Презентации к урокам литературы. Конспект урока по литературе с мультимедийной презентацией.Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова.Отражение судьбы поэта в стихотворении Парус Урок-исследование по литературе


краткое содержание презентаций

Современный урок литературы

Слайдов: 10 Слов: 972 Звуков: 0 Эффектов: 61

Современный урок литературы. Цель урока. Тема урока. Угол зрения. Формирование типа правильной читательской деятельности. Три этапа работы с любым текстом. Структура урока. Образец проектирования урока литературного чтения. Анализ текста в 5-6 классах. Выбор итогового задания. - Современный урок литературы.ppt

Нетрадиционные уроки литературы

Слайдов: 15 Слов: 708 Звуков: 0 Эффектов: 2

Нетрадиционный урок как средство развития познавательной активности. Контингент обучающихся. Нетрадиционный урок. Ожидаемые результаты. Литература второй половины XIX века. Биографическая и творческая справка о Н.А.Некрасове. Биография Н.А. Некрасова. Осмысление лирики Н.А.Некрасова. Языковая организация поэмы. Биография. Личности. Неролевая игра. Дискуссия. Влияние нетрадиционного урока на эффективность обучения. Традиционный урок. - Нетрадиционные уроки литературы.ppt

Исследование по литературе

Слайдов: 23 Слов: 1378 Звуков: 0 Эффектов: 0

Организация творческих исследований учащихся. Литература. Исследовательская деятельность. Организация исследовательской деятельности школьников. Компоненты творческой способности личности. Подходы к изучению литературы. Педагогический результат. Этапы учебно-исследовательской деятельности. Методика исследования. Талантливый поэт. Типы творческих работ. Погружение в историко-литературный контекст. Работы. Художественный фильм. Семинары. Летописец. Художественная роль сна Обломова. Исследование. Исследование по литературе. Живая родословная. Темы сочинений. Методический аппарат учебника. - Исследование по литературе.pptx

Урок-исследование по литературе

Слайдов: 26 Слов: 590 Звуков: 0 Эффектов: 1

Библейская «Притча о сеятеле». Ратный подвиг. Раздолье. Удивительное дело. Притча. Поучительная история. Небольшой рассказ. Линии сравнения. Сеятель. Семя. Плод. Человек. Андрей Платонович Платонов. Каким видим писателя. Цветок. Наши дневниковые (устные) записи. Ключевые слова и выражения. Терпение и труд всё перетрут. Без хорошего труда нет плода. Не позволяй душе лениться. Подвиг есть сраженье. Плод в терпении. Урок-исследование по литературе. Твори добро. Урок-исследование по литературе. Интернет – ресурсы. - Урок-исследование по литературе.pptx

Интегрированные уроки литературы

Слайдов: 45 Слов: 1803 Звуков: 0 Эффектов: 87

Пути и возможности интеграции предметов гуманитарного цикла. Цели и задачи литературного образования сегодня. Задача по воспитанию личности. Интеграция с другими предметами. Возможности интеграции предметов гуманитарного цикла. Интеграция образовательных факторов. Важно вооружить учащихся арсеналом средств. Интегрированный подход. Литературный материал. Педагогическая направленность интеграции. Межпредметная интеграция. Объединение материала. Результаты. Интеграция «старых», классических предметов. Интеграция внутри уже существующего предмета. Литература. Программа интегрированного курса. - Интегрированные уроки литературы.ppt

Интеграция литературы и математики

Слайдов: 33 Слов: 2139 Звуков: 0 Эффектов: 0

УУД, которые формируются у ученика в процессе изучения литературного чтения. Формирование универсальных учебных действий. Формирование способности и готовности. Умение учиться. Универсальный характер учебных действий. Четыре блока. Регулятивные действия. Познавательные действия. Связь УУД с учебными предметами. Литературное чтение. Формирование УУД. Записки маленькой гимназистки. Фрагмент из произведения. М.Пришвин «Изобретатель». Отрывок из записей. Формирование эмоционально-личностной децентрации. Формирование эстетических ценностей. Название стихотворения. Творческая духовная деятельность. - Интеграция литературы и математики.ppt

Эйдос-конспект

Слайдов: 14 Слов: 640 Звуков: 0 Эффектов: 20

Форма организации исследовательского чтения. Исследовательская деятельность. Эйдос. Эйдос-конспект. Правое полушарие. Способ организации урока. Способ организации самостоятельной творческой деятельности. Образный рисунок. Урок изучения жизненного пути поэта. Солнце. Художественный анализ стихотворения. Местоимения. Поэт. Рефлексия. - Эйдос-конспект.ppt

Технологическая карта литературы

Слайдов: 27 Слов: 2267 Звуков: 0 Эффектов: 0

Проектирование конспекта урока литературы. Принципы организации работы. Пять основных компонентов. Технологическая карта. Этапы проектирования технологической карты. Этапы проектирования. Варианты формулировок целей. Уровень развития. Задачи урока. Пример постановки задач урока. Критерии достижения цели урока. Ожидаемые результаты. Пример формулировки критериев. Условия обеспечения учебной деятельности. Выделение этапов урока. Структура технологической карты. Фиксация затруднений в деятельности. Технологическая карта литературы. Построение проекта. Первичное закрепление. -

