Рисование песком на стекле. Рисование песком Смотреть как рисуют песком на стекле


Рисование песком — это не только необычный вид изобразительного искусства, но и эффективный и очень популярный метод арт-терапии. Мы уже говорили об , а сегодня речь пойдет о том, как превратить рисование этим материалом в увлекательные занятия, помогающие развитию ребенка. Своими любимыми приемами рисования песком делится детский психолог, песочный терапевт Наталия Калиниченко.

Почему этот метод так популярен

Песочную терапию как способ работы с эмоциональной сферой ребенка при социальных и семейных проблемах широко используют психологи, психоаналитики, а также педагоги и логопеды. Сегодня игры педагогической и творческой направленности доступны любой маме, в распоряжении которой есть сам песок и емкость, в которой можно создать песочницу.

У песка как материала для развивающих игр есть несколько достоинств. Во-первых, он приятен на ощупь, взаимодействие с ним расслабляет, снимает эмоциональное напряжение. Дети любят играть с сыпучими материалами, поэтому он идеален для занятий с малышами, которые совсем . Через работу с песком можно разобрать массу тем, которые, например, нужно освоить при подготовке к школе.

Во-вторых, этот материал можно использовать для решения самых разных задач. Рисование песком помогает развивать , сенсорику, креативное мышление; когда малыш рисует сразу двумя руками, это способствует развитию межполушарной асимметрии.

В-третьих, песок нивелирует страх неудачи у ребенка: при работе с ним невозможна такая ситуация, когда у малыша совсем ничего не выходит. Это очень важно для . А если что-то не получается, всегда можно встряхнуть песок и начать заново.

Что нужно для рисования песком дома

Sand-art, или метод рисования песком, изначально предполагает занятия на специальных столах со световой подсветкой или световых планшетах. Но для игр, о которых расскажу я, такое оборудование вовсе не обязательно. Можно использовать полупрозрачный поднос и подсвечивать его снизу настольной лампой. Или же просто наполнить любой глубокий поднос песком, лучше специализированным, из магазина. Если нет возможности его найти, можете взять обычный уличный песок — просейте его и прокалите его в духовке или микроволновой печи. А можно взять обычную манную крупу, она тоже сыпучая и похожа на песок.

Как начать работать с песком

Первое, что нужно сделать, — познакомить ребенка с возможностями песка и собственных рук. Пусть малыш погрузит обе руки в песок, почувствует его, попересыпает, расслабится. После этого можно показать различные приемы рисования. Для начала попросите малыша поставить все десять пальчиков на песочек и «потоптать» ими (хаотично двигаться одновременно двумя руками по песку): так получится первый рисунок. Похвалите ребенка за это: «Как красиво! По-моему, это салют! А ты что здесь видишь?».

Далее мы знакомим ребенка с другими приемами рисования. Можно взять игрушки для визуализации, особенно если вы играете с детьми 3−4 лет. Например, можно слепить колобков из теста: маленького, среднего, большого, и рассказать историю. «Маленький колобок хочет погулять, но вокруг пески, пустыня. Давай сделаем ему дорожку?». Начните с того, к чему привык ребенок: рисовать одним пальцем. Покажите ему, как нарисовать тропинку: нужно провести волнистую линию, это могут все дети. Потом — дорогу: прямую линию. Возьмите второго колобка: «Он тоже хочет пойти погулять, но первая тропинка для него слишком узкая. Давай сделаем ее пошире». Крепко соедините указательный и средний палец ребенка и рисуйте такую же извилистую кривую линию, потом прямую дорогу. Здесь дети с недостаточно развитой моторикой, с низким тонусом рук могут столкнуться с трудностями: им будет сложно держать два пальца вместе и работать ими. Но это все поддается тренировке как раз при помощи игр с песком.

Когда вы берете самого большого колобка, рисовать для него тропинку нужно уже тремя пальцами. А можно взять игрушку размером еще больше и предложить ребенку использовать кулачок, чтобы нарисовать тропинку. Если кулачок прижать и провести по планшету или подносу, то образуется широкая линия.

Продолжаем игру: «Наши герои пошли гулять по пустыне, посмотрели вверх и увидели красивые пышные облака». Используем ту же часть кулачка, прижимаем к песку и совершаем вращательное движение, и так в трех местах — вот и получилось кучевое облако. Можно еще показать ребенку, что можно рисовать ребром ладони. Главное, чтобы он попробовал все названные способы рисования: одним пальцем, несколькими и так далее.

Развитие межполушарной асимметрии

Рисование сразу двумя руками развивает межполушарную асимметрию, то есть взаимодействие правого и левого полушарий мозга. Когда наши полушария «дружат», мы становимся быстрее и сообразительнее. Заниматься этим важно с раннего возраста, когда головной мозг в активной стадии развития.

Начните с рисования симметричных предметов, сначала вы, а потом ребенок по вашему примеру. Разделите поднос линией пополам, чтобы ребенок сразу видел право и лево. Со временем ребенок уже будет осознавать, где какая сторона, и черту ставить не нужно. На этой разделительной линии поставьте точку. Пусть ребенок поставит на нее по пальцу правой и левой руки и начнет совершать обеими руками одновременные и зеркальные движения. Самое простое, что можно нарисовать, — солнышко: ставим указательные пальцы в одну точку, правая рука совершает полукруг вправо, левая влево. Следим, чтобы пальцы двигались одновременно и пришли в одну точку. Получается круг. А потом можно всеми остальными пальчиками пририсовать к кругу лучики — получится солнышко. Усложняйте: рисуйте домик, яблоко, грушу, бабочку с узорчатыми крыльями.

