Проблема воздействия красоты природы на человека. Проблема воздействия природы на человека (по Троепольскому). В.Г. Распутин «В ту же землю»
Где жива природа – там жива душа человека. В романе в девятой главе «Сон Обломова» автор изображает благословенный Богом уголок России. Обломовка – патриархальный рай на земле.
Небо там, кажется, напротив, ближе жмется к земле, но не с тем, чтоб метать сильнее стрелы, а разве только, чтоб обнять её покрепче, с любовью: оно распростерлось так невысоко над головой, как родительская надежная кровля, чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод. Солнце там ярко и жарко светит около полугода и потом удаляется оттуда не вдруг, точно нехотя, как будто оборачивается назад взглянуть ещё раз или два на любимое место и подарить ему осенью, среди ненастья, ясный, теплый день.
Вся природа оберегает обитателей Обломовки от невзгод, проживая жизнь в таком благословенном месте, люди находятся в гармонии с миром и самими собой. Их души чисты, здесь нет грязных пересудов, столкновений, поисков выгоды. Всё мирно, дружелюбно. Обломов – порождение этого мира. В нём есть доброта, душа, щедрость, внимание к ближнему, то, за что так ценит его Штольц и полюбила Ольга.
2. И.С. Тургенев «Отцы и дети»
Главный герой – разночинец Базаров – в силу своих убеждений считает природу не храмом, а мастерской. Его точка зрения – все деревья одинаковы. Однако приезжая в родное поместье, он говорит Аркадию, что осина над обрывом была его талисманом в детстве. Теперь он, мол, понимает, что был маленьким и искал признаки добра во всём. Почему же во время развития своих страстных чувств к Одинцовой ворвавшаяся в окно свежесть ночи производит на него такое впечатление? Он готов упасть к ногам Одинцовой, он ненавидит себя за это чувство. Разве это не влияние той самой мастерской для исследования и опытов. Жаль, что опыт Евгения Базарова закончится так плачевно.
3. И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
Поездка в Европу происходит совсем не по тому плану, который составил человек, считающий себя господином. Вместо яркого солнца и светлых дней природа встречает героев пасмурно, неулыбчиво: «Утреннее солнце каждый день обманывало: с полудня неизменно серело и начинал сеять дождь да всё гуще и холоднее; тогда пальмы у подъезда отеля блестели жестью», – вот такой была природа, она словно не хотела дарить своё тепло и свет этим слишком заевшимся господам. Однако после смерти господина небо очистилось, солнце засияло, и над всем миром: «…целая страна, радостная, прекрасная, солнечная, простиралась под ними: и каменистые горбы острова, который почти весь лежал у их ног, и та сказочная синева, в которой плавал он, и сияющие утренние пары над морем к востоку, под ослепительным солнцем, которое уже жарко грело, поднимаясь всё выше и выше, и туманно-лазурные, еще по-утреннему зыбкие массивы Италии, её близких и далеких гор, красоту которых бессильно выразить человеческое слово». Рядом с такой природой могут жить только настоящие люди такие, как знаменитый рыбак Лоренцо.
4. В.Г. Распутин «В ту же землю»
Главная героиня – Пашута – женщина с неоднозначной судьбой посвятила всю свою жизнь великой советской стройке. Прошли года, когда комбинат вступил в строй и начал давать продукцию, город потерял свою прелесть чистого таёжного поселения.
Город постепенно приобретал другую славу. На дешёвой электроэнергии выплавляли на самом крупном в мире заводе алюминий, на самом крупном в мире лесокомплексе варили целлюлозу. От фтора на десятки и сотни верст вокруг чахли леса, от метилмеркаптана забивали в квартирах форточки, законопачивали, щели и все равно заходились в удушливом кашле. Через двадцать лет после того, как гидростанция дала ток, город превратился в один из самых опасных для здоровья. Строили город будущего, а выстроили медленно действующую газовую камеру под открытым небом.
Люди потеряли связи друг с другом, каждый за себя – вот девиз этого мира. Разрушая природу, мы разрушаем себя, своё будущее.
Трудно оценить значение природы в жизни человека. Она щедро дарит людям свои богатства, удивляет гордым величием и неповторимой красотой, вдохновляет. Природа учит нас быть человечными, гуманно относиться ко всему живому, противостоять любому проявлению зла и жестокости.
В тексте Г.Троепольского затрагивается проблема благотворного влияния природы на человека. Желтый лес, в котором «все горело и светило вместе с солнцем», где «было… легко… и весело», помог главному герою - охотнику по-настоящему испытать чувство боли «за всех убивающих бесполезно».