Глущевская Елена Владимировна
Учебное заведение: МОУ"СШ№62 г.Макеевка"
Краткое описание работы: Разработка урока литературы в 5 классе создана с целью: продолжить знакомство учащихся с личностью писателя, художника, знатока животных и его творчеством, проследить, как интерпретируется образ волка в народном творчестве и литературе; раскрыть историю создания рассказа «Лобо»; углублять навыки анализа эпического произведения, выразительного чтения и устной речи, развивать навыки логического мышления и поисковой деятельности; воспитывать любовь к природе, к животным

Сергазина Анар Амангельдиновна
Учебное заведение: ГККП «Ясли-сад «Гулливер»
Краткое описание работы: Главным является познакомить детей с произведением К. Чуковского «Цыпленок», развивать умение внимательно слушать произведение, запоминать текст понимать смысл произведения, отвечать на вопросы по содержанию текста, уметь передавать свое отношение к героям, воспитывать интерес к творчеству К. Чуковского. Расширять знания детей о домашних птицах (петух, курица, цыпленок), развивать умение называть части тела птиц, чем питаются, как передвигаются, какие звуки издают, о труде взрослых по уходу за птицами, воспитывать заботливое отношение детей к птицам, уважение к труду людей на птицеферме.

Едомина Галина Николаевна, Иванова Екатерина Анатольевна, Оганнесян Вера Михайловна
Учебное заведение: АНО "Павловская гимназия"
Краткое описание работы: Создать основу для двух обучающих компьютерных игр – «ходилок о князе Олеге».Предназначение игр – знакомить школьников с князем Олегом 1) как исторической фигурой и 2) как с литературным образом. Проблемный вопрос: возможно ли объединить две игры в одну?

Зданович Ирина Владимировна
Учебное заведение: МОУ СШ № 27
Краткое описание работы: : усвоение содержания и идейно-тематического своеобразия повести, умение работать с текстом, характеризовать героев произведения, осуществлять сравнительную характеристику персонажей; создавать устные монологические высказывания; отбирать и структурировать материал по заданной теме; создавать свой текст в условиях ограниченного времени.

Хайруллина Лейла Саубановна
Учебное заведение: МБОУ "Шеморданский лицей Сабинского муниципального района Республики Татарстан"
Краткое описание работы: Разработка содержит материалы для проведения в 5 классе обобщающего урока по творчеству И.А. Крылова. Урок построен в форме путешествия и направлен на выявление усвоения обучающимися изученного по творчеству русского баснописца.

Дюженко Татьяна Анатольевна
Учебное заведение: ГБПОУ КК СЭТ
Краткое описание работы: Цели:1. Познакомиться с биографией и творчеством А.Т. Твардовского; 2. Показать значение его творчества и общественной деятельности в годы Великой Отечественной войны; 3. Развивать познавательный интерес к творчеству поэта; 4. Воспитывать патриотическое чувство

Шипицова Юлия Леонидовна
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №30" г. Перми
Краткое описание работы: Презентация содержит краткую биографию Федора Ивановича Тютчева, анализ трех стихотворений: 1) "Неохотно и несмело"; 2) "С поляны коршун поднялся"; 3) "Листья", включая художественные средства выразительности (эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения). Приведено вариативное домашнее задание, соответствующее ФГОС.

Гавриш Екатерина Вячеславовна
Учебное заведение: КГУ "Общеобразовательная средняя школа № 3", г. Каражал
Краткое описание работы: Цель урока: познакомить обучающихся с новым учебником и новой программой курса литературы 7 класса. Задачи: 1) дать понятие о мире художественной литературы, отличие худ.лит-ры от мифологии и фольклора, о роли читателя в мире худ. лит-ры, о значении худ. лит-ры для формирования мировоззрения читателей. 2) развивать навыки чтения, устной речи, мышления, умения работать по тексту, анализировать, выделять главное в тексте. 3) воспитывать любовь к худ.лит-ре, к чтению, уважение к труду автора-писателя, бережное отношение к учебникам.

Литература преподается в школах России в 5-11 классах. На нашем сайте материалы по литературе можно найти в следующих разделах: Конспекты уроков Технологические карты Контрольные и проверочные Лабораторные и практические Самостоятельные Тесты Подготовка к ЕГЭ Подготовка к ОГЭ Олимпиадные задания Викторины и игры Внеклассные мероприятия Рабочие программы Поурочное планирование Мастер-классы Дидактические материалы Презентации для уроков

План-конспект урока по литературе по ФГОС

В данном разделе образовательного портала Конспектека представлены планы-конспекты уроков по литературе. Конспект урока литературы представляет собой подробный план, включающий содержание и подробное описание этапов занятия по этой учебной дисциплине.

Грамотно составленный конспект урока служит преподавателю опорным планом проведения занятия, а также является документом, который используется при аттестации учителей литературы. Поэтому можно сказать, что планы-конспекты уроков играют важную роль в процессе построения грамотного и эффективного процесса обучения литературе в школах России.

