы мы постоянно противопоставляем двух героинь. Кабаниха - это воплощение мертвящих начал бытия, а Катерина же представляет собой лучшие качества патриархальной жизни в их первозданной чистоте.


Страница: [ 1 ]
Выбор редакции
Александр Беляев Человек-амфибия (повести) Человек-амфибия ЧАСТЬ ПЕРВАЯ «МОРСКОЙ ДЬЯВОЛ» Наступила душная январская ночь аргентинского...

Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием для молодой страны Советов. Борьба с немецкими оккупантами была страшна и...

Лучшие лунные дни для смены места работы 10 лунный день: отлично Ближайший начнётся 20.08.2018 в 16:09. Десятый день лунных суток —...

Иметь частный бизнес – очень рискованное дело, ведь при его открытии никто точно не знает, будет он успешным или прогорит. Поэтому его...
Кадровая служба предприятия: делопроизводство, документооборот и нормативная база Гусятникова Дарья Ефимовна 2.5. Табель учета...
Табель учета определен постановлением Госкомстата №1 от 05.01.2004 (табель учета является обязательным для заполнения, но законом не...
Общая характеристика Жизнью людей, рожденных под этим знаком, управляет чувство красоты, гармонии и справедливости. Благодаря такту,...
Белое вино — означает романтичность натуры спящего и предвещает Вам неожиданный прилив больших наличных денег, что значительно улучшит...
Быстрый переход к толкованиямУ многих народов летучая мышь является символом интуиции. Если снится крылатый зверек, то сновидцу следует...