Происхождение первобытных людей возникновение религии и искусства. Возникновение искусства и религиозных верований


Сегодня, дорогие друзья, предметом нашей статьи станут древние религии. Мы с вами окунемся в таинственный мир шумеров и египтян, познакомимся с огнепоклонниками и узнаем значение слова «буддизм». Также вы узнаете, откуда произошла религия и когда появились первые мысли человека о

Читайте внимательно, ведь мы сегодня поговорим о пути, который прошло человечество от первобытных верований до современных храмов.

Что такое «религия»

Очень давно люди начали задумываться над вопросами, которые невозможно объяснить только земным опытом. Например, откуда мы Кто создал деревья, горы, моря? Эти и многие другие задачи оставались без ответа.

Выход был найден в одушевлении и поклонении явлениям, объектам ландшафта, животным и растениям. Именно такой подход отличает все древние религии. Более подробно о них мы поговорим далее.

Сам термин «религия» происходит из латинского языка. Это понятие означает мироосознание, которое включает высшие силы, моральные и этические законы, систему культовых действий и специфические организации.

Некоторые современные верования соответствуют не всем пунктам. Они не могут быть определены как «религия». Буддизм, например, больше склонны относить к философским течениям.

До возникновения философии именно религия занималась вопросами добра и зла, нравственности и морали, смысла жизни и многими другими. Также еще с древних времен выделился особый социальный слой - жрецы. Это современные священники, проповедники, миссионеры. Они не только занимаются проблемой «спасения души», но представляют собой достаточно влиятельный государственный институт.

Итак, с чего же все начиналось. Сейчас мы поговорим о возникновении первых мыслей о высшей природе и сверхъестественных вещах в окружающей среде.

Первобытные верования

Мы знаем о верованиях по наскальным рисункам и захоронениям. Кроме этого, некоторые племена до сих пор живут на уровне каменного века. Поэтому этнографы могут изучить и описать их мировоззрение и космологию. Именно из этих трех источников мы и знаем про древние религии.

Наши предки начали отделять реальный мир от потустороннего более сорока тысяч лет назад. Именно в это время появляется такой тип человека, как кроманьонец, или homo sapiens. По сути, он ничем уже не отличается от современных людей.

До него были неандертальцы. Они существовали примерно шестьдесят тысяч лет до появления кроманьонцев. Именно в захоронениях неандертальцев впервые находят охру и погребальный инвентарь. Это символы очищения и материалы для посмертной жизни в потустороннем мире.

Постепенно формируется вера в то, что все предметы, растения, животные имеют в себе дух. Если удастся умилостивить духов ручья, будет хороший улов. Духи леса дадут удачную охоту. А задобренный дух фруктового дерева или поля поможет с обильным урожаем.

Последствия этих верований сохранились в веках. Не потому ли мы до сих пор разговариваем с приборами, аппаратами и прочими вещами, надеясь, что нас услышат, и проблема устранится сама собой.

Как развитие анимизма, появляются тотемизм, фетишизм и шаманизм. Первый предполагает веру в то, что у каждого племени есть свой «тотем», защитник и прародитель. Подобное верование присуще племенам на следующем этапе развития.

Среди них можно назвать индейцев и некоторые другие племена с разных материков. Примером служат этнонимы - племя Великого Буйвола или Мудрой Ондатры.

Сюда же относятся культы священных животных, табу и т.д.

Фетишизм - это вера в сверхсилу, которой могут наградить нас определенные вещи. Сюда относятся амулеты, талисманы и прочие предметы. Они призваны защитить человека от злого влияния или, наоборот, способствовать удачному ходу событий.
Фетишем могла стать любая необычная вещь, выделявшаяся из числа подобных.

Например, камень со священной горы или необычное перо птицы. Позже это верование смешивается с культом предков, начинают возникать куклы-обереги. Впоследствии они превращаются в антропоморфных богов.

Поэтому спор о том, какая религия древнее, не может быть решен однозначно. Постепенно у разных народов компоновались фрагменты первобытных верований и бытового опыта. Из подобного сплетения и возникают более сложные формы духовных понятий.

Магия

Упоминая древние религии, мы говорили о шаманизме, но не обсудили его. Это более развитая форма верований. Она включает в себя не только фрагменты из остальных поклонений, но и подразумевает возможность человека воздействовать на невидимый мир.

Шаманы, по убеждению остальных жителей племени, могут общаться с духами и помогать людям. Сюда относятся ритуалы исцеления, призывы удачи, просьбы о победе в битве и заклятия хорошего урожая.

Такая практика до сих пор сохранилась в Сибири, Африке и некоторых других менее развитых регионах. Как переходная часть от простого шаманизма к более сложной магии и религии может быть упомянута культура вуду.

В ней уже существуют боги, которые отвечают за различные сферы человеческой жизни. В Латинской Америке африканские образы накладываются на свойства католических святых. Такая необычная традиция и выделяет культ вуду из среды подобных магических течений.

Упоминая возникновение древних религий, невозможно обойти стороной магию. Это высшая форма первобытных верований. Постепенно усложняясь, шаманские ритуалы вбирают в себя опыт из разных областей знаний. Создаются обряды, которые призваны сделать некоторых людей сильнее остальных. Считалось, что, пройдя инициацию и получив тайные (эзотерические) знания, маги становятся практически полубогами.

Что такое магический обряд. Это символическое исполнение желаемого действия с наилучшим исходом. Например, воины танцуют боевой танец, нападают на воображаемого врага, внезапно появляется шаман в образе тотема племени и помогает своим детям уничтожить противника. Это наиболее примитивная форма обряда.

