Разработка урока литературы "Гражданская война в судьбе Ю.Живаго (по роману Б.Пастернака "Доктор Живаго")". Урок-размышление по роману Б.Пастернака «Доктор Живаго Урок пастернак доктор живаго история создания


Урок литературы в 11 классе

Учитель МОУ СОШ № 162 г. Омска Мочалина Светлана Леонидовна

Гражданская война в судьбе Юрия Живаго (по роману Б. Пастернака «Доктор Живаго»).

Вместо предисловия.

Свои разработки уроков я публикую прежде всего в расчете на начинающих учителей, на тех, кто недавно встал за учительский стол и ещё слабо ориентируется в том, что отобрать и как преподать. Короче говоря, хочу помочь тем, кто пока ещё откровенно «плавает», как много лет назад «плавала» и я сама. Согласитесь, ситуации бывают разные: человек только с институтской скамьи, а тут ему сразу 10 или 11 класс! Может давно не работали в старших классах и учителя со стажем, и в этом случае мои уроки могут быть полезны коллегам, особенно при изучении серьёзных произведений классики. Ни в коем случае не имею наглости претендовать на некую эталонность, но знаю, как сложно бывает найти толковую разработку урока литературы в 11классе. «Золотой век» русской литературы, 19-ый, - другое дело. Масса интересной методической литературы, а вот с 11 классом, согласитесь, сложнее. Нравится не всё, не всё удовлетворяет. Простите за профессиональную грубость, я даю «болванку», а вы уж решайте сами, что вы возьмёте, а что творчески переработаете. Пожалуйста, составляйте презентацию, разрабатывайте технологические карты (вот ведь где ещё интеллектуальный мазохизм!), развивайте компетенции, короче говоря, творите что хотите. Цель у нас одна: не погасить интереса к чтению, к важному умению рефлексирования, к переводу понятых из книг истин в практическую жизнь, в мировоззрение наших учеников. Очень бы хотелось, чтобы оно было научным…

По роману Б. Пастернака я давала 4 урока: 1)Семья Ю. Живаго, среда, формирующая характер. 2)Революция в судьбе Ю. Живаго. Споры о революции в романе. 3)Гражданская война в судьбе Ю. Живаго. 4) Любовь Лары и Ю. Живаго.

Если уроков не хватает, можно сократить до двух: один просто ознакомительного характера, а другой построить по какой – то «узкой» теме.

I Мотивация к учебной деятельности:

Что сегодня нам предстоит выяснить? Как вы считаете? (Пусть учащиеся сами сформулируют своё понимание цели учебной деятельности на уроке).

Конечно, нужно увидеть, осознать, как изображается писателем гражданская война, понять отношение к ней героя, а значит, и самого Пастернака, если вспомнить мысль Д.С. Лихачёва, о том, что Живаго – альтернативный вариант жизни самого писателя. Поняв позицию героя – автора, нужно поразмышлять над своим к ней отношением. В разные времена это отношение тоже было разным. Так станет ясна причина непопулярности романа в тоталитарном государстве, злобных нападок на Пастернака, оскорблений и угроз, его отказа от Нобелевской премии за свою книгу, в которой писатель хотел «… дать исторический образ России за последнее сорокапятилетие», « … эта вещь будет выражением моих взглядов на жизнь человека в истории и многое другое».

II Анализ предложенных учителем сцен романа.

Гражданская война бушует уже на Урале, куда из холодной и голодной Москвы приезжает с семьёй Юрий Живаго. Изучение темы лучше начать с ярких сцен пребывания Живаго у Микулицына.

1 Живаго в партизанском отряде Ливерия Микулицина (ч.11 гл.4)

Как Юрий оказался в партизанском отряде?

Нет, он не пришёл в отряд сознательно, начитавшись книг, как, например, Павел Мечик из «Разгрома» Фадеева. «Лесные братья» захватили его насильно как человека, который может быть им полезен. Живаго – врач, а в отряде то сыпняк, то дизентерия.

Что представляет собой красный партизанский отряд Микулицина?

«Состав его пёстрый. В основном это крестьяне – середняки, но наряду с этим вы встретите кого угодно. Есть тут и бедняки, и монахи – расстриги, и воюющие с папашами кулацкие сынки, есть анархисты и беспаспортные голоштанники, и великовозрастные, выгнанные из средних учебных заведений женихи – оболтусы. Есть австрогерманские военнопленные, прельщённые обещаниями свободы…»,- так описывает лесное партизанское воинство Анфим Самдевятов, случайный собеседник Юрия Живаго в поезде.

Судите сами: в отряде много людей невоенных и вообще далёких от политических идей, управлять такой массой очень сложно. Но командир отряда Ливерий Микулицын (сын управляющего бывшим имением богатого уральского заводчика Крюгера, Аверкия Микулицына, деда Тони Живаго) не очень – то озабочен «отбором человеческого материала», происходящим в горниле революции, над которым много размышлял фадеевский Осип Левинсон. Ему нет никакого дела до счастья каждого конкретного члена отряда, его волнуют более глобальные проблемы - счастье человечества.

2 Сцена боя «лесных братьев» с добровольцами белогвардейской армии (ч11 гл.4)

По международной конвенции о Красном Кресте военные врачи не имели право участвовать в боевых действиях, но в этом бою доктору Живаго пришлось нарушить запрет против своей воли. Завязавшаяся стычка заставила его разделить судьбу сражающихся и отстреливаться. Доктор старается не стрелять в людей и целится в мёртвое обгорелое дерево, одиноко торчащее среди широкого поля. Дерево было расщеплено грозой надвое.

Скажите, почувствовали вы символику этого образа?

Безусловно, её нельзя не почувствовать. Так и страна расколота по живому на две части революцией и гражданской войной. Люди не только безжалостно убивают друг друга, но и обезображивают мир вокруг себя: везде мёртво, пусто и голо. Красноречив пейзаж этой жестокой войны.

Как ни остерегался Живаго, двоих он всё - таки задел. Перестрелка прекратилась, и доктор бежит к раненым.

Что же произошло?

Один из них, телеграфист из отряда Микулицына, убит. Юрий Андреевич расстёгивает его рубаху и обнаруживает на его груди ладанку с истёртой бумажкой, на ней – текст девяностого псалма. Считалось, что он хранит от пули. Стих перевран, многие старославянские слова искажены, что говорит о неграмотности красного бойца.

Второй оказался ранен. Это был ещё совсем молоденький мальчик, вчерашний гимназист, на подкладке шинели заботливой маминой рукой было вышито: «Серёжа Ранцевич». «Это были отпрыски семейств, вероятно, близких ему (Юрию) по духу, его воспитания, его нравственного склада, его понятий».

Что находит доктор на груди Серёжи?

Повреждённый пулей материнский медальончик, из которого выпала бумажка, – тот же псалом, только написанный грамотно. Амулет спас юноше жизнь.

Прокомментируйте эту сцену.

Сцена убедительно показывает нам, как страшна братоубийственная война, как она дика и

противоестественна. Это действительно бессмысленная бойня. Друг на друга идут люди одной веры, в минуты смертельной опасности обращающиеся к одному источнику – христианской молитве. При виде этого что можно испытывать, кроме горечи?

А как вы оцениваете поведение доктора?

Долг врача превыше политических симпатий и антипатий. С одинаковой заботой он относится и к красному партизану и к добровольцу колчаковской армии, потому что для него нет ни красных, ни белых, а есть страдающий больной человек – высшая ценность жизни. Война заставляет людей забыть эту простую истину, но только не Живаго. Доктор вылечил Серёжу, переодев его в чужую одежду. Поправившись, Ранцевич уходит к своим, этого намерения он и не скрывал от Юрия.

Итак, позиция Живаго: он не желает принимать законы жестокой, бесчеловечной схватки, в которую втравили людей, не желает подчиняться насилию, оно неприемлемо для него. Это позиция «над схваткой». Живаго не хочет быть ни белым, ни красным, он хочет быть самим собой, духовно независимым, имеющим сомнения и колебания в душе, какие и должен иметь думающий человек. Это его сознательный выбор, и Пастернак учит нас уважать выбор своего героя, он интересен и близок писателю.

Подумайте, в чём уязвимость такой позиции?

Долгое время нас учили, что позиция «над схваткой» подозрительна и даже опасна, что занимать её могут только скрытые враги, трусливые и слабые люди, чистоплюи, боящиеся испачкать руки. Она вызывала осуждение априори – вот причина травли автора романа и неприятия к его герою, который нашёл в себе мужество такую позицию смело принять. Хорошо, что теперь мы научились уходить от одномерных оценок. А может, особое мужество как раз в том, что кажется слабостью? А может, есть смелость не идти за послушным большинством, а противостоять ему?

