Психологические источники заболеваний - самое интересное в блогах. Онкология. Причины заболевания раком. Зубная боль - психологические причины по Аюрведе


Психологические знания как знания о душевном мире человека могут иметь не только научные источники. Не случайно слова «психология» и «психологический» очень часто встречаются в обыденной жизни и в искусстве.

Можно выделить, по крайней мере, два важных типа психологических знаний - житейскую и практическую психологии, которые от научной отличаются методами получения знания и критериями его истинности, а также особенностями построения и обоснования своих положений.

Житейская психология - это психологические знания, которые накапливаются и используются человеком в повседневной жизни. Они обычно конкретны и формируются у человека в процессе его индивидуальной жизни в результате наблюдений, самонаблюдений и размышлений.

Люди различаются в плане психологической зоркости и житейской мудрости. Одни весьма проницательны, способны по выражению глаз, лица, жестам, позе, движениям, привычкам легко уловить настроение, намерения или черты характера человека. Другие не обладают такими способностями, менее чувствительны к пониманию поведения, внутреннего состояния другого человека.

Источником житейской психологии является не только собственный опыт человека, но и люди, с которыми он непосредственно соприкасается. Содержание житейской психологии воплощается в народных обрядах, традициях, поверьях, в пословицах и поговорках, в афоризмах народной мудрости, в сказках и песнях. Эти знания передаются из уст в уста, записываются, отражая многовековой житейский опыт. Многие пословицы и поговорки имеют прямое или косвенное психологическое содержание: «В тихом омуте черти водятся», «Мягко стелет, да жестко спать», «Пуганая ворона и куста боится», «Хвалу, честь и славу и дурак любит», «Семь раз отмерь - один раз отрежь», «Повторение - мать учения». Богатый психологический опыт накоплен в сказках.

Главный критерий истинности знаний житейской психологии - их правдоподобность и очевидная полезность в повседневных жизненных ситуациях. Особенностями этих знаний являются конкретность и практичность. Они всегда характеризуют поведение, мысли и чувства людей в конкретных, хоть и типичных ситуациях. В знаниях этого типа проявляется неточность употребляемых понятий. Житейские термины обычно расплывчаты и многозначны. Наш язык содержит большое количество слов, обозначающих психические факты и явления. Кстати, многие из этих слов сходны с аналогичными терминами научной психологии, но менее точны в употреблении.

Практическая психология. Ее главная цель - психологическая помощь людям. Практическая психология - отчасти искусство, отчасти опирается на прикладную психологию как систему практически ориентированных научных знаний. Работа практических психологов направлена на поиск путей и разработку методов психологической помощи людям в решении их жизненных или профессиональных проблем. Методы практической психологии направлены не на изучение, а именно на психологическую помощь. В этом ее принципиальное отличие от научной психологии (фундаментальной или прикладной). К основным методам практической психологии чаще всего относят психодиагностику, психотерапию и психокоррекцию, психологическое консультирование, развивающую психологическую работу.

Особенностями знаний в практической психологии можно считать конкретность и практичность. Практические психологи работают с конкретными случаями, на которые опираются при формировании и изложении своего профессионального опыта и соответствующих психологических знаний и умений. Результаты их работы всегда представляют определенную практическую ценность. Однако практический опыт далеко не всегда обеспечивает достаточную доказательность тех или иных психологических идей. В этом слабость способов доказательства, используемых в практической психологии в отличие от научной.

Психологические знания, полученные в результате опыта практической работы, обобщаются и систематизируются, что становится основой формирования соответствующей концепции практической психологической работы. В такой обобщенной концепции описываются особенности и проблемы людей определенного типа и способы психологической помощи им.

Еще одна особенность практической психологии - целостность в описании человека. Поэтому психолог-практик использует совокупность различных методов, сложившихся в разных школах и направлениях практической психологии. В практической психологии значительным оказывается влияние личности психолога на процесс и результаты работы. Поэтому нередко обнаруживается, что метод, используемый психологом-практиком, не приносит результатов, когда его используют другие его коллеги. В практической психологии личность психолога - неотъемлемая часть метода.

Практические психологи проявляют большое стремление к популяризации психологических знаний, умеют ясно и доступно излагать материал на основе примеров из своего профессионального опыта. Поэтому многие популярные книги по психологии написаны психотерапевтами. Обилие рекомендаций, конкретных примеров, отдельных случаев из профессиональной практики привлекает внимание читателей.