Наслаждаясь тишиной, любуясь красотой осеннего леса и работой верного четвероногого друга, Иван Иваныч чувствует себя счастливым, улыбается. И вдруг выстрел… Страшным и нелепым кажется он в лесу, где царствуют тишина и гармония. Обиженным эхом отозвался лес, он словно недоумевает: «испугались, вздрогнули» березы, «дубы охнули».
«Для тебя только, Бим», — старается найти оправдание своему поступку охотник, держа на ладони мертвого вальдшнепа. Но воспоминания о прошлом, об убитой вчера птице не дают успокоиться совести. С этого дня чувство жалости к животным и птицам с каждым днем укреплялось в душе Ивана Иваныча.
Человек очень виноват перед «братьями нашими меньшими». И вина эта лежит не только на браконьерах, равнодушно убивающих зверей ради собственной выгоды. Бесчеловечно поступают люди, выбрасывающие животных на улицу, оставляя их на произвол судьбы. К сожалению, подобное явление не является редкостью.
Невозможно представить природу без животных и птиц. Они не только приносят пользу, но и украшают нашу планету. Многим людям не мешает поучиться у них любви, верности и взаимопониманию.
С раннего детства нам известны произведения, рассказывающие о «человеческих» качествах «братьев наших меньших». До слез трогательным казался когда-то коротенький рассказ Л.Н. Толстого о дружбе льва и маленькой собачки. Удивлял героизм серого воробья, самоотверженно заслонявшего крохотным тельцем свое детище. Сам И.С. Тургенев, автор стихотворения в прозе «Воробей», признается, что «благоговел перед той маленькой… птицей, перед любовным ее порывом». Мы радовались за Митрашу, героя сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца», к которому пришла на помощь Травка, чуткая к добру собака мудрого лесника Антипыча.
Очень хочется, чтобы каждый человек научился ценить и чувствовать сердцем красоту и неповторимость окружающего нас мира природы, научился быть человечным. Может, для этого нужно чаще отправляться в желтый осенний лес, в котором, по мнению писателя Г. Троепольского, человек становится чище?
Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :
Присоединяйтесь к нам в Facebook !
Смотрите также:
Самое необходимое из теории:
Предлагаем пройти тесты онлайн:
Аргументы для сочинения по русскому языку.
Природа. Часть 2.
Проблема отношения к природе, животным, борьбы с миром природы, вмешательства в мир природы, красоты природы, влияния природы на характер человека.
Природа является источником вдохновения для человека, погружает его в детство, заставляет задуматься о жизни. В романе «Герой нашего времени М.Ю. Лермонтов так характеризует влияние природы на человека: «Удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми: всё приобретённое отпадает от души, и она делается вновь такою, какой была некогда и верно будет когда-нибудь опять».
Как нужно относиться к природе?
А.И. Куприн "Олеся"В повести А.И. Куприна "Олеся" поведение главной героини является отличным примером того, как нужно относиться к миру природы. Девушка чувствовала, что лес живой, и потому ухаживала за ним и защищала каждого лесного обитателя от пагубного человеческого воздействия. Олеся понимала, что не все люди способны так чувствовать и сопереживать каждой травинке, каждому дереву, и потому делала все, что в её силах, чтобы помочь лесу, за что была награждена даром предвидения и исцеления.
Как человек влияет на природу?
Рэй Брэдбери “Марсианские хроники”Люди часто потребительски относятся к природе: вырубают леса, осушают реки и озера, истребляют целые виды животных, никак не компенсируя последствия своих действий.
В романе Рэя Брэдбери “Марсианские хроники” в деталях описано влияние человека на мир природы. Загрязнив свою планету, превратив ее в огромные мегаполисы, люди стали осваивать далекий Марс, уже населенный жителями. Марсиане в этом отношении сильно отличаются от землян: они тесно связаны с природой своей планеты. Их дома наполовину состоят из живых природных образований, сами они активно пользуются в быту дарами своей природы. Их мирное существование нарушили жители планеты Земля. Начав заселение Марса, люди не только уничтожили всех марсиан, но и начали истреблять марсианскую культуру, насаждая свои правила новому миру.
Почему нужно бережно относиться к природе?
Герберт Уэллс "Война миров"Природа – это дом человека. Все живое, что существует на планете Земля, связано между собой. Знаменитый английский писать Герберт Уэллс в своем романе “Война миров” показал природу спасительницей человечества. После начала войны с инопланетянами, люди находились на грани вымирания: пришельцы уничтожали землян, преобразовали земную поверхность, разрушили огромное количество городов. Люди не могли своим оружием противостоять такому врагу, и тогда им на помощь пришли бактерии и микробы, истребившие инопланетян. Сама планета не позволила захватчикам разрушить человеческую цивилизацию. Поэтому нужно относиться к миру природы бережно, поскольку не станет природы – исчезнет и сам человек.