Пастернак напишет о Живаго: «От одного берега отстал, а к другому не пристал». Осуждает ли он своего героя за это? Можно ли нам его осуждать? Попробуем разобраться.

3 Сцена расправы партизан с самогонщиками (ч.12 гл.1)

Эта сцена объяснит, почему Юрий не мог остаться с красными и разделить «веру» Микулицына.

Из-за чего учинили дикую расправу?

Ливерий Микулицын начинает в своём отряде благородную борьбу с пьянством и самогоноварением. Многие из партизан недовольны этим, они составляют заговор против командира отряда: решено схватить Ливерия и выдать его колчаковцам, преследующим отряд. Заговорщики не догадывались, что среди них находится подстрекатель, человек Микулицына. Заговор разоблачили, зачинщиков схватили и подвергли жестокой расправе.

О чём заставляет вас задуматься эта сцена романа?

Сцена отталкивающе неприятна. Да, наказаны «подонки партизанщины», но ведь это тоже люди, имеющие право на ошибку. Среди них глупый мальчишка – подросток, плачущий навзрыд и кланяющийся конвойным. А так ли морально чист и нравственно безупречен сам командир отряда, устроивший это судилище?

Ливерий – кичливый, самоуверенный демагог. Силой удерживает в отряде Живаго, изводит его своими близорукими рецептами счастья для всего человечества и ненавидит человека, одержим манией осчастливить тех, кто об этом не просит, открыто балуется кокаином, захваченным у белых. Живаго отталкивает животная жестокость красных партизан, для которых жизнь человека превращается в полигон для жутковатых социальных экспериментов по «обработке» грубого материала. Но может ли он уйти к белым?

4 Сцена с раненым, приползшим в лесной отряд (ч.12 гл.8)Прокомментируйте её.

Нет, в отряд приполз даже не человек, а человеческий обрубок! Страшные вещи рассказывает несчастный о том, что творят в городе отступающие части колчаковцев: людей душат, как кур. «Кого вешать, кого под шомпола, кого на допрос. Излупцуют в нитку, посыпают раны солью, поливают кипятком…А с детишками, а по женскому делу, о господи!»

Вот отвратительная личина войны! (К вопросу о благородстве Колчака, с которым стало так модно носиться в последние годы!) Озверение, культ беззакония ведут к полному моральному одичанию людей, в этих строках романа звучит суровое осуждение развязанной бойни, «бессмысленной и беспощадной», в кровавых жерновах которой перемалывается всё человеческое.

Ну и как было идти к другому берегу, если и там и там льётся кровь невинных и вершится страшное насилие над личностью? Как после этого осуждать Юрия Живаго в слабости? И слабость ли это? Что, доктор боится за себя? Нет, он боится за человека вообще, его страшит судьба России: «Изуверства красных и белых будто соперничают по жестокости, попеременно возрастая одно в ответ на другое, точно их множили; от крови тошнило, она подступала к горлу, бросалась в голову».

Вот и ответ на наш вопрос: война - страшное испытание, великая трагедия всех русских, и белых и красных, и к какому берегу ни пристань, всё равно ты будешь участвовать в этом насилии, а значит множить его.

III Человеческие судьбы в лихолетье войны

Война не только калечит человеческую плоть, он и душу. Мы видим это на примере страшной судьбы партизана Памфила Палых.

1 Расскажите, что произошло с Памфилом?

Палых – мрачная фигура в отряде «лесных братьев». Он убивал без числа и без счёту, теперь Памфил очень боится за свою семью, живущую с ним в отряде. Ему мучительно думать, что кто - то может так же зверски расправиться с ними. Не выдержав душевных мук, помешавшись рассудком, Палых топором, которым вырезал из дерева игрушки младшему сыну, убил жену и троих детей. Все в отряде (а это люди далёкие от тонкости чувств) отшатнулись от детоубийцы, а вскоре и сам Палых просто пропал. Страшной ценой заплатил он за пролитую человеческую кровь, за свою бездумную жестокость. Судьба этого героя – предупреждение: ничего не проходит человеку даром, всё возвращаемо.

2 Образ Стрельникова – Расстрельникова(Паша Антипов)

Для чего вводит Пастернак в роман этого героя? Подберите материал об Антипове – Стрельникове, чтобы получился рассказ о герое.(ч.4 гл.6,7; ч.7 гл.30.31; ч.14 гл.16 – 18)

Паша Антипов – сын бывшего рабочего, политического ссыльного Павла Антипова. Родился в Москве, воспитывался в семье железнодорожного рабочего Тиверзина. Закончил гимназию, университет, встретил Ларису, глубоко и сильно полюбил её, несмотря на печальное прошлое девушки, женился. Вместе с Ларой уехал из Москвы на Урал, в Юрятин, где учительствовал и много занимался самообразованием. Отношения с женой складывались нелегко, несмотря на сильные чувства: «Они старались переблагородничать друг друга и этим всё осложняли». Паша боялся обидеть жену неосторожным намёком на прошлое, Лара подавляла его своей жертвенностью. Кончилось тем, что Антипов оставил Ларису с маленькой дочерью и ушел добровольцем на империалистическую войну. Он воевал, попал в плен, бежал снова на Урал, где уже во- всю бушевали революционные события, в которые Паша активно и деятельно включился.

Что это были за события? Чем занимается Стрельников?

Антипову поручали расправу над всеми недовольными революцией: крестьянами, оказавшими сопротивление продотряду, солдатами, перешедшими к белогвардейцам, дезертирами. «Во все эти места он сваливался как снег на голову, судил, приговаривал, приводил приговоры в исполнение, быстро, сурово, бестрепетно». В семью, домой, он не вернулся, перечеркнул прежнюю жизнь, поменял фамилию, стал Стрельниковым. Слава его вскоре начала греметь по всей Сибири, но недобрая это была слава – карателя революции, палача. Все боялись его, за глаза называли Расстрельниковым, он один, суровый, прямолинейный, никого не боялся.

В чём видит Пастернак трагедию этого сильного человека?

Лариса, продолжающая любить Антипова, идеализирует его. Ей кажется, что он ушёл в революцию, чтобы сложить к её ногам свою воинскую доблесть, доказать ей, что достоин её любви. На деле всё страшнее и сложнее: Паша пошёл туда ради идеи справедливости, но служил не ей, а злу, потому что выстраивал эту справедливость на человеческой крови и страданиях, считая себя судьёю «между жизнью и коверкающим её тёмным началом».

Революция, которой Антипов – Стрельников так фанатично служил, которой принёс в жертву личное счастье, возвела его на пьедестал героя, революция же его и погубила. Вот в этом его трагедия.

Стрельников не был партийцем, лидеры революции (в том числе родной отец) не любили его. Его терпели, только пока он был нужен, т.е. выполнял грязную работу карателя - физически устранял врагов революции. Когда он её выполнил, его решили убрать со сцены: по ложному оговору его хотят предать суду. Как это делается и что за этим следует, Стрельников знал прекрасно. Он бежит, скрывается в доме, где жил с Ларой Юрий Живаго, но облава на него стремительно стягивается, герой обречён. Последнюю ночь своей жизни Стрельников проводит в разговорах с Живаго о Ларисе. Он так и не встретится с ней больше: утром Юрий найдёт его застрелившимся.

Вывод:

Позиция Паши – это «безупречная», с точки зрения гонителей романа, позиция «в схватке». Что она ему дала? Вряд ли этот человек был счастлив и жил в ладу с собой.

Образ Стрельникова Пастернак создаёт, чтобы показать, как калечит революция и война человеческие судьбы, и самое трагичное в том, что это судьбы не самых худших людей своего времени. Паша Антипов – это же не Ливерий Микулицын, заурядная и амбициозная посредственность из революционной среды. Такие, как Антипов, мыслили «ясно и правильно», обладали нравственной чистотой, стремились к высокому, но не было сомнений в их душах, и средства для борьбы за него они избрали низкие, микулицынские.

Общий вывод по уроку:

Война, расколовшая страну на два лагеря, изображена Пастернаком не из стана белых, не из стана красных, мы видим её глазами гордого независимого человека с твёрдыми нравственными принципами, рискнувшего выстоять в этой кровавой мешанине, сохранить человеческое достоинство, остаться самим собой. Эта война – величайшее несчастье России и всех русских, она причина всех невзгод в судьбе Юрия Живаго, которые погубят его к концу романа сначала духовно, а потом физически.

Урок литературы в 11 классе.

« Ты есть сын Бога живаго»

Христианские мотивы в романе « Доктор Живаго»

Стихотворения Юрия Живаго.