Более сложные ритуалы описаны в специальных книгах заклятий, которые известны с древних времен. Сюда относятся книги мертвых, ведьмовские книги духов, «Ключики Соломона» и прочие гримуары.

Таким образом, за несколько десятков тысяч лет верования прошли путь от поклонения животным и деревьям до почитания персонифицированных явлений или человеческих свойств. Именно их мы называем богами.

Шумеро-аккадская цивилизация

Далее нами будут рассмотрены некоторые древние религии Востока. Почему мы начнем именно с них? Потому что первые цивилизации возникли на этой территории.
Итак, согласно археологам, древнейшие поселения находят в пределах «плодородного полумесяца». Это земли, относящиеся к Ближнему Востоку и Междуречью. Именно здесь и возникают государства Шумер и Аккад. Об их верованиях мы и поговорим далее.

Религия древней Месопотамии нам известна по археологическим находкам на территории современного Ирака. А также сохранились некоторые литературные памятники того периода. Например, сказание о Гильгамеше.

Подобный эпос был записан на глиняных табличках. Они были найдены в древних храмах и дворцах, а позже расшифрованы. Итак, что же нам стало известно из них.
Древнейший миф повествует о старых богах, которые олицетворяют воду, солнце, луну и землю. Они родили молодых героев, которые стали «шуметь». За это первородные решили от них избавиться. Но бог неба Эа разгадал коварный план и смог усыпить своего отца Абуза, который стал океаном.

Второй миф рассказывает о возвышении Мардука. Написан он был, видимо, во время подчинения Вавилоном остальных городов-государств. Ведь именно Мардук был верховным божеством и хранителем этого города.

В легенде говорится, что Тиамат (первичный хаос) решила напасть на «небесных» богов и уничтожить их. В нескольких битвах она победила и первородные «приуныли». В конце концов, решили отправить сражаться с Тиамат Мардука, который успешно справился с заданием. Он разрубил тело поверженной. Из разных его частей он сделал небо, землю, гору Арарат, реки Тигр и Евфрат.

Таким образом, шумеро-аккадские верования становятся первой ступенью к образованию института религии, когда последняя становится важной частью государства.

Древний Египет

Преемником религии Шумера стал Египет. Его жрецы смогли продолжить дело вавилонских священников. Они развили такие науки, как арифметика, геометрия, астрономия. Также были созданы потрясающие образцы заклинаний, гимнов, сакральной архитектуры. Уникальной стала традиция посмертного мумифицирования знатных людей и фараонов.

Правители этого периода истории начинают провозглашать себя сыновьями богов и, собственно, самими небожителями. На основе такого мировоззрения и строится следующий этап религии древнего мира. Таблица из Вавилонского дворца говорит о посвящении правителя, полученном от Мардука. Тексты же пирамид иллюстрируют не только богоизбранность фараонов, но и показывают прямую родственную связь.

Однако подобное почитание фараонов было не с самого начала. Оно появилось только после завоевания окрестных земель и создания сильного государства с мощной армией. До этого существовал свой пантеон богов, который впоследствии немного изменился, но сохранил свои главные черты.

Итак, как говорится в труде Геродота «История», религия древних египтян включала в себя обряды, посвященные разным сезонам, поклонение божествам и проведение особых ритуалов, призванных укрепить положение страны в мире.

Мифы египтян повествуют о богине неба и боге земли, которые родили все, что нас окружает. Эти люди верили, что небосклон - это Нут, стоящая над Гебом, богом земли. Она касается его только кончиками пальцев рук и ног. Каждый вечер она съедает солнце, а каждое утро рождает его вновь.

Главным же божеством в ранний период Древнего Египта был Ра, бог солнца. Позже он уступил первенство Осирису.

Легенда об Исиде, Осирисе и Горе легла позже в основу многих мифов об убитом и воскрешенном спасителе.

Зороастризм

Как мы упоминали в начале, религия древних людей приписывала могущественные свойства разным стихиям и предметам. Эта вера сохранилась у древних персов. Соседние народы называли их «огнепоклонники», так как они особенно почитали это явление.

Это одна из первых мировых религий, которая имела свое Священное Писание. Ни в Шумере, ни в Египте такого не было. Там существовали только разрозненные книги заклинаний и гимнов, мифы и рекомендации по мумификации. В Египте, правда, была книга мертвых, но ее нельзя назвать Писанием.

В зороастризме есть пророк - Заратуштра. Он получил писание (Авесту) от верховного бога Ахура Мазды.

В основе этой религии лежит свобода нравственного выбора. Человек ежесекундно колеблется между злом (его олицетворяет Ангро Манью или Ариман) и добром (Ахура Мазда или Ормуз). Свою религию зороастрийцы называли «Благая вера», а себя «благоверными».

Древние персы считали, что человеку даны разум и совесть, чтобы верно определить свою сторону в духовном мире. Основными постулатами были помощь другим и поддержка нуждающихся. Главные запреты - это насилие, разбой и воровство.
Цель любого зороастрийца заключалась в достижении благих мыслей, слов и дел одновременно.

Как и многие другие древние религии востока, «Благая вера» провозглашала в конце концов победу добра над злом. Но зороастризм - это первое вероучение, в котором встречаются такие понятия, как рай и ад.

Огнепоклонниками их называли за особое почтение, которое они оказывали огню. Но эта стихия считалась самым грубым проявлением Ахура Мазды. Главным же символом верховного бога в нашем мире благоверные считали солнечный свет.

Буддизм

В Восточной Азии издавна популярна религия буддизм. В переводе на русский язык с санскрита это слово означает «учение о духовном пробуждении». Его основателем считается принц Сиддхартха Гаутама, который жил в Индии в шестом веке до нашей эры. Термин «буддизм» появился только в девятнадцатом столетии, сами же индусы его называли «дхарма» или «боддхидхарма».