Какова роль природы в русской культуре?
Для русских природа всегда была свободой, волей, привольем. Прислушайтесь к языку: погулять на воле, выйти на волю. Воля – это отсутствие забот о завтрашнем дне, это беспечность, блаженная погруженность в настоящее.
Вспомните у Кольцова:
Ах ты, степь моя,
Степь привольная,
Широко ты, степь,
Пораскинулась,
К морю Черному
Понадвинулась!
Широкое пространство всегда владело сердцами русских. Оно выливалось в понятия и представления, которых нет в других языках. Чем, например, отличается воля от свободы? Тем, что воля вольная – это свобода, соединенная с простором, с ничем не прегражденным пространством. А понятие тоски, напротив, соединено с понятием тесноты, лишением человека пространства. Притеснять человека – это лишать его пространства в прямом и переносном смысле этого слова.
И природа нужна была человеку большая, открытая, с огромным кругозором. Поэтому так любимо в народной песне полюшко-поле. Воля – это большие пространства, по которым можно идти и идти, брести, плыть по течению больших рек и на большие расстояния, дышать вольным воздухом, широко вдыхать грудью ветер, чувствовать над головой небо, иметь возможность двигаться в разные стороны – как вздумается.
Русская лирическая протяжная песнь – в ней также есть тоска по простору. И поется она лучше всего вне дома, на воле, в поле.
Колокольный звон должен был быть слышен как можно дальше. Быстрая езда – это тоже стремление к простору.
Но то же особое отношение к простору и пространству видно и в былинах. Микула Селянинович идет за плугом из конца в конец поля. Вольге приходится его три дня нагонять на молодых бухарских жеребчиках.
Услыхали они в чистом поли пахаря,
Пахаря-пахарюшка.
Они по день ехали в чистом поли,
Пахаря не наехали,
И по другой день ехали с утра до вечера.
Пахаря не наехали,
И по третий день ехали с утра до вечера,
Пахаря и наехали.
Ощущение пространства есть и в зачинах к былинам, описывающих русскую природу, есть и в желаниях богатырей, Вольги например:
Похотелось Вольгй-то много мудрости:
Щукой-рыбою ходить Вольгй во синих мрях,
Птицею-соколом летать Вольгй под облака,
Волком и рыскать во чистых полях.
Даже описание теремов, которые строит «дружина хоробрая» Соловья Будимировича в саду у Забавы Путятичны, содержит этот же восторг перед огромностью природы.
Хорошо в теремах изукрашено:
На небе солнце – в тереме солнце;
На небе месяц – в тереме месяц;
На небе звезды – в тереме звезды;
На небе заря – в тереме заря
И вся красота поднебесная.
Восторг перед просторами присутствует уже и в древней русской литературе – в Начальной летописи, в «Слове о полку Игореве», в «Слове о погибели Русской земли», в «Житии Александра Невского», да почти в каждом произведении древнейшего периода XI-XIII веков. Всюду события либо охватывают огромные пространства, как в «Слове о полку Игореве», либо происходят среди огромных пространств с откликами в далеких странах, как в «Житии Александра Невского». Издавна русская культура считала волю и простор величайшим эстетическим и этическим благом для человека.
Проблема взаимоотношений человека и природы. Как взаимодействуют человек и природа?
Аргумент из книги Д.С. Лихачева "Письма о добром и прекрасном"У природы есть своя культура. Поэтому отношения природы и человека – это отношения двух культур, каждая из которых по-своему «социальна», общежительна, обладает своими «правилами поведения». И их встреча строится на своеобразных нравственных основаниях. Обе культуры – плод исторического развития, причем развитие человеческой культуры совершается под воздействием природы издавна (с тех пор как существует человечество), а развитие природы с ее многомиллионнолетним существованием – сравнительно недавно и не всюду под воздействием человеческой культуры.
Одна (культура природы) может существовать без другой (человеческой), а другая (человеческая) не может. Но все же в течение многих минувших веков между природой и человеком существовало равновесие. Равновесие всюду свое и всюду на какой-то своей, особой основе, со своею осью. На севере в России было больше «природы», а чем дальше на юг и ближе к степи, тем больше «человека».
Пейзаж России на всем ее богатырском пространстве как бы пульсирует, он то разряжается и становится более природным, то сгущается в деревнях, погостах и городах, становится более человеческим.