1.Обратить внимание учащихся на жанровое своеобразие романа, неразложимое диалектическое единство поэзии и прозы.

2.Помочь ребятам понять значение христианских мотивов в творческом замысле Пастернака.

3.Определить роль поэтического цикла в романе:

Стихотворение « Гамлет»

Стихотворение «Гефсиманский сад»

Стихотворение « Зимняя ночь»

Тип урока: обобщение изученного материала.

Вид урока: урок- семинар

Ход урока

IОрганизационный момент. Определение целей и задач урока, его места и значения в системе уроков по роману Б. Пастернака.

Слайд «Тема урока»

Я окончил роман, исполнил долг,

завещанный от Бога.

(из письма Пастернака В.Шаламову)

IIУрок – семинар.

Слайд « Портрет Б. Пастернака. Эпиграф»

Обсуждение, объяснение эпиграфа.

Вопросы для обсуждения в ходе урока:

Слайд « Ход урока»

  1. Тематика и проблематика романа.

Человек и революция

Человек и мир

Человек и история

Человек и природа

Человек и его отношения с жизнью и смертью

  1. Христианские мотивы в романе « Доктор Живаго»

Христианские идеи

Символы

3. Анализ стихотворений.

а) « Гамлет»

б) « Зимняя ночь»

в) « Гефсиманский сад»

Слово учителя. Герой Пастернака, Юрий Живаго, привлекает открытостью, умением любить и ценить жизнь, незащищенностью, являющейся не признаком безволия, а способностью к размышлению, сомнению. Герой- выражение нравственного идеала автора: он талантлив, умен, добр, видит мир по- своему и не подстраивается ни под кого. Он личность. Идея романа- христианская идея свободной личности.

Вступительная беседа:

Случайно ли идея жизни стала главной в романе?

В чем прежде всего проявляется идея жизни в романе?

В чем жизнь проявляется наиболее ярко?

Что такое Россия для Живаго?

Итак, что является главным для героя в жизни? (идеи христианства, идеи свободной личности и идея жизни как жервтвы)

Слайды « Библейская тема»

С кем ассоциируется фамилия героя? (с образом Христа)

Символ, заключенный в имени главного героя? (Юрий- вариант имени Георгий, Георгий- Победоносец)

Учитель. Ю.Живаго почти не принимает непосредственного участия в событиях, но понимание им жизни, всего происходящего основано на христианских ценностях.

Основа сюжета- евангельская драма духовного выбора и крестной жертвы.

В центре размышлений героя триада: « жизнь- смерть- воскресение»

Творчество- « Слово Божие о жизни»

Слайды « Иисус Христос»

1 группа. Комментарий к « проповеди Веденяпина»(ч.1, гл.5)

- В каких произведениях 20 века вы встречались с подобным пониманием Бога?

(М.Булгаков « Мастер и Маргарита»)

2 группа. Какое значение в романе играет хронология событий?(сюжет в масштабе вечности)

3 группа.Элементы церковнославянской лексики, отсылки к Священному писанию, к евангельским текстам и их роль.

4 группа. Образ Христа и героя романа. Сопоставление.

Учитель . Кончается ли роман смертью доктора Живаго?(Нет, он кончается стихами) Как вы думаете, почему?

(Стихи - это то, что не может умереть)

Стихотворения Юрия Живаго.

Слово учителя. Поэзия и проза в романе образуют живое, неразложимое единство, новую жанровую форму. Поэтому можно говорить о жанровом новаторстве Пастернака. Итак, какое же значение в общем контексте романа имеет « тетрадь Юрьевых писаний»?

Сообщение ученика о живаговском поэтическом цикле. (готовится заранее)

Слово учителя. Итак, поскольку идеал героя романа и его автора спроецирован на « вечный образ», то лучше всего его рассмотреть на

« Стихотворениях Юрия Живаго»

Каким стихотворением открывается семнадцатая, стихотворная глава произведения?

Слайды «Гамлет». Ученик читает стихотворение наизусть.

Анализ стихотворения « Гамлет»

Почему цикл открывается именно этим стихотворением?

Своеобразие стихотворения. « Гамлет» Пастернака и « Я- Гамлет» А.Блока

Каким образом стихотворение включается в контекст мировой культуры?

Какую формулу Шекспира заставляет вспомнить это стихотворение?

(« Весь мир- театр, и люди в нем актеры»)

Что общего в судьбе Гамлета и Юрия Живаго?

Реализация домашнего задания. Сравнение монолога Гамлета

(В. Шекспир «Гамлет»,акт 1,3)с размышлениями лирического героя стихотворения. Евангельская реминисценция.

Учитель. В этом обращении(Да минует меня чаша сия!) перифраз молитвы Христа в Гефсиманском саду.

Слайды « Гефсиманский сад». Ученица читает отрывок стихотворения.

Анализ стихотворения « Гефсиманский сад»

Какое место занимает это стихотворение в поэтической тетради?

Дайте свою интерпретацию стихотворения.(для Живаго следовать Иисусу Христу значит идти избранным путем страданий, обрести Вечность)

Скрытая полемика с поэмой А.Блока « Двенадцать».

В каких произведениях литературы 20 века вы побывали вместе с автором в Гефсиманском саду? (М.Булгаков « Мастер и Маргарита», сцена убийства Иуды)

Почему именно это стихотворение завершает книгу лирики Юрия Живаго?

Слово учителя. Существует предположение, что стихотворение «Зимняя ночь»- первое стихотворение Юрия Живаго. Предположение это интересно и в общем соответствует духу романа, его символике.

Ученица читает стихотворение.

А теперь послушаем песню на слова этого стихотворения.

Слайды « Зимняя ночь».

- Определите значение образа-символа свечи по роману и Библии.

(9, 10 главы первой части- канун праздника Рождества Христова. Именно в это время Юрий шепчет про себя: « Свеча горела на столе. Свеча горела…». Он надеялся, что продолжение придет само собой без принуждения. Оно не приходило. Символика свечи восходит к словам в Нагорной проповеди «…зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» Образ- символ горящей свечи проходит через все повествование, таким образом как бы скрепляет соответствующие части романа)

Какой второй основной образ присутствует в стихотворении?(метель)

Что может человек противопоставить враждебному миру и ощущению затерянности в холодном пространстве?(человеческие чувства)

В каких строчках поэт утверждает: метель бессильна? В чем сила финальной строфы стихотворения?

Философские стихи и привычные слова. Бытие и быт.

Как звукопись передает стук упавших башмачков и медленное падение восковых капель?

Какие тропы использует поэт? (эпитеты, сравнения)

Словесное построение текста (нет глаголов, обозначающих действия героев)

Почему критики определяют это стихотворение как сплав философской и любовной лирики?.

Обобщение. Каково значение «Стихотворений Юрия Живаго» в контексте романа?

Видеофильм « Б. Пастернак» (отрывок)

Подведение итогов урока.

Какими словами заканчивается роман, каково ваше мнение по поводу финала?

Д.З.1. Лирика Пастернака в оценке критиков, привести примеры высказываний М.Цветаевой,Р.Якобсон, Л.Озерова, А.Синявского, Д.С.Лихачева и др.

2. Продумать темы сочинений по творчеству Б.Пастернака, по одной из тем подготовить тезисный план.

Скачать:

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Этапы работы 1917 – 1918 г.г. Первый замысел 1917 – 1918 г.г. Первый замысел 1945 – 1955 г.г.Работа над романом 1945 – 1955 г.г.Работа над романом Ноябрь 1957 г. Роман напечатан в Италии, затем переведён на многие языки Ноябрь 1957 г. Роман напечатан в Италии, затем переведён на многие языки Октябрь 1958 г. Присуждение Б.Л.Пастернаку Нобелевской премии в области литературы «за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской литературы». Октябрь 1958 г. Присуждение Б.Л.Пастернаку Нобелевской премии в области литературы «за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской литературы». Исключение писателя из состава Союза советских писателей, травля в прессе Исключение писателя из состава Союза советских писателей, травля в прессе 1988 г. Роман напечатан в России г. Роман напечатан в России.