Сегодня это одна из трех мировых религий, которая считается самой древней из них. Буддизм пронизывает культуры народов Восточной Азии, поэтому понять китайцев, индусов, тибетцев и многих других возможно только после знакомства с основами этой религии.

Главными идеями буддизма являются следующие:
- жизнь - это страдание;
- у страдания (неудовлетворенности) есть причина;
- есть возможность избавиться от страдания;
- есть путь к избавлению.

Эти постулаты называются четырьмя благородными истинами. А путь, который ведет к избавлению от неудовлетворенности и фрустрации, носит имя «Восьмеричный».
Считается, что Будда пришел к этим выводам после того, как увидел беды мира и просидел много лет под деревом в медитации над вопросом, почему люди страдают.

Сегодня это верование считают философским течением, а не религией. Причины для этого следующие:
- в буддизме нет понятия бога, души и искупления;
- здесь нет организации, единых догм и безусловной преданности идее;
- его приверженцы считают, что миров бесконечное множество;
- кроме этого, можно принадлежать к любой религии и руководствоваться принципами буддизма, это здесь не запрещено.

Античность

Приверженцами христианства и других монотеистических верований первое поклонение людей природе называется язычеством. Следовательно, можно сказать, что это древнейшая мировая религия. Сейчас мы с вами переместимся из Индии на побережье Средиземного моря.

Здесь в период античности особенно были развиты греческая и римская культуры. Если посмотреть внимательно на пантеоны античных богов, то они практически взаимозаменяемы и эквивалентны. Часто единственным отличием является имя того или иного персонажа.

Примечательно и то, что эта религия древних богов отождествляла небожителей с людьми. Если прочитать древнегреческие и римские мифы, мы увидим, что бессмертные так же мелочны, ревнивы и корыстны, как и человечество. Они помогают тем, кому благоволят, их можно подкупить. Боги, гневаясь за мелочь, могут уничтожить целый народ.

Тем не менее именно такой подход к миропониманию помог сформировать современные ценности. На основе таких фривольных отношений с высшими силами смогла развиться философия и многие науки. Если сравнить античность с эпохой Средних веков, станет понятно, что свобода самовыражения ценнее, чем насаждение «истинной веры».

Античные боги жили на горе Олимп, которая находится в Греции. Также люди тогда населяли духами леса, водоемы и горы. Именно эта традиция вылилась позже в европейских гномов, эльфов и прочих сказочных существ.

Авраамические религии

Сегодня мы делим историческое время на период до рождения Христа и после. Почему же именно это событие стало таким важным? На Ближнем Востоке прародителем считается человек по имени Авраам. О нем говорится в Торе, Библии и Коране. Он впервые заговорил о единобожии. О том, чего не признавали религии древнего мира.

Таблица религий показывает, что именно у авраамических верований сегодня наибольшее количество приверженцев.

Главными течениями считаются иудаизм, христианство и ислам. Они возникали в перечисленном порядке. Самым древним считается иудаизм, он появился где-то в девятом веке до нашей эры. Затем около первого века возникает христианство, а в шестом - ислам.

Тем не менее исключительно эти религии породили бесчисленное количество войн и конфликтов. Нетерпимость к иноверцам является отличительной чертой приверженцев авраамических верований.

Хотя если внимательно почитать Писания, в них говорится о любви и милосердии. С толку сбивают только законы раннего Средневековья, описанные в этих книгах. Проблемы начинаются, когда фанатики хотят применить устаревшие догмы к современному обществу, которое уже в значительной мере изменилось.

Ввиду разногласий между текстом книг и поведением верующих веками возникали разные течения. Они по-своему трактовали Писания, что привело к «войнам веры».

Сегодня проблема не решена окончательно, но способы немного улучшились. Современные «новые церкви» больше направлены на внутренний мир паствы и кошелек священника, чем на покорение еретиков.

Древняя религия славян

Сегодня на территории Российской Федерации можно встретить как древнейшие формы религии, так и монотеистические течения. Однако кому поклонялись наши предки изначально?

Религия Древней Руси сегодня называется термином «язычество». Это христианское понятие, означающее веры других народов. Со временем оно приобрело немного уничижительный оттенок.

Сегодня предпринимаются попытки восстановить древние верования в разных странах мира. Европейцы, реконструируя веру кельтов, называют свои действия «традицией». В России приняты названия «родичи», «славяно-арии», «родноверы» и прочие.

Какие же материалы и источники помогают восстановить по крупицам мировоззрение древних славян? Во-первых, это литературные памятники, такие как «Велесова книга» и «Слово о полку Игореве». Там упоминаются некоторые обряды, имена и атрибуты разных богов.

Кроме этого, существует достаточно много археологических находок, которые ярко иллюстрируют космогонию наших предков.

Верховные боги были разные у различных племен. Со временем выделяются Перун, бог грома, и Велес. Также часто в роли прародителя фигурирует Род. Места поклонений божествам назывались «капища» и располагались в лесах или на берегах рек. На них ставили деревянные и каменные изваяния. Туда приходили молиться и приносить жертвы.

Таким образом, дорогие читатели, сегодня мы с вами познакомились с таким понятием, как религия. Кроме того, познакомились с различными древними верованиями.

Удачи вам, друзья. Будьте терпимы друг к другу!