Старый русский город не противостоит природе. Он идет к природе через пригород. Сотни лет назад он прильнул огородами и садами к стенам города, к валу и рву, он прильнул и к окружающим полям и лесам, отобрав от них немного деревьев, немного огородов, немного воды в свои пруды и колодцы. И все это в приливах и отливах скрытых и явных ритмов – грядок, улиц, домов, бревнышек, плах мостовых и мостиков.
Что свойственно русскому пейзажу?
Аргумент из книги Д.С. Лихачева "Письма о добром и прекрасном"
В русской пейзажной живописи очень много произведений, посвященных временам года: осень, весна, зима – любимые темы русской пейзажной живописи на протяжении всего XIX века и позднее. И главное, в ней не неизменные элементы природы, а чаще всего временные: осень ранняя или поздняя, вешние воды, тающий снег, дождь, гроза, зимнее солнце, выглянувшее на мгновение из-за тяжелых зимних облаков, и т. п.
В русской природе нет вечных, не меняющихся в разные времена года крупных объектов вроде гор, вечнозеленых деревьев. Все в русской природе непостоянно по окраске и состоянию. Вечный маскарад, вечный праздник красок и линий, вечное движение – в пределах года или суток.
Все эти изменения есть, конечно, и в других странах, но в России они как бы наиболее заметны благодаря русской живописи, начиная с Венецианова и Мартынова. В России континентальный климат, и этот континентальный климат создает особенно суровую зиму и особенно жаркое лето, длинную, переливающуюся всеми оттенками красок весну, в которой каждая неделя приносит с собой что-то новое, затяжную осень, в которой есть и ее самое начало с необыкновенной прозрачностью воздуха, воспетое Тютчевым, и особой тишиной, свойственной только августу, и поздняя осень, которую так любил Пушкин.
Но в России, в отличие от юга, особенно где-нибудь на берегах Белого моря или Белого озера, необыкновенно длинные вечера с закатным солнцем, которое создает на воле переливы красок, меняющиеся буквально в пятиминутные промежутки времени, целый «балет красок», и замечательные – длинные-длинные – восходы солнца. Бывают моменты (особенно весной), когда солнце «играет», точно его гранил опытный гранильщик. Белые ночи и «черные», темные дни в декабре создают не только многообразную гамму красок, но и чрезвычайно богатую палитру эмоциональную. И русская поэзия откликается на все это многообразие.
Характерная особенность русского пейзажа есть уже у Венецианова. Она есть и в ранней весне Васильева. Она мажорно сказалась в творчестве Левитана. Это непостоянство и зыбкость времени – черта, как бы соединяющая людей России с ее пейзажами.
Национальные черты нельзя преувеличивать, делать их исключительными. Национальные особенности – это только некоторые акценты, а не качества, отсутствующие у других. Национальные особенности сближают людей, заинтересовывают людей других национальностей, а не изымают людей из национального окружения других народов, не замыкают народы в себе. Народы – это не окруженные стенами сообщества, а гармонично согласованные между собой ассоциации.
Поэтому если я говорю о том, что свойственно русскому пейзажу или русской поэзии, то эти же свойства, но, правда, в какой-то иной степени, свойственны и другим странам и народам. Национальные черты народа существуют не в себе и для себя, а и для других. Они выясняются только при взгляде со стороны и в сравнении, поэтому должны быть понятны для других народов, они в какой-то другой аранжировке должны существовать и у иных.
- Что означает считать деньги во сне К чему снится считать
- Жареный болгарский перец Фаршированный перец с кусочками мяса по молдавски
- Перец жареный по молдавски Острый перец по молдавски
- Пошаговый рецепт фаршированные шампиньоны в духовке с фаршем
- Российского видеоблогера Jove обвинили в развращении несовершеннолетних Джов новое июль
- Разучивание элементов движения танца «Полька» с детьми старшего дошкольного возраста Рисунок танца полька
- Паспорт логопедического кабинета на учебный год
- Гадание на куриных костях
- Планирование движения средств
- Планирование движения средств
- Какие формы нужно разработать для ведения раздельного учета, подскажите?
- Как составить объяснительную записку (пошаговая инструкция, примеры)
- Информация о налоговой декларации Когда и куда подавать
- «Школьная монетизация» или как воспитать быдло-поколение NEXT?
- Все случаи постановки тире
- Что такое причастия и деепричастия, их отличительные признаки и суффиксы
- Какие буквы не обозначают звуков в русском языке?
- Какие буквы не обозначают звуков в русском языке?
- Гранатовый соус: как приготовить и с чем сочетать?
- Как приготовить самые вкусные блюда из шампиньонов Что можно сделать из королевского шампиньона диетическое