Презентация на тему значение искусства этрусков. Этрусская архитектура. Я. Буриан, Б. Моухова. Загадочные этруски


Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура древних народов Опубликовано 22.12.2015 14:35 Просмотров: 4872

Этрусское искусство существовало в период с IX до II в. до н. э.

Но что это за искусство? И кто такие этруски?

Этруски

Этру́ски – древняя цивилизация, населявшая в I тыс. до н. э. северо-запад Апеннинского полуострова между реками Арно и Тибр. Этруски создали развитую культуру, предшествовавшую римской и оказавшую на неё большое влияние.

Карта этрусских городов
Римляне много заимствовали у этрусков: инженерное искусство, в том числе возведение арочных сводов зданий, бои гладиаторов, гонки на колесницах, многие погребальные обряды и др.
В VII в. до н. э. у этрусков появилась письменность. О происхождении этрусков нет единого мнения. Предполагают, что их родиной была Италия.
После утраты независимости Этрурия некоторое время сохраняла культурную самобытность. Во II-I вв. до н. э. (этрусско-римский период) продолжало существовать местное искусство. Но постепенно этруски перенимали образ жизни римлян. В 89 году до н. э. жители Этрурии получили римское гражданство. К этому времени процесс ассимиляции этрусских городов был практически завершён вместе с этрусской историей. Цикл развития этрусской цивилизации завершается ко II в. до н. э. Рим находился под её влиянием до I в. до н. э.

Общая характеристика этрусского искусства

Этрусская цивилизация была преимущественно городской. Города обносились мощными стенами и стояли недалеко друг от друга вдоль долин рек Тибр и Арно. Этрусское искусство значительно было связано с украшением гробниц.

Саркофаг (около 150-130)
Гробница имела форму дома и была подобием дома. Считалось, что с помощью гробницы или урны умерший мог снова продолжить свое существование.
Почти во все время развития этрусской культуры чувствуется влияние греческого искусства (внешние формы). Мировоззрение же двух этих культур было разным.
Фактически, искусство этрусков являлось продолжением будничной жизни, поэтому оно носит натуралистический характер. Целью борьбы за спасение от смерти у этрусков считалась материальная реальность, а путём искусства действительность должна была обрести продолжение, хотя и в окружении нереального и небытия.

Этрусская архитектура

Архитектура этрусской цивилизации была достаточно развита. Храм большого значения не имел, храмовое строительство началось позже. В религиозных обрядах этруски использовали открытые святилища, которые они строили из дерева и глины, поэтому они не сохранились. Их восстанавливают на основе трактата Витрувия и терракотовых урн в форме храма.

Реконструкция этрусского храма
Даже простые здания были обильно и ярко раскрашены, украшены фигурными рельефами.
Но лучше всего строительный талант этрусков проявлялся в сооружении городских стен и ворот. В VIII-VI вв. до н. э. для сооружения ложных сводов и арок использовалась каменная кладка, настоящий цилиндрический свод начал сооружаться в период эллинизма. Самое древнее этрусское укрепление - земляной вал в Поджио-Буко (VII век до н. э.).
Они умели обрабатывать и плотно пригонять друг к другу камни.

Некрополь в Черветери
Главные этрусские гробницы находятся в Орвието, Тарквинии, Кьюзи, Черветери. Этруски обычно хоронили умерших прямо в земле. Сверху делалась земляная насыпь конической формы, основание её окружалось камнями. Сначала они кремировали умерших, позже стали хоронить в гробницах. Гробницы обычно состоят из нескольких помещений с плоской или двускатной крышей, перекрытия поддерживаются обтесанными опорами. Стены часто украшались живописью или рельефами.

Фундаменты домов в этрусском городе Марцаботто
Дома в Этрурии возводились из необожженного кирпича, фундамент складывали из речных камней. Дома, скорее всего, были одноэтажными. Этруски использовали плоскую и изогнутую черепицу.
В Сутри сохранился этрусский амфитеатр, вырубленный в скале.

Этрусская живопись

Сохранились этрусские фрески (живопись по сырой штукатурке). Ими украшали стены высеченных в скалах гробниц. Живопись этрусков сходна с вазописью. Встречаются и росписи жилых домов. Тематика весьма разнообразна: сюжеты из земной жизни покойника, обрядовые сцены с музыкантами, танцорами, гимнастами, изображения охоты и рыбной ловли, мифологические сюжеты.

Фреска
Несмотря на то, что фрески предназначались для гробниц, они отличаются цветовой насыщенностью. Яркие краски должны были радовать покойника. В V в. до н. э. усиливается влияние греческой классики: цвета становятся менее разнообразными, движения фигур – более свободными. Вымысел должен был заменять утраченную действительность.
Росписи позднего классического периода (IV век до н. э.) отличаются сменой сюжетов и техники. Появляется перспектива, фигуры продуманы и умело прописаны. На лицах появляется чувство меланхолии.

Музыканты из гробницы Триклиния. Тарквиния (470 г. до н.э.)

Этрусская скульптура

Скульптура этрусков существовала в виде произведений ремёсел, для украшения обстановки дома, и как погребальная в виде канопов (погребальных урн) и саркофагов.
Терракотовые и бронзовые изделия украшались орнаментами.
Достижением этрусских мастеров VII века до н. э. считается погребальная урна из глины или бронзы с крышкой в виде человеческой головы (канопа). Сосуд схематически воспроизводит человеческое тело. Руки изображаются ручками, голова на крышке повторяет своеобразную маску или портрет покойного.

Бронзовая скульптура

В бронзовой скульптуре этруски добились особенных успехов. Из бронзы делали урны, различные фигурки и украшения. Бронзу использовали также при изготовлении мебели и колесниц, ларцов, зеркал.

«Капитолийская волчица»
Известная бронзовая скульптура «Капитолийская волчица», примерно в натуральную величину изображающая волчицу, вскармливающую молоком младенцев Ромула и Рема, легендарных основателей города, длительное время считалась этрусской. Сейчас существуют предположения, что дата её изготовления – XI-XIII вв. н.э.
А вот эта бронзовая статуэтка точно создана этрусскими мастерами.

Бронзовая статуэтка из Кьюзи (550-530 гг. до н.э.)

Терракотовая скульптура

Терракота – керамические неглазурованные изделия из цветной глины с пористым строением. Применяется в художественных, бытовых и строительных целях. Из терракоты изготавливается посуда, вазы, скульптура, игрушки, изразцы, черепица, облицовочные плитки и архитектурные детали.
Терракотовая скульптура этрусков также были на высоком уровне.

Терракотовый саркофаг молодого человека (Тоскана)

Каменная скульптура

В основном каменная скульптура представляла собой надгробные памятники. Особенно удавались этрускам каменные барельефы.

Саркофаги

Саркофаги – наиболее оригинальное создание этрусской скульптуры. Обычно они были терракотовыми. Крышка изображалась в виде ложа для симпосия (ритуализированное пиршество в Древней Греции), на ней изображалась полулежащая фигура усопшего, часто вместе с супругой. Фигуры и лица имеют большое портретное сходство. Физические недостатки, черты болезни или старости изображались без прикрас, но и без насмешки.
Покойник обычно изображался в момент пира, чтобы подчеркнуть его жизненность. Но в этрусском портрете нет признаков психологических поисков.