Многое в окружающем мире было для первобытного человека таинственным и пугающим. Люди считали, что земля, вода и небо населены богами и духами, которые управляют явлениями природы и жизнью самих людей. Так около 200 тыс. лет назад зародилась религия. Именно к тому периоду относятся древнейшие следы заупокойного культа. Археологи открыли захоронения, в которых костяки ориентированы по направлению восток-запад. Они посыпаны охрой, символизирующей цвет жизни??? Зубов говорил – «как кровь»??..., а на надгробных холмиках была обнаружена пыльца хвойных растений и цветов, которыми покрывали могилу, во время прощания с умершим. Все это свидетельствует о зачатках религиозных верований, появившихся у первобытного человека.

Дальнейшее развитие религиозных верований привело к утверждению в эпоху верхнего палеолита у человека современного вида развитых форм первобытной религии:

o Тотемизм (вера в то, что существует мистическая связь между человеком и некоторым классом объектов окружающей человека природы)

o Фетишизм (религиозное поклонение материальным предметам - фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства)

o Анимизм (вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы)

o Магия (одна из древнейших форм религиозности, элементы которой содержатся в религиозных традициях большинства народов мира)

Мантика – практика гаданий и предсказаний, с целью узнать волю богов

Восприятие первобытных верований по отдельности, в отрыве от иных, невозможно - все они были тесно связаны между собой.

Т.е. = человек признавал главенство над собой высших сил, нематериального мира, которому подчинен мир повседневного существования людей.

Считалось, что некоторые люди, которых называют шаманами, способны общаться с богами. Шаманы руководили совершением специальных обрядов. Люди исполняли ритуальные танцы, произносили заклинания, полагая, что таким образом можно отогнать злых духов и призвать на помощь добрых.

Элементы культуры, пусть и в зачаточном виде, возникли одновременно с человеком.

Видимо, какие-то простые формы танца, пения, музыки были из­вестны и питекантропам, и неандертальцам. Их зачатки в инстинктивных формах можно найти даже у обезьян: они могут ритмично раскачивать­ся и издавать как бы в такт звуки. Но только в конце древнего каменного века у людей появилась потребность и возможность изображать, рисовать, вырезать.

· + Мифы – попытка найти ответы на главные вопросы бытия, происхождения человека, жизни и смерти, составление картины мира.

Но только с появлением примерно 40-35 тыс. лет назад homo sapiens sapiens, человека современного вида, и вместе с ним родовой общины культура первобытного общества достигает своего наивысшего развития. Наконец появляется художественное творчество, и духовная культура приобретает завершенные формы.

Первые элементы худо­же­ст­вен­но-образного мышления человека относятся к эпохе Ориньяк-Солютре в верхнем палеолите, 35-20 тыс. л.н.. Первыми попыт­ка­ми что-то изобразить было нанесение зигзагообразных полос или отпечатков руки на каменную поверхность. Затем появляются круглая скульптура из глины и кости, рисунок охрой, мергелем или сажей и изображения, выполненные с по­мощью кремневого резца.

Женщины - первые представители человеческого рода, которых стали изображать. В пещерах сохранилось несколько таких рисунков. Чаще предпочитали делать их скульптурные изображения. Это были маленькие, помещавшиеся на ладони фигурки из бивня мамонта, кости, камня, специально приготовленной глиняной массы. Обычно женщин изображали полными и обнажёнными - матерями, имевшими много детей. Но встречаются и фигурки стройных, изящных женщин, как будто не испытавших ещё тягот и радостей материнства. Это - молодые охотницы, такие же ловкие, как и мужчины, хотя и не такие сильные. По всей вероятности, фигурки женщин использовали в обрядах и носили как амулеты.

Творения, созданные рукой первобытного художника, порой были не только произведениями искусства, но и религиозно-магическими сим­волами.

Своего расцвета живопись в первобытном обществе достигает в эпоху Мадлен (20-10 тыс. л.н.). В это время животных изображали с большим мас­тер­ством, почти в натуральную величину, и искусно раскрашивали. Поразительные по совер­шенству, меткости наблюдений изображения жи­вотных - бизонов, лошадей, мамонтов - нано­сили на стены и низкие потолки пещер в Испании, на юге Франции, на Урале.

Так возникло искусство – образ. Но сложных композиций первобытный человек создавать еще не мог.

В последующую эпоху мезолита многоцветные изображения сменяются схема­тич­ны­ми и во многом условными рисунками животных и людей. Но в этот период человек усложняет рисунок и появляется искусство-ритм, что позволяет наконец многофигурные рисунки объединять в композиции, часто посвященные сюжетам на тему охоты. Отход от реалисти­чес­ких изображений был обусловлен тем, что, познав с помощью художествен­ного образа единичные объекты окружающего мира, первобытный человек перешел через сложную композицию к постижению другой проблемы: что есть он, человек, в этом мире.

Итак, при помощи искусства и художественных образов первобытные лю­ди познавали окружающий мир и постигали тайны многогранной и слож­ной жизни. Первобытное искусство сыграло важную роль в истории и культуре древнейшего человечества.

Духовная культура, формируясь в течение веков и тысячелетий, ориентировалась на выполнение, по крайней мере, двух социальных функций – выявление объективных законов бытия и сохранение целостности социума. Иначе говоря, речь идет о познавательной функции, которую реализует в системе духовной культуры наука (отчасти и искусство), и функции общелогической, регулятивной, которую выполняют политическая, правовая и моральная культура, религия, искусство. Эти элементы духовной культуры осуществляют «теоретическое» и «практическо-духовное» освоение действительности. Какое место в этом освоении занимает религия? Ограничимся рассмотрением взаимодействия религии с искусством, моралью и наукой.

Религия – весьма многогранное, разветвленное, сложное общественное явление, представленное различными типами и формами, самыми распространенными из которых являются мировые религии, включающие многочисленные направления, школы и организации.