Чтобы упражнение было эффективным, следите, чтобы обе руки двигались одновременно. Если у малыша не получается эта синхронность, то мягко его направляйте. Но если долгое время все равно не получается, возможно, это сигнал о том, что стоит показаться нейропсихологу. Специалист подскажет, как еще можно развивать зоны мозга малыша.

Предлагайте ребенку дополнить рисунок, готовый наполовину: дорисовать левую часть, если малыш правша, и левую, если наоборот.

Развитие пространственной ориентации

Попросите ребенка: «Нарисуй в середине нашего подноса яркое солнышко». Ребенок находит середину, если затрудняется, нужно ему подсказать, и рисует солнце. Дальше, в зависимости от знаний малыша, рисуем картину в пространстве: просим изобразить облако над солнышком, под ним домик, справа от домика дерево. Можно добавить фигурки: «Положи бабочку под солнышко, птичку над домиком», и так далее. Если мы , можно усложнить это задание: дать буквы и попросить малыша: «Подпиши свою картину. Положи на солнышко ту букву, со звука которой оно начинается».

Познание окружающего мира

Игры с песком помогут познакомить малыша с различными явлениями природы. Вам понадобятся разноцветные листы бумаги. Изучая времена года, возьмите листочки зеленого, желтого, красного, голубого цветов. Кладите их на поднос в том порядке, в котором меняются сезоны, засыпайте песком. Ребенок может почистить ладошкой песок и увидеть голубой цвет. Мы спрашиваем: «Какое это время года?» и предлагаем ребенку вспомнить, что бывает зимой и нарисовать, например, дерево без листьев. Расчищаем дно дальше и видим зеленый цвет: это весна. Пусть малыш снова рисует ствол, но уже с листочками, которые вырастут на дереве, если «потопать» пальчиками.цифры — это просто бессмысленные значки. Как легче всего их понять и запомнить? При помощи активизации ассоциативной, зрительной и сенсорной памяти.

Сначала мы показываем правильное написание буквы или цифры. Затем мы берем пальчик ребенка, и он в точности повторяет все сделанное нами. Можно завязать ему глаза, и тогда он будет рисовать символ, представляя себе его образ.

Следующий уровень — «стереть» свой рисунок, встряхнув песочницу, и попросить ребенка нарисовать букву или цифру самостоятельно. Пусть ребенок постепенно уменьшает размер символов. Тренируйтесь, пока не получится аккуратно. Затем встряхните планшет и скажите, что буквы, как люди, любят жить семьями. У буквы О есть большой высокий папа, мама чуть пониже, дети, тетушки и другие родственники. Рисуем слева направо, приучая так к автоматическому направлению чтения. Слева рисуем большую букву О, затем постепенно уменьшаем. Так ребенок будет не только развивать моторику, но еще и повторять соотнесение размеров. Если ребенок маленький, пусть строит семьи фигур, например квадратов и кругов.

Потом переходим на уровень ассоциирования. Рисуем букву в центре подноса: «За буквой О гонится Буквоедик, давай спасем ее? Для этого придется спрятать ее в какой-нибудь предмет». Мы подключаем фантазию и стараемся создать среду, в которой ребенок раскроет свои творческие способности и особенности восприятия: до чего можно дорисовать букву О? До солнышка, до лица, до части очков, до колеса. Можно обратить внимание, что ребенок использует как ассоциацию — это слово-символ можно потом использовать для запоминания буквы. Как правило, дети, сначала запоминают, на что буква похожа, затем саму букву.

А для лучшего запоминания цифр можно придумать сказку-путешествие, в которой цифры будут превращаться в различные предметы окружающего мира, чтобы кому-нибудь помочь. Например, единичка может стать столбом для линий электропередач, если в городе порвутся провода, а восьмерка порадует детей в жарких странах, превратившись в снеговика. Увлеките ребенка сказкой на песке, поиграйте сами — так вы вместе не только отдохнете, но и с пользой проведете время.

Нет ребенка, который бы не любил песок. В любом виде и форме: в дворовой песочнице, на морском пляже, в строго-настрого запрещенной куче рядом с выкопанной траншеей во дворе. Словом, песок и ребенок - как два разнополюсных магнита; они притягивают друг друга и сливаются воедино. Нельзя сказать, что мамы очень уж против или что им песок не нравится, просто вытряхивать барханы из сандаликов, кармашков, вычищать из-за ушей и из ушей... Да и, к сожалению, игры на улице с песком ограничены сезонными рамками. Но есть замечательная вещь, примиряющая пристрастие мам к чистоте и порядку, любовь детей к песку и непогоду: это световой стол для рисования песком .

Что такое рисование песком на стекле и все необходимое для начала

Одно из самых доступных, и, одновременно, имеющее неограниченные возможности для творчества и развития маленького человечка занятие – это рисование песком на стекле . Пластичный, подвижный материал, не диктующий свои жесткие правила (как, например, акварель, фломастер, пластилин, цветное тесто или любые другие наборы для творческого самовыражения) позволяет ребенку творить без оглядки: а хватит ли бумаги, не кончились ли краски, а не испачкан ли стол или футболка, не испорчена ли работа. Что нужно начинающему художнику:


1. В первую очередь, сам песок .