Саркофаг супругов

Кто были этруски и откуда они появились в начале 1 тысячелетия на Апеннинском полуострове, точно не могли сказать даже древнеримские авторы. У современных ученых тоже нет единого мнения на этот счет. Многие склоняются к тому, что родиной этрусков была Малая Азия, это подтверждается их этническим типом, тесными связями с финикийцами, а также многими легендами.

Письменность этрусков так окончательно и не удалось дешифровать, а их некогда процветавшие города были стерты с лица земли много веков тому назад как в результате войн, так и стихии: их поглотили морские воды, болота, занесло глиной и илом. Тем не менее, факт существования этрусской цивилизации на северо-западе Италии неоспоримо доказан.

Основные их поселения располагались в современной Тоскане, названия многих населенных пунктов которой, включая и само слово Тоскана, имеют этрусское происхождение. В 8 веке до нашей эры этруски были во многих ремеслах столь же искусны, как и древние греки. Их связи с греками, имевшими колонии на юге Италии, становились все более прочными, особенно в 7-5 веках до нашей эры. Этруски использовали тот же пантеон богов, правда иногда с другими именами. Они строили дома и храмы, по форме очень близкие греческим. Часто изображали на своих вазах и фресках сцены из греческих мифов и легенд о богах и героях. Особенно примечательны сцены Троянской войны.

Возможно, такой отклик находит общая история. Ведь недаром по преданию троянский герой Эней бежал из сожженной Трои на Италийский берег и вступил в союз с этрусками, положив начало римскому императорскому роду Юлиев. Именно поэтому римские императоры могли по праву именоваться “Божественный Август” и т.д., ведь матерью Энея была богиня Афродита.

Время наивысшего расцвета этрусского искусства – 6-5 века до нашей эры, в 4 веке до нашей эры Этрурия начала слабеть под натиском крепнущего Рима, потом ненадолго подняла голову и затем была сметена с исторического пути мощным напором Республиканского Рима. О самобытной этрусской культуре надолго забыли, хотя, как это часто бывает в истории, плодами ее активно пользовались.

Этруски были не только искусными золотых и бронзовых дел мастерами, замечательными гончарами, художниками, скульпторами, создававшими великолепные портреты, но и прекрасными инженерами и зодчими. Поле деятельности этрусских архитекторов было чрезвычайно широким.

Они строили города, среди которых знаменитый порт Спина, один из крупнейших в Древнем мире, а также Вольтерра, Черветри, Вейи, Перуджа и др. Этрусские города имели укрепленные стены с проездными воротами в виде арки – формы, которую позаимствовали у них римляне. Улицы в городах пересекались под прямым углом, что также переняли у них римляне для своих гражданских и военных поселений. Этруски строили прекрасные дороги, а через реки перебрасывали мосты, что тоже подхватили римляне.

Этрусские здания строились из глины, кирпича, дерева и камня. Перекрытия каменных храмов часто делались деревянными с использованием железных связей. По форме храмы напоминали греческие периптеры, но так как почва в Этрурии болотистая, то их поднимали на высокий каменный подиум, как можно наблюдать в более поздних постройках Рима. Ко входу вела широкая лестница.

В стенах древних этрусских городов мы находим все роды циклопической и полигональной кладки. Лучшие образцы правильной полигональной кладки без употребления цемента представляют городские стены Коссы и Пренесте (Палестрины). Неправильное наслоение отесанных камней встречается в стенах Фезул (Фьезоле), Перузии (Перуджии), Волатерр (Вольтерры), Кортоны и Ветулонии. Правильную кладку, отличающуюся в Этрурии тем, что камни четырехугольной призматической формы обращены кнаружи попеременно длинными прямоугольными и короткими квадратными сторонами, мы видим в Фалериях и в Ардее, а также в древнейших частях стен Рима.

До недавнего времени в особенную заслугу этрускам ставили то, что они первые в Европе стали выводить своды из клинообразно отесанных камней; их считали даже изобретателями такого свода, но теперь дознано, что он уже давно был известен на Востоке и в Греции. Как бы то ни было, этруски, кроме фальшивого свода, т. е. образуемого выступами верхних камнейправильной горизонтальной кладки над нижними камнями, как, например, в воротах Арпино, в римском Carcer Mamertinum и в камере над цистерной в Тускулуме, устраивали очень искусно и настоящие своды; об этом свидетельствует громадная Cloaca Maxima в Риме, одни из ворот в городских стенах Перуджии и триумфальная арка с тремя изваяниями голов на начальных камнях и на замковом камне ее свода, в Вольтерре.

Самая многочисленная категория уцелевших произведений этрусского зодчества - погребальные памятники. Ни один народ в древнем мире, кроме египтян, не заботился столь внимательно об устройстве мест вечного успокоения для умерших, как этруски. Их кладбища, занимающие обширные пространства, отмечают собой главные пункты этрусской оседлости.

Наиболее простые из усыпальниц, встречаемых в этих некрополях, можно причислить к разряду курганов, обычных у первобытных народов. Устроенные нередко в очень большом размере, они состояли из круглого, правильно сложенного из камня основания и из поднимающейся над ним громадной земляной насыпи в виде конуса, который иногда заменялся несколькими конусами или коническими башнями; внутри такого памятника находилась погребальная камера, крытая ложным или настоящим сводом. Этот тип усыпальниц, возникший, без сомнения, в самой Италии, удержался в ней до последних времен Римской империи.

К числу грандиознейших памятников подобного рода принадлежит так называемая “Кукумелла”, близ Вульчи. По описаниям древних авторов, гробница Порсенны состояла из пяти башен на четырехугольном подножии, причем четыре из них находились на его углах, а пятая в середине. Позднейший образец такого устройства представляет собой так называемая “Гробница Горациев и Куриациев” в Альбано, в окрестностях Рима. Есть также надгробные памятники в виде четырехугольных мавзолеев, сложенных из плит, с пирамидальным каменным же верхом, отделенным от низа широкой полосой валов и желобов, каковы, например, находящиеся в Орвието.

Третий тип этрусских усыпальниц, пещеры, вырубленные в скале, представляют собой, очевидно, заимствование с Востока, из Лидии. Они устраивались там, где это было возможно, и нередко украшались гладким фасадом, середину которого занимала дверь, по большей части фальшивая, и который оканчивался вверху горизонтальной полосой валов и желобов, подобной только что упомянутой. Внутренность этрусских усыпальниц - еще любопытнее их наружности. Вера в загробное существование человека побуждала устраивать их по образцу жилых покоев. Умерших, или их саркофаги, или же урны с их пеплом помещали на скамьях у стен или в нишах вроде альковов, причем для того чтобы отошедшие на тот свет не испытывали нужды ни в чем необходимом, их окружали в изобилии различной домашней утварью. Двери, настоящие или фальшивые, были обрамлены наличниками, имевшими вверху выступы в ту и другую стороны, вправо и влево (характеристично этрусский мотив).

В одной из усыпальниц в Черветри высечены в скале седалища красивой формы. Отделка потолка в погребальных камерах подражала деревянным крышам этрусских домов; когда того требовала величина камеры, его подпирали столбами, как, например, в Черветри, или колоннами, как, например в Бомарцо, причем вырубались на нем подобия балок и прочих подробностей конструкции деревянных потолков. Нередко встречаются также потолки с настоящими кассетами.

