Религия как одна из форм культуры. Семинар как одна из форм обучения в вузе Религия как одна из форм


Светлана Исаева

В апреле 2016 года в нашем детском саду проходил конкурс на оформление мини-музея в группе . В нашей группе силами воспитателей,воспитанников и их родителей был оформлен мини-музей "Космос".

Целью создания музея было создание условий для совместной познавательной деятельности родителей и детей, по развитию естественнонаучных представлений об окружающем мире (космосе) .

Во время подбора экспонатов мы хотели :

Вызвать интерес детей к коллекционированию ;

Познакомить детей и родителей с историей развития космонавтики;

- Сформировать и закрепить первые представления о Вселенной, о планетах Солнечной системы, их особенностях, расположении относительно Солнца, о зодиакальных созвездиях;

Углубить и систематизировать знания детей о летательных аппаратах, животных, покоривших космос;

Воспитывать уважение к профессии космонавта;

Воспитывать социально-активную творческую личность;

Развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки;

Развивать умение использовать экспонаты музея в изобразительной, речевой, игровой, театрализованной, музыкальной деятельности.

В среднем дошкольном возрасте формировать познавательную активность эффективно и увлекательно через коллекционирование . Почему?

Это из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству, а еще точнее, к поиску. У большинства она потом исчезает, но некоторые проносят ее через всю жизнь. В современное время интерес к коллекционированию ослаб , взрослые не поощряют детей, не интересуются, что ребенку интересно и что хотелось бы им собирать. Современные дети коллекционируют наклейки , фишки, продаются они набором, в основном они Китайского производства и герои мультфильмов тоже зарубежные, потерялся интерес к Российским предметам, вообще к самому коллекционированию .

- Коллекционирование – это всегда поиск , а не покупка готового набора.

Коллекция создавалась для формирования первичных представлений о музеях





В процессе создания музея мы рисовали космические фантазии, мастерили шлемы и играли в невесомость, привлекали родителей к созданию поделок.

В результате дети много нового узнали о космическом пространстве;

развивающая среда группы пополнилась материалами по теме проекта;

У детей сформировалась любознательность , познавательная активность.

Публикации по теме:

Совместное творчество формирует хорошие доверительные отношения между детьми и родителями, оказывает положительное влияние на развитие ребенка.

Светлана БуйволоваИз опыта работы «Украшение зала как одна из форм работы с родителями» Организация праздников в ДОУ является важной частью.

Коллекционирование - деятельность, в основе которой лежит собирание коллекции, то есть систематизированное собирание каких-либо объектов,.

Мастер-класс как урок в «Школе родителей». Работа с родителями воспитанников в дошкольном учреждении сегодня стоит очень остро. А причин.

Открытые НОД - одна из эффективных форм организации методической работы в ДОУ В конце февраля начале мартав Муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад «Солнышко» с. Рязаново прошли открытые НОД.

Семинар как форма обучения в вузах имеет богатую историю. В Уставе Российского университета 1804 г. учреждены «ученые беседы» преподавателя и студентов. В нем сказано: «желательно, чтобы профессора некоторых наук, особенно словесных, философских и юридических, учредили беседы со студентами, в которых, предлагая им наизустное изъяснение предмета, исправляли бы суждения их и самый образ выражения, приучая их основательно и свободно изъяснять свои мысли».

До 1918 г. семинары носили эпизодический характер, не знали единых методов проведения. В 1923 г. на IV Всероссийском съезде заведующих губернских отделов народного образования провозглашалось, что в высшей школе главными методами преподавания являются групповые и семинарские занятия. Только в 30-е годы понятие «семинар» вошло в лексикон, обозначавшее форму изучения теоретических вопросов.

Современная форма семинарского занятия прошла длинный путь, которому сопутствовало немало споров вузовской среде о его целях, задачах, функциях и методах. Одни преподаватели сводили задачу семинаров к тому, чтобы только закрепить знания, полученные на лекциях. Другие обращали внимание на необходимость использования студентами при подготовке к семинарским занятиям как материалов лекции, так и другой специальной литературы, видели в семинаре важную форму контроля за самостоятельной работой студента, проверки его знаний. Именно такой подход представляется правильным, способствующий формированию студента как личности и как юриста-практика 1 .

Семинар – важная, комплексная, многоцелевая форма обучения. Закрепление лекционного материала, контроль за ходом самостоятельной работы студента подчинены главному – углубить, конкретизировать полученные знания, научить творчески мыслить, рассуждать, вести полемику, излагать и защищать собственную позицию, участвовать в дискуссии, опираясь на научные аргументы. С каждого семинара студент должен уходить с новыми знаниями – будь то запоминающиеся примеры или логическая форма рассуждения. И это новое в семинарское занятие вносит не только преподаватель, но и сами студенты.

Процесс овладения знаниями, практическими умениями и навыками не может проходить без аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы. Аудиторная работа заключается в способности студента активно участвовать на семинаре: выступать, дополнять, задавать интересующие вопросы, как преподавателю, так и отвечавшему студенту. Самостоятельная работа вне аудитории предполагает не только подготовку на основе лекции, но и изучение специальной литературы по теме семинарских занятий, где важно умение анализировать, выделять главное, конспектировать.