Министерство сельского хозяйства Российской федерации

Департамент научно-технологической политики и образования

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Красноярский государственный аграрный университет

Институт экономики и финансов АПК

Контрольная работа по психологии и педагогике

Вариант №2

Выполнила:

Близниченко Е.А

Экономический факультет

2 курс – ускоренный, БУ-21 ___________________

Специальность 080109.65

Проверила:

Лащинская Н.Д ____________________

Красноярск 20 10

    Источники научного психологического знания.

    Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Теории личности: социологическая.

    Педагогика как наука о воспитании. Предмет, объект, задачи, функции и методы педагогики.

    Образование как общечеловеческая ценность. Сущность образования как педагогической категории.

    Источники научного психологического знания.

Научное психологическое знание - это знание детерминистическое, "т.е. такое, которое ищет закономерную причинную обусловленность явлений взаимодействием материальных факторов…". Исходя из этого, следует, что утверждение детерминистического подхода, состоящего в выявлении причин и закономерного характера изучаемых явлений, их логического доказательства и опытного обоснования является главным критерием, отделяющим научные взгляды на психику от иных представлений, возникающих в этой области.

Есть две разных области психологического знания - научная и житейская, обыденная психология. Если научная психология возникла сравнительно недавно, то житейское психологическое знание всегда было включено в различные виды человеческой практики. Для того чтобы дать общую характеристику психологии как специальной научной дисциплины, ее удобно сравнить с житейской психологией, показать их различия и взаимосвязи.

Основные отличия житейских психологических знаний от научных:

1. Житейские психологические знания конкретны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Для этою она использует научные понятия. Отработка понятий - одна из важнейших функций науки. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы. Нужно отметить одну особенность научных психологических понятий: они часто совладают с житейскими по своей внешней форме (выражаются теми же словами). Однако внутреннее содержание, значения этих слов, как правило, различны. Житейские термины обычно более расплывчаты и многозначны.

2. Житейские психологические знания носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб и ошибок. В отличие от этого научные психологические знания рациональны, вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий.

3. Отличие состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи. В сфере практической психологии такая возможность весьма ограничена. Это непосредственно вытекает из двух предыдущих особенностей житейского психологического опыта - ею конкретного и интуитивного характера.

4. Отличие состоит в методах, получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. 8 научной психологии к этим методам добавляется эксперимент. Суть экспериментального метода состоит в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется. С введением в психологию экспериментального метода психология оформилась в самостоятельную науку.

5. Преимущество научной психологии состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях психологической науки, таких, как возрастная психология, педагогическая психология, пато- и нейропсихология, психология труда и инженерная психология, социальная психология, зоопсихология и др.

Связь научной психологии с практикой характеризуется точностью постановки прикладных задач и методов их решения.

По сравнению с житейской психологией, научная представляет собой специальную дисциплину, обладающую понятийным и методическим аппаратом для изучения психической жизни человека, законов ее организации и развития. Точность и регулярность фиксации получаемого опыта, возможность строгой проверки и направленного воспроизводства сближают ее с естественными науками.

2. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Теории личности: социологическая.

В психологии выделяется несколько понятий, характеризующих духовный мир человека, его самосознание и ценности, особенности стремлений и отношения к внешнему миру. Каждое их них имеет специфическое значение, подчеркивающее определенный аспект в сложной картине внутреннего мира людей.

Понятие индивид рассматривает человека как представителя своего биологического класса Homo sapiens. Индивидные свойства характеризуют то общее, что есть у всех людей, они врожденные, а некоторые из них и передаются по наследству. Хотя сами по себе качества индивида и не содержат психологические свойства, однако они необходимы для нормального развития психики, становления индивидуальных особенностей и качеств личности, как, например, кора больших полушарий необходима для развития познава-

тельных процессов.

Индивидуальность определяется теми особыми чертами, которые присущи каждому конкретному человеку и отличают людей друг от друга. Индивидуальные особенности не наследуются, т.е. не передаются детям от родителей, но связаны со спецификой работы нервной системы и потому проявляются с самого рождения. Тесная связь индивидуальности с деятельностью мозга обусловливает и тот факт, что степень влияния социальной ситуации на формирование индивидуальных особенностей ограничена. Индивидуальные качества, конечно, развиваются в процессе жизни, становясь все более выраженными, яркими. Поэтому маленькие дети больше походят друг на друга, чем подростки или взрослые люди. В то же время какие-то черты, не востребованные ситуацией, наоборот, затухают, какие-то частично изменяются. Однако полностью изменить индивидуальность человека невозможно.