«Эта вещь будет выражением моих взглядов на искусство, на евангелие, на жизнь человека в истории и на многое другое.» «Эта вещь будет выражением моих взглядов на искусство, на евангелие, на жизнь человека в истории и на многое другое.» «Не отделимы друг от друга поэзия и проза – полюса, начала эти не существуют отдельно» «Не отделимы друг от друга поэзия и проза – полюса, начала эти не существуют отдельно» Б.Л.Пастернак Б.Л.Пастернак




Временные рамки романа Сюжет романа охватывает первые 50 лет нашего столетия. Сюжет романа охватывает первые 50 лет нашего столетия. Сюжет романа начинается в 1902 г., когда Юрию Живаго 10 лет. Сюжет романа начинается в 1902 г., когда Юрию Живаго 10 лет. Жизнь героя обрывается в 1929 г. от разрыва сердца Жизнь героя обрывается в 1929 г. от разрыва сердца Сюжет романа охватывает годы войны и первые послевоенные годы. Сюжет романа охватывает годы войны и первые послевоенные годы.


Варианты названия Свеча горела Свеча горела Мальчики и девочки (из стихотворения Блока «Вербочки») Мальчики и девочки (из стихотворения Блока «Вербочки») Нормы нового благородства Нормы нового благородства Записки Живульта Записки Живульта История духа живого История духа живого Смерти не будет Смерти не будет Доктор Живаго (1948) Доктор Живаго (1948)


Доктор Живаго Юрий (Георгий) – победитель Дракона, зла, утверждающий добро. Юрий (Георгий) – победитель Дракона, зла, утверждающий добро. Живаго – старославянская форма прилагательного «живой». Тема жизни. Живаго – старославянская форма прилагательного «живой». Тема жизни. Профессия врача. Тема гуманизма. Профессия врача. Тема гуманизма. Офтальмология – наука о зрении. Юрий Живаго славился хорошей интуицией при установлении диагноза. Офтальмология – наука о зрении. Юрий Живаго славился хорошей интуицией при установлении диагноза. Доктор проигрывает социально, но выигрывает духовно. Доктор проигрывает социально, но выигрывает духовно.


Форма повествования События романа (Революции 1905 и 1917 г.г., Первая мировая война, Гражданская война, коллективизация, Великая Отечественная война) изображаются через восприятие главного героя (врача и поэта), а также близких ему персонажей. События романа (Революции 1905 и 1917 г.г., Первая мировая война, Гражданская война, коллективизация, Великая Отечественная война) изображаются через восприятие главного героя (врача и поэта), а также близких ему персонажей. Повествование строится по законам лирики: в центре внимания – душевная жизнь героя. Это символистский роман. Пастернак отказывается от традиций психологического романа (Лермонтов, Тургенев, Достоевский) Повествование строится по законам лирики: в центре внимания – душевная жизнь героя. Это символистский роман. Пастернак отказывается от традиций психологического романа (Лермонтов, Тургенев, Достоевский) Важную роль играют стихи доктора Живаго, выделенные в отдельную часть после эпилога. В них читатель узнаёт о внутренней жизни героя, идею автора – торжество духа «живаго». Важную роль играют стихи доктора Живаго, выделенные в отдельную часть после эпилога. В них читатель узнаёт о внутренней жизни героя, идею автора – торжество духа «живаго».


Композиция Начало – мотив смерти Начало – мотив смерти «Шли и шли и пели «Вечную память»… Любопытные входили в процессию, спрашивали: «Кого хоронят?» Им отвечали: «Живаго». «Шли и шли и пели «Вечную память»… Любопытные входили в процессию, спрашивали: «Кого хоронят?» Им отвечали: «Живаго». «Стихотворения Юрия Живаго» - отдельная часть романа, с помощью неё Пастернак выводит повествование на уровень вечности. «Стихотворения Юрия Живаго» - отдельная часть романа, с помощью неё Пастернак выводит повествование на уровень вечности. Финал – стихотворение «Гефсиманский сад» - мотив воскрешения, жизни вечной: Финал – стихотворение «Гефсиманский сад» - мотив воскрешения, жизни вечной: Я в гроб сойду и в третий день восстану, И, как сплавляют по реке плоты, Ко Мне на суд, как баржи каравана, Столетья поплывут из темноты.


Диалоги Т.к. роман построен по законам лирики, важное значение имеют диалоги героев (традиция Достоевского, Чехова), которые зачастую превращаются в монологи, в которых герои выражают своё отношение к тому или иному вопросу. Т.к. роман построен по законам лирики, важное значение имеют диалоги героев (традиция Достоевского, Чехова), которые зачастую превращаются в монологи, в которых герои выражают своё отношение к тому или иному вопросу. События изображаются через восприятие героев События изображаются через восприятие героев


Взгляд на историю «Он (Юрий Живаго) подумал о несколько развивающихся рядом существованиях, движущихся с разной скоростью одно возле другого, и о том, когда чья-нибудь судьба обгоняет в жизни судьбу другого, и кто кого переживает.» «Он (Юрий Живаго) подумал о несколько развивающихся рядом существованиях, движущихся с разной скоростью одно возле другого, и о том, когда чья-нибудь судьба обгоняет в жизни судьбу другого, и кто кого переживает.» Многочисленные совпадения, случайности – сигналы из непознаваемого мира Многочисленные совпадения, случайности – сигналы из непознаваемого мира В представлении Пастернака, жизнь как река, которая несёт человеческие судьбы. Люди подчиняются движению жизни. В представлении Пастернака, жизнь как река, которая несёт человеческие судьбы. Люди подчиняются движению жизни. Природа, искусство, история – неотделимые друг от друга составляющие жизни. Природа, искусство, история – неотделимые друг от друга составляющие жизни.


Система персонажей Юрий Живого Юрий Живого Сын, племянник, отец, муж, зять, брат, друг, любовник, врач, философ, поэт. Сын, племянник, отец, муж, зять, брат, друг, любовник, врач, философ, поэт. Стрельников (Павел Антипов) – герой- антагонист. Противостояние действенного и созерцательного принципа жизни. Оба погибают. Стрельников (Павел Антипов) – герой- антагонист. Противостояние действенного и созерцательного принципа жизни. Оба погибают. Антонина – жена, мать. Антонина – жена, мать. Лара Гишар – любовь, мать. Символ России: властная и безвольная, могучая и катастрофичная. Лариса – чайка. Лара – символ России. Лара Гишар – любовь, мать. Символ России: властная и безвольная, могучая и катастрофичная. Лариса – чайка. Лара – символ России.


Основные мотивы Дорога, путь. Жизненная дорога. Крестный путь. Дорога, путь. Жизненная дорога. Крестный путь. Зима. Вьюга (Пушкин, Блок, Булгаков) Зима. Вьюга (Пушкин, Блок, Булгаков) Искусство Искусство История. Революция История. Революция Христианские мотивы (жизнь и смерть, выбор, воскрешение, материнство, православные праздники). Это роман, самый открытый в христианскую культуру. Христианские мотивы (жизнь и смерть, выбор, воскрешение, материнство, православные праздники). Это роман, самый открытый в христианскую культуру. Метафора свечи Метафора свечи


Православные праздники Мать Юрия умерла накануне Покрова, Мать Юрия умерла накануне Покрова, Юрий с дядей едут к Воскобойникову в день Казанской Богоматери Юрий с дядей едут к Воскобойникову в день Казанской Богоматери Годы гражданской войны: «Была зима на исходе, Страстная, конец великого поста» Годы гражданской войны: «Была зима на исходе, Страстная, конец великого поста» Таким образом, Пастернак строит сюжет романа в масштабе вечности. Таким образом, Пастернак строит сюжет романа в масштабе вечности.


«А ты всё горишь и теплишься, свечечка моя ярая!» Важный символ романа - свеча «Свет полного месяца стягивал снежную поляну осязательной вязкостью яичного белка или клеевых белил. Роскошь морозной ночи была непередаваема. Мир был на душе у доктора. Он вернулся в светлую, тепло истопленную комнату и принялся за писание». («Доктор Живаго» ч. 7)


«Свеча горела на столе. Свеча горела…» «Зимняя ночь» - это стихотворение о любви двух людей, героев романа «Доктор Живаго» - Лары и Юры. Их любовь горит, как свеча, вопреки, или на фоне, социальных метелей, революции. Это стихотворение о любви любых других влюбленных, «скрестивших» свои судьбы вопреки «метелям» жизни.


Соотношение с другими романами М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»: М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»: 1. христианские мотивы 1. христианские мотивы 2. композиция «роман в романе» 2. композиция «роман в романе» 3. панорама Москвы 3. панорама Москвы 4. образ творца 4. образ творца М.А.Шолохов «Тихий Дон»: М.А.Шолохов «Тихий Дон»: 1. изображение исторических катаклизмов 1. изображение исторических катаклизмов 2. судьба героя на фоне этих катаклизмов 2. судьба героя на фоне этих катаклизмов 3. утверждение самоценности жизни 3. утверждение самоценности жизни

Урок литературы в 11 классе.