Аудиторная работа . На первом семинарском занятии преподаватель излагает требования, предъявляемые к студентам: 1) систематическое посещение семинарских занятий; 2) тщательная подготовка к каждому семинару; 3) активная аудиторная работа; 4) освоение языка науки (доступно и понятно излагать материал, избегая упрощений); 5) критерии оценки знаний студента; 6) отчет за пропуск занятия или задолженность (последняя ставится, если у студента отсутствуют элементарные знания по теме семинара).

Каждое последующее практическое занятие по своей структуре можно разделить на четыре части: вступительное слово преподавателя, обсуждение студентами вопросов темы семинарского занятия, заключительное слово руководителя семинара, задание студентам на следующее занятие.

I. С помощью краткого вступительного слова преподаватель: 1) вызывает интерес к теме семинара, показывает ее научное и практическое значение; 2) устанавливает контакт со студентами, мотивируя их активное участие в обсуждении темы семинара. Но главное – преподаватель разъясняет студентам цель занятия, т.е. выделяет ведущую идею, которую должны обсудить, разобрать и усвоить студенты, а также показывает, что исследуемая тема является логическим продолжением темы последнего семинарского занятия.

II. Основная часть семинара – обсуждение студентами вопросов темы . Как правило, оно проходит по плану занятия, утвержденному кафедрой, и имеется у студентов. План носит характер общей ориентировки, рекомендации. В ходе обсуждения темы возможны отступления от плана, которые чаще всего неизбежны и могут быть целесообразны. Приведем несколько вариантов развития обсуждения темы семинара.

1. Если по ходу занятия студенты увлеклись каким-то большим научным вопросом данной темы, то остальные вопросы плана могут остаться вне обсуждения (их можно рассмотреть на консультации).

2. Обсуждение студентами вопросов темы, выходя за рамки плана. Так, исследуя вопросы темы семинара №8 «Нормы права» преподаватель может предложить студентам дополнительно проанализировать их свойства: истинность, эффективность и др.

3. Семинар может проходить одновременно и как исследование вопросов темы, и как практическое решение заданий по ним. Это позволяет закрепить изученный материал, а также привить и развить умение и навыки студентов пользоваться полученными знаниями.

Суть предлагаемого задания заключается в следующем: правильно ответить на поставленный вопрос, аргументируя свое мнение.

Можно выделить три вида обсуждения, которые распространены в практике юридических вузов: свободная беседа студентов, обсуждение заранее подготовленного реферата и смешанный вид обсуждения вопросов на семинаре.

Активному обсуждению реферата по сравнительно узкому вопросу темы занятия предшествует тщательная подготовка студента – докладчика, предполагающая изучение специальной литературы, законодательства, материалов правоприменительной практики, посещение консультаций, с целью понимания проблемы и постановки в своем выступлении действительно спорных вопросов, требующих обсуждения на семинаре и определения основных путей их решения.

Предпочтителен смешанный вид обсуждения, ибо он использует сильные стороны беседы и реферата, позволяет исключить их недостатки: 1) выступления только активных студентов; 2) мнимой активности (студент из плана семинара выбирает один вопрос и этим ограничивает свою подготовку); 3) раскрытие вопроса темы в пределах учебника; 4) поверхностного реферата; 5) плохой подготовке докладчика к семинару.

Студенты положительно оценивают тот семинар, на котором они имеют возможность активно применять свои знания (поспорить, высказать свои суждения, ставить вопросы и обсуждать их). Несомненно, учебный материал лучше усваивается в ходе научной дискуссии. Но важно отличать стихийную, искусственную и организованную дискуссию 1 .

Стихийная дискуссия . Порой в ходе семинара спонтанно возникает спор по существу, который заранее не предусмотрен, но его надо стимулировать, четко определить научные позиции двух сторон и предложить студентам аргументировано высказаться по предмету дискуссии.

Но если дискуссия искусственная , не по существу, порой умышленно спровоцированная студентами целесообразно ее прекратить, разъяснив при этом, что не тот предмет спора. Кроме того, спорить надо, основываясь на доказательствах, а не эмоциях, как это порой бывает у студентов. Высказав положение, надо его доказать, привести пример из жизни, научное положение или статью (статьи) нормативного акта.

Для более глубокого усвоения студентами учебного материала очень полезна дискуссия, организованная преподавателем. Предметом дискуссии может быть действительно научная проблема, которая освещается в литературе весьма неоднозначно (например, современное понимание права, системы права, юридической ответственности). В процессе полемики студентам предлагается защищать научные позиции, которые им представляются более правильными, обосновывать свои взгляды.

Выступления студентов на семинаре можно организовать по разному – либо студент выступает по своему желанию, либо вызывается преподавателем. Сочетание этих двух приемов позволяет предоставлять слово желающим и стимулировать активность тех студентов, которые к 3-4 занятию ни разу не выступали на семинаре, (каждое выступление преподаватель фиксирует в своей тетради). Такой общий опрос студентов, уклоняющихся от выступлений, практикуется, как правило, в конце каждого семинара в течение 10-15 минут.