Какой песок будет лучшим для песочных картин? – конечно же, идеально чистый, кварцевый, «песчинка к песчинке» (оптимальный размер песчинок 0.2-0.3 мм).


2. Специальная силиконовая кисточка .

Пригодится и для специфических «песчаных» спецэффектов при создании картин, и для тщательной уборки рабочего места.


3. . Стол иногда называют «ящиком для рисования на стекле», или «планшетом» но, как бы не назывался «песчаный мольберт», какие бы размеры не имел (оптимальные – 50х50см), принципиальное устройство одинаково: матовое, ударопрочное оргстекло надежно закреплено в коробке, снабженной подсветкой снизу и боковыми бортиками, чтобы рабочий материал не просыпался. Кстати, экран с подсветкой может пригодиться и для других целей: например, чтобы копировать рисунки.


4. Цветной песок.

Рисование цветным песком сделает процесс еще более захватывающим и ярким.

Как рисовать (техники песочных картин)

Струйка песка, высыпающаяся из маленького кулачка на светящийся экран, игра света и тени способны создавать причудливые, волшебные картины. Для начала стоит оставить малыша наедине с его фантазиями и таким приятным, просто завораживающим, текущим сквозь пальцы песочком. Главный инструмент – маленькие пальчики и ладошки. Малыш может рисовать что угодно и как угодно, хоть десятью пальцами и двумя руками одновременно (что очень полезно: симметричные одновременные движения правой и левой рукой способствуют внутреннему центрированию). Как только юный художник «освоит» световой стол для рисования песком, ознакомится с материалом, ему можно предложить варианты игр и заданий, адаптированных под интересы и возрастные особенности.

С самыми маленькими хорошо поиграть в «змейку» - начертить ребром ладони извилистую дорожку, попрыгать «как зайка» двумя пальчиками обеих рук, побегать, как «паучок» всеми пальчиками сразу.

Потом можно усложнить рисование песком на стекле, давая задания:

Сделать боковые отпечатки кулака, которые похожи на следы маленькой стопы;

Волнообразными движениями ладоней, положенными плашмя, изобразить море;

Прижав плотно ладонь ребром к экрану, сдвинуть песок мизинцем – получиться правильный, четкий полукруг.

То есть, ребенок должен понять, что рисовать можно не только указательными пальцами, а любой частью ладони в любом положении, оставляя отпечатки и проводя линии. Главное – стимулировать желание найти собственные, нестандартные решения, и песочное рисование для детей станет самым любимым занятием.


Почему рисование песком для детей полезно

Бытующее мнение, что «песочная терапия» - это новейшая разработка, не совсем верно, а вернее, совсем не верно. Целебные, развивающие, психотерапевтические свойства этого природного материала отлично и давно известны. Игра с песком, как методика диагностирования, была впервые разработана в 1929 году известным английским педиатром Маргарет Ловенфельд. Позже, в середине прошлого века, выдающийся психоаналитик К. Юнг исследовал влияние игр с песком на социальную адаптацию, развитие, эмоциональное состояние детей и успешно практиковал «песочную терапию». Швейцарский детский психотерапевт Дора Калфф продолжила исследования Юнга и Ловенфельд, создала новые наработки. Позднее Т. Грабенко и Т. Зинкевич-Евстигнеева сформировали целую систему песочных игр.

Песочное рисование для детей имеет массу позитивных моментов: отлично развивает тонкую моторику, пространственную координацию, тактильное восприятие, что напрямую связано с развитием логики, речи, мышления (поэтому логопеды и детские психотерапевты так часто рекомендуют рисование песком на стекле). Пластичность, текучесть и сыпучесть песка дает возможность множественных трансформаций и мгновенного превращения картины в совершенно иную, что превращает процесс рисования в нечто медиативное.


Кому очень нужен световой стол для рисования песком:

  • Малолетним любителям поиграть в песочнице и порисовать, в том числе на стенах. После того, как в доме появится стол для рисования песком, обои станут чище, а психоэмоциональное самочувствие юного художника значительно улучшится.
  • Членам семьи, чья профессиональная деятельность связана с многочасовым сидением за монитором компьютера, нервными перегрузками и стрессами.
  • Пожилым членам семьи: час занятий с песком нормализует общее состояние, понижает давление, а регулярное рисование песочных картин благотворно влияет на память.
  • Всем творческим личностям, обожающим создавать потрясающие картины и размещать фото своих шедевров в Инстаграмме.

Я загорелась идеей сделать такой ящик с песком для рисования в детский сад.

Вариант 1-й.

Продаются готовые ящики. Посмотреть можно

Экологически чистый деревянный ящик, сверху оргстекло, снизу подсветка энергосберегающей лампочкой. Для творческих занятий по рисованию песком на стекле, подойдет и для удобного копирования рисунков, посредством обвода контура.
Новая, улучшенная модель, с отделением для песка.
Размеры ящика: 50 х 50 х 14 см, световой экран 48 x 36 см, длина шнура 180 см
.