Современная психология выделяет два уровня в становлении индивидуальности. Первый, связанный с особенностями строения и динамики работы нервной системы, представлен отдельными чертами или качествами, например скоростью переключения или ориентировки. Поскольку эти черты связаны, как было сказано, с динамикой, они получили название психодинамических качеств. Латеральная организация мозга (т.е. доминирование право-

го или левого полушария) также влияет на развитие индивидуальности.

Однако важны не столько сами по себе эти черты, сколько их связь между собой, та диспозиция индивидуальных особенностей, которая складывается в определенный тип личности, второй уровень индивидуальности. Именно это сочетание отдельных черт и обеспечивает своеобразие поведения, общения и познания человека, которая проявляется в индивидуальном стиле жизни, присущем ему.

Понятие субъект связано прежде всего с пониманием того факта, что активность исходит именно от него, а не извне. Субъект как носитель активности сам выбирает направленность и объекты своей деятельности, так как

источник энергии в нем самом, а не во внешнем мире. Окружающая ситуация, психологическое поле предметов, может лишь актуализировать ту или иную потребность, расширять способы ее удовлетворения.

Понятие личность подразумевает прежде всего те качества, которые сформировались у человека в процессе жизни, под влиянием общения с окружающими, воздействия социальной ситуации. Так как все люди, не подвергшиеся искусственной изоляции в первые месяцы жизни (дети-Маугли), испытывают эти воздействия среды, следовательно, каждый человек является личностью в этом плане, потому что его индивидные предпосылки развития психики изменяются и под воздействием культуры, социума. В то же время существует еще один уровень в развитии личности, подразумевающий способность людей действовать под влиянием собственной мотивации даже в чрезвычайных обстоятельствах, способность сделать разумный и сознанный выбор и преодолеть давление поля, ситуации. Как правило, это происходит в тех случаях, когда требования среды приходят в противоречие с ведущей мотивацией человека, с его потребностью оставаться верным себе, своему призванию, самореализоваться.

характеристика подросткового возрастаШпаргалка >> Психология

Его изучения. Содержание программы составляют научно -психологические знания , а также умения их практического использования... является ее общий теоретический источник . Этим источником послужили социально-психологические концепции Джорджа Мида...

  • Психологическая поддержка менеджеров в Московском банке Сбербанка России

    Реферат >> Менеджмент

    Деятельности прочной основы в виде научно -психологических знаний . Эта деятельность будет тем успешней... его источник . Психологическая поддержка менеджеров - система психологических способов и методов, способствующих оптимизации их психологического ...

  • Психологические подходы и проблемы эффективной психотерапии, психокоррекции и профилактики нарко

    Реферат >> Психология

    Отсутствие чёткой научно -психологической концепции наркозависимой личности, и как следствие, недостаточность знаний о психологии наркозависимости... признание непознанности (эмпирической непознаваемости) конечного источника этой детерминации той самой тайной...

  • Люди, изучающие психологию профессионально или для использования в другой профессиональной сфере, черпают знания, в основном, из специальной литературы. Но особенность психологии состоит в том, что исследования – далеко не единственный источник психологических знаний.

    Каждый человек, в процессе общения с другими людьми, приобретает некоторый опыт житейской психологии. У отдельных людей может накопиться большой запас житейской психологической мудрости. Такие знания конкретны, практичны и достаточно просты, но они всегда фрагментарны и не полностью осознаны, область их применения ограничена, поскольку ограничен любой, даже самый богатый жизненный опыт отдельного человека.

    Источником психологических знаний могут быть произведения искусства. Крупные писатели, художники и актеры достигали больших высот в описании и изображении внутреннего мира и поведения людей. Знания, которые можно почерпнуть из произведений искусства, образны, эмоциональны и конкретны. Но они фрагментарны и субъективны, поскольку отражают взгляд на мир и людей конкретного человека, пусть даже и гениального.

    В последнее время многие профессиональные психологи допускают использование опыта так называемой "эзотерической" (скрытой, тайной) психологии или парапсихологии. В рамках этого направления делаются попытки изучения таких явлений как телепатия, ясновидение, телекинез и т.п. Независимо от конечного результата, эти эксперименты могут дополнить сведения о психическом мире человека. Мистические философские подходы к психике человека используются в некоторых видах психотерапии.