Цели и задачи: 1) через чтение и анализ стихотворений из 17 главы романа «Доктор Живаго» открыть знание всего текста:
а) работа с текстом; определить место и значение «Стихотворений Юрия Живаго» в композиции и замысле романа;
б) культурологический аспект - разобрать символы романа в стихотворении «Зимняя ночь» и в книге первой части третьей в главах девятой, десятой «Ёлка у Свентицких» - образ свечи; в стихотворении «Чудо» и в книге третьей части одиннадцатой, в главе четвёртой «Лесное воинство» - образ дерева, бесплодной смоковнице;
в) взаимоотношения персонажей (этимология);
2) развить путём эвристической беседы элементы логического мышления;
3) актуализация современной жизни, примеры из произведений современников Б. Пастернака (А.А. Фурманов «Разгром» - образ Мечика) и в произведениях XIX века (Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»);
4) нравственно - этический аспект, нравственные традиции – христианские мотивы в романе, отношение к Богу;
5) значение романа «Доктор Живаго»; значение творчества Б.Л. Пастернака.
Эпиграф к уроку: «Пастернак – присутствие Бога в нашей жизни. Присутствие, данное не постулатно, а предметно, через чувственное ощущение Жизни – лучшего, необъяснимого творения Мировозданья».
Андрей Вознесенский.
Методы и приёмы: лекция с элементами беседы, анализ стихотворений.
Материалы и оборудование: Портрет Б.Л. Пастернака, Роман «Доктор Живаго», мульти видео фильм, mp-3 песня А.Б. Пугачевой «Свеча горела», подсвечник с горящей свечой, видеофильм Дэвида Линна «Доктор Живаго» в двух частях.

План и ход урока.
Орг. момент.
Вступительное слово учителя.

***
Во всём мне хочется дойти
До самой сути,
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.

Всё время схватывается нить
Судеб, событий,

Свершать открытья

В этом отрывке из стихотворения 1956 года Борис Леонидович Пастернак рассказывает о сути и смысле своего творчества, о желании не оставаться на поверхности явлений, а проникнуть в их сущность.
III. - Сегодня на уроке мы с вами будет работать над вершинным произведением прозы Б.Л. Пастернака - романом «Доктор Живаго». О характеристике замысла книги, данной в письме О. Фрейденберг осенью 1946 года Б.Пастернак сообщает: «Начал писать роман в прозе «Мальчики и девочки», который в десяти главах должен охватить сорокалетие 1902-1946 годов, и с большим увлечением написал четверть всего задуманного или пятую его часть Я уже стар, скоро, может быть, умру, и нельзя до бесконечности откладывать свободного выражения настоящих своих мыслей». И немного позже в письме к О. Фрейденберг писал: «Я в ней хочу дать исторический образ России за последнее сорокапятилетие, и в тоже время всеми сторонами своего сюжета, тяжёлого, печального и подробно разработанного – эта вещь будет выражением моих взглядов на искусство, на Евангелие, на жизнь человека в истории и на многое другое».
К концу 1947 года написано уже 10 стихотворений к будущему роману.
Роман первоначально был назван «Мальчики и девочки», потом «Рыньва» (судоходная река, упоминаемая во второй части романа), «Свеча горела» и только намного позже роман стал называться «Доктор Живаго».
В феврале 1956 года Пастернак предложил рукопись своего романа сразу двум журналам – «Знамени» и «Новому миру». Только в сентябре пришёл официальный отказ, подписанный А. Агаповым, Б. Лавреневым, к. Фединым, К Симоновым и А. Кривицким: «Дух Вашего романа – дух неприятия социалистической революции. Пафос Вашего романа – пафос утверждения, что Октябрьская революция, Гражданская война и связанные с ними последующие перемены не принесли народу ничего, кроме страданий, а русскую интеллигенцию уничтожили или физически, или моральноВаш роман глубоко несправедлив. Исторически необъективен и чужд какого бы то ни было понимания интересов народа » Хотя в это время Европа и Америка зачитывались романом «Доктор Живаго» - в 1957 году роман вышел в Милане, а 1958 году – в Англии, США, ФРГ и Швеции.
23 октября 1958 года секретарь Нобелевского фонда Андерес Эстрелинг телеграммой сообщил Пастернаку о присуждении ему премии и пригласил прибыть в Стокгольм 10 декабря на официальную церемонную вручения. Пастернак в ответ послал телеграмму с благодарностью: «Бесконечно признателен, тронут, горд, удивлён, смущён». Вскоре на заседании правления Союза писателей рассматривался вопрос «О действиях члена СП СССР Б.Л. Пастернака, не совместимых со званием советского писателя».
В газетах началось открытое шельмование автора «Доктора Живаго». И под давлением всего происходящего Пастернак вынужден был публично отказаться от Нобелевской премии. Но скандал не утихал. Пастернак в стихотворении «Нобелевская премия» об этом писал так:
Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони.
Мне наружу ходу нет.
Весной 1960 года смертельная болезнь приковала Пастернака к постели - инфаркт, а дальнейшее обследование подтвердили ещё один диагноз – рак лёгких. 30 мая 1960 года Бориса Леонидовича не стало.
- Сегодня на уроке мы с вами попытаемся понять, почему роман был так воспринят советской общественностью, хотя с уверенностью можно сказать, что многие современники Пастернака, участвующие в его травле, даже не читали роман, а многие вообще не были знакомы с творчеством Пастернака.
Поэзия и проза в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» образуют живое, неразложимое единство, являющее собой, по сути дела, новую жанровую форму. Поэтому на уроке нас с вами будет интересовать то поэтико-функциональное значение, которое имеет в общем контексте пастернаковского романа «тетрадь Юрьевых писаний»- поэтический цикл, являющийся семнадцатой, заключительной частью его, состоящий из 25 стихотворений.
Живаговский цикл включает в себя стихотворения, написанные в период с 1946 по 1953 год, чрезвычайно разнообразные по жанру и лирической тематике. Стихот-
ворения Юрия Живаго необходимо рассматривать лишь с точки зрения единства прозаического текста и поэтической частей романа, с точки зрения единства самого цикла и его соотнесённости с прозаическим текстом.
И в этом контексте стихотворения цикла выполняют две основные функции. Сущность первой определяется тем, что многие «сквозные» образы находят своё эстетическое завершение и символическое переосмысление в том или ином стихотворении цикла, то есть, являясь элементом композиционной структуры текста. Вторая функция – выявление оценочных суждений, концептуальных идей, глубинных содержательных пластов, скрытых в прозаическом тексте.
Роман о земном пути Юрия Живаго начинается со смерти матери, а завершается его смертью, похоронами. Юрий Андреевич Живаго - врач, мыслящий, с поисками, творческой и художественной складки, умирает в 1929 г., после него остаются записки и среди других бумаг написанные в молодые годы, отделанные стихи, часть которых составляют последнюю, заключительную часть романа.
Юрий Живаго – доктор, но мы не видим в романе его непосредственной врачебной деятельности. Герой Пастернака – врач духовный, подобно евангельскому Иисусу, он врачует души людей; его стихи – это и благовест, и исцеление, и прозрение, и освобождение, и покаяние, и вера в воскресение. Весь роман пронизан христианскими идеями. Сама фамилия героя ассоциируется с образом Христа («Ты есть сын бога живаго»: «живаго»- форма родительного и винительного падежей в древнерусском языке). Имя Юрий также символично – вариант имени Георгий (Георгий Победоносец).
С горящей свечи начинается, по сути, основное действие романа, сюжетная динамика которого, по словам критика А. Лаврова, «зиждется на сюжетных узлах, образуемых случайными встречами и совпадениями».
Давайте, прочитаем стихотворение «Зимняя ночь».

Зимняя ночь(15)
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе.
Свеча горела.

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.

Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На озарённый потолок
Ложились тени,
Скрещенье рук, скрещенье ног.
Судьбы скрещенье.

И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.