В истории культуры особое значение имело возникновение трех мировых религий: буддизма, христианства и ислама. Эти религии внесли существенные перемены в культуру, вступив в сложное взаимодействие с различными ее элементами и сторонами.

Термин «религия» латинского происхождения и означает «благочестие, святыня». Религия – это особое мироощущение, соответствующее поведение и специфические действия, основанные на вере в сверхъестественное, нечто высшее и священное. Она предстает такой формой отражения действительности, в которой преобладает психологический, иррациональный элемент – различные состояния души, настроения, грезы, экстаз. Однако основой религии является вера в бога, бессмертие души, потусторонний мир, т. е. мифы и догмы.

Религия и искусство

Во взаимодействии с искусством религия обращается к духовной жизни человека и по-своему интерпретирует смысл и цели человеческого бытия. Искусство и религия отражают мир в форме художественных образов, постигают истину интуитивно, путем озарения. Они немыслимы без эмоционального отношения человека к миру, без его развитой образной фантазии. Но у искусства существуют более широкие возможности образного отражения мира, выходящие за пределы религиозного сознания.

Исторически взаимодействие искусства и религии осуществлялось следующим образом. Для первобытной культуры была характерна нерасчлененность общественного сознания, поэтому в древности религия, представлявшая собой сложное переплетение тотемизма, анимизма, фетишизма и магии, была слита с первобытным искусством и моралью, все вместе они явились художественным отражением природы, окружающей человека, его трудовой деятельности (охоты, земледелия, собирательства). Сначала, очевидно, появился танец, представлявший собой магические телодвижения, имеющие целью задобрить или устрашить духов. Затем родилась музыка и мимическое искусство. Из эстетической имитации процессов и результатов труда постепенно развилось изобразительное искусство, направленное на умилостивление духов.

Огромное влияние религия оказала на античную культуру, одним из элементов которой явилась древнегреческая мифология. Из мифов мы узнаем об исторических событиях того времени, о жизни общества и его проблемах. Так, гомеровский эпос считается важным первоисточником в изучении древнейшего периода греческого общества, о котором нет других свидетельств.

Древнегреческие мифы послужили почвой для возникновения античного театра. Прообразом театральных представлений были празднества в честь очень популярного и любимого в Греции бога Диониса. Во время празднеств выступали хоры наряженных в козьи шкуры певцов, которые исполняли особые гимны – дифирамбы (от греч. dithyrambos – песня козлов). Из них и возникла позже греческая трагедия. Из сельских празднеств с шуточными песнями и плясками родилась трагическая комедия. Древнегреческая мифология оказала большое влияние на культуру многих современных европейских народов. К ней обращались Леонардо да Винчи, Тициан, Рубенс, Шекспир, Моцарт, Глюк и многие другие композиторы, писатели и художники.

Библейские мифы, в том числе главный миф о богочеловеке Иисусе Христе, были самыми притягательными в искусстве. Живопись веками жила трактовками рождества и крещения Христа, тайной вечери, распятия, воскрешения и вознесения Иисуса. На полотнах Леонардо да Винчи, Крамского, Ге, Иванова Христос представлен как высший идеал Человека, как идеал чистоты, любви и всепрощения. Такая же нравственная доминанта преобладает в христианской иконописи, фресках, храмовом искусстве.

Храм – это не только место богослужения, это – крепость, символ силы и независимости государства (города), исторический памятник. Так, самая древняя церковь в Ленинградской области-церковь св. Георгия в Старой Ладоге – была Построена в честь победы над шведами, осадившими Ладогу в 1164 г., и посвящена святому Георгию, покровителю ратных дел. Главный храм Пскова – Троицкий собор – был символическим выражением столичных функций Пскова как независимой вечевой республики. Памятник утверждения Киевского государства, главный христианский храм Киева Софийский собор был построен Ярославом Мудрым в XI в. на месте, где была одержана победа над печенегами. В роскошной обстановке, среди драгоценного убранства и художественных произведений мирового значения здесь происходили торжественные церемонии посвящения в великие князья и в высшие иерархические чины, приемы послов. Здесь находилась кафедра киевских митрополитов. В Софийском соборе была создана первая на Руси библиотека, велось летописание.

Таким образом, храмы, являясь культовыми сооружениями, имели большое культурное значение: в них воплотилась история страны, традиции и художественные вкусы народа.

Для каждого храма древнерусские мастера находили свое единственное архитектурное решение. Умея точно выбрать лучшее место в ландшафте, они добивались его гармоничного сочетания с окружающей природой, что усиливало выразительность храмовых сооружений. Примером может служить самое поэтичное творение древнерусского зодчества – церковь Покрова в излучине реки Нерли на Владимиро-Суздальской земле.

Религия, являясь богатым, многовековым пластом мировой культуры, оказала огромное влияние на литературу. Она оставила миру Веды, Библию и Коран.

Веды – это обширный фонд идей, ценнейший источник древнеиндийской философии и различных знаний. Здесь речь идет о творении мира, вводятся многие понятия (космология, теология, гносеология, мировая душа и др.), определяются практические пути преодоления зла и страдания, обретения духовной свободы. Отношение к Ведам определило авторитет, и разнообразие древнеиндийских философских школ (веданты, сакхи, йоги и др.). На почве Вед возникла и вся древнейшая индийская культура, подарившая миру Махабхарату и Бхагавадгиту – одну из наиболее популярных частей Махабхараты, где речь идет о нравственном аспекте индуизма, о внутренней свободе, о добре, зле и справедливости. Здесь же развивается учение о йоге как системе практического совершенствования тела, души и духа.