Одна из усыпальниц в Корнето дает наглядное понятие о внутреннем виде описанного Витрувием этрусского атрия в жилых домах, с его отверстием для света в середине потолка, еще не подпертого, как у римлян, колоннами; о наружности же таких домов можно составить себе представление по одной терракотовой урне в виде дома, хранящейся во Флорентийском музее. Другая урна того же музея доказывает, что у этрусков существовали также дома с фронтоном и без отверстия в крыше, получавшие освещение через широкие окна в боковых стенах или через открытые галереи.

Этрусские обряды жертвоприношений отличались от греческих обилием проливаемой крови. Их похороны сопровождались человеческими жертвами и кровавыми битвами, позднее перешедшими к римлянам в виде гладиаторских боев. Все эти постройки этрусков до нашего времени не сохранились или находятся в сильно разрушенном состоянии, зато прекрасно сохранились целые города мертвых – некрополи – обычно выносившиеся за пределы городских стен.

Гробница Куту ,
строители неизвестны, III-Iв. до н.э.
Италия, Перуджа

В Этрурии был очень развит культ предков, который стал источником развития скульптурного портрета, унаследованного римлянами, и культ загробной жизни, который привел к сооружению богатых гробниц, разных по материалам и форме, но сходных по обилию живописных и скульптурных украшений. В Черветри сохранилось несколько сот круглых гробниц, выложенных из камня и засыпанных сверху земляным холмом. Это так называемые тумулусы. На юге Этрурии, где в скалах из мягкого туфа можно было вырезать камеру, гробницы напоминали пещеры, хотя и в них часто использовались каменные блоки и перекрытия.

Купольная гробница ,
строители неизвестны, VIIв. до н.э. Италия, Черветри

В помещениях гробниц все напоминает о радостях земной жизни: сцены пиров, танцев, битв, охоты изображаются на фресках. Даже на погребальных урнах и саркофагах лица давно ушедших людей освещены блаженной улыбкой. Необходимость точного портретного сходства для увековечения облика умершего предка привела к такому развитию реалистического портрета, что даже в республиканском Риме лучшие бронзовые портреты были выполнены этрусскими мастерами.

Этруски любили украшать посмертные приюты своих близких стенными картинами и изображали в них сцены повседневной жизни, охоты, пиршеств, похоронных обрядов, предполагаемого загробного существования с участием крылатых божеств смерти, светлых и мрачных, а в позднейшую пору также сюжеты, почерпнутые из греческой мифологии. Большинство таких картин находится в усыпальницах Корнето, Кьюзи, Черветри, Вульчи и Орвието; в других некрополях стенная живопись встречается только в единичных случаях. В техническом отношении, это - контурные рисунки, исполненные на сырой извести, иллюминированные настоящим фресковым способом и лишь кое-где несколько подправленные темперой.

Фон стен был обыкновенно белый или желтоватый; краски, в которых изображение выделялось на этом фоне, были сперва очень немногочисленны - темно-коричневая, красная и желтая; потом к ним прибавились синяя, серая, белая, различные оттенки красной и, позднее, зеленая. Под конец этруски научились получать переходные тона посредством смешения основных красок. Художественное достоинство этих фресок неодинаково: некоторые исполнены робко, с принужденными и условными положениями фигур и с неумелой укладкой драпировок; другие - гораздо смелее и совершенно подходят по стилю к греческой вазовой живописи.

Группировка фигур - довольно простая и по большей части ограничивается расположением их в один ряд и нередко в отделении их друг от друга деревьями или виноградными лозами. Поразительна раскраска фигур, до того произвольная и противоестественная, что можно подумать, будто люди и звери выкрашены так из шалости; например, в одном погребальном гроте в Вейях, у лошади голова черная, грива желтая, спина красная, а ноги оранжевые и черные. Но, быть может, цвета красок в подобных случаях имели какое-либо неразгаданное нами символическое значение.

Некрополь Бандитача ,
строители неизвестны, VII-VIвв. до н.э.
Италия, Черветри

В деле скульптуры этруски находились под греческим, а именно ионическим влиянием, не двигаясь вперед за границы архаизма. Главным материалом для ваяния была у них глина. Терракотовая статуя Юпитера в его капитолийском храме, в Риме, квадрига, стоявшая на коньке фронтона этого здания, и другие его скульптурные украшения были исполнены этрусским мастером, Волканием (Вульком) из Вей. Эти произведения исчезли бесследно.

Крупные терракотовые фигуры сохранились для нас главным образом на крышках саркофагов. Замечательнейшие из скульптур этого рода происходят из Черветри и хранятся одна в Луврском музее, в Париже, а другая в Британском музее, в Лондоне. Они изображают по чете супругов, полусидящях на ложе, моделированы сухо, архаически, неправильно в отношении пропорций, но очень жизненно. В этих и подобных им группах, равно как и в отдельных статуях, не трудно подметить основные черты древнегреческого стиля, но также и стремление верно и просто передавать действительность.


Этрусский саркофаг из некрополя Бандитачча

Вместе с культом предков римляне переняли и искусство портрета. Оказывается, что могучая Римская держава, покорившая полмира, своей тенью заслонила непосредственных предшественников и учителей – этрусков, без высокой цивилизации которых не было бы и многих достижений, приписываемых римскому гению, в том числе и Капитолийской волчицы, вскормившей основателей Рима Ромула и Рема, так как и она создана неизвестным этрусским мастером.

В этом изваянии, как известно, фигуры братьев близнецов прибавлены в XVI столетии итальянским художником Гульельмо делла Порто, что же касается до самой волчицы, то она возбуждала много споров: одни признавали ее этрусским произведением, другие чисто греческим, а некоторые приписывали ее даже христианским Средним векам. Всего вероятнее, что она изваяна греком-ионийцем в Средней Италии, для Рима, лет за 500 до Р. Х.

Арка в Перудже,
строители неизвестны, III-IIвв.до.н.э.
Италия, Перуджа

Господствующее положение в городах этрусков занимали храмы. Архитектура этрусских храмов формировалась под греческим влиянием: храм размещался на подиуме, т. е. на пьедестале, передняя часть которого решалась в виде лестницы. За входным портиком располагалось основное помещение, обычно разделенное на три продольные части - святилища трех богов.

Об этрусских храмовых постройках можно составить представление по высказываниям древних авторов (Витрувий), некоторым терракотовым погребальным урнам, воспроизводящим их форму (урна из Сатрикума), редким руинам храмов (акрополь в Марцаботто и Пирге), а также по дошедшим до нас их терракотовым украшениям (Неми, Фалерии Ветерес и др.).

Храмы имели глубокие портики, откуда жрецы-авгуры наблюдали за полетом птиц и делали свои предсказания. Они гадали и по печени жертвенных животных.

В архитектуре храмов использовался специфический ордер, который в период ренессанса был переработан в так называемый тосканский ордер .

Колонны своей формой исходят из дорического ордера, однако имеют базу, гладкий ствол с энтазисом и капитель, состоящую из шейки, эхина и абаки.

Антаблемент простой, без ритмических членений. Этот тип храмов с трехчастным внутренним пространством и открытым входным портиком стал основой для позднейших римских храмов.

Храмы обильно украшались раскрашенной скульптурой и терракотовыми архитектурными деталями. Поэтому, в отличие от скромных жилых домов, храмы поражали своим богатством и яркостью.