И всё терялось в снежной мгле.
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Что символизирует свеча? (Образ свечи имеет в христианской символике особое значение. Обращаясь к своим ученикам в нагорной проповеди, Христос говорит: «Вы свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного »).
- Когда в романе появляется образ свечи? (Образ свечи в романе появляется дважды. Первый раз - в метель, в морозную рождественскую ночь, накануне которой умирающая Анна Ивановна благословляет Юру и Тоню, ночь перед ёлкой у Свентицких. Юра видит с улицы оттаявший от свечи кружок – в заиндевелом окне. Лара, в намерении бесповоротно определить свою судьбу, разрешив целый узел проблем, связанных с её глубинной зависимостью от Комаровского, долгом брата Родиона и неопределённостью отношений с Пашей Антиповым, приходит к Паше в комнату с предложением как можно скорее обвенчаться. Паша, по просьбе Лары, поставил свечу на подоконник, эту свечу и видит Юрий Живаго, проезжая с Тоней на извозчичьих санках по Камергерскому. От близкого пламени свечи образуется кружок, напоминающий осознанный, направленный вовне взгляд. Образ свечи рождает в его уме первое стихотворение – "Свеча горела на столе".)
-Этот момент романа глубоко символичен, ему невозможно дать однозначную трактовку. Ясно одно: данный эпизод является одним из смысловых центров произведения, связующий воедино не только прозаическую и стихотворную часть романа, но и целый ряд аспектов его проблематики. Стихотворение «Зимняя ночь» – первое стихотворение Юрия Живаго, значит, образ свечи способствует рождению поэта.
- Свет свечи связывает Юру с Тоней и Лару с Пашей в переломный момент их судьбы: зарождаются две новые семьи, и световой лучик показывает, что связь эта не случайна.
Очередное пересечение судеб Юрия и Лары знаменуется первым приходом к нему вдохновения. Отныне Лара станет, тайно или явно для Живаго, его Музой, с этой свечи начнётся путь Живаго как поэта.
- Давайте вспомним, в каком эпизоде романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» тоже упоминается образ свечи, как образ Бога. (В 4 части в 4 главе романа «Преступление и наказание» тоже упоминается образ свечи. Когда Раскольников приходит к Соне Мармеладовой, чтобы рассказать о преступлении, поднимается в Капернаумов дом, где живёт Соня. И долго шарит в темноте, прежде чем находит нужную дверь. И первое, что он видит в комнате Сони - на продавленном стуле – зажжённая свеча. Значит, в этой темноте, только у Сони есть свет, только у неё в квартире живёт Бог).
Давайте обратимся к ещё одному стихотворению Юрия Живаго – «Гамлет».
Стихотворение «Гамлет» (1)
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислоняясь к дверному косяку,
Я ловлю в далёком отголоске,
Что случится на моём веку.

На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Авва Отче,
Чашу эту мимо пронеси.

Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идёт другая драма,
И на этот раз меня уволь.

Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, всё тонет в фарисействе.
Жизнь прожить – не поле перейти.
- Ребята, прежде чем мы будем работать с этим стихотворением, давайте выясним, что обозначает слово фарисейство или кто такие фарисеи?
Фарисеи (др. - евр.) 1. Члены религиозно-политической секты, представляющие интересы зажиточных слоёв городского населения, отличающиеся фанатизмом и лицемерным исполнением благочестивых правил.
2. В настоящее время – имя нарицательное для лицемеров и ханжей. (Энциклопедия русского языка. Словарь иностранных слов.- Москва.- Мир книги.- 2003.- с. 381-382.)
Это стихотворение можно считать ключевым для всей книги, недаром им открывается семнадцатая, стихотворная глава романа. Ключевым в том смысле, что понимание того, как построено это стихотворение, даёт ключ к пониманию всего романа. Стихотворение допускает следующие прочтения:
- само название стихотворения, как и заданная в нём ситуация неизбежности предначертанного герою пути и попытка эту неизбежность осмыслить, говорят о том, что это – внутренний монолог Гамлета – датского принца из одноимённой трагедии У. Шекспира;
- упоминание о фарисействе и об одиночестве героя: таким образом, вводится тема жизни как искупительной жертвы и тема начала с рождения Христа новой эпохи – начала современной истории, нашей эры;
- это стихотворение включается в идейную структуру «Доктора Живаго», позволяет осмыслить жизненный путь героя в соотнесённости с путями Гамлета, художника – актёра, по своему положению должного до конца довести свою роль в драме жизни, и, наконец, Христа, сказавшего миру новое слово о жизни и своей жизнью подтвердившему его правоту (возможность такого прочтения подкрепляется фамилией героя – печать Бога Живаго (Откр.7,2); кстати мать Юрия звали Мария).
- но если вспомнить, что в действительности стихотворение принадлежит перу Б. Пастернака, то прояснятся особенности биографизма романа: каким образом, при почти полном отсутствии внешних совпадений, соотносятся жизненные пути автора героя романа и его главного героя. Прояснятся слова, сказанные об этом произведении Д.С. Лихачёвым: «Доктор Живаго» - «духовная автобиография Пастернака». Дело здесь не в общности фактов биографии, а в общности духовного пути, выбранного однажды Христом и во все времена с тех пор выбираемого лучшими представителями человечества, - пути жертвенного.
Своеобразие и стихотворения, и романа в том, что Пастернак не прямо переносит обстоятельства двухтысячной давности в современность: эти обстоятельства как бы просвечивают сквозь покров времени, не подменяют друг друга, а сливаются в нерасторжимое целое, «как образ входит в образ, / И как предмет сечёт предмет» («Мне хочется домой, в огромность»). Этим преодолевается само время: случившееся века назад происходит здесь и сейчас, и уже никогда не пройдёт, будет вечно.
-Сейчас мы с вами рассмотрим ещё одно стихотворение из живаговского цикла – стихотворение «Чудо». Мы будем рассматривать проблему, поднятую в этом произведении – проблема революции и интеллигенции.
Стихотворение «Чудо» (20)
Он шёл из Вифании в Ерусалим,
Заранее грустью предчувствий томим.

Колючий кустарник на круче был выжжен,
Над хижиной ближней не двигался дым,
Был воздух горяч, и камыш неподвижен,
И Мёртвого моря покой недвижим.

И в горечи, спорившей с горечью моря,
Он шёл с небольшою толпой облаков
По пыльной дороге на чьё-то подворье,
Шёл в город на сборище учеников.

И так углубился Он в мысли Свои,
Что поле в уныньи запахло полынью.
Всё стихло. Один Он стоял посредине,
А местность лежала пластом в забытьи.
Всё перемешалось: теплынь и пустыня,
И ящерицы, и ключи, и ручьи.

Смоковница высилась невдалеке,
Совсем без плодов, только ветки да листья.
И Он ей сказал: «Для какой ты корысти?
Какая Мне радость в твоём столбняке?

Я жажду и алчу, а ты – пустоцвет,
И встреча с тобой безотрадней гранита.
О, как ты обидна и недаровита!
Останься такой до скончания лет».

По дереву дрожь осужденья прошла,
Как молнии искра по громоотводу.
Смоковницу испепелило до тла.