Библия является памятником древнееврейской литературы (Ветхий завет) и раннехристианской литературы (Новый завет). В Ветхий завет включены хроникально-законодательные книги, сочинения народных проповедников, а также собрания текстов, относящихся к различным поэтическим и прозаическим лаврам – религиозная лирика, размышления о смысле жизни (книги Иова и Екклезиаста), сборник афоризмов (книга Притчей Соломона), свадебные песни, любовная лирика (книга «Руфь» и книга «Есфирь»). В Библии нашли отражение жизнь народов Древнего Средиземноморья – войны, соглашения, деятельность царей и полководцев, быт и нравы того времени. Поэтому Библия является одним из крупнейших памятников мировой культуры и литературы. Без знания Библии многие культурные ценности остаются недоступными. Большую часть художественных полотен эпохи классицизма, русскую иконопись и философию невозможно понять без знания библейских сюжетов.

Коран включает в себя исламское учение о судьбах мира и человека, содержит собрание обрядовых и юридических установлении, назидательных рассказов и притч. В Коране представлены древнеарабские обычаи, арабская поэзия, фольклор. Литературные достоинства Корана признаны всеми знатоками арабского языка.

Роль религии в истории мировой культуры заключалась не только в том, что она даровала человечеству «священные» книги – источники мудрости, доброты и творческого вдохновения. Религия оказала немалое влияние на художественную литературу разных стран и народов. Возьмем, к примеру, христианство и русскую литературу. Потеряв ориентиры в суетном мире, в хаосе относительных ценностей, русские авторы издавна стали обращаться к христианской морали и позднее к образу Христа как идеалу этой морали. В древнерусской литературе (в житиях святых) подробно описывали жизнь святых, подвижников, праведников-князей. Христос еще не выступал в качестве литературного персонажа: слишком велики были священный трепет и благоговейное отношение к образу спасителя. В литературе XIX в. Христа тоже не изображали, но в ней появляются образы людей христианского духа и святости: у Ф. М. Достоевского – князь Мышкин в романе «Идиот», Алеша и Зосима в «Братьях Карамазовых»; у Л. Н. Толстого – Платон Каратаев в «Войне и мире». Как это ни парадоксально, литературным персонажем Христос впервые стал в советской литературе. А. Блок в поэме «Двенадцать» впереди объятых ненавистью и готовых на смерть людей поставил Христа, образ которого, очевидно, символизирует надежду людей на очищение и покаяние хотя бы когда-нибудь, в будущем. Позднее Христос появится в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» под именем Иешуа, у Б. Пастернака – в «Докторе Живаго», у Ч. Айтматова – в «Плахе», у А. Домбровского – в «Факультете ненужных вещей».

Писатели обратились к образу Христа как идеалу нравственного совершенства, спасителю мира и человечества. В образе Христа писатели увидели и то общее, что выпало на его долю и что переживает наша эпоха: предательство, преследование, неправый суд. В такой обстановке человек устал жить и изуверился. Обесценивая жизни, страх перед гибелью породили в его психике трусость, лицемерие, покорность, предательство.

Когда люди теряют духовные ориентиры, порывают с вечными ценностями и начинают жить только сиюминутными проблемами, заботясь о пище, одежде, жилье, тогда культура и общество неизбежно оказываются в кризисе. Так было на закате античности, так было в конце прошлого века, так происходит и сейчас. Выход из тупика – в нравственном возрождении людей, которое всегда совершалось на духовной, в том числе религиозной основе.

This entry was posted on Monday, January 5th, 2009 at 16:48 and is filed under . You can follow any responses to this entry through the feed. Both comments and pings are currently closed.

Первые племена

Первые сообщества стали появляться тогда, когда несколько семей объединялись для совместной охоты: это было первым шагом к созданию племен. Для того чтобы совместная охота была успешной, первым общинам приходилось постоянно переселяться в поисках территорий, изобилующих дичью. Сообщества эти мало-помалу разрастались, так что для охоты требовались все более обильные угодья. От объединений в несколько семей люди перешли к жизни более широкими сообществами - “кланами”; члены одного клана, как правило, имели одного общего предка. С течением времени разнообразные потребности, усложнявшаяся общественная жизнь, а также задачи охоты и, быть может, войны привели к необходимости объединения различных кланов в еще более обширные союзы – племена.

Простейшие общественные отношения, ограниченные семейным кругом, по самой своей природе были ясны и естественны для всех участников сообщества. Но чем более расширялось это сообщество, тем сложнее становились законы общественной жизни, подчиненной довольно строгим правилам и обязательствам. Наши грубые предки сумели понять, что благо и безопасность всех требуют от каждого некоторой жертвы: свобода человека сужалась, но взамен возрастали сила и благополучие всего сообщества. Первым долгом следовало заботиться о пропитании для всех членов группы, а не только о своем собственном. Эта задача, естественно, возлагалась на самых сильных мужчин. Как следствие, их считали и самыми важными для общества людьми достойными особенного уважения и почитания.

Во время охоты возникла необходимость действовать сообща; в результате появились первые формы общественной жизни.

Помимо охоты у взрослых имелись и другие обязанности: они защищали общество от врагов, на них возлагались самые тяжелые от ответственные обязанности во время переселений. Занятые тяжелой работой мужчины могли уделять собственной семье, и в частности детям, лишь очень немного времени. Последние обычно бывали весьма многочисленны – детей следовало плодить и беречь, поскольку только они давали племени в целом надежду выжить. Дети, вероятно, иногда даже не узнавали отца, возвратившегося с длительной охоты, настолько того могли изменить невзгоды и тяжелый труд. Многие вообще не возвращались, становясь жертвой борьбы за существование.