По новым требованиям государственных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС) план-конспект урока литературы должен отвечать следующим требованиям: цели, задачи и методы проведения урока должны отвечать возрастной группе учеников, цели и задачи занятия должны быть четко сформулированы, ход урока должен способствовать выполнению поставленных задач и достижению целей.

Главными составными элементами конспекта урока по литературе являются: тема, цели, задачи, вид, форма проведения, последовательность этапов, методические материалы и техническое обеспечение.

На учебно-методическом портале Конспектека можно скачать конспекты уроков литературы бесплатно

Преподаватели могут разместить планы-конспекты уроков на различные темы на нашем Интернет-ресурсе и получить именные свидетельства о публикации авторского материала. Размещая свои наработки, Вы даете другим учителям литературы перенять Ваш опыт и помогаете коллегам совершенствоваться. Все авторские наработки по литературе на нашем портале можно совершенно бесплатно скачать в целях ознакомления.

Помимо конспектов по литературе на нашем сайте Вы найдете разработки по чтению , русскому , математике и всем другим предметам из учебной программы российских школ.

К уроку литературы. Урок по литературе. Урок литературы в 5 классе. Урок русской литературы. Урок литературы. Урок литературы в 6 классе. УРОК ЛИТЕРАТУРЫ 5 класс. Урок литературы 9 класс. Урок литературы в 7 классе. Презентация к уроку литературы. Урок литературы в 8 классе. К уроку литературы в 6 классе. Открытый урок по литературе.

Урок литературы 6 класс. Конспект урока по литературе в 6 классе. Урок литературы «Н. Конспект урока по литературе. Презентация к уроку литературы в 5 классе. Урок литературы в 6 классе «А. Интегрированный урок по литературе. Современный урок литературы. ПРЕЗЕНТАЦИЯ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ. Урок литературы в 9 классе «А.

Урок литературы в 9 классе. Фольклор урок литературы в 5 классе. Урок русского языка и литературы в 5 классе. Игровые технологии на уроке литературы. Обобщающий урок по литературе. ИКТ на уроках русского языка и литературы. Урок по русской литературе 5 класс. Урок по литературе в 11 классе «М. Урок по литературе по творчеству И.А. Бунина.

Урок литературы в 6 классе по теме. Урок литературы в 6 классе на тему. Урок литературы в 12 классе. Презентация к уроку литературы 11 класс. Презентация к уроку литературы для 5 класса. Уроки литературы Кирилла и Мефодия. Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы. Стандарт второго поколения по литературе.

Урок литературы в 5 классе

Конспект урока по литературе

для учащихся 10 класса

МАОУ гимназия №12 имени Г.Р. Державина города Тамбова

учитель русского языка и литературы Самарина Светлана Юрьевна

Тема: «Сравнительная характеристика поэзии А.С. Пушкина и Ф.И.Тютчева»

Цель урока:

углубить понятие об индивидуальности стиля, традициях и новаторстве в поэзии, используя ИКТ на уроке литературе

Задачи:

    Развить исследовательскую и интеллектуальную деятельность, умения получать информацию, отличать индивидуальный авторский стиль двух авторов, решать проблемы, извлекать пользу из опыта;

    Научить сотрудничать в группе, принимать правильное решение, устранять разногласия, выполняя договорённость;

    Воспитать умение нести ответственность, включаться в общее дело, адаптироваться в трудной ситуации;

    Показать единство содержания и формы на примере предложенных текстов.

    Формировать культуру поведения, нравственно-эстетический литературный вкус

Оборудование: презентация, портреты поэтов, информационная карта (для каждой группы), карточки для игра «Элис», песочные часы, ватман для синквейна, картины природы, эпиграф на доске, тексты стихотворений, музыка

    Слово учителя

Сегодня у нас необычный урок, он пройдёт в форме Batller (в форме дискуссии), хотя такая форма работы предполагает совместную игру через интернет, используя менеджера личной игровой учётной записи. Мы немного упростим её, у вас на столах есть личная карточка команды и индивидуальный аккаунт,. В этой карточке вы будете фиксировать баллы, которые вы заработаете лично, играя в команде, после урока мы подведём итог и я выставлю оценки!

Для игры следует разделиться на команды:

1-команда, которая поддерживает взгляды А.С.Пушкина и будет анализировать его лирику

2- команда, которая поддерживает взгляды Тютчева, будет анализировать его лирику

3- команда будет вести игру, назовём их эксперты, миссия которых поддерживать дискуссию, задавая наводящие вопросы командам, анализируя их ответы и составляя в течение разговора таблицу «Сравнительная характеристика поэзии Пушкина и Тютчева» (на ваших столах уже есть шаблон таблицы, её надо только заполнить!)

    Анализ текстов (работа в группах)

итак, приступим.

1)Философская лирика, что скрывается за этим направлением, о чём хотели нам сказать в своих поэтических шедеврах поэты А.С.Пушкин и Ф,М.Тютчев

Для анализа лирики, я предлагаю взять стихи А.С.Пушкина «К морю» и Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное...»