Как известно, дети с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью... Это дает возможность использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний, для развития мелкой моторики.

Вариант 2-й

Информация взята

Для изготовления ящика Вам понадобится:
1. Доски
2. Фанера
3. Акриловое оргстекло
4. Колоды из дерева

Изначально возьмите доски и фанеру, и соорудите вот такой ящик, который показан на рисунке. Он должен быть глубоким (7-10 см), чтобы песок не высыпался наружу, но при этом можно было легко рисовать.

Далее с двух краёв отступите, одинаковое количество сантиметров и прибейте планки. У Вас получилось место для хранения необходимых атрибутов. Здесь Вы можете хранить крупы, камешки, которые возможно Вам понадобятся для того, чтобы Ваш ребёнок развивался. Следующим шагом Вам нужно сделать прорезь на дне ящика — это нужно для того, чтобы в дальнейшем вставить оргстекло — место для освещения лампой. Размер можно сделать по желанию, например формат бумаги А3 - А2.

Чтобы световой стол был устойчивым, Вам нужно в качестве ножек взять колоды из массива дерева. Также Вы можете их покрасить по Вашему желанию, например в синий и красный - так забавней.

Теперь в прорезь на дне ящика Вам нужно уложить акриловое оргстекло. Необходимо его сделать матовым, для этого положите на стекло лист формата А1 и по всем краям закрепите скотчем или изолентой.

Если Вы всё делали правильно, то у Вас должен получиться стол, как показано на фото ниже. Ничего сложного, а плацдарм для творчества почти готов.

Теперь положите под стол лампу, включите и собственно всё. Вы создали своими руками световой стол для рисования песком!

Вот уже и можно приступать к творческим занятиям. Осталось только купить песок в магазине стройматериалов или же взять прямо с песочницы, просеять его через сито, промыть и прокалить его в духовке. Ещё можно Вам посоветовать творить на световом столе не только песком, а и различными крупами (манкой, например). А чтобы рисунок был оригинальным, можно использовать цветные камешки.

Для того чтобы создавать картины из песка, не обязательно иметь художественное образование.
Детям особенно нравится рисовать песком. Податливость песка, его природная магия притягивает детей с первых минут.

Рисование песком - это погружение в сказку, в мир фантазий, причудливых образов, извилистых линий. Прикасаясь к песку, Вы почувствуете его тепло, его текучесть, его движение.

Рисование песком - отличный способ расслабиться. Погружение в приятное текучее состояние спокойного творчества, соприкосновение с природной материей снимает стресс, любое напряжение, страхи.

Создание картины песком - увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество, расслабляет и вдохновляет одновременно. Мягкий колорит природных оттенков, контраст песка и света, плавность контуров и припудренность линий создают Волшебство.

Как правило используют очищенный песок, который тонкими слоями наносится на подсвеченное стекло. Нарисовать с помощью песка можно что угодно: пейзажи и портреты, натюрморты и абстракции. Главное - дать волю воображению и не бояться экспериментировать.

Способы рисования песком:

1. Первым делом надо предложить детям воплотить в песке свои идеи теми способами, которые им больше нравятся. И только после того, можно давать конкретные задания;
2. Песок можно разравнивать как ладонями, так и пальцами;
3. Руки могут работать и как бульдозер, разгребая песок вокруг;
4. Пальцами можно проделывать отверстия в песке или рисовать на нем;
5. Дети очень хорошо расслабляются, пропуская песок между пальцами;
6. Поначалу дети могут использовать указательный палец, так удобнее и привычнее;
7. Для изображения солнышка можно предложить использовать кулачок;
8. Для изображения волны в рисунке можно использовать кисть руки;
9. На последующих занятиях можно осваивать новый способ рисования песком, путём отсечения лишнего.

Все действия выполняются пальцами рук, однако в качестве приспособлений могут использоваться стеки и кисточки.
Техника помогает развить тонкую моторику, что особенно полезно для детей (потому что через стимуляцию пальцев рук развивается мозг)

Это занятие особенно рекомендуется специалистами для гиперактивных и сверхвозбудимых детей,ведь оно помогает лучше понять свои чувства и чувства других людей, получить необходимые навыки социального общения, выработать позитивное отношение к себе и окружающим.

Рисуя песком, человек, будь то ребенок или взрослый, задействует и пальцы, и кисти рук. Рисование развивает тонкое тактильное восприятие, требует анализа и гибкости мышления, развивает воображение и раскрывает творческий потенциал.Это занятие придётся по душе абсолютно всем, и маленьким и взрослым.

Это очень интересно и увлекательно!!!

Вариант 3-й - смотрите видео


А чтобы проявить способности у детей к рисованию песком, посмотрите видео: «Как с помощью светового стола для рисования песком создать вот такие шедевры»:


Рисование песком на стекле - новая и одновременно хорошо забытая старая техника изобразительного искусства. Ныне она популярна во всем мире благодаря своей выразительности и простоте исполнения. Создавать невероятно красивые, а главное, живые узоры с помощью обыкновенного сухого песка сможет даже ребенок. В наши дни рисование песком на стекле стало доступным для каждого, причем в домашних условиях. Поэтому рассмотрим несколько основных аспектов, которые касаются упомянутого вида искусства.