    Таким образом, источники психологических знаний не ограничиваются академическими курсами. Знания, почерпнутые из житейского опыта и произведений искусства, могут быть весьма полезны. Но для того, чтобы заниматься психологией профессионально или свободно применять психологические знания в других областях (экономике, технике, педагогике, медицине, торговле и т.д.) необходимо особое изучение психологии как науки. Только полученные таким образом систематические знания могут быть полезны в самых разных, даже далеких от личного опыта, ситуациях для понимания себя и других людей.

    Как уже было сказано выше психика – сложное целостное образование, однако, можно выделить ряд психических процессов и состояний, различающихся по содержанию и по своей роли в построении внутреннего мира человека и в регуляции поведения:

      познавательные процессы – с их помощью человек познает мир, строит образы объектов, формулирует понятия, суждения, умозаключения; к ним относятся: ощущения, восприятие, память, внимание, воображение, мышление, речь;

      эмоциональные явления – переживания отношений к тем или иным предметам и событиям; к ним относятся: чувства, страсти, настроения, тревожность, стрессы, аффекты и т.п.

      мотивационные и волевые явления обеспечивают регуляцию деятельности человека, его воздействия на окружающий мир и на себя; к ним относятся: мотивация, интерес, воля, саморегуляция и т.п.

      психические состояния активизируют или тормозят протекание психических процессов, могут придавать им особый качественный оттенок; к ним относятся: усталость, напряженность, внимательность или рассеянность, вдохновение и т.п.

      индивидуальные психические свойства придают своеобразие личности каждого человека; к ним относятся: темперамент, характер, способности, самооценка и многие другие свойства;

      особые психические явления характеризуют включенность человека в межличностные отношения; к ним относятся: внушаемость, конформность, конфликтность, симпатии и т.п.

    Все психические явления могут в большей или меньшей степени осознаваться человеком или протекать бессознательно.

    Приведенное деление психических процессов на группы не абсолют, разные авторы могут включать одно и то же явление в разные группы, например, внимание может быть рассмотрено и как познавательный процесс, и как состояние. В естественном потоке жизни человека психика едина и выделение отдельных явлений нужно лишь для ее лучшего понимания и удобства описания.

    Разумеется, психология никогда не была бы самостоятельной наукой, если бы ориентировалась только на житейские, обыденные представления. Наиболее продуктивный путь к достижению психологического знания – научный. Что же такое наука? Это общезначимое, необходимое знание, которое основывается на осознанных, доступных проверке методах и всегда направлено на отдельные, конкретные объекты. Новые результаты, полученные наукой, реально воплощаются в жизнь, причем не просто как дань преходящей моде, а повсеместно и надолго. Любая научно установленная истина может быть наглядно продемонстрирована или доказана так, что разумный человек, способный понять суть дела, не сможет оспорить ее необходимый характер. Все это абсолютно ясно, но часто различного рода ложные толкования затемняют суть дела.

    Наука чрезвычайно многолика. Объем и смысл научного познания меняются в зависимости от применяемых методов. Нельзя требовать от какого-либо одного метода чего-то такого, что может быть достигнуто только благодаря совершенно иным формам приемов исследования. При научном подходе приемлем любой способ достижения истины, если только он отвечает таким универсальным критериям научного, как общезначимость, необходимый характер выводов (доказуемость), методологическая ясность и открытость для предметного обсуждения.

    Наблюдение – один из основных эмпирических методов психологического исследования. Он состоит в сознательном, преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений. Цель наблюдения состоит в том, чтобы изучить специфические изменения в определенных условиях, а также отыскать смысл данного феномена, не выявляемый без особых усилий. Существует несколько видов наблюдения, которые отличаются друг от друга способами организации:

    Включенное наблюдение , когда наблюдатель оказывается членом группы, которая стала объектом изучения. В этом случае наблюдатель организует жизнь группы, но сам в ней никак не выделяется.

    Случайное наблюдение , в котором, как и в жизни, наблюдатель обнаруживает буквально поражающий его факт, поскольку в последнем, как считает исследователь, отыскивается главная причина данного процесса, становится явственной некоторая закономерность психического процесса.

    Организованное , или систематическое наблюдение , когда специально продумывается план, схема наблюдения за другим человеком и ориентация на его конкретные качества;

    Хаотичное наблюдение } т.е. отсутствие периодичности и систематичности, смена средств (в том числе технических) и способов наблюдения. Таким видом наблюдения могут быть дневниковые записи.