Религия

Болезни, голод, холод, разного рода несчастья стерли с лица земли целые народы: от некоторых из них не осталось ничего, о существовании других нам говорят немногочисленные и малодостоверные свидетельства. Видя свою полную незащищенность, всякий день не надеясь дожить до следующего, первобытный человек искал защиты и помощи и существ сверхъестественных, обладающих сверхчеловеческими силами. Чаще всего с доверием и надеждой обращались к природным силам: огню, солнцу, тьме и свету, к дождю, грому и молнии, к плодородными силам земли. Как из общей потребности добывать пропитание возникла коллективная охота, так из общей всем потребности защиты свыше родились обряды и жертвоприношение. Потребность совершать моления и заклинания сообща была для людей даже более настоятельной, чем потребность в совместных военных действиях.

Это — мамонт, предок слона; охота на него была нелегкой учитывая огромные размеры животного и те слабые средства, которыми располагали первобытные люди.

Посредником между людьми и божеством был шаман, одновременно жрец и целитель, колдун и толкователь природы. Ему доверялось дела самые таинственные и сокровенные: все, что связано с жизнью и смертью человека. Он должен был не только умилостивливать богов, взывая к ним и принося им жертвы, но также и определять причины болезней, исследовать целебные свойства трав и силу других лекарств. Еще одна важнейшая задача была поручена шаману: он воспитывал молодежь. Хранитель священных обрядов и культурной традиции, он мог лучше всех приготовить следующие поколения к пониманию предстоящих им забот. Таким образом, кроме совершения сложных ритуалов посвящения, на него возлагались и вполне практические воспитательные задачи.

Одними из самых внушительных были обряды, связанные с печальными событиями. Обычно они устраивались в огромных просторных пещерах, ночью. Во время этих сборищ зажигали факелы, отбрасывающие причудливые тени на стены пещеры, что действовало на воображение людей. Самыми почитаемыми в общине были магические обряды, совершавшиеся в драматические напряженные дни неурожая, эпидемий и тому подобных бедствий. Иногда, в исключительных случаях, приносились человеческие жертвы.

Шаман — это кладезь всяческой премудрости. Ему поручена важнейшая задача воспитания молодых воинов.

Смертность в те времена была высока, и похоронные церемонии проводились часто, что не умаляло их торжественности и магического значения. При определенных отличиях, в похоронных церемониях различных народов было немало общего: так, мертвому телу придавали обычно позу отдыхающего человека, окрашивали его красной или коричневой краской и, положив в яму в земле, закрывали отверстие камнями. В ранние периоды доисторической эпохи мертвых хоронили вблизи поселений, там же, где они жили. Вместе с телом помещалась самая необходимая утварь: каменный топор, скребок, а также кушанья для пропитания во внеземной жизни. А к концу эпохи неолита распространилась обычай хоронить мертвецов вдали от человеческого жилья, в пещерах, которые заваливались каменными глыбами, так что скончавшемуся был обеспечен покой, ненарушаемый близким присутствием живых. От этого же времени до нас дошли первые следы коллективных захоронений: первые кладбища, почитаемые первобытным человеком.

Постепенно люди научились делать оружие и бытовые инструмент из костей крупных животных.

Искусство

Наиболее вероятно, что именно религиозные верования и магические ритуалы дали начало первым видам искусства. Зримый знак, статуэтка или рисунок, были необходимы первобытному человеку, когда он обращался к божествам с мольбой о помощи и защите. Изысканно украшенные орудия, в большом числе дошедшие до нас, представляют собой красноречивые свидетельства блестящего развития того художественного чувства, которым человек был обязан чувствам религиозным. Нам известны восхитительные образцы первых рисунков и граффити. Их прелесть и выразительность ничуть не потускнели, напротив, благодаря своей древности они имеют для нас особое очарование тайны. Наскальные рисунки очень часто покрывают стены пещер и гротов, тысячелетия служивших обычными помещениями культовых служений. Первые художники чаще всего изображали фигуры животных и людей. Сцены охоты, статуэтки людей и животных, изображенных в разнообразных позах, живые свидетельства далекой эпохи, которая без них оставалась бы для нас совершенно неизвестной.

Одеваясь в звериные шкуры, люди творили магические заклинания, чтобы испросить у божества обильной добычи на охоте.

Считается, что первым, почти бессознательным, видом искусства была скульптура; следом за ней возникли рельефные изображения, рисунок и живопись. Несомненно, что художники должны были пользоваться особым уважением, ведь и они были сродни таинственными и всемогущим духам

Тема: « Возникновение искусства и религиозных верований» 5 кл.

Цель: определить составляющие элементы первобытного искусства и религиозных верований; проанализировать причинно-следственную связь в формировании мировоззрения первобытного человека.

Планируемые результаты:

предметные: научиться использовать приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения искусства и религии для первобытного человека; объяснять причины возникновения и развития основ духовной культуры в первобытном обществе; изучать и систематизировать информацию на основе различных исторических источников;

метапредметные УУД: формировать собственную точку зрения; слушать и слышать друг друга; самостоятельно формулировать учебную проблему; находить пути решения поставленным задачам; давать определения понятий; уметь выделять информацию из текстов разных видов;

личностные УУД : формировать личностную мотивацию к изучению нового материала; осознавать важность культурно-нравственного наследия для современного человека и общества в целом.

Основные понятия: оборотни, душа, религиозные верования, пещерная живопись, «страна мертвых», колдовство, искусство.

Оборудование : учебник по истории Древнего мира, мультимедийная доска, ½ листа формата А4 и карандаши трех цветов – черный, красный, коричневый.

Тип урока: урок решения частных задач с применением открытого способа.

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Фронтальный опрос (беседа)

На доске записаны даты: 2 млн. л. н., 100 тыс. л. н., 40 тыс. л. н.