Чтение стихотворений(сначала Пушкинисты, потом Тютчевцы)

Анализ. Говорят пушкинисты, потом тютчевцы, эксперты по ходу записывают и задают вопросы, если не услышали аргументированного ответа.

(Примерные вопросы экспертов)

Как построены стихотворения? К какому жанру их можно отнести?

Что характерно для этого жанра?

-(Послание предполагает искренность, интимность).

Согласна. А какие зрительные образы возникают при чтении? Какую иллюстрацию вы нарисовали бы?

-(Море. Лирический герой, который стоит на берегу. Скалы. Туман, а в тумане едва уловимые образы Байрона и Наполеона (у Пушкина). Звёзды и луна у Тютчева)

Что ещё общего между стихотворениями?

Что толкает их к размышлению?

- (Море служит поэтам источником для раздумий и философских рассуждений)

Какие два художественных образа возникают перед нами?

-(образы моря и поэта)

Но между тем, так ли близки эти стихи? Сейчас мы попытаемся ответить на этот вопрос. Приступим.

Определите настроение стихотворений.

- (Лирический герой Пушкина прощается с морем, с югом, поэтому настроение грустное. Звучит мотив прощания. Герой Тютчева чувствует восторг, восхищение, тихую радость, но никак не грусть.)

Рассмотрим каждого лирического героя по отдельности. Что вызывает у поэтов любовь, дружеские чувства к морю? Чем вызваны восторг, восхищение?

-(Пушкина прежде всего привлекает свобода: «свободная стихия». Стихия – это свободная, ничем не связанная сила. Идёт усиление – свободная сила. Море является символом свободы. А всё остальное: красота, величие – как бы отодвигается на второй план, хотя это тоже очень важно. У Тютчева море вызывает восторг своей красотой, своим величием. Но трудно определить, каким символом оно является, почти невозможно. Море для Тютчева – тайна)

Почему для описания Тютчев взял ночной час?

- (Наверное, потому, что ночью зрение и слух обострены, можно увидеть и услышать то, что днём не заметил бы. Час этот выражает то, что жизнь не останавливается, идёт днём и ночью)

Хорошо. Что скажете о человеке? О поэте? О лирическом герое?

- (Пушкин подчёркивает свободолюбие героя)

Когда речь шла о зрительных образах, вы упоминали Байрона и Наполеона. С какой целью они включены в стихотворение?

- (Поэт думает, и в этот поток включаются новые герои. И если рассмотреть их как карту, Пушкин – Россия, Байрон – английский поэт, Наполеон – Франция. Граница расширяется, расширяется мысль героя)

Так о чьей судьбе думает лирический герой? Только ли о своей?

- (Эти образы отражают судьбу земли, они говорят о стремлении поэта к величию.)

Я хочу обратить ваше внимание к тому, что Байрон и Наполеон – романтические герои. С чем ещё прощается поэт?

С романтизмом?

- (Конечно. Вспомните, что стихотворение было написано тогда, когда Пушкин получил распоряжение отправиться в ссылку в Михайловское. А это была совсем другая жизнь, совсем другие произведения.)

А какие ещё чувства испытывает поэт, находясь на берегу моря?

- (Он хотел бежать: «как часто по брегам твоим Бродил я тихий и туманный, заветным умыслом томим!». Но любовь стала причиной отказа от мысли о бегстве. Он хотел стать свободным, как море, но не получилось)

- Делаем вывод: лирический герой Пушкина хочет слиться с природой в единое целое, но не может.

А что скажете о герое Тютчева?

Тютчевский герой – это человек восприимчивый, внимательный, тонко чувствующий красоту природы. Его не интересует судьба земли.

Я соглашусь, но не спешите с выводом о том, что мысль Пушкина шире. Я задам вам вопрос, который может показаться примитивным:

Где находится лирический герой Тютчева?

-(У моря, на берегу)

Так ли это? Перечитайте последнюю строфу, обратите внимание на предлог.

-(Лирический герой не наблюдает с берега морской пейзаж, а изображён как часть этой природы. На это указывает предлог «в»)

Чего он желает?

- (Он хочет обрести полную гармонию с природой. Лирический герой растворился в природе)

Делаем вывод: это не просто пейзаж, это сама природа. Какая черта у Тютчева в поэзии ведущая?

- (Это космизм лирики Тютчева .)

3. Столько общего и столько отличий вы нашли в содержании стихотворений. Что скажете об их форме? Строфа и ритм?

Лирический герой Пушкина возбуждён, в тревоге за своё будущее, поэтому строки короче, чем у Тютчева; и ритм более чёткий, более быстрый. Герой Тютчева испытывает тихую радость, спокойствие, его ничто не тревожит, поэтому строки длинные, а ритм замедленный.

А как это достигается?

- Стихотворение Пушкина написано ямбом, а стихотворение Тютчева дактилем. Рифма и способ рифмовки одинаковый: чередуются женская и мужская рифмы, рифмовка перекрёстная.