Чем полезны подобные занятия

Несомненно, создавать песочные картины интересно каждому человеку, как ребенку, так и взрослому. Однако на самом деле этот вид творчества не ограничивается одним лишь получением удовольствия. Главным образом техника рисования песком на стекле развивает вашу фантазию, умение быстро менять привычные формы, создавать метаморфозы. При всем этом в первую очередь активно работает ваш мозг, который приспосабливается думать быстрее. Также развивается абстрактное восприятие, фантазия, воображение, человек начинает мыслить шире. Кроме того, благодаря тому, что во время рисования на песке вы главным образом задействуете свои руки, технически они начинают работать на одной волне с мозгом. Это позволяет успокоиться, обрести некий баланс, что в дальнейшем влияет на более слаженное выполнение любых действий.

Лечение с помощью песка

Продолжая предыдущий абзац, хотелось бы также отметить целебные свойства песка. Людям уже давно известно, что данный природный материал обладает успокаивающими свойствами. Он способен избавить человека от стрессового состояния, излечить депрессию, настроить его на более позитивную и сбалансированную волну. Именно поэтому рисование песком на стекле является вдвойне целебной терапией. Одновременно человек занят любимым делом, которое развивает его мозг и подсознание, и вместе с этим приходят в норму его нервные клетки. Если заниматься этим делом регулярно, то психическая возбудимость, которая свойственна многим современным людям, будет постепенно отступать, а на смену ей придет уравновешенный и мягкий характер.

Начинаем рисование песком на стекле

Оборудование - это первое, что пригодится будущему «песочному» художнику. В этот список входит всего три компонента: столик с определенными параметрами, лампа и непосредственно сам песок. Поверхность стола для рисования должна быть сделана из стекла. Также желательно, чтобы покрытие было матовым и пропускало только свет через себя, а не всю картину того, что находится под столом. Для новичков идеальным вариантом будет столик, стекло которого имеет небольшую рамку, образующую бортики. Так песок не будет просыпаться на пол, и любая картина станет более точной и четкой. Высота ножек определяется вашими предпочтениями. Кто-то любит творить такие шедевры, сидя на корточках, кто-то предпочитает стоять. Под столом размещается любая лампа или фонарик. Подготовив все это, можно приступать к отбору песка, который ляжет в основу ваших картин.

Качество песка определит красоту ваших творений

Многие говорят, что искусство рисования песком на стекле не зависит от того, какой именно природный материал вы выберете для этого. Возможно, данное утверждение является подходящим для профессионалов или же любителей, однако если вы новичок, то все-таки стоит подобрать наиболее качественный материал, с который будет проще и приятнее работать. Итак, если вы решили, не мудрствуя лукаво, набрать песочка во дворе, возле дома, то предстоит проделать с ним ряд процедур. Сначала просеиваем песок, чтобы очистить его от мусора и черных крупинок. Затем промываем под проточной водой, избавляя от ненужной пыли и уличной грязи. После того как он немного подсохнет и основная часть воды стечет, накаливаем его в духовке, в течение двух часов. Когда песок уже остынет, его можно использовать для создания рисунков на стекле. Если же у вас есть возможность собрать морской или речной песок различных оттенков и структуры, то картины получатся более оригинальными и выразительными.

Чем характерно рисование песком на стекле

Обучение данному виду искусства начинается всегда с того, что все тут делается очень просто. Если в стандартной художественной школе детей сперва учат делать эскизы, потом создавать силуэт, игру теней, и множество прочих нюансов, то тут вся задача состоит лишь в том, что нужно уловить ход линий и передать верно все пропорции того, чтобы вы пытаетесь нарисовать. Именно поэтому рисование песком на стекле носит несколько анимационный характер, подвижный. Варьируя положение каждой крупинки, вы можете оживлять образы, менять и формы предметов, создавать как реальные натюрморты, так и сюрреалистические пейзажи. Сосредотачивая большее или, наоборот, меньшее количество песка в одном месте, вы создаете больше теней или больше света, что делает любую композицию еще более интересной и живой.

Небольшое послесловие

Несомненно, картины, нарисованные на с помощью песка, являются произведениями искусства. Однако остаться такими, подобно «Джоконде» или прочим живописным шедеврам, они, увы, не могут. Запечатлеть подобную картину может человеческая память или фотоаппарат, но последний все-таки не сможет передать всей той полноты линий и переходов, которые можно увидеть вживую. Поэтому рисунки, созданные с помощью песка, чаще всего называют сиюминутным гениальным творением, которое может оставить только впечатление в вашей памяти, только эмоции и чувство прекрасного.

Маленькие дети обожают пачкаться, возиться руками в сыпучих материалах, создавать фантазийные образы, отдаются творческому процессу целиком. Соедините увлечения ребенка в одно целое, получится рисование на песке.

Наверняка вы сами завороженно наблюдали за подобными представлениями на ТВ, смотрели шикарные анимации известных мировых авторов. Попробуйте повторить шоу дома вместе с ребенком. А наша статья подскажет, как рисовать песком на стекле и как научить ребенка делать песочные композиции.

В чем польза этого занятия

Американский режиссер-мультипликатор Кэролин Лиф подала интересную идею педагогам и родителям, как организовать досуг малышей и заняться развитием разнонаправленных навыков одновременно.