Об этрусских храмах мы можем составить себе понятие единственно по их описанию у Витрувия; от них не дошло до нас ничего, кроме следов оснований и скудных обломков (в Алатри, Чивита-Кастелане, Фалериях и Марцаботто): то обстоятельство, что в их конструкцию входило много дерева, равно как и быстрое исчезновение самих этрусков с исторической сцены, помешали этим памятникам их зодчества сохраниться хоть сколько-нибудь.

Вообще этрусский храм существенно отличался от греческого, несмотря на то что заимствовал от него свои главные черты. На его высокое основание вела лестница, устроенная только с одной, лицевой стороны. Сам храм представлял в плане четырехугольник, переднюю часть которого занимал широкий и глубокий портик с фронтоном, поддерживаемым четырьмя колоннами, имевший иногда в своей глубине еще две или несколько колонн. Каждый из трех промежутков между колоннами фасада вел ко входной двери в одну из трех целл, на которые разделялся храм. Каждая целла была посвящена одному божеству, а нередко и трем божествам зараз.

Средний интервал между колоннами и средняя целла обыкновенно были шире остальных. Задняя стена и боковые стены здания были глухие, но лицевая колоннада часто продолжалась и по его бокам. Так как вся верхняя часть храма строилась по большей части из дерева и потому не нуждалась в особенно солидной поддержке, то колонны были тонки и стройны. Своим стилем они напоминали греческие дорические колонны, но формы их капителей и баз были тощи и лишены гармоничной соразмерности.

Кроме таких колонн, употреблялись столбы и колонны, смахивающие на ионические и коринфские, но плохо обработанные. Антаблемент первоначально не заключал в себе собственно фриза. Над сильно выступающим вперед карнизом поднималась двускатная крыша, более крутая, чем у греческих храмов; образуемый ей фронтон был высок и грузен. Впоследствии, под влиянием греческих образцов, появились: на антаблементе триглифный фриз, имевший, однако, лишь декоративное значение, над вершиной и над нижними концами фронтона терракотовые или бронзовые украшения (акротерии), а на его тимпане такие же статуи и рельефы.

Знаменитейшим храмом этрусского стиля был храм Юпитера на Капитолийском холме в Риме, заложенный приблизительно в 509 г. до Р. Х. Кроме этого святилища, существовало в Риме несколько других храмов этрусского типа. По свидетельству Витрувия, этруски, наряду с храмами четырехугольного плана, строили также и круглые; едва ли впадешь в ошибку, если представишь себе храмы этого рода похожими в малом виде и в общих чертах на римский Пантеон, т. е. зданиями цилиндрической формы с приставленным спереди портиком.

Уже к VII в. до н. э. в Этрурии сформировались два типа храмов – с одной целлой и тремя. К входу в здания, стоявшие на высоких подиумах, вела широкая лестница; входной портик отличался большой шириной и глубиной. По боковым сторонам и сзади храмы обычно не имели колонн, не было с тыльной стороны и входа. Основной признак этрусской храмовой архитектуры – фасадность сооружения.

Выдающиеся памятники этрусской архитектуры – три храма на акрополе Марцаботто, от одного из которых хорошо сохранился сложенный из блоков травертина подий со сложной профилировкой внешней стороны и ведущая на этот подий лестница. Крыши этрусских храмов, выступавшие над портиками, поддерживали тосканские колонны с капителями, напоминавшими дорические, но имевшие внизу профилированные базы. Редкая расстановка колонн обеспечивала ощущение широты пространства портика. Перекрытие двускатной кровли состояло из терракотовых черепиц.

Ворота в Вольтерре
III-IIвв.до.н.э. Вольтерран, Италия

Храмы украшались статуями. Храмовая скульптура этрусков в подавляющем большинстве не каменная или бронзовая, а несколько более легкая – терракотовая, тяжесть которой могли выдержать сырцовые стены и деревянные перекрытия храмов. Покрывая узорными терракотовыми фризами поверхность балок, она выполняла функцию не только декоративную, но и культовую в изображениях антефиксов, сюжетных рельефов, крупных статуях божеств. Представление о принципах таких украшений дают терракотовые модели храмов из Вульчи (VI в. до н. э.), скульптурного фронтона из Неми (конец IV – III в. до н. э.), терракотового фронтона со сценой гигантомахи из Пирги (все из музея Вилла Джулия).

Этрусские храмы искусно были декорированы антефиксами. Скульптор храма в Вейях, возможно Вулка, исполнил антефикс в виде головы Медузы Горгоны с широко разинутой пастью и высунутым языком, с кольцами змеек, гибко извивающихся вокруг лика чудовища, выпученными глазами и взметнувшимися бровями. Завершавшие края черепиц антефиксы были необходимыми строительными элементами, порой и водоотводами – сквозь разинутую пасть Горгоны по высунутому языку дождевая вода должна была стекать с крыши. Антефиксы выполняли к тому же еще культовую задачу апотропеев. Апотропеи оберегали храмы от злых сил. Воспринимавшиеся же издали, они играли декоративную роль, оживляя своими формами спокойные плоскости стен.

Тема: Искусство этрусков

Цель: сформировать представления о развитой цивилизации этрусков, существовавшей 2500 лет назад на северо-западе Аппенинского полуострова.

    знакомство с культурой этрусков.

    формирование осознанного отношения к искусству этрусков.

    развитие художественного вкуса, речи, памяти, мышления.

Ход урока:

    Организационный момент

    Беседа по теме урока

Слайд 1

Страна этрусков, располагавшаяся на берегу Тирренского моря, простиралась на восток до Апеннинского горного хребта. Северная граница Этруррии в конце 7 в. до н.э. доходила до реки По, а на юге захватывала Кампанью (Неаполитанскую область); с конца 6 в. до н.э. этруски занимали территорию нынешней Тосканы.

Слайд 2

Этрурия представляла собой союз двенадцати городов-государств. Сложение классового общества, раннее развитие рабства, общественный строй, основанный на безраздельном господстве аристократии (правящей группировкой у этрусков была военно-жреческая знать) - таковы социальные признаки Этрусского государства. Основой хозяйства в Этруррии было земледелие. Из-за обилия болот в больших масштабах велись работы по искусственному осушению. Широко развитая морская торговля играла важную роль в экономике Этрурии и способствовала развитию ее культуры. Этруски входили в соприкосновение с греками, карфагенянами, египтянами и другими народами и многое у них перенимали, не теряя при этом самобытности.

Наибольшее количество сохранившихся памятников этрусского искусства относится к 6 - началу 5 в. до н.э. В это время Этрурия испытывала сильное воздействие греческой культуры, и в этот же период этрусское искусство переживало свой расцвет.

Витрувий, знаменитый римский теоретик архитектуры, живший в 1 в. до н.э., указывает на большую положительную роль этрусского зодчества в развитии римской архитектуры. Правильная планировка городов с ориентацией улиц по странам света была введена в Этрурии раньше, нежели в Греции, - в 6 в. до н.э. Но памятники этрусской архитектуры дошли до нашего времени в очень незначительном количестве. Многие из них погибли в период ожесточенных войн, и в особенности в период союзнической войны в 1 в. до н.э., когда этрусские города были сравнены с землей. Тем не менее остатки городских стен и крепостные ворота с арками в Перудже, в Новых Фалериях, в Сутрии, мощеные дороги в Перудже, Фьезоле, Палестрине, мосты, каналы и водопровод близ Мардаботто, так же как и другие инженерные сооружения, свидетельствуют о высоком уровне этрусской строительной техники.