    Итак, наблюдение – это общий термин, который используется для описания любой ситуации, когда наблюдатель регистрирует поведение участников эксперимента. Термин "наблюдение" можно использовать для описания метода сбора данных (т.е. мы наблюдаем, как кто-то делает что-то) или как схему исследований. При попытке дать точное определение этому термину мы автоматически противопоставляем наблюдение экспериментальному исследованию, так как наблюдение не требует манипуляций с независимой переменной. Таким образом, различные виды неэкспериментальных исследований можно классифицировать как наблюдательные. В таблице приведены наиболее распространенные категории наблюдения.

    Таблица

    Контролируемое наблюдение

    Наблюдение за участниками происходит в обстановке, которая до некоторой степени находится под контролем наблюдателя

    Естественное наблюдение

    Поведение изучается в естественной обстановке. Пример: наблюдение за детьми, играющими на школьном дворе

    Активное и пассивное наблюдение

    Наблюдатель принимает участие в деятельности изучаемой группы (активное наблюдение), либо наблюдает извне и старается быть незаметным (пассивное наблюдение)

    Структурное наблюдение

    Наблюдение упорядочивается по отдельным категориям. Например, событие можно регистрировать каждый раз, когда оно происходит (выборка но событиям), либо регистрировать определенные события, происходящие в данный период времени (выборка по временному интервалу)

    Эксперимент – в психологии один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания вообще и психологического исследования в частности. Эксперимент отличается от наблюдения активным вмешательством наблюдателя в ситуацию. В широком смысле психолог-экспериментатор манипулирует некоторыми аспектами ситуации, а затем наблюдает результаты этого воздействия на некий аспект поведения. Можно назвать три основных категории эксперимента.

    1. Лабораторные эксперименты. Главной характеристикой лабораторных экспериментов оказывается способность исследователя контролировать и изменять наблюдаемые переменные. Благодаря этой способности исследователь может устранять многие внешние переменные, которые в ином случае повлияли бы на результат эксперимента. К внешним переменным можно отнести шум, жару или холод, отвлекающие факторы либо характер самих участников эксперимента.

    Лабораторный эксперимент имеет свои преимущества. Благодаря способности экспериментатора нейтрализовать воздействие внешних переменных можно установить причинно-следственные связи. В лабораторных условиях у экспериментатора имеется возможность оценить поведение с большей точностью, чем в естественной обстановке. Лаборатория позволяет исследователю упростить сложные ситуации, возникающие в реальной жизни, разбивая их па простые составные части.

    Однако лабораторные эксперименты имеют и некоторые недостатки. Утверждается, что лабораторные условия плохо соотносятся с реальной жизнью, поэтому результаты данной категории экспериментов нельзя экстраполировать на внешний мир. Участники могут реагировать на лабораторную обстановку, либо подстраиваясь под требования эксперимента (настоятельная характеристика), либо действуя неестественным образом из-за беспокойства о суждениях экспериментатора (предчувствие оценки). Экспериментатору часто приходится вводить участников в заблуждение, чтобы избежать указанных выше искажений при лабораторных исследованиях. Это порождает серьезные вопросы, связанные с этикой подобных исследований.

    2. Полевые эксперименты. В этой категории экспериментов искусственная лабораторная обстановка заменяется более естественной. Участники не знают о своем участии в эксперименте. Вместо того чтобы исследовать воздействие независимой переменной в рукотворной среде или ждать, пока требуемые условия не возникнут сами по себе, исследователь создаст интересующую его ситуацию и смотрит, как люди реагируют на нее. В качестве примера можно привести наблюдение за реакцией прохожих на чрезвычайную ситуацию, в зависимости от одежды и внешнего вида "жертвы", т.е. замаскированного экспериментатора.

    В пользу этих экспериментов свидетельствует тот факт, что, сосредоточиваясь на поведении в естественной обстановке, экспериментатор укрепляет внешнюю валидность своих открытий. Поскольку субъекты не знают о своем участии в эксперименте, снижается вероятность предчувствия оценки. Экспериментатор сохраняет контроль над независимой переменной и, следовательно, по-прежнему способен устанавливать причинно-следственные отношения. Однако есть и аргументы против. Поскольку многие манипуляции с независимой переменной имеют довольно тонкую природу, они могут оставаться незамеченными для участников. Сходным образом тонкие реакции участников могут оставаться незамеченными для экспериментатора.