Она создала песочный видеоролик. Герои оживали, действовали на светящейся доске. Художница рисовала их пальцами с помощью песка. Идею подхватили другие мультипликаторы. Метод создания образов и сюжета заслужил высокую оценку.

Постепенно рисование на специальной доске с песком пришло в жизнь простых обывателей. Педагоги стали практиковать такие занятия с детьми разного возраста. Увлекательный метод педагогической работы изучался с точки зрения психологии, физиологии, дидактики. Практикующие инновации учителя и воспитатели ДОУ заметили следующие полезные свойства подобных занятий:

  • Рисовать песком на стекле весело и интересно. 99% детей получают заряд положительных эмоций во время урока, развлечения.
  • У метода нет особых правил. Малыш может рисовать ладонью, одним или несколькими пальцами, создавать любые фигуры и стирать их быстро, если что-то не получилось.
  • Отсутствие ограничений снимает эмоциональное напряжение. Дети раскованы, в меру возбуждены, чувствуют себя творцами уникального шедевра.
  • Развивается моторика. Детсадовцам надоел пластилин, карандаши, тренировать ловкость пальчиков с помощью светового планшета и песка не менее полезно. Одновременно с моторикой развивается речь.
  • Совершенствуется графомоторика. Школьники развивают способность повторять контур, правильно удерживать ручку, соблюдать ритм движений.
  • Подходит для любого возраста. С удовольствием рисуют на доске ясельники, школьники и взрослые. Магия сыпучей анимации не оставляет равнодушными почти никого.
  • Избавление от стресса. Работа с песком включается в курс психотерапии по лечению неврозов, тиков, бессонницы. Здоровые дети на занятиях тоже успокаиваются, находят душевное равновесие, забывают о неприятностях.
  • Уникальный метод помогает раскрыть творческий потенциал, найти себя. Ребенок проявляет фантазию, показывает скрытые способности, не боится оценки результата.

Если рассматривать методику с точки зрения организации и материальных затрат, выявляются следующие преимущества:

  • Расходные материалы стоят дешево. Песок не обязательно покупать, используйте манку, молотый кофе.
  • Сделать планшет для рисования можно своими руками. Потребуется лампа, оргстекло, деревянная коробка. Оборудование занимает мало места в комнате и не требует особого ухода.
  • Научить малыша рисовать песком может любая мама, папа, бабушка. Для занятий не нужно специальное образование, курсы. Посмотрите примеры работ в интернете и смело начинайте творить.

Материалы и инструменты для рисования

Без специального самодельного или купленного в магазине оборудования научиться рисовать на песке не получится. Набор инструментов и расходников небольшой:


На заметку! Кварцевый песок купите в зоомагазине, торговых центрах в отделе «Игрушки», «Все для творчества».

Приемы рисования

Искусство создания анимаций основано на простых приемах рисования. В детском саду, дома покажите ребенку, как нужно держать руки, высыпать песочек, чтобы картинка получалась четкой, яркой и реальной. Используйте следующие техники для начинающих.

Пересыпаем песок из одной ладошки в другую

Отличный вариант начала занятий. Малыши настраиваются на работу, знакомятся с материалом, ощущают его вес, тепло или прохладу, текстуру.

Собираем песок в кулак и рассеиваем

Нужно смотреть, сколько песка набирает дошкольник в ладошку. Его должно быть немного, чтобы движения были легкими, слой материала на стекле тонким.

Высыпаем песок струей

С помощью ручейка из ладошки дети рисуют линии разной толщины. Если держать ручку высоко и пускать тонкой струей, получится светлый вариант линии. Если сыпать грубо, почти разжимая кулак, нарисуете темную широкую кривую. На этом этапе важно отработать оба приема, чтобы ребенок контролировал насыщенность рисунка цветом, создавал почти невидимые линии.

Рисуем пальчиками

Дети могут использовать каждый палец в отдельности или ладонь целиком. Пусть изобразят траву, волосы, деревья. Кулаком рисуют крупные объекты – гору, камень. Подушечками – плоды, звездочки.

Школьникам, освоившим простые способы рисования, предложите такие увлекательные упражнения.

Кленовый лист

Насыпьте контур для кленового листа, стараясь соблюдать его форму. Подкорректируйте линии пальцами. Сдвиньте лишний песок к краю нарисованного листа, чтобы контур стал темнее. Нарисуйте черешок. Ногтем проведите внутренние линии (прожилки). В области черешка подушечкой пальца поставьте кружок.

Буквы

Материал рассыпается по стеклу из ладони или щепотью. Разравнивается. На этом фоне напишите буквы латинского или славянского алфавита по образцу. Ребенок учится быть внимательным, повторять шаблон. Развивается графомоторный навык.

Вода

Насыпьте песок по всей поверхности контейнера. С помощью четырех или пяти широко расставленных пальцев рисуем волнистые линии. Ногтем сделайте горизонтальные черточки – это рябь. Потом проведите горизонт и уберите лишнее в верхней части стекла. На этой же композиции нарисуйте тучки.

Облака

Песок зажат в кулаке. Делаем круговые движения рукой с маленькой амплитудой, рассыпаем материал по песочнице. Мелкие линии можно потом провести ногтем, чтобы облака получились пышные.

Юным художникам на начальной стадии осваивания увлекательного хобби понравятся такие упражнения с использованием дополнительных инструментов.