Звукопись?

- Авторы используют ассонанс и аллитерацию. Пример: у Пушкина обилие звука «р» - это сильный, могучий, громкий звук; «у» - грустный, тёмный. У Тютчева много звука «о», который выражает восторг, торжествующее пространство.

Стилистические фигуры?

- В текстах много обращений («свободная стихия», «море», «океан» и «море ночное», «тусклым сияньем облитое море», «зыбь ты великая») и анафор («как друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час», «ты ждал, ты звал», «другой..., другой...», «как ты... как ты...»).

Художественно-изобразительные средства?

- Язык стихотворений очень богат. Много эпитетов, метафор, сравнений. Например, у Пушкина: свободная стихия, гордая краса, ропот заунывный, грустный шум, торжественная краса и др. У Тютчева: словно живое, ходит и дышит, облитое сияньем, празднуешь ты, волны несутся, звёзды глядят; есть оксюморон «тусклое сиянье». Оба используют олицетворение: море изображается как живое.

Синтаксис?

- У Пушкина много восклицательных предложений. Они служат для передачи восторга, тревоги, сожаления. Есть риторические вопросы. Лирический герой пытается представить своё будущее. У Тютчева тон более ровный: 1 восклицательное предложение. 1 риторический вопрос – желание постичь тайну моря. Много многоточий – как будто не может найти слов, чтобы выразить свои чувства.

Вывод:

Итак, на примере данных текстов мы доказали, что содержание и форма произведения составляют единое целое. Остаётся сделать выводы о творчестве двух поэтов: Пушкина и Тютчева. Эксперты запишите эти выводы.прочтите, что у вас получилось(таблица)

2)слово учителя

Любовь – великое чувство. Оно возвышает, окрыляет человека, делает его жизнь осмысленной. Во власти этого чувства были многие русские и зарубежные поэты и писатели. Это может быть любовь к одному человеку, и она прошла с ним через всю жизнь, сквозь все беды и невзгоды. Но это встречается крайне редко. А иногда поэт влюбляется не раз, но всё равно чувство любви не мельчает, а, наоборот, с возрастом только углубляется.

Так как же это прекрасное чувство выразили в своих поэтических строках Пушкин и Тютчев?

чтение стихотворения о любви и

их анализ

Пушкин-Тютчев

Многие стихотворения представляют своего рода «повесть о чувствах», которая сопровождается их свободным исследованием.

Лирика любви занимает большое место в творчестве многих поэтов. Лирическими шедеврами являются стихотворения А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…», написанное в тысяча восемьсот двадцать пятом году и Ф. И. Тютчева «Я встретил вас – и все былое…», написанное двадцать второго июля тысяча восемьсот семидесятого года.

Эти стихотворения объединяет тема любви . Для обоих поэтов любовь – это поэзия, которая овладевает всем существом человека, и все его внутренние силы приходят в движение:

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

Как поздней осени порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

Оба стихотворения звучат очень мелодично, написаны искренне, задушевно, слова, найденные поэтами, очень просты, но они наполнены глубоким чувством, и заставляют пережить то, что ощущали Пушкин и Тютчев. Стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» и «Я встретил вас – и все былое…» пронизаны грустью, воспоминанием, счастьем новой встречи. Слова:

И то же в вас очарованье,

И та ж в душе моей любовь!..

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

раскрывают красоту, полноту внутреннего мира человека, когда он любит.

Произведения схожи по поэтическому сюжету («пробуждение» души лирического героя), по особой и возвышенности в его изображении, имеют идентичные образы («милые черты», «небесные черты»). Если душа лирического героя Пушкина спала («душе настало пробужденье»), то сердце лирического героя Тютчева было мертво («отжившее сердце»). Возвращение любимой «пробуждает» героя Пушкина и погружает в сон героя Тютчева («Гляжу на вас, как бы во сне»).

Стихотворения различны в изображении героинь . Пушкин обожествляет , изображает женщину как идеал («без божества», «небесные черты»), героиня Тютчева обладает земными «милыми чертами».

«Я помню чудное мгновенье…» А. С. Пушкина написано пятистопным рифмованным ямбом, а в произведении Тютчева «Я встретил вас – и все былое» чередуется четырех- и пятистопные ямбы:

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

Я встретил вас – и все былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое -

И сердцу стало так тепло…

Оба стихотворения легко воспринимаются на слух. Искренность, глубокая звучность во многом обусловлены тем, что стихи написаны ямбом, с чередованием женской и мужской клаузул и перекрестными рифмовками.

Композиционно произведения можно разделить на три совершенно равные части , каждая из которых имеет самостоятельное смысловое наполнение: воспоминание о давней встрече поэтов с юными красавицами, воспроизводство того, что особенно запомнилось в те часы, затем горестное сознание и вновь пробуждение глубоких душевных чувств к ним.

Стихотворения близки по употреблению выразительных эпитетов («гений чистой красоты», «милые черты», «время золотое», «душевной полноты»), сравнений («как поздней осени порою», «как после вековой разлуки», «как гений чистой красоты», «как мимолетное виденье»), повторений:

Тут не одно воспоминанье,

Тут жизнь заговорила вновь,-

И то же в нас очарованье,

И та ж в душе моей любовь!..