Найдись в это время минута свободы
У листьев, ветвей, и корней, и ствола,
Успели б вмешаться законы природы.
Но чудо есть чудо, и чудо есть Бог.
Когда мы в смятеньи, тогда средь разброда
Оно настигает мгновенно, врасплох.
Во время одной из стычек партизанского отряда с белогвардейцами доктор, вопреки международной конвенции, запрещающей врачам участвовать в боевых действиях, взял винтовку убитого телефониста и, чтобы не стрелять в наступающих, преимущественно совсем ещё юных ребят, стал целиться в мёртвое обгорелое дерево.
-А для чего он это сделал? И что дальше произошло?
(Это дерево было настоящим спасением для атакующих, но все они не позволяли себе прятаться за его стволом и шли дальше. Но как доктор не оберегался, двух белогвардейцев он всё же ранил, а ещё одному его выстрел стоил жизни).
- Этот эпизод заключает в себе целый ряд существеннейших проблем романа. Добро-
вольное участие в бою доктора Живаго, насильно захваченного партизанами, задаёт тему интеллигенции и революции. Автор показывает, что в эпоху революционных потрясений невозможно оставаться в позиции «над схваткой»: даже подневольное положение во враждебном лагере, «пассивное» сотрудничество с одной из воюющих сторон есть уже участие в борьбе. Отдающий себе в этом отчёт Живаго, при всей его «невоинственности», осознаёт всю иллюзорность, и даже лживость позы «невмешательства»: он подчиняется логике схватки, не позволяющей кому бы то ни было оставаться в стороне.
- Ребята, давайте вспомним в каком произведении, из недавно изученных вами, очень остро поднимается вопрос интеллигенции и революции?
(Роман Александра Фадеева «Разгром». В этом романе, также как и в романе Б. Пастернака, поднимается проблема интеллигенции и революции).
- На примере двух этих романов можно выявить авторскую позицию каждого писателя, сравнив описание Мечика и Живаго (11-12 главы).
- Как Мечик попал в партизанский отряд?
(Мечик попал в партизанский отряд по путёвке от партии максималистов).
- А как Живаго попал в партизанский отряд?
(Юрий Живаго был захвачен в партизанский отряд в качестве «полезного» человека).
- Каково самоощущение Павла Мечика и Юрия Живаго в обстановке партизанского отряда?
(Оба героя «не прижились» в отряде. Если Мечик постепенно приходит в отчаяние по мере отдаления от отрядной жизни и от созданного им в воображении эталона, то Живаго не совместим с этой жизнью, так как изначально не принимает законов разыгравшейся народной драмы.)
- Оба писателя убеждают нас в том, что колеблющая часть интеллигенции в 20-е годы могла «колебаться» только в сторону неприятия «эпохи революционных боёв». Оба героя убегают из отряда. Мечик убегает, сбрасывая с плеч непосильную ношу революционного борца. Его мысли – это мысли, это начало того конца, который ведёт к преступлению, предательству. Из этого вытекает авторский приговор «чистеньким» интеллигентам, боящимся крови и только мешающий другим выполнять свой революционный долг.
Для Мечика уйти из отряда – значит предать то знамя, под которое он стал. Для Живаго это означает предаться стихии красоты и духовности, без которой для него не мыслима жизнь. Фадеев выносит Мечику такой приговор: «Всё не способное к настоящей революционной борьбе, случайно попавшее в лагерь революции, отсеивается». Совсем другая тенденция проступает в позиции Пастернака: это взгляд писателя другого полюса, других измерений, ставящих художника «над схваткой» в воссоздании облика исторического Времени.
Давайте обратимся к тексту стихотворения «Чудо». В стихотворении упоминается бесплодная смоковница, испепелённая Христом.
Чтение притчи «Засохшая смоковница».
Возвращаясь рано утром в город, Иисус почувствовал сильный голод. При дороге Он увидел смоковницу. Он подошёл к ней, но, кроме листьев, ничего на дереве не нашёл. Тогда Иисус сказал дереву:
- Пусть же на тебе никогда больше не будет плодов!
Дерево сразу же засохло. Когда ученики это увидели, то удивились:
- Как это дерево могло так быстро засохнуть?
Иисус ответил:
- Говорю вам истину: если вы будете без сомнения верить, то сможете сделать не только то, что было сделано с деревом, вы даже сможете сказать этой горе: «Пойди и бросься в море», и она вам подчинится. Если вы верите, то всё, о чём бы вы ни попросили в молитве, получите. (Слово жизни/ Новый Завет в современном переводе.- М. «Протестант».- 1992.- с.30.)
В романе Живаго стреляет по дереву, которое «было обуглено молниями или пламенем костра, или расщеплено и опалено предшествующими сражениями», имеет символический смысл и в общем целом романа перекликается со стихотворением «Чудо». Это дерево является искушением для наступающих белогвардейцев как возможность уберечься от пуль и спастись от смерти. Однако они понимают бесплодность такого поведения и предпочитают путь жертвы – путь подлинный. Единственная их ошибка – излишняя театральность, бравирование своей удалью, которая была бы простительна по молодости, если бы не вела к бессмысленным жертвам.
IV. Итог урока.
Мы ограничились анализом трёх стихотворений, но даже это служит ярким примером и доказательством того, насколько тесно взаимодействуют в романе Пастернака поэзия и проза.
«Доктор Живаго» - произведение уникальное во всех отношениях: философском, поэтико-жанровом, в плане преемственности и в плане новаторства. Поэтическое слово героя в романе – не предмет изображения, а полноправное, живое изображающее слово, дополняющее и углубляющее слово прозаическое, авторское. Органическое единство прозаической и поэтических частей романа в конечном итоге воспринимается уже не просто как оригинальный композиционный приём, но, прежде всего как символ истинного искусства – искусства, которое может существовать только в слиянии с порождающей его и преображённой им жизнью.
И в конце урока ещё раз обратимся к эпиграфу, к словам Андрея Вознесенского о Борисе Пастернаке: «Пастернак – присутствие Бога в нашей жизни. Присутствие, данное не постулатно, а предметно, через чувственное ощущение Жизни – лучшего, необъяснимого творения Мировозданья».
На мой взгляд, эти слова как нельзя лучше характеризуют личность и творчество Б.Л. Пастернака. Каждое столетие рождает своего гения: в XIX веке – это А.С. Пушкин, а в XX веке – это, безусловно, Б.Л. Пастернак. И закончить урок мне бы хотелось стихотворением
***
Во всём мне хочется дойти
До самой сути,
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.

Всё время схватывается нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.

О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.

О беззаконьях. О грехах,
Бегах, погонях.
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях,

Я вывел бы её закон.
Её начало,
И повторял её имён
Инициалы.

Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд.
Гуськом, в затылок.

В стихи б я внёс дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.

Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.
Достигнутого торжества
Игра и мука –
Натянутая тетива
Тугого лука.

Оформление на доске:
Тема урока: «Стихотворения Юрия Живаго». Значение поэтического цикла в общем контексте романа Б.Л.Пастернака.

«Пастернак – присутствие Бога в нашей жизни. Присутствие, данное не постулатно, а предметно, через чувственное ощущение Жизни – лучшего, необъяснимого творения Мировозданья».
Андрей Вознесенский.

Юрий Андреевич Живаго свеча Лара Гишар
Живаго = Иисус Христос Гишар = тюремное окошко
Юрий = Георгий Победоносец Лариса = чайка Тоня Громеко – сын Шура Павел Антипов – поездка на дочь Катя Урал, учительствовать, дочь
Катя
война
госпиталь – Февральская революция
дочь Танька Безочерёдова

Смерть Юрия Живаго, неизвестна судьба Лары Гишар
Смерть матери Юрия Живаго

ЦЕЛЬ УРОКА: Раскрыть образы Юрия и Ларисы. Анализ произведения.

ХОД УРОКА.

1. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА.

2. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Сердцевина романа, его душа – любовь - трепетная любовь Юрия Андреевича и Лары.

Юрий Андреевич Живаго принадлежал к очень богатой семье, но отец его разорился, в кутежах и распутстве, пустив по ветру миллионы. После смерти родителей Юрий Андреевич рос в семье профессора Громеко, вмести с его дочерью Тоней. Он окончил медицинский факультет Московского университета и стал врачом. Наряду с этим он с гимназических лет мечтал написать большую по объему и по значению прозу. Пастернак делает важное автобиографическое признание: «Но для такой книги он был еще слишком молод, и вот он отделывался вместо нее писанием стихов, как писал бы живописец всю жизнь этюды к большой задуманной картине».

Врач и писатель – сочетание известное в русской литературе. Это сочетание редкостное, предопределяющее личность необыкновенную, особенно если принять во внимание, что Юрий Андреевич в романе показан как гениальный поэт. Юрий Андреевич имеет и третью область деятельности, он – религиозный философ. Образ оказывается сильно перегружен: автор отдал своему герою духовный опыт всей жизни и, более того поставил под угрозу художественное единство его личности. Он остается, верен себе в браке с Тоней Громеко, на войне, потом в попытках спасти свою семью в годы революции и гражданской войны в Москве и на Урале, наконец, в любовной связи с Ларой и в отношениях с Мариной.

А рядом разворачивается жизнь «девочки из другого круга» Лары Гишар. Дочь бельгийского инженера и обрусевшей француженки, любовницы адвоката Комаровского, рано оставшаяся без отца, она видит мир с изнанки и мучается этим. Против воли она гимназисткой становится, как и ее мать, любовницей Комаровского, пытается застрелить его – и подчиняется ему. Девушка с чистой душой мечтает об упорядоченной жизни и выходит замуж за Пашу Антипова, сперва гимназического учителя математики, потом жестокого прямолинейного революционера, принявшего псевдоним Стрельников и прозванного Растрельниковым.

При всей разнице социального положения жизнь с самого начала как бы подталкивает Юрия Андреевича и Лару друг к другу. Гимназистом Юра случайно оказывается свидетелем попытки самоубийства, предпринятой матерью лары. Тут же впервые видит Лару. Тогда же замечает, какой абсолютной властью обладает над нею Комаровский. И в этот же вечер узнает, что адвокат Комаровский, овладевший душой и телом Лары, -это тот самый человек, который содействовал разорению, спаивал и погубил его отца. Над Юрием и Ларой отяготил один и тот же рок.

Через несколько лет соединяет их снова. Лара приходит к своему жениху Антипову, он зажигает свечку – она любит разговаривать в полумраке, при одной единственной свече – и ставит подсвечник на подоконник. А в это время Юрий уже студент, проезжает в санях мимо этого дома.

Здесь автор рассказывает, как зарождается одно из самых пронзительных и знаменитых стихотворений Юрия Живаго – Пастернака «Зимняя ночь». Таким образом, он подчеркивает таинственную значительность этой встречи Юрия Андреевича и Лары, скрытой от них самих.