Трафареты

Возьмите штампы, трафареты для кофе, крышки от пластиковых бутылок. Оставляйте ими следы на песочном столе. С помощью разных фигур создаются большие сюжетные композиции.

Сито

Рассеивать песок через детское сито гораздо легче. Можно образовывать горы, делать тонкое покрытие на стекле. Следующим этапом становится рисование пальцами на полученном песочном пространстве.

Воронка

Инструмент с широким горлышком помогает сделать высокую насыпь. Дети с увлечением наблюдают песочный ручеек, повторяют действие с помощью кулачка.

Рисуем следы животных

Это упражнение требует острожной работы от пальчиков. Следы рисуйте кулачком, делая основной фон. Мелкие детали прорисовывают палочками, подушечками пальцев, ноготками.

Маятник

Прикрепите бусины разной величины к веревкам. Раскачивайте маятник так, чтобы на стекле оставались следы от груза. Малыши учатся контролировать силу, соблюдать ритм движений. Это отличная терапия эмоциональных перегрузок.

Цветные подкладки для фона

На стекло кладут цветной картон, красочные картинки. Поверх тонким слоем рассыпается песок. Дети рисуют круги, зигзаги. Цветной фрагмент выступает частично. Получается оригинальная картинка.

Отпечатки узоров

Играть можно нестандартным предметом с узорами – втулкой от туалетной бумаги. Нанесите на нее рисунки клеевым пистолетом, дайте высохнуть. Проведите инструментом по тонкой поверхности песка, останется след. Этот вид работы обожают девочки.

Вариантов для подбора дополнительных элементов, инструментов для создания песочного шедевра много:

  • Возьмите расчески с редкими или частыми зубьями – получится волна.
  • Зубочистки помогают нарисовать тончайшие линии, сделать образ героя выразительным, реальным.
  • Детские грабельки подойдут для вырисовывания рельефа на пейзажных композициях.

Фантазируйте, не ограничивайте себя и ребенка в творческом процессе.

Песочная анимация

Первую простенькую анимацию ребенок сможет исполнить через три–четыре урока, освоив технические азы рисования. Предложите школьнику изобразить на стекле яблоню. Пошаговый мастер-класс приведен ниже:

  1. Подготовьте песок и экран. Поверхность стола обработайте антистатиком, уберите лишнее.
  2. Наберите в кулак немного песка и рассыпьте по световому столу. Поверхность должна быть покрыта равномерно.
  3. Нарисуйте большим пальцем ствол, давите на всю подушечку.
  4. Поднимаясь к верхушке яблони, заостряйте линию. Рисуйте не все подушкой, а половинкой, потом ноготком.
  5. Мизинцем и указательным пальцем нарисуйте тонкие и толстые ветки. Искривляйте линии, чтобы яблоня была похожа на настоящую.
  6. Изобразите крону. Наберите песок, щедро насыпьте вокруг веток, наверху.
  7. Немного оставьте для нижней части картины. Рассейте его под деревом. Это будет травка.
  8. С помощью отпечатков пальцев изобразите яблоки на веточках. Их количество определите сами. Важно, чтобы кружочки не были размытыми, края должны быть четкими.
  9. Если три–четыре яблока нарисовать под деревом, на земле, получится осенний вариант картинки.
  10. Теперь очистите фон. Обведите вокруг кроны контур, уберите лишний песок с поверхности. У дерева появится форма.

На заметку! Для анимации используйте разноцветный набор для рисования. С помощью зеленого, желтого, белого, серого песка, изменения оттенка подсветки изображения профессионалы добиваются эффекта живой картинки.

Как нарисовать свинку

Как нарисовать мышку

Как нарисовать бегемотика

Игровые упражнения

В домашних условиях, в детском саду, на занятиях по раннему развитию малыши учатся с помощью игры. Это лучший способ научить сложному через простое. Настольная песочница с высокими бортами и игровые упражнения для дошколят помогут вам в этом.

Тренируем пальчики

Первое знакомство с анимацией начните не с теории, а с практики. Дайте возможность потрогать, понюхать, исследовать материал. Включите подсветку в песочнице. Можно поставить негромкую музыку, чтобы малыши погрузились в процесс целиком, поняли, что сейчас будет происходить что-то необычное.

Попросите дошкольников нарисовать пальчиком на стекле любой предмет, фигуру. Пусть вдоволь повозятся с песком. Одновременно с этим развивается моторика, воображение, внимание.

Играем в прятки

Понадобятся грабли, лопатки и толстый слой песка. Раздайте ученикам маленькие игрушки (фигурки от киндера). Попросите закопать незаметно для других. Устройте соревнования, кто быстрее найдет игрушку друга с закрытыми глазами с помощью пальчиков.

Какой сюрприз у меня

Педагог прячет в песочнице разные предметы небольшой величины (пуговки, тряпочки, бумажки, фигурки, мячики, монетки). Задача детей: найти по одному предмету руками, отгадать, что это, на ощупь. В процессе понимания, ощупывания предмета нужно рассказывать о своих ощущениях, предположениях.

Клад

Песок нужно пересыпать в глубокую емкость или сундучок. Положите внутрь пиратские сокровища: бусы, монеты, карту, «драгоценные камни». Искать клад нужно одним пальчиком. С каждой находкой связывайте увлекательную историю. Расскажите ее сами или придумайте с детьми.