И божеств, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Все это помогает достигнуть эмоциональности произведений и точности словесного обозначения предметов. Напевность, плавность тона достигается в обоих стихотворениях за счет ассонанса (чередуются гласные о – а – и – е):

В томленьях грусти безнадежной…

Тут не одно воспоминанье…

Удачно сочетаются и гласные и согласные звуки, часто используются сонорные звуки:

Как поздней осени порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что – то встрепенется в нас…

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты,

И снились милые черты.

Величайшее мастерство Тютчева и Пушкина состоит в том, что этот удивительный подбор звуков сделан непринужденно, как бы незаметно, слова выбраны не по звуковому составу, а по смыслу. Для поэтов важно передать ощущения, чувства, которые они испытывали , для чего Тютчев использует прием умалчивания, ораторские приемы (риторические восклицания):

Смотрю на милые черты…

Не умолкавшие во мне…

И та ж в душе моей любовь!..

В стихотворении Пушкина в отличие от стихотворения Тютчева употребляются синтаксические переносы, которые придают ему разговорную интонацию:

Шли годы. Бурь порыв мятежный…

Формы глаголов первого лица и употребление личного местоимения «я» помогают почувствовать присутствие лирического героя в образе самого автора:

Я встретил вас – и все былое…

Я помню чудное мгновенье…

Оба стихотворения относятся к любовной лирике, к жанру лирического произведения. Ключевым, центральным словом является слово «любовь» («и та ж в душе моей любовь», «и жизнь, и слезы, и любовь»).

-эксперты, подведите итог вышесказанному (таблица)

Таким образом, сопоставительный анализ стихотворений А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» и Ф. И. Тютчева «Я встретил вас – и все былое…» позволяют нам увидеть великих художников слова, создавших яркие образы русской поэзии, глубокие по содержанию и изящные по форме.

Вывод:

Ф.И. Тютчев на протяжении всей своей жизни любил нескольких женщин. Любил их глубоко, возвышенно, искренне. Чувства поэта к каждой возлюбленной были неподдельными. Им часто сопутствовало страдание. Но они внесли в жизнь поэта необычайную глубину, страстность, беззаветность. Не было бы этих женщин, не было бы и замечательных стихов, в которых поэт обнажил свою душу, приоткрыл тайну прекрасного чувства – любви.

Читая стихотворения Пушкина о любви , мы понимаем насколько глубоко и преданно способен любить автор, как готов жертвовать собой ради любимой, как любовь наполняет его жизнь смыслом и светом. Она вдохновляет, заставляет жить и творить. В этих стихотворения открылась вся пылкая, нежная душа Пушкина. И поэтому его любовные стихи будут вечно волновать сердца людей! Для Пушкина любовь-это самое сильное чувство, естественное проявление человеческих отношений. Он любит искренно, нежно, бурно и страстно.

Закрепление и обобщение знаний

    (Умение проявлять гибкость перед лицом быстрых изменений!)

Сегодня мы рассмотрели только несколько стихотворений поэтов, но я точно знаю, что ваш кругозор велик, давайте это докажем, сыграв в популярную для молодёжи игру «Alias »(«Элиас»-скажи иначе)Это словесная командная игра.

Выберем из каждой команды по 1 представителю, называем число, игрок берёт карточку из стопки и отвечает на тот вопрос, который находится в каждой карточке под этим числом! Чем больше заданий решается за определённый промежуток времени, тем больше очков зарабатывает команда.

вам предстоит вспоминать синонимы и ассоциации для самых различных слов, а конкретнее продолжить строчку из стихотворений Пушкина и Тютчева, выигрывает тот, кто за минуту больше вспомнит.

(разложены карточки со словами, каждый игрок по очереди отвечает, по 1 человеку из 3-х команд)

Вывод:

Замечательно! Своими ответами вы доказали, что, умеете быстро находить верные пути объяснения слов, хорошо знаете поэтические произведения. Эти навыки вам пригодятся для успешной коммуникации, ведь всегда приятно общаться с интеллектуальным, креативным и творческим человек.

    Рефлексия (итог урока)

Для того, чтобы подвести итог по данной теме, я предлагаю вам составить синквейн, где каждый реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие и образные. Работаем в группе, каждая группа пусть составит свой синквейн. Напоминаю правила составления(вы их видите на экране)

    На первой строке записывается одно слово – существительное . Это и есть тема синквейна.

    На второй строке пишутся два прилагательных , раскрывающих тему сиквейна.

    Третья строка – три глагола , описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

    На четвёртой строке размещается целая фраза – афоризм , при помощи которого нужно выразить своё отношение к теме. Таким афоризмом может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учеником фраза в контексте с темой.

    Пятая строка включает слово-резюме , которое даёт новую интерпретацию темы, выражает личное отношение автора синквейна к теме.