Слайд 3

Об архитектуре храмов можно судить только по остаткам фундаментов, обнаруженных в Сеньи, в Орвьето, в Старых Фалериях. Этрусский храм помещался на высоком основании (подиуме); в отличие от греческого периптера, воспринимавшегося одинаково гармонично со всех сторон, этрусский храм строился по принципу фронтальной композиции: одна из узких сторон здания являлась главным фасадом и украшалась глубоким портиком. С остальных сторон храм замыкался глухой стеной. Внутреннее помещение - целла - обычно делилось на три части (посвящавшиеся трем главнейшим этрусским божествам). Чрезвычайно типичны для этрусского храма богатство скульптурного и живописного убранства, а также яркая полихромия. Композиционные принципы этрусского храма нашли впоследствии свое развитие в архитектуре римских храмов.

Архитектура этрусских жилых домов выяснена еще недостаточно. В отличие от свободного расположения помещений в греческом жилом доме здесь нужно отметить строго симметричное в плане расположение помещений, как бы нанизанных на одну ось. Подобная осевая композиция найдет широчайшее применение в римских жилых домах.

Слайд 4-5

Древнейшим типом построек были, по видимому, круглые и овальные в плане хижины, представление о которых дают глиняные погребальные урны. О более позднем сельском италийском доме можно судить по урне в виде дома из Кьюзи. Здание имело в плане прямоугольную форму, высокая крыша образовывала большие навесы, дающие тень; в крыше имелось прямоугольное отверстие (комплювиум), через которое освещался дом. Соответственно отверстию в крыше, в полу дома помещался бассейн (имплювиум), куда стекала дождевая вода. Сельские дома строились из грубого камня или из глины на деревянном каркасе. Крыши были соломенные, тростниковые или черепичные.

Центр городского дома составлял атриум (внутренний закрытый дворик). Вокруг него строго симметрично располагались другие помещения: справа и слева - помещения для мужчин и для рабов и иногда для домашнего скота, в глубине, вдали от входа, размещались комнаты хозяйки, ее дочерей и служанок. О жилищах городской бедноты дают понятие раскопанные в Марцаботто остатки больших одноэтажных домов с множеством отдельных каморок, выходивших во внутренний двор. В этих же домах находились лавки и мастерские. Они размещались в той стороне дома, которая выходила на улицу, за ними обычно находилось помещение для жилья.

Слайд 6

Из архитектурных сооружений Этрурии лучше всего сохранились гробницы. Некоторые из них, на севере Этрурии, представляют собой тумулусы - курганы с расположенными под насыпным холмом погребальными камерами и дромосом, сложенными из каменных блоков; другие, на юге Этрурии, близ Черветри (Церэ), сохраняют вид тумулуса, но сложены не из отдельных камней, а целиком высечены в туфовых скалах (гробница Реголини Галасси, 7 в. до н.э., гробница «Нарисованных львов и др.), третьи представляют собой подобие прямоугольных домиков, в совокупности образующих своеобразный город мертвых.

Слайд 7

Внутреннее оформление погребальной камеры часто являлось воспроизведением архитектуры жилищ (гробница в Корнето, гробница близ Вей).

Большой интерес представляют росписи стен этих гробниц. От 6 - начала 5 в. до н.э. дошло несколько десятков расписных склепов - в Корнето, Кьюзи, Черветри, Вульчи, Орвьето и др. Обычно две стены в соответствии с формой перекрытия были выше других, заканчиваясь выступами в форме усеченного поля фронтона. Расположение живописи подчеркивало архитектуру склепа. На гладкий, плотный известняк краски наносились непосредственно; крупнозернистая или пористая поверхность покрывалась слоем штукатурки, которая служила грунтом. Краски употреблялись минеральные; росписи выполнялись в технике фрески, то есть по сырому грунту, лишь иногда для выделения отдельных мест фрески краска наносилась уже на сухом грунте на готовую роспись. Палитра этрусского художника в архаический период состояла из черной, белой, красной и желтой краски, позже появляются голубой и зеленый цвета. Белый или желтоватый грунт служил фоном для изображений. Живопись на стене располагалась поясами. Вверху стен помещались декоративные фигуры, главным образом зверей, изображавшихся часто в геральдических позах (например, в гробнице «Леопардов»); средний, широкий пояс занимали главные изображения, над ним, а иногда и под ним проходил узкий фриз с фигурами. Цоколь обозначался рядом продольных разноцветных полос. Живописная декорация гробниц в известной мере связана с расписными греческими вазами ориентализирующего и чернофигурного стилей.

Слайд 8

Сюжеты росписей сравнительно немногочисленны и часто повторяются. Обычно это сцены, где умерший изображен участником веселого, многолюдного пира, сопровождаемого танцами юношей и девушек. Изображения эти насыщены множеством характерных черт как в позах, жестах, мимике человеческих фигур, так и в тщательно переданных костюмах, узорчатых тканях, подушках, утвари и мебели. Пир и танцы происходили, по видимому, в саду под открытым небом, на что указывают деревья и птицы. Иногда встречаются портретные изображения умерших, сопровождаемые надписью. Распространены изображения гладиаторских боев, состязаний атлетов, торжественных погребальных шествий, в единичных случаях встречаются сцены охоты и пейзажи. В некоторых гробницах преобладают мифологические сюжеты, как в гробнице Орка в Корнето, где фигурируют боги подземного царства - Гадес и Персефона - и трехликий великан Герион, а также крылатые гении этрусского пантеона. Судя по мифологическим сюжетам, этрусская религия и мифология имели мрачный характер, были лишены светлой гармонии миропонимания греков.

Слайд 9

Живопись этрусков связана с греческой и проходит в своем развитии этапы, сходные с этапами эволюции греческой вазописи. Росписи этрусских гробниц 6 - 5 вв. при обычной для них плоскостности изображения, силуэтном характере фигур и других чертах условности все же обладают своеобразной жизненной убедительностью, пониманием выразительного движения, чувством композиционной связи. Обнаженные или одетые в красочные костюмы человеческие фигуры даны в теплых звучных тонах - желтых, коричневых, красных, обогащенных пятнами зеленого и голубого; будучи контрастно сопоставлены друг с другом и объединены в общую композицию, они производят сильный декоративный эффект. Роспись применялась также и в наружном убранстве зданий.

Слайд 10

Неотъемлемой частью декораций этрусских зданий были терракотовые расписные рельефы и статуи, столь распространенные в период архаики по всему античному миру. Кровли зданий украшались акротериями (акротерий (от греческого-вершина, фронтон) - скульптура или скульптурно исполненный орнаментальный мотив над углами фронтонов зданий, построенных в античных ордерах.),с рельефными изображениями отдельных фигур или групп, и антефиксами (антефиксы - украшения из мрамора или терракоты, обычно помещавшиеся по краям кровли вдоль продольных сторон античных храмов и домов. Антефиксы имели разнообразную форму (листа, растения, плиты, щита и т. п.) и обычно украшались исполненными в рельефе орнаментами, головами людей или фантастических существ.), на которых часто изображали голову Медузы Горгоны, отвращающей зло от живущих в доме, голову силена или девушки. Эти изображения были ярко раскрашены. Фризы снаружи и внутри здании также покрывались терракотовыми раскрашенными рельефными плитами с изображениями мифологических сцен, эпизодов состязаний и битв. Сравнительно небольшие постройки этого периода, богато украшенные расписными терракотовыми рельефами и скульптурой, производили нарядное, живописное впечатление.