Преподаватель внимательно слушает и следит за выступлением студента. Если его речь по содержанию и аргументированности удовлетворяет преподавателя, то она продолжается до 5-7 минут. Ограничение времени выступления исключает чтение конспекта, приучает студента говорить самостоятельно и по существу, не повторяя дословно содержание учебника, а при подготовке лучше обдумывать материал, изучая специальную литературу и нормативно-правовые акты.

Если студент затрудняется ответить и читает вслух учебник или конспект лекции, то, очевидно, что к занятию он не готовился. Преподаватель ставит ему задолженность, которая должна быть ликвидирована на консультации.

Далее, конкретизируя первый вопрос плана семинара, преподаватель повторно обращает его к другому студенту или ко всей группе, и т.д., пока не будут обсуждены и усвоены все вопросы, предусмотренные планом занятия. После этого преподаватель спрашивает группу, нет ли вопросов, дополнений, уточнений по существу работы семинара в целом и при наличии такого рода вопроса (или вопросов) дает краткое разъяснение (следует заметить, что иногда интересный, проблемный вопрос студента может быть приравнен к выступлению).

По итогам работы студентов на семинаре преподаватель оценивает их знания. При этом следует обратить внимание на специфику оценки знаний на семинаре и на экзамене. Если в первом случае оценивается уровень усвоения знаний, то во втором случае – их качество и глубина.

III. В кратком заключительном слове преподаватель: а) отмечает лучшие выступления, их сильные стороны, указывает на недостатки слабых; б) если в ходе занятия были допущены ошибки принципиального порядка, то преподаватель отмечает их и дает правильный ответ; в) в случае необходимости разъясняет студентам вопросы, которые вызвали затруднения при рассмотрении темы. В результате у студентов по окончании занятия не должно оставаться пробелов в уяснении темы семинара.

IV. В заключение преподаватель формирует задание на следующее семинарское занятие : акцентирует внимание на основных вопросах плана, рекомендует новую литературу, которая не успела получить отражение в учебно-методическом пособии.

Тема урока: « Религия как одна из форм культуры».

Есть Бог, есть мир, они живут во век,

А жизнь людей мгновенна и убога,

но всё в себе вмещает человек,

Который любит мир и верит в Бога.

Н. Гумилёв

Цель:

Обучающая:

1. Определить роль религии как одной из форм культуры.

2. Изучить основы вероучений в мировых религиях, их сходства и различия

3. Научить учащихся анализировать и обобщать полученную информацию, составлять проекты и презентации по теме урока.

Воспитательная:

1. Подвести учащихся к пониманию важности религии в современном обществе, как одной из форм культуры и источника нравственного развития человека и общества в целом.

2. Сформировать отношение к религии, религиозному сознанию, толерантное отношение к представителям различных религиозных конфессий.

Развивающая:

1. Способствовать формированию умения и навыков работы учеников с разными источниками,

2. Сформировать способность к визуально-вербальному восприятию материалов урока.

    Раскрыть специфические черты религиозного сознания, различные функции религии в обществе.

    Охарактеризовать основные типы религиозных организаций.

    Раскрыть смысл свободы совести и свободы вероисповедания.

Тип урока: комбинированный, с элементами исследовательской деятельности.

Ход урока

    Актуализация опорных знаний по теме.

Проверка домашнего задания.

Политические партии:

политические партии занимают особое место в ряду субъектов политической деятельности, выступая посредниками между гражданами и государством. Классическое определение партии принадлежит французскому политологу Роже Жерару Шварценбергу (р. 1943):

Политическая партия - это непрерывно действующая организация, существующая как на национальном, так и на местном уровнях, нацеленная на получение и отправление власти и стремящаяся с этой целью к широкой массовой поддержке.

Партии объединяют наиболее активных представителей социальных групп, имеющих схожие идейно-политические взгляды и стремящихся к государственной власти.

Признаками партии являются:

    функционирование на долговременной основе, организованность, наличие формальных норм и правил внутрипартийной жизни, отраженных в уставе;

    наличие местных отделений (первичных организаций), поддерживающих регулярные связи с национальным руководством;

    направленность на завоевание политической власти и распоряжение ею (группы, которые не ставят такой цели, называют группами давления);

    наличие народной поддержки, добровольность членства;

    наличие общей идеологии, цели и стратегий, выраженных в политической программе.

В современном обществе партии выполняют ряд специфических внутренних и внешних функций.

Общественные организации:

Общественная организация - неправительственное/негосударственное добровольное объединение граждан на основе совместных интересов и целей. Иногда используется определение «третий сектор» (общественный) в дополнение к публичному и частному секторам. Членами общественной организации в соответствии с её уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений. Наличием членства общественная организация отличается от общественного движения, в котором членство не обязательно. Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчётный съезду (конференции) или общему собранию. В случае государственной регистрации общественной организации её постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом. Международная общественная организация - неправительственное/негосударственное объединение, членами которого (на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей) являются субъекты из разных стран и зарегистрированная в государстве, законодательство которого позволяет иностранным физическим или юридическим лицам (без какой-либо дискриминации по национальному признаку) создавать общественные организации и быть избранными в состав руководящего органа такой организации.