Какие события относят к указан датам?

Почему древние люди не погибли во время похолодания на Земле? Перечислите основные причины.

Почему только сплоченная группа людей могла добиться успеха при охоте на крупных зверей?

Какие признаки родовой общины выражает слово «община»? А какие признаки выражает слово «родовая»?

III . Формирование учебной проблемы.

Учитель обращает внимание учащихся на тему урока, и на ее основе происходит формирование учебной задачи.

Тема урока

«Возникновение искусства и религиозных верований»

Учитель выделяет слова «искусство» и «верование»

Как вы понимаете слово «искусство» и «верование»?

Ученики дают свои варианты ответов, которые учитель фиксирует на доске. Из перечисленных ассоциаций формируем основную задачу урока – «Определить причинно-следственную связь в формировании духовной жизни первобытного человека»

IV. Изучение нового материала

Пещерная живопись. Загадки древнего рисунка

Работа с текстом, чтение, беседа, работа с иллюстрацией (время, четко контролируется учителем, отведенное на знакомство с текстом).

п. 1, 2 § 3 – самостоятельная работа с текстом.

Беседа по вопросам:

Как была открыта пещерная живопись?

Почему первобытные художники плохо изображали человека и хорошо передавали облик и характер зверей?

Почему первобытные художники изображали мамонтов, бизонов, оленей, лошадей? Какую роль играли эти звери в жизни людей?

Человек «заколдовывает» зверя. Религиозные

верования.

Рассказ учителя с опорой на иллюстрации и создание опорной схемы.

В эпоху палеолита были созданы рисунки, где изображались люди в странных одеждах (приложение 1), по мнению большинства ученых – это колдуны. (здесь можно поработать с классом – Кто такой колдун?)

Древний человек был бессилен перед природными явлениями – ветром, бурей, громом, молнией и т.д., - боялся и преклонялся перед природной стихией. Формируется устойчивое понятие, чтоб природные силы были благосклонны к человеку, надо им принести жертву. Так возникает язычество – обожествление сил природы. Одновременно появляется и погребальный культ, то есть разные обряды и верования, связанные с погребением умерших.

Возникают и развиваются другие формы верований в первобытном обществе:

Тотемизм – вера в таинственную связь человеческого рода (племени) с определенными животными или растениями;

Анимизм – вера в невидимых «духов» или «души», которыми наделяли одушевленные и неодушевленные предметы;

Магия – колдовство

Древние люди считали, что от сверхъестественных сил зависит, будет ли удачной охота. Поэтому на стенах пещер рисовали фигурки животных, пронзенные копьями и стрелами (приложение 2). Некоторые племена рисовали предполагаемую жертву на земле и пронзали рисунок копьями в ходе ритуального танца.

Сверхъестественные силы, божества человек представлял по-разному – в виде людей, животных, или фантастических существ. Он вырезал их изображения из подручного материала (дерево, кость, камень) и поклонялся им. В древности идолам приносили даже человеческие жертвы.

В ходе развития и усложнения религиозных представлений прежние колдуны становятся профессиональными служителями богов. Постепенно они выделяются в особую группу жрецов , которые жили за счет приношений и передавали свою профессию по наследству.

Появившиеся у первобытных людей верования – в колдовство, в душу, в жизнь после смерти – называются религиозными.

V. Закрепление изученного материала

У каждого ученика лежит на парте ½ листа формата А4 и карандаши трех цветов – черный, красный, коричневый.

Задание:

Изобразите на листке сцену из вашей повседневной жизни, учитывая основные правила: 1 – вы первобытный человек; 2 – используем только три цвета (черный, красный, коричневый – мин. краски); 3 – особенности техники наскальной живописи (человек изображается схематически); 4 – время ограничено (10-15 мин.)

VI. Рефлексия

Какая цель, задачи стояли перед нами в начале урока?

Смогли ли вы их достичь?

Какие умения и навыки вы приобрели на уроке? Пригодятся ли они вам в повседневной жизни? Можно ли их использовать на других уроках?

О чем из услышанного на уроке хотелось бы еще поразмышлять? Почему вы считаете это значимым?

VII . Домашнее задание

§ 3, задание 2 с.20

Учитель озвучивает задание и демонстрирует сопутствующее изображение (Приложение 3 )

Почему первобытные художники иногда изображали руку на теле животного, нарисованного в пещере?

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Выбор редакции
Описание Гречневый пудинг станет для вас настоящим открытием в области десертов. Требует такое лакомство минимального набора...

Существует множество рецептур приготовления домашнего печенья из пшеничной, овсяной, и даже, гречневой муки, но я сегодня хочу вам...

Кальмаров для салата готовят тремя основными способами - отваривают целой тушкой, нарезают полосками и отваривают, добавляют в салат...

Прекрасным легким блюдом, отлично подходящим для праздничного стола, считается салат с кальмарами. Экспериментируя с различными...
Крупы очень полезны для здоровья человека. Пшено — крупа, получаемая путём обдирки от чешуек культурного вида проса. Она богато белком,...
Камни женщины-Близнеца - как выбрать правильный талисман? Чтобы усилить личные положительные стороны и устранить негативные качества,...
Текст: Саша Глювейн Созвездия, под которыми мы родились, могут влиять на наш характер и выбор партнера. сайт представляет цикл статей, в...
Какова Душа, таков и Человек! Слова Создателя. Диктовка от 01.11.04, стих 41 В течение жизни человек может рождать сильные отрицательные...
Александр Беляев Человек-амфибия (повести) Человек-амфибия ЧАСТЬ ПЕРВАЯ «МОРСКОЙ ДЬЯВОЛ» Наступила душная январская ночь аргентинского...