Слайд 11-12

Важное место в этрусском искусстве занимала скульптура, расцвет которой относится к 6 в. до н.э. Наиболее известным этрусским скульптором был работавший в Беях мастер Вулка; ему принадлежит монументальная терракотовая статуя Аполлона из Вей. Статуя, повидимому, была частью помещенной над фронтоном храма скульптурной группы, изображавшей спор Аполлона с Гераклом из-за лани. При несомненной близости к греческим статуям эпохи архаики (условностью постановки фигуры и пластической моделировки, архаической улыбкой) Аполлону из Вей присущи и черты своеобразия – меньшая скованность, более энергичное, хотя и условное движение, более яркая эмоциональная окраска образа; сильнее, нежели в греческой скульптуре, в этрусской статуе выражена тяга к отвлеченной орнаментальности (например, в трактовке одежды). Прекрасным образцом этрусской скульптуры времени ее расцвета является изящная голова статуи Гермеса из Вей. Одной из важных находок недавнего времени были колоссальные этрусские статуи воинов, сделанные из глины; их мрачный, устрашающий облик проникнут грубой мощью.

Слайд 13-14

Скульптура Этрурии не только служила для декорации зданий, но имела и самостоятельное значение.

Важное место в этрусской скульптуре принадлежит портрету. Зарождение этрусского портрета уходит далеко вглубь веков и связано с погребальным культом. На крышке погребальной урны обычно помещалось портретное изображение умершего. Уже в италийской урне из Кьюзи начала 6 в. с изображением, выполненным почти в геометрическом стиле, и в другой урне из Кьюзи с портретной головой и патетически прижатыми «к груди» руками, несмотря на примитивность их художественного языка, улавливаются элементы портрета. Голова с этрусской погребальной урны из Кьюзи начала 6 в. до н.э. менее примитивна и характеризуется остро схваченными индивидуальными чертами, тщательной и смелой моделировкой щек и рта.

Слайд 15

Характерным видом этрусской скульптуры являются монументальные терракотовые саркофаги с фигурами умерших.

Слайд 16

Саркофаг из Черветри 6 в. до н.э. представляет собой ложе (длиной 1,73 м) на фигурных ножках, на котором возлежит супружеская чета. Композиция отличается торжественной монументальностью, фигурам в целом присуща большая образная и пластическая выразительность; это же можно сказать и об угловатых по ритмике движениях рук. В лицах, несмотря на сохранение архаической схемы (косой разрез глаз, условная улыбка), чувствуется некоторое индивидуальное своеобразие.

Слайд 17

В 6 в. до н.э. обработка бронзы в Этрурии достигла уже большого- совершенства: употреблялось литье, последующая чеканка, гравировка, выполнялись статуи крупных размеров. Одним из таких произведений 6 в. до н.э. является знаменитая статуя Капитолийской волчицы. Волчица изображена кормящей Ромула и Рема (фигуры их утрачены; существующие ныне выполнены в 16 в.). В этой скульптуре зрителя поражает не только наблюдательность в воспроизведении натуры (с большой точностью переданы постановка фигуры - напряженно вытянутая вперед морда, оскаленная пасть, проступающие сквозь кожу ребра), но и умение художника усилить все эти детали и объединить их в единое целое - образ хищного зверя. Недаром статуя Капитолийской волчицы в последующие эпохи воспринималась как яркий символ сурового и жестокого Рима. Некоторые черты, свойственные скульптуре архаического периода, например несколько упрощенные контуры статуи, орнаментализированная трактовка шерсти не нарушают в данном случае общего реалистического характера скульптуры.

Ремесленники Этрурии славились своими работами из золота, бронзы и глины. Этрусские гончары применяли особую технику так называемого буккеронеро (черной земли): глина прокапчивалась, приобретая при этом черный цвет. После формовки и обжига изделие подвергалось лощению (полировке трением). Эта техника была вызвана стремлением придать глиняным сосудам сходство с более дорогими металлическими сосудами. Стенки их обычно украшались рельефными изображениями, а на крышках иногда помещали петуха или другие фигуры.

Период 5 - 4 вв. до н.э. в Этрурии был временем экономического застоя. Искусство этого периода также переживало застой - оно как бы остановилось на ступени архаики. Но именно в это время народы Италии - этруски, самниты, римляне, оски и другие - приходят в особенно тесное соприкосновение с греками, в первую очередь с теми, которые населяли Великую Грецию. В этих богатых греческих полисах культура стояла на высоком уровне развития и искусство Великой Греции лишь в малой мере отличалось от искусства метрополии.

Новый подъем этрусское искусство переживает в 3 - 2 вв. до н.э., однако под воздействием греческого этрусское искусство в этот период теряет в значительной степени своеобразие. Произведения этрусской живописи 3 - 2 вв. примыкают к эллинистическим образцам. В скульптуре образы нередко получают особенно обостренную экспрессию. Портретная фигура знатного этруска возлежащего на ложе с чашей для возлияния в руке, на крышке урны удивительна резким контрастом торжественной репрезентативности позы, и его почти гротескно комической внешности. Ряд других изображений на погребальных урнах отличается грубой утрировкой. Бронзовые изделия этрусских ремесленников этого времени - зеркала, украшенные гравировкой, чаши, кубки, цисты для хранения свитков - попрежнему отличаются высоким уровнем художественного ремесла.

К концу эпохи эллинизма, когда самостоятельности Этрурии был положен конец, этрусское искусство следует уже рассматривать вместе с римским искусством.

    Подведение итогов

    Домашнее задание

IV четверть

План урока № 1.

Тема: Искусство этрусков

Цель: Сформировать представления о развитой цивилизации этрусков, существовавшей 2500 лет назад на северо-западе Аппенинского полуострова.

Задачи:

1. Образовательная: Знакомство с культурой этрусков.

2. Воспитательная: осознанное отношение к искусству этрусков.

3. Развивающая: художественный вкус, речь, память, мышление.

Методы: словесный, наглядный, перспективы, ретроспективы, сравнения, художественного обобщения.

Список методической и используемой литературы.

1. Ривкин Б.И. Малая история искусств. Античное искусство. М.: Искусство, 1972. – 356 с.

2. Древние Египет и Греция. М.: Терра, 1997. – 288 с.

3. Всемирная история / ред.группа: М. Боярский, Е. Сучкова, Л. Ковальчук. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель 2010. – 303 с., ил. – (Наглядная энциклопедия для всей семьи).

4. Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира. Книга для чтения. М.: Просвещение, 1971. – 319 с.

5. Дмитриева Л.В., Романова В.К. Программа по учебному предмету ПО.02.УП.01. «История искусств» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» для учащихся 2 класса (5-летний срок обучения), п. Усть-Ордынский, 2012.

Основные понятия: акротерий, антефикс, целла, вотивный, канопы.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Опрос домашнего задания:

    Какой новый архитектурный тип возник в эпоху эллинизма?

    Назовите наиболее значительные скульптурные произведения эпохи эллинизма.

    Что такое глиптика?

    Что такое камея?

    Что такое инталия?

3.Объяснение нового материала.