Духовная культура личности:

духовная культура - это исторически сложившийся способ развития и организации человеческой жизнедеятельности, который действует, развивается и зафиксирован в продуктах духовного и материального труда . Духовная культура действует в системе так называемых социальных ценностей и норм, а также соответствующих учреждений и организаций, которая выражается в совокупном отношении людей к природе, людей с людьми и к самим себе.

Духовная культура в жизни общества приходит через процесс освоения норм и ценностей предшествующих поколений человечества, соблюдения и появления новых духовных ценностей, которые играют большую роль в социальной деятельности по освоению и изменению мира, служат неким компасом в данном процессе.

Основной целью духовной культуры является формирование в интересах общества определенного типа человеческой личности, в контроле поведения человека при его взаимоотношении с себе подобными, урегулирование отношений человека с природой и окружающим его миром.

Другим аспектом духовной культуры является формирование познавательных способностей человека. Духовная культура человечества находит отражении общественного сознания и обогащении, освоения мира духовных ценностей.
Предметом труда в духовной культуре считаются не только природа и её вещества, но и общественный прогресс, деятельность людей и человеческое мышление. Довольно своеобразен и субъект духовного производства, а также орудия деятельности человека. В обществе формируется отдельный контингент профессионалов, которые заняты созданием и развитием духовных ценностей. В большинстве это интеллигенция. Но создание духовных ценностей и духовная культура не могут формироваться вне народа, который является основным создателем и потребителем. Таким образом, можно сказать, духовная культура развивается только в привязке с народом. Лучшие образцы духовного развития получают определенную социальную оценку и входят в фонд духовной культуры человечества или отдельного социума, становясь тем самым достоянием общественности. Потребляя духовные ценности, человек становится личностью, выступая при этом как объект, и как субъект духовного производства.

Влияние искусства на духовное совершенствование человека:

Влияние искусства на духовное совершенствование человека. Человек, считающий себя культурным, постоян­но повышает свой уровень, проявляет высокую созна­тельность в труде, знакомится с достижениями мировой литературы и искусства, в свободное время читает, посещает выставки, музеи, театры, слушает музыку. Пожалуй, нет такого человека, на которого искусство не оказывало бы влияния. Нужно только научиться воспри­нимать его. Иногда мы даже стараемся быть похожими на персонажи художественных произведений. Отношение к искусству зависит также от общественной среды, т. е. материального и социального положения людей. Настоящее произведение искусства может покорить всех -^и сельского труженика, и рабочего, и ученого, и бизнесмена. Искус­ство- универсальное всенародное достояние, его влияние на развитие общества огромно.

Искусство дает человеку эстетическое наслаждение, заставляет почувствовать красоту, наполняет жизнь радостью и добром. Содержательные и мастерски созданные произведения, являясь источником новых знаний, в то же время обогащают духовный мир человека.

Литературные произведения знакомят нас с неизве­стными сторонами жизни, мыслями и чувствами людей определенной эпохи. Музыка своей красотой дарит эмоциональный подъем, поднимает настроение, рождает новые чувства. Большое значение имеют знания о жизни народа, передаваемые через произведения искусства. Эти знания отличаются большей художественностью по сравнению с теми знаниями, что мы находим в трудах историков, экономистов, политиков и юристов. Искусство раскрывает мысли, чувства человека, помогает нам познать самих себя, открыть какие-то новые качества, особенности. Человек и его жизнь, борьба, мысли и чувства, общественные отношения - главное для искус­ства. В образах настоящего художника различимы характер, поведение и взгляды на жизнь, нравственные качества, моральный облик героя. В произведениях искусства можно найти как положительные, так и отрицательные образы: у первых стараемся учиться, вторых избегаем. Персонажи, созданные великими мастерами, по своим нравственным качествам, поведению бывают очень похожи на современников. Эти типичные образы всегда интересны для нас своей много­сторонностью, чертами характера.

План урока:

    Основные значения понятия «религия»

    Виды религии

    Структура религии

    Функции религии

    Буддизм

    Ислам

    Христианство

    Атеизм

    Тест «Религия»

Подготовительная работа: Подготовка учащимися дополнительно дома. Ученики готовят сообщения и материалы по теме «Мировые религии»: буддизм, ислам и христианство.

Основные понятия: Религия, свобода совести, свобода вероисповедания, атеизм.

1. Первый пункт плана

Учитель: А давайтеподберем слова, которые подходят к пониманию слова «религия».

(ответы детей: секта, вера, бог, душа, крест и т.д.)

Учитель . Религия - одна из наиболее значимых форм человеческой культуры, появившаяся ещё в глубокой древности.

Из уроков истории вам известно, что религия, религиозные представления людей зародились очень давно, примерно сорок ты­сяч лет назад. Большое значение религия имеет и в наше время.

Учебник трактует слово «религия» в двух значениях (рубрика «мнение»). Одни исследователи переводят это слово с латинского как «связывать», то есть оно обозначает особую, не материальную, а духовную связь земного и небесного (божественного) миров.

Согласно другому толкованию, религия - это «набожность, святыня, предмет культа».

Попробуйте самостоятельно определить смысл слова «религия», опираясь на эти переводы с латыни (предполагаемые ответы детей: для меня религия – это вера и эта связь между мною и Богом).

Учитель: ответим на вопрос: Что такое религия?