    По сравнению с лабораторной обстановкой экспериментатор почти не контролирует воздействие внешних переменных, которые могут нарушить чистоту причинно-следственных отношений. Поскольку участники не знают о своем участии в эксперименте, возникают проблемы этического характера, такие как вторжение в личную жизнь и отсутствие осведомленного согласия.

    3. Естественные эксперименты. Эта категория экспериментов считается "настоящей", так как независимая переменная не находится под прямым контролем экспериментатора, и он не может руководить действиями участников на различных стадиях эксперимента. При проведении естественного эксперимента независимая переменная контролируется неким внешним агентом (например, школа или больница), а психолог может изучать лишь полученный результат. Аргументы за: поскольку происходит исследование разных реальных жизненных ситуаций, психолог получает возможность изучать проблемы, представляющие высокий общественный интерес, что может иметь важные практические последствия. Аргументы против: поскольку экспериментатор практически не властен над изучаемыми переменными, установление причинно-следственных связей носит весьма спекулятивный характер; поскольку на поведение влияют разные факторы, неизвестные или неподконтрольные исследователю, естественные эксперименты крайне трудно повторить в тех же условиях.

    Тест (в психодиагностике) – стандартизированная методика, представляющая собой серию однотипных стандартизированных кратких испытаний, которым подвергается испытуемый. Сумма полученных результатов переводится в стандартные единицы и является характеристикой уровня измеряемого психологического качества. От других средств диагностики тест отличается соответствием требованиям валидности, надежности и репрезентативности. Надежность теста – это его "помехоустойчивость", независимость его результатов от действия случайных факторов. Выделяют ретестовую надежность – соответствие результатов двух тестирований одной и той же выборки через некоторый промежуток времени. Соответствие теста измеряемому психологическому качеству называется валидностью.

    По диагностической направленности различают дифференциально-психометрические тесты (направленные на оценку отдельных параметров познавательных процессов человека), тесты интеллекта и умственного развития, тесты способностей (общих и специальных), тесты достижений.

    Тесты имеют широчайшее применение в различных областях практической психологии.

    Чрезвычайно широка категория тестов, предназначенных для определения интеллекта и успешности поведения человека. Интеллектуальный тест Стэнфорда – Бине и поздний тест Векселя на определение детского интеллекта (WISP) использовались для определения специфических аспектов умственного развития детей дошкольного и школьного возраста. В тестах обычно измеряются отдельные параметры человеческого интеллекта, например, вербальные или арифметические навыки. На основании этих тестов технически возможно определить более общий показатель умственного развития, хотя практическая польза такого определения остается спорной. Расцвет тестов на умственное развитие пришелся на 1960-е гг., когда по их результатам принимались решения, имевшие важное значение для образования и карьеры многих людей. Сейчас такое происходит редко, хотя тесты стали более совершенными и ориентированными на конкретные навыки.

    Современная психология как наука пытается выработать более точные способы получения достоверных знаний о свойствах и качествах человека. Отсюда стремление создать новые методы. Широким спросом пользуются разного рода опросники, анкеты и направленные интервью, т.е. специальные приемы, позволяющие получить достоверные данные об отдельных качествах сознания человека. "Все методы получения психологического знания основываются на том, что наблюдатель или исследователь может поставить перед собой задачу выявить то или иное качество человека, создает для этого условия и выделяет это качество, фиксируя его как свойство психического, свойство сознания" .

    • Абрамова Г. С., Юдчиц Ю. А. Психология в медицине. С. 15.
    Выбор редакции
    Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...

    И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...

    Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...

    Любая хозяйка в преддверии и во время поста сталкивается с насущным вопросом: как организовать питание семьи таким образом, чтобы...
    Описание Гречневый пудинг станет для вас настоящим открытием в области десертов. Требует такое лакомство минимального набора...
    Существует множество рецептур приготовления домашнего печенья из пшеничной, овсяной, и даже, гречневой муки, но я сегодня хочу вам...
    Кальмаров для салата готовят тремя основными способами - отваривают целой тушкой, нарезают полосками и отваривают, добавляют в салат...
    Прекрасным легким блюдом, отлично подходящим для праздничного стола, считается салат с кальмарами. Экспериментируя с различными...
    Крупы очень полезны для здоровья человека. Пшено — крупа, получаемая путём обдирки от чешуек культурного вида проса. Она богато белком,...