Поэзия

возвышенная, проникновенная

надеяться, ждать, верить

Я вас любил

Гениальность

Учащиеся зачитывают свои синквейны

Таким образом, мы пришли к выводу, что поэзия Тютчева и Пушкина поистине гениальна, хотя они поэты разных эпох, и у каждого своя индивидуальность. Но общее у них одно - это творчество, гениальность, неисчерпаемость.

Выставление оценок

Сдайте, пожалуйста, свои карточки, я выставлю оценки по баллам, которые вы заработали на уроке.

В завершении нашей беседы мне хочется сказать вам несколько напутственных слов, задумайтесь над ними, ведь вы сегодня точно подметили, поэзия творит чудеса, и счастлив тот, кто умеет читать между строк!

(на фоне музыки И.Крутой «Когда я закрываю глаза..»,учитель читает стихотворение)

УМЕЙ ценить того, кто без тебя не может
И не гонись за тем, кто счастлив без тебя
Не верьте тем, кто Вам не верит
Не ждите тех, кто не спешит
Нажать звонок у Вашей двери…
Когда беда ваш дом крушит

ЗАБУДЬТЕ тех, кто в жизни новой
Забыл о том кем был вчера,
Чье наспех брошенное слово
Полощут времени ветра

ИЩИТЕ тех, кто Вас услышит,
В толпе узнает, позовёт
С кем ниточкою свыше
Судьба Вас накрепко совьет

ДОВЕРТЕСЬ тем, кто звону верит
Колоколов, а не монет
Кто совесть Вашей мерой мерит
Чье … ДА...- так ДА!..
А... НЕТ...- так НЕТ!..

СПЕШИТЕ к тем, кто жаждет встречи,
Кто Вас как личный праздник ждёт...
С кем раз в году прожитый вечер...
Питает душу целый год...

ХРАНИТЕ тех, кто сердцу дорог,
Над кем не властны времена
Кто и тогда ведёт Вас в гору
Когда вершина не видна
Как много озарённых светом
На нашем жизненном пути
Дай Бог, их встретить. И при этом
ДАЙ...БОГ... в себе СЕБЯ найти..!

Спасибо за урок!