Религия – совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия. (записать в тетради).

Исторические формы развития религии.

    Племенные Что мы о них знаем?

    Национальные

Перечислите мировые религии

Христианство (сообщение)

Ислам (сообщение)

Буддизм (сообщение)

3. Функции религии.

Почему активное развитие науки, распространение научных знаний не уменьшает число верующих?

Учитель: следующий вопрос к третьему пункту плана.

Обратите внимание на христианские заповеди. Актуальны ли они сегодня? Какие функции религии реализуются посредством этих заповедей?

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.

Не убивай.

Не прелюбодействуй.

Не кради.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.

(ответ подходит 1,2 функция: регулирующая и воспитательная)

Религиозные организации и объединения

1.Важным элементом религии являются религиозные организации, непосредственно воплощающие своей деятельности религиозные ценности и установки. К религиозным организациям относят:

Организации, построенные вокруг яркого религиозного лидера.

2. Церковь

Объединяет последователей какого-либо религиозного вероучения. Для неё характерно четкое разделение верующих на священнослужителей (духовенство) и мирян (рядовых верующих). Имеет официального религиозного лидера. У многих церквей есть определенная территориальная структура.

3. Организация

4. Секта возникает обычно в результате отделения от церкви части мирян и священнослужителей, противопоставляющих себя остальным верующим. Численность участников секты, как правило, ограничена, причем ликвидируется деление на мирян и духовенство, провозглашаются идеи равенства всех членов организации.

Для секты характерны:

    Замкнутость,

    Обособленность,

    Претензии на исключительность своей роли,

    Абсолютная нетерпимость к инакомыслию

Свобода совести - право человека самостоятельно формировать свои убеждения и открыто их выражать, не причиняя ущерба свободе других людей и общества в целом.

    Свобода вероисповедания– право самостоятельно выбирать, какую религию исповедовать, или вообще отказаться от религии, встав на позицию атеизма.

Атеизм - мировоззрение, отвергающее существование сверхъестественного- богов, духов, других нематериальных существ и сил, загробной жизни и т. д.

IV. Заключение

Возможно, предложить учащимся самостоятельно сделать вывод по материалам урока или провести беседу по вопросам:

Что нового о религии Вы сегодня узнали на уроке?
- Какие выводы о роли религии в жизни человека можно сделать?

V. Домашнее задание: § 21, таблица

Архаичные религии

Мировые религии

Общие черты:

Общие черты:

Учитель истории и обществознания

МБОУ «Зензелинская СОШ»

Манаева Жанна Гимрановна

Урок по обществознанию.

(8 класс)

Тема урока: « Религия как одна из форм культуры».

Цели урока:

Обобщить и систематизировать знания о религии.

Раскрыть специфические черты религиозного сознания, различные функции религии в обществе.

Охарактеризовать основные типы религиозных организаций.

Раскрыть смысл свободы совести и свободы вероисповедания.

Необходимые ресурсы, материалы:

1. Программы, необходимые для запуска проекта на компьютере: Microsoft Word; Office 2003(2007); Power Paint.

2. Дополнительные устройства: компьютер, Мультимедийный проектор, экран.

3. Материалы: мультимедийные презентация учителя и учеников подготовленные на уроках информатики.

Подготовительная работа: Подготовка учащимися дополнительно дома. Ученики готовят сообщения и материалы по теме «Мировые религии»: буддизм, ислам и христианство.

Основные понятия: Религия, свобода совести, свобода вероисповедания, атеизм.

Оборудование: мультимедийный проектор, Библия, Коран, иконы, раздаточный материал для учащихся в виде информационной таблицы для самостоятельного заполнения, отрывков из Библии, Корана, наставлений Будды.

Ход урока:

I.Организационный момент

II. Изучение нового материала:

Учитель: Тема нашего сегодня урока «Религия как одна из форм культуры» (слайд 1)

Цели урока(слайд 2)

Обратите внимание на план урока (слайд 3)

Определение понятия « религия».

Особенности религиозной веры.

Функции религии.

Религиозные организации и объединения.

Свобода совести, свобода вероисповедания.

Вопросы по данной теме: (слайд 4)

Что такое религия?

Когда появились первые религии?

Что им было свойственно?

1. Первый пункт плана

Учитель: А давайте подберем слова, которые подходят к пониманию слова «религия».

Вера Крест Бог Душа Секта

(ответы детей: секта, вера, бог, душа, крест и т.д.)

Учитель . Религия - одна из наиболее значимых форм человеческой культуры, появившаяся ещё в глубокой древности.

Из уроков истории вам известно, что религия, религиозные представления людей зародились очень давно, примерно сорок тысяч лет назад.

На определенном этапе развития религии появляется такой социальный институт, как церковь, которая объединяет людей одного вероисповедания, формирует единые каноны, догматы, нормы поведения.

Большое значение религия имеет и в наше время.

Учебник трактует слово «религия» в двух значениях (рубрика «мнение»). Одни исследователи переводят это слово с латинского как «связывать», то есть оно обозначает особую, не материальную, а духовную связь земного и небесного (божественного) миров.

Согласно другому толкованию, религия - это «набожность, святыня, предмет культа».