Этруски были народом индоевропейского происхождения, по всей видимости, из Малой Азии. С IX –VIII вв. до н. э. их поселения находились на землях между Арно и Тибром, Тирренским морем и Аппенинскими горами. Позже этруски расселились также на юг и на север, в Паданскую низменность. С VI в. до н. э. этрусская цивилизация интенсивно развивалась уже в хорошо укрепленных, самых настоящих городах-государствах (Вейо, Черветери, Тарквиния, Перуджа и др.), объединявшихся в союзы и утверждавших свой приоритет по отношению к другим италийским городам, в том числе Риму. Его борьба с этрусками занимала период с конца III в. до н. э. до середины II в. до н. э.; этрусская цивилизация в итоге была поглощена Римом.

С VI в. на цивилизацию этрусков все большее воздействие оказывает через греческие колонии на юге Италии эллинская культура. Искусство этрусков развивалось под знаком греческого влияния (сохраняя, впрочем, свою характерную «антиклассичность»), а также восточного, и достигло расцвета в IV –V вв. до н. э. Влияние греческого искусства затрагивало внешние формы: этруски восприняли от греков алфавит, мифы, сделав их своими, заимствовали аристократические пиры, охоту и спортивные игры. Подобно грекам, этруски поклонялись двенадцати богам, но в их религиозном мировоззрении особую роль играли божества смерти и загробного мира, а также гадания по молниям, полету птиц и внутренностям жертвенных животных.

Исходным пунктом этрусской цивилизации надо считать культуру Виланова (по названию поселения близ Болоньи), относящуюся к IX –VIII векам до н. э. Для этой эпохи характерны сосуды в технике импасто , которые лепились вручную из плохо обработанной глины. С XV в. до н. э. под влиянием привозной керамики из Греции и стран Передней Азии и благодаря распространению гончарного круга керамика импасто приобретает правильные формы и гладкую поверхность, которая после лощения и последующего обжига приобретает металлический блеск. Формы многих сосудов копируют привозные изделия. Например, большой котел холмос, на высокой фигурной четырехчастной подставке воспроизводил в глине сирийско-урартский бронзовый котел и служил курильницей во время ритуальных церемоний. На смену сосудам импасто приходит новый вид керамики – буккеро (от испанского названия сосудов древних индийцев, имевших черный цвет), для которой характерны глубокая черная блестящая поверхность и четкие чеканные формы, воспроизводящие дорогую металлическую посуду. По мнению исследователей, вазы буккеро предназначались для погребальных и ритуальных целей.

В XII в. до н. э. под воздействием греческой вазописи появляются расписные сосуды: грушевидные арибаллы, алабастры, ольпы, ойнохои. Их поверхность густо покрыта изображениями, между фигурами помещаются розетки. Через полтораста лет в Этрурии под греческим влиянием утверждается чернофигурный стиль вазописи. Наиболее известны произведения из мастерских в городе Вульчи, получившие название «понтийских» ваз. Их роспись представляет собой ряд орнаментальных и сюжетных фризов, для которых характерна некоторая небрежность в исполнении фигур, сочетающаяся с динамичностью и выразительностью поз и движений. Характерным мотивом является эффектная сцена терзания животных . Таким образом, в этрусской керамике пересматривались греческие образцы и разрабатывались собственные формы, с типичной отделкой черным цветом.

В религии этрусков, как и других древних народов, важнейшее место принадлежало загробной жизни. Особая роль отводилась росписям гробниц, всегда имевшим сакральный смысл. Потолок часто покрывался шахматным орнаментом, обозначавшим небо преисподней. На главной стеле напротив входа помещалось изображение одного из символов умершего, его погребального ложа или божества смерти Фуфлунса со свитой. Главными предметами погребального культа были урны и саркофаги – вместилища праха покойного. Наиболее ранние памятники такого рода – погребальные терракотовые биконические урны и урны-канопы (часто напоминающие египетские сосуды для мумифицированных органов умершего) конца VII–начала VI в. до н. э., в которых хранили пепел умершего. Чаще всего крышки украшены фигурками воинов или изображениями человеческой головы, портретирующей покойного, ибо именно она служит вместилищем жизненной силы. Широкое распространение получили большие терракотовые саркофаги со скульптурными фигурами покойных на крышках, часто представленными возлежащими за пиршественным столом (на греческий манер).

Живопись представлена росписями гробниц: особенно знамениты гробницы Леопардов и Корабля в Тарквинии. Подобно древним египтянам, этруски украшали росписями стены гробниц. Сами гробницы либо высекали в скале, либо возводили из камня и насыпали над ними курган. Их внутренние помещения часто имитируют комнаты домов этрусской знати. Росписи гробниц дают яркое представление о жизни, нравах и религии этрусков. На стенах изображены мифологические сцены, атлетические состязания в честь умершего, картины погребальных пиров. Размещенные по поясам погребальные сцены и сцены охоты и пиров, состязания и танцы, могучие фигуры зверей. Сплошь плоскостные изображения. Теплые, звучные тона, высокая декоративность и порой грандиозный размах композиции. Архаическая условность, но и острая выразительность. В движениях порывистость, даже нервозность. Что-то беспокойное тревожит нас в самом танце. Созданные в VI–V веках до н. э. фрески этрусских мастеров представляют собой великолепные произведения античной декоративной живописи. В них ярко сказалось влияние Греции, пересечение по стилю с вазописью.

Этрусская скульптура отмечена большой реалистичностью, прежде всего в портретах; отличается значительным разнообразием продукция из серебра, такая как большие статуи, датируемые V в. до н. э. (Национальный музей виллы Джулии, Рим), из храма Портоначчо в Вейо (Аполлон, голова Гермеса, торс Геракла, Богиня Артемида с мальчиком ) и знаменитый Саркофаг супругов из Черветери (VI в. до н. э.), где удивленное выражение лиц супругов напоминает загадочную улыбку Аполлона из Вейо. Этруски богато украшали свои культовые сооружения расцвеченными рельефами и статуями из терракоты, распространенными в период архаики по всему античному миру. Предание гласит, что умению делать статуи из обожженной глины этрусков научили греческие мастера, прибывшие из Коринфа в середине VII в. до н. э. В VI в. до н. э. терракотовая пластика достигает необычайного совершенства. Знаменитый мастер Вулка исполнил декоративную скульптуру храма Аполлона в Вейях. Крышу здания увенчивали акротерии , среди которых была и многофигурная композиция, представлявшая сцену спора Геракла с Аполлоном из-за оленя. От нее сохранилась большая, в рост человека фигура Аполлона – выдающийся образец этрусской пластики.

Этруски обладали изощренной техникой обработки металлов: особенно высоким качеством отличаются знаменитые бронзовые статуи Капитолийская волчица и Химера (V в. до н. э., Археологический музей, Флоренция). Высочайшим мастерством, тонкостью и изяществом отличаются этрусские ювелирные изделия.