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество.
Отражение судьбы поэта в стихотворении « Парус»
Цели урока: Цели урока:познакомить учащихс я с необычной судьбой поэта
выяснить,как отражается судьба поэта в стихотворении « Парус»
вызвать интерес к творчеству
- развивать навыки выразительного чтения, словесного рисования, умения выделять изобразительно-выразительные средства и определять их роль в художественной структуре стихотворения;
- обучать приемам целостного анализа текста лирического произведения;
- развивать аналитические и креативные способности, потребность в коммуникативной деятельности на эстетической основе.
Тип урока изучение нового материала
Результаты: «знать» - факты биографии М. Ю Лермонтова, «уметь» - выразительно читать, анализировать поэтическое произведение, выделять изобразительно-выразительные средства и определять их роль в художественной структуре стихотворения
Формы работы (фронтальная, индивидуальная - сообщение, в парах)
Методы и приемы: беседа, презентация, работа по анализу текста, сообщения учащихся
Межпредметные связи: русский язык, музыка
Материалы и оборудование: компьютер, дидактический раздаточный материал, проектор.
1. Организационный момент урока. Сообщение цели.
Сегодня у нас встреча с М. Ю. Лермонтовым. На уроке познакомимся с личностью и необычайной судьбой поэта. Выясним, что общего между жизнью и творчеством поэта на примере стихотворения « Парус». Запишем тему урока.(слайд 1)
2. Слово учителя.
М. Ю Лермонтов был младшим современником А. С. Пушкина, восхищался его поэтическим даром,глубоко был потрясён трагической гибелью поэта.
Жизнь и судьба М. Ю. Лермонтова подобны яркой комете, на миг осветившей небосклон российской жизни.
-Давайте поближе познакомимся с судьбой и личностью поэта. Подумаем над вопросами:
-Что необычного в судьбе поэта вы заметили?
-Какие черты характера сформировались в детские и юношеские годы?
3. Вспоминая детские годы М.Ю Лермонтов писал: « Я сын страданья» (слайд2-3)
Индивидуальное сообщение о детстве поэта.(материал учебника стр.146)
- Уже с детских лет стала проявляться гениальность поэта.(слайд 4-7)
Индивидуальное сообщение (стр. 147)
4.Но детство кончилось. Елизавета Алексеевна переезжает с внуком в Москву, чтобы он продолжил обучение. В 1828 году поступает в пансион при Московском университете. Эта была замечательная школа, вроде Царскосельского лицея. Особенно воспитанники любили литературу. Пробовали сочинять сами. В 14 лет Лермонтов начинает писать стихи, которые становятся его дневником. Но вскоре его жизнь ломается. Лермонтову пришлось переехать в Петербург, мечтал потупить В Петербургский университет, но получил отказ от администрации. Вынужден был поступить в школу гвардейских подпрапорщиков, где жизнь его была теперь заполнена строевыми занятиями. Эти годы были для поэта самыми тяжёлыми.Именно в это трудное для него время он пишет стихотворение « Парус»,с которым познакомимся чуть позже.
- Вернемся к вопросам,которые были заданы в начале урока.
- Необычного: рано лишился матери, был свидетелем ссор между отцом и бабушкой, несмотря на любовь бабушки,чувствовал себя одиноким,обладал многими талантами.
Черты характера, сформировавшиеся в детские и юношеские годы: был человеком чуткой души, любил фантазировать, мечтать.
5.Анализ стихотворения « Парус».
Стихотворение имеет свою историю.Мы уже знаем, что, находясь в Петербурге, был вдали от дома, друзей, в чуждой ему обстановке. Однажды он отправился на прогулку, вышел к побережью и увидел раскинувшуюся морскую гладь.(слайд 8)
- Как вы думаете, какие чувства мог испытывать в это время поэт?
Конечно достоверно ответить на этот вопрос нельзя, но мы можем предположить, о чём думал поэт, что чувствовал.
(чувствовал одиночество, грусть, тоску, может быть восхищался величественным простором.)
Близость моря всегда поражает человека, хочется размышлять о чём-то сокровенном, серьёзном.
-Давайте узнаем, о чём размышлял поэт, увидев море и белеющий парус.Прочитаем стихотворение. (слайд 9)
-чтение стихотворения
- Как мало слов, но так много сказано о море, о судьбе паруса, о чём-то пока ещё не уловимом.
- Устно нарисуйте картины, которые возникают в вашем воображении при чтении стихотворения.
- Сколько картин будем рисовать? (3)
- Нарисуйте каждую. (ответы учащихся)
- Какое настроение появляется при чтении этого стихотворения?
(Это и радость от того, что парус выдержал бурю, но в то же время грусть, тревога и сожаление)-Обратите внимание на цветовую гамму стихотворения, которая создаётся выразительными средствами языка: эпитетами и сравнениями. Работа в парах (слайд 10)
Казалось бы яркий мир должен рождать чувство радости.Однако первый эпитет, относящийся к парусу разрушает это восприятие, вызывая грусть, тревогу.
- Это эпитет –одинокий.
- Прочитайте первые 2 строчки каждой строфы.
- Что рисуют эти строки?
(Безбрежность морских просторов, бездонность неба сияние солнца и среди стихий воды, ветра и воздуха маленький парус.Как точен эпитет –одинокий)
-Прочитайте 2 последние строчки всех четверостиший.
Это голос самого поэта, его размышления о парусе. Один раз только в 1 строфе употребляется «парус», во всех других заменено местоимением « он».
-Что получается? (слайд 11)
- Как называется это приём?
(олицетворение)
Благодаря этому мы начинаем относиться к парусу, как живому существу.
- В последней строфе Лермонтов называет парус « мятежный»
- Что значит это слово?
(тревожный, неспокойный)
- Как вы думаете почему?
(Он не удовлетворён спокойной жизнью, он любит борьбу)
- Есть что-то общего между судьбой поэта и « одиноким парусом» ?(Оба одиноки, не удовлетворены спокойной жизнью, судьба паруса неясна и туманна, как неясна судьба и самого поэта. Парус похож на гордого и смелого человека, таким и был в жизни М. Ю. Лермонтов.)-А теперь прослушаем роман А. Варламова на стихи М. Ю. Лермонтова и подумаем,удалось ли композитору передать чувства поэта? (слайд 12)
(Музыка А. Варламова передаёт чувства грусти, горечи.тревоги)
- А какие чувства испытывали вы, читая это стихотворение? Ответьте на этот вопрос письменно.
6. Вывод
Сегодня мы лишь познакомились с некоторыми страницами жизни удивительного поэта и рассмотрели на примере стихотворения « Парус», как жизнь поэта отражена в его творчестве.
7. Выставление оценок.
8. Домашнее задание.


Приложенные файлы

Выбор редакции
Истинное значение физической величины определить абсолютно точно практически невозможно, т.к. любая операция измерения связана с рядом...

Сложность жизненного уклада муравьиной семьи удивляет даже специалистов, а для непосвященных вообще представляется чудом. Трудно поверить...

В разделе на вопрос хромосомная пара 15 заданный автором Арина лучший ответ это Считают, что 15 пара несёт ответс. за онкологические...

Они хоть и маленькие, но очень сложные существа. Муравьи способны создать сложные дома с туалетом для себя, использовать лекарства для...
Тонкость Востока, современность Запада, теплота Юга и загадочность Севера – все это о Татарстане и о его людях! Представляете, насколько...
Хуснутдинова ЕсенияИсследовательская работа. Содержание: введение, народные промыслы и ремесла челябинской области, народные промыслы и...
Во время круиза по Волге мне удалось посетить самые интересные места на теплоходе. Я познакомился с членами экипажа, побывал в рубке...
В 1948 году в Минеральных водах скончался батюшка Феодосий Кавказский. Жизнь и смерть этого человека была связана со многими чудесами,...
Божья и духовная власть Ч то такое власть? Откуда она взялась? Вся ли власть от Бога? Если да, то почему в мире столько злых,...
Новое