Попробуйте самостоятельно определить смысл слова «религия», опираясь на эти переводы с латыни (предполагаемые ответы детей: для меня религия – это вера и эта связь между мною и Богом).

Учитель: ответим на вопрос: Что такое религия?

(слайд 5)

Религия – совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия. (записать в тетради).

Исторические формы развития религии.

Племенные

Национальные

Мировые

Перечислите мировые религии (слайд 6)

Христианство

Ислам

Буддизм

Презентация учеников (три презентации)

2.Второй пункт плана: Особенности религиозной веры (слайд 7)

Учитель:

Убежденность в существовании сверхъестественных сил;

Убежденность в воздействии сверхъестественных сил на жизнь человека и общества в целом;

Убежденность в возможности контакта человека со сверхъестественными силами.

Учитель задает вопрос по третьему пункту плана.

3. Функции религии.

Почему активное развитие науки, распространение научных знаний не уменьшает число верующих? (слайд 8)

Практическая работа.

Заполните таблицу «Функции религии». Стр. 78 учебника.

(слайд 9) и ответы


Подписи к слайдам:

Религия как одна из форм культуры. Урок учителя истории и обществознания МБОУ « Зензелинская СОШ» Манаевой Ж.Г.

Цели урока. Обобщить и систематизировать знания о религии. Раскрыть специфические черты религиозного сознания, различные функции религии в обществе. Охарактеризовать основные типы религиозных организаций. Раскрыть смысл свободы совести и свободы вероисповедания.

План Определение понятия « религия». Особенности религиозной веры. Функции религии. Религиозные организации и объединения. Свобода совести, свобода вероисповедания

Что такое религия? Когда появились первые религии? Что им было свойственно?

Религия – совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия. Исторические формы развития религии. Племенные Национальные Мировые

Племенные религии – один из исторических типов религий. Рода – племенные религии сложились в условиях первобытнообщинного строя. в настоящее время рода - племенные религии распространены у некоторых народов Азии, Африки и т.д. Национальные религии – распространенные в пределах одного государства или имеющие последователей преимущественно среди представителей одной нации Мировая религия – религия, распространившаяся среди народов различных стран и континентов. в настоящий момент этим термином обозначаются только три религии.

Перечислите мировые религии Христианство Ислам Буддизм

Религиозная вера: Убежденность в существовании сверхъестественных сил; Убежденность в воздействии сверхъестественных сил на жизнь человека и общества в целом; Убежденность в возможности контакта человека со сверхъестественными силами.

Почему активное развитие науки, распространение научных знаний не уменьшает число верующих? Практическая работа. Заполните таблицу «Функции религии». Стр. 78 учебника.

Функции религии Функция Её сущность Пример Регулирующая Регулирует поведение людей в обществе посредством религиозных норм. Библейские заповеди: «не убий», «не укради». Воспитательная Воспитывает человека, побуждает к развитию определенных положительных качеств. Воспитание доброты, милосердия, умеренности. Мировоззренческая Определенный взгляд на мир, сущность человека и его место в мире. Библейские легенды о сотворении мира, человека и т.п. Психологическая (компенсаторная) Снимает тяжелое психологическое состояние человека, позволяет ему почувствовать облегчение. Посещение богослужения, церковные обряды. Коммуникативная Религия способна избавить человека от одиночества. Взаимодействие с другими верующими в рамках религиозной общины, молитва. Интегративная Объединяет людей. Роль Православной церкви в процессе объединения русских земель в XIV-XV в. Функция Её сущность Пример Регулирующая Воспитательная Мировоззренческая Психологическая (компенсаторная) Коммуникативная Интегративная

Обратите внимание на христианские заповеди. Актуальны ли они сегодня? Какие функции религии реализуются посредством этих заповедей? - Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе. - Не убивай. - Не прелюбодействуй. - Не кради. - Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. - Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.

цитаты из разных священных книг БРАХМАНИЗМ: «Не делайте другим того, что было бы больно вам, если бы сделано было вам» (Махабхарата). БУДДИЗМ: «Не причиняйте другим того, что самим кажется больно» (Удана-Варга: 5, 18). ДАОСИЗМ: «Пусть удача вашего соседа станет для вас удачей, а потеря вашего соседа – для вас потерей» (Тай Шанг Кан Йинг Пиэн). ЗОРОАСТРИЗМ: «Только тот по природе хорош, кто не делает другим ничего, что нехорошо для самого себя» (Дадистан-и-диник, 94:5), ИСЛАМ: «Никто не является истинно верующим, пока не желает брату своему того же, чего желает себе» (Сунна). ИУДАИЗМ: «Что ненавистно вам, не делайте ближнему своему» (Талмуд, Шаббат, 31 а). КОНФУЦИАНСТВО: «Не делайте другим того, чего не хотите, чтобы они делали вам» (Аналекты, XV, 23). ХРИСТИАНСТВО: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Новый Завет. Евангелие от Матфея 7:12).

Толерантность – это проявление людьми терпимости по отношению к представителям другой культуры и традиций.