И вслед за этим в тот же вечер судьба сводит их в третий раз: Юрий Андреевич становится свидетелем неудавшегося покушения Лары на Комаровского.

Во время мировой войны Юрий Андреевич врачом попадает на Юго – Восточный фронт, оказывается ранен и в госпитале в его палату приходит сестрой милосердия Лара. В письме он сообщает об этом жене, и на первый взгляд в припадке болезненной беспричинной ревности, а в действительности пророчески проницая будущее, в ответном письме, «в котором рыдания нарушали построения периодов, а точками служили следы слез и кляксы, Антонина Александровна убеждала мужа не возвращаться в Москву, а проследовать прямо на Урал за этой удивительной сестрою, шествующей по жизни в сопровождении таких знамений и стечений обстоятельств, с которыми не сравняться ее, Тониному, скромному жизненному пути».

Незадолго до отъезда из госпиталя Лары и Юрия между ними состоялась неизбежное объяснение. Внешне ничего не изменилось. Он женат, она замужем. У него сын Шурочка, у нее дочь Катенька. Просто автор еще раз – в который раз – осторожно подтолкнул их навстречу друг другу.

Сразу же Лара возникает вновь, чтобы постепенно оттеснить, мягко и властно, всех остальных персонажей. Однажды в Варыкине Юрий просыпается от женского голоса, услышанного во сне, - грудного, тихого от тяжести, влажного – и никак не может вспомнить, кому он принадлежит. Вскоре он встречается с Ларисой Федоровной в библиотеке Юрятина и сразу вспоминает: ее это был голос.

Юрий Андреевич в плену у партизан, в неволе, в смертельном страхе за близких людей. Но его все равно охватывает счастье при виде леса, пронизанного лучами и отсветами вечерней зари. И все его существо направлено к одному: к Ларе. Она для него все: его жизнь, вся Божья земля, все простирающееся перед ним, солнцем озаренное пространство. Он бежит от партизан к своей Ларе, в Юрятин, и в полузабытье тяжелой болезни обретает счастье.

Пока Юрий находился в плену у партизан, его жена родила дочь Машу, вся семья вернулась в Москву, а оттуда вместе со многими деятелями старой либеральной интеллигенции – носителями религиозного сознания была выслана из Советской России. Антипов – Стрельников, как это постоянно случалось, попал в немилость у революционных властей и, спасаясь от казни, где-то затаился. Юрий и Лариса остались наедине. Посреди всеобщего голода и разрухи они ощущают себя на земле, последним воспоминанием обо всей тысячелетней деятельности человечества. В память о многих тысячах лет чудес, порожденных бесконечными тысячами людей и поколений, Юрий Андреевич и Лариса дышат и любят, и плачут, и держатся друг за друга. Вот почему так единственна, так пронзительна их любовь.

В Юрятине над Юрием и Ларисой нависла смертельная опасность: новая власть готовилась их арестовать. И тут в который раз появляется старый искуситель Комаровский. В Приморье возникла Дальневосточная республика, призванная служить буфером между Советской Россией и внешним миром. Комаровский едет туда, чтобы занять пост министра юстиции, и зовет Юрия Андреевича и Ларису Федоровну с собой. Оба они относятся к Комаровскому настороженно – враждебно и предложение его отвергают. Вместо этого они решают спрятаться в Варыкине, и здесь начинается последний эпизод скорбного пути их любви.

Им страшно было уезжать с Комаровским, а теперь страшно в Варыкине, в заброшенном, полуразрушенном, заметенном снегами доме. Лариса страдает, мысли ее мечутся в поисках несуществующего выхода из ловушки, в которую загнала жизнь и ее, и ее маленькую дочь, и ее любимого.

Лариса находит в себе силы просить Юрия записать те стихи, которые он прежде читал ей на память. И на краю гибели, посреди евразийских снегов, Юрий записывает старые и создает новые стихотворения – «Сказку», «Рождественскую звезду», «Зимнюю ночь» и много других. Он чувствует, что в такие минуты им говорит то, что выше его, находится над ним и им управляет, традиция мировой поэзии, звеном которой он ощущает свои стихи, из которых в свою очередь произойдет поэзия завтрашняя. А себя он ощущает только точкой приложения сил исторического развития поэзии.

Творчество Юрия трудноуловимым образом связано с его чувством к Ларе и ее дочери Катеньке, к природе и Богу. Он работает ночами. Все совершается на самом краю вечной разлуки, под угрозой гибели от волков и людей и оттого становится неразрешимо мучительным. Появляется Комаровский. Муж Лары схвачен и расстрелян, сообщает он, арест Лары – вопрос дней, если она немедленно не уедет с ним на Дальний Восток. Правительственный поезд, наполовину состоящий из международных стальных вагонов, вчера пришел в Юрятин из Москвы и завтра отправляется дальше.

И вот уже Юрий в накинутой на одно плечо шубе, сам себя не помня, стоит на крыльце, всматривается в даль и шепчет: «Прощай, единственно любимая, навсегда утраченная!»

Это прощание все длится и длится, переплескивает через границы прозаического текста романа и отзывается в рвущем сердце стихотворении «Разлука».

В Варыкино вдруг явился Стрельников. Комаровский в который раз солгал, обманул Лару, чтобы запугать и увезти ее. Двое мужчин, любивших ее больше всего в жизни, говорят о ней и не могут наговориться. А потом Стрельников, разочаровавшийся в революции и потерявший жену и дочь, кончает свою жизнь, ставшую вполне бессмысленной, самоубийством.

Юрий все больше опускается, ходит в обмотках, обросший многодневной щетиной и грязный. Таким он появляется в Москве и неожиданно обретает новое лицо. Он пишет тоненькие книжки философского и религиозного содержания, они расходятся среди знатоков. Юрий Андреевич как – то по инерции соединяет свою жизнь с дочерью дворника Мариной, доброй и любящей женщиной. У них родилось 2 детей. Юрий с Мариной ходили по зажиточным домам, пилили и кололи дрова. Однажды они вносили дрова в кабинет хозяина, который оскорбительно их словно не замечал, погруженный в чтение и изучение какой – то книжки. Обходя с дровами письменный стол, Юрий увидел, что это его книжечка лежит перед хозяином дома.

Лара родила еще одну дочь, дочь Юрия, и при неясных обстоятельствах ее с этой дочерью навсегда разлучили. Когда развалилась Дальневосточная республика, вырвалась, наконец, Лара из – под власти Комаровского. Через несколько лет она вернулась в Москву.

Юрию Андреевичу и Ларе суждена была еще одна встреча на земле. В 1929 году Юрий Андреевич скоропостижно скончался прямо на московской улице. А в день его похорон из далекой Сибири приехала в Москву Лариса. Судьба привела ее – или автор привел, Пастернак любил такие совпадения – в ту самую комнату, в которой стоял гроб с телом Юрия Андреевича. Их страстная любовь заслуживала еще одной, самой последней, такой трагической встречи.

Не на этой лирической, пусть трагической ноте кончается тема Лары в «Докторе Живаго». Читателя поджидает трагедия иного рода. В отстраненной, почти протокольной манере автор сообщает: «Однажды Лариса Федоровна ушла из дома и больше не возвращалась. Видимо, ее арестовали в те дни на улице, и она умерла или пропала неизвестно где, забытая под каким–нибудь безымянными номером из впоследствии запропастившихся списков, в одном из неисчислимых общих или женских концлагерей севера».

Выбор редакции
Общая характеристика Жизнью людей, рожденных под этим знаком, управляет чувство красоты, гармонии и справедливости. Благодаря такту,...

Белое вино — означает романтичность натуры спящего и предвещает Вам неожиданный прилив больших наличных денег, что значительно улучшит...

Быстрый переход к толкованиямУ многих народов летучая мышь является символом интуиции. Если снится крылатый зверек, то сновидцу следует...

Лепить во сне пельмени означает наступление нужды, ухудшение самочувствия и погибшие надежды. Покупать пельмени в магазине – наяву...
Ну кто же не любит спелую сладкую черешню? Она является одним из самых долгожданных лакомств в летний сезон практически для каждого...
Сон, в котором видится дохлый пес, можно назвать пугающим и ужасающим. Но чтобы его истолковать и узнать, к чему снится мертвая собака,...
Квас из чистотела по рецепту Болотова собрал весьма противоречивые отзывы, но к ним мы вернемся чуть ниже. А сейчас поговорим о полезных...
В переводе с грузинского «сацебели» - просто «соус», причем название произносят с ударением на первый слог. Чаще его делают из орехов,...
Сыроедческие спагетти лишь условно можно назвать именем популярных макаронных изделий, так как живые спагетти похожи на оригинал только...