Об архитектуре этрусков можно судить по городским стенам и воротам, а особенно – по гробницам, большей частью подземным, располагавшимся под жилыми домами; проведенные раскопки обнаружили в них богатые погребальные клады. Среди городских общественных сооружений особая роль отводилась храмам, на конструкцию и декоративное оформление которых большое влияние оказала греческая архитектура. Однако храмовое зодчество этрусков во многом отличалось от греческого. Этруски употребляли гораздо менее прочные материалы: камень использовали только для фундамента, каркас здания делали из дерева, а стены выкладывали из сырцовых кирпичей. Храмы стояли на высоком основании – подиуме, к которому вела многоступенчатая лестница. Глубокий портик акцентировал фасад здания. У греков этруски переняли такие элементы архитектурного декора, как антефиксы, акротерии, фигурные карнизы и фризы. Все эти детали изготавливались из обожженной глины и богато раскрашивались. Особенно популярными были красочные антефиксы с изображением масок горгон, силенов или менад на фоне пальметты. Помимо чисто практических целей – защиты торцовых частей кровли от влаги, антефиксы, вернее, персонажи, представленные на них, должны были отпугивать от храма враждебные силы. На антефиксах IV –V веков до н. э. чувствуется сильное влияние позднеархаической греческой скульптуры. Главное место в пантеоне этрусков занимала триада верховных богов – Юпитер, Юнона и Минерва, которых почитали во многих городах под их этрусскими именами. В их честь строили храмы с тремя целлами (латин. комната). Черты этрусской архитектуры: использование арочных конструкций в архитектуре; тосканские колонны - широкие колонны с круглыми капителями - этрусский вариант дорического ордера; акротерии - статуи, установленные по углам и на вершине фронтона. Выдающееся достижение этрусков в архитектуре - принцип плотной подгонки каменных блоков и их опоры друг на друга, на котором основывается система арочного и сводчатого перекрытия.

Расцвет культуры и искусства Этрурии охватывает период с VII до начала V в. до н. э. Затем наступает пора нарастающего упадка этрусских городов. Борьба с многочисленными племенами, постоянные войны и социальные распри подорвали их политическое могущество. Однако искусство Этрурии не растворилось полностью под воздействием эллинской культуры. Его традиции сыграли свою роль в формировании художественного творчества рабовладельческого Рима. Согласно давней традиции, считается, что римляне научились у этрусков строительству дорог, применению арки и свода, заимствовали композицию культовых сооружений с тремя целлами и внутреннюю организацию частных жилищ. Таким образом, за пять столетий эта цивилизация сумела создать столь высокую культуру, что ее можно ставить в один ряд с греческой и римской.

Акротерий (греч. – вершина, фронтон) – скульптура или скульптурно-исполненные орнаментальные мотивы над углами и в центре фронтона античных зданий.

Вотивный – посвященный в храм по обету, данному божеству.

Антефикс – архитектурное украшение из мрамора или терракоты (в виде пальметты либо щита с рельефом) по краям кровли вдоль продольной стороны античного храма.

4.Просмотр презентации.

5.Самостоятельная работа: зарисовать мотивы декоративного искусства этрусков.

6.Обобщение урока:

    • Где находилась Этрурия?

      Под чьим влиянием развивалось искусство этрусков?

      Назовите особенности религии этрусков.

      Где были найдены образцы этрусской живописи?

      Назовите самую знаменитую этрусскую бронзовую статую.

Искусство этрусков Древний Рим Этруски – народ Этрурии, живший в I тыс. до н. э. на Апеннинском полуострове, к северо-западу от Рима. Культура возникла в VIII в. до н. э. В конце VII в. до н. э. в Этрурии возникли религиозные союзы городов-государств - двенадцатиградия. Вся жизнь этрусков подчинялась ритуалам. Не случайно от этрусского города Цере происходит слово «церемония» Приблизительно в V-III вв. до н. э. воинственный Рим покорил этрусские города, и в них расселились римские воины. В конце концов этруски забыли свой язык Искусство этрусков Искусство этрусков отличается яркой самобытностью и в большой степени основано на идее смерти и загробной жизни. Наиболее ярким видом искусства, связанным с кремацией, стали канопы - глиняные сосуды с крышкой для хранения праха усопших, найденные в окрестностях города Кьюзи (VII-VI вв. до н. э.). Они имеют много вариантов: одни представляют собой сосуд, оформленный в виде тела человека, другие - человекоподобную урну на троне. Третьи изображают фигуру человека, стоящую на сосуде. Наконец, четвертые - человека за ритуальным пиром В VII до н. э. в гробницы клали богатые погребальные дары: золотые ювелирные изделия Ситула из гробницы в Кьюзи Бронза. Фибула из гробницы РеголиниГаласси. VII в. до н. э. Золото. Калхант. Этрусское зеркало. IV в. до н. э. Бронза Архитектура этрусков Города Город «Живых» Город «Мертвых» Дерево, глина Камень Живопись Этрусская фресковая живопись относится к VII-III вв. до н. э. Самые интересные и известные росписи выполнены в VI-V вв. до н. э. Эти росписи были сделаны в гробницах Тарквинии, древнейшего этрусского города. Для этрусков смерть и сопровождающий ее переход к новой жизни - это вечный пир. Веселье, радость, беспечное наслаждение благами отличают росписи многих гробниц Танцовщица из гробницы «Жонглера» . V в. до н. э. Фреска из гробницы «Буйволов» . VI в. до н. э. Скульптура В этрусских гробницах не находят тел усопших. Саркофаг супругов из Бандитачча. VI в. до н. э. изображает возлежащих на ложе мужчину и женщину с длинными волосами, широко раскрытыми глазами и радостными «архаическими» улыбками. Одной рукой мужчина обнимает прислонившуюся к нему жену. Супруги оживленно беседуют, устремив взгляд на воображаемого зрителя. Саркофаги служили памятником усопшему. В них хранился прах умерших Этрусский саркофаг из гробницы в Кьюзи. II в. до н. э. Терракота. Менада. Антефикс храма Джуно Соспита. VI-V вв. до н. э Химера. V в. до н. э. Бронза Капитолийская волчица. Около 500 г. до н. э. Бронза. В III-I вв. до н. э. великолепное искусство гробниц затухает. Все чаще идеи бессмертия воплощаются в маленьких ремесленных урнах для праха, на передней стенке которых изображены сцены из древнегреческих мифов, связанных с предательством и убийством. Высшие достижения загадочного народа, культура которого до сих пор в должной мере не понята, наследовали практичные римляне: инженерное искусство, умение строить дороги и города.

Выбор редакции
Ну что товарищи танкисты дождались, действующий бонус-код который можно вводить как тем, кто давно не играл или нагибает каждый день. При...

Попробуем вместе разучить некоторые основные движения польки, которые используются во многих бальных и народных танцах. Этот танец часто...

Елена Логвинова Паспорт логопедического кабинета ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ КАБИНЕТОМ Влажная уборка кабинета производится 5...

Ы нас будешь дарить - мы будем хвалить, а не будешь дарить - мы будем корить! Коляда, коляда! Подавай пирога!Маленький мальчик сел на...
Конфигурация предоставляет удобные средства для составления финансовых планов. Движения денежных средств предприятия планируются путем...
Если Вас интересует автоматизация бюджетирования, внедрения казначейства или учета по МСФО — ознакомьтесь с нашим . В рамках системы...
Какие формы нужно разработать для ведения раздельного учета, подскажите?4. Из средств участников долевого строительства можно произвести...
01.06.2018 Как в типовой конфигурации "1С:Бухгалтерия предприятия" редакция 3.0 настроить права доступа пользователей таким образом,...
На рынке все чаще встречаются ситуации, когда одна компания приобретает другую. Происходит это по разным причинам. Кто-то таким способом...