Религиозные организации и объединения. -церковь -секты -организации, построенные вокруг яркого религиозного лидера. На 2010 год в России зарегистрировано 23 494 религиозных организаций. Правовое положение религиозных организаций регулируется Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях»

Церковь иерархия в Русской Православной церкви Объединяет последователей какого-либо религиозного вероучения. Для неё характерно четкое разделение верующих на священнослужителей (духовенство) и мирян (рядовых верующих). Имеет официального религиозного лидера. У многих церквей есть определенная территориальная структура.

Любая церковь вырабатывает систему непреложных основ вероучения (догматов) и обрядов. Крещение Хадж

Секта Возникает обычно в результате отделения от церкви части мирян и священнослужителей, противопоставляющих себя остальным верующим. Численность участников секты, как правило, ограничена, причем ликвидируется деление на мирян и духовенство, провозглашаются идеи равенства всех членов организации. Для секты характерны: - замкнутость, - обособленность, - претензии на исключительность своей роли, - абсолютная нетерпимость к инакомыслию

В ЧЁМ СОСТОИТ ОПАСНОСТЬ МНОГИХ СУЩЕСТВУЮЩИХ НЫНЕ СЕКТ? Секты достаточно жестко контролируют жизнь своих приверженцев, иногда лишая их возможности распоряжаться своим имуществом, свободно действовать, мыслить, общаться, творить.

По данным всероссийского опроса, проведённого ВЦИОМ в марте 2010 года население РФ распределяется по религиозной принадлежности следующим образом: Православие - 75 % Ислам - 5 % Католицизм, Протестантизм, Иудаизм, Буддизм - по 1 % и меньше Неверующие - 8 %

Атеизм - мировоззрение, отвергающее существование сверхъестественного- богов, духов, других нематериальных существ и сил, загробной жизни и т. д. Свобода совести- право человека самостоятельно формировать свои убеждения и открыто их выражать, не причиняя ущерба свободе других людей и общества в целом. Свобода вероисповедания – право самостоятельно выбирать, какую религию исповедовать, или вообще отказаться от религии, встав на позицию атеизма.

Конституция РФ статья 28 Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Конвенция ООН о правах ребенка. Ст. 14 . Свобода мысли, совести и религии. Государства должны уважать право детей на свободу мысли, совести и религии под руководством их родителей.

Поразмышляем! «Смысл веры не в том, чтобы поселиться на небесах, а в том, чтобы поселить небеса в себе». Т. Харди (1840-1928), английский писатель.


Урок по обществознанию в 8 классе на тему:
«Религия как одна из форм культуры».
Смысл веры в том, чтобы поселиться на
небесах, а в том, чтобы поселить
небеса в себе.
Т. Харди (английский писатель).
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: Показать религию как совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога. Роль религии в жизни общества.
Презентация: Мировые религии.
Учащиеся должны знать:
1.Что такое религия.
2. Что характерно для религиозной веры.
3.Каково значение религии в жизни общества.
4. Основные виды религиозных организаций.
5. В чем заключается принцип свободы совести.
Учащиеся должны понимать, что такое:
1.Религия.
2. Религиозная вера
3. Обряды, молитва.
4.Церквь, секта.
5.Догмы. Культ.
6.Атеизм.
7.Свобода совести.
План урока:
1.Опрос домашнего задания с использованием тестов.
2. Объяснение нового материала:
а) особенности религиозной веры;
б) роль религии в жизни общества;
в) религиозные организации и объединения.
г) свобода совести, свобода вероисповедания.
3. Просмотр презентации.
4. Работа с новыми понятиями.
5. Закрепление изученного материала.
6. Подведение итогов.

Ход урока.
1. Опрос домашнего задания на тему « Наука в современном обществе» с
использованием тестов.
Вопросы тестовых заданий:
- Что такое наука.
- С чем для ученых связана важная эстетическая проблема.
- Каких людей принято называть учеными.
- Что такое « технопарк».
- Элементы современного научного знания.
Выделить верные суждения:
-об этических проблемах в науке;
- правильность суждений о науке;
- суждения о роли технопарков;
- суждения о современной науке;
Выделить термины, связанные с понятием « научные знания».

2. Объяснение нового материала.
Таблица: «Религия, ее виды и функции».
Религия – это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, основанное на вере в существование Бога или богов. Сверхъестественного.

Религии современного мира

Ранние религии

Мировые религии:
* ХРИСТИАНСТВО
(1 в.н.э. в Палестине)
* БУДДИЗМ
(5-6 вв. до. н. э. в Индии)
* ИСЛАМ
(8 в. н.э. в Аравии)

Родоплеменные примитивные
верования, сохранившиеся по сей день.

Национально -государственные
религии, составляющие основу религиозной
жизни отдельных
наций (иудаизм, конфуцианство,
и др.)

Магия (колдовство)

Тотемизм – поклонение животному или растению как своему мифическому предку
и защитнику.

Фетишизм – поклонение неодушевленным
предметам, наделенным сверхъестественными свойствами.

Анимизм – вера в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы.