Камень

Найдите на улице булыжник. Пусть он будет неприятным на ощупь: холодный, скользкий, шершавый и прочее. Закопайте предмет в песке. Попросите детей одновременно прикоснуться к неизвестному предмету, рассказать, что они чувствуют, почему им неприятно и тому подобное.

Продолжите исследования в группе, когда камень извлекут из песочницы. Тактильные ощущения отвечают за формирование речи, тренируют эмоциональную выдержку.

Важно! Для игр в прятки, когда дети не видят предмет под песком, подбирайте игрушки с закругленными краями, из ткани, резины, чтобы малыши не поранили пальчики.

Осваивать нетрадиционную методику для раннего развития, развлечения детей нужно после просмотра видеоуроков или рекомендаций профессионалов. Новичкам полезно знать следующее:

  1. Ставьте точки подушечками разных пальцев. Запоминайте, какой они будут величины. Это поможет не ошибиться в выборе пальчика при рисовании глаз, плодов, рисунка на теле животных.
  2. Перед уроком старайтесь засыпать ровный слой песка на стекло. Используйте сито, воронки, чуть позже кулаки.
  3. Не разравнивайте поверхность пальцами. Отпечатки оставляют неэстетичный след.
  4. Когда малыши научатся создавать простые изображения, пробуйте создавать композиции из мелких деталей с использованием подручных инструментов.
  5. Профессионалы минимизируют количество прикосновений к песку. Движения должны быть размашистыми, уверенными.
  6. Выберите лучший вариант рисунка для вашего уровня. Отрабатывайте технику его создания до совершенства. Репетируйте схему несколько раз.
  7. Перед нанесением штриха продумывайте его длину и ширину.
  8. Рисовать песком можно на светозвуковой доске, черном отполированном столе, кухонном противне. Самое важное – контраст поверхности и сыпучего материала.

Важно! Мастер-классы посмотрите бесплатно в Сети. Периодически показывайте детям сложные композиции на видео. Это дает толчок к развитию, подстегивает интерес и желание совершенствовать технику рисования.

Как сделать стол для песочной анимации своими руками

Игровая деятельность в кругу семьи гораздо полезнее для малышей раннего возраста, чем групповые занятия в развивающих центрах. Планшет для рисования песком с подсветкой можно сделать дома из подручных материалов. Папам понадобятся:

  • деревянный ящик;
  • подходящий по размеру кусок оргстекла;
  • гвозди;
  • изолента, скотч;
  • краска по дереву;
  • фонарик, лампа.

Процесс изготовления займет не более 1–2 часов, а детской радости не будет предела. Сделайте столик побольше, чтобы пользоваться всей семьей одновременно. Инструкция состоит из следующих шагов:

  1. Очистите деревянный ящик от лишнего, уменьшите высоту бортов. Средняя глубина пространства – 10–15 сантиметров.
  2. Уберите нижнюю крышку или сделайте прорезь для установки стекла.
  3. Поставьте прозрачную часть на нижнюю половину.
  4. Тщательно закрепите стекло планками снизу.
  5. По бокам сделайте отделения для хранения мелочей (палочек, сита, граблей). Для этого прибейте планки, отступая от края пару сантиметров.
  6. Установите ножки к столику. Высоту выбирайте по росту и возрасту младшего ребенка.
  7. Под стол поставьте яркий фонарь или электрическую лампу с хорошей мощностью.
  8. Рабочее место для маленького художника готово.

Посмотрите видео-инструкцию о том, как сделать световой стол для рисования песком своими руками дома:

Интересный факт! В Тибете, Индии сохранились традиции создания изображений высшего Бога с помощью разноцветных крупиц песка. Это искусство имеет название – мандала. Яркие круглые картинки делают только посвященные в тантрические секреты монахи. На изготовление одной мандалы уходит 1–2 недели. Картинка состоит из миллионов песочных крупиц.

Композиции из песка нельзя повесить на стену, оставить на память, чтобы показать друзьям и родственникам. Это единственный минус такого творчества. Но выход есть. Записывайте удачные занятия на камеру, фотографируйте рисунки. Сделайте ролик, наложив на слайды музыку.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

Выбор редакции
Что такое объяснительная записка? Как правильно написать объяснительную записку начальнику на работе за отсутствие на рабочем месте или...

Общее налоговое правило по подоходному налогу гласит, что НДФЛ попадают в государственную казну автоматически. Это значит, что за...

Фото: Денис Медведев / PhotoXPress.RUВесело грызть гранит науки! Было бы на что. С 1 января 2011 г. у нас опять начнётся новая жизнь....

Между подлежащим (группой подлежащего) и сказуемым (группой сказуемого) из всех знаков препинания употребляется только тире. ставится на...
В русском языке существуют особенные части речи, примыкающие к существительному или глаголу. Некоторые языковеды считают их особыми...
Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны?Ъ и ЬТвердый и...
Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны? Ъ и Ь Твердый и...
Наршараб – это кисло-сладкий гранатовый соус – один из знаменитых ингредиентов кавказской кулинарии. Он легко станет любимым продуктом и...
Пикантную закуску можно приготовить для праздника или встречи гостей. Приготовление: Отрежьте ножки от шляпок, посолите их и обжарьте на...