2.Вопросы классу.
Вспомни:
- Что такое религия?
- Когда появились первые религии?
- Какие современные религии имеют наибольшее число верующих?
Подумай:
- Почему человек верит во влияние сверхъестественных сил на свою жизнь и развитие общества?
- Почему активное развитие науки и распространение научных знаний не уменьшает число верующих?
2 .а. Самостоятельная работа с текстом учебника и ответ на вопрос: «В чем особенности религиозной веры?»
Примерный ответ на вопрос:

1. Любая религия связана с верой.
2. Религиозная вера всегда связывается с убеждением в наличии сверхъестественных сил, влияющих на судьбу человека и общества.
3. Человек религиозный убежден в реальности контакта с Богом, в том, что Бог воздействует на судьбы отдельных людей и народов.
4. Связь с Богом человек осуществляет через молитвы и обряды.
Вопросы:
- Что такое вера?
- Как понимаем религиозную веру?
- Что значит сверхъестественное?
- Что такое обряды?
- Что такое молитва?
Ответы:
1. Вера – это личностное отношение человека к какой-либо информации, которую он готов признать истиной без доказательств и обоснований.
2. Религиозная вера – это чувства человека.проявляемые по отношению к Богу (или другим силам).
3.Свехъестественное, по убеждению религиозных людей, не подчиняется законам окружающего мира, но при этом не относится к области фантазий.
4.Обряды – определенные действия наполненные религиозным смыслом и отражают идеи религии.
5. Молитва – словестное обращение к Богу.
2.б. Таблица: « Роль религии в жизни общества».

регулирует
поведение
людей

воспитывает
человека

на вечные

Как возникла
Земля. Откуда
появился
человек. Что
происходит
после смерти.

снимает
тяжелое
психологическое
состояние
человека

способна
избавить

человека от
одиночества

объединяет
общество

порождает
вражду.


2.в . Религиозные организации и объединения.
Церковь – религиозная организация, воплощающая в своей деятельности религиозные ценности и установки. Объединяет последователей религиозного вероучения, совместно проводящих богослужения.

Церковь делит верующих на две «группы».
На священнослужителей (духовенство), которые занимают неодинаковое положение в церковной иерархии. Имеют официальных лидеров,например, Папа Римский (католическая церковь), Патриарх Московский и Всея Руси (православная церковь).
Есть и определенная территориальная структура, например, епархии во главе с архиепископами и епископами. Любая церковь вырабатывает догматы т.е. непреложные основы вероучения.
Другая часть верующих – миряне (рядовые верующие).
Секта- организация отдалившаяся от церкви и противопоставляющая себя остальным верующим. У них нет деления на мирян и духовенство. Количество участников ограничено. Верят в свою исключительность и пропагандируют нетерпимость к инакомыслию. Стараются уйти из мирской жизни и жестко контролируют своих приверженцев, лишая их имущества. Свободы мыслить, общаться и творить. В этом опасность секты.
В современной России многие религиозные общины запрещены и официально не регистрируются.
2.г. В чем заключается принцип свободы совести?
Совесть –внутренний контролер поведения человека, оценивающий поступки с позиций добра и зла.
Под свободой совести понимают право человека самостоятельно формировать свои убеждения, не причиняя ущерба другим. Эти убеждения могут касаться разных областей человеческой жизни: религии, труду, творчеству, государству, отношению к людям.

Свобода вероисповедания – это право выбирать, какую религию исповедовать или отказаться от религии, встав на путь атеизма.

В РФ проживают представители многих распространенных в мире религий.
Христианство, ислам, иудаизм, буддизм и другие.

В Конституции РФ принцип свободы вероисповедания реализуется в соответствии с нормами международного права.
* Все религии равноправны.
* Государство гарантирует возможность свободно отправлять свой культ.
* Церковь отделена от государства.
* Законодательство предусматривает равный доступ представителей всех религий к получению образования.
3. Просмотр презентации.
4. Закрепление изученного материала.
Ответы на вопросы учебника « Проверь себя» стр.81.
Ответы на вопросы № 2, 3 учебника « В классе и дома» стр.82
5. Подведение итогов.
- Что такое религия?
- В чем состоит роль религии в современном обществе?
- Как вы понимаете эпиграф к уроку?
Домашнее задание.

Выбор редакции
Описание Гречневый пудинг станет для вас настоящим открытием в области десертов. Требует такое лакомство минимального набора...

Существует множество рецептур приготовления домашнего печенья из пшеничной, овсяной, и даже, гречневой муки, но я сегодня хочу вам...

Кальмаров для салата готовят тремя основными способами - отваривают целой тушкой, нарезают полосками и отваривают, добавляют в салат...

Прекрасным легким блюдом, отлично подходящим для праздничного стола, считается салат с кальмарами. Экспериментируя с различными...
Крупы очень полезны для здоровья человека. Пшено — крупа, получаемая путём обдирки от чешуек культурного вида проса. Она богато белком,...
Камни женщины-Близнеца - как выбрать правильный талисман? Чтобы усилить личные положительные стороны и устранить негативные качества,...
Текст: Саша Глювейн Созвездия, под которыми мы родились, могут влиять на наш характер и выбор партнера. сайт представляет цикл статей, в...
Какова Душа, таков и Человек! Слова Создателя. Диктовка от 01.11.04, стих 41 В течение жизни человек может рождать сильные отрицательные...
Александр Беляев Человек-амфибия (повести) Человек-амфибия ЧАСТЬ ПЕРВАЯ «МОРСКОЙ ДЬЯВОЛ» Наступила душная январская ночь